Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

С п ец вы пу с к ! Л и п ец к о го | о б л а с т н о г о :к р а е в е д ч е с к о г о м у з е я ^1 р ед а кци и "ЛГ" НЕ ПРОСТО ИГРУШКИ - I К У Ш С ВЕРБОЙ В РУКЕ Эти куклы н а зы в а л и с ь о б е р е ги . Во м н о ги х села х была и зв е с тн а , н а пр им е р , «закрутка» . Она с в ор а чив а л а с ь и з д в у х л о с к у т ко в : од и н — для туло вищ а , д р у г о й — для го ловы . Голову н аб ив а ли ва той , п р и в я ­ зывали к туловищ у , а о с та т ки т ка н и свор а чива ли по б о кам — по л уча ­ л и с ь р у ки . П о том к у кл у н а р яж а л и в п е р е д н и к , ю б к у и пл а то к . Л и ц а обы чн о не рисовали . Были з а к р у т к и п а с хал ь ны е или п р а зд н и ч ны е . В е р хн и й л о с к у т у т а к и х в с е гд а к р а с ны й , а не о бы ч ны й , белы й . Д е л а л и и х к В е р б н о м у в о с кр е с е н ию , з а неделю д о Пасхи . В р у к у вкладывали в е то ч ку вербы или и с ку с с тв е н ны й цве то к . С т а ко й куклой не и гра ли , ее д а р и л и д р у г д р у г у , и он а в с е гд а с то я л а на с то л е с р е д и па с хал ьны х д а р о в . Д л я нее по д б и р а л и сам ы е я р к и е т ка н и , те с ьм у . Тр япичны х кукол д а р и л и на свад ьбу , украш ал и им и пр а здни ч ны й стол . М олодым п р епо д но сил и кукол на по л о те нц е— Ж ениха и Н еве с ­ ту . Э ти ку клы д е л а л и с ь и з к р а с н о й т ка н и , у н и х бы ла о бщ а я р у ка — сим в о л н е р а зры в н о с ти б рачны х у з . Н евеста в фате и з тюля , у к р аш е ­ на цв е там и . Ж ениха пе ревя зы вал и св ад е б ны м по я сом . При и з г о т о в ­ л е н и и ку кол и с п о л ь з о в а л и т е х н и к у «ж гути к» . Х о ти те — р а зд е л и те , н ад ен ь те д р у г и е пла тья , и по л у ча тся ку клы для и гры — м а л ь ч и к и девочка . Для и гры предназначалась и кукла «подушечка» с младенцем . Она считалась сим вол ом бла гополучия . Без младенца ее не делали . С ш и ­ валась «подушечка» в ф орме подушечки , к которой приш ивались ручки и н ож ки , за тем н а д е в а ли с ь к о сы н ка , ю б ка , п е р е д н и к . П о сле э т о г о к т уло вищ у пр ивя зы вал ся м ладенец . НАРЯДНЫЕ, ХОТЬ И БЕЗЛИКИЕ И с п о к о н в е к о в д е в о ч к и и гр а л и с к у кл ам и . Н а п р им е р , с кукдс?$г ■Младенчиком. И з г<щ р д и в а л а с ь ,о н а не замы сл ов а то . С в е р н у т л о с к у ­ т о к б е з ш итья и го л к о й , з а к у таю т в одеяльце , за в яж у т п о в е р х лен то й или т е с ь м о й к р е с т -н а к р е с т , п р и ч е м 'к р е с т о в д о л ж н о бы ть н е ч е тно е к о л и ч е с тв о — пять , с ем ь , и н о гд а т р и . О ни бы л и о б е р е го м для м л а ­ д енчика . В наш ем крае были о с о бы е куклы для сам ы х м аленьких д ево че к . Их на звали «куватками» , делали и з о д н о то н н о й т ка ни ра зны х цветов , а по том ра звеш ивали у колыбели . Очень яр кие , веселые, куватки п р и ­ влекали в ним ани е р е б ен ка , он начинал см е я ться . Д е т и лю б ил и т р я п и ч ны х «барынь» . С начала им делали т уло вищ е (опять ж е б е з и го л ки ) , далее брали д л ин ны й ло с кут , по крывали часть туловищ а , пе ревя зы вали е го , отделяя го лову . А о с та т ки т ка ни по б о ­ кам р а зр е за л и на тр и ча сти и запл е тал и к о с и ч ки — э т о бы ли р у ки . Н аряд у со «свернутыми» были и ш и ты е куклы , с р у кам и и н о ж к а ­ ми . О д н а ко л иц а и в т ом , и в д р у г о м сл учае ри с о в а л и ре д ко . У п ом я н у ещ е ку кл у «бочонок» . Э то п р о о б р а з р у с с ко й м а тр еш ки , чья р о д и н а— М о с ко в с ка я гу б е р н и я . Ш и л ся м еш о че к , по том т у го н а ­ б и в а л ся , и к н е м у п р и к р е п л я л и кр у гл о е д н о и з ка р то н а , о б т я н у т о го т ка н ью , — та кая кукла м о ж е т стоять . Н и т кам и об о зна ча ли голову , т а ­ лию , и н о гд а п р иш ива ли р у ки . Ку клу наряжали в ю бку , пе ред ни к , пла ­ т о к и о тд авал и д е в о ч к е для за ба вы . Виктор ЕЛИСЕЕВ, к р а ев е д , член СЖ РФ, член редколл егий «Липецкой энциклопедии» и «Казачьей энциклопедии». п. Д о б р и н ка . 173 уроженца Липецкой области в годы Великой Отечественной удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них — ельчанин Вячеслав Людвигович Кротевич. Этот отважный летчик первым на Балтике повторил подвиг Нико­ лая Гастелло, направив горящий самолет на фашистский корабль. Но об этом в течение десяти­ летий мало кто знал и помнил. В «Советской военной энциклопедии» ни слова не было сказа ­ но о ельчанине. А между тем им гордились воины- балтийцы... Ходатайство о представ­ лении к присвоению звания Героя посмертно старшему лейтенанту 35-го штурмового авиа ­ ционного полка ВВС КБФ Кротевичу В.Л. написал командующий ВВС КБФ генерал-лейтенант авиации М. Самохин. Но оно не возымело дей ­ ствия. И лишь полвека спустя благодаря Указу Президента Российской Федерации от 6 декабря 1993 года справедливость восторжествовала. И та к , В я че сл ав К р о т е в и ч р о д и л ся в Ельце. Л е т о м 1911 го д а ж и з н ь п р о в и н ц и а л ь н о го го род ка взбудораж ило небыва ­ лое со бы ти е — пе рвы й п о к а з а ­ тельны й поле т ле тчи ка З ол о т у ­ х и н а ( у р о ж е н ц а У с м а н с к о г о района ) на аэроп ла н е си с тем ы Блерио . С зам и р а н и ем с е р д ц а сл е д и ли все з а по л е том д и к о ­ ви нн о й п тицы . Он н а в се гд а з а ­ по м н и л с я Славе К р о т е в и ч у . . . М ож е т , т о гд а он и принял свое реш ение? И во т в 1929 го д у Вячеслав поступает в военно -теоре тичес ­ кую ш колу летчиков , а чере з го д с тан ови тся кур сан том военной ш колы м о р с к и х л е т чи ко в в Е й ­ с ке . После ее о кончания он н е ­ с к о л ь к о л е т рабо тал з д е с ь и н ­ стр у кто ром . В 3 0 -е го ды в с тр а н е на ча ­ лось бур н ое ра зви тие авиации . В го р о д а х о т к ры в а л и с ь а э р о ­ клубы . П ризы в « К ом с ом о л е ц— на сам ол е т !» наш ел ш и р о ки й о т кл и к у м о лодеж и . Из а в и а ц и ­ онны х ш кол и частей н ес кол ь ко с о т ле тчи ков были направлены в помощ ь аэроклубам . В их ч и с ­ ле был и Вячеслав Кро теви ч . В 1934 го д у он п р и е зж а е т в М о с ­ кву, чтобы рабо та ть в а э р о кл у ­ бе «М етростроя» . В с к о р е Кр о те ви ч был н а ­ значен начальником учебно -лет ­ ной части . Л е кц и и он читал по - о с о б о м у . В к аж д ом эл ем е н те , каж дой формуле , а их в те о р и и и т е х н и к е по ле та о чен ь м н о го , с тарал ся вы яви ть ф и зи ч е с к ую сущ н о с ть , п о д р о б н о объясняя , что и о т ч е го п р о и с х о д и т . С р е ­ д и те х , к о г о учил В я ч е сл а в , мно гие впоследствии были уд о ­ с т о е ны вы сш и х г о с у д а р с т в е н ­ ных н а гр а д , а д в а д ц а ти д в ум присво ен о звание Героя Сове т ­ с к о г о С ою за . Для них Вячеслав Кро тевич остался на всю ж и зн ь первым учителем . В с п о м и н а е т А .В и н о к у р о в , ком а н д и р п а раш ю тно го отряда а э р о кл у б а : «... 2 2 ию ня 1941 года. Воскресенье . Полеты пе р ­ вой смены в аэро клубе «М етро ­ строя» начались в че ты ре утра . В д р у г на а э р о д р о м п р иб еж а л п о с ы л ь н ы й : « В о й н а ! В о й н а ! П р е кр ащ а й т е полеты . Началь ­ н и к п р и ка з а л в сем п р и бы т ь в ш таб !» — Вы л ож и ть з н а м я н е м е д ­ ленной посадки ! — ра спорядил ­ ся Кротевич , руков одивш ий п о ­ летами . Ч ере з н е с ко л ь ко м и н у т с а ­ м о л е ты з а р ул и л и к а н га р а м . Весь состав а э ро кл уба с о б р а л ­ ся у ш таба , где был установлен М И Н У Т А Н А П О Д В И Г , П О Л В Е К А Н А П Р И З Н А Н И Е МУЖЕСТВО гр о м к о го в о р и т е л ь , — п е р е д а в а ­ л о с ь с о о бщ е н и е «От С о в е т с к о го И нф орм бю ро » . Т ут ж е со с то я л с я м и т и н г . — В с та н ем на з ащ и т у О т е ч е ­ ства ! Не пож а л е ем св о е й ж и з н и , ■чтобы и з г н а т ь ф а ш и с т с к и х з а - ■ х в а т ч и к о в с н аш е й с в ящ е н н о й з е м л и !— я-запомнил эти слова Вя­ чеслава Кротевича». А б с о л ю т н о е б о л ь ш и н с т в о а эро кл убовцев написали рапор ты в р а й в о е н ком а ты с п р о с ь б о й н а ­ п р а в и ть их на ф ро н т . О д н а ко в а р м ию п р и зв а л и то л ь ко н е с к о л ь ­ ких мо л оды х и н с тр у кто р о в : в клу ­ бе насчи ты ва ло сь 120 кур сан тов , ко т о ры х н уж но бы ло ср о чн о п о д ­ го то в и т ь для ф ронта . 22 июля , р о в н о ч е р е з м е с я ц п о сл е начала вой ны , п р о и з ош е л пе рвы й налет в р аж е с ки х сам о л е ­ тов на Москву . А эродром аэро кл у ­ ба н а ход ил ся в М алы х В я зем а х в 4 0 ки л о м е т р а х о т с т о л ицы . Е го б ом б ил и пе рвым . Были сож ж е ны а н г а р и ж и л о й д о м . А э р о к л у б ср о ч н о п е р е б а зи р о в а л и в К о р а б - л ин о Р я зан с кой области . Но в о к ­ тя б р е нем цы по д ош л и и к К о р а б - лино . Вновь встал во п р о с об э в а ­ к у а ц и и . Т е п е р ь — в В я т с ки е П о ­ ляны К и р о в с ко й области . Началь­ ни ком н а з ем н о го эш елона н а зна ­ чили В ячеслава К ро теви ча . В о з ­ д у ш н ы й в о з г л а в и л н а ч а л ь н и к аэ ро кл уба .А ле ксанд р Будкевич . Н а зем ны й эш ел он пр ибы л в В я т с ки е Поляны чере з 28 дн ей . В пути он несколько раз попадал под б о м б еж к у . Но каж ды й ра з К р о т е ­ вич пр и н им а л правил ьны е р еш е ­ ния: атаки пр о тив ни ка были о тр а ­ ж ены . О б ош л о с ь б е з по терь . М ежду тем Кротевич рвался на фронт . Но лиш ь весной 1942 года п р о с ь б а е го была н а к о н е ц у д о в ­ л е творе на . М е с то сл уж бы — ВВС К р а с н о з н а м е н н о го Б а л т и й с к о го флота... З а ко р о т ко е время он прошел путь о т р я д о в о го л е т чи ка д о з а ­ м е с ти те л я к о м а н д и р а э с к а д р и ­ льи . Э к и п а ж К р о т е в и ч а н ан о сил б ом б овы е удары по тан ковым к о ­ л оннам и эш ел он ам вра га , не раз в о зв р ащ а л ся на а э р о д р о м на г о ­ рящ ем самолете . В о т с в и д е те л ь с т в а д о к у м е н ­ тов . Из д он е се ни я начальника п о ­ литотдела 9 -й ш турмовой авиаци ­ он н о й д и в и з и и : «С тарш ий л е й те ­ нант К ро тевич пользовался боль ­ ш им а в т о р и т е т ом ср е д и л и ч н о го со с та в а по л ка и о с о б о й лю б овью ср е д и летчи ков . О тличный ле тчи к бом б ош турм ово го у й е ^ ш и а и е р * больш ой урон про тивни ку в живой си ле и т е х н и к е . С 22 июля по 19 нояб ря 1943 го д а им у н и ч тож е н о лично свыш е 80 враж еских солдат и офицеров , 7 огневы х точек, 2 з е ­ н и тны х о р уди я , 4 а в т ом аш и ны , 2 та н ка , д з о т , с кл а д б о е п р и п а с о в , па рово з и 16 ж / д ва гонов ; а та кж е в гр уппе : по топлено 2 с т о р ож е в и ­ ка, трал ьщ и к , сам оходная баржа , т р а н с п о р т , п о в р еж д е н о и с о ж ж е ­ но 6 ко р а бл е й про тивни ка» . 12 сен тябр я 1943 го д а гр упп а «Илов», ведомая Кротевичем , вне ­ з а п н о о б р уш и л а с ь с н е б о л ьш о й вы со ты на с т о я вш и е на с т а н ц и и эш ел оны . Б ом бы , сн а р я ды и п у ­ лем е тны е о ч е р е д и м е т ко ра зили в ра га . В с к о р е вся с та н ц и я по лы ­ хала. Но ф аш и с там уд а л о с ь п о д ­ б и ть с ам о л е т К ро теви ча . Р е з ким с к о л ь ж е н и е м о п ы т н ы й л е т ч и к сбил пламя . На об р а тн ом пути на б р ею щ е м поле те поливал с в и н ­ ц ом в р а ж е с к и х м о то ц и кл и с то в . Это л иш ь о д и н э п и з о д и з бо евой б и о гр аф и и л е тчи ка . З а м уж е с тв о и о т в а г у К р о т е ­ вич был на гражден орденом Крас ­ но го Знамени . Он по праву считал ­ ся одним и з лучших асов дивизии . И з в о с п о м и н а н и й Героя С о ­ в е т с к о г о С о ю з а А .Б а т и в с к о г о : « К ро тев ич — од и н и з н аибол е е л ю б им ы х н ам и л е тчи ко в . Влекли к н ем у о бщ и т е л ь н о с ть и м а с т е р ­ с тво . В е го ха р а к те р е не было ни м а л е йш е го н ам е ка на вы с о к ом е ­ р и е или за з н а й с т в о . П о -м о ем у , в д уш е он в с е гд а был и н с т р у к т о - ром -учителем со страстным жела ­ нием поделиться чем -то ценным , что м ож е т пр и годи ть ся в бою . Вя­ чеслав К р о те ви ч с т о и т в од н ом ря д у с ш и р о к о и зв е с тны м и л е т ­ чикам и б е спр им е р н о й храбрости , о с т р о г о ума , н аб лю д а тел ьн о сти , м гновенной реакции , беззаветной лю б ви к Родине». .. .1 9 н ояб ря 1943 го д а гр уппа с ам о л е то в «Ил-2» и з ,3 5 - г о ш т у р ­ м о в о го авиапол ка К ра сн о зн ам е н ­ н о го Б а л т и й с к о го ф лота д о лж н а была уничтож и ть корабли пр о тив ­ н и к а в Ф и н с к о м зал иве . В ш е с ­ т ер ку ш турм овиков входил эки паж з ам е с ти те л я к о м а н д и р а 2 -й э с ­ к а д р и л ь и с т а рш е го л ей те н а н та Вячеслава Кро тевича и ш турмана зв е н а м л а дш е го лей тенанта Ива ­ на Бы кова . При п о д ход е к о с т р о ­ ву Го гланд летчики увидели шесть н емец ких кораблей . Яростный з е ­ н и тны й о го н ь не о с та н о ви л бал ­ ти й ц е в . По с и гн а л у в ед ущ е го на ­ чалась ата ка . П рорвав за в е с у з а ­ гр а д и т е л ь н о го о гн я , «Илы» с п и ­ к и р о в а н и я с б р а сы в а л и с м е р т о ­ н о с ны й гр у з . Б ом бы п о пад а ли в цель. В д р у г с ам о л е т К ро теви ч а за ды м ил ся , в н е го попал снаряд . И т ут ле тчи ки увидели , ка к К р о те ­ вич напр авил с в о й го р ящ и й «Ил» п р ям о на ф аш и с т с к и й корабл ь . Р а здал ся м ощ ны й в зры в . С толб пламени и дым а рванулся в небо... Командование ходатайствова­ ло о п р и с в о е н и и К р о т е в и ч у з в а ­ ния Ге роя С о в е т с к о го С ою за п о ­ см е р т н о . Но т у т на чало сь ч то -то странное . Где это ходатайство з а ­ д е р ж а л о с ь , н е и з в е с т н о д о с и х по р . П р ичи ны з а д е р ж к и в к а к о й - то м е ре пр о я сн и л и с ь т ол ь ко с е й ­ час . Их бы ло н е с ко л ь ко . Первая стала поня тной , ко гда мы об ра ти ­ л и с ь к л и ч н ом у д е л у № 2 7 6 2 2 4 вое нн о го летчика Кротевича (хра ­ нится в Архиве МО СССР, копия в Л и пе ц ком ОКМ ). Из аттестации на инструктора -ле тчи ка 6 -й э с ка др и ­ льи , ча с ть 21 50 , К р о те ви ч а В .Л .: «С лужащ ий в РККА с 1929 года . И Ъ кл й ^ е (Т и з 'к а н д и д а т о в В КП (б ) з а н е д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т ь и н еупла ту чл е н с ки х в з н о с о в . Д и с ­ ц и п л и н и р о в а н н е у д о в л е т в о р и ­ тел ьно . К р и ти к у е т каж д ое п р и к а ­ зан и е , но вы полняе т все че т ко . В о бщ е с т в е н н о й р а б о т е у ча с тв уе т слаб о . Пило таж а не д ел ае т и з - з а круж ения головы . В полетах и н о г ­ д а н а б лю д аю тся п р и с т у пы м а ля ­ рии , но задание выполняет д о кон ­ ца. Вывод : и з - з а непило тажности и си л ь н о й у с т а л о с т и п о сл е д л и ­ тельных полетов с курсантами ж е ­ лателен перевод в строевую часть на д о лж н о с т ь л е тчи ка К -4 . 3 м а р ­ та 1934 года». А к о м и с с и я о т 4 н о яб р я 1934 года вообщ е решила уволить К р о ­ тевича в запа с . Это реш ение явно про тиворечит характеристи ке , по ­ лученной Кротевичем 7 июля 1932 го д а п р и о ко н ч а н и и Вы сш е й ш колы м о р с ки х летчиков . В ней сказано : «Ф и зическое развитие — х о р ош о . О бщ еер а з в и т и е — хорошо» . И далее : «Работоспо ­ с о б н о с ть хорош ая , т ем п р а б о ­ ты о стры й . Настойчив и и ни ц и ­ а т и в е н , не у т ом л я е т с я , е сть с т р е м л е н и е бы ть п е р в а ч ом . У порно работает над исправле ­ нием с в о и х н е д о с т а т ко в . . . О т ­ н ош е ни е к с п о р т у— отлично». О т о м , ч то п р о и з о ш л о в 1934 году , Вячеслав Л ю д в и г о ­ вич р а с с ка за л т о л ь ко с в о е м у д р у г у А. В и н о к у р о в у п е р е д с а ­ м о й о т п р а в к о й на ф ро нт . Он п р и з н а л с я : « З н а еш ь , С аш а , ко гд а я был л е т чи ком -и н с т р у к - т о р ом в Е йс ком училищ е , — не поладил с начальством , о т кры ­ то говоря о недостатках. К том у ж е о т ч е с тв о у меня Л ю д в и г о ­ вич, а не П е трович или И в а н о ­ в и ч . М е н я и с к л ю ч и л и и з па р т и и . Х о тели д е м о б и л и з о ­ вать. Но ра справиться не у с п е ­ ли . П р иш л а р а з н а р я д к а для о тпр а в ки и н с т р у к т о р о в -л е с н и - ков в аэроклубы ОСОВИАХИМа. Я сказал , что поеду только в том случае , е сл и в п а р т и и в о с с т а ­ новят. На пар тийном собрании , к о т о р о е меня в о с с та н о ви л о , я сказал , что, если гр ян е т война, б уд у д р а т ь с я в п е р вы х рядах з а щ и т н и к о в с т р а ны . Вы о б о мне ещ е услышите» . В то рая п р и ч и н а стала п о ­ нятна после беседы с Зинаидой В а сил ье вно й Кро теви ч , ж ен ой героя , летом 1994 года. «Семья у В ячеслава бы ла бол ьш ая — о те ц , м а ть , с т а рш и й б р а т и четыре се с тры , — р а с с ка зы в а ­ е т З и н а и д а В а с и л ь е в н а . — С та рш и й б р а т сл уж ил в РККА на Б р я н с к ом в о е н н ом з ав од е и нж е н е р ом . В п е р и о д с т а л и н ­ с ки х ре пре с сий он был н еоб о с ­ нованно обвинен во вредитель ­ с тв е и р а с с тр е л я н . Э та т р а г е ­ д и я си л ь н е е в с е го о тр а зи л а с ь на с уд ь б е Славы . О том , что б р а т е го р е а б и л и ти р о в а н , ем у не с уж д е н о было узнать». Вот почему на 50 лет задер ­ ж а л о с ь х о д а т а й с тв о о п р и с в о ­ ении В .Л . Кро теви ч у Героя С о ­ в е т с ко го С ою за !.. П о сле р е а б и л и т а ц и и б р а ­ та р о д с т в е н н и ки и д р у з ь я н а ­ чали и зн ури те л ьн ую б о р ь б у за восстановление справедливос ­ ти по о т н ош е н ию к д в ум п а в ­ ш им ге р о я м — К р о т е в и ч у и Быкову. А в о тв е т — ка зе н н а я ф р а ­ за, что д оя в о з б уж д е н и я х о д а ­ та й с т в а о п р и с в о е н и и з в ания Герой С о в е т с к о г о С ою з а нет осн ова ний ... Н о те, к то знал К р о т е в и ч а , не о тступали . Писали в П р е з и ­ д иум XXVI съе зда КПСС , Б р еж ­ неву, Андропову , Горбачеву ... и все б е зу с п еш н о . И то л ь ко к о г ­ д а о б р а з о в а л с я н а гр а д н о й о т ­ дел пр и П р е з и д е н т е Р о с с и и и бы ло у ч р еж д е н о з в а н и е Героя Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и , д о к у ­ менты н а к о н е ц р а с см о т р е л и . К ро теви ч у и Бы кову было п р и ­ своено засл уж енное им и вы со ­ ко е зв ание . 7 м а р та 1994 го д а З и н аи д а Васильевна К ро тевич получила н а град у мужа ... Наталья СЕЛЕЗНЕВА, Евгения ВАГИНА, научные сотрудники Липецкого областного краеведческого музея. ТРУАЫ И АНИ МАСТЕРА « И М В О С Х ИЩ А Л С Я Л Е В Т О Л С Т О Й . . . » 1 4 0 лет назад родился художник Николай Орлов Он вош ел в историю русского искусства как живописец-передвижник , художник русской д еревни . Это неудивительно: сын р ан о умерш его беззем ельного крестьянина, Николай Орлов с детства познал нехитрый деревенский у кл ад , навсегда полюбил сельского труж еника . Способности Николая к рисованию первым приметил брат матери, иконописец Богуславский. Он взял тринадцатилет­ него племянника в иконописную мастерскую. В 1882 году Орлов поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в классе Прянишникова и Поленова. За трудолюбие и прилежание он освобождался от платы за об­ разование. Закончил училище он с Большой серебряной медалью и присвоением звания классного художника за картину «Уми­ рающая», рекомендованную для показа на выставке худож- ников-передвижников. Здесь же была показана и вторая кар­ тина Орлова «Возвращение со службы». Она отличалась но­ визной сюжета, вызывала споры. Лев Николаевич Толстой восхищался его полотнами. На выставке они и познакомились. Знакомство перешло в друж­ бу. В 1909 году Толстой написал знаменитое «Предисловие к альбому «Русские мужики» Н. Орлова»: «... Орлов мой любимый художник, а любимый он мой художник потому, что предмет его картин — мой любимый предмет. Предмет этот — русский народ — настоящий русский мужицкий на­ род... Картины эти указывают нам на ту опасность, в кото­ рой находится: теперь духовная жизнь русского народа. А понять опасность там, где не видал ее, уже шаг к избавле­ нию от нее». Кстати, ныне произведения Орлова хранятся в Третья­ ковской галерее, Русском музее, Историческом, Яснополян­ ском Доме-музее Л.Н. Толстого и других собраниях. В 1896 году Орлов избирается членом Товарищества пе­ редвижных художественных выставок. Вместе с единомыш­ ленниками он отстаивает демократические идеи в искусстве. «Раскол и борьба у нас с Академией, — пишет Николай Васильевич жене, — мы ляжем костьми, но не разрушим, что создавалось за 30 лет, — довольно с нас таких честных и верных людей, как Ярошенко и Мясоедов...» С глубокой симпатией к Орлову относился не только Тол­ стой, но и Горький. Его материальная поддержка позволила художнику окончить полотно «Освятили» — об открытии питейного заведения. В апреле 1904 года Горький писал Е. Пешковой: «...в Москве на выставке картина Орлова «Ос­ вятили» очень шумит...» А Толстой после осмотра сказал: «Даровитый, даровитый человек! И человек, который думает сердцем. Он знает народ и любит его, и ему тяжело такое поругание...» Нашумевшая картина, однако, была признана нецензур­ ной, ее не удалось продать. Орлов делился с Толстым свои­ ми заботами: «Очень грустно кончилось с моей картиной «Освятили», Лев Николаевич. Горький не нашел возмож­ ным для себя помочь мне... Он пишет, что разорился и сам сидит без денег, что книгу его по издательству «Знание» за­ арестовали. Мое положение отчаянное. Работы не нашел. Ни хлеба, ни денег. В доме как смерть ходит, хоть беги...» И все-таки, несмотря на бедственное положение, Орлов продолжал писать мужественные, честные картины. «Все так называемые образованные люди мне говорят, что протесто­ вать в данном случае может только человек культуры, а я говорю, что протестовать может и мужик», утверждал он. У Толстого художник бывал неоднократно. Вот строчка из письма супруге: «Лев Николаевич мне очень рад, расце­ ловался со мной и чуть-чуть не прослезился...» А знамени­ тую картину «Порка» Орлов даже писал в Ясной Поляне. Лев Николаевич наблюдал за работой. Картину показали на XXXIII Передвижной выставке, она стала гвоздем экспози­ ции, но через три дня ее убрали. «Ваша картина, — сообщал Орлову Толстой, — превысила мои ожидания. Не унывайте и продолжайте работать в том же направлении. Ваш замы­ сел телесного наказания — превосходен... Ваши произведе­ ния — правда и трогательная правда. Я ни одного художни­ ка русского, взятого в целом, не знаю равного Вам...» В поисках сюжетов Орлов много ездил по деревням Там­ бовской, Орловской, Тульской губерний (нынешней террито­ рии Липецкой области). Распространял среди крестьян за­ прещенную литературу. Например, зимой 1907 года он при­ ехал в село Верхнее Сухинино (ныне Краснинского района нашей области) к своему дяде с замыслом картины на сю­ жет, связанный с поражением в японской войне. Называ­ лась она «С войны» — о драме семьи и ее вернувшегося без ноги кормильца. «Народ здесь лучше, — пишет он жене, — типы благородные. Крестьяне все до одного «красные». Мо­ нархии не признают. Недалеко от моего дяди они снимают хату и каждый вечер собираются, называется «сборная». Я бываю каждый вечер (это тихонько от полиции). Сходы за­ прещены губернатором. Бываем мы с дядей вдвоем. Полю­ били они меня очень. Здесь есть деревни, вошедшие между собой в союз, и по сигналу готовы выйти все...» Картина «С войны» сейчас находится в Яснополянском музее Толстого. Кстати, Орлов помогал Толстому собирать материал для статьи «Не могу молчать», где звучал резкий протест против смертных казней. Упоминаемый в статье «зна­ комый живописец» — это Орлов. После смерти Толстого Орлов два лета жил в имении сына писателя. В эти годы Орлов бывал в Ельце, Липецке, делал заказные портреты. А в 1913 году переехал в Липецк с семь­ ей, преподавал рисование в женской гимназии. «Начальни­ цей гимназии была в то время Мария Константиновна Вяж- линская, — рассказывала 89-летняя липчанка Ольга Алек­ сеевна Богомолова, учившаяся в той гимназии. — Она отно­ силась к Орлову благосклонно. Помогла найти ему хоро­ шую квартиру, жил Орлов на Усманской улице (ныне улица Фрунзе). Особенно рада была переезду в Липецк его супруга, урожденная Котельникова. Она была его другом и едино­ мышленником на всю жизнь. Он был очень талантливый художник, виртуоз, рисовал быстро, мог прекрасно рисовать и левой, а часто и двумя руками. Рассказывал иногда о сво­ ей дружбе с Толстым, о жизни в Ясной Поляне. В нем соче­ тался талант педагога с живописцем. Он внушал нам, что жизнь — первоисточник искусства. России нужно здоровое искусство. Назначение искусства — утверждать на земле доб­ ро, истину и красоту. Весь вопрос-то простой: как научить человека быть счастливым...» В Липецке, кроме преподавательской работы, Орлов пи­ сал портреты, работал над картиной «В солдаты. Рекрутская ставка». Октябрьскую революцию он принял, активно уча­ ствовал в переустройстве быта, в оформлении революцион­ ного Липецка. Написал портреты Ленина, Маркса, Энгель­ са, а также Ломоносова, Пушкина, Толстого, Жуковского, Бехтерева, оформлял народные дома, рабочие клубы, высту­ пал с докладами об искусстве. Вместе с художником Ф. Мелиховым организовал изо­ студию для молодежи. «Я посещал в 1919 году нашу липецкую изостудию на Усманской улице, — вспоминает художник Сергеи Влади­ мирович Каменский, брат поэта Алексея Липецкого. — Я жил на Базарной, это близко, учились вечерами. Орлов за­ помнился особенно. Шапка волос, борода, сам невысокого роста, коренастый. Запомнилась особенно его манера рисо­ вания. Рисовал быстро и, что нас поражало, — в две руки. Берет кисти в правую и левую руку, краски на мольберте, и пошел работать с обеих рук». В сентябре 1918 года Орлов посылает свой альбом «Рус­ ские мужики» Ленину с дарственной надписью: «Брат мой! Желаю Вам дожить до всходов и жатвы человеческого счас­ тья. В наш век, век революции, как я понимаю в лучшем смысле этого слова, не материальной, но нравственной рево­ люции, она только одна выработает высшую идею обществен­ ного устройства и человеческого совершенства. Я же не до­ живу до этого счастья и лишен возможности продолжать посев на этом поле. Чем богат, тем и рад. Ленину — Орлов. 1918 г., сентябрь, 23». Его незаживающей болью оставалось крестьянство. Вес­ ной 1920 года Орлов едет на прием к Ленину с предложени­ ями об организации товариществ по совместной обработке земли. «То, что делаю теперь я, может делать всякий совет­ ский художник, — говорил Орлов. —А освобожденному кре­ стьянину, ставшему хозяином всей земли, безотлагательно нужна помощь». Ленин одобрил идеи Орлова, распорядился оказать содействие. В августе 1920 года Орлов со своей большой семьей, дру­ гими артельщиками из Липецка, Студенок, Дикого — всего 31 человек, не считая детей — выехал на Кубань. Близ Май­ копа, на хуторе Тихоновском, им отвели пустовавшие зем­ ли. Во главе коммуны встал сын художника Дмитрий. Горя­ чо принялись за дело липецкие коммунары, однако случил­ ся неурожай. Орлов в обмен за хлеб, фураж, сено писал портреты, для чего резал полотна своих картин. Но следующая весна принесла облегчение. Артель наби­ рала силу. Однако 1 августа 1922 года случилась беда: на хутор напали бандиты, убили троих детей художника. Были уничтожены вывезенные из Липецка четыре большие карти­ ны и 198 этюдов. Трагедия отразилась на здоровье Орлова. Он тяжело за­ болел и переехал в Майкоп. Но не смог сидеть сложа руки. На дубильном заводе организовал молодежную изостудию. Однако потрясение и недуг свели его в могилу летом 1924 года. Газета «Известия» поместила некролог: «Умер Николай Васильевич Орлов — автор многих картин из крестьянской жизни прошлого времени. Он знал быт и страдания кресть­ ян, и его мастерски написанные полотна представляют боль­ шую ценность для изучения дореволюционной деревни. Им восхищался Лев Толстой»... Александр ЯБЛОНСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz