Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
СОЮЗ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ ДРУЗЫ ПОЗНАЮТСЯ — * В БЕДЕ Более полугода прошло с тех пор, как в Ермакове- ком районе Красноярского края потерпел крушение вертолет, на борту которого находились губернатор края Александр Лебедь, чиновники, журналисты. В чис ле тех, кто пострадал в тот апрельский день, была и первый заместитель главного редактора газеты «(Крас ноярский рабочий» Елена Лопатина. Из всех выжив ших ей досталось, пожалуй, больше всего. Коллективы «Липецкой газеты» и ««Красноярского ра бочего» связывают давние творческие связи. Мы вмес те, после взаимных консультаций, поддержали созда ние Ассоциации руководителей региональной прессы, вместе готовились к участию в выставке ««Пресса-2003» и сумели достойно представить на ней творческие ра боты своих журналистов. Тогда же, в Москве, мы поин тересовались у красноярских коллег здоровьем Елены Лопатиной, и вот что поведал нам главный редактор «(Красноярского рабочего» Владимир ПАВЛОВСКИЙ: I в Ё 1 Й Й 1 Й -----Из всех выживших Елене досталось, пожалуй, больше всего. До сих пор она не может не только ходить, но и сидеть. Месяц за меся цем она продолжает вести мужественную борьбу за воз вращение к нормальной жиз ни . На ее долю выпало столько испытаний, сколько, наверное, не каждый мужчи на вынесет! Но Лена держится! Роди тели, муж, две любимые доч ки , родственники, друзья поддерживают ее как могут. Редакция «Красноярского рабочего» тоже всегда рядом. Но главную борьбу Лена все- таки ведет один на один со своей болезнью. Характер — против неутихающей боли. Надежда — против травм. И воля — во имя движения и возвращения к полноценной жизни. В Красноярской краевой больнице медики сделали все, что смогли и что суме- - % ! ли. Несколько недель назад Лену перевезли в Новосибир ский институт травматоло гии. Там проведена очеред ная, очень сложная, опера ция на позвоночнике, скорей всего, за ней последуют дру гие. Мы молимся, чтобы она выдержала все испытания и вернулась в родную редак цию, где до сих пор пустует ее кабинет. Вместе с нами за судьбу Елены Лопатиной пе реживают ее многочисленные друзья, знакомые и просто читатели «Красноярского ра бочего». Каждый день в ре дакции раздаются звонки с одним и тем же вопросом: «Как там Лена, не нужна ли какая-то помощь, мы готовы ей помогать!» И вот сейчас настал такой момент, нужна помощь — не только моральная, но и ма териальная. Впереди у Лены непростой период платного лечения и реабилитации. Предполагается, что после Новосибирска он будет про ходить в каком-то столич ном, а потом зарубежном лечебно-реабилитационном центре. На это, естественно, понадобятся серьезные сред ства. Уже открыт специальный счет в Сбербанке. Все день ги, которые поступят на него, будут направлены строго по назначению. Акция , которую мы на звали «Возвращение Елены Лопатиной», будет всерос сийской. С просьбой опубли ковать информацию об от крытии специального счета редакция «Красноярского ра бочего» обратилась в газеты всех регионов, в центральные СМИ. В первую очередь мы рас считываем на то, что отклик нутся руководители крупных финансовых структур, пред приятий, организаций. Но, безусловно, примем и любую другую помощь. Кроме того, мы ждем пи сем, адресованных Елене Геннадьевне. Обязательно передадим их по назначе нию. Важны ведь не только деньги, но и простое челове ческое внимание, сочувствие. Надеемся, что наша Ле ночка вернется к работе, в семью, к нормальной жизни. Борьба впереди ждет ее и дол гая, и трудная. Но надежда есть — и она должна побе дить! Кроме Елены Лопатиной, в разбившемся вертолете были три члена экипажа и шестнадцать пассажиров. Во семь пассажиров погибли. Практически не пострадал только один. Остальные — три пилота и восемь пасса жиров -—на долгий срок ока зались в больнице. Увы, последствия катаст рофы будут сказываться на здоровье пострадавших еще долго. Сейчас, спустя полго да после происшедшего, в различных стационарах про должают лечение пресс-сек ретарь губернатора Геннадий Климик и корреспондент про граммы «ИКС» Эмма Маму- това. Еще летом приступили к своим обязанностям пред седатель крайспорткомитета Геннадий Тоначев и главный врач Шушенского санатория Юрий Подгорный, а на этой неделе вышел на работу опе ратор 7-го телеканала Ста нислав Смирнов. Охранники губернатора Александр Юда- ев и Виталий Шлык прохо дили лечение в Москве и, по некоторым данным, уже вы писаны. Тем, кто готов по мочь Елене Лопатиной, сооб щаю, куда следует перечис лять деньги: В Б № 161. Красноярское ИНН 770 708 38 93 ; 8 1 ШИ , ....I..; ЩЩ счет 30301810631000603128 в Восточно-Сибирском банке Сбербанка РФ. ВИК 040407627 30101810800000000627 БИК 044525225 счет 30301810100000603100 К /с 30101810400000000225 В назначении платежа указывается: дьевна; 423078101312803б§410/39*ЦвВ<>ГО номер филиала отделения — 0161/0004. счета км м и 9Ш N.. . ; м н о г и е л е т а й УЛЬЯНАШАГОВА Так раньше называли на Руси странников-бого- мольцев. А уж сколько путей-дорог исходила Ульяна Ивановна за свои сто лет, можно себе представить. И без молитвы не начала ни одного своего дня. Про учившись грамоте всего две зимы, до сих пор помнит она уроки Закона Божьего, читает — теперь уже че рез лупу —Библию и Молитвословы на церковно-сла вянском языке и уверяет, что все понимает! Всю свою жизнь Ульяна Ша рова строго блюдет православ ные посты и даже в свой веко вой юбилей Рождественский пост не нарушила: пригубила апельсиновой водички — и на том спасибо. Никаких лакомств — конфетку взяла, оберткой по шуршала и незаметно отложила в сторону... Большая плясунья и певунья в молодости, чем и приворожи ла жениха аж из другой дерев ни, Шарова современную попсу с ее голыми, простите, и безго лосыми «звездами» совершенно не воспринимает. Любит серь езные передачи, в которых со лидные мужчины вещают о чем- то важном. Наш президент Пу тин, например, Ульяне Ивановне очень нравится: хороший, ви дать, человек, говорит... Глядишь на нее и удивля ешься — как за сто лет не расте ряла она первозданной мудрос ти, чистой веры в людей и Бога, открытости и доброжелательнос ти, наивности и искренности, чув ства юмора, наконец? Ведь натер пелась от жизни немало. С самого малолетства она, старшая дочь в многодетной се мье, обшивала целую «стайку» братишек: всего-то одна сестра была у нее — и сейчас Катерине уже тоже 90 лет! Выйдя замуж, Ульяна Иванов на родила пятерых детей — и ос талась с ними на руках, когда мужа забрали на войну. Вернулся Иван Шаров сильно контуженным и ус пел только благословить первен ца, Александра, уходящего на фронт, которому едва минуло 18. Впрочем, нет: еще родился Юрка, последыш, тянувший ее к жизни после горьких потерь. В 1945 году не стало мужа, так и не оправив шегося после контузии, пропал без вести старший сын... Оттянув многолетнюю лямку в колхозе, в своем родном Авдо- тьино Ленинградской области, она уехала в город. Сейчас жи вет в Липецке, удочери Антони ны, в ее однокомнатной квартир ке, окружена заботой близких, родных, соседей и благодарит Бога за долгую жизнь и доброе отношение к ней. Примечательно, что и женс кую свою сущность Ульяна Ива новна сохранила до ста лет: она мила и застенчива, к юбилею по вязала новую косынку, а когда наш фотокор предложил сделать фото для газеты, сняла ее и за печалилась. Смерти, говорит, не боюсь, но пожить еще хочется... А поче му бы и нет, Ульяна Ивановна? Стойкая натура, чистая право славная душа, вы служите нам примером нравственности и бес корыстия. Дай Бог вам и даль ше жизненных сил и здоровья. И молитесь за нас, грешных... Эмма МЕНЬШИКОВА. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. ПОЕВАНГЕЛИЮ В России снова делят .. . Россию. Церковь — н а лево, государство — н а право, а на м еж е — Кон ституция. О России вдруг вспомнили, о ней невзна ч ай з а б о л е л о - з а н ы л о сердце у тех , кто все эти годы равнодушно смот рел, ка к она умирала , те ряя при этом свое, может быть, главное достояние — детские душ и ... На низы, в органы уп равления образованием субъектов РФ, отправле на р е ком ен д ац и я п р о фильного министерства по уч еб н ом у предм ету «Православная кул ь ту ра». Это сразу дало по вод «свободным» СМИ вытащить дуэльные пис толеты. Выражения под бирались витиеватые, но созвучные моменту. «Со стороны государ ства акт капитуляции пе ред церковью подписал м и ни с тр о б р а з о в а н и я Филиппов, — выстрелил декабрьский «Огонек». — Так закончилась начав шаяся примерно десять лет назад кл ери кали за ция всей страны, которая оказалась равна элект рификации минус совет ская власть. Что впереди? Церковная цензура?» На самом деле уважае мый журнал попал в белый свет, как в копеечку. Во- первых, ничего еще не за кончилось, потому что по- настоящему и не начина лось. Во-вторых, речь идет только о рекомендации министерства и факульта тивном варианте препода вания спецкурса. В-треть- их, насколько мне извест но, вопрос о введении это го предмета в масштабах всей страны вообще не сто ит, так что и голосить-кли- кушествовать по поводу всеобщей «клерикализа ции» преждевременно. На конец, никаких директив ных «загогулин» не пред видится: «Основы...» будут преподаваться под контро лем министерства, к тому же педагогами, имеющими государственный сертифи кат. Да ведь и сама реко мендация ведомства адре сована прежде всего «орга нам управления» народ ным образованием, а не простой учительнице. Так что вопли о какой-то «ка питуляции» — буря в ста кане воды, не больше, а о «церковной цензуре» — вообще глупость... Но повод, как исполь зовали повод! Послюнили пальчики, полистали Кон ституцию: ага — вот! Госу дарство у нас отделено от Церкви. Какая может быть православная культура в школе? Не же-лаем! И за кричали о многоконфесси- ональности, о попранных правах и свободах... По логике блюстителей свободы совести, что-то страшное может случиться, если на факультативе учи тель расскажет о десяти заповедях Христовых. Ко торые, между прочим, дав но вызубрили и даже напи сали на своих знаменах материалисты всех мастей. При этом они почему-то упорно молчат о том, что сердце человека, этот пре стол Божий, давно уже пы таются занять идолы мате риального преуспеяния: власть, деньги, связи, сла ва...— причем добытые ча сто неправедным путем. Не те, видно, темы... Тем не менее пальба продолжается. Открыл не давний «АиФ»: «В школах собираются вводить Закон Божий. Мой муж — атеист, и он не хочет, чтобы наша дочь посещала эти уроки. Мы считаем, что это про тиворечит Конституции». ♦К а к же уважаемый ми нистр образования — чело век по определению обра зованный — может предла гать в такой безапелляци онной форме уроки право славия?». А это уже — по литик, президент Татарста на М. Шаймиев. «Одним из самых возмутительных проявлений того средневе ковья, что сейчас творится, я считаю появление слова «Бог» в нашем гимне» . «Это ужасно». — Так вы сказалась «наука», конк ретно — академик В. Гинз бург в том же «Огоньке». А атеист и телезвезда В. Познер так увлекся своим «я», что позволил себе кол кость по отношению к Свя тейшему: «Об этом (атеисти ческих воззрениях — А .К .) настолько всем известно, что патриарх, завидя меня на улице (мы живем неподале ку), отворачивается и не здо ровается*. Сказано, ка к о соседе дяде Васе, с которым телевизионщик еще вчера играл в преферанс. Но кто такой журналист Познер (бе зусловно, талантливый, а мо жет, даже гениальный) и кем является для христианского мира Патриарх Всея Руси? — это, полагаю, трезвомысля щему и интеллигентному че ловеку понятно и без коммен тариев. Можно представить, ка кими мешками Министер ство образования получает сегодня почту (и какую), как прыгают на рычажках теле фонные трубки. Но на вой не, как на войне... И вот тут-то рядом с ми нистром В. Филипповым пле чо к плечу стали православ ные педагоги. По крайней мере об этом могли судить по итогам научно-практической конференции «Духовно-нрав ственное воспитание в совре менной системе образова ния», которая прошла в кон це минувшего года в Санкт- Петербурге. Характерной чертой со стоявшегося разговора была конструктивность. Коллеги нс жаловались на судьбу, не перемывали, к а к бывало прежде, косточки реформато рам, да и порядки российс кие почти не критиковали. Тут , пожалуй , проявился симптом — надоело пилить опилки. Мы так долго тряс ли половики на головы сво им же домочадцам, столько плясали на отеческих гробах, что почти развили в русском человеке комплекс неполно ценности. Почти. И Россия опустила руки. И тут полез ли к нам со всех сторон вся кие забугорные «просветите ли*. И начали учить нас уму- разуму... И даже проникли в наши учебники, где по-шу лерски перетасовали факты отечественной истории. И ра- зобъяснили нам, неграмот ным (правда, уже с помощью доморощенных «истори ков»), где «произошла» К у ликовская битва, кем «на самом деле* были М. Куту зов и Г. Жуков и где «в дей ствительности» ковалась По беда во второй мировой вой не (где-где — в Африке!). В общем, «и все хорошее в себе доистребили», как пел Вы соцкий. Говорили, впрочем, и о болезнях. Одной из самых опасных сегодня стало по клонение Западу. Его сытос ти, богатству, вседозволенно сти, ложным ценностям . Многие грехи совокупились в этом поклонении: и среб ролюбие, и зависть, и горды ня, и распущенность, и мно гое другое, что нами, журна листами, прежде всего пода валось и подается как завое ванная свобода. В том числе и свобода слова, понимаемая весьма своеобразно. Поэтому про сегодняшнее ТВ можно сказать только одно: нынешняя телетусовка (а в нее входят, разумеется, не одни только журналисты- ведущие программ, но и по литики, депутаты и прочий м ж н я н ю — столичный бомонд...) к смот рящему ее народу относится не лучше, чем обычно отно сятся султаны к евнухам в гареме: они вроде бы и есть, и в то же время их как бы нету... Понятно, заслонку на эк ран не поставишь, но хоть как-то минимизировать дей ствие яда можно? И тут сно ва, как это и было всегда, взоры обращаются к Церкви и школе. Да, первый шаг сде лан, но выправить крен в процессе воспитания будет очень трудно, многие годы наши подпрограммы «не пре дусматривали* даже места основе национальной духов ности — Православию. В то же время в первых классах, было время, теоретиками предлагалось 36 часов на изучение... презерватива. Вместе с тем в старой Рос сии связь образования с Пра вославием была теснейшая. До революции одних церков но-приходских школ насчи тывалось 35 тысяч, в них обучалось свыше миллиона ста тысяч детей — почти треть всех учеников Россий ской империи. Была четкая структура образования: ду ховное находилось в ведении Синода, но и светское тяго тело к Православию. А кро ме этого существовали проч ные традиции: тихая молит ва в каждом доме, родитель ское благословение, без ко торого и шага отрок не де лал, была праведная, у мира на виду, жизнь святых отцов и их высокая педагогика. Конечно, мне возразят. И декабристов вспомнят, и «Очерки бурсы» Н. Помялов ского, и многое другое. Не было, дескать, ее, рафиниро ванной веры-то, и тогда — иначе не докатилась бы Рос сия до революции, не бунто вала, не жгла бы икон, не стреляла в помазанника Бо жиего... Ну да, и зубрежка кое-где на уроках правосла вия была жуткая , и порка розгами, и семинарские бун ты, и увлечение католициз мом, и иезуитские модные пансионы... Но ведь никто и сегодня (в том же Министер стве образования) не собира ется бездумно копировать модель дореволюционной школы. Я же сейчас имею в виду тот благостный фон, на котором христианская мо раль, жития русских святых и подвижников благочестия выглядели ес-тес-твен-но. И приносили, говоря на ново язе, отдачу обществу. Сегод ня такого фона нет, а есть разве что дымка на горизон те. Между тем непреложной остается истина: детей, как учили старцы , н уж н о прежде всего н аучить Вере, а уж потом всем дру гим наукам. Конечно, российское учительство вступает на тернистый путь. Может быть, главная теперь для него проблема — кадровая: кому доверить важное дело? Православных, во- церковленных педагогов, которым светит свет духов ных предтече, которых ве дет по жизни пример и доб рое слово пастырей, — этих людей нашей школе явно не хватает. Как не хватает их и всей педагогической науке. А как сказал однаж ды известный педагог Иль ин: «Судьба будущего Рос сии в руках русского учи теля». Еще со времен разно чинцев смиренно несет он, как свечу в ночи, знания людям. А еще он несет по рядочность и интеллигент ность ка к норму жизни. Потому он и сегодня оста ется самым уважаемым человеком. Во всяком слу чае в одноэтажной России, где учится треть всех ш кольников огромной страны и где на глазах у всех умирает сельская школа. Где еще раньше, по совсем не случайному со впадению, умер храм Бо жий. Отделив себя от Церкви (и школу тоже), государ ство лишилось корневой системы. Сегодня у прези дента, правительства есть не только понимание это го факта, но и воля — что бы изменить ситуацию к лучшему. Принята Нацио нальная доктрина образо вания, разработана про грамма развития воспита ния, министерство заклю чило соглашение с Москов ской Патриархией о совме стной работе... И вот —• первый камень на пути воз рождения традиций рус ской педагогики отброшен в сторону — многолетнее по всей России движение православных педагогов дало свои плоды. По-дру гому и не должно быть. Тысячелетняя история Рос сии связана прежде всего с Православием, и вообще, как говорили святые отцы- провидцы, душа человека от рождения христианка. В течение столетий одним из столпов нашей державы была Вера. Это она давала силы справиться и с вра гом, и с грехом, и с сомне нием. На этом стержне все гда крепилось все осталь ное. Так было и так будет. Другого пути у России про сто нет. * * * Напоследок — притча. Послал отец сына в поле, которое заросло сорняком. Пришел отрок в поле, уви дел бурьян до горизонта и решил: никогда его не про полоть. И залег спать. Ве чером отец спросил сына о проделанной работе, и тот отвечал, что за нее и брать ся нечего. Тогда отец ска зал ему: «Я же послал тебя полоть не все поле сразу, а только часть. Сегодня ты бы прополол маленький участок, завтра — другой, послезавтра — третий...» Надо работать. Изо дня в день. Надо избавляться от сорняков и сеять семе на Веры. Может быть, ка кие-то из них упадут на ка менистую почву, какие-то пропадут в бурьяне. Но бу дут и такие, что лягут в благодатную землю. И про растут на благо нашего Оте чества. Александр КОСЯКИН. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ... УЧЕНЫЕОТМНЯЕЮТРОЖДЕСТВО? В преддверии Рождества вновь и вновь всплывают разговоры о том, что библейская легенда о рождении Иисуса неточна Многие астрономы и историки считают, что Вифлеемская звезда звездой не являет ся. Речь о светиле как таковом идти не мо жет, и, более того, дату рождения Христа (конкретнее — год) нужно бы было подпра вить, причем значительно, — наступивший год должен быть не 2003-й, а 2010-й. Точно установлено, что в момент рож дения Христа не было вспышек «сверхно вых», а также в небе не могли появиться кометы: ближайшее появление заметной невооруженным глазом кометы было за фиксировано только в 5 г. н.э., а само не бесное тело занесено в каталог от 1871 г. под номером 52. Рождение Иисуса Христа — краеуголь ный камень летосчисления по григорианс кому календарю. Но даже богословы при знают, что точная дата расходится с обще принятой на срок от 4 до 20 лет. Проблема уходит корнями аж в V I век. До V I века европейский календарь основывался на сче те лет от основания Рима. Потом, в 1288 г. от основания Рима (534 г. н.э.), монах Ди- онисиус Эксигурс потребовал, чтобы хрис тианский календарь опирался на дату рож дения Иисуса. Дионисиус попытался выяс нить конкретную дату рождения Христа, но из-за отсутствия достоверных источников ус тановил ее очень приблизительно. Это 754 г. со дня основания Рима. Вообще-то решение этой проблемы было найдено еще в начале X V I I века. Немец кий ученый Иоганн Кеплер рассчитал, что наиболее подходящим зрелищным событи ем в небе была «встреча* Сатурна и Юпи тера: из-за разности скоростей движения этих планет и Земли в течение менее чем месяца планеты сливались в одну (и очень яркую) точку трижды1 Кстати, было подсчитано, что это собы тие (периодичность колеблется от 120 до 139 лет) произошло примерно в 7 г. до н.э. Кроме того, историки выяснили, что Иосиф и Мария за год до рождения Иисуса отпра вились в Вифлеем, чтобы заплатить важ ную дань. Было доподлинно установлено, что речь идет о^всеобщем налоге, установ ленном Римской империей на всей терри тории Малой Азии и Ближнего Востока, о чем свидетельствуют настенные надписи, об наруженные археологами в Турции. Этот самый налог платился регулярно раз в не сколько лет, в том числе в 8 г. до н.э. Эту теорию подтвердил в конце 1970-х гг. астроном Дэвид Хагс. Он решил провес ти собственные исследования даты рожде ния Иисуса Христа. Основывая поиски на истории о трех волхвах, он искал Вифле емскую звезду, то есть схожие астрономи ческие условия. Изучив древние вавилонские и китайс кие астрономические записи, Хагс тоже на толкнулся на редкое явление. Сочетание планет Юпитер и Сатурн в созвездии Рыб в 7 г. до н.э. Оно подтвердило теорию Хагса. Ее основанием стали следующие рассужде ния: волхвов, скорее всего, интересовала «звезда» как знак рождения нового царя, так как Юпитер символизирует короля бо гов, Сатурн — Палестину, а Рыбы — еврей ский народ. В 1979 г. Хагс опубликовал книгу, основанную на этой теории. Он ут верждал, что точная дата рождения Христа — 15 сентября 7 г. до н.э. Другой астроном, доктор Перси Сеймур, позже, независимо от Хагса, проверил его теорию в планетарии в Плимуте (Англия), воссоздав макет неба той ночью, и получил подтверждение теории Хагса. Это открытие вызвало бурю эмоций и ог ромную шумиху в британской прессе. 15 сентября 1993 г. в печати появилось огром ное число публикаций, провозглашавших этот день Рождеством-2000. Так что не исключено, что наша эра длит ся уже несколько дольше, чем мы предпо лагали, и наступивший год может считать ся 2010 годом «от Рождества Христова*. Впрочем, споры на эту тему, видимо, будут вестись до тех пор, пока существует челове чество. Петр ЛЯХОВ. (Утро.Ки)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz