Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
I ЖИПЕЦКАЯ газета . . . 13 августа 2003 г.^ | ^ 158 {2203б| ШШ8Ш888В8888Й НЕПРИДУМАННОЕ ПОСЛЕ «КАЙФА» ИГЛЕ 26 января. Я ушел из дома... И даже не перед кем было хлопнуть дверью. Родители — занятые люди. Они работают, гово рят, что ради меня, чтобы оплачивать курсы иностран ных языков и институт, по купать весь этот хлам, име нуемый «техническим про грессом». Многие ребята мо его возраста, наверное, гото вы были бы душу продать, чтобы иметь такое. Джинсы — не джинсы, компьютер — не компьютер. Чего же мне еще не хватает?! Я ушел из дома... Инте ресно, мама хотя бы заметит? Вряд ли, она как всегда на работе! 3 февраля. Не появлялся дома неде лю. Да и зачем? Кому я там нужен? Мы живем на «хате» у одного парня. Ребята ку рят анашу, а потом появи лось и «вино». Сперва я воз держивался, а там решил: да ну его все к черту! Возьму и попробую. Я не маменькин сы нок . П он ем нож ку не страшно. Зато жить как-то легче и проще. Это правда — кайф! И никакой зависимос ти от них у меня нет. Надо будет — брошу. А пока — не надо. 25 апреля. П риходила моя м ать . Плакала и умоляла вернуть ся, лечиться. Лечиться?! От чего? Я не болен. Ну я ей и сказал... Зависимость? А что ее так уж бояться? Ребята вон уже сколько времени «торчат», «ширяются» и «ловяткайф», а живы, здоровы. Все это незаменимо, если надо успокоиться, прийти в себя. Правда, доза теперь мне нужна побольше. А ком пания, считай, не нужна. Вся эта болтовня о дружбе бол товня и есть. Мы все одиноч ки. Дома я был одиночкой, который своим одиночеством тяготится . А теперь тоже один, но мне плевать, было бы что курнуть, чем ширнуть ся... 3 сентября. Я «подсел» на героин. Не могу без этой «дури». Нет ее — наступают ужасные ночи, дикая боль. Чтобы избавить ся от нее, я на все пойду. Ну да, продаю из дома вещи. А что от них толку? С ними счастливее не станешь... (Странички из дневника наркомана) «Уж сколько ро з твердили миру ... д а только все не впрок». Действительно: с самого детства я видел по те леви зору , слышал по р ади о , читал в газетах , мне б е з конца твердили родители , что наркотики — чум а , су масшествие, что люди , которы е употребляют их, упо добляются зверям , но ... Но, но и ещ е р а з но! Каждый, кто решил попробовать , я зн аю , думает : «Со мной са мого худого не случится, с одной дозы я не подсяду. Другие —во зможно , но только не я». Но поистине: ни когда не говори «никогда». «Путь в десять тысяч ли все гда начинается с первого шага», —гласит китайская муд рость. И для меня , к а к бывшего н ар ком ан а , путь в мир нереальности и кайф а начался с первой пробы н ар ко тика , так , з а компанию , чтобы не казаться «белой во роной» ... Мать перестала плакать, махнула на меня рукой. Да она меня никогда и не лю била! А всякое шмотье поку пала, чтобы было не хуже, чем у людей. И вообще — ка кое мне до всего этого дело? 27 сентября. Доза! Доза! Доза! Доза! Доза! Доза! Доза! Д — о — з — а!!! 29 сентября. Суставы ломит. Насморк, голова гудит, температура поднялась. Еще три минуты — и я уже не смогу сдержи ваться. На всем теле, кажет ся, открылись раны и пере ломы, подушка мокрая от пота и слез. Жуткая, неопи суемая боль. Мое тело про пускают через гигантскую мясорубку. Я кричу, так лег че. Все мое тело — одна большая невыразимая боль. 10 октября. «П е р е л о м а л с я » . Правда, до сих пор бессонница и страх. Пока держусь. Ог лянулся, а вокруг никого не осталось — пустота. При ятелей — не на шел. Родных — потерял, они от в ернулись от меня . Я совсем один! Сейчас, пос ле ломки, пони маю: н ел ьзя больше в такие «игры» играть. Надо з а в я зы вать. * * * Утомленной рукой я снимаю усталость. Мои губы сухи... ничего не осталось... Я лечу по тоннелю и не вижу других. Прогорая, я тлею, вспо миная чужих. Ч у ж д ы х мыслей комок, что осталось от тела, Вперемежку летят с отго-*—- лосками пепла. Не дополз до двери, хотя в дверь посту чались. И некому крикнуть «Гуд бай» — Ведь друзей не осталось. 11 октября. Сделаю все, чтобы выле читься. Я вылечусь! Надо по ставить в этом кошмаре точ ку. ПОСЛЕСЛОВИЕ К ДНЕВНИКУ У меня ремиссия. Уже два года. Правда, через ка кие только круги ада я не прошел. Сначала ломки, не имоверные боли, потом борь ба с собой, чтобы не уколоть ся еще разок, напоследок, унижение, лечение в разных клиниках, год в монастыре. Но сейчас все позади. Не понимаю, что все-таки заставило меня ввязаться в это. Думаю, как я был жа лок тогда, готовый убить, ук расть, только бы собрать нужную сумму на дозу. Вспо минаю и становлюсь себе противен. Я уподобился зве рю, живя в «наркомановской семье» (группе). Теперь она мне напоминает волчью стаю. Господи, если бы не мама!.. Я ей благода рен. Благодарен за то, что она помогла мне подняться с того дна, на которое я опустил ся. Она меня спасала и поэтому не щадила. Она любила меня все гда... и молилась. Но не буду больше ворошить все то, что было. Забыть — боюсь, не получится, а вот не помнить — я постара юсь. Дневник к публикации подготовила Ольга СТРЕЛЬНИКОВА, студентка 2 курса факультета журналистики --Университета Д ружбы народов. МИННОЕ ПОЛЕ СТАТИСТИКИ ♦ В 1 9 9 9 г. в Р о с с и и м е д и ц и н с к о е п о требление н а р ко с о д е р ж ащ и х препаратов в п е ресчете н а м о рф и н составило 0 , 5 к г в год н а 1 м л н . ч ел о в е к . В странах Балтии — 2 , 3 кг , в Восточной Е вроп е — 4 , 2 , в З а п а д н о й Е вроп е — 3 4 , 2 ; в США — 3 1 , 0 ; в К а н а д е — 5 7 , 9 кг . ♦ С егодня д е н е ж н ы й оборот в с ем и рн о го н ар ко б и зн е с а составляет о коло 4 0 0 м л р д , д о л л а р о в СШ А . Прибыль от н е го достигает 1 7 0 м л р д . В Р о с с и и его оборот оценивает ся в 1 м л р д . , а прибы ль — о ко л о 4 0 0 м л н . д о л л а р о в США . ♦ О бщ е е чи сл о н а р к о м а н о в в Р о с с и и к к о н ц у 2 0 0 2 г. варьируется от 3 , 5 д о 5 м л н . ч елове к (в зависимости отисточников), состав л я я 7 - 1 0 процентов от в с е х н а р к о м а н о в м и р а . ♦ 2 , 3 процента и з н и х — в возрасте от 13 д о 2 5 лет. ♦ В н аш е й области н а 0 1 . 0 1 . 2 0 0 2 г. было зарегист рировано 1 3 7 9 н а р ко м а н о в , хотя р е ал ьно в Л и п е ц к е и х от 1 2 д о 1 5 тысяч. ♦ К аж ды й н а р к о м а н з а год «п о д с а ж и в а ет» н а и гл у д о десят ка подростков . ♦ 9 7 % в с е х выявленных сл учаев ВИ Ч п р и ходится н а внутривенных н а р ко м а н о в . В Л и п е ц к о й области 8 5 процентов В И Ч -и нф и ц и р о ванны х в п р ош л о м го д у з а р а з и л и с ь п р и внут р и в е н н ом в в е д е н и и наркотиков. ♦ Стойкая р е м и с с и я наступает н е б о л е е ч ем у 5 - 1 5 процентов больны х н а р к о м а н и е й , 8 0 процентов начинают опять употреблять н а р к о с о д е р ж ащ и е препараты . ГДЕ Д Е В Ч О Н К И ПРЯЧУТ Ш ПА РГА Л КИ ? ПРОБА ПЕРА М; ои всегда оптимис тичный брат утром в .день вступительного экзамена приуныл: — Жара-а, — протянул он, то ли хмурясь, то ли жмурясь от палившего сол- ;нца и надевая пиджак. | — К бою готов! — под- | бодрил он себя, хлопая ру- | ками по бокам как раз в I том месте пиджака, где на- | кануне мама старательно | пришила кармашки — для | «боезапасов»... По дороге в институт |брат, поминутно промокая | платочком испарину на лбу | (9 часов — 23 градуса), был | неспокоен: думал, что он один придет на экзамен в «тулупе», не надевать кото- :рый настойчиво рекомендо вал преподаватель на кон- !сультации. Но беспокоился |зря: большинство парней- абитуриентов были в пид- :Жаках, немного — в жилет ках, совсем мало — в плот- ;ных рубашках с длинными | рукавами. Некоторых «ду шил» галстук. — Слушай, Сань, — по глядывая на абитуриенток в летних кофточках и юбоч ках, спрашивал некто, зас тегнутый на все пуговицы пиджака и рубашки, у сво его товарища в жилетке с большими накладными кар манами, — ну куда они шпаргалки прячут?! Не по нимаю. На площади возле инсти- | тута рядом с нами стояла се: мья, кстати, как и многие !здесь, — в полном «сборе». Глава семейства молчал, нервно курил, посматривая на сына. Мама, смахивая несуществующие пылинки с п и дж а к а поступающ его ;чада, учила: — Запомнил, Сережик: в правом карма не у тебя Х1Х-Й век, в ле вом — ХХ-й, в заднем... Да запомнил, — ле ниво басил крупный Сере жик, — в заднем свободные ;темы. Наш папа делился с бра том опытом: «Сын, главное, когда пишешь сочинение, — подгонять то, что есть, под то, что надо, но не наоборот! — Точно, сынок, — вто ри л а ему наш а бледная мама, —даже не пытайся ут верждать, что «Обломова» написал Тургенев. Все равно не поверят! Девчонки поодаль погло щали шоколадки, таявшие в их влажных руках. — Хоть шоколада наем ся! — пыталась шутить одна из них. Другие пытались сме яться. Один абитуриент (один из ста трех!) пришел с букети ком. Сзади, как хвостик ос лика Иа, плелась его пере пуганная мама. Оба встали как будто случайно за куста ми... Двери института откры ли. Абитуриентов позвали. Абитуриенты растерялись. Родители стали подталки вать: — Да быстрее ты, ведь не успеешь сесть за последнюю! Абитуриенты в дверях «по душились». Все родственники (родите ли, братья и сестры, бабуш ки, дедушки, тети и дяди), которых было раза в три больше поступавших, не рас ходились. Стояли молча, не подвижно и смотрели на дверь, как в ожидании вы носа тела. — Подождите! — вдруг разорвал тишину выкрик бе гущей грузной мамаши, за которой еле поспевал долго вязый сын. Успели. Мама втолкнула сына в дверь, которую за ним закрыли на замок. Приехали телевизионщи ки. Гордая собой и микрофо ном в руках, ведущая ново стей местного канала стала приставать. — Скажите, что вы чув ствуете, а? — Я сейчас вам скажу, я вам так скажу! — не сдержалась первая же респондентка. Телевизион щики надулись и пошли снимать всех издали. Через полчаса площадь заметно опустела. Остава лись самые жароустойчивые. Я не ошиблась — именно ус тойчивые: сидеть было негде, а стояли под палящим солн цем еще почти четыре часа. Стояли группками и пооди ночке. В группках рассказы вались «страшилки» о том, как «дочь (или сын) моих знакомых в прошлом году поступала в...» Кто бледнел, кто покрывался красными пятнами, кто бежал в апте ку через дорогу за валерьян кой. Одна мама читала кни гу, помногу раз пробегая гла зами одну и ту же страницу. Другая постоянно куда-то звонила, наверное, мужу: «Да знаю, что ничем не помогу ей. Но уйти не могу. Не мо-гу, понимаешь...» Еще одна ела мороженое за мо роженым, которым торгова ла продавщица из институт ского буфета. Папы не осталось ни од ного. Спустя час зазвонил мой телефон: звонил брат — из туалета. Мамы окружили меня плотным кольцом и ста ли забрасывать вопросами: — Спросите: там хоть можно списать? — Списывают все! — пе редавала я братовы слова. —Темы, темы, спросите, какие? — «Онегин», говорит... «Онегин»?! — вскрикну ла чья-то мама. — Боже, у моего про «Онегина» ничего нет! Что он не выходит, что он там может писать?! — Да успокойтесь, — утешали ее. —Там еще три, что-нибудь да спи сывает. Слыхали же: списывают все! — Сказал, к а кую-то девочку в белой кофточке «засекли»... — Все! Это мой! — вскрикнула другая мама. — Это точно мой! Он честный, списывать не может! — Так ведь де-во-чку... Этот звонок , к а к ни странно, многих чуточку ус покоил. Мы с мамой реши ли даже уйти: она на рабо ту, я домой. Пошли на ос тановки. Постояв на своей и пропустив пять пустых «моих» маршруток, я по брела обратно к институту. Прихожу, смотрю, а мама уже там: — Не смогла уехать... Что мне работа, пока он там... ...Через пять часов пос ле начала экзамена абиту риенты стали выходить. Род ственников и друзей на пло щади уже было столько же, сколько утром. Первым вышел тот друг Сани, который не понимал, где девчонки прячут шпар галки. За плечом на паль це согнутой руки висел пид жак, галстук болтался на другой руке. Взгляд заблу дившегося теленка: «Где же мама?» Увидел, обрадовал ся, подбежал: — Поехали отсюда! Вышел мой брат и про шептал: — Замерз. А вообще я как будто неделю не спал и... читал третий том «Вой ны и мира»... Ну и? Прочитал хоть? — шутил папа. — Четыре тома, но сейчас не помню. Узна ем завтра. . . .Б р а т и ш к а , по здравляю тебя с по ступлением! А заодно себя, маму и папу. Мы все молодцы! Жанна ИВАНОВА. СКАЗКА О СЛОВАРЕ В одном небольшом го р одк е жил м ал ен ький мальчик Петя. От осталь ных мальчишек он отли ч ал ся только т ем , что очень любил читать . К тому времени, как Петя пошел в школу, у него дома собралась целая библиоте ка. Каких книг там только не было: детективы, фан тастика, приключения, эн циклопедии и многое дру гое. Однажды ему подари ли не совсем обычную (а вернее совсем необычную) книгу. На первый взгляд в ней не было ничего особен ного, но вместо текста ее содержание составляли от дельные слова, располо женные в алфавитном по рядке. И называлась она «Орфографический сл о варь русского языка». «Какая неинтересная книжка», — подумал Петя, заглянув в нее, и хотел было отложить ее в сторо ну, как вдруг та задорно улыбнулась и подмигнула ему. «Вот это да! — уди вился Петя, — а словарик- то непростой», — и тоже улыбнулся. Так они стали друзьями. С тех пор про шло много лет, мальчик Петя вырос, окончил шко лу и поступил в универси тет, а Словарик все время был рядом с ним и как только мог помогал ему. И Петя ни капельки не жа леет, что когда-то давно не отложил эту книгу в один из своих ящиков... Так бывает и в нашей жизни . Порой что-то на первый взгляд неинтерес ное и скучное оказывает ся нужным, интересным и полезным. Так же и в от ношениях между людьми: не стоит судить о ком-либо по одежке. Не торопитесь, быть может, невзрачную «обложку» озарит задор ная улыбка, и вы обретете настоящего друга. Елена КОСАРЕВА. СТИХИ И ПЕСНИ ----/ " . Ж I ■У:-:тШ:Ж г. Липецк. ЛЕТНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ Т О Л Ь К О Г О Р Ы ! . . ц в р ц н 1 Через год Надя Шмелёва окончит Липецкую област- Г | 0 | | ь Р Ь Б О Т | ную школу-интернат для слепых и слабовидящих д е - 11/1 I II Г БИЛ I I тей. Она видит. П равда , для того, чтобы можно было Стихи Н . К а рп о ва М узы ка В. Благонадежина \ Едкий дым создает уют,\ Искры тлеют и гаснут сами... \ Пять ребят о любви поют 1 Чуть охрипшими голосами. Если б слышали те, о ком Эта песня сейчас звучала, \ Прибежали б сюда тайком, \ Чтоб услышать ее сначала. \ Чтоб почувствовать до конца В этом дальнем таежном \ стане, Как умеют любить сердца, \ Огрубевшие от скитаний. \ Едкий дым создает уют, Искры тлеют и гаснут сами... Пять ребят о любви поют\ Чуть охрипшими голосами. ходить просто в очках , пришлось перенести несколько о п ер аций . Надя хочет стать психологом . Но вообщ е-то любит и писать — сказки и газетные зам етки . Печатается время от времени в «Добром вечере» — приложении к «Ли пецкой газете» . Кстати, Надя окончила Школу юных журналистов Детского ор д ен а милосердия М еждуна родной ф ед ер ации детских организаций . Недавно она съездила на Северный К авказ . Это была туристская по е зд к а , масса впечатлений , которыми юный автор и р е шила поделиться. У: О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ ИЗ СЕКРЕТОВ МНЕМОЗИНЫ Помните? Мнемозина — богиня па мяти у древних греков. Итак, как же добиться ее милостей? Чередование предметов занятий при заучивании с работой и отдыхом заметно способствует улучшению запоминания. Через какие промежутки времени следует делать перерывы для отдыха и на какой срок? Обычные сроки: 40-50 минут заня тий и 10-15 минут перерыва. Многочасо вая непрерывная умственная работа, свя занная с запоминанием, вредна и непро дуктивна. Чередование предметов занятий создает лучшие условия запоминания. Пересказ текста своими словами по может запомнить лучше, чем много кратное его прочтение. При запоминании важно не просто прочитать текст, а повторить его хотя бы мысленно. Если же вы что-либо за были и не можете сразу вспомнить, не спешите заглянуть в книгу, постарайтесь во что бы то ни стало припомнить забы тое, максимально напрягая при этом память, цепляясь за какие-либо опор ные моменты... Однако слишком долго напрягаться не стоит, ибо может насту пить переутомление и вспомнить забы тое будет значительно труднее. Экспери ментально установлено: если невозмож но припомнить забытое в течение трех минут, следует заглянуть в текст. Когда что-либо трудно запоминает ся, следует перебрать все способы и при емы запоминания: повторять с различ ными вариациями — громко и тихо, нараспев и скороговоркой, сопрано и басом, сопровождая постукиванием и с необычным акцентом. Вариации не только тонизируют память, но и созда ют богатство ассоциаций. Далее. При запоминании следует ис пользовать любые свои индивидуальные особенности. Известно, что одни лучше запоминают, переписав текст, другие — услышав его, третьи — увидев, четвер тые — под тихую музыку. Промежутки времени между повторениями нужно де лать максимальными. Повторять реко мендуется через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Очень полезно повторять за 15-20 минут до сна, а так же утром на свежую голову. л.КУПРИЯНОВИЧ. меня есть три мечты: увидеть горы, водопад и египетские пирами ды. Недавно одна моя мечта сбылась. Я почти неделю про вела в городе, который назван по имени горы Бештау — в переводе на русский это оз начает «пять». У Бештау как раз пять вершин. А город на зывается Пятигорск. В первый же день мы по шли на гору Машук на вы соту 988 метров. Когда поднимаешься в первый раз, то до последнего не веришь в возможность достичь вершины и понима ешь, что удалось, только на вершине, когда весь город, как на ладони, а ты стоишь выше облаков! Спускались мы быстрее, чем поднима лись, а когда уже оказались внизу и смотрели вверх, то опять не могли представить, что были там. Весь следующий день мы гуляли по Пятигорску. Сто ишь в центре города и ви дишь две горы — Машук и Бештау. Были в музее, под нимались на Горячую гору, где есть скульптура: орёл — символ здоровья, побеждаю щий змею — болезнь (тако го маленького орла-статуэт- ку я привезла в Липецк). Мы гуляли по парку с гротом Ди аны. Здесь когда-то бывал на небольших балах Лермон тов. Видели место той роко вой дуэли, а в последний день пошли и в дом-музей Лер монтова, в нем он провёл пос ледние месяцы жизни. На другое утро мы рано выехали с туристической базы и отправились на гор но-лыжный курорт в Домбай. Четыре часа дороги, и всё это время я почти не отрывалась от окна. Бывало, что даже не могла выбрать, в какое окно лучше смотреть. Увидела две вершины Эльбруса. По леген де, тот, кто увидит две вер шины сразу, станет счастли вым. А потом с двух сторон дороги пошли горы, горы, горы — такое я видела толь ко в фильмах. А теперь это происходило со мной. Были горы не очень высокие, были гораздо выше, окутанные снегом. На гору Домбай мы под нимались по канатной доро ге, на фуникулёре. Это ощу щение невозможно описать словами: ты поднимаешься вверх, и горы становятся всё ближе. Высота Домбая — около 2500 метров, а окру жают его горы в 3-4 тысячи метров. На вершине очень красиво: ослепительное сол нце, белый-белый снег и вок руг белоснежные высокие горы. Несмотря на снег, было довольно тепло, так что я даже сняла верхнюю одеж ду. Именно на Домбае я по н яла , Что горы — лучше моря. Мы заглянули там в заповедник. Я гладила оле ней и ещё мне понравился волк с такой эластичной шер стью. Наконец, наша группа пошла на гору Бештау. Вы сота седловины, на которую мы поднимались, 1400 мет рам. На эту гору было под ниматься гораздо сложнее, чем на Машук в Пятигорске: кроссовки постоянно сколь зили, иногда я падала. Шли, конечно, с остановками. Если казалось, что нет сил идти дальше, почему-то разбирал смех, и сразу представлялся спуск вниз. Не сказать, что быстро, но часа за два мы до стигли цели. Как только я сделала последний шаг, то сразу же и упала. А на са мую вершину поднимались только те, у кого была специ альная обувь на шипах. Немного посидев и сфо тографировавшись на фоне гор, мы стали спускаться вниз, при этом с криками — то ли от боязни врезаться в дерево, то ли вообще от по т р я с аю щ и х ощ ущ ений . Пусть было трудно подни маться, но мысль о том, что я всё-таки сум ела , было важнее усталости . У ста лость прошла, а восторг ос тался. Домой я привезла много открыток и фотографий с видами гор, два сувенира и монетку счастья . Но для тех, кто не видел горы вбли зи, фотографии не могут пе редать тех ощущений, кото рые испытываешь на самом деле. ...Этот мир солнца, скал, л ьд а , сн ега , к а в к а з с к и х пихт, это такой заряд бодро сти и новых сил!.. Надежда ШМЕЛЕВА. Рис у нки Ека тери ны БЫЧКОВОЙ, Евгении ДВОСКИНОЙ и Игоря ГОЛЬЦЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz