Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

п о д ы т о ж и м ? « Р А Ш Е Н Ч А Р Т Е Р » : П О Т Р Е Б И Т Е Л Ь В С Е Г Д А Н Е П Р А В С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА О ТКРЫ ЛАСЬ ПРОСТАЯ ИСТИНА : ГОСУДАРСТВО ЗА НАС НЕ ОТВЕЧАЕТ И ОТВЕЧАТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯ Экономический романтизм наших реформаторов все больше разочаро­ вывает российскую общественность. Только что ей внушали, что прелесть рынка состоит в животворящей кон­ куренции производителей между со­ бой за каждый рубль потребителя, в результате которой снижаются цены на товары, растет их качество, а поку­ пателя просто носят на руках, ежеми­ нутно повторяя, что он всегда прав... Внушить-то внушили, а отношения между продавцом и покупателем как были совковыми, так и остались. Был такой старый анекдот: «Пациент: - До­ ктор, со мной что-то неладно - слышу одно, а вижу совсем другое. Доктор: - Извините, от марксизма-ленинизма не лечим». От марксизма-ленинизма Рос­ сия вроде бы освободилась, а бо­ лезнь осталась (наверное, сказывает­ ся большевистская психология, засев­ шая в головы наших «буржуазных ли­ бералов»). Рынок - не рынок, а диктат произ­ водителя во многих сферах даже уси­ лился. Демократы-либералы пытаются объяснить этот российский феномен тем, что якобы государство еще не совсем и не везде ушло из экономики. Мол, все упирается в государствен­ ный монополизм. Вот и мой однокурс­ ник Г.Х. Попов сетует на монополизм «Аэрофлота» как причину плохого ка­ чества обслуживания пассажиров («АиФ - Москва» №30, 2003 г.). 1 ав- риил Харитонович, ты мне друг, но ис­ тина дороже! Давно уже «Аэрофлот» потерял свое монопольное положе­ ние как внутри страны, так и на меж­ дународных авиалиниях. Появились «Трансаэро», авиакомпания «Си­ бирь», «Пулковские авиалинии», «Красноярские авиалинии», «Сочин­ ские авиалинии» и т.д. Однако от псевдоконкуренции между ними и «Аэрофлотом» пассажирам стало только хуже. Расскажу историю, невольным уча­ стником которой стал сам. 26 июля сего года «Красноярские авиалинии» должны были совершить рейс Малага - Москва (№ 7766). Вылет, согласно расписанию и билету, был назначен на 20 часов 10 минут (время москов­ ское). Фактически самолет Ту-154 взял курс на Москву в 0 часов 30 ми­ нут 27 июля по причине опоздания прибытия из Москвы. Около 5 часов утра самолет пошел на посадку в аэ­ ропорт «Домодедово». Авиапассажи­ ры в иллюминаторе уже отчетливо ви­ дели деревья, дома, машины. Вдруг самолет плавно стал набирать высо­ ту, восходящее солнце в безоблачном небе залило салон. Пассажиры с не­ доумением и тревогой стали вертеть головами и тревожно переговаривать­ ся. В это время из кабины пилотов вы­ шел член экипажа и, особо не таясь, бросил старшей стюардессе: «Спишь тут? А мы уже на Нижний давно ле­ тим». Буквально через мгновение в ди­ намиках прозвучал нежный голосок: «В связи с метеоусловиями аэропорта «Домодедово» наш самолет осущест­ вит посадку в Нижнем Новгороде». Шоковое состояние пассажиров труд­ но описать: идеальная видимость, без­ облачное небо, в конце концов, Мо­ сква располагает другими аэропорта­ ми - «Шереметьево», «Внуково», «Бы­ ково». Почему Нижний Новгород? Че­ рез час все стало очевидным: коман­ дир корабля решил заправиться горю­ чим в Нижнем по более выгодной це­ не. 156 пассажиров, среди которых 28 детей, были подвергнуты риску, бу­ дучи принудительно оставленными в салоне самолета при этой процедуре. Тот факт, что она относится к числу весьма рискованных, подтвердился ви-§ дом пожарной машины, подогнанной’! к самолету. Невозможно понять, чем|! бы могла помочь одна пожарная ко- 8 манда, если бы несчастье произошло* и запылало несколько тонн горючего? оЕ Пассажирам уж точно ничем. Но не будем о грустном. В 9 часов утра рейс /766 Малага - Москва бла­ гополучно приземлился в аэропорту «Домодедово» с опозданием на 8 ча­ сов. Конечно, по прибытии выясни­ лось, что ни по каким метеоусловиям ни «Домодедово», ни какой другой аэ­ ропорт столицы ни на минуту не за­ крывались, что справочные службы аэропорта встречающим не давали никакой информации о причинах столь серьезной задержки рейса 7766. Конечно, я теперь никогда не буду летать самолетами «Краснояр­ ских авиалиний» и буду активно отго­ варивать от этого своих друзей и чи­ тателей. Но в данном случае я пишу не жа­ лобу, а статью. И вот здесь надо при­ знать, что за все эти издевательства над пассажирами (за исключением вранья по поводу метеоусловий) ко­ мандир корабля юридически неподсу­ ден, а авиакомпания материальной ответственности не несет. Почему? Да потому, что это был чартерный рейс! Он относительно дешев. Но зато рас­ писание не является гарантированной услугой чартера. То есть самолет мо­ жет опоздать, он вообще может уле­ теть и прилететь не в тот день. Экипаж самолета имеет право даже не осу­ ществить посадку в том пункте, кото­ рый обозначен в билете. И никаких компенсаций пассажиру! Правда, об ную свободу от расписания в этом ви­ де авиаперевозок переплавляет в полный беспредел в отношении к сво­ им клиентам. Главный расход авиа­ компаний: топливо и оплата воздуш­ ных коридоров. Поэтому задача их менеджеров - искать дешевые точки заправки и сдвигать полеты по воз­ можности на ночное время (особенно на европейских маршрутах). Цена этому - многочасовые сидения пасса- этих широких правах чартерного авиаперевозчика в билете нигде не написано. А вот о лишении, прав пас­ сажира на возврат и обмен билета авиакомпания написать не забыла. Итак, все цинично: низкая цена би­ лета в обмен на произвол авиакомпа­ нии. Казалось бы, рыночный подход: хочешь летать по расписанию - плати дороже. Но это профанация рыноч­ ных отношений. Во-первых, россий­ ский чартер монополизировал весь летний авиарынок из Москвы в Евро­ пу, Турцию, Грецию и т.д. Многие рос­ сияне с удовольствием бы летали, на­ пример, чартером «Иберии». Но его нет. И здесь прямой вопрос к Мин­ трансу России: проводятся ли конкур­ сы альтернативных авиаперевозчи­ ков? Если нет, то почему, если да, то второе «почему»: почему в них побе­ ждают только российские авиакомпа­ нии, для которых клиент - быдло? Во- вторых, «Рашен чартер» относитель- жиров сначала в аэропортах, потом в самолетах с задраенными люками и без вентиляции. Но менеджера это не волнует. У него установка - максимум дохода любой ценой (в том числе и за счет бешеной эксплуатации авиатех­ ники). И вот здесь мы подходим, пожалуй, к самому главному. Вышеозначенным способом действует и менеджер пока еще государственного «Аэрофлота», и менеджер частной авиакомпании. Значит, главная проблема не в форме собственности, как нам твердили пос­ леднее десятилетие, а в грамотном менеджменте. Пригласите профессио­ нального менеджера, поставьте перед ним четкие экономические и социаль­ ные задачи, свяжите уровень решения этих задач с уровнем материального поощрения менеджера - и вы будете иметь в итоге эффективное управле­ ние хозяйственным объектом. А кому он юридически принадлежит - дело даже не второе, а десятое. Поэтому, когда слышишь призывы «Довести приватизацию до логического конца» или, наоборот, начать процесс депри­ ватизации, ей-богу, скулы сводит в зе­ воте. Как же можно быть равнодуш­ ным к собственной новейшей истории, к опыту сегодняшнего и вчерашнего дня? Сколько же можно наступать на одни и те же грабли? У затронутой нами проблемы есть еще один важный аспект. Наметим его пунктиром. Государство наше с первого дня рыночных реформ очень плотно (хотя и не всегда эффективно) работает с бизнесом. Оно придума­ ло и осуществило схему приватиза­ ции производственного капитала Рос­ сии, создавало систему уполномочен­ ных банков, залоговых аукционов, «равноудаляло» от себя олигархов и даже суетилось (пустые хлопоты) по поводу развития малого бизнеса. А вот идеей защиты прав потребителей наше государство как-то не проник­ лось. А ведь «потребители» - это, по­ просту говоря, народ, потенциальные избиратели. А государство от них от­ махивается. Создали «Общество за­ щиты прав потребителей» и успокои­ лись, мол, судитесь теперь с недобро­ совестными товаропроизводителями сами. Ну а как быть с тем же «Рашен чартером», который якобы на закон­ ных основаниях издевается над кли­ ентами? Может быть, законодательно ограничить его произвол и монопо­ лизм? Или другой пример. Оказывается, бороться с фальсификацией лекарств должны сами покупатели. Представи­ тели Минздрава объясняют по телеви­ дению, что покупатель должен обра­ щать внимание на степень защиты упаковки и даже на цену (!) лекарства. Дешевые, дескать, не берите! Навер­ ное, чиновники и отцы-реформаторы именно так трактуют тезис об уходе государства с рынка. Налоговая служ­ ба государства год от года укрепляет­ ся, службы контроля за качеством то­ варов и услуг день ото дня слабеют и теряют законодательную базу. Чинов­ ники недвусмысленно намекают биз­ несу: наживайтесь на потребителях любыми способами, не останавлива­ ясь перед прямым обманом, только делитесь с нами доходами - но тут уже без обмана! Николай ПЕТРАКОВ, академик РАН. э к о - н о в о с т ь «БЕЛАЗ» ВСЕ ЖЕ РОДСТВЕННИК Горняки Стойленского ГОКа, взвесив все «за» и «про­ тив», решили отказаться от за­ морской техники, а сделать ставку на белорусские «БелА- Зы». Эти машины обходятся комбинату вдвое дешевле. При этом их КПД в условиях рос­ сийских карьеров значительно выше. На закупку самосвалов уже выделено более 30 млн. рублей. Евгений СОСТИН. БЕЛГОРОД. И ДЕШЕВЛЕ, И ПРОЧНЕЕ, И ЧИЩЕ По-настоящему чистая вода пришла в дома жителей горо- да Мончегорска благодаря реализации социальной про­ граммы, одним из главных на­ правлений которой является замена металлических труб на полимерные. Последние и де­ шевле и долговечнее (они мо­ гут служить полвека). Кроме того, холодная вода в них со­ храняет • свои природные свойства. Василий БЕЛОУСОВ. МУРМАНСК. ЗАЙДЕТЕ В ВАГОН - НЕ УЗНАЕТЕ Тверской вагоностроитель­ ный завод, отметивший на днях свое 105-летие, остается един­ ственным в России заводом, выпускающим пассажирские вагоны. Сейчас коллектив при­ ступает к выпуску вагонов но­ вого поколения - намного ком­ фортнее тех, к которым мы привыкли, с обновленным ин­ терьером. Заказы на их изгото­ вление от Министерства путей сообщения уже получены. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. НА ШТРАФАХ НАВАРИЛИ УХУ Высокие «экологические» штрафы заставили химический комбинат «Азот» и местную ГРЭС бережнее относиться к окружающей среде. И сразу же в Шатском, Промском и Любовском водохранилищах под Новомосковском появи­ лась рыба. В них вольготно чувствуют себя караси, карпы и сазаны, которые попадают даже в Дон. А вскоре в эти во­ доемы из садков будет пересе­ лен толстолобик. По данным контрольных выловов, рыба хо­ рошо нагуливает вес, так что от 200 тысяч мальков, гуляю­ щих на воле, следует ожидать хорошего навара. Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. I К ТО У К О ГО И С К О Л Ь К О О ТКУ СИЛ Свое слово по поводу бурной деятельности Генпрокуратуры I | молвил и председатель Экспертного совета при Федеральной | _ комиссии по рынку ценных бумаг, бывший вице-премьер Алек- - I сандр ШОХИН: | «Если бизнес сумел в свое время откусить существенную . часть госсобственности, это не значит, что сейчас власть имеет ■ | право заниматься вымогательством. Это называется «откат»». | Р.5. Что-то вы путаете, А л е к с а н д р Н и к о л а е в и ч . Откат бы л ^ | п о л у ч е н с р а з у , к о г д а е щ е от к усы вали часть го с с о б ст в е н н о ст и . | убывшим в и ц е - п р е м ь е р а м это д о лж н о быть х о р о ш о и з в е ст н о . ЗА Г РАНЬЮ О Б О Й Д Е М С Я Б Е З Н А Р К О З А ОЧЕНЬ БОЛЕЗНЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ ПРОВЕДЕНА БЕЗ ВСЯКОЙ АНЕСТЕЗИИ ОСЛИНЫ Й ОСТРОВ ИМ ЕННО ТАК С НЕКОТОРЫХ ПО Р ИМЕНУЮТ М ОСКВИЧИ ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛ ЬНЫ Й ПАРК РОССИИ «ЛО СИНЫ Й ОСТРОВ » ЖИЗНЬ И КОШЕЛЕК Ему предстояло удалять полипозно-гнойное воспале­ ние носовых пазух. Опера­ ция вполне рядовая, если бы не странная просьба паци­ ента. Более трех часов док­ тор медицинских наук Ольга Бекузарова долбила и обте­ сывала носовые кости, уда­ ляла гнойные скопления (а это довольно болезненные процедуры!) без какой-либо анестезии. Факт из ряда вон. Если, конечно, не учитывать, что пациентом оказался извест­ ный в Дагестане психолог Анатолий Дзуцев, решивший на собственной, что называ­ ется, шкуре продемонстри­ ровать безграничные воз­ можности человека. Самым сложным для Анатолия ока­ залось уговорить хирурга Ольгу Бекузарову, с которой он знаком уже более двад­ цати лет и работает вместе с ней в 1 -й владикавказской поликлинике, решиться на столь неординарную проце­ дуру- - По правде, я не очень верила в успех подобной операции, - делилась позже своими впечатлениями Ольга Бекузарова. - Ведь по всем показаниям она является очень болезненной, пациент может просто не выдержать болевого шока. Но Дзуцев - человек необычных способ­ ностей, вот я и решилась... Анатолий, давно освоив­ ший методы так называемой саморегуляции, уверен, что человек способен влиять на свои чувства и ощущения, включая и болевые. Наркоз же, по его мнению, негатив­ но влияет на умственную де­ ятельность. И Дзуцев решил заменить наркоз погружени­ ем в транс. Для этого Анато­ лию потребовалось менее пяти минут перед операцией, после чего он спокойно пе­ реносил все манипуляции над собственной персоной и даже подбадривал хирургов. - Надрезы скальпелем не вызывали у нашего пациента никакой болевой реакции. Многие коллеги-медики, на­ блюдавшие за ходом опера­ ции, поначалу объясняли это необыкновенной выдержкой Дзуцева, но когда дело дош­ ло до дробления костей с помощью долота и молотка, всем стало ясно, что это дей­ ствительно работает его собственная «система от­ ключения», - рассказывает Ольга Бекузарова. Обычно подобные опера­ ции проводятся под общим наркозом, после которого пациенту требуется несколь­ ко дней, чтобы восстановить­ ся, прийти в себя. А Анато­ лий поднялся с операцион­ ного стола буквально сразу же по окончании операции и самостоятельно вернулся в палату. На другой же день он вообще отправился до­ мой. В больницу Анатолий приходил только на перевяз­ ку, причем и эти процедуры не затянулись надолго - за ­ живление раны происходило необыкновенно быстро, что было зафиксировано, как и сама операция, на видео­ пленку. Сейчас эта уникальная операция тщательно изуча­ ется медиками. Профессор Бекузарова известна своими операциями по лечению за ­ болеваний носовых пазух, но безнаркозную проводила впервые. Теперь она наме­ рена продолжить экспери­ менты в этой области, и Дзуцев будет ей в этом по­ могать. Сам Анатолий не считает случившееся чем-то необыч­ ным. Из своих 60 лет (кстати, выглядит он гораздо моложе и ощущает себя юным и те­ лом, и душой) почти 40 лет посвятил изучению йоги. С ее помощью он научился воздействовать на собствен­ ные нервные центры. Как практикующий психо­ лог Дзуцев диагностирует за ­ болевания и проводит лече­ ние с помощью биотоков. Он получил широкую из­ вестность за пределами рес­ публики, неоднократно бы­ вал на зарубежных конгрес­ сах по парапсихологии. На одном из таких форумов ин­ дийские врачи выявили у Анатолия Дзуцева необычай­ но высокие возможности, что подтвердило специальное исследование. После этого Дзуцев был приглашен на стажировку в университет Ананташрам в Индии, где смог усовершенствовать по­ знания в области йоги. Но круг интересов Дзуце­ ва не ограничивается только этим. В настоящее время он находится в Германии на за ­ щите докторской диссерта­ ции по теме «Социальная психотерапия и психиатрия». Воплотив на практике из­ вестную заповедь «Исцели себя сам», доктор Дзуцев наглядно продемонстриро­ вал огромные возможности человеческого организма. А заодно показал, как можно выживать в условиях скудно­ го финансирования нашей медицины. Осталось только научить азам йоги широкие массы россиян. Вот где скры­ ваются резервы для нашего обделенного вниманием и деньгами Минздрава! Елена БАДЯКИНА. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. Сотрудники единственного и самого крупного в мире лесно­ го заповедника внутри мегапо­ лиса (свыше 11 тысячи га) на днях тихонько отметили двад­ цать лет постановления Совми­ на РСФСР «О создании Государ­ ственного природного нацио­ нального парка «Лосиный ост­ ров». Громкие юбилейные торже­ ства перенесены на середину сентября. Причина банальна: многие ученые-биологи, приро- доохранники и чиновники нахо­ дятся в отпусках. Зато не отды­ хает Генпрокуратура РФ. Акку­ рат к торжествам планируется завершить изучение материа­ лов по самовольным застрой­ кам на территории «Лосиного острова» и возбудить против нарушителей уголовные дела. Вопиющие материалы проверки в прокуратуру передало Мини­ стерство природных ресурсов-. ...Конечно, Лосинке далеко не 20 лет. Заповедником лес­ ной массив в восьми километ­ рах от Кремля стал еще в XVI веке, при Иване Грозном. Тогда богат дичью и зверем». Лишь|[ спустя век, при царе Алексее ^ Михайловиче, «роща» была пе- о реименована в Лосиный остров 5 - государев лес, охраняемый казенным ведомством. Был соз­ дан соколиный двор, устраива­ лись псовые тонные охоты на лосей. До своего переезда в новую столицу - Санкт-Петер­ бург - царские охоты тут очень любил устраивать Петр I. А по­ следний российский император Николай I! в 1905 году еще раз своим указом причислил Лоси­ ный остров к заповедным ле­ сам. Советская власть вспомнила о Лосинке лишь в 1978 году и в третий раз назвала лесопарк «особо охраняемой территори­ ей». Но вот загадка, которую вашему корреспонденту не уда­ лось разгадать: нынешние ра­ ботники заповедника почему-то ведут отсчет с конца августа 1983 года. Объясняют это тем, что именно тогда лесной мас­ сив на северо-востоке Москвы был назван Национальным пар­ ком. Впрочем, какая разница, когда и чем назвали. Важнее суть. Экскурсоводы Лосиного ост­ рова любят рассказывать ино­ странным и прочим туристам, что заповедник, называемый «легкими столицы», занимает свыше трех тысяч гектаров в черте города. Там до сих пор живут 35 видов млекопитаю­ щих, гнездятся 84 вида птиц, обитают 3 вида пресмыкающих­ ся и 7 видов земноводных. По словам гидов, на этой террито­ рии и сейчас размножаются ло­ си и кабаны, сюда заходят ко­ сули и пятнистые олени, регу­ лярно выводят потомство куни­ ца и норка. Однажды потрясен­ ные этими рассказами француз­ ские экологи даже осмелились испить лосиноостровской води­ цы из родника - и, представьте, остались живы и здоровы. Правда, местные жители и сами лесники с некоторых пор называют свой любимый парк не иначе как «Ослиный ост­ ров». - Это потому, что ослов и лошадей у нас можно чаще встретить, чем лосей, - расска­ зывает лесничий, который убе­ дительно попросил не называть в газете его фамилию и согла­ сился беседовать исключитель­ но на условиях анонимности. - Последний раз пару лет назад я набрел на лосиху, только что родившую детеныша. Он еще не умел ходить, и мать облизы­ вала его мокрую шерсть. Уми­ лительная картина. Но надо смотреть правде в глаза: Лоси­ ный остров уже не приспособ­ лен для обитания диких зверей. Когда-то заповедник расчлени­ ла МКАД. С тех пор зверье не может из одной части Лосиного острова спокойно переходить в другую. Еще в парке сегодня полно бродячих собак, которые очень часто заражены бешен­ ством. Они заражают лис и других животных, опасная це­ почка бесконечна... Лесник еще рассказал, что территорию в 11 тысяч гекта­ ров охраняют всего шесть его коллег, вооруженных милицей­ скими дубинками. Зарплаты смешные. Поэтому приходится подрабатывать. Например, лес­ ники продают для коптилен мо­ сковских мясоперерабатываю­ щих заводов дрова из упавших деревьев. Вяжут березовые и дубовые веники для бани, они идут отлично, поскольку вокруг заповедника как грибы после дождя растут коттеджи с сауна­ ми. А еще с конюшнями и тен­ нисными кортами... Они уже ос­ новательно заступили границу заповедника. И это, по словам лесника, самая большая опас­ ность, которая грозит нынче Лосиному острову. С этим согласны и чиновни­ ки. И хотя «в целом территория парка охраняется хорошо, - го­ ворит в свою очередь заммини­ стра природных ресурсов РФ Кирилл Янков (кстати, именно по его инициативе в Лосином острове проводилась проку­ рорская проверка), - Минпри­ роды все же планирует увели­ чить штат охраны парка и про­ вести переобучение ее сотруд­ ников. И все же основная мас­ са правонарушений в Лосином острове связана с несогласо­ ванным возведением объектов на территории парка. Мы на­ считали более 160 фактов не­ законного захвата земель и строительства там жилых объе­ ктов. И это на «особо охраняе­ мой государством» лесной тер­ ритории! Например, со стороны Бала­ шихи районные власти отдали часть территории парка под кот­ теджи. Со стороны Москвы к за­ поведнику вплотную подступают гаражные кооперативы. Никаких документов, подтверждающих право занимать заповедную зе­ млю, ни у кого нет, да и быть не может. Но, выходит, можно и без формальностей? Среди зло­ стных нарушителей - совхоз «Де­ коративное садоводство», кото­ рый больше десяти лет назад вторгся на территорию парка, ряд объектов «Мосводокана­ ла»... Минприроды обвиняет в бе­ дах заповедника чиновников Москвы и Подмосковья. Кирилл Янков, например, уверен, что именно чиновники блокируют строительство лосиных перехо­ дов из одной части парка в другие. При этом региональ­ ные власти активно пользуются тем, что границы парка до сих пор четко не обозначены. Есте­ ственно, эта несогласованность трактуется далеко не в пользу Лосинки и ее бессловесных обитателей. Кирилл Янков об этом про­ сто не может спокойно гово­ рить: - Невероятно, но факт: ни в столице, ни в области по сей день не удается официально за­ регистрировать территорию парка. Москва же планирует изъять часть территории Лоси­ ного острова для строительства четвертого транспортного кольца, а также для расшире­ ния Ярославского и Щелков­ ского шоссе. Абсолютно игно­ рируется, что Лосиный остров находится не в местной, а в фе­ деральной собственности. И по закону пересматривать его гра­ ницы может только федераль­ ная власть... Интересно, что первыми тре­ вогу по поводу незаконной за­ стройки заповедника забили рядовые москвичи, живущие вблизи национального парка. Жильцы района Сокольники бу­ квально засыпали жалобами различные инстанции, но ника­ ких вразумительных ответов так и не получили. Такое отношение чиновни­ ков объяснил эксперт компании «ИНКОМ-Недвижимость» Гри­ горий Бессарабов: - Статус особо охраняемой территории значительно подни­ мает цену одного квадратного метра, - говорит он. - Людям со средствами «выбить» участок под строительство не составля­ ет особого труда. Делов-то - за различные экспертизы, без ко­ торых строительство дома не­ возможно, надо заплатить нуж­ ным людям. Все договоренности между риэлторами и чиновника­ ми оформляются, похоже, в уст­ ной форме. И именно поэтому ни у кого из тех, кто обвинен в самовольном захвате земли, нет документов на участок... Так или иначе Министерство природных ресурсов настаивает на том, чтобы все нарушители были наказаны. «Велико ли на­ казание?» - поинтересовались мы. - Людям, виновным в неза­ конном захвате заповедных зе­ мель, - ответили нам в Генпро­ куратуре, - «светит» ответствен­ ность как минимум по двум статьям УК РФ: по 330-й преду­ смотрен штраф до 20 тысяч рублей, а по 262-й - до 50 ты­ сяч рублей. Порядок цифр, по которым продается и покупается запо­ ведная земля Лосиного остро­ ва, никем не называется. По договоренности... Ясно одно - цифры штрафов и стоимость устных земельных сделок несо­ поставимы. Иван ГРАКУН. у*?'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz