Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
АВТОСАЛОН -2003 КОМУБУДЕМВКРУЧИВАТЬ ТАВОТНИЦУ? —А попробуйте вот эту регулировочку... Подло- котничек можно сместить чуть вверх, кстати, под ним бар-холодильник... Ногам удобно? Это обо греваемые коврики, кста ти, можно направить теп лый воздух в область подъема стопы, в слякот ную погоду —не лишняя функция... А попробуйте пересесть за руль —какая эргономика! А на пере днее сиденье? Ах, вы во обще не ездите на пере дних сиденьях... Пони маю... Всего доброго, спа сибо, что посетили нас, уверен, не пожалеете, вот визитка нашего дилера... Предупредительный служитель, попридержав дверь и дождавшись, ког да почтенного вида госпо дин в часах с бриллианта ми и в костюме цвета ла зури выберется наружу, сразу же вновь начинает тараторить: - Вот панель управле ния регулировки кресел, как видите, она весьма обширная. Достаточно од ного прикосновения... В мягкое, выстланное кремовой кожей нутро АксН погружается следую щее тело, а за ним еще длинная очередь —преус певающая Москва приме ряет на себя новинки ми рового автопрома. Навер ное, только здесь можно было увидеть очередь из людей с ежемесячным до ходом в несколько десят ков тысяч долларов. На площади выставочно го комплекса в несколько гек таров, что на Красной Пресне, московский автосалон-2003 демонстрировал самый куль товый товар для более-менее обеспеченного российского потребителя — автомобили. Символ преуспеяния, символ сбывшихся надежд и предмет честолюбивых притязаний. И роскошь, и средство передви жения, и парадно-выходной костюм, и рабочая лошадка. Кому-то для каждой перечис ленной функции — отдельная машина, кому-то — единая во всех ипостасях. Судя по невероятному количеству народа на этой ярмарке, у москвичей, кро ме квартирного вопроса, ос- т)э6 стоит еще *и'‘автомобиль- Н.ый. Нспортцд. ди он их? Вряд ли. Но вот проблем до бавил — пробки, загазован ность, гул этот несмолкаемый над проспектами, забитые машинами дворы и тротуа ры... Нынешний московский автосалон больше всего по ходил на ярмарку, а не на декларацию о благих наме рениях, как было прежде. Впрочем, произошло так ис ключительно по инициативе иностранных представителей демонстрируемых авточудес. А их было немало — от гран дов мирового автопрома Ба1т1егСЬгу81ег, ^ е и а г , Ьапй Коуег, Ьехиз, У о 1 у о , МПзиЫзЫ, ВМУ, АшИ, Мегсебез, Рои&ео1, Нопба, У\У до К1А, НиупсЫ, ЗЬкойа и какой-то китайской Хунань Чанфэн. Все они привезли свой то вар на продажу, сейчас или после некоторые экземпляры можно было хоть сию мину ту увозить с подиума — так случилось с роскошным ли музином Ниупбаь И на доме на колесах по имени Нутег, с офисом, спальней и баром внутри от Мегсебез, в пятни цу появилась табличка о том, что он обрел своего частного владельца. В павильоне можно было поинтересоваться, сколько стоит приглянувшаяся ма шина, получить визитную карточку дилера, оставить свою, чтобы позвонили, по сидеть за рулем, примерива ясь к рычажкам, кнопочкам и подгоняя кресло под себя. Не продавались только не многочисленные «концепты» — звероподобный внедорож ник Ниупйа1 ОЬУ, 8и2ик1 Сопсер! 8 , напичканный электроникой У о 1 у о 8СС. В экспонатах от российс кого автопрома тоже можно было посидеть. Но вот ку пить... Новые модели «Оки» и «Волги» (ГАЗ-3022) оказа лись пластмассовыми муля жами. Принципиально старую модель «Волги» (ГАЗ-3105) с измененной оптикой будут продавать лишь в 2004 году. Под капотом громадного вне дорожника ГАЗ-3106 можно было разглядеть и ГУР, и АБС и... старую знакомую — тавот- ЙЙЦу на карданном сочлене нии рулевого вала, маленькую такую штучку, через которую водитель каждые три тысячи км специальным шприцем на гнетает смазку. Обидно. У вазовского стенда, где народу было не меньше, чем у мерседесовского или опе- левского, тоже можно было испытать упадок духа — ВАЗ-2170, проект, идущий на смену «десятому» семей ству, оказался всего лишь объектом для любования, так как серийная модель бу дет выпускаться не раньше конца 2004 года. Сладкой ягодой «Калиной» уже кото рый год вазовцы кормят ав толюбителей в качестве «зав траков». Мол, вот-вот, не се годня-завтра пойдет с конвей ера. А конвейер-то еще сам в стадии подготовки... Истосковавшегося по но винкам состоятельного при верженца отечественного авто прома, у которого после трех четырех лет пользования ма шиной начинает свербить в одном месте, которому уже хочется чего-нибудь новенько го, но отечественного (по скольку, честно говоря, на новенькое импортное денег не хватает), могли утешить лишь всевозможные тюнинговые фирмы, способные удовлетво рить самые извращенные, не побоимся этого слова, фанта зии. От перекраски железно го коня таким образом, что со стороны глянешь, и глазам не поверишь — то ли это ваша старушка «десятка», то ли ар мированный швеллерами и двутавровыми балками броне автомобиль. Впрочем, могут раскрасить и под бархат, и под человеческую кожу — ,с пора ми, прыщиками и волоска ми... Экстремалам одна фирма из Питера предлагала различ ною модификации монстра с названием «Май СаЫп» — «Бешеная кабина» по-наше му. Все очень просто: на зад ворках автобазы покупается списанная кабина от армейс кого грузовика ЗИЛ-157, под ее капот ставится 5,5-литро вый восьмицилиндровый дви гатель ЗМЗ-41, добавляются коробка передач от ГАЗ-24, передний мост от ГАЗ-3110 с вентилируемыми дисковыми тормозами, резина К15 275/ 60, рама от грузового УАЗа... — Вы посмотрите, это же песня, — ловко складывая в виде птичьего крыла створки капота, говорил мне предста витель фирмы, сам любуясь серебряным сердцем машины. — А какой диаметр пор шня? — Сто миллиметров. — А сколько бензина ку шает на сотню? — Не в этом дело. Она любой спортивный мотоцикл «делает» со старта... Впечатленный увиден ным, но, как и положено по русскому обычаю, желая еще более острых ощущений, на стенде Мегсейез попросил у служителя, что отвечал за черный красавец 600-й, от крыть капот. — Зачем? — искренне удивился тот. — Ну, посмотреть, какой двигатель, и вообще... — Скажите, вы часто заг лядываете внутрь вашего те левизора? — осторожно по интересовался хранитель мерседесовских тайн. Сзади напирала горячо дышащая толпа. Сознание, что не один я такой любоз нательный, приободрило: — И все-таки интересно было бы взглянуть... Служитель, пожав плеча ми и решив^ что случай, ви димо, тяжелый, но не безна дежный, полез в салон, что- то там нажал, и сверкающая гладь капота, издав звук по целуя, всплыла вверх. Народ надвинулся и тут же отпря нул с разочарованным «у-у!» Глазам предстала пластико вая крышка, скрывающая все и вся. —Двигатель практически необслуживаемый, — злорад но сказал мой визави. От ощущения собственной никчемности, да и не только собственной, меня излечил кудесник у стенда с какими- то присадками в моторное масло. Громогласно пообе щав почтеннейшей публике незабываемое зрелище, он поднял на подъемнике рабо тающую на холостых оборо тах «восьмерку», сноровисто открутил масляный картер и с видом фокусника отошел с ним в сторону. Ничего не произошло. То есть мотор продолжал тарахтеть, брыз гая капельками масла на носы любознательных граж дан, крутился коленвал, сно вали вверх-вниз шатуны... Без смазки. Минуту, две, де сять, двадцать... — Девятьсот километров проезжает «на сухую» в ща дящем режиме, — пояснил мне кудесник. — Берите при садку, 100 мг стоит всего 1000 рублей, три заливки — и вы забудете, что такое сме на масла и обслуживание двигателя. Вот он, наш ответ импе риалистам! Народу у его стенда тес нилось негусто. Зато у стен дов законодателей автомо бильной моды приходилось проталкиваться, как в «Ика русе» в час пик. Никаких завлекаловок не требовалось. Хотя и от них фирмачи не отказывались. В основном в качестве приманок служили девицы разной степени обна женности. Впрочем, Мегсебез пошел дальше. Там взгро моздили балерин на двухмет ровую высоту, где те и топ тались под многострадально го Вивальди в беленьких ко ротеньких пачках. Но на них публика почти не обращала внимания. Зато блеснул предприни мательской жилкой ЮКОС. Резонно рассудив, что канис тры и бочки с маслом проиг рывают в соседстве с джипа ми и кабриолетами, там сде лали ставку на подрастающее поколение. И не ошиблись. На автодроме стенда ЮКОС, почти настоящем, только в сотню раз меньше, периоди чески устраивались гонки ра диоуправляемых спортивных моделей. Порулить мог лю бой желающий. Вернее, лю бой, пробивавшийся к завет ным пультам, — отбоя от мальчишек не было. И еще. Зная, что истинный москвич падок на халяву, юкосовцы раздавали очень прилично из данный Атлас автодорог и улиц Москвы. Хотя бочки и канистры с фирменным мас лом У-ТесЬ на стенде тоже имели место быть. А в прошедшее воскресе нье в 16.00 аккорд из клак сонов всех выставленных в автосалоне машин завершил экспозицию. Что можно ска зать под занавес? Не все так плохо, как кажется. Все го раздо хуже. Ведущие авто концерны продемонстрирова ли в Москве, за редким ис ключением, серийную про дукцию, уже сходящую с конвейера. Отечественный автопром, за редким исклю чением, показал мечты и сны, воплощенные в штучном товаре, а то и вообще в му ляжах. Одна из таких грез, обновленная «десятка» ВАЗ- 2170, будет стоить 6-8 тыс. долларов. Реальная «десят ка», самая навороченная — ВАЗ-2113-02, на той же вы ставке шла по цене 7720 бак сов. Если учесть, что ее им портные «одноклассники» продаются как минимум в два раза, а престижные мо дели — в десять раз дороже, можно делать вывод о соот ношении цена — качество, если учесть, что «папа» «де сятки», господин Каданни ков, на той же выставке кор респонденту одной изь газет честно заявил: «Мы отстали навсегда. Но ВАЗ старается выпускать неплохие маши ны, доступные для россиян. Более продвинутые автомо били, увы, большинству на ших автолюбителей не по карману». Так, может, ну его на фиг, такой автопром? Ведь отказались амери канцы от производства ви деотехники. Поняли, что не могут конкурировать с япон цами в этой отрасли, и отка зались. Нет американских телевизоров, видеокамер, фотоаппаратов — ну и Бог с ними. Да, все понятно, нуж ны отечеству рабочие места, но для чего? Чтобы плодить вот такое убожество, отста ющее от мировых стандартов на десятилетие? Может, пора отказаться нашему прави тельству от производства ав томобилей, а заодно и от тех, кто греет руки на этом деле, да перейти на изготовление чего-нибудь более соответ ствующего уровню развития нашего государства — тех же тавотниц, например. Только вот кому их вкру чивать? Каданникову? Кле банову, откровенно восхища ющемуся «Окой»-кабриоле- том(!), или миллионам авто любителей, чтобы подмазать их черствые души? А то ведь открыто начинают высказы вать полную крамолу — мол, не плутоватого отечественно го производителя надо под держивать, а отечественного потребителя. Ох, сдается мне, на тавотницы скоро бу дет большой спрос. Александр УЧАЕВ, спец. корр. «Липецкой газеты». Москва — Липецк. ВСЛЕД ЗА ПИСЬМОМ «и в с е н т я б р ь с к и й д е н ь п о г о ж и й , и к о г д а м е т е т ф е в р а л ь . , , » «И вязнут спицы расписные в расхлебанные колеи» —писал Александр Блок почти век назад. Безусловно, за столетие прогресс в дорожном строительстве Липец кой области шагнул далеко вперед, и примером тому служат многочисленные новые и обновленные магист рали. Но в то же время даже в областном центре оста лись такие уголки «цивилизации», о которых вы, воз можно, не подозреваете. «Пишут вам жители улицы Загородняя, которая, не смотря на название, находится не на окраине, а соеди няет улицы Московскую и Космонавтов. Тем не менее состояние дорожного покрытия хуже, чем в глухой де ревне. Пешеходной дорожкой служит бетон с крупным щебнем, ходить по которому в нормальной обуви не возможно. Кроме того, с проезжей части на нее часто выруливает транспорт, особенно в дождливую погоду, когда водители объезжают ухабы и выбоины. Мы, родители, очень беспокоимся за своих детей, которые по этой дороге каждый день ходят в 48-ю шко лу и подвергаются опасности либо упасть и получить травму, либо оказаться сбитыми машиной. Суважением Р. Кобаченко, В. Юневич, А. Михайло ва и другие, всего 62 подписи». По горячим следам кор респондент «ЛГ» решила оз накомиться с ситуацией на месте. Тем более что до на чала учебного года остава лись считанные дни. В этот день прошел силь ный летний дождь, и вся транспортная артерия на ули це Загородней, длиной более полукилометра, являла со бой картину весьма неприг лядную: грязь, ухабы и вы боины, как после бомбежки. Проезжающие одна за другой машины бесцеремонно обда вали грязью пешеходов, жав шихся к обочине. Пешеход ная же дорожка, очевидно, давно не ремонтировалась, и идти по ней было очень труд но. Поневоле возникла мысль: допустили бы отцы города, чтобы их собственные дети каждый день ходили в школу по такой дороге? Дальше дорога идет вдоль частных домов. Тут и грязь вперемежку с мусором, и бу рьян. Такое впечатление, что нет хозяина в данном районе. Наконец-то добралась до школы, вся в грязи, с испор ченным настроением. Вдоль школьной ограды тротуар был перекопан в нескольких местах, а ямы залиты водой и превратились в одну боль шую лужу, которую пыта лась обойти пожилая жен щина со словами: «И когда же это закончится? Вспоми нают о народе только перед выборами, кое-как ямы щеб нем засыплют, чтобы мы к школе на избирательный уча сток могли добраться. А по том хоть трава не расти!» Все это напоминает вид гоголевского патриархального Миргорода. Для полноты кар тины разве что гусаков и сви нок на улице не хватает. О каком уж там нравственно-эс тетическом и патриотическом воспитании может идти речь, если налицо угроза жизни и здоровью детей. Такое отноше ние не может взрастить в ду шах людей добрых всходов, и власти авторитета не прибав ляет. Жители многострадаль ной улицы не требуют ничего невозможного, всего лишь пе шеходную дорожку, по кото рой можно пройти без риска да отремонтированное шоссе, оборудованное знаком «Осто рожно, дети!» Елена ПОЛОВИНКИНА. ОТ РЕДАКЦИИ. Хозяин у этой улицы, как и у всех го родских улиц и закоулков, конечно же, есть — МУП «Уп равление главного смотрителя Липецка». Вопрос лишь в том, насколько радеет этот хозяин за благополучие людей, ее населяющих... Как пояснил «Липецкой газете» заместитель начальни ка управления Виктор Кулаков, в городе остается еще очень много улиц, состояние которых далеко от совершенства. Денег же на их благоустройство требуется гораздо больше, чем определено в бюджете города. Однако Виктор Егоро вич пообещал, что на улице Загородняя будет произведен ямочный ремонт до истечения третьего квартала нынеш него года. Так что результатов ждем к октябрю. ---------------------------------------------------------- ВНИМАНИЕ! МОТОР! СНЯТО! « С П Е К Т Р » П Р О Д О Л Ж А Е Т С Н И М А Т Ь К И Н О . . , Многие мальчишки, а особенно девчон ки мечтают сниматься в кино. А вот в ли пецком лицее № 44 кино снимают сами! В первый день учебного года там состоялась презентация фильма «Орленок» — это...». Его авторы — участники творческого объе динения «Спектр». Нынешним летом во Все российском детском центре «Орленок», что близ Туапсе, проходил детский кинофорум России ^Десятая муза» — в рамках фести вальной смены «Эстафета поколений». На него в числе двадцати семи лучших детс ких кинематографических объединений страны были приглашены и липчане вмес те с их бессменным руководителем Влади миром Москалевым. Три недели шли здесь концерты, спектакли, мастер-классы, цари ла атмосфера дружбы. Все это и стало сю жетом документальной ленты, снятой Ди ной Власкиной, Павлом Крюковым, Вале рией Колобовой, а также их взрослыми дру зьями и наставниками, когда-то тоже за нимавшимися в «Спектре». Кстати, и на кинофорум в «Орленок» липчане приехали не с пустыми руками, показав два фильма: «Параллели веков», посвященный 300-летию Липецка и Санкт- Петербурга, и «Дворянское гнездо» (об усадьбе знаменитого рода Стаховичей в селе Пальна-Михайловка Елецкого района). Новый творческий год для объединения «Спектр» будет юбилейным. На двадцати пятилетие студии соберутся ее «отцы-осно- ватели», которым сегодня уже за сорок, и их наследники. Анастасия КОНОПЛЕВА. НАЕДИНЕ С СО БОЙ I|рпулплчиппцпп 1 .и шлиовскии юоилеи — 1 /э-летие | со дня рождения великого писателя России —не повод | для торжественных речей и дежурных восхвалений. И | то, что «ЛГ» публикует сегодня заметки о Толстом, от- | нюдь не формальная дань традиции, обусловленная, | например, тем, что имя Льва Николаевича навсегда | вписано в краеведческую хронику Липецкой области | и даже дало название одному из ее районов. Журна- | листы «ЛГ» полностью разделяют пафос заметок лите- I ратуроведа Александры Засимовой, утверждающей, | что в наше кризисное, нравственно ущербное время | толстовское наследие становится для русского челове- | ка, любого россиянина, всего народа твердой почвой | самоспасения. Такое, кстати, уже не впервые спучает- | ся в нашей трагической истории. В годы Великой Оте- | чественной «Война и мир» была в числе самых читае- | мых книг. Вней поколение, на чью долю выпали нече- | ловеческие испытания и лишения, черпало силу, что- | бы выстоять, выжить и победить. И вот сегодня опять, | казалось бы, покрывшаяся хрестоматийным глянцем, | растасканная на цитаты по нескладным школьным со- | чинениям классика обретает новый смысл, дает надеж* 1 ную опору для преодоления духовного упадка и без- | временья, агрессии эгоизма, раздора и разлада —со- | циального, гражданского, душевного... Не так давно на книж- | ных лотках появилась кни- | га под названием «Пьер и | Наташа». Какой-то бойкий | ремесленник написал не | больше, не меньше как I продолжение... толстовской эпопеи «Война и мир». Не будем возмущаться | самоуверенностью и развяз- | ностью этого сочинителя. | Лучше оценим его чутье: в | годы, когда нас захлестнул | вал «чернухи», кровавых | триллеров, мистики, «кру- | тых» детективов, эротики, | он просчитал, что именно | на этом фоне уставший от | бесчеловечных, мрачных, | нередко циничных или по- | шлых эрзацев читатель не | может не обратить внима- | ние на знакомые имена и | захочет «прислониться» | душой к гуманному, муд- I рому, вечному началу, ко- | торое воплотилось в вели- | ком романе Льва Николае- § вича. Другое дело, что ком- I мерческое продолжение на- | верняка обманет его ожи- § дания. Но сам факт, что | спустя где-то полтора века | после рождения эпопеи | именно герои «Войны и | мира» показались беллет- ! ристу и издателям лучшей | альтернативой мутному по- | току конца двадцатого сто- | летия, говорит о многом. Что, на мой взгляд, | очень любопытно и поучи- § тельно: всплеск интереса к | русской литературе на За- | паде восьмидесятых годов I девятнадцатого века про- | изошел в ситуации, весьма | похожей на нынешнюю. | Тогда вошел в моду нату- I рализм с его холодным, | почти презрительным | взглядом на человека как | существо биологическое, 1 низменное, бездуховное. | Примечательно, что один из 1 романов отца натуралисти- | ческой школы Золя так и | назывался: «Человек- | зверь». А параллельно с | этим набирало силу дека- I дентство, насыщенное мис- | тикой, разочарованием, от- § чаянием и вызывающим | аморализмом. Не правда | ли, это очень напоминает | атмосферу, в которую по- | гружают сегодня нас мно- | гие беллетристы, филосо- | фы, создатели кассовых | кино- и телебоевиков? ! I Так вот, пытаясь устоять | перед такими настроениями | и идеями, перед растлени- | ем и тотальным неверием в | духовное предназначение че- 1 ловека и человечества, за- 1 падные читатели позапрош- | лого века потянулись к Рос- | сии, к русской словесности | — Пушкину, Гоголю, Тур- | геневу. И в первую очередь I — к Льву Толстому, гума нисту и правдоискателю. «Его сильная рука была мне поддержкой в духовном оди ночестве на Западе, — при знавался Ромен Роллан. —Он научил меня видеть и любить человечество». Да, безусловно: тому, кто чуток к словесной ткани ли тературы, кому претят штам пы, кто способен оценить творческую новизну, отказ от исчерпанных форм и тради ций, Толстой открывал неве домые дотоле глубины и воз можности воссоздания ре альности — и человеческой психологии, и материально го мира. И все-таки мощь толстовского влияния не в меньшей мере определяется его высокими человечески ми, нравственными целями, которые его вольные или не вольные оппоненты ставили под вопрос, отбрасывали, пе речеркивали. Да и сегодня тоже хотят, да не способны перечеркнуть. Собственно, художественные прорывы русского писателя и были обусловлены обновленным пониманием человека, его души, его жажды духовного самосовершенствования. Тот же Ромен Роллан шел как раз вслед за Толстым, когда писал: «Там, где невелик нравственный облик, нет и человека, нет и искусства». Ну, вот, к примеру, зачем понадобился Толстому внут ренний диалог, которому он придал новый смысл и силу? Отнюдь не ради формальной игры. Его герои с их потреб ностью приблизиться к идеа лу человеческого и человеч ного проходят через сомне ния, через горечь самоосуж дения и борьбу с самими со бой. А отсюда и прорастает этот внутренний диалог, по могающий им найти оправда ние и смысл существования. Толстой не сводим к ка ким-то приемам, новациям, дерзкому вызову, традицион ному повествованию. Ска жем, его групповые, семей ные портреты, когда в раз ных, ярко индивидуальных героях он обнаруживал об щие черты, в конечном счете объясняются желанием ху дожника сосредоточить вни мание на связи людей с их корнями, их родом, а шире — с народом и родиной... Эти уроки Толстого жадно усва ивали писатели за рубежом — и Роллан, и Голсуорси, Роже Марген де Гар и Томас Манн. Иногда одна-единствен- ная фраза Толстого оказыва лась тем семенем, из которо го прорастали прославленные впоследствии классические эпопеи. Тот же Голсуорси обратил внимание на жест Каренина, каким он встретил жену на вокзале: «...с чув ством собственности спокой но взял за руку». Английс кий автор увидел в этом дви жении многое. Собственни чество, распространяющееся не только на вещи, а и на людей, стало основой харак тера главного героя «Саги о Форсайтах». Кстати, первая книга эпопеи так и называ лась: «Человек-собствен ник ». Интересно, что мощь тол стовского таланта, а еще больше — нравственного чув ства перевешивали, пересоз давали порою, казалось бы, самые незыблемые представ ления. Отказав в «Войне и мире» Наполеону в ореоле исключительного величия, усмотрев в нем самовлюблен ного властолюбца, готового ради собственных амбиций гнать на смерть толпы людей, Толстой заставил принять это видение даже французов, из начально благоговевших пе ред памятью императора. Идеализированный образ раз рушился. Жесткая ирония автора «Войны и мира», без жалостное разоблачение ду шевной мелкости, мелочнос ти легендарной фигуры ока зались сильнее любых псев- допатриотических стереоти пов. ИАнатоль Франс, напри мер, подхватил эту острую, сатирическую интонацию рус ского художника. Заметим еще раз: все это так или иначе обусловлено нравственной позицией Тол стого. Он отказывал в праве на бесчеловечность кому угодно, настаивая, что нет такой цели, что могла бы оп равдать насилие, пренебреже ние к жизни других людей. Толстой — писатель нор мы. А норма для него не ус- редненность и не посред ственность, а сила души, любви, красоты, сострада ния, абсолютное подчинение велениям совести. Чтобы жить по этим законам, не надо быть сверхчеловеком или святым. Достаточно ос таваться человеком. Сегодня мир по-прежнему болен, несовершенен, лишен гармонии, трагически разоб щен. Люди теряют опору, не редко готовы принять самые отвратительные программы существования или просто жить день за днем, как рас тения, — без правды, без смысла и надежды. И в этой, казалось бы, отчаянной ат мосфере нам, быть может, нужнее, дороже, спасительнее всех художников прошлого и настоящего именно Лев Тол стой, ибо он способен вернуть того, кто раскроет его книги, к той самой норме, к правде и душевной неуспокоенности, без которых умирают совесть, душа, человек, род и народ... Александра ЗАСИМОВА, доцент Института усовершенствования учителей. г. Липецк. На снимке: Толстой оста ется нашим современником. И когда мастера Липецкого академического театра дра мы, носящего имя писателя, ставили толстовскую пьесу «Живой труп», они вели ди алог с классиком не о дале ком прошлом, а о настоящем и будущем. 0 НАШЕМ АВТОРЕ Александра Ивановна Засимова — кандидат филологи ческих наук, доцент, преподавала в Воронежском педагоги ческом институте, Воронежском государственном универ ситете, Липецком педагогическом университете. В насто ящее время — доцент Липецкого Института усовершен ствования учителей. Специалист по зарубежной литера туре, автор исследований о творчестве Бальзака и других иностранных авторов, а также липецких прозаиков Раисы Торбан, Владимира Добрякова, Юлии Шифриной, Анатолия Баюканского и др. Автор пьесы о Герое Советского Союза Евгении Рудневой «Ромео и Джульетта в шинели», за ко торую удостоена звания лауреата IV Всероссийского кон курса драматургии в 2000 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz