Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

4 о к т я б р я 2 0 0 3 (М!| 1 9 6 (2 2 0 7 4 ) Ш И П Е Ц К А Я • ' Я г а з е т а I П РОФСОЮ ЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ - УКРЕПЛЯТЬ 18 и 19 сентября в Мос­ кве прошло совещ ание руководителей членских о р г ан и з ац и й ФНПР по вопросу «О дальнейшем укреплении профсоюзно­ го единства, повышения эффективности деятельно­ сти п р оф сою зо в и их структур». На нем р ас ­ сматривались предложе­ ния т е р р и т о р и а л ь ны х объединений организаций проф сою зов . В р а б о т е форума принял участие председатель Федерации профсоюзов Липецкой об­ ласти Анатолий ЖИДКИХ. Д ля у си л ен и я (укр уп н е ­ ния) общ ероссий ских , м еж ­ региональны х проф сою зов вносились п р ед л ож ен и я по реорганизации малочислен ­ ны х , слабы х общ ер о ссий с ­ к и х , м е ж р е г и о н а л ь н ы х п р оф с ою з о в , п р о в е д е н и ю съ ездов проф сою зов по воп ­ росам о бъ еди н ен и я . Н еоб ­ ходим о было определить ос ­ новные критерии ц ел есооб ­ р а зн о ст и ф у н к ц и о н и р о в а ­ ния (со здания , сохран ени я ) территориальной ор гани за ­ ции проф сою зов . Ра ссм отр ены варианты р е о р г а н и з а ц и и : с о з д а н и е совета пр ед с ед а т ел ей п ер ­ вичны х проф сою зны х орга­ н и з а ц и й , со зд а н и е м еж р е ­ ги о н а л ь ны х о р г а н и з а ц и й п р о ф с о ю з а , н а з н а ч е н и е представителя проф сою за в р е ги он е , с о зд ан и е в р е ги о ­ н а х м еж о тр а сл евы х проф ­ сою зны х правовы х и н сп ек ­ ц и й т р у д а , ю р и д и ч е с к и х к он сул ь тац и й , социально - эк он ом и ч е ск и х отд елов . В у с т а в ы ч л е н с к и х о р г а н и з а ц и й п р е д л о ж е н о вн ести п о л ож ен и я об о с у ­ щ е с т в л е н и и с о в м е с т н о г о к о н т р о л я п р о ф с о ю з о в и т ер р и тор и ал ьны х о б ъ е д и ­ нений органи заций профсо ­ ю зов за работой терри тори ­ альны х ор ган и зац и й проф ­ с ою з о в и о ц е н к е и х д е я ­ т ельности по зак лю ч ен ию колл ек тивны х договоров и с о г л аш е н и й , п р о в е д е н ию коллективны х д ей ствий , об обя зательном согласовании п рин им а емы х р еш ени й по ор гани зац и он ны м , ф и н ан ­ совым и кадровым вопро ­ сам . Говорилось и о н ео б ­ х о д им о с т и о бм ен а и нф ор ­ м ацией м еж д у центральны ­ м и к ом и т ет ам и п р оф сою ­ зов и т ер р и т о р и а л ь ны м и о б ъ е д и н е н и я м и о р г а н и з а ­ ций проф сою зов о п р и н и ­ м аемы х р еш ен и я х и норм а ­ тивны х д о к ум ен т а х . Особое вн им ани е было у д ел ен о укрепл ению и спол ­ н и т ел ь ск о й д и с ц и п л и н ы , это — ра ссм о тр ен и е к а ж ­ до го сл уч ая н евы п олн ения совм естн о при н я ты х р еш е ­ н и й , п рим ен ен и е к ор ган и ­ за ц и ям и и х р у к о в о д и т е ­ л ям , н е вы п олняющ им у с ­ тавны е требования и р еш е ­ н и я к о л л е ги а л ь ны х о р г а ­ нов , соо т в ет ств ующ и х м ер в о зд ей ств и я , вплоть до о с ­ в о б ож д ен и я р ук ов о ди тел я от заним а ем ой д о лж н о с т и . Финансовое укр епл ени е пр оф сою зны х стр ук тур ви ­ ди т ся в п р ов ед ени и п р оф ­ сою зам и ан ал и за ц ел е со о б ­ р а з н о с т и с о х р а н е н и я з а п ервичными проф сою зны ­ м и о р г а н и з а ц и я м и п р а в ю ри ди ч еск о го л и ц а , в и с ­ п ол ь зовани и в о зм ож н о ст и п ер ех о д а территори альны х ор ган и зац и й пр оф сою зов и и х о б ъ е д и н ен и й на у п р о ­ щ енн ую си ст ем у н ал о го о б ­ л ож е н и я . Н ео б х о дим о вы ­ работать м ехани зм суд ебн о ­ го в зы ск а н и я т е р р и т о р и ­ альной ор гани заци ей проф ­ с ою з а ч л е н с к и х в з н о с о в , за д е рж и в а ем ы х р а б о т о д а ­ т ел ем . При соверш енствовании работы с к адрам и ц ел е с о ­ обра зн о ра зработать м е х а ­ н и зм с м е н я ем о с т и , р о т а ­ ции , досрочного о свобож д е ­ н и я , вв ед ения во зр а стны х ограничений для рук ов оди ­ т ел ей п р оф сою зны х ор г а ­ нов , вн едрить си ст ем у с о ­ циальной защ и ты п р оф со ­ ю зны х кадров и ак тива . Н а ф орум е было п р и н я ­ то р еш ен и е со зв а ть Г ен е ­ ральный совет ФНПР 2 8 ок ­ тября . На н ем , в о зм ож н о , будет реш аться вопрос о с о ­ зыве вн еочередного съ е зд а ФНПР для принятия совме ­ стны х р еш ений по ор гани ­ заци онно -ф инан совом у у к ­ р е п л е н и ю п р о ф с о ю з н о г о I Р о ссии . д в иж ен и я в По материалам совещания. Центральный >ф сою за раб» к ом и т е т п р о с б о т н и к о в з д р а в о о х р а н е н и я с е р ­ д е чн о по зд ра вл яе т Ге ор ­ г и я А л е к с а н д р о в и ч а ЛО Ш А КО В А с в ы с о к и м з в а н и е м « З а с л у ж е н ны й р а б о т н и к зд р а в о о х р а н е ­ ния Р о с с и й с ко й Ф е д е р а ­ ции» и ж е л а е т зд о ро вья , с ч а с т ь я , д а л ь н е й ш и х т в о р ч е с к и х у с п е х о в по защ ите соци а л ьн о -тр удо ­ вых прав р а б о тн и ко в о т ­ ра сли . «Мы» присоед иня ем ся к по здра влениям в адре с Геор гия А ле ксандровича . К 50-ЛЕТИЮ ПРОФСОЮЗОВ ОБЛАСТИ С Ч А С Т Л И В О Г О «Мы» продолжаем знакомить читателей с областными организациями отраслевых профсо­ юзов. Сегодняшний наш рассказ — о Липецкой территориальной организации общероссийско­ го профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. _ В ЧИСЛЕ ЛУЧШИХ ПЕТУХОВА Вера М ихайловна — председатель первичной профсоюзной организации МУП ПАТП-1. МАРКОВИН Анатолий М ихайлович — председатель первичной профсоюзной организации МУП «Ав токолонна 1415». ЦЕЛЫХ Ольга Ивановна —председатель первичной профсоюзной организации МП «Автоколонна 1499» ПЯТЫХ Николай Михайлович —председатель первичной профсоюзной организации Чаплыгинского АТП ПАШЕНЦЕВ Николай Иванович —председатель первичной профсоюзной организации «Автоколонна 1495» Н Е М Н О Г О И С Т О Р И И т е л ь с т а и в х о а д еи и я д о р ож ны х о р г а - н и зам ^й в проф сою з рабочих автомо^ й я я в а я я к я г том об ил ьн о го тра нсп ор та и ш о ссеи л ем о б л а стн < ^ о р ган и з С" И с Т 9 7 Б0 ° п Ж И г о Д ы - Н и к о л а й п р е д с е д а т е л ем 1& Иази" С Е ^ Ь - п р о ^ о ю з н у ю организацию°возглави^ Л ГА ЗИ Н . ЭХ, ДОРО ГИ , ТРАНСПОРТ, ТРЕВОГИ... Мой собеседник —председатель Ли­ пецкой территориальной организации общероссийского проф ессионального с ою з а р а б о т н и к о в а в т ом о б и л ь н о г о транспорта и дорожного хозяйства Ни­ колай ГАЗИН. — Николай М ихайлович , что вас тре во ­ ж и т больш е все го? — На протяжении последних пяти лет мы отчаянно боремся, я бы даже сказал воюем, за дорожную отрасль и за транспортников. Что та­ кое дороги? По сути — это артерии страны. А в последние годы практически уничтожен дорож­ ный фонд, ранее очень исправно наполняемый. Из собираемых в 1998 году 1 миллиарда 200 миллионов рублей (по тем ценам) только около 300 миллионов доставалось непосредственно дорожникам. Сумма складывалась из отчисле­ ний предприятий в дорожный фонд. С каждым годом процент отчислений уменьшался, а сей ­ час и вовсе введен новый налог—на транспорт, акцизы на ГСМ. Нередко дорожный фонд ис­ пользовался не по целевому назначению. Строительство новых дорог практически не ведется, так как для этого просто нет достаточно средств. Правда, прокладывается сейчас новей­ шая федеральная трасса Москва — Воронеж, но наши организации не участвуют в основных ра­ ботах. Тем не менее мостовые сооружения будут строить наши областные специализированные предприятия «Автомост» и «Мостоотряд 126». — Что ж е о стается районным о р га н и за ­ циям? — Почистить, подлатать дорожное полотно, где-то поставить знак и так далее. Районные дорожные организации сейчас ведь сильно со ­ кращены, да и техника катастрофически уста­ ревает, а новая —очень дорогостоящая, приоб­ рести ее чрезвычайно сложно. — В США , к п р им е р у , и с клю ч и те л ьн ое со с то яние д о р о г , убедился в э том лично . Но м но ги е и з них — платные . М ож ет , нам п е р е ­ нять зам о р с к и й опыт? — Хорошая дорога в России из-за климати­ ческих условий обойдется раз в десять дороже, чем в Америке. Но, справедливости ради, надо сказать, что качеству сейчас уделяется особое внимание, по крайней мере в области. И все рав­ но, начет платных дорог пока говорить рановато. — Перейдем к тем е , которая ин тере суе т в се х наш их чи та тел ей . К а к с кл а ды в аю тся дела с общ ественным тра нспор том ? — В России 64 категории пассажиров имеют право льготного проезда. По сути, министерства и ведомства, учредившие эти льготы, обязаны компенсировать затраты на проезд. Но на деле этого не происходит. В районных бюджетах средств не хватает, значит, все затраты ложатся тяжким бременем на предприятия пассажирско­ го автотранспорта. Приведу такой пример. Когда приходится бы­ вать в районах области, нередко наблюдаю такую картину: перед руководителем лежит карта райо­ на, на которой указаны названия населенных пун­ ктов, куда осуществляются пассажирские пере­ возки, где проанализированы все возможные по­ ездки жителей, обозначено количество пенсионе­ ров, детей, сколько в день необходимо делать рейсов и какой будет их рентабельность. Так вот, она составляет от 20 до 45 процентов. Представь­ те, какие убытки несет предприятие: объем-то работ не снижается. Чтобы как-то выкарабкаться из этой ситуации, приходится заработную плату водителей, слесарей и других работников держать на самом минимальном уровне. Ежеквартально проводятся совещания по ито­ гам работы транспорта Липецкой области. Там озвучиваются такие цифры: 2500, 2700, 3000 руб­ лей — вот заработная плата в районах. А повы­ сить нет возможности — существуют пределы доходов, да и затраты на содержание транспор­ та непомерно велики. В городе Липецке ситуа­ ция получше, администрация уделяет внимание муниципальному пассажирскому транспорту, од ­ нако приобретение в этом году 15 троллейбусов и 20 автобусов проблему в целом не решают. Да и введение платы за проезд тоже. Износ транс­ порта очень существенен. — Ну а частный транспорт? — Понимаете, система, заведенная с совет­ ских времен, у нас еще сохраняется. На каждый автомобиль имеется паспорт, в котором указы- ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ 0 ЧЕМТРЕВОЖИТСЯ ПРОФ ЛИДЕР Профсоюзная организация МУП «Ав­ токолонна 1415» по нынешним м еркам многочисленная , в е е р яд ах —тысяча с лишним человек , большинство коллек ­ тива. В профком е 3,5 штатных едини ­ цы —председатель , зам . председателя проф ком а , он ж е отвечает з а физкуль ­ турно-спортивную работу , бухгалтер и т р е н е р -п р е п о д а в а т е л ь н а полставки (предприятие имеет собственный спорт­ комплекс). Почти десять лет руководит профсоюзной органи зацией Анатолий МАРКОВИН, который вообщ е-то в а в ­ токолонне уж е более трех десятков лет, рабо тал здесь и м ех аником ОТК, и н а ­ чальником отряда , и главным инж ене ­ ром , и секр етар ем парторгани зации , или, к а к он сам выраж ается , «прошел все табуретки». А следовательно , жизнь коллектива знает изнутри. — Анатолий Михайлович, такой бога­ тый послужной список помогает вам в ра­ боте? — Ещ е как! Зн аю лю д ей , прои звод ство . В т еч ен и е дн я ко мне в кабин ет д е ся тк и лю д ей заб егаю т , вопросов — тьма , от вы ­ д ел ен и я уч а стк а п од к ар т ош к у д о р а зр е ­ ш ен и я к онф лик тн ой си т у ац и и . — Судя по количеству членов профсо­ юзной организации, вы финансово неза­ висимы от администрации. А значит, ло­ гично, воюете с начальством так, что лбы трещат? — Н у это у ж вы чересчур . У нас что , за ­ дача такая — воевать с руководством? Я мог бы сейчас поддакнуть — да , д ер ем ся , бьем ­ ся . Но к чем у попули змом заниматься? Вы в чем -то правы , ф и н ан сов о пр оф ор ­ г а н и з а ц и я о т н о с и т е л ь н о н е з а в и с и м а я . Й еньги на сч ету пр ак ти ч еск и в сегда есть . ом о га ть св оим р а б о т н и к ам м о ж е м , д а плю с ко в сем у с ейч а с ор гани зов али Ф онд в заим о п ом ощ и , отр абаты в а ем п р а к т и к у , пробу ем выдавать н уж д аю щ и м ся б е сп р о ­ центны е ссу ды . Н е все ещ е гладк о п ол уч а ­ ет ся , но мы стар а ем ся . Ч то ж е к а са ет ся а д м и н и с т р а ц и и . . . У п р оф сою за с н ей к он стр ук ти вн о е , д елово е с о т р у д н и ч е с т в о , н е б е з « о стры х у г л о в » , к он ечно . Бывает так: мы д и р ек ц и и — свое , они нам — свое . К ак п рий ти к согласию ? Очень просто — пусть с к аж е т сво е слово с у д . Это не значит , что мы и з суд ебны х про ­ ц ессов не вы л езаем . Н о пр ец ед ен ты сл у ч а ­ ю т ся . Вы у ди в и т е сь , но обиды при этом д р у г на д р у га ни о дн а стор он а н е за т аи в а ­ ет , о тн ош ения н е п ор тя т ся . Мы назы ваем это нормальным рабочим п р оц ессом . Д авн о ещ е , к о гд а п о д о бн ая п р ак ти к а только начиналась , профком проиграл п ер ­ вые два суд ебны х проц есса . Н адо при знать , слабо ещ е были подкованы по некоторым н аправл ениям ю р и сп р у д енци и . А потом мы исправились , наработали опыт и больше уж е не проигры вали , если законодательство ока ­ зы в ало сь на н аш ей ст ор он е . П о больш ей ч а ст и , к он еч н о , мы стар а ем ся р а зр еш ать спорны е вопросы на м ест е , н е доводя и х до су д а . Есть зак оны , мы и х у в аж а ем , на н и х и о р и ен ти р у ем ся . — Законодательство, власть предержа­ щие, государство... Они теоретически все­ гда вроде бы на стороне рядового тружени­ ка, хотят как лучше, а получается... Мест­ ным начальникам всяческая государствен­ ная неразбериха-путаница ох как на руку! — Вы н уж д ен вас огорчить в ваш и х р а с ­ с уж д е н и я х — к нам это н е отн о си т ся . Я н е в о схв ал яю , н е п р ев о зн ош у руководство ав ­ ток олонны , а даю ровную оц ен к у наш его со тр у дн и ч еств а , делово го партнерства . А д ­ мини страция согласно колдоговору п ер ечи с ­ л я ет пр оф ор гани заци и средства в ра зм ер е 0 ,2 п р оц ен та от ф он д а оплаты труда на п р о ­ в ед ен и е к у л ь тур н о -м а с совы х , спор тивны х м ер оп ри я тий , то есть пом огает ф инан сово . И ли вот ещ е: зн а е т е ведь , что натворили в в ер х а х , к о гд а ф ормировали бю дж ет Ф онда соци альн о го стр ахования ? Правильно , п р е ­ кратили ф ин ан сир ов ани е сан аторн о -к ур ор ­ тного л еч ени я работающ их ! А у нас — во ­ ди т ел и автобусов , со своим и проф забол ева ­ ни ям и . Д а иным и з н и х просто н ео б х о дим о (!) х о т я бы р а з в два года поправить зд о р о ­ вье в сан а т ории . Совместно (подч еркиваю ) пр оф к ом с д и р е к ц и е й «потели» н ад этой пробл ем ой . Теперь наш им руководством вы­ д ел ен о сто ты сяч рубл ей на сан а т орн о -к у ­ рор тное л еч ен и е , в соответствии с р е зул ь та ­ тами м еди ц и н ск о го проф осм отра , пока са- мым -самым н уж д аю щ и м ся . На сегодняш н ий день «ломаем копья» по другой пробл ем е — зарплата . В среднем она у водителя городского автобуса , если х о р о ­ ш о поработает , н е превыш ая установленный закон ом бю дж ет рабочего врем ени , — п ри ­ мерно четыре ты сячи рубл ей , а объективно д о лж н а быть в два ра за как минимум выше. — Но теперь же введен платный про­ езд — повышайте зарплату. — Платный проезд? Не могу утверж дать , что он нам нич его н е д а ет . «Ж ивы е д еньги» в к а с су еж е д н ев н о п о ступаю т в основном на запчасти и оборудовани е , на самые н ео тл ож ­ ны е н уж ды , в том чи сл е и социально го х а ­ рактера . Но ведь и на сод ерж ани е штата кон ­ дук торов и прочи е мом енты , свя занны е с вв ед ени ем платн о го п р о е зд а , много средств у х о д и т . — Какие еще проблемы тревожат и вас, и коллектив? — В о зм ож н а я л икв и д ация автоколонны! Н ек то «п ол ож и л глаз» на н аш у территорию — центр гор о д а , по с у т и , готовы е к ом м ун и ­ к ац и и , вот бы зд е сь ж и л о й сектор в о зв е с ­ ти . Сколько м н о г о эт аж ек м ож н о построить ваются все ремонты, состояние техники, на каж­ дое колесо, к примеру, есть карточка. Контроль очень жесткий и постоянный. Существовали и существуют целые отделы безопасности движе­ ния. Транспортной документации уделялось и уделяется очень много внимания. Водители на пассажирском транспорте работают специаль­ но обученные, квалифицированные, преданные своему делу. Есть ли это все на частном транс­ порте? Глубоко сомневаюсь. По моему мнению, если не будет мощного инвестирования отрасли, транспортникам при­ дется очень нелегко. — Но главным инвестором зде сь , ка к мне каж е тся , д олж но бы ть го с уд ар с тв о . —Несомненно. Существует программа под­ держки общественного транспорта на государ­ ственном уровне. И профсоюзы требуют, чтобы она заработала. — Николай М ихайлович , с е годня тр а н с ­ п ор тни ки при положенны х 180 ча сах о тра ­ батываю т в м е сяц 240 и больше . Я знаю , что в э том вопросе власти соб ираю тся на ­ вести поряд о к . Не с каж е т ся ли э то на з а р ­ плате рабочих? — Контролирующими органами и профсою­ зом предложено перейти на нормальный режим рабочего времени, по которому водители не бу­ дут перерабатывать количество нормативных часов, без снижения уровня заработной платы. С этим положением согласен и заместитель гла­ вы администрации Липецка Сергей Чаукин. Но проблема заключается еще и в том (и я буду на этом настаивать при заключении трех­ стороннего соглашения), чтобы базовый тариф­ ный фонд составлял хотя бы 55-60 процентов от общей заработной платы (сейчас 40-45 процен­ тов). Не дай Бог, кто-нибудь додумается не вклю­ чать надбавки и премии при начислении пенсии. Ведь было время, когда сверхурочные не входи­ ли в расчет начисления пенсии. Где гарантии, что в ближайшее время опять не введут какие-ни­ будь ограничения, ущемляющие рабочего чело­ века. Конечно, профсоюзы будут контролировать ситуацию, но тем не менее... Инаипервейшей задачей профсоюзных орга­ низаций остается заключение и исполнение кол­ лективных договоров. В этом плане ситуация на предприятиях нашей отрасли в области, можно сказать, стабильная. Беседовал А ле ксей КОЛ БАСКО. Ф о т о Николая ЧЕРКАСОВА. с м еньш ими затратами , чем , ск аж ем , на ок ­ р аи н а х Л и п ец к а . Мы н еодн ок р атн о вы ска ­ зы вали свою о забоч енн о сть , тр евогу город ­ ским вла стям . П ок а вроде бы все п р и у т и х ­ л о , но сколь надолго? «Л акомы е кусочк и » т ерритории города многим «деловым голо ­ вам» сп ок ой н о спать не даю т . — Вам жалко, что ли: автоколонной больше, автоколонной меньше? — Вот вы ш у ти те , а я , зн а е т е , к ак -то в а р хи в а х пок оп ал ся и вы яснил — л ип ецк ая автоконтора как филиал ворон еж ск ой орга ­ н и з ац и и «А вто гуж тр ест» со зд ан а была аж в 1 9 3 9 г о д у , ра зм ещ ал а сь на у л и ц е Салты ­ к ов а -Щ едри н а . Зат ем и з н ее вы д еляли сь д р у ги е автоструктуры . Н аш е п р едп р и я ти е на с е го дн яш н ей территории с 1 9 5 9 года . Сколько сил и средств было п о л ож ен о дл я блага н арода . И чтобы теперь к ом у -то все вот так отдать запро сто — пусть «деньги д ел аю т » , ж и зн ью халявной н а слаж даю тся? Н ет , пусть они л учш е и х , д ен ь ги -то , за р а ­ баты вают , а н е «д елаю т» . — Анатолий Михайлович, вы прямо- таки какой-то радикального направления профлидер. — Р адик ал ьны м и я бы на звал лид еров п р оф сою за «С оцпроф » . У н и х , при зн аю сь ч естн о , есть ч ем у п оучи ть ся . У нас в авто ­ к ол онн е в свое время паралл ельно с тр а ди ­ ци онным дей ствовал и этот пр оф сою з . Но и х уп ер т о сть , н еж ел ан и е вести к он стр ук ­ ти вны й д и а л о г с р а б о т о д а т ел ем , и ск а т ь к ом п р ом и ссны е , в заим опри ем л емы е р еш е ­ ния — яркое свидетельство заан гаж ирован - н о сти . В к он ечном итоге и х д ея тел ьн о сть , я бы ск а за л , была направл ена не н а п ол ь зу п р едп р и я тию . — И в заключение. Главная задача на сегодня для вас, таким образом... — З ащ и т а прав чл енов н аш ей проф со ­ ю зн ой ор ган и зац и и . Н у а у ж как с этим спр ав ля ет ся пр ед седат ель проф к ом а Мар- ковин — об этом суди ть сам им лю д ям , р а ­ ботникам автоколонны . Александр ХАУСТОВ. Н а сним ке : председатель профкома МУП «Автоколонна 1415» Анатолий М ар ­ к о ви ч Фото Николая ЧЕРКАСОВА. А Т А К А НАТОЩИЙКОШЕЛЕК 4 7 ) прош лом го д у наш е правитель - ство о счастливило в сех автовла- д е л ь ц е в , о т м е н и в н а л о г н а п о л ь зо в а т ел ей ав т о д о р о г . Н ап ом ню , что составлял он 5 0 коп еек за 1 л ош а ­ ди н ую си л у дви га т ел я . Но тут ж е ч и ­ новники нам др у гой подарок сделали : ввели транспортны й н алог , но у ж е в десять (!) раз больш е — 5 рубл ей . Прав ­ д а , было ск а зан о , что , мол , налог м е с ­ тны й , п о т ом у м естны е власти могут и ум ен ьш и т ь с т а в к у . Н о , с к а ж и т е на м ило сть , к ак и е р ук ов оди тели пойдут на ум еньш ени е? Х ор ош о п ом ню , как ср а зу ж е п о с ­ л е у т в ерж д ен и я областными властями ставки нало га на Л ип ецк ом т ел ев и д е ­ нии появилась налоговый ин сп ектор и во зм ущ енн о промолвила : «Н у , и чем недовольны ? Р а з у ж есть м аш ин а , раз д ень ги на б ен зин н а х о ди т е , так нич его страш ного н ет . П ару ра з не съ е зд и т е , а н алог заплатите!» К у д а , в общ ем , д е ­ н етесь? К ак ш утят ам ериканцы , уп л а ­ та налогов — так ая ж е н еи зб еж н о ст ь , как см ер ть . Вот это -то (н еи зб еж н о сть ) мы как ра з у н и х п ер ен я л и , а что до всего о ст а л ь н о г о . . . Л а дн о , ш ут с ним и , ам ерик анц ам и , у нас ведь соб ств енная гордость и о со ­ бая стать . Мы х о тим от еч еств енного п р ои зводи т ел я п о д д ерж и в а ть , прич ем опять за сч ет кош ельков н аш и х ж е с о ­ о т еч е ств ен н и к о в . В от п о т ом у пр ав и ­ тельство у ж е который год раду ет нас повыш ени ем т ам ож ен ны х пош лин на п о д ерж ан ны е ин ом арк и . Д еск а т ь , не в о зж е л аю т л ю д и пл а ти ть д о р о г о за «П еж о » и ли «Т ой оту» , а потом у к упя т «В А З » . А В А З , опя ть -таки , налоги з а ­ пл атит , и всем буд ет счастье . Н о п ол у ­ ч а ет ся в се , как у н е забвенного пр ем ь е ­ ра Ч ерн омы р дин а , «как в сегд а» . Толь ­ ко пош лины в очередной ра з п одним ут ­ ся , как н аш и заводы тут ж е о тп у ск ­ ные ц ены за ди р аю т . Но вот ведь б еда какая : н е х о т я т лю ди на м еталлолом е россий ск ом езди ть , им хорош ую м аш и ­ н у п одав ай . П усть н е новую , к ал еч ен ­ ную сл егк а , но все ж е м аш ин у , а не повод к аж д ую н ед елю е зди т ь в авто ­ серви с (ещ е х о р ош о , если е зди т ь , а не на бук сир е тащ ить ) , д а ещ е и там д ен ь ­ ги отстегивать . Вот и лом ает теперь го ­ лову правительство : а не запр етить ли вообщ е ввоз ином арок ? Тем паче , что у ж больно активн о о том просят стол ­ пы н аш ей , с п о зв ол ения ска зать , авто ­ п р о м ы ш л е н н о с т и . Н у п р я м о к а к в ан екдоте : «А вы и х ду стом н е пробова ­ ли?» М ож н о ск а за ть , что у ж е пробую т . Оч ередной подарок дл я м н о гом илли ­ онной арм ии автовладельцев подосп ел в ию л е сего года: странный зверь с н е ­ п о н я т н о й и ж у т к о й а б б р е в и а т у р о й ОСАГО. Х о тя е сл и расш ифровать , ст а ­ новится п оня тн о , что речь и д ет об о б я ­ зательном стр а х ов ан ии отв етств еннос ­ ти владельцев тран сп ор тны х средств . Вот это , на мой в з гл я д , почищ е ду ста бу д ет . 4 Н е ск р ою , у м ен я м аш и н а ест ь . И н ом арка , д еся ти л етк а . Н е сам ая к р у ­ тая , но и не совсем у ж п л о х он ьк ая . И м еня зверь этот , ОСАГО, в стр евож и л не на ш у тк у . ^ У ^ а ч а л о с ь с т о го , что я н е смог пройти т ех о см о тр , который по Ш срокам у м еня акк урат в ию л е д о лж ен был быть. Н е д а л и мн е зав ет ­ ного талон чика б е з страхово го п оли са . Н а мой вполн е логичны й вопрос «При чем зд есь стр а х ов ани е , если м аш ин а в полном поря дк е и м ож ет езди ть по р у с ­ ским дорогам? » автоин сп ектор п о сов е ­ товал обрати ть ся в Г о суд ар ств енн ую Д ум у и ли к п р е зи д ен ту . Т у д а я , к он еч ­ н о , обращ аться н е ст ал , но с п л ощ ад ­ ки т ехо см отр а приш лось у е х а т ь ни с ч ем . Вот тогда -то я и направил стопы (пардон , к ол еса ) в о дн у и з л и п ец к и х стр аховы х к ом п ан и й . В стр етили м еня там как р одного . Правда , ко гда у зн а л и , что д ен е г я им п ок а не п ри в е з , а за е х а л лиш ь п о б е с е ­ довать , р а д уш и я п оубавило сь , н о , тем н е м ен ее , со тр у дн и к и постарали сь от ­ ветить на м ои вопросы . Сразу с к аж у , что я , со гла сн о став ­ к е , утв ерж д енн ой правительством и по ­ м н ож енн ой на все коэфф ици ен ты , д о л ­ ж е н отдать почти три ты сячи рубл ей . Это при м о ей зарпл ат е в ч еты ре . Но что я то гда куш ать б у д у ц елы й м есяц? На это мн е ник то нич его н е см ог ск а ­ зать , лиш ь сочув ств енно п ож а л и п л е ­ ч ам и . Но л адн о — я . У м оего отц а — старенький «М осквич» . Так за него он д о лж ен заплатить дв е «ш т ук и » , тогда как п ен сия у него всего полторы . И как справиться с такой арифм етикой? В к ом п ании мне п о д арили кр а соч ­ ный бук л етик с правилам и этого сам о ­ го ОСАГО. П очитал я его на д о су г е , и совсем у ж мне гру стн о стало . Н е б у д у п ереска зы вать его весь , но кое-что д о ­ стойно к омм ен тария . О к а зы в а ет ся , н е с т р а х у е т с я ри ск гр аж д ан ск ой ответств енности владель ­ ц ев т р а н сп о р т ны х с р е д с т в , к о торы е н а х о д я т ся в р а сп о р яж ен и и В о о р уж ен ­ ны х Сил (им ею тся в в и д у т анки , БТР и прочая подобн ая т е хн и к а ) . То есть если на вас на доро г е н а ех ал БТР (а такое в н аш ей стран е вп олн е в о зм ож ­ н о , со гла си тесь ) , то вы нич его н е по ­ л уч и т е , а б у д ет е до п о син ен и я су ди т ь ­ ся с М инобороны . К слову ск а за ть , гр аж д ан ск а я от ­ ветственность п еш ех о д ов т ож е ведь не ст р а х у е т ся . Так что е сл и вдр у г п р о ­ и зой д ет ДТП , в котором виноват п е ­ ш е х о д , то вы т ож е нич его не получите н а р ем о н т п о в р е ж д е н н о й м аш и ны . К ом п ани я , в которой я бы л , мн е п р ед ­ л ож и л а на так ой случай оформить ещ е один страховой п ол и с , добровольны й . М аксимальная с ум м а , которую п о ­ лучи т п отерп евш и й в Д ТП , сто ш есть ­ д еся т ты сяч ру бл ей . Н е так давно один мой товарищ попал в н епри ятн ую и с ­ торию : ем у под к ол еса к ин ула сь ста ­ р уш к а . С таренькая он а , н е зам етил а м аш ины , д а ещ е д ор о гу н е по прави ­ лам п ер ех о ди л а . Х о р ош о , что товарищ не первый год за р у л ем , п отом у сум ел уй ти от лобового у д ар а , и б а буш к а п а ­ рой л е гк и х синяк ов отделалась . И , тем н е м ен ее , в су д он а прин есла счет за л еч ени е аж на д еся ть ты сяч . Что тогда говорить о бол ее с ер ь е зны х травмах? П о стати стик е , к аж ды й пяты й по стра ­ давш и й п еш е х о д стан ови т ся инв али ­ д ом , а у с л у г и п р о т е зи с т а по самым скромным подсч етам о бой д ут ся н е м е ­ н ее чем в три ста ты сяч . Где брать о с ­ тавш и еся сто сорок? Опять ж е с в оди ­ т еля (есл и он виноват , кон еч н о ) . Так , с к аж и т е на м и л о ст ь , зач ем платить деньги страховым компаниям , если все равно при д ет ся доплачивать и з своего кармана? И д ем д ал ьш е . О казы вается , мы не м ож ем платить стр а х о в к у за н еск оль ­ ко дн ей или х отя бы в расср очк у . Н ет , сущ ествую т только две во зм ож н о сти : отдать ср а зу всю с ум м у за год или за пол года . П ричем п о сл едн е е — только в том сл уч а е , если вы м аш ин у эк сп л у ­ атиру ете се зон н о , то есть н е весь год , о чем обя заны сообщ ить в зая вл ении на оф ормлени е страховки . И уп а си вас Б ог вы ехать и з гар аж а в тот п ери о д , к о гд а стр а х о в к а н е д ей ст в у ет . Мало того , что ош трафую т (правда , начиная с 1 января 2 0 0 4 года ) , но в случа е ДТП и от стра х овщ и к а твоего (н е т еб е , а п о ­ страдавш ем у ) нич его н е выгорит . Но это не все о гр анич ени я . О каза ­ л ось , что я н е м о гу доверить свою м а ­ ш и н у т ом у , к ом у п ож е л аю , а лиш ь т ем , кого вн есу в свой п оли с . Это, про ­ сти те , у ж е прям о е н ар уш ен и е К он сти ­ т уц и и , которое гарантирует гр аж д ан и ­ н у право свободно р а сп оряж ать ся св о ­ им им ущ еством . П равда , авторы з а к о ­ на под страховали сь и р а зр еш и ли -так и д о в е р я т ь а в т ом о б и л ь к о м у у г о д н о , правда , за это при д ет ся доплачивать 50 процентов от базового тарифа . Спра­ ш ивается : за что? с ам о е в е с е л о е — в п ер е д и . О к а зы ва ет ся , сущ е ст в у ет ц е - ^ Ш лый ря д п унк тов , по которым страховая к ом п ан ия им еет право д о ­ срочно и в одн о сторонн ем п оря дк е р а ­ сторгнуть договор . Особенно м еня у д и ­ вило п о л ож ен и е , гл а сящ ее , что к ом ­ п ани я зап р о ст о м ож е т пок а зать мне д улю в сл уч а е , если я со о бщ у ей л о ж ­ ны е или неполны е данны е при зак лю ­ ч ени и до говора , им еющ и е сущ ест в ен ­ ное зн ач ен и е дл я оп р ед ел ен и я с т еп е ­ ни страхово го ри ск а . Но н и гд е ни п ол ­ словом н е ук а за н о , к аки е им енн о д а н ­ ны е им ею т «сущ еств енн о е зн а ч ен и е» . П ри таком п о д х о д е лю бая зап я т а я , не там по ставл енн ая , м ож ет быть и ст ол ­ к ована как весьма в аж н а я , и д ок а зы ­ вай потом в с у д е , что это н е так . Но оконч ательно м еня дов ели ст а ­ тьи , о бъ я сн яющ и е п оря док дей ствий в случа е д ор ож н о -тр ан сп ор тн о го п р о ­ и сш естви я . Я не б у д у переска зы вать и х все , с к аж у лиш ь , что к б еготн е по ГАИ , а в т о с ер в и сам , б о л ьн иц ам нам всем добавится ещ е радость посещ ения с тр а х овы х к ом п ан и й , которы е , сам о собой , б у д у т упирать ся до п о сл едн его , придирая сь ко в сем у , к ч ем у только м ож н о при драться , лиш ь бы н е отдать вам ни к оп ей к и . Н ав ерняка все п ом ня т , к акая м ощ ­ ная и нф орм аци онн ая атака пр ов оди ­ лась п ер ед вв ед ени ем этого зак он а . На н аш и головы со в с ех сторон по сы п а ­ ли сь зав ер ения в том , к ак ой хор ош ий и н уж ны й нам даю т зак он , как все мы только выиграем от его введения . П ри ­ чем н ахв али вали э т у сам ую ОСАГУ, е сл и зам ети л и , только пр ед ставители страхово го б и зн е са . В одном и з и з д а ­ н ий п оя ви л а сь и нф о рм а ц и я , что на подготовку зак он а было потрачено 2 0 0 миллионов долларов ! П он евол е з а д у ­ м аеш ь ся о том , на к аки е д о х о ды р а с ­ считываю т пр ед стави т ели страхового би зн еса . Самое и н т ер есн о е , что все с тр а х ов ­ щ ик и , которы е в ещ али нам с экранов т ел ев и зо р о в о п о л ь з е н о в о в в ед ен и я , у б еж д а л и , что заботятся и склю читель ­ но о благе н а с ел ен и я , а им сам им та ­ кой вид стр ахования невы годен . Т ог ­ д а п оч ем у ж е все они вы строились в очередь за л и ц ен зи ям и на эт у д ея т ел ь ­ ность? К акой нормальный комм ерсант буд ет торопиться делать то , что ем у н евы годно? М ож н о задать ещ е к уч у вопросов по пов оду о бя зател ьн о го стр ахования гр аж д ан ск ой автоответственности (п о ­ ч ем у я , им ея трин адц атил етний ст аж б е за в а р и й н ой е зды , д о л ж е н платить наравне с ю нц ом , четыре года как п о ­ л учивш им права и у ж е ра збивш им п я ­ ток м аш ин? П оч ем у мой о т ец , владея «М осквичом » , обя зан платить н ем н о ­ гим м еньш е , чем влад ел ец «М ер сед е ­ са»? П оч ем у п ен си он ер -со сед , вы е зж а ­ ющ ий н е от х ор ош ей ж и з н и дв аж ды в год на свой о гор о д , вы н уж д ен буд ет отдать всю свою пенсию за страховку?). Н а м ой в згл я д , и так я сн о , во что все это п р ев р а ти т ся . Суды п о -п р еж н ем у бу д у т завалены и ск ам и автом обили с ­ тов , т еперь у ж е н е только дру г к д р у ­ г у , но и к страховым к ом п ан иям , к о ­ торы е б у д у т старать ся лю быми сп о со ­ бами и зб еж а ть выплат . Они ведь уж е един ую б а зу д ан ны х зав ели , к у д а б у ­ д у т вносить т е х , к то , по и х м н ению , явл я ет ся м ош ен ни к ом . Причем в этот ра зря д попадаю т не только т е , кто п о д ­ делы вает д ок ум ен ты или стр а х у ет н е ­ сущ е ст в ующ и е автом обили , но и те , кто п оп ад ет в аварию больш е тр ех раз з а год , и л и , наприм ер , т е , с кем сл у ­ чится ДТП буквально на сл ед ующ ий д ен ь п о сл е п р и о б р ет ен и я п о л и са . И х о тя страховы е ком п ан ии в случа е п о ­ д о зр ен и я на м ош енни ч ество все равно обя заны выплатить стр аховую с ум м у , но тем не м ен ее они им ею т полное пра ­ во п о зж е в зы скать эти день ги ч ер е з с у д , гд е д о к аж у т , что вы — м ош ен ­ ник . страниц газеты н ел ь зя при зы - вать к акц и ям граж д ан ск о го не- п овин ов ения . Я и не при зы ваю . Просто интересно посмотреть , что было бы , е сл и бы все автовладельцы как один не стали покуп ать полисы ОСА­ ГО. К с ож а л ен ию , такого не случится : народ у нас в больш ей своей м ассе з а ­ к он оп о слуш ны й , п отом у к аж ды й р а з , к о гд а п ол уч а ет оч ер едн ой подобны й «сюрпри з» , пов зды хает , ругнется в сер ­ д ц а х , д а и до стан ет свой тощ ий к ош е ­ л ек . Я не х оч у ска зать , что система стра ­ хован ия граж д ан ск ой ответственности нам не н уж н а . Н ет , ск ор ее в сего , ш т у ­ ка эта н уж н а я и п о л е зн а я , если толь ­ ко д елать е е не ч ер е з то сам о е м есто , ч ер е з которое все у нас д ел а ет ся вот у ж е ск ольк о л ет . Дмитрий НАЙТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz