Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
ЗАМ ЕЧА ТЕЛ ЬНЫ Й КИНОРЕЖИССЕР РОМ А Н БАЛАЯН ГОТОВИТ НАМ БО Л ЬШ О Й СЮ РП РИ З - Давно, ещ е школьни цей, увидела ваш фильм «Бирюк» по Тургеневу, то гда я не зн ал а вашего имени. Но герой с тех пор во мне жил и волновал , а детей , как известно, не обманеш ь. А после «Каш- танки», «Полетов во сне и наяву», «Поцелуя» режис сер Балаян стал занимать в душ е много места. Сей час все жалуются на от сутствие хороших сцена риев, а кто классику от менял? Вы ж е сняли по классическим произведе ниям лучшие свои филь мы! - Дело в том, что деньгодер жащие на классику денег не дают, считают, что публике неинтересно туда нырять. - А если бы сейчас дали денег, по-прежнему сни мали бы классику? - Не по-прежнему, а все время. - И что бы это было? - Больше всего я люблю Че хова, снял бы «Вишневый сад» и массу его рассказов. Чехов продолжает традицию пушкин ской прозы, у него вроде и особо глубокой мысли нет, а когда вчитаешься, простота потрясающая. И никто сильнее Пушкина еще так неназида тельно, нетенденциозно, с от сутствием якобы автора, как в «Повестиях Белкина», не вы сказался, я это поздно понял. Но все равно, в кино мне ин тересен Чехов. Его недогово ренности мне бесконечно бли же, чем колоссальный роман «Анна Каренина», «Война и мир», весь Достоевский... - А «Цветы запоздалы е» сняли бы? - Жанровое кино - не мое, этого я не умею. Я бы снял «Дом с мезонином», в свое время собирался. Помните: «Где ты, Мисюсь?..» Сейчас я эту фразу вложил в свой новый фильм. - Что з а фильм? - Называется «Ночь светла». Случайно прочел рассказ ук раинского автора «Экспери мент», из которого мы с Руста мом Ибрагимбековым, доволь но далеко отойдя от материа ла, сделали сценарий. Дейст вие происходит в интернате для слепоглухонемых. - Хотите пробиться к н а шим зачерствевшим ду шам? - Если без пафоса - во мне сострадание развито. В юно сти, в Нагорном Карабахе, я однажды в горах увидел жен щину. Она шла впереди. В де ловом костюме, один рукав пу стой и засунут в карман. Три километра шел за ней, то обойду, то отстану, заглядывая в лицо... Какие-то ордена на ней.. И эта фигура, сам не знаю почему, меня заворажи вала - читалась история, на верное, простая, как многие послевоенные. Когда я вижу таких людей, меня начинают одолевать утопические мысли, как мОжно им помочь. - А где снимали, в спе- цинтернате? - Нет, в пионерлагере, в очень хорошем здании. Хозяе ва хотели - продюсирует Дос- таль, - чтоб в Загорске, но там настолько красивое, совре менное здание, не за что схва титься. Я не стал повторять жуткую ошибку Андрона Кон чаловского, когда он вместе с актерами показал каких-то очень больных людей. Взрос лых у меня играли Ира Купчен ко, Владимир Гостюхин, Панин- младший... У нас снимался сле пой ребенок, очень веселый. Мы ему говорили: ты себя так ведешь, будто видишь... А он: я ведь всего-навсего слепой... Нырять глубоко в эту тему опасно - может выясниться, что не всегда ущербный человек бывает светлой личностью. Но все равно картина эта о люб ви, о том, что ОНИ нам могут дать, а не мы им. И о состра дании. Немодная, прямо скажем, сегодня тема. Сейчас у всех на слуху совсем другие герои, другие ориентиры. Новый тип: гаденыши. Ведь бо гатство требует накопления, наступает в человеке смена ге нов: он все жрет, жрет, жрет, все гадит, гадит, гадит... - Ваши первые фильмы, «Бирюк» и «Каштанка» , | н на У»краине приняли хо лодно . Почему не уехали тогда в Москву, где все шло на-ура? - Про «Каштанку» сказали, что это фильм холодный, как нос Каштанки, и Чехов бы в гробу перевернулся ... А «Би рюк», мол, - просто откровен ная неудача. Но прием Москвы действительно обиду сгладил. Много же в жизни было всяко го, и плохого, и голодного, но зачем про это? Некоторые вот любят рассказывать, как их да вили, закрывали фильмы - у ме ня ни одного такого рассказа нет. Моя мама всегда говори ла: если у тебя в кармане 10 рублей, делай вид, что 100... «Я почему-то был уверен, что сниму Вообще, есть браки по любви, а есть по расчету. Так вот пер вые мои четыре фильма: «Каш танка», «Бирюк», «Полеты во сне и наяву», «Поцелуй» по Че хову - они мне самому так нравятся, что мне абсолютно все равно, что про них гово рят. А со своим кино я покон чил в 1986-м, сняв «Храни ме ня, мой талисман». У меня дав но на площадке ничего не ви брировало. А вот на послед них съемках вдруг ощутил эту вибрацию. Того, кто досидит до конца этого фильма, ждет совершенно неожиданный фи нал. - П о м н и т е , у в а ш е г о л ю б и м о г о Ч е х о в а П л а т о н о в г о в о р и т : «И ж и з н ь н а м к а з а л а с ь сп л ош ны м п р а з д н и к о м , в к о т о р о м к а ж д о м у у г о т о в а н о т а к м н о го м е с т а . . .» И д л я в а с , н а в е р н о е , ж и з н ь т о ж е е с ли н е б ы л а п р а з д н и к о м , то б ы л а вся в п е р е д и , вы о т н е е м н о го го ж д а л и . Н а с к о л ь к о эти о ж и д а н и я с о в п а л и - н е с о в п а л и ? . . - После «Бирюка» и «Каш танки» я был уверен, что потом сниму та-акое, превращусь в большого режиссера... Сбы лось процентов на 30. Я вдруг понял„ что и не очень готов-то к этой профессии. Она же тре бует технического подхода - ты зависишь от погоды, от массы вещей, и это такая низость! - В е р н о л и , что в аш и м у ч и т е л е м бы л П а р а д ж а н о в ? - Я его часто видел и восхи щался им, хотя в прямом смыс ле учителем он для меня не был. Планку задавал, да: такой грандиозный человек рядом, и всего два определения: говно и гениально. Первая советская картина, которую он объявил гениальной, - «Иваново детст во» Тарковского. Он очень лю бил «Окраину» Барнета. Не давно я, кстати, видел какой-то немой фильм Барнета, который мне тоже очень понравился: звука нет, цвета нет, ассоциа ции рождаются совершенно потрясающие. - В ам Г е рм ан д о л ж е н н р а в и т ь с я . . . - Считаю Лешу удивитель ным режиссером, безумно ин тересным, но это не значит, что мне все нравится. Его «Проверку на дорогах» я видел позже всего, но мне именно она кажется простой и гармо ничной. «Хрусталев...» - каждый эпизод в отдельности гениален, а вместе... Я остался несколько холоден. - С е й ч а с т а к о й т р е у г о л ь н и к в о з н и к , н е р а в н о б е д р е н н ы й : М и х а л к о в , Г е р м а н , Г у см ан .. . - Я в этом не участвую. - Не с о м н е в а л а с ь , что и м е н н о т а к вы и о тв е ти т е . Но в е д ь н у ж н о у ч а с т в о в а т ь в к а к и х - т о ф е с т и в а л я х , к а к - т о о б о з н а ч а т ь с я , а это в с е г д а г р у п п и р о в а н и е п о с и м п а т и ям . . . - Нет-нет, мне это не нра вится. Поскольку и с той сторо ны, и с другой - мои друзья, я брезглив в этом отношении и не поддерживаю ни одну сто рону, в околокиношные игры не играю. - к о г д а Д а н е л и ю с п р а ш и в аю т , п о н р а в и л с я л и ф и л ьм , он го в о р и т , что н е см о т р е л . А е с л и у ж н е х о ди т ь н ет н и к а к о й в о з м о ж н о с т и , в с е г д а с т а р а е т с я уй ти и з з а л а , п о к а н е д а л и с в е т а , ч то б н е в з н а ч а й с что-нибудь та-акое...» а в т о р о м н е с т о л к н у т ь с я . - Обычно я говорю просто: «Старик, поздравляю с пре мьерой». Зачем в такой день портить человеку настроение? Есть какие-то нормы общежи тия, которые много людей не соблюдают - особенно крити ки. - К о г о и з а к т е р о в в с е г д а х о т е л и б ы с н и м а т ь ? У Т а р к о в с к о г о - С о л о н и ц ы н , у Г е р м а н а - Р у с л а н о в а . . . - Марлона Брандо, если бы он не растолстел. А так я сни маю Янковского. Как-то гово рю ему: «Хочу снимать твои глаза». А он: «Ну что глаза, а талант?» Талант без глаз, гово рю, отдыхает. Кстати, в «Поле тах...» у меня же вместо Янков ского должен был сниматься Михалков. Эх, дал бы Бог Ми халкову другую внешность, не столь специфическую, не было бы лучше актера. - А к а к в а м Я н к о в с к и й в « Л ю б о в н и к е » ? - Фильм очень хороший, хо тя концовка смешная и непо нятная. Тодоровскому, по-мое му, не всегда удается спра виться с Янковским, он иногда «проскакивает». А с Гармашом справиться ему удалось. - Б ы в а л о с в а м и , ч т о п о с м о т р е л и ч у ж о й ф и л ь м и с к а з а л и с е б е : Б о ж е м о й , в е д ь э т о т ф и л ь м д о л ж е н б ы л с н я т ь я ! - У меня чаще наоборот посмотрел и сказал себе: елы палы, да после такого зачем еще что-то делать, что-то сни мать... Так было с «Амаркор дом» Феллини, поскольку у меня тоже имелся сценарий о детстве. Я этот собственный сценарий просто уничтожил понял, что опоздал по чувст венной интонации, по подби раемым ситуациям, и это меня года два угнетало. Такую же зависть я чувствовал после «Расемона» Куросавы, полови ны фильмов Пазолини... Хотя у Бергмана, Куросавы, Пазоли ни нравится далеко не все. А у Брессона все совершенно, как яйцо Фаберже. Вообще есть люди, которых не нужно обсу ждать. Они уже сделали столь ко хорошего, что имеют право делать, что хотят. Вот после «Обломова...» все обсуждают Михалкова. Я этим не занима юсь - снял же он пять классных фильмов: «Свой среди чу жих...», «Раба любви», «Пять вечеров», «Неоконченная пье са...», «Обломов». Кто сказал что все следующие фильмы должны быть обязательно луч ше? Да так не бывает! Талант - это ведь еще и удача слияние обстоятельств. А сни мать по-Тарковскому, каждый фильм как последний, - это бо лезнь советской неволицы, мы же были воспитаны, что надо до конца... Сколько ужасного написали про «Сибирского ци рюльника» - зачем так унижать человека? - Р о м а н Г у р г е н о в и ч , в ы о с м е р т и д у м а е т е ? Б о и т е с ь е е ? - Конечно, думаю. Но толь ко в том ключе, что вот уйду, мои близкие не будут обеспе чены: жена, сын и дочь, внуки Сыну 37, он филолог, но зани мается бизнесом, живет во Франции. Дочь - в Киеве. Мы ее тоже отправляли туда, за границу, она там 8 лет выдер жала и умолила • вернуть об ратно. Беседовала Гузель АГИШЕВА РАЗ ГОВОР НАЧИСТОТУ СЮЖЕТЫ БЫК НА ПЬЕДЕСТАЛЕ На территории Воронежского племенного завода открыт пер вый и, пожалуй, единственный в России памятник быку-произво- дителю. Идея пришла в голову директору Ивану Волкову во время командировок по странам Европы, во многих из которых он встречал подобные монументы. Чугунный бык весом почти 10 тонн был отлит на одном из во ронежских заводов и теперь обещает стать местной досто примечательностью. Если, конеч но, его не унесут на мясо - вер нее, на металлолом. Лев НИКОЛАЕВ. ВОРОНЕЖ. ЛЕВШЕ И НЕ СНИЛОСЬ Более 30 метров стальной магистрали обчистил новоиспе ченный тульский Левша. Он снял все: рельсы, костыли, накладки. Украденное обнаружили в пунк те приема металлолома в посел ке Головлинском под Липками. А воришкой оказался 23-летний житель Алексина. Глядя на тоще го паренька, оперативники чеса ли затылки: как умудрился этот «силач» в одиночку утащить рельсы, каждая из которых весит 150 кг? Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. ЧУБАЙС И ЕГО ТЕЗКА Предприниматель из поселка Нарышкино, арендующий мест ную водонапорную башню, нашел способ бороться с теми, кто забывает выключать насос. На помощь пришел рыжий пес по имени Чубайс. Всякий раз, ко гда кто-то из нарышкинцев забы вает нажать на кнопку, за него это делает Чубайс. Дай лапу, Друг! Антон ФЕДОРОВ. ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. НЕ ВСЕ ЖЕ «ЧЕЛСИ» ПОКУПАТЬ... ПОКА РОМ А Н А Б РАМ О В И Ч ПОКУПАЛ БРИТАНСКИЙ КЛУБ . НИКОЛАЙ ИСАКОВ ВО З РОЖ Д А Л Ш КОЛЬНЫЕ СП О РТП ЛОЩ А Д КИ , ДВО РОВЫ Е КОМ А Н ДЫ И СЕЛЬСКИЕ СТАДИОНЫ Знакомьтесь: будущее российского спорта. Уже второй месяц в Брян ской области в городах, селах и рабочих поселках, где рабо тают предприятия газовой от расли, проходит детско-юно шеская Спартакиада. На ста дионы и спортивные площадки вышли десятки тысяч школьни ков. Это самое массовое спор тивное мероприятие за послед ние 15 лет. Организаторами спортив ных школьных соревнований стали Российский «Межреги онгаз» и акционерное общест во «Брянскоблгаз». Газовой службе Брянской области в этом году исполнится ровно 50 лет. Юбилейную дату решили отметить с размахом. Выделили для этой цели довольно-таки крупные деньги. Но решили их потратить не на пышные бан кеты, застолья и фейерверки, а с куда более ощутимой поль зой. На ремонт стадионов и детских спортивных площадок, на приобретение футбольных, баскетбольных и волейбольных мячей, брусьев, турников, тен нисных столов и другого спор тивного инвентаря. Бывший первый заместитель главнокомандующего броне танковыми войсками России ге нерал-лейтенант Николай Иса ков, ныне работающий замес тителем генерального директо ра дочернего предприятия «Газпрома» «Межрегионгаз» России, выделил 100 тысяч руб лей на приобретение лыж для сельских школ Дубровского района. Николай Васильевич родом из этих мест. Учился в сельской школе. Как и все под ростки в то время, увлекался физкультурой и спортом. До сих пор генерал гордится сво ей победой на районных со ревнованиях в Дубровке на пятикилометровой лыжне. Те районные гонки ему запомнились на всю жизнь. И вот спустя столько лет ге нерал снова оказался на том самом стадионе, где мальчиш кой бился за победу на лыжне. На этот раз Николай Василье вич открывал соревнования школьной Спартакиады. В подарок своим юным зем лякам - победителям Спартаки ады Николай Васильевич, а вместе с ним руководители ОАО «Брянскоблгаз» Владимир Иванович Попков и ООО «Брянскрегионгаз» Н.Е.Никишин привезли спортивные призы и денежные премии. Кому-то дос тались часы, кому-то фотоаппа раты, книги. Но самый дорогой приз - Почетная грамота за ус пехи в школьных соревновани ях. Подписал ее каждому побе дителю лично генерал Исаков. - Считайте, ребята; что эта Почетная грамота с моей под писью - для вас будет путевкой в жизнь. Обладатель такой грамоты вне конкурса получит право учиться и работать в си стеме газовой отрасли. А выпу скники средних школ будут иметь преимущество при посту плении в высшие военные учи лища бронетанковых войск. Я напрямик спросил Исако ва, зачем ему и другим руково дителям газовой отрасли нуж на эта школьная Спартакиада. Уж не к выборам ли в Государ ственную Думу готовятся ини циаторы детских соревнова ний? Нет, в депутаты генерал не собирается. Ему за держа ву обидно. Давно не было яр ких побед на хоккейных полях, потеряли позиции- в зимних и летних Олимпиадах, отечест венный футбол не радует. А все почему? Опустели школь ные и дворовые спортплощад ки, растет поколение слаба ков, не умеющих бегать, пры гать, плавать, бороться. Алко гольный, табачный и наркобиз нес смотрят на наших детей как на потенциальный рынок сбыта отравы. В армию призы вать некого. 18-летний призыв ник, ни разу не подтянувшийся на турнике, и есть «резерв главного командования»? Надо вернуть мальчишек и девчонок на стадионы, привить вкус к хо рошим книгам, к здоровому образу жизни. - Мы начинаем заново де лать то, что упустили за пос ледние годы. И на этом не ос тановимся, - убежден Исаков. - Физкультуру надо вернуть в ка ждую сельскую школу. Сколько на это потратим - не жалко! Эдуард МОХОРОВ. БРЯНСК. ДОБРЫЕ ЛИЦА БИЗЕРТА , СТАВШАЯ СУДЬБОЙ В ИСТОРИИ БИ ЗЕРТИНСКОГО «М О РСКО ГО С БО РНИКА » ВОЕДИНО СПЛЕЛИСЬ МОРСКАЯ РОМ АНТИКА , ОФИЦЕРСКОЕ МУЖЕСТВО , ТОСКА ПО РОДИНЕ И ЛЮ БО В Ь К ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Впервые отдельной книгой вышли в свет избранные стра ницы знаменитого русского во енно-морского журнала «Мор ской сборник», издававшегося в 1921-1923 годах на Русской эскадре в тунисском порту Би- зерта, где после эвакуации из Крыма оказались тридцать три корабля Черноморского флота. Эту красивую книгу, выпущен ную в Москве издательством «Согласие», можно назвать па мятником морякам Русской эс кадры, спасшим при эвакуации около 150 тысяч беженцев. Ус тами очевидцев книга расска зывает о самых драматических эпизодах в жизни российского флота с 1914 по 1923 год. Выпуск уникального издания стал возможен благодаря воз вращению в 1998 году в Россию полного комплекта Бизертинско- го «Морского сборника», посту пившего в составе коллекции, со бранной нашими соотечествен никами из общества «Родино» (г. Лейквуд, штат Нью-Джерси, США). Многие годы выпуски жур нала находились в библиотеке Общества офицеров Российско го Императорского флота. Для тех, кто далек от мор ской службы, очевидно, будет от крытием, что «Морской сборник» - старейшее российское изда ние. Недавно его редакция отме тила 155-летие с выхода первого номера. После революции и Гра жданской войны в мире какое-то время выходили три разных рус ских «Морских сборника». Один - в советской России, в Ленин граде, другой - в Чехии и третий - в Африке, в тунисском городе Бизерта, где оказались русские моряки. Чтобы понять значение Бизер- тинского «Морского сборника» для истории нашего Военно- Морского Флота, надо понять, что такое Бизертинская эпопея Русской эскадры. Бизерта - это судьба 5600 русских моряков, их жен и детей, оказавшихся после эвакуации из Крыма в тунисском портовом го роде. В жизни русских моряков, разлученных с родиной, не было места унынию и расхлябанности. Строжайшая дисциплина как на кораблях, так и в лагерях на бе регу. Распорядок дня, заполнен ный с раннего утра до позднего вечера. Все юноши учатся в Морском корпусе. Гардемарин ские и кадетские роты по очере ди плавают по Бизертинскому озеру для практики под паруса ми на учебном судне «Моряк». Офицеры для пополнения знаний занимаются в классах подводно го плавания. В часы отдыха - парусные гон ки, футбольные матчи, постановка драматических и оперных спекта клей, концерты духового оркестра под управлением капитана Ивана Шадрина, лекции по всем отрас лям знаний, по литературе и ре лигии. Среди лекторов выделялся богослов Георгий Спасский, п[А)- тоиерей Морского Духовенства на Русской эскадре. Одна из его лекций называлась «Что мы пере жили духовно». В 1922 году о. Ге оргий основал на эскадре «Брат ство Божьей Матери». Входившие в это братство давали обеты два жды в день молиться, каждый день делать хотя бы одно доброе дело и полностью отказаться от руга тельств. На Рождество устраива лись елки для детей. Так, сочетая службу с заняти ями спортом, науками и искусст вом, а нелегкий труд по ремонту кораблей - с молитвой, жили рус ские моряки. «Морской сборник» был частью этой многообразной жизни, одним из ее интеллекту альных факторов. Сборник вно сил свой вклад и в то, что дух офицеров и матросов оставался боевым. Когда в Неаполе задержали двух русских моряков с Русской эскадры и один из полицейских осмелился схватить нашего мат роса за шиворот, то обидчик тут же получил в ухо. В полицейском участке развернулось целое сра жение. Два матроса сдерживали натиск шестнадцати карабине ров до тех пор, пока дежурный офицер не приказал прекратить сражение, поскольку «эти рус ские могут изувечить полицей ских». На другой день начальник полицейского участка прибыл на палубу транспорта «Вера», что бы лично принести извинения русским морякам. С юмором у наших ребят то же было все в порядке. Конечно, «Морской сборник» был слишком солидным изданием для того, что бы печатать анекдоты и забав ные случаи. Но даже в серьезных статьях авторы находили место для самоиронии и юмора. Одна жды в январе, где-то близ грече ских берегов, корабли эскадры попали под снежный заряд. Мож но представить,' как несладко приходилось морякам. Тем вре менем капитан 1-го ранга Васи лий Меркушев записывает в дневнике: «Мы, русские, облада ем особой способностью всюду таскать за собой снег и холод». Высокие же слова очень ред ко прорываются в скупых на эмо ции страницах повествования - пожалуй, лишь там, где речь идет о погибших. Вот строчки, кото рые Меркушев посвятил галлипо- лийцам (солдатам и офицерам врангелевской армии, попавшим после эвакуации из Крыма в ту рецкое местечко Галлиполи): «...У населения Галлиполи надолго останутся воспоминания об исто мленных воинах, в один прекрас ный день неожиданно выоро- шеннных на чужую территорию, без куска хлеба, какого-либо имущества, денег. Их сопровож дали такие же измученные жен щины, дети и даже грудные мла денцы... Несмотря на голод и хо лод, жизнь зимой и летом в па латках, где их то сжигало солнце, то мочил дождь или засыпал снег, оставленные прежними со ратниками.., они не преврати лись в стадо баранов, но гордо несли свой крест, сохраняя честь русского солдата, честь старой Армии, разбитой, но не побеж денной... Настанет час, когда си ротливые, затерянные в глуши полей Галлиполи могилы снова услышат родную речь... 1ак будет рано или поздно, и сколько бы ни хлопотали другие, стараясь уничтожить, расчленить Россию или даже совсем стереть с лица земли, - это им не удастся». За время пребывания в Галли поли с 22 ноября 1920 года по 15 декабря 1921 года в городе и лагере от болезней и ран умер ло 342 человека, в том числе женщин и детей. Большая их часть была похоронена на рус ском военном кладбище. Здесь был открыт памятник в виде древнего кургана, на сооруже ние которого русские принесли около 20 тысяч камней. Обвет шавший памятник был разрушен землетрясением в 1949 году и сейчас никаких следов от него не осталось. Попытки восстановить памятник, предпринятые россий ской стороной в последние годы, нашли поддержку у мэрии ны нешнего Гелибулу, но не встре тили одобрения правительства Турции, несмотря на три ноты посольства России. • Очевидно, другой народ счел бы оскорбительным такое отно шение к- памяти соотечественни ков. Мы же, послушные рекламе, и ведать не ведаем, что едем ку паться и резвиться на те чужие берега, где страдали и гибли на ши предки. Для большинства наших тура гентств лучший клиент - это, оче видно, богатый Иван, родства не помнящий. Иначе трудно объяс нить, почему большинство рус ских туристов возвращаются из Туниса, так ничего не узнав о Русской эскадре, не посетив хра ма, построенного в память о рус ских моряках. Почему тысячи российских туристов, минующие ежегодно греческий порт Пирей по дороге на курорты Средизем ного моря, не знают, что непода леку от порта есть русское мор ское кладбище?.. В предисловии к Бизертинско му «Морскому сборнику» пото мок русских морских офицеров, историк российского флота па рижанин Александр Владимиро вич Плотто вспоминает: «Я, поя вившись на свет в Крыму, в мла денческом возрасте вместе со своей сестрой и родителями ока зался в Бизерте, где прошли мое детство и ранняя юность... Я, хо тя и смутно, помню капитана 2- го ранга Монастырева, команди ра подводной лодки «Утка», из дававшего на ней «Морской сборник»... С тех пор прошло много лет, и лишь теперь я впол не понял, чего хотел Нестор Мо- настырев, в немыслимых услови ях, часто на свои скудные сред ства, издавая «Морской сбор ник». И он, и все офицеры эскад ры твердо надеялись на возрож дение флота под Андреевским флагом и считали своим долгом с пользой для российского флота употребить накопленный воен ный опыт, сохранив его на стра ницах «Морского сборника» до того времени, когда он будет востребован...» Сегодня трудно представить, как на подводной лодке в то вре мя можно было издавать перио дический журнал. А технология этого дела была такая. На «Ут ке» располагался штаб дивизио на подводных лодок и была пи шущая машинка. Здесь рукописи набирали, делали макет и везли в литографию Морского корпу са, который, эвакуируясь из Се вастополя, прихватил с собой и ротационную машину. Из корпу са тираж расходился по кораб лям эскадры и по ...семнадцати странам мира. Все делалось на чистом энтузиазме. И здесь пора, рассказать под робнее о редакторе «Морского сборника». Когда готовился пер вый выпуск сборника, капитану 2-го ранга, командиру «Утки» Нестору Александровичу Мона- стыреву было 34 года. За спиной его, кроме офицерского класса подводного плавания, был Мос ковский университет. Участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны, был на гражден орденами и удостоен Георгиевского оружия. После ли квидации Русской эскадры в 1924 году издание сборника прекратилось. Монастырев ос тался жить в Тунисе, продолжая работать над материалами по истории русского флота. За свои литературные труды Нестор Мо настырев был удостоен «Пальмо вой ветви» Французской акдде- мии. Умер в тунисском городке Табарка в 1957 году. Нынешнее издание избран ных страниц Бизертинского «Морского сборника» в России - это тоже энтузиазм и подвижни чество. Поначалу казалось, что пересохшие страницы ветхих журналов невозможно будет прочитать - бумага грозила рас сыпаться, текст выцвел. Первое, что удалось сделать эксперту Российского фонда культуры ис торику флота Владимиру Лобы- цыну, - это составить список ста тей, опубликованных в 26 выпус ках Бизертинского «Морского сборника», и найти первые све дения об их авторах. Вскоре Ло- быцыну удалось издать за свой счет указатель статей. Эта бро шюра попала на глаза известно му издателю и писателю Вацлаву Михальскому, который как раз в это время заканчивал свой ро ман «Весна в Карфагене», где одна из сюжетных линий связана с судьбами русских моряков, за брошенных в далекий Тунис. Ми- хальский предложил издать са мые интересные статьи из Бизер тинского «Морского сборника» одной книгой. «Всех нас объединила Бизер та», - говорит Владимир Лобыцын и рассказывает, что вокруг рабо ты над уникальной книгой собра лась целая команда исследовате лей: научный сотрудник Цент рального музея Вооруженных Сил Артем Савинов, президент московского Клуба истории фло та Константин Стрельбицкий, ас пирант Института российской ис тории РАН Никита Кузнецов, ка питан 2-го ранга Денис Козлов... Книга вышла с предисловием адмирала Игоря Касатонова, ко торый, выражая благодарность коллективу историков, «проде лавшему громадную работу по прочтению, расшифровке статей и их комментированию», отмеча ет, что «полнота комментариев такова, что читать их не менее интересно, чем статьи». Да, драгоценные подробности комментариев составляют одну из главных достоинств книги. Сотни имен русских моряков, вы рванных из плена забвения. По крупицам собранные детали их биографий. Возможно, кто-то из читателей впервые узнает из этой книги о судьбе своего деда или прадеда. К сожалению, тираж издания невелик, и даже до военных мо ряков книга доходит только как исключительно редкий подарок. (Историки, готовившие книгу, просили поблагодарить за по мощь в ее распространении под московного предпринимателя Ва лерия Гудова'. Он купил и пере дал частям Военно-Морского Флота тысячу экземпляров Бизер тинского «Морского сборника»). Дмитрий ШЕВАРОВ. Русские моряки - и в Африке моряки... НЕНОВОЙ Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано всм РФпо делам Министерст о печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ№ 77 - 7161 . Распространяется в качестве приложения к газетам: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон дл я справок : (095) 257-37-92 . Л.Арих, А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Т ел еф он /ф акс о тдела рекл амы : (095) 257-38-42 . СЗаворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Е-таН : у*огтк@асН.ги «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс ( 095 ) 257 - 37 - 83 . Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. «Европа-Экспресс» (Германия), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «На смену!» ф «Время и деньги» (Казань), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской области), («Варта» (Нижневартовск), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Югорское время» (Нягань), «Поколение» (Орел), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Якутия» (Якутск).______________________________________
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz