Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

октября 2003 г*, № ТЖИПЕЦКАЯ • / Ж г а з е т а С т п и с а л л и ПУШКИН Б Е З Г Р А М О Т Н Ы Е АКТУАЛЬНО! ? - уУ-У: Г , •'-•.г * гл - лч ’ к 1 1% л****, / у / V 1 Мы говорим «модернизация школы» —подразумеваем компьютеры, профили, иностранный со второго класса... Между тем о родном языке, культуре речи, литературе —ни слова. Эти дисциплины —на периферии, если угодно, на обочине. Часы на их изучение постоянно сокращаются в пользу экономики, экологии, информатики, других более важных пред­ метов. Такая у современных реформаторов логика: «качественное» об­ разование без словесности! Но возможно ли это? Может, начинать ре­ формы следует все-таки с пополнения словарного запаса школьников, приобщения их к классике, ликвидации повальной безграмотности? На эти мысли меня натолкнуло слу­ чайно попавшее в руки сочинение одно­ го из абитуриентов, пытавшегося этим летом прорваться на филфак ЛГПУ. «Прорыва» не получилось — приемная комиссия вуза зарубила работу на кор­ ню, оценив ее в два балла. Хотя, по-мо­ ему, и их было многовато. Судите сами: 23 орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки, не говоря уже о содержании. Тему будущий учитель русского языка и литературы выбрал классическую и, надо сказать, весьма благодатную — «Любовь в лирике А.С. . Пушкина». Уж тут-то, казалось, мож- ^ но было бы развернуться, вспомнив и о «гения чистой красоты» Анну Керн, и С) «царицу муз» Зинаиду Волконскую, и ^ «чистейшей прелести чистейший обра- о-; зец» Наталью Гончарову, процитировать т печальные и нежные строки «Храни меня, мой талисман», посвященные Ели- § завете Воронцовой, живо представить ° себе «глаза Олениной моей»... Но автор, * похоже, таких подробностей не знал и решил, опираясь на собственное бога- * тое воображение, ограничиться любовью § к Татьяне Лариной... самого Александ- о ра Сергеевича Пушкина! Вот отрывок ^ из сочинения (стиль и орфография со­ хранены): «Вернувшись домой, он (Пуш­ кин) встретил Татьяну. Она была пре­ красна собой и умной, но она была за­ мужем. Встреча Татьяны с Александ­ ром была очень приятной, и она в него влюбилась, не выдержав, первая призна­ лась ему в любви. Но Пушкин ей отве­ тил: «Я вас лю бил , Лю бовь ещё быт ь может В душ е моей у га с л а не совсем , Но прош у ва с нич ем м еня больш е не тревож ить» . Как говорится, без комментариев. Но за комментарием я все же обратилась к доценту кафедры русского языка и об­ щего языкознания липецкого педагоги­ ческого университета Людмиле Петров­ не Плехановой, у которой, кстати, в свое время училась. — По статистике сегодня лишь 10- 15 процентов выпускников школ чита­ ли русскую классику, — грустно сооб­ щила она. — Остальные о ней понятия не имеют. В лучшем случае знакомят­ ся с Толстым, Достоевским, другими ав­ торами в так называемых «кратких пе­ ресказах», коими изобилует книжный рынок. Стоит ли удивляться, что на вступительных экзаменах в вуз они вы­ дают перлы вроде «любви,Пушкина к , Татьяне»? Каких только «заслуг» не приписывают нашим, .великим писате- . лям современные абитуриенты! Грибое­ дову — что он «создал образ Чадского как будущего выходца в декабристы», Некрасову — что он изобразил «проле- П И С Ь М А ТАНЕ ЛАРИНОЙ? тарский дух богатыря Савелия» и пред­ восхитил социальную революцию, в ре­ зультате чего «рухнувшее крепостни­ чество подняло пыль, которая уляжет­ ся нескоро». Мы, преподаватели, с удив­ лением узнаем массу неожиданного. Допустим, что Горький показал людей, «попавших на дно жизни не ради своей выгоды», а Толстой «воплотил в нетлен­ ные строки незабвенный образ князя Ан­ дрея Балконского, чья память и слава будут вечно жить в сердце народа»... Поверхностное знание литературных текстов (а то и полное их незнание), бес­ помощность в выражении собственных мыслей оставляют вроде бы простой выход: шпаргалку. Однако здесь под­ стерегает другая опасность: даже если удастся списать, в одной аудитории мо­ жет оказаться несколько одинаковых работ. И опять — двойка неизбежна! По­ пытка как-то наскоро перекроить гото­ вые сочинения тоже мало помогает — все равно чужое легко узнать. Так, к концу летних экзаменов при проверке «пушкинских» сочинений дежурная фраза — «Пушкин победил время и про­ странство» — вызывала у членов при­ емной комиссии то нервную дрожь, то гомерический хохот а зависимости от темперамента... — Не страннр ли; вот мы говорим, что у вчерашних школьников, будущих студентов, угасают речевые способно­ сти, что мыслят они стереотипно, не знают элементарных языковых норм и правил. И в то же время для экзаме­ на им на выбор предлагается сочине­ ние или изложение. Но разумно ли это? Умение излагать чужой текст, худо-бед­ но имитируя авторский стиль, — что это дает? При этом может отсутствовать творческое «я», способность думать самому и находить точные слова для передачи своих размышлений и пере­ живаний... — Творческое «я» — это, конечно, хорошо. Но зачастую поступающие на наш факультет (да и на другие тоже) не владеют именно навыком изложения. Уровень их речевой культуры, увы, та­ ков, что пересказать даже чужие мыс­ ли для них весьма непросто. Между тем пересказ — один из основных методи­ ческих приемов обучения, в основе его — опора на образцовый классический текст. Еще Пушкин говорил, что «сле­ довать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная». До­ бавлю: и отнюдь не легкая. Я не знаю, что проще: самому написать сочинение по Чехову или пересказать произведе­ ние Антона Павловича, уловив авторс­ кую манеру, интонацию, дух... Не будем забывать и о том, что по­ нять и передать чужую речь — значит учиться по аналогии выстраивать и со­ здавать свою собственную. Учтем так­ же: в большинстве случаев изложения содержат творческие задания, скажем, написать концовку текста, которая сю- жетно и стилистически из него вытека- КОНТАКТЫ НАУКРАИНЕЛИПЧАН ВСТРЕЧАЛИ ВОЗГЛАСАМИ«БРАВО!» Контакты по линии культуры Липецкой области с регионами Украины с каждым го­ дом набирают обороты. Вот и недавно Мини­ стерством культуры Украины в числе дру­ гих было приглашено на V международный конкурс баянистов и аккордеонистов в Кри­ вой Рог трио баянистов Липецкой государ­ ственной филармонии в составе лауреатов международных и всероссийских конкурсов, заслуженных артистов России Вячеслава Мельника, Виктора Карпия и артиста Сергея Ельчанинова. Организаторы конкурса, прекрасно зная о мастерстве липчан, организовали внекон­ курсное выступление баянистов с двухчасо­ вой программой. В первом отделении концерта липчане иг­ рали произведения Баха, Шуберта, Вебера, Глинки, Рахманинова, Бородина... Во втором — пьесы русских композиторов — корифеев баянной музыки. Безусловно, значительно украсили их программу «Кумпарсита» Г. Род­ ригеса, «Краковяк» и «Кадриль» В. Черни­ кова, «Кавказское скерцо» Ю. Романова, «Лю­ бимое танго» А. Пьяццоллы. Когда смолк последний аккорд последне­ го исполненного ими произведения, зритель­ ный зал буквально потрясли гром аплодис­ ментов и возгласы «Браво!» Украинцы пригласили трио на VI между­ народный конкурс баянистов и аккордеонис­ тов в 2005 году. В целом о поездке на Украину Виктор Карпий отозвался так: «Это были незабывае­ мые дни. Доброжелательная, дружеская ат­ мосфера царила на конкурсе. Люди разных национальностей общались как близкие дру­ зья. Словно мы и не были за рубежом. Музы­ ка, на мой взгляд,замечательнейшее средство для сближ ения , особенно родственных душ...» Аркадий ГАРБУЗОВ. г - ® ------------------------------------------------------------------------ АВТОСТРАХОВАНИЕ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ С 1 июля 2003 года согласно Закону «Об обязатель­ ном страховании гражданской ответственности вла­ дельцев транспортных средств» жизнь автолюбителей усложнилась. Без страхового полиса не удастся заре­ гистрировать транспортное средство или пройти техос­ мотр. с т пециалисты «НИКойл-Страхования» (новое назва- Лромышленно-страховой компании) помогут вам браться с вопросами, которые возникают при ответственности автовла- страховании гражданской дельца. Когда и где я смогу за ­ ключить договор автограж­ данской ответственности? С 1 июля 2003 года по­ лис можно приобрести в страховой компании, у аген­ тов, брокеров или через Ин­ тернет (компания «НИКойл- Страхование» имеет лицен­ зию № 4297 Д на право про­ ведения обязательного стра­ хования гражданской ответ- ственности вл ад ел ьц ев тр ан сп ор тны х средств) . При этом страхователю сле­ дует проверить наличие до­ веренности у страхового агента (брокера) или позво­ нить в страховую компанию и выяснить правомочность данного продавца. Объясните, зачем вооб­ ще нужно обязательное страхование автограждан­ ской ответственности? Если в результате ава­ рии, произошедшей по ва­ шей вине, пострадает другой автомобиль, то оплачивать ремонт будете не вы, а стра­ ховая компания. Если вред будет причинен водителю, пешеходу, пассажиру, им пе­ речислят сумму средств на лечение, реабилитацию, ком­ пенсируют потерю заработка. Родственники погибших в ДТП также смогут рассчиты­ вать на страховые выплаты. Что делать, если про ­ изошла авария? При аварии необходимо вызвать на место происше­ ствия сотрудников ГИБДД, составить протокол, запол­ нить извещение о ДТП, ко­ торое вам предоставили в компании «НИКойл-Страхо- вание» при заключении дого­ вора страхования. Извеще­ ния о ДТП передаются в страховые компании участни­ ков ДТП, и страховые ком­ пании принимают решение о выплатах своим клиентам. Вожу машину по дове­ ренности. Могу ли я в этом случае застраховать свою ответственность? Согласно Закону, страхо­ вателем может выступать лицо, даже не имеющее прав на управление автомобилем. Кроме того, застраховать вашу машину может даже организация. Другое дело, что в полисе следует ука­ зать сцисок водителей, до­ пущенных к управлению. Если заранее не известно, кто будет эксплуатировать автомобиль, то в полисе ука­ зывается, что допуск к уп­ равлению автомобилем осу­ ществляется без ограниче­ ний. В этом случае при рас­ чете страхового взноса при­ меняется повышающий ко­ эффициент. Будут ли льготы у инва­ лидов? Инвалидам, получившим транспортные средства че­ рез органы социальной за­ щиты населения, будет вып­ лачена компенсация в раз­ мере 50% от уплаченной страховой премии по догово­ ру обязательного страхова­ ния. Данная льгота распро­ страняется при условии ис­ пользования автомобиля ли­ цом, имеющим на него пра­ во, и не более чем на одного водителя. Телефоны для справок: (0742) 77-43-29, 46-75-93, 77-14-11. 398600, г. Липецк, пл. Петра Великого, д. 5, ком. 2 0 1 . «ОКТЯБРЬ» ВОКТЯБРЕ ДЭВИДЦУКЕР ТРЯХНУЛ СТАРИНОЙ Продолж ается показ а м е ­ р и к а н с к о г о ф и л ь м а «Л а р а К р оф т — р а с х и т и т е л ь н и ц а гробниц-2». Исполнительница главной роли актри са Андже­ лина Джоли, широко и з в е с т ­ ная в наш ей с тр ан е как п о ­ сол до б р ой воли ООН, с о б и ­ р а ет ся усыновить реб ен к а из Чечни . 2 8 -л е т н я я л а у р е а т к а «Оскара» в конце года начнёт съемки «Екатерины Великой», ко то ры е будут п р о х о д и ть в России , и наряду с этим з а й ­ м ет с я п р о ц е с сом у сы н о вл е ­ ния. Р еж и с с е р Д э в и д Цукер , зн ак ом ы й з р и т е л ям как с о ­ зд а т е л ь очень смешных э к с ­ центрических комедий «Голый пистолет» и «Голый пистолет- 2 », на это т р а з тряхнул с т а ­ рин ой и п о с т а в и л ком ед ию «Дочь м оего босса» . Главные роли сы грали м олоды е ак т е ­ ры Эштон Кутчер («Молодо ­ жены») и Т ар а Рид («Амери­ канский пирог», «Король в е ­ черинок»), В 2001 году р еж и с с ер Роб Коэн поставил боевик «Фор ­ саж» с у ч а с ти ем и з ве с тны х ам е р и к ан с к и х а к т е р о в Вина Д и зел я и Пола Уокера. Фильм им ел успех у зри тел ей , о с о ­ бенно у молодых. Он букваль ­ но насыщ ен многочисленны ­ ми гонками с испол ьзовани ­ ем проф ессион ал ьны х гоноч­ ных машин . «В м о ем контракте, — р а с ­ ска зы в ае т Пол Уокер, — п р е ­ д у с м а т р и в а л о с ь у ч а с ти е во в т о р о й с е р и и «Ф о р с аж а » . Ф и л ь м у д а л и н а з в а н и е «Двойной ф ор с аж » . Его р е ­ ж и сс ер ом стал Джон Сингл ­ тон. 24, 25 и 26 октября с уча ­ с т и е м и з в е с т н ы х м а с т е р о в отеч ественного кинем атогра ­ ф а в «Октябре» пройдут Дни россий ских фильм ов киноф е ­ стиваля «Окно в Европу», по ­ свящ енного 50 -летию Л ипец ­ кой обл асти . Всего будет по ­ казан о в о сем ь новых художе ­ ственных фильм ов , в том чи с ­ л е л ен т а р еж и с с е р а Андрея З в я г и н ц е в а «В о звр ащ ени е» , у д о с то енн ая Главного п ри за 60 -го В енецианского киноф е ­ сти в ал я . О б з о р п о д г о т о в и л Ю р и й Р А З У М О В С К И Й . ет, или выразить своё отноше­ ние к прочитанному. По большому же счёту, экзаменационное сочинение уже давно превратилось в из­ ложение. Мало кто из посту­ пающих пишет самостоятель­ но, без эксплуатации чужих идей и мыслей. — Многие не умеют не только писать, но и говорить. «Знал бы Тургенев, что по- русски можно составить та­ кое...», — вырвалось как-то у Солженицына по поводу «Торфопродукта » — впечат­ ляющего названия одной из подмосковных ж елезнодо ­ рожных станций. Интересно, как бы он оценил повседнев­ ную молодёжную речь, кото­ рая засоряется кое-чем, мо­ жет, хуже даже «торфопро- дуктов», всякими «блин», «на фиг», «ё-моё», «типа». И это ещё самые безобидные... — Думаю, Солженицыну не хватило бы и его богатей­ шего словаря, чтобы сказать, что он на сей счет думает. Со­ временная молодежь воспиты­ вается в ущербной языковой среде. В ней уже нет места пословицам, поговор­ кам, фразеологизмам, зато полно инос­ транных словечек, труднопроизноси­ мых терминов и блатной «фени». И это насаждается не только улицей, но и СМИ, и прежде всего телевидением. Недавно показывали очередную переда­ чу из цикла «Криминальная Россия». Это серьезная публицистическая пере­ дача, а я смотрела и думала: что она даёт подросткам, молодежи? Речь шла о главаре одной из преступных группи­ ровок. И в подтексте, представьте себе, я уловила не столько осуждение, сколь­ ко почти восхищение этим «героем на­ шего времени». Дескать, да, это лич­ ность со знаком минус, но всё-таки лич­ ность, а не серая лошадка. Такая ро­ мантизация, в том числе и его манеры говорить, — это же пропаганда уголов­ ного сленга, и без того вытесняющего язык Пушкина, Шолохова, Пастернака, Шукшина. А многочисленные западные фильмы с ужасным переводом, который звучит как бездарный подстрочник с ан­ глийского? В последнее время всё чаще возни­ кает ощущение вторичности русского языка. Дети у нас с пяти лет начинают изучать иностранный, ^ е зная еще тол­ ком родного алфавита. Того и гляди, они и думать скоро начнут по-английски... Налицо парадокс: с одной стороны, и сам президент РФ, и его команда при­ знают, что уровень духовной культуры в нашей стране низок. Разрабатывают­ ся различные программы, направлен­ ные на улучшение культурно-языковой ситуации. Например, федеральная це­ левая программа «Русский язык», ко­ торая предусматривает переиздание словарей, энциклопедий, русской клас­ сики, изменение финансирования сель­ ских библиотек и так далее. Но воз и ныне там. На образование, культуру денег у нас, как всегда, не хватает. В то же время часы на изучение русского языка и литературы постоянно сокра­ щаются якобы из-за сильных перегру­ зок школьников. И все это на фоне за- силия иностранщины и криминального, уличного жаргона, которым даже поли­ тики не брезгуют. — А разве затруднения, которые ис­ пытывают ученики в математике или физике, их перегрузки, переутомление не объясняются частично и тем, что они плохо понимают, чувствуют родную речь, страдают косноязычием, не вла­ деют навыками чтения, пересказа, а значит — осмысления прочитанного? — В идеале каждый школьный урок должен быть уроком словесности. В том смысле, что на нем говорят на правиль­ ном русском языке. К этому призывали известные отечественные лингвисты, методисты, педагоги — Федор Ивано­ вич Буслаев, Измаил Иванович Срезнев­ ский, Константин Дмитриевич Ушинс­ кий. Даже термин такой придумали — «единый орфографический режим». «Родной язык, — писал Буслаев, — должен стать центром всего преподава­ ния во всей школе, но не в том смысле, чтобы на него назначалось значитель­ ное число особых уроков, а в том отно­ шении, чтобы всякий урок, и притом по всякому предмету, был в то же время уроком и упражнением в правильном употреблении родного языка. Язык этот должен быть воздухом, которым дышит и живет вся школа». То есть на любом уроке, будь то фи­ зика, химия или география, учитель обязан обращать внимание не только на знания по предмету, но и на речь уче­ ника, его грамотность. Но нашей школе пока до этого дале­ ко. Приходится признать: мы живём в косноязычном обществе. У нас нет куль­ та правильной речи. А свобода слова зачастую понимается как свобода выра­ жения, то есть допустимость сквернос­ ловия, вседозволенность при отсутствии культурно-речевой цензуры. Единствен­ ный, кто сегодня является барьером язы­ ковому беспределу, — учитель. Но од­ ному ему с этим не справиться. Защита родного языка , словесности должна стать культурной директивой всего об­ щества. Елена ТАРАВКОВА. ЭХО КОНГРЕССА НАШЗЕМЛЯК- НАТРИБУНЕСМОЛЬНОГО В течение четырех дней во Дворце Смольного института в Санкт-Петер­ бурге проходил Первый международ­ ный научный конгресс «Спорт и здо­ ровье». В многомесячной подготови­ тельной работе оргкомитета этого пред­ ставительного научного форума вмес­ те с российскими коллегами активное участие принимали ведущие зарубеж­ ные ученые в области спортивнойна- уки из Швеции, США, Испании, Гре­ ции, Финляндии и других стран. В своем приветствии участникам Конгресса председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов отметил, что организаторам удалось заинтересовать своей идеей коллективного обсуждения проблем всеобщего оздоровления на­ ций и обменом информацией о новей­ ших открытиях в этом благородном на­ учном направлении около тысячи ве­ дущих в своих странах профессиона- лов-исследователей спортивной науки. Он справедливо оценил тему Конгрес­ са как одну из главенствующих в со­ циальной политике нашей страны и все­ гда актуальную для любого государ­ ства. Среди ученых — гостей города на Неве — были распространены два тома научных статей, монографий и сообще­ ний, опубликованных в десятках стран в течение двух последних лет. В их числе и две научные работы заведую­ щего кафедрой физвоспитания Липец­ кого государственного технического университета, кандидата педагогичес­ ких наук Александра Перова. Одному из первых ему было предо­ ставлено и слово для доклада по двум тесно взаимосвязанным темам: «Про­ блемы организации физического воспи­ тания студенчества» и «Разработка, внедрение и применение в учебном про­ цессе комплекса социальных тренаже­ ров». Изложенные в выступлении наше­ го земляка-ученого сообщения были от­ мечены специальным жюри оргкомите­ та Конгресса Большой золотой медалью в одной из тематических номинаций. За­ метим, что соискателями всего пяти та­ ких почетных наград являлись более трехсот авторов. Вице-президент международного научного конгресса «Спорт и здоровье» академик Вадим Полежаев в официаль­ ной прессе заявил, что «доклад профес­ сора Перова оказался одним из самых содержательных, вызвал заслуженный интерес у слушателей и не случайно представитель липецкого университе­ та был вне конкуренции в своей номи­ нации...» Правда, с «присуждением» Алек­ сандру Прокофьевичу профессорского звания столичный академик несколько поспешил, но будем считать эту его ого­ ворку прогнозом на будущее в даль­ нейшей деятельности и научном твор­ честве доцента ЛГТУ Перова. Геннадий СОЛОВЬЕВ. ФУТБОЛ. ЧЕМПИОНАТ РОССИИ УДАЧНАЯ«РЕПЕТИЦИЯ»ВМАХАЧКАЛЕ Перед поездкой в Краснодар на предстоящий в пятницу принципиаль­ ный матч с местной «Кубанью», кото­ рая во вторник, разгромив воронеж­ ский «Факел» со счетом 4:0, стала ли­ дером турнира в первом дивизионе, липецкий «Металлург» заехал в Ма­ хачкалу, где провел «генеральную ре­ петицию» с лучшей дагестанской ко­ мандой «Анжи». Встреча прошла до­ вольно миролюбиво и завершилась без- голевой ничьей — 0:0. Для липчан та­ кой результат в игре с клубом, претен­ дующим на высокое место в чемпиона­ те, можно считать вполне приличным и обнадеживающим перед матчем с вероятным триумфатором первенства этого года. Ни одного мяча не было забито и в поединках «Волгарь» (Астрахань) — «Газовик» (Ижевск) и «Сокол» (Сара­ тов) — «Нефтехимик» (Нижнекамск). Еще одна ничья зафиксирована на ста­ дионе нальчикского «Спартака», при­ нимавшего «Металлург-Кузбасс» из Новокузнецка — 1:1. Сенсацией же тура явилось пораже­ ние на своем поле «Терека» от томс­ кой команды — 0:1. Этот неприятный для чеченских футболистов исход игры и помог «Кубани» возглавить турнир­ ную таблицу с преимуществом в одно очко. А пермский «Амкар», победив­ ший у себя дома «Кристалл» из Смо­ ленска (2:0), делит теперь с «Томью» третье место. Из группы команд авангарда под­ твердили свою репутацию динамовцы Санкт-Петербурга, уверенно переиг­ равшие гостивших у них армейцев дальневосточного Хабаровска (3:1), но вот калининградская «Балтика», напро­ тив, совершила неудачный вояж в столь же далекое Забайкалье, где уступила в Чите традиционно негостеприимному «Локомотиву» — 1:2. Не удалось воспользоваться пре­ имуществами психологического факто­ ра «родных стен» и командам-аутсай- дерам: «Урал» в Екатеринбурге проиг­ рал ФК «Химки», а занимающая пос­ леднее месте тольяттинская «Лада» хоть и в упорной борьбе, но не устоя- ла-таки перед везучей на финише се­ зона саранской «Лисмой» — 1:2. Фут­ болистам столицы Мордовии эти важ­ ные три очка позволили вырваться из квинтета клубов, обреченных на пере­ ход во вторую лигу. Зато наши соседи из «Факела», увы, угодили в эту бес­ перспективную пятерку самых слабых команд. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Н А Й ДИ М ЕНЯ , МАМА! С а ш а П . Самое сильное впечатление Щ в своей жизни шестилетний Саша получил от посещения цирка. И ждет не дождется новой встречи с леопардом и обезьянкой ' в юбочке... На вопрос, чем он любит зани- I маться, не задумываясь , ответил: «Помо­ гать взрослым». Мальчик очень хозяйствен­ ный, трудолюбивый. Всем играм предпо ­ читает кубики, из которых строит дом а и гаражи. У Саши темные волосы и карие глаза. И еще у него добро е сердц е —лег- I I ко делится всем , что у него есть, даже :мечтой. I I Л ю д м и л а М . Девочке 4 года, и она еще не слишком разговорчивая. Но разве можно долго оставаться молчуньей, когда вокруг тебя 1 0 мальчишек, а ты единствен- II ная девочка в группе? Отзывчивая, ласко­ вая, улыбчивая, Люда стала всеобщей лю- I! бимицей, и общение с детьми и взрослы- ::! ми благотворно влияет на ее речь. УЛюд- 11 милы загадочные серые глаза и пушистые светлые волосы. К р и с т и н а Б . У Кристины темные во- I I лосы и особенные, цвета темного крыжов- I I ника глаза. Это спокойная и рассудитель- ' Г: ная девочка . Для своих четырех л ет она : | большая умница, ум еет настоять на с во ­ ем, доброжелательная и веселая. У воспи- -'Л тателеи возникает немало поводов, что- бы похвалить Кристину, хотя она очень ему- |!| | | | щается при этом. Остается надеяться, что ' и в дальнейш ей жизни девочка будет | |в с т р е ч а т ь с я с добрым отношением к себе . § 8 Д и щ ' .У ш ш ж т н н т мтшжш - Ш ШШШШШ* . йй ! | II ш щ IщI 11 8 Р и т а П . З а серьезные зеленые глаза, | | сдержанную улыбку и спокойствие воспи- Ш татели называют Риту «железной леди». У девочки очень волевой характер, хотя ей I только 4 года. Рита очень любознатель- §1 Щ ная. В общении сначала не очень откры- I I тая, но постепенно становится разговор - | | чивой и доверчивой . Как и все девочки, любит играть в куклы. I I ш ш Ш ш А л е ш а С . У шестилетнего Алеши пе ­ пельные волосы и зеленые глаза. Мальчик веселый , подвижный, сообразительный , обл адает хорошей памятью. На утренни ­ ках он незаменим — зн ает много стихов и прекрасно их читает. А ещ е он обожает возиться с «конструктором», так что, во з ­ можно, изобретательный Алеша станет архитектором — все задатки для этого в нем есть. Остальное зависит от того, как : сложится его судьба. Геннадий СОЛОВЬЕВ. Т е к с т и ф о т о А н а с т а с и и М Е Н Ь Ш И К О В О Й .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz