Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
сЛипецкой газеты» прекращая играть вальс или танго, они невозмутимо де лали свое дело. Одевались «духачи» «по моде»: брюки- дудочки (их, уверяли, напя ливают с мылом), красные носки и лакированны е штиблеты... О! Эти штибле ты! Мы, пацаны, заворожен но следили за этими блестя щими лодочками, когда они отбивали такт , ныряя, точ но в волнах, сверху вниз: тара-ра-ра... А ка к эти пи жоны курили во время пе рерывов! Им сторож даже приносил урну! А ка к они разговаривали, ка к прини мали заказы... С таким дос тоинством, с каким послы обмениваются верительны ми грамотами... Инструмен ты в это время никто не ох ранял (посмел бы кто при тронуться!) — они лежали на стульях и пускали по сте нам зайчики... И все-таки я уверен: он вернется к нам в провинцию к а к явление культурной жизни, духовой оркестр. И в Доброе, и в Волово, и в Колыбелку. Он найдет нас, ка к затерявшаяся в дороге посылка из прошлого с по желтевшими листочками письма, но все с теми же до рогими запахами... И снова будут сидеть на нагретых солнцем скамейках старики, а молодые — кружиться в вальсе... И присмиревшие тополя, и садовые дорожки, и небо с облаками... — весь мир будет кружиться вмес те с ними... Александр КОСЯКИН . ЖИЗНЬ К А К ОНА ЕСТЬ Виктор ОСКОЛКОВ ВЛАДУ С САМИМ СОБОЙ... НАЗИДАНИЕ Свободными воспитывай детей, Своим страстям не делая уступку, Не раздави тончайшую скорлупку Чужих , едва намеченных, страстей. Великий грех — подавленная страсть. Она любого изнутри задушит. Не отрави отравой равнодушья, Росткам добра не дай в тени пропасть. НАСТЕНЬКА Солдатам-участникам и жертвам афганской и чеченской войн. Ах, и красива ты, Настенька, Настенька — Анастасия, Ладненька да глазастенька, Звездочка в небе России! Смотрит на мир, удивляется, Папу обнявши за шею. Папа сидит, улыбается, Не налюбуется ею. И на отца, на счастливчика, Тут не один позавидовал. Жалко, что дочкина личика Сроду отец и не видывал... Впалым глазам не избавиться От смоляного тумана, В памяти вечно останется Злая ухмылка душмана. Водит по личику пальцами, Дочку обнявши за шею, Хвалит отец, не нахвалится, Не налюбуется ею... ПЕСНЯ Было, на улицу выйдешь — король: Светлая радость и кудри, как смоль. Нынче смолу пересыпала соль — Белые кудри и черная боль. * * * Да, я неправ, порою грязен, В делах — лентяй, а в мыслях — тать, В тяжелом гневе безобразен, Что грешен — мне ли отрицать. Но ты в сто раз меня грешнее С твоей брезгливой чистотой, С душой холодной фарисея И этой вечной правотой. ПОГОНЯ Кого же мне благодарить За щедрый дар такой, Что мне «позволили прожить В ладу с самим собой? Я никого не предавал, Ничьих не трогал душ И глубоко не уважал Подонков и чинуш. Поняв не сразу и не вдруг, Что я для них чужой, Они сбивались в тесный круг Враждебною толпой. Я дозревал день ото дня... И не могу понять, К ак прозевать могли меня, Прохлопать, проморгать. Но страх во мне гнездился все ж — У ж так воспитан был, — Порой предательская дрожь Мой охлаждала пыл. У ж кто-то мчался — чуял я — На взмыленном коне. Еще немного, и петля Сдавила б шею мне. Но он отстал, И , отдышась, Я вижу все ясней, Какая туча пронеслась Над головой моей. И этот подлый страх во мне Й оныне не изжит, часто слышу я во сне Тяжелый стук копыт... ВБОЛЬНИЦЕ Не светлы наши лица, Наши души темны, Мы не можем молиться И любви не верны. Мы беспечны и грубы, Мы качаем права, И цедят наши губы Несвятые слова. Этой жизни издержки, Дети смутной поры, Мы лишь жалкие пешки Чьей-то тайной игры. Мы еще куролесим, Еще жизни полны, Тихо нянечек бесим И не чуем вины. Но в разгаре беседы В полумраке густом Дрогнет голос соседа, Тихий вырвется стон. Лишь в итоговой смете, Перед тем, как уйдем, Мы меж жизнью и смертью Кое-что познаем. Нам ведь надо немного: Чтобы кто-то сейчас Перед Господом Богом Помолился за нас. СИРОТЫ По свету детей разбросала Россия — беспечная мать, И время сегодня настало Их всех под крыло собирать. Но матерь-Россия не внемлет. Детей бесприютных не счесть. Ложатся все новые в землю, За вестью — печальная весть. Хоронит, а после их славит, Грустя, что оборвана нить, И бюсты из бронзы им, ставит, Чтоб завтра опять не забыть. Но может ли мертвая бронза Ей душу и плоть заменить? Сын с матерью прожили розно — И некого вроде винить. Жалеет, что мало ласкала, Что мачехой сделалась им. Детей — свою гордость и славу — Хоронит по землям чужим ... ВОПРОС» на в мире, где ежедневно уни жается именно титульная на ция, изгоняемая из целых ре гионов уже на собственной территории (по опыту изгна ния русских из разных сол нечных советских респуб лик), где нарушаются права русского населения (изгнан ного из той же Чечни задол го до первой чеченской вой ны, о чем сегодня политики не желают помнить). В стра не нет, по сути, националь ной «русской власти», нет на ционально ориентированной прессы и национально ориен тированного бизнеса (отдель ные исключения скорее под тверждают это невеселое пра вило), да и вообще много чего нет, что должно быть в нор мальном государстве. Рус ские внутри России, как и за ее пределами, не могут, увы, повторить вслед за белой эмиграцией пронесенный че рез целое столетие ее девиз: «Рассеяны, но не расторгну ты». К сожалению (в том и со стоит огромная опасность для всего российского общества), русские везде сегодня и рас торгнуты, и рассеяны, и с учетом демографической ка тастрофы и других факторов в стране (наркомания, интел лектуальная и физическая деградация населения, а так же поистине девятый вал не легальной миграции) они ско ро могут исчезнуть как класс или превратиться в обслугу «пришельцев» вместе с дру гими коренными народами России. И когда именно так будет решен «русский воп рос* (к чему неуклонно и вполне откровенно толкают нас определенные силы, сбив шиеся в пятую колонну), это будет уже другая страна, только с тем же названием. Если русские не защищены и унижены внутри собствен- стояла так близко от истори ческой пропасти и историчес кого небытия, никогда еще угроза исчезновения с кар ты мира не была столь не отвратимой . Разумеется , многие цинично считают, что можно в России прожить и без русских — октябрьская трагедия на Дубровке пока зала, «кто в доме хозяин». Но вспомним опыт бывших республик, когда оттуда в целях «справедливого» деле жа общенационального пи рога (который десятилетия ми пекли и «оккупанты») и осуществления Большого Хапка изгонялись и были из гнаны русские и «русско язычные* (немцы, армяне, евреи) и началась гражданс кая война (Грузия, Таджики стан), обрушилис! экономи ка , культура, образование (Казахстан , Азербайджан, Молдавия, Украина), нали чествовала и наличествует долгая затяжная подковер ная или явная война кланов (Казахстан, Азербайджан, Туркмения). Напомним так же, что во время кровавых межнациональных конфлик тов люди в разных концах единого Отечества ждали, как спасителей, только «рус ских» (Карабах, Абхазия, Приднестровье, далее — вез де). Таким же защитным бу фером Россия была и для «неблагодарной», по словам Пушкина, Европы. Разумеется, историчес кая роль русских выходит далеко за рамки только меж национального или межгосу дарственного «буфера», но и эта роль в такой стране, как Россия, очень важна для со хранения государства Рос сийского, защиты любого проживающего в ней наро да. Поэтому каждому из нас надо сознавать: участвуя (за энную сумму или по зову Да ведь на карту было по ставлено его имя. Сегодня Александр Иванович со сме хом вспоминает первый сбор. Это было что-то вроде кол хозного собрания. Кто -то пришел подшофе, кто -то просто на посиделки... «Да вайте сыграем «до*... Беспо лезно! Нот практически не знал никто. Дисциплины ни какой. На дирижера смотре ли как на пустое место. Да вал расписать партию к аж дому — валяли с ошибками. Некоторые не могли даже пе рерисовать нотный стан. А знаете, что бывает, когда вместо «до* труба выдает «си»? У каждого было зада ние на дом, ка к в школе. Проверял, ставил оценки. Наказывал и поощрял. Но, в общем, отрабатывал бюд жетные деньги. Инструменты собирали по сусекам. Часть принесли из дома. Потом уже за 60 тысяч купили новые. Хотя отечественные сильно усту- от нацпринадлежности: работает человек на Рос сию или против нее, Ро дина для него она или «эта страна», существу ющая для отхожего про мысла. Поскольку все маски сегодня сброшены за ненадобностью, опре делить «своих» и «чу жих» очень легко, и в этом один из немногих плюсов нашего времени. ЦЕРКВУШКА Стоишь ты, как девушка тонкая. Тебя пощадили века. Паришь над окрестной сторонкою, Как прежде, стройна и легка. Стоишь, как невеста в кокошнике, Нарядна, чиста и строга. Мерцаешь глазами-окошками И — чудится — ждешь жениха. Ты — образ любви неотвеченной, И тот, кто тебя сотворил, Наверно, прекрасную женщину Несмело и нежно любил. * * * Рабы своей значительности мнимой, Мы в молодости дерзости полны. Но жизнь течет, течет неуловимо, И дерзкие все реже снятся сны. Еще с улыбкой легкого презренья Взираем мы на суетность толпы, И нами свято правит убежденье, Что ближние никчемны и глупы. Но быт и нас съедает понемногу, Не в силах мы противиться судьбе, И продаемся мы то дьяволу, то Богу, Чтоб только сохранить себя в себе... * * * Вновь грызет меня тоска Железнодорожная... Да и виснут облака Над землей тревожные. Да и снег валит уже, Роща в саван рядится.. Смутно что-то на душе, Смутно и безрадостно. И ласкаю мысль одну: Брршу зиму вьюжную. Вот возьму да и махну Я в сторонку южную. Но пройдут дурные сны, Схлынет наваждение, И у милой стороны Я прошу прощения... ЗИМА Безмятежною притворялась, Тихой, ласковой, А сама Потихоньку копила ярость, Укрощала свой нрав зима. Но уже в середине марта, Предсказания все презрев, С разудалым, шальным азартом Излила запоздалый гнев. Оглушила и огорошила, Необузданна и смела, И , обрушив снежное крошево, Закружила и понесла! Снег колючий швыряла в лица, Тяжким гулом врывалась в сны, Словно все не могла смириться С тем, что дни ее сочтены. души) в ежедневном униже нии русских, в уничтожении целого народа и государства, каждый рубит сук, на кото ром сидит. И ждет его не только метафорическая исто рическая пропасть, а та са мая конкретная оркестровая яма, которую совсем недав но борцы за свободу в хоро шо упакованном камуфляже превратили в отхожее место. Значит, выбор все-таки есть — между человеческим ор кестром, состоящим из нор мальных людей, умеющих созидать, и тем, что из него сделают при любом удобном случае, если в обществе не будет консолидации ради спасения себя самого и госу дарства в целом. ниями о вечной дружбе на родов вне конкретной ситу ации, эти слова Гумилева будут полной неожиданнос тью, больше того — полити ческой крамолой! Ведь фра за советских функционеров — «Это все эмоции!» — уже 14 лет назад стала знаковым определением чего-то наше го по сравнению с холодным разумом партийных гомун кулов, среди людей никогда не живших . Этот фальши вый постулат, высокомерно пренебрегающий человечес кой природой, и привел в результате к межэтническим войнам в бывшем СССР, ког да давние конфликты благо душные вожди объясняли, в лучшем случае, «бытовым И здесь мы подходим к важнейшей сегодня пробле ме: когда проливается кровь, общество неизбежно делят (и оно, уже не размышляя, с го товностью делится, когда слишком остра боль) на «сво их* и «чужих*. И это деле ние неизбежно происходит вне логики, к которой апел лируют политики, партий ные пропагандисты и идео логи толерантности, насту пая на одни и те же грабли и отказываясь от честного раз говора с обществом. Работа ющие по советским трафаре там вхолостую, даже после кровавого опыта бывшего СССР не желают признавать очевидного: в часы потрясе ний реальный выбор проис ходит в тончайших глубинах человеческой души, на уров не генетической памяти и опыта предков. Не случайно величайший ученый Лев Гу милев в своей последней книге «От Руси до России* говорил о почти генетичес кой предрасположенности одного народа к другому — и наоборот: «...мы почему-то никак не хотим признавать очевидного: основа этничес ки х отношений лежит за пределами сферы сознания — она в эмоциях: симпати ях-антипатиях, любви-нена висти. И направление этих симпатий-антипатий вполне обусловлено для каждого этноса. Оценивать данное яв ление можно как угодно, но от этого оно не станет менее реальным». «СВОИ» И«ЧУЖИЕ» Подозреваю , что для большинства сегодняшних идеологов, из самых благих побуждений руководствую щихся советскими заклина- национализмом* из-за тарел ки клубники и, опять же, «эмоциями». Мы уже тогда проиграли, а ложные посту латы о дружбе народов и тор жестве разума в разгар по громов обошлись при разва ле Союза в 600 тысяч чело веческих жизней! Надо при знать наконец эту реаль ность: этнические симпатии- антипатии были и будут все гда, но они вовсе не исклю чают, а к а к раз требуют включения защитных меха низмов цивильных законов и правил, гласящих: свобо да одного не означает убий ства или унижения другого. Сегодня очень опасен сце нарий, апробированный при развале СССР, который ныне применяется и для развала России: он четко бьет на эмо ции, а мы опять «мажем» и бьем мимо, потому как счи таем, что на «эмоции»-де ре агировать неприлично, а упо вать надо опять на космичес кий разум и советскую ло гику. А включать надо все! Лозунги провокаторов вроде «Россия — для русских!», всяческие движ ения и партии национал-патриотов, которые не прочь объеди ниться и погулять на деньги известных олигархов, но при этом объявляющие всенарод ную борьбу с «жидами», вся кие рассуждения о том, про тив кого (и только по этни ческому п р и зн а к у ) надо объединяться «своим», рос сийское общество должно от крыто и эмоционально об суждать, чтобы инстинктив но (а не только с помощью доказательств) воспринимать этот хорошо оплаченный патриотизм как смертельную опасность для себя самого и для каждого человека в от дельности. Есть, в сущности, про стой способ определить «сво их» и «чужих» независимо Сегодня нам для исто- вопрос». Наталья АЙРАПЕТОВА ( «Литературная з ет а » , 2 2 - 2 8 янва 2003 г.) Писать — О, проще нет науки: С себя — живого — кожу снять, Чтоб мира запахи и звуки Саднящей плотью ощущать. А чтоб в твоем стихотворенье Заговорила боль сама — Достаточно самосожженья В жаровне сердца и ума. СТИХИРОЖДАЮТСЯВОСНЕ Стихи рождаются во сне, Средь забытья или бездумия, К ак вызревает в тишине Безумье спящего Везувия. Еще спокойствие в душе, Примет не видно извержения, Но в недрах сумрачных уже Идет подспудное брожение. Неведомо о чем, о ком Речь зарождается бессвязная, И к горлу подступает ком, Как лава к жерлу с пеной грязною. И дальних труб слышнее медь, И все в бездонный омут кануло... Теперь уже не уцелеть Дворцам Помпеи с Геркуланумом. СНОВАОДУШЕ Плоть — от земли, душа — от Бога. Не писан ей земной закон, Непредсказуема дорога, Неизмерим диапазон. Лишь ей дано, блуждая вчуже В воздушных замках, в синеве, Себя случайно обнаружить В глухом таежном зимовье. Из океанской бездны черной Ко льдам на высях горных — шасть! Так можно от болезни горной, От декомпрессии пропасть. Она вольна, и в том отрада — Твердят от века мудрецы. Да, но какие перепады, Какие дальние концы! И все ей мало, мало, мало... в жар, то в холод — вновь и вновь. Остановись! Я не устала. — Остерегись! — Не прекословь. Итог такой, что впору плакать. Добро бы камень иль чугун, — Неосязаемая мякоть, Хитросплетенья тонких струн... ЛЮБОВЬИСТРАСТЬ Страсть налетит, неутолима, Дров наломает сгоряча... Светла и вечно негасима Любви неяркая свеча. Страсть, посылая на закланье, Насытясь, тут же гасит в нас Губ неуемное желанье, Огонь полузакрытых глаз. Отбушевав, отступит пламя, — И тихо тлеет, чуть дыша, К ак вытоптанная табунами, Опустошенная душа. Но страсти разомлевший зверь, Проснувшись, вновь начнет охоту... Лишь ты, любовь, спасешь теперь, Так будь моим автопилотом! искусственно созданных и не законно узаконенных после преступления в Беловежской пуще (что особенно обостри ло ситуацию, когда эмигран тами в собственной стране в одночасье стали почти 20 миллионов этнических рус ских и россиян других наци ональностей). Не принято даже обсуждать различные аспекты этой больной пробле мы под тем предлогом, что в России проживают более 140 наций и народностей, словно это отменяет понятие о ти тульной нации, составляю щей примерно 85 процентов населения и являющейся главным налогоплательщи ком в стране. Россия — па радокс! — единственная стра ной страны, если они чув ствуют каждый день, что не они тут хозяева, как и все граждане России, то о какой защите прав соотечественни ков за рубежом (разумеется, не только русских) можно го ворить? О какой политике, о какой стратегии, о ка ки х приоритетах? Все лишено смысла, если «русский воп рос» не решается и замалчи вается внутри самой страны- «материка*. ПРОПАСТЬ ВОРКЕСТРОВОЙ ЯМЕ Никогда еще Россия не ОДНОЭТАЖНАЯ РОССИЯ: пают зарубежным. Турецкий тамтам — вообще секрет фирмы. Немецкие... чешские трубы — от 12 тысяч рэ и до 100. Армстронг бы на нашей и «Чижика-пыжика* не сыг рал... Проблем всегда хватало. Один за другим умирали музыканты. Всех их хорони ли бесплатно. Тут — кодекс чести. Царствие им небес ное... Но в лучшие времена в коллективе до 35 музыкан тов было. Мосолов не просто «сде лал» оркестр, он привил чле нам команды культуру обще ния, этикет, эстетику, теперь их уже нельзя представить без накрахмаленных ворот ничков и н а гл аж ен ны х брюк. Когда духовой идет по городу, на ходу играя марш, за ним следует толпа маль чишек . А это значит, что будущее у оркестра есть. Когда-то в Задонске было несколько оркестров. Духо вой детского дома! Когда он выходил за ворота, посмот реть на него сбегалось пол города. Оркестр техникума! Культпросветучилища! Ово щ есушильного завода! Ш кольные! И х отличали многие и отличало многое. У каждого была своя особин- ка. Но игра их не оставляла равнодушным ни старика, помнившего свои вечера в городском саду, ни пацана, у которого свои вечера были впереди. Музыка духовых в праздничные дни качала го род на своих волнах, и к аж дый прохожий старался ша гать ей в такт, а знающие — непременно левой под уханье барабана. Однажды ребята из детского дома выехали с шефским концертом (обыч ное было дело!) в Арх-Бор- ки . Добрались засветло. И вдарили посреди притихше го села. Это было что-то! Тот эффект вспоминают здесь до сих пор. Я тоже помню эти вече ра. Музы канты сидели в «красном» углу зала, куда никто не смел заходить. Даже во время частых раз борок между парнями, не ОСТРОВА ВОКЕАНЕ рического выживания надо противостоять двум крайностям: с одной сто роны, зоологической ру софобии, узаконенной в большинстве средств мас совой информации поче му-то в виде пропаганды «европейских ценнос тей», с другой — агрес сивной ксенофобии. Оба явления, между прочим, наблюдаются не только в России, но и в просвещен ной Европе, так что здесь мы отнюдь не впереди планеты всей. Эти тен денции есть в любом со обществе, но нам они уг рожают особенно, ибо мо гут разорвать страну из нутри. «Рассеяны, но не рас торгнуты» — этот девиз русской эмиграции, начи ная новый проект, мы на мерены адресовать сооте чественникам ближнего и дальнего зарубежья, дабы по мере сил способство вать воссоединению ра зорванных частей разде ленного русского народа: надо наконец способство вать тому, чтобы обе эти «части» стали говорить на одном языке с «мате риком» и понимать друг друга. • Мы намерены к об суждению обозначенных здесь тем вместе с широ ким кругом читателей привлечь известных уче ных, политологов, психо логов, экспертов в облас ти защиты прав наших соотечественников, где бы они ни жили. Мы мерены проанализиро вать ряд проблем вместе с исследователями раз ных волн русской эмиг рации, русской диаспоры в ближнем зарубежье и других диаспор. Мы на мерены обращаться к сви детельствам давней и не давней истории, ее траги ческим и светлым страни цам, дабы не быть ман куртами. Мы, граждане России, живущие на ее территории, тоже ведь со отечественники, о чем на помнил нам президент Владимир Путин в часы московской трагедии. Од нако об этом нелишне по мнить и в обычные дни, если мы хотим действи тельно решить «русский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz