Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
м КАК РОЖДАЛИСЬ НЕКОТОРЫЕ ЛЕГЕНДАРНЫЕ ФОТОСВИДЕТЕЛЬСТВА СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ связанном со Сталинградской битвой, но происшедшем уже после войны. Скульптор Вучетич, автор мемориального комплекса на Мамаевом кургане, был боль шим другом Гроссмана. И на стеле у бассейна площади Ге роев он написал слова писате ля: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Однако времена из менились, и бывший в фаворе писатель в середине шестиде сятых попал в опалу. Вучетичу предложили цитату убрать. Но выдающийся скульптор обла дал таким влиянием, что ему удалось отстоять эти слова. Правда, пришлось пойти на компромисс и снять подпись их автора. Вот почему мало кто знает сегодня, что фраза эта принадлежит Гроссману... Илья БАГНЮК. ВОЛГОГРАД. Недавно устранена вопию щая несправедливость. В жур нале «военно-исторический архив» опубликован полный список тех, кто может с гордо стью назвать себя участником Сталинградской битвы. В нем перечислены журналисты, ки но- и фотохроникеры, сотруд ники фронтовых газет и радио вещания... По военным меркам судьба к ним благоволила: если и слу чалось фронтовым хроникерам вырваться на передний край, то наездами, эпизодами. Не срав нить с участью пехотинцев, чьей работой на войне было ходить в атаки. Но сколько дошло до нас ярких кино- и фо тодокументов, свидетельствую щих о самых ключевых, истори ческих моментах и о буднич ных, обыденных страницах Ве ликой Отечественной! Между тем в работе фронтовых хрони керов были свои тонкости. Кто не видел ставшие клас сическими кинокадры соедине ния двух фронтов под Сталин градом? Это было в районе го родка Калач. С одной стороны по глубокому снегу бегут счаст ливые воины Юго-Западного фронта, с другой - Сталинград ского. Летят вверх шапки-ушан ки, разносятся крики «Ура!»... Согласно истории случилось это 23 ноября 1942 года: Од нако мало кто знает, что сцену соединения операторы снима ли... 26 января уже 1943-го. В принципе организаторы дейст ва не слишком грешили против истины. На ленте - те же бой цы, те же подразделения. Боль шинство из них не дожили до победного Мая, погибнув под Курском или на Днепре. Зачем, казалось бы, устраи вать инсценировки, когда битва еще не окончена и продолжа ют гибнуть люди? Может, нам, не нюхавшим пороха, не рабо тавшим сутками в тылу, не по нять этого, но кадры, что были отсняты под Калачом, а затем показаны всей стране, вряд ли с чем-то сравнить. По силе ду шевного воздействия. По мощи мобилизующей энергии. На смену сомнениям пришла уве ренность: победа будет за на ми! Еще похожий эпизод. В се редине последней декады янва ря 1943 года наши взяли высо ту 102,0, больше известную как Мамаев курган. На нем в бою за город на Волге плечом к плечу сошлись воины 62-й и 21-й армий генералов Чуйкова встреча воинов о^-и и л -и армии происходила дважды: один раз взаправду, а второй - для истории. и Чистякова. Об этом событии тут же сообщило Совинформ бюро, написали газеты. Но ки нокадров или даже фотосним ков не оказалось. Узнав об этом, Сталин попросил «орга низовать» иллюстрации. И три дня спустя, 29 января, на скло нах израненного кургана ра зыгрывается грандиозный спек такль. Вновь с теми же действу ющими лицами. В Волгоградском музее-па нораме «Сталинградская бит ва» как раритет особой ценно сти хранится первый и послед ний номер напечатанного сра зу же после сражения «Сталин градского журнала». В потер том издании - почти сплошь од ни фотографии. Имена коррес пондентов знали тогда все: Зельма, Липскеров, Сайко, Ар хипов, Шайхет... Среди снимков есть и фото группы бойцов на фоне первого памятника на Мамаевом кургане. Его устано вили за три дня... до окончания битвы. На фото видно, что пяти конечная звезда укреплена на многометровом основании. К сожалению, об этом памятнике музейным работникам почти ничего неизвестно. Но фото со хранилось, и по нему можно судить, как тогда относились к каждому победному шагу, как хотелось пограндиознее запе чатлеть для истории в металле, бронзе или на пленке, на бума ге память о великом Подвиге. Еще одна история, о которой мне поведали сотрудники музея «Сталинградскя битва». Речь идет о пленении 31 января ко мандующего 6-й полевой арми ей вермахта генерал-фельдмар шала Паулюса. По свидетельст ву участников события, коман дарма и его генералов долго не выводили из подвала универма га, где в последние дни битвы находился немецкий штаб. Что- то около двух часов прождали прибытия... фотокорреспонден та Липскерова. Ведь не сфото графировать для истории плене ние командующего крупнейшей за всю историю войн окружен ной и уничтоженной группиров кой было нельзя. Это еще раз к вопросу о роли журналистов на фронте! Липскеров приехал на авто мобиле с начальником штаба 64-й армии генералом Ласки ным. Он отснял несколько кад ров и мигом помчался в редак цию армейской газеты «За Ро дину». А там случилось вот что. Липскеров прихватил из каби нета Паулюса его личную фляжку. Как сувенир. И, разу меется, всем ее показал. Фляж ку взял художник Ворогушин. И пока пленка проявлялась, пока печатались кадры, он на ней, по рассказу фотокора, нари совал сценки фотографирова ния исторического момента. Сейчас эта фляжка с рисунком хранится в музее как дар Лип скерова... В летописи Сталинградской битвы немало имен известных советских писателей и журна листов. Одно из них - Василий Гроссман. Не стану рассказы вать о его произведениях, упо мяну лишь об одном эпизоде, НЕИЗВЕСТНЫЕСТРАНИЦЫ Ж Д А Л И , К О Г Д А « П Т И Ч К А В Ы Л Е Т И Т » . . . •—■'У СОСЕДИ М О С КО В С КИ Е П О Д А Р К И Десять автобусов и два трол лейбуса направляет в качестве гуманитарной помощи в Сухуми правительство Москвы. Кроме то го, в феврале московские специ алисты проведут работы по ре монту экскурсионного транспор та Новоафонской пещеры. Мэ рия Москвы проявляет большую заинтересованность в восстанов лении ряда объектов санаторно- курортного комплекса, пищевой промышленности, организации летнего отдыха москвичей на территории Абхазии. Нугзар МИХАЙЛИДИ. СУХУМИ. М А З У Т И З П О К РЫ Ш Е К В Минске начала работать опытная установка по перера ботке автомобильных покрышек. Ее производственная мощность - 10 тысяч тонн резины в год. Изго товлена установка одним из про изводственных кооперативов Минска. А принципиально новая технология, не имеющая анало гов в мире, разработана учены ми Академии наук Белоруссии. Из одной тонны автошин минча не получают 400 кг мазута, высо кокалорийный газ, технический углерод и металл. При этом уни кальная установка работает в замкнутом цикле и не имеет ни сточных вод, ни выбросов в атмо сферу. Петр СТОПКЕВИЧ. МИНСК. ' р е й т и н г и ] | НЕ ХО Д И Т Е , ДЕТИ , В А Ф Р И К У ГУЛЯТЬ По данным Детского фон- ■ да ООН (ЮНИСЕФ), во мно гих африканских странах де- ■ ти вообще перестали ходить \ в школу. Так, лишь 10 про- \ центов юных сомалийцев си - . дят за партой, не намного ' лучше ситуация в Эфиопии и I Чаде. Россия пока по этому \ показателю держится в од- ■ ном ряду с цивилизованны ми странами, где почти 100 * процентов детей получают \ школьное образование. А ■ лидеры здесь - Аргентина и , ------------- ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ - ПРО УЖАСНУЮ ПОЛОСАТУЮ ПАЛОЧКУ «ДВ» НАЧИНАЕТ СЕРИЮПУБЛИКАЦИЙ, ВКОТОРЫХ СВОИМИ РОССИЙСКИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ДЕЛЯТСЯ ГОСТИ-ИНОСТРАНЦЫ Перейти от узких, времен Возрождения, а то и Средне вековья, улочек Рима или Ми лана к огромным московским магистралям - дело само по себе нешуточное. А садясь за руль в российской столице, вскоре выясняешь, что непри ятным сюрпризам для водите ля, особенно иностранца, нет числа. Начнем с дорожных знаков и наземных указателей. Снег и разгильдяйство дорожных служб превращают в невиди мое все, что начерчено на ас фальте. Отдельная песня - знаки дорожного движения. Они зачастую настолько труд норазличимы, почти не видны невооруженным глазом и все гда расположены в том месте, куда никак не падает взгляд автомобилиста, что это напо минает известную детскую за гадку с рисунком: «Найди охотника в кустах!» Меня, на пример, смущает мода разве шивать знаки, будто белье, где-то вверху, на троллейбус ных электропроводах - там же стянки свободно болтаются на ветру, то и дело совсем исче зая из вида. Настоящий ребус для сидя щего за рулем человека (если, конечно, он не родился и не вырос в России) представляет собой светофор. В частности, проблема с правым поворо том. Когда светофор переклю чается на зеленый свет, почти во всем мире это автоматиче ски означает, что автомоби лист может поворачивать на право - если только светофор не снабжен боковой секцией с правой стрелкой, в этот мо мент горящей, красным, а зеле ный сигнал не оборудован вертикальной стрелкой, разре шающей ехать только вперед. В России все по-другому. Если горит зеленый сигнал, нужно внимательно приглядеться и посмотреть, нет ли случайно сбоку от него еще одной сек ции (в этот момент с выключен ным сигналом), которая впос ледствии может зажечься зеле ной стрелкой правого поворо та. Проделать эту операцию, особенно ночью и, не дай Бог, в метель, довольно затрудни тельно еще и потому, что сами светофоры, на наш европей ский взгляд, просто крохотные. Теперь вроде бы настал мо мент поговорить об инспекто рах ГАИ. Грустная и неблаго дарная тема! Могу только ска зать, что россиян и иностран цев здесь объединяет брат ское интернациональное чув ство неприязни по отношению к блюстителям дорожного по рядка. И вовсе не потому, что они строги, а мы так и но ровим нарушить правила. И не потому, что и Россия, и Италия - страны с не самыми дисциплинированными водите лями. Дело совсем в другом. Вы когда-нибудь видели, чтобы гаишник активно занимался устранением пробки на доро ге? Или пытался ускорить про хождение транспорта? Напра влять поток автомобилей в нужную сторону? Я - нет. Тем не менее они моментально поднимают свой ужасный жезл, как только водитель пе рестроился из одной полосы в другую не в том месте (не ис ключено, как раз потому, что из-за крошечного и почти не видимого указателя он слиш ком поздно понял, где именно ему нужно поворачивать) или переехал передними колесами роковую белую линию перед светофором. Однако в случае затора инспектор лишь нехотя оглядит вереницу застрявших машин и пальцем не пошеве лит. И то верно: если никого нельзя оштрафовать, зачем вмешиваться? Фабрицио ДРАГОСЕЙ, руководитель московского бюро итальянской газеты «Коррьере делла Сера» - специально для «ДВ». 5-я международная специализированная выставка ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2003 1 2 - 1 5 М А Р Т А 2 0 0 3 Г О Д А Организаторы: ! Ост-Вест-ПартнерГмбХ (Германия) МинэнергоРоссии;ОАО Газпром; РАОГЭС России МОСКВА, “ЭКСПОЦЕНТР” НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ Т е г : 967-0461; 917-1803 Факс: 967-0462 : г.-тан: шкха'оуугтги ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ВМЕСТЕ С ЕВРЕЯМИ: РАЗБОР ПОЛЕТОВ АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН ПОДНЯЛ «ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС», КОГДА ОН В РОССИИ ОКАЗАЛСЯ СНЯТЫМ С ПОВЕСТКИ ДНЯ Д умою, не случайно Алек сандр Солженицын решился опубликовать давно задуманную книгу о роли евреев в жизни Рос сии* именно в наше ньГнешнее время, двести лет спустя после на чала массового появления евреев на территории Российской импе рии. Настало время откровенного разговора, неспособного оскор бить те или иные национальные чувства. Во-первых, есть государство Израиль, и любой еврей, где бы он ни жил, всегда имеет право пе реехать жить в метрополию. Во- вторых, в России сняты все мысли мые и немыслимые заслоны к отъ- * езду наших отечественных евреев на свою историческую родину, и к тому же. окончательно уравнены все права граждан любой нацио нальности. За свое еврейство ны не цепляются люди советского та буированного сознания, все время стремящиеся доказать право на свое существование. Ты - еврей, ну и что, кому какое дело до это го? Думаю, национально мысля щие евреи рано или поздно в ос новном уедут в Израиль. А люди, безразличные и к вере, и к нацио нальности, люди космополитиче ского склада будут реализовывать себя в России, в конкуренции с русскими, татарами, азербай джанцами или якутами. Александр Солженицын напи сал свой капитальный труд «Две сти лет вместе» тогда, когда лю бая фундаментальная основа для еврейского вопроса в России ис чезла. Берусь утверждать, что нын че и антисемитизма как такового в России нет. Конечно, как и во вся кой другой многонациональной стране, существует какое-то ми зерное число откровенных биоло гических ксенофобов, в том числе и антисемитов. Но даже они в си лу своей малочисленности ника кой опасности ни для государства, ни для самих евреев не представ ляют. Такие же группы есть в США , Германии, Франции, Поль ше и даже в самом Израиле. Все остальные наши граждане имен но сегодня, с исчезновением осно вы для еврейского вопроса, могут уже спокойно и свободно рассуж дать о тех или иных особенностях еврейского влияния в России, так же как они рассуждают о мусуль манском или буддистском влиянии, о позитивных и негативных момен тах проживания украинцев в Рос сии, а русских на Украине. Нет в *А.И. Солженицын «Двести лот омоете» (1795 • 1995) «Исследования новейшей русской истории». Москва, «Русский путы», 2001-2002 гг. этом обсуждении никакой непри личности, никакого расизма. Скажем, критик Владимир Но виков публично называет Николая Рубцова «Смердяковым русской поэзии», при этом оставаясь про фессором уважаемого вуза. Зна чит, можно быть, к примеру, про фессором МГУ и тому, кто назо вет Смердяковым уже не Рубцова, а Пастернака? К примеру, критик А.Андрюшкин презрительно отзы вается о поэзии Осипа Мандель штама. Есть в этом национальный вопрос? Или же это проблема лишь культуры и таланта критика? В от самый свежий пример: в своем негативном отзыве на второй том Солженицына критик, а заодно поэт, прозаик, телеведу щий и прочая, и прочая, Дмитрий Быков пригвоздил к столбу позора и «бездарного Личутина», и «непо тянувшего Шафаревича». Да что там! Он добрался и до Гоголя: «Книга Гоголя «Выбранные мес та...» поражает именно глупо стью,.. откровенная и, главное, смешная чушь...» И до Ясной По ляны, где бульдозером прошелся по великому старцу: «Трудно пред ставить себе что-нибудь более скучное, плоское и безблагодат- ное... дремучая, непроходимая глу пость... Этот великий знаток... де лался титанически глуп». Мало вам Гоголя с Толстым и Достоев ским? Добавим и Чехова, который «...бывал близорук,., и при этом как-то особенно, от рождения, глух к метафизике...» Даже «напы щенного» Набокова не пожалел разудалый критик. И только лишь для того, чтобы констатировать: русские писатели издавна глупы, так стоит ли ждать умных мыслей от Александра Солженицына? Но русофобия ли это выявилась у былого куртуазного маньериста, обостренное еврейское нацио нальное сознание? Нет, нет, и нет. Обыкновенное нынешнее хамство и бескультурье. Отсутст вие религиозного сознания, когда себя ставишь выше всей мировой литературы. О т того, что Дмитрий Быков еврей, его писания не ста новятся ни лучше, ни хуже. Обык новенный выпендреж поколения пепси. Александр Солженицын опуб ликовал свой двухтомник «Двести лет вместе» именно потому, что убедился в отсутствии антисеми тизма у нас на Родине. Убедился, что любые высказывания по ев рейскому вопросу нынче не вызо вут ни русских, ни еврейских вол нений. Даже когорта Березовских и Ходорковских не смутила рус ский народ, ибо видны были и По танин, и Пугачев, и Черномырдин. Один в синагогу отчисляет про центы, другой несет подарки в православный храм... И вот двести лет спустя после появления евреев в большом ко личестве в русской истории, после их борьбы за полноправие, после борьбы с ними за государствен ную власть в России, после того, когда евреи почувствовали, что ввязались в чужую историю и не так уж им эта Россия, «эта страна» нужна, когда остались в ней лишь те, кто чувствует себя граждани ном России, или же кто имеет вы году от бизнеса, можно спокойно посчитать черепки от разбитой посуды, смазать долголетние бо лячки. В Израиле уже давно с раз ной степенью откровенности и объективности смазывают еврей ские болячки от нашей россий ской имперскости, мы только начи наем смазывать свои русские, ед ва затянувшиеся раны. Все они и обозначены в книге Солженицына. Тут и чрезмерное участие в российских революциях (какова доля национальной еврейской от ветственности? И если этой наци ональной коллективной ответст венности нет у евреев, почему она должна быть у русских или немцев?), тут и долголетнее руко водство всеми карательными орга нами, всей системой ГУЛАГа (кто же знал, что со временем с систе мой познакомятся и сами ее соз датели?), и волна ташкентской эмиграции в годы Отечественной войны, и энтузиазм в коллективи зации русского крестьянства, чист ки русского дворянства, купечест ва и православных священников, идеологическое и культурное обеспечивание режима... Что ж, у каждого народа нака пливаются свои обиды. И если прибалты, поляки и венгры давно уже досконально подсчитывают свои потери от русского чрезмер ного влияния, которое, кстати, то же не всегда и русским было, а весь цивилизованный мир это при ветствует и понимает, то почему бы и нам, русским, вопреки про гнозам Дмитрия Быкова, не при нять более активное участие в формировании русской истории, для этого не полениться разо браться в своем недавнем про шлом? Книга Солженицына «Две сти лет вместе» служит хорошим пособием для юношей, обдумыва ющих свое житье.. Как и в первом томе, Александр Солженицын ста рается быть объективным, печатая разные мнения участников истори ческих событий. Но поневоле вто рой том становится более острым и злободневным, ибо в нем пове ствуется о недавнем времени, многому мы и сами - очевидцы. Потому Александр Солженицын на пороге своего восьмидесятипя тилетия неизбежно останется ви новным в глазах еврейства уже за одно то, что перечисляет во вто ром томе все русско-еврейские проблемы советского периода. А от проблем-то никак не от махнуться. Даже если Сол женицын не делает никаких собст венных выводов, работает исклю чительно с еврейским источника ми, он виноват уже в то л, что обо значил все еврейские наросты на советской истории. Для большей осторожности он исключил из ма териала книги все русские выска зывания на те же темы. Не упомя нуты ни знаменитая «Русофобия» Игоря Шафаревича, ни нашумев ший диспут в ЦДЛ «Классика и мы», ни русские журналы «Наш современник», «Москва» и «Моло дая гвардия», ни открытое письмо Станислава Куняева. Русские пи сатели, мыслители, художники, не мало рассуждавшие на ту же тему в предыдущие годы, даже не на званы. Думаю, не из желания по казаться первым. Высказываться против них Солженицыну явно не хотелось, а откровенно поддер жать их - значит потерять всякую надежду на объективное прочте ние. В конце концов главное - чет ко обозначить все важнейшие те мы в определении значительной ? оли евреев в советский период, ак определить, чтобы отказаться от них не было никакой возможно сти. Пусть трактуют, как хотят, лю бая трактовка будет работать уже на будущую русскую историю. Интересный выход предложил в своем выплеске в «Русском журна ле» раздраженный Дмитрий Быков. Он вынужден был согласиться со всеми «специфическими вывода ми» Солженицына, подтвердив су ществование абсолютно всех ев рейских наростов на теле России. «Возглавить революцию, или осед лать перестройку, или занять ко мандные высоты в русской культу ре - это для них (евреев. - В.Б.} ми лое дело...», Быков даже пере брал, обозначив уже от себя еще одну, нигде в книге Солженицына не затронутую проблему - «осед- лание перестройки». Что касается командных высот в культуре, я бы с Быковым согласился, лишь ис правив, как досадное недоразуме ние: «русская культура» на «совет скую». По сути, в советской куль туре доля собственно русской оказалась ничтожно мала. Та же русская литература - от Клюева до Тряпкина, от Рубцова до Распу тина - развивалась как бы парал лельно, почти не допускаемая да и не охочая к этому - до кремпев- .ских высот, где царили Дунаевские и Долматовские... Хотя вопреки всему на вершинах культуры все го XX. века остаются Есенин и Ш о лохов, Платонов и Булгаков, Блок и Ахматова, Свиридов и Твардов ский... Для меня главное в статье Дми трия Быкова - признание истинно сти всех поставленных Солжени цыным проблем. «Ведь еврейскими руками созидалось тут все - и от вратительная власть, которая всех закрепостила, и отвратительное диссидентство галичевского толка, которое все разрушило», - сквозь зубы признает Быков. И далее: «Евреям пришлось стать в России и... революционерами, и контрре волюционерами, и комиссарами, и диссидентами ...и создателями официальной культуры, и ее нис провергателями...». Да, все при шлось, и ГУЛАГом поруководить, и дворян порасстреливать, и кресть ян раскулачить, и храмы в помой ки превращать... Но делает уже Быков свое заключение: «потому что этого в силу каких-то причин не сделали русские... Отчего рус ские с такой легкостью перепору чили все свои главные функции этим неприятным евреям?!» Как итог - «Евреи губительны не для всех народов, а исключительно для тех, которые не желают делать свою историю самостоятельно. Ну подумайте вы сами: революция... - мы. Контрреволюция, то есть боль шой террор, - обратно мы...» И коммерсантами ныне вынуждены быть евреи, и разрушителями всей советской «империи дла»... Что же это русские по какой-то тайной программе воздержались в массо вом порядке от карательных и прочих богоборческих программ? И в силу именно этих «особенно стей местного коренного населе ния им (евреям. - В.Б.) пришлось стать русскими. Русские по каким- то своим тайным причинам от это го воздержались. Возможно (иро низирует автор. - В.Б.), их подвиг впереди...». И я так думаю, что, помимо всех былых русских подвигов, на ши новые подвиги еще впереди. А по поводу проблемы, правильно поставленной Быковым: почему мы евреев на все командные высоты в советское время пускали, я отвечу так: очевидно, вы правы, совет Солженицын со своей женой Натальей Дмитриевной перелопатил кипы документов и свидетельств, прежде чем взялся за столь сложную тему. скую историю русский народ не желал делать самостоятельно, не от него исходило авторство мно гих губительных и для духа, и для жизни народа глобальных аван тюр. Только не надо, Дмитрий Бы ков, переносить этот период гос подства евреев на все 200 лет проживания в России. Что-то я не помню почти никого из евреев ни среди великих политиков, ни среди губернаторов, ни среди писате лей, ни среди ученых. Сплошь Менделеевы и Достоевские. Уж, во всяком случае, не было «двести лет вместо...». Не делали евреи вместо русских русскую историю вплоть до октября 1917 года. Лишь про советское время можно - и то с большой натяжкой - ска зать: «семьдесят лет вместо...». Спасибо за подтверждение солженицынской мысли, что с вас началась революция, вами и за кончилась. Быков считает, что сол- женицынская книга написана о том, как «евреи делают россий скую историю не вместе с русски ми, а вместо них». Ну что ж, даже если какой-то период в XX веке это так и было, нынче русскую ис торию в третьем тысячелетии уже делают плохо или хорошо, но са ми русские. А солженицынскую книгу «Двести лет вместе» уже ос порить невозможно, перечеркнуть ее проблемы невозможно. Появят ся новые трактовки проблем, поз же возьмутся за дело историки... Был у нас на Руси варяжский пе риод, был татарский, был немец кий, был и еврейский - все про шли. А Россия осталась. Владимир БОНДАРЕНКО, критик.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz