Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
6 Ф Е В Р А Л Я 2 0 0 3 Ч Е Т В Е Р Г № 5 ( 1 0 5 ) С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я Г е н н а д и й С е л е з н е в : Н и к т о к с е б е в к а р м а н н и к о г о н е п о с а д и т В М о с к в е п р о ш л о з а с е д а н и е К о м и с с и и , р а б о т а ю щ е й н а д п р о е к т о м О с н о в н о г о з а к о н а С о ю з а главная тема Тамара Шкель МОСКВА ПОСЛЕ второго заседания ра бочей комиссии по подготовке проекта Конституционного а к та Союзного государства у председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, спикера Государствен ной Думы РФ Геннадия С елез нёва появились основания ска зать: — Мы приближаемся к той заветной цели, когда будет проводиться референдум по Конституционному акту и мы сможем узнать волеизъявле ние граждан по поводу нашего союза. Хотя и теперь у Геннадия Николаевича нет сомнений в поддержке российского и бело русского народа. Ведь трудно не понять всех тех преиму ществ, которые заложены иде ей объединения: свободный и расширенный рынок труда, свободный рынок для обучения — все это даст людям новые возможности. Никто никого не собирается подчинять, — с ка зал Г. Селезнев. — Никто нико го в карман к себе не посадит. Более того, даже Парламент ское Собрание будет работать по принципу: если четверть де путатов не поддерживает з а кон, он не считается принятым. Сработает предусмотренная система противовесов. Одна сторона — российская или бе лорусская — не сможет прове сти свое решение вопреки воле другой стороны. В проекте Конституционно го акта уже согласовано 30 ста тей . По словам Г. Селезнева , это означает серьезное про движение вперед. Тем более что рассматривается не бело русский или отдельно россий ский вариант проекта — рабо чая группа работает над об щим вариантом, предложен ным экспертом советов. А он станет возможным, когда сто роны договорятся о наиболее спорных вопросах. На данном этапе строитель ства Союзного государства, на пример, посчитали нецелесо образным давать определение, какое именно государство мы строим — федерацию или кон федерацию, или отвечать кон кретно, является ли Союзное государство государством но вого типа или переходного пе риода. Это покажет будущее. Разработчики проекта Консти туционного акта не выделили в качестве приоритетной тему о предметах ведения Союзного государства. Поскольку имен но эти вопросы Конституцион ного акта определяют формат реальных полномочий Союзно го государства и его органов. По существу, через предметы ведения, отметил Г. Селезнев, определяя задачи комиссии, суверенитет самого Союзного государства соотносится с су веренитетами субъектов Союз ного государства. Согласована в тексте проек та Конституционного а кта об щепринятая государственно правовая терминология . По мнению Г. Селезнева, это явля ется достижением совместной работы российских и белорус ских экспертов. Без такой тер минологии, которая позволяет понимать друг друга, трудно обойтись при обсуждении дру гой важной темы, связанной с характеристикой высших орга нов Союзного государства. Основной вариант проекта предлагает сохранить установ ленную Договором о создании Союзного государства систему его высших органов. Высший Государственный совет пред ставляется разработчикам Конституционного акта наибо лее оптимальной формой руко водства Союзным государст вом. А вот с конструированием реального органа исполни тельной власти Союзного госу дарства ещ е предстоит опре делиться. И ещ е , о чем Г. Селезнев рассказал после заседания двусторонней рабочей комис сии. Ее задача заключается и в том, чтобы Конституционный акт не противоречил Договору о создании Союзного государ ства 1999 года, который явля ется бессрочным и сохраняет свою силу после завершения процедуры принятия Конститу ционного акта. Но это вовсе не означает, что он будет механи чески и дословно воспроизво дить все положения Договора. Комиссия при подготовке Кон ституционного а кта должна учесть практический опыт строительства Союзного госу дарства. 19 февраля на своем оче редном заседании Комиссия рассмотрит уже полный проект со всеми статьями и переход ными положениями. Согласо ванный вариант, как предпола гается , будет представлен 6 марта в Минске. Н О В О С Т И Смотреть и слушать можно без помех В М О С К В Е з а в е р ш и л и с ь п е р е г о в о р ы м е ж д у В с е р о с с и й с к о й г о с у д а р с т в е н н о й т е л е р а д и о к о м п а н и е й ( В Г Т Р К ) , п р е д с т а в и т е л я м и Б е л о р у с с к о г о н а ц и о н а л ь н о г о т е л е в и д е н и я и р у к о в о д с т в о м Р е с п у б л и к а н с к о г о р а д и о т е л е в и з и о н н о г о п е р е д а ю щ е г о ц е н т р а . К а к с о о б щ и л и в п р е с с - с л у ж б е В Г Т Р К , « в о в р е м я в с т р е ч и б ы л и р е ш е н ы в с е п р и н ц и п и а л ь н ы е в о п р о с ы о в е щ а н и и д в у х р о с с и й с к и х к а н а л о в ( « Р о с с и я » и « К у л ь т у р а » ) н а т е р р и т о р и и Б е л а р у с и . В ч а с т н о с т и , д о с т и г н у т а д о г о в о р е н н о с т ь о р а с ш и р е н и и в р е м е н и в е щ а н и я т е л е к а н а л а « Р о с с и я » д о 2 0 ч а с о в в с у т к и . Н а т е р р и т о р и и Б е л а р у с и т а к ж е в п о л н о м о б ъ е м е б у д е т в о с с т а н о в л е н о в е щ а н и е « Р а Д И О РОССИИ» И р а д и о с т а н ц и и « М а я к » . «Интер факс». В Карелию — за лесом М О Л О Д Е Ж Н Ы Й о т р я д д о б р о в о л ь ц е в о т п р а в и л с я и з М о г и л е в а в К а р е л и ю . В е г о с о с т а в е — ю н о ш и , н е д а в н о о т с л у ж и в ш и е с в о й с р о к в а р м и и , а т а к ж е н е к о т о р ы е м о л о д ы е л ю д и , н е и м е ю щ и е п о с т о я н н о й р а б о т ы . В т е ч е н и е д в у х м е с я ц е в о н и б у д у т з а н и м а т ь с я з а г о т о в к о й л е с а в о д н о м и з л е с х о з о в э т о г о к р а я . К а к с о о б щ и л д и р е к т о р о б л а с т н о й о р г а н и з а ц и и « Л и г а д о б р о в о л ь н о г о т р у д а м о л о д е ж и » и ш т а б а с т у д е н ч е с к и х с т р о и т е л ь н ы х о т р я д о в А н а т о л и й Б а б а к о в , э т о у ж е в т о р о й м о л о д е ж н ы й о т р я д . П е р в ы й у е х а л т у д а в я н в а р е . С е й ч а с н а ч а л о с ь ф о р м и р о в а н и е с т у д е н ч е с к о г о о т р я д а , к о т о р ы й у ж е л е т о м т а к ж е п о е д е т в К а р е л и ю н а з а г о т о в к и л е с а . С л е с о з а г о т о в и т е л ь н ы м и и д р у г и м и о р г а н и з а ц и я м и К а р е л и и п о д д е р ж и в а ю т с я д е л о в ы е п а р т н е р с к и е с в я з и у ж е н а п р о т я ж е н и и м н о г и х л е т . Д а ж е в т р у д н ы е го ды п е р е с т р о й к и т у д а п о т р а д и ц и и в ы е з ж а л и р а б о т а т ь м о л о д е ж н ы е и с т у д е н ч е с к и е о т р я д ы и з М о г и л е в с к о й о б л а с т и , б е л т а . Могилевские автосамосвалы в Сибири М О Г И Л Е В С К И Е а в т о с а м о с в а л ы в н о в ь в о с т р е б о в а н ы в С и б и р и . О д н а и з р о с с и й с к и х ф и р м , к о т о р а я з а н и м а е т с я п о с т а в к о й т е х н и к и н а с т р о и т е л ь с т в о д о р о г и Ч и т а — Х а б а р о в с к , з а к л ю ч и л а д о г о в о р с М о г и л е в с к и м а в т о з а в о д о м н а з а к у п к у д в а д ц а т и м а ш и н . Э т и 2 3 - т о н н ы е а в т о с а м о с в а л ы - в е з д е х о д ы я в л я ю т с я н а и б о л е е н а д е ж н ы м и и в ы с о к о п р о х о д и м ы м и в с л о ж н ы х с и б и р с к и х у с л о в и я х . О н и о с н а щ е ны 3 0 0 - с и л ь н ы м д в и г а т е л е м . В к а б и н е в о д и т е л я у с т а н о в л е н с п е ц и а л ь н ы й о т о п и т е л ь — т а к ч т о м о ж н о р а б о т а т ь п р и л ю б о м м о р о з е . К а к с о о б щ и л з а м е с т и т е л ь д и р е к т о р а а в т о з а в о д а А н а т о л и й П о л и щ у к , д о с т и г н у т а п р е д в а р и т е л ь н а я д о г о в о р е н н о с т ь и н а д а л ь н е й ш е е с о т р у д н и ч е с т в о , б е л т а . Нет предела совершенству С у п е р с о в р е м е н н ы й п л а з м е н н ы й э к р а н и а в т о м о б и л и « Е в р о - 4 » в ч и с л е с е г о д н я ш н и х п р и о р и т е т н ы х п р о е к т о в союзные программы Михаил Кузьмин МОСКВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ секретарь Союзного государства Павел Бо родин, сообщает Департамент ин формации Постоянного комитета, провел на днях совещания с руко водителями предприятий, работа ющих по программам «Дизельное автомобилестроение» и «Союз ный телевизор-2». Участники первой програм мы — минские автомобильный и моторный заводы, КамАЗ, яро славские заводы моторов и топ ливной аппаратуры. На этих заво дах, кстати, трудятся десятки ты сяч рабочих, выпускаются авто мобили, соответствующие стан дарту «Евро-2». Ведутся также разработки по выпуску грузови ков, отвечающих уже стандартам «Евро-3» и «Евро-4». В связи с отказом отдельных министерств и ведомств дать по ложительное заключение по про грамме «Дизельное автомобиле строение» она не была рассмот рена на заседании Совета Мини стров Союзного государства в де кабре 2002 года. Причина — в не возможности без снижения тем пов производства немедленно вернуть кредитные средства в бюджет Союзного государства. Одним из выходов из ситуации, по мнению Госсекретаря, может быть погашение долга путем пе редачи Союзному государству за водской собственности. Участни ки совещания договорились вы ступить с ходатайством перед Со ветом Министров Союзного госу дарства об отсрочке погашения долгов за 2001 и 2002 годы. Были также подведены итоги реализации и перспективы разви тия программы «Союзный телеви зор». Как отмечалось на совеща нии, в целом за неполных четыре года в рамках этой программы бы ла налажена сборка приемников «Садко» на новгородском заводе «Квант» и «Радуга» на заводе им. Козицкого в Санкт-Петербурге. Воронежский завод кинескопов после длительного простоя также получил заказы на изготовление оборудования. Только за про шлый год, в частности, на воро нежском предприятии выпущено более 180 тысяч кинескопов, а всего за год заводами выпущено более миллиона высококачест венных телевизионных приемни ков. Промышленники поделились с Госсекретарем планами по даль нейшему развитию союзной теле визионной программы, которая позволит уже в ближайшее время заводам Беларуси и России за нять свою нишу в мире цифрового телевидения. Потребителям,про живающим в Союзном государст ве, будут предложены два вариан та перехода на цифровое телеви дение. Первый вариант предпола гает установку в аналоговый те левизор старого образца недоро гих цифровых плат. По второму варианту население сможет при обрести новый цифровой теле приемник с полным набором всех необходимых функций. Програм мой также предусмотрено созда ние суперсовременных плазмен ных экранов. Рассматриваются идеи разработки экранов на жид кокристаллической основе. Программа «Союзный телеви зор-2» прошла необходимое сог ласование и утверждена мини стерствами и ведомствами Рес публики Беларусь и Российской Федерации. Исключение состав ляют только два российских мини стерства: экономического разви тия и торговли и финансов. Пос леднее отказывает в согласова- ® Могучей технике и круглосу точный график нипочем. нии в связи стем, что предприятия сохраняют задолженность по кре дитам за 1998— 2002 годы. Вари антом решения проблемы также могла бы стать передача в счет погашения кредитов акций этих предприятий, на что,собственно, руководство заводов готово. Од нако, поскольку белорусской сто роной пока не подписано Согла шение о союзной собственности, Госсекретарь дал поручение про фильным департаментам Посто янного комитета совместно с на циональными министерствами и руководителями телевизионных заводов проработать возмож ность юридического оформления принятия в союзную собствен^ ность акций предприятий. Кстати Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин заявил: «У программ «Союзный телевизор-2», «Союзный дизель», строительства карьерного транспорта и самолетостроения по менялась форма финансирования. Если раньше практикова лось использование кредитов идотаций на научные и техноло гические разработки, то теперь будут кредитоваться учетные процентные ставки банковских кредитов. С одной стороны, такая форма несколько усложняет порядок реализации про грамм. Но это дает возможность программам работать более широко и эффективно. Теперь у нас появляется возможность закрывать две трети платежей за кредиты любого предпри ятия. Это чрезвычайно выгодно. Четыре программы, о кото рых идет речь, будут рассмотрены на ближайшем Совмине Со юзного государства и им скорее всего дадут «зеленый свет». Соб. инф. Генералы российских карьеров Г о р н я к и р а с с ч и т ы в а ю т н а Б е л А З , н о р е к о м е н д у ю т е м у п р о й т и к у р с о з д о р о в л е н и я Аэлита Сюльжина жодино В ПРОГРАММЕ развития мине рально-сырьевой базы России до 2010 года запланирован рост до бычи угля, урановой руды и про чих полезных ископаемых. Чтобы его обеспечить, горняки не изо бретут ничего нового, кроме как все дальше вгрызаться в землю. Уже есть карьеры, где приходится извлекать ценные породы с 600- метровой глубины. — Эти 600 метров самосвалы должны преодолевать не отды хая, — так коротко, но емко сфор мулировал направление разви тия карьерного транспорта техни ческий директор белорусского ПО «БелАЗ» Григорий Горячий на состоявшейся в Жодино научно- практической конференции «Карьерный транспорт-2003». Сюда для традиционного об мена опытом и с предложениями по совершенствованию конструк ции, надежности и экономично сти большегрузных автомобилей съехались около 200 представи телей горнодобывающих пред приятий России и заводов-смеж- ников. К слову, 70 процентов вы пускаемых в Беларуси «БелА- Зов» поставляется в Российскую Федерацию, и на две трети маши ны укомплектованы отечествен ными узлами. Это обстоятельст во — необходимость работы в од ной связке — дало толчок к раз работке союзной программы раз вития карьерного транспорта. В ближайшие годы парк ис пользуемых на российских горно- обогатительных комбинатах «тя желовозов», способных увезти на своих «плечах» 130 — 280 тонн, увеличится почти впятеро — до 700 машин. А к 2005 году реально появление и самосвала грузо подъемностью свыше 300 тонн, но при условии готовности к «про рыву» российских производите лей электро- и дизельных двига телей, генераторов и т. д. Собственно, БелАЗ к удовле творению новых требований за казчиков готовился, начиная с 1998 года, когда предприятие приступило к реализации круп нейшего на территории СНГ ин вестиционного проекта. По сло вам Григория Горячего, 80 про центов деталей машины теперь обрабатывается на станках с чи словым программным управле нием без участия человека, что обеспечило новый уровень гаран тии качества и надежности. Плюс к тому Белорусский автомобиль ный завод имеет мощнейшие компьютерные станции, позволя ющие ежегодно осваивать новые модели техники большой грузо подъемности, максимально со кращая путь от технической идеи к опытному образцу. В 2002 году первые 10 само свалов 220-тонников отправи лись в разрезы холдинговой ком пании «Кузбассразрезуголь» — крупнейшего угледобывающего предприятия России. По словам начальника управления автомо бильного транспорта холдинга В. Смолякова, новая машина деше вле американского «Катерпилле ра» грузоподъемностью 136 тонн и в полтора раза производитель нее. Это, конечно, замечательно, но специалисты собрались здесь не для того, чтобы делать друг другу комплименты. Владимир Смоляков привез в своем «рабо чем портфеле» около 200 техни ческих и технологических заме чаний к основным моделям «Бел- АЗов». По статистике компаний, больше половины отказов бело русской техники происходит по вине поставщиков, 20 процентов — из-за производственных недо работок и лишь 5 процентов — по вине эксплуатирующих организа ций. Серьезно беспокоит эксплуа тационников надежность элект рических тяговых двигателей. Ими «БелАЗ» комплектуют санкт-петербургский завод «Электросила» и «Татэлектро- маш». И если последний еще в начале прошлого года реально осознал возможность потери рынка сбыта и нынче готов дать на свою продукцию 2 года гаран тии без ограничения пробега, что, по словам технического директо ра ГУП «Татэлектромаш» Алек сандра Лалетина, во всем мире считается очень серьезным пока зателем, то санкт-петербургский завод пока заметно отстает в ка честве, демонстрируя одни обе щания. Не случайно последние партии «БелАЗов» по требова нию заказчиков комплектуются американскими дизельными дви гателями. Как заметил В. Смоля ков, Ярославский и Уральский моторные заводы сегодня реаль но теряют рынок, хотя его никто насильно и не захватывал. «Мы, например, в прошлом году заку пили самосвалы, стопроцентно оборудованные американскими двигателями и нисколько не по жалели об этом»,— сказал он. В ближайшие 2—3 года хол динговая компания «Кузбассраз резуголь» намерена обновить по ловину своих производственных фондов. В связи с этим потреб ность в самосвалах увеличится с 80 до 100 — 115 единиц в год. Но будут ли это только «БелАЗы», целиком и полностью зависит от качества, экономичности и на дежности белорусских машин и их основных агрегатов. Пока в угольных разрезах Кузбасса ра ботает 6 «Катерпиллеров» про тив 500 «БелАЗов». Участникам конференции «Карьерный транспорт-2003» бы ли представлены новые образцы кабин для 3 0 ,45 ,55 - и 130-тонных самосвалов. — У нас очень тяжелые усло вия работы, — рассказал В. Смо ляков. — Вскрышные породы поднимают с 200-метровой глуби ны— отсюда большая загазован ность. В кабине должна быть очи стка воздуха. Работаем круглосу точно — отсюда требования к ос вещению и плавности хода. Слу чаются морозы минус 50 граду сов — нужен обогреватель. Бе лАЗ уже частично выполнил на ши пожелания. Да и вообще за вод всегда полностью развернут в сторону заказчиков. Любые по ломки устраняются с учетом рас стояния и транспортных возмож ностей очень быстро. Оговорка представителя Куз басских разрезов по поводу транспортных возможностей оз начает доставку агрегатов за 6 тысяч километров. Чтобы сокра тить этот путь (12 суток поездом), принято решение развивать сер висные центры (их пока около 40) в непосредственной близости от горно-обогатительных комбина тов с полным подбором необходи мых кадров и неснижаемым запа сом комплектации. Строительст во такого центра уже начато в Ке мерово. Тогда неизбежные по ломки в процессе отработки но вых технологий не будут досаж дать заказчикам, а специалисты БелаАЗа со своими партнерами сумеют довести карьерный транспорт до требуемых стандар тов. « С л о в о о п о л к у И г о р е в е » : и с т о к и б р а т с т в а Окончание. Начало на стр.1 В общем, необходимо посто янно помнить, что Россия — ев разийская многонациональная держава . К слову, нынешнее политическое руководство Рос сии очень хорошо это понима ет. Так, буквально сразу после приезда из Киева Владимир Путин встретился в Кремле с Равилем Гайнутдином. В ходе беседы, сообщают информа гентства, В. Путин отметил, что Россия исторически является и мусульманской страной, под черкнув при этом, что россий ские мусульмане веками живут на своей земле. Кстати , один момент трех сторонней встречи славянских президентов в Киеве требует специального комментария. Владимир Путин, Александр Лукаш енко и Леонид Кучма, как это видели зрители, навер ное, всех телевизионных кана лов России и Беларуси, обме нялись изданиями «Слова о полку Игореве» на древнерус ском и трех славянских языках. Говоря о книге, В. Путин, в частности, отметил: это хоро ший символ славянского един ства, так как в ней говорится о значении этого единства, в ко тором заключается сила сла вянских народов. Действитель но, задачей «Слова», как под черкивал академик Дмитрий Лихачев, было не только воен ное, но прежде всего идейное сплочение русских людей вок руг мысли о единстве Русской земли. Невеселое время насту пает, по выражению автора «Слова», когда говорит брат брату: «Это мое, и то мое же» . Прежде всего необходимо единство князей, прекращение междоусобиц, иначе «поганые» (кочевники-язычники) завоюют Русскую землю. «Слово о полку Игореве» — безусловно, гениальное худо жественное творение, и, с точ ки зрения художественной цен ности, оно являет собой несом ненно высшую вершину древ нерусской литературы. Вместе с тем , по мнению известного русского литературоведа и ис торика Вадима Кожинова, именно это творение более всего способствовало форми рованию весьма неточного или даже просто ложного предста вления о реальных историче ских взаимоотношениях рус с ки х ^ половцев. А впоследст вии эта ложная картина накла дывалась и на взаимоотноше ния русского народа с другими тюркскими народами. Дело в том, что борьба Руси и полов цев отнюдь не являла собой борьбу, ка к говорится, не на жизнь , а на смерть. Это было, скорее, воинское соперничест во, которое в любой момент могло обернуться союзом, пря мой дружбой и даже родствен ными связями. Кем был главный русский герой «Слова» князь Новго- род-Северский Игорь Свято славович? Какие отношения были у него с половецким ха ном Кончаком? Обе бабушки князя Игоря — половчанки! Кстати сказать, еще в 1947 го ду широко известный историк и археолог Б.А. Рыбаков обнару жил захоронение брата Игоря, Всеволода («Буй -Тура»), и не менее знаменитый скульптор- антрополог М .М . Герасимов восстановил на основе черепа его облик. И, глядя на эту ре конструкцию, нельзя усомнить ся, что перед нами лицо с явны ми «азийскими» чертами. Поэ тому изображение главных ге роев «Слова» в живописи (на пример, Ильи Глазунова), где они представлены в чисто «славянско-арийском» духе (белокурые, голубоглазые, с «европеоидным» складом лиц), не соответствует реаль ности. Что же касается взаимоот ношений Игоря с Кончаком ,то достоверно известно по лето писи: всего за четыре года до воспетого в «Слове» события, в 1181 году, когда старший двою родный брат Игоря, Святослав Всеволодович, отвоевывал свою власть в Киеве у другой княжеской ветви, ему на по мощь пришел князь Игорь и... половецкие дружины хана Кон- чака и Кобяка! Потерпев пора жение, хан Кончак и князь Игорь в одной «лодье» (!) спас лись бегством. Кстати, и в «Слове» пленный Игорь в становище Кончака чувствует себя отнюдь не стес ненно, в частности ездит на охоту. Недаром ему так легко было бежать из плена. Да и сы на Игоря, юного Владимира Игоревича, Кончак в конце кон цов женит на своей дочери... Мы всегда должны помнить о том, что есть исторические корни нашего единства. Вот ' главный смысл встречи прези дентов России, Беларуси и У к раины в Киеве. Знать и пом-; нить, чтобы уверенно смотреть в будущее. П а м я т ь о п о б е д а х д а е т с и л ы и р о ж д а е т у в а ж е н и е Н а ц и о н а л ь н ы х и р е л и г и о з н ы х п р о б л е м в Б е л а р у с и н е т прямая рвчь МОСКВА ПОСЛЕ заседания Высшего Госсовета Союзного государст ва отношения между Россией и Беларусью получили новый им пульс. Нынешний год может стать решающим благодаря на шим совместным усилиям и оп равдать надежды народов стран-соседей. Об этом — в ин тервью с первым секретарем посольства Республики Бела русь в России Тамарой ГУЦЕ - ВОЙ. — Отношения между Бела русью и Россией всегда остава лись братскими, — говорит Та мара Георгиевна. — Сегодня добрые связи возобновляются с рядом российских областей, го родов, районов. Так, взаимная дружба завязалась между Мин ской областью и подмосковны ми Мытищами. Организуются творческие поездки, проводят ся семинары, фестивали, кон ференции. В конце сентября минувшего года в Мытищах прошел фестиваль «Молодежь России и Беларуси в XXI век вместе». В Мурманской области бело русы тоже представляли свое искусство. Незабываемыми для нас были прошедшие Дни куль туры в Краснодаре и Башкирии, Липецкой, Кемеровской, Кали нинградской, Ярославской и других российских областях. — Как, по вашему мнению, сегодня идет союзное строи тельство? — Политики иногда забыва ют, что у нас славянская тыся челетняя история. Но народ мудрее, мы помним, что у нас есть фундамент, на котором мы можем строить свои отноше ния, общая история, общая ду ховная основа — христианство. Когда мы говорим об объедине нии, то имеем в виду, что у нас общие трагедии и общие радо сти. Взять Победу в Великой Отечественной войне, где по гиб каждый третий белорус. Мы стремимся не забывать о вер шинах духовного подвига, со вершенного нашими народами. Память о победах способна да вать силы, питать уважение к себе. И наряду с этим она пита ет достоинство народа. — История действительно помогает нам выбрать вер ные ориентиры. Но ведь се годняшний день несет много проблем, противоречий, от них не спрячешься. Тут и во просы миграции,и незакон ный оборот наркотиков, и международный терроризм. Как в Беларуси борются с этим злом? — Мы не изолированы от всего мира. Транзитный кори дор, который прошел через Бе ларусь, открыл дорогу мигран там, возникла проблема нарко тиков, перевоза через границу контрабанды. Сегодня ситуа ция выравнивается. — А как, на ваш взгляд, складываются дела в этно- конфессиональных отноше ниях? В республике тут было немало проблем... — Проблем национальных, религиозных в Беларуси сегод ня нет. Так сложилось истори чески, что в республике дейст вуют и православные храмы, и синагоги, и м ечети .У нас в рес публике представлены все ми ровые религии. Хотя, как и в России, в Бела руси появилось много религи озных организаций, несущих в себе опасность. Сейчас в рес публике готовится закон «О свободе совести и религиозных организациях». В прошлом го ду в Беларуси зарегистрирова но более 2800 религиозных об щин 26 национальностей, из них 1224 православных, 432 римско-католических, 270 об щин христиан-баптистов . Н аи более динамично развиваются некоторые протестантские кон фессии, представленные 1006 общинами 15 направлений. В республике действуют 4 мече ти, принадлежащие татарской диаспоре. В этом многообразии мира особое значение приобретает диалог культур. Мы, белорусы и россияне, друг друга понима ем. Наш путь — сближение на родов. Нам необходимо стро ить более тесные отношения между детьми и молодежью, не стесняться гордиться древней шей великой историей. Беседовала Александра КРЯКВИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz