Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
21 а в г у с т а 2 0 0 3 г „ ШИПЕЦКАЯ шя. газета БАРДЫ — ЮБИЛЕЮ ОБЛАСТИ ЗАЗВЕНП В«РАДУГЕ» ГИТАРЫ Завтра начинается областной фестиваль авторской песни Как и вся страна , в конце шестидесятых годов про шлого столетия Липецкая область подхватила п рекрас ную болезнь со странным н а зв анием «бардовская пес ня». Доверительная , ненавязчивая поэзия, полож енная на незамысловатую м елодию , навсегда входила в ж аж - дущ ие души под пер еборы «семиструнок» и треск то- / в арищ еских костров. Зв ен ели песни Юрия Визбора , Булата Окудж авы , Владимира Высоцкого, Юрия Куки на , Александра Городницкого, Новеллы М атвеевой ... А б о л е е тридцати лет зароди л ась традиция п ровед е ния липецких б ардовских фестивалей . И х пров одили по тр а ди ц и и в ж и в оп и сны х м е ст а х З а д о н с к о го , Д о бр ов ск о го , Л и п ец к о г о р ай он ов . В гости к липчан ам п р и е зж а л и п ок л он н и к и автор ской п есн и и з В о р он еж а , К у р с к а , М осквы . В д ев я н о сты х г о д а х ин и ц и а ти в а по у стр ой ств у бардсл етов от уп р ав л ен и я к ультуры п ер еш л а к к ом и т ет у по работе с м о л о д еж ью а дм и н и с тр ац и и обла сти . Но н ар я д у с два дц а ти л етн им и свое творчество н а э т и х в стр ечах п о -п р е ж н ем у д ем он стри р ов али и лю ди отню дь н е ю н ош еск о го в о з раста . Ш есть л ет н а за д пров ел и свой первый ф естиваль л и п е ц кий кл у б авторской п есн и «К апель» (вп о сл ед ствии п ер еим е нованны й в «А вто гр аф » ) . Д ен ь ги вы делил больш ой зн аток и лю би т ел ь автор ск ой п е с н и , ген ер ал ьны й ди р ек т ор ОАО «Р у с ск ая ковка» В . Х р и п к о . С ейчас ф естиваль зн ач и т ельн о вырос — и к о л и ч ест в ен н о , а главное — к ач еств ен н о . Р а зн о - ^ о бр а зн е е стала г ео гр аф ия уч а стни к ов , появили сь п о ст о ян ны е го сти и з М осквы , В о р о н еж а , Т ольятти , Старого О скола . С лож и л ся проф ессиональны й состав ж ю р и , который во зглав л я ет ди р ек т ор Д ом а культуры тракторн о го зав о д а А . К вон . В р ам к а х пятого ф е сти в а л я , которы й п р о х о ди л в 2 0 0 2 г о д у , впервы е н ачали работать м а ст ер ск и е п о э зи и и п о др о стк ов о го творчества . И т ак , два л и п е ц к и х ф ести вал я д ол го е время ш ли п ар ал л ельным к ур сом , х о т я м н о ги е авторы и сл уш а т ел и все равно уча ствов али и в т о м , 'и в д р у гом . П о этом у вп олн е п он я тн о , п оч ем у 2 2 ав гу ста в л а г ер е «Р ад у га» впервы е пр ой д ет о б щ ий больш ой ф ести вал ь . Он п о св ящ а ет ся п я ти д е ся ти л етию о бр а зов ан и я Л и п ец к о й о б л а сти . Его ор гани заторы и клуб «А вто гр аф » , и к ом и т ет по работе с м ол о д еж ью а дм и н и с тр а ц ии о бл а сти , и уп р ав л ен и я кул ь туры а дм и н и стр аций о бл а с ти и города Л и п ец к а . П оя ви ли сь и новые сп он соры . О ж и д а ется рек ордны й наплы в уч а стн и к ов . В ч и сл е и зв естны х г о с тей к нам п р и ед у т Гри горий Гладков и В иктор Т р етьяков . Г ен н а ди й Л У К И Н , ч л е н ж ю р и ф е с т и в а л я , р у к о в о д и т ел ь м а с т ер ск о й п о э з и и . Э тот сн им ок — о д и н и з м н о г и х , з а п е ч а т л е в ш и х п р ош л о г о д н и й б а р д о в ск и й с б о р . С вою п р о г р ам м у и сп о л н я е т л и п е ц к и й б а р д В и к т ор К о л ен о в . Ф о т о и з а р х и в а . м л я т а н ц о р о в государственного ан сам бля «К азаки России» и его л и д е р а Л еони да М илованова уж е привычной стала ф р а з а «Возвратившись из оч ер едн ой зар у б еж н о й гастрольной поездки» ... Вот и я начну такж е : итак , н ед авно коллектив возвратился уж е из пятой по счету в нынеш нем году з ар у б еж н о й поездки — на сей р а з по Греции. Впервые «К азаков России» вывозил з а границу дир ектор культурных программ компании «Ростуризм» (прежний «Интурист») Анатолий Каплуновский . Ему первом у я и ад р е с о в а л свои вопросы . — А н а т о л и й Н и к о л а е в и ч , к ак вы « выш л и » н а н аш а н с а м б л ь , ч е м о н в а с п р и в л е к , п о ч ем у вы р еш и л и с о т р у д н и ч а т ь с н им ? — О пы т о р г а н и з а ц и и р а з л и ч н ы х г а с т р о л е й у м ен я со л и д ны й . Им и я з а н им а л ся и в Г о ск он ц ер т е , и б у д у ч и с о в е т н и к о м п о вопросам культуры по соль ства СССР в Б ер л и н е , а т е п ерь вот по л и н и и «Р о сту - р и зм а » . С «К а зак ам и Р о с с и и » я п о з н а к о м и л с я н а В с е р о с с и й с к о м ф е с т и в а л е н а ц и о н а л ь н о й к у л ь т у р ы , он п р о х о д и л п о за п р ош л о г о д н е й о с ен ью в М о ск в е . Это был п ервы й в ны н еш н ей Р о с с и и т в ор ч е ски й ф о р у м п р о ф е с с и о н а л ь н ы х к о л л е к т и в о в н а р о д н о г о п л ан а . Вы ступ ал и л у чш и е и з л у ч ш и х . Н о в аш а н сам бл ь и н а этом ф он е вы гл я д ел оч ень вы и грыш н о . Он п р ям о -т а к и з а в о р а ж и вает эк с п р е с с и е й , д и н а м и к о й . Н а с т о ящ е е ф о л ь к л о р н о е ш о у , о т в еч аю щ е е д у х у вр ем ен и . П р и зн аю сь , о д н а ко: об говарив ая гр еч е ск и е г а с т р о л и , я с о м н е в а л с я , брать л и на н и х вок альн ую гр у п п у ан сам б л я . Р о с с и й ск о е п ени е поч ем у -то в Гре ц и и н е в о сп р и н им аю т . Я с э т и м с т а л к и в а л с я , к о г д а п о сл е т ан ц ев ал ьны х н ом е ров — а п л о ди см ен ты , п о с л е п е с ен — т иш и н а . В се - т^аки мы с Л е о н и д ом П е т рови ч ем М илован овым р е ш и л и р и с к н у т ь — и н е ош и бли сь . Л и п ец к им п ев у ньям н е только а п л о д и р о в ал и , им и «Б р ав о !»к ри ч а л и . А все п о т ом у , что в о к а л и с т к и о т к а з а л и с ь от с т а т и ч н о г о и с п о л н е н и я , к аж д а я п е сн я и м е л а св о е ра зв и ти е , свой и т ек стов ой , и в и зу ал ьны й сю ж е т , она «обтанц овы в ала сь » — з а м е ч у , в п о л н о м с о о т в е т ст в и и с р у с с к и м и ф о л ь к л ор ны м и т р а д и ц и ям и . — С к аж и т е , в о т вы в ГАСТРОЛЬНОЕ ЛЕТО ВГРЕЦИИ ВСЕ ЕСТЬ. КРОМЕ ТАНЦУЮЩИХКАЗАКОВ Греции сопровождали наш ан сам бл ь . К ак ой в ам пр ед ст ав л я е т с я а т м о с ф е р а в н у т р и н его , каковы отн ош ения а р тистов вн е п р ед ел ов сц ены ? — Сначала с к аж у им ен но о « с ц е н е » , о сам ой п р о грамм е . Д ва года н а за д я был у б еж д е н : он а б е зуп р еч н а . В н ее н еч его добави ть , л учш е — н ек уд а . Н о в Греции я уви дел : ш о у з а два года стало ещ е с в еж е е , ярч е . Особо вы д елю «К а тюш у » . То л и з а п е тую , то ли выш едш ую из мно гол етн ей м оды п есню «К а за ки Р о с сии » превратили в эф ф ек тн ую вок альн о -х ор ео гр а ф и ч е ск ую сю и т у , чуть -чуть о с о в р ем е н и в м е л о д и ч е с к и й строй . А колл ектив , насколь ко я п о н я л , д р уж н ы й , там за в и д н о е в з аим оп оним ан и е . В се б е з и ск лю ч ен и я артисты д и с ц и п л и н и р о в а н н ы е , б е з к ап р и зов , ни у кого н ет л о ж ны х ам би ц и й «пр ем ь ер ов» . Г астроли — эт о , чесли х о т и т е , л а к м у с о в а я б у м а ж к а , проверка на творческую , п си х о л о ги ч е ск ую и лю бую иную со стоятельно сть к олл ектива . « К а з а к и Р о с с и и » , с ч и т аю , п р ош л и о ч е р е д н у ю т а к ую пр ов ерк у на «отли чн о» . А за т ем настал ч ер ед д о про си ть Л еон и д а М илован о ва . — Л е о н и д П е т р о в и ч , я зн аю , что в Г р еции ан сам бл ь д а л д е в я т ь к о н ц е р т о в з а д в а д ц а т ь д н е й н а р а з н ы х п л ощ а д к а х , п о ст о ян н о п ер е - е зж а я -п е р е п лы в а я с о стр ова н а о с т р о в . Э то н а в е р н я к а бы л о н е п р о с т о . Н о в е д ь д л я в а с э т о н е в н о в и н к у ? К о г д а в и ю н е вы в ы е зж а л и в А н г л и ю , т о о б ъ е х а л и м е н ьш е ч е м з а м е с я ц д в а д ц а т ь в о с е м ь г о р о д о в . . . В о б щ е м , бы л о ещ е т р у д н е е , д а ? — Это с к ак ой стороны п о см о т р е т ь . К аж д о д н е в н а я см ен а гор одов и п л ощ а д ок , к о н еч н о , у т ом и т ел ь н а . Но в А н гл и и мы бы стро п ри вы к л и к н а п р я ж е н н ом у р а сп и с а н ию , н а к л а д ок н е сл у ч а л о сь . А вот в Г р ец и и о д н а ж ды п риш л о сь в сов ерш ен н о авр ал ьн ом п о р я д к е са д и т ь ся н а о ч ер едн ой п ар ом . Мы н е п о с о б с т в е н н о й в и н е п о д ъ е х а л и к н е м у з а н е ск ол ьк о м и н у т до отплы тия и наш автобу с с п р ев ели к им тр у д ом в ъ е х а л на н его б у к вально в п о сл е д н и й м ом ен т . Очень н е у д о б н о й ок а за л а сь в ъ е з д н а я п л а т ф о р м а . А в д р у г о й р а з нам п риш л о сь на конц ер т лететь . Артисты в е з л и в н уш и т ел ь ны й б а г аж с к о стю м ам и , и на н а с , п о х о ж е , см о т р ели как на «ч ел н о к о в » . — В к р а т ц е , Л е о н и д П е т р о в и ч , р а с с к а ж и т е о б у ч а с т и и « К а з а к о в Р о с с и и » н а м е ж д у н а р о д н о м ф е с т и в а л е « в о е н и зи р о в а н н ы х » а н с а м б л е й «Т а тт у » в к а н а д с к ом Г а л и ф а к с е , ц е н т р е п р о в и н ц и и Н о в а я Ш о тл ан ди я . Этот ф е с ти в а л ь п р ош ел п оч ти п а р а л л е л ь н о с з а к л ю ч и т е л ь ны м э т а п о м в аш и х г а с т р о л е й п о А н г л и и . . . — Д а , о ч е н ь с л о ж н о было совм ести ть к онц ер ты в А н гл и и и К ан а д е . Х о р ош о , что б л а го д ар я соб ственным ф и н а н с о в ы м р е з е р в а м а н сам бл ь т еп ер ь м ож е т р а б о та ть д в у м я с о с т а в а м и . Н а у с л о в и я х , ан ал о ги ч ны х ан- т р е п р и з н ы м , мы д а ж е м о ж ем п о зв ол и ть себ е п р и гл а ш ать до с ем и т ан ц евал ьны х пар со стор оны . Г алифак с — в т ор ой , п о сл е ш о тл ан д ск о го Э ди н б ур га , г ор о д , гд е «К а за ки Р о ссии » вы ступали в рам к а х «Татту» («1аН оо» , кто не зн а е т , п ер ев о ди т ся на в о ен ный л а д как « си гнал в еч ер н ей з а р и » ) . В д в у х сл овах : там мы н е о стали сь н е з а м е ч ен ны м и . Н а г ал а -к онц ер т е д ев я т и ты ся ч ны й з а л н аш и н ом ер а прив етствов ал ст оя . Д и р ек т ор основно го — э д и н б у р г с к о г о — « Т а т т у » Д ж е й м с М ел л , п о зд р а в л я я н а с , п о д ч ер к н ул : только от наш его ж ел ани я зависит уч а сти е «К а зак ов» в лю бы х с л е д у ю щ и х ф е с т и в а л я х «Т а т т у » . Они , к ст а ти , п р ов о дя т ся ещ е в США и Г оллан ди и . — К а к о в ы ж е п л а н ы «К а за к о в Р о с с и и » ? — Н аш ан сам бл ь т еперь в о с т р е б о в а н п р а к т и ч е с к и в с ю д у , з а н а с «борю т ся»^ продю серы , работающ ие с са мыми им ен и ты м и и с п о л н и т ел ям и . Н о мы н е о тк а зы в а ем ся ни от к а к и х п р е д л ож е н и й в п р е д е л а х о б л а с т и и Р о с с и и , е сл и они хоть м и н и м альн о п р и ем л емы д л я нас и весь со став н е вы ступает з а р у б е ж о м . П л а н ы ? А н сам бль вклю ч ен в п р ед о л им п и й с к ую к у л ь т у р н ую п р о гр амм у (Г р ец и я , 2 0 0 4 г о д ) . Есть пр едв ар и т ел ьн о е с о г л а ш ен и е о г а с тр о л я х по С евер ной А м е р и к е в 2 0 0 5 г о д у . А б л и ж а й ш е е вы с т у п л е н и е «К а зак ов Р о с си и » с о с т ои т ся 11 с ен т я б р я в Л и п е ц к е во Д в о р ц е с п о р т а «Ю бил ейны й » . Н о х эд л ай - н ерам и , то есть при званны м и привл ечь главн о е вн и м а н и е л и п ч а н , б у д у т а н с а м б л и и з Ш о т л а н д и и «<5иегп» («М е л ь н и ц а » ) и «С 1 а п п А п Б г и т ш а » ( « Д е т и б а р а б а н о в » ) . Это ин т ер -ш о у — часть седьм о го ф е с т и в а л я Ш о т л а н д с к ой к у л ь т у ры в М о ск в е , рам ки к оторого м инувш им л е т о м , вы п о м н и т е , у ж е « р а с ш и р и л и с ь » з а с ч е т Л и п ец к а . Т огда , к стати , на к о н ц ер т е в Н и ж н ем п арк е о с о бы й в о с т о р г п у б л и к и вы звали им ен н о «Д ети б а р абан ов » , и гр ающ и е м у зы к у «н а ст оящ и х д и к и х ш от л а н д с к и х горц ев с п ер в о бы тным др айв ом » — так , во в сяк ом с л у ч а е , н а п и с а но в п р е с с -р е л и з е а н сам б л я . В о бщ ем , д о в стр ечи в «Ю би л ей н ом » ! К о н с т а н т и н КЛЮ ТКИ Н . Н а с н и м к е : т а н ц у ю т «К а за к и Р о с с и и » . ---------- — — ЗАМЕТКИ ГОРОЖАНКИ —| М А Л Ь Ч И Ш -К И Б А Л Ь Ч И Ш П Р О Т И В СУП Е РМ ЕНОВ Из раннего моего детства, проведенного в Воронеж е , поче му-то особенно запомнился букинистический м агазин на углу Плехановской и Кольцовской . Прогулки туда с б абулей стано вились настоящим праздником : в этой небольшой комнате (пра во ж е , е е и торговым залом -то не назовешь) все было пропи тано н еп ер ед ав аемы м и упоительным аром атом старых книг. Для меня , р еб ен к а , это бы л а Тегга 1псодп11а, где на любой пол ке вдруг мог открыться абсолю тно новый и неизведанный мир. Конечно, окончательный выбор д е л а л а б абуля , и я до сих пор ей з а это бл а год арн а : те книжки сохранились у нас, уц ел ели , и их в свое время с не меньшим удовольствием читала моя дочь . Надеюсь, будут читать и е е дети . Ч то ж это был за мир? Ч ащ е | всего , это бывал мир д е т ей . Н ет , |н е у п р ощ е н н ы й , б е з с н и с х о д и - !т ельного сю сю канья и н ар оч и то го примитива : д е ск а т ь , т еб е , ма- | лю тк а , о сер ь е зн ом ещ е р ано . Это был реальный м ир , с его н еш у точными про бл ем ам и , м уч и т ел ь ными п ои ск ам и прав ды , «бол ь ными» воп ро сам и . С ейчас сов ет скую д етскую ли т ературу уп р ек а ют в ди д ак ти ч н о сти . М ол , л е зл а он а со своим в о сп и тан и ем б у д у щ и х « строител ей к ом м у н и зм а » , навя зы в ала оц ен к и тип а «что та к о е хор ош о и что так о е п л о х о » . Н и к ак о го тебе своб о дн о го , сам о с т о я т ел ьн о г о р а зв и т и я м ы ш л е н и я . Н е зн аю , н е з н а ю . . . В от с о хр ан и л а сь у м еня к ни га В л а д и с лава К рапивин а «Та стор он а , где в ет ер » , к уп л ен н ая за к о п ей к и в том сам ом бук и н и сти ч е ск ом . Н у , к аж е т с я , что там за сю ж ет ? Н и к ак о го теб е « экш ен а » , ни к ак о го « са сп ен са » . Н ет ни м а р си ан ск и х п р иш ел ь ц ев , ни т ерм и н а т о р о в . П р о сто о т н ош ен и я м а л ь ч иш ек , увл еч енны х зап у ск ом во зд ущ ны х зм е ев . П рав да , о дин и з г ероев — сл еп ой . Т акую и сторию д а ж е и п ер еск а зать -то т р у дн о . В от толь ко п оч ем у -то д а ж е в сча стливом ф и н ал е наворачивали сь на гл а за сл е зы . Сейчас это к аж е т с я см еш ным , но т о гд а , в свои сем ь л е т , я ст ала мечтать о д р уж б е со с л е пым м альчик ом . Мне оч ень х о телось оберегать его , защ ищ а ть , п о д д ерж и в а ть . С к аж ет е , н ен уж н а я д и д а к т и к а , н авя зы в ани е ст ер еотип ов п о в е д ен и я , вы п олн ен и е и д е о л о г и ч еск о го зак а за ? Д а пусть д а ж е и т ак , что в том п л охо го? Ч то было плохо го в том , что благодаря к н и гам д ети стан овили сь д о б р е е , ч е с т н е е , уч и л и сь со стр а д ан ию ? А кн и ги Льва К а ссил я ? Я п оч ем у - то больш е лю би л а н е «К он д уи т и Ш вам бр ан ию » , а «Б у дьт е го товы , ваш е вы сочество!» М еж д у п рочим , о м еж н ац и он а л ьны х от н ош е н и я х , к ак ск а з а л и бы мы с ей ч а с . О том , как н аш и д ети п о м о г аю т о т п ры с к у к о р о л е в с к о й с ем ь и , у к о т о р о го д р у г о й ц в ет к ож и и др у гой р а зр е з гл а з . П р е д ставл я ет е , к ак о е вп ечатл ени е все это на м ен я п р о и з в ел о , е сл и я сп у ст я столько вр ем ен и п ом ню , как его зв али , — Д эл и х ь я р Су- р ам б ук . Вот! А «В а сек Трубачев и его товарищ и»? А « Р е сп у б л и ка Ш ки д »? А к ни ги Г айдара (д е д уш к и , ест еств енн о )? Д а , все и х , п ри ж ел а н и и , м ож н о уп р ек н у ть в д и д а к т и ч н о с т и . О соб ен н о к а кую -нибудь «Военную тайну» или «С у дь б у б а р а б а нщ и к а » . Н о на эти уп р ек и м ож н о возразить: то г д а д ет ей воспиты вали не только р о ди т ели и у ч и т ел я , но и к н и ги . А сего дн я первым н ек о г д а , вто рым н е по зарп л а т е , а у ж что к а са ет ся к н и г . . . Д а , откры ваю тся новы е ш и к арны е к н иж ны е м а га зины , в о з н и к а ю т новы е и зд а т ел ь ст в а . Но вы поищ ите хорош ую детскую л и т е р а т у р у . О с н о в н а я м а с с а — «ф эн т а зи » , « уж а с т и к и » , н а п а д е н и я ч у д о в ищ на н аш у п л а н е т у (варианты к р ов ож а дн ой н еч и сти м о гу т вар ьи р ов а ть ся ) , с у п ер м е - нисты е герои , д аж е если они д ети . Н у , чтоб нервы пощ екотать и м о з ги н е сильно напря гать . К он еч н о , зд е сь т ож е добро п о б еж д а е т зл о . Но вот у ж оч ень зл о к ак о е - то аб стр ак тн о е , а добро у ж бол ь но к у л ак а ст о е . И е сл и ч естн о — то ни у м у , ни с ер д ц у . За то н и к а к ого н ав я зы в ания , н ик ак ой д и д а к т и к и . М ож н о бы н е в о л н о ваться з а детей : сам о ст о я т ел ьн о м у р а зви тию и х мыш л ени я н и к то н е п ом еш а ет . П рав да , и п р о сто ра зви тию н ик то н е п ом ож е т . П оч ем у Гарри П отт ер стал м е ж н аци ональным героем ? Д а п ото м у , что он х и л е н ь к и й о ч к а р и к . Ура! Д е т и о б н а р уж и л и г е р о я , с к о т о ры м , н а к о н е ц , м ож н о с еб я и д е н т и ф и ц и р о в а т ь . Н о в едь э т о го м а л о . Д а и Г ар р и — он н е н аш . И с п р о б л ем ам и н аш им и н е с т а л к и в а е т с я . А н аш и х г е р о ев ч то -то н е ви дн о . С егодня д а ж е т а л а н т л и вы е д е т с к и е п и с а т е л и п р о би т ь ся н е м о гу т : и з д а т е л я м н е п р е м е н н о п о д а в а й « с е р и ю » . П р и н ц и п т е л е в и зи о н н ы х с е р и а л ов п е р е к о ч е в а л в к н и г о и з д а т ел ь ст в о и д а е т , п о н я т н о е д е л о , г о р а з д о б о л ьш е п р и бы л и . А п о т ом у , х о ч еш ь и л и н е х о ч еш ь , а с о ч и н я й б е ск о н еч ны е п р о д о л ж е н и я . Ц е н у т а к им п р о д о л ж е н и я м мы с в ам и з н а е м : э т о в ам н е «С ага о Ф о р с а й т а х » . А потом у д и в л я ем ся , что д ети не х о тя т браться за сер ь е зн ую л и т ер а тур у в ст а рш и х к л а с с а х . Д а и х к н ей в о о бщ е н е п р и у ч и л и ! М ак сим ум — к р а ткий п ер е ск а з «В ойны и мира» на д е ся т к е ст р а ни ц . А вот п ок ол ению с о в ет ск и х д ет ей кни га д ей стви т ел ьн о « стро ить и ж и т ь п ом о г а л а » . П о т ом у что в талан тливы х п р о и з в е д ен и я х «ж и ли » р еальны е и х р о в е сн и ки в р еал ьны х у сл о в и я х . И беды у н и х бы ли вп олн е реал ьны е , и пробл емы т аки е ж е , как у ч и т а т ел я . Мы влю бляли сь в л и т ер а турны х героев , мы учили сь у н и х , мы равн яли сь по ним . П о -м о ем у , это л у чш е , ч ем учи ть ся у улицы и у ее г еро ев . И ли у героев б о еви ков . П у сть в сов ет ски е годы д е т с к ая л и т ер а тур а бы ла частью и д е о л о г и и . Н о с а м а -т о и д е о л о г и я п л о х ом у н е у ч и л а . А се го дн я н и к ак ой н ет . И мы лом а ем голов у , как бы воспитывать подрастающ ее п о к о л ен и е в д у х е п а т р и о т и зм а , и н т е р н а ц и о н а л и зм а и лю б в и к Р о д и н е , к ак и е бы ещ е у р о к и вве сти в ш к ол ьн ую программ у? П о ш арьте по своим к н иж ны м ш к а фам , вдруг в н и х ещ е сохранили сь т е , стары е , д е т ск и е к н и ги . П усть и х г ерои ж и в у т и д ей ст в ую т с о в сем в д р у г ом в р ем е н и . Н о ни лю бовь , ни н ен ави сть , ни д р у ж ба , ни пр едат ельство н е п р и в я з а ны к о дн ой э п о х е , суть и х о ст а ет ся в сегда о дн а и та ж е . Д ай т е эти кни ги своим д ет ям . Е л е н а БРЕДИ С . ШКОЛА МОЛОДОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ПОБЫВАВ ВШКУРЕ БУРИДАНОВАОСЛА Д авайте -ка для н ач ал а вспомним те вовсе не стародавние вр ем ен а , когда среднестатистический потребитель жил себе —в ус не дул : походы з а покупками не бередили * противоречивыми терзаниями его израненную душ у , поскольку ассортимент продуктов, обслуживание и цены исключали проблем у выбора . Ну д а кто старое помянет, тому, к а к говорится... Сегодня куд а к а к сложнее . Опасность нарваться на нечестного п родавц а возросла в сотни р а з . А помимо этой напасти российского потребителя подстерегает ещ е од н а б ед а — некачественный тов ар , п одд ел ка , зам аскиров анн ая под «фирму». Бывало , застынешь у витрины с изобилием хоть колбас , хоть обуви , хоть телеви зоров , к а к Буриданов осел , и не мож еш ь решиться на покупку . И хочется, и колется, и страшно прогадать ... Что сл ед у ет р еш ить дл я себя с р а зу , так это то , что по т у с т ор он у прилавк а стоит не ваш с ою зн и к , а как бы это п о м я гч е . . . Н а зо вем его партн ером по ры нк у . П о т ом у что на ваш н а ст о р ож ен ны й вопрос: «А х о р ош ли товар?» этот партнер сд ел а ет все , чтобы впа рить вам товар п о х уж е д а п о д о р ож е . О собен но если у него х о р ош е е н а стр о ени е и он в у д а р е . У ж л у чш е , е сл и пр одав ец в м ом ент в аш и х с ним ры ночны х о тн ош ени й пр ебы ва ет «не в д у х а х » : «Н е нравится? И ди в д р у гом м есте покупай !» К оротко и я сн о . А глав ное — ч естн о . П отом у что м ож е т ведь ещ е и о бл ап ош и ть . «ОБСЧИТАЛА, ПОТОМУЧТО БЫЛОХОЛОДНО»... Т акое о бъ я сн ен и е «не умыш л ен н о го , но ош ибочного обсчета» на 16 с л иш н им р у б л ей у слыш али уч а стн и к и одно го и з рейдов при контрольн ом за к у п е от пр одавц а Твер- д о хл еб ов ой торговой точки О. Ш абровой на ры нк е «К л ен» м ик р ор ай он а Н овы е дом а в Ельце . Е сли сл едовать ее л о ги к е , з а п ок уп кам и н е стоит х о ди т ь и в ж а р у , п отом у как п овыш ени е т ем п ер атуры , по всей в ер оя тн о с ти , т а кж е н е сп о соб ству ет т очн ом у в зв еш и ванию и подсчету . Удовлетворит ли такой х о д мы сли п р ок ур а т ур у , к у д а н аправл ен м а т ери ал по д ел у , вот вопрос . К стати , по ст а ти сти к е гор од ск о го к ом и т ета по тор говл е , о бщ е ст в енн ом у питанию и защ и т е прав п о тр еби т ел ей , в прош лом г о д у в Ельц е обм ан п ок уп а т ел ей со ставил 23 про ц ен т а от в с ех заф и к си р ов ан ны х н ар уш ени й . П одв одя и тоги работы за п о сл едн е е п ол у го д и е , сп еци али сты вновь кон статировали д ав но и зв естны й ф акт — З ак он о защ и т е прав п отр еби т ел ей по т у с т ор он у прилавк а пи сан явно н е дл я в с ех . ...или «ПРОСТОЯ РАБОТАЮ ВОЛШЕБНИКОМ!» — А как ж е мн е н е обсчитывать?! — у д и в л я ет ся Лю ба , продав ец б е з о бр а зов ани я , но с пя ти л етним с т аж ем . — Ты вот ли чн о чего в о зм ущ а еш ь ся ? Я т ебя зн аю , п о т ом у и не обманы ваю , а мне-то ж и т ь как -то надо . Что я зд е сь , за дв а дц а тк у париться д олж н а ? И х о зя и н м еня постоянно нам ахив а ет . У м еня вон , см отри , рыба и окорочк а т ек ут . Опять в м ин у се б уду . По поводу зарплаты со б еседн и ц а явно л у кавит , н е выдает комм ерческ ую тайну . В про ч ем , хи три т она не только со мной . Во всех ак тах и проток олах рейдов , в объя снитель ны х н а р уш и т е л е й у п ом и н аю т ся см еш ны е цифры окладов — 5 6 0 , н у , м ак сим ум , 5 8 0 рубл ей в м есяц . Вот ведь в Ельце за прилав ками к аки е альтруисты стоят — нич его для себя! Зато Лю ба , и ей подобны е , свои потери восполняю т ра зными способами за счет п о к уп ат ел ей . «КОШЕЛЬКОВмного, ВОТСМИРУ ПО НИТКЕ И НАБЕГАЕТ» К о г д а -т о , н а за р е с т ан о в л ен и я к ар ь еры , н а ч и н а л а н аш а Лю б а с п о лы х гирь и м а г н и тов п о д ч аш ей в е со в , но ш и ты й б елы м и н и т к ам и о бм ан бы стр о был р а зо б л а ч ен о д н ой и з п р о в ер о к . Ш траф и н еп р и я т ны е м и нуты о бщ ен и я с к он тр ол ер ам и н а уч и ли сн о р о в к е и л о в к о с т и . У к о р а ч и в а я о с о б ен ны м о б р а зом н о ж к и в есов , ст а л а п ол уч а т ь Лю б а «п р и в ар ок » в ст о гр амм ов с к аж д о г о к л и ен т а . З а м а т е р е в , п р ек р а т и л а э к с п е р и м е н ты с м е х а н и к о й . Т еп ер ь п о д р у ч ны й м а т е р и ал Лю бы — д л и н н а я б еч ев к а и л и т о н к а я , м а л о зам е т н а я г л а з у л е с к а . П р и в я зы ва ет он а е е к п о д д о н у в есов , ф и к с и р у е т о д н ой н о г о й , а д р у г о й н аж и м а е т н а л е с к у в м ом ен т в з в еш и в а н и я . К и л о гр ам м о в а я п о к у п к а « т яж е л е е т » д о п о л у т о р а к г . КРАТКИЙСПРАВОЧНИК ДЛЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХЖЕРТВОБМАНА Заи н тер есов авш и сь , каким обра зом м а с тера прилавк а о тц еж и в аю т день ги и з н аш и х карм анов , я р еш и л а с при стра сти ем и зуч и ть при емы , которым и поль зовали сь и п о л ь зу ю тся д о с и х пор н екоторы е торговцы . В и т о ге «накоп ала» стольк о , что в одн ом м а т ери ал е оп у бл ик ов а ть про сто н ев о зм ож н о . П о том у вним анию ч и тат ел ей пр едл а гаю н а и бол ее х о д овы е способы о бл ап ош ив ания . О бв ес «н а б р о с о к » . Т ребует быстроты р е акц и и — товар с си л ой бросается на ч аш у весов , отч его та больш е п ол ож ен н о го о п у с ка ет ся в н и з , тут ж е сним а ет ся и уп аковы ва ет ся . О бв ес « п о -т ем н ом у » . В есы у стан авли в а ю тся т ак , чтобы к л и ен т н е м ог кон тр олир о вать д в и ж е н и е стр елк и и чаш и весов . «С делать р а д у гу » — подм ени ть один сорт товара д р у гим . Особо поп уляр ен у м я сников . О бв ес «н а б ум аж к у » — п ок уп к а зав ор а чивается в двойн ой пак ет и ли толстую в л аж ную б ум а гу , которая отнимает значительную часть веса . О бв ес « сем ь р а д о с т е й » — вы сш ий п и л о т аж с прим ен ени ем в сех выш еп ер ечи сл енны х сп о со б о в . К сл ову , пр одавцы -сам ор одки ум у д р яю т ся вывихнуть м о зги и электронным весам . Д ля это го н уж н о лиш ь ввести в и х пам ять иной р еж и м и , п ож а л уй с т а , по 2 0 0 грамм ов с к а ж д ой п ок уп к и «чокн утая» м аш ин а б у д ет п ри бавлять автом атич ески . Сигналом опа сно сти д л я вним ательного п о тр еби т еля д о лж н о п о сл уж и т ь п ри сут стви е зн ак а «м ин у с» или н а л и ч и е одн о го н уля в ок ош еч к е «м а сса» . Обвес — бич не только торговли на ры н к а х . М агазины — и ч а стны е , и го су д ар ств ен ны е — гр еш ат н е м еньш е . А ведь и зн ачально п о др а зум ев ал о сь , что им енн о они бу д у т об р а зц ам и торгового о б сл уж и в ан и я , м ол , имя фирмы , и все том у с о п у т с т в ую щ е е . . . Н у , вы м еня п оним а ете . Но н арод давно п он я л , что и они у ж е д ав но н е т е . И там т етки у прилавк а обсчитают - обв еся т , и гла зом н е м ор гнут . К сл ову , о с а м и х п р и л ав к а х , так н а зы в а емы х х ол о ди л ь ны х ви трин ах . К ак -то в ра згар рабочего дня з а х о ж у в один и з т ак и х ф и рм ач ей . Д у х о т а в торговом зал е стои т н евы н о сим ая . П ол уф а б рикаты — ф арш и там в сяки е , я зы к и говяж ьи и свины е и стекаю т кровью . В и д ок и Ф р ан к енш т ей н а уж а с н у л бы . — Что это , — спраш ив аю у продавщ ицы о т д ел а , — под стекл ом у вас таки е кошм ари - ки? — А , — л енив о обм а хи в ая сь га зет ой , о т вечает он а , — тут у нас граду сов 5 0 ж ары . Мы н е вы д ерж и в а ем , а агрегаты и подавно л етя т . Н е б ери т е , если н е нрави тся . Самое п ечальн о е , что опя ть мы п риш ли к т ом у , от ч его вроде к ак и зб ав и л и сь . Снова в сю д у одн и и те ж е ц ены , о дн о и то ж е о б сл у ж и в ан и е , д а и ассортим ент в е зд е одинак овы й , х оть и до статочн о р а зн о о бр а зны й . И к у д а т е перь п отр ебителю податься? М и л а д а Ф ЕДЮ КИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz