Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
п о д ы т о ж и м ? « Р А Ш Е Н Ч А Р Т Е Р » : П О Т Р Е Б И Т Е Л Ь В С Е Г Д А Н Е П Р А В С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА О ТКРЫ ЛАСЬ ПРОСТАЯ ИСТИНА : ГОСУДАРСТВО ЗА НАС НЕ ОТВЕЧАЕТ И ОТВЕЧАТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯ Экономический романтизм наших реформаторов все больше разочаро вывает российскую общественность. Только что ей внушали, что прелесть рынка состоит в животворящей кон куренции производителей между со бой за каждый рубль потребителя, в результате которой снижаются цены на товары, растет их качество, а поку пателя просто носят на руках, ежеми нутно повторяя, что он всегда прав... Внушить-то внушили, а отношения между продавцом и покупателем как были совковыми, так и остались. Был такой старый анекдот: «Пациент: - До ктор, со мной что-то неладно - слышу одно, а вижу совсем другое. Доктор: - Извините, от марксизма-ленинизма не лечим». От марксизма-ленинизма Рос сия вроде бы освободилась, а бо лезнь осталась (наверное, сказывает ся большевистская психология, засев шая в головы наших «буржуазных ли бералов»). Рынок - не рынок, а диктат произ водителя во многих сферах даже уси лился. Демократы-либералы пытаются объяснить этот российский феномен тем, что якобы государство еще не совсем и не везде ушло из экономики. Мол, все упирается в государствен ный монополизм. Вот и мой однокурс ник Г.Х. Попов сетует на монополизм «Аэрофлота» как причину плохого ка чества обслуживания пассажиров («АиФ - Москва» №30, 2003 г.). 1 ав- риил Харитонович, ты мне друг, но ис тина дороже! Давно уже «Аэрофлот» потерял свое монопольное положе ние как внутри страны, так и на меж дународных авиалиниях. Появились «Трансаэро», авиакомпания «Си бирь», «Пулковские авиалинии», «Красноярские авиалинии», «Сочин ские авиалинии» и т.д. Однако от псевдоконкуренции между ними и «Аэрофлотом» пассажирам стало только хуже. Расскажу историю, невольным уча стником которой стал сам. 26 июля сего года «Красноярские авиалинии» должны были совершить рейс Малага - Москва (№ 7766). Вылет, согласно расписанию и билету, был назначен на 20 часов 10 минут (время москов ское). Фактически самолет Ту-154 взял курс на Москву в 0 часов 30 ми нут 27 июля по причине опоздания прибытия из Москвы. Около 5 часов утра самолет пошел на посадку в аэ ропорт «Домодедово». Авиапассажи ры в иллюминаторе уже отчетливо ви дели деревья, дома, машины. Вдруг самолет плавно стал набирать высо ту, восходящее солнце в безоблачном небе залило салон. Пассажиры с не доумением и тревогой стали вертеть головами и тревожно переговаривать ся. В это время из кабины пилотов вы шел член экипажа и, особо не таясь, бросил старшей стюардессе: «Спишь тут? А мы уже на Нижний давно ле тим». Буквально через мгновение в ди намиках прозвучал нежный голосок: «В связи с метеоусловиями аэропорта «Домодедово» наш самолет осущест вит посадку в Нижнем Новгороде». Шоковое состояние пассажиров труд но описать: идеальная видимость, без облачное небо, в конце концов, Мо сква располагает другими аэропорта ми - «Шереметьево», «Внуково», «Бы ково». Почему Нижний Новгород? Че рез час все стало очевидным: коман дир корабля решил заправиться горю чим в Нижнем по более выгодной це не. 156 пассажиров, среди которых 28 детей, были подвергнуты риску, бу дучи принудительно оставленными в салоне самолета при этой процедуре. Тот факт, что она относится к числу весьма рискованных, подтвердился ви-§ дом пожарной машины, подогнанной’! к самолету. Невозможно понять, чем|! бы могла помочь одна пожарная ко- 8 манда, если бы несчастье произошло* и запылало несколько тонн горючего? оЕ Пассажирам уж точно ничем. Но не будем о грустном. В 9 часов утра рейс /766 Малага - Москва бла гополучно приземлился в аэропорту «Домодедово» с опозданием на 8 ча сов. Конечно, по прибытии выясни лось, что ни по каким метеоусловиям ни «Домодедово», ни какой другой аэ ропорт столицы ни на минуту не за крывались, что справочные службы аэропорта встречающим не давали никакой информации о причинах столь серьезной задержки рейса 7766. Конечно, я теперь никогда не буду летать самолетами «Краснояр ских авиалиний» и буду активно отго варивать от этого своих друзей и чи тателей. Но в данном случае я пишу не жа лобу, а статью. И вот здесь надо при знать, что за все эти издевательства над пассажирами (за исключением вранья по поводу метеоусловий) ко мандир корабля юридически неподсу ден, а авиакомпания материальной ответственности не несет. Почему? Да потому, что это был чартерный рейс! Он относительно дешев. Но зато рас писание не является гарантированной услугой чартера. То есть самолет мо жет опоздать, он вообще может уле теть и прилететь не в тот день. Экипаж самолета имеет право даже не осу ществить посадку в том пункте, кото рый обозначен в билете. И никаких компенсаций пассажиру! Правда, об ную свободу от расписания в этом ви де авиаперевозок переплавляет в полный беспредел в отношении к сво им клиентам. Главный расход авиа компаний: топливо и оплата воздуш ных коридоров. Поэтому задача их менеджеров - искать дешевые точки заправки и сдвигать полеты по воз можности на ночное время (особенно на европейских маршрутах). Цена этому - многочасовые сидения пасса- этих широких правах чартерного авиаперевозчика в билете нигде не написано. А вот о лишении, прав пас сажира на возврат и обмен билета авиакомпания написать не забыла. Итак, все цинично: низкая цена би лета в обмен на произвол авиакомпа нии. Казалось бы, рыночный подход: хочешь летать по расписанию - плати дороже. Но это профанация рыноч ных отношений. Во-первых, россий ский чартер монополизировал весь летний авиарынок из Москвы в Евро пу, Турцию, Грецию и т.д. Многие рос сияне с удовольствием бы летали, на пример, чартером «Иберии». Но его нет. И здесь прямой вопрос к Мин трансу России: проводятся ли конкур сы альтернативных авиаперевозчи ков? Если нет, то почему, если да, то второе «почему»: почему в них побе ждают только российские авиакомпа нии, для которых клиент - быдло? Во- вторых, «Рашен чартер» относитель- жиров сначала в аэропортах, потом в самолетах с задраенными люками и без вентиляции. Но менеджера это не волнует. У него установка - максимум дохода любой ценой (в том числе и за счет бешеной эксплуатации авиатех ники). И вот здесь мы подходим, пожалуй, к самому главному. Вышеозначенным способом действует и менеджер пока еще государственного «Аэрофлота», и менеджер частной авиакомпании. Значит, главная проблема не в форме собственности, как нам твердили пос леднее десятилетие, а в грамотном менеджменте. Пригласите профессио нального менеджера, поставьте перед ним четкие экономические и социаль ные задачи, свяжите уровень решения этих задач с уровнем материального поощрения менеджера - и вы будете иметь в итоге эффективное управле ние хозяйственным объектом. А кому он юридически принадлежит - дело даже не второе, а десятое. Поэтому, когда слышишь призывы «Довести приватизацию до логического конца» или, наоборот, начать процесс депри ватизации, ей-богу, скулы сводит в зе воте. Как же можно быть равнодуш ным к собственной новейшей истории, к опыту сегодняшнего и вчерашнего дня? Сколько же можно наступать на одни и те же грабли? У затронутой нами проблемы есть еще один важный аспект. Наметим его пунктиром. Государство наше с первого дня рыночных реформ очень плотно (хотя и не всегда эффективно) работает с бизнесом. Оно придума ло и осуществило схему приватиза ции производственного капитала Рос сии, создавало систему уполномочен ных банков, залоговых аукционов, «равноудаляло» от себя олигархов и даже суетилось (пустые хлопоты) по поводу развития малого бизнеса. А вот идеей защиты прав потребителей наше государство как-то не проник лось. А ведь «потребители» - это, по просту говоря, народ, потенциальные избиратели. А государство от них от махивается. Создали «Общество за щиты прав потребителей» и успокои лись, мол, судитесь теперь с недобро совестными товаропроизводителями сами. Ну а как быть с тем же «Рашен чартером», который якобы на закон ных основаниях издевается над кли ентами? Может быть, законодательно ограничить его произвол и монопо лизм? Или другой пример. Оказывается, бороться с фальсификацией лекарств должны сами покупатели. Представи тели Минздрава объясняют по телеви дению, что покупатель должен обра щать внимание на степень защиты упаковки и даже на цену (!) лекарства. Дешевые, дескать, не берите! Навер ное, чиновники и отцы-реформаторы именно так трактуют тезис об уходе государства с рынка. Налоговая служ ба государства год от года укрепляет ся, службы контроля за качеством то варов и услуг день ото дня слабеют и теряют законодательную базу. Чинов ники недвусмысленно намекают биз несу: наживайтесь на потребителях любыми способами, не останавлива ясь перед прямым обманом, только делитесь с нами доходами - но тут уже без обмана! Николай ПЕТРАКОВ, академик РАН. э к о - н о в о с т ь «БЕЛАЗ» ВСЕ ЖЕ РОДСТВЕННИК Горняки Стойленского ГОКа, взвесив все «за» и «про тив», решили отказаться от за морской техники, а сделать ставку на белорусские «БелА- Зы». Эти машины обходятся комбинату вдвое дешевле. При этом их КПД в условиях рос сийских карьеров значительно выше. На закупку самосвалов уже выделено более 30 млн. рублей. Евгений СОСТИН. БЕЛГОРОД. И ДЕШЕВЛЕ, И ПРОЧНЕЕ, И ЧИЩЕ По-настоящему чистая вода пришла в дома жителей горо- да Мончегорска благодаря реализации социальной про граммы, одним из главных на правлений которой является замена металлических труб на полимерные. Последние и де шевле и долговечнее (они мо гут служить полвека). Кроме того, холодная вода в них со храняет • свои природные свойства. Василий БЕЛОУСОВ. МУРМАНСК. ЗАЙДЕТЕ В ВАГОН - НЕ УЗНАЕТЕ Тверской вагоностроитель ный завод, отметивший на днях свое 105-летие, остается един ственным в России заводом, выпускающим пассажирские вагоны. Сейчас коллектив при ступает к выпуску вагонов но вого поколения - намного ком фортнее тех, к которым мы привыкли, с обновленным ин терьером. Заказы на их изгото вление от Министерства путей сообщения уже получены. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. НА ШТРАФАХ НАВАРИЛИ УХУ Высокие «экологические» штрафы заставили химический комбинат «Азот» и местную ГРЭС бережнее относиться к окружающей среде. И сразу же в Шатском, Промском и Любовском водохранилищах под Новомосковском появи лась рыба. В них вольготно чувствуют себя караси, карпы и сазаны, которые попадают даже в Дон. А вскоре в эти во доемы из садков будет пересе лен толстолобик. По данным контрольных выловов, рыба хо рошо нагуливает вес, так что от 200 тысяч мальков, гуляю щих на воле, следует ожидать хорошего навара. Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. I К ТО У К О ГО И С К О Л Ь К О О ТКУ СИЛ Свое слово по поводу бурной деятельности Генпрокуратуры I | молвил и председатель Экспертного совета при Федеральной | _ комиссии по рынку ценных бумаг, бывший вице-премьер Алек- - I сандр ШОХИН: | «Если бизнес сумел в свое время откусить существенную . часть госсобственности, это не значит, что сейчас власть имеет ■ | право заниматься вымогательством. Это называется «откат»». | Р.5. Что-то вы путаете, А л е к с а н д р Н и к о л а е в и ч . Откат бы л ^ | п о л у ч е н с р а з у , к о г д а е щ е от к усы вали часть го с с о б ст в е н н о ст и . | убывшим в и ц е - п р е м ь е р а м это д о лж н о быть х о р о ш о и з в е ст н о . ЗА Г РАНЬЮ О Б О Й Д Е М С Я Б Е З Н А Р К О З А ОЧЕНЬ БОЛЕЗНЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ ПРОВЕДЕНА БЕЗ ВСЯКОЙ АНЕСТЕЗИИ ОСЛИНЫ Й ОСТРОВ ИМ ЕННО ТАК С НЕКОТОРЫХ ПО Р ИМЕНУЮТ М ОСКВИЧИ ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛ ЬНЫ Й ПАРК РОССИИ «ЛО СИНЫ Й ОСТРОВ » ЖИЗНЬ И КОШЕЛЕК Ему предстояло удалять полипозно-гнойное воспале ние носовых пазух. Опера ция вполне рядовая, если бы не странная просьба паци ента. Более трех часов док тор медицинских наук Ольга Бекузарова долбила и обте сывала носовые кости, уда ляла гнойные скопления (а это довольно болезненные процедуры!) без какой-либо анестезии. Факт из ряда вон. Если, конечно, не учитывать, что пациентом оказался извест ный в Дагестане психолог Анатолий Дзуцев, решивший на собственной, что называ ется, шкуре продемонстри ровать безграничные воз можности человека. Самым сложным для Анатолия ока залось уговорить хирурга Ольгу Бекузарову, с которой он знаком уже более двад цати лет и работает вместе с ней в 1 -й владикавказской поликлинике, решиться на столь неординарную проце дуру- - По правде, я не очень верила в успех подобной операции, - делилась позже своими впечатлениями Ольга Бекузарова. - Ведь по всем показаниям она является очень болезненной, пациент может просто не выдержать болевого шока. Но Дзуцев - человек необычных способ ностей, вот я и решилась... Анатолий, давно освоив ший методы так называемой саморегуляции, уверен, что человек способен влиять на свои чувства и ощущения, включая и болевые. Наркоз же, по его мнению, негатив но влияет на умственную де ятельность. И Дзуцев решил заменить наркоз погружени ем в транс. Для этого Анато лию потребовалось менее пяти минут перед операцией, после чего он спокойно пе реносил все манипуляции над собственной персоной и даже подбадривал хирургов. - Надрезы скальпелем не вызывали у нашего пациента никакой болевой реакции. Многие коллеги-медики, на блюдавшие за ходом опера ции, поначалу объясняли это необыкновенной выдержкой Дзуцева, но когда дело дош ло до дробления костей с помощью долота и молотка, всем стало ясно, что это дей ствительно работает его собственная «система от ключения», - рассказывает Ольга Бекузарова. Обычно подобные опера ции проводятся под общим наркозом, после которого пациенту требуется несколь ко дней, чтобы восстановить ся, прийти в себя. А Анато лий поднялся с операцион ного стола буквально сразу же по окончании операции и самостоятельно вернулся в палату. На другой же день он вообще отправился до мой. В больницу Анатолий приходил только на перевяз ку, причем и эти процедуры не затянулись надолго - за живление раны происходило необыкновенно быстро, что было зафиксировано, как и сама операция, на видео пленку. Сейчас эта уникальная операция тщательно изуча ется медиками. Профессор Бекузарова известна своими операциями по лечению за болеваний носовых пазух, но безнаркозную проводила впервые. Теперь она наме рена продолжить экспери менты в этой области, и Дзуцев будет ей в этом по могать. Сам Анатолий не считает случившееся чем-то необыч ным. Из своих 60 лет (кстати, выглядит он гораздо моложе и ощущает себя юным и те лом, и душой) почти 40 лет посвятил изучению йоги. С ее помощью он научился воздействовать на собствен ные нервные центры. Как практикующий психо лог Дзуцев диагностирует за болевания и проводит лече ние с помощью биотоков. Он получил широкую из вестность за пределами рес публики, неоднократно бы вал на зарубежных конгрес сах по парапсихологии. На одном из таких форумов ин дийские врачи выявили у Анатолия Дзуцева необычай но высокие возможности, что подтвердило специальное исследование. После этого Дзуцев был приглашен на стажировку в университет Ананташрам в Индии, где смог усовершенствовать по знания в области йоги. Но круг интересов Дзуце ва не ограничивается только этим. В настоящее время он находится в Германии на за щите докторской диссерта ции по теме «Социальная психотерапия и психиатрия». Воплотив на практике из вестную заповедь «Исцели себя сам», доктор Дзуцев наглядно продемонстриро вал огромные возможности человеческого организма. А заодно показал, как можно выживать в условиях скудно го финансирования нашей медицины. Осталось только научить азам йоги широкие массы россиян. Вот где скры ваются резервы для нашего обделенного вниманием и деньгами Минздрава! Елена БАДЯКИНА. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. Сотрудники единственного и самого крупного в мире лесно го заповедника внутри мегапо лиса (свыше 11 тысячи га) на днях тихонько отметили двад цать лет постановления Совми на РСФСР «О создании Государ ственного природного нацио нального парка «Лосиный ост ров». Громкие юбилейные торже ства перенесены на середину сентября. Причина банальна: многие ученые-биологи, приро- доохранники и чиновники нахо дятся в отпусках. Зато не отды хает Генпрокуратура РФ. Акку рат к торжествам планируется завершить изучение материа лов по самовольным застрой кам на территории «Лосиного острова» и возбудить против нарушителей уголовные дела. Вопиющие материалы проверки в прокуратуру передало Мини стерство природных ресурсов-. ...Конечно, Лосинке далеко не 20 лет. Заповедником лес ной массив в восьми километ рах от Кремля стал еще в XVI веке, при Иване Грозном. Тогда богат дичью и зверем». Лишь|[ спустя век, при царе Алексее ^ Михайловиче, «роща» была пе- о реименована в Лосиный остров 5 - государев лес, охраняемый казенным ведомством. Был соз дан соколиный двор, устраива лись псовые тонные охоты на лосей. До своего переезда в новую столицу - Санкт-Петер бург - царские охоты тут очень любил устраивать Петр I. А по следний российский император Николай I! в 1905 году еще раз своим указом причислил Лоси ный остров к заповедным ле сам. Советская власть вспомнила о Лосинке лишь в 1978 году и в третий раз назвала лесопарк «особо охраняемой территори ей». Но вот загадка, которую вашему корреспонденту не уда лось разгадать: нынешние ра ботники заповедника почему-то ведут отсчет с конца августа 1983 года. Объясняют это тем, что именно тогда лесной мас сив на северо-востоке Москвы был назван Национальным пар ком. Впрочем, какая разница, когда и чем назвали. Важнее суть. Экскурсоводы Лосиного ост рова любят рассказывать ино странным и прочим туристам, что заповедник, называемый «легкими столицы», занимает свыше трех тысяч гектаров в черте города. Там до сих пор живут 35 видов млекопитаю щих, гнездятся 84 вида птиц, обитают 3 вида пресмыкающих ся и 7 видов земноводных. По словам гидов, на этой террито рии и сейчас размножаются ло си и кабаны, сюда заходят ко сули и пятнистые олени, регу лярно выводят потомство куни ца и норка. Однажды потрясен ные этими рассказами француз ские экологи даже осмелились испить лосиноостровской води цы из родника - и, представьте, остались живы и здоровы. Правда, местные жители и сами лесники с некоторых пор называют свой любимый парк не иначе как «Ослиный ост ров». - Это потому, что ослов и лошадей у нас можно чаще встретить, чем лосей, - расска зывает лесничий, который убе дительно попросил не называть в газете его фамилию и согла сился беседовать исключитель но на условиях анонимности. - Последний раз пару лет назад я набрел на лосиху, только что родившую детеныша. Он еще не умел ходить, и мать облизы вала его мокрую шерсть. Уми лительная картина. Но надо смотреть правде в глаза: Лоси ный остров уже не приспособ лен для обитания диких зверей. Когда-то заповедник расчлени ла МКАД. С тех пор зверье не может из одной части Лосиного острова спокойно переходить в другую. Еще в парке сегодня полно бродячих собак, которые очень часто заражены бешен ством. Они заражают лис и других животных, опасная це почка бесконечна... Лесник еще рассказал, что территорию в 11 тысяч гекта ров охраняют всего шесть его коллег, вооруженных милицей скими дубинками. Зарплаты смешные. Поэтому приходится подрабатывать. Например, лес ники продают для коптилен мо сковских мясоперерабатываю щих заводов дрова из упавших деревьев. Вяжут березовые и дубовые веники для бани, они идут отлично, поскольку вокруг заповедника как грибы после дождя растут коттеджи с сауна ми. А еще с конюшнями и тен нисными кортами... Они уже ос новательно заступили границу заповедника. И это, по словам лесника, самая большая опас ность, которая грозит нынче Лосиному острову. С этим согласны и чиновни ки. И хотя «в целом территория парка охраняется хорошо, - го ворит в свою очередь заммини стра природных ресурсов РФ Кирилл Янков (кстати, именно по его инициативе в Лосином острове проводилась проку рорская проверка), - Минпри роды все же планирует увели чить штат охраны парка и про вести переобучение ее сотруд ников. И все же основная мас са правонарушений в Лосином острове связана с несогласо ванным возведением объектов на территории парка. Мы на считали более 160 фактов не законного захвата земель и строительства там жилых объе ктов. И это на «особо охраняе мой государством» лесной тер ритории! Например, со стороны Бала шихи районные власти отдали часть территории парка под кот теджи. Со стороны Москвы к за поведнику вплотную подступают гаражные кооперативы. Никаких документов, подтверждающих право занимать заповедную зе млю, ни у кого нет, да и быть не может. Но, выходит, можно и без формальностей? Среди зло стных нарушителей - совхоз «Де коративное садоводство», кото рый больше десяти лет назад вторгся на территорию парка, ряд объектов «Мосводокана ла»... Минприроды обвиняет в бе дах заповедника чиновников Москвы и Подмосковья. Кирилл Янков, например, уверен, что именно чиновники блокируют строительство лосиных перехо дов из одной части парка в другие. При этом региональ ные власти активно пользуются тем, что границы парка до сих пор четко не обозначены. Есте ственно, эта несогласованность трактуется далеко не в пользу Лосинки и ее бессловесных обитателей. Кирилл Янков об этом про сто не может спокойно гово рить: - Невероятно, но факт: ни в столице, ни в области по сей день не удается официально за регистрировать территорию парка. Москва же планирует изъять часть территории Лоси ного острова для строительства четвертого транспортного кольца, а также для расшире ния Ярославского и Щелков ского шоссе. Абсолютно игно рируется, что Лосиный остров находится не в местной, а в фе деральной собственности. И по закону пересматривать его гра ницы может только федераль ная власть... Интересно, что первыми тре вогу по поводу незаконной за стройки заповедника забили рядовые москвичи, живущие вблизи национального парка. Жильцы района Сокольники бу квально засыпали жалобами различные инстанции, но ника ких вразумительных ответов так и не получили. Такое отношение чиновни ков объяснил эксперт компании «ИНКОМ-Недвижимость» Гри горий Бессарабов: - Статус особо охраняемой территории значительно подни мает цену одного квадратного метра, - говорит он. - Людям со средствами «выбить» участок под строительство не составля ет особого труда. Делов-то - за различные экспертизы, без ко торых строительство дома не возможно, надо заплатить нуж ным людям. Все договоренности между риэлторами и чиновника ми оформляются, похоже, в уст ной форме. И именно поэтому ни у кого из тех, кто обвинен в самовольном захвате земли, нет документов на участок... Так или иначе Министерство природных ресурсов настаивает на том, чтобы все нарушители были наказаны. «Велико ли на казание?» - поинтересовались мы. - Людям, виновным в неза конном захвате заповедных зе мель, - ответили нам в Генпро куратуре, - «светит» ответствен ность как минимум по двум статьям УК РФ: по 330-й преду смотрен штраф до 20 тысяч рублей, а по 262-й - до 50 ты сяч рублей. Порядок цифр, по которым продается и покупается запо ведная земля Лосиного остро ва, никем не называется. По договоренности... Ясно одно - цифры штрафов и стоимость устных земельных сделок несо поставимы. Иван ГРАКУН. у*?'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz