Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

18 октября 2 0 0 3 г., № 2 0 6 (22084 } Л И П Е Ц К А Я ш ) ж г а з е т а I , л. г*?! /л%'3 % ш и Ш®.Шшк^ 1 г ПОВОД ААЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ ОВИКТОРИНА РН1ЫР5о Тур-1 О Т В Е Т Ь Н А В О П Р О С • В Ы И Г Р А Й П Ы Л Е С О С ! Спросите любого родителя: «Что нужно, чтобы правильно воспитать своего сына или дочь?» И вы, б ез сомнения, полу ­ чите такой ответ: «Прежде всего, н адо очень любить р еб ен ­ ка». И большинство добавит с неоспоримой убежденностью : «Ну, это ж е так просто!» Просто ли это? Д авайте попробуем ответить на этот вопрос. И ответить на конкретных прим ерах . Р о ди т ел и очень радовали сь , к огда и х во сьм ил етний С ер еж а прин о сил д ом ой ра зличны е б е з ­ д ел уш к и , пр едм еты с ули цы , и з ш к олы , а п ор ой и от д р у з е й . «Смотри , мать , к ак ой у нас р а ­ чи т ел ьны й х о з я и н растет!» — хвалил папа , уви дев новую вещь в д ом е . П ри этом р оди т ели д а ж е п оощ ряли С ер еж у , особ енн о его ж ел а н и е иметь п обольш е новы х в ещ ей . К стати , и х он в о сн ов ­ ном выманивал и ли просто о т ­ бирал у д р у ги х . Где в зял , у кого — н ев аж н о , р оди т ел ей это н е инт ер есовал о . «Главное , что н е и з д ом а вы н е ­ сен о » — р а с с у ж д а л и о н и . Н о гром п р о гр ем ел в дом е С ергея ч ер е з н еск ол ьк о л ет , к о г д а , б у ­ д учи п одр о стк ом , он у ж е п р и ­ дал собиранию различны х вещ ей «деловой» харак т ер . В о р о в с т в о п о д р о с т к а бы л о л о ги ч е ск им сл ед ств и ем п о п у с ­ ти тель ств а р о ди т ел ей , и х лю б о ­ вания н ак опитель ством отпры с ­ ка . По д р у г ом у у гол ов н ом у д ел у было у ст ан овл ен о , что о т ец — и нж ен ер по обра зованию — вы­ сек сы на за то , что он вынес из дом а и отдал товарищ у ш а хм а т ­ ную д о с к у . Н ак а зы в ая Ю рия , папаш а повторял : «В д ом нести н а д о , в дом !» Т ак им образом,:; программ а готова , о стается д е й ­ ствовать . С ергей , Юра и м н о ги е д р у ­ гие и х сверстники , усвоив такую так ти к у , н ер едк о становятся на преступны й п уть . И я сн о — п о ­ ч ем у . З а сл еп ой р оди т ель ск ой лю ­ бовью н ер едк о кр о ет ся н и зк ая п едагогическая культура , н еум е ­ ни е , а п ор ой и н еж ел а н и е со б ­ ственные требования сои змерять с тр ебованиям и общ ества . П р и ­ чем все это не м ож ет быть зам е ­ нено н и ди п л ом ам и , ни справ ­ ками , ни ч уж им и мы слям и , в зя ­ тыми н а п р о к а т у д р у з е й и л и зн ак омы х . И н тер есны е н аблю д ения с д е ­ лал я и з р а с см отр енны х сотен уголовны х дел на н есов ерш енно ­ л етн и х р ебя т , сов ерш и вш и х с а ­ мые ра зличны е пр еступл ения . Я им ею в ви ду д ет ей , которы е вос ­ питы вались в о тно сительно бла ­ гоп ол уч ны х с ем ь я х . П оч ем у ж е они так часто п оп олняю т к он ­ тин г ен т « тр у дны х » , значитель -1 ное количество которы х , ещ е раз п о д ч е р к и в аю , о к а зы в а е т с я ца ск ам ь е п о д судимы х? Главную роль в н аруш ении е с т е с т в е н н о г о , н р а в с т в е н н о г о х ода развития подростков сыгра­ л а все-таки н е у л и ц а , не компа ­ ния . В этом смы сле я бы хотел выделить несколько типов сем ей , в которых больш е всего появля ­ ется «трудны х» подростков . Во-первых — это семья с ори ­ ен таци ей на соци ал ьн о е н ед ов е ­ ри е . Х арактерн ая ч ер та зд есь — повыш енн ая н едов ерчиво сть к ок р уж ающ им : с о с е д я м , зн а к о ­ мым , товарищ ам . «Н ед ов ер ч и ­ вая семья» всегда права , а все вок р у г ви н овны . Е ст е с т в ен н о , что и отнош ени е подростка к ок ­ р уж ающ им бу д ет таким ж е . Та ­ ким обра зом , р оди т ели у си л и в а ­ ют честолю бивы е , эгои стичны е п о б уж д ен и я своего р еб енк а . Есть сем ьи с ор и ен т аци ей на удоволь ствия . З д есь б е ззаботн о е отнош ение к будущ ем у , ж ел ани е ж и ть только с его дн яш н им дн ем становится дл я д ет ей к ом п а сом . И они в д ал ьн ейш ем п опро сту п а р а зи ти р ую т , б е зд ел ь н и ч аю т , превращ аю тся в т у н ея дц ев . В ины х с ем ь я х , я бы н а звал и х « х и т ры м и » , вы сок о ц ен я т предприимчивость , удачливость и ловкость в д о с т и ж е н и и ц ел ей лю бым , д аж е , к с ож а л ен ию , и п р е с т уп ны м , п у т ем . Р о д и т е л и прим ерн о так наставляю т сына: «Е сли тебе х о т ело сь покататься на ч уж ом м о тоц и к л е , д а ещ е б е з прав , то н адо бы ло эт о д ел а ть на б е злю дн ом м е с т е , а не в ц ен ­ тре города , тогда бы не п оп ал ­ с я » . Или: «Е сли тебе уж так за ­ хот ело сь выпить , л учш е сделать эт о дом а , то гда ты н е ок а зал ся бы в м е дици н ск ом вы тр езви те ­ л е и не было бы т ак и х н еп р и я т ­ ны х п о сл ед ст вий » . И у п о др о ст ­ к ов ф о р м и р у е т с я у б е ж д е н и е : «Все м ож н о , главное — не п о ­ п а д а т ь с я » . Н о п о п а д аю т с я и ока зы ваю тся привл еч енным и к у г о л о в н о й о т в е т с т в ен н о с т и за м ош енни ч ество , гр а б еж и и т .д . Н ем ало с ем ей , где все д ел а ­ ется с ори ен таци ей на п р им ен е ­ ни е силы . З д есь р о ди т ели пря ­ мо или к осв енно поощ ряю т а г ­ рессивное поведение свои х детей по отн ош ению к св ер стник ам . К стати , им енн о такую си ст ем у во спитания А .С . М акаренк о н а ­ зывал «табуреточн ой п ед а го ги ­ к о й » . Д ет и , выросш и е в атм о ­ сф ере крик а , культа к ул ак а и р ем н я , чащ е всего стан овя тся злы м и , к онф ликтны м и и ж е с ­ токим и лю дьм и . И ск ольк о и х ока зы вается на скамье п о д с у д и ­ мы х за соверш енны е х у л и г а н с ­ ки е д ей ст ви я , за п р еступл ения против личности ! В о зн и к н о в е ­ ни е у р еб ен к а т а к и х б е зн р а в ­ ственны х черт есть не что ин о е , к а к о т з в у к с о о т в е т с т в ую щ е й си ст емы в о с п и т а н и я , л иш аю ­ щ ей мал енького ч ел ов ек а в с а ­ мом начале его эм оц и он альн о ­ го и интелл ек туал ьн о го р а зв и ­ тия главного — соприч а стия к общ ественн ом у , соп ер еж и в ан и я с о к р уж аю щ им и . Очень важ н о , с чем в ж и зн ь уй д у т наш и д ети , с каким запасом доброты , т еп ­ л а , вним ания к лю дям . И это все д о лж ны дать д е т ям п р еж д е всего роди т ели . Н ет , это сов сем н е просто — лю бить р е б е н к а . . . Н и к о л а й УСИК , п р е д с е д а т е л ь с у д е б н о й к о л л е ги и п о у го л о в ны м д е л а м о б л а с т н о го су д а . Ч и т а т ел ь , п е р в ы м ^ - при славш ий п р а ви л ьны е о т в е ты н а в с е три т у р а викторины о т РН11ЛРЗ, * , получит по трясающ ий приз: уникальный моющий пы л е с о с ТШАТНЕ.ОЫ 2000 (РС 8842). Э то т п ы л е с о с с т а н е т н е зам ен имы м помощником в лю б ом д о м е , поскольку и м е е т ч е ты р е функции : о бы ч н а я сух ая уборка , в л аж н а я уборка (включая м ы т ь е п олов ) , уборка с моющим с р е д с т в о м (вклю чая чистку м е б е л и и ковров ) и мы т ье окон . Т акж е он сн абж ен сп ец и а л ь ны м ф и л ь т р ом , который у л а в л и в а е т д о 99 ,9% м ел ьч айш и х ч ас ти ч е к пыли , таких как в олоски , пы л ьц а и т .д . Р 1 -Ш Р З Т п а я и о п - э т о и д е а л ь н а я чи с то та и гигиена в В аш ем д о м е . всего один главный приз торопитесь! Вопросы для викторины РНИ1Р5: © Патент на промышленное производство пылесоса был получен в 1901 году. Работал этот пылесос на: Бензине Керосине Электричестве О Какие задания можно поручить пылесосу РН1ЫРЗ ТпаМоп 2000 | в режиме "Влажная уборка"? Сбор жидкости с пола Прочистка засорившейся раковины Выкачивание воды из емкости (например, аквариума) Все вышеперечисленные задания О Какую форму имеет уникальная насадка для ковров и полов РеасН & С1еап пылесоса у РН1ЫР5 Тпа1Ыоп 2000 , которая вращается на 360° и идеально убирает труднодоступные места? В форме бумеранга В форме бриллианта В форме ромба Ответы при сы л ай те по адр е су : 3 9 8 0 5 5 , г . Л и п е ц к , ул . М осковская , 8 3 , р едакци я «Липецкой газеты» («Д ом острой» ) ПЛОХОГО НЕ ПОСОВЕТУЕМ ЗАШ1ЙС1,МАЛЫШ! Наши дети слабы здоровьем. И то, что взрослому хо ­ рошо, ребенку —нет. Закаливание «по-русски» с обтира­ нием снегом и слишком контрастный душ не для детей. Д е т и , к с в е д е н и ю с т а р ш и х , ж и в у т н а п р е д е л е . О н и е ж е д н е в ­ н о т р а т я т 7 0 п р о ц е н т о в с и л и з с в о и х « з а п а с н и к о в » . А м ы , р о д и ­ т е л и , — в с е г о 2 0 п р о ц е н т о в . По э т о й п р и ч и н е в с е з н а к о м ы е в а м м е т о д и к и з а к а л и в а н и я н е п р и г о д ­ ны д л я м а л ы ш е й . К р о м е т о г о , и м м у н н а я с и с т е м а ч е л о в е к а о к о н ­ ч а т е л ь н о « с о з р е в а е т » к 6 - 7 г о д а м . П о э т о м у н е т с м ы с л а в с е р ь е з з а ­ к а л и в а т ь т р е х л е т н е г о м а л ы ш а ( а и м е н н о в э т о м в о з р а с т е д е т и ч а щ е в с е г о б о л е ю т ) . Д о с т а т о ч н о у м ы в а т ь р е б е н к а п р о х л а д н о й в о ­ д о й и н и к о г д а н е к у т а т ь . А в о т 4 - 5 - л е т н и х д е т е й н а д о в о в л е к а т ь в п р о ц е с с з а к а л и в а ­ н и я , ч т о б ы к ш к о л е « вы к о в а т ь » к р е п к о г о ч е л о в е ч к а . М е т о д и к п о з а к а л и в а н и ю м н о ­ го . Но р а з л и ч а ю т с я о н и л и ш ь д о ­ з и р о в к о й и п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь ю . О д н и г о в о р я т , ч т о с н а ч а л а н а д о о б т и р а т ь с я , а п о т о м о б л и в а т ь с я . Д р у г и е у т в е р ж д а ю т о б р а т н о е . А м ы с о в е т у е м д е л а т ь т о , ч т о н р а ­ в и т с я в а м и в а ш е м у р е б е н к у . И т а к , о п т и м а л ь н а я , н а н а ш в з г л я д , с и с т е м а з а к а л и в а н и я . ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ О н и о с о б е н н о х о р о ш и в « д е - м и с е з о н ь е » , к о г д а н а у л и ц е п р о ­ х л а д н о . О т к р ы в а й т е н а 5 - 1 0 м и ­ н у т ф о р т о ч к и в д о м е , р а з д е в а й ­ т е д е т е й д о т р у с о в . . . и д у р а ч ь ­ т е с ь с н и м и п о п р и н ц и п у « д в и ­ ж е н и е — ж и з н ь » . ОБЛИВАНИЕСТОП Э т а п р о ц е д у р а п о з в о л я е т в 1 , 5 - 2 р а з а с н и з и т ь п р о с т у д н ы е з а б о л е в а н и я . Б о л е е т о г о , с т и м у ­ л и р у е т р а б о т у м о з г а . Но ни в к о е м с л у ч а е н е и с п о л ь з у й т е с л и ш к о м х о л о д н ую в о д у . И п р е д в а р и т е л ь ­ н о с о г р е в а й т е р е б е н к у н о ги . П р а к ­ т и к у й т е п о с т е п е н н о е о б л и в а н и е н о г д о к о л е н а . П р и м е р н о ч е р е з к аж д ы е п о л т о р ы м и ну ты ч е р е д у й ­ т е п р о х л а д н ую в о д у с т е п л о й . СОЛЕВЫЕДОРОЖКИ Д л и н н о е п р о с т о е ( н е м а х р о ­ в о е ) п о л о т е н ц е с м о ч и т е т е п л ы м с о л е в ы м р а с т в о р о м ( м о р с к а я и л и о б ы ч н а я п о в а р е н н а я с о л ь ) и р а с с т е л и т е н а п о л у . П у с т ь р е б е ­ н о к н е к о т о р о е в р е м я п о б е г а е т п о э т о й « д о р о ж к е » . Т к а н ь , с м о ч е н ­ н а я в с о л е в о м р а с т в о р е , о с т ы ­ в а е т г о р а з д о б ы с т р е е , ч е м о б ы ч ­ н а я в о д а . А к р о м е т о г о , с о л ь — е с т е с т в е н н ы й р а з д р а ж и т е л ь и д е з и н ф и ц и р у ю щ е е с р е д с т в о . С л о в о м , т о , ч т о д о к т о р п р о п и с а л . ОБТИРАНИЕ Д е т и о б т и р а т ь с я н е л ю б я т . Э т о н е о ч е н ь - т о п р и я т н о . К р о м е т о г о , в е л и к а в о з м о ж н о с т ь з а б о ­ л е т ь , п е р е о х л а д и в ш и с ь . 9 - л е т - н и м д е т и ш к а м т а к о й с п о с о б е щ е м о ж н о п о р е к о м е н д о в а т ь . УМЕРЕННОКОНТРАСТНЫЙДУШ С а м о е л у ч ш е е с р е д с т в о з а ­ к а л и в а н и я п о с л е о б л и в а н и я с т о п . П о л т о р ы м и н у т ы п о л и в а й т е д и т я т е п л о й в о д и ч к о й , д в а д ц а т ь - т р и д ­ ц а т ь с е к у н д — х о л о д н о й . И т а к н е с к о л ь к о р а з , з а к о н ч и в в с е - т а к и т е п л о й . С л и ш к о м в о з б у д и м ы х л у ч ш е п о л и в а т ь с у т р а , а н е п е ­ р е д с н о м . ПЛАВАНИЕ К у п а н и е — е щ е к а к а я з а к а л ­ ка! З а н я т и я в в о д е у к р е п л я ю т к о ­ с т и , п р е д у п р е ж д а ю т п л о с к о с т о ­ п и е , ф о р м и р у ю т п р а в и л ь н у ю о с а н к у и у л у ч ш аю т к р о в о о б р а ­ щ е н и е . П од го товил А ле ксей МАЛИКОВ . щ тяж Шя, Л ' В е д у щ а я р у б р и к и — Г а л и н а К А Й Д А Ш К О . ПИСЬМО ИЗ КОНВЕРТА ПРОГУЛКА В ОСЕННЕМ Был т и х и й с ен тябр ь ский д ень . На небе ни облачка . С олнце св ети ­ ло щ едро , как в есн ой . В о з д у х к а ­ зал ся про зрачны м . Н аш а м аш ин а быстро мчалась по ровной л ен т е а с ­ фальта . М имо прон о си ли сь у бр ан ­ ны е поля , п ер ел е ск и , на сел енны е пунк ты . З а т ем по обе стороны на ­ чал ся л е с . К ак ой ж е он красивый сейчас , в осеннюю пору! К аки х толь ­ ко красок нет на дер евьях ! Н а стоя ­ щ ая золотая о сень — как на к ар ти ­ н е Л евитан а . М аш ина св ерн ула на л е сн ую д о ­ р о гу , и мы остан овили сь на о п уш ­ к е л е са . В зо р у откры лась больш ая п ол ян а , со в сех сторон ее о б ст уп и ­ ла чаш а , к отор ая так и м анила к с е б е , обещ ая откры ть грибны е м е с ­ та . Н а стро енны е в есело и оп тим и с ­ тично , мы р а збр ели сь по л е су . Н о , к н аш ем у велик ом у разочарованию , н ик то и з нас н е наш ел ни одного гриба . То ли кто у ж е побывал в эти х м е с т а х , то ли н е было ср еди нас ни о д н о г о н а с т о ящ е г о г р и б н и к а , но верн ули сь мы с пу сты м и р ук ам и . Р а сп о л ож и вш и сь п од огромной ра зв еси стой б ер е зой , р еш и ли п ер е ­ кусить . На импрови зированном сто ­ л е п оя в и л и сь я б л о к и , х л е б , сы р . К ак ж е вк усен об ед на св еж ем в о з ­ д у х е посл е н ебольш ой прогулки ! С олнце у ж е кл онил о сь к за п а ­ д у , и в в о з д у х е стала ощ ущ ать ся п р охл ад а . Мы р еш и ли р а зв ести к о ­ стер . З а топливом не приш лось д а ­ л еко х о ди т ь . Тут ж е бы стренько с о ­ брали с у х и е сучья , ли стья — и з а ­ гор ел ся к о стер . Н ебольш ой ветер , д увш и й дн ем , к в еч еру у т и х . Мы си д ел и у ко стра и т и х о б еседовали . Н а д уш е было как -то т орж еств енн о и н ем ного гр у стн о , как всегда бы ­ ва ет п о сл е о бщ е н и я с п р и р о д о й . К аж ды й и з нас невольно дум ал , как хор ош о побыть зд е с ь , отд о хн у ть от в сех забот и тревог , и к аж ды й с о ­ зн ав ал , что этот д ень и эти ощ ущ е ­ ния бу д у т нынч е п о сл едн им и , ведь до н а ст уп л ени я весны едва ли мы вы берем ся сю д а ещ е р а з . Бы стро т ем н ел о , зубч атая к р ом ­ ка л еса отчетливо вырисовывалась на ф он е ро зов о го н еба . П о сл едни й р а з п олю б о в а вш и сь о к р уж аю щ е й нас к ар ти н ой , тщ ательно за т уш и л и костер и отправили сь д ом ой . В м а ­ шине сидели притихш и е , зачарован ­ ны е . Р а зговор н е к л еи л ся . Всем х о ­ т ело сь , п о -в и дим ом у , воскресить в своей п ам я ти ярки е собы тия дн я . Было у ж е совсем т ем но , к огда мы п о д ъ е зж а л и к гор о д у . Огни м а ­ ни ли , св ерк али и п ер елив али сь , а мы ч ув ств ов ал и с е б я т ак , словно возвращ ались и з ска зочно го м и р а . . . Н и н а ДОЛГОВА , в е т е р а н В ел и к ой О т еч е ст в ен н ой вой ны . ПО ГО РИ ЗОН ТАЛИ : 1 . П о одн ой в ер си и , это слово — тю рк ского п р о и с х ож д е н и я , и и зн ачально оно им ело зн а ч е ­ ни е «к ож аны й м еш ок б е з ш вов» . По др у гой в ер сии , оно — и ск онн о сл авян ск о е и этим ол о ги ч ески свя зан о со словом «ту ­ л ов ищ е» . 5 . Ч ел ов ек , пы тающ ий ся прим енить ум к тем п р о ­ бл ем ам , к которым он тр адици онн о не п рим ен я ет ся . 7 . В честн ой борьбе п о б еж д а е т . . . 8 . От одно го арабского слова со зн ач ени ем « длинн ая в ер хн я я о д еж д а с ш и р оким и р ук ав а ­ ми» п р ои сх о ди т два р у с ск и х слова — ю бка и . . . 9 . П отчевать м ож н о , н еволи ть . . . (р у с ск ая п о словиц а ) . 1 1 . П опы тка не пы тка , а . . . н е б еда (ру сск ая пословица ). 1 4 . П устое вр ем япр е ­ п р ов ож д ен и е . 1 5 . «В ерн ейш ий сою зник упорства» (И . Г ете) . 1 8 . «Книга есть к у би ч е ский . . . горяч ей , ды м ящ ей ся сов ести — и больш е нич его» (Б . П а ст ерн ак ) . 2 0 . Где галки — в сегда . . . 2 2 . Ж и в о тн о е , к оторое м ож ет вырыть н ору и спря тать ся в н ее за о дн у м и н у т у , а за ночь вырыть тунн ел ь дл и н ой в 6 8 м етров , настолько п р ож орл и в о е , что если ем у н е у д а ет ся р а з ­ добыть п ищ у в т еч ен и е 12 часов , то оно ум и р а ет . 2 3 . По л еген д е , А лл а х вручил «пш ено пророка» благоч естивому стар ­ ц у и з рода карачаевц ев и научи л готовить и з м ол ок а этот н апи ток , продл евающ ий ж и з н ь и и збав л яющ ий от б о л е зн ей . 2 4 . « . . . Ь им еет на своей совести много ж ер тв» (С. Т артако - вер . «Ш ахм атны й эн ц и к л оп еди ч е ск и й словарь » ) . 2 5 . «Оагг» п о -др ев н еи сл ан д ски «к опь е» , «Ьа1г» — « л о дк а » . К ак о е рус- . КРОССВОРД ское слово , по одной и з гип о т е з , п р ои сходи т от др евн еи сл ан д ­ ского слово соч етания «лодочное копье»? ПО ВЕРТИКАЛИ : 1 . П од каким им енем мы зн а ем того , кого Гайдар сначала хот ел назвать Вовкой Д ункан ом ? 2 . « . . . т ож е подчас прои зводит глубокое впечатление» (С .Е . Л ец ) . 3 . Ученые вы деляют два его типа . Л о с -ан дж ел есск ий во зникает в р езультате ф о то хим и ч ески х р еакций под дей стви ем солн еч ­ ного и зл уч ени я . П ри н а дл еж ащ ий ко второму — лон дон ск ом у — типу появляется при в заимодействии с атм осф ерной вла ­ гой . 4 . Л ерн ей ская (и з подвигов Геракла). 6 . Одна и з «К» в назначении немецкой женщины : К т б е г , КисЬе, ШгсЬе — дети , . . . , церковь . 1 0 . П ринятое в X IX веке в Р о ссии ресторанное на звание «компл ек сн ого обеда» — водки и с ел едки . 1 1 . «Я только п о гр ож у пал ьц ем » , — ска зал он , кладя пал ец на . . . 12 . Ж ивотн ое , главный герой американского пра здника 2 ф ев ­ раля . 1 3 . Собачья уп р яж ь — единственная , в которой этой детали нет . 1 6 . У этой птицы оперени е крыла д ели т ся на три части: больш и е маховы е , малые маховы е перья и крылышко . В сего как бы ш есть крыльев . Отсюда и про звищ е эти х птиц — «ш естокры л ец» . 1 7 . «Ч ем л егковеснее человек , тем более он м ож ет претендовать на . . .» (М .Е . Салтыков-Щ едрин ). 1 9 . Его в Древн ей Р у си назы вали Омир-Философ . 2 1 . Каково дерево , таков и . . . , каков батька , таков и сын (пословица}. 2 2 . Спаса­ тельный . . . ока зал ся ош ейником . ОТВЕТЫ Н А КРОССВОРД , О П У БЛИ КО ВАННЫ Й 1 7 О К ТЯ Б РЯ П о г о р и зо н т а л и : 5 . К арам ель . 6 . В са дниц а . 8 . Енгиба - П о в ер ти к ал и : 1 . Гарант . 2 . В есна . 3 . В аряг . 4 . Оцелот , рян . 1 1 . Стела. 1 2 . П ротон . 1 4 . А стм а . 1 7 . Оправа. 1 8 . А р т - 7 . Я блок о . 9 . Э ллип сои д . 1 0 . Ф ак сим ил е . 1 1 . С енокос . 13 . рит . 2 0 . Сочи . 2 2 . Т анк ер . 2 3 . К линч . 2 6 . Н и к ар а гу а . 2 7 . Н ек тар . 1 5 . М осквич . 1 6 . Ш пагат . 1 9 . К окора . 2 1 . Остров. Б ор один о . 2 8 . А эр оп ор т . 2 4 . Н атура . 2 5 . Б урр е . Р Н Ш Р 5 ДАЧНИКИ ПФДУШЕПРИШЛАСЬ Р А Б О Т А . . . Наши предки оставили нам замечательную поговор­ ку: «По одеж ке встречают, по уму провожают». Вспом­ нил эту мудрость, приехав на днях в магазин «Природа». Глядя на газон, радующий глаз своей ухоженностью, впервые позавидовал тем, кто имеет под окнами своего дом а хоть какой-то уголок земли . Сколько радости пре ­ подносит он хозяевам и детям при творческом подходе к нему! Своеобразной школой служит он для начинаю ­ щих садоводов и огородников , постигающих а збуку любви к родной природе. Иной х о з я и н , глядя на за ­ со хш ее дерево , спеш ит взять в руки пи л у и топор , чтобы под самый корень срубить его, утративш ее былую красу . А вот Олеся Болыиева, консуль ­ тант магазина , биолог по про ­ ф ессии , поступила иначе . П о ­ садив вокруг за сохш его ство ­ ла к р упн оли стн ую и п ом ею , которая добралась за лето до самой верхуш ки и прикрыла зел енью стареньк ую « о д еж ­ к у » , д а л а к а к бы в т о р ую ж и знь «опавш ему и зал ед ен е ­ лому» кл ен у . Вот что значит , так ск а ­ за т ь , т в о р ч е ск и й п о д х о д к д е л у . Д уш а р а д у е т с я п р и взгляде на образцы тех ж е га ­ зонов с и зум рудн ой травкой , которые подска зы ваю т нам , стр адающ им л ен о ст ью , как п о ст уп и т ь в том и л и и н ом случае, чтобы каж ды й клочок зем ли радовал в згляд пр о х о ­ ж и х . Тут и классич еский об ­ р а зец га зона , м авританский , к о р о т к о п о д с т р и ж е н н ы й , спортивный , на котором не г р е х п о р е з в и т ь с я д е т в о р е . При разбивке т аки х газонов О л еся Б о лы п ев а з а о с т р я л а вним ание на би ол о гич ески х о соб енн о стя х тр авостоя , его тр еб ов а т ельн о сти к со ст ав у почвы. Д а и понятно: каж ды й вид га зона , в зави сим ости от его пр едн а зн ач ения , требует своего п о дхода . С первых чи сел сентября р аботники м а г а зи н а , как и все любители природы , вклю ­ чились в общ егородскую ак ­ цию , свя занн ую с бла гоу ст ­ ройством парков и скверов , город ских у л иц и дач , при ­ дворны х уч астков . Зн ая за ­ просы липчан , в м а га зин е во­ зобновили свя зь с поставщ и ­ ками — садоводами и о зел е ­ нителям и М ичуринска , горо ­ д а , к ак и зв е с т н о , н а ск в о зь пропитанного зап а х ом анто ­ нов ских яблок . Сотни плодо ­ во-ягодных саж енц ев , декора ­ тивны х к у ст а р н и к о в , о д н о ­ л етн и х и многол етни х цветов пр едл ож и ли мичуринцы на ­ ш им природолю бам . Р аду ет продавцов тяга к декоративным кустарникам . В оспользовавш и сь т еплой и солнечной погодой в эти о сен ­ ние дни , они приобретают пи ­ рамидальную и ш аровидную т ую , ц в е т ущ и й р а к и т н и к , мало пока распространенный д ек о р а т и в ны й п у зы р еп л о д - ник , пл етиеты е ро зы , сорто ­ вые гортен зии , которые м ож ­ но выращивать и в открытом грунте , и в комнатны х у сл о ­ ви я х , к а зацкий м ож ж ев ел ь ­ ник . Особым спросом п ол ь зу ­ ются клематисы — лю бимое д е т и щ е п р и б а л т и й ц е в . От эти х доро го стоящ и х красав ­ цев , вы саж енны х в открытый грунт, не оторвешь глаз и ран ­ ней весной , и поздн ей осенью . У служ лив ая и очень вни ­ мательная Маргарита Синяги- на да ет п о др о бн ейш и е к о н ­ сультации по к аж д ом у расте ­ н ию . П о е е н а б л ю д е н и я м , наши дачники , «защищ аясь» от соседей глухим и высоким забором , соверш ают больш ую ош и бк у , пряча от лю дского гла за красу природы . М еж д у тем пробл ему эт у , по мнению —м,Ч11|«эбк' а а и к дьсин дс * Ритыу м ож н о р еш и т ъ б е з о с о г 5: бого труда . Д ля этого надо на : месте деревянного забора р а з - ; бить живую изгородь ИЗ ХВОЙ- ных пород . За обра зец м ож ­ но взять хотя бы один и з кор ­ пусов Лип ецкого санатория .-. Слушая консультацию мо­ лоденькой продавщ ицы , я йе у д ерж а л ся от собл а зн а ска-;; зать о ней доброе слово . Пос- ; ле окончания Частодубравс- к ой ш колы Р и т а п о л у ч и л а дип л ом агрон ом а в Чаплы -* гинском сел ь х о зтехн и к ум е , а » потом закончила Мичурине-^ кий плодоовощной унив ерси - * тет. С солидным багаж ом зн а ­ ний по выращиванию плодо ­ вых и декоративны х к ультур приш ла работать в лип ец к и й м агазин «П рирода» . К п р о д ук ц и и мичуринец к и х садоводов , к ак , впрочем ; и к частодубравским зем л е ­ дельцам , у Риты особое отно ­ ш ени е . На ее рабочем месте под открытым небом рядом с г а з о н о м с а ж е н ц ы я б л о н ь , г р уш , р а з н о с о р т н ы х с л и в 1,4* м алины , кр а сн ой и черной* смородины , абрикосов , айвьг яп он ской , клематисов . Т руд ­ но перечи слить весь ассорти ­ м ен т , тщ ател ьн о упакован-** ны й в п о л и эт и л ен о вы е ме.т. ш очки . К аж ды й покуп атели скруп ул езн о и зуч ает про д ук ­ цию , ищ ет что-то свое , завета ное , которое никогда д аж е не снилось со седу . К прим еру — саж енцы грецкого ор еха . Нет.! пока и х в ассортим енте мй* чуринц ев . Но и за этим , ду-,' м ается , д ел о не станет . Г о вс у ^ рю об этом уверенно , ссы ла -1 я сь на эк сп ер им ен т одного* природолюба . П од окном сво ­ его деревен ского дом а он вы­ р астил р а ск и ди ст о е д ер ев о ,1 увеш анное теми самыми грец ­ кими ор ехам и . В сходы этого р а с т е н и я п о я в и л и с ь п о сл е стратификации плода и дли-! тельной замочки в воде. Удив ­ ляеш ь ся , что этот эк зот вы­ ращ ен н е на Ч ерн ом ор ском п о б ер еж ь е К а в к а за , а . . . на черно зем е в сел е К оровино . 1 Любуясь ореховым дере­ вом, невольно вспоминаешь; слова одного говорливого на­ шего руководителя, который, нахваливая земли русского чернозема, отметил, что, де, на воронежской, а стало быть, и на липецкой земле можно вырастить... тарантас, если воткнуть в землю оглоблю.' Тарантас, правда, пока никто не вырастил, а вот Коровине-* кие ребятишки с удовольствщ ем лакомятся своими, а не по­ купными грецкими орехами. М ар гари та С ин я гин а не могла порадовать дотош ного покупателя южным эк зотом , но вот саж ен ц ам и плодовый растений и декоративны х к у ­ с т а р н и к о в у д о в л е т в о р и л а в с е х . Д а ж е б л а г о в и д н о г о м уж ч ин у при модном галсту ­ к е , которы й н ен арок ом н а ­ ткнул ся на новый сорт Мали- ны . Теперь в его са д у кроме абрикоса , алычи и японской айвы будет радовать мичурин ­ ская ягода . Заботливая Мар­ гарита по ум у пр ов одила и этого строгого п ок уп ателя ...' В а си л и й МЕДВЕДЕВ . г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz