Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
С п ец вы пу с к ! Л и п ец к о го | о б л а с т н о г о :к р а е в е д ч е с к о г о м у з е я ^1 р ед а кци и "ЛГ" НЕ ПРОСТО ИГРУШКИ - I К У Ш С ВЕРБОЙ В РУКЕ Эти куклы н а зы в а л и с ь о б е р е ги . Во м н о ги х села х была и зв е с тн а , н а пр им е р , «закрутка» . Она с в ор а чив а л а с ь и з д в у х л о с к у т ко в : од и н — для туло вищ а , д р у г о й — для го ловы . Голову н аб ив а ли ва той , п р и в я зывали к туловищ у , а о с та т ки т ка н и свор а чива ли по б о кам — по л уча л и с ь р у ки . П о том к у кл у н а р яж а л и в п е р е д н и к , ю б к у и пл а то к . Л и ц а обы чн о не рисовали . Были з а к р у т к и п а с хал ь ны е или п р а зд н и ч ны е . В е р хн и й л о с к у т у т а к и х в с е гд а к р а с ны й , а не о бы ч ны й , белы й . Д е л а л и и х к В е р б н о м у в о с кр е с е н ию , з а неделю д о Пасхи . В р у к у вкладывали в е то ч ку вербы или и с ку с с тв е н ны й цве то к . С т а ко й куклой не и гра ли , ее д а р и л и д р у г д р у г у , и он а в с е гд а с то я л а на с то л е с р е д и па с хал ьны х д а р о в . Д л я нее по д б и р а л и сам ы е я р к и е т ка н и , те с ьм у . Тр япичны х кукол д а р и л и на свад ьбу , украш ал и им и пр а здни ч ны й стол . М олодым п р епо д но сил и кукол на по л о те нц е— Ж ениха и Н еве с ту . Э ти ку клы д е л а л и с ь и з к р а с н о й т ка н и , у н и х бы ла о бщ а я р у ка — сим в о л н е р а зры в н о с ти б рачны х у з . Н евеста в фате и з тюля , у к р аш е на цв е там и . Ж ениха пе ревя зы вал и св ад е б ны м по я сом . При и з г о т о в л е н и и ку кол и с п о л ь з о в а л и т е х н и к у «ж гути к» . Х о ти те — р а зд е л и те , н ад ен ь те д р у г и е пла тья , и по л у ча тся ку клы для и гры — м а л ь ч и к и девочка . Для и гры предназначалась и кукла «подушечка» с младенцем . Она считалась сим вол ом бла гополучия . Без младенца ее не делали . С ш и валась «подушечка» в ф орме подушечки , к которой приш ивались ручки и н ож ки , за тем н а д е в а ли с ь к о сы н ка , ю б ка , п е р е д н и к . П о сле э т о г о к т уло вищ у пр ивя зы вал ся м ладенец . НАРЯДНЫЕ, ХОТЬ И БЕЗЛИКИЕ И с п о к о н в е к о в д е в о ч к и и гр а л и с к у кл ам и . Н а п р им е р , с кукдс?$г ■Младенчиком. И з г<щ р д и в а л а с ь ,о н а не замы сл ов а то . С в е р н у т л о с к у т о к б е з ш итья и го л к о й , з а к у таю т в одеяльце , за в яж у т п о в е р х лен то й или т е с ь м о й к р е с т -н а к р е с т , п р и ч е м 'к р е с т о в д о л ж н о бы ть н е ч е тно е к о л и ч е с тв о — пять , с ем ь , и н о гд а т р и . О ни бы л и о б е р е го м для м л а д енчика . В наш ем крае были о с о бы е куклы для сам ы х м аленьких д ево че к . Их на звали «куватками» , делали и з о д н о то н н о й т ка ни ра зны х цветов , а по том ра звеш ивали у колыбели . Очень яр кие , веселые, куватки п р и влекали в ним ани е р е б ен ка , он начинал см е я ться . Д е т и лю б ил и т р я п и ч ны х «барынь» . С начала им делали т уло вищ е (опять ж е б е з и го л ки ) , далее брали д л ин ны й ло с кут , по крывали часть туловищ а , пе ревя зы вали е го , отделяя го лову . А о с та т ки т ка ни по б о кам р а зр е за л и на тр и ча сти и запл е тал и к о с и ч ки — э т о бы ли р у ки . Н аряд у со «свернутыми» были и ш и ты е куклы , с р у кам и и н о ж к а ми . О д н а ко л иц а и в т ом , и в д р у г о м сл учае ри с о в а л и ре д ко . У п ом я н у ещ е ку кл у «бочонок» . Э то п р о о б р а з р у с с ко й м а тр еш ки , чья р о д и н а— М о с ко в с ка я гу б е р н и я . Ш и л ся м еш о че к , по том т у го н а б и в а л ся , и к н е м у п р и к р е п л я л и кр у гл о е д н о и з ка р то н а , о б т я н у т о го т ка н ью , — та кая кукла м о ж е т стоять . Н и т кам и об о зна ча ли голову , т а лию , и н о гд а п р иш ива ли р у ки . Ку клу наряжали в ю бку , пе ред ни к , пла т о к и о тд авал и д е в о ч к е для за ба вы . Виктор ЕЛИСЕЕВ, к р а ев е д , член СЖ РФ, член редколл егий «Липецкой энциклопедии» и «Казачьей энциклопедии». п. Д о б р и н ка . 173 уроженца Липецкой области в годы Великой Отечественной удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них — ельчанин Вячеслав Людвигович Кротевич. Этот отважный летчик первым на Балтике повторил подвиг Нико лая Гастелло, направив горящий самолет на фашистский корабль. Но об этом в течение десяти летий мало кто знал и помнил. В «Советской военной энциклопедии» ни слова не было сказа но о ельчанине. А между тем им гордились воины- балтийцы... Ходатайство о представ лении к присвоению звания Героя посмертно старшему лейтенанту 35-го штурмового авиа ционного полка ВВС КБФ Кротевичу В.Л. написал командующий ВВС КБФ генерал-лейтенант авиации М. Самохин. Но оно не возымело дей ствия. И лишь полвека спустя благодаря Указу Президента Российской Федерации от 6 декабря 1993 года справедливость восторжествовала. И та к , В я че сл ав К р о т е в и ч р о д и л ся в Ельце. Л е т о м 1911 го д а ж и з н ь п р о в и н ц и а л ь н о го го род ка взбудораж ило небыва лое со бы ти е — пе рвы й п о к а з а тельны й поле т ле тчи ка З ол о т у х и н а ( у р о ж е н ц а У с м а н с к о г о района ) на аэроп ла н е си с тем ы Блерио . С зам и р а н и ем с е р д ц а сл е д и ли все з а по л е том д и к о ви нн о й п тицы . Он н а в се гд а з а по м н и л с я Славе К р о т е в и ч у . . . М ож е т , т о гд а он и принял свое реш ение? И во т в 1929 го д у Вячеслав поступает в военно -теоре тичес кую ш колу летчиков , а чере з го д с тан ови тся кур сан том военной ш колы м о р с к и х л е т чи ко в в Е й с ке . После ее о кончания он н е с к о л ь к о л е т рабо тал з д е с ь и н стр у кто ром . В 3 0 -е го ды в с тр а н е на ча лось бур н ое ра зви тие авиации . В го р о д а х о т к ры в а л и с ь а э р о клубы . П ризы в « К ом с ом о л е ц— на сам ол е т !» наш ел ш и р о ки й о т кл и к у м о лодеж и . Из а в и а ц и онны х ш кол и частей н ес кол ь ко с о т ле тчи ков были направлены в помощ ь аэроклубам . В их ч и с ле был и Вячеслав Кро теви ч . В 1934 го д у он п р и е зж а е т в М о с кву, чтобы рабо та ть в а э р о кл у бе «М етростроя» . В с к о р е Кр о те ви ч был н а значен начальником учебно -лет ной части . Л е кц и и он читал по - о с о б о м у . В к аж д ом эл ем е н те , каж дой формуле , а их в те о р и и и т е х н и к е по ле та о чен ь м н о го , с тарал ся вы яви ть ф и зи ч е с к ую сущ н о с ть , п о д р о б н о объясняя , что и о т ч е го п р о и с х о д и т . С р е д и те х , к о г о учил В я ч е сл а в , мно гие впоследствии были уд о с т о е ны вы сш и х г о с у д а р с т в е н ных н а гр а д , а д в а д ц а ти д в ум присво ен о звание Героя Сове т с к о г о С ою за . Для них Вячеслав Кро тевич остался на всю ж и зн ь первым учителем . В с п о м и н а е т А .В и н о к у р о в , ком а н д и р п а раш ю тно го отряда а э р о кл у б а : «... 2 2 ию ня 1941 года. Воскресенье . Полеты пе р вой смены в аэро клубе «М етро строя» начались в че ты ре утра . В д р у г на а э р о д р о м п р иб еж а л п о с ы л ь н ы й : « В о й н а ! В о й н а ! П р е кр ащ а й т е полеты . Началь н и к п р и ка з а л в сем п р и бы т ь в ш таб !» — Вы л ож и ть з н а м я н е м е д ленной посадки ! — ра спорядил ся Кротевич , руков одивш ий п о летами . Ч ере з н е с ко л ь ко м и н у т с а м о л е ты з а р ул и л и к а н га р а м . Весь состав а э ро кл уба с о б р а л ся у ш таба , где был установлен М И Н У Т А Н А П О Д В И Г , П О Л В Е К А Н А П Р И З Н А Н И Е МУЖЕСТВО гр о м к о го в о р и т е л ь , — п е р е д а в а л о с ь с о о бщ е н и е «От С о в е т с к о го И нф орм бю ро » . Т ут ж е со с то я л с я м и т и н г . — В с та н ем на з ащ и т у О т е ч е ства ! Не пож а л е ем св о е й ж и з н и , ■чтобы и з г н а т ь ф а ш и с т с к и х з а - ■ х в а т ч и к о в с н аш е й с в ящ е н н о й з е м л и !— я-запомнил эти слова Вя чеслава Кротевича». А б с о л ю т н о е б о л ь ш и н с т в о а эро кл убовцев написали рапор ты в р а й в о е н ком а ты с п р о с ь б о й н а п р а в и ть их на ф ро н т . О д н а ко в а р м ию п р и зв а л и то л ь ко н е с к о л ь ких мо л оды х и н с тр у кто р о в : в клу бе насчи ты ва ло сь 120 кур сан тов , ко т о ры х н уж но бы ло ср о чн о п о д го то в и т ь для ф ронта . 22 июля , р о в н о ч е р е з м е с я ц п о сл е начала вой ны , п р о и з ош е л пе рвы й налет в р аж е с ки х сам о л е тов на Москву . А эродром аэро кл у ба н а ход ил ся в М алы х В я зем а х в 4 0 ки л о м е т р а х о т с т о л ицы . Е го б ом б ил и пе рвым . Были сож ж е ны а н г а р и ж и л о й д о м . А э р о к л у б ср о ч н о п е р е б а зи р о в а л и в К о р а б - л ин о Р я зан с кой области . Но в о к тя б р е нем цы по д ош л и и к К о р а б - лино . Вновь встал во п р о с об э в а к у а ц и и . Т е п е р ь — в В я т с ки е П о ляны К и р о в с ко й области . Началь ни ком н а з ем н о го эш елона н а зна чили В ячеслава К ро теви ча . В о з д у ш н ы й в о з г л а в и л н а ч а л ь н и к аэ ро кл уба .А ле ксанд р Будкевич . Н а зем ны й эш ел он пр ибы л в В я т с ки е Поляны чере з 28 дн ей . В пути он несколько раз попадал под б о м б еж к у . Но каж ды й ра з К р о т е вич пр и н им а л правил ьны е р еш е ния: атаки пр о тив ни ка были о тр а ж ены . О б ош л о с ь б е з по терь . М ежду тем Кротевич рвался на фронт . Но лиш ь весной 1942 года п р о с ь б а е го была н а к о н е ц у д о в л е творе на . М е с то сл уж бы — ВВС К р а с н о з н а м е н н о го Б а л т и й с к о го флота... З а ко р о т ко е время он прошел путь о т р я д о в о го л е т чи ка д о з а м е с ти те л я к о м а н д и р а э с к а д р и льи . Э к и п а ж К р о т е в и ч а н ан о сил б ом б овы е удары по тан ковым к о л оннам и эш ел он ам вра га , не раз в о зв р ащ а л ся на а э р о д р о м на г о рящ ем самолете . В о т с в и д е те л ь с т в а д о к у м е н тов . Из д он е се ни я начальника п о литотдела 9 -й ш турмовой авиаци он н о й д и в и з и и : «С тарш ий л е й те нант К ро тевич пользовался боль ш им а в т о р и т е т ом ср е д и л и ч н о го со с та в а по л ка и о с о б о й лю б овью ср е д и летчи ков . О тличный ле тчи к бом б ош турм ово го у й е ^ ш и а и е р * больш ой урон про тивни ку в живой си ле и т е х н и к е . С 22 июля по 19 нояб ря 1943 го д а им у н и ч тож е н о лично свыш е 80 враж еских солдат и офицеров , 7 огневы х точек, 2 з е н и тны х о р уди я , 4 а в т ом аш и ны , 2 та н ка , д з о т , с кл а д б о е п р и п а с о в , па рово з и 16 ж / д ва гонов ; а та кж е в гр уппе : по топлено 2 с т о р ож е в и ка, трал ьщ и к , сам оходная баржа , т р а н с п о р т , п о в р еж д е н о и с о ж ж е но 6 ко р а бл е й про тивни ка» . 12 сен тябр я 1943 го д а гр упп а «Илов», ведомая Кротевичем , вне з а п н о о б р уш и л а с ь с н е б о л ьш о й вы со ты на с т о я вш и е на с т а н ц и и эш ел оны . Б ом бы , сн а р я ды и п у лем е тны е о ч е р е д и м е т ко ра зили в ра га . В с к о р е вся с та н ц и я по лы хала. Но ф аш и с там уд а л о с ь п о д б и ть с ам о л е т К ро теви ча . Р е з ким с к о л ь ж е н и е м о п ы т н ы й л е т ч и к сбил пламя . На об р а тн ом пути на б р ею щ е м поле те поливал с в и н ц ом в р а ж е с к и х м о то ц и кл и с то в . Это л иш ь о д и н э п и з о д и з бо евой б и о гр аф и и л е тчи ка . З а м уж е с тв о и о т в а г у К р о т е вич был на гражден орденом Крас но го Знамени . Он по праву считал ся одним и з лучших асов дивизии . И з в о с п о м и н а н и й Героя С о в е т с к о г о С о ю з а А .Б а т и в с к о г о : « К ро тев ич — од и н и з н аибол е е л ю б им ы х н ам и л е тчи ко в . Влекли к н ем у о бщ и т е л ь н о с ть и м а с т е р с тво . В е го ха р а к те р е не было ни м а л е йш е го н ам е ка на вы с о к ом е р и е или за з н а й с т в о . П о -м о ем у , в д уш е он в с е гд а был и н с т р у к т о - ром -учителем со страстным жела нием поделиться чем -то ценным , что м ож е т пр и годи ть ся в бою . Вя чеслав К р о те ви ч с т о и т в од н ом ря д у с ш и р о к о и зв е с тны м и л е т чикам и б е спр им е р н о й храбрости , о с т р о г о ума , н аб лю д а тел ьн о сти , м гновенной реакции , беззаветной лю б ви к Родине». .. .1 9 н ояб ря 1943 го д а гр уппа с ам о л е то в «Ил-2» и з ,3 5 - г о ш т у р м о в о го авиапол ка К ра сн о зн ам е н н о го Б а л т и й с к о го ф лота д о лж н а была уничтож и ть корабли пр о тив н и к а в Ф и н с к о м зал иве . В ш е с т ер ку ш турм овиков входил эки паж з ам е с ти те л я к о м а н д и р а 2 -й э с к а д р и л ь и с т а рш е го л ей те н а н та Вячеслава Кро тевича и ш турмана зв е н а м л а дш е го лей тенанта Ива на Бы кова . При п о д ход е к о с т р о ву Го гланд летчики увидели шесть н емец ких кораблей . Яростный з е н и тны й о го н ь не о с та н о ви л бал ти й ц е в . По с и гн а л у в ед ущ е го на чалась ата ка . П рорвав за в е с у з а гр а д и т е л ь н о го о гн я , «Илы» с п и к и р о в а н и я с б р а сы в а л и с м е р т о н о с ны й гр у з . Б ом бы п о пад а ли в цель. В д р у г с ам о л е т К ро теви ч а за ды м ил ся , в н е го попал снаряд . И т ут ле тчи ки увидели , ка к К р о те вич напр авил с в о й го р ящ и й «Ил» п р ям о на ф аш и с т с к и й корабл ь . Р а здал ся м ощ ны й в зры в . С толб пламени и дым а рванулся в небо... Командование ходатайствова ло о п р и с в о е н и и К р о т е в и ч у з в а ния Ге роя С о в е т с к о го С ою за п о см е р т н о . Но т у т на чало сь ч то -то странное . Где это ходатайство з а д е р ж а л о с ь , н е и з в е с т н о д о с и х по р . П р ичи ны з а д е р ж к и в к а к о й - то м е ре пр о я сн и л и с ь т ол ь ко с е й час . Их бы ло н е с ко л ь ко . Первая стала поня тной , ко гда мы об ра ти л и с ь к л и ч н ом у д е л у № 2 7 6 2 2 4 вое нн о го летчика Кротевича (хра нится в Архиве МО СССР, копия в Л и пе ц ком ОКМ ). Из аттестации на инструктора -ле тчи ка 6 -й э с ка др и льи , ча с ть 21 50 , К р о те ви ч а В .Л .: «С лужащ ий в РККА с 1929 года . И Ъ кл й ^ е (Т и з 'к а н д и д а т о в В КП (б ) з а н е д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т ь и н еупла ту чл е н с ки х в з н о с о в . Д и с ц и п л и н и р о в а н н е у д о в л е т в о р и тел ьно . К р и ти к у е т каж д ое п р и к а зан и е , но вы полняе т все че т ко . В о бщ е с т в е н н о й р а б о т е у ча с тв уе т слаб о . Пило таж а не д ел ае т и з - з а круж ения головы . В полетах и н о г д а н а б лю д аю тся п р и с т у пы м а ля рии , но задание выполняет д о кон ца. Вывод : и з - з а непило тажности и си л ь н о й у с т а л о с т и п о сл е д л и тельных полетов с курсантами ж е лателен перевод в строевую часть на д о лж н о с т ь л е тчи ка К -4 . 3 м а р та 1934 года». А к о м и с с и я о т 4 н о яб р я 1934 года вообщ е решила уволить К р о тевича в запа с . Это реш ение явно про тиворечит характеристи ке , по лученной Кротевичем 7 июля 1932 го д а п р и о ко н ч а н и и Вы сш е й ш колы м о р с ки х летчиков . В ней сказано : «Ф и зическое развитие — х о р ош о . О бщ еер а з в и т и е — хорошо» . И далее : «Работоспо с о б н о с ть хорош ая , т ем п р а б о ты о стры й . Настойчив и и ни ц и а т и в е н , не у т ом л я е т с я , е сть с т р е м л е н и е бы ть п е р в а ч ом . У порно работает над исправле нием с в о и х н е д о с т а т ко в . . . О т н ош е ни е к с п о р т у— отлично». О т о м , ч то п р о и з о ш л о в 1934 году , Вячеслав Л ю д в и г о вич р а с с ка за л т о л ь ко с в о е м у д р у г у А. В и н о к у р о в у п е р е д с а м о й о т п р а в к о й на ф ро нт . Он п р и з н а л с я : « З н а еш ь , С аш а , ко гд а я был л е т чи ком -и н с т р у к - т о р ом в Е йс ком училищ е , — не поладил с начальством , о т кры то говоря о недостатках. К том у ж е о т ч е с тв о у меня Л ю д в и г о вич, а не П е трович или И в а н о в и ч . М е н я и с к л ю ч и л и и з па р т и и . Х о тели д е м о б и л и з о вать. Но ра справиться не у с п е ли . П р иш л а р а з н а р я д к а для о тпр а в ки и н с т р у к т о р о в -л е с н и - ков в аэроклубы ОСОВИАХИМа. Я сказал , что поеду только в том случае , е сл и в п а р т и и в о с с т а новят. На пар тийном собрании , к о т о р о е меня в о с с та н о ви л о , я сказал , что, если гр ян е т война, б уд у д р а т ь с я в п е р вы х рядах з а щ и т н и к о в с т р а ны . Вы о б о мне ещ е услышите» . В то рая п р и ч и н а стала п о нятна после беседы с Зинаидой В а сил ье вно й Кро теви ч , ж ен ой героя , летом 1994 года. «Семья у В ячеслава бы ла бол ьш ая — о те ц , м а ть , с т а рш и й б р а т и четыре се с тры , — р а с с ка зы в а е т З и н а и д а В а с и л ь е в н а . — С та рш и й б р а т сл уж ил в РККА на Б р я н с к ом в о е н н ом з ав од е и нж е н е р ом . В п е р и о д с т а л и н с ки х ре пре с сий он был н еоб о с нованно обвинен во вредитель с тв е и р а с с тр е л я н . Э та т р а г е д и я си л ь н е е в с е го о тр а зи л а с ь на с уд ь б е Славы . О том , что б р а т е го р е а б и л и ти р о в а н , ем у не с уж д е н о было узнать». Вот почему на 50 лет задер ж а л о с ь х о д а т а й с тв о о п р и с в о ении В .Л . Кро теви ч у Героя С о в е т с ко го С ою за !.. П о сле р е а б и л и т а ц и и б р а та р о д с т в е н н и ки и д р у з ь я н а чали и зн ури те л ьн ую б о р ь б у за восстановление справедливос ти по о т н ош е н ию к д в ум п а в ш им ге р о я м — К р о т е в и ч у и Быкову. А в о тв е т — ка зе н н а я ф р а за, что д оя в о з б уж д е н и я х о д а та й с т в а о п р и с в о е н и и з в ания Герой С о в е т с к о г о С ою з а нет осн ова ний ... Н о те, к то знал К р о т е в и ч а , не о тступали . Писали в П р е з и д иум XXVI съе зда КПСС , Б р еж неву, Андропову , Горбачеву ... и все б е зу с п еш н о . И то л ь ко к о г д а о б р а з о в а л с я н а гр а д н о й о т дел пр и П р е з и д е н т е Р о с с и и и бы ло у ч р еж д е н о з в а н и е Героя Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и , д о к у менты н а к о н е ц р а с см о т р е л и . К ро теви ч у и Бы кову было п р и своено засл уж енное им и вы со ко е зв ание . 7 м а р та 1994 го д а З и н аи д а Васильевна К ро тевич получила н а град у мужа ... Наталья СЕЛЕЗНЕВА, Евгения ВАГИНА, научные сотрудники Липецкого областного краеведческого музея. ТРУАЫ И АНИ МАСТЕРА « И М В О С Х ИЩ А Л С Я Л Е В Т О Л С Т О Й . . . » 1 4 0 лет назад родился художник Николай Орлов Он вош ел в историю русского искусства как живописец-передвижник , художник русской д еревни . Это неудивительно: сын р ан о умерш его беззем ельного крестьянина, Николай Орлов с детства познал нехитрый деревенский у кл ад , навсегда полюбил сельского труж еника . Способности Николая к рисованию первым приметил брат матери, иконописец Богуславский. Он взял тринадцатилет него племянника в иконописную мастерскую. В 1882 году Орлов поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в классе Прянишникова и Поленова. За трудолюбие и прилежание он освобождался от платы за об разование. Закончил училище он с Большой серебряной медалью и присвоением звания классного художника за картину «Уми рающая», рекомендованную для показа на выставке худож- ников-передвижников. Здесь же была показана и вторая кар тина Орлова «Возвращение со службы». Она отличалась но визной сюжета, вызывала споры. Лев Николаевич Толстой восхищался его полотнами. На выставке они и познакомились. Знакомство перешло в друж бу. В 1909 году Толстой написал знаменитое «Предисловие к альбому «Русские мужики» Н. Орлова»: «... Орлов мой любимый художник, а любимый он мой художник потому, что предмет его картин — мой любимый предмет. Предмет этот — русский народ — настоящий русский мужицкий на род... Картины эти указывают нам на ту опасность, в кото рой находится: теперь духовная жизнь русского народа. А понять опасность там, где не видал ее, уже шаг к избавле нию от нее». Кстати, ныне произведения Орлова хранятся в Третья ковской галерее, Русском музее, Историческом, Яснополян ском Доме-музее Л.Н. Толстого и других собраниях. В 1896 году Орлов избирается членом Товарищества пе редвижных художественных выставок. Вместе с единомыш ленниками он отстаивает демократические идеи в искусстве. «Раскол и борьба у нас с Академией, — пишет Николай Васильевич жене, — мы ляжем костьми, но не разрушим, что создавалось за 30 лет, — довольно с нас таких честных и верных людей, как Ярошенко и Мясоедов...» С глубокой симпатией к Орлову относился не только Тол стой, но и Горький. Его материальная поддержка позволила художнику окончить полотно «Освятили» — об открытии питейного заведения. В апреле 1904 года Горький писал Е. Пешковой: «...в Москве на выставке картина Орлова «Ос вятили» очень шумит...» А Толстой после осмотра сказал: «Даровитый, даровитый человек! И человек, который думает сердцем. Он знает народ и любит его, и ему тяжело такое поругание...» Нашумевшая картина, однако, была признана нецензур ной, ее не удалось продать. Орлов делился с Толстым свои ми заботами: «Очень грустно кончилось с моей картиной «Освятили», Лев Николаевич. Горький не нашел возмож ным для себя помочь мне... Он пишет, что разорился и сам сидит без денег, что книгу его по издательству «Знание» за арестовали. Мое положение отчаянное. Работы не нашел. Ни хлеба, ни денег. В доме как смерть ходит, хоть беги...» И все-таки, несмотря на бедственное положение, Орлов продолжал писать мужественные, честные картины. «Все так называемые образованные люди мне говорят, что протесто вать в данном случае может только человек культуры, а я говорю, что протестовать может и мужик», утверждал он. У Толстого художник бывал неоднократно. Вот строчка из письма супруге: «Лев Николаевич мне очень рад, расце ловался со мной и чуть-чуть не прослезился...» А знамени тую картину «Порка» Орлов даже писал в Ясной Поляне. Лев Николаевич наблюдал за работой. Картину показали на XXXIII Передвижной выставке, она стала гвоздем экспози ции, но через три дня ее убрали. «Ваша картина, — сообщал Орлову Толстой, — превысила мои ожидания. Не унывайте и продолжайте работать в том же направлении. Ваш замы сел телесного наказания — превосходен... Ваши произведе ния — правда и трогательная правда. Я ни одного художни ка русского, взятого в целом, не знаю равного Вам...» В поисках сюжетов Орлов много ездил по деревням Там бовской, Орловской, Тульской губерний (нынешней террито рии Липецкой области). Распространял среди крестьян за прещенную литературу. Например, зимой 1907 года он при ехал в село Верхнее Сухинино (ныне Краснинского района нашей области) к своему дяде с замыслом картины на сю жет, связанный с поражением в японской войне. Называ лась она «С войны» — о драме семьи и ее вернувшегося без ноги кормильца. «Народ здесь лучше, — пишет он жене, — типы благородные. Крестьяне все до одного «красные». Мо нархии не признают. Недалеко от моего дяди они снимают хату и каждый вечер собираются, называется «сборная». Я бываю каждый вечер (это тихонько от полиции). Сходы за прещены губернатором. Бываем мы с дядей вдвоем. Полю били они меня очень. Здесь есть деревни, вошедшие между собой в союз, и по сигналу готовы выйти все...» Картина «С войны» сейчас находится в Яснополянском музее Толстого. Кстати, Орлов помогал Толстому собирать материал для статьи «Не могу молчать», где звучал резкий протест против смертных казней. Упоминаемый в статье «зна комый живописец» — это Орлов. После смерти Толстого Орлов два лета жил в имении сына писателя. В эти годы Орлов бывал в Ельце, Липецке, делал заказные портреты. А в 1913 году переехал в Липецк с семь ей, преподавал рисование в женской гимназии. «Начальни цей гимназии была в то время Мария Константиновна Вяж- линская, — рассказывала 89-летняя липчанка Ольга Алек сеевна Богомолова, учившаяся в той гимназии. — Она отно силась к Орлову благосклонно. Помогла найти ему хоро шую квартиру, жил Орлов на Усманской улице (ныне улица Фрунзе). Особенно рада была переезду в Липецк его супруга, урожденная Котельникова. Она была его другом и едино мышленником на всю жизнь. Он был очень талантливый художник, виртуоз, рисовал быстро, мог прекрасно рисовать и левой, а часто и двумя руками. Рассказывал иногда о сво ей дружбе с Толстым, о жизни в Ясной Поляне. В нем соче тался талант педагога с живописцем. Он внушал нам, что жизнь — первоисточник искусства. России нужно здоровое искусство. Назначение искусства — утверждать на земле доб ро, истину и красоту. Весь вопрос-то простой: как научить человека быть счастливым...» В Липецке, кроме преподавательской работы, Орлов пи сал портреты, работал над картиной «В солдаты. Рекрутская ставка». Октябрьскую революцию он принял, активно уча ствовал в переустройстве быта, в оформлении революцион ного Липецка. Написал портреты Ленина, Маркса, Энгель са, а также Ломоносова, Пушкина, Толстого, Жуковского, Бехтерева, оформлял народные дома, рабочие клубы, высту пал с докладами об искусстве. Вместе с художником Ф. Мелиховым организовал изо студию для молодежи. «Я посещал в 1919 году нашу липецкую изостудию на Усманской улице, — вспоминает художник Сергеи Влади мирович Каменский, брат поэта Алексея Липецкого. — Я жил на Базарной, это близко, учились вечерами. Орлов за помнился особенно. Шапка волос, борода, сам невысокого роста, коренастый. Запомнилась особенно его манера рисо вания. Рисовал быстро и, что нас поражало, — в две руки. Берет кисти в правую и левую руку, краски на мольберте, и пошел работать с обеих рук». В сентябре 1918 года Орлов посылает свой альбом «Рус ские мужики» Ленину с дарственной надписью: «Брат мой! Желаю Вам дожить до всходов и жатвы человеческого счас тья. В наш век, век революции, как я понимаю в лучшем смысле этого слова, не материальной, но нравственной рево люции, она только одна выработает высшую идею обществен ного устройства и человеческого совершенства. Я же не до живу до этого счастья и лишен возможности продолжать посев на этом поле. Чем богат, тем и рад. Ленину — Орлов. 1918 г., сентябрь, 23». Его незаживающей болью оставалось крестьянство. Вес ной 1920 года Орлов едет на прием к Ленину с предложени ями об организации товариществ по совместной обработке земли. «То, что делаю теперь я, может делать всякий совет ский художник, — говорил Орлов. —А освобожденному кре стьянину, ставшему хозяином всей земли, безотлагательно нужна помощь». Ленин одобрил идеи Орлова, распорядился оказать содействие. В августе 1920 года Орлов со своей большой семьей, дру гими артельщиками из Липецка, Студенок, Дикого — всего 31 человек, не считая детей — выехал на Кубань. Близ Май копа, на хуторе Тихоновском, им отвели пустовавшие зем ли. Во главе коммуны встал сын художника Дмитрий. Горя чо принялись за дело липецкие коммунары, однако случил ся неурожай. Орлов в обмен за хлеб, фураж, сено писал портреты, для чего резал полотна своих картин. Но следующая весна принесла облегчение. Артель наби рала силу. Однако 1 августа 1922 года случилась беда: на хутор напали бандиты, убили троих детей художника. Были уничтожены вывезенные из Липецка четыре большие карти ны и 198 этюдов. Трагедия отразилась на здоровье Орлова. Он тяжело за болел и переехал в Майкоп. Но не смог сидеть сложа руки. На дубильном заводе организовал молодежную изостудию. Однако потрясение и недуг свели его в могилу летом 1924 года. Газета «Известия» поместила некролог: «Умер Николай Васильевич Орлов — автор многих картин из крестьянской жизни прошлого времени. Он знал быт и страдания кресть ян, и его мастерски написанные полотна представляют боль шую ценность для изучения дореволюционной деревни. Им восхищался Лев Толстой»... Александр ЯБЛОНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz