Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

27 ав густа 2003 г., № 168 (22046} . Ш И П Е Ц К А Я •/Я газета ь ч НОВОСТРОЙКИ « О Т Н АШ Е Г О Д В О Р Ц А Д О В АШ Е ГО К Р Ы Л Ь Ц А . . . » ВОЗВЕДЕНИЕ МОСТА, В НЕДАВНЕМ ПРОШЛОМ ОБЪЕКТА ДОЛГОСТРОЯ, ЗАВЕРШАЕТСЯ УДАРНЫМИ ТЕМПАМИ Герой популярного мультика Иван- дурак по царскому условию в одну ночь хрустальный мост сотворил через реку —от своей слободки до царского дворца. Чтобы получить руку и сердце одной из его дочерей. Вжизни, к сожалению, таких чудес не бывает. И стимулы нынче другие — материальные. Нет денег —нет и стройки... Потому-то ждал Петровский мост своего часа два десятка лет. За это время старый мост, неся двойную нагрузку, изрядно «подустал» и нуждается в ремонте. К тому же количество автомобилей в Липецке многократно возросло, и давно назрела необходимость в новой транспортной артерии. Поэтому, как только новый мост будет введен в эксплуатацию, начнется ремонт старого. Сегодня здесь вновь кипит работа — от зари до зари, без выходных и праздников. Завер­ шить строительство моста про­ тяженностью 500 метров дове­ рено Мостоотряду № 126. Дело продвигается без проволочек — благодаря стараниям руководи­ телей предприятия Александру Вериялову и Юрию Гулякину. Прораб Александр Тащилин, на счету которого уже шесть сложных мостов, рассказывает: — Сейчас мы выполняем сложнейшую и очень ответ ­ ственную задачу. Собрав про­ летное строение и подготовив его к передвижке, за субботу и воскресенье надвинули на 13-ю и 14-ю опоры. Теперь опускаем на них эту махину весом в три­ ста тонн. Конструкция уникаль­ ная и не имеет мирового ана­ лога. Сооружение выполнено по индивидуальному проекту липец­ кого инженера Виктора Полозо­ ва. Он нашел оптимальное ре­ шение, чтобы избежать демон­ тажа насосной станции, находя­ щейся на пути строящегося мо­ ста. На завершение строитель­ ства потребовалось около ста миллионов рублей, которые и были выделены из федераль­ ного и областного бюджетов... Как сказал нам Александр Георгиевич, на площадке в две смены трудятся шестьдесят опытных строителей. Средний возраст рабочих — 30 лет. Как в любом трудовом коллективе, есть свои передовики: монтаж­ ники Олег Марков, Игорь Кам- нев, Виктор Романовский, Алек­ сей Росляков, Иван Лосихин, сварщик-газорезчик Владимир Виноградов. Особо похвалил прораб студентов-старшекурс- ников ЛИГУ, трудившихся на стройке во время летних кани­ кул. ...Чуть поодаль, на смонти­ рованном участке моста, трудят­ ся дорожники, укладывая а с ­ фальт. Здесь же мы встретили Валерия Дронова, генерально­ го директора Липецкого дорож­ но-строительного предприятия № 1. Он пояснил, что для ас ­ фальтового покрытия, в отличие от обычного шлаково-щебнево­ го основания, здесь использу­ ется гранитное, эксплуатацион­ но более долговечное и надёж­ ное. За ходом работ наблюдает и заведующий сектором мосто­ вого полотна Московского ин­ ститута СоюзДорНИИ Евгений Казарян. По его словам, инсти­ тут «выполняет работу по науч­ ному сопровождению устройства проезжей части моста». Сказа­ но мудрено, но понятно одно: раз за возводимым мостом та­ кой пригляд, то о безопасности не стоит беспокоиться, ибо уни­ кальное сооружение в надежных руках ученых, конструкторов и высокопрофессиональных стро­ ителей. Ольга БОЧКОВА, А настасия МЕНЬШИКОВА | (фото). ЭКСПРЕСС -ОПРОС «ЛГ» С КОММЕНТАРИЕМ КТО КУПИТ БИЛЕТ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ Ф И Л ЬМ ? Сегодня —День Российского кино. Что же это за день? Да и где оно, наше кино? Кто его смотрит? Ответ известен: сравнительно небольшой круг ценителей на элитных фестивалях. А остальные? А мы с вами уже не зрители? Вот как ответили на эти вопросы жители Липецка. А н то н БУТИН , п е р в о к у р с н и к Л и п е ц к о г о т е х н и ч е с к о г о у н и в е р с и т е т а : —Стараюсь следить за событиями в мире кино — с помощью телепередач, а также Интернета и прессы. Какие-то новые филь­ мы смотрю по видео. А картину, вокруг которой много шума, лов­ лю в киноконцертном зале «Октябрь». Правда, там практически не демонстрируются российские фильмы. Но мне лично нравятся голливудские блокбастеры. Кино, по-моему, — прежде всего ув- * * ! лекательное и отлично снятое зрелище. Американские режиссе­ ры умеют делать такие фильмы. Наши, к сожалению, пока нет. Да, в Липецке мало кинотеатров. Но мне вполне достаточно «Октября». Конечно, было бы здорово, если бы у нас построили комплекс с несколькими залами. Только вряд ли это произойдет в ближайшие годы, хотя кто-то там из городской администрации насчет мультиплекса что-то и обещал. Е к а т е р и н а КАВРЕГИНА , п р о д а в е ц - к а с с и р м а г а з и н а с п у н к т о м п р о к а т а в и д е о к а с с е т : — Я сама не кино- и не видеоман. Кассеты беру домой для просмотра отнюдь не каждый день. Понятно, что кино на боль- § шом экране смотреть намного лучше, чем по ТВ. Я бы с удоволь­ ствием ходила на кинопремьеры в «Октябрь», но... В наш пункт проката новые фильмы поступают раньше, чем их названия по­ являются на афише «Октября». Как тут удержаться и не посмот­ реть «фильм месяца» в видеоварианте? Для Липецка, считаю, нужен не просто кинотеатр с современ­ ным интерьером и техникой, а крупный досуговый центр. Моло- дежи-то, в принципе, негде проводить свободное время, кроме как в дискотеках или в доступных по ценам клубах и барах. А там — оглушительная музыка, сигаретный дым, алкоголь. Вот и вся радость общения. Для меня и моих знакомых оптимально было бы посмотреть кино или камерный спектакль, послушать бардов и джазменов, посидеть за чашечкой кофе. В а д и м ЖУКОВ, н а р о д н ы й а р т и с т Р о с с и и , х у д о ж е с т в е н ­ ны й р у к о в о д и т е л ь Л и п е ц к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о т е а т р а к у ­ к о л : — Мы с женой стараемся не пропустить ни одного интерес­ ного вернисажа, театральной премьеры или филармонического концерта. А относительно кино... Ну, самое приятное впечатление — прошлогодний фестиваль «Окно в Европу». Великолепный под­ бор фильмов на любые вкусы, встречи с известными актерами и режиссерами. Особенно понравился фильм Петра Тодоровского «Жизнь забавами полна». Мы с ним почти ровесники. Он, не­ смотря ни на что, оптимист, в его фильмах заложен колоссаль­ ный заряд доброты, сочувствия к людям. Я работаю с детьми и куклами, он создает «взрослое» кино с актерами-звездами, но по духу-то, по сути мы близки друг другу. А вот авторы американс­ ких боевиков мне мало интересны, хотя в основном именно их ленты в Липецке и показывают. Так что я остаюсь верен россий­ скому кино. И верю в его возрождение на основе лучших тради­ ций. Только липецким кинотеатрам вместе с облкинофондом сле­ дует приобретать больше российских фильмов и серьезно, осно­ вательно заниматься их рекламой. В и т а л и й ИВАНОВ, п р е д п р и н и м а т е л ь : — Смотреть фильм в кинотеатре или дома — разница колос­ сальная. Пойти в кино — значит оторваться от привычных диван­ ных условий, полностью, «коллективно» погрузиться в происходя­ щее на экране. Кинотеатр — это идеально, но, увы, пока не ре­ ально. Заедают повседневные хлопоты, суета. И выбраться всей семьей в кино — накладно. Для меня разница между сотней- двумя рублей за «большое кино» (с напитками, мороженым пе­ ред началом сеанса) и десятью за суточный прокат видеокассеты весьма ощутима. Да дело даже не в рублях. С появлением новых технологий меняется «технология» жизни. А разговоры о духов­ ности, о воспитательном значении искусства — разве им верят сверстники моих уже взрослых дочерей? Поколение пех? — праг­ матично, искусство для него имеет третьестепенное, прикладное значение. При всем при этом действующие липецкие кинотеатры обязаны не сдавать своих позиций, не превращаться в подобие «Торнадо» и «Перекрестка». Е л е н а ТУЗКО , п е д а г о г п о м у з ы к е д е т с к о г о д о м а № 1 : — Российское кино вообще и липецкие кинотеатры в частно­ сти я считаю неотъемлемой частью нашей жизни. Это то, чего, как говорится, у нас никогда не отнять. Хотя бы номинально. В кино выбираюсь изредка — и почти всегда покидаю зал не без огорчения. Я — за наше, родное, кино, романтическое, «нечер- нушное», светлое, доброе. Я мечтаю: вдруг кому-нибудь удастся снять фильм наподобие «Москва слезам не верит»? Сейчас-тб чаще всего российские картины — ухудшенные копии зарубеж­ ных. И два слова о кино для детей. Дети хотят «своего» кино — с героями, понятными, близкими им. Где же оно? Нужны ли Липецку кинотеатры? Наверное, — с концепцией, программами, способными безоговорочно привлечь и взрослую, и юную публику. К о м м е н т а р и й Нины ЗЕМЛЯНСКОЙ , з а м е с т и т е л я д и р е к ­ т о р а г о с у д а р с т в е н н о г о у ч р е ж д е н и я « Л и п е ц к о б л к и н о ф о н д » : — 27 августа по традиции — праздник для российских кинема­ тографистов и зрителей. Накануне мы получили телеграмму от заместителя министра культуры России Александра Голутвы — он поздравляет липецких киноработников, желает им успехов. В мире кино происходит многое. Да, мы, к примеру, не прак­ тикуем приглашение в Липецк на один вечер известного режис­ сера, актера с показом их новых работ. Наш вариант — проведе­ ние «выездных» фестивалей. Главное событие намечено на ок­ тябрь — очередной фестиваль «Окно в Европу». Прошлогодний успех липецкого «Окна в Европу» показал: он способен привлечь немалое зрительское внимание к российским фильмам и их со ­ здателям. На сей раз ждем приезда, с новыми работами, Ста­ нислава Говорухина («Хозяйка гостиницы»), Вадима Абдрашито­ ва («Магнитные бури»), Сергея Никоненко («Поутру они просну­ лись»), популярных и молодых талантливых актеров. Согласна с Еленой Тузко: детских фильмов мы показываем недостаточно. Причина? Да ведь они производятся на российских студиях, как говорится, в последнюю очередь. С другой стороны, весенний фестиваль кино для детей в «Октябре» удался. Вообще фильмы, адресованные аудитории «до шестнадцати и старше», для семейного просмотра, востребованы в области. С детьми и подростками мы стараемся работать. Проводим киноуроки с по­ казом и документальных лент на медицинские темы, и экраниза­ ций литературных произведений. Наш фонд, кстати, насчитывает почти две с половиной тысячи картин. Ежегодно к нам поступает примерно пятьдесят новинок. За кинообслуживание в области, не считая Липецка, я спо­ койна. На селе, в ряде райцентров (выделю, в частности, Крас- нинский, Лебедянский, Хлевенский, Добринский, Усманский рай­ оны) к кино по-прежнему сохраняется заинтересованное отно­ шение и зрителей, и местных властей. А вот что касается Липец­ ка... Я считаю, что настоящего кинотеатра у нас просто нет. Тот же «Октябрь» — это же 80-е годы прошлого века, а никак не нынеш­ ний день. Дизайн, звук, конфигурация здания, его «начинка» — из вчерашнего, ушедшего времени. Убеждена: кинотеатром в пол­ ном смысле слова можно назвать лишь то место, где все «кру­ тится» исключительно вокруг кино, идет ли речь об обычном дет­ ском утреннике или экспериментальном ночном киномарафоне. То, что в «Октябре» устраивают концерты, — это практика вынуж­ денная. У города нет ни кинотеатра как такового, ни зала, пред­ назначенного только для концертов. Еще хуже дело со «Спутни­ ком». Ну каково после дискотек за полночь, «до упаду», без хоро­ шей вентиляции приходить сюда зрителю, взявшему билет на дневной сеанс? В общем, хотя бы один настоящий кинотеатр в Липецке необ­ ходим. Причем совсем не обязательно хозяином зала должно быть государство. Вы вот рассказали мне, что, по словам на­ чальника городского управления культуры Виктора Павловича Долгих, малый зал «Октября» с помощью столичной фирмы «Ки- номир» будет реконструирован и переоснащен. Дай Бог, чтобы это удалось. Главное, у липчан должна быть возможность смот­ реть кино — хорошее и разное. Хороший фильм в комфортном зале — событие не менее значимое, чем театральная премьера или гастроли эстрадной «звезды»... Оапилэп Константин КЛЮТКИН. ПОСЛЕСЛОВИЕ К ФЕСТИВАЛЮ О ПЕСНЯХ И НЕ Т О Л Ь К О . . . В тот вечер от Сокольской автостанции до лагеря «Раду­ га» ходил бесплатный автобус с табличкой «На фестиваль авторской песни». Я еле втис­ нулась в салон между двух ог­ ромных рюкзаков и только тут поняла, как нелепо выгляжу: белые брюки, летняя кофточ­ ка. А вокруг люди «на три сви­ тера», с провизией в безраз­ мерных сумках, с котелками, кастрюлями и палатками. На место мы прибыли в 11-м часу. Честно говоря, я сильно сомневалась, что нака­ нуне вечером сюда приехали почти 600 человек, как уверял Юрий Федотов — главный ини­ циатор фестиваля, замести ­ тель председателя клуба ав­ торской песни «Автограф». Утреннее безлюдье доход­ чиво объяснил знакомый инже­ нер, шедший с тюбиком зуб ­ ной пасты к себе в палатку: — Спят люди. Замечатель­ ное открытие фестиваля было: до 6 утра открывали... Рядом, возле разгоравше­ гося костра, колдовали над ко­ телком пятеро ребят. — Супчик с только что со ­ бранными грибами! Закипает быстро, картошка варится мо­ ментально. Не то что дома, на плите. — Ну! А как с утра хорош! — Но самое главное — ни­ чего не надо мыть, если убе­ жит... На скамеечке концертного зала под открытым небом си­ дела женщина с дочуркой на коленях. Как потом оказалось, маму зовут Елена, а дочь — Иришкой. На фестивале они впервые. А вот глава семей ­ ства был на всех шести. — Вытащил нас сюда, ска­ зал, что мы уже большие, — гла­ дила она дочку по белым куд­ ряшкам. — Мой Андрей не поет и не умеет играть на гитаре. Он слушатель. Я вчера на откры­ тии наблюдала за ним: стоит вон там, сбоку сцены, не шелохнет­ ся, каждое слово ловит. Смот­ рела и не думала, что эти слёты для него так важны. Сегодня утром, когда вернулись от кост­ ра, где слушали песни «по кру­ гу», просила у него прощения за то, что когда-то пыталась его не пускать и обижалась, когда он уезжал... Регистратор участников, школьная учительница, сидела и повторяла текст своей песни. — А вы тоже будете высту­ пать? — Зарегистрировать-то я себя зарегистрировала, но пока не решила, буду петь или нет. Волнуюсь очень, даже боюсь — вылетели из памяти слова. Хотя и понимаю, что здесь все свои. ...То, что здесь все свои, по­ няла и я, как только вышла из автобуса: со мной здоровались все встречавшиеся, хотя ни я их, ни они меня раньше никогда не видели. Зашла в ближайший корпус, бросила вещи в неза- пиравшейся комнате, в которой уже кто-то остановился, и ушла гулять. — У нас талончики лишние на питание. Пойдем с нами по­ кушаем! — просто пригласила меня Оксана Гнездилова. На фестиваль Оксана при­ ехала с другом и единомышлен­ ником Алексеем Федоровым из Нововоронежа. Автостопом. «Быстро, всего 7 часов добира­ лись». В их «общем» кармане — только 50 рублей. — Это тоже песня. Затем я отправилась в «ма­ стерские», где члены жюри вы­ бирали, кто и с чем будет выс­ тупать в главном вечернем, точ­ нее, ночном («с 22 до... там видно будет»), концерте. Я познакомилась с мужчи­ ной, представившимся Игорем. Он сидел на скамейке за сосной, ожидая своей очереди высту­ пать. Разговор зашёл о том, как тяжело иногда бывает подо брать нужное слово в песне. — К одной своей песне я 15 лет шел, — сказал он. Позже я узнала, что моим соб е с едник ом был Игорь Сильченко, известный бело ­ русский исполнитель авторской песни. Вообще на фестиваль при­ ехало много известных испол­ нителей: из Москвы — Ната­ лья Кучер, Олег Щетников, Александр Макаренков; из Ива­ ново—Любовь Окунева; из Во­ ронежа — Александр Ефремов и Александр Демиденко; из Го­ меля — Игорь Сильченко. В ка­ честве почетных гостей высту­ пали наши липецкие девушки из трио «Настроение». Очень удач­ но дебютировало трио «Эле­ гия» из Чаплыгина. Вечером был большой гала-концерт. Потом рассвет, обмен адресами, дорога... Я увозила впечатления не столько о песнях, сколько о людях, с которыми познакоми­ лась. В «Радуге» я ни на мину­ ту не чувствовала себя нович­ ком и уж тем более чужой. Было видно и ощутимо, что встрети­ лись друзья, настоящие и вер­ ные. По крайней мере, там... Евгения ЗИМИНА. « М О Л И , С В Я Т И Т Е Л Ю Т И Х О Н Е , С П А С ТИ С Я Д У Ш А М Н А Ш И М . . . » (О к о н ч а н и е . Н а ч а л о н а 1 - й с т р . ) По свидетельству писателя Нико­ лая Лескова, в тот день в Задонск при­ было более 300 тысяч человек. А мит­ рополит Московский Филарет в пись­ ме к А.Н. Муравьеву писал: «Господь утешил Церковь Свою открытием мо­ щей Святителя Тихона. Народа счита­ ют от 200 до 300 тысяч. Благоговение было великое. 20 -30 случаев благо­ датных исцелений записано, а было, как говорит Владыка Новогородский (митрополит Исидор), конечно, сто и бол ее . Он сказывал, что некоторые слепые получили зрени е , что один скрюченный, у которого ноги были при­ гнуты за спину, когда приложен был к святым мощам, распрямился и стал на ноги, и прочее». Но самым удивительным проявле­ нием веры были случаи, когда, желая приложиться или хотя бы прикоснуть­ ся к раке со святыми мощами, но не имея такой возможности, родители вверяли своих детей неизвестным лю­ дям, передавая чад через головы... О чудесах, при гробе случающихся уже в наши дни, написана книга «За­ донский светильник». Она издана в про­ шлом году Липецким издательством и представляет собой сборник свиде ­ тельств этих чудесных исцелений на­ ших современников. Накануне Дня Памяти Святителя Тихона мне довелось познакомиться с двумя канадками — женщины гостили в задонском селе В. Казачье, на ро­ дине своих предков (война разлучила их родителей с Россией, но душа о с ­ талась с ней). Будучи верующими, они посещали наши храмы. Старшая, Та­ тьяна, сказала мне буквально такие слова: «Здесь, в Задонске, мы позна­ ли еще одного святого, мы молились у его гроба и набрались от него силы, и с этой силой мы приедем домой и дадим е е нашим близким...» А вот признание моей бывшей од ­ ноклассницы, крестной матери моей до ­ чери, волею судьбы ставшей житель­ ницей Будапешта, Нади Фехер: «С За ­ донским монастырем и Святителем Ти­ хоном связана вся моя жизнь. Здесь был крещен в православную веру мой сын Миклош, здесь приобрела духов­ ного отца дочь Ольга. Здесь находит силу и поддержку мама, крестьянка из села Затишье. Сюда, в Задонск, к его святыням, приезжаю каждый год и я. Живя много лет за границей, я ощу­ щаю Высокое покровительство от мо­ настыря и от Угодника Божьего Тихо­ на. Однажды я прйвёзлё знакомой б е з ­ детной семье из Англии намоленный на Гробе Его платочек. И счастье ро­ дительства посетило эту семью. Я и сама получила долгожданную работу в День Памяти Святителя Тихона, после моих горячих к нему молитв». «Память» (так в просторечье име­ нуется ежегодный праздник среди ве­ рующих) впервые отмечается в этом году в обретенной по решению Свя­ щенного Синода новой Липецко-Елец­ кой епархии. И сам факт духовного ук­ репления нашего края свидетельству­ ет о заступничестве Угодника Божьего перед Господом за нашу землю. Эту мысль высказал прибывший в Задонск глава области Олег Королев. А с но­ вым духовным устройством, подчерк­ нул Олег Петрович, к нам непременно придут новые силы, чтобы жить и тру­ диться по заветам предков и по запо­ ведям Божьим. Главной целью бытия человека на земле Святитель Тихон считал спасе ­ ние души. Почти все письма его за ­ канчиваются словами: «Спасайся!» «Спасайся о Господе!» «Спасайся о Христе Иисусе!» И сегодня каждый наш шаг по зем л е сопровождается этим криком к нам святого. Помоги же услышать его, Отче!.. А л ександ р КОСЯКИН. РЕФО РМ А Ж КХ : И ЗДЕСЬ ЧУБАЙС? (О к о н ч а н и е . Н а ч а л о н а 1 -й с т р . ) На брифинге прозвучал и такой вопрос: при­ нимает ли участие Липецкая область в програм­ ме «Российские коммунальные системы», ори­ ентированной, как известно, на форсирование ре­ формы ЖКХ? Председатель департамента отметил, что Ана­ толий Чубайс взял на буксир ЖКХ России и по аналогии с его собственным ведомством создал РАО «Российские коммунальные системы» (РКС), головной офис которого находится в Москве, а в регионах созданы дочерние отделения. Среди ше­ стнадцати областей в эксперимент включилась и Липецкая область. Сопредседателем учрежден­ ной по этому поводу комиссии стал сам Вячес­ лав Глебов вместе с генеральным директором «Липецкэнерго» Анатолием Мерзляковым. По словам Вячеслава Михайловича, в нашей области нет проблем с приобретением автоном­ ных котельных. Предприятие «Бориногаз» разра­ ботало и уже изготавливает их. Более того, ко­ тельные мощностью 100 киловатт уже с успехом применяются в сельских школах. Сейчас пред­ приятие работает над выпуском котельных на 250 киловатт. А новейшим достижением коллектива специалистов стала экологически чистая пере­ носная модульная котельная, которая работает в автоматическом режиме. Компьютерное управ­ ление без участия человека регулирует темпера­ туру воды в зависимости от температуры возду­ ха. Контролировать ее работу можно с любого расстояния. А рассчитана она на отопление 60- 70 квартир. По-прежнему острой для ЖКХ области оста­ ется проблема неплатежей. Долг населения за коммунальные услуги составляет сегодня 190 миллионов рублей. Причём большая часть не­ плательщиков — люди, мягко говоря, небедные. В этой связи был задан вопрос о том, какие меры будут применяться к злостным неплательщикам. На что последовал ответ: большинство из таких домовладельцев просто «забывают», за какую из их квартир еще не уплачено. А потом, шутя, д о ­ бавил: «Я бы вывешивал списки с фамилиями таких людей на видных местах или публиковал бы в газетах». Что ж, как известно, в каждой шутке есть доля... шутки. Ольга БОЧКОВА. И Д И И С М О Т Р И . . . В ДОМЕ МАСТЕРА ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА РОССИИ ВИКТОРА СОРОКИНА Вернувшись домой после этой выстав­ ки, я взял томик удивительного философа Григория Сковороды и нашел там строки, о которых вспомнил, всматриваясь в со- рокинские холсты: «Не ищи щастья за мо­ рем, не проси его у человека, не стран­ ствуй по планетам, не волочись по двор­ цам, не ползай по шаре земном, не броди по Иерусалимам... Воздух и солнце всегда с тобою». Мне кажется, это самая точная и полная характеристика не только твор­ чества, но и жизни Виктора Семеновича Сорокина. Его как будто бы тихая, отчуж­ денная от суетной злобы дня, от любого официоза и конъюнктуры, от примитивно истолкованных идейности, современности и даже сюжетности муза была упорна, уп­ ряма в приверженности своей воздуху, сол­ нцу, будничной и вечной красоте Божьего мира. Сюжет для Сорокина — трепет лис­ тьев, блики и тень, белая ворожба перво­ го снега и свежесть полевого букета в слу­ чайной вазе. Все это превращалось под его кистью в трепет, ворожбу и свежесть вольного, вроде бы тоже случайного мазка. Ему, конечно, доводилось и странство­ вать — какой же художник способен всю жизнь усидеть на одном месте! Но даже оказавшись вдалеке от любимого им Ельца или Липецка, попав, допустим, в благосло­ венную Францию, он спешил набросать не пышные виноградники или хрестоматийные, насквозь засмотренные туристами улицы и архитектуру Парижа, а древние домишки в деревеньке Казари. И они у него получа­ лись почти неотличимыми от таких же со ­ гретых солнцем пейзажей, написанных под тем же Ельцом или Лебедянью. Он повсю­ ду обнаруживал то, что было созвучно его судьбе, его душе, его пониманию смысла человеческого бытия. С годами просветлялась сорокинская палитра, все дерзновеннее и смелее ста­ новились движения его руки, сжимавшей кисть, все концентрированнее энергетика мазка. Это легко прослеживается в очеред­ ной (нет — «очередная» здесь не то слово, ибо всякая выставка работ Сорокина —уни­ кальна!) экспозиции, открывшейся в Доме Мастера в тот с а ­ мый день, в который два года назад ху­ дожник ушел от нас. Устроители дали ей на первый взгляд п а р а д о к с а л ь н о е , если учесть горький повод , название: «Любите жизнь!» Но, право же, по су­ ществу, по духу оно абсолютно уместно, ибо звучит как завет художника людям, которым он оставил свои работы. Кста­ ти, среди сорока по- ВЫСТАВКИ казанных на сей раз полотен пятнадцать фактически незнакомы самым завзятым поклонникам живописи Сорокина—до сего дня они хранились в частных собраниях. А параллельно с липецкой выставкой картины нашего земляка вот уже чуть ли не три месяца смотрят москвичи. Смотрят и не могут насмотреться. Директор Дома Мастера Татьяна Нечаева рассказывала, что столица с восхищением открывает для себя выдающегося художника. Несколько раз сроки выставки продлевались. Произ­ ведения Виктора Семеновича будут в Мос­ кве еще минимум месяц. «Что поделаешь, — говорит Татьяна Ивановна. —Мы по ним успели соскучиться, но придется еще по­ терпеть и пожить в разлуке с ними». По традиции на открытии экспозиции в Доме Мастера звучала музыка. Юный пи­ анист Алеша Сычев, участник и лауреат ряда международных и всероссийских кон­ курсов, исполнял музыку композиторов, что были особенно дороги Виктору Семено­ вичу Сорокину. И. НЕВЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz