Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
п р е м и и Илья Макаров МОСКВА 16 ОКТЯБРЯ 2003 ЧЕТВЕРГ №41 (141) С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я . ______ Ш Анатолий Кудрявцев 20 КНИГ— зерна от Колоса Российский писатель с белорусскими корнями Иван Колос в годы войны был разведчиком Лес. Человек. Чернобыль П о у р а л ь с к и м р е л ь с а м п р о й д е т « П о е з д и с т о р и и » НА Э Т О Й н е д е л е в р а м к а х п р а з д н о в а н и я 1 2 5 - л е т н е г о ю б и л е я С в е р д л о в с к о й ж е л е з н о й д о р о г и и з П е р м и о т п р а в и т с я « П о е з д и с т о р и и » . П а с с а ж и р с к и й с о с т а в с в е т е р а н а м и о т р а с л и и п о ч е т н ы м и с о т р у д н и к а м и п р о с л е д у е т п о м а р ш р у т у , д е й с т в о в а в ш е м у н а С в Ж Д 1 2 5 л е т н а з а д . Т о г д а п у т ь п о е з д а п р о л е г а л ч е р е з с т а н ц и и П е р м ь , Ч у с о в а я , Б и с е р , К у ш в а , Н и ж н и й Т а г и л , Н е в ь я н с к а я , В е р х - Н е й в и н с к , Е к а т е р и н б у р г . С е й ч а с п р а з д н и ч н ы й с о с т а в п о в т о р и т э т о т м а р ш р у т . П р е д п о л а г а е т с я , ч т о с о с т а в , у к р а ш е н н ы й с и м в о л и к о й ю б и л е я , ш а р а м и и д р у г и м и а т р и б у т а м и п р а з д н и к а , н а в с е х о с т а н о в к а х б у д у т в с т р е ч а т ь м и т и н г а м и , д л я п а с с а ж и р о в п о е з д а о р г а н и з у ю т у в е с е л и т е л ь н ы е м е р о п р и я т и я и э к с к у р с и и п о м е с т н ы м д о с т о п р и м е ч а т е л ь н о с т я м . В Н и ж н е м Т а г и л е н а п е р р о н е у с т р о я т т е а т р а л и з о в а н н о е п р е д с т а в л е н и е с п е р с о н а ж а м и XIX в е к а . У л ь я н о в с к и е с т у д е н т ы — с а м ы е и н т е л л е к т у а л ь н ы е С О Р Е В Н О В А Н И Я В т о р о г о О т к р ы т о г о К у б к а а с с о ц и а ц и и к л а с с и ч е с к и х у н и в е р с и т е т о в П о в о л ж ь я п о и н т е л л е к т у а л ь н ы м и г р а м п р о ш л и в с т о л и ц е М о р д о в и и . 2 7 к о м а н д и з 5 г о р о д о в р е г и о н а б о р о л и с ь з а ч е с т ь с в о и х в у з о в . О с о б е н н о с т ь ю п р о ш е д ш е г о в С а р а н с к е с о р е в н о в а н и я б ы л о т о , ч т о с б о р н ы е у н и в е р с и т е т о в б ы л и р а з д е л е н ы н а с т у д е н ч е с к и е к о м а н д ы и к о м а н д ы а с п и р а н т о в и п р е п о д а в а т е л е й . В р е з у л ь т а т е в п е р в е н с т в е п о и г р е « Ч т о ? Г д е ? К о г д а ? » с р е д и с т у д е н ч е с к и х с б о р н ы х п о б е д у о д е р ж а л а с б о р н а я У л ь я н о в с к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о у н и в е р с и т е т а . П е р в о е м е с т о в т о й ж е и г р е , н о у ж е с р е д и к о м а н д п р е п о д а в а т е л е й и а с п и р а н т о в з а н я л а с б о р н а я М о р д о в с к о г о г о с у н и в е р - с и т е т а . В ы ш и т ы й С а н к т - П е т е р б у р г в м и н и а т ю р е В Р О С С И Й С К О М э т н о г р а ф и ч е с к о м м у з е е о т к р ы л с я ф е с т и в а л ь - к о н к у р с « В ы ш и т а я к а р т и н а » , п о с в я щ е н н ы й 3 0 0 - л е т и ю С а н к т -П е т е р б у р г а . У с т р о и т е л и — Г о с у д а р с т в е н н ы й р о с с и й с к и й д о м н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а , Р о с с и й с к и й э т н о г р а ф и ч е с к и й м у з е й , К о м и т е т п о к у л ь т у р е Л е н и н г р а д с к о й о б л а с т и , Л е н и н г р а д с к и й о б л а с т н о й у ч е б н о - м е т о д и ч е с к и й ц е н т р к у л ь т у р ы и и с к у с с т в а и т в о р ч е с к о е о б ъ е д и н е н и е « Л и л и я » . Н а в ы с т а в к е б у д у т п р е д с т а в л е н ы р а б о т ы р у к о д е л ь н и ц и з р а з н ы х г о р о д о в и с е л Р о с с и и и и з б л и ж н е г о з а р у б е ж ь я . К о н к у р с р а б о т п р о в о д и т с я п о н о м и н а ц и я м : « В о п л о щ е н и е и с т о р и ч е с к о й т е м ы » , « В о п л о щ е н и е т е м ы « П е т е р б у р г в л и т е р а т у р е » , « Г о р о д с к о й п е й з а ж » , « М и н и а т ю р а » . А о ц е н и в а т ь в о л ш е б н о е м а с т е р с т в о в ы ш и в а л ь щ и к о в б у д е т к о м п е т е н т н о е ж ю р и п о д п р е д с е д а т е л ь с т в о м з а в е д у ю щ е й о т д е л о м Р о с с и й с к о г о э т н о г р а ф и ч е с к о г о м у з е я , д о к т о р а к у л ь т у р о л о г и ч е с к и х н а у к , п р о ф е с с о р а , з а с л у ж е н н о г о р а б о т н и к а к у л ь т у р ы Р Ф Н а т а л ь и К а л а ш н и к о в о й . С т о л е т д л я б у к с и р а — н е в о з р а с т Буксиру «Конаково» —последнему на Волге пароходу —исполни лось 100 лет. Сегодня он исправно несет службу в ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» —буксирует суда, откачивает во ду из трюмов, весной отпаривает ото льда винты теплоходов. Ж е л е з н ы й в о р о б е й В БА РА Н О В И Ч А Х у с т а н о в л е н п а м я т н и к . . . в о р о б ь ю . Э т о с д е л а н о в р а м к а х н а ц и о н а л ь н о й к а м п а н и и , к о т о р у ю п р о в о д и т р е с п у б л и к а н с к а я о б щ е с т в е н н а я о р г а н и з а ц и я « О х р а н а п т и ц Б е л а р у с и » . М е т а л л и ч е с к а я п т и ч к а в о с с е д а е т н а п о л у т о р а м е т р о в о м п о с т а м е н т е . В н и м а н и е о р н и т о л о г о в к в о р о б ью н е с л у ч а й н о . Я в л я я с ь о д н и м и з б л и ж а й ш и х п е р н а т ы х с о с е д е й ч е л о в е к а , д о м о в ы й в о р о б е й о т н о с и т с я к б и о л о г и ч е с к и м и н д и к а т о р а м — в и д а м , п о с о с т о я н и ю п о п у л я ц и й к о т о р ы х м о ж н о с у д и т ь о б и з м е н е н и я х в о к р у ж а ю щ е й с р е д е . Т а к , з а п о с л е д н и е д е с я т и л е т и я е в р о п е й с к а я п о п у л я ц и я д о м о в о г о в о р о б ь я з н а ч и т е л ь н о с о к р а т и л а с ь , а в р я д е с т р а н э т о т в и д о к а з а л с я н а г р а н и и с ч е з н о в е н и я . С у д ь б а б е л о р у с с к и х в о р о б ь е в п о к а н е в н у ш а е т с е р ь е з н ы х о п а с е н и й , о д н а к о и х ч и с л е н н о с т ь в с р а в н е н и и с 8 0 - м и г о д а м и п р о ш л о г о в е к а с т а л а м е н ь ш е п о ч т и в д в о е . В е р н и с а ж д л я к н и г о л ю б о в Н А Ц И О Н А Л ЬН А Я б и б л и о т е к а с т р а н ы п р и г л а ш а е т н а в ы с т а в к у « Л у чш и е кн и ги Б е л а р у с и - 2 0 0 3 » . В э к с п о з и ц и и п р е д с т а в л е н о с в ы ш е 2 0 0 и з д а н и й , у ч а с т в о в а в ш и х в р е с п у б л и к а н с к о м к о н к у р с е « И с к у с с т в о к н и г и - 2 0 0 3 » . Э т о т с м о т р б ы л о р г а н и з о в а н м и н и с т е р с т в а м и к у л ь т у р ы и и н ф о р м а ц и и с ц е л ь ю п о п у л я р и з а ц и и л у ч ш е й п е ч а т н о й п р о д у к ц и и о т е ч е с т в е н н ы х и з д а т е л ь с т в с р е д и н а с е л е н и я . Н а в е р н и с а ж е п р о й д е т п р е з е н т а ц и я к н и г — л а у р е а т о в к о н к у р с а . Э к с п о з и ц и я д а е т в о з м о ж н о с т ь п о л у ч и т ь п о л н о е п р е д с т а в л е н и е о т е м а т и к е к н и г о и з д а н и я в Б е л а р у с и и у р о в н е п о л и г р а ф и и . В н и м а н и е : н а р к о т и к ! У Ч Е Н Ы Е Б е л о р у с с к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о у н и в е р с и т е т а с о в м е с т н о с о с п е ц и а л и с т а м и М и н с к о й ц е н т р а л ь н о й т а м о ж н и р а з р а б о т а л и э л е к т р о н н у ю и н ф о р м а ц и о н н о п о и с к о в у ю с и с т е м у к о м п л е к с н о г о и с с л е д о в а н и я н а р к о т и ч е с к и х в е щ е с т в . С и с т е м а с о д е р ж и т о б ш и р н ую и н ф о р м а ц и ю п о и н т е р е с у ю щ и м п а р а м е т р а м и с в о й с т в а м н а р к о т и ч е с к и х п р е п а р а т о в , п о з в о л я ю щ у ю б ы с т р о и с в ы с о к о й с т е п е н ь ю д о с т о в е р н о с т и о т н е с т и в е щ е с т в о к с о о т в е т с т в у ю щ е й г р у п п е с о е д и н е н и й . Б а з а д а н н ы х с о д е р ж и т п о л н о е о п и с а н и е с в ы ш е 1 5 т ы с я ч ф а р м а ц е в т и ч е с к и х н а р к о с о д е р ж а щ и х п р е п а р а т о в и с в е д е н и я о 1 ,5 т ы с я ч и л е г а л ь н ы х п р о и з в о д и т е л е й э т о й п р о д у к ц и и и с т а н д а р т о в н а н е е . С и с т е м а р а б о т а е т в с е т е в о м и м о б и л ь н о м в а р и а н т а х , м о ж е т б ы т ь у с т а н о в л е н а н а л о к а л ь н ы й к о м п ью т е р . П о д г о т о в и л и В и к т о р и я А В Е Р Б У Х (М о с к в а ) , А л е к с е й К Л Е В И Т С К И Й (М и н с к ) . КИНОРЕЖИССЕРЫ Александр Алов и Владимир Наумов работа ли вместе 30 лет. Сняли 10 филь мов: «Тревожная молодость» (1954), «Павел Корчагин» (1956), «Ветер» (1958), «Мир входящему» (1961, специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру и приз Пази- нетти), «Монета» (1962), «Сквер ный анекдот» (1966, запрещен на 23 года, в 6 8 -м, во время Праж ской весны, получил уникальный приз— «За лучший фильм, НЕ по казанный в Чехословакии»), «Бег» (1970, запрещен, но чудом вышел), «Легенда о Тиле» (1976, главный приз Брюссельского ки нофестиваля), «Тегеран-43» (1980, Золотой приз Московского международного кинофестиваля, чемпион проката), «Берег» (1984, Государственная премия СССР). В 1983 году Александра Алова не стало. В нынешнем году ему исполнилось бы 80 лет. Владимир Наумов продолжал успешно работать и за эти годы снял еще шесть картин. Вих числе «Десять лет без права переписки» (по повести Кабакова), «Белый праздник» (по философской прит че Тонино Гуэрра, в главных ролях Иннокентий Смоктуновский и Ар мен Джигарханян), документаль ный фильм «Алов». Сейчас в ста дии завершения новая картина— «Джоконда на асфальте». В. Нау мов — президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Творческий союз двух режис серов возник в результате целой череды удивительных обстоя тельств. Сегодня, вспоминая об этом, Владимир Наумов говорит: судьба. — Владимир Наумович, когда судьба сочиняет свой сценарий, она способна вписать в него са мых невероятных персонажей. Итак, однажды Сталин... — ... вызвал министра кинема тографии Большакова. Исказал: «Не гонитесь за маленькой прав денкой. Гонитесь за большой ис торической правдой». Речь шла о фильме «Тарас Шевченко». Ста лину не понравилась сцена, в ко торой поэт встречается с револю ционным демократом Чернышев ским. Дело в том, что Чернышев ский был показан молодым, без бороды и усов. Сам же Шевченко —уже пожилым и лысым, что со ответствовало правде жизни. «Нехорошо, — сказал Сталин, — когда молодой человек поучает пожилого поэта, лысого, прошед шего ссылку. Уравняйте их в воз расте, снимите Чернышевского с усами и бородой, пусть не таким, каким он был в действительности в то время, но таким, каким он ос тался в памяти народа. Дело, в конце концов, не в усах илысине, а в соотношении русской и украин ской демократии». Так мы впер вые соприкоснулись с проблемой «художник и власть». Причем на самом высоком уровне, ведь цен зором был Сталин. Иэтот цензор знал, что хотел. Мы, только начи нающие свою жизнь в кино моло дые режиссеры (полные заблуж дений и иллюзий), столкнулись с четко сформулированными, не пререкаемыми требованиями власти к художнику. Именно тогда вопрос «что такое правда?» встал перед нами как главный вопрос художественного творчества. Ночи напролет мы шепотом спорили о замечаниях. Мы не мог ли принять «большую историче скуюправду», которая требует де формации события, ситуации, ха рактера в интересах «высшей це ли». Но мы отвергали также реа лизм поверхности — «эпидерми ческий реализм», исповедующий правду кожного покрова. Именно тогда мы изобрели для себя тер мин «третья правда». Конечно, это был термин рабочий, пригод ный лишь для нас с Аловым, и лишь мы до конца чувствовали то содержание, которое в него вкла дывали. — Но почему вам, студентам, поручили переделку чужого фильма? — Выдающийся режиссер Игорь Савченко, наш учитель, умер, едва закончив картину. Но сказать об этом Сталину Больша ков не посмел. Пообещал довести указания вождя до режиссера. Гротескное, безумное время: ми нистр собирается передавать за мечания Сталина умершему ре жиссеру! Встал вопрос: кто будет исполнять высочайшую волю? Ре шили: поручить ученикам Савчен ко, студентам его мастерской во ВГИКе. Сталин страдал бессонни цей. Его министры должны были сидеть в своих кабинетах до глу бокой ночи, пока вождь не отпра вится спать. И вот в 3 часа ночи в приемную Большакова были вы званы два молодых человека — Алов ия. Почему именно мыдвое? Судьба. — И все же раньше вас объеди нил ваш учитель Игорь Савчен ко. Это произошло на съемках НЫНЕШНЕЙ осенью за значи тельный вклад в укрепление бе лорусско-российских культур ных связей и в связи с 80-лет ним юбилеем российский писа тель Иван КОЛОС был удостоен высшей награды Республики Беларусь — ордена Франциска Скорины. Иван Андреевич. Во енный разведчик и создатель Лельчицкой партизанской бри гады, он во время войны не раз выполнял опасные задания. Уроженец Гомельской области все свое творчество, насчиты вающее уже более 20 изданных книг, он посвятил белорусской земле и тесно связал с россий ской. Корреспондент «СОЮЗа» встретился с писателем. — Я орден Франциска Ско рины очень ценю, потому что сам родом из Полесья, — под черкнул Иван Андреевич. — Для меня это знак большого уважения родного белорусского народа. Хоть я уже более пяти десяти лет живу в Москве, по- прежнему чувствую себя бело русом. Кстати, один из моих рассказов, «Носарик», посвя щен именно Франциску Скори- не. Это произведение о том, как партийные номенклатурщики продали англичанам памятник Скорине — белорусскому пер вопечатнику и переводчику Библии. Почему такое интерес ное название рассказа? У Франциска был нос немножко заостренный, его так и прозва ли в народе — Носарик... Орден Франциска Скорины — не единственная высокая на града в послужном списке писа теля. Представленный к званию Героя Советского Союза еще в годы Великой Отечественной войны, он получил награду спу стя полвека. — Как э т о б ы л о , Иван Анд реевич? — Однажды, в сентябре 1944 года, я был заброшен в горя щую Варшаву, — рассказал Иван Колос. — Мне было пору чено установить контакт с поль скими повстанцами, выяснить их план действий. При призем лении мой помощник Дмитрий Стенько напоролся на арматуру разрушенного дома и позднее при артобстреле был убит. Я же тогда сломал левую руку, но польские друзья помогли мне выжить. Порученное задание я выполнил, несмотря на тяже лую контузию. В связи с тем, что гитлеровцы объявили на меня охоту, выйти из Варшавы жи вым представлялось очень трудной задачей. И опять по могли польские разведчики. В 12 часов ночи я с двумя провод никами спустился в канализа ционный люк и три километра шел по трубам к выходу к Вис ле. Мне удалось вынести из ты ла врага очень важные доку менты. Я переплыл через Вислу на правый берег, где в предме стье Варшавы находились со ветские войска. За это задание после подписания акта о капи туляции Германии я был пред ставлен к званию Героя Совет ского Союза. Но не сложи лось... Вокруг Варшавского восстания много чего было на кручено. Лаврентий Берия при казал засекретить всю инфор мацию по моей работе в Поль ше. Спустя долгие годы было поднято мое дело, и я был пред ставлен к званию Героя России. В 1994 году в Кремле мне вру чили награду. Кроме «Золотой Звезды». В свое время я был удостоен ордена Красного Зна мени, был награжден двумя ор денами Отечественной войны I степени, а еще литературными медалями Фадеева, Симонова, Пикуля, дипломом обществен ной премии профессионально го признания «Лучшие перья России». — Иван Андреевич, вы ведь не только военный разведчик, но и известный писатель. Как пришли в литературу? — Еще до войны, во время учебы в педагогическом техни куме в Мозыре, я тайком от ма тери и сестры начал писать сти хи. Однажды, когда мы возвра щались домой после занятий, я 81 И. Колос. п р е д л о ж и л д е в о ч к е , к о т о р а я с и д е л а с о м н о й з а о д н о й п а р т о й , п о с л у ш а т ь м о ю л и р и к у . В о б щ е м , р е ш и л п о х в а с т а т ь с я . Д о с т а л и з - з а п а з у х и т е т р а д к у и с т а л ч и т а т ь О л ь г е с т и х и , ч т о - т о в р о д е « Т в о и г л а з а г о л у б ы е . . . » К о р о ч е , ш т а м п н а ш т а м п е . О л я , о п у с т и в г о л о в у , д о л г о м е н я с л у ш а л а , а п о т о м с к а з а л а : « О й , к а к п л о х о . . . » Я п о м н ю , ч у т ь н е у п а л . О щ у щ а л с е б я П у ш к и н ы м , а м н е в д р у г т а к о й п р и г о в о р в ы н е с е н . П о с л е э т о г о я н а д о л г о п е р е с т а л п и с а т ь с т и х и , п е р е к л ю ч и в ш и с ь н а з а м е т к и в р а й о н н у ю г а з е т у . А п о т о м н а ч а л а с ь в о й н а , к о т о р а я з а с т а л а м е н я н а з а п а д н о й г р а н и ц е в Б е л о с т о к с к о й о б л а с т и . С р а з у п о п а л в р а з в е д к у , п о с л е п р о х о ж д е н и я с п е ц и а л ь н о й п о д г о т о в к и м е н я ш е с т ь р а з з а б р а с ы в а л и в т ы л в р а г а . В с е , ч т о я п е р е ж и л , л е г л о в с ю ж е т н у ю о с н о в у м о и х к н и г . П о с л е в о й н ы м н е б ы л о п р е д п и с а н о п р о д о л ж и т ь о б у ч е н и е в В о е н н о й а к а д е м и и , н о я с к а з а л : « Х в а т и т , н а в о е в а л с я ! » , и р е ш и л о с т а в и т ь с л у ж б у . Т а к и с т а л п и с а т ь к н и г и . П е р в а я к н и ж к а у м е н я в ы ш л а в 1 9 5 5 г о д у , о н а н а з ы в а л а с ь « В а р ш а в а в о г н е » , А в с е г о м н о й и з д а н о у ж е б о л е е 2 0 к н и г , с р е д и н и х « П о з а д а н и ю Ц е н т р а » , « З а ч а с д о р а с с в е т а » , « В о з в р а щ е н и е и з а д а » , « М и л л и о н а л ы х р о з » , « Г н е з д о а и с т а » , « К о ш к и ны с л е з ы » , « Р а д и ж и з н и н а з е м л е » . — В послевоенные годы дово дилось бывать в Беларуси? — К о н е ч н о . Я т о л ь к о н е д а в н о в е р н у л с я и з М и н с к а , г д е в с т р е ч а л с я с д р у з ь я м и . В с е , к т о в д о б р о м з д р а в и и , п р и ш л и , п о з д р а в и л и м е н я с 8 0 - л е т и е м . К а ж д ы й г о д с т а р а ю с ь п р и е з ж а т ь т у д а , г д е р о д и л с я , г д е в ы р о с л и м о и с ы н о в ь я . О д н о в р е м я м ы е з д и л и т у д а в с е й с е м ь е й , г д е п р о в о д и л и о т п у с к н а б е р е г у р е к и в п а л а т к е . М н е к а ж е т с я , т у т у м е с т н о б у д е т з а м е т и т ь , ч т о в о в с е х м о и х к н и г а х в ц е н т р е — Б е л а р у с ь , е е к р а с и в а я , а к в а р е л ь н а я п р и р о д а . В с е м о и г е р о и — з е м л я к и , п а р т и з а н ы , с к о т о р ы м и я в о е в а л . К о н е ч н о , н и к о г д а н е з а б ы в а л о п о д в и г е р у с с к и х с о л д а т в В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н е и м е с т е Р о с с и и в и с т о р и и Б е л а р у с и . Я к а к - т о п и с а л в о д н о м и з с в о и х с т и х о т в о р е н и й : Н о , ст р о г о н е с у д и , р о д н а я , Л ю б л ю в е л и к у ю я Р у с ь . . . И в с е ж, ты — ж и зн ь м о я ж и в а я , С и н е о к а я Б е л а р у с ь ! Д л я м е н я ч т о Б е л а р у с ь , ч т о Р о с с и я — о д н о ц е л о е , и н а ч е и б ы т ь н е м о ж е т . В е з д е , г д е в ы с т у п а ю , п о с т о я н н о п р о п о в е д у ю э т у и д е ю . К о г д а б ы в а ю в Б е л а р у с и , к о м н е п р и х о д я т п р о с т ы е л ю д и , к о т о р ы е в ы с к а з ы в а ю т с в о и м ы с л и , п о ж е л а н и я . Н и о д н о г о я н е в с т р е т и л , к о т о р ы й б ы с к а з а л , ч т о н е х о ч е т с о ю з а с Р о с с и е й . Т а к б ы л о и т а к б у д е т в с е г д а . — Какие у вас планы на буду щее? Над чем сейчас работа ете? — Я т о л ь к о ч т о з а к о н ч и л с в о ю н о в у ю к н и г у , к о т о р у ю п о с в я т и л 6 0 - л е т и ю П о б е д ы , н а з ы в а е т с я о н а «В л о г о в е Г и т л е р а » . О ч е м о н а ? О м о и х р а з в е д ы в а т е л ь н ы х д е л а х в о в р е м я в о й н ы . В е д ь я у ч а с т в о в а л и в ш т у р м е Б е р л и н а , д е й с т в о в а л к а к р а з в е д ч и к . М н е , п р о с т о м у б е л о р у с с к о м у п а р е н ь к у , н и к о г д а и в г о л о в у н е м о г л о п р и й т и , ч т о я б у д у п р и с у т с т в о в а т ь п р и п о д п и с а н и и а к т а о к а п и т у л я ц и и , г у л я т ь п о б у н к е р у Г и т л е р а , с и д е т ь в к р е с л е з а е г о с т о л о м в р е й х с к а н ц е л я р и и . Е с л и с к а з а т ь к р а т к о , в э т о й к н и г е я п и ш у в о с п о м и н а н и я о ф и ц е р а в о е н н о й р а з в е д к и , т о е с т ь о б о в с е м т о м , ч т о д о в е л о с ь м н е у в и д е т ь и п е р е ж и т ь . П р и р о д н ы х з а п о в е д н и к о в с т а н е т б о л ь ш е Д О 2 0 1 0 ГОДА в Р о с с и и б у д е т с о з д а н о д е в я т ь н о в ы х з а п о в е д н и к о в и д в е н а д ц а т ь н а ц и о н а л ь н ы х п а р к о в . О б э т о м з а я в и л р у к о в о д и т е л ь Д е п а р т а м е н т а о с о б о о х р а н я е м ы х т е р р и т о р и й М и н п р и р о д ы А м и р х а н А м и р х а н о в . П о е г о с л о в а м , с и с т е м а р о с с и й с к и х з а п о в е д н и к о в б у д е т р а з в и в а т ь с я и у ж е в э т о м г о д у в Р о с с и и в о з н и к н у т т р и н о в ы е п р и р о д о о х р а н н ы е т е р р и т о р и и ф е д е р а л ь н о г о у р о в н я : « К о л о г р и в с к и й л е с » в К о с т р о м с к о й о б л а с т и , '« Б у з у л у к с к и й б о р » в О р е н б у р г с к о й о б л а с т и и И н г е р м а н л а н д - с к и й з а п о в е д н и к н а о с т р о в а х Ф и н с к о г о з а л и в а . О с н о в н ы м и п р о б л е м а м и з а п о в е д н и к о в , п о с л о в а м А м и р х а н о в а , я в л я е т с я п р и в е д е н и е о с о б о о х р а н я е м ы х п р и р о д н ы х т е р р и т о р и й в с о о т в е т с т в и е с н о в ы м З е м е л ь н ы м к о д е к с о м , а т а к ж е б р а к о н ь е р с т в о . Т а к , з а 2 0 0 2 г о д и н с п е к т о р а м и п о о х р а н е з а п о в е д н и к о в б ы л о в ы я в л е н о о к о л о д е в я т и т ы с я ч н а р у ш е н и й п р и р о д о о х р а н н о г о з а к о н о д а т е л ь с т в а и в о з б у ж д е н о 1 9 0 у г о л о в н ы х д е л . Расхождение наших характеров и темпераментов не рождало конфронтацию, а наоборот, помогало работе. л е е т о г о , м ы п о л у ч и л и н а ш е п е р в о е т в о р ч е с к о е з а д а н и е ! Н е в о з м о ж н о с к а з а т ь о п р е д е л е н н о , в с и л у к а к и х п р и ч и н и о б с т о я т е л ь с т в с л о ж и л с я н а ш т а н д е м . П р о с т о с о т к а л с я , к а к с к а з а н о у Б у л г а к о в а , и з г о р я ч е г о в о з д у х а . А П а р а д ж а н о в а м ы н а ш л и в т о м с а м о м г р о б у с л а д к о с п я щ и м . С п р я т а л с я т у д а о т у р а г а н а и у с н у л . — Коль скоро мы начали путе шествие в прошлое, вернемся в еще более раннее время. Вы и Алов оказались на одном курсе ВГИКа, хотя принадлежите к поколениям разного жизненно го опыта. — С а ш а с т а р ш е м е н я н а н е п о л н ы х п я т ь л е т . П о э т о м у он п о п а л н а ф р о н т и п р о ш е л в сю в о й н у с о л д а т о м . Я ж е п о в о з р а с т у н е у с п е л . Во в р е м я в о й н ы п о с л е р а н е н и я и к о н т у з и и А л о в п р и е з ж а л в А л м а -А т у , к у д а э в а к у и р о в а л с я ВГИК . П о с т у п и л , в о б щ а г е п о в е с и л ш и н е л ь н а г в о з д и к — и с н о в а у е х а л в о е в а т ь . Ш и н е л ь г о л о д н ы е с т у д е н т ы в с к о р е з а г н а л и н а т о л к у ч к е . В э т о м п о с т у п к е А л о в , в о п р е к и л о г и к е , в сю ж и з н ь п о д о з р е в а л м е н я . М ои а р г у м е н т ы , ч т о в т о в р е м я я , 1 3 - л е т н и й м а л ь ч и ш к а , е щ е и н е п о м ы ш л я л ни о к а к о м В ГИ К е , н е д е й с т в о в а л и : « Р а з т ы б ы л т о г д а в А л м а - А т е — з н а ч и т т в о и х р у к д е л о ! » В о о б щ е , у А л о в а , ф р о н т о в и к а , з н а в ш е г о п р а в д у в о й н ы « д о м о л е к у л » , к с о л д а т с к о й ш и н е л и б ы л о о с о б о е о т н о ш е н и е . М н о г о п о з ж е , в 6 1 - м г о д у , к о г д а м ы с д а в а л и «М и р в х о д я щ е м у » , м и н и с т р к у л ь т у р ы Ф у р - ц е в а н е г о д о в а л а : г д е в ы в и д е л и т а к и е г р я з н ы е , п р о с о л е н н ы е ш и н е л и ? ! Ш р а м н а л и ц е А л о в а п о б е л е л , ч т о в ы р а ж а л о к р а й н ю ю с т е п е н ь г н е в а , и С а ш а о т в е т и л : « Е к а т е р и н а А л е к с е е в н а , в ы э т у ш и н е л ь т о л ь к о с м а в з о л е я в и д е л и , а я в н е й п р о т о п а л ч е т ы р е г о д а » . Ч т о б ы в т о в р е м я с т о л ь д е р з к о о т в е - р о т , б ы л с о с р е д о т о ч е н н ы й , с п о к о й н ы й и н а п о м и н а л ф и л о с о ф а . Х о т я в в о л е й б о л и г р а л в е л и к о л е п но! П а р а д ж а н о в о н е м с к а з а л , ч т о о н т о г д а б ы л п о х о ж н а м о л о д о г о П уш к и н а , а е щ е — н а п о д с т р е л е н н ую л а н ь . И т о , и д р у г о е с п р а в е д л и в о . А л о в н о с и л в с е б е « з а н о з ы » в о й н ы . Н о д о п о р ы э т о н е п р о я в л я л о с ь . П о м о г а л и и м о л о д о с т ь , и ч у в с т в о п о б е д и т е л я , с в о й с т в е н н о е ф р о н т о в и к а м . О д н а к о с г о д а м и о н а , в о й н а , е г о в с е - т а к и д о г н а л а . В п о с л е д н и е Г о ды с а м о е п р о с т о е ф и з и ч е с к о е д е й с т в и е д а в а л о с ь е м у с н е в е р о я т н ы м т р у д о м . И ж и з н ь е г о с т а л а п о с т о я н н ы м п р е о д о л е н и е м с л а б о с т и , б о л е з н и , б о л и . Я и н о г д а г о в о р и л е м у : « С а ш а , д о ж д ь и д е т , т а н к и с т р е л я ю т , в с е п р о м о к л о — е з ж а й д о м о й , в с е р а в н о о с т а л о с ь т о л ь к о м а с с о в к у с н я т ь » . Н е т , о с т а в а л с я н а п л о щ а д к е д о к о н ц а . О н б ы л и з т о й п о р о д ы л ю д е й , д л я к о т о р ы х р а б о т а и е с т ь ж и з н ь . — Как два столь разных челове ка могли работать вместе 30 лет? — З н а е т е , Б а х т и н с к а з а л , ч т о с а м о е с т р а ш н о е — т у п о е с о в п а д е н и е с с а м и м с о б о й . Р а с х о ж д е н и е н а ш и х х а р а к т е р о в и т е м п е р а м е н т о в н е р о ж д а л о к о н ф р о н т а ц и ю , а н а о б о р о т , п о м о г а л о р а б о т е . П о с к о л ь к у п о з в о л я л о у в и д е т ь о д н о и т о ж е с о б ы т и е и л и я в л е н и е п о д р а з н ы м и у г л а м и з р е н и я . Т е м с а м ы м с и т у а ц и я , с ц е н а , х а р а к т е р п о л у ч а л и б о л ь ш и й о б ъ е м . — Как вы делили между собой работу? — Н и к а к ! В с е и в с е г д а д е л а л и в м е с т е . С о ч и н я л и с ц е н а р и й , р е п е т и р о в а л и , в ы с т р а и в а л и м и з а н с ц е ну , с н и м а л и , м о н т и р о в а л и . . . Д а ж е п о с т а н о в о ч н ы е п о л у ч а л и п о п о л а м . — Среди ваших картин значи тельное место занимают экра- Ш Творческий союз двух замеча тельных режиссеров возник в результате целой череды уди- „^вительных обстоятельств. низании произведений великих писателей — Достоевского, Булгакова, Шарля де Костера. С какими принципами вы под ходили к классике? — Д о с т о е в с к и й г о в о р и л : т о , ч т о д л я в а с — ф а н т а с т и к а , д л я м е н я с о с т а в л я е т с а м у ю с у т ь р е а л и з м а . Мы н и к о г д а н е с т р е м и л и с ь ж е с т к о о т д е л я т ь р е а л и с т и ч е с к о е о т ф а н т а с т и ч е с к о г о . Т а к ж е , в п р о ч е м , к а к и т р а г и ч е с к о е о т к о м и ч е с к о г о . В н у т р и т р а г и ч е с к о й с и т у а ц и и в д р у г о б н а р у ж и в а л о с ь с м е ш н о е . И н а о б о р о т . А п о ч т и х р о н и к а л ь н а я п р а в д а с г у щ а л а с ь д о п л о т н о с т и с и м в о л а . К а з а л о с ь б ы , р а з н о р о д н ы е к о м п о н е н т ы с п л а в л я л и с ь в н е ч т о е д и н о е . С к а ж е м , к а к в э к р а н и з а ц и и б у л г а к о в с к о г о « Б е г а » р е а л и з м и ф а н т а с м а г о р и я , т р а г е д и я и г р о т е с к . — Как же все-таки вышло, что вы выиграли «Бег» в домино? — В э т о й н е в е р о я т н о й и с т о р и и е с т ь ч т о - т о б у л г а к о в с к о е . Ф и л ь м б ы л г о т о в , н о т о г д а ш н и й м и н и с т р к и н о ( 1 9 7 0 го д ) п о с м о т р е л е г о , и с п у г а л с я и з а п р е т и л . И в о т м ы с М и х а и л о м У л ь я н о в ы м ( и с п о л н и т е л е м р о л и г е н е р а л а Ч а р н о ты в « Б е г е » ) л е т и м н а с а м о л е т е и з Ч е х о с л о в а к и и в М о с к в у . И « в д р у г » (лю б и м о е с л о в е ч к о Д о с т о е в с к о г о ) н а с з о в у т в п е р в ы й с а л о н . И д е м и в и д и м д в а ж и в ы х « п о р т р е т а » . Л ю д и и з в ы с ш е г о р у к о в о д с т в а с т р а ны . З н а е т е , ч е м о н и з а н и м а ю т с я ? И г р а ю т в д о м и н о , т о е с т ь , п о п р о с т у г о в о р я , з а б и в а ю т « к о з л а » . О к а з ы в а е т с я , э т о б ы л а л ю б и м а я и г р а П о л и т б ю р о . И м н е х в а т а е т е щ е д в у х п а р т н е р о в , и о н и п р и г л а ш а ю т н а с . А м ы - т о и и г р а т ь т о л к о м н е у м е е м . Н о с о г л а ш а е м с я — н а и н т е р е с . Е с л и в ы и г р а е м , п о п р о с и м ч т о х о т и м . И х о т я м ы б ы л и с о в е р ш е н н ы е п р о ф а н ы в э т о й и г р е , а т е , н а о б о р о т , п р о ф и , в ы и г р а л и м ы . И н а ш « Б е г » р а з р е ш и л и . О п я т ь с у д ь б а . В о о б щ е , ж и з н ь — у д и в и т е л ь н ы й с ц е н а р и с т . П а р а д ж а н о в , п о ч ь е й м и л о с т и м ы п о л у ч и л и п е р в о е т в о р ч е с к о е з а д а н и е , в с о в е т с к и е в р е м е н а б ы л в з а к л ю ч е н и и — з а н е з а в и с и м о с т ь х а р а к т е р а , к а к о н с а м г о в о р и л , « з а я з ы к » . П о б о л ь ш и м п р а з д н и к а м з а к л ю ч е н н ы м д а в а л и к е ф и р . Б у т ы л к и з а к р ы в а л и с ь к р ы ш к а м и и з ф о л ь г и . П а р а д ж а н о в , п р е к р а с н ы й х у д ож н и к , у х и т р я л с я д е л а т ь н а э т и х к р ы ш к а х г о р е л ь е ф ы , н а с т о я щ и е п р о и з в е д е н и я и с к у с с т в а . С е м ь э т и х г о р е л ь е ф о в п о п а л и в И т а л и ю . Ф е л л и н и т о г д а с н и м а л « А м а р к о р д » п о с ц е н а р и ю с в о е г о д р у г а Т о н и н о Г у э р р а . И о н и в д в о е м р е ш и л и п о г о р е л ь е ф а м П а р а д ж а н о в а и з г о т о в и т ь с е м ь в а р и а н т о в с е р е б р я н о й м е д а л и , к о т о р а я п о л у ч и л а н а з в а н и е м е д а л ь «А м а р к о р д » . И в о т ч е р е з м н о г о л е т , к о г д а у ж е н е б ы л о н а с в е т е ни А л о в а , ни П а р а д ж а н о в а , н и Ф е л л и н и , н а ш с Т о н и н о Гу э р р а ф и л ь м « Б е л ы й п р а з д н и к » п о л у ч и л о д н у и з э т и х м е д а л е й . У м е н я м н о г о п р и з о в , н о э т о т — с а м ы й д о р о г о й . т и т ь н а ч а л ь н и к у , о т к о т о р о г о з а в и с и т т в о я с у д ь б а , н а д о б ы л о о б л а д а т ь б о л ь ш и м м у ж е с т в о м . Н а ч а т ь у ч е б у о н с м о г т о л ь к о п о с л е п о б е д ы . Т а к м ы и о к а з а л и с ь н а о д н о м к у р с е . С н о в а с у д ь б а . В о о б щ е с т у д е н т ы В ГИ К а в т о в р е м я д е л и л и с ь н а д в е к а т е г о р и и : ф р о н т о в и к и (А л о в , Б а с о в , Ч у х р а й , Р о с т о ц к и й , Б о н д а р ч у к , С е г е л ь . . . ) и в ч е р а ш н и е ш к о л ь н и к и (Х уц и ев , П а р а д ж а н о в , Р я з а н о в , Ш в е й ц е р , К у л и д ж а н о в . . .) . Э т и х п о с л е д н и х , к к о т о р ы м п р и н а д л е ж а л и я , с н и с х о д и т е л ь н о и м е н о в а л и « с т а т с к и е р я б ч и к и » . Ф р о н т о в и к и , в т о м ч и с л е и С а ш а , с д о с т о и н с т в о м н о с и л и с в о и г и м н а с т е р к и , у к р а ш е н н ы е о р д е н а м и и н а ш и в к а м и з а р а н е н и я . Т р у д н о б ы л о н а й т и д в у х б о л е е р а з н о х а р а к т е р н ы х п е р с о н а ж е й , ч е м А л о в и я . У м е н я в о В ГИ К е б ы л о п р о з в и щ е М а у г л и . З а т о , ч т о я б ы л с т р а ш н о а к т и в н ы й , п о д в и ж н ы й , в о в с е в л е з а л . С а ш а , н а о б о - все того же «Шевченко». А не вольным виновником оказался студент Сергей Параджанов. — В с е в е р н о . С н и м а л и э п и з о д ы с о л д а т с к о й с л у ж б ы п о э т а . П о д К и е в о м н а ш л и м е с т а , п о х о ж и е н а к а з а х с к и е с т е п и . В с е у ч е н и к и С а в ч е н к о р а б о т а л и у н е г о а с с и с т е н т а м и . К а ж д ы й о т в е ч а л з а с в о ю ч а с т ь р е к в и з и т а : и к о н ы , ш п и ц р у т е н ы , п и с т о л е т ы . . . П а р а д ж а н о в о т в е ч а л з а г р о б . И в д р у г с л у ч и л о с ь т о , ч е г о в т е х м е с т а х н е б ы в а е т ( с н о в а п е р с т с у д ь б ы ) : н а л е т е л у р а г а н . Н а с т о я щ а я п е с ч а н а я б у р я . Мы п о п р я т а л и с ь . В с к о р е в с е с т и х л о , и о к а з а л о с ь , ч т о П а р а д ж а н о в и с ч е з . К у д а — н е п о н я т н о . К р у г о м д о г о р и з о н т а — г о л а я с т е п ь . О с т а л с я л и ш ь п о р у ч е н н ы й е м у п р е д м е т . И в о т и м е н н о т о г д а н а ш у ч и т е л ь п р о и з н е с : « Л а д н о , А л о в и Н а у м о в ! Б е р и т е г р о б и т а щ и т е ! » В п е р в ы е н а ш и ф а м и л и и п р о з в у ч а л и в м е с т е ! Б о - Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь персона парламентские вести «Союз-инфо» С Е Г О Д Н Я в г о р о д е С к и д е л ь Г р о д н е н с к о й о б л а с т и с о с т о и т с я з а с е д а н и е К о м и с с и и П а р л а м е н т с к о г о с о б р а н и я С о ю з а Б е л а р у с и и Р о с с и и п о в о п р о с а м э к о л о г и и , п р и р о д о п о л ь з о в а н и я и л и к в и д а ц и и п о с л е д с т в и й а в а р и й . Г л а в н ы й в о п р о с п о в е с т к и д н я — в ы п о л н е н и е П р о г р а м м ы с о в м е с т н о й д е я т е л ь н о с т и п о п р е о д о л е н и ю п о с л е д с т в и й ч е р н о б ы л ь с к о й к а т а с т р о ф ы в р а м к а х С о ю з н о г о г о с у д а р с т в а н а 2 0 0 2 — 2 0 0 5 г о д ы . В ч а с т н о с т и , б у д у т о б с у ж д а т ь с я в о п р о с ы , с в я з а н н ы е с о с т р о и т е л ь с т в о м в т о р о й о ч е р е д и Г р о д н е н с к о г о з а в о д а м е д и ц и н с к и х п р е п а р а т о в . К р о м е т о г о , б у д у т р а с с м о т р е н ы в о п р о с ы , к а с а ю щ и е с я п о д г о т о в к и м е ж д у н а р о д н о й н а у ч н о - п р а к т и ч е с к о й к о н ф е р е н ц и и п о п р о б л е м а м в о с с о з д а н и я с о ц и а л ь н о - э к о л о г и ч е с к о г о п р о с т р а н с т в а Р о с с и и и Б е л а р у с и , а т а к ж е п р о в е д е н и я в с е н т я б р е 2 0 0 4 г о д а м е ж д у н а р о д н о й н а у ч н о й к о н ф е р е н ц и и « Л е с . Ч е л о в е к . Ч е р н о б ы л ь » п о п р о б л е м а м р е а б и л и т а ц и и з е м е л ь , з а г р я з н е н н ы х р а д и о н у к л и д а м и . Владимир Наумов: Он знал правду войны «до молекул» Т в о р ч е с к и й с о ю з д в у х р е ж и с с е р о в МОСКВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz