Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
октября 2003 г*, № ТЖИПЕЦКАЯ • / Ж г а з е т а С т п и с а л л и ПУШКИН Б Е З Г Р А М О Т Н Ы Е АКТУАЛЬНО! ? - уУ-У: Г , •'-•.г * гл - лч ’ к 1 1% л****, / у / V 1 Мы говорим «модернизация школы» —подразумеваем компьютеры, профили, иностранный со второго класса... Между тем о родном языке, культуре речи, литературе —ни слова. Эти дисциплины —на периферии, если угодно, на обочине. Часы на их изучение постоянно сокращаются в пользу экономики, экологии, информатики, других более важных пред метов. Такая у современных реформаторов логика: «качественное» об разование без словесности! Но возможно ли это? Может, начинать ре формы следует все-таки с пополнения словарного запаса школьников, приобщения их к классике, ликвидации повальной безграмотности? На эти мысли меня натолкнуло слу чайно попавшее в руки сочинение одно го из абитуриентов, пытавшегося этим летом прорваться на филфак ЛГПУ. «Прорыва» не получилось — приемная комиссия вуза зарубила работу на кор ню, оценив ее в два балла. Хотя, по-мо ему, и их было многовато. Судите сами: 23 орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки, не говоря уже о содержании. Тему будущий учитель русского языка и литературы выбрал классическую и, надо сказать, весьма благодатную — «Любовь в лирике А.С. . Пушкина». Уж тут-то, казалось, мож- ^ но было бы развернуться, вспомнив и о «гения чистой красоты» Анну Керн, и С) «царицу муз» Зинаиду Волконскую, и ^ «чистейшей прелести чистейший обра- о-; зец» Наталью Гончарову, процитировать т печальные и нежные строки «Храни меня, мой талисман», посвященные Ели- § завете Воронцовой, живо представить ° себе «глаза Олениной моей»... Но автор, * похоже, таких подробностей не знал и решил, опираясь на собственное бога- * тое воображение, ограничиться любовью § к Татьяне Лариной... самого Александ- о ра Сергеевича Пушкина! Вот отрывок ^ из сочинения (стиль и орфография со хранены): «Вернувшись домой, он (Пуш кин) встретил Татьяну. Она была пре красна собой и умной, но она была за мужем. Встреча Татьяны с Александ ром была очень приятной, и она в него влюбилась, не выдержав, первая призна лась ему в любви. Но Пушкин ей отве тил: «Я вас лю бил , Лю бовь ещё быт ь может В душ е моей у га с л а не совсем , Но прош у ва с нич ем м еня больш е не тревож ить» . Как говорится, без комментариев. Но за комментарием я все же обратилась к доценту кафедры русского языка и об щего языкознания липецкого педагоги ческого университета Людмиле Петров не Плехановой, у которой, кстати, в свое время училась. — По статистике сегодня лишь 10- 15 процентов выпускников школ чита ли русскую классику, — грустно сооб щила она. — Остальные о ней понятия не имеют. В лучшем случае знакомят ся с Толстым, Достоевским, другими ав торами в так называемых «кратких пе ресказах», коими изобилует книжный рынок. Стоит ли удивляться, что на вступительных экзаменах в вуз они вы дают перлы вроде «любви,Пушкина к , Татьяне»? Каких только «заслуг» не приписывают нашим, .великим писате- . лям современные абитуриенты! Грибое дову — что он «создал образ Чадского как будущего выходца в декабристы», Некрасову — что он изобразил «проле- П И С Ь М А ТАНЕ ЛАРИНОЙ? тарский дух богатыря Савелия» и пред восхитил социальную революцию, в ре зультате чего «рухнувшее крепостни чество подняло пыль, которая уляжет ся нескоро». Мы, преподаватели, с удив лением узнаем массу неожиданного. Допустим, что Горький показал людей, «попавших на дно жизни не ради своей выгоды», а Толстой «воплотил в нетлен ные строки незабвенный образ князя Ан дрея Балконского, чья память и слава будут вечно жить в сердце народа»... Поверхностное знание литературных текстов (а то и полное их незнание), бес помощность в выражении собственных мыслей оставляют вроде бы простой выход: шпаргалку. Однако здесь под стерегает другая опасность: даже если удастся списать, в одной аудитории мо жет оказаться несколько одинаковых работ. И опять — двойка неизбежна! По пытка как-то наскоро перекроить гото вые сочинения тоже мало помогает — все равно чужое легко узнать. Так, к концу летних экзаменов при проверке «пушкинских» сочинений дежурная фраза — «Пушкин победил время и про странство» — вызывала у членов при емной комиссии то нервную дрожь, то гомерический хохот а зависимости от темперамента... — Не страннр ли; вот мы говорим, что у вчерашних школьников, будущих студентов, угасают речевые способно сти, что мыслят они стереотипно, не знают элементарных языковых норм и правил. И в то же время для экзаме на им на выбор предлагается сочине ние или изложение. Но разумно ли это? Умение излагать чужой текст, худо-бед но имитируя авторский стиль, — что это дает? При этом может отсутствовать творческое «я», способность думать самому и находить точные слова для передачи своих размышлений и пере живаний... — Творческое «я» — это, конечно, хорошо. Но зачастую поступающие на наш факультет (да и на другие тоже) не владеют именно навыком изложения. Уровень их речевой культуры, увы, та ков, что пересказать даже чужие мыс ли для них весьма непросто. Между тем пересказ — один из основных методи ческих приемов обучения, в основе его — опора на образцовый классический текст. Еще Пушкин говорил, что «сле довать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная». До бавлю: и отнюдь не легкая. Я не знаю, что проще: самому написать сочинение по Чехову или пересказать произведе ние Антона Павловича, уловив авторс кую манеру, интонацию, дух... Не будем забывать и о том, что по нять и передать чужую речь — значит учиться по аналогии выстраивать и со здавать свою собственную. Учтем так же: в большинстве случаев изложения содержат творческие задания, скажем, написать концовку текста, которая сю- жетно и стилистически из него вытека- КОНТАКТЫ НАУКРАИНЕЛИПЧАН ВСТРЕЧАЛИ ВОЗГЛАСАМИ«БРАВО!» Контакты по линии культуры Липецкой области с регионами Украины с каждым го дом набирают обороты. Вот и недавно Мини стерством культуры Украины в числе дру гих было приглашено на V международный конкурс баянистов и аккордеонистов в Кри вой Рог трио баянистов Липецкой государ ственной филармонии в составе лауреатов международных и всероссийских конкурсов, заслуженных артистов России Вячеслава Мельника, Виктора Карпия и артиста Сергея Ельчанинова. Организаторы конкурса, прекрасно зная о мастерстве липчан, организовали внекон курсное выступление баянистов с двухчасо вой программой. В первом отделении концерта липчане иг рали произведения Баха, Шуберта, Вебера, Глинки, Рахманинова, Бородина... Во втором — пьесы русских композиторов — корифеев баянной музыки. Безусловно, значительно украсили их программу «Кумпарсита» Г. Род ригеса, «Краковяк» и «Кадриль» В. Черни кова, «Кавказское скерцо» Ю. Романова, «Лю бимое танго» А. Пьяццоллы. Когда смолк последний аккорд последне го исполненного ими произведения, зритель ный зал буквально потрясли гром аплодис ментов и возгласы «Браво!» Украинцы пригласили трио на VI между народный конкурс баянистов и аккордеонис тов в 2005 году. В целом о поездке на Украину Виктор Карпий отозвался так: «Это были незабывае мые дни. Доброжелательная, дружеская ат мосфера царила на конкурсе. Люди разных национальностей общались как близкие дру зья. Словно мы и не были за рубежом. Музы ка, на мой взгляд,замечательнейшее средство для сближ ения , особенно родственных душ...» Аркадий ГАРБУЗОВ. г - ® ------------------------------------------------------------------------ АВТОСТРАХОВАНИЕ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ С 1 июля 2003 года согласно Закону «Об обязатель ном страховании гражданской ответственности вла дельцев транспортных средств» жизнь автолюбителей усложнилась. Без страхового полиса не удастся заре гистрировать транспортное средство или пройти техос мотр. с т пециалисты «НИКойл-Страхования» (новое назва- Лромышленно-страховой компании) помогут вам браться с вопросами, которые возникают при ответственности автовла- страховании гражданской дельца. Когда и где я смогу за ключить договор автограж данской ответственности? С 1 июля 2003 года по лис можно приобрести в страховой компании, у аген тов, брокеров или через Ин тернет (компания «НИКойл- Страхование» имеет лицен зию № 4297 Д на право про ведения обязательного стра хования гражданской ответ- ственности вл ад ел ьц ев тр ан сп ор тны х средств) . При этом страхователю сле дует проверить наличие до веренности у страхового агента (брокера) или позво нить в страховую компанию и выяснить правомочность данного продавца. Объясните, зачем вооб ще нужно обязательное страхование автограждан ской ответственности? Если в результате ава рии, произошедшей по ва шей вине, пострадает другой автомобиль, то оплачивать ремонт будете не вы, а стра ховая компания. Если вред будет причинен водителю, пешеходу, пассажиру, им пе речислят сумму средств на лечение, реабилитацию, ком пенсируют потерю заработка. Родственники погибших в ДТП также смогут рассчиты вать на страховые выплаты. Что делать, если про изошла авария? При аварии необходимо вызвать на место происше ствия сотрудников ГИБДД, составить протокол, запол нить извещение о ДТП, ко торое вам предоставили в компании «НИКойл-Страхо- вание» при заключении дого вора страхования. Извеще ния о ДТП передаются в страховые компании участни ков ДТП, и страховые ком пании принимают решение о выплатах своим клиентам. Вожу машину по дове ренности. Могу ли я в этом случае застраховать свою ответственность? Согласно Закону, страхо вателем может выступать лицо, даже не имеющее прав на управление автомобилем. Кроме того, застраховать вашу машину может даже организация. Другое дело, что в полисе следует ука зать сцисок водителей, до пущенных к управлению. Если заранее не известно, кто будет эксплуатировать автомобиль, то в полисе ука зывается, что допуск к уп равлению автомобилем осу ществляется без ограниче ний. В этом случае при рас чете страхового взноса при меняется повышающий ко эффициент. Будут ли льготы у инва лидов? Инвалидам, получившим транспортные средства че рез органы социальной за щиты населения, будет вып лачена компенсация в раз мере 50% от уплаченной страховой премии по догово ру обязательного страхова ния. Данная льгота распро страняется при условии ис пользования автомобиля ли цом, имеющим на него пра во, и не более чем на одного водителя. Телефоны для справок: (0742) 77-43-29, 46-75-93, 77-14-11. 398600, г. Липецк, пл. Петра Великого, д. 5, ком. 2 0 1 . «ОКТЯБРЬ» ВОКТЯБРЕ ДЭВИДЦУКЕР ТРЯХНУЛ СТАРИНОЙ Продолж ается показ а м е р и к а н с к о г о ф и л ь м а «Л а р а К р оф т — р а с х и т и т е л ь н и ц а гробниц-2». Исполнительница главной роли актри са Андже лина Джоли, широко и з в е с т ная в наш ей с тр ан е как п о сол до б р ой воли ООН, с о б и р а ет ся усыновить реб ен к а из Чечни . 2 8 -л е т н я я л а у р е а т к а «Оскара» в конце года начнёт съемки «Екатерины Великой», ко то ры е будут п р о х о д и ть в России , и наряду с этим з а й м ет с я п р о ц е с сом у сы н о вл е ния. Р еж и с с е р Д э в и д Цукер , зн ак ом ы й з р и т е л ям как с о зд а т е л ь очень смешных э к с центрических комедий «Голый пистолет» и «Голый пистолет- 2 », на это т р а з тряхнул с т а рин ой и п о с т а в и л ком ед ию «Дочь м оего босса» . Главные роли сы грали м олоды е ак т е ры Эштон Кутчер («Молодо жены») и Т ар а Рид («Амери канский пирог», «Король в е черинок»), В 2001 году р еж и с с ер Роб Коэн поставил боевик «Фор саж» с у ч а с ти ем и з ве с тны х ам е р и к ан с к и х а к т е р о в Вина Д и зел я и Пола Уокера. Фильм им ел успех у зри тел ей , о с о бенно у молодых. Он букваль но насыщ ен многочисленны ми гонками с испол ьзовани ем проф ессион ал ьны х гоноч ных машин . «В м о ем контракте, — р а с ска зы в ае т Пол Уокер, — п р е д у с м а т р и в а л о с ь у ч а с ти е во в т о р о й с е р и и «Ф о р с аж а » . Ф и л ь м у д а л и н а з в а н и е «Двойной ф ор с аж » . Его р е ж и сс ер ом стал Джон Сингл тон. 24, 25 и 26 октября с уча с т и е м и з в е с т н ы х м а с т е р о в отеч ественного кинем атогра ф а в «Октябре» пройдут Дни россий ских фильм ов киноф е стиваля «Окно в Европу», по свящ енного 50 -летию Л ипец кой обл асти . Всего будет по казан о в о сем ь новых художе ственных фильм ов , в том чи с л е л ен т а р еж и с с е р а Андрея З в я г и н ц е в а «В о звр ащ ени е» , у д о с то енн ая Главного п ри за 60 -го В енецианского киноф е сти в ал я . О б з о р п о д г о т о в и л Ю р и й Р А З У М О В С К И Й . ет, или выразить своё отноше ние к прочитанному. По большому же счёту, экзаменационное сочинение уже давно превратилось в из ложение. Мало кто из посту пающих пишет самостоятель но, без эксплуатации чужих идей и мыслей. — Многие не умеют не только писать, но и говорить. «Знал бы Тургенев, что по- русски можно составить та кое...», — вырвалось как-то у Солженицына по поводу «Торфопродукта » — впечат ляющего названия одной из подмосковных ж елезнодо рожных станций. Интересно, как бы он оценил повседнев ную молодёжную речь, кото рая засоряется кое-чем, мо жет, хуже даже «торфопро- дуктов», всякими «блин», «на фиг», «ё-моё», «типа». И это ещё самые безобидные... — Думаю, Солженицыну не хватило бы и его богатей шего словаря, чтобы сказать, что он на сей счет думает. Со временная молодежь воспиты вается в ущербной языковой среде. В ней уже нет места пословицам, поговор кам, фразеологизмам, зато полно инос транных словечек, труднопроизноси мых терминов и блатной «фени». И это насаждается не только улицей, но и СМИ, и прежде всего телевидением. Недавно показывали очередную переда чу из цикла «Криминальная Россия». Это серьезная публицистическая пере дача, а я смотрела и думала: что она даёт подросткам, молодежи? Речь шла о главаре одной из преступных группи ровок. И в подтексте, представьте себе, я уловила не столько осуждение, сколь ко почти восхищение этим «героем на шего времени». Дескать, да, это лич ность со знаком минус, но всё-таки лич ность, а не серая лошадка. Такая ро мантизация, в том числе и его манеры говорить, — это же пропаганда уголов ного сленга, и без того вытесняющего язык Пушкина, Шолохова, Пастернака, Шукшина. А многочисленные западные фильмы с ужасным переводом, который звучит как бездарный подстрочник с ан глийского? В последнее время всё чаще возни кает ощущение вторичности русского языка. Дети у нас с пяти лет начинают изучать иностранный, ^ е зная еще тол ком родного алфавита. Того и гляди, они и думать скоро начнут по-английски... Налицо парадокс: с одной стороны, и сам президент РФ, и его команда при знают, что уровень духовной культуры в нашей стране низок. Разрабатывают ся различные программы, направлен ные на улучшение культурно-языковой ситуации. Например, федеральная це левая программа «Русский язык», ко торая предусматривает переиздание словарей, энциклопедий, русской клас сики, изменение финансирования сель ских библиотек и так далее. Но воз и ныне там. На образование, культуру денег у нас, как всегда, не хватает. В то же время часы на изучение русского языка и литературы постоянно сокра щаются якобы из-за сильных перегру зок школьников. И все это на фоне за- силия иностранщины и криминального, уличного жаргона, которым даже поли тики не брезгуют. — А разве затруднения, которые ис пытывают ученики в математике или физике, их перегрузки, переутомление не объясняются частично и тем, что они плохо понимают, чувствуют родную речь, страдают косноязычием, не вла деют навыками чтения, пересказа, а значит — осмысления прочитанного? — В идеале каждый школьный урок должен быть уроком словесности. В том смысле, что на нем говорят на правиль ном русском языке. К этому призывали известные отечественные лингвисты, методисты, педагоги — Федор Ивано вич Буслаев, Измаил Иванович Срезнев ский, Константин Дмитриевич Ушинс кий. Даже термин такой придумали — «единый орфографический режим». «Родной язык, — писал Буслаев, — должен стать центром всего преподава ния во всей школе, но не в том смысле, чтобы на него назначалось значитель ное число особых уроков, а в том отно шении, чтобы всякий урок, и притом по всякому предмету, был в то же время уроком и упражнением в правильном употреблении родного языка. Язык этот должен быть воздухом, которым дышит и живет вся школа». То есть на любом уроке, будь то фи зика, химия или география, учитель обязан обращать внимание не только на знания по предмету, но и на речь уче ника, его грамотность. Но нашей школе пока до этого дале ко. Приходится признать: мы живём в косноязычном обществе. У нас нет куль та правильной речи. А свобода слова зачастую понимается как свобода выра жения, то есть допустимость сквернос ловия, вседозволенность при отсутствии культурно-речевой цензуры. Единствен ный, кто сегодня является барьером язы ковому беспределу, — учитель. Но од ному ему с этим не справиться. Защита родного языка , словесности должна стать культурной директивой всего об щества. Елена ТАРАВКОВА. ЭХО КОНГРЕССА НАШЗЕМЛЯК- НАТРИБУНЕСМОЛЬНОГО В течение четырех дней во Дворце Смольного института в Санкт-Петер бурге проходил Первый международ ный научный конгресс «Спорт и здо ровье». В многомесячной подготови тельной работе оргкомитета этого пред ставительного научного форума вмес те с российскими коллегами активное участие принимали ведущие зарубеж ные ученые в области спортивнойна- уки из Швеции, США, Испании, Гре ции, Финляндии и других стран. В своем приветствии участникам Конгресса председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов отметил, что организаторам удалось заинтересовать своей идеей коллективного обсуждения проблем всеобщего оздоровления на ций и обменом информацией о новей ших открытиях в этом благородном на учном направлении около тысячи ве дущих в своих странах профессиона- лов-исследователей спортивной науки. Он справедливо оценил тему Конгрес са как одну из главенствующих в со циальной политике нашей страны и все гда актуальную для любого государ ства. Среди ученых — гостей города на Неве — были распространены два тома научных статей, монографий и сообще ний, опубликованных в десятках стран в течение двух последних лет. В их числе и две научные работы заведую щего кафедрой физвоспитания Липец кого государственного технического университета, кандидата педагогичес ких наук Александра Перова. Одному из первых ему было предо ставлено и слово для доклада по двум тесно взаимосвязанным темам: «Про блемы организации физического воспи тания студенчества» и «Разработка, внедрение и применение в учебном про цессе комплекса социальных тренаже ров». Изложенные в выступлении наше го земляка-ученого сообщения были от мечены специальным жюри оргкомите та Конгресса Большой золотой медалью в одной из тематических номинаций. За метим, что соискателями всего пяти та ких почетных наград являлись более трехсот авторов. Вице-президент международного научного конгресса «Спорт и здоровье» академик Вадим Полежаев в официаль ной прессе заявил, что «доклад профес сора Перова оказался одним из самых содержательных, вызвал заслуженный интерес у слушателей и не случайно представитель липецкого университе та был вне конкуренции в своей номи нации...» Правда, с «присуждением» Алек сандру Прокофьевичу профессорского звания столичный академик несколько поспешил, но будем считать эту его ого ворку прогнозом на будущее в даль нейшей деятельности и научном твор честве доцента ЛГТУ Перова. Геннадий СОЛОВЬЕВ. ФУТБОЛ. ЧЕМПИОНАТ РОССИИ УДАЧНАЯ«РЕПЕТИЦИЯ»ВМАХАЧКАЛЕ Перед поездкой в Краснодар на предстоящий в пятницу принципиаль ный матч с местной «Кубанью», кото рая во вторник, разгромив воронеж ский «Факел» со счетом 4:0, стала ли дером турнира в первом дивизионе, липецкий «Металлург» заехал в Ма хачкалу, где провел «генеральную ре петицию» с лучшей дагестанской ко мандой «Анжи». Встреча прошла до вольно миролюбиво и завершилась без- голевой ничьей — 0:0. Для липчан та кой результат в игре с клубом, претен дующим на высокое место в чемпиона те, можно считать вполне приличным и обнадеживающим перед матчем с вероятным триумфатором первенства этого года. Ни одного мяча не было забито и в поединках «Волгарь» (Астрахань) — «Газовик» (Ижевск) и «Сокол» (Сара тов) — «Нефтехимик» (Нижнекамск). Еще одна ничья зафиксирована на ста дионе нальчикского «Спартака», при нимавшего «Металлург-Кузбасс» из Новокузнецка — 1:1. Сенсацией же тура явилось пораже ние на своем поле «Терека» от томс кой команды — 0:1. Этот неприятный для чеченских футболистов исход игры и помог «Кубани» возглавить турнир ную таблицу с преимуществом в одно очко. А пермский «Амкар», победив ший у себя дома «Кристалл» из Смо ленска (2:0), делит теперь с «Томью» третье место. Из группы команд авангарда под твердили свою репутацию динамовцы Санкт-Петербурга, уверенно переиг равшие гостивших у них армейцев дальневосточного Хабаровска (3:1), но вот калининградская «Балтика», напро тив, совершила неудачный вояж в столь же далекое Забайкалье, где уступила в Чите традиционно негостеприимному «Локомотиву» — 1:2. Не удалось воспользоваться пре имуществами психологического факто ра «родных стен» и командам-аутсай- дерам: «Урал» в Екатеринбурге проиг рал ФК «Химки», а занимающая пос леднее месте тольяттинская «Лада» хоть и в упорной борьбе, но не устоя- ла-таки перед везучей на финише се зона саранской «Лисмой» — 1:2. Фут болистам столицы Мордовии эти важ ные три очка позволили вырваться из квинтета клубов, обреченных на пере ход во вторую лигу. Зато наши соседи из «Факела», увы, угодили в эту бес перспективную пятерку самых слабых команд. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Н А Й ДИ М ЕНЯ , МАМА! С а ш а П . Самое сильное впечатление Щ в своей жизни шестилетний Саша получил от посещения цирка. И ждет не дождется новой встречи с леопардом и обезьянкой ' в юбочке... На вопрос, чем он любит зани- I маться, не задумываясь , ответил: «Помо гать взрослым». Мальчик очень хозяйствен ный, трудолюбивый. Всем играм предпо читает кубики, из которых строит дом а и гаражи. У Саши темные волосы и карие глаза. И еще у него добро е сердц е —лег- I I ко делится всем , что у него есть, даже :мечтой. I I Л ю д м и л а М . Девочке 4 года, и она еще не слишком разговорчивая. Но разве можно долго оставаться молчуньей, когда вокруг тебя 1 0 мальчишек, а ты единствен- II ная девочка в группе? Отзывчивая, ласко вая, улыбчивая, Люда стала всеобщей лю- I! бимицей, и общение с детьми и взрослы- ::! ми благотворно влияет на ее речь. УЛюд- 11 милы загадочные серые глаза и пушистые светлые волосы. К р и с т и н а Б . У Кристины темные во- I I лосы и особенные, цвета темного крыжов- I I ника глаза. Это спокойная и рассудитель- ' Г: ная девочка . Для своих четырех л ет она : | большая умница, ум еет настоять на с во ем, доброжелательная и веселая. У воспи- -'Л тателеи возникает немало поводов, что- бы похвалить Кристину, хотя она очень ему- |!| | | | щается при этом. Остается надеяться, что ' и в дальнейш ей жизни девочка будет | |в с т р е ч а т ь с я с добрым отношением к себе . § 8 Д и щ ' .У ш ш ж т н н т мтшжш - Ш ШШШШШ* . йй ! | II ш щ IщI 11 8 Р и т а П . З а серьезные зеленые глаза, | | сдержанную улыбку и спокойствие воспи- Ш татели называют Риту «железной леди». У девочки очень волевой характер, хотя ей I только 4 года. Рита очень любознатель- §1 Щ ная. В общении сначала не очень откры- I I тая, но постепенно становится разговор - | | чивой и доверчивой . Как и все девочки, любит играть в куклы. I I ш ш Ш ш А л е ш а С . У шестилетнего Алеши пе пельные волосы и зеленые глаза. Мальчик веселый , подвижный, сообразительный , обл адает хорошей памятью. На утренни ках он незаменим — зн ает много стихов и прекрасно их читает. А ещ е он обожает возиться с «конструктором», так что, во з можно, изобретательный Алеша станет архитектором — все задатки для этого в нем есть. Остальное зависит от того, как : сложится его судьба. Геннадий СОЛОВЬЕВ. Т е к с т и ф о т о А н а с т а с и и М Е Н Ь Ш И К О В О Й .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz