Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

АВТОСАЛОН -2003 КОМУБУДЕМВКРУЧИВАТЬ ТАВОТНИЦУ? —А попробуйте вот эту регулировочку... Подло- котничек можно сместить чуть вверх, кстати, под ним бар-холодильник... Ногам удобно? Это обо­ греваемые коврики, кста­ ти, можно направить теп­ лый воздух в область подъема стопы, в слякот­ ную погоду —не лишняя функция... А попробуйте пересесть за руль —какая эргономика! А на пере­ днее сиденье? Ах, вы во­ обще не ездите на пере­ дних сиденьях... Пони­ маю... Всего доброго, спа­ сибо, что посетили нас, уверен, не пожалеете, вот визитка нашего дилера... Предупредительный служитель, попридержав дверь и дождавшись, ког­ да почтенного вида госпо­ дин в часах с бриллианта­ ми и в костюме цвета ла­ зури выберется наружу, сразу же вновь начинает тараторить: - Вот панель управле­ ния регулировки кресел, как видите, она весьма обширная. Достаточно од­ ного прикосновения... В мягкое, выстланное кремовой кожей нутро АксН погружается следую­ щее тело, а за ним еще длинная очередь —преус­ певающая Москва приме­ ряет на себя новинки ми­ рового автопрома. Навер­ ное, только здесь можно было увидеть очередь из людей с ежемесячным до­ ходом в несколько десят­ ков тысяч долларов. На площади выставочно­ го комплекса в несколько гек­ таров, что на Красной Пресне, московский автосалон-2003 демонстрировал самый куль­ товый товар для более-менее обеспеченного российского потребителя — автомобили. Символ преуспеяния, символ сбывшихся надежд и предмет честолюбивых притязаний. И роскошь, и средство передви­ жения, и парадно-выходной костюм, и рабочая лошадка. Кому-то для каждой перечис­ ленной функции — отдельная машина, кому-то — единая во всех ипостасях. Судя по невероятному количеству народа на этой ярмарке, у москвичей, кро­ ме квартирного вопроса, ос- т)э6 стоит еще *и'‘автомобиль- Н.ый. Нспортцд. ди он их? Вряд ли. Но вот проблем до­ бавил — пробки, загазован­ ность, гул этот несмолкаемый над проспектами, забитые машинами дворы и тротуа­ ры... Нынешний московский автосалон больше всего по­ ходил на ярмарку, а не на декларацию о благих наме­ рениях, как было прежде. Впрочем, произошло так ис­ ключительно по инициативе иностранных представителей демонстрируемых авточудес. А их было немало — от гран­ дов мирового автопрома Ба1т1егСЬгу81ег, ^ е и а г , Ьапй Коуег, Ьехиз, У о 1 у о , МПзиЫзЫ, ВМУ, АшИ, Мегсебез, Рои&ео1, Нопба, У\У до К1А, НиупсЫ, ЗЬкойа и какой-то китайской Хунань Чанфэн. Все они привезли свой то­ вар на продажу, сейчас или после некоторые экземпляры можно было хоть сию мину­ ту увозить с подиума — так случилось с роскошным ли­ музином Ниупбаь И на доме на колесах по имени Нутег, с офисом, спальней и баром внутри от Мегсебез, в пятни­ цу появилась табличка о том, что он обрел своего частного владельца. В павильоне можно было поинтересоваться, сколько стоит приглянувшаяся ма­ шина, получить визитную карточку дилера, оставить свою, чтобы позвонили, по­ сидеть за рулем, примерива­ ясь к рычажкам, кнопочкам и подгоняя кресло под себя. Не продавались только не­ многочисленные «концепты» — звероподобный внедорож­ ник Ниупйа1 ОЬУ, 8и2ик1 Сопсер! 8 , напичканный электроникой У о 1 у о 8СС. В экспонатах от российс­ кого автопрома тоже можно было посидеть. Но вот ку­ пить... Новые модели «Оки» и «Волги» (ГАЗ-3022) оказа­ лись пластмассовыми муля­ жами. Принципиально старую модель «Волги» (ГАЗ-3105) с измененной оптикой будут продавать лишь в 2004 году. Под капотом громадного вне­ дорожника ГАЗ-3106 можно было разглядеть и ГУР, и АБС и... старую знакомую — тавот- ЙЙЦу на карданном сочлене­ нии рулевого вала, маленькую такую штучку, через которую водитель каждые три тысячи км специальным шприцем на­ гнетает смазку. Обидно. У вазовского стенда, где народу было не меньше, чем у мерседесовского или опе- левского, тоже можно было испытать упадок духа — ВАЗ-2170, проект, идущий на смену «десятому» семей­ ству, оказался всего лишь объектом для любования, так как серийная модель бу­ дет выпускаться не раньше конца 2004 года. Сладкой ягодой «Калиной» уже кото­ рый год вазовцы кормят ав­ толюбителей в качестве «зав­ траков». Мол, вот-вот, не се­ годня-завтра пойдет с конвей­ ера. А конвейер-то еще сам в стадии подготовки... Истосковавшегося по но­ винкам состоятельного при­ верженца отечественного авто­ прома, у которого после трех­ четырех лет пользования ма­ шиной начинает свербить в одном месте, которому уже хочется чего-нибудь новенько­ го, но отечественного (по­ скольку, честно говоря, на новенькое импортное денег не хватает), могли утешить лишь всевозможные тюнинговые фирмы, способные удовлетво­ рить самые извращенные, не побоимся этого слова, фанта­ зии. От перекраски железно­ го коня таким образом, что со стороны глянешь, и глазам не поверишь — то ли это ваша старушка «десятка», то ли ар­ мированный швеллерами и двутавровыми балками броне­ автомобиль. Впрочем, могут раскрасить и под бархат, и под человеческую кожу — ,с пора­ ми, прыщиками и волоска­ ми... Экстремалам одна фирма из Питера предлагала различ­ ною модификации монстра с названием «Май СаЫп» — «Бешеная кабина» по-наше­ му. Все очень просто: на зад­ ворках автобазы покупается списанная кабина от армейс­ кого грузовика ЗИЛ-157, под ее капот ставится 5,5-литро­ вый восьмицилиндровый дви­ гатель ЗМЗ-41, добавляются коробка передач от ГАЗ-24, передний мост от ГАЗ-3110 с вентилируемыми дисковыми тормозами, резина К15 275/ 60, рама от грузового УАЗа... — Вы посмотрите, это же песня, — ловко складывая в виде птичьего крыла створки капота, говорил мне предста­ витель фирмы, сам любуясь серебряным сердцем машины. — А какой диаметр пор­ шня? — Сто миллиметров. — А сколько бензина ку­ шает на сотню? — Не в этом дело. Она любой спортивный мотоцикл «делает» со старта... Впечатленный увиден­ ным, но, как и положено по русскому обычаю, желая еще более острых ощущений, на стенде Мегсейез попросил у служителя, что отвечал за черный красавец 600-й, от­ крыть капот. — Зачем? — искренне удивился тот. — Ну, посмотреть, какой двигатель, и вообще... — Скажите, вы часто заг­ лядываете внутрь вашего те­ левизора? — осторожно по­ интересовался хранитель мерседесовских тайн. Сзади напирала горячо дышащая толпа. Сознание, что не один я такой любоз­ нательный, приободрило: — И все-таки интересно было бы взглянуть... Служитель, пожав плеча­ ми и решив^ что случай, ви­ димо, тяжелый, но не безна­ дежный, полез в салон, что- то там нажал, и сверкающая гладь капота, издав звук по­ целуя, всплыла вверх. Народ надвинулся и тут же отпря­ нул с разочарованным «у-у!» Глазам предстала пластико­ вая крышка, скрывающая все и вся. —Двигатель практически необслуживаемый, — злорад­ но сказал мой визави. От ощущения собственной никчемности, да и не только собственной, меня излечил кудесник у стенда с какими- то присадками в моторное масло. Громогласно пообе­ щав почтеннейшей публике незабываемое зрелище, он поднял на подъемнике рабо­ тающую на холостых оборо­ тах «восьмерку», сноровисто открутил масляный картер и с видом фокусника отошел с ним в сторону. Ничего не произошло. То есть мотор продолжал тарахтеть, брыз­ гая капельками масла на носы любознательных граж­ дан, крутился коленвал, сно­ вали вверх-вниз шатуны... Без смазки. Минуту, две, де­ сять, двадцать... — Девятьсот километров проезжает «на сухую» в ща­ дящем режиме, — пояснил мне кудесник. — Берите при­ садку, 100 мг стоит всего 1000 рублей, три заливки — и вы забудете, что такое сме­ на масла и обслуживание двигателя. Вот он, наш ответ импе­ риалистам! Народу у его стенда тес­ нилось негусто. Зато у стен­ дов законодателей автомо­ бильной моды приходилось проталкиваться, как в «Ика­ русе» в час пик. Никаких завлекаловок не требовалось. Хотя и от них фирмачи не отказывались. В основном в качестве приманок служили девицы разной степени обна­ женности. Впрочем, Мегсебез пошел дальше. Там взгро­ моздили балерин на двухмет­ ровую высоту, где те и топ­ тались под многострадально­ го Вивальди в беленьких ко­ ротеньких пачках. Но на них публика почти не обращала внимания. Зато блеснул предприни­ мательской жилкой ЮКОС. Резонно рассудив, что канис­ тры и бочки с маслом проиг­ рывают в соседстве с джипа­ ми и кабриолетами, там сде­ лали ставку на подрастающее поколение. И не ошиблись. На автодроме стенда ЮКОС, почти настоящем, только в сотню раз меньше, периоди­ чески устраивались гонки ра­ диоуправляемых спортивных моделей. Порулить мог лю­ бой желающий. Вернее, лю­ бой, пробивавшийся к завет­ ным пультам, — отбоя от мальчишек не было. И еще. Зная, что истинный москвич падок на халяву, юкосовцы раздавали очень прилично из­ данный Атлас автодорог и улиц Москвы. Хотя бочки и канистры с фирменным мас­ лом У-ТесЬ на стенде тоже имели место быть. А в прошедшее воскресе­ нье в 16.00 аккорд из клак­ сонов всех выставленных в автосалоне машин завершил экспозицию. Что можно ска­ зать под занавес? Не все так плохо, как кажется. Все го­ раздо хуже. Ведущие авто­ концерны продемонстрирова­ ли в Москве, за редким ис­ ключением, серийную про­ дукцию, уже сходящую с конвейера. Отечественный автопром, за редким исклю­ чением, показал мечты и сны, воплощенные в штучном товаре, а то и вообще в му­ ляжах. Одна из таких грез, обновленная «десятка» ВАЗ- 2170, будет стоить 6-8 тыс. долларов. Реальная «десят­ ка», самая навороченная — ВАЗ-2113-02, на той же вы­ ставке шла по цене 7720 бак­ сов. Если учесть, что ее им­ портные «одноклассники» продаются как минимум в два раза, а престижные мо­ дели — в десять раз дороже, можно делать вывод о соот­ ношении цена — качество, если учесть, что «папа» «де­ сятки», господин Каданни­ ков, на той же выставке кор­ респонденту одной изь газет честно заявил: «Мы отстали навсегда. Но ВАЗ старается выпускать неплохие маши­ ны, доступные для россиян. Более продвинутые автомо­ били, увы, большинству на­ ших автолюбителей не по карману». Так, может, ну его на фиг, такой автопром? Ведь отказались амери­ канцы от производства ви­ деотехники. Поняли, что не могут конкурировать с япон­ цами в этой отрасли, и отка­ зались. Нет американских телевизоров, видеокамер, фотоаппаратов — ну и Бог с ними. Да, все понятно, нуж­ ны отечеству рабочие места, но для чего? Чтобы плодить вот такое убожество, отста­ ющее от мировых стандартов на десятилетие? Может, пора отказаться нашему прави­ тельству от производства ав­ томобилей, а заодно и от тех, кто греет руки на этом деле, да перейти на изготовление чего-нибудь более соответ­ ствующего уровню развития нашего государства — тех же тавотниц, например. Только вот кому их вкру­ чивать? Каданникову? Кле­ банову, откровенно восхища­ ющемуся «Окой»-кабриоле- том(!), или миллионам авто­ любителей, чтобы подмазать их черствые души? А то ведь открыто начинают высказы­ вать полную крамолу — мол, не плутоватого отечественно­ го производителя надо под­ держивать, а отечественного потребителя. Ох, сдается мне, на тавотницы скоро бу­ дет большой спрос. Александр УЧАЕВ, спец. корр. «Липецкой газеты». Москва — Липецк. ВСЛЕД ЗА ПИСЬМОМ «и в с е н т я б р ь с к и й д е н ь п о г о ж и й , и к о г д а м е т е т ф е в р а л ь . , , » «И вязнут спицы расписные в расхлебанные колеи» —писал Александр Блок почти век назад. Безусловно, за столетие прогресс в дорожном строительстве Липец­ кой области шагнул далеко вперед, и примером тому служат многочисленные новые и обновленные магист­ рали. Но в то же время даже в областном центре оста­ лись такие уголки «цивилизации», о которых вы, воз­ можно, не подозреваете. «Пишут вам жители улицы Загородняя, которая, не­ смотря на название, находится не на окраине, а соеди­ няет улицы Московскую и Космонавтов. Тем не менее состояние дорожного покрытия хуже, чем в глухой де­ ревне. Пешеходной дорожкой служит бетон с крупным щебнем, ходить по которому в нормальной обуви не­ возможно. Кроме того, с проезжей части на нее часто выруливает транспорт, особенно в дождливую погоду, когда водители объезжают ухабы и выбоины. Мы, родители, очень беспокоимся за своих детей, которые по этой дороге каждый день ходят в 48-ю шко­ лу и подвергаются опасности либо упасть и получить травму, либо оказаться сбитыми машиной. Суважением Р. Кобаченко, В. Юневич, А. Михайло­ ва и другие, всего 62 подписи». По горячим следам кор­ респондент «ЛГ» решила оз­ накомиться с ситуацией на месте. Тем более что до на­ чала учебного года остава­ лись считанные дни. В этот день прошел силь­ ный летний дождь, и вся транспортная артерия на ули­ це Загородней, длиной более полукилометра, являла со­ бой картину весьма неприг­ лядную: грязь, ухабы и вы­ боины, как после бомбежки. Проезжающие одна за другой машины бесцеремонно обда­ вали грязью пешеходов, жав­ шихся к обочине. Пешеход­ ная же дорожка, очевидно, давно не ремонтировалась, и идти по ней было очень труд­ но. Поневоле возникла мысль: допустили бы отцы города, чтобы их собственные дети каждый день ходили в школу по такой дороге? Дальше дорога идет вдоль частных домов. Тут и грязь вперемежку с мусором, и бу­ рьян. Такое впечатление, что нет хозяина в данном районе. Наконец-то добралась до школы, вся в грязи, с испор­ ченным настроением. Вдоль школьной ограды тротуар был перекопан в нескольких местах, а ямы залиты водой и превратились в одну боль­ шую лужу, которую пыта­ лась обойти пожилая жен­ щина со словами: «И когда же это закончится? Вспоми­ нают о народе только перед выборами, кое-как ямы щеб­ нем засыплют, чтобы мы к школе на избирательный уча­ сток могли добраться. А по­ том хоть трава не расти!» Все это напоминает вид гоголевского патриархального Миргорода. Для полноты кар­ тины разве что гусаков и сви­ нок на улице не хватает. О каком уж там нравственно-эс­ тетическом и патриотическом воспитании может идти речь, если налицо угроза жизни и здоровью детей. Такое отноше­ ние не может взрастить в ду­ шах людей добрых всходов, и власти авторитета не прибав­ ляет. Жители многострадаль­ ной улицы не требуют ничего невозможного, всего лишь пе­ шеходную дорожку, по кото­ рой можно пройти без риска да отремонтированное шоссе, оборудованное знаком «Осто­ рожно, дети!» Елена ПОЛОВИНКИНА. ОТ РЕДАКЦИИ. Хозяин у этой улицы, как и у всех го­ родских улиц и закоулков, конечно же, есть — МУП «Уп­ равление главного смотрителя Липецка». Вопрос лишь в том, насколько радеет этот хозяин за благополучие людей, ее населяющих... Как пояснил «Липецкой газете» заместитель начальни­ ка управления Виктор Кулаков, в городе остается еще очень много улиц, состояние которых далеко от совершенства. Денег же на их благоустройство требуется гораздо больше, чем определено в бюджете города. Однако Виктор Егоро­ вич пообещал, что на улице Загородняя будет произведен ямочный ремонт до истечения третьего квартала нынеш­ него года. Так что результатов ждем к октябрю. ---------------------------------------------------------- ВНИМАНИЕ! МОТОР! СНЯТО! « С П Е К Т Р » П Р О Д О Л Ж А Е Т С Н И М А Т Ь К И Н О . . , Многие мальчишки, а особенно девчон­ ки мечтают сниматься в кино. А вот в ли­ пецком лицее № 44 кино снимают сами! В первый день учебного года там состоялась презентация фильма «Орленок» — это...». Его авторы — участники творческого объе­ динения «Спектр». Нынешним летом во Все­ российском детском центре «Орленок», что близ Туапсе, проходил детский кинофорум России ^Десятая муза» — в рамках фести­ вальной смены «Эстафета поколений». На него в числе двадцати семи лучших детс­ ких кинематографических объединений страны были приглашены и липчане вмес­ те с их бессменным руководителем Влади­ миром Москалевым. Три недели шли здесь концерты, спектакли, мастер-классы, цари­ ла атмосфера дружбы. Все это и стало сю­ жетом документальной ленты, снятой Ди­ ной Власкиной, Павлом Крюковым, Вале­ рией Колобовой, а также их взрослыми дру­ зьями и наставниками, когда-то тоже за­ нимавшимися в «Спектре». Кстати, и на кинофорум в «Орленок» липчане приехали не с пустыми руками, показав два фильма: «Параллели веков», посвященный 300-летию Липецка и Санкт- Петербурга, и «Дворянское гнездо» (об усадьбе знаменитого рода Стаховичей в селе Пальна-Михайловка Елецкого района). Новый творческий год для объединения «Спектр» будет юбилейным. На двадцати­ пятилетие студии соберутся ее «отцы-осно- ватели», которым сегодня уже за сорок, и их наследники. Анастасия КОНОПЛЕВА. НАЕДИНЕ С СО БОЙ I|рпулплчиппцпп 1 .и шлиовскии юоилеи — 1 /э-летие | со дня рождения великого писателя России —не повод | для торжественных речей и дежурных восхвалений. И | то, что «ЛГ» публикует сегодня заметки о Толстом, от- | нюдь не формальная дань традиции, обусловленная, | например, тем, что имя Льва Николаевича навсегда | вписано в краеведческую хронику Липецкой области | и даже дало название одному из ее районов. Журна- | листы «ЛГ» полностью разделяют пафос заметок лите- I ратуроведа Александры Засимовой, утверждающей, | что в наше кризисное, нравственно ущербное время | толстовское наследие становится для русского челове- | ка, любого россиянина, всего народа твердой почвой | самоспасения. Такое, кстати, уже не впервые спучает- | ся в нашей трагической истории. В годы Великой Оте- | чественной «Война и мир» была в числе самых читае- | мых книг. Вней поколение, на чью долю выпали нече- | ловеческие испытания и лишения, черпало силу, что- | бы выстоять, выжить и победить. И вот сегодня опять, | казалось бы, покрывшаяся хрестоматийным глянцем, | растасканная на цитаты по нескладным школьным со- | чинениям классика обретает новый смысл, дает надеж* 1 ную опору для преодоления духовного упадка и без- | временья, агрессии эгоизма, раздора и разлада —со- | циального, гражданского, душевного... Не так давно на книж- | ных лотках появилась кни- | га под названием «Пьер и | Наташа». Какой-то бойкий | ремесленник написал не | больше, не меньше как I продолжение... толстовской эпопеи «Война и мир». Не будем возмущаться | самоуверенностью и развяз- | ностью этого сочинителя. | Лучше оценим его чутье: в | годы, когда нас захлестнул | вал «чернухи», кровавых | триллеров, мистики, «кру- | тых» детективов, эротики, | он просчитал, что именно | на этом фоне уставший от | бесчеловечных, мрачных, | нередко циничных или по- | шлых эрзацев читатель не | может не обратить внима- | ние на знакомые имена и | захочет «прислониться» | душой к гуманному, муд- I рому, вечному началу, ко- | торое воплотилось в вели- | ком романе Льва Николае- § вича. Другое дело, что ком- I мерческое продолжение на- | верняка обманет его ожи- § дания. Но сам факт, что | спустя где-то полтора века | после рождения эпопеи | именно герои «Войны и | мира» показались беллет- ! ристу и издателям лучшей | альтернативой мутному по- | току конца двадцатого сто- | летия, говорит о многом. Что, на мой взгляд, | очень любопытно и поучи- § тельно: всплеск интереса к | русской литературе на За- | паде восьмидесятых годов I девятнадцатого века про- | изошел в ситуации, весьма | похожей на нынешнюю. | Тогда вошел в моду нату- I рализм с его холодным, | почти презрительным | взглядом на человека как | существо биологическое, 1 низменное, бездуховное. | Примечательно, что один из 1 романов отца натуралисти- | ческой школы Золя так и | назывался: «Человек- | зверь». А параллельно с | этим набирало силу дека- I дентство, насыщенное мис- | тикой, разочарованием, от- § чаянием и вызывающим | аморализмом. Не правда | ли, это очень напоминает | атмосферу, в которую по- | гружают сегодня нас мно- | гие беллетристы, филосо- | фы, создатели кассовых | кино- и телебоевиков? ! I Так вот, пытаясь устоять | перед такими настроениями | и идеями, перед растлени- | ем и тотальным неверием в | духовное предназначение че- 1 ловека и человечества, за- 1 падные читатели позапрош- | лого века потянулись к Рос- | сии, к русской словесности | — Пушкину, Гоголю, Тур- | геневу. И в первую очередь I — к Льву Толстому, гума­ нисту и правдоискателю. «Его сильная рука была мне поддержкой в духовном оди­ ночестве на Западе, — при­ знавался Ромен Роллан. —Он научил меня видеть и любить человечество». Да, безусловно: тому, кто чуток к словесной ткани ли­ тературы, кому претят штам­ пы, кто способен оценить творческую новизну, отказ от исчерпанных форм и тради­ ций, Толстой открывал неве­ домые дотоле глубины и воз­ можности воссоздания ре­ альности — и человеческой психологии, и материально­ го мира. И все-таки мощь толстовского влияния не в меньшей мере определяется его высокими человечески­ ми, нравственными целями, которые его вольные или не­ вольные оппоненты ставили под вопрос, отбрасывали, пе­ речеркивали. Да и сегодня тоже хотят, да не способны перечеркнуть. Собственно, художественные прорывы русского писателя и были обусловлены обновленным пониманием человека, его души, его жажды духовного самосовершенствования. Тот же Ромен Роллан шел как раз вслед за Толстым, когда писал: «Там, где невелик нравственный облик, нет и человека, нет и искусства». Ну, вот, к примеру, зачем понадобился Толстому внут­ ренний диалог, которому он придал новый смысл и силу? Отнюдь не ради формальной игры. Его герои с их потреб­ ностью приблизиться к идеа­ лу человеческого и человеч­ ного проходят через сомне­ ния, через горечь самоосуж­ дения и борьбу с самими со­ бой. А отсюда и прорастает этот внутренний диалог, по­ могающий им найти оправда­ ние и смысл существования. Толстой не сводим к ка­ ким-то приемам, новациям, дерзкому вызову, традицион­ ному повествованию. Ска­ жем, его групповые, семей­ ные портреты, когда в раз­ ных, ярко индивидуальных героях он обнаруживал об­ щие черты, в конечном счете объясняются желанием ху­ дожника сосредоточить вни­ мание на связи людей с их корнями, их родом, а шире — с народом и родиной... Эти уроки Толстого жадно усва­ ивали писатели за рубежом — и Роллан, и Голсуорси, Роже Марген де Гар и Томас Манн. Иногда одна-единствен- ная фраза Толстого оказыва­ лась тем семенем, из которо­ го прорастали прославленные впоследствии классические эпопеи. Тот же Голсуорси обратил внимание на жест Каренина, каким он встретил жену на вокзале: «...с чув­ ством собственности спокой­ но взял за руку». Английс­ кий автор увидел в этом дви­ жении многое. Собственни­ чество, распространяющееся не только на вещи, а и на людей, стало основой харак­ тера главного героя «Саги о Форсайтах». Кстати, первая книга эпопеи так и называ­ лась: «Человек-собствен­ ник ». Интересно, что мощь тол­ стовского таланта, а еще больше — нравственного чув­ ства перевешивали, пересоз­ давали порою, казалось бы, самые незыблемые представ­ ления. Отказав в «Войне и мире» Наполеону в ореоле исключительного величия, усмотрев в нем самовлюблен­ ного властолюбца, готового ради собственных амбиций гнать на смерть толпы людей, Толстой заставил принять это видение даже французов, из­ начально благоговевших пе­ ред памятью императора. Идеализированный образ раз­ рушился. Жесткая ирония автора «Войны и мира», без­ жалостное разоблачение ду­ шевной мелкости, мелочнос­ ти легендарной фигуры ока­ зались сильнее любых псев- допатриотических стереоти­ пов. ИАнатоль Франс, напри­ мер, подхватил эту острую, сатирическую интонацию рус­ ского художника. Заметим еще раз: все это так или иначе обусловлено нравственной позицией Тол­ стого. Он отказывал в праве на бесчеловечность кому угодно, настаивая, что нет такой цели, что могла бы оп­ равдать насилие, пренебреже­ ние к жизни других людей. Толстой — писатель нор­ мы. А норма для него не ус- редненность и не посред­ ственность, а сила души, любви, красоты, сострада­ ния, абсолютное подчинение велениям совести. Чтобы жить по этим законам, не надо быть сверхчеловеком или святым. Достаточно ос­ таваться человеком. Сегодня мир по-прежнему болен, несовершенен, лишен гармонии, трагически разоб­ щен. Люди теряют опору, не­ редко готовы принять самые отвратительные программы существования или просто жить день за днем, как рас­ тения, — без правды, без смысла и надежды. И в этой, казалось бы, отчаянной ат­ мосфере нам, быть может, нужнее, дороже, спасительнее всех художников прошлого и настоящего именно Лев Тол­ стой, ибо он способен вернуть того, кто раскроет его книги, к той самой норме, к правде и душевной неуспокоенности, без которых умирают совесть, душа, человек, род и народ... Александра ЗАСИМОВА, доцент Института усовершенствования учителей. г. Липецк. На снимке: Толстой оста­ ется нашим современником. И когда мастера Липецкого академического театра дра­ мы, носящего имя писателя, ставили толстовскую пьесу «Живой труп», они вели ди­ алог с классиком не о дале­ ком прошлом, а о настоящем и будущем. 0 НАШЕМ АВТОРЕ Александра Ивановна Засимова — кандидат филологи­ ческих наук, доцент, преподавала в Воронежском педагоги­ ческом институте, Воронежском государственном универ­ ситете, Липецком педагогическом университете. В насто­ ящее время — доцент Липецкого Института усовершен­ ствования учителей. Специалист по зарубежной литера­ туре, автор исследований о творчестве Бальзака и других иностранных авторов, а также липецких прозаиков Раисы Торбан, Владимира Добрякова, Юлии Шифриной, Анатолия Баюканского и др. Автор пьесы о Герое Советского Союза Евгении Рудневой «Ромео и Джульетта в шинели», за ко­ торую удостоена звания лауреата IV Всероссийского кон­ курса драматургии в 2000 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz