Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
■' Ш И : Ш И .. у : : .... :|Ш §1:у:;;.У. ... : ШИПЕЦКАЯ •Я газета Й ПРОСТО СЛУЧАИ КТО-ТО ТЕМП, КТО-ТО НАХОДИТ... Вынигденеобронилизолотуюцепочку,любезныйчитатель? Среди примелькавших ся объявлений («Воды не будет», «Похудеть к лету», «Срочно куплю квартиру в в аш ем дом е» ) н а д в е р и моего подъезда появилось ч т о - т о н е о ж и д а н н о е : «Найдена серебряная ц е почка в эти выходные. По тер я вш е го п рош у о б р а щаться по адресу ...» П р а в д а , н а с л е д у ю щ и й д ен ь этот л и ст оч ек з а к л е и ли д р у г и м , н у б у д т о н ар оч н о : «Ю в ел и р ны й м а г а з и н при гл аш а ет вас сд ел а ть п о к у п к у . . .» М еня , тем н е м ен е е , з а ин т ер есов ал о п ер в о е . А тут ещ е брат к ст а ти р а с ск а з а л и ст ор ию , к ак его о д н о к л а с с ник п о т ерял в ш к ол е з о л о ты е ц е п о ч к у и к р е с т и к . С п о х в а т и л с я г д е - т о ч е р е з п олч а са , но так и о ст ал ся ни с ч е м . К о н е ч н о , п р о п а ж у к то -то н аш ел . Д а н е в ер н у л . М еж д у п р оч им , свой св о ем у н е в ерн ул . Н и за сп а си б о , ни з а в о зн а г р аж д е н и е , к отор о е о б ещ а л в л а д ел ец в р а с к л е е н н ы х п о в с е й ш к о л е б у м а ж к а х . . . Н о на с ей р а з н аш едш и й в зы в а л к п о т е р я в ш ем у . И м н е за х о т ел о с ь уви д еть ав тор а о бъ я в л ен и я и п олю б о пы тствовать , ск ол ьк о ч е л о век у ж е обр а ти л и сь на сч ет ц е п о ч к и . . . — Д а п ок а ещ е н и к т о , — с к а з а л а О л ь га Д ю к а р е в а . Она п р и гл а си л а м ен я за й т и в к в а р т и р у , н а с л о в о , н е сп р аш и в ая у д о в л е т в о р ен и я , п ов ери в , что я , так ая лю б о пы тн а я , и з г а зеты . — О с т а в и т ь н а х о д к у с е б е ? — у д и в и л а с ь м о е м у п ер в ом у в оп р о су Ольга В а си л ь ев н а . - Д а что вы! Грех ж е . . . Н а ч уж ом сча стье сво- I ч ' : 4 -к'' ^ ' * ' '''' ' " 1| р | | | $**|§| |Ц111|| е г о н е п о стр оиш ь . — Н у а е сл и бы это т о л сты й к ош ел ек был? — н а п и р ал а я . — Д а к а к а я р а з н и ц а ? М не у ж е ск ол ьк о п р и х о д и ло сь возвращ ать забы ты е к о ш ел ьк и , б а р с етк и , д о к у м е н ты . П ок уп а т ел и т ак и е р а с с е я н н ы е . (О льга В а с и л ь е в н а р а бота ет п р одавц ом в га ст р о н о м е ) . П о т ом п р и х о д я т , как о бр еч енны е : — «Н е н а х о д и л и ? » — « Н а х о д и л а ! » Т ак о н и , б е д н я ги , так обр а д ую т с я , что , бы вает , и сп а си б о ск а за т ь з а б у д у т . Н у а я р а д ую с ь с н им и и з а н и х . М ож е т , п о т ом у , что х о р ош о ТТП«ТВТЦЙО гтт? <эат! е е , а та — св еж а я и н е т а к ая сол ен ая . П осм отрят с с о м н ен и ем и п ок уп аю т т у , к о торую сам и вы брали . Д а ещ е и п ов орч ат , м ол , б е з вас р а з б ер ем ся . — Н у а к о г д а - н и б у д ь бы ло , что х о з я и н п о т ер и н е н аш ел ся ? — п р о д о л ж аю я пы тать Ольгу В а си л ь ев н у . — Бы ло , — вм еш ал ся в р а зг о в о р улы бчи вы й ш е с т н а дц а т и л етн и й С аш а , к о т о ры й л етом п одрабаты вал на стр ойк е . К ак -то он н аш ел н а у л и ц е ф у тл я р с о ч к ам и . П оп р о сил м ать , п о сп р аш ай , м ол , у с т а р уш ек в о зл е д ом а , чьи он и . «Мои!» — тв ердо о т в е ч а л и х о р о м с т а р уш к и . Н о при эт ом н е м о гли р а с ск а за т ь , в к ак ом ф у тл я р е л е ж а л и «и х» о ч к и , в к ак ой п л а точ ек бы ли зав ер н у ты . — Ольга В а си л ь ев н а , — у ж е п р ощ а я сь , п олю бопы т ствовала я , — а е сл и и вл а д е л е ц ц еп о ч к и с кр естик ом н е н ай д ет ся ? — О тн есу в ц ерк овь . . . .П р и д я д ом о й , я р еш и л а п р ов е сти н ебол ьш ой э к с п ерим ен т : д а л а два о бъ я в л е ни я в р а зны е га зеты . В одн у , ч т о , м ол , бы ла н ай д ен а с е р ебрян ая ц еп оч к а , в др у гую , что н аш л и зо л о т ую . По п ер в ом у о бъ я вл ен ию ник то н е п о зв о н и л . А вот по в т о р ом у — д в о е . Д е в уш к а уточн я ла м есто м оей «н а х о д к и » , к о т ор о е явно н е совп а д ал о с м естом е е п о т ери . А м уж ч и н а с хар ак т ерны м ак центом прямо пр едл ож ил к у пить у м ен я «м о е зол о т о » : «Х ар аш о з а п л а ч у в еть » . Мне, к стати , ср а зу вспом н и л ся ещ е о ди н сл уч ай — с м о ей т е т ей , к отор ая н еч а я н но ур он и л а с балк он а суш и в ш и й ся д и в а н д е к . П ок а она сп у ск а л а с ь с в о сьм о го э т а ж а , д и в ан д ек (н е к ом п л ек т , а всего лиш ь н ак и дк а с о д ного кресла ) б ессл едно и сч ез . Т е т я п о в е с и л а во в с е х п о д ъ е з д а х б л и ж н и х д ом о в о б ъ я в л е н и я : в е р н и т е . О т к л и к н ул а сь тольк о к ак ая -то б а б у л ьк а с вы ц в етш им п о кры в алом , н ав ер н о е , со сво его див ан а : «Н е ваш е? Н у , ладно . Н о , м ож ет , купить х о тите? » В п р о ч ем , с л у ч а е т с я по - в ся к ом у . Мой в еселы й д р у г С ер еж а , п о с ея вш и й на р а б о те часы , добр о сов естн о ок л е ил с т ены к а б и н е т о в к о р о тенькими запи сочками : «По т ер я л о с ь в р ем я . Э л ек т р он н о е , с ж е л е зны м бр а сл етом . Н аш е дш и й , у ч т и т е , вам оно в се р авн о н е п ри б а в и т ся !» Часы н аш ли сь ч ер е з н ед елю . А в о о бщ е — ж а л ь , ч т о о бъ я в л ен и я о п о т е р я х о п е р еж аю т объ я вл ен и я о н а х о д к а х . И что п ер вы х гор а зд о б о л ьш е , ч ем в т о р ы х . В от е сл и к о г д а -н и б у д ь б у д ет н а о б о р о т , т о , с о г л а с и т е с ь , ж и т ь ст ан ет и л е гч е , и в е с е л е й . . . Е в г ен и я ЗИМ ИН А , ст у д ен тк а ф ак у л ь т ета ж у р н а л и сти к и В о р о н еж ск о г о г о с у д а р с т в ен н о г о ун и в ер си т е т а . КРИМИНАЛ п о н и м аю , к ак д о р о га к а ж д ая к оп е еч к а . Она и вп р авду это зн а е т , м ам а п я т еры х д ет ей и у ж е ч е ты р е м е с я ц а - б а б уш к а п ок а е ди н ст в ен н о го вн ук а . — А р а ст ер яш и н е сл иш ком ди в я т ся ваш ей н е со в р е м ен н ой ч естн о сти ? — А п о ч ем у н есовр ем ен - ной -то? Ч естн о сть она и есть ч е ст н о ст ь . Ж а л ь , что мы ее считаем чем -то исключитель ны м , д а ж е в з а с л у г у с е б е и л и д р у г и м го товы п о с т а вить . В от н ед а в н о , к о гд а у «Зв е здн о го» работал м осков с к и й ц и р к , о д н а а р т и с т к а з а бы л а в н аш ем м а г а з и н е б у м а ж н и к с д о к у м е н т а м и , в и зи т к ам и , зап и сн ой к н и ж к ой и при ли ч ны м и д ен ь га м и . В е р н у л а с ь ч е р е з п а р у ч а сов , как сам а потом с к а з а л а , б е з в ся к ой н а д еж ды , чтобы сов есть у сп ок ои т ь . И т ольк о р ук ам и р а зв ел а , к о г д а ей все в ер н у ли — и д о к у м ен ты , и д ен ь ги д о к оп е еч ки . А в ообщ е лю ди и вправ д у ны нч е к ак и е -т о н ед о в ер ч и в ы е , ч а с т о п о д о зр е в аю т д р у г о го в к оры сти , н ед о б р о ж е л а т е л ь н о с т и . Н а п р им ер , м ало кто п р и сл уш и в а ет ся к сов етам п р о д а в ц а . Я им : вот это ры ба н е оч ен ь , н е б ери т е , • -Л , На снимке: вот она, та самая семья Дюкаревых, которая не захотела («На чужом счастье свое не построишь») оставить находку себе... БРАТПОДНЯЛРУКУНАБРАТА? В хлевенском селе Елец-Лозовка убили 43 -л етнего мест- | ного ж и т ел я . Тело погибшего обнаружили в его дом е , п р и - [ | чина смерти — нож евое ранение . Видимо , шансов остаться в | живы х у м уж чины н е было: убийц а нанес ем у удар прямо в !сердце . Скорее всего, преступление соверш ено на бытовой !почве. М илиция уж е зад ерж ала подозреваемого , брата уби-1 !того. ПРОИЗВОДСТВОСТОИТ, ЗАПЧАСТИВОРУЮТ Л ип ецкий тракторный завод , как говорится , на л а д а н ; [дышит , производство стоит, тем не менее ловкачи находят! | возможность воровать и с неработающего предприятия . Не- ;давно и з одного и з зд еш н и х цехов неизвестные злоумышлен- !ники похитили запчасти к тракторам на сумм у в 16 тысяч [ | рублей . В ц е х воры попали , подобрав ключи к дверям , а вот 1 Iохрана ничего не заметила . {ЛИПЕЦКИЕ ГАСТРОЛИСТОЛИЧНОГОГОСТЯ Нечасто сотрудникам милиции удается задерживать п о - 1 !хитителей сотовых телефонов . Уличные грабители быстры § !на ноги: вырвав мобильник , тут ж е скрываются . Однако в 1 | минувш ую ср еду одного и з таких преступников стражи по-1 | рядка все-таки сум ели поймать . Около девяти часов вечера | !возле универсама «Октябрьский» неизвестный м уж чин а о т о - 1 | брал у 20 -л етней липчанки сотовый телефон . Д евуш ка тут | | ж е сообщила о случивш емся в милицию , и вскоре грабителя | |з а д е р ж а л и вместе с похищ енным . Отличились сотр удники ! | патрульно-постовой служ бы . Грабителем ока зал ся житель | I Москвы, 2 8 -летний Д . { вместо рулетки ... в зрыв но е ус тройс тво I I Немало неудобств испытали на дн я х посетители и сотруд-1 ники одного и з лип ецки х казино . И спорченное настроение | завсегдатаев увеселительного заведения понять можно: о к о - 1 ло половины одиннадцатого ночи туда нагрянула милиция и | 1 стала и ск ать ... взрывное устройство. О якобы залож енной в | | зале ка зино адской машине в деж урную часть УВД сообщил § [неизвестный муж чин а . На место происш ествия тут ж е вы-1 | ехала оперативная группа . Однако анонимный телефонный | [звонок оказал ся ложным , стражи порядка ничего подозри -1 [тельного не обнаружили . Тем не менее лю дей , находивш их -1 Iся в пом ещ ении , все-таки пришлось эвакуировать . ВОДОПРОВОДНЫЕЛЮКИ- ВЦЕНЕ Работники данковского МУП «Водоканал» — в смяте-1 нии: кто-то взялся красть в городе чугунны е люки со смотро-1 вых колодцев водопроводной сети . Руководство предприятия | было вы нуж дено обратиться в милицию в свя зи с участив-1 шимися случаями воровства. За последнее время местны е! водопроводчики уж е недосчитались 14 люков , похищ енны х I с четырех улиц . Милиция приступила к пои ск у пропажи . НАМЕТАЛЛИЧЕСКУЮДВЕРЬ НАЙДЕТСЯ ГАЗОСВАРКА Вновь напомнили о себе любители ворованных гербици-1 дов. После непродолжительной паузы ограблен очередной ск л а д ! с сельхозхимикатами — на этот раз в становлянском с е л е ! Лукьяновка. Краж а совершена ночью на прошлой неделе. Ме-1 таллическую дверь складского помещения воры преодолели с ! помощью газосварки , вырезав таким способом замок . Сто-1| имость похищ енного составила около 2 30 тысяч рублей . «ЧЕРНЫЙ» ВХОДПО-ЗАДОНСКИ Ощутимый материальный ущ ерб понес один и з задонс- [ ки х магазинов , торгующий бытовой т ехникой . Ночью в тор-1! говую точку зал езли воры и умыкнули оттуда семь г а зо вы х ! плит , три водонагревательные колонки и утеплитель . Мага- [ зин н е охраня ется , и поэтому злоумыш ленникам никто не ! мог помешать . Они взломали реш етки на запасном выходе, { открыли двери , после чего проникли в пом ещ ение . «ШАШКИНАГОЛО!» ТР 0 ТИЛЛ 0 ВЫЕ В парке имени Гагарина, что в городе Грязи , были найде- [ ны две тротилловые ш ашки . Взрывчатые вещества весом в ! 4 0 0 граммов л еж али в полиэтиленовом пакете , который и [ обнаружили сотрудники милиции . Сообщил страж ам право-1 порядка о месте н а хож д ени я небезопасного пакета неуста- { новленный аноним по телефону . С л уж б а н о в о с т е й : «Л и п ец к о й г а з е т ы » . { ШКМШМШ шовшоюшшнш т-жмт 9Н .Иф Я от*-: ГеннадийЛУШ и будто ктоусилии зов 1 М ДРУГУ уг мой шел по улице и ... упал, умали прохожие: слаб мужик, н лежал калачиком, будто спал, Никому не верилось, что не жив. Вдалеке затренькало: гнал трамвай. Вот уже за угол он повернул. Из толпы вдруг пьяница: «Эй, вставай!» И от рельса голову оттянул. Из трамвая весело молодежь — Ну и пусть препятствие у дверей — Будто на Купалу, что с них возьмешь, Прыгать через голову веселей. Но один замешкался и ничком, Прямо на лежащего, как в костер. Встал, стоит шатается, в горле — ком, Руки словно памятник распростер. И тогда все поняли, что — беда. Кто-то вызвал «скорую», кто — «ментов». Жизнь — подружка странная, господа! Копошился, пыжился... Бац — готов! Вот и нету Митеньки у меня, В ауре пробоина — будь здоров. Я ж еще карабкаюсь в свете дня, Обходясь без помощи докторов. Митя, Митя, Митенька! Много лет Жили мы фантастикой, но без лжи. Нет тебя, но юности нашей след Вечно в светлом будущем будет жить. Долго мы не виделись — вот беда. Скоро повстречаемся навсегда! Ноябрь 2002 — июль 2003. Я проснулся... неужели лето? Или не расстанусь я со сном?.. Солнечным, таким желанным светом Мой июль струится за окном. Нет дождя, и голубеет небо, Птичий хор нестройный гимн поет. Захвачу с собой немного хлеба, И помчит велосипед вперед. Там, в Кузовке, есть земля и домик, И крестьянских дел невпроворот. Мой сосед, он пьяница и комик, «Козьей ножкой» скособочитрот. Побежит, играя, за деревья Пегий, шаловливый стригунок. Дорогая русская деревня, Здесь я и один не одинок. Непутевый, непутевый, — Помню вздох я ввечеру. Твой платок, с каймой вишневой, Все трепещет на ветру. И куда ж теперь мне деться С непутевою судьбой? Навсегда осталось сердце Где-то рядышком с тобой. 23 февраля-21 марта 2001. МОНАШКА (ВСТРЕЧАУЖЕНСКОГОМОНАСТЫРЯ) — Что же так вздыхаешь тяжко, Ясноглазая бедняжка? — Я —монашка. Жизнь — не с неба простоквашка, А в хмельном бокале бражка, Я ж — букашка. Цвета «ночь» мои одежды — Пусть шушукают невежды — Им — мирское. Светел лик моей надежды, Я в молитве, как и прежде, О покое. Облачившись в послушанье, Истины веков шуршанъе Мозг итожит, Тела зримое ветшанье, Богом данное закланъе, Не тревожит. Но порой защемит сердце, Будто вдруг закрыли дверцу В день грядущий. Взять клюку, да опереться, а у огонька согреться — танет лучше. Почему Всевышний метит, Заключив монашкой в клети, Кто ответит? А печаль в том, что на свете Не родятся на рассвете Мои дети... .*<ТПоК ЧТТ•IV» -ГУ ГПВН Ы' И7Г. у "К;-- ЖУРНАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ * 1\,ПП ВЛЕГКИХПРЕДПОЧТЕНИЯХ МИНУТЫ... I а 22 марта 2002. МАМЕ В сердце пулей телеграмма, Листик — трауром поля. Ах ты, мама, что ж ты, мама, Мама, мамочка моя... Был я полусиротою: От отца — лишь пустота. А теперь чего я стою? — Абсолютный сирота! Ты прости меня, родная, Был я дерзок и упрям: Голова моя шальная Жертва легкая для ям. Бесконечные дороги, Вечный поиск впопыхах, Постоянные тревоги В сердце, в песнях и в стихах. Беззащитность перед хмелем — Тропка узкая к беде. Рядом с благостным елеем — Невезучестъ по судьбе. Редкий лучик вдохновенья, Счастьем скрашивавший тьму, И ретивое стремленье Жить по правде, по уму. ПОСЛЕДНЕЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ Уносит сумрачный апрель Две пары красных фонарей В ночь мироздания. А я на станции сошел, Хотя на карте не нашел Ее название. Спасибо, поезд, наугад Я вышел здесь, и нет преград К пути знакомому. Там, где гудит грачиный гай, Есть дом и старенький сарай, Где все по-новому. Беглец из прожитых веков, Под грузом жизненных оков, Как в час спасения, В сомнамбулическом бреду С волненьем приговора жду Над невезением. Боюсь, и в двери не стучу — Вновь обмануться не хочу — Уж дальше некуда. Капризна странная судьба, А вдруг догонит ворожба Седого рекрута? И будто кто услышал зов — Скрипит несмазанный засов — Дверь открывается. Несказанно удивлена Стоит, конечно же, ОНА И улыбается. Лето на исходе . Но, к а к обычно, толстые ж урналы приходят к читателям (во всяком случае , вне столицы) с опо здани ем . Поэтому пока мы читаем прозу июньс ких и июльских номеров . П равда , з а август пришел все-таки «Новый мир». Там есть цикл эссе Александра О бр а зц ов а «Сатана в шкафу». Из него я и по заим ствовал часть фразы для заголовка . В том ж е ном ере н ап еч атан а повесть Владимира М аканина «Без поли тики», о которой мы ещ е поговорим. 13 апреля 2002. И так , л етн я я ж у р н а л ь ная проза . Она явно соответ ствует сезон у : читается без особы х у си лий . Выбрав на у г а д о д н о п р о и з в е д е н и е , м ож н о (н у , пу сть д аж е не через минуту , А . Образцов, в к о н ц е к о н ц о в , вы р а зи л ся фигурально) запросто , легко предпочесть ем у какое-то дру гое . И потом решить , кото рое ж е лучш е . По-моему, пер вое место в л етнем ж урналь ном рейтинге вполне заслу живает роман Валерия И сха к о в а «Ж и з н ь н и о ч ем » («Д р уж б а народов»). Автора сл ед у ет безоговорочно при числить к высокопрофессио нальным белл етри стам . На его счету — несколько «чи табельных» и вполне достой ны х с о ч и н е н и й . У п ом я н у «Л егкий привкус и зм ены » , опубликованный года полто ра назад той ж е «ДН » . Оста ется сож ал еть , что екатерин б урж ец В . И схаков недоста точно «раскручен» в литера турных и окололитературных кругах . По причине то ли его н естоличного м естож и тел ь ства, то ли н еж елания само го скр ом н о го п р ов инци ал а участвовать в литтусовках и быть о б ъ е к т ом п а д к и х на сенсации и скандалы СМИ. Т ональность новому ро ману И схак ова задает эпи г раф: «Н е спрашивайте м еня , о чем эта кни га . Спросите л у ч ш е с е б я , о ч ем в аш а ж и з н ь » . «Оптика» ром ана , при всей его беллетризован- ности , сконструирована вир туо зно . Читателю предлага ется оценить достоинства и сам о го п ов еств ов ан и я , и . . . свои собственные — в сопос тавлении с персонажами , кои п р е д с т а ю т к а к б у д т о бы «обычными» нашими совре м енниками . Но и необычно го т ож е хватает . Представь те: за героя по ф амилии Пла тонов, преподавателя юриди ческого вуза , а ранее проку рора, его ж ен а и любовница совсем по -друж еск и решают , с кем ем у впредь ж ить . Даль ш е — того хл ещ е . Н екая важ ная персона и з местных оли гархов предлагает Платонову и зложить воспоминания о его молоды х годах и тогдашних др у зьях . Н е задаром — за д е сять тысяч долларов . Если по пробовать оп р ед ели т ь ж ан р «Ж и зни ни о ч ем » , пож алуй , стоит остановиться на сл еду ющ ем : гум анитарно -м ем уар ный детектив. Детектив — ибо непонятно , куда , к чем у ведет интрига. Гуманитарный — ибо до поры до времени романная ситуация разворачивается от носительно тихо , мило, интел лигентно . О ра звя зке — ум ол чу . Такие истории пересказы вать «от» и «до» — н едопус тимо . Зачем лиш ать потенци ал ьн о го ч и т а т е л я у д о в о л ь ствия? Но теперь давайте забудем о р ейтинге . Х орош ая про за , и з в е с т н ы е (а и н о г д а и н е очень) авторы — что ещ е надо? И з известны х , мне к аж ется , п р едп оч ти т ел ьн ее вы глядит А ндрей Дмитриев с повестью «Призрак театра» («Знам я» ) . В ы м ы ш л е н ны й , « п р и з р а ч ный» театр возле какой-то под московной станции , который , впрочем , принципиально ни чем не отличается от всех про чих . «Внутрицеховые» пробле мы перебивает страшная ре альность — захват здания на Д убр овк е . Н а «Норд-Ост» в тот вечер собралась идти зав- труппой , всеобщ ая любимица Сима с подругой . Очередной спектакль в «призрачном» те атре играется , понятно , на н е рве: мобильник Симы не от вечает, ж и в а она или нет — узнать н ево зм ожно . Н аконец , вы ясняется : Сима ж и в а , на «Норд-Ост» она не пошла , от ключилась от окр уж ающ его вместе со спонсором театра . И скусно разворачивая н еш у точные драмы , переживаемые старым актером Шабашовым , главреж ем Мовчуном , други ми п ер сон аж ам и , Дм итри ев доказывает: и на вымышлен н ом п р о с т р а н с т в е п о в е с т и можно явить не м енее силь ные эм оции , волнения , н еж е ли в действительности . Лишь обладал бы писатель мастер ством , владел бы соответству ющ им и п р и ем ам и . А это го Дмитриеву не занимать . В . Маканин после большо го , этапного для него романа «Андеграунд, или Герой наше го времени» , сейчас , п о х ож е , всерьез озабочен перипетиями судьбы г ер о я , к оторого сам называет «старикан А лабин» . Читая повесть «Б ез полити ки » , мгновенно вспоминаешь прош л о годн ее соч и н ен и е В . М а к а н и н а « Н е а д е к в а т е н » . Вновь А лабин ! В свою о ч е редь , обе вещи странным об разом отсылают нас к клас сическому ж ан р у плутовско го романа. Правда, классиков его интересовал герой м оло дой , авантюрный, путешеству ющ ий «на длинны е ди ст ан ции » . А А лабин — слишком старый плут, странствует он по соседним дачам , да в Москву, если подвезут. Молодые дамы , предмет его навязчивого ин тереса , смотрят на него свы сока , откровенно подсм еива ются над ним . П о сл е д н е е п р и к лю ч ен и е А лабина свя зано м еж д у тем (кстати , как и у А . Дмитрие ва ) с р е а л ь ны м с о бы т и ем , только развернувшимся почти десять лет н а зад , — с захв а том «ельцинистами» Б елого дом а . А лабин (дол го о бъ я с нять, почему) появляется там, сопров ож дая осл епительную Д аш у . И одна и з невеселы х страниц новейш ей отечествен ной истории «игрой воображе ния» В . М аканина оборачива ется фарсом . При лунном све те , действующ ем на Алабина магнетически , при Д аш е , на ходящ ей ся рядом «в отключ к е» , старикан , раздевшись до гола , м едитирует в разбом б ленном проеме одиннадцато го этаж а . Старикана находят прожекторы атакующей сторо ны , только он не боится , что его пристрелят. Он ощущает — нет , не легкость , а «монумен тальность» минуты. Пальба за канчивается. Через несколько дней газеты разносят версию: « . . .запасным , мол , вариантом сигнала о сдаче Д ом а (реш а ющим сигналом) стал одино кий человек без автомата — голый , на самом в ер х у . . . Го лый — как ра з и о значало , что ресурсы защитников исто щились . С даем ся» ... И рони ст В ал ери й Попов решил серьезно обратиться к вечно злободн евн ой тем е — алкоголи зму , да ещ е ж ен ск о му . В повести «Третье ды ха ние» («НМ » ) ее лирич еский герой сбивчиво, взволнованно — и совершенно трезво — рас сказывает о красавице ж ен е . Нонна, находясь «подш оф е» , устраивает настоящие «свето пр едставл ения» , пусть и с е мейно-приятельского масшта ба. Н ад еж да на обретение ею позитивного «третьего ды ха ния» не исключена , но В . По пов порой слегка перебарщи вает с «литературщиной». Эпи зод , воспринимающийся впол не достоверно, убедительно, по рой сменяется таким , в «под линность», нефалынивость ко торого верится с трудом . При всей подробности , тщательно сти описаний автора подводит чувство слога , нестопроцент ная точность интонации . Чего никак не скаж еш ь о менее известной Елене Д олго пят. Ее цикл «Бли зкие кон такты третьего рода» (« З н а мя») безы скусен , а персонажи новелл — случайны е друг для друга лю ди . Вместе с тем ито ги и х н еп р о д о лж и т ел ьны х контактов почему-то оказы ваются значительными и дол го ещ е отдаются эхом в ком- то и з н и х . Вот, про езж ая ч е рез небольшой городок , мос квич Н и к о л ай п оп а д а ет к д о с е л е н е и зв е с т н ом у ем у А лек сею Матвеевичу. Х о зя ин у г ощ а е т го стя о б е д ом , мужчины беседуют , в общем , ни о чем , хотя и умно . Гость: «Один на один с собой чело век не умен и не глуп , не добр и не зол . Надо быть с кем- то , чтобы быть». Затем Н и колай отправляется посмот реть городок , обещ ает вер нуться на уж и н — и не воз вращается , исчезает . Но что- то пр ои зош л о , в о зник л о и уж е не исчезло в душ е х о з я - § ина . «Он д аж е имя его (гос-1 тя — К . К .) забыл . И тем не I менее суть , состав этого ч е - | ловека, не выразимый слова-1 ми , но поступкам и поведе-1 ни ем вы ск а зы ваемы й , как | будто пророс внутрь состава § самого Алексея Матвеевича». | В споминая встречу, он «ста-1 новился кем-то другим рядом | с гостем» . В м а л ой п р о з а и ч е с к о й 1 форме весьма успеш но п р о - 1 явил себя и Игорь Сахнове-1 ки й . Его расска зы п од о б -1 щим заголовком «Счастлив-1 цы и безумцы» («Октябрь») § — это слегка абсурдистское , | преувеличенное отображение | того, с чем , п о х ож е , вплот-1 ную приходилось сталкивать-§ ся автору. Во всяком случае , | он накоротке со своими пер- § сонаж ами , он видит и х на -1 сквозь — по-доброму , с по -1 н им ан и ем , с н е злы м ю м о - ! ром . Л егки е , и зящ ны е , «эк -1 склюзивные» фразы И . Со-1 сновского приятно цитиро -1 вать. Одинокая официантка | Нина ж аж д е т , чтобы кто-то | и з е е кли ен т ов п р и ж е г ее | « . . .с ум р а ч н о п о лы х аю щ и м ! взглядом — она ум ел а вы-1 читывать в м уж ск и х глазах | одинокую могучую н еж н о с т ь ! и невы ска занны й в о п р о с » . ! Или: «Признак взрослости — ! всеядность ... Взрослый с п а - ! сается чем попало от тоски и [ н е в о з м о ж н о с т и ж и з н и » . ' «Временно не пьющий поэт Д о зм о р о в п р едл а гал з а м е нить п р е зе н т ац ию р а з н у з данным ч а епи ти ем » . И т . д . и т. п. Н ап оследок , п ер еин ачи вая Е. Долгопят , скажу: важ но, чтобы «состав» хорош ей журнальной прозы , хорош ей литературы хоть на какой -то ср ок , да прорастал внутрь «состава» читателей . К он ст ан ти н КЛЮ ТКИН .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz