Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

п р е м и и Илья Макаров МОСКВА 16 ОКТЯБРЯ 2003 ЧЕТВЕРГ №41 (141) С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я . ______ Ш Анатолий Кудрявцев 20 КНИГ— зерна от Колоса Российский писатель с белорусскими корнями Иван Колос в годы войны был разведчиком Лес. Человек. Чернобыль П о у р а л ь с к и м р е л ь с а м п р о й д е т « П о е з д и с т о р и и » НА Э Т О Й н е д е л е в р а м к а х п р а з д н о в а н и я 1 2 5 - л е т н е г о ю б и ­ л е я С в е р д л о в с к о й ж е л е з н о й д о ­ р о г и и з П е р м и о т п р а в и т с я « П о ­ е з д и с т о р и и » . П а с с а ж и р с к и й с о ­ с т а в с в е т е р а н а м и о т р а с л и и п о ­ ч е т н ы м и с о т р у д н и к а м и п р о с л е ­ д у е т п о м а р ш р у т у , д е й с т в о в а в ­ ш е м у н а С в Ж Д 1 2 5 л е т н а з а д . Т о г д а п у т ь п о е з д а п р о л е г а л ч е р е з с т а н ц и и П е р м ь , Ч у с о в а я , Б и с е р , К у ш в а , Н и ж н и й Т а г и л , Н е в ь я н с к а я , В е р х - Н е й в и н с к , Е к а т е р и н б у р г . С е й ч а с п р а з д ­ н и ч н ы й с о с т а в п о в т о р и т э т о т м а р ш р у т . П р е д п о л а г а е т с я , ч т о с о с т а в , у к р а ш е н н ы й с и м в о л и ­ к о й ю б и л е я , ш а р а м и и д р у г и м и а т р и б у т а м и п р а з д н и к а , н а в с е х о с т а н о в к а х б у д у т в с т р е ч а т ь м и ­ т и н г а м и , д л я п а с с а ж и р о в п о е з ­ д а о р г а н и з у ю т у в е с е л и т е л ь н ы е м е р о п р и я т и я и э к с к у р с и и п о м е ­ с т н ы м д о с т о п р и м е ч а т е л ь н о ­ с т я м . В Н и ж н е м Т а г и л е н а п е р ­ р о н е у с т р о я т т е а т р а л и з о в а н н о е п р е д с т а в л е н и е с п е р с о н а ж а м и XIX в е к а . У л ь я н о в с к и е с т у д е н т ы — с а м ы е и н т е л л е к т у а л ь н ы е С О Р Е В Н О В А Н И Я В т о р о г о О т ­ к р ы т о г о К у б к а а с с о ц и а ц и и к л а с ­ с и ч е с к и х у н и в е р с и т е т о в П о в о л ­ ж ь я п о и н т е л л е к т у а л ь н ы м и г р а м п р о ш л и в с т о л и ц е М о р д о в и и . 2 7 к о м а н д и з 5 г о р о д о в р е г и о н а б о р о л и с ь з а ч е с т ь с в о и х в у з о в . О с о б е н н о с т ь ю п р о ш е д ш е г о в С а р а н с к е с о р е в н о в а н и я б ы л о т о , ч т о с б о р н ы е у н и в е р с и т е т о в б ы л и р а з д е л е н ы н а с т у д е н ч е с к и е к о ­ м а н д ы и к о м а н д ы а с п и р а н т о в и п р е п о д а в а т е л е й . В р е з у л ь т а т е в п е р в е н с т в е п о и г р е « Ч т о ? Г д е ? К о ­ г д а ? » с р е д и с т у д е н ч е с к и х с б о р ­ н ы х п о б е д у о д е р ж а л а с б о р н а я У л ь я н о в с к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о у н и в е р с и т е т а . П е р в о е м е с т о в т о й ж е и г р е , н о у ж е с р е д и к о м а н д п р е ­ п о д а в а т е л е й и а с п и р а н т о в з а н я л а с б о р н а я М о р д о в с к о г о г о с у н и в е р - с и т е т а . В ы ш и т ы й С а н к т - П е т е р б у р г в м и н и а т ю р е В Р О С С И Й С К О М э т н о г р а ф и ч е ­ с к о м м у з е е о т к р ы л с я ф е с т и в а л ь - к о н к у р с « В ы ш и т а я к а р т и н а » , п о ­ с в я щ е н н ы й 3 0 0 - л е т и ю С а н к т -П е ­ т е р б у р г а . У с т р о и т е л и — Г о с у д а р с т в е н ­ н ы й р о с с и й с к и й д о м н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а , Р о с с и й с к и й э т н о г р а ­ ф и ч е с к и й м у з е й , К о м и т е т п о к у л ь т у р е Л е н и н г р а д с к о й о б л а с ­ т и , Л е н и н г р а д с к и й о б л а с т н о й у ч е б н о - м е т о д и ч е с к и й ц е н т р к у л ь т у р ы и и с к у с с т в а и т в о р ч е ­ с к о е о б ъ е д и н е н и е « Л и л и я » . Н а в ы с т а в к е б у д у т п р е д с т а в ­ л е н ы р а б о т ы р у к о д е л ь н и ц и з р а з н ы х г о р о д о в и с е л Р о с с и и и и з б л и ж н е г о з а р у б е ж ь я . К о н к у р с р а б о т п р о в о д и т с я п о н о м и н а ц и ­ я м : « В о п л о щ е н и е и с т о р и ч е с к о й т е м ы » , « В о п л о щ е н и е т е м ы « П е ­ т е р б у р г в л и т е р а т у р е » , « Г о р о д ­ с к о й п е й з а ж » , « М и н и а т ю р а » . А о ц е н и в а т ь в о л ш е б н о е м а с т е р с т ­ в о в ы ш и в а л ь щ и к о в б у д е т к о м п е ­ т е н т н о е ж ю р и п о д п р е д с е д а т е л ь ­ с т в о м з а в е д у ю щ е й о т д е л о м Р о с ­ с и й с к о г о э т н о г р а ф и ч е с к о г о м у ­ з е я , д о к т о р а к у л ь т у р о л о г и ч е с к и х н а у к , п р о ф е с с о р а , з а с л у ж е н н о г о р а б о т н и к а к у л ь т у р ы Р Ф Н а т а л ь и К а л а ш н и к о в о й . С т о л е т д л я б у к с и р а — н е в о з р а с т Буксиру «Конаково» —последнему на Волге пароходу —исполни­ лось 100 лет. Сегодня он исправно несет службу в ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» —буксирует суда, откачивает во­ ду из трюмов, весной отпаривает ото льда винты теплоходов. Ж е л е з н ы й в о р о б е й В БА РА Н О В И Ч А Х у с т а н о в л е н п а ­ м я т н и к . . . в о р о б ь ю . Э т о с д е л а н о в р а м к а х н а ц и о н а л ь н о й к а м п а н и и , к о т о р у ю п р о в о д и т р е с п у б л и к а н ­ с к а я о б щ е с т в е н н а я о р г а н и з а ц и я « О х р а н а п т и ц Б е л а р у с и » . М е т а л ­ л и ч е с к а я п т и ч к а в о с с е д а е т н а п о ­ л у т о р а м е т р о в о м п о с т а м е н т е . В н и м а н и е о р н и т о л о г о в к в о р о ­ б ью н е с л у ч а й н о . Я в л я я с ь о д н и м и з б л и ж а й ш и х п е р н а т ы х с о с е д е й ч е л о в е к а , д о м о в ы й в о р о б е й о т н о ­ с и т с я к б и о л о г и ч е с к и м и н д и к а т о ­ р а м — в и д а м , п о с о с т о я н и ю п о п у ­ л я ц и й к о т о р ы х м о ж н о с у д и т ь о б и з м е н е н и я х в о к р у ж а ю щ е й с р е д е . Т а к , з а п о с л е д н и е д е с я т и л е т и я е в ­ р о п е й с к а я п о п у л я ц и я д о м о в о г о в о р о б ь я з н а ч и т е л ь н о с о к р а т и ­ л а с ь , а в р я д е с т р а н э т о т в и д о к а ­ з а л с я н а г р а н и и с ч е з н о в е н и я . С у д ь б а б е л о р у с с к и х в о р о б ь е в п о ­ к а н е в н у ш а е т с е р ь е з н ы х о п а с е ­ н и й , о д н а к о и х ч и с л е н н о с т ь в с р а в ­ н е н и и с 8 0 - м и г о д а м и п р о ш л о г о в е к а с т а л а м е н ь ш е п о ч т и в д в о е . В е р н и с а ж д л я к н и г о л ю б о в Н А Ц И О Н А Л ЬН А Я б и б л и о т е к а с т р а н ы п р и г л а ш а е т н а в ы с т а в к у « Л у чш и е кн и ги Б е л а р у с и - 2 0 0 3 » . В э к с п о з и ц и и п р е д с т а в л е н о с в ы ш е 2 0 0 и з д а н и й , у ч а с т в о в а в ш и х в р е с п у б л и к а н с к о м к о н к у р с е « И с ­ к у с с т в о к н и г и - 2 0 0 3 » . Э т о т с м о т р б ы л о р г а н и з о в а н м и н и с т е р с т в а ­ м и к у л ь т у р ы и и н ф о р м а ц и и с ц е ­ л ь ю п о п у л я р и з а ц и и л у ч ш е й п е ­ ч а т н о й п р о д у к ц и и о т е ч е с т в е н н ы х и з д а т е л ь с т в с р е д и н а с е л е н и я . Н а в е р н и с а ж е п р о й д е т п р е з е н т а ц и я к н и г — л а у р е а т о в к о н к у р с а . Э к с ­ п о з и ц и я д а е т в о з м о ж н о с т ь п о л у ­ ч и т ь п о л н о е п р е д с т а в л е н и е о т е ­ м а т и к е к н и г о и з д а н и я в Б е л а р у с и и у р о в н е п о л и г р а ф и и . В н и м а н и е : н а р к о т и к ! У Ч Е Н Ы Е Б е л о р у с с к о г о г о с у д а р ­ с т в е н н о г о у н и в е р с и т е т а с о в м е с т ­ н о с о с п е ц и а л и с т а м и М и н с к о й ц е н т р а л ь н о й т а м о ж н и р а з р а б о т а ­ л и э л е к т р о н н у ю и н ф о р м а ц и о н н о ­ п о и с к о в у ю с и с т е м у к о м п л е к с н о г о и с с л е д о в а н и я н а р к о т и ч е с к и х в е ­ щ е с т в . С и с т е м а с о д е р ж и т о б ш и р ­ н ую и н ф о р м а ц и ю п о и н т е р е с у ю ­ щ и м п а р а м е т р а м и с в о й с т в а м н а р к о т и ч е с к и х п р е п а р а т о в , п о з ­ в о л я ю щ у ю б ы с т р о и с в ы с о к о й с т е п е н ь ю д о с т о в е р н о с т и о т н е с т и в е щ е с т в о к с о о т в е т с т в у ю щ е й г р у п п е с о е д и н е н и й . Б а з а д а н н ы х с о д е р ж и т п о л н о е о п и с а н и е с в ы ш е 1 5 т ы с я ч ф а р м а ц е в т и ч е с к и х н а р ­ к о с о д е р ж а щ и х п р е п а р а т о в и с в е ­ д е н и я о 1 ,5 т ы с я ч и л е г а л ь н ы х п р о ­ и з в о д и т е л е й э т о й п р о д у к ц и и и с т а н д а р т о в н а н е е . С и с т е м а р а б о ­ т а е т в с е т е в о м и м о б и л ь н о м в а р и ­ а н т а х , м о ж е т б ы т ь у с т а н о в л е н а н а л о к а л ь н ы й к о м п ью т е р . П о д г о т о в и л и В и к т о р и я А В Е Р Б У Х (М о с к в а ) , А л е к с е й К Л Е В И Т С К И Й (М и н с к ) . КИНОРЕЖИССЕРЫ Александр Алов и Владимир Наумов работа­ ли вместе 30 лет. Сняли 10 филь­ мов: «Тревожная молодость» (1954), «Павел Корчагин» (1956), «Ветер» (1958), «Мир входящему» (1961, специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру и приз Пази- нетти), «Монета» (1962), «Сквер­ ный анекдот» (1966, запрещен на 23 года, в 6 8 -м, во время Праж­ ской весны, получил уникальный приз— «За лучший фильм, НЕ по­ казанный в Чехословакии»), «Бег» (1970, запрещен, но чудом вышел), «Легенда о Тиле» (1976, главный приз Брюссельского ки­ нофестиваля), «Тегеран-43» (1980, Золотой приз Московского международного кинофестиваля, чемпион проката), «Берег» (1984, Государственная премия СССР). В 1983 году Александра Алова не стало. В нынешнем году ему исполнилось бы 80 лет. Владимир Наумов продолжал успешно работать и за эти годы снял еще шесть картин. Вих числе «Десять лет без права переписки» (по повести Кабакова), «Белый праздник» (по философской прит­ че Тонино Гуэрра, в главных ролях Иннокентий Смоктуновский и Ар­ мен Джигарханян), документаль­ ный фильм «Алов». Сейчас в ста­ дии завершения новая картина— «Джоконда на асфальте». В. Нау­ мов — президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Творческий союз двух режис­ серов возник в результате целой череды удивительных обстоя­ тельств. Сегодня, вспоминая об этом, Владимир Наумов говорит: судьба. — Владимир Наумович, когда судьба сочиняет свой сценарий, она способна вписать в него са­ мых невероятных персонажей. Итак, однажды Сталин... — ... вызвал министра кинема­ тографии Большакова. Исказал: «Не гонитесь за маленькой прав­ денкой. Гонитесь за большой ис­ торической правдой». Речь шла о фильме «Тарас Шевченко». Ста­ лину не понравилась сцена, в ко­ торой поэт встречается с револю­ ционным демократом Чернышев­ ским. Дело в том, что Чернышев­ ский был показан молодым, без бороды и усов. Сам же Шевченко —уже пожилым и лысым, что со­ ответствовало правде жизни. «Нехорошо, — сказал Сталин, — когда молодой человек поучает пожилого поэта, лысого, прошед­ шего ссылку. Уравняйте их в воз­ расте, снимите Чернышевского с усами и бородой, пусть не таким, каким он был в действительности в то время, но таким, каким он ос­ тался в памяти народа. Дело, в конце концов, не в усах илысине, а в соотношении русской и украин­ ской демократии». Так мы впер­ вые соприкоснулись с проблемой «художник и власть». Причем на самом высоком уровне, ведь цен­ зором был Сталин. Иэтот цензор знал, что хотел. Мы, только начи­ нающие свою жизнь в кино моло­ дые режиссеры (полные заблуж­ дений и иллюзий), столкнулись с четко сформулированными, не­ пререкаемыми требованиями власти к художнику. Именно тогда вопрос «что такое правда?» встал перед нами как главный вопрос художественного творчества. Ночи напролет мы шепотом спорили о замечаниях. Мы не мог­ ли принять «большую историче­ скуюправду», которая требует де­ формации события, ситуации, ха­ рактера в интересах «высшей це­ ли». Но мы отвергали также реа­ лизм поверхности — «эпидерми­ ческий реализм», исповедующий правду кожного покрова. Именно тогда мы изобрели для себя тер­ мин «третья правда». Конечно, это был термин рабочий, пригод­ ный лишь для нас с Аловым, и лишь мы до конца чувствовали то содержание, которое в него вкла­ дывали. — Но почему вам, студентам, поручили переделку чужого фильма? — Выдающийся режиссер Игорь Савченко, наш учитель, умер, едва закончив картину. Но сказать об этом Сталину Больша­ ков не посмел. Пообещал довести указания вождя до режиссера. Гротескное, безумное время: ми­ нистр собирается передавать за­ мечания Сталина умершему ре­ жиссеру! Встал вопрос: кто будет исполнять высочайшую волю? Ре­ шили: поручить ученикам Савчен­ ко, студентам его мастерской во ВГИКе. Сталин страдал бессонни­ цей. Его министры должны были сидеть в своих кабинетах до глу­ бокой ночи, пока вождь не отпра­ вится спать. И вот в 3 часа ночи в приемную Большакова были вы­ званы два молодых человека — Алов ия. Почему именно мыдвое? Судьба. — И все же раньше вас объеди­ нил ваш учитель Игорь Савчен­ ко. Это произошло на съемках НЫНЕШНЕЙ осенью за значи­ тельный вклад в укрепление бе­ лорусско-российских культур­ ных связей и в связи с 80-лет­ ним юбилеем российский писа­ тель Иван КОЛОС был удостоен высшей награды Республики Беларусь — ордена Франциска Скорины. Иван Андреевич. Во­ енный разведчик и создатель Лельчицкой партизанской бри­ гады, он во время войны не раз выполнял опасные задания. Уроженец Гомельской области все свое творчество, насчиты­ вающее уже более 20 изданных книг, он посвятил белорусской земле и тесно связал с россий­ ской. Корреспондент «СОЮЗа» встретился с писателем. — Я орден Франциска Ско­ рины очень ценю, потому что сам родом из Полесья, — под­ черкнул Иван Андреевич. — Для меня это знак большого уважения родного белорусского народа. Хоть я уже более пяти­ десяти лет живу в Москве, по- прежнему чувствую себя бело­ русом. Кстати, один из моих рассказов, «Носарик», посвя­ щен именно Франциску Скори- не. Это произведение о том, как партийные номенклатурщики продали англичанам памятник Скорине — белорусскому пер­ вопечатнику и переводчику Библии. Почему такое интерес­ ное название рассказа? У Франциска был нос немножко заостренный, его так и прозва­ ли в народе — Носарик... Орден Франциска Скорины — не единственная высокая на­ града в послужном списке писа­ теля. Представленный к званию Героя Советского Союза еще в годы Великой Отечественной войны, он получил награду спу­ стя полвека. — Как э т о б ы л о , Иван Анд­ реевич? — Однажды, в сентябре 1944 года, я был заброшен в горя­ щую Варшаву, — рассказал Иван Колос. — Мне было пору­ чено установить контакт с поль­ скими повстанцами, выяснить их план действий. При призем­ лении мой помощник Дмитрий Стенько напоролся на арматуру разрушенного дома и позднее при артобстреле был убит. Я же тогда сломал левую руку, но польские друзья помогли мне выжить. Порученное задание я выполнил, несмотря на тяже­ лую контузию. В связи с тем, что гитлеровцы объявили на меня охоту, выйти из Варшавы жи­ вым представлялось очень трудной задачей. И опять по­ могли польские разведчики. В 12 часов ночи я с двумя провод­ никами спустился в канализа­ ционный люк и три километра шел по трубам к выходу к Вис­ ле. Мне удалось вынести из ты­ ла врага очень важные доку­ менты. Я переплыл через Вислу на правый берег, где в предме­ стье Варшавы находились со­ ветские войска. За это задание после подписания акта о капи­ туляции Германии я был пред­ ставлен к званию Героя Совет­ ского Союза. Но не сложи­ лось... Вокруг Варшавского восстания много чего было на­ кручено. Лаврентий Берия при­ казал засекретить всю инфор­ мацию по моей работе в Поль­ ше. Спустя долгие годы было поднято мое дело, и я был пред­ ставлен к званию Героя России. В 1994 году в Кремле мне вру­ чили награду. Кроме «Золотой Звезды». В свое время я был удостоен ордена Красного Зна­ мени, был награжден двумя ор­ денами Отечественной войны I степени, а еще литературными медалями Фадеева, Симонова, Пикуля, дипломом обществен­ ной премии профессионально­ го признания «Лучшие перья России». — Иван Андреевич, вы ведь не только военный разведчик, но и известный писатель. Как пришли в литературу? — Еще до войны, во время учебы в педагогическом техни­ куме в Мозыре, я тайком от ма­ тери и сестры начал писать сти­ хи. Однажды, когда мы возвра­ щались домой после занятий, я 81 И. Колос. п р е д л о ж и л д е в о ч к е , к о т о р а я с и ­ д е л а с о м н о й з а о д н о й п а р т о й , п о с л у ш а т ь м о ю л и р и к у . В о б ­ щ е м , р е ш и л п о х в а с т а т ь с я . Д о с ­ т а л и з - з а п а з у х и т е т р а д к у и с т а л ч и т а т ь О л ь г е с т и х и , ч т о - т о в р о д е « Т в о и г л а з а г о л у б ы е . . . » К о р о ч е , ш т а м п н а ш т а м п е . О л я , о п у с т и в г о л о в у , д о л г о м е н я с л у ­ ш а л а , а п о т о м с к а з а л а : « О й , к а к п л о х о . . . » Я п о м н ю , ч у т ь н е у п а л . О щ у щ а л с е б я П у ш к и н ы м , а м н е в д р у г т а к о й п р и г о в о р в ы н е с е н . П о с л е э т о г о я н а д о л г о п е р е с т а л п и с а т ь с т и х и , п е р е к л ю ч и в ш и с ь н а з а м е т к и в р а й о н н у ю г а з е т у . А п о т о м н а ч а л а с ь в о й н а , к о т о р а я з а с т а л а м е н я н а з а п а д н о й г р а ­ н и ц е в Б е л о с т о к с к о й о б л а с т и . С р а з у п о п а л в р а з в е д к у , п о с л е п р о х о ж д е н и я с п е ц и а л ь н о й п о д ­ г о т о в к и м е н я ш е с т ь р а з з а б р а ­ с ы в а л и в т ы л в р а г а . В с е , ч т о я п е р е ж и л , л е г л о в с ю ж е т н у ю о с ­ н о в у м о и х к н и г . П о с л е в о й н ы м н е б ы л о п р е д п и с а н о п р о д о л ­ ж и т ь о б у ч е н и е в В о е н н о й а к а ­ д е м и и , н о я с к а з а л : « Х в а т и т , н а ­ в о е в а л с я ! » , и р е ш и л о с т а в и т ь с л у ж б у . Т а к и с т а л п и с а т ь к н и г и . П е р в а я к н и ж к а у м е н я в ы ш л а в 1 9 5 5 г о д у , о н а н а з ы в а л а с ь « В а р ш а в а в о г н е » , А в с е г о м н о й и з д а н о у ж е б о л е е 2 0 к н и г , с р е д и н и х « П о з а д а н и ю Ц е н т р а » , « З а ч а с д о р а с с в е т а » , « В о з в р а щ е ­ н и е и з а д а » , « М и л л и о н а л ы х р о з » , « Г н е з д о а и с т а » , « К о ш к и ­ ны с л е з ы » , « Р а д и ж и з н и н а з е м ­ л е » . — В послевоенные годы дово­ дилось бывать в Беларуси? — К о н е ч н о . Я т о л ь к о н е д а в н о в е р н у л с я и з М и н с к а , г д е в с т р е ­ ч а л с я с д р у з ь я м и . В с е , к т о в д о б ­ р о м з д р а в и и , п р и ш л и , п о з д р а ­ в и л и м е н я с 8 0 - л е т и е м . К а ж д ы й г о д с т а р а ю с ь п р и е з ж а т ь т у д а , г д е р о д и л с я , г д е в ы р о с л и м о и с ы н о в ь я . О д н о в р е м я м ы е з д и л и т у д а в с е й с е м ь е й , г д е п р о в о д и ­ л и о т п у с к н а б е р е г у р е к и в п а ­ л а т к е . М н е к а ж е т с я , т у т у м е с т н о б у д е т з а м е т и т ь , ч т о в о в с е х м о ­ и х к н и г а х в ц е н т р е — Б е л а р у с ь , е е к р а с и в а я , а к в а р е л ь н а я п р и ­ р о д а . В с е м о и г е р о и — з е м л я к и , п а р т и з а н ы , с к о т о р ы м и я в о е ­ в а л . К о н е ч н о , н и к о г д а н е з а б ы ­ в а л о п о д в и г е р у с с к и х с о л д а т в В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н е и м е с т е Р о с с и и в и с т о р и и Б е л а р у ­ с и . Я к а к - т о п и с а л в о д н о м и з с в о и х с т и х о т в о р е н и й : Н о , ст р о г о н е с у д и , р о д н а я , Л ю б л ю в е л и к у ю я Р у с ь . . . И в с е ж, ты — ж и зн ь м о я ж и в а я , С и н е о к а я Б е л а р у с ь ! Д л я м е н я ч т о Б е л а р у с ь , ч т о Р о с с и я — о д н о ц е л о е , и н а ч е и б ы т ь н е м о ж е т . В е з д е , г д е в ы с т у ­ п а ю , п о с т о я н н о п р о п о в е д у ю э т у и д е ю . К о г д а б ы в а ю в Б е л а р у с и , к о м н е п р и х о д я т п р о с т ы е л ю д и , к о т о р ы е в ы с к а з ы в а ю т с в о и м ы с ­ л и , п о ж е л а н и я . Н и о д н о г о я н е в с т р е т и л , к о т о р ы й б ы с к а з а л , ч т о н е х о ч е т с о ю з а с Р о с с и е й . Т а к б ы л о и т а к б у д е т в с е г д а . — Какие у вас планы на буду­ щее? Над чем сейчас работа­ ете? — Я т о л ь к о ч т о з а к о н ч и л с в о ю н о в у ю к н и г у , к о т о р у ю п о ­ с в я т и л 6 0 - л е т и ю П о б е д ы , н а з ы ­ в а е т с я о н а «В л о г о в е Г и т л е р а » . О ч е м о н а ? О м о и х р а з в е д ы в а ­ т е л ь н ы х д е л а х в о в р е м я в о й н ы . В е д ь я у ч а с т в о в а л и в ш т у р м е Б е р л и н а , д е й с т в о в а л к а к р а з ­ в е д ч и к . М н е , п р о с т о м у б е л о р у с ­ с к о м у п а р е н ь к у , н и к о г д а и в г о ­ л о в у н е м о г л о п р и й т и , ч т о я б у д у п р и с у т с т в о в а т ь п р и п о д п и с а н и и а к т а о к а п и т у л я ц и и , г у л я т ь п о б у н к е р у Г и т л е р а , с и д е т ь в к р е с ­ л е з а е г о с т о л о м в р е й х с к а н ц е ­ л я р и и . Е с л и с к а з а т ь к р а т к о , в э т о й к н и г е я п и ш у в о с п о м и н а ­ н и я о ф и ц е р а в о е н н о й р а з в е д к и , т о е с т ь о б о в с е м т о м , ч т о д о в е ­ л о с ь м н е у в и д е т ь и п е р е ж и т ь . П р и р о д н ы х з а п о в е д н и к о в с т а н е т б о л ь ш е Д О 2 0 1 0 ГОДА в Р о с с и и б у д е т с о ­ з д а н о д е в я т ь н о в ы х з а п о в е д н и ­ к о в и д в е н а д ц а т ь н а ц и о н а л ь н ы х п а р к о в . О б э т о м з а я в и л р у к о в о ­ д и т е л ь Д е п а р т а м е н т а о с о б о о х ­ р а н я е м ы х т е р р и т о р и й М и н п р и ­ р о д ы А м и р х а н А м и р х а н о в . П о е г о с л о в а м , с и с т е м а р о с ­ с и й с к и х з а п о в е д н и к о в б у д е т р а з ­ в и в а т ь с я и у ж е в э т о м г о д у в Р о с ­ с и и в о з н и к н у т т р и н о в ы е п р и р о ­ д о о х р а н н ы е т е р р и т о р и и ф е д е ­ р а л ь н о г о у р о в н я : « К о л о г р и в с к и й л е с » в К о с т р о м с к о й о б л а с т и , '« Б у з у л у к с к и й б о р » в О р е н б у р г ­ с к о й о б л а с т и и И н г е р м а н л а н д - с к и й з а п о в е д н и к н а о с т р о в а х Ф и н с к о г о з а л и в а . О с н о в н ы м и п р о б л е м а м и з а ­ п о в е д н и к о в , п о с л о в а м А м и р х а ­ н о в а , я в л я е т с я п р и в е д е н и е о с о ­ б о о х р а н я е м ы х п р и р о д н ы х т е р ­ р и т о р и й в с о о т в е т с т в и е с н о в ы м З е м е л ь н ы м к о д е к с о м , а т а к ж е б р а к о н ь е р с т в о . Т а к , з а 2 0 0 2 г о д и н с п е к т о р а м и п о о х р а н е з а п о ­ в е д н и к о в б ы л о в ы я в л е н о о к о л о д е в я т и т ы с я ч н а р у ш е н и й п р и р о ­ д о о х р а н н о г о з а к о н о д а т е л ь с т в а и в о з б у ж д е н о 1 9 0 у г о л о в н ы х д е л . Расхождение наших характеров и темпераментов не рождало конфронтацию, а наоборот, помогало работе. л е е т о г о , м ы п о л у ч и л и н а ш е п е р ­ в о е т в о р ч е с к о е з а д а н и е ! Н е в о з ­ м о ж н о с к а з а т ь о п р е д е л е н н о , в с и л у к а к и х п р и ч и н и о б с т о я ­ т е л ь с т в с л о ж и л с я н а ш т а н д е м . П р о с т о с о т к а л с я , к а к с к а з а н о у Б у л г а к о в а , и з г о р я ч е г о в о з д у х а . А П а р а д ж а н о в а м ы н а ш л и в т о м с а ­ м о м г р о б у с л а д к о с п я щ и м . С п р я ­ т а л с я т у д а о т у р а г а н а и у с н у л . — Коль скоро мы начали путе­ шествие в прошлое, вернемся в еще более раннее время. Вы и Алов оказались на одном курсе ВГИКа, хотя принадлежите к поколениям разного жизненно­ го опыта. — С а ш а с т а р ш е м е н я н а н е п о л ­ н ы х п я т ь л е т . П о э т о м у он п о п а л н а ф р о н т и п р о ш е л в сю в о й н у с о л д а ­ т о м . Я ж е п о в о з р а с т у н е у с п е л . Во в р е м я в о й н ы п о с л е р а н е н и я и к о н ­ т у з и и А л о в п р и е з ж а л в А л м а -А т у , к у д а э в а к у и р о в а л с я ВГИК . П о с т у ­ п и л , в о б щ а г е п о в е с и л ш и н е л ь н а г в о з д и к — и с н о в а у е х а л в о е в а т ь . Ш и н е л ь г о л о д н ы е с т у д е н т ы в с к о ­ р е з а г н а л и н а т о л к у ч к е . В э т о м п о ­ с т у п к е А л о в , в о п р е к и л о г и к е , в сю ж и з н ь п о д о з р е в а л м е н я . М ои а р ­ г у м е н т ы , ч т о в т о в р е м я я , 1 3 - л е т ­ н и й м а л ь ч и ш к а , е щ е и н е п о м ы ш ­ л я л ни о к а к о м В ГИ К е , н е д е й с т в о ­ в а л и : « Р а з т ы б ы л т о г д а в А л м а - А т е — з н а ч и т т в о и х р у к д е л о ! » В о ­ о б щ е , у А л о в а , ф р о н т о в и к а , з н а в ­ ш е г о п р а в д у в о й н ы « д о м о л е к у л » , к с о л д а т с к о й ш и н е л и б ы л о о с о б о е о т н о ш е н и е . М н о г о п о з ж е , в 6 1 - м г о д у , к о г д а м ы с д а в а л и «М и р в х о ­ д я щ е м у » , м и н и с т р к у л ь т у р ы Ф у р - ц е в а н е г о д о в а л а : г д е в ы в и д е л и т а к и е г р я з н ы е , п р о с о л е н н ы е ш и ­ н е л и ? ! Ш р а м н а л и ц е А л о в а п о б е ­ л е л , ч т о в ы р а ж а л о к р а й н ю ю с т е ­ п е н ь г н е в а , и С а ш а о т в е т и л : « Е к а ­ т е р и н а А л е к с е е в н а , в ы э т у ш и ­ н е л ь т о л ь к о с м а в з о л е я в и д е л и , а я в н е й п р о т о п а л ч е т ы р е г о д а » . Ч т о ­ б ы в т о в р е м я с т о л ь д е р з к о о т в е - р о т , б ы л с о с р е д о т о ч е н н ы й , с п о ­ к о й н ы й и н а п о м и н а л ф и л о с о ф а . Х о т я в в о л е й б о л и г р а л в е л и к о л е п ­ но! П а р а д ж а н о в о н е м с к а з а л , ч т о о н т о г д а б ы л п о х о ж н а м о л о д о г о П уш к и н а , а е щ е — н а п о д с т р е л е н ­ н ую л а н ь . И т о , и д р у г о е с п р а в е д ­ л и в о . А л о в н о с и л в с е б е « з а н о з ы » в о й н ы . Н о д о п о р ы э т о н е п р о я в л я ­ л о с ь . П о м о г а л и и м о л о д о с т ь , и ч у в с т в о п о б е д и т е л я , с в о й с т в е н ­ н о е ф р о н т о в и к а м . О д н а к о с г о д а ­ м и о н а , в о й н а , е г о в с е - т а к и д о г н а ­ л а . В п о с л е д н и е Г о ды с а м о е п р о ­ с т о е ф и з и ч е с к о е д е й с т в и е д а в а ­ л о с ь е м у с н е в е р о я т н ы м т р у д о м . И ж и з н ь е г о с т а л а п о с т о я н н ы м п р е ­ о д о л е н и е м с л а б о с т и , б о л е з н и , б о ­ л и . Я и н о г д а г о в о р и л е м у : « С а ш а , д о ж д ь и д е т , т а н к и с т р е л я ю т , в с е п р о м о к л о — е з ж а й д о м о й , в с е р а в н о о с т а л о с ь т о л ь к о м а с с о в к у с н я т ь » . Н е т , о с т а в а л с я н а п л о щ а д ­ к е д о к о н ц а . О н б ы л и з т о й п о р о д ы л ю д е й , д л я к о т о р ы х р а б о т а и е с т ь ж и з н ь . — Как два столь разных челове­ ка могли работать вместе 30 лет? — З н а е т е , Б а х т и н с к а з а л , ч т о с а м о е с т р а ш н о е — т у п о е с о в п а д е ­ н и е с с а м и м с о б о й . Р а с х о ж д е н и е н а ш и х х а р а к т е р о в и т е м п е р а м е н ­ т о в н е р о ж д а л о к о н ф р о н т а ц и ю , а н а о б о р о т , п о м о г а л о р а б о т е . П о с ­ к о л ь к у п о з в о л я л о у в и д е т ь о д н о и т о ж е с о б ы т и е и л и я в л е н и е п о д р а з н ы м и у г л а м и з р е н и я . Т е м с а ­ м ы м с и т у а ц и я , с ц е н а , х а р а к т е р п о л у ч а л и б о л ь ш и й о б ъ е м . — Как вы делили между собой работу? — Н и к а к ! В с е и в с е г д а д е л а л и в м е с т е . С о ч и н я л и с ц е н а р и й , р е п е ­ т и р о в а л и , в ы с т р а и в а л и м и з а н с ц е ­ ну , с н и м а л и , м о н т и р о в а л и . . . Д а ж е п о с т а н о в о ч н ы е п о л у ч а л и п о п о ­ л а м . — Среди ваших картин значи­ тельное место занимают экра- Ш Творческий союз двух замеча­ тельных режиссеров возник в результате целой череды уди- „^вительных обстоятельств. низании произведений великих писателей — Достоевского, Булгакова, Шарля де Костера. С какими принципами вы под­ ходили к классике? — Д о с т о е в с к и й г о в о р и л : т о , ч т о д л я в а с — ф а н т а с т и к а , д л я м е ­ н я с о с т а в л я е т с а м у ю с у т ь р е а л и з ­ м а . Мы н и к о г д а н е с т р е м и л и с ь ж е ­ с т к о о т д е л я т ь р е а л и с т и ч е с к о е о т ф а н т а с т и ч е с к о г о . Т а к ж е , в п р о ­ ч е м , к а к и т р а г и ч е с к о е о т к о м и ч е ­ с к о г о . В н у т р и т р а г и ч е с к о й с и т у а ­ ц и и в д р у г о б н а р у ж и в а л о с ь с м е ш ­ н о е . И н а о б о р о т . А п о ч т и х р о н и ­ к а л ь н а я п р а в д а с г у щ а л а с ь д о п л о т н о с т и с и м в о л а . К а з а л о с ь б ы , р а з н о р о д н ы е к о м п о н е н т ы с п л а в ­ л я л и с ь в н е ч т о е д и н о е . С к а ж е м , к а к в э к р а н и з а ц и и б у л г а к о в с к о г о « Б е г а » р е а л и з м и ф а н т а с м а г о р и я , т р а г е д и я и г р о т е с к . — Как же все-таки вышло, что вы выиграли «Бег» в домино? — В э т о й н е в е р о я т н о й и с т о р и и е с т ь ч т о - т о б у л г а к о в с к о е . Ф и л ь м б ы л г о т о в , н о т о г д а ш н и й м и н и с т р к и н о ( 1 9 7 0 го д ) п о с м о т р е л е г о , и с ­ п у г а л с я и з а п р е т и л . И в о т м ы с М и ­ х а и л о м У л ь я н о в ы м ( и с п о л н и т е ­ л е м р о л и г е н е р а л а Ч а р н о ты в « Б е ­ г е » ) л е т и м н а с а м о л е т е и з Ч е х о ­ с л о в а к и и в М о с к в у . И « в д р у г » (лю ­ б и м о е с л о в е ч к о Д о с т о е в с к о г о ) н а с з о в у т в п е р в ы й с а л о н . И д е м и в и д и м д в а ж и в ы х « п о р т р е т а » . Л ю ­ д и и з в ы с ш е г о р у к о в о д с т в а с т р а ­ ны . З н а е т е , ч е м о н и з а н и м а ю т с я ? И г р а ю т в д о м и н о , т о е с т ь , п о п р о ­ с т у г о в о р я , з а б и в а ю т « к о з л а » . О к а з ы в а е т с я , э т о б ы л а л ю б и м а я и г р а П о л и т б ю р о . И м н е х в а т а е т е щ е д в у х п а р т н е р о в , и о н и п р и г л а ­ ш а ю т н а с . А м ы - т о и и г р а т ь т о л к о м н е у м е е м . Н о с о г л а ш а е м с я — н а и н т е р е с . Е с л и в ы и г р а е м , п о п р о ­ с и м ч т о х о т и м . И х о т я м ы б ы л и с о ­ в е р ш е н н ы е п р о ф а н ы в э т о й и г р е , а т е , н а о б о р о т , п р о ф и , в ы и г р а л и м ы . И н а ш « Б е г » р а з р е ш и л и . О п я т ь с у д ь б а . В о о б щ е , ж и з н ь — у д и в и т е л ь ­ н ы й с ц е н а р и с т . П а р а д ж а н о в , п о ч ь е й м и л о с т и м ы п о л у ч и л и п е р в о е т в о р ч е с к о е з а д а н и е , в с о в е т с к и е в р е м е н а б ы л в з а к л ю ч е н и и — з а н е з а в и с и м о с т ь х а р а к т е р а , к а к о н с а м г о в о р и л , « з а я з ы к » . П о б о л ь ­ ш и м п р а з д н и к а м з а к л ю ч е н н ы м д а в а л и к е ф и р . Б у т ы л к и з а к р ы в а ­ л и с ь к р ы ш к а м и и з ф о л ь г и . П а р а д ­ ж а н о в , п р е к р а с н ы й х у д ож н и к , у х и ­ т р я л с я д е л а т ь н а э т и х к р ы ш к а х г о ­ р е л ь е ф ы , н а с т о я щ и е п р о и з в е д е ­ н и я и с к у с с т в а . С е м ь э т и х г о р е л ь е ­ ф о в п о п а л и в И т а л и ю . Ф е л л и н и т о г д а с н и м а л « А м а р к о р д » п о с ц е ­ н а р и ю с в о е г о д р у г а Т о н и н о Г у э р ­ р а . И о н и в д в о е м р е ш и л и п о г о ­ р е л ь е ф а м П а р а д ж а н о в а и з г о т о ­ в и т ь с е м ь в а р и а н т о в с е р е б р я н о й м е д а л и , к о т о р а я п о л у ч и л а н а з в а ­ н и е м е д а л ь «А м а р к о р д » . И в о т ч е ­ р е з м н о г о л е т , к о г д а у ж е н е б ы л о н а с в е т е ни А л о в а , ни П а р а д ж а н о ­ в а , н и Ф е л л и н и , н а ш с Т о н и н о Гу­ э р р а ф и л ь м « Б е л ы й п р а з д н и к » п о л у ч и л о д н у и з э т и х м е д а л е й . У м е н я м н о г о п р и з о в , н о э т о т — с а ­ м ы й д о р о г о й . т и т ь н а ч а л ь н и к у , о т к о т о р о г о з а в и ­ с и т т в о я с у д ь б а , н а д о б ы л о о б л а ­ д а т ь б о л ь ш и м м у ж е с т в о м . Н а ч а т ь у ч е б у о н с м о г т о л ь к о п о с л е п о б е ­ д ы . Т а к м ы и о к а з а л и с ь н а о д н о м к у р с е . С н о в а с у д ь б а . В о о б щ е с т у ­ д е н т ы В ГИ К а в т о в р е м я д е л и л и с ь н а д в е к а т е г о р и и : ф р о н т о в и к и (А л о в , Б а с о в , Ч у х р а й , Р о с т о ц к и й , Б о н д а р ч у к , С е г е л ь . . . ) и в ч е р а ш ­ н и е ш к о л ь н и к и (Х уц и ев , П а р а д ж а ­ н о в , Р я з а н о в , Ш в е й ц е р , К у л и д ж а ­ н о в . . .) . Э т и х п о с л е д н и х , к к о т о р ы м п р и н а д л е ж а л и я , с н и с х о д и т е л ь н о и м е н о в а л и « с т а т с к и е р я б ч и к и » . Ф р о н т о в и к и , в т о м ч и с л е и С а ш а , с д о с т о и н с т в о м н о с и л и с в о и г и м н а ­ с т е р к и , у к р а ш е н н ы е о р д е н а м и и н а ш и в к а м и з а р а н е н и я . Т р у д н о б ы л о н а й т и д в у х б о л е е р а з н о х а р а к т е р н ы х п е р с о н а ж е й , ч е м А л о в и я . У м е н я в о В ГИ К е б ы ­ л о п р о з в и щ е М а у г л и . З а т о , ч т о я б ы л с т р а ш н о а к т и в н ы й , п о д в и ж ­ н ы й , в о в с е в л е з а л . С а ш а , н а о б о - все того же «Шевченко». А не­ вольным виновником оказался студент Сергей Параджанов. — В с е в е р н о . С н и м а л и э п и з о ­ д ы с о л д а т с к о й с л у ж б ы п о э т а . П о д К и е в о м н а ш л и м е с т а , п о х о ж и е н а к а з а х с к и е с т е п и . В с е у ч е н и к и С а в ч е н к о р а б о т а л и у н е г о а с с и ­ с т е н т а м и . К а ж д ы й о т в е ч а л з а с в о ю ч а с т ь р е к в и з и т а : и к о н ы , ш п и ц р у т е н ы , п и с т о л е т ы . . . П а р а д ­ ж а н о в о т в е ч а л з а г р о б . И в д р у г с л у ч и л о с ь т о , ч е г о в т е х м е с т а х н е б ы в а е т ( с н о в а п е р с т с у д ь б ы ) : н а ­ л е т е л у р а г а н . Н а с т о я щ а я п е с ч а ­ н а я б у р я . Мы п о п р я т а л и с ь . В с к о ­ р е в с е с т и х л о , и о к а з а л о с ь , ч т о П а р а д ж а н о в и с ч е з . К у д а — н е п о ­ н я т н о . К р у г о м д о г о р и з о н т а — г о ­ л а я с т е п ь . О с т а л с я л и ш ь п о р у ­ ч е н н ы й е м у п р е д м е т . И в о т и м е н ­ н о т о г д а н а ш у ч и т е л ь п р о и з н е с : « Л а д н о , А л о в и Н а у м о в ! Б е р и т е г р о б и т а щ и т е ! » В п е р в ы е н а ш и ф а м и л и и п р о з в у ч а л и в м е с т е ! Б о - Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь персона парламентские вести «Союз-инфо» С Е Г О Д Н Я в г о р о д е С к и д е л ь Г р о д н е н с к о й о б л а с т и с о с т о и т с я з а с е д а н и е К о м и с с и и П а р л а ­ м е н т с к о г о с о б р а н и я С о ю з а Б е ­ л а р у с и и Р о с с и и п о в о п р о с а м э к о л о г и и , п р и р о д о п о л ь з о в а н и я и л и к в и д а ц и и п о с л е д с т в и й а в а ­ р и й . Г л а в н ы й в о п р о с п о в е с т к и д н я — в ы п о л н е н и е П р о г р а м м ы с о в ­ м е с т н о й д е я т е л ь н о с т и п о п р е ­ о д о л е н и ю п о с л е д с т в и й ч е р н о ­ б ы л ь с к о й к а т а с т р о ф ы в р а м к а х С о ю з н о г о г о с у д а р с т в а н а 2 0 0 2 — 2 0 0 5 г о д ы . В ч а с т н о с т и , б у д у т о б ­ с у ж д а т ь с я в о п р о с ы , с в я з а н н ы е с о с т р о и т е л ь с т в о м в т о р о й о ч е р е ­ д и Г р о д н е н с к о г о з а в о д а м е д и ­ ц и н с к и х п р е п а р а т о в . К р о м е т о г о , б у д у т р а с с м о т р е н ы в о п р о с ы , к а ­ с а ю щ и е с я п о д г о т о в к и м е ж д у н а ­ р о д н о й н а у ч н о - п р а к т и ч е с к о й к о н ф е р е н ц и и п о п р о б л е м а м в о с ­ с о з д а н и я с о ц и а л ь н о - э к о л о г и ч е ­ с к о г о п р о с т р а н с т в а Р о с с и и и Б е ­ л а р у с и , а т а к ж е п р о в е д е н и я в с е н т я б р е 2 0 0 4 г о д а м е ж д у н а р о д ­ н о й н а у ч н о й к о н ф е р е н ц и и « Л е с . Ч е л о в е к . Ч е р н о б ы л ь » п о п р о б л е ­ м а м р е а б и л и т а ц и и з е м е л ь , з а ­ г р я з н е н н ы х р а д и о н у к л и д а м и . Владимир Наумов: Он знал правду войны «до молекул» Т в о р ч е с к и й с о ю з д в у х р е ж и с с е р о в МОСКВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz