Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Н е ШИПЕЦКАЯ шя. газета С ТР ЕВОГОЙ ДОМАШНИ АРИФМЕТИКА: | М П Я К К о д и н т т и м и н у с о д и н ! «Счастлив тот, кто сча­ стлив у себя дома», — пи­ сал Л.Н. Толстой. Однако сегодня все чаще можно на­ блюдать обратное: именно дома, в семье у многих не ладятся дела. По статисти­ ке каждая третья супружес­ кая пара разводится, каж­ дая вторая — неблагополуч­ ная. Появилось много не­ полных семей, чаще всего без отца. Причин тут хва­ тает: и материальные труд­ ности, и общая нестабиль­ ность в нашем государстве, и безответственность моло­ дых людей, вступающих в брак, и пьянка, и еще мас­ са всего. А за годы пере­ стройки и реформ вдобавок ко всему хлынули из-за ру­ бежа порнография, нарко­ тики. Все это не могло не залить огонь многих семей­ ных очагов. За сорок лет работы в школе я повидала всякие семьи. Трудные дети были чаще в неполных семьях, где одна мать. Ей и самой трудно, и ребятишкам не­ легче, особенно мальчикам. Помню , был в моем классе парнишка по имени Лешка. Он рос без отца, вел себя дерзко, учился неров­ но, хотя был способным. Мать целыми днями была на работе, и Лешка был хо­ зяином положения. Не под­ чинялся никому и тем как бы мстил за свою безотцов­ щину. Был сыт и одет, но это его не устраивало. Осо­ бенно Алешу задевало, ког­ да других встречали отцы, покупали им велосипеды, приходили на родительские собрания. 23 февраля я беседовала с учениками о защитниках Родины, о роли отца в се­ мье, все вместе мы заполня­ ли поздравительные открыт­ ки для «сильного пола». В это время Алеша мрачнел и смотрел исподлобья. А на перемене, выбрав минутку, когда я была в классе одна, подошел с опущенной голо­ вой и тихо спросил: «А кому мне подарить открытку, ведь у меня нет отца?» Я по­ советовала поздравить де­ душку или соседа, которого он уважает. А что я могла еще сказать? Из беседы с матерью я узнала, что она оказалась одна уже давно, когда Леше было пять лет. Муж живет в Украине, от второго бра­ ка детей нет и в семейной жизни не особенно счаст­ лив. Я рассказала матери, что мальчик без отца чув­ ствует себя ущербным и по­ советовала сойтись с му­ жем, если, конечно, это еще возможно . И случилось чудо! Летом Алеша с мате­ рью поехали в Украину к бабушке. Там он и встретил­ ся с отцом, а женщина — с бывшим мужем. Домой вер­ нулись вместе. А через год у Алеши появилась сестра. Их семья построила новый дом, где до сих пор счаст­ ливо живет. Леша хорошо закончил школу, вечерний «политех». Сейчас работает мастером на одном из ли­ пецких заводов. В семье, где есть отец и мать, дети счастливее. Да услышат меня молодые суп­ руги: думайте о своих детях. Они больше вас страдают от разводов. И еще: девушки, которые рожают ребенка вне брака, обрекают свое дитя на жизнь в неполной семье. А это небезобидно, небесслед­ но. Счастья у ребенка и мамы будет меньше, а забот и трудностей — намного больше. Не зря говорят: в любви участвуют двое, но когда появляется третий, то он становится главным... Анна КОКОРЕВА. г. Липецк. ИЗ п о ч т ы «ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАШЕ ВОСПИТАНИЕ...» «Какой замечательный день! Ну наконец-то выглянуло солнышко!» — подумала я, открывая глаза и сладко потяги­ ваясь. Настроение отличное. Да иначе и быть не может: дол­ гожданные каникулы, погода чудесная, чего еще желать?.. И я пожелала себе устроиться поудобнее у окна, выходя­ щего во двор, и понаблюдать за развеселившимися воробья­ ми. Но мое внимание привлекла другая картина... Несмотря на то, что еще не наступил полдень, возле од­ ного из подъездов расположилась небольшая компания мо­ лодых людей, которые, по-видимому, уже начали отмечать еще не наступивший тогда День города. Об этом свидетель­ ствовало значительное количество валявшихся возле них баночек из-под пива, а также окурков и другого мусора. Они уже пели что-то вроде: «Обратите внимание на наше воспи­ тание». «Да, воспитание еще то», — мелькнуло у меня в голове, и мой взгляд остановился на малыше, который уже успел поднять блестящую баночку и соорудить из нее машинку. В это время во дворе появились мальчики постарше и затеяли игру: кто быстрее испишет подъезд нецензурными словами, кто сломает еще одну лесенку или беседку. Непода­ леку от них, на лавочке, устроилась компания бабушек на­ шего двора. Они, так же, как и я, наблюдали за всем проис­ ходящим, и на их лицах я не замечала улыбок. Осуждают? Вполне вероятно. Но разве дети виноваты? Какую еще игру может придумать мальчик, всецело предоставленный само­ му себе? Если двор заставлен грязными машинами, ничего больше и не остается, как написать на ней: «Мужик, меня пора помыть». А если подъедет «крутая» иномарка — стук­ нуть по ней так, чтобы сработала сигнализация, а потом, стоя в сторонке, наблюдать, как выбежит взъерошенный от волнения хозяин, погладит свое «сокровище» и со вздохом облегчения вернется в дом. Таких забав можно придумать великое множество. «Хулиган!» — подумаете вы. Нет, просто ему тоже нуж­ на хоть капелька внимания, улыбка, а не осуждающие взгля­ ды. И причину «шалостей» наших детей стоит поискать в себе, в своем отношении к ним. Елена КОСАРЕВА. —Почему вы называете этих детей отсталыми? От чего они отстали? —спросила я как-то директора одной вспо­ могательной школы. —От нормы. У них сниженный интеллект. —Но в одном учебнике интеллектом называют ско­ рость мысли, в другом —умение делать выводы, в тре­ тьем —способность сравнивать. Сколько книг, столько и толкований. Как можно знать, что нормально, а что нет? —Нормы определены министерством. Что такое ин­ теллект, записано в методических правилах: это умение правильно себя вести, приспосабливаться к окружающей среде, - сухо отвечал мой собеседник. —Но тогда лучшие приспособленцы —политики и биз­ несмены. А нас с вами могут считать умственно отсталы­ ми. Мы ведь не добились в жизни того, чего они... После этого выплеска я замолчала. Продолжать раз­ говор было бессмысленно. Домашняя обстановка многих м е ­ няет. Например, те, кто ни разу в жизни не вскипятил с е б е даж е чаю, начинают готовить е д у и сти­ рать белье . В Швеции есть в зрос ­ лый человек, который впервые пр ои зн ес слово посл е того, как покинул казенный д ом . Во вся­ ком случае, нет таких, которые хотели бы обратно в интернат. А в Скандинавии родители инвали­ д а д аж е не могут с е б е пр ед ста ­ вить, что их ребенок окажется вне семьи . Это исключено. Там, «у них», лю ди , « о св о ­ божденны е» и з интернатов, жи­ вут нормальной жизнью: они ви­ дят вокруг то ж е , что и другие , ходят в т е ж е магазины , могут пригласить го стей . .. Недавно в одн ом обычном ш ведском д о м е на собрании дом ком а «умствен­ но отсталый» человек был избран ответственным з а порядок — и, представьте , хорош о справлял­ ся . Во в с ех странах ра сф орм и ­ рование интернатов произошло только благодаря новым законам государства . Одним и з важных и зм ен ений в зак оне было при­ знани е з а инвалидом права с а ­ м ом у решать, какая реабилита ­ ция и какие виды помощи ем у нужны. Деньги, которые раньше государство платило специали ­ стам , по больш ей части перешли в карман инвалидов , которы е стали сами нанимать с е б е нуж­ ных помощников, тренеров , т е ­ рапевтов . Шума было много: как ж е так, д а что он понимает , я, специалист, лучше знаю , что ем у надо. Но в ообра зим , что нам п е ­ рестали платить зарплату. А вм е ­ сто этого государство и р а бото ­ датели стали д елить е е м еж ду участковым врачом , стом атоло ­ гом и окулистом . А они посыла­ ют нам повестки: будьте лю б е з - СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ Отсталый, больной, неполно­ ценный... «Он бол ен и нуждает ­ ся в лечении», — констатирует врач. «У него ограниченные в о з ­ можности , — говорит чиновник, — ем у нужны п о собия , о с о бы е центры и о с о бы е школы». «Он от ­ ста ет в развитии , е г о нужно р е ­ абилитировать» ,— уб еж д ен пси ­ холог . «Он несчастен , — качает головой добрый прохожий, — по ­ ж алейте его!» И мало кто гово ­ рит: «Инвалид нужен нам, наш е ­ му общ еству» . Никто не думает: «Может, н е он , а мы должны р е ­ абилитироваться , чтобы увидеть в н ем ч ел ов ек а -«н еви дим к у»? Инвалид для нас — вечный р е ­ бенок . Обуза . Объект попечения. Государство д а е т ем у пенсию , которой не хватило бы на про ­ корм и больш ой собаки , но ко­ торая сч и та е т ся д о с т а т о ч н о й , чтобы он жил на н е е вм е ст е с матерью . Мать в четырех случа­ ях и з пяти — одиночка, она не м ож ет зарабатывать деньги , вы­ нуждена си д еть д о м а и ухажи­ вать з а своим — сначала малень­ ким, а потом взрослым — р е б е н ­ ком. С е го пенсии она должна не только платить з а квартиру, но и покупать е д у на двоих , л е ­ карства, специальны е п р и сп о ­ собл ения и одеж ду . В п о с л е д н е е время о инва­ лидах стали больш е говорить по телевидению и в газетах. Появи­ лись «центры», д аж е первые м а ­ с тер ск и е для взрослы х лю дей , которых зачислили в ум ственно отсталые . О со б ен н о хорош о п о ­ шло д е л о с творческой р е а б и ­ литацией . Приезж ая в такой «центр», чиновники умиляются, глядя на пл етены е коробочки и п р о ч е е рукоделие. «Мы и на новогоднюю елку теп ерь пускаем таких д е т ей вм е ст е с нормальными, — с гор ­ до стью говорят они, — и в м у зей они ходят». На недавнем ф е с т и ­ вале для инвалидов в Москве сердобольны й англичанин выз­ вал гром аплодисм ентов заявл е ­ нием , что инвалидам деньги не нужны — только д о б р о е отнош е ­ ние окружающих. «Положите д о - БЕЗ ПРАВАНАЖИЗНЬ сочки у входа в магазин, инва­ ли д въ ед ет туда на коляске — и проблемы решены», — сказал он. Въехать по досочкам , конечно, приятно, в магазинах колясочни­ ки, и правда , не бывают. Но что они там на свою пенсию купят? Р а зв е что посмотрят на витри­ ны, как в м у зе е . «Сейчас в сем трудно , — го ­ ворят инвалиду, — а мы для тебя столько сделали ! В летний ла ­ герь е здиш ь? Ах, там одни ин­ валиды, и ты устал от одних и тех ж е ра зговоров , одних и тех ж е лиц? Но, помилуй, ты ж е ч е ­ ловек с ограниченными во зм ож ­ ностями, а это значит, что у тебя нет ш ансов жить, как в с е . Вот т е б е лекарства , учебники и т р е ­ нажеры. Вот шоколадки с п о н с о ­ ры прислали и игрушки. З ан и ­ майся, лечись, исправляйся. Ког­ д а станешь ум н е е и зд о р о в е е , мы д а д им т е б е в с е то, что есть у нас . А пока поживи в стор он е , походи в особы й клуб, в особый центр . Начнешь жить, когда б у ­ д еш ь готов. Т е б е трудно в н е ­ нормальных условиях научиться вести с е б я нормально? Придет ­ ся п о р е а б и л и т и р о в а т ь с я ещ е годков пятнадцать. А мы т е б е ещ е лекарств д а дим . Построим ещ е один центр , ещ е один м о ­ нумент нашей доброты и з а б о ­ ты». Человека всю жизнь готовят к чему -то , что никогда не о с у ­ щ ествится . А он и в сам ом д е л е не ум е е т говорить так, как в с е . Но н е потому , что ем у неч его сказать ... Между тем кое -где , но, увы, не в России , все иначе. Там час­ то один или д в о е инвалидов жи­ вут в св о ей квартире, з а ними ухаживает социальный работник. ны такого-то числа явиться на лечени е . Вас ничто не б е сп ок о ­ ит? Не мож ет быть, по плану вы уже должны за бол еть . Нам луч­ ше знать, что у вас болит: мы же специалисты! У инвалида одна обязанность — быть. Быть пр едм етом п о л е з ­ ной работы и заботы . Теуво Тай- пале, финн с «умственной отста ­ лостью», в книге «Хорошая жизнь — мы сам и » р а с ск а зы в а е т о б этом так: «Я потом думал: жизнь в интернате немногим отличает­ ся от жизни в тюрьме. Ко всем у привыкаешь . К огда живеш ь в интернате , потихоньку начина­ ешь верить , что так и должно быть. Потому что н е знаеш ь , что у тебя есть права, не знаешь, что у тебя е сть другой мир, н е зн а ­ ешь, что е сть что-то лучшее. Не знаешь , что ты человек». Зач ем нужны инвалиды? Мо­ жет быть, за т ем , чтобы помочь нам жить по -человечески? Для этого у них есть те ж е ср едств а , что и у нас: понимать и чувство­ вать, утешать и благословлять, творить и работать . К чему при­ водит ж елани е кл ассифицир о ­ вать, тестировать , делить и р а з ­ д ел я т ь л ю д ей ? О глян ем ся на прошлый век. В начале е го были продум а ­ ны тесты для ра зделения д ет ей на умных и глупых. Потом стали тестировать иммигрантов, дабы о т бр ак ов а ть «м алоп ол езны х» . Потом приняли законы о б огра ­ ничении в ъ е з д а в «развиты е» страны лю дей и з «неразвитых». Термином «окончательное р еш е ­ ние» пользовались не только на­ цисты, но и члены Национальной ассоциации благотворительных общ еств Америки, говоря о н е ­ обходим ости стерилизации ин­ валидов. Разделяя лю дей на б о л е е и м ен е е полезных, б о л е е и м ен е е ценных для общ ества , никогда не о стан ав ли в али сь п о с е р е д и н е . Ж елание найти границу м еж ду «человеком» и «недочеловеком» приводит к тому, что большин­ ство лю дей на зем л е попадает в категорию ненужных. Сегодня мы прячем умственно отсталых д е ­ тей з а тесные стены интернатов. Завтра наши собственные з д о р о ­ вые д ети с дадут нас , старых и беспомощных, туда же. Мы не хо ­ тим поделиться о инвалидами доходами , не предлагаем п е р е ­ распределить бюджет , добавить немного д ен е г и разрушить эти крепости, построив на их м е ст е д о м а для лю д ей . Чтобы д ети , взрослы е и старики не мучались больш е в этих резервациях ... Зач ем нужен инвалид? А з а ­ чем нужны мы? Нина ЦЫГАНОВА, психолог, директор областной юношеской библиотеки . Ш П О СО БИ Е ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕМ ЛЕКАРСТВО ОТ СТРАХА «Очаг» продолжает рубрику, которую ве­ дут московские психологи Ирина Медведева и Татьяна Шитова. Довольно часто читатели за­ дают вопрос: а как же все-таки можно лечить нервное и даже психическое заболевание ре­ бенка с помощью игры в кукольный театр? Начиная с этого выпуска, наши авторы бу­ дут давать совершенно конкретные рекомен­ дации. И насчет кукол тоже. Итак... Восьмилетнего Максима привели к нам с жалобами на заикание. — Кроме заикания, мы ни на что не жалуемся, — уве­ ряла мать. — Ведет он себя хорошо, тихий, послушный. Что попросишь — сделает. А на вопрос, нет ли у мальчика страхов, энергично замотала головой: — Да что вы?! Какие стра­ хи? Спит отдельно, в своей комнате, сам ходит в школу. И темноты не боится, и одно­ го мы его оставляем. Но когда мы попросили детей нарисовать дома свои страхи, Максим принес це­ лый ворох рисунков. Это была настоящая коллекция чудо­ вищ, и Максим взволнован­ ным шепотом, заикаясь боль­ ше обычного, пояснял, где какой страх живет: один в шкафу, другой под кроватью, третий за занавеской... Увы, родители довольно часто не подозревают о том, что их детей мучают страхи. Многие дети не склонны делиться по­ добными переживаниями. Одни потому, что не хотят выглядеть трусами, другие боятся так сильно, что сам разговор об этом приводит их в ужас. Страхи — очень серьезная проблема. Ребенок растет, и страхи растут вместе с ним. С возрастом развивается во­ ображение. Книги, фильмы, услышанные разговоры и ре­ альные происшествия дают обильную пищу для фанта­ зии. Если ребенок склонен к невротическим страхам, фан­ тазия работает против него. Страхи наступают со всех сто­ рон и буквально пожирают детскую душу. Вспоминается еще один мальчик. Он ужасно, до ис­ терических припадков, боял­ ся темноты. И вдруг в возра­ сте семи лет озадачил своих родителей просьбой запереть его в темной ванной одного. «Для испытания», — пояснил он. Полчаса из ванной не раз­ давалось ни звука. — Может, открыть? — спросили через дверь встрево­ женные родители. — Открывайте, — раздал­ ся спокойный голос мальчи­ ка. Он вышел и тем же спо­ койным голосом произнес: — Я понял, что в темноте, что на свету — драконов везде много. И там, и здесь съедят. Самое глупое, что могут сделать родители, узнав о стра­ хах своего ребенка, это начать иронизировать. Так порожда­ ется новый страх — страх быть откровенным с вами. Он поймет, что защиты ждать не от кого, и оконча­ тельно замкнется. Как прави­ ло, детская трусость огорча­ ет преимущественно отцов. Особенно если речь идет о мальчике. И это вполне по­ нятно. Каждому отцу хочет­ ся, чтобы его сын вырос на­ стоящим мужчиной. И он полагает, что этого надо до­ биваться любой ценой. Чаще всего такой конфликт возни­ кает в семьях, где сын «ино- природен» отцу. Отец — во­ левой, решительный, может быть, не слишком утончен­ ный человек, а сын — пол­ ная ему противоположность. Чувствительный, ранимый, застенчивый, мечтательный, он может при правильном воспитании стать человеком творческой профессии. Или врачом, который, как никто другой, будет понимать стра­ дания других людей. Из него может получиться прекрас­ ный психотерапевт, психолог, педагог, социальный работ­ ник. Фантазия, если обратить ее на окружающих, станет основой сострадания. Если же — конечно, из самых благих побуждений! — смеяться над ребенком, выставлять его тру­ сость напоказ, хорошего не ждите. Это как с советом учить плавать: дескать, бро­ сишь в воду, он и поплывет. Неправда! Кто-то поплывет, а кто-то может и утонуть. Но что все-таки делать? Ведь оставить всё как есть нельзя, с возрастом будет только хуже! Целенаправлен­ ное внимание поможет вам без лишних расспросов до­ вольно быстро определить, что именно вызывает страхи у вашего сына или дочери: темнота, лифт, одиночество, животные, люди, высокий балкон и т. п. Поняв, в чем дело, ни в коем случае не фиксируйтесь на этом. Ребе­ нок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта — и то боится». Или: «Один ни в какую не остается. Я ни на минуту не могу отойти». Луч­ ше постарайтесь создать ат­ мосферу максимального пси­ хологического комфорта. Во- первых, вы должны по воз­ можности облегчить страда­ ния трусишки: оставлять в его комнате зажженный ноч­ ник, крепко держать за руку, проходя мимо собаки; если он боится лифта — идти пешком (ничего, это полезно для здо­ ровья!). Во-вторых, необходи­ мо как можно чаще подчер­ кивать, что ничего плохого никогда не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, более сла­ бому, на помощь. И реально поможете! Он будет защищен. Особенно это актуально сегод­ ня. Раньше многое из того, что видели и слышали наши дети, давало им чувство на­ дежности и защиты. Одна из первых детских книг — «Дядя Степа»! Добрый мили­ ционер-великан прежде всего кто? Защитник детей. А вы­ зывавшие раздражение у взрослых интеллектуалов, но столь необходимые детям мультфильмы про зайчиков, осликов, ежиков и верную дружбу? Не следует во что бы то ни стало приучать ребенка спать одного. Многие родители опа­ саются класть малыша к себе в постель, считая, что это может стать дурной привыч­ кой. Но много ли вы видели подростков, которые засыпа­ ют только под боком у мате­ ри или отца? Между прочим, отцу (как это ни кажется парадоксаль­ ным на первый взгляд), если он хочет воспитать «настояще­ го мужчину», очень полезно рассказывать о каких-то сво­ их детских страхах, которые он со временем преодолел. Тог­ да у ребенка появится надеж­ да, повзрослев, тоже стать храбрым и сильным. Страхи можно очень эффективно из­ живать в разнообразных иг­ рах. Советуем вам найти кни­ гу М. И. Чистяковой «Психо­ гимнастика» (Москва, «Про­ свещение», 1990), в которой приводится целый ряд специ­ альных игр. Мы в своей рабо­ те с детскими страхами тоже используем множество игро­ вых приемов (в основном те­ атральных). Один из главных наших принципов — смеять­ ся не над ребенком, а вместе с ребенком — над его страхами. И еще: желательно, чтобы все это было в карикатурной, гро­ тескной форме. Самое важное, чтобы «страшилка преврати­ лась в смешилку», и карика­ турность облегчает эту задачу. Вот два примера театраль­ ных этюдов, которые можно с успехом разыграть в домаш­ них условиях, разумеется, модифицируя их сообразно вашему конкретному случаю. Импровизированную ширму легко соорудить из двух сту­ льев, куклы можно взять са­ мые обыкновенные, то есть не театральные, а просто игруш­ ки. Этюд 1. Страшный сон. Мальчик или девочка (кукла) ложится спать, и вдруг... в темном углу появляется что- то страшное (привидение, волк, ведьма, робот — жела­ тельно, чтобы ребенок сам назвал персонаж; не забудьте только, что «чудовище» дол­ жно изображаться как мож­ но смешнее!). Кукла-ребенок боится, дрожит (тоже преуве­ личенно), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажи­ гает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска, или бро­ шенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне... — в общем, принцип ясен. Этюд 2. Гроза. Дело про­ исходит на даче (или в дерев­ не). Хозяин-кукла ложится спать и только было засыпа­ ет, как вдруг начинается гро­ за. Гремит гром, сверкает молния. (Молнию не обяза­ тельно показывать, достаточ­ но просто об этом сказать. Кстати, так называемый сло­ весный ряд — проговарива- ние, а не только демонстра­ ция на ширме событий и дей­ ствий — в психотерапевтичес­ ких этюдах чрезвычайно ва­ жен.) Хозяин трясется от ужаса, стучит зубами... А за­ тем слышит, как кто-то жа­ лобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая, испу­ ганная собака. Она хочет вой­ ти в теплый дом, но дверь никак не поддается. Хозяину жаль пса, но страшно от­ крыть дверь на улицу. Какое- то время эти два чувства бо­ рются в его душе, потом со­ страдание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее, берет к себе в кровать, и они мирно засыпают. В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин (ребенок) чувствует себя благородным защитни­ ком слабого. Можно разыгрывать эти и другие подобные сценки вме­ сте с ребенком, можно, если он на первых порах отказы­ вается, сделать его зрителем. Самое лучшее — это когда взрослые становятся зрителя­ ми, а ребенок — единствен­ ным «актером», исполняю­ щим поочередно разные роли, прежде всего хозяина и соба­ ки. Этюд про хозяина и соба­ ку — наш любимый и, надо сказать, весьма эффективный прием. Собака воплощает ос­ новной характерологический порок ребенка. Хорошим дополнением к такой «куклотерапии» могут служить рисунки. Причем в определенной последователь­ ности. Предложите ребенку (опять же невзначай, в шут­ ливой форме) нарисовать свой страх. Если он с этим справится, обязательно по­ хвалите его за художествен­ ные способности. Следующее задание психологически бо­ лее сложно. Надо изобразить себя рядом со своим страхом. Многие дети отказываются это делать. Кто-то прямо го­ ворит, что не хочет, кто-то прикрывается словом «надо­ ело». Какой бы ни была фор­ ма отказа, в любом случае он лишний раз свидетельствует о глубоком страхе. Ну, что ж, тогда не торопитесь, при­ думайте новые смешные этю­ ды про грозное страшилище, а через какое-то время вер­ нитесь к рисунку. И, если по­ надобится, помогите ребенку. Наконец, на третьем этапе предложите сыну (или доче­ ри) нарисовать, как он побе­ дил свой страх. И чем воин­ ственнее это будет выглядеть — тем лучше. Пусть изобра­ зит себя с палкой, с ружьем, с гранатой или пушкой. Этот рисунок следует показывать в присутствии ребенка всем, кому только можно, радост­ но комментируя его и фик­ сируя внимание на одержан­ ной победе. Рисунок Екатерины БЫЧКОВОЙ. С НА Д ЕЖ ДО Й —I ДОЯ ЛЮБВИ НЕТ СРОКОВ ДАВНОСТИ Первую годовщину Великой Победы над фашистс­ кой Германией супруги Бондаренко отметили... рожде­ нием сына: Геннадий появился на свет 9 мая 1946 года. Бывшая разведчица Александра Даниловна и уро­ женец земли курской, силач, выходец из большой кре­ стьянской семьи Василий Игнатьевич, отчаянный артил­ лерист (наград не пересчитать), до сих пор вместе. У них взрослые внуки, правнуки. Живут, правда, неблизко — в Москве, но о своих корнях младшие Бон­ даренко не забывают. Зовут стариков обосноваться в сто­ лице, посмотреть, как она живет. Правнучка пригла­ шает побывать хотя бы на репетициях Большого теат­ ра, где юная балерина уже несколько лет занимается в мастер-классе. Н 6 у бабуш­ ки всегда один ответ: — Здесь мы сами по себе. А там — при вас. Расслабим­ ся, перестанем бороться за жизнь. И что тогда?.. Год назад, когда Василий Игнатьевич после инсульта очень тяжело приходил в себя, Александра Данилов­ на ни на миг не позволила себе отчаяться, упасть ду­ хом. Ее верою и старания­ ми держался и муж. — А знаете, что помогло ему выжить? — загадочно спрашивает она. Оказывается, каждый день она ходила за километр, к киоску у нефтебазы, что­ бы купить свежую «Липец­ кую газету» и прочитать ее! Он мог слушать ее часа­ ми. В самых интересных ме­ стах она, как и прежде, спрашивала: — Вася, а ты как дума­ ешь? Он старался ответить... Вот так и Живут, поддер­ живая, не огорчая друг дру­ га, боясь потерять. Как сохранили они чис­ тоту и трогательную не­ жность своих отношений, какою ценою и терпением давался им каждый день в этом не слишком справедли­ вом и добром мире? Она ответила спокойно, с достоинством: — Я всю жизнь жила по совести, в супружеской жиз­ ни — по любви. Верила лю­ дям, а они — мне. Не копи­ ла обиды, всегда трудилась. И сейчас сад есть, хотя пен­ сия хорошая, а добраться до земли непросто. Сказывает­ ся закалка: трудное детство, война — словом, вечный бой. А сейчас особенно, ког­ да сражаться приходится за двоих... Василий Игнатьевич, ус­ лышав, что речь о нем, под­ тверждает: — Она — огонь. А я — при ней. Не могу расстать­ ся. Вот и живу... — Если бы вы пришли, когда Василий Игнатьевич был здоров, — уносится мыс­ лями в прошлое Александра Даниловна, — то он непре­ менно потушил бы к прихо­ ду гостей по своему рецепту утку с квашеной капустой, подал бы на стол слегка мо- розовое украинское сало, а еще необыкновенную по вку­ су уху —рыбак он отменный! Ну и, понятно, поставил бы графинчик... Но и за обычным чаем с этим людом хорошо. Им есть что рассказать о жизни, о любви. — Странно, — говорит Александра Даниловна. — Раньше ели одну картошку, а радовались, смеялись чаще, потому что верили: настанут лучшие времена. И вот они настали, а радости нет. Вы думаете ностальгия, возрастное? Да нет, просто мы, старики, не нужны ни­ кому. Живут все одним днем и сами по себе. Хорошо хоть, что мы с Василием вместе... Наверное, и впрямь нет для любви ни сроков давно­ сти, ни трудностей, если она настоящая. С нею можно все пережить — войну, голод и холод, нищету, перестройку и демократию. И даже це­ лую жизнь... Галина ДУБРАВИНА. Фото Анастасии МЕНЬШИКОВОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz