Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
, , 15 августа № 1 6 0 ( 2 2 0 3 8 ) 11111111 ШШШШй Т Ж И П Е Ц Н А Я •/Ж газета ЕСЛИ БЫ МИНИСТРОМ ОБРАЗОВАНИЯ БЫЛ Я. О БЕЛОМ ВО РО ТНИ ЧКЕ И СМЫСЛЕ Ж И ЗН И Бывает, прочитав какую -то книгу или статью, неудер жимо хочется поделиться своими мыслями с друзьями , знакомыми и д аж е незнакомыми людьми . Так случи лось и со мной , когда мн е на глаза попалась публика ция в «Липецкой газете» з а 28 июня этого года «Л и е л - ний ли ты на зем ле?» В ней ученики липецкой школы № 3 вместе со своим учителем Галиной Ивановой р а з мышляют на вечную тему: зач ем ч еловек живет? 3*4 /а Эти ребята —молодцы. Ведь многие их сверстники вообще ни о чем не хотят думать. Знаю об этом по опыту: мои попытки увлечь читателей нашей библиотеки се рьезной литературой зачастую заканчиваются ничем. Аведь есть столько замечательных книг! На пример, произведения бразиль ского писателя Пауло Коэльо. Его роман «Алхимик» — небольшое, чуть более ста страниц, сказочное повествование, стало сенсацией книжного рынка во многих стра нах. Сюжет этой истории на удив ление прост. Молодой пастух Сан тьяго превращается в Алхимика и отправляется за неземными со кровищами. Пункт назначения это го духовного путешествия —еги петские пирамиды, одно из чудес света. Суть книги: человек счаст лив тогда, когда следует Своему Пути. Казалось бы, ничего особен ного. Между тем «Алхимик» заво евал миллионы читателей. Чем? «Пауло Коэльо, Вы стали ал химиком для миллионов читате лей. Ваши книги приносят пользу, потому что они стимулируют нашу способность мечтать, наше жела ние искать и находить себя через этот поиск», —так в своем посла нии автору написал министр куль туры Франции. УКоэльо, естественно, нема ло единомышленников и в русской литературе, где поиск смысла жизни всегда был в центре вни мания, помогая человеку выживать даже в условиях гитлеровского концлагеря или ГУЛАГа. А если обратиться к литературе «сереб ряного века»? Поэты и писатели той поры умели любить и прощать и завещали это нам. А мы расте ряли этот дар в суете будней, в череде обид, невзгод, среди обы вательской безадресной злобы всех против всех. Когда же масса всех этих неурядиц становится критической, с нами случаются депрессия или истерика, нас одо левают приступы страха или аг рессивности. Недавно мне рас сказали о группе студентов, со вершивших попытку суицида. Слава Богу, с ними все обошлось. Но почему они хотели умереть? Ведь большинство из них жили вполне благополучно. Может быть именно потому, что благополучно, да не зная зачем, ради чего... Реальность повседневности иногда бывает беспощадна —се рьезная болезнь, потеря близко го человека, изменение социаль ного статуса... Все это выбивает из колеи, подавляет. Как в такой ситуации не утратить себя, не потерять веру в жизнь? В одной из книг о Великой Отечественной войне рассказывалось о лейтенан те, который в окопах подшивал к вороту гимнастерки белый ворот ничок. Это не было чудачествбм, нелепостью, стремлением выде литься. Белый воротничок был для него одним из «инструментов», по могающих сохранить свое досто инство, самоуважение, держать форму. В какой-то мере это вы зов судьбе: ежедневный, ежеми нутный поединок со смертью не заставит меня сломаться, я такой же, каким был вчера и буду завт ра. Социальные изменения пос леднего десятилетия у многих вызвали психологический шок: оказалось, в течение многих д е сятилетий они отдавали свои силы, духовную энергию цели призрачной, недостижимой. Воз никла необходимость пересмот реть отношение к миру, к людям, идеям. Это всегда трудно. Еще более трагично стремление защи тить ушедшее, реанимировать его. По-моему, нельзя найти цель существования в минувшем, отры ваясь от реалий нынешнего дня. Особенно нелегко приходится пожилым. Старея, мы больше те ряем, чем приобретаем. Все бо лее суживается круг общения, ухо дят близкие, родные, друзья, кол леги. И каждая потеря —напоми нание о приближающемся фина ле собственной жизни. Что тут можно посоветовать? Может быть, мудрее всего — просто погово рить по душам, подвести итог сделанного. Пожалуй, для этого случая я бы выбрала формулиров кузнаменитого русского полковод ца Суворова:«Отступать медлен но, организованно, с боями». Да, старость—отступление. Но отсту пать можно по-разному. Это мо жет быть паническое бегство, ко торое лишь ускоряет разруши тельные процессы, или медлен ная, планомерная сдача позиций. И, может, смысл не только в том, чтобы отстаивать каждую пядь, но и время от времени переходить в контратаки, находить интерес, точку приложения сил пусть на ма лом, сузившемся пятачке? Феномен «белого воротничка» чрезвычайно актуален в данных обстоятельствах: постараемся быть в согласии с собой, как мож но дольше не снижать уровень требований к себе. С каким ува жением смотрим мы на фронто виков, которые, преодолев боль, немощь, нездоровье, надевают парадные мундиры и идут к нам в библиотеку поговорить с молоде жью. А какие они неутомимые и интересные собеседники! Выйдя на финишную прямую жизни, многие уже не видят себя в будущем. Но ведь у них есть дети, внуки, ученики, последова тели. И в их руках остается дело, которое будет продолжено. Туда постепенно «перетекает» смысл жизни стареющего человека. Вот о чем размышляла я, чи тая Коэльо. Сам писатель скро мен: «Не думаю, что мои книги вообще способны научить. Книги —всего лишь катализатор, кото рый поможет людям вспомнить то, что они уже давным-давно зна ют. Они дают начало чему-то в ком-то, и каждому человеку при дется пройти необходимый ему урок только на личном опыте. Ачто касается учителей, самый лучший из них—сама жизнь». Ныне в Бразилии создан фонд Пауло Коэльо, финансируе мый исключительно за счет автор ских гонораров. Он оказывает финансовую поддержку пожилым людям из бедных слоев населе ния и опекает 270 детей. Асекрет своего успеха автор приоткрыл в «Алхимике»: «Когда ты чего-нибудь желаешь, вся Все ленная помогает тебе достигнуть этого». Нина ЦЫГАНОВА, психолог, д ире к тор областной ю ношеской библиотеки . К А К В Ы Г Л Я Д И Т с л о н ? У в ас н е в о зн и к л о ощ ущ е н и е , что в этом году ш к о л ьны х к а н и к у л словн о бы и не бы л о ? По к р а й н е й м е р е , если судить по газетным п у б л и к ац и ям . Закон чи л ся уч ебны й год , п р о з в е н е л по сл едний зв о н о к , а в п р ессе и н а ТВ т а к и не сп ал н а к а л сп оро в о ш к о л ьн о й р еф о р м е , о е д и н ом го с э к з ам ен е , о п ер сп ек ти в ах российского образования . И вот уж е на носу 1 сентября, а дискуссии конца не видно. Сегодня по п р е д л ож е н ию н аш е го постоянного вн еш татн о го а в т о р а п ед а го г а Галины И в ан о вой в них вклю чаю тся сам и гл а вны е «виновники» в сех этих б а т а л и й — у ч ащ и е с я , ко то ры е поставили себя н а м есто министра о б р а з о в а н и я и к а к бы и з вы сокого к а б и н е т а о ц ен и л и , что ж е происходит . П рочитает или нет н аш у п у бл и к ац ию министр — Бог весть . Но н ам к аж ет с я , что о н а б у д е т лю бо пы тн а и п е д а го г ам , и р о д и т е л я м , и о р г а н и з а т о р ам о б р а з о в а т е л ь н о й системы в ре ги он е . ПРЕДИСЛОВИЕ УЧИТЕЛЯ П о м н и т е притчу о трех слепых мудре цах, пытавшихся §| решить, как выг лядит слон? Один взялся за хвост и сказал, | | что слон волоса- | ты й . Тот, кто ^ Дотронулся до | кожи, подумал, что шерохова тый. А мудрец, к о с н у вш и й с я §§ бивня, уверял, что совершенно гладкий . Пр и- мерно такую же картину мы полу чим, если попро сим представите лей разных социальных групп и слоев оценить эффективность реформ в образовании. Многие о них просто ничего не знают. Для других — это I не реформы, а кризис и распад прежней, безуп- речнохорошей, системы. Для третьих —необхо- ' димый поиск современных образовательных мо- ' делей, технологий, нового содержания, форм и методов обучения. Среди последних, полагаю, не мало моих коллег. Причем как раз им есть с чем | сравнивать. 1 3а те пятнадцать тысяч часов, которые уче- | ник проводит в школе, он выучивает сотни дат, Л имен, законов, правил. Большинство знаний, ото бранных обязательной школьной программой, в жизни оказываются просто ненужными. Теперь программы перестраиваются так, чтобы дать цельное представление о мире и обществе. Гума низация процесса означает безоговорочное при знание за^ каждым школьником права быть са мим собой, непохожим на других. Надо поста раться, чтобы дети, повзрослев, могли выдержать повышенные требования меняющейся реальное- > ти, умели не поддаваться соблазну темных пу- ..тей, сохранили верность добру. Это — так ска зать, исходное задание школе. Вот только поче му оно так плохо пока выполняется? Думаю, учителя знают о причинах. Первое. Образование так и не стало приори- : ' тетом в государственной политике, а значит — и в финансировании. Выделяемые на образование 3,6% ВВП выглядят очень уж скромно по срав- нению с большинством развитых, да и развива- | ющихся стран. Для сравнения: Дания расходует на школу 8,3%, Швеция — 8%, Канада — 7,3% ВВП. Остается, правда, утешаться, что мы все- таки не самые последние. В Индии, скажем, этот показатель ниже нашего — 2,8%, в Непале — 2,9%, в Замбии — 1,8%... Второе. Мы так и не поняли до конца, что ■ главная, определяющая роль в реформировании школы принадлежит учителю. Хотя еще древ ние говорили: «Учитель создает нацию». Наши учителя из школы уходят. Из-за крохотных за- | работков. Из-за снижения социального статуса педагога. Малосимпатичная Марьиванна в зас- ' тиранной кофточке из телерекламы стала, увы, :: образом современного учителя. Недалекая, ста- . . ромодная и туповатая, она радуется лапше «До- ' ширак», которой ее угощает ученик в обмен на пятерку по биологии. Такой штамп внедряется в 1общественное сознание с упорством, достойным лучшего применения. Что же удивляться, если : подавляющее большинство выпускников педву- : зов бежит от школы, как от чумы? Если приметой успешности человека теперь считается прежде всего материальное благопо лучие, то учителю с его зарплатой никогда не | быть «героем нашего времени». На вопрос стар- шеклассника-острослова: «Вот вы — учителя — такие умные, почему ж вы такие бедные?» — | | нам ответить нечего. Учитель, разочарованный в школе, —это беда. Это — опасность для общества. И это прекрас- . ные идеи, которые так и останутся пустыми про жектами... И все же я верю и знаю: первого сентября, несмотря ни на что, в классы российских школ войдут сотни, тысячи учителей. И они будут де лать все, чтобы мальчишки и девчонки в про щальных стенгазетах написали: «Родная шко ла, как мы любим тебя!» Не веря в это, невоз можно жить. Галина ИВАНОВА, учитель Липецкой школы № 3. Александр ТРУБИЦИН. студент Липецкого педагогического института. Год назад я поступил на истфак. Понятно, что мне не безразлично, в какую школу я приду работать. Я еще не забыл, что говорят и думают об учителях школьники, особенно старшекласс ники. Одних — любят, с ними самые трудные темы даются легко. И именно благодаря им по том мы вспоминаем о школьных годах с тепло той и грустью. Другие вроде и Материал знают, и объясняют его нормально, но с ними так скуч но. Может, потому, что им самим дети не инте ресны? И, наконец, самая страшная категория: они не только не любят свой предмет, своих по допечных, но и просто «отравляют» детям жизнь, постоянно запугивая зачетами, контрольными, экзаменами, к которым не умеют или не хотят по-настоящему подготовить. Учитель —не компьютер. Его достоинства не оцениваются только объемом имеющейся у него информации. В школе главное — межличност ные отношения! Если есть уважение, доверие меж ду учителем и учениками, все будет как надо. А если нет? Если бы министром образования был я, то непременно при поступлении на работу прово дил бы для учителей хитрый психологический тест на профпригодность. Бывает так, что чело века дети раздражают. Ну так пусть ищет другое занятие. Дети же не виноваты, что он получил диплом педвуза! Мария АНДРУХ- десятиклассница. Конечно, учеба в Гарварде по карману не каж дому. Но чтобы стать хорошим специалистом, не обязательно ехать за границу. И все-таки, если бы министром была я, кое-что в образовании не пременно б ы изменила. Во-первых, в старших классах добавила бы в учебный план часы на обществознание (один урок в неделю!), культу рологию, философию, риторику. Во-вторых, пос леобеденную часть дня в обязательном порядке отдала бы занятиям предметных кружков. При чем практической направленности. Любишь при роду, ботанику, зоологию? Значит, иди на экс курсию в лес, в поле, на пришкольный огород. По душе история? Так попробуй поработать на археологических раскопках. Химики могут го товить... да хоть фейерверки для школьных праз дников... И так далее. И учителю такой контакт добавит опыта и авторитета. Ничто так не сбли жает, как совместное дело. Эти программы должно финансировать госу дарство. Сколько можно говорить, что мы — бу дущее страны? Сделайте для нас, наконец, что- то реальное! Теперь о зданиях школ. Ну неудобные они, понимаете? Начиная с раздевалок, где нет, до пустим, шкафчиков для каждого учащегося. Были бы — некоторые вещи можно было бы не таскать с собой, а хранить там. Классы для тех, кто постарше, должны напоминать студенческие аудитории, располагаться амфитеатром. А ма лышне нужны игровые комнаты с партами на одного человека. И чтобы на стенах — рисунки, вышивки, самодельные игрушки. Продолжительность уроков тоже должна быть разной: по 30-35 минут для младших, по 45 для 7-9-х классов, по 60 — для 10-11. Стар шие классы школы должны быть ступенькой в студенческую жизнь во всех отношениях. Главное, чего, по-моему, не хватает школе сегодня, это более полного учета возраста — и в программах, и в расписании, и в продолжитель ности уроков. Алексей ПЧЕЛИНПЕВ. девятиклассник. Вот уж кем бы не хотел быть, так это мини стром образования! У меня другие интересы. А главное — как учить и как лечить — знают все, тут каждый шаг заранее обречен на критику. Но я уже восемь лет учусь и все-таки знаю, чего не хватает школе. Для начала я сделал бы для старшеклассни ков свободным посещение некоторых уроков. Или предоставил им право выбора: хочешь — иди на музыку, хочешь — на информатику или биологию. Дополнительный урок по предмету, который тебя интересует, никогда не помешает. Следующий шаг — значительное повышение зарплаты учителям. В школе должны быть толь ко очень хорошие — во всех отношениях — пе дагоги. Жалко, когда те, кого мы любим, ухо дят из школы. Причем независимо от возраста. Иной молодой специалист уже через два года готов для пенсии: устал, иссяк, выдохся. Глав ным критерием для продолжения работы в шко ле должно быть мнение родителей и детей. Еще я считаю, что в школе нужно было бы не только учиться, но и проводить свободное вре мя. Сейчас, если ты не из тех, кто болтается по подъездам, пойти особенно некуда. Чтобы зани маться в спортивной секции, надо ехать через весь город, три часа потеряешь на одну дорогу. Так вот, именно при школах надо создавать клу бы по интересам. Например, в школьном интер нет-кафе за чашкой чая (хотя реклама постоян но внушает, что самый душевный и полезный напиток — это пиво) можно было бы обсудить с единомышленниками новую программу или игру. В общем, вы понимаете, о чем я. Не гово рите только, что в городе есть несколько диско тек и молодежных клубов. Интересно, взрослые представляют себе атмосферу в этих заведени ях? Большинство моих одноклассников не пой дет туда ни при каких обстоятельствах. И последнее. Управление школой нужно час тично передать в руки детей. Именно они должны делать школу такой, какой они ее хотят видеть. Депутаты скажут, что на все это нужны деньги, а их нет. Но зачем нам тогда министры й депутаты, если на самое главное всегда нет денег? Надежда ЗУБКОВА. десятиклассница. Если бы министром была я, то проанализи ровала бы, сколько на телевидении детских пе редач. Если все время, отпущенное на эти пере дачи на всех каналах, сложить и потом поде лить на дни недели, то получится всего ничего. А подумайте, что смотрят дети в остальное вре мя! Надо добиваться финансирования познава тельных передач для школьников. А куда, ска жите, пожалуйста, подевались наши старые доб рые мультики? Ведь сплошь штатовские, бездум ные, компьютерные... Дальше. Думаю, десяти лет вполне достаточ но, чтобы подготовить подростка к жизни, к по ступлению в вуз. Если правильно построить про грамму. И совсем не обязательно вводить допол нительные два года. Мы ведь и сейчас на самом деле учимся не одиннадцать, а те же десять лет. К тому же, на мой взгляд, приходится изучать массу ненужного. А нужное нередко дается фор мально. Например, музыка. В объеме програм мы на этих уроках мы не получаем никаких зна ний. Только время убиваем. Так, может, обой тись без этого? В конце концов, существуют шко лы искусств для желающих, студии, там можно развивать свои художественные задатки. Техно логии достаточно одного раза в две недели, ОБЖ — одного урока в неделю и так далее. Зато физ культура должна быть два-три раза в неделю с большой переменой, чтобы успеть принять душ. К составлению школьного расписания необхо димо привлекать врачей. И еще. Оценки по физкультуре, рисованию, музыке (предметам, где многое зависит от при родных данных) должны выставляться не за ре зультат, а за старание ученика. Природу ведь не обманешь, правда? Хочу сказать и об учебниках. Одни написаны малопонятным языком, нормальному человеку это тяжко. Другие не обеспечивают настоящих знаний. Третьи просто устарели. Что касается ЕГЭ, то лично я — против. Ка кой смысл тратить столько денег, времени и сил, если большинство вузов не относятся серьезно к результатам экзамена? Лучше израсходовать средства на зарплату учителям, было бы больше пользы для всех. Я пока не министр. Да услышат ли нас силь ные мира сего! Надежда ЖУДЕНКОВА. десятиклассница. Мы то и дело слышим: «Чему вас только в школе учат?» Бедная школа! Поколение «пеп си» балдеет у телевизоров, усваивая «полезную» информацию из рекламы и фильмов про банди тов, на уроки у него времени нет, а школа вино вата. Родителям некогда контролировать люби мое чадо, все общение —пять-семь минут в день. У них работа, им бы хоть одеть, накормить! Ну вот как тут быть? Многим это покажется странным, но мне нравится коммунистическая эпоха в истории нашей страны. Все было ста бильно и понятно. Школьники были заняты по лезными делами, посещали кружки, помогали по дому, «подтягивали» двоечников. Главное — ни о каких депрессиях тогда не слышали. Если бы министром была я, то подумала бы, как заполнить вторую половину дня школьни ков. А то о любви и внимании к детям говорят все, а любовь эта никак не перерастет в действия. Еще я считаю, что уроки в начальной школе должны вести учителя-предметники. К этому надо привыкать сразу — с первого класса. Мно гие ученики, когда переходят в среднее звено, превращаются сразу из отличников в троечни ков. Стресс оказывается очень сильным. Ведь для ребенка появление вместо одной любимой учи тельницы нескольких все равно как если бы вдруг одну маму заменили десятью. Пусть заме чательными и умными, но разными и малопред сказуемыми. Хорошо бы, прежде, чем знания давать, по мочь ему определиться, чем мы можем занимать ся в жизни. Тогда и выбор предметов будет вер нее, и интерес к занятиям повысится. ИЗ н а ш е й п о ч т ы (СЕ МЫ «СИДИМ НА ИГЛЕ»? В «Липецкой газете» за 29 января привлекла внима ние статья «Какая философия нужна нашим детям?» про фессора ЛГПУ Василия Попова. Это мой институтский преподаватель, уважаемый многими человек. Он и его коллеги по-прежнему болеют душой —вывести своих зем ляков на серьезный, откровенный разговор за судьбу оте чественного образования, судьбу России. Но... У меня такое ощущение, что за нас и наших детей «в верхах» уже давно все решили. И философию навязали соответ ствующую — «бездуховных монстров потребления». И то, о чем пишет Василий Александрович, — лишь искра чис той мысли в смоге лжи, фальши, манипулировании со знанием масс. Давайте посмотрим правде в глаза. Кому мы нужны? Государству? Но оно само превратилось в монстра, кото рому все равно, что потреблять — лишь бы насытиться. >4 Пусть даже отнимая последнее у своих граждан. Это бю рократическая машина, к тому же еще и коррумпирован ная. Бороться с ней бесполезно. Да и кто готов к этому? Люди в большинстве своем потеряли ориентир, покло няются одному идолу — удовольствию. Как наркоманы хватают все, что под руку подвернется, без разбора, лишь бы получить «кайф». О чем мечтают, чего хотят наши дети? Хлеба, зрелищ и много-много секса. Вот и вся фи лософия... Боюсь, что статья липецкого профессора ни когда не будет прочитана представителями поколения ИЕХТ, не привыкшими размышлять, отстаивать собствен ную позицию... Нас сознательно «зомбируют» — чтобы легче было управлять. Думающие, духовно богатые люди нынче никому не нужны. Только найдется какой-нибудь «умник», как его объявят инородным телом, изгоем, ме шающим обывателям и стоящим у «кормушки». Да еще и Россию «подставят» — мол, страна у нас такая, на нее и обижайтесь. Так и живем. Кормимся за счет западных кредитов, поскольку созданные руками наших отцов и дедов ма териальные блага давно разворованы. Нетерпеливо ждем очередной финансо вой «дозы», чтобы на ко роткий миг уйти от суро вой реальности в мир ил люзий. Образно говоря, все мы «сидим на игле». И все разговоры о русской наци ональной идее, путях спа сения России заходят в ту п и к . Нам пока н екуд а идти — дорога не готова, да и в какую сторону по вернуть — тоже неясно. Бунт, смена власти? Ну придут вместо одних кро вососов другие, а дальше- то что? Будем приспосабливаться к «перемене декора ции» или все-таки, пока не поздно, остановимся, заду маемся и начнем что-то менять, прежде всего, в себе самих? Я не ставлю перед собой цель «пробудить обществен ное сознание». Это все равно, что писк комара возле уха стоящего слона. Есть захочет — сам проснется. Единствен ное, что могу сказать: возрождение души и пробуждение совести невозможно без обращения к своим традициям, к корням, к православной вере. ...В поисках ответа на извечный русский вопрос «Что делать?» наугад открыла Евангелие и случайно (хотя ни чего случайного в жизни не бывает) напала на Второе послание к фессалоникийцам Святого апостола Павла. Кому интересно — почитайте. Это ответ. Наталья УВАРОВА. г. Липецк. ИЗ ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТУ И ГУБЕРНАТОРУ Ч Е Л О В Е К П Р И В Л А С ТИ И . . . З А К Р Ы Т А Я Д В Е Р Ц А А В Т О Б У С А ЭИ, ВЫТАМ, «НАВЕРХУ»! Владимир Владимирович, если Вы болеете за нашу стра ну, то надо бы остановить вал пропаганды на всех каналах насилия, наркотиков, алко голя. Нужна антиреклама. Один Вы сделать это не смо жете. Нужна более дееспо собная Дума, но пока там очень много случайных лю дей. И выборы делать надо по-другому. Вся страна сме ется над тем, что порою про исходит в Думе. Была бы моя воля, я бы наполовину обно вил ее. Владимир Владимирович! Прошу Вас, если это в Ваших силах, покончить с практи кой избрания на пост губер наторов. Некоторые губерна торы досрочно слагают с себя полномочия, а через пару месяцев снова баллотируют ся. И, таким образом, вла ствуют не два срока, а более. Это плохо. Потому что власть портит человека, он мнит себя незаменимым, думает, что ему все позволено. Люди во власти часто перестают ви деть и понимать своих изби рателей. Иначе они не стали бы, ссылаясь на мировой опыт, призывать к 100-про- центной оплате на газ, элек троэнергию и так далее. Как будто забыли, насколько от стают от развитых стран зар плата большинства населе ния, пенсионные доходы. А что касается субсидий мало имущим гражданам (у нас все малоимущие), то это про сто смех, вроде того, какой вызвало планировавшееся поначалу повышение пенсии на 31 рубль. Да за этими суб сидиями походишь, все по роги обобьешь и — плю нешь. МЕЛКИЙ ВОПРОС Я вовсе не ворчу. В Ли пецке, в области у нас дела идут сравнительно неплохо. Губернатор Олег Королев — человек прогрессивный, ум ный, толковый, прошел хо рошую школу руководителя. У нас хорошая (я слежу) ин формация, что происходит в Думе, в стране, за ее преде лами. «Липецкая газета», ее приложения «Деловой втор ник», «Юрфак», «Мы», «Союз» очень хорошо осве щают жизнь в регионе, Рос сии, СНГ, за ее пределами. Но хочу задать Олегу Пет ровичу мелочный вопрос, ко торый наша городская адми нистрация, не знаю, в силу каких причин, никак не ре шает. Почему у нас в городс ком транспорте, особенно в автобусах, даже в двухдвер ных, переднюю дверь шофе ры не открывают? Стоят по жилые люди с палочками, родители с детьми, а передние двери не открываются ни на выход, ни на вход. Создает ся громадная толчея, для карманников — раздолье. Мои обращения в транспорт ные организации, админист рацию города не дали поло жительных результатов. А в новых автобусах на передних дверях даже появились над писи: нет входа и выхода. Просто какой-то абсурд. С уважением ФОМИН Олег Ростиславович, г. Липецк. ----------------------СТИХИ ИЗ КОНВЕРТА П О К Л О Н Х Л Е Б О Р О Б У Над вечной степью сладко пахнет хлебом . Ведется счет уже не дням — часам. Под этим русским, жарким, синим небом На желтом р е зч е лесополоса. Отпыли потемнели ваши лица. В потурубахи. В общем, как вс е гда , Героя неизвестного — кормильца — Испытывает на излом страда. Я знаю, что, пока желтеетнива, Пока в колосьях сп елое зерно , Крестьянин в с е выносит ' терпеливо, И выбора иного не дано. Комбайн вдали в дрожащей дымке тонет. Селянам вряд ли д о реч ей и од. Но срок придет, когда в земном поклоне За все «спасибо»скажетвам нарсщ. Николай СКОРЯК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz