Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

м КАК РОЖДАЛИСЬ НЕКОТОРЫЕ ЛЕГЕНДАРНЫЕ ФОТОСВИДЕТЕЛЬСТВА СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ связанном со Сталинградской битвой, но происшедшем уже после войны. Скульптор Вучетич, автор мемориального комплекса на Мамаевом кургане, был боль­ шим другом Гроссмана. И на стеле у бассейна площади Ге­ роев он написал слова писате­ ля: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Однако времена из­ менились, и бывший в фаворе писатель в середине шестиде­ сятых попал в опалу. Вучетичу предложили цитату убрать. Но выдающийся скульптор обла­ дал таким влиянием, что ему удалось отстоять эти слова. Правда, пришлось пойти на компромисс и снять подпись их автора. Вот почему мало кто знает сегодня, что фраза эта принадлежит Гроссману... Илья БАГНЮК. ВОЛГОГРАД. Недавно устранена вопию­ щая несправедливость. В жур­ нале «военно-исторический архив» опубликован полный список тех, кто может с гордо­ стью назвать себя участником Сталинградской битвы. В нем перечислены журналисты, ки­ но- и фотохроникеры, сотруд­ ники фронтовых газет и радио­ вещания... По военным меркам судьба к ним благоволила: если и слу­ чалось фронтовым хроникерам вырваться на передний край, то наездами, эпизодами. Не срав­ нить с участью пехотинцев, чьей работой на войне было ходить в атаки. Но сколько дошло до нас ярких кино- и фо­ тодокументов, свидетельствую­ щих о самых ключевых, истори­ ческих моментах и о буднич­ ных, обыденных страницах Ве­ ликой Отечественной! Между тем в работе фронтовых хрони­ керов были свои тонкости. Кто не видел ставшие клас­ сическими кинокадры соедине­ ния двух фронтов под Сталин­ градом? Это было в районе го­ родка Калач. С одной стороны по глубокому снегу бегут счаст­ ливые воины Юго-Западного фронта, с другой - Сталинград­ ского. Летят вверх шапки-ушан­ ки, разносятся крики «Ура!»... Согласно истории случилось это 23 ноября 1942 года: Од­ нако мало кто знает, что сцену соединения операторы снима­ ли... 26 января уже 1943-го. В принципе организаторы дейст­ ва не слишком грешили против истины. На ленте - те же бой­ цы, те же подразделения. Боль­ шинство из них не дожили до победного Мая, погибнув под Курском или на Днепре. Зачем, казалось бы, устраи­ вать инсценировки, когда битва еще не окончена и продолжа­ ют гибнуть люди? Может, нам, не нюхавшим пороха, не рабо­ тавшим сутками в тылу, не по­ нять этого, но кадры, что были отсняты под Калачом, а затем показаны всей стране, вряд ли с чем-то сравнить. По силе ду­ шевного воздействия. По мощи мобилизующей энергии. На смену сомнениям пришла уве­ ренность: победа будет за на­ ми! Еще похожий эпизод. В се­ редине последней декады янва­ ря 1943 года наши взяли высо­ ту 102,0, больше известную как Мамаев курган. На нем в бою за город на Волге плечом к плечу сошлись воины 62-й и 21-й армий генералов Чуйкова встреча воинов о^-и и л -и армии происходила дважды: один раз взаправду, а второй - для истории. и Чистякова. Об этом событии тут же сообщило Совинформ­ бюро, написали газеты. Но ки­ нокадров или даже фотосним­ ков не оказалось. Узнав об этом, Сталин попросил «орга­ низовать» иллюстрации. И три дня спустя, 29 января, на скло­ нах израненного кургана ра­ зыгрывается грандиозный спек­ такль. Вновь с теми же действу­ ющими лицами. В Волгоградском музее-па­ нораме «Сталинградская бит­ ва» как раритет особой ценно­ сти хранится первый и послед­ ний номер напечатанного сра­ зу же после сражения «Сталин­ градского журнала». В потер­ том издании - почти сплошь од­ ни фотографии. Имена коррес пондентов знали тогда все: Зельма, Липскеров, Сайко, Ар­ хипов, Шайхет... Среди снимков есть и фото группы бойцов на фоне первого памятника на Мамаевом кургане. Его устано­ вили за три дня... до окончания битвы. На фото видно, что пяти­ конечная звезда укреплена на многометровом основании. К сожалению, об этом памятнике музейным работникам почти ничего неизвестно. Но фото со­ хранилось, и по нему можно судить, как тогда относились к каждому победному шагу, как хотелось пограндиознее запе­ чатлеть для истории в металле, бронзе или на пленке, на бума­ ге память о великом Подвиге. Еще одна история, о которой мне поведали сотрудники музея «Сталинградскя битва». Речь идет о пленении 31 января ко­ мандующего 6-й полевой арми­ ей вермахта генерал-фельдмар­ шала Паулюса. По свидетельст­ ву участников события, коман­ дарма и его генералов долго не выводили из подвала универма­ га, где в последние дни битвы находился немецкий штаб. Что- то около двух часов прождали прибытия... фотокорреспонден­ та Липскерова. Ведь не сфото­ графировать для истории плене­ ние командующего крупнейшей за всю историю войн окружен­ ной и уничтоженной группиров­ кой было нельзя. Это еще раз к вопросу о роли журналистов на фронте! Липскеров приехал на авто­ мобиле с начальником штаба 64-й армии генералом Ласки­ ным. Он отснял несколько кад­ ров и мигом помчался в редак­ цию армейской газеты «За Ро­ дину». А там случилось вот что. Липскеров прихватил из каби­ нета Паулюса его личную фляжку. Как сувенир. И, разу­ меется, всем ее показал. Фляж­ ку взял художник Ворогушин. И пока пленка проявлялась, пока печатались кадры, он на ней, по рассказу фотокора, нари­ совал сценки фотографирова­ ния исторического момента. Сейчас эта фляжка с рисунком хранится в музее как дар Лип­ скерова... В летописи Сталинградской битвы немало имен известных советских писателей и журна­ листов. Одно из них - Василий Гроссман. Не стану рассказы­ вать о его произведениях, упо­ мяну лишь об одном эпизоде, НЕИЗВЕСТНЫЕСТРАНИЦЫ Ж Д А Л И , К О Г Д А « П Т И Ч К А В Ы Л Е Т И Т » . . . •—■'У СОСЕДИ М О С КО В С КИ Е П О Д А Р К И Десять автобусов и два трол­ лейбуса направляет в качестве гуманитарной помощи в Сухуми правительство Москвы. Кроме то­ го, в феврале московские специ­ алисты проведут работы по ре­ монту экскурсионного транспор­ та Новоафонской пещеры. Мэ­ рия Москвы проявляет большую заинтересованность в восстанов­ лении ряда объектов санаторно- курортного комплекса, пищевой промышленности, организации летнего отдыха москвичей на территории Абхазии. Нугзар МИХАЙЛИДИ. СУХУМИ. М А З У Т И З П О К РЫ Ш Е К В Минске начала работать опытная установка по перера­ ботке автомобильных покрышек. Ее производственная мощность - 10 тысяч тонн резины в год. Изго­ товлена установка одним из про­ изводственных кооперативов Минска. А принципиально новая технология, не имеющая анало­ гов в мире, разработана учены­ ми Академии наук Белоруссии. Из одной тонны автошин минча­ не получают 400 кг мазута, высо­ кокалорийный газ, технический углерод и металл. При этом уни­ кальная установка работает в замкнутом цикле и не имеет ни сточных вод, ни выбросов в атмо­ сферу. Петр СТОПКЕВИЧ. МИНСК. ' р е й т и н г и ] | НЕ ХО Д И Т Е , ДЕТИ , В А Ф Р И К У ГУЛЯТЬ По данным Детского фон- ■ да ООН (ЮНИСЕФ), во мно­ гих африканских странах де- ■ ти вообще перестали ходить \ в школу. Так, лишь 10 про- \ центов юных сомалийцев си - . дят за партой, не намного ' лучше ситуация в Эфиопии и I Чаде. Россия пока по этому \ показателю держится в од- ■ ном ряду с цивилизованны ми странами, где почти 100 * процентов детей получают \ школьное образование. А ■ лидеры здесь - Аргентина и , ------------- ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ - ПРО УЖАСНУЮ ПОЛОСАТУЮ ПАЛОЧКУ «ДВ» НАЧИНАЕТ СЕРИЮПУБЛИКАЦИЙ, ВКОТОРЫХ СВОИМИ РОССИЙСКИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ДЕЛЯТСЯ ГОСТИ-ИНОСТРАНЦЫ Перейти от узких, времен Возрождения, а то и Средне­ вековья, улочек Рима или Ми­ лана к огромным московским магистралям - дело само по себе нешуточное. А садясь за руль в российской столице, вскоре выясняешь, что непри­ ятным сюрпризам для водите­ ля, особенно иностранца, нет числа. Начнем с дорожных знаков и наземных указателей. Снег и разгильдяйство дорожных служб превращают в невиди­ мое все, что начерчено на ас­ фальте. Отдельная песня - знаки дорожного движения. Они зачастую настолько труд­ норазличимы, почти не видны невооруженным глазом и все­ гда расположены в том месте, куда никак не падает взгляд автомобилиста, что это напо­ минает известную детскую за­ гадку с рисунком: «Найди охотника в кустах!» Меня, на­ пример, смущает мода разве­ шивать знаки, будто белье, где-то вверху, на троллейбус­ ных электропроводах - там же­ стянки свободно болтаются на ветру, то и дело совсем исче­ зая из вида. Настоящий ребус для сидя­ щего за рулем человека (если, конечно, он не родился и не вырос в России) представляет собой светофор. В частности, проблема с правым поворо­ том. Когда светофор переклю­ чается на зеленый свет, почти во всем мире это автоматиче­ ски означает, что автомоби­ лист может поворачивать на­ право - если только светофор не снабжен боковой секцией с правой стрелкой, в этот мо­ мент горящей, красным, а зеле­ ный сигнал не оборудован вертикальной стрелкой, разре­ шающей ехать только вперед. В России все по-другому. Если горит зеленый сигнал, нужно внимательно приглядеться и посмотреть, нет ли случайно сбоку от него еще одной сек­ ции (в этот момент с выключен­ ным сигналом), которая впос­ ледствии может зажечься зеле­ ной стрелкой правого поворо­ та. Проделать эту операцию, особенно ночью и, не дай Бог, в метель, довольно затрудни­ тельно еще и потому, что сами светофоры, на наш европей­ ский взгляд, просто крохотные. Теперь вроде бы настал мо­ мент поговорить об инспекто­ рах ГАИ. Грустная и неблаго­ дарная тема! Могу только ска­ зать, что россиян и иностран­ цев здесь объединяет брат­ ское интернациональное чув­ ство неприязни по отношению к блюстителям дорожного по­ рядка. И вовсе не потому, что они строги, а мы так и но­ ровим нарушить правила. И не потому, что и Россия, и Италия - страны с не самыми дисциплинированными водите­ лями. Дело совсем в другом. Вы когда-нибудь видели, чтобы гаишник активно занимался устранением пробки на доро­ ге? Или пытался ускорить про­ хождение транспорта? Напра­ влять поток автомобилей в нужную сторону? Я - нет. Тем не менее они моментально поднимают свой ужасный жезл, как только водитель пе­ рестроился из одной полосы в другую не в том месте (не ис­ ключено, как раз потому, что из-за крошечного и почти не­ видимого указателя он слиш­ ком поздно понял, где именно ему нужно поворачивать) или переехал передними колесами роковую белую линию перед светофором. Однако в случае затора инспектор лишь нехотя оглядит вереницу застрявших машин и пальцем не пошеве­ лит. И то верно: если никого нельзя оштрафовать, зачем вмешиваться? Фабрицио ДРАГОСЕЙ, руководитель московского бюро итальянской газеты «Коррьере делла Сера» - специально для «ДВ». 5-я международная специализированная выставка ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2003 1 2 - 1 5 М А Р Т А 2 0 0 3 Г О Д А Организаторы: ! Ост-Вест-ПартнерГмбХ (Германия) МинэнергоРоссии;ОАО Газпром; РАОГЭС России МОСКВА, “ЭКСПОЦЕНТР” НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ Т е г : 967-0461; 917-1803 Факс: 967-0462 : г.-тан: шкха'оуугтги ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ВМЕСТЕ С ЕВРЕЯМИ: РАЗБОР ПОЛЕТОВ АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН ПОДНЯЛ «ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС», КОГДА ОН В РОССИИ ОКАЗАЛСЯ СНЯТЫМ С ПОВЕСТКИ ДНЯ Д умою, не случайно Алек­ сандр Солженицын решился опубликовать давно задуманную книгу о роли евреев в жизни Рос­ сии* именно в наше ньГнешнее время, двести лет спустя после на­ чала массового появления евреев на территории Российской импе­ рии. Настало время откровенного разговора, неспособного оскор­ бить те или иные национальные чувства. Во-первых, есть государство Израиль, и любой еврей, где бы он ни жил, всегда имеет право пе­ реехать жить в метрополию. Во- вторых, в России сняты все мысли­ мые и немыслимые заслоны к отъ- * езду наших отечественных евреев на свою историческую родину, и к тому же. окончательно уравнены все права граждан любой нацио­ нальности. За свое еврейство ны­ не цепляются люди советского та­ буированного сознания, все время стремящиеся доказать право на свое существование. Ты - еврей, ну и что, кому какое дело до это­ го? Думаю, национально мысля­ щие евреи рано или поздно в ос­ новном уедут в Израиль. А люди, безразличные и к вере, и к нацио­ нальности, люди космополитиче­ ского склада будут реализовывать себя в России, в конкуренции с русскими, татарами, азербай­ джанцами или якутами. Александр Солженицын напи­ сал свой капитальный труд «Две­ сти лет вместе» тогда, когда лю­ бая фундаментальная основа для еврейского вопроса в России ис­ чезла. Берусь утверждать, что нын­ че и антисемитизма как такового в России нет. Конечно, как и во вся­ кой другой многонациональной стране, существует какое-то ми­ зерное число откровенных биоло­ гических ксенофобов, в том числе и антисемитов. Но даже они в си­ лу своей малочисленности ника­ кой опасности ни для государства, ни для самих евреев не представ­ ляют. Такие же группы есть в США , Германии, Франции, Поль­ ше и даже в самом Израиле. Все остальные наши граждане имен­ но сегодня, с исчезновением осно­ вы для еврейского вопроса, могут уже спокойно и свободно рассуж­ дать о тех или иных особенностях еврейского влияния в России, так же как они рассуждают о мусуль­ манском или буддистском влиянии, о позитивных и негативных момен­ тах проживания украинцев в Рос­ сии, а русских на Украине. Нет в *А.И. Солженицын «Двести лот омоете» (1795 • 1995) «Исследования новейшей русской истории». Москва, «Русский путы», 2001-2002 гг. этом обсуждении никакой непри­ личности, никакого расизма. Скажем, критик Владимир Но­ виков публично называет Николая Рубцова «Смердяковым русской поэзии», при этом оставаясь про­ фессором уважаемого вуза. Зна­ чит, можно быть, к примеру, про­ фессором МГУ и тому, кто назо­ вет Смердяковым уже не Рубцова, а Пастернака? К примеру, критик А.Андрюшкин презрительно отзы­ вается о поэзии Осипа Мандель­ штама. Есть в этом национальный вопрос? Или же это проблема лишь культуры и таланта критика? В от самый свежий пример: в своем негативном отзыве на второй том Солженицына критик, а заодно поэт, прозаик, телеведу­ щий и прочая, и прочая, Дмитрий Быков пригвоздил к столбу позора и «бездарного Личутина», и «непо­ тянувшего Шафаревича». Да что там! Он добрался и до Гоголя: «Книга Гоголя «Выбранные мес­ та...» поражает именно глупо­ стью,.. откровенная и, главное, смешная чушь...» И до Ясной По­ ляны, где бульдозером прошелся по великому старцу: «Трудно пред­ ставить себе что-нибудь более скучное, плоское и безблагодат- ное... дремучая, непроходимая глу­ пость... Этот великий знаток... де­ лался титанически глуп». Мало вам Гоголя с Толстым и Достоев­ ским? Добавим и Чехова, который «...бывал близорук,., и при этом как-то особенно, от рождения, глух к метафизике...» Даже «напы­ щенного» Набокова не пожалел разудалый критик. И только лишь для того, чтобы констатировать: русские писатели издавна глупы, так стоит ли ждать умных мыслей от Александра Солженицына? Но русофобия ли это выявилась у былого куртуазного маньериста, обостренное еврейское нацио­ нальное сознание? Нет, нет, и нет. Обыкновенное нынешнее хамство и бескультурье. Отсутст­ вие религиозного сознания, когда себя ставишь выше всей мировой литературы. О т того, что Дмитрий Быков еврей, его писания не ста­ новятся ни лучше, ни хуже. Обык­ новенный выпендреж поколения пепси. Александр Солженицын опуб­ ликовал свой двухтомник «Двести лет вместе» именно потому, что убедился в отсутствии антисеми­ тизма у нас на Родине. Убедился, что любые высказывания по ев­ рейскому вопросу нынче не вызо­ вут ни русских, ни еврейских вол­ нений. Даже когорта Березовских и Ходорковских не смутила рус­ ский народ, ибо видны были и По­ танин, и Пугачев, и Черномырдин. Один в синагогу отчисляет про­ центы, другой несет подарки в православный храм... И вот двести лет спустя после появления евреев в большом ко­ личестве в русской истории, после их борьбы за полноправие, после борьбы с ними за государствен­ ную власть в России, после того, когда евреи почувствовали, что ввязались в чужую историю и не так уж им эта Россия, «эта страна» нужна, когда остались в ней лишь те, кто чувствует себя граждани­ ном России, или же кто имеет вы­ году от бизнеса, можно спокойно посчитать черепки от разбитой посуды, смазать долголетние бо­ лячки. В Израиле уже давно с раз­ ной степенью откровенности и объективности смазывают еврей­ ские болячки от нашей россий­ ской имперскости, мы только начи­ наем смазывать свои русские, ед­ ва затянувшиеся раны. Все они и обозначены в книге Солженицына. Тут и чрезмерное участие в российских революциях (какова доля национальной еврейской от­ ветственности? И если этой наци­ ональной коллективной ответст­ венности нет у евреев, почему она должна быть у русских или немцев?), тут и долголетнее руко­ водство всеми карательными орга­ нами, всей системой ГУЛАГа (кто же знал, что со временем с систе­ мой познакомятся и сами ее соз­ датели?), и волна ташкентской эмиграции в годы Отечественной войны, и энтузиазм в коллективи­ зации русского крестьянства, чист­ ки русского дворянства, купечест­ ва и православных священников, идеологическое и культурное обеспечивание режима... Что ж, у каждого народа нака­ пливаются свои обиды. И если прибалты, поляки и венгры давно уже досконально подсчитывают свои потери от русского чрезмер­ ного влияния, которое, кстати, то­ же не всегда и русским было, а весь цивилизованный мир это при­ ветствует и понимает, то почему бы и нам, русским, вопреки про­ гнозам Дмитрия Быкова, не при­ нять более активное участие в формировании русской истории, для этого не полениться разо­ браться в своем недавнем про­ шлом? Книга Солженицына «Две­ сти лет вместе» служит хорошим пособием для юношей, обдумыва­ ющих свое житье.. Как и в первом томе, Александр Солженицын ста­ рается быть объективным, печатая разные мнения участников истори­ ческих событий. Но поневоле вто­ рой том становится более острым и злободневным, ибо в нем пове­ ствуется о недавнем времени, многому мы и сами - очевидцы. Потому Александр Солженицын на пороге своего восьмидесятипя­ тилетия неизбежно останется ви­ новным в глазах еврейства уже за одно то, что перечисляет во вто­ ром томе все русско-еврейские проблемы советского периода. А от проблем-то никак не от­ махнуться. Даже если Сол­ женицын не делает никаких собст­ венных выводов, работает исклю­ чительно с еврейским источника­ ми, он виноват уже в то л, что обо ­ значил все еврейские наросты на советской истории. Для большей осторожности он исключил из ма­ териала книги все русские выска­ зывания на те же темы. Не упомя­ нуты ни знаменитая «Русофобия» Игоря Шафаревича, ни нашумев­ ший диспут в ЦДЛ «Классика и мы», ни русские журналы «Наш современник», «Москва» и «Моло­ дая гвардия», ни открытое письмо Станислава Куняева. Русские пи­ сатели, мыслители, художники, не­ мало рассуждавшие на ту же тему в предыдущие годы, даже не на­ званы. Думаю, не из желания по­ казаться первым. Высказываться против них Солженицыну явно не хотелось, а откровенно поддер­ жать их - значит потерять всякую надежду на объективное прочте­ ние. В конце концов главное - чет­ ко обозначить все важнейшие те­ мы в определении значительной ? оли евреев в советский период, ак определить, чтобы отказаться от них не было никакой возможно­ сти. Пусть трактуют, как хотят, лю­ бая трактовка будет работать уже на будущую русскую историю. Интересный выход предложил в своем выплеске в «Русском журна­ ле» раздраженный Дмитрий Быков. Он вынужден был согласиться со всеми «специфическими вывода­ ми» Солженицына, подтвердив су­ ществование абсолютно всех ев­ рейских наростов на теле России. «Возглавить революцию, или осед­ лать перестройку, или занять ко­ мандные высоты в русской культу­ ре - это для них (евреев. - В.Б.} ми­ лое дело...», Быков даже пере­ брал, обозначив уже от себя еще одну, нигде в книге Солженицына не затронутую проблему - «осед- лание перестройки». Что касается командных высот в культуре, я бы с Быковым согласился, лишь ис­ правив, как досадное недоразуме­ ние: «русская культура» на «совет­ скую». По сути, в советской куль­ туре доля собственно русской оказалась ничтожно мала. Та же русская литература - от Клюева до Тряпкина, от Рубцова до Распу­ тина - развивалась как бы парал­ лельно, почти не допускаемая да и не охочая к этому - до кремпев- .ских высот, где царили Дунаевские и Долматовские... Хотя вопреки всему на вершинах культуры все­ го XX. века остаются Есенин и Ш о ­ лохов, Платонов и Булгаков, Блок и Ахматова, Свиридов и Твардов­ ский... Для меня главное в статье Дми­ трия Быкова - признание истинно­ сти всех поставленных Солжени­ цыным проблем. «Ведь еврейскими руками созидалось тут все - и от­ вратительная власть, которая всех закрепостила, и отвратительное диссидентство галичевского толка, которое все разрушило», - сквозь зубы признает Быков. И далее: «Евреям пришлось стать в России и... революционерами, и контрре­ волюционерами, и комиссарами, и диссидентами ...и создателями официальной культуры, и ее нис­ провергателями...». Да, все при­ шлось, и ГУЛАГом поруководить, и дворян порасстреливать, и кресть­ ян раскулачить, и храмы в помой­ ки превращать... Но делает уже Быков свое заключение: «потому что этого в силу каких-то причин не сделали русские... Отчего рус­ ские с такой легкостью перепору­ чили все свои главные функции этим неприятным евреям?!» Как итог - «Евреи губительны не для всех народов, а исключительно для тех, которые не желают делать свою историю самостоятельно. Ну подумайте вы сами: революция... - мы. Контрреволюция, то есть боль­ шой террор, - обратно мы...» И коммерсантами ныне вынуждены быть евреи, и разрушителями всей советской «империи дла»... Что же это русские по какой-то тайной программе воздержались в массо­ вом порядке от карательных и прочих богоборческих программ? И в силу именно этих «особенно­ стей местного коренного населе­ ния им (евреям. - В.Б.) пришлось стать русскими. Русские по каким- то своим тайным причинам от это­ го воздержались. Возможно (иро­ низирует автор. - В.Б.), их подвиг впереди...». И я так думаю, что, помимо всех былых русских подвигов, на­ ши новые подвиги еще впереди. А по поводу проблемы, правильно поставленной Быковым: почему мы евреев на все командные высоты в советское время пускали, я отвечу так: очевидно, вы правы, совет­ Солженицын со своей женой Натальей Дмитриевной перелопатил кипы документов и свидетельств, прежде чем взялся за столь сложную тему. скую историю русский народ не желал делать самостоятельно, не от него исходило авторство мно­ гих губительных и для духа, и для жизни народа глобальных аван­ тюр. Только не надо, Дмитрий Бы­ ков, переносить этот период гос­ подства евреев на все 200 лет проживания в России. Что-то я не помню почти никого из евреев ни среди великих политиков, ни среди губернаторов, ни среди писате­ лей, ни среди ученых. Сплошь Менделеевы и Достоевские. Уж, во всяком случае, не было «двести лет вместо...». Не делали евреи вместо русских русскую историю вплоть до октября 1917 года. Лишь про советское время можно - и то с большой натяжкой - ска­ зать: «семьдесят лет вместо...». Спасибо за подтверждение солженицынской мысли, что с вас началась революция, вами и за­ кончилась. Быков считает, что сол- женицынская книга написана о том, как «евреи делают россий­ скую историю не вместе с русски­ ми, а вместо них». Ну что ж, даже если какой-то период в XX веке это так и было, нынче русскую ис­ торию в третьем тысячелетии уже делают плохо или хорошо, но са­ ми русские. А солженицынскую книгу «Двести лет вместе» уже ос­ порить невозможно, перечеркнуть ее проблемы невозможно. Появят­ ся новые трактовки проблем, поз­ же возьмутся за дело историки... Был у нас на Руси варяжский пе­ риод, был татарский, был немец­ кий, был и еврейский - все про­ шли. А Россия осталась. Владимир БОНДАРЕНКО, критик.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz