Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

11111111 Специальный выпуск 60 ЛЕТ НАЗАД АТАКИЯРОТСНЫЕТЕ... Вчитываясь в м а териалы о боевом пути 7 4 -й стрел­ ко вой див и зи и , в ко то ро й воевал и по гиб м ой о тец , я о бр а тил вн им ан и е , что о н а создавалась н а основе о т ­ дельной кур с ан тс кой б ри гады , п рин явш ей боево е к р е ­ щ е н и е н а н аш е й л и п е ц ко й зем л е . В к о н ц е января 1943 го д а дивизия ш турм ом о вл ад е ­ л а высотой «О гурец» близ населенно го п ун к та Л ом и го - ры Воловского р ай о н а . Тем самым была п рорв ан а вр а ­ ж е с к а я о б о р о н а . И вп еред , овладевая п л ац д арм ом для б у д ущ е го наступления н а К у р с к и О р е л , устремились части и соединения 13 -й арм ии Брянско го фронта . Особый гер ои зм при проры ве в р аж е с к о й обороны в р а й о н е Л ом и го р проявил 2 -й стрелковый батальон 1 0 9 - го с тр ел ко во го п о л к а п о д к о м а н д о в а н и е м стар ­ ш е го л ей тен ан та В л ад им и р а Бы кова . Январь 1943 года. Нача­ ло Воронежско-Касторненс- кой операции. В ходе ее уда­ рами с севера и юга по флан­ гам противника предполага­ лось окружить и уничтожить основные силы вражеской группировки. В полосе на­ ступления находилась высо­ та «Огурец». Для немцев она была надежным опорным пунктом, поскольку господ­ ствовала над обширной мес­ тностью. Во время обороны наши неоднократно пытались вы­ бить фашистов с этой высо­ ты. Но немцы сильно укре­ пили ее. В Воронежско-Кас- торненской операции брать «Огурец» выпало на долю 74-й стрелковой дивизии. Ее командир полковник Казар- вян и начальни к штаба полковник Гизатулин глав­ ную задачу при штурме воз­ ложили на 109-й стрелковый полк, поставив на решающее направление батальон Быко­ ва. И не ошиблись. Отважные воины разметали вражескую оборону и взяли высоту, уничтожив при этом 800 гит­ леровцев. Батальон, в кото­ ром шел в наступление и мой ртещ лейтенант Стрельников Василий Федорович со своим стрелковым взводом, захва­ тил также склады с оружи­ ем и продовольствием... За личное муж ество , храбрость старшего лейте­ нанта Быкова одним из пер­ вых в дивизии наградили орденом Отечественной вой­ ны I степени. К высокой на­ граде — ордену Красного Знамени — был представлен командир 109-го стрелково­ го полка майор Стретинский. Комбат и его храбрые бойцы стали примером для всех в ведении наступатель­ ного боя. Однополчане Сер­ гей Трубицын и Петр При­ ходько даже сочинили пес­ ню о батальоне Быкова. В ней были такие слова: «Так слава же им, их родному комбату, кто взял высоту «Огурец». Эту песню пели во всех подразделениях диви­ зии до конца войны. О дальнейшей судьбе геро­ ев штурма Ломигор удалось выяснить следующее. В пос­ ледних числах января майор Стретинский на марше был ранен осколком снаряда и умер, когда его по глубоко­ му снегу на санках вывозили к ближнему аэродрому. Ком­ бат Быков продолжал сра­ жаться. Его батальон штур­ мом брал город Малоархан- гельск Орловской области. Но война и его не поща­ дила. В одном из боев капи­ тан Быков получил тяжелое ранение в голову и навсегда выбыл из строя. Из воспоминаний главвра­ ча медсанбата Шехет: «По­ мню день, когда в медсанбат с поля боя в бессознательном состоянии доставили комбата Быкова. Того самого Быкова, о котором в дивизии ходили легенды, о его батальоне пели песню. О нем самом не раз писали в дивизионной газете. Мы все были потрясены не­ счастьем, оказали ему посиль­ ную помощь и на следующий день самолетом отправили в тыл». Далее Шехет признал­ ся: «Ранение было очень тя­ желое, и мы не надеялись, что Быков будет жив». Но Быков перенес слож­ нейшую операцию и ... вы­ жил. Впоследствии получил мирную профессию. По дан­ ным, что получены мною от юных следопытов одного из музеев Орловско-Курской дуги, Владимир Сергеевич Быков, освобождавший наш край от фашистских захват­ чиков, ныне живет в Киеве. Иван СТРЕЛЬНИКОВ, г. Липецк. ПРАВОСЛАВИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ —, КТО НАСТАВИТ МЕНЯ? Х р ани тель всех со кр о в ищ царицы Эфиопской , к а к повествуется в Д е я н и я х Святых Апостолов , в о зв р ащ а л ­ ся дом ой из И е р у с ал и м а н а ко л есни це и вслух читал к н и гу п р о р о к а И сайи . Апостол Ф илипп п о д ош е л к к о ­ леснице и спросил хр ан и тел я : «Р а зум ееш ь л и , что чи ­ таешь?» И услыш ал в ответ: « К а к м о гу р а зум е ть , если кто не наставит меня?» П о л о ж е н и е в совр ем енной российской ш к о л е н а ­ п ом и н ае т апостольские вр ем ена : ж а ж д у щ и х усвоить хотя бы азы православной культуры и м и р ов о з зр е ­ ния в ел и ко , но православны х пед а го гов ка тас троф и ­ чески н е хв а тае т . Н е л е г к ую з а д а ч у под го тов ки им енн о правосл ав ­ ных п р е по д а в а тел е й поставил п ер ед собой три го д а н а з а д Л и п е ц к и й государственный институт у с ов ерш ен ­ ствования у ч и те л е й . По бла гословению Вы со коп р е - о св ящ е нн ейш е го М еф од и я , м и тро по л и та В о р о н еж с ­ к о го и Л и п е ц к о го и о доб р ени я инициативы д и р е к т о ­ р а института Ю ри я И саева Д е п а р т а м е н то м о б р а з о ­ вания и н а у к и адм ини с тр ации области было о ткры то о тд е л е н и е п р а в о с л а в н о й п е д а г о г и к и при к аф е д р е п ед а го ги к и и психоло гии Л ГИ У У . З ав ед ую щ и й к аф е д ­ р о й , д о ц ен т Татьяна Т уч ко в а стала е го р у ко в о д и те ­ л ем . Считайте это символом или простым со вп ад ени ­ ем , но к а к р а з н а к а н у н е дня е е А н гел а — м ученицы Татьяны , покровительницы студенчества , — состоялся торжес твенны й первый выпуск почти со р о к а с л уш а ­ телей отделения . В практике преподава­ ния основ православия дав­ но сложилась эффективная система передачи знаний в виде вопросов и ответов. Краткое вероучение, пост­ роенное в такой форме, на­ зывается катехизисом (от греческого — устное на­ ставление). Согласно вы­ данным удостоверениям, выпускники отделения яв­ ляются православными преподавателями-катехиза- торами с правом препода­ вания учебных дисциплин д ухов но -нравс тв енно го цикла (основы Православ­ ной веры, Культура и нрав­ ственность, Закон Божий), прослушали курс «Основы православия*, и ознакомле­ ны с региональной програм­ мой «Православие как со­ стояние духа, образ мысли и образ жизни». На церемонию выпуска слушателей был приглашен о. Андрей Воронко, насто­ ятель Христорождественс- кого собора, благочинный православных храмов Ли ­ пецка, руководитель отде­ ла религиозного образова­ ния и катехизации области. В сослужении священников о. Андрей совершил благо­ дарственный молебен с во­ досвятием, благословил вы­ пускников и обратился к ним с пастырским словом. — Душа ребенка, — ска­ зал он, — подобна чистой восковой доске. И если вы сумеете запечатлеть на ней доброе, то это будет на уте­ шение родителям и в похва­ лу Церкви . Делайте свое дело с любовью! Об особенностях подго­ товки слушателей отделения рассказывает зав. кафедрой Татьяна Тучкова: — Мы готовим препода­ вателей для работы в шко­ лах, детсадах, университе­ тах , воскресных ш колах , детских домах, колледжах, техникумах, училищах, до­ мах для инвалидов, местах лишения свободы. Руководство института и слушатели благодарны о. Василию Попову, ректору Воронежской духовной семи­ нарии, преподавателям семи­ нарии. В течение года они читали прекрасные лекции, проводили беседы и семина­ ры. Второй год оказался очень трудным. Нас поддер­ жали о. Сергей Косых, свя­ щенник Христорождествен- ского собора г. Липецка и иеромонах Меркурий (в на­ стоящее время — проректор по воспитательной работе Воронежской духовной се­ минарии). Вместе с ним хо­ дили в храмы. Именно в храме слово «соборность» обретало для наших слуша­ телей конкретный и духов­ ный смысл. Думаю, что преподава­ ние в учебных заведениях основ православия являет­ ся всего лишь подготови­ тельной ступенью в систе­ ме православного образова­ ния. И если родители уче­ ников пожелают, то по их заявлениям можно будет преподавать Закон Божий. Наши выпускники могут стать для детей надежны­ ми педагогами-водителями ко храму. Первый опыт подготов­ ки православных преподава­ телей высоко оценивают не только руководители, но и слушатели. Слово — докто­ ру филологических наук, профессору кафедры литера­ туры Липецкого педунивер- ситета Людмиле Сатаровой: — Что дают курсы? Я не новичок в изучении пра­ вославной культуры: в сво­ ей диссертации я рассмат­ ривала «Тихий Дон» Шоло­ хова в контексте христиан­ ской культуры. Услышан­ ное и усвоенное на курсах помогло мне привести зна­ ния в стройную систему, придало целостность моему мировоззрению и мировос­ приятию. Обратите внима­ ние, какой духовной радо­ стью светятся глаза выпус­ кников. Самое сильное впе­ чатление произвели на меня беседы о. Меркурия. Его беседы меняли наши представления о долге, о смысле жизни. Шел незри­ мый, внутренний процесс формирования новых свойств души, ее направ­ ленности. В университете я читаю курс «Православный Тихий Дон в творчестве Шолохо­ ва». На занятиях мы воз­ родили давнюю традицию — совместное, соборное чтение. И во время такого чтения мы открыли столько нового в давно знакомом произведении, что прогля­ дели маститые ученые. Михаил КОРОЛЬКОВ. Россия сегодня — ту го затянуты й у зел п ро б л ем , трево г , страхов , п о д о зр е н и й , о бм ано в и сам о о бм ан о в , иллю зий и попы то к от н и х избавиться . Авторы и читатели «Русского поля», к а к , собственно , к а ж д ы й , к о м у д о р о га е го с тр ан а , у ко го болит за н ее д у ш а , пытаются этот у з ел развязать . Н а с тр ан иц ах н аш е го , у ж е м н о ги е годы сущ ес твующ е го своеобр азно го зао чно го к л у б а патрио тов России п убликовались статьи, интервью , о ч е р к и , читательские письма , в ко то ры х мы все вместе, если у го д н о , соб орно , старались понять , что ж е с н ам и (и со страной ) происходит . Рядом с м а т е р и а л ам и о судьбе русской идеи появлялись размыш л ения об участи б еж е н ц е в и пер есел енцев , о нравственных устоях российской провинции , о необходимос ти противостоять д у хо вно й эрозии и беспамятству, н а с а ж д а е м о м у порою не толь ко безответственными СМИ , но и в государственны х ш к о л а х , в о д о б р ен ны х М и н об р а зов а н и я у ч е б н и к а х . Естественно, во зн и кал и и дискуссии по н ац и о н ал ь ном у вопросу , о сложностях и вместе с тем н еи зб еж нос ти сожития в о бщ ем д о м е гр а ж д а н России р а зны х национ ально с тей . К а к трансформировался сегодня н е к о гд а официальный и не п о д л еж а вш и й о б с уж д ен ию прин цип «д р уж бы народов»? Что значи т быть русским — иметь славянский тип л и ц а и соответствующую ф амилию или в с е -та ки , п р е ж д е всего, любить Россию и служить ей? М о ж н о ли ставить з н а к равенства м е ж д у п а трио ти зм ом и н ацио н ал и зм ом ? О б о всем этом мы в р а зн о е время писали , а ин о гд а и спорили в «Русском поле» . Т а к что вряд ли постоянные е го читатели удивятся появлению в о ч ер ед н ом выпуске статьи, п ер еп е ч а тан н о й из «Л и тер а турн о й газеты» . То , о чем иде т в н ей речь , в значительной степени совпадает с главной тем а ти ко й «Русского поля» . М осковский ж у р н ал и с т к а к бы включается в р а з го во р , ставший с терж н ем н аш е го еж ем есячно го вы пуска . Это вполне объяснимо: в к а ж д о м , кто не назы вает и не считает Россию «этой страной» , ж и в у т тревоги и н а д еж ды , объ един яющ ие е го с др у гим и с о гр а ж д а н а м и . И потребность разобраться , к у д а несет нас р о к событий и к а к м о ж н о не позволить е м у увлечь вели кий н а р о д в гибельную пропасть или в болото пол усущ ес твов ания ... РУССКИЙ БЕГ В самые трагические и переломные моменты истории, в эпоху необра­ тимых тектонически х сдвигов всегда обострял­ ся «русский вопрос» внутри России и за ее дальними и ближними пределами: так было в 1917 году, в 1941-м и в 1945 -м , в 1991 -м и в 2002-м . И каждый раз власть манипулировала русским народом — то в пользу «угнетенных на­ ций», то, наоборот, как во время Великой Отече­ ственной войны, подни­ мая на щит русскую ис­ торию и победы русско­ го оружия (вместе с име­ нами Кутузова и Суворо­ ва), то замалчивая ситу­ ацию вокруг русского на­ селения в бывших братс­ ких советских республи­ ках (где в большом коли­ честве водились факти­ чески ничего не решав­ шие «карманные рус­ ские», имитировавшие верховную власть «на ме­ стах»), а потом и в «но­ вом зарубежье» — до оче­ редных ельцинских заяв­ лений вроде: «Россия должна подняться с ко­ лен...» (после чего, как правило, страну опуска­ ли еще ниже). Фактичес­ ки вся история русского народа в минувшем X X веке — это трагический русский БЕГ, но если лю­ бому народу должно по­ мнить о своей драме, как и о своих подвигах, то русскому народу в новой демократической России предписан манкуртизм (манкурт, если кто по­ мнит Чингиза Айтмато­ ва, — это человек, забыв­ ший о своей матери, о своем происхождении, о своих корнях) и «спокой­ ное» состояние сонного дебила в то время, когда разрушается его страна, его история и культура, его нравственность и ду­ ховность. ИДЕОЛОГИЯ р я НОВЫХ МАНКУРТОВ В сегодняшних пре­ стижных политических тусовках «неприлично» говорить о русских по ту или эту сторону границ — «РУССКИЙ Речь , в сущ ности , идет о том , быть или не быть России. Если мы опять з аб о л та ем «рус ­ ский вопрос» до неузн аваем о с ти или б уд ем его зам ал чива ть по советской привы чке , произнося тосты о д р у ж б е н ар од о в в горящ ей стране вме­ сто своевр ем енно го и « у п р еж д аю щ е го » чест­ ного а н а л и з а п ро бл ем (чего не случилось в р а з ­ валивающ ем ся СССР), если мы за го н им эти про ­ блемы в д у хо в н о е подполье или о тд адим их н а о тку п поли тическим сп екулян там и прово ­ к а т о р а м , ко торы е сегодня радостно плодятся к а к грибы после д о ж д я , если мы сам и , г р а ж ­ д а н е России всех н ационально стей , не р еш им «русский вопрос» (или не пр ед пр им ем хотя бы т а к ую попы тку ) , то з а нас это сд ел аю т ... ски н ­ хеды . Или лю д и , пло хо себя чувствующ ие без е ж е д н е в н о г о , к а к м а т , у п о тр е б л е н и я слова «ж и д » . Или те , кто призы вает к одно сторон ­ ней «толерантности» (то бишь терпимости) к лю ­ б ом у к р и м и н а л у , сам ом у кр о в ав ом у , что в н а ­ ш ей си туации , к о гд а стране и ее гр а ж д а н а м объявлена во й н а , гр ани чи т с прес туплением . Все мы , выросшие в России или в системе ее д уховны х и кул ь турны х к о о р д и н а т , т о ж е «рус ­ ские» (особенно к о гд а о казы ваем ся в д альнем з а р у б еж ь е ) и по том у несем свою н ош у ответ­ ственности за «русский вопрос» , которы й о д ­ н овр ем енно (в этом ис торическое своеобразие России) и евр ей с ки й , и та та р с ки й , и чеченский , и н ем е ц к и й , и к а к о й у го д н о . Но эта м н о го зн а ч ­ ность н е повод размывать понятие «русский» д о е го пол но го ун и ч тож ен и я . ЗАБЫТАЯ МЕЛОДИЯ ДЛЯ... «В го род ском с а д у и гр а е т д у хо во й ор ке с тр . Н а ве­ р а н д е танц евальной нет свободных м ес т ...» П ол узабы ты е слова из п ол у за бы то го п р о ш л о го . . . Воспоминания п ро ра с таю т в нас ностальгией : «А п о ­ мнишь?» — « К о н е ч н о ! . .» О ни приходят к н ам во сне и наяву . О тче го мы т а к лю б им то , к ч ем у возвращ аем ся? Н а в ер н о е , это отто го , что есть в ещ и , б ез ко то ры х н аш ны неш ний м ир б уд е т н епол ны м . . . Д ух ов ой ор ке с тр . М у зы к а п р ош л о го , у к р а д к о й п р о ­ бравш аяся в н ас то ящ ее . Пол ковы е м а р ш и , возвыш ав ­ ш и е м уж ч и н в и х собственных гл а з а х . . . и не то л ь ко . . . В сам ом д е л е , н астоящ ая ж и зн ь провинциально го го р од ­ к а начинал ась толь ко то гд а , к о гд а в не го входили гу ­ сары ... Томные вальсы ... игривые м а з у р к и . . . д е кол ь те и а к с е л ь б а н ты . . . к а в а л е ры п р и гл а ш аю т д а м , д амы м л ею т . . . К а к явление он пришел к нам из Европы. Его ко ­ лыбель — полковые шатры и фортификационные у к ­ репления. Обычно труба да­ вала команду к началу боя, а самого трубача оберегали, как и знамя части... «И за­ стучали барабаны»... — у М . Лермонтова — это уже было гораздо позже... И се­ годня, когда многое рухну­ ло, духовой выжил прежде всего в войсках. Каждый вновь образованный воен­ ный округ, каждый полк начинается со знамени и ду­ хового. В любой воинской части сегодня есть несколь­ ко инструментов: утренние разводы, торжественное по­ строение, проводы дембелей — это для армии святое... Вообще духовой всегда был верноподданическим оркестром. По отношению к любым временам и режи ­ мам. Он одинаково верно служил и монархической России, и Советской влас­ ти . Всего семь нот и не­ сколько инструментов — вот и вся политика*).. За то ему — и особое уважение. Думаю, застывшие музы­ канты напротив «Калинки» в центре Липецка — отра­ жение именно этих настро­ ений. Хотя ... В области се­ годня всего несколько про­ фессиональных коллекти ­ вов, из них три м уници ­ пальных (что также , согла­ симся, говорит об отноше­ нии к проблеме) — в Липец­ ке , Ельце и Задонске. И , конечно, есть кое-где похо­ ронные команды, играющие «на жмурах». Правда, и этот вид бизнеса приходит в упа­ док — профкомы больше не находят денег на музыку «к последнему часу», а род­ ственники умершего не все­ гда могут заплатить от по­ лутора до двух тысяч рэ. А ведь еще недавно иметь свой оркестр для вся­ кого коллектива считалось престижным, из-за чего на­ чальство закрывало глаза на многие вещи. Какие? На ­ пример, в порядке вещей считалось, когда одни и те же музыканты в течение одного дня (праздника) бук­ вально перебегали из орке­ стра в оркестр. Из после­ дних сил мирились с под­ работкой на похоронах . Тем более что при этом ча­ стенько случались анекдо­ тичные случаи (несмотря на драматизм момента). В одном районе ребята так крецко выпили на бараба­ не перед процессией, что не годились играть и одолели только половину пути до кладбища. Музыканты па­ дали в канавы вместе с ин ­ струментами . Однако на следующий день главный барабанщик пришел к род­ ственникам усопшего за оплатой. «Да ка к вы смее­ т е ? — удивились те. — За что же вам платить?!» — «А вы за половину дороги отдайте...» Духовым в провинции обычно ведали секретари райкомов (по идеологии, но иногда и первые). Было дело, в Задонске однажды вызвали всех музыкантов города «на ковер», их ока­ залось девять человек. Дали задание: каждый берет себе по коллективу и «делает» оркестр. К а к водится, на­ значили сроки, ответствен­ ных за исполнение... Ниче­ го, конечно, не вышло — не продается вдохновенье... При этом случались сю­ жеты и совершенно про­ стые, и одновременно слож­ ные, почти безвыходные. У Ивана Васильевича Востри­ кова, ветерана культурного' фронта и бессменного руко­ водителя оркестра, разру­ шился мост. Во рту. Дело житейское, но оно привело к печальным для оркестра последствиям. Видите ли, трубач без зубов уже не тру­ бач. К а к человек обязатель­ ный, он, понимая всю отве- ственность момента, доло­ жил в райком: все, играть не могу по объективным — сами смотрите! — причи­ нам. Взглянули. Согласи­ лись. Стали думать, что де­ л а ть . .. Вынужденная от­ ставка Вострикова была не­ восполнимой потерей. По­ том новый начальник, гла­ ва района, услышал на День Победы, ка к музыканты ве­ село исполняют «Коробей­ ники» (другого ничего уже не умели). Терпение лопну­ ло, власть забеременела идеей. Беременность эта протекала трудно, но ровно через девять месяцев ор­ кестр заиграл! Двенадцать вещей, ка к и предписыва­ лось контрактом. Конечно, многое решил выбор руко­ водителя — А . Мосолов, профессиональный музы ­ кант, знающий даже запад­ ную сцену, за дело взялся серьезно. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz