Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

СОЮЗ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ ДРУЗЫ ПОЗНАЮТСЯ — * В БЕДЕ Более полугода прошло с тех пор, как в Ермакове- ком районе Красноярского края потерпел крушение вертолет, на борту которого находились губернатор края Александр Лебедь, чиновники, журналисты. В чис­ ле тех, кто пострадал в тот апрельский день, была и первый заместитель главного редактора газеты «(Крас­ ноярский рабочий» Елена Лопатина. Из всех выжив­ ших ей досталось, пожалуй, больше всего. Коллективы «Липецкой газеты» и ««Красноярского ра­ бочего» связывают давние творческие связи. Мы вмес­ те, после взаимных консультаций, поддержали созда­ ние Ассоциации руководителей региональной прессы, вместе готовились к участию в выставке ««Пресса-2003» и сумели достойно представить на ней творческие ра­ боты своих журналистов. Тогда же, в Москве, мы поин­ тересовались у красноярских коллег здоровьем Елены Лопатиной, и вот что поведал нам главный редактор «(Красноярского рабочего» Владимир ПАВЛОВСКИЙ: I в Ё 1 Й Й 1 Й -----Из всех выживших Елене досталось, пожалуй, больше всего. До сих пор она не может не только ходить, но и сидеть. Месяц за меся­ цем она продолжает вести мужественную борьбу за воз­ вращение к нормальной жиз­ ни . На ее долю выпало столько испытаний, сколько, наверное, не каждый мужчи­ на вынесет! Но Лена держится! Роди­ тели, муж, две любимые доч­ ки , родственники, друзья поддерживают ее как могут. Редакция «Красноярского рабочего» тоже всегда рядом. Но главную борьбу Лена все- таки ведет один на один со своей болезнью. Характер — против неутихающей боли. Надежда — против травм. И воля — во имя движения и возвращения к полноценной жизни. В Красноярской краевой больнице медики сделали все, что смогли и что суме- - % ! ли. Несколько недель назад Лену перевезли в Новосибир­ ский институт травматоло­ гии. Там проведена очеред­ ная, очень сложная, опера­ ция на позвоночнике, скорей всего, за ней последуют дру­ гие. Мы молимся, чтобы она выдержала все испытания и вернулась в родную редак­ цию, где до сих пор пустует ее кабинет. Вместе с нами за судьбу Елены Лопатиной пе­ реживают ее многочисленные друзья, знакомые и просто читатели «Красноярского ра­ бочего». Каждый день в ре­ дакции раздаются звонки с одним и тем же вопросом: «Как там Лена, не нужна ли какая-то помощь, мы готовы ей помогать!» И вот сейчас настал такой момент, нужна помощь — не только моральная, но и ма­ териальная. Впереди у Лены непростой период платного лечения и реабилитации. Предполагается, что после Новосибирска он будет про­ ходить в каком-то столич­ ном, а потом зарубежном лечебно-реабилитационном центре. На это, естественно, понадобятся серьезные сред­ ства. Уже открыт специальный счет в Сбербанке. Все день­ ги, которые поступят на него, будут направлены строго по назначению. Акция , которую мы на­ звали «Возвращение Елены Лопатиной», будет всерос­ сийской. С просьбой опубли­ ковать информацию об от­ крытии специального счета редакция «Красноярского ра­ бочего» обратилась в газеты всех регионов, в центральные СМИ. В первую очередь мы рас­ считываем на то, что отклик­ нутся руководители крупных финансовых структур, пред­ приятий, организаций. Но, безусловно, примем и любую другую помощь. Кроме того, мы ждем пи­ сем, адресованных Елене Геннадьевне. Обязательно передадим их по назначе­ нию. Важны ведь не только деньги, но и простое челове­ ческое внимание, сочувствие. Надеемся, что наша Ле­ ночка вернется к работе, в семью, к нормальной жизни. Борьба впереди ждет ее и дол­ гая, и трудная. Но надежда есть — и она должна побе­ дить! Кроме Елены Лопатиной, в разбившемся вертолете были три члена экипажа и шестнадцать пассажиров. Во­ семь пассажиров погибли. Практически не пострадал только один. Остальные — три пилота и восемь пасса­ жиров -—на долгий срок ока­ зались в больнице. Увы, последствия катаст­ рофы будут сказываться на здоровье пострадавших еще долго. Сейчас, спустя полго­ да после происшедшего, в различных стационарах про­ должают лечение пресс-сек­ ретарь губернатора Геннадий Климик и корреспондент про­ граммы «ИКС» Эмма Маму- това. Еще летом приступили к своим обязанностям пред­ седатель крайспорткомитета Геннадий Тоначев и главный врач Шушенского санатория Юрий Подгорный, а на этой неделе вышел на работу опе­ ратор 7-го телеканала Ста­ нислав Смирнов. Охранники губернатора Александр Юда- ев и Виталий Шлык прохо­ дили лечение в Москве и, по некоторым данным, уже вы­ писаны. Тем, кто готов по­ мочь Елене Лопатиной, сооб­ щаю, куда следует перечис­ лять деньги: В Б № 161. Красноярское ИНН 770 708 38 93 ; 8 1 ШИ , ....I..; ЩЩ счет 30301810631000603128 в Восточно-Сибирском банке Сбербанка РФ. ВИК 040407627 30101810800000000627 БИК 044525225 счет 30301810100000603100 К /с 30101810400000000225 В назначении платежа указывается: дьевна; 423078101312803б§410/39*ЦвВ<>ГО номер филиала отделения — 0161/0004. счета км м и 9Ш N.. . ; м н о г и е л е т а й УЛЬЯНАШАГОВА Так раньше называли на Руси странников-бого- мольцев. А уж сколько путей-дорог исходила Ульяна Ивановна за свои сто лет, можно себе представить. И без молитвы не начала ни одного своего дня. Про­ учившись грамоте всего две зимы, до сих пор помнит она уроки Закона Божьего, читает — теперь уже че­ рез лупу —Библию и Молитвословы на церковно-сла­ вянском языке и уверяет, что все понимает! Всю свою жизнь Ульяна Ша­ рова строго блюдет православ­ ные посты и даже в свой веко­ вой юбилей Рождественский пост не нарушила: пригубила апельсиновой водички — и на том спасибо. Никаких лакомств — конфетку взяла, оберткой по­ шуршала и незаметно отложила в сторону... Большая плясунья и певунья в молодости, чем и приворожи­ ла жениха аж из другой дерев­ ни, Шарова современную попсу с ее голыми, простите, и безго­ лосыми «звездами» совершенно не воспринимает. Любит серь­ езные передачи, в которых со­ лидные мужчины вещают о чем- то важном. Наш президент Пу­ тин, например, Ульяне Ивановне очень нравится: хороший, ви­ дать, человек, говорит... Глядишь на нее и удивля­ ешься — как за сто лет не расте­ ряла она первозданной мудрос­ ти, чистой веры в людей и Бога, открытости и доброжелательнос­ ти, наивности и искренности, чув­ ства юмора, наконец? Ведь натер­ пелась от жизни немало. С самого малолетства она, старшая дочь в многодетной се­ мье, обшивала целую «стайку» братишек: всего-то одна сестра была у нее — и сейчас Катерине уже тоже 90 лет! Выйдя замуж, Ульяна Иванов­ на родила пятерых детей — и ос­ талась с ними на руках, когда мужа забрали на войну. Вернулся Иван Шаров сильно контуженным и ус­ пел только благословить первен­ ца, Александра, уходящего на фронт, которому едва минуло 18. Впрочем, нет: еще родился Юрка, последыш, тянувший ее к жизни после горьких потерь. В 1945 году не стало мужа, так и не оправив­ шегося после контузии, пропал без вести старший сын... Оттянув многолетнюю лямку в колхозе, в своем родном Авдо- тьино Ленинградской области, она уехала в город. Сейчас жи­ вет в Липецке, удочери Антони­ ны, в ее однокомнатной квартир­ ке, окружена заботой близких, родных, соседей и благодарит Бога за долгую жизнь и доброе отношение к ней. Примечательно, что и женс­ кую свою сущность Ульяна Ива­ новна сохранила до ста лет: она мила и застенчива, к юбилею по­ вязала новую косынку, а когда наш фотокор предложил сделать фото для газеты, сняла ее и за­ печалилась. Смерти, говорит, не боюсь, но пожить еще хочется... А поче­ му бы и нет, Ульяна Ивановна? Стойкая натура, чистая право­ славная душа, вы служите нам примером нравственности и бес­ корыстия. Дай Бог вам и даль­ ше жизненных сил и здоровья. И молитесь за нас, грешных... Эмма МЕНЬШИКОВА. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. ПОЕВАНГЕЛИЮ В России снова делят .. . Россию. Церковь — н а ­ лево, государство — н а ­ право, а на м еж е — Кон ­ ституция. О России вдруг вспомнили, о ней невзна­ ч ай з а б о л е л о - з а н ы л о сердце у тех , кто все эти годы равнодушно смот­ рел, ка к она умирала , те­ ряя при этом свое, может быть, главное достояние — детские душ и ... На низы, в органы уп ­ равления образованием субъектов РФ, отправле­ на р е ком ен д ац и я п р о ­ фильного министерства по уч еб н ом у предм ету «Православная кул ь ту ­ ра». Это сразу дало по­ вод «свободным» СМИ вытащить дуэльные пис­ толеты. Выражения под­ бирались витиеватые, но созвучные моменту. «Со стороны государ­ ства акт капитуляции пе­ ред церковью подписал м и ни с тр о б р а з о в а н и я Филиппов, — выстрелил декабрьский «Огонек». — Так закончилась начав ­ шаяся примерно десять лет назад кл ери кали за ­ ция всей страны, которая оказалась равна элект­ рификации минус совет­ ская власть. Что впереди? Церковная цензура?» На самом деле уважае­ мый журнал попал в белый свет, как в копеечку. Во- первых, ничего еще не за­ кончилось, потому что по- настоящему и не начина­ лось. Во-вторых, речь идет только о рекомендации министерства и факульта­ тивном варианте препода­ вания спецкурса. В-треть- их, насколько мне извест­ но, вопрос о введении это­ го предмета в масштабах всей страны вообще не сто­ ит, так что и голосить-кли- кушествовать по поводу всеобщей «клерикализа­ ции» преждевременно. На­ конец, никаких директив­ ных «загогулин» не пред­ видится: «Основы...» будут преподаваться под контро­ лем министерства, к тому же педагогами, имеющими государственный сертифи­ кат. Да ведь и сама реко­ мендация ведомства адре­ сована прежде всего «орга­ нам управления» народ­ ным образованием, а не простой учительнице. Так что вопли о какой-то «ка­ питуляции» — буря в ста­ кане воды, не больше, а о «церковной цензуре» — вообще глупость... Но повод, как исполь­ зовали повод! Послюнили пальчики, полистали Кон­ ституцию: ага — вот! Госу­ дарство у нас отделено от Церкви. Какая может быть православная культура в школе? Не же-лаем! И за­ кричали о многоконфесси- ональности, о попранных правах и свободах... По логике блюстителей свободы совести, что-то страшное может случиться, если на факультативе учи­ тель расскажет о десяти заповедях Христовых. Ко ­ торые, между прочим, дав­ но вызубрили и даже напи­ сали на своих знаменах материалисты всех мастей. При этом они почему-то упорно молчат о том, что сердце человека, этот пре­ стол Божий, давно уже пы­ таются занять идолы мате­ риального преуспеяния: власть, деньги, связи, сла­ ва...— причем добытые ча­ сто неправедным путем. Не те, видно, темы... Тем не менее пальба продолжается. Открыл не­ давний «АиФ»: «В школах собираются вводить Закон Божий. Мой муж — атеист, и он не хочет, чтобы наша дочь посещала эти уроки. Мы считаем, что это про­ тиворечит Конституции». ♦К а к же уважаемый ми­ нистр образования — чело­ век по определению обра­ зованный — может предла­ гать в такой безапелляци­ онной форме уроки право­ славия?». А это уже — по­ литик, президент Татарста­ на М. Шаймиев. «Одним из самых возмутительных проявлений того средневе­ ковья, что сейчас творится, я считаю появление слова «Бог» в нашем гимне» . «Это ужасно». — Так вы­ сказалась «наука», конк ­ ретно — академик В. Гинз­ бург в том же «Огоньке». А атеист и телезвезда В. Познер так увлекся своим «я», что позволил себе кол­ кость по отношению к Свя­ тейшему: «Об этом (атеисти­ ческих воззрениях — А .К .) настолько всем известно, что патриарх, завидя меня на улице (мы живем неподале­ ку), отворачивается и не здо­ ровается*. Сказано, ка к о соседе дяде Васе, с которым телевизионщик еще вчера играл в преферанс. Но кто такой журналист Познер (бе­ зусловно, талантливый, а мо­ жет, даже гениальный) и кем является для христианского мира Патриарх Всея Руси? — это, полагаю, трезвомысля­ щему и интеллигентному че­ ловеку понятно и без коммен­ тариев. Можно представить, ка ­ кими мешками Министер­ ство образования получает сегодня почту (и какую), как прыгают на рычажках теле­ фонные трубки. Но на вой­ не, как на войне... И вот тут-то рядом с ми­ нистром В. Филипповым пле­ чо к плечу стали православ­ ные педагоги. По крайней мере об этом могли судить по итогам научно-практической конференции «Духовно-нрав­ ственное воспитание в совре­ менной системе образова­ ния», которая прошла в кон­ це минувшего года в Санкт- Петербурге. Характерной чертой со­ стоявшегося разговора была конструктивность. Коллеги нс жаловались на судьбу, не перемывали, к а к бывало прежде, косточки реформато­ рам, да и порядки российс­ кие почти не критиковали. Тут , пожалуй , проявился симптом — надоело пилить опилки. Мы так долго тряс­ ли половики на головы сво­ им же домочадцам, столько плясали на отеческих гробах, что почти развили в русском человеке комплекс неполно­ ценности. Почти. И Россия опустила руки. И тут полез­ ли к нам со всех сторон вся­ кие забугорные «просветите­ ли*. И начали учить нас уму- разуму... И даже проникли в наши учебники, где по-шу­ лерски перетасовали факты отечественной истории. И ра- зобъяснили нам, неграмот­ ным (правда, уже с помощью доморощенных «истори ­ ков»), где «произошла» К у ­ ликовская битва, кем «на самом деле* были М. Куту­ зов и Г. Жуков и где «в дей­ ствительности» ковалась По­ беда во второй мировой вой­ не (где-где — в Африке!). В общем, «и все хорошее в себе доистребили», как пел Вы­ соцкий. Говорили, впрочем, и о болезнях. Одной из самых опасных сегодня стало по­ клонение Западу. Его сытос­ ти, богатству, вседозволенно­ сти, ложным ценностям . Многие грехи совокупились в этом поклонении: и среб­ ролюбие, и зависть, и горды­ ня, и распущенность, и мно­ гое другое, что нами, журна­ листами, прежде всего пода­ валось и подается как завое­ ванная свобода. В том числе и свобода слова, понимаемая весьма своеобразно. Поэтому про сегодняшнее ТВ можно сказать только одно: нынешняя телетусовка (а в нее входят, разумеется, не одни только журналисты- ведущие программ, но и по­ литики, депутаты и прочий м ж н я н ю — столичный бомонд...) к смот­ рящему ее народу относится не лучше, чем обычно отно­ сятся султаны к евнухам в гареме: они вроде бы и есть, и в то же время их как бы нету... Понятно, заслонку на эк­ ран не поставишь, но хоть как-то минимизировать дей­ ствие яда можно? И тут сно­ ва, как это и было всегда, взоры обращаются к Церкви и школе. Да, первый шаг сде­ лан, но выправить крен в процессе воспитания будет очень трудно, многие годы наши подпрограммы «не пре­ дусматривали* даже места основе национальной духов­ ности — Православию. В то же время в первых классах, было время, теоретиками предлагалось 36 часов на изучение... презерватива. Вместе с тем в старой Рос­ сии связь образования с Пра­ вославием была теснейшая. До революции одних церков­ но-приходских школ насчи­ тывалось 35 тысяч, в них обучалось свыше миллиона ста тысяч детей — почти треть всех учеников Россий­ ской империи. Была четкая структура образования: ду­ ховное находилось в ведении Синода, но и светское тяго­ тело к Православию. А кро­ ме этого существовали проч­ ные традиции: тихая молит­ ва в каждом доме, родитель­ ское благословение, без ко­ торого и шага отрок не де­ лал, была праведная, у мира на виду, жизнь святых отцов и их высокая педагогика. Конечно, мне возразят. И декабристов вспомнят, и «Очерки бурсы» Н. Помялов­ ского, и многое другое. Не было, дескать, ее, рафиниро­ ванной веры-то, и тогда — иначе не докатилась бы Рос­ сия до революции, не бунто­ вала, не жгла бы икон, не стреляла в помазанника Бо­ жиего... Ну да, и зубрежка кое-где на уроках правосла­ вия была жуткая , и порка розгами, и семинарские бун­ ты, и увлечение католициз­ мом, и иезуитские модные пансионы... Но ведь никто и сегодня (в том же Министер­ стве образования) не собира­ ется бездумно копировать модель дореволюционной школы. Я же сейчас имею в виду тот благостный фон, на котором христианская мо­ раль, жития русских святых и подвижников благочестия выглядели ес-тес-твен-но. И приносили, говоря на ново­ язе, отдачу обществу. Сегод­ ня такого фона нет, а есть разве что дымка на горизон­ те. Между тем непреложной остается истина: детей, как учили старцы , н уж н о прежде всего н аучить Вере, а уж потом всем дру­ гим наукам. Конечно, российское учительство вступает на тернистый путь. Может быть, главная теперь для него проблема — кадровая: кому доверить важное дело? Православных, во- церковленных педагогов, которым светит свет духов­ ных предтече, которых ве­ дет по жизни пример и доб­ рое слово пастырей, — этих людей нашей школе явно не хватает. Как не хватает их и всей педагогической науке. А как сказал однаж­ ды известный педагог Иль­ ин: «Судьба будущего Рос­ сии в руках русского учи­ теля». Еще со времен разно­ чинцев смиренно несет он, как свечу в ночи, знания людям. А еще он несет по­ рядочность и интеллигент­ ность ка к норму жизни. Потому он и сегодня оста­ ется самым уважаемым человеком. Во всяком слу­ чае в одноэтажной России, где учится треть всех ш кольников огромной страны и где на глазах у всех умирает сельская школа. Где еще раньше, по совсем не случайному со­ впадению, умер храм Бо­ жий. Отделив себя от Церкви (и школу тоже), государ­ ство лишилось корневой системы. Сегодня у прези­ дента, правительства есть не только понимание это­ го факта, но и воля — что­ бы изменить ситуацию к лучшему. Принята Нацио­ нальная доктрина образо­ вания, разработана про­ грамма развития воспита­ ния, министерство заклю­ чило соглашение с Москов­ ской Патриархией о совме­ стной работе... И вот —• первый камень на пути воз­ рождения традиций рус­ ской педагогики отброшен в сторону — многолетнее по всей России движение православных педагогов дало свои плоды. По-дру­ гому и не должно быть. Тысячелетняя история Рос­ сии связана прежде всего с Православием, и вообще, как говорили святые отцы- провидцы, душа человека от рождения христианка. В течение столетий одним из столпов нашей державы была Вера. Это она давала силы справиться и с вра­ гом, и с грехом, и с сомне­ нием. На этом стержне все­ гда крепилось все осталь­ ное. Так было и так будет. Другого пути у России про­ сто нет. * * * Напоследок — притча. Послал отец сына в поле, которое заросло сорняком. Пришел отрок в поле, уви­ дел бурьян до горизонта и решил: никогда его не про­ полоть. И залег спать. Ве­ чером отец спросил сына о проделанной работе, и тот отвечал, что за нее и брать­ ся нечего. Тогда отец ска­ зал ему: «Я же послал тебя полоть не все поле сразу, а только часть. Сегодня ты бы прополол маленький участок, завтра — другой, послезавтра — третий...» Надо работать. Изо дня в день. Надо избавляться от сорняков и сеять семе­ на Веры. Может быть, ка ­ кие-то из них упадут на ка­ менистую почву, какие-то пропадут в бурьяне. Но бу­ дут и такие, что лягут в благодатную землю. И про­ растут на благо нашего Оте­ чества. Александр КОСЯКИН. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ... УЧЕНЫЕОТМНЯЕЮТРОЖДЕСТВО? В преддверии Рождества вновь и вновь всплывают разговоры о том, что библейская легенда о рождении Иисуса неточна Многие астрономы и историки считают, что Вифлеемская звезда звездой не являет­ ся. Речь о светиле как таковом идти не мо­ жет, и, более того, дату рождения Христа (конкретнее — год) нужно бы было подпра­ вить, причем значительно, — наступивший год должен быть не 2003-й, а 2010-й. Точно установлено, что в момент рож­ дения Христа не было вспышек «сверхно­ вых», а также в небе не могли появиться кометы: ближайшее появление заметной невооруженным глазом кометы было за­ фиксировано только в 5 г. н.э., а само не­ бесное тело занесено в каталог от 1871 г. под номером 52. Рождение Иисуса Христа — краеуголь­ ный камень летосчисления по григорианс­ кому календарю. Но даже богословы при­ знают, что точная дата расходится с обще­ принятой на срок от 4 до 20 лет. Проблема уходит корнями аж в V I век. До V I века европейский календарь основывался на сче­ те лет от основания Рима. Потом, в 1288 г. от основания Рима (534 г. н.э.), монах Ди- онисиус Эксигурс потребовал, чтобы хрис­ тианский календарь опирался на дату рож­ дения Иисуса. Дионисиус попытался выяс­ нить конкретную дату рождения Христа, но из-за отсутствия достоверных источников ус­ тановил ее очень приблизительно. Это 754 г. со дня основания Рима. Вообще-то решение этой проблемы было найдено еще в начале X V I I века. Немец­ кий ученый Иоганн Кеплер рассчитал, что наиболее подходящим зрелищным событи­ ем в небе была «встреча* Сатурна и Юпи­ тера: из-за разности скоростей движения этих планет и Земли в течение менее чем месяца планеты сливались в одну (и очень яркую) точку трижды1 Кстати, было подсчитано, что это собы­ тие (периодичность колеблется от 120 до 139 лет) произошло примерно в 7 г. до н.э. Кроме того, историки выяснили, что Иосиф и Мария за год до рождения Иисуса отпра­ вились в Вифлеем, чтобы заплатить важ­ ную дань. Было доподлинно установлено, что речь идет о^всеобщем налоге, установ­ ленном Римской империей на всей терри­ тории Малой Азии и Ближнего Востока, о чем свидетельствуют настенные надписи, об­ наруженные археологами в Турции. Этот самый налог платился регулярно раз в не­ сколько лет, в том числе в 8 г. до н.э. Эту теорию подтвердил в конце 1970-х гг. астроном Дэвид Хагс. Он решил провес­ ти собственные исследования даты рожде­ ния Иисуса Христа. Основывая поиски на истории о трех волхвах, он искал Вифле­ емскую звезду, то есть схожие астрономи­ ческие условия. Изучив древние вавилонские и китайс­ кие астрономические записи, Хагс тоже на­ толкнулся на редкое явление. Сочетание планет Юпитер и Сатурн в созвездии Рыб в 7 г. до н.э. Оно подтвердило теорию Хагса. Ее основанием стали следующие рассужде­ ния: волхвов, скорее всего, интересовала «звезда» как знак рождения нового царя, так как Юпитер символизирует короля бо­ гов, Сатурн — Палестину, а Рыбы — еврей­ ский народ. В 1979 г. Хагс опубликовал книгу, основанную на этой теории. Он ут­ верждал, что точная дата рождения Христа — 15 сентября 7 г. до н.э. Другой астроном, доктор Перси Сеймур, позже, независимо от Хагса, проверил его теорию в планетарии в Плимуте (Англия), воссоздав макет неба той ночью, и получил подтверждение теории Хагса. Это открытие вызвало бурю эмоций и ог­ ромную шумиху в британской прессе. 15 сентября 1993 г. в печати появилось огром­ ное число публикаций, провозглашавших этот день Рождеством-2000. Так что не исключено, что наша эра длит­ ся уже несколько дольше, чем мы предпо­ лагали, и наступивший год может считать­ ся 2010 годом «от Рождества Христова*. Впрочем, споры на эту тему, видимо, будут вестись до тех пор, пока существует челове­ чество. Петр ЛЯХОВ. (Утро.Ки)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz