Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

I ЖИПЕЦКАЯ газета . . . 13 августа 2003 г.^ | ^ 158 {2203б| ШШ8Ш888В8888Й НЕПРИДУМАННОЕ ПОСЛЕ «КАЙФА» ИГЛЕ 26 января. Я ушел из дома... И даже не перед кем было хлопнуть дверью. Родители — занятые люди. Они работают, гово­ рят, что ради меня, чтобы оплачивать курсы иностран­ ных языков и институт, по­ купать весь этот хлам, име­ нуемый «техническим про­ грессом». Многие ребята мо­ его возраста, наверное, гото­ вы были бы душу продать, чтобы иметь такое. Джинсы — не джинсы, компьютер — не компьютер. Чего же мне еще не хватает?! Я ушел из дома... Инте­ ресно, мама хотя бы заметит? Вряд ли, она как всегда на работе! 3 февраля. Не появлялся дома неде­ лю. Да и зачем? Кому я там нужен? Мы живем на «хате» у одного парня. Ребята ку­ рят анашу, а потом появи­ лось и «вино». Сперва я воз­ держивался, а там решил: да ну его все к черту! Возьму и попробую. Я не маменькин сы нок . П он ем нож ку не страшно. Зато жить как-то легче и проще. Это правда — кайф! И никакой зависимос­ ти от них у меня нет. Надо будет — брошу. А пока — не надо. 25 апреля. П риходила моя м ать . Плакала и умоляла вернуть­ ся, лечиться. Лечиться?! От чего? Я не болен. Ну я ей и сказал... Зависимость? А что ее так уж бояться? Ребята вон уже сколько времени «торчат», «ширяются» и «ловяткайф», а живы, здоровы. Все это незаменимо, если надо успокоиться, прийти в себя. Правда, доза теперь мне нужна побольше. А ком­ пания, считай, не нужна. Вся эта болтовня о дружбе бол­ товня и есть. Мы все одиноч­ ки. Дома я был одиночкой, который своим одиночеством тяготится . А теперь тоже один, но мне плевать, было бы что курнуть, чем ширнуть­ ся... 3 сентября. Я «подсел» на героин. Не могу без этой «дури». Нет ее — наступают ужасные ночи, дикая боль. Чтобы избавить­ ся от нее, я на все пойду. Ну да, продаю из дома вещи. А что от них толку? С ними счастливее не станешь... (Странички из дневника наркомана) «Уж сколько ро з твердили миру ... д а только все не впрок». Действительно: с самого детства я видел по те ­ леви зору , слышал по р ади о , читал в газетах , мне б е з конца твердили родители , что наркотики — чум а , су­ масшествие, что люди , которы е употребляют их, упо ­ добляются зверям , но ... Но, но и ещ е р а з но! Каждый, кто решил попробовать , я зн аю , думает : «Со мной са ­ мого худого не случится, с одной дозы я не подсяду. Другие —во зможно , но только не я». Но поистине: ни­ когда не говори «никогда». «Путь в десять тысяч ли все­ гда начинается с первого шага», —гласит китайская муд ­ рость. И для меня , к а к бывшего н ар ком ан а , путь в мир нереальности и кайф а начался с первой пробы н ар ко ­ тика , так , з а компанию , чтобы не казаться «белой во ­ роной» ... Мать перестала плакать, махнула на меня рукой. Да она меня никогда и не лю­ била! А всякое шмотье поку­ пала, чтобы было не хуже, чем у людей. И вообще — ка­ кое мне до всего этого дело? 27 сентября. Доза! Доза! Доза! Доза! Доза! Доза! Доза! Д — о — з — а!!! 29 сентября. Суставы ломит. Насморк, голова гудит, температура поднялась. Еще три минуты — и я уже не смогу сдержи­ ваться. На всем теле, кажет­ ся, открылись раны и пере­ ломы, подушка мокрая от пота и слез. Жуткая, неопи­ суемая боль. Мое тело про­ пускают через гигантскую мясорубку. Я кричу, так лег­ че. Все мое тело — одна большая невыразимая боль. 10 октября. «П е р е л о м а л с я » . Правда, до сих пор бессонница и страх. Пока держусь. Ог­ лянулся, а вокруг никого не осталось — пустота. При­ ятелей — не на­ шел. Родных — потерял, они от­ в ернулись от меня . Я совсем один! Сейчас, пос­ ле ломки, пони­ маю: н ел ьзя больше в такие «игры» играть. Надо з а в я зы ­ вать. * * * Утомленной рукой я снимаю усталость. Мои губы сухи... ничего не осталось... Я лечу по тоннелю и не вижу других. Прогорая, я тлею, вспо­ миная чужих. Ч у ж д ы х мыслей комок, что осталось от тела, Вперемежку летят с отго-*—- лосками пепла. Не дополз до двери, хотя в дверь посту­ чались. И некому крикнуть «Гуд бай» — Ведь друзей не осталось. 11 октября. Сделаю все, чтобы выле­ читься. Я вылечусь! Надо по­ ставить в этом кошмаре точ­ ку. ПОСЛЕСЛОВИЕ К ДНЕВНИКУ У меня ремиссия. Уже два года. Правда, через ка­ кие только круги ада я не прошел. Сначала ломки, не­ имоверные боли, потом борь­ ба с собой, чтобы не уколоть­ ся еще разок, напоследок, унижение, лечение в разных клиниках, год в монастыре. Но сейчас все позади. Не понимаю, что все-таки заставило меня ввязаться в это. Думаю, как я был жа­ лок тогда, готовый убить, ук­ расть, только бы собрать нужную сумму на дозу. Вспо­ минаю и становлюсь себе противен. Я уподобился зве­ рю, живя в «наркомановской семье» (группе). Теперь она мне напоминает волчью стаю. Господи, если бы не мама!.. Я ей благода­ рен. Благодарен за то, что она помогла мне подняться с того дна, на которое я опустил­ ся. Она меня спасала и поэтому не щадила. Она любила меня все­ гда... и молилась. Но не буду больше ворошить все то, что было. Забыть — боюсь, не получится, а вот не помнить — я постара­ юсь. Дневник к публикации подготовила Ольга СТРЕЛЬНИКОВА, студентка 2 курса факультета журналистики --Университета Д ружбы народов. МИННОЕ ПОЛЕ СТАТИСТИКИ ♦ В 1 9 9 9 г. в Р о с с и и м е д и ц и н с к о е п о ­ требление н а р ко с о д е р ж ащ и х препаратов в п е ­ ресчете н а м о рф и н составило 0 , 5 к г в год н а 1 м л н . ч ел о в е к . В странах Балтии — 2 , 3 кг , в Восточной Е вроп е — 4 , 2 , в З а п а д н о й Е вроп е — 3 4 , 2 ; в США — 3 1 , 0 ; в К а н а д е — 5 7 , 9 кг . ♦ С егодня д е н е ж н ы й оборот в с ем и рн о го н ар ко б и зн е с а составляет о коло 4 0 0 м л р д , д о л ­ л а р о в СШ А . Прибыль от н е го достигает 1 7 0 м л р д . В Р о с с и и его оборот оценивает ся в 1 м л р д . , а прибы ль — о ко л о 4 0 0 м л н . д о л л а р о в США . ♦ О бщ е е чи сл о н а р к о м а н о в в Р о с с и и к к о н ц у 2 0 0 2 г. варьируется от 3 , 5 д о 5 м л н . ч елове к (в зависимости отисточников), состав­ л я я 7 - 1 0 процентов от в с е х н а р к о м а н о в м и р а . ♦ 2 , 3 процента и з н и х — в возрасте от 13 д о 2 5 лет. ♦ В н аш е й области н а 0 1 . 0 1 . 2 0 0 2 г. было зарегист рировано 1 3 7 9 н а р ко м а н о в , хотя р е ­ ал ьно в Л и п е ц к е и х от 1 2 д о 1 5 тысяч. ♦ К аж ды й н а р к о м а н з а год «п о д с а ж и в а ­ ет» н а и гл у д о десят ка подростков . ♦ 9 7 % в с е х выявленных сл учаев ВИ Ч п р и ­ ходится н а внутривенных н а р ко м а н о в . В Л и ­ п е ц к о й области 8 5 процентов В И Ч -и нф и ц и р о ­ ванны х в п р ош л о м го д у з а р а з и л и с ь п р и внут­ р и в е н н ом в в е д е н и и наркотиков. ♦ Стойкая р е м и с с и я наступает н е б о л е е ч ем у 5 - 1 5 процентов больны х н а р к о м а н и е й , 8 0 процентов начинают опять употреблять н а р ­ к о с о д е р ж ащ и е препараты . ГДЕ Д Е В Ч О Н К И ПРЯЧУТ Ш ПА РГА Л КИ ? ПРОБА ПЕРА М; ои всегда оптимис­ тичный брат утром в .день вступительного экзамена приуныл: — Жара-а, — протянул он, то ли хмурясь, то ли жмурясь от палившего сол- ;нца и надевая пиджак. | — К бою готов! — под- | бодрил он себя, хлопая ру- | ками по бокам как раз в I том месте пиджака, где на- | кануне мама старательно | пришила кармашки — для | «боезапасов»... По дороге в институт |брат, поминутно промокая | платочком испарину на лбу | (9 часов — 23 градуса), был | неспокоен: думал, что он один придет на экзамен в «тулупе», не надевать кото- :рый настойчиво рекомендо­ вал преподаватель на кон- !сультации. Но беспокоился |зря: большинство парней- абитуриентов были в пид- :Жаках, немного — в жилет­ ках, совсем мало — в плот- ;ных рубашках с длинными | рукавами. Некоторых «ду­ шил» галстук. — Слушай, Сань, — по­ глядывая на абитуриенток в летних кофточках и юбоч­ ках, спрашивал некто, зас­ тегнутый на все пуговицы пиджака и рубашки, у сво­ его товарища в жилетке с большими накладными кар­ манами, — ну куда они шпаргалки прячут?! Не по­ нимаю. На площади возле инсти- | тута рядом с нами стояла се: мья, кстати, как и многие !здесь, — в полном «сборе». Глава семейства молчал, нервно курил, посматривая на сына. Мама, смахивая несуществующие пылинки с п и дж а к а поступающ его ;чада, учила: — Запомнил, Сережик: в правом карма­ не у тебя Х1Х-Й век, в ле­ вом — ХХ-й, в заднем... Да запомнил, — ле­ ниво басил крупный Сере­ жик, — в заднем свободные ;темы. Наш папа делился с бра­ том опытом: «Сын, главное, когда пишешь сочинение, — подгонять то, что есть, под то, что надо, но не наоборот! — Точно, сынок, — вто­ ри л а ему наш а бледная мама, —даже не пытайся ут­ верждать, что «Обломова» написал Тургенев. Все равно не поверят! Девчонки поодаль погло­ щали шоколадки, таявшие в их влажных руках. — Хоть шоколада наем­ ся! — пыталась шутить одна из них. Другие пытались сме­ яться. Один абитуриент (один из ста трех!) пришел с букети­ ком. Сзади, как хвостик ос­ лика Иа, плелась его пере­ пуганная мама. Оба встали как будто случайно за куста­ ми... Двери института откры­ ли. Абитуриентов позвали. Абитуриенты растерялись. Родители стали подталки­ вать: — Да быстрее ты, ведь не успеешь сесть за последнюю! Абитуриенты в дверях «по­ душились». Все родственники (родите­ ли, братья и сестры, бабуш­ ки, дедушки, тети и дяди), которых было раза в три больше поступавших, не рас­ ходились. Стояли молча, не­ подвижно и смотрели на дверь, как в ожидании вы­ носа тела. — Подождите! — вдруг разорвал тишину выкрик бе­ гущей грузной мамаши, за которой еле поспевал долго­ вязый сын. Успели. Мама втолкнула сына в дверь, которую за ним закрыли на замок. Приехали телевизионщи­ ки. Гордая собой и микрофо­ ном в руках, ведущая ново­ стей местного канала стала приставать. — Скажите, что вы чув­ ствуете, а? — Я сейчас вам скажу, я вам так скажу! — не сдержалась первая же респондентка. Телевизион­ щики надулись и пошли снимать всех издали. Через полчаса площадь заметно опустела. Остава­ лись самые жароустойчивые. Я не ошиблась — именно ус­ тойчивые: сидеть было негде, а стояли под палящим солн­ цем еще почти четыре часа. Стояли группками и пооди­ ночке. В группках рассказы­ вались «страшилки» о том, как «дочь (или сын) моих знакомых в прошлом году поступала в...» Кто бледнел, кто покрывался красными пятнами, кто бежал в апте­ ку через дорогу за валерьян­ кой. Одна мама читала кни­ гу, помногу раз пробегая гла­ зами одну и ту же страницу. Другая постоянно куда-то звонила, наверное, мужу: «Да знаю, что ничем не помогу ей. Но уйти не могу. Не мо-гу, понимаешь...» Еще одна ела мороженое за мо­ роженым, которым торгова­ ла продавщица из институт­ ского буфета. Папы не осталось ни од­ ного. Спустя час зазвонил мой телефон: звонил брат — из туалета. Мамы окружили меня плотным кольцом и ста­ ли забрасывать вопросами: — Спросите: там хоть можно списать? — Списывают все! — пе­ редавала я братовы слова. —Темы, темы, спросите, какие? — «Онегин», говорит... «Онегин»?! — вскрикну­ ла чья-то мама. — Боже, у моего про «Онегина» ничего нет! Что он не выходит, что он там может писать?! — Да успокойтесь, — утешали ее. —Там еще три, что-нибудь да спи­ сывает. Слыхали же: списывают все! — Сказал, к а ­ кую-то девочку в белой кофточке «засекли»... — Все! Это мой! — вскрикнула другая мама. — Это точно мой! Он честный, списывать не может! — Так ведь де-во-чку... Этот звонок , к а к ни странно, многих чуточку ус­ покоил. Мы с мамой реши­ ли даже уйти: она на рабо­ ту, я домой. Пошли на ос­ тановки. Постояв на своей и пропустив пять пустых «моих» маршруток, я по­ брела обратно к институту. Прихожу, смотрю, а мама уже там: — Не смогла уехать... Что мне работа, пока он там... ...Через пять часов пос­ ле начала экзамена абиту­ риенты стали выходить. Род­ ственников и друзей на пло­ щади уже было столько же, сколько утром. Первым вышел тот друг Сани, который не понимал, где девчонки прячут шпар­ галки. За плечом на паль­ це согнутой руки висел пид­ жак, галстук болтался на другой руке. Взгляд заблу­ дившегося теленка: «Где же мама?» Увидел, обрадовал­ ся, подбежал: — Поехали отсюда! Вышел мой брат и про­ шептал: — Замерз. А вообще я как будто неделю не спал и... читал третий том «Вой­ ны и мира»... Ну и? Прочитал хоть? — шутил папа. — Четыре тома, но сейчас не помню. Узна­ ем завтра. . . .Б р а т и ш к а , по ­ здравляю тебя с по­ ступлением! А заодно себя, маму и папу. Мы все молодцы! Жанна ИВАНОВА. СКАЗКА О СЛОВАРЕ В одном небольшом го­ р одк е жил м ал ен ький мальчик Петя. От осталь­ ных мальчишек он отли­ ч ал ся только т ем , что очень любил читать . К тому времени, как Петя пошел в школу, у него дома собралась целая библиоте­ ка. Каких книг там только не было: детективы, фан­ тастика, приключения, эн­ циклопедии и многое дру­ гое. Однажды ему подари­ ли не совсем обычную (а вернее совсем необычную) книгу. На первый взгляд в ней не было ничего особен­ ного, но вместо текста ее содержание составляли от­ дельные слова, располо ­ женные в алфавитном по­ рядке. И называлась она «Орфографический сл о ­ варь русского языка». «Какая неинтересная книжка», — подумал Петя, заглянув в нее, и хотел было отложить ее в сторо­ ну, как вдруг та задорно улыбнулась и подмигнула ему. «Вот это да! — уди­ вился Петя, — а словарик- то непростой», — и тоже улыбнулся. Так они стали друзьями. С тех пор про­ шло много лет, мальчик Петя вырос, окончил шко­ лу и поступил в универси­ тет, а Словарик все время был рядом с ним и как только мог помогал ему. И Петя ни капельки не жа­ леет, что когда-то давно не отложил эту книгу в один из своих ящиков... Так бывает и в нашей жизни . Порой что-то на первый взгляд неинтерес­ ное и скучное оказывает­ ся нужным, интересным и полезным. Так же и в от­ ношениях между людьми: не стоит судить о ком-либо по одежке. Не торопитесь, быть может, невзрачную «обложку» озарит задор ­ ная улыбка, и вы обретете настоящего друга. Елена КОСАРЕВА. СТИХИ И ПЕСНИ ----/ " . Ж I ■У:-:тШ:Ж г. Липецк. ЛЕТНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ Т О Л Ь К О Г О Р Ы ! . . ц в р ц н 1 Через год Надя Шмелёва окончит Липецкую област- Г | 0 | | ь Р Ь Б О Т | ную школу-интернат для слепых и слабовидящих д е - 11/1 I II Г БИЛ I I тей. Она видит. П равда , для того, чтобы можно было Стихи Н . К а рп о ва М узы ка В. Благонадежина \ Едкий дым создает уют,\ Искры тлеют и гаснут сами... \ Пять ребят о любви поют 1 Чуть охрипшими голосами. Если б слышали те, о ком Эта песня сейчас звучала, \ Прибежали б сюда тайком, \ Чтоб услышать ее сначала. \ Чтоб почувствовать до конца В этом дальнем таежном \ стане, Как умеют любить сердца, \ Огрубевшие от скитаний. \ Едкий дым создает уют, Искры тлеют и гаснут сами... Пять ребят о любви поют\ Чуть охрипшими голосами. ходить просто в очках , пришлось перенести несколько о п ер аций . Надя хочет стать психологом . Но вообщ е-то любит и писать — сказки и газетные зам етки . Печатается время от времени в «Добром вечере» — приложении к «Ли­ пецкой газете» . Кстати, Надя окончила Школу юных журналистов Детского ор д ен а милосердия М еждуна­ родной ф ед ер ации детских организаций . Недавно она съездила на Северный К авказ . Это была туристская по­ е зд к а , масса впечатлений , которыми юный автор и р е ­ шила поделиться. У: О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ ИЗ СЕКРЕТОВ МНЕМОЗИНЫ Помните? Мнемозина — богиня па­ мяти у древних греков. Итак, как же добиться ее милостей? Чередование предметов занятий при заучивании с работой и отдыхом заметно способствует улучшению запоминания. Через какие промежутки времени следует делать перерывы для отдыха и на какой срок? Обычные сроки: 40-50 минут заня­ тий и 10-15 минут перерыва. Многочасо­ вая непрерывная умственная работа, свя­ занная с запоминанием, вредна и непро­ дуктивна. Чередование предметов занятий создает лучшие условия запоминания. Пересказ текста своими словами по­ может запомнить лучше, чем много­ кратное его прочтение. При запоминании важно не просто прочитать текст, а повторить его хотя бы мысленно. Если же вы что-либо за­ были и не можете сразу вспомнить, не спешите заглянуть в книгу, постарайтесь во что бы то ни стало припомнить забы­ тое, максимально напрягая при этом память, цепляясь за какие-либо опор­ ные моменты... Однако слишком долго напрягаться не стоит, ибо может насту­ пить переутомление и вспомнить забы­ тое будет значительно труднее. Экспери­ ментально установлено: если невозмож­ но припомнить забытое в течение трех минут, следует заглянуть в текст. Когда что-либо трудно запоминает­ ся, следует перебрать все способы и при­ емы запоминания: повторять с различ­ ными вариациями — громко и тихо, нараспев и скороговоркой, сопрано и басом, сопровождая постукиванием и с необычным акцентом. Вариации не только тонизируют память, но и созда­ ют богатство ассоциаций. Далее. При запоминании следует ис­ пользовать любые свои индивидуальные особенности. Известно, что одни лучше запоминают, переписав текст, другие — услышав его, третьи — увидев, четвер­ тые — под тихую музыку. Промежутки времени между повторениями нужно де­ лать максимальными. Повторять реко­ мендуется через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Очень полезно повторять за 15-20 минут до сна, а так­ же утром на свежую голову. л.КУПРИЯНОВИЧ. меня есть три мечты: увидеть горы, водопад и египетские пирами­ ды. Недавно одна моя мечта сбылась. Я почти неделю про­ вела в городе, который назван по имени горы Бештау — в переводе на русский это оз­ начает «пять». У Бештау как раз пять вершин. А город на­ зывается Пятигорск. В первый же день мы по­ шли на гору Машук на вы­ соту 988 метров. Когда поднимаешься в первый раз, то до последнего не веришь в возможность достичь вершины и понима­ ешь, что удалось, только на вершине, когда весь город, как на ладони, а ты стоишь выше облаков! Спускались мы быстрее, чем поднима­ лись, а когда уже оказались внизу и смотрели вверх, то опять не могли представить, что были там. Весь следующий день мы гуляли по Пятигорску. Сто­ ишь в центре города и ви­ дишь две горы — Машук и Бештау. Были в музее, под­ нимались на Горячую гору, где есть скульптура: орёл — символ здоровья, побеждаю­ щий змею — болезнь (тако­ го маленького орла-статуэт- ку я привезла в Липецк). Мы гуляли по парку с гротом Ди­ аны. Здесь когда-то бывал на небольших балах Лермон­ тов. Видели место той роко­ вой дуэли, а в последний день пошли и в дом-музей Лер­ монтова, в нем он провёл пос­ ледние месяцы жизни. На другое утро мы рано выехали с туристической базы и отправились на гор­ но-лыжный курорт в Домбай. Четыре часа дороги, и всё это время я почти не отрывалась от окна. Бывало, что даже не могла выбрать, в какое окно лучше смотреть. Увидела две вершины Эльбруса. По леген­ де, тот, кто увидит две вер­ шины сразу, станет счастли­ вым. А потом с двух сторон дороги пошли горы, горы, горы — такое я видела толь­ ко в фильмах. А теперь это происходило со мной. Были горы не очень высокие, были гораздо выше, окутанные снегом. На гору Домбай мы под­ нимались по канатной доро­ ге, на фуникулёре. Это ощу­ щение невозможно описать словами: ты поднимаешься вверх, и горы становятся всё ближе. Высота Домбая — около 2500 метров, а окру­ жают его горы в 3-4 тысячи метров. На вершине очень красиво: ослепительное сол­ нце, белый-белый снег и вок­ руг белоснежные высокие горы. Несмотря на снег, было довольно тепло, так что я даже сняла верхнюю одеж­ ду. Именно на Домбае я по­ н яла , Что горы — лучше моря. Мы заглянули там в заповедник. Я гладила оле­ ней и ещё мне понравился волк с такой эластичной шер­ стью. Наконец, наша группа пошла на гору Бештау. Вы­ сота седловины, на которую мы поднимались, 1400 мет­ рам. На эту гору было под­ ниматься гораздо сложнее, чем на Машук в Пятигорске: кроссовки постоянно сколь­ зили, иногда я падала. Шли, конечно, с остановками. Если казалось, что нет сил идти дальше, почему-то разбирал смех, и сразу представлялся спуск вниз. Не сказать, что быстро, но часа за два мы до­ стигли цели. Как только я сделала последний шаг, то сразу же и упала. А на са­ мую вершину поднимались только те, у кого была специ­ альная обувь на шипах. Немного посидев и сфо­ тографировавшись на фоне гор, мы стали спускаться вниз, при этом с криками — то ли от боязни врезаться в дерево, то ли вообще от по­ т р я с аю щ и х ощ ущ ений . Пусть было трудно подни­ маться, но мысль о том, что я всё-таки сум ела , было важнее усталости . У ста ­ лость прошла, а восторг ос­ тался. Домой я привезла много открыток и фотографий с видами гор, два сувенира и монетку счастья . Но для тех, кто не видел горы вбли­ зи, фотографии не могут пе­ редать тех ощущений, кото­ рые испытываешь на самом деле. ...Этот мир солнца, скал, л ьд а , сн ега , к а в к а з с к и х пихт, это такой заряд бодро­ сти и новых сил!.. Надежда ШМЕЛЕВА. Рис у нки Ека тери ны БЫЧКОВОЙ, Евгении ДВОСКИНОЙ и Игоря ГОЛЬЦЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz