Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
Н е ШИПЕЦКАЯ шя. газета С ТР ЕВОГОЙ ДОМАШНИ АРИФМЕТИКА: | М П Я К К о д и н т т и м и н у с о д и н ! «Счастлив тот, кто сча стлив у себя дома», — пи сал Л.Н. Толстой. Однако сегодня все чаще можно на блюдать обратное: именно дома, в семье у многих не ладятся дела. По статисти ке каждая третья супружес кая пара разводится, каж дая вторая — неблагополуч ная. Появилось много не полных семей, чаще всего без отца. Причин тут хва тает: и материальные труд ности, и общая нестабиль ность в нашем государстве, и безответственность моло дых людей, вступающих в брак, и пьянка, и еще мас са всего. А за годы пере стройки и реформ вдобавок ко всему хлынули из-за ру бежа порнография, нарко тики. Все это не могло не залить огонь многих семей ных очагов. За сорок лет работы в школе я повидала всякие семьи. Трудные дети были чаще в неполных семьях, где одна мать. Ей и самой трудно, и ребятишкам не легче, особенно мальчикам. Помню , был в моем классе парнишка по имени Лешка. Он рос без отца, вел себя дерзко, учился неров но, хотя был способным. Мать целыми днями была на работе, и Лешка был хо зяином положения. Не под чинялся никому и тем как бы мстил за свою безотцов щину. Был сыт и одет, но это его не устраивало. Осо бенно Алешу задевало, ког да других встречали отцы, покупали им велосипеды, приходили на родительские собрания. 23 февраля я беседовала с учениками о защитниках Родины, о роли отца в се мье, все вместе мы заполня ли поздравительные открыт ки для «сильного пола». В это время Алеша мрачнел и смотрел исподлобья. А на перемене, выбрав минутку, когда я была в классе одна, подошел с опущенной голо вой и тихо спросил: «А кому мне подарить открытку, ведь у меня нет отца?» Я по советовала поздравить де душку или соседа, которого он уважает. А что я могла еще сказать? Из беседы с матерью я узнала, что она оказалась одна уже давно, когда Леше было пять лет. Муж живет в Украине, от второго бра ка детей нет и в семейной жизни не особенно счаст лив. Я рассказала матери, что мальчик без отца чув ствует себя ущербным и по советовала сойтись с му жем, если, конечно, это еще возможно . И случилось чудо! Летом Алеша с мате рью поехали в Украину к бабушке. Там он и встретил ся с отцом, а женщина — с бывшим мужем. Домой вер нулись вместе. А через год у Алеши появилась сестра. Их семья построила новый дом, где до сих пор счаст ливо живет. Леша хорошо закончил школу, вечерний «политех». Сейчас работает мастером на одном из ли пецких заводов. В семье, где есть отец и мать, дети счастливее. Да услышат меня молодые суп руги: думайте о своих детях. Они больше вас страдают от разводов. И еще: девушки, которые рожают ребенка вне брака, обрекают свое дитя на жизнь в неполной семье. А это небезобидно, небесслед но. Счастья у ребенка и мамы будет меньше, а забот и трудностей — намного больше. Не зря говорят: в любви участвуют двое, но когда появляется третий, то он становится главным... Анна КОКОРЕВА. г. Липецк. ИЗ п о ч т ы «ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАШЕ ВОСПИТАНИЕ...» «Какой замечательный день! Ну наконец-то выглянуло солнышко!» — подумала я, открывая глаза и сладко потяги ваясь. Настроение отличное. Да иначе и быть не может: дол гожданные каникулы, погода чудесная, чего еще желать?.. И я пожелала себе устроиться поудобнее у окна, выходя щего во двор, и понаблюдать за развеселившимися воробья ми. Но мое внимание привлекла другая картина... Несмотря на то, что еще не наступил полдень, возле од ного из подъездов расположилась небольшая компания мо лодых людей, которые, по-видимому, уже начали отмечать еще не наступивший тогда День города. Об этом свидетель ствовало значительное количество валявшихся возле них баночек из-под пива, а также окурков и другого мусора. Они уже пели что-то вроде: «Обратите внимание на наше воспи тание». «Да, воспитание еще то», — мелькнуло у меня в голове, и мой взгляд остановился на малыше, который уже успел поднять блестящую баночку и соорудить из нее машинку. В это время во дворе появились мальчики постарше и затеяли игру: кто быстрее испишет подъезд нецензурными словами, кто сломает еще одну лесенку или беседку. Непода леку от них, на лавочке, устроилась компания бабушек на шего двора. Они, так же, как и я, наблюдали за всем проис ходящим, и на их лицах я не замечала улыбок. Осуждают? Вполне вероятно. Но разве дети виноваты? Какую еще игру может придумать мальчик, всецело предоставленный само му себе? Если двор заставлен грязными машинами, ничего больше и не остается, как написать на ней: «Мужик, меня пора помыть». А если подъедет «крутая» иномарка — стук нуть по ней так, чтобы сработала сигнализация, а потом, стоя в сторонке, наблюдать, как выбежит взъерошенный от волнения хозяин, погладит свое «сокровище» и со вздохом облегчения вернется в дом. Таких забав можно придумать великое множество. «Хулиган!» — подумаете вы. Нет, просто ему тоже нуж на хоть капелька внимания, улыбка, а не осуждающие взгля ды. И причину «шалостей» наших детей стоит поискать в себе, в своем отношении к ним. Елена КОСАРЕВА. —Почему вы называете этих детей отсталыми? От чего они отстали? —спросила я как-то директора одной вспо могательной школы. —От нормы. У них сниженный интеллект. —Но в одном учебнике интеллектом называют ско рость мысли, в другом —умение делать выводы, в тре тьем —способность сравнивать. Сколько книг, столько и толкований. Как можно знать, что нормально, а что нет? —Нормы определены министерством. Что такое ин теллект, записано в методических правилах: это умение правильно себя вести, приспосабливаться к окружающей среде, - сухо отвечал мой собеседник. —Но тогда лучшие приспособленцы —политики и биз несмены. А нас с вами могут считать умственно отсталы ми. Мы ведь не добились в жизни того, чего они... После этого выплеска я замолчала. Продолжать раз говор было бессмысленно. Домашняя обстановка многих м е няет. Например, те, кто ни разу в жизни не вскипятил с е б е даж е чаю, начинают готовить е д у и сти рать белье . В Швеции есть в зрос лый человек, который впервые пр ои зн ес слово посл е того, как покинул казенный д ом . Во вся ком случае, нет таких, которые хотели бы обратно в интернат. А в Скандинавии родители инвали д а д аж е не могут с е б е пр ед ста вить, что их ребенок окажется вне семьи . Это исключено. Там, «у них», лю ди , « о св о божденны е» и з интернатов, жи вут нормальной жизнью: они ви дят вокруг то ж е , что и другие , ходят в т е ж е магазины , могут пригласить го стей . .. Недавно в одн ом обычном ш ведском д о м е на собрании дом ком а «умствен но отсталый» человек был избран ответственным з а порядок — и, представьте , хорош о справлял ся . Во в с ех странах ра сф орм и рование интернатов произошло только благодаря новым законам государства . Одним и з важных и зм ен ений в зак оне было при знани е з а инвалидом права с а м ом у решать, какая реабилита ция и какие виды помощи ем у нужны. Деньги, которые раньше государство платило специали стам , по больш ей части перешли в карман инвалидов , которы е стали сами нанимать с е б е нуж ных помощников, тренеров , т е рапевтов . Шума было много: как ж е так, д а что он понимает , я, специалист, лучше знаю , что ем у надо. Но в ообра зим , что нам п е рестали платить зарплату. А вм е сто этого государство и р а бото датели стали д елить е е м еж ду участковым врачом , стом атоло гом и окулистом . А они посыла ют нам повестки: будьте лю б е з - СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ Отсталый, больной, неполно ценный... «Он бол ен и нуждает ся в лечении», — констатирует врач. «У него ограниченные в о з можности , — говорит чиновник, — ем у нужны п о собия , о с о бы е центры и о с о бы е школы». «Он от ста ет в развитии , е г о нужно р е абилитировать» ,— уб еж д ен пси холог . «Он несчастен , — качает головой добрый прохожий, — по ж алейте его!» И мало кто гово рит: «Инвалид нужен нам, наш е му общ еству» . Никто не думает: «Может, н е он , а мы должны р е абилитироваться , чтобы увидеть в н ем ч ел ов ек а -«н еви дим к у»? Инвалид для нас — вечный р е бенок . Обуза . Объект попечения. Государство д а е т ем у пенсию , которой не хватило бы на про корм и больш ой собаки , но ко торая сч и та е т ся д о с т а т о ч н о й , чтобы он жил на н е е вм е ст е с матерью . Мать в четырех случа ях и з пяти — одиночка, она не м ож ет зарабатывать деньги , вы нуждена си д еть д о м а и ухажи вать з а своим — сначала малень ким, а потом взрослым — р е б е н ком. С е го пенсии она должна не только платить з а квартиру, но и покупать е д у на двоих , л е карства, специальны е п р и сп о собл ения и одеж ду . В п о с л е д н е е время о инва лидах стали больш е говорить по телевидению и в газетах. Появи лись «центры», д аж е первые м а с тер ск и е для взрослы х лю дей , которых зачислили в ум ственно отсталые . О со б ен н о хорош о п о шло д е л о с творческой р е а б и литацией . Приезж ая в такой «центр», чиновники умиляются, глядя на пл етены е коробочки и п р о ч е е рукоделие. «Мы и на новогоднюю елку теп ерь пускаем таких д е т ей вм е ст е с нормальными, — с гор до стью говорят они, — и в м у зей они ходят». На недавнем ф е с т и вале для инвалидов в Москве сердобольны й англичанин выз вал гром аплодисм ентов заявл е нием , что инвалидам деньги не нужны — только д о б р о е отнош е ние окружающих. «Положите д о - БЕЗ ПРАВАНАЖИЗНЬ сочки у входа в магазин, инва ли д въ ед ет туда на коляске — и проблемы решены», — сказал он. Въехать по досочкам , конечно, приятно, в магазинах колясочни ки, и правда , не бывают. Но что они там на свою пенсию купят? Р а зв е что посмотрят на витри ны, как в м у зе е . «Сейчас в сем трудно , — го ворят инвалиду, — а мы для тебя столько сделали ! В летний ла герь е здиш ь? Ах, там одни ин валиды, и ты устал от одних и тех ж е ра зговоров , одних и тех ж е лиц? Но, помилуй, ты ж е ч е ловек с ограниченными во зм ож ностями, а это значит, что у тебя нет ш ансов жить, как в с е . Вот т е б е лекарства , учебники и т р е нажеры. Вот шоколадки с п о н с о ры прислали и игрушки. З ан и майся, лечись, исправляйся. Ког д а станешь ум н е е и зд о р о в е е , мы д а д им т е б е в с е то, что есть у нас . А пока поживи в стор он е , походи в особы й клуб, в особый центр . Начнешь жить, когда б у д еш ь готов. Т е б е трудно в н е нормальных условиях научиться вести с е б я нормально? Придет ся п о р е а б и л и т и р о в а т ь с я ещ е годков пятнадцать. А мы т е б е ещ е лекарств д а дим . Построим ещ е один центр , ещ е один м о нумент нашей доброты и з а б о ты». Человека всю жизнь готовят к чему -то , что никогда не о с у щ ествится . А он и в сам ом д е л е не ум е е т говорить так, как в с е . Но н е потому , что ем у неч его сказать ... Между тем кое -где , но, увы, не в России , все иначе. Там час то один или д в о е инвалидов жи вут в св о ей квартире, з а ними ухаживает социальный работник. ны такого-то числа явиться на лечени е . Вас ничто не б е сп ок о ит? Не мож ет быть, по плану вы уже должны за бол еть . Нам луч ше знать, что у вас болит: мы же специалисты! У инвалида одна обязанность — быть. Быть пр едм етом п о л е з ной работы и заботы . Теуво Тай- пале, финн с «умственной отста лостью», в книге «Хорошая жизнь — мы сам и » р а с ск а зы в а е т о б этом так: «Я потом думал: жизнь в интернате немногим отличает ся от жизни в тюрьме. Ко всем у привыкаешь . К огда живеш ь в интернате , потихоньку начина ешь верить , что так и должно быть. Потому что н е знаеш ь , что у тебя есть права, не знаешь, что у тебя е сть другой мир, н е зн а ешь, что е сть что-то лучшее. Не знаешь , что ты человек». Зач ем нужны инвалиды? Мо жет быть, за т ем , чтобы помочь нам жить по -человечески? Для этого у них есть те ж е ср едств а , что и у нас: понимать и чувство вать, утешать и благословлять, творить и работать . К чему при водит ж елани е кл ассифицир о вать, тестировать , делить и р а з д ел я т ь л ю д ей ? О глян ем ся на прошлый век. В начале е го были продум а ны тесты для ра зделения д ет ей на умных и глупых. Потом стали тестировать иммигрантов, дабы о т бр ак ов а ть «м алоп ол езны х» . Потом приняли законы о б огра ничении в ъ е з д а в «развиты е» страны лю дей и з «неразвитых». Термином «окончательное р еш е ние» пользовались не только на цисты, но и члены Национальной ассоциации благотворительных общ еств Америки, говоря о н е обходим ости стерилизации ин валидов. Разделяя лю дей на б о л е е и м ен е е полезных, б о л е е и м ен е е ценных для общ ества , никогда не о стан ав ли в али сь п о с е р е д и н е . Ж елание найти границу м еж ду «человеком» и «недочеловеком» приводит к тому, что большин ство лю дей на зем л е попадает в категорию ненужных. Сегодня мы прячем умственно отсталых д е тей з а тесные стены интернатов. Завтра наши собственные з д о р о вые д ети с дадут нас , старых и беспомощных, туда же. Мы не хо тим поделиться о инвалидами доходами , не предлагаем п е р е распределить бюджет , добавить немного д ен е г и разрушить эти крепости, построив на их м е ст е д о м а для лю д ей . Чтобы д ети , взрослы е и старики не мучались больш е в этих резервациях ... Зач ем нужен инвалид? А з а чем нужны мы? Нина ЦЫГАНОВА, психолог, директор областной юношеской библиотеки . Ш П О СО БИ Е ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕМ ЛЕКАРСТВО ОТ СТРАХА «Очаг» продолжает рубрику, которую ве дут московские психологи Ирина Медведева и Татьяна Шитова. Довольно часто читатели за дают вопрос: а как же все-таки можно лечить нервное и даже психическое заболевание ре бенка с помощью игры в кукольный театр? Начиная с этого выпуска, наши авторы бу дут давать совершенно конкретные рекомен дации. И насчет кукол тоже. Итак... Восьмилетнего Максима привели к нам с жалобами на заикание. — Кроме заикания, мы ни на что не жалуемся, — уве ряла мать. — Ведет он себя хорошо, тихий, послушный. Что попросишь — сделает. А на вопрос, нет ли у мальчика страхов, энергично замотала головой: — Да что вы?! Какие стра хи? Спит отдельно, в своей комнате, сам ходит в школу. И темноты не боится, и одно го мы его оставляем. Но когда мы попросили детей нарисовать дома свои страхи, Максим принес це лый ворох рисунков. Это была настоящая коллекция чудо вищ, и Максим взволнован ным шепотом, заикаясь боль ше обычного, пояснял, где какой страх живет: один в шкафу, другой под кроватью, третий за занавеской... Увы, родители довольно часто не подозревают о том, что их детей мучают страхи. Многие дети не склонны делиться по добными переживаниями. Одни потому, что не хотят выглядеть трусами, другие боятся так сильно, что сам разговор об этом приводит их в ужас. Страхи — очень серьезная проблема. Ребенок растет, и страхи растут вместе с ним. С возрастом развивается во ображение. Книги, фильмы, услышанные разговоры и ре альные происшествия дают обильную пищу для фанта зии. Если ребенок склонен к невротическим страхам, фан тазия работает против него. Страхи наступают со всех сто рон и буквально пожирают детскую душу. Вспоминается еще один мальчик. Он ужасно, до ис терических припадков, боял ся темноты. И вдруг в возра сте семи лет озадачил своих родителей просьбой запереть его в темной ванной одного. «Для испытания», — пояснил он. Полчаса из ванной не раз давалось ни звука. — Может, открыть? — спросили через дверь встрево женные родители. — Открывайте, — раздал ся спокойный голос мальчи ка. Он вышел и тем же спо койным голосом произнес: — Я понял, что в темноте, что на свету — драконов везде много. И там, и здесь съедят. Самое глупое, что могут сделать родители, узнав о стра хах своего ребенка, это начать иронизировать. Так порожда ется новый страх — страх быть откровенным с вами. Он поймет, что защиты ждать не от кого, и оконча тельно замкнется. Как прави ло, детская трусость огорча ет преимущественно отцов. Особенно если речь идет о мальчике. И это вполне по нятно. Каждому отцу хочет ся, чтобы его сын вырос на стоящим мужчиной. И он полагает, что этого надо до биваться любой ценой. Чаще всего такой конфликт возни кает в семьях, где сын «ино- природен» отцу. Отец — во левой, решительный, может быть, не слишком утончен ный человек, а сын — пол ная ему противоположность. Чувствительный, ранимый, застенчивый, мечтательный, он может при правильном воспитании стать человеком творческой профессии. Или врачом, который, как никто другой, будет понимать стра дания других людей. Из него может получиться прекрас ный психотерапевт, психолог, педагог, социальный работ ник. Фантазия, если обратить ее на окружающих, станет основой сострадания. Если же — конечно, из самых благих побуждений! — смеяться над ребенком, выставлять его тру сость напоказ, хорошего не ждите. Это как с советом учить плавать: дескать, бро сишь в воду, он и поплывет. Неправда! Кто-то поплывет, а кто-то может и утонуть. Но что все-таки делать? Ведь оставить всё как есть нельзя, с возрастом будет только хуже! Целенаправлен ное внимание поможет вам без лишних расспросов до вольно быстро определить, что именно вызывает страхи у вашего сына или дочери: темнота, лифт, одиночество, животные, люди, высокий балкон и т. п. Поняв, в чем дело, ни в коем случае не фиксируйтесь на этом. Ребе нок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта — и то боится». Или: «Один ни в какую не остается. Я ни на минуту не могу отойти». Луч ше постарайтесь создать ат мосферу максимального пси хологического комфорта. Во- первых, вы должны по воз можности облегчить страда ния трусишки: оставлять в его комнате зажженный ноч ник, крепко держать за руку, проходя мимо собаки; если он боится лифта — идти пешком (ничего, это полезно для здо ровья!). Во-вторых, необходи мо как можно чаще подчер кивать, что ничего плохого никогда не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, более сла бому, на помощь. И реально поможете! Он будет защищен. Особенно это актуально сегод ня. Раньше многое из того, что видели и слышали наши дети, давало им чувство на дежности и защиты. Одна из первых детских книг — «Дядя Степа»! Добрый мили ционер-великан прежде всего кто? Защитник детей. А вы зывавшие раздражение у взрослых интеллектуалов, но столь необходимые детям мультфильмы про зайчиков, осликов, ежиков и верную дружбу? Не следует во что бы то ни стало приучать ребенка спать одного. Многие родители опа саются класть малыша к себе в постель, считая, что это может стать дурной привыч кой. Но много ли вы видели подростков, которые засыпа ют только под боком у мате ри или отца? Между прочим, отцу (как это ни кажется парадоксаль ным на первый взгляд), если он хочет воспитать «настояще го мужчину», очень полезно рассказывать о каких-то сво их детских страхах, которые он со временем преодолел. Тог да у ребенка появится надеж да, повзрослев, тоже стать храбрым и сильным. Страхи можно очень эффективно из живать в разнообразных иг рах. Советуем вам найти кни гу М. И. Чистяковой «Психо гимнастика» (Москва, «Про свещение», 1990), в которой приводится целый ряд специ альных игр. Мы в своей рабо те с детскими страхами тоже используем множество игро вых приемов (в основном те атральных). Один из главных наших принципов — смеять ся не над ребенком, а вместе с ребенком — над его страхами. И еще: желательно, чтобы все это было в карикатурной, гро тескной форме. Самое важное, чтобы «страшилка преврати лась в смешилку», и карика турность облегчает эту задачу. Вот два примера театраль ных этюдов, которые можно с успехом разыграть в домаш них условиях, разумеется, модифицируя их сообразно вашему конкретному случаю. Импровизированную ширму легко соорудить из двух сту льев, куклы можно взять са мые обыкновенные, то есть не театральные, а просто игруш ки. Этюд 1. Страшный сон. Мальчик или девочка (кукла) ложится спать, и вдруг... в темном углу появляется что- то страшное (привидение, волк, ведьма, робот — жела тельно, чтобы ребенок сам назвал персонаж; не забудьте только, что «чудовище» дол жно изображаться как мож но смешнее!). Кукла-ребенок боится, дрожит (тоже преуве личенно), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажи гает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска, или бро шенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне... — в общем, принцип ясен. Этюд 2. Гроза. Дело про исходит на даче (или в дерев не). Хозяин-кукла ложится спать и только было засыпа ет, как вдруг начинается гро за. Гремит гром, сверкает молния. (Молнию не обяза тельно показывать, достаточ но просто об этом сказать. Кстати, так называемый сло весный ряд — проговарива- ние, а не только демонстра ция на ширме событий и дей ствий — в психотерапевтичес ких этюдах чрезвычайно ва жен.) Хозяин трясется от ужаса, стучит зубами... А за тем слышит, как кто-то жа лобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая, испу ганная собака. Она хочет вой ти в теплый дом, но дверь никак не поддается. Хозяину жаль пса, но страшно от крыть дверь на улицу. Какое- то время эти два чувства бо рются в его душе, потом со страдание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее, берет к себе в кровать, и они мирно засыпают. В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин (ребенок) чувствует себя благородным защитни ком слабого. Можно разыгрывать эти и другие подобные сценки вме сте с ребенком, можно, если он на первых порах отказы вается, сделать его зрителем. Самое лучшее — это когда взрослые становятся зрителя ми, а ребенок — единствен ным «актером», исполняю щим поочередно разные роли, прежде всего хозяина и соба ки. Этюд про хозяина и соба ку — наш любимый и, надо сказать, весьма эффективный прием. Собака воплощает ос новной характерологический порок ребенка. Хорошим дополнением к такой «куклотерапии» могут служить рисунки. Причем в определенной последователь ности. Предложите ребенку (опять же невзначай, в шут ливой форме) нарисовать свой страх. Если он с этим справится, обязательно по хвалите его за художествен ные способности. Следующее задание психологически бо лее сложно. Надо изобразить себя рядом со своим страхом. Многие дети отказываются это делать. Кто-то прямо го ворит, что не хочет, кто-то прикрывается словом «надо ело». Какой бы ни была фор ма отказа, в любом случае он лишний раз свидетельствует о глубоком страхе. Ну, что ж, тогда не торопитесь, при думайте новые смешные этю ды про грозное страшилище, а через какое-то время вер нитесь к рисунку. И, если по надобится, помогите ребенку. Наконец, на третьем этапе предложите сыну (или доче ри) нарисовать, как он побе дил свой страх. И чем воин ственнее это будет выглядеть — тем лучше. Пусть изобра зит себя с палкой, с ружьем, с гранатой или пушкой. Этот рисунок следует показывать в присутствии ребенка всем, кому только можно, радост но комментируя его и фик сируя внимание на одержан ной победе. Рисунок Екатерины БЫЧКОВОЙ. С НА Д ЕЖ ДО Й —I ДОЯ ЛЮБВИ НЕТ СРОКОВ ДАВНОСТИ Первую годовщину Великой Победы над фашистс кой Германией супруги Бондаренко отметили... рожде нием сына: Геннадий появился на свет 9 мая 1946 года. Бывшая разведчица Александра Даниловна и уро женец земли курской, силач, выходец из большой кре стьянской семьи Василий Игнатьевич, отчаянный артил лерист (наград не пересчитать), до сих пор вместе. У них взрослые внуки, правнуки. Живут, правда, неблизко — в Москве, но о своих корнях младшие Бон даренко не забывают. Зовут стариков обосноваться в сто лице, посмотреть, как она живет. Правнучка пригла шает побывать хотя бы на репетициях Большого теат ра, где юная балерина уже несколько лет занимается в мастер-классе. Н 6 у бабуш ки всегда один ответ: — Здесь мы сами по себе. А там — при вас. Расслабим ся, перестанем бороться за жизнь. И что тогда?.. Год назад, когда Василий Игнатьевич после инсульта очень тяжело приходил в себя, Александра Данилов на ни на миг не позволила себе отчаяться, упасть ду хом. Ее верою и старания ми держался и муж. — А знаете, что помогло ему выжить? — загадочно спрашивает она. Оказывается, каждый день она ходила за километр, к киоску у нефтебазы, что бы купить свежую «Липец кую газету» и прочитать ее! Он мог слушать ее часа ми. В самых интересных ме стах она, как и прежде, спрашивала: — Вася, а ты как дума ешь? Он старался ответить... Вот так и Живут, поддер живая, не огорчая друг дру га, боясь потерять. Как сохранили они чис тоту и трогательную не жность своих отношений, какою ценою и терпением давался им каждый день в этом не слишком справедли вом и добром мире? Она ответила спокойно, с достоинством: — Я всю жизнь жила по совести, в супружеской жиз ни — по любви. Верила лю дям, а они — мне. Не копи ла обиды, всегда трудилась. И сейчас сад есть, хотя пен сия хорошая, а добраться до земли непросто. Сказывает ся закалка: трудное детство, война — словом, вечный бой. А сейчас особенно, ког да сражаться приходится за двоих... Василий Игнатьевич, ус лышав, что речь о нем, под тверждает: — Она — огонь. А я — при ней. Не могу расстать ся. Вот и живу... — Если бы вы пришли, когда Василий Игнатьевич был здоров, — уносится мыс лями в прошлое Александра Даниловна, — то он непре менно потушил бы к прихо ду гостей по своему рецепту утку с квашеной капустой, подал бы на стол слегка мо- розовое украинское сало, а еще необыкновенную по вку су уху —рыбак он отменный! Ну и, понятно, поставил бы графинчик... Но и за обычным чаем с этим людом хорошо. Им есть что рассказать о жизни, о любви. — Странно, — говорит Александра Даниловна. — Раньше ели одну картошку, а радовались, смеялись чаще, потому что верили: настанут лучшие времена. И вот они настали, а радости нет. Вы думаете ностальгия, возрастное? Да нет, просто мы, старики, не нужны ни кому. Живут все одним днем и сами по себе. Хорошо хоть, что мы с Василием вместе... Наверное, и впрямь нет для любви ни сроков давно сти, ни трудностей, если она настоящая. С нею можно все пережить — войну, голод и холод, нищету, перестройку и демократию. И даже це лую жизнь... Галина ДУБРАВИНА. Фото Анастасии МЕНЬШИКОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz