Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
11111111 Специальный выпуск 60 ЛЕТ НАЗАД АТАКИЯРОТСНЫЕТЕ... Вчитываясь в м а териалы о боевом пути 7 4 -й стрел ко вой див и зи и , в ко то ро й воевал и по гиб м ой о тец , я о бр а тил вн им ан и е , что о н а создавалась н а основе о т дельной кур с ан тс кой б ри гады , п рин явш ей боево е к р е щ е н и е н а н аш е й л и п е ц ко й зем л е . В к о н ц е января 1943 го д а дивизия ш турм ом о вл ад е л а высотой «О гурец» близ населенно го п ун к та Л ом и го - ры Воловского р ай о н а . Тем самым была п рорв ан а вр а ж е с к а я о б о р о н а . И вп еред , овладевая п л ац д арм ом для б у д ущ е го наступления н а К у р с к и О р е л , устремились части и соединения 13 -й арм ии Брянско го фронта . Особый гер ои зм при проры ве в р аж е с к о й обороны в р а й о н е Л ом и го р проявил 2 -й стрелковый батальон 1 0 9 - го с тр ел ко во го п о л к а п о д к о м а н д о в а н и е м стар ш е го л ей тен ан та В л ад им и р а Бы кова . Январь 1943 года. Нача ло Воронежско-Касторненс- кой операции. В ходе ее уда рами с севера и юга по флан гам противника предполага лось окружить и уничтожить основные силы вражеской группировки. В полосе на ступления находилась высо та «Огурец». Для немцев она была надежным опорным пунктом, поскольку господ ствовала над обширной мес тностью. Во время обороны наши неоднократно пытались вы бить фашистов с этой высо ты. Но немцы сильно укре пили ее. В Воронежско-Кас- торненской операции брать «Огурец» выпало на долю 74-й стрелковой дивизии. Ее командир полковник Казар- вян и начальни к штаба полковник Гизатулин глав ную задачу при штурме воз ложили на 109-й стрелковый полк, поставив на решающее направление батальон Быко ва. И не ошиблись. Отважные воины разметали вражескую оборону и взяли высоту, уничтожив при этом 800 гит леровцев. Батальон, в кото ром шел в наступление и мой ртещ лейтенант Стрельников Василий Федорович со своим стрелковым взводом, захва тил также склады с оружи ем и продовольствием... За личное муж ество , храбрость старшего лейте нанта Быкова одним из пер вых в дивизии наградили орденом Отечественной вой ны I степени. К высокой на граде — ордену Красного Знамени — был представлен командир 109-го стрелково го полка майор Стретинский. Комбат и его храбрые бойцы стали примером для всех в ведении наступатель ного боя. Однополчане Сер гей Трубицын и Петр При ходько даже сочинили пес ню о батальоне Быкова. В ней были такие слова: «Так слава же им, их родному комбату, кто взял высоту «Огурец». Эту песню пели во всех подразделениях диви зии до конца войны. О дальнейшей судьбе геро ев штурма Ломигор удалось выяснить следующее. В пос ледних числах января майор Стретинский на марше был ранен осколком снаряда и умер, когда его по глубоко му снегу на санках вывозили к ближнему аэродрому. Ком бат Быков продолжал сра жаться. Его батальон штур мом брал город Малоархан- гельск Орловской области. Но война и его не поща дила. В одном из боев капи тан Быков получил тяжелое ранение в голову и навсегда выбыл из строя. Из воспоминаний главвра ча медсанбата Шехет: «По мню день, когда в медсанбат с поля боя в бессознательном состоянии доставили комбата Быкова. Того самого Быкова, о котором в дивизии ходили легенды, о его батальоне пели песню. О нем самом не раз писали в дивизионной газете. Мы все были потрясены не счастьем, оказали ему посиль ную помощь и на следующий день самолетом отправили в тыл». Далее Шехет признал ся: «Ранение было очень тя желое, и мы не надеялись, что Быков будет жив». Но Быков перенес слож нейшую операцию и ... вы жил. Впоследствии получил мирную профессию. По дан ным, что получены мною от юных следопытов одного из музеев Орловско-Курской дуги, Владимир Сергеевич Быков, освобождавший наш край от фашистских захват чиков, ныне живет в Киеве. Иван СТРЕЛЬНИКОВ, г. Липецк. ПРАВОСЛАВИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ —, КТО НАСТАВИТ МЕНЯ? Х р ани тель всех со кр о в ищ царицы Эфиопской , к а к повествуется в Д е я н и я х Святых Апостолов , в о зв р ащ а л ся дом ой из И е р у с ал и м а н а ко л есни це и вслух читал к н и гу п р о р о к а И сайи . Апостол Ф илипп п о д ош е л к к о леснице и спросил хр ан и тел я : «Р а зум ееш ь л и , что чи таешь?» И услыш ал в ответ: « К а к м о гу р а зум е ть , если кто не наставит меня?» П о л о ж е н и е в совр ем енной российской ш к о л е н а п ом и н ае т апостольские вр ем ена : ж а ж д у щ и х усвоить хотя бы азы православной культуры и м и р ов о з зр е ния в ел и ко , но православны х пед а го гов ка тас троф и чески н е хв а тае т . Н е л е г к ую з а д а ч у под го тов ки им енн о правосл ав ных п р е по д а в а тел е й поставил п ер ед собой три го д а н а з а д Л и п е ц к и й государственный институт у с ов ерш ен ствования у ч и те л е й . По бла гословению Вы со коп р е - о св ящ е нн ейш е го М еф од и я , м и тро по л и та В о р о н еж с к о го и Л и п е ц к о го и о доб р ени я инициативы д и р е к т о р а института Ю ри я И саева Д е п а р т а м е н то м о б р а з о вания и н а у к и адм ини с тр ации области было о ткры то о тд е л е н и е п р а в о с л а в н о й п е д а г о г и к и при к аф е д р е п ед а го ги к и и психоло гии Л ГИ У У . З ав ед ую щ и й к аф е д р о й , д о ц ен т Татьяна Т уч ко в а стала е го р у ко в о д и те л ем . Считайте это символом или простым со вп ад ени ем , но к а к р а з н а к а н у н е дня е е А н гел а — м ученицы Татьяны , покровительницы студенчества , — состоялся торжес твенны й первый выпуск почти со р о к а с л уш а телей отделения . В практике преподава ния основ православия дав но сложилась эффективная система передачи знаний в виде вопросов и ответов. Краткое вероучение, пост роенное в такой форме, на зывается катехизисом (от греческого — устное на ставление). Согласно вы данным удостоверениям, выпускники отделения яв ляются православными преподавателями-катехиза- торами с правом препода вания учебных дисциплин д ухов но -нравс тв енно го цикла (основы Православ ной веры, Культура и нрав ственность, Закон Божий), прослушали курс «Основы православия*, и ознакомле ны с региональной програм мой «Православие как со стояние духа, образ мысли и образ жизни». На церемонию выпуска слушателей был приглашен о. Андрей Воронко, насто ятель Христорождественс- кого собора, благочинный православных храмов Ли пецка, руководитель отде ла религиозного образова ния и катехизации области. В сослужении священников о. Андрей совершил благо дарственный молебен с во досвятием, благословил вы пускников и обратился к ним с пастырским словом. — Душа ребенка, — ска зал он, — подобна чистой восковой доске. И если вы сумеете запечатлеть на ней доброе, то это будет на уте шение родителям и в похва лу Церкви . Делайте свое дело с любовью! Об особенностях подго товки слушателей отделения рассказывает зав. кафедрой Татьяна Тучкова: — Мы готовим препода вателей для работы в шко лах, детсадах, университе тах , воскресных ш колах , детских домах, колледжах, техникумах, училищах, до мах для инвалидов, местах лишения свободы. Руководство института и слушатели благодарны о. Василию Попову, ректору Воронежской духовной семи нарии, преподавателям семи нарии. В течение года они читали прекрасные лекции, проводили беседы и семина ры. Второй год оказался очень трудным. Нас поддер жали о. Сергей Косых, свя щенник Христорождествен- ского собора г. Липецка и иеромонах Меркурий (в на стоящее время — проректор по воспитательной работе Воронежской духовной се минарии). Вместе с ним хо дили в храмы. Именно в храме слово «соборность» обретало для наших слуша телей конкретный и духов ный смысл. Думаю, что преподава ние в учебных заведениях основ православия являет ся всего лишь подготови тельной ступенью в систе ме православного образова ния. И если родители уче ников пожелают, то по их заявлениям можно будет преподавать Закон Божий. Наши выпускники могут стать для детей надежны ми педагогами-водителями ко храму. Первый опыт подготов ки православных преподава телей высоко оценивают не только руководители, но и слушатели. Слово — докто ру филологических наук, профессору кафедры литера туры Липецкого педунивер- ситета Людмиле Сатаровой: — Что дают курсы? Я не новичок в изучении пра вославной культуры: в сво ей диссертации я рассмат ривала «Тихий Дон» Шоло хова в контексте христиан ской культуры. Услышан ное и усвоенное на курсах помогло мне привести зна ния в стройную систему, придало целостность моему мировоззрению и мировос приятию. Обратите внима ние, какой духовной радо стью светятся глаза выпус кников. Самое сильное впе чатление произвели на меня беседы о. Меркурия. Его беседы меняли наши представления о долге, о смысле жизни. Шел незри мый, внутренний процесс формирования новых свойств души, ее направ ленности. В университете я читаю курс «Православный Тихий Дон в творчестве Шолохо ва». На занятиях мы воз родили давнюю традицию — совместное, соборное чтение. И во время такого чтения мы открыли столько нового в давно знакомом произведении, что прогля дели маститые ученые. Михаил КОРОЛЬКОВ. Россия сегодня — ту го затянуты й у зел п ро б л ем , трево г , страхов , п о д о зр е н и й , о бм ано в и сам о о бм ан о в , иллю зий и попы то к от н и х избавиться . Авторы и читатели «Русского поля», к а к , собственно , к а ж д ы й , к о м у д о р о га е го с тр ан а , у ко го болит за н ее д у ш а , пытаются этот у з ел развязать . Н а с тр ан иц ах н аш е го , у ж е м н о ги е годы сущ ес твующ е го своеобр азно го зао чно го к л у б а патрио тов России п убликовались статьи, интервью , о ч е р к и , читательские письма , в ко то ры х мы все вместе, если у го д н о , соб орно , старались понять , что ж е с н ам и (и со страной ) происходит . Рядом с м а т е р и а л ам и о судьбе русской идеи появлялись размыш л ения об участи б еж е н ц е в и пер есел енцев , о нравственных устоях российской провинции , о необходимос ти противостоять д у хо вно й эрозии и беспамятству, н а с а ж д а е м о м у порою не толь ко безответственными СМИ , но и в государственны х ш к о л а х , в о д о б р ен ны х М и н об р а зов а н и я у ч е б н и к а х . Естественно, во зн и кал и и дискуссии по н ац и о н ал ь ном у вопросу , о сложностях и вместе с тем н еи зб еж нос ти сожития в о бщ ем д о м е гр а ж д а н России р а зны х национ ально с тей . К а к трансформировался сегодня н е к о гд а официальный и не п о д л еж а вш и й о б с уж д ен ию прин цип «д р уж бы народов»? Что значи т быть русским — иметь славянский тип л и ц а и соответствующую ф амилию или в с е -та ки , п р е ж д е всего, любить Россию и служить ей? М о ж н о ли ставить з н а к равенства м е ж д у п а трио ти зм ом и н ацио н ал и зм ом ? О б о всем этом мы в р а зн о е время писали , а ин о гд а и спорили в «Русском поле» . Т а к что вряд ли постоянные е го читатели удивятся появлению в о ч ер ед н ом выпуске статьи, п ер еп е ч а тан н о й из «Л и тер а турн о й газеты» . То , о чем иде т в н ей речь , в значительной степени совпадает с главной тем а ти ко й «Русского поля» . М осковский ж у р н ал и с т к а к бы включается в р а з го во р , ставший с терж н ем н аш е го еж ем есячно го вы пуска . Это вполне объяснимо: в к а ж д о м , кто не назы вает и не считает Россию «этой страной» , ж и в у т тревоги и н а д еж ды , объ един яющ ие е го с др у гим и с о гр а ж д а н а м и . И потребность разобраться , к у д а несет нас р о к событий и к а к м о ж н о не позволить е м у увлечь вели кий н а р о д в гибельную пропасть или в болото пол усущ ес твов ания ... РУССКИЙ БЕГ В самые трагические и переломные моменты истории, в эпоху необра тимых тектонически х сдвигов всегда обострял ся «русский вопрос» внутри России и за ее дальними и ближними пределами: так было в 1917 году, в 1941-м и в 1945 -м , в 1991 -м и в 2002-м . И каждый раз власть манипулировала русским народом — то в пользу «угнетенных на ций», то, наоборот, как во время Великой Отече ственной войны, подни мая на щит русскую ис торию и победы русско го оружия (вместе с име нами Кутузова и Суворо ва), то замалчивая ситу ацию вокруг русского на селения в бывших братс ких советских республи ках (где в большом коли честве водились факти чески ничего не решав шие «карманные рус ские», имитировавшие верховную власть «на ме стах»), а потом и в «но вом зарубежье» — до оче редных ельцинских заяв лений вроде: «Россия должна подняться с ко лен...» (после чего, как правило, страну опуска ли еще ниже). Фактичес ки вся история русского народа в минувшем X X веке — это трагический русский БЕГ, но если лю бому народу должно по мнить о своей драме, как и о своих подвигах, то русскому народу в новой демократической России предписан манкуртизм (манкурт, если кто по мнит Чингиза Айтмато ва, — это человек, забыв ший о своей матери, о своем происхождении, о своих корнях) и «спокой ное» состояние сонного дебила в то время, когда разрушается его страна, его история и культура, его нравственность и ду ховность. ИДЕОЛОГИЯ р я НОВЫХ МАНКУРТОВ В сегодняшних пре стижных политических тусовках «неприлично» говорить о русских по ту или эту сторону границ — «РУССКИЙ Речь , в сущ ности , идет о том , быть или не быть России. Если мы опять з аб о л та ем «рус ский вопрос» до неузн аваем о с ти или б уд ем его зам ал чива ть по советской привы чке , произнося тосты о д р у ж б е н ар од о в в горящ ей стране вме сто своевр ем енно го и « у п р еж д аю щ е го » чест ного а н а л и з а п ро бл ем (чего не случилось в р а з валивающ ем ся СССР), если мы за го н им эти про блемы в д у хо в н о е подполье или о тд адим их н а о тку п поли тическим сп екулян там и прово к а т о р а м , ко торы е сегодня радостно плодятся к а к грибы после д о ж д я , если мы сам и , г р а ж д а н е России всех н ационально стей , не р еш им «русский вопрос» (или не пр ед пр им ем хотя бы т а к ую попы тку ) , то з а нас это сд ел аю т ... ски н хеды . Или лю д и , пло хо себя чувствующ ие без е ж е д н е в н о г о , к а к м а т , у п о тр е б л е н и я слова «ж и д » . Или те , кто призы вает к одно сторон ней «толерантности» (то бишь терпимости) к лю б ом у к р и м и н а л у , сам ом у кр о в ав ом у , что в н а ш ей си туации , к о гд а стране и ее гр а ж д а н а м объявлена во й н а , гр ани чи т с прес туплением . Все мы , выросшие в России или в системе ее д уховны х и кул ь турны х к о о р д и н а т , т о ж е «рус ские» (особенно к о гд а о казы ваем ся в д альнем з а р у б еж ь е ) и по том у несем свою н ош у ответ ственности за «русский вопрос» , которы й о д н овр ем енно (в этом ис торическое своеобразие России) и евр ей с ки й , и та та р с ки й , и чеченский , и н ем е ц к и й , и к а к о й у го д н о . Но эта м н о го зн а ч ность н е повод размывать понятие «русский» д о е го пол но го ун и ч тож ен и я . ЗАБЫТАЯ МЕЛОДИЯ ДЛЯ... «В го род ском с а д у и гр а е т д у хо во й ор ке с тр . Н а ве р а н д е танц евальной нет свободных м ес т ...» П ол узабы ты е слова из п ол у за бы то го п р о ш л о го . . . Воспоминания п ро ра с таю т в нас ностальгией : «А п о мнишь?» — « К о н е ч н о ! . .» О ни приходят к н ам во сне и наяву . О тче го мы т а к лю б им то , к ч ем у возвращ аем ся? Н а в ер н о е , это отто го , что есть в ещ и , б ез ко то ры х н аш ны неш ний м ир б уд е т н епол ны м . . . Д ух ов ой ор ке с тр . М у зы к а п р ош л о го , у к р а д к о й п р о бравш аяся в н ас то ящ ее . Пол ковы е м а р ш и , возвыш ав ш и е м уж ч и н в и х собственных гл а з а х . . . и не то л ь ко . . . В сам ом д е л е , н астоящ ая ж и зн ь провинциально го го р од к а начинал ась толь ко то гд а , к о гд а в не го входили гу сары ... Томные вальсы ... игривые м а з у р к и . . . д е кол ь те и а к с е л ь б а н ты . . . к а в а л е ры п р и гл а ш аю т д а м , д амы м л ею т . . . К а к явление он пришел к нам из Европы. Его ко лыбель — полковые шатры и фортификационные у к репления. Обычно труба да вала команду к началу боя, а самого трубача оберегали, как и знамя части... «И за стучали барабаны»... — у М . Лермонтова — это уже было гораздо позже... И се годня, когда многое рухну ло, духовой выжил прежде всего в войсках. Каждый вновь образованный воен ный округ, каждый полк начинается со знамени и ду хового. В любой воинской части сегодня есть несколь ко инструментов: утренние разводы, торжественное по строение, проводы дембелей — это для армии святое... Вообще духовой всегда был верноподданическим оркестром. По отношению к любым временам и режи мам. Он одинаково верно служил и монархической России, и Советской влас ти . Всего семь нот и не сколько инструментов — вот и вся политика*).. За то ему — и особое уважение. Думаю, застывшие музы канты напротив «Калинки» в центре Липецка — отра жение именно этих настро ений. Хотя ... В области се годня всего несколько про фессиональных коллекти вов, из них три м уници пальных (что также , согла симся, говорит об отноше нии к проблеме) — в Липец ке , Ельце и Задонске. И , конечно, есть кое-где похо ронные команды, играющие «на жмурах». Правда, и этот вид бизнеса приходит в упа док — профкомы больше не находят денег на музыку «к последнему часу», а род ственники умершего не все гда могут заплатить от по лутора до двух тысяч рэ. А ведь еще недавно иметь свой оркестр для вся кого коллектива считалось престижным, из-за чего на чальство закрывало глаза на многие вещи. Какие? На пример, в порядке вещей считалось, когда одни и те же музыканты в течение одного дня (праздника) бук вально перебегали из орке стра в оркестр. Из после дних сил мирились с под работкой на похоронах . Тем более что при этом ча стенько случались анекдо тичные случаи (несмотря на драматизм момента). В одном районе ребята так крецко выпили на бараба не перед процессией, что не годились играть и одолели только половину пути до кладбища. Музыканты па дали в канавы вместе с ин струментами . Однако на следующий день главный барабанщик пришел к род ственникам усопшего за оплатой. «Да ка к вы смее т е ? — удивились те. — За что же вам платить?!» — «А вы за половину дороги отдайте...» Духовым в провинции обычно ведали секретари райкомов (по идеологии, но иногда и первые). Было дело, в Задонске однажды вызвали всех музыкантов города «на ковер», их ока залось девять человек. Дали задание: каждый берет себе по коллективу и «делает» оркестр. К а к водится, на значили сроки, ответствен ных за исполнение... Ниче го, конечно, не вышло — не продается вдохновенье... При этом случались сю жеты и совершенно про стые, и одновременно слож ные, почти безвыходные. У Ивана Васильевича Востри кова, ветерана культурного' фронта и бессменного руко водителя оркестра, разру шился мост. Во рту. Дело житейское, но оно привело к печальным для оркестра последствиям. Видите ли, трубач без зубов уже не тру бач. К а к человек обязатель ный, он, понимая всю отве- ственность момента, доло жил в райком: все, играть не могу по объективным — сами смотрите! — причи нам. Взглянули. Согласи лись. Стали думать, что де л а ть . .. Вынужденная от ставка Вострикова была не восполнимой потерей. По том новый начальник, гла ва района, услышал на День Победы, ка к музыканты ве село исполняют «Коробей ники» (другого ничего уже не умели). Терпение лопну ло, власть забеременела идеей. Беременность эта протекала трудно, но ровно через девять месяцев ор кестр заиграл! Двенадцать вещей, ка к и предписыва лось контрактом. Конечно, многое решил выбор руко водителя — А . Мосолов, профессиональный музы кант, знающий даже запад ную сцену, за дело взялся серьезно. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz