Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я 21 АВГУСТА 2003 ЧЕТВЕРГ № 33 (133) Л ь г о т н ы й к р е д и т п о ш е л в п р о к Окончание. Начало на стр. I. Если в 2000 году из союзного бюджета на него выделялось 200 миллионов рублей, в 2001 году — 350 миллионов, то в ми нувшем году—уже 700 миллио нов рублей. Предприятиям пре доставляется льготный кредит, благодаря которому, например, Ярославский моторный завод смог провести техническое пе ревооружение и начал выпус кать двигатели стандарта «Ев ро-2». Напомню, уже создан опытный образец «Евро-3» и в будущем планируется освоить «Евро-4». Позитивный резуль тат работы программы «Ди зельное автомобилестроение» не только в том, что многоты сячные коллективы названных предприятий продержались на плаву, сохранили рабочие мес та, но и получили возможность дальше развивать и совершен ствовать производство, а зна чит, исправно платить налоги. Сравните сами: в 1999 году на званные три ярославских заво да заплатили в бюджеты всех уровней 270 миллионов рублей, а в 2002-м — уже 1700 миллио нов. Рост платежей более чем в шесть раз означает: решены проблемы с выплатой зарплаты врачам, учителям, бюджетни кам... — Дружба Ярославля и Минска никогда не прерыва лась. Как бы вы оценили эти взаимоотношения сегодня? — Как взаимовыгодные в сфере экономики и самые доб рые в сфере культуры. Допол нительным свидетельством то му являются ежегодно проходя щие в Ярославле Дни Респуб лики Беларусь, а в Минске — Дни Ярославской области, а также выступления творческих коллективов белорусской диас поры и белорусских коллекти вов на Дне города Ярославля. Так, на выставке-ярмарке, про шедшей во время Дней Белару си в Ярославле весной нынеш него года, особое место уделя лось контактам с производите лями и покупателями с той и другой стороны. Например, ярославское ОАО «Холодмаш», ведущее предприятие не толь ко России, но и стран СНГ, вы пускает сегодня современное холодильное оборудование, не уступающее зарубежным ана логам. И, конечно,этому пред приятию интересен белорус ский рынок. А белорусские цветные телевизоры всегда найдут своего покупателя у нас в России. Примеры можно про должить. Подобное сотрудни чество было бы невозможно без заинтересованности бело русской стороны и, конечно, без активной позиции руковод ства Ярославской области. Не случайно ряд руководителей области и ярославских пред приятий недавно получили пра вительственные награды Бела руси. В ы д е р ж и т л ю б у ю к о н к у р е н ц и ю О т е ч е с т в е н н о й м и к р о э л е к т р о н и к е — в ы с о к у ю т е х н о л о г и ч е с к у ю б а з у . Э т у з а д а ч у о б е с п е ч и т н о в а я с о ю з н а я п р о г р а м м а Министерство промышленности. Постановлением Правительства Беларуси Минпрому поручено внести вустановленном порядке данное предложение вСовет Ми нистровСоюзного государства. Задача новой союзной про граммы — создание в микро электронике высокой технологи ческой базы для выпуска науко емкой конкурентоспособной про дукции. Вразработках будут уча ствовать МинскийНИИрадиома териалов, унитарное предпри ятие «Белмикросистемы» НПО «Интеграл», концерн точногома- шиностроения «Планар». технологии Соб. инф. ПРАВИТЕЛЬСТВО Беларуси одобрило предложение о подго товке новой программы Союзно го государства «Разработка исо здание нового поколения функ циональных элементов и изде лий СВЧ-электроники, оптоэлек троники и микросенсорики для радиоэлектронных систем и ап паратуры специального и двой ного назначения». Заказчиком этой программы выступаетс белорусской стороны Н е м а н и Д в и н а б у д у т к р у т и т ь т у р б и н ы Р а з р а б о т а н а п р о г р а м м а с т р о и т е л ь с т в а к о м п л е к с а г и д р о э л е к т р о с т а н ц и й в Б е л а р у с и проекты Дмитрий Корсак МИНСК ВОВРЕМЕНАСоветского Союза, когда мазут и газ стоили копейки, государство обращало внимание только на развитие крупныхэнер гоисточников. Ив равнинной Бе ларуси, где нет стремительных горных рек, возможности гидро энергетики всерьез не рассмат ривались. Однако новые эконо мические реалии диктуют свои условия. Сейчас республика по требляет в год порядка 33—34 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, а производит на своих электростанциях около 80 процентов от этого количества. Остальная часть поступает из России (5 миллиардов) и Литвы (4 миллиарда киловатт-часов), хотя мощность белорусских ТЭЦ позволяет производить порядка 40 миллиардов киловатт-часов ному белорусскому производи телю электроэнергии —концер ну «Белэнерго». Несколько лет назад его руководство обрати лось в Центральный научно-ис следовательский институт вод ных ресурсов Беларуси с прось бой оценить гидроэнергетиче ский потенциал рек страны. Ока залось, если построить на самых перспективных из них гидро электростанции, можно получать до 500 мегаватт мощностей, а с поправкой на засушливые годы, когда станции не смогут рабо тать в полную силу, в энергосис тему страны можно включить до 300—350 мегаватт. Исходя из этих исследований, тщательно изучив опыт россий ских энергетиков, концерн «Бел энерго» разработал программу, по которой до 2016 года планиру ется построить несколько боль ших и малых гидроэлектростан ций общей мощностью около 200 мегаватт. Больше всего специа ботает в2006 году. По расчетам, затратынавозведение ГЭС, кото рые составят немногим более 28 миллионов долларов, окупятся через 13—15 лет. Строительство Полоцкой ГЭС будет стоить 45 миллионов долларов. Далее по плану будут построены Верхнед винская, Бешенковичская и Ви тебская гидроэлектростанции. Ну а пока белорусской гидроэнерге тике приходится довольствовать ся небольшими новостройками. В этом году планируется ввести в строй три маленьких ГЭС—Ле- пельскуюна 320 киловатт, Ранев скую (100 киловатт) иСилявскую (110 киловатт). Это будут, такска зать, станции «местного» мас штаба. Стокиловаттная ГЭС, к примеру, может осветить близле жащие села идать электроэнер гиюдля производственных нужд местного колхоза. Конечно, гидроэлектростан ции—удовольствие не из деше вых. Есть такой показатель—за ■ Нынешним летом сдан в экс плуатацию первый энергоблок Бурейской ГЭС на Дальнем Во стоке. Белорусская гидроэнер гетика довольствуется неболь шими новостройками. Но опыт соседа — незаменим. те строитьветряки,—рассказыва ет Владимир Геронимович.—Мы определили на карте республики 1640 точек, где их можно поста вить. НоскоростьветравБеларуси всреднемнеболее 3,5—5метровв секунду, а надобыот7до 12, чтобы ветрякбылэкономическивыгоден. Комитет по энергоэффективно сти, выполняяраспоряжение Пре зидента, должен был еще в про шлом году разработать конструк циюветряка на 250 киловатт, при способленного кбелорусским кли матическим особенностям. К со жалению, пока опытный образец далекотсовершенства. Еще один альтернативный ис точник электричества—солнеч Т ы л ы б у д у т н а д е ж н о з а щ и щ е н ы А б о е с п о с о б н о с т ь в о й с к — п о в ы с и т с я армия Соб. инф. В ПАЛАТУ представителей На ционального собрания Белару си внесено для ратификации российско-белорусское Согла шение о совместном тыловом обеспечении региональной группировки войск. Данный документ разрабо тан в соответствии с положения ми Договора о создании Союз ного государства и российско- белорусским Соглашением о со вместном обеспечении регио нальной безопасности в воен ной сфере. Реализация этого Соглаше ния, как отмечают эксперты, по зволит организовать комплекс мероприятий по материально му, транспортному и медицин скому обеспечению региональ ной группировки войск, поддер живать их в боеспособном со стоянии. И м я н а о б е л и с к е Вписана еще одна строка в историю героической обороны Брестской крепости Николай Киреев ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ ПЕРЕД школой поселка Комсо мольский Киреевского района Тульской области установлен па мятник из черного мрамора с именами земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Недавно на памятной плите выгравирована ифамилия рядового Василия Курганова, а в школьном музее на стенде поя вилась его фотография. Все это —результат работы местных по исковиков во главе с директором школы Александром Горбуно вым. Как-то он узнал, что в мемо риальном музее крепости-героя в списке защитников видели имя выходца из Тульской области. Поехали в Беларусь. В Бресте школьников из Комсомольского встретили очень тепло. Выясни- ■ Они сражались за Родину. Уча стники обороны Бреста поми нают боевых товарищей, с ко торыми вместе защищали кре пость-герой. лось, что во время одной из поис ковых операций был обнаружен солдатский медальон, в котором сохранилась бумажка с обрывоч ной записью. Она и открыла имя хозяина — Василия Павловича Курганова, уроженца Крюков ского сельсовета Дедиловского, а ныне Киреевского района Туль ской области. Сотрудники музея отыскали на Украине в Донецкой области его брата. Тот сообщил, что Ва силия призвали в армию за два года до начала войны, служил он в Барановичах. Семья получила извещение: рядовой В. Курганов пропал без вести. Оказалось — солдат геройски погиб в нерав ной схватке с врагом в первые дни войны. электроэнергии. Но для этого нужно резко увеличить объемы импорта газа, изатратына его по ставку врядли окупятся произво димой электроэнергией. Поэтому одним из экономических приори тетов Беларуси в последнее вре мя становится развитие собст венной гидроэнергетики ипоиск альтернативных источников энергии. Помимо традиционных ТЭЦ, сейчас в стране действуют около 70 небольших гидроэлектро станций, одиннадцать из кото рых принадлежат самому круп- листам приглянулись Западная Двина и Неман. На Двине раз вернется строительство целого каскада из четырех гидроэлект ростанций суммарной мощно стью 130 мегаватт, на Немане их построят две: Гродненскую и Не- мановскую (65 мегаватт). Вближайшее время начнется строительство двух крупных электростанций — в Полоцке и Гродно. Работа над инвестицион ным проектом Гродненской ГЭС уже практически завершается, буквально в сентябре начнутся земляные работы. Станция зара- траты на один киловатт мощно сти. Если на теплоэлектростан ции на органическом топливе (газ, мазут) один киловатт обхо дится в 800—1000 долларов, то на гидроэлектростанции он стоит 1500—2000 тысячи долларов. Но даже при этом, по словам совет ника президента концерна «Бел энерго» Владимира КОРДУБЫ, электричество, вырабатываемое на ГЭС, —один из немногих пер спективных в республике источ никовэлектроэнергии. —Когда-то Комитетпо энерго эффективности предлагал: давай- ная энергия, но она обходится еще дороже, чем водная. Солнца вреспублике тоже не так ужмно го, а для того чтобы получить большие мощности, солнечными батареями надо застилать целые поля. Единственный, кроме ГЭС, реальный источник электроэнер гии, на который могут рассчиты вать белорусские энергетики, — теплоэлектростанции на отходах деревообрабатывающей про мышленности илесного хозяйст ва. Первая такая электростанция может быть построена за счет иностранныхкредитов. П о ч е м у и м п о р т д и к т у е т у с л о в и я ? П р о и з в о д и т е л и г р у з о в ы х а в т о м о б и л е й н у ж д а ю т с я в з а щ и т е с о ю з н о г о р ы н к а есть вопрос Владимир Бибиков МИНСК — МОСКВА НА БЕЛОРУССКОМ рынке гру зовых автомобилей произошли кардинальные перемены. Прави тельство страны отменило свои решения, которые втечение ря да лет позволяли ввозить им портную автотехнику на услови ях куда более льготных, чем про давались грузовики, предполо жим, Минского автозавода. Те перь чаша налоговых итаможен ных платежей качнулась в дру гуюсторону. Подготовлен и про ект указа Президента на эту те му. Как перемены отразятся на общем белорусско-российском пространстве, учитывая, что еди ной политики вподдержке отече ственных производителей грузо виков наши страны пока еще не выработали? О незащищенности белорус ских и российских автозаводов перед импортной автотехникой, особенно подержанной, «СОЮЗ» уже писал. Напомним, в прошлом году, пользуясь факти ческим отсутствием таможенных платежей при временном ввозе грузовиков, в Беларусь их посту пило без малого 6,5 тысячи, а в Россию— 17 тысяч. Можно было заключить, что на просторах Со юзного государства появился еще один мощный автозавод, од нако его доходы уплывали за ру беж. Только в Беларуси всего за один прошлый год сумма, упла ченная за грузовые иномарки, составила почти 130 миллионов долларов. Если быони перекоче вали в кассу, предположим, Мин ского автозавода, то предпри ятию, надо полагать, куда проще было бы осуществлять задуман нуюреконструкцию. Принятые белорусским пра вительством решения, к слову, вполне адекватны действиям в других странах. К примеру, в Польше таможенные пошлины на белорусские грузовики дос тигают 35 процентов, Китае — 55, в Узбекистане — 70 процен тов. Выиграют в итоге и россий ские предприятия —ведь тот же МАЗ на 70 процентов состоит из их материалов и комплектую щих. Почему белорусские и рос сийские автотранспортники пе ресели в свое время на иномар ки? Потому что импортные гру зовики обходились дешевле и это позволило успешно конкури ровать на международных трас сах. Как пояснил директор де партамента автомобильного транспорта Министерства транс порта и коммуникаций Беларуси Валерий МИЛЕНЬКИЙ, приобре тение иномарок фактически фи нансировала продающая сторо на, предоставляя долгосрочный лизинг на выгодных условиях. Благодаря этому удалось дове сти парктехники, предназначен ной для международных рейсов, до 10 тысяч грузовиков. Отечест венные автозаводы и лизинго вые структуры таких условий предоставить в прежние годы не .могли. Фактически зарубежные фирмы дали начальный капитал для старта целой отрасли бело русской экономики, приносящей стране ежегодно, по словам Ва лерия Миленького, 180 миллио нов долларов. Но у «медали» оказалась и оборотная сторона: более поло вины ввезенных автомобилей эксплуатируются свыше 8 лет и уже не удовлетворяют совре менным экологическим требова ниям. Соответственно, въезд на европейские трассы им воспре щен. Обновление подвижного состава стало проблемой номер один для белорусских автопред приятий. Если решать ее по схе ме, существовавшей пять пре дыдущих лет, то есть за счет за рубежных финансовых заимст вований и техники, то это лишь усугубило бы зависимость от этих источников. То же можно сказать о положении местной автопромышленности. Приня тые белорусским правительст вом решения придали процес сам иное, более конструктивное направление сточки зрения на циональных интересов. Дело в том, что теперь автопредприяти ям более выгодно приобретать отечественные грузовики. Во- первых, они примерно на 20 про центов дешевле новых зарубеж ных аналогов. Во-вторых, тамо женные идругие подобные пла тежи, связанные с покупкой ав томобиля, для иномарки на 7 процентов больше. (Что, впро чем, не является непреодоли мым барьером для фирм, жела ющих все-таки работать на «Мерседесах» или «Сканиях»). Кроме того, по заверениям руко водства Минского автозавода, поставлено на конвейер новое семейство грузовиков, которые по скорости, грузоподъемности, ресурсу, экологии и другим па раметрам сопоставимы с зару бежными. «МАЗ» готов полно стью взять на себя обеспечение автопредприятий такой техни кой. Наконец, по проекту указа Президента Беларуси, преду сматривается продажа грузови ков и автобусов для междуна родных перевозок в лизинг не более чем на 5 лет под 10 про центов годовых в валюте с пред оплатой не выше 15 процентов от контрактной стоимости. Уст роит ли все это транспортников, которые готовы к замене до 1,5—2 тысяч машин в год лишь при предоставлении выгодных финансовых условий? Ответ даст время. Тем не менее мин ское СП «МАЗ-МАИ» в первом полугодии уже получило столько же оплаченных заказов, сколько за весь прошлый год. Однако все усилия могут ока заться напрасными, если Бела руси иРоссии не удастся коорди нировать условия для ввоза гру зовых иномарок. Вто время какв отношении импортных легкову шек российское Правительство недавно приняло меры, для гру зовиков по-прежнему границы открыты. Если машина соответ ствует экологическим нормам «Евро-3», то пошлина составля ет символические 5 процентов. До ощутимых размеров она воз растает лишь для грузовиков старше 7 лет. Но большого смыс ла в этом нет, поскольку такое старье мало кто покупает. Обес цениваются усилия, направлен ные на поддержку своего това ропроизводителя. Соответствующие белорус ские предложения во многом совпадают с предложениями российских автопромышленни ков иряда западных фирм, пред полагающих наладить в России производство грузовиков. Сотни тысяч работающих на отрасль специалистов — как белорус ских, так ироссийских, безуслов но, заинтересованы, чтобы вы бор был сделан впользу отечест венного автомобилестроения. « П е р в а я в о л н а » : 1 0 л е т с п у с т я Для многих переселенцев из Чечни город над Бугом стал вторым домом занятость Андрей Некрасов БРЕСТ ОДНА из улиц Бреста — имени Богданчука —больше известна горожанам как «улица Дудае ва». Именно здесь в 1992 — 1993 годах почти в каждом доме квартировали его земляки. Тог да выходцы с Северного Кавка за вели на этой улице прибыль ный бизнес: торговали сигаре тами и спиртом. Товар предна значался для реализации мест ным «челнокам»,переправляв шим его вПольшу. Контрабанда спирта и сигарет шла масштаб но, о доходах брестских чечен цев ходили легенды. Район улицы Богданчука пе рестал напоминать кавказскую деревушку после того, как в го роде были совершены два пре ступления, в которых оказались замешаны чеченцы. Первое — убийство школьницы едва не закончилось самосудом над «лицами кавказской нацио нальности». После второго — разбойного нападения на мин ского спортсмена, причастного кнезаконным валютным опера циям, милиция в Бресте взялась за наведение порядка. Был рез ко ужесточен паспортный конт роль. Ксередине 90-х на терри тории Брестчины осталось все го несколько десятков чечен цев, большинство из которых успели прописаться и получить вид на жительство. Многие мо лодые мужчины оформили бра ки с местными девушками. В общем, жизнь переселенцев на чала входить в нормальное рус ло. Но в конце прошлого года «чеченский вопрос» в городе' над Бугом снова обрел актуаль ность. После террористическо го акта вМосковском театраль ном центре на Дубровке поль ские пограничники в течение примерно трех недель отказы вались пускать в свою страну чеченских беженцев, которые, не зная, каким втакой ситуации быть, стали брать внаем част ные квартиры и селиться в по граничном Бресте. Впрочем, на мерения осесть здесь надолго у них не было, местные власти от неслись кэтой ситуации спокой но и с пониманием. Вскоре не без вмешательства белорус ских и польских журналистов многие беженцы смогли уехать на Запад. . . ^ Я встречался с некоторыми из чеченцев, прибывших в Брест еще с «первой волной» — в начале 90-х. Ижурналистам, видимо, соотечественникам, «старожилы» рассказывали о лояльном и добром отношении к ним со стороны белорусов. Однако при более близком зна комстве с несколькими чечен цами выяснилось: почти за де сять лет пребывания на Брест- чине как следует наладить свою жизнь сумели немногие. Один из моих собеседников Аслан впервые приехал в Брест еще в 1989 году на срочную армей скую службу в Брестский погра- нотряд. Спустя два года вернул ся в Чечню. Но там уже запахло войной. Ипоскольку в Белару си, где он служил, остались дру зья и знакомые, Аслан решил вернуться в Брест. Бизнес в приграничье у него не заладил ся. Не имея вида на жительство, дающего право постоянно про живать и работать на террито рии Беларуси, Аслан не смог благополучно трудоустроиться. Рассчитывать оставалось толь ко на случайные, не очень на дежные доходы. Правда, на личном фронте дела сложилиск^’"4 более удачно: в 1996 году он же нился на брестчанке, вскоре у них родился сын. И сейчас се мья Аслана живет у матери иот чима жены. Отношения с тес тем у чеченского зятя не ахти какие, хозяин дома прописать его на своей жилплощади отка зывается, а средств для того, чтобы купить собственную квартиру, нет. Получить вид на жительство Аслану тоже более чем проблематично. Как объяс нил сотрудник паспортно-визо вой службы района, на террито рии которого временно прожи вает чеченец, с аналогичной проблемой в Бресте сталкива ются не только россияне, но и тысячи коренных обитателей города. Ситуация, в которой оказал ся Аслан, знакома многим бре стским чеченцам. По словам за местителя начальника межрай онной паспортно-визовой служ бы Виталия Аксенова, немногие даже из тех, у кого имеется вид на жительство, смогли найти работу на государственных предприятиях или успешно раз вернуть предпринимательскую деятельность. Хотя и у самих брестчан с занятостью большая напряженка. Казалось бы, по добное обстоятельство должно было бы подстегнуть рост пре ступности. Такого не происхо дит. И «брестские кавказцы» ведут себя весьма законопос лушно. Из примерно 12 тысяч преступлений, совершенных на территории области в 2002 го ду, чеченцы имели отношение всего лишь к четырем, причем мелким. Никаких организован ных преступных сообществ, сгруппированных по этническо му признаку, по утверждению сотрудников управления уго ловного розыска областного УВД, на Брестчине тоже нет. Впрочем, это уже заслуга мили ции. В последнее время, возмож но, в связи с недавним рефе рендумом в Чечне, некоторые брестские чеченцы стали ду мать о возвращении на родину. Консул-советник Генерального консульства России в Бресте Владимир Бураков сообщил о двух обращениях чеченцев, ин тересовавшихся возможностью получения жилья в Чечне. Не давно домой уехала женщина- чеченка с тремя детьми. В Бре сте она с мужем поселилась около двух лет назад. Супруг погиб в результате несчастного случая, а позаботиться о себе и детях в одиночку она не смог ла... Но каковы бы ни были труд ности, большинство живущих сегодня в Бресте чеченцев к ним уже привыкли. А возвра щаться на родину или оставать ся в городе над Бугом—личный выбор каждого из них. П е р е м е н ы в м о д е л ь н о м р я д у О м с к и е т р а к т о р ы с м и н с к о й н а ч и н к о й с к о р о п о п а д у т в П х е н ь я н и Б у д а п е ш т контракты Владимир Федосенко ОМСК ПЕРВЫЕ поставки омских мо дернизированных тракторов в рамках контракта с Северной Кореей запланированы на ав густ. Сегодня специалистами омского завода «Трансмаш» ос воено производство трактора с дизелем Минского моторного завода. Кроме того, ведутся пе реговоры с Минсельхозом и Госстроем РФ по определению омского автотракторного про изводства базовым российским предприятием в рамках про грамм государственного и му ниципального заказа машин тя гового класса «1,4». Сейчас ведется интенсивная работа по лицензированию и сертификации пропашного тра ктора с минским двигателем. Это откроет омскому «Трансма- шу» дополнительный рынок ли зинговых поставок для россий ских сельхозпроизводителей. Уже получены первые минские дизели. Подготовка ксерийно му выпуску модернизированно го омского трактора практиче ски завершена. Эти машины бу дут поставляться в рамках ко рейского контракта в августе нынешнего года. На очереди — реализация контракта с Венгри ей. Планируется выпускать не менее 300 тракторов в месяц, в том числе сто единиц для экс портных поставок. Для обеспе чения полноценной загрузки и резкого повышения объемов выпуска продукции предпри ятие концентрирует свои произ водственные и финансовые ре сурсы. Основной упор будет сделан на повышение качества, расширение модельного ряда и принципиальное увеличение количества изготавливаемых изделий. По словам исполнительного директора ГУП «Трансмаш» Олега ЕРЕМЬЯНОВА, в даль нейшем совместная деятель ность и кооперация ОЗТМ с Бе ларусью может быть основана на производстве специальной автотракторной техники на базе омского шасси иминского дизе ля для Урало-Сибирского, Даль невосточного, Среднеазиатско го регионов и Юго-Восточной Азии с преобладающим исполь зованием российских материа лов навесного оборудования, комплектующих. Возможно так же создание совместного реги онального центра по обслужи ванию имодернизации автотра кторной техники. Кстати За последний год экспорт белорусских услуг в Россию вырос на 32 процента и составил 195 миллионовдолларов. Импорт услуг составил 516 миллионов долларов, втом числе из Рос сии —137 миллионов, из других стран СНГ —216 миллионов. Общий объем импорта услуг вырос почти на 30 процентов. Ос новными видами услуг, обеспечивающими положительное сальдо, являются транспортные (294 миллиона долларов), де ловые (53 миллиона), строительные услуги (13,5 миллиона). РИА «Новости».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz