Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

БАБУШКИНА ЗАПОВЦЬ Моя бабушка , Мария Та­ расовна Батищева, конечно , не знала мудрого вы сказы ­ вания китайского м удреца Конфуция о маленькой св е ­ че, но всю свою ж и знь , мне каж ется , строила именно по эт ом у п р а в и л у . Я п ом ню с е б я с о в с ем м а л е н ь к и м . Утро: с и ж у на пороге б а ­ буш киного дом а и смотрю на солнышко . Его так мно ­ го! Весь двор — солнышко . Бабушка выносит мне боль ­ шую круж к у молока и го ­ ворит: «Смотри, Игорек , как много солнышек! Это о д у ­ ванчики . Они первыми рас ­ цветают и тянутся к рукам . Они добрые . Давай я сп л е ­ ту тебе венок» . Присела р я ­ дом , п олож ила мне на го ­ лову желтый веночек и ск а ­ зала: «Пусть доброй будет твоя головка» . И ещ е что- то при говаривала . .. Я пил дол око , смотрел на солн еч ­ ный л уж ок одуванчиков и слушал её . Потом я подрос , носил пионерский галстук, озорни ­ чал , как бы готовясь п о д ­ твердить популярную сегод ­ ня остеровскую фразу о том , что из к аж ды х пятисот п я ­ тидесяти семи очень о зо р ­ ных мальчиш ек получается один директор . А бабуш ка , по счастью , все время была рядом . Нет, она не пыталась превратить внука -пионера , рьяно отрицающ его Бога , в богомольца , хотя сама была глубоко верующ ей . Просто однажды на мое очередное заявление о том , что Бога н ет , я у слыш ал ее т и хи й голос: «А к уда ж он дел ся - то?» Я не наш елся , что от ­ ветить. А она продолжала: «Ты знаеш ь , Игорек , д аж е если его п о -тво ем у и н ет , научи сь у в аж а т ь т е х , кто знает другое . Научись тво ­ рить добро и не люби зл о» . И уж е стоящ ем у на пороге юности она мне как-то ск а ­ зала , глядя прямо в глаза: «Ты запомни , родной: ува ­ ж ай стариков , люби детей и п р о тя ги в ай р у к у п ом ощ и убогим и слабым» . Видим о , это и определи ­ ло всю мою жи знь : и выбор п р о ф е с с и и , ж и з н е н н о е и проф ессиональное кредо , и устои личного и сем ейного ук л а д а , да все! Это потом пришли разного рода допол ­ нения и уточн ения . Это по ­ том я построил дом , вырас­ тил сына и дочь, посадил д е ­ ревья. Это потом я учил под­ р о с т к о в , был, д и р е к т о р ом ... с т р о и т е^ н о г о училищ а , где ср еди ребят поначалу около ста находились в п остоян ­ ном поле зрения милиции . Это потом я сравнивал на ­ ш их р у сски х пацанов с их темнокожими сверстниками в М о зам бик е , где работал два года . Это потом я сл у ­ чайно попал — вернее , меня при гла сили , поговорили и назначили — директором в школу-интернат для слепых и слабовидящ их д ет ей . СЕМЬ д о с т о и н с т в ПО-РУССКИ Мне было около сорока , когда я приш ел к ним . Сер­ дц е сж алось . И остро вспом ­ нились бабушкины зап ов е ­ ди . Вот оно — поле деят ел ь ­ н о сти дл я в оп л ощ ени я ее советов . Д етей я люблю — это уж е проверил . Обижать стариков и слабых считаю делом не достойным ч ел ове ­ к а . А пом огать убогим — вот он о ! .. Д ети -ин в ал и ды , обиж енны е судьбой с сам о ­ го р ож д ен и я . . . И я сказал себе: сделай так , чтобы этот трёх этаж ны й дом стал им теплым кровом , стал всем нам — и воспитанникам , и педагогам — дружным уль ­ ем , ж у ж ж а щ и м с о о б щ е ­ ством , гом онящ ей сем ьей . Домом Добра! У многих из этих детей в глазах нет даж е света — будет Добро! Где-то читал , что человек долж ен иметь пять достоинств: ве ­ р и т ь , лю б и т ь , п о н и м а т ь , принимать и помогать. М ож ет быть, таких к а ­ честв долж но быть п о -рус ­ ски семь? Семь — число ма ­ гическое и , на мой взгляд , счастливое . Я хоч у , чтобы мои дети верили , лю били , понимали, принимали, помо­ гали , сострадали и прощ а ­ ли . Я долж ен сделать так, чтобы дети верили в доброе начало , верили в то , что с о ­ зданы высшим разум ом , в е ­ рили тем , кто их учит , ве ­ рили в себя . Я долж ен сд е ­ лать так , чтобы дети пони ­ мали друг друга , нас , п ед а ­ гогов. Понимали н ео бходи ­ мость жить по-человечески , по-русски , по законам сотво­ рения добра . Я долж ен с д е ­ лать так , чтобы мои дети н а у ч и л и с ь п р и н и м а т ь ж и знь , какая она есть , чув ­ ствовали себя и на самом д ел е были п ол н оц енны м и людьми , а не инвалидами , привыкшими только ждать помощи и просить ее , быть иж дивенцами , нахл ебник а ­ ми. Это должны быть воспи ­ танные , инициативны е , от ­ в етственны е , н ер авн одуш ­ ные, осознающие свою по ­ лезность , лю ди . Они д о лж ­ ны получить хорош ее обра ­ зование, научиться трудить ­ ся , найти свою д ор о г у . Я обязан сделать так , чтобы в наш ей больш ой школьной семье каждый ум ел состра ­ дать боли , старался бы об ­ легчить ее и делал это так ­ ти ч н о и т о н к о . О соб енн о трудно научить д етей про ­ щать обиды , прощать своих , п орой , н ерадивы х р о д и т е ­ л ей , сострадая им и преодо ­ левая свои горести и н ед у ­ ги , находя себя в к олл екти ­ ве ш к о лы -д ом а , к о торы й призван адаптировать к аж ­ дого воспитанника к ж и зни . И , након ец , я поставил сво ­ ей за д ач ей научить д ет ей постоянной потребности по ­ могать. Это, как нигде , н уж ­ но в наш ей школе. Слепому или слабовидящему ребенку н уж н о научиться ори ен та ­ ции в пространстве, в горо ­ д е , в ж и з н и . До с и х пор мысленно иногда закрываю глаза и пробую пройти тот или иной школьный к ори ­ дор . А мои дети ходдт так п о стоянно . Я провел свою ,первук> л и н е й к у п ер в о г о сентября и решил про тог ­ д аш н и х п ер вокл а с сник ов : что бы ни сл учи л о сь , вот эти х малышей я выращу и выпущ у и з школы умными , добрыми , сильными! В школу-интернат я при ­ шел в 1990 -м году . И теперь могу сказать , что все это у нас получилось, получается. Наши голые стены исч е зли , и школа стала веселой, ую т ­ ной , — все здесь разрисова ­ но. Над одной из девчоно ­ чьих спален — ветка, на вет­ ке — птичка . Это я уж е п о з ­ ж е у зн ал , что то ж е самое дел ал А львин А прауш ев , директор Загорского детско ­ го дом а для сл еп огл ухон е ­ мых д етей (ныне это совре ­ менный реабилитационный центр ) . Когда он возглавил детский дом , он тож е был голым, серым . До Апрауш е- ва ра ссуж дали так: все рав­ но ведь дети ничего не ви ­ дят! А он сделал стены р а з ­ н о ц в е т ны м и , с т ек л я н ны е двери превратились в цвет ­ ные в и тр аж и . . . Доброе , а не у ны л о е , как р а н ьш е , н а ­ с т р о ен и е п ед а г о г о в стал о п ер ед а в а т ь ся в о сп и т ан н и ­ к ам . П о -дру г ом у было бы просто невозмож но чего-то добиться . АЛЁШИНДЕНЬ Уж е окончил наш у ш ко ­ лу и стал студентом К ур с ­ кого музыкального учи ли ­ ща Алеш а Геращ енко , сын летчика , воевавшего в А ф ­ г а н и с т а н е . Н а д ею с ь , что вп ер еди у этого п арня — к о н с е р в а т о р и я . А л еш у в ш кол е все так лю били (и лю бят — он п р и е зж а е т к нам на праздники), и так х о ­ телось сделать для него что- то хор ош е е и совсем н е о ­ бычное, что я решился от ­ праздновать его восемнадца ­ тилетие в актовом зал е всей ш колой . Получился насто ­ ящ и й т в о р ч е с к и й в е ч е р , к уда мы пригласили и его родственников , и ж урн али ­ стов, и сотрудников област ­ ного департамента образова ­ ния и науки . Алеш а играл на баяне в дуэте с товари ­ щ ем , исполнял соло на тру ­ бе (кстати , ещ е пятикл асс ­ ником он стал дипломантом П ер в о г о м еж д у н а р о д н о г о конкурса слепы х музы кан ­ тов имени Луи Брайля) . А еще пел вместе с девчонка ­ ми и с нашими хорами — русским народным и ак ад е ­ мическим . Пел и с вокаль ­ н о -ин стр ум ен т ал ьны м а н ­ сам бл ем «В е р с и я » , в том числе и свою собственную песню «Третий тост» , посвя ­ щ енную отцу и его товари ­ щам . С ей ч а с д а ж е с т р а н н о , как я сомневался тогда на ­ счет А леш иного вечера: п е ­ д а г о г и ч н о л и у д е л я т ь столько вниманий одному? А теперь такие творческие вечера для ребят стали на ­ ш ей т р а д и ц и е й . У н а с столько талантов! Четверо наших воспитанников — тот ж е Алеш а Геращенко, а еще Катя Иванова , Катя Ж ого- ва и Юля Попова — летом 1998 года пели вместе с про ­ славленной Монсеррат К а ­ балье в благотворительном концерте «Звезды мира — детям» на Соборной площ а ­ ди М о ск о в ск о г о К р ем л я . Р еп е ти р о в али в Р а хм ан и - новском зал е М осковской консерватории . К А К НАРИСОВАТЬ МУЗЫКУ тттшмшт Каждый человек — это зве здочка , неповторимая и яркая . Д а , кром е плохого зр ения , многие наши дети имеют подчас «букет» с о ­ путствующих , а иногда и ве­ дущ их заболеваний . Но сто ­ ит помочь такому человеч ­ к у почувствовать себя ч ел о ­ веком , и обязательно обна ­ руж и тся в нем талант. По- др у г ом у просто не м ож е т быть. Смотрю — девчушка лепит и з глины ручонками что-то вроде кентавра. А вот Сергей , едва -едва различа ­ ющий свет , нежными крас ­ ками р и с у е т м у зы к у . Мы нашли -таки средства , и Се­ р еж а съ е зди л в феврале ны ­ нешнего года со своей аква ­ релью «Музыкальное трио» в О бъединенны е А рабски е Эмираты — там , в городе Дубай , началась акция «Ка­ раван н ад еж ды » . Началась выставкой изобразительного искусства инвалидов России и арабских стран , где Сере­ ж ин у работу д аж е купили . У нас вообще дети порази ­ тельно ри сую т . В с е , ком у судьба дала какое ни на есть остаточное зр ени е . Творчес­ кая м а ст ер ск ая и зо б р а зи ­ тельного и скусства , руко ­ водит которой Вячеслав К а н и щ е в , н а зы в а е т с я «Вдохновение» . У нее зва ­ ни е «О бразцовый д ет ский колл ектив» . Много раз вы­ ставки проводились в горо ­ д е Л ь еж е , это в Б ель гии , выставка была и в П ариж е , в Ц ентре Ф оржа . Акварели наш их воспитанников нахо ­ дятся в частных к олл екци ­ я х в некоторых странах Ев­ ропы . «Вдохновение» всегда у ч а ст в у ет в Р о ж д е с т в е н с ­ к и х вы ста в к а х и з о б р а з и ­ тельного и декоративно-при­ кладного творчества Детско ­ го ордена Милосердия М еж ­ дународной Ф едерации д ет ­ ских организаций в Москве. Рядом с акварельными ли с ­ тами — наша чудесная гли ­ няная игрушка . Эту студию ведет молодой педагог Ири ­ на Назарова . Одна из посл е ­ д н и х з ам е т ны х вы ставок прошла в Государственной Д ум е . П олучили благодар ­ ственное письмо ее спикера Геннадия С елезнева . Я часто говорю своим ре­ бя тиш к ам : о ткр ой в се б е зв е зд у . Обозначь себя на н е ­ босклоне! И дети понимают м еня . И так радостно быва­ е т , к о г д а з а г о р а е т с я на школьном небосклоне новая звездочка! Одно д ело , к ог ­ да эти умненькие и , к сож а ­ л е н и ю , т о т а л ь н о с л епы е Эдик Н ехаев и Алеш а Ма­ маев на конкурсах всех ран ­ гов . Оба одар ены п о р а зи ­ тельными голосами . Р ади о ­ станция «Свобода» в своей передаче сравнила Эдика с Робертино Лоретти . С ними подолгу и кропотливо зани ­ ЮБИДЕЙ Л Е Г Ч Е З А Ж Е Ч Ь ОДНУ МАЛЕНЬКУЮ СВЕЧУ, ЧЕМ ПРОКЛИНАТЬ ТЬМУ мается прекрасный педагог О л ь га Р е н ё в а . И д р у г о е д ел о , к о гда п о б еж д а ет на городском конкурсе чтецов Алеш а Касымов с за д ерж ­ кой психического и умствен- н о г о р а з в и т и я . Это о н , рож д ённы й алкоголичкой , оставленный в роддоме , до восьмого класса читавший по слогам , год стоял у нас на всех концертах за к ули ­ сами . А сегодня он — самый лучший и преданный сцене ар ти ст . Н а д еж н ейш ий п о ­ мощник во всех делах! А я кто? Отчим огромной семьи , наверное. Говорю р е ­ бенку: нравится? Делай , как я . Не нравится? Давай п о ­ говорим! Не хочеш ь? Сде­ лай , как хочеш ь , потом по ­ смотрим — м ож ет , ты прав. Н е прав? Т огда п одум а ем вместе: а как всё-таки надо? СТРОИТСЯ д ом . . . Осуществляется моя меч­ та — построить новый дом с в о и м д е т я м . Б о л ь ш о й , удобный . У нас есть перво ­ классники , будут теперь и малыши, дошколята . Слабо­ видящ их в детсадах города много , и с ними нет си сте ­ мы занятий . Слепых вообще в детский сад не берут . По ­ этому необходим целый ком ­ плекс , в котором дети н ахо ­ дились бы у нас с трехл ет ­ него возраста . Да и нашим ученикам н уж но общ ение с маленькими — больше б у ­ дет доброты , неж ности . Вот я рассказал здесь о студии «Вдохновение» , но у нее нет своей галереи . В но ­ вом доме будет — красивая , светлая , нарядная . Сюда бу ­ дут приходить лю ди . В го ­ роде появится еще одно м е ­ сто, где можно познакомить­ ся с и зобр а зи т ельны м и с ­ кусством . У нас есть своя история — школе исполнилось сорок лет , но нет своего м у зея . В новом дом е будет . У нас нет возм ожности возить детей в бассейн , а в новом доме бу ­ д ет св ой . Это р еальность . З д ан и е стр ои т ся . Я верю , что через два-три года мы отпразднуем новоселье. Иду по территории в вос­ к р е с е н ь е , к о г д а в ш к ол е мало ребят, и вижу: ходит по первому этаж у стройки вос­ питательница , а с нею , за р у к у , п я т ер о м а л ен ьк и х мальчиков . Первый порыв был — наказать: техника бе ­ зопасности все-таки и так да ­ лее. Потом подумал: интерес­ но, о чем они там говорят? Оказалось, ходили спальни выбирать и интерьеры проек­ тировать. А маленький-ма ­ л ен ький А ртем М ихайлов (только что из детдома пере­ вели) — в нем , восьмилет­ ием , всего восемьдесят пять сантиметров роста и пятнад­ цать килограмм ов веса — планировал музыкальный са­ лон открыть ( « Я к тому вре­ мени научусь петь, как Эдик Нехаев, а может быть, и луч­ ш е» ) . Мечтай, Артем , меч ­ тай! У тебя не было родного дома. А время у тебя есть. И надо учиться жить, работать. ...ПУСКАЯСЬ ВДАЛЬНИЙ БЕГ Ш Ш 1 . . .«И если будешь мерить расстоянье Секундами, пус ­ каясь в дальний бег, Земля — твое, мой мальчик, досто- янье! И более того, ты — че ­ ловек!» Мне близки эти стро­ ки Киплинга. Не об этом ли говорила моя бабушка? И об этом тож е . Вот я участвую, в том числе и этим своим со ­ чинением, в конкурсе «Лидер в образовании» . А ведь ли ­ дер должен обладать творчес­ кой молодостью. Есть ли это у меня? То, что я — счастли­ вый человек, это точно. Ра ­ бота педагога не предусмат­ ривает ни карьеры, ни богат­ ства. Зато любому неглупо ­ м у ч ел о в ек у ясно : судьба V Н а с н и м к а х : д и р е к т о р ш к о л ы - и н т е р н а т а д л я с л е п ы х и с л а б о в и д я щ и х д е т е й И г о р ь Б а т и щ е в ( в н и з у с л е в а ) ; д о м , в к о т о р о м м ы ж и в ё м . Ф о т о А н а т о л и я Е В С Т Р О П О В А . страны реш ается в школе. Сегодня моя школа извест ­ на в России (я — председа ­ тель совета директоров школ- интернатов для детей с нару­ ш ениями зр ения ) . Д а и за пределами страны нас знают. Например, совсем недав ­ но , когда были на форуме «Ш кола -2003» , Эдика Не- х а ев а и А л еш у М амаева п ри гл а си л и участвовать в вы с т у п л ен и и В с ем и р н о г о детского хора ЮНЕСКО под управлением Виктора Попо ­ ва в В е л и к о б р и т а н и и , в р ам к ах г о судар ств енн о г о визита Президента России Владимира Путина . В ерну ­ лись с нотами. Репертуар сложнейший : от Павла Ч ес ­ нокова до «Веа1е1з». Работа ­ ли апрель, май, часть июня — у м а л ь ч и ш е к м о и х сольные партии! Я Поехал с ними в Лон ­ дон . Было три выступления, триумфальных , можно ска ­ зать. Догадался взять с со ­ б о й г л и н я н у ю и г р у ш к у нашу , детьми вылепленную , и дарил вы сокопоставл ен ­ ным с л у ш а т е л я м . В с ем очень понравилось , теперь с о б и р а ем с я в сл ед ую щ ую поездку — пригласили . Будут ли наши юные м у ­ зыканты , худож ники , авто­ ры той ж е волшебной глиня ­ ной игрушки и все осталь­ ные (а у нас около сорока круж к ов , студий , мастерс ­ ких , театров) профессионала­ ми обязательно в этой обла­ сти? Кто-то будет, кто-то нет, но к системе дополнительно ­ го образования у нас самое серьезное отнош ение — мы даем его на таком уровне , чтобы у выпускника было в руках хотя бы первоначаль­ ное рем есло . И у ж совсем профессионально — это обу ­ ч ени е м а с с аж у и основам лечебного дела (а теперь-то я знаю , читал и слышал не р а з , что сл епы е — самы е лучшие массажисты ). У нас договор с Липецким м еди ­ цинским к олл едж ем . А по ­ том ребята, по ж еланию , по ­ ступают в Кисловодское ме ­ дицинское училищ е , с кото ­ рым у нас тож е договор. С ейчас п р и н я т о ж а л о ­ ваться. Я мог бы порассуж ­ дать , почему это п рои схо ­ д и т . Но ув ер ен : х о р ош и х людей гораздо больше, чем плохих . Ведь вместе со мной работают творческие, дело ­ вые, умные единомышленни­ ки. Люди другого склада у нас не приживаются . Р ук о ­ водитель, лидер долж ен ве­ рить в то, что проповедует , бороться за свои убеж д ения , на благо ж е детям . Мечтаю создать д о су г о ­ вый центр на ба зе нашего интерната — пусть к нам приходят обычные ребята , ведь все-таки , что ни гово­ ри, интернат — это до неко ­ т орой с т е п е н и з ам к н у т о е пространство . Я чувствую , как во мне клокочет веселая, жадная неуемность, радость ж и з н и . Ощ ущ ени е т а к о е , будто этот запас жи зненны х сил — навечно. Вы зн а ете , мне и моим коллегам очень приятно, что никогда нашего выпускника не встретишь на улице с про­ тянутой р ук ой . .. Игорь БАТИЩЕВ, заслуженный учитель России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz