Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

36 ЛЕТ НАЗАД ВЭФИР ВПЕРВЫЕ ВЫШЕЛ ВИКТОР ТАТАРСКИЙ СО СВОЕЙ ПЕРЕДАЧЕЙ «ВСТРЕЧА С ПЕСНЕЙ». ОНИ - ДОЛГОЖИТЕЛИ! ...- Зачем, ямщик, тыпес­ ни не поешь? И мне в ответ ямщик мой бородатый: - Про черный день мы песни бережем. Яков Полонский. В истории мирового радио нет передачи, которую бы столько лет вел и готовил один человек. Впервые «Встречу с песней» Виктор Татарский провел в эфире Всесоюзного радио 31 января 1967 года. Тот выпуск начался с песни, ко­ торую давно разыскивали фронтовики. Тогда, после дол- грго перерыва, впервые про­ звучал «Солдатский вальс» в исполнении Утесова. Привязанность к «Встрече» во многих семьях переходит из поколения в поколение, как де­ ревенская привычка к сумер- ничаньям, к вечерним поси­ делкам на крыльце. «...Помню, как вдетстве, ус­ лышав знакомую мелодию «Одинокой гармони», карабка­ лась на стол, чтобы снять со стены приемник. С той поры, как в детстве, жду знакомые позывные...» (Светлана П., Пе­ тербург). Голос будто предзимний (Виктор Татарский и родился- то в ноябре), без ярких красок, без всякого нажима - он может показаться однотонным. Не те­ атр у микрофона, а сосредо­ точенное погружение в письмо, в судьбу. "Если что и подчерк­ нет интонацией, так только что-то, особенное. И даже ес­ ли ты далеко от дома, в боль­ ничной палате или вагоне по­ езда - вдумчивость и тихость, как благородная стража, вдруг обступят тебя. И вздох­ нешь с облегчением, словно камень с души скатился... «...Однажды ваша передача спасла мне жизнь. Мне сдела­ ли операцию, яникак немогла после нее оправиться... И вот вечером в пятницу в палате было полутемноитихо, ивдруг я услышала ваш голос - шла «Встреча с песней». У меня внутри что-то встрепенулось, сердце забилось, мне очень захотелось жить...» (Станисла­ ва АвтономовнаX., Минск) В интонации «Встречи» из­ начально не было никакой на­ рочитой изобретательности. Новаторство было не в фор­ ме, а во внутренней задаче: быть для слушателей... слуша­ телем. Бережным, терпеливым и без всяких претензий на со­ веты и нравоучения. Только и всего - выслушать. Но «как сладко поверять печаль души своей внимательному другу...» - это еще Баратынский заметил. Письма во «Встречу» - это всегда письма другу. «Здравст­ вуй, дорогой наш сердечный доктор!..» «Здравствуй, утеши­ тельная передача...» «...Низкий поклон тебе, «Встреча», за редкое умение выслушать, при­ нять исповедь...» Народ наш, давно выбро­ шенный из гнезд своих, устав­ ший от революций и реформ, - он и в эфире сегодня одинок. Нет ему заветрия, нет укрома. И дела никому до него нет - повсюду реклама или скоро­ говорка новостей. Есть, конеч­ но, «Орфей», «Радонеж», поя­ вились замечательные переда­ чи на «Радио России» и «Мая­ ке», но попробуй вылови эти золотые крупицы. Газеты давно перестали публиковать про­ граммы радиопередач, в то время как обзорам и анонсам телеканалов посвящаются от­ дельные полосы и целые изда­ ния. Говорю об этом, не скрывая личной обиды, потому что с детства знаю, сколь спаситель­ но может быть радио. Приш­ лось и по больницам помыкать­ ся, и в ночном армейском ка­ рауле тоску разгонять, ловя позывные «Маяка». Помню, как мой дедушка, потеряв зрение, последние пять лет прожил почти не отходя от приемника. Радио согрело и, возможно, продлило его дни. Знаю из первых рук, что знаменитый профессор исто­ рик Сигурд Шмидт многие свои научные труды написал в со­ провождении музыкального ра­ дио «Орфей». Поэт Новелла Матвеева одно из своих не­ давних стихотворений сочини­ ла под впечатлением одного из выпусков «Встречи с песней»... «...Ясным морозным утром я, будучи в райцентре, ожидал попутки у почты. Издали доно­ сились звуки радио. Вдруг ка­ кая-то сило властно позвала меня, я подошел поближе... и на меня полилась чарующая музыка. Зачарованный, я не чувствовал холода, парил над землей. Очнулся отнаступив­ шейтишины...»(АлександрСте­ панович Р., Краснодарский край). Как сильна у нас, живущих в России, мелодическая сторона памяти! Для нас почти всякое воспоминание окрашено ме­ лодией. И надо обладать ог­ ромной интуицией и чуткостью, чтобы безошибочно найти для слушателя то музыкальное произведение, приметы кото­ рого в письме часто выражены смутно и неопределенно. «Не знаю имени исполнителя и на­ звания песни, но хорошо пом­ ню вызывающую слезы мело­ дию...» Передача, которую кое-кто причисляет к «ретро», на са­ мом деле лечит от ностальгии. Хоть на неполный час, на пять­ десят минут, она создает та­ кую атмосферу, которая помо­ гает человеку увериться в сво­ ем достоинстве, пережить ночь и разжать тиски одиноче­ ства. «Тридцатьлетназад «Встре­ ча с песней» казалась мне об­ ращенной впрошлое, атеперь - как будто вестник, прилетев­ ший из будущего». (Любовь Александровна Г., Самара). Большая часть почты сейчас приходит от ровесников пере­ дачи - 30-40-летних слушате­ лей. Неожиданно много писем от подростков. «Причем глубо­ ких, тонких, с огромным сочув­ ствием к судьбам дедушек и бабушек, - рассказывает Вик­ тор Витальевич. - Дети пре­ красно понимают что «Встре­ ча» - не концерт по заявкам... Передача затрагивает вечные темы. Главная из них - память. Не разговоры бесконечные о том, как было хорошо и как нынче плохо... Не об этом речь, а о том святом, что оста­ лось, о памятном личном... Бы­ вают среди писем новеллы, ко­ торые не придумает ни один писатель. Мне предлагали из­ дать эти письма книгой, но са­ ма «Встреча» - это и есть кни­ га, звучащая книга...» Для «Встречи» нет малень­ ких людей и незначительных су­ деб. И секрет жизнестойкости этой радиопередачи, возмож­ но, в верности глубокой тра­ диции, в том, что она тоже вы­ шла из гоголевской «Шинели». Вообще, есть что-то родствен­ ное русской литературе в не­ спешном течении «Встречи». А письма в передаче, и правда, бывают так хороши, что порой кажется: звучат отрывки из се­ мейных глав Аксакова, Турге­ нева или Толстого. Письма идут в эфир без всякой литера­ турной правки, но они так на­ писаны и так читаются у мик­ рофона, что возникает ощуще­ ние высокой классичности. И становится вдруг очевидным, что уроки словесности не про­ шли даром для миллионов лю­ дей. Они, и не вспоминая о Пушкине или Чехове, живут и пишут будто бы вослед русской классике. «...Война. Наверное, 42-й год. Осень. Унас в доме во­ енные, они частоменяются, но однихязапомнила оченьхоро­ шо. Это были грузинские сол­ даты. Они брали меня, пяти­ летнюю, на руки и передавали другдругу, и пели: «О, Светла- на-Светлячок...» Эти слова бы­ лирусские, остальные- грузин­ ские. Теперь понимаю, почему ■солдаты так ласково ко мне относились - у них осталисьдо­ ма такиеже светлячки. Естьли такая песня?Мелодию я пом­ ню...» (Светлана Алексеевна Б., село СтарыеМаклауши). Когда в начале 90-х порой казалось, что в теле- и радио­ эфире работает какой-то не­ утомимый трибунал над совет­ ским прошлым, - именно в то время Татарский был одним из немногих, кто своим несует­ ным, спокойным присутствием в эфире вселил уверенность во многие сердца: прорвемся, жизнь продолжается... Один из давних слушателей передачи, кинорежиссер Алек­ сандр Сокуров как-то заметил: «Сейчас важнее не содержа­ ние слова, а интонация, с ко­ торой оно произнесено... Нам важна теплота, мелодия слова. Вот не то, что человек скажет, а как он положит руку тебе на плечо». Постоянство, столь привыч­ ное для слушателя (ни одного срыва в выходе передачи, ни одного пропуска за 36 лет!), - все это оплачено нервами, бо­ лью, сердцем... «Встречу» на несколько лет выбрасывали с «первой кнопки», лишали авто­ ра доступа в фонотеку. Нема­ ло ему пришлось пережить та­ кого, о чем в силу своей сдер­ жанности он никому не рас­ скажет. Но ведь и в это время передача шла в эфир! Можно только догадываться, как Та­ тарскому удавалось готовить почти часовую передачу, не имея ни аппаратной, ни плен­ ки, ни архивов... Власти с самого рождения передачи относились к «Встре­ че» настороженно. Причина банальна: в письмах выплески­ вается правда о жизни. В пес­ нях - подлинная боль, которой не было и нет места на эстра­ де. Цензура калечила один вы­ пуск за другим, запрещая пес­ ни неугодных исполнителей или авторов. (Но именно во «Встрече» впервые на отечест­ венном радио прозвучали пес­ ни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Влади­ мира Высоцкого, Александра Галича, Виктора Цоя, Саши Башлачева...) Казалось бы, все давно из­ менилось. Никто не запрещает дать в эфир «Прощание с но­ вогодней елкой» Булата Окуд­ жавы (а было и такое). Но вот по странному недоразумению у Виктора Татарского до сих пор формально нет звания на­ родного артиста России. «Встреча с песней» несколько раз выдвигалась на Государст­ венную премию, выходила в за­ вершающий тур, о чем сооб­ щали газеты, но в последний момент фамилия авТора пере­ дачи исчезала из списка лауре­ атов. Виктор Витальевич в офици­ альных почестях вряд ли нужда­ ется, у него есть нечто большее - любовь нескольких поколений слушателей. Талант, который не удалось получить в услуже­ ние ни советской пропаганде, ни рекламным агентствам... Обидно нам, слушателям. Обидно и стыдно, что подлин­ но народное признание можно демонстративно игнорировать, не замечать. Ничего в этом для России нового нет. Но, видно, еще не истреблен до конца за­ пас нашей доверчивости и на­ ивности, если мы по-прежнему ждем справедливости и на что- то надеемся. «...Я из города Грозного. 1 февраля 2000 года была выве­ зена из разрушенного дома, из-под завала... Были травми­ рованы нога, бедро, но все обошлось. И воткогда я при­ шла в сознание там, под об­ ломками, лежа на холодном бетонномполу, я услышала го­ лос: «Вы слушали передачу «Встреча с песней». С вами был Виктор Татарский...» Этот голос вернул мне жизнь». (Ва­ лентинаА., Белгород). Дмитрий ШЕВАРОВ. Р.5. В будущую субботу в эфире «Радио России» - 894-й выпуск «Встречи с песней». ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ МАЛЬЧИШКА В МАЙКЕ «РЕАЛА» ЭТА ИСТОРИЯ ОЧЕНЬ ПОХОЖА НА СКАЗКУ. НО ОНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИКЛЮЧИЛАСЬ С 11-ЛЕТНИМ АНДРЕЕМ КУЗЬМЕНКО Небольшая заметка о школьнике из Львова Андрее Кузьменко, чудом уцелевшем в трагедии на авиашоу («ДВ» № 1 от 14 января), очень заинтересова­ ла наших читателей, мы получили массу просьб рассказать об этом подробнее. Что с удовольствием и делаем. В жизни редко случаются сказочные истории - как-то не желают совпадать мечты с реальностью. Но без исключе­ ний не обходится. Настоящей сказкой обернулась история, случившаяся в са­ мой обычной семье львовян Кузьменко - служащего Игоря Станиславовича, пе­ дагога Натальи Ярославовны и 11-лет­ него сына Андрея. Их проблемы и забо­ ты были, пожалуй, как у всех. Но день 27 июля 2002 года стал поворотным в их судьбе. Тогда только чудо спасло се­ мью от страшной трагедии. А затем на­ стала пора и светлой полосы... О падении истребителя Су-27 на Скниловском военном аэродроме во Львове известно во всем мире. Траге­ дия, в результате которой оказалось 77 погибших, более 200 искалеченных зри­ телей. Вот чем обернулось авиашоу и бравада летчиков в воздухе (государст­ венная комиссия Украины по расследо­ ванию причин катастрофы установила, что беда произошла прежде всего из-за грубого нарушения пилотами утвер­ жденного задания). Считанные метры и секунды уберегли в тот летний день Андрея Кузьменко от неминуемой гибели. Его закадычный друг Ромка побежал к носовой части выставленного для осмотра воздушного лайнера Ил-76, Андрюшка замешкался, остановился на полпути, заглядевшись на громадные крылья и хвост. Именно в эти мгновения пикировавший боком ис­ требитель врезался в фюзеляж лайнера, уничтожив на земле десятки людей. Ро­ ман оказался в самом пекле. Андрей, получив ожоги, рваные раны и серьез­ ный ушиб головы, был отброшен взрыв­ ной волной в сторону и узнал о гибели друга уже в больнице... Профессиональные телеоператоры и кинолюбители успели запечатлеть эпи­ зоды драмы на аэродроме. Жуткие кад­ ры, на которых был и безымянный Анд­ рей, появились в мировых выпусках тё- леновостей. В семье Кузьменко стара­ лись их не смотреть - боль от пережива­ ний и без того была нестерпимой. Осенние занятия в школе немного отвлекли Андрея от тяжелых впечатле­ ний. Хотя и родители, и учителя видели, насколько серьезнее и неожиданно взрослее стал мальчик. Оберегая сына (последствия полученных травм давали о себе знать), отец с матерью поначалу запрещали ему играть в любимый фут­ бол, однако затем уступили его настой­ чивым просьбам, и Андрей вновь занял привычное для себя место в воротах. - Через какое-то время нам неожи­ данно стали звонить по телефону, о чем-то спрашивать по-испански, - рас­ сказывает Наталья Ярославовна. - Услы­ шав слова «Реал», «Мадрид», мы удив­ лялись и были уверены, что кто-то оши­ бается номером. Все прояснилось после звонка из посольства Испании в Украи­ не. Оказывается, нам звонил сам прези­ дент лучшего футбольного клуба мира Флорентино Перес. И разыскивал он нашего Андрея! Причина такого интереса футбольно­ го гранда к мальчишке из Львова выяс­ нилась быстро. Оказалось, сеньор Пе­ рес увидел Андрея в окровавленной майке «Реала» в одном из телерепорта­ жей с места авиакатастрофы. Мальчиш­ ки сейчас любят носить подобные фут­ болки с названиями разных клубов, вот и Андрей упросил купить ему майку Ко­ ролевского клуба, потому что очень бо­ леет за эту команду. (Кстати, забегая вперед, скажу, что когда Андрея в Мад­ риде представили футболистам и спро­ сили, кого из них знает, он без единой ошибки перечислил всех до единого иг­ роков «Реала». Надо было видеть', как удивились его кумиры и испанские жур­ налисты!) А для того, чтобы произошла эта встреча, президент клуба «Реал» про­ явил настойчивость и терпение. Найти Андрея оказалось непросто. В школах Львова был проведен опрос. Включи­ лись в поиск и телевизионщики, газетчи­ ки. И вот наконец влиятельному фут­ больному функционеру принесли номер телефона семьи Кузьменко. Следует отметить, что Андрею, как и его родителям, был чужд возникший ажиотаж. Слишком острой еще была боль от недавней беды. Но доброжела­ тельный порыв Флорентино Переса, его искреннее желание поддержать юного болельщика «Реала» в нелегкий жизнен­ ный период были в конце концов поняты правильно. Игорь Станиславович и На­ талья Ярославовна почувствовали, как с еще большим энтузиазмом сын стал за­ ниматься на тренировках. Установившиеся контакты окрепли, и по приглашению руководства Королев­ ского клуба семья Кузьменко отправи­ лась в Мадрид. Ей был оказан исключи­ тельно теплый прием. - Нас встретили, словно близких род­ ственников, - говорит Игорь Станисла­ вович, - и это сразу устранило все барь­ еры. Не было ни высокомерия, ни по­ кровительства. С нами разговаривали на равных, по-свойски, поэтому мы по­ чувствовали себя раскованно, с удо­ вольствием общались с гостеприимными хозяевами. Андрей, правда, поначалу смущался, очутившись в компании стольких фут­ больных знаменитостей, однако вскоре убедился в их приветливости и просто наслаждался этим общением. Пожалуй, навсегда запомнится вра­ тарю из команды львовской средней школы № 77, как он стоял в футбольных воротах в центре Мадрида: семье Кузь­ менко показывали выставку развлече­ ний на одной из площадей. Любители игры с мячом стихийно создавали ко­ манды и по десять минут сражались, как принято и у нас, навылет. Андрею дове­ рили постоять на последнем рубеже. Юный львовянин не сплоховал под уда­ рами более -взрослых игроков и заслу­ жил аплодисменты зрителей. А кульминационным эпизодом стало единоборство Андрея Кузьменко с мэ­ ром столицы Испании, который, узнав, что в воротах стоит гость из Украины, решил забить гол. - Это ему не удалось - я накрыл ле­ тящий мяч, - с гордостью вспоминает школьник. Незабываемыми впечатлениями обо­ гатились львовяне и на официальных матчах «Реала», наблюдая за игрой из ложи самого Флорентино Переса, на тренировках команды, на экскурсиях и самых разных встречах. Из многочисленных сувениров, приве­ зенных домой, Андрею наиболее дороги три майки с его именем и фирменной эмблемой Королевского клуба. Вручая их, президент «Реала» пожелал верному болельщику совершенствовать вратар­ ское мастерство и, повзрослев, добиться права защищать ворота известной ко­ манды. Какой? Флорентино Перес ее пока не назвал, но намек был понятен. «Реал»? А почему бы и нет? Ведь сказки иногда случаются и в жизни... Юрий КИРИЛЛОВ. ЛЬВОВ. Андрей Кузьменко в компании с лучшими футболистами мира - Роналдо, Роберто Карлосом и Макелеле! ДОБРЕЫ ЛИЦА ГОЛЬ И ВЫДУМКИ НА СВИДАНИЕ СО ЗМЕЯМИ Тульский зооэкзотариум предложил любителям острых ощущений ночную экскурсию в гости к пресмыкающимся. Нес­ колько часов смельчаки прове­ ли при свете фонариков среди змей, черепах и прочей ползу­ чей живности. Экскурсия обош­ лась без жертв. Но вряд ли этот бизнес получит ррзвитие: жела­ ющих провести ночь в общест­ ве змей катастрофически не хватает. Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. ЧЕРТ ПОПУТАЛ С «ЗАПОРОЖЦЕМ»? В «столице иномарок с те*- вым рулем» Владивостоке впер­ вые за многие годы угонщики польстились не на наворочен­ ную «японку», а на 20-летний «Запорожец». Этот угон рари­ тета на колесах, цена которому максимум 50 баксов, впору вносить в Книгу рекордов Гиннесса. Ну, а пока его внесли в милицейский протокол - все задержанные угонщики, кроме одного, оказались школьника­ ми. Наталья СЕИНА. ВЛАДИВОСТОК. НАЧАЛАСЬ ВСЕОБЩАЯ «МОБИЛИЗАЦИЯ» ВЕТЕРАНОВ Администрацию Чаплыгин- ского района осенила хорошая идея: чем выполнять давние обещания и подводить линию связи к каждому дому ветера­ нов Великой Отечественной войны, не имеющих квартирных телефонов, не проще ли обес­ печить стариков мобильниками? И вот первая десятка счастлив чиков - жителей сел Истобное и Демкино - обзавелась совре­ менными аппаратами. С их по­ мощью они могут теперь по полчаса в месяц разговаривать бесплатно, за счет администра­ ции. Одна беда: получив на старости лет современную иг­ рушку, ветераны норовят зво­ нить не только «по месту жи­ тельства», но даже за рубеж. Но, надо думать, это пройдет с годами... Юрий БАКЛАНОВ. ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ. СВОЕ ДЕЛО Х У Д О Ж Н И К А П Р О Д А Т Ь Н Е К А Ж Д Ы Й М О Ж Е Т ЧАСТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ В РОССИИ - ЭТО ПОКА НЕ БИЗНЕС, НО... Не шумное, но знаковое со­ бытие: в Лондоне открывается первая Русская галерея сов­ ременного искусства. Это зна­ чит, что современный русский постмодерн способен конкури­ ровать с европейским. Галерея Аллы Булянской уже доказала это, выставив своих постоянных авторов - Шемяки­ на, Богомолова, Буганина - на «Арт-Лондоне», самой дорогой художественной ярмарке в ми­ ре, где можно приобрести ро­ боты не только современных мастеров, но и классиков XX века: Пабло Пикассо, Марка Шагала, Фрэнсиса Бэкона, Энди Уорхолла и других куль­ товых фигур. Прорыв на профессиональ­ ный рынок очень сложен - да­ же особое приглашение анг­ лийской галереи не гарантиро­ вало участие в экспозиции «Арт-Лондона», и Булянской пришлось пройти жесточайший отбор. Взяли только потому, что работы представленных га­ лереей художников вызвали искренний интерес специали­ стов. Что, однако, не отменило всех рисков - ведь участие в выставке стоит серьезных де­ нег: одно только освещение стенда - 600 фунтов в сутки! Огромные издержки участни­ ков прямиком ложатся в цену картин - несколько тысяч дол­ ларов за картину в Москве легко превращаются в десятки тысяч фунтов на Пиккадили. Не купили бы ничего - и не было бы у Аллы ни средств, ни на­ строения завоевывать Брита­ нию дальше - денежки-то не спонсорские, а свои. Всегда полагаться только на себя научил Булянскую оте­ чественный рынок, «универси­ тет», где год явно идет за два. 13 лет назад она открыла свою галерею в Уфе - кто мог бы тогда поверить, что этот проект не загнется, как сотни других? То, что у девушки не было никаких навыков, понят­ но, их ни у кого не было. Но у нее не было и особых знаний - она не художник, не искусст­ вовед. Просто упертый, дотош­ ный человек. Оказывается, для начала это не так мало. Она не уставала ходить по кабине­ там, чтобы пробить хорошее место - в центре, возле главно­ го выставочного зала: людей в галерею должен вести ин­ стинкт. Не гнушалась обзвани­ вать журналистов, чиновников от культуры - понимала, что будут приходить не только для того, чтобы купить (это как раз в последнюю очередь). Будут приходить выпить, поесть и по­ общаться. Кто-то, может, и по- рис Маркевич, Сергей Алимов, Андрей Геннадиев, Андрей Ма­ каревич и другие. Как сказал на московской презентации проекта художник Сергей Цигаль, «нарисовать-то всякий может, а вот ты попро­ буй-ка это продай!», чем вызвал дружный одобрительный смех своих коллег. Суметь продать - особый талант. Ведь людей, ко­ торые что-то покупают в галере- Алла Булянская может подставить плечо даже Михаилу Шемякину! считал бы это пустой тратой денег. Но такой человек вряд ли потом пил бы шампанское! А она уже через пару лет от­ крыла постоянный выставочный зал в Москве в Центральном Доме художника. Лондон - начало нового эта­ па деятельности галереи, а на­ чиналось все с выставок в рос­ сийском посольстве в Англии и лондонском представительстве крупнейшего швейцарского IIР5 Вапк. В постоянной лон­ донской экспозиции (проект «М осква -Лондон -транзи т» ) представлены имена очень громкие, просто громкие и по­ ка не громкие вовсе - но ведь фортуна умеет причудливо пе­ ретасовать колоду. Сейчас в списке «вывозных» около трид­ цати авторов, среди которых Михаил Шемякин, Александр Буганин, Глеб Богомолов, Бо­ ях, - два процента максимум! Да и спрос, по наблюдениям Булян­ ской, не растет, а скорее транс­ формируется. Золотые времена, 1997-1998 годы, когда в стране появились средний класс, деньги и банкиры, и галеристы почувст­ вовали спрос и интерес, канули в Лету вместе с дефолтом, заво­ еванные позиции были утраче­ ны, и возврат к ним предстоит долгий и непростой. Сейчас те 1,5-2 процента российского населения, кото­ рые имеют возможность при­ обретать произведения искус­ ства, предпочитают вкладывать деньги в антиквариат - он про­ верен временем. И государст­ во абсолютно пассивно, оно буквально ничего не делает для развития в стране совре­ менного искусства. Сегодня да­ же в святом для художника ме­ сте - ЦДХ - чаще проходят вы­ ставки мехов, пластинок, поли­ графии и т.д. Так что вся наде­ жда творческой братии на га­ леристов. Они им и менедже­ ры, и продюсеры от искусства, и мать родная - все в одном лице. Хотя, как признается Бу­ лянская, «галерея в нашей стране - это пока не бизнес. Если ты работаешь, а не заня­ та отмыванием грязных денег, о каких-то серьезных доходах нет и речи. Это сродни езде на велосипеде: хочешь удержаться в седле - крути педали. Вот и нам приходится почти всю при­ быль от продажи картин тут же вкладывать в следующие про­ екты». - Поэтому у тебя квартира в 40 метров? - Конечно. - А если бы у тебя было много денег, как бы ты ими распорядилась? , - Выставляла бы только ше­ девры. Пока же приходится по- ; стоянно выбирать: выставить ! великолепную новую работу размером 2 на 1,5 метра, за- | ранее зная, что ее никто и ни- | когда не купит, или несколько ^«хитов сезона», которые уйдут ; с колес... И все-таки это огром- ; ные преимущества частной га- ;лереи - возможность выбора и независимость. - А если кто-то захочет от­ крыть галерею - у него к этому делу есть вкус, есть интуиция и работоспособность, но совер­ шенно нет денег?.. - Простой вариант - дать объявление в газете. Вам зво­ нят, и вы можете продавать картины у себя дома - это ведь тоже галерея. На Западе очень широко распространена сис­ тема закрытых галерей. Ведь галерист - это человек со вку­ сом, который умеет продавать картины. При этом он, несом­ ненно, будет стараться при­ влечь к работе художников, ко­ торые интересны не только ему одному, будет прислушиваться к мнению специалистов-искус- ствоведов. У тебя не только должны быть «свои» художники, нужна еще и некая программа, по которой ты будешь с ними работать. Должна быть идея! Гузель АГИШЕВА. ДЕЛОВОЙ З и м Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано : Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания : и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. Л.Арих, А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. СЗаворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Е-таН: у?огтк@асК.П 1 «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «На смену!» (Екатеринбург), «Рабочий край» (Иваново), «Калининградская правда» (Калининград), «Время и деньги» (Казань), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской области), («Варта» (Нижневартовск), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Югорское время» (Нягань), «Поколение» (Орел), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Якутия» (Якутск).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz