Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
БАБУШКИНА ЗАПОВЦЬ Моя бабушка , Мария Та расовна Батищева, конечно , не знала мудрого вы сказы вания китайского м удреца Конфуция о маленькой св е че, но всю свою ж и знь , мне каж ется , строила именно по эт ом у п р а в и л у . Я п ом ню с е б я с о в с ем м а л е н ь к и м . Утро: с и ж у на пороге б а буш киного дом а и смотрю на солнышко . Его так мно го! Весь двор — солнышко . Бабушка выносит мне боль шую круж к у молока и го ворит: «Смотри, Игорек , как много солнышек! Это о д у ванчики . Они первыми рас цветают и тянутся к рукам . Они добрые . Давай я сп л е ту тебе венок» . Присела р я дом , п олож ила мне на го лову желтый веночек и ск а зала: «Пусть доброй будет твоя головка» . И ещ е что- то при говаривала . .. Я пил дол око , смотрел на солн еч ный л уж ок одуванчиков и слушал её . Потом я подрос , носил пионерский галстук, озорни чал , как бы готовясь п о д твердить популярную сегод ня остеровскую фразу о том , что из к аж ды х пятисот п я тидесяти семи очень о зо р ных мальчиш ек получается один директор . А бабуш ка , по счастью , все время была рядом . Нет, она не пыталась превратить внука -пионера , рьяно отрицающ его Бога , в богомольца , хотя сама была глубоко верующ ей . Просто однажды на мое очередное заявление о том , что Бога н ет , я у слыш ал ее т и хи й голос: «А к уда ж он дел ся - то?» Я не наш елся , что от ветить. А она продолжала: «Ты знаеш ь , Игорек , д аж е если его п о -тво ем у и н ет , научи сь у в аж а т ь т е х , кто знает другое . Научись тво рить добро и не люби зл о» . И уж е стоящ ем у на пороге юности она мне как-то ск а зала , глядя прямо в глаза: «Ты запомни , родной: ува ж ай стариков , люби детей и п р о тя ги в ай р у к у п ом ощ и убогим и слабым» . Видим о , это и определи ло всю мою жи знь : и выбор п р о ф е с с и и , ж и з н е н н о е и проф ессиональное кредо , и устои личного и сем ейного ук л а д а , да все! Это потом пришли разного рода допол нения и уточн ения . Это по том я построил дом , вырас тил сына и дочь, посадил д е ревья. Это потом я учил под р о с т к о в , был, д и р е к т о р ом ... с т р о и т е^ н о г о училищ а , где ср еди ребят поначалу около ста находились в п остоян ном поле зрения милиции . Это потом я сравнивал на ш их р у сски х пацанов с их темнокожими сверстниками в М о зам бик е , где работал два года . Это потом я сл у чайно попал — вернее , меня при гла сили , поговорили и назначили — директором в школу-интернат для слепых и слабовидящ их д ет ей . СЕМЬ д о с т о и н с т в ПО-РУССКИ Мне было около сорока , когда я приш ел к ним . Сер дц е сж алось . И остро вспом нились бабушкины зап ов е ди . Вот оно — поле деят ел ь н о сти дл я в оп л ощ ени я ее советов . Д етей я люблю — это уж е проверил . Обижать стариков и слабых считаю делом не достойным ч ел ове к а . А пом огать убогим — вот он о ! .. Д ети -ин в ал и ды , обиж енны е судьбой с сам о го р ож д ен и я . . . И я сказал себе: сделай так , чтобы этот трёх этаж ны й дом стал им теплым кровом , стал всем нам — и воспитанникам , и педагогам — дружным уль ем , ж у ж ж а щ и м с о о б щ е ством , гом онящ ей сем ьей . Домом Добра! У многих из этих детей в глазах нет даж е света — будет Добро! Где-то читал , что человек долж ен иметь пять достоинств: ве р и т ь , лю б и т ь , п о н и м а т ь , принимать и помогать. М ож ет быть, таких к а честв долж но быть п о -рус ски семь? Семь — число ма гическое и , на мой взгляд , счастливое . Я хоч у , чтобы мои дети верили , лю били , понимали, принимали, помо гали , сострадали и прощ а ли . Я долж ен сделать так, чтобы дети верили в доброе начало , верили в то , что с о зданы высшим разум ом , в е рили тем , кто их учит , ве рили в себя . Я долж ен сд е лать так , чтобы дети пони мали друг друга , нас , п ед а гогов. Понимали н ео бходи мость жить по-человечески , по-русски , по законам сотво рения добра . Я долж ен с д е лать так , чтобы мои дети н а у ч и л и с ь п р и н и м а т ь ж и знь , какая она есть , чув ствовали себя и на самом д ел е были п ол н оц енны м и людьми , а не инвалидами , привыкшими только ждать помощи и просить ее , быть иж дивенцами , нахл ебник а ми. Это должны быть воспи танные , инициативны е , от в етственны е , н ер авн одуш ные, осознающие свою по лезность , лю ди . Они д о лж ны получить хорош ее обра зование, научиться трудить ся , найти свою д ор о г у . Я обязан сделать так , чтобы в наш ей больш ой школьной семье каждый ум ел состра дать боли , старался бы об легчить ее и делал это так ти ч н о и т о н к о . О соб енн о трудно научить д етей про щать обиды , прощать своих , п орой , н ерадивы х р о д и т е л ей , сострадая им и преодо левая свои горести и н ед у ги , находя себя в к олл екти ве ш к о лы -д ом а , к о торы й призван адаптировать к аж дого воспитанника к ж и зни . И , након ец , я поставил сво ей за д ач ей научить д ет ей постоянной потребности по могать. Это, как нигде , н уж но в наш ей школе. Слепому или слабовидящему ребенку н уж н о научиться ори ен та ции в пространстве, в горо д е , в ж и з н и . До с и х пор мысленно иногда закрываю глаза и пробую пройти тот или иной школьный к ори дор . А мои дети ходдт так п о стоянно . Я провел свою ,первук> л и н е й к у п ер в о г о сентября и решил про тог д аш н и х п ер вокл а с сник ов : что бы ни сл учи л о сь , вот эти х малышей я выращу и выпущ у и з школы умными , добрыми , сильными! В школу-интернат я при шел в 1990 -м году . И теперь могу сказать , что все это у нас получилось, получается. Наши голые стены исч е зли , и школа стала веселой, ую т ной , — все здесь разрисова но. Над одной из девчоно чьих спален — ветка, на вет ке — птичка . Это я уж е п о з ж е у зн ал , что то ж е самое дел ал А львин А прауш ев , директор Загорского детско го дом а для сл еп огл ухон е мых д етей (ныне это совре менный реабилитационный центр ) . Когда он возглавил детский дом , он тож е был голым, серым . До Апрауш е- ва ра ссуж дали так: все рав но ведь дети ничего не ви дят! А он сделал стены р а з н о ц в е т ны м и , с т ек л я н ны е двери превратились в цвет ные в и тр аж и . . . Доброе , а не у ны л о е , как р а н ьш е , н а с т р о ен и е п ед а г о г о в стал о п ер ед а в а т ь ся в о сп и т ан н и к ам . П о -дру г ом у было бы просто невозмож но чего-то добиться . АЛЁШИНДЕНЬ Уж е окончил наш у ш ко лу и стал студентом К ур с кого музыкального учи ли ща Алеш а Геращ енко , сын летчика , воевавшего в А ф г а н и с т а н е . Н а д ею с ь , что вп ер еди у этого п арня — к о н с е р в а т о р и я . А л еш у в ш кол е все так лю били (и лю бят — он п р и е зж а е т к нам на праздники), и так х о телось сделать для него что- то хор ош е е и совсем н е о бычное, что я решился от праздновать его восемнадца тилетие в актовом зал е всей ш колой . Получился насто ящ и й т в о р ч е с к и й в е ч е р , к уда мы пригласили и его родственников , и ж урн али стов, и сотрудников област ного департамента образова ния и науки . Алеш а играл на баяне в дуэте с товари щ ем , исполнял соло на тру бе (кстати , ещ е пятикл асс ником он стал дипломантом П ер в о г о м еж д у н а р о д н о г о конкурса слепы х музы кан тов имени Луи Брайля) . А еще пел вместе с девчонка ми и с нашими хорами — русским народным и ак ад е мическим . Пел и с вокаль н о -ин стр ум ен т ал ьны м а н сам бл ем «В е р с и я » , в том числе и свою собственную песню «Третий тост» , посвя щ енную отцу и его товари щам . С ей ч а с д а ж е с т р а н н о , как я сомневался тогда на счет А леш иного вечера: п е д а г о г и ч н о л и у д е л я т ь столько вниманий одному? А теперь такие творческие вечера для ребят стали на ш ей т р а д и ц и е й . У н а с столько талантов! Четверо наших воспитанников — тот ж е Алеш а Геращенко, а еще Катя Иванова , Катя Ж ого- ва и Юля Попова — летом 1998 года пели вместе с про славленной Монсеррат К а балье в благотворительном концерте «Звезды мира — детям» на Соборной площ а ди М о ск о в ск о г о К р ем л я . Р еп е ти р о в али в Р а хм ан и - новском зал е М осковской консерватории . К А К НАРИСОВАТЬ МУЗЫКУ тттшмшт Каждый человек — это зве здочка , неповторимая и яркая . Д а , кром е плохого зр ения , многие наши дети имеют подчас «букет» с о путствующих , а иногда и ве дущ их заболеваний . Но сто ит помочь такому человеч к у почувствовать себя ч ел о веком , и обязательно обна руж и тся в нем талант. По- др у г ом у просто не м ож е т быть. Смотрю — девчушка лепит и з глины ручонками что-то вроде кентавра. А вот Сергей , едва -едва различа ющий свет , нежными крас ками р и с у е т м у зы к у . Мы нашли -таки средства , и Се р еж а съ е зди л в феврале ны нешнего года со своей аква релью «Музыкальное трио» в О бъединенны е А рабски е Эмираты — там , в городе Дубай , началась акция «Ка раван н ад еж ды » . Началась выставкой изобразительного искусства инвалидов России и арабских стран , где Сере ж ин у работу д аж е купили . У нас вообще дети порази тельно ри сую т . В с е , ком у судьба дала какое ни на есть остаточное зр ени е . Творчес кая м а ст ер ск ая и зо б р а зи тельного и скусства , руко водит которой Вячеслав К а н и щ е в , н а зы в а е т с я «Вдохновение» . У нее зва ни е «О бразцовый д ет ский колл ектив» . Много раз вы ставки проводились в горо д е Л ь еж е , это в Б ель гии , выставка была и в П ариж е , в Ц ентре Ф оржа . Акварели наш их воспитанников нахо дятся в частных к олл екци я х в некоторых странах Ев ропы . «Вдохновение» всегда у ч а ст в у ет в Р о ж д е с т в е н с к и х вы ста в к а х и з о б р а з и тельного и декоративно-при кладного творчества Детско го ордена Милосердия М еж дународной Ф едерации д ет ских организаций в Москве. Рядом с акварельными ли с тами — наша чудесная гли няная игрушка . Эту студию ведет молодой педагог Ири на Назарова . Одна из посл е д н и х з ам е т ны х вы ставок прошла в Государственной Д ум е . П олучили благодар ственное письмо ее спикера Геннадия С елезнева . Я часто говорю своим ре бя тиш к ам : о ткр ой в се б е зв е зд у . Обозначь себя на н е босклоне! И дети понимают м еня . И так радостно быва е т , к о г д а з а г о р а е т с я на школьном небосклоне новая звездочка! Одно д ело , к ог да эти умненькие и , к сож а л е н и ю , т о т а л ь н о с л епы е Эдик Н ехаев и Алеш а Ма маев на конкурсах всех ран гов . Оба одар ены п о р а зи тельными голосами . Р ади о станция «Свобода» в своей передаче сравнила Эдика с Робертино Лоретти . С ними подолгу и кропотливо зани ЮБИДЕЙ Л Е Г Ч Е З А Ж Е Ч Ь ОДНУ МАЛЕНЬКУЮ СВЕЧУ, ЧЕМ ПРОКЛИНАТЬ ТЬМУ мается прекрасный педагог О л ь га Р е н ё в а . И д р у г о е д ел о , к о гда п о б еж д а ет на городском конкурсе чтецов Алеш а Касымов с за д ерж кой психического и умствен- н о г о р а з в и т и я . Это о н , рож д ённы й алкоголичкой , оставленный в роддоме , до восьмого класса читавший по слогам , год стоял у нас на всех концертах за к ули сами . А сегодня он — самый лучший и преданный сцене ар ти ст . Н а д еж н ейш ий п о мощник во всех делах! А я кто? Отчим огромной семьи , наверное. Говорю р е бенку: нравится? Делай , как я . Не нравится? Давай п о говорим! Не хочеш ь? Сде лай , как хочеш ь , потом по смотрим — м ож ет , ты прав. Н е прав? Т огда п одум а ем вместе: а как всё-таки надо? СТРОИТСЯ д ом . . . Осуществляется моя меч та — построить новый дом с в о и м д е т я м . Б о л ь ш о й , удобный . У нас есть перво классники , будут теперь и малыши, дошколята . Слабо видящ их в детсадах города много , и с ними нет си сте мы занятий . Слепых вообще в детский сад не берут . По этому необходим целый ком плекс , в котором дети н ахо дились бы у нас с трехл ет него возраста . Да и нашим ученикам н уж но общ ение с маленькими — больше б у дет доброты , неж ности . Вот я рассказал здесь о студии «Вдохновение» , но у нее нет своей галереи . В но вом доме будет — красивая , светлая , нарядная . Сюда бу дут приходить лю ди . В го роде появится еще одно м е сто, где можно познакомить ся с и зобр а зи т ельны м и с кусством . У нас есть своя история — школе исполнилось сорок лет , но нет своего м у зея . В новом дом е будет . У нас нет возм ожности возить детей в бассейн , а в новом доме бу д ет св ой . Это р еальность . З д ан и е стр ои т ся . Я верю , что через два-три года мы отпразднуем новоселье. Иду по территории в вос к р е с е н ь е , к о г д а в ш к ол е мало ребят, и вижу: ходит по первому этаж у стройки вос питательница , а с нею , за р у к у , п я т ер о м а л ен ьк и х мальчиков . Первый порыв был — наказать: техника бе зопасности все-таки и так да лее. Потом подумал: интерес но, о чем они там говорят? Оказалось, ходили спальни выбирать и интерьеры проек тировать. А маленький-ма л ен ький А ртем М ихайлов (только что из детдома пере вели) — в нем , восьмилет ием , всего восемьдесят пять сантиметров роста и пятнад цать килограмм ов веса — планировал музыкальный са лон открыть ( « Я к тому вре мени научусь петь, как Эдик Нехаев, а может быть, и луч ш е» ) . Мечтай, Артем , меч тай! У тебя не было родного дома. А время у тебя есть. И надо учиться жить, работать. ...ПУСКАЯСЬ ВДАЛЬНИЙ БЕГ Ш Ш 1 . . .«И если будешь мерить расстоянье Секундами, пус каясь в дальний бег, Земля — твое, мой мальчик, досто- янье! И более того, ты — че ловек!» Мне близки эти стро ки Киплинга. Не об этом ли говорила моя бабушка? И об этом тож е . Вот я участвую, в том числе и этим своим со чинением, в конкурсе «Лидер в образовании» . А ведь ли дер должен обладать творчес кой молодостью. Есть ли это у меня? То, что я — счастли вый человек, это точно. Ра бота педагога не предусмат ривает ни карьеры, ни богат ства. Зато любому неглупо м у ч ел о в ек у ясно : судьба V Н а с н и м к а х : д и р е к т о р ш к о л ы - и н т е р н а т а д л я с л е п ы х и с л а б о в и д я щ и х д е т е й И г о р ь Б а т и щ е в ( в н и з у с л е в а ) ; д о м , в к о т о р о м м ы ж и в ё м . Ф о т о А н а т о л и я Е В С Т Р О П О В А . страны реш ается в школе. Сегодня моя школа извест на в России (я — председа тель совета директоров школ- интернатов для детей с нару ш ениями зр ения ) . Д а и за пределами страны нас знают. Например, совсем недав но , когда были на форуме «Ш кола -2003» , Эдика Не- х а ев а и А л еш у М амаева п ри гл а си л и участвовать в вы с т у п л ен и и В с ем и р н о г о детского хора ЮНЕСКО под управлением Виктора Попо ва в В е л и к о б р и т а н и и , в р ам к ах г о судар ств енн о г о визита Президента России Владимира Путина . В ерну лись с нотами. Репертуар сложнейший : от Павла Ч ес нокова до «Веа1е1з». Работа ли апрель, май, часть июня — у м а л ь ч и ш е к м о и х сольные партии! Я Поехал с ними в Лон дон . Было три выступления, триумфальных , можно ска зать. Догадался взять с со б о й г л и н я н у ю и г р у ш к у нашу , детьми вылепленную , и дарил вы сокопоставл ен ным с л у ш а т е л я м . В с ем очень понравилось , теперь с о б и р а ем с я в сл ед ую щ ую поездку — пригласили . Будут ли наши юные м у зыканты , худож ники , авто ры той ж е волшебной глиня ной игрушки и все осталь ные (а у нас около сорока круж к ов , студий , мастерс ких , театров) профессионала ми обязательно в этой обла сти? Кто-то будет, кто-то нет, но к системе дополнительно го образования у нас самое серьезное отнош ение — мы даем его на таком уровне , чтобы у выпускника было в руках хотя бы первоначаль ное рем есло . И у ж совсем профессионально — это обу ч ени е м а с с аж у и основам лечебного дела (а теперь-то я знаю , читал и слышал не р а з , что сл епы е — самы е лучшие массажисты ). У нас договор с Липецким м еди цинским к олл едж ем . А по том ребята, по ж еланию , по ступают в Кисловодское ме дицинское училищ е , с кото рым у нас тож е договор. С ейчас п р и н я т о ж а л о ваться. Я мог бы порассуж дать , почему это п рои схо д и т . Но ув ер ен : х о р ош и х людей гораздо больше, чем плохих . Ведь вместе со мной работают творческие, дело вые, умные единомышленни ки. Люди другого склада у нас не приживаются . Р ук о водитель, лидер долж ен ве рить в то, что проповедует , бороться за свои убеж д ения , на благо ж е детям . Мечтаю создать д о су г о вый центр на ба зе нашего интерната — пусть к нам приходят обычные ребята , ведь все-таки , что ни гово ри, интернат — это до неко т орой с т е п е н и з ам к н у т о е пространство . Я чувствую , как во мне клокочет веселая, жадная неуемность, радость ж и з н и . Ощ ущ ени е т а к о е , будто этот запас жи зненны х сил — навечно. Вы зн а ете , мне и моим коллегам очень приятно, что никогда нашего выпускника не встретишь на улице с про тянутой р ук ой . .. Игорь БАТИЩЕВ, заслуженный учитель России.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz