Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

1 3 а в г у с т а 2 0 0 3 г . , № 1 5 8 (2 2 0 3 6 ) ж ШИПЕЦКАЯ •/Ж газета ВСЕ АЕТИ — НАШИ! Найти Липецкий областной детский дом о к а зал о сь д ел ом нехитрым. Четырнадцатый трам вай до ве з меня до нужной остановки . Как-то не вписывается это симпатичное зд ан и е в понятие «сиротское учреждение» . Чистенькие дорож ки вокруг, больш ие светлые окн а с нарядными шторами . Чистота и уют. Все дышит д обром и благополучием . а НИХ ЕСТЬ ВСЕ, НЕТ Т О И М О Н А Н Ы . . . У нас есть все, что необ­ ходимо детям, — с улыбкой встретила меня директор Га­ лина Теселкина. И действительно, помеще­ ния оборудованы с особой тщательностью и любовью. В спаленках расположились удобные кроватки. Раздевал­ ки, по-хозяйски устроенные. В игровых комнатах — со­ временная мебель, цветные телевизоры, дорогие игруш­ ки. Комнаты для занятий по­ хожи на школьные классы, но оформлены с большим вкусом и мастерством. Ни пылинки. Со второго этажа слышались детские голоса. Младшие воспитанники ра­ зучивали новую песню вмес­ те с музыкальным руководи­ телем Галиной Маркиной. А старшие учатся в школах № 25 и 31. То, что учатся дет­ домовские ребята рядом с обычными, домашними, — хорошо. Сейчас каникулы. — У нас около семидеся­ ти ребят, — говорит Галина Николаевна, — все они ста­ рательны , трудолюбивы и очень дружны. И, что глав­ ное, каждый увлечен каким- нибудь интересным делом. Это заметно. Все комна­ ты, коридоры и подсобные « Е И «Ей было 15, 17 ем у ...» , а вот д а л е е все р а зви в а ­ ется по сценарию , в после­ дние годы все б о л е е час­ то встречающемуся: он и он а создаю т молодую се ­ мью . Ранний бр ак . Роди ­ тели хватаются з а голову. С ам ф а к т ж е н и т ь б ы в столь юном возрасте ста­ новится животрепещущ ей темой для бабуш ек , кото­ ры е целыми днями сидят у п одъ е зд а . А счастливая п а р о ч к а ходи т по в е ч е ­ р ам гулять з а ручку, целу ­ ется и пытается играть в се­ м ейн ую ж и зн ь . Им енно играть, ведь , увы , уж е че ­ р е з п ару недель после м е ­ дово го м е сяц а сем ейн ая идиллия начинает рушить­ ся, к а к карточный домик... Д има был первой и един­ ственной любовью пятнад­ цатилетней Наташи. Как только Наташе исполнилось шестнадцать, они подали заявле­ ние в загс. Следующий месяц стал кошмаром: бесконечные скандалы с родителями, перего­ воры самих ошарашенных таким поворотом событий мам и пап па­ рочки и, наконец, ссоры между собой из-за множества матери­ альных и бытовых проблем. Ко дню свадьбы они рассорились в пух и прах. Наташа отказалась ехать в загс и вообще видеть Диму. Положение спас папа, не желающий дочке повторения ис­ тории Ромео и Джульетты. Дима и Наташа все-таки поженились, но только спустя шесть лет... «И правильно сделали!» — скажут свое веское слово психо­ логи, причем небезосновательно. Молодые люди, как это ни баналь­ но звучит, не готовы к столь от­ ветственному и решительному шагу. Они не способны в полной мере трезво оценить те жилищ­ ные, бытовые и материальные проблемы, которые встанут перед ними после свадьбы. В первую очередь, молодые не думают, где они будутжить. Ведь возможность купить отдельную квартиру есть далеко не у всех, а жить, хоть и неопытной, но все же семье вместе со «всезнающими» ро­ дителями ой как несладко! Бес­ конечные советы по обустрой­ ству быта со стороны беспокой­ ных папы и мамы и ведение двух хозяйств под одной крышей мо­ жет привести к спорам-ссорам, которые, как известно, до доб­ ра не доведут. Да еще и воз­ можность уединиться, побыть вместе без ощущения родитель­ ского присутствия, увы, почти не­ возможна. Не задумываются подростки и над таким немаловажным фак­ том, как деньги. Откуда они соби­ раются их брать, если в большин­ стве случаев сами нигде не рабо­ тают, а, скорее всего, даже не окончили школу? Жить за счет мамы с папой уже не получится —отдельная семья как-никак, а зарабатывать самим невозмож­ но в силу определенных обстоя­ тельств: на полный рабочий день можно устроиться по закону не раньше 18-ти. Вот так-то! Часто возникают у молодых проблемы и в интимной жизни, поскольку оба партнера не обла­ дают достаточным опытом. Конечно, есть и положитель­ ные моменты раннего брака: не полностью сформированные ха­ рактеры подростков позволяют им лучше «подстраиваться» друг под друга, быстрее достичь пси­ хологической совместимости, а маленькая разница в возрасте между молодыми родителями и ребенком позволяет прекрасно решать проблему отцов и детей. Но ведь это не повод к д ей ­ ствию! Отцы и дети... Да-да, еще совсем недавно беззаботные подростки, без проблем гуляю­ щие в свое удовольствие, с со ­ зданием семьи уже через год в 45 процентах случаев сталкива­ ются с еще одной проблемой — дети! Н е то чтобы Кристина хоте­ ла сегодняшней свадьбы, но по -дру гом у было помещения украшены краси­ выми поделками из природ­ ных материалов и рисунками. Место любой такой вещи — на выставке. Неужели ребя­ та сами создали такую кра­ соту? — Конечно, — прозвучал ответ, — но под руководством наших педагогов — Ларисы Савенковой и Нелли Торши­ ной. Вообще дети здесь приуче­ ны к любой домашней рабо­ те. Они умеют стирать и гла­ дить, наводить порядок и ус­ транять небольшие хозяй ­ ственные неполадки. Сотруд­ ники детского дома постара­ лись научить их всему, что умеют сами. И, конечно, это правильно. Особая гордость детдомов­ цев — зимний сад. Здесь словно потрудился волшеб­ ник: отборные сорта комнат­ ных растений и пальм, их оригинальная форма, а рас­ положение продумано так тщательно. Между аккурат­ ными горшочками —г «доми­ ки» крошечных питомцев: ак­ вариумы с рыбками и черепа­ хой, клетки с птицами. — А живой уголок, — рассказывают педагоги до­ полнительного образования, — это в основном подарки ше­ фов... Их у детского дома нема­ ло: управление внутренних дел, липецкий «Водоканал», «Зеленхоз», «Липецкэлект- росвязь»... Работники этих организаций с теплом отно­ сятся к ребятишкам, «балу­ ют» их подарками. На праз­ дники, и тем более в Новый год, без внимания не остав­ ляют. Ребята сами готовят вкусные блюда, пекут пиро­ ги и торты, устраивают кон­ церты, ставят спектакли . Много талантливых детей. Они учатся в музыкальных школах, становятся лауреа­ тами областных конкурсов художественной самодея­ тельности, выступают с кон­ цертами во многих организа­ циях города. А помогают им руководитель танцевального кружка Александр Орлов, организатор Ирина Шачнева и другие педагоги. Кстати, повезло ребятам в том, что все сотрудники детдома — люди увлеченные, горячо любящие детей и свою рабо­ ту. Наверное, в этом и есть их ключик к сердцам обде­ ленных судьбой детишек. Концертные костюмы вос­ питанники готовят сами. — Многие очень любят УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ... нельзя! С Сашей она познакоми­ лась на вечеринке. Ему было 18, и для четырнадцатилетней девуш­ ки он был подобен кумиру. Они начали встречаться, и все ее под­ ружки просто умирали от завис­ ти: дружить с совершеннолетним, да еще и студентом вуза — это престижно. Через месяц Саша на­ чал склонять Кристину к интимной близости. Не то чтобы она этого хотела, но думала, что так надо, так все делают, и безропотно со­ гласилась. Еще через месяц вы­ яснилось, что Кристина беремен­ на. «Аборт невозможен!» —вынес «приговор» гинеколог. И вот се ­ годня она выходила замуж за Сашу... Не то чтобы ей хотелось, но так было надо, так сказал папа, который и заставил жениться на ней Сашу. Таких и не только таких исто­ рий много, но исход у них один: многие вступают в ранний брак, расплачиваясь за ведение беспеч­ ной половой жизни. Практикую­ щий врач-гинеколог объяснил мне, что связано это с сексуаль­ ной неграмотностью подростков. Несмотря на современную пропа­ ганду здорового и защищенного секса, юноши и девушки в боль­ шинстве своем не знают о сред­ ствах защиты пологого акта, а если и знают, то по словам «опыт­ ных» друзей-подруг, не знают и о возможных последствиях ранней половой жизни. Возможность за­ ражения венерическими заболе­ ваниями в данном случае даже не самое страшное. Молодые девуш­ ки в силу своей детскости, узнав о свалившейся на их голову беде, начинают лить слезы в подушку и, по той же причине, боясь пока­ заться врачу, начинают проделы­ вать с собой ужасные вещи, пы­ таясь избавиться от нежеланного ребенка бабушкиными способа­ ми. Они боятся во всем признать­ ся родителям и предпочитают по­ резать вены или выброситься из окна. Но даже если девушка с парнем нашли в с е б е силы осознать происходящее и при­ знались в этом, не во всех слу­ чаях можно сделать аборт. Вболь­ шинстве своем «невесты» тринад­ цати-шестнадцати лет еще полно­ стью не сформировались и не подготовились к родам, а аборт может привести к летальному ис­ ходу. Хотя и сама беременность может дать большие осложнения для подросткового организма. Так и заключаются ранние браки, и чаще даже по настоянию родителей, а не по желанию де ­ тей. ---- .ни настояли на нашей 1свадьбе, а я не хотела за тебя выходить! Это ВИ.'.. К- шить, — с удовольствием вступает в беседу руководи­ тель кружка кройки и шитья Антонина Гродовская, — вы видели халаты для бассейна, пижамы? Их сшили наши девочки. Ежегодно в детском доме проходит театрализованный показ, где юные модницы щеголяют друг перед другом в изысканных нарядах от... самих же «моделей». Впрочем, все детдомовцы одеваются хорошо. Руководи­ тели учреждения тратят нема­ лые деньги на индивидуаль­ ный пошив платьев и костюм­ чиков для ребят. Хочется же, чтобы их подопечные выгля­ дели не хуже других. — Вы, наверное, шутите, что из детдома, — недоуме­ вают порой водители «марш­ руток», когда ребята отправ­ ляются на очередную экскур­ сию в театры или на выстав­ ки. Они вообще много путе шествуют: ездят в другие города, посе­ щают исторические места. Каждый их день заполнен собы тиями до «о тка за» . Иногда обычные домашние дети даже завидуют такой насыщенной жизни. И завидовать есть чему. Не у каждого ведь ребенка есть дома бассейн, велико­ лепный спортзал со шведски­ ми стенками, тренажерами и современным спортивным ин­ вентарем. Не всякому под силу соорудить огромный, красиво оформленный музы­ кально-хореографический зал. А у детдомовцев все это есть. Частенько они могут со­ браться в просторной светлой столовой, где за чашкой чая обсуждают насущные пробле­ мы, какие-то свои достиже­ ния . Под стать всему ос­ тальному их ежедневное меню: разнообразие мясных и мо- л о ч н ы х б л ю д , изобилие овощей и фруктов... Каждый год в детском доме ремонтируют помеще­ ния, меняют интерьер. Каза­ лось бы, что еще нужно для счастливого полноценного детства?.. — Мама, мамочка! — вдруг выскакивает откуда-то из глубины коридора малыш и, подбежав, прижимается теплой щекой к моей ладони. Растерянно провожу рукой по его жиденьким черным волосикам и вдруг понимаю, что все, сказанное мною выше, теряет смысл... Татьяна ИВАНОВА. « О все из-за ТВОЕГО ребёнка...» — в очередной раз ссорилась 16- летняя Рита со своим мужем-ро- весником Колей. «Анечего было ЕГО вообще оставлять! Я за НИМ ухаживать не собираюсь. Они на­ стояли, пусть и разбираются сами!»—отвечал ей в том же духе молодой супруг. Через пару месяцев на голо­ ву Ритиной мамы свалился еще один младенец, помимо своей двухлетней малышки. А молодая парочка рассорилась окончатель­ но, гуляла по отдельности дни на­ пролет, практически не появляясь дома. Ранний брак — ранние дети, а дети, как известно, требуют внимания, привязывают родите­ лей к дому, ограничивают сво­ боду передвижения. Очень час­ то, уже будучи семейными людь­ ми, юноши и девушки понима­ ют, что многое прошло мимо них, и начинают наверстывать упущенное, перекладывая непо­ сильное родительское бремя на своих пап и мам. Они гуляют, ходят на дискотеки, живут жиз­ нью, которую они недожили и ко­ торую прервали необдуманным решением о вступлении в брак. Молодые безответственные роди­ тели совершенно забывают о сво­ их чадах, которые вынуждены ра­ сти под присмотром бабушек и дедушек, называя их мамами и папами. Такое воспитание трав­ мирует малыша. И один неверный шаг родителей в прошлом кале­ чит жизнь ребенка. Можете себе представить, каким будет следу­ ющее поколение, если оно будет расти из брошенных на попечение других и ненужных своим родите­ лям детей?!. Так что же такое ранний брак: приговор, нелепая случайность, безответственная выходка или счастливое продолжение люб­ ви? гатя дружила с Мишей с того самого дня, когда их мамы шосадили своих чад рядом в одну песочницу, предопределив тем самым их будущее. Они с дет­ ства играли в семью: представ­ ляли себя женихом и невестой, мужем и женой, отцом и матерью любимых детей. В 16 они поже­ нились. Их родители были только «за», ведь уже привыкли, что их дети всегда вместе, и другой судьбы им не желали. Молодоже­ нам было где жить, Мишины и Катины родители были довольно обеспеченными людьми и помога­ ли молодым, пока те получали об­ разование. Сейчас Миша и Катя живут вместе уже пятнадцать лет. Уних крепкая семья, дети. Эта счастли­ вая пара не знает, повезло им или На снимках: дом, в котором мы живём. Фото Николая ЧЕРКАСОВА. с .. т ПОСОБИЕ ДЛЯ «ТРУДНЫХ» РОДИТЕЛЕМ Б Е Л Ы Е В О Р О Н Ы Р у б р и к у ведет Елена ТАРАВКОВА. На этот р а з мы попросили наших постоянных ав торо в , ведущих эту рубрику , Ирину М едведеву и Татьяну Шишову, подробн ее рассказать об их м етоде лечения детских неврозов — том самом лечебном кукольном театре , о котором так много говорят и пишут. они сами всего добились и все смогли пережить, и даже не з а ­ думывается об этом, ведь еще будучи подростками знали, что со­ зданы друг для друга. Но такой «барру епс!» ред­ кость, и чаще все складывается совсем иначе: разбитые сердца и судьбы... Чаще ранний брак—это тяжкий крест, который подростки бездумно взваливают на свои хрупкие плечи. Так что права рус­ ская поговорка: «Семь раз отмерь —один отрежь». О л ь г а С Т Р Е Л Ь Н И К О В А , с т у д е н т к а ф а к у л ь т е т а ж у р н а л и с т и к и Р о с с и й с к о г о у н и в е р с и т е т а Д р у ж б ы н а р о д о в . ГО РЬКИ Е Ц И Ф РЫ СТАТИСТИКИ : • В Р о с с и и о к о л о 2 м лн . м о л о ды х с е м е й ю н ош ей и д е ­ в уш е к д о 18 лет. • 4 8 проц ент ов ранн и х б р а к о в ра сп адают ся в п е р вы й г о д совместной с ем ей н о й жиз­ ни и ещ е 2 0 проц ент ов н е жи­ вут вмест е. • 7 6 проц ент ов м о л о ды х с е м е й живут вм ест е с родит е ­ лями , 15 процентов и з них сни ­ мают к в а рт и р у , о ст а л ь н ы е имеют счаст ье в в и д е от дель ­ ной квартиры. • 4 5 проц ент ов м о л о ды х с е м е й ч е р е з г о д оказы вают ся п е р е д п р о б л е м о й п о я в л ен и я собственных дет ей , 7 2 п р оц ен ­ та таких с л у ч а е в заканчивают ­ с я абортами . • Аборты р а з р еш е н ы в 5 4 странах м и ра . В 9 7 странах м ира оперативное пр е ры в а н и е б ер ем ен н о ст и находит ся в н е закона . • В м и р е еж е го д н о с о ­ в е рш а ет ся 1 0 - 2 2 м л н . п о д ­ п о л ьны х аборт ов , с р е д и ни х б о л е е п оловины приходится на д е в у ш е к в в о зр а ст е д о 18 лет. Д ети, с которыми мы имеем дело в своей психотерапевтической практике, — не совсем обычные. Но это и не те, кого принято на­ зывать душевнобольными, помешан­ ными, сумасшедшими. У таких детей не очень понятно, где кончается дур­ ной характер или дурное воспитание и начинается болезнь. В психиатрии это принято называть «пограничными состояниями». Понаблюдайте внима­ тельнее за детьми, к примеру, на елоч­ ном представлении. Вот мальчик, который стоит поза­ ди всей толпы и, судорожно стиснув мамину руку, смотрит в пол. Мама и так и сяк уговаривает его поучаство­ вать в общем веселье, сама вымучен­ но улыбается, чтобы подать ему при­ мер... Но он в ответ только набычива­ ется и бурчит: «Пойдем домой, мне на­ доело». А в самой гуще вы можете увидеть другого мальчика. Он так взволнован, так захвачен зрелищем, что утратил над собой контроль и лихорадочно гры­ зет ногти или сосет палец, а то и вре­ мя от времени, не чувствуя боли, вы­ рывает у себя на макушке волосы. Лицо такого ребенка бывает при этом обезображено судорогами. А теперь обратите внимание на ве­ селую девочку. Она жаждет рассказать стишок или спеть песенку, громко сме­ ется. Все бы хорошо, только мама по­ чему-то каждые десять минут водит ее в туалет и на всякий случай держит наготове сменные колготки. Казалось бы, что общего между этими детьми? А общий у них диаг­ ноз: все трое — классические невроти­ ки. На Западе их называют «исклю­ чительные дети», «дети с проблема­ ми». У нас же таких ребят называют «трудными», «странными» или даже «с приветом». Врач для успокоения ро­ дителей пропишет маленькому паци­ енту что-то из арсенала психотропных препаратов и скажет на прощание: «Ребенок у вас трудный. Будьте с ним очень осторожны». Но лекарство зачастую, кроме по­ вышенной сонливости, ничего не дает, а что значит «быть очень осторожным» — этого, скорее всего, не ведает и сам компетентный советчик. Трагизм сво­ его изгойства, своего аутсайдерства не­ которые дети ощущают рано. Семилет­ ний Виталик на вопрос «Каким тебя видят окружающие? » чуть слышно от­ ветил: «Мальчиком с опущенной го­ ловой». (Так мы и назвали свою пер­ вую лечебную пьесу: «История маль­ чика с опущенной головой».) Идея лечить невротиков с помощью кукольного театра возникла у нас слу­ чайно. В прошлом одна из нас — Та­ тьяна Шишова — педагог. Вторая — Ирина Медведева — работала психо­ логом в детской психиатрической кли­ нике. А потом мы вместе стали писать пьесы для театра кукол. И в этом ка ­ честве (соавторов-драматургов) время от времени участвовали в разнообраз­ ных кукольных фестивалях. И вот од­ нажды обратили внимание на то, что актер может «в живом плане» (т.е. вы­ ходя на сцену без кукол) играть про­ сто ужасно, но — удивительное дело! — беря в руки куклу, он становится гораздо раскованнее, пластичнее. И тогда мы поняли, что кукла слу­ жит актеру своего рода защитой, опо­ рой. А если.это не актер, а болезненно застенчивый ребенок? Может, застен­ чивый, спрятавшись за стенку (т. е. за ширму), не боясь быть уличенным, ибо будет говорить от лица куклы, — мо­ жет, он получит уникальную возмож­ ность целительной исповеди? «Вот бы попробовать таким образом поработать с нервными детьми», — по­ думали мы. Потом случилось армянское землетрясение, и тяжело раненные люди лежали в известной московской клини­ ке в Абрикосовском переулке. И вот эти люди, потерявшие дом, семью, ноги и руки, неподвижные, беспомощные, на волоске от смерти, как ни странно, вспом­ нили, что скоро Новый год, у всех праз­ дник, а они тут... Пришлось срочно придумывать праз­ дник. 31-го вечером в больницу приехал художник театра Образцова Женя Сере­ гин, захватив с собой трех очарователь­ ных, трогательных марионеток. Ловко управляя ими, он показал незамысло­ ватые, но тоже очень трогательные кон­ цертные номера. И произошло удиви­ тельное (мы — свидетели!). Люди, кото­ рые три недели пребывали в состоянии психического анабиоза, заторможеннос­ ти, вдруг стали смеяться, плакать и даже взвизгивать, как маленькие дети. Но са­ мое потрясающее случилось после пред­ ставления: взрослые захотели попро­ щаться с куклами за руку! Потом, переваривая новогодние впе­ чатления, мы поняли, что произошло: скорее всего, больные во время концер­ та продемонстрировали явный психичес­ кий регресс, а попросту говоря, впали в детство. Но при этом вышли наконец из состояния шока! И мы подумали: если куклы имеют такую магическую власть над больным взрослым, то что же будет с больным ребенком, да еще при систем­ ном, длительном воздействии?! Сейчас у нас за плечами годы напря­ женной регулярной работы с небольши­ ми группами детей, страдающих повы­ шенной застенчивостью, демонстративно­ стью, страхами, агрессивностью, тиками, заиканием, энурезом, аутизмом (в лег­ кой форме), психопатиями, психотрав­ мами. Занимаемся мы и с астматиками, ведь астма часто имеет невротическую природу. Один из главных наших прин­ ципов — не лечение отдельного симпто­ ма или набора симптомов, а попытка про­ никнуть глубже, заглянуть в душу ре­ бенка, понять, чем же вызваны эти сим­ птомы, где «поломка», что данному кон­ кретному ребенку мешает жить? Мы это называем выявлением патологической доминанты. Однако дети не знают, что они при­ шли к нам лечиться, и это тоже один из важнейших принципов нашей работы. Наши дети считают, что они, придя к нам, учатся быть артистами, играют в кукольный театр. Идея использования театральных средств в психотерапии не нам первым пришла в голову. В 1940 году Якоб Леви Морено, выходец из Ру­ мынии, основал в США Институт социо­ метрии и психодрамы. Наша методика напоминает психо­ драму только по формальным призна­ кам: мы тоже пользуемся театральны­ ми средствами. Различия у нас гораздо более существенные, чем сходство. На­ чать с того, что сценарии мы всегда пи­ шем сами, давая детям возможность эк­ спромта. Клиники-стационара нет, а есть просторная комната, куда приходят дети и родители на 2-2,5 часа. Проживание конкретных травмирую­ щих ситуаций, что составляет основу пси­ ходрамы, для нас лишь первый, как бы верхний пласт. Мы убеждены, что мож­ но добиться гораздо более значительных результатов, облекая проблемы пациен­ тов в иносказательную, метафорическую форму. Особенно если пациенты —дети. Мы опираемся на «верхние этажи» лич­ ности, на сознание и сверхсознание. Опыт нашей работы показал, что воз­ вышенная личность впоследствии сама успешно справляется со своими «низа­ ми». Теперь о том, как строится наша ра­ бота. Она состоит из двух этапов. Пер­ вый условно называется «Лечебные этю­ ды». Большое внимание уделяется ра­ боте дома, где дети вместе с родителя­ ми репетируют те сценки, которые мы им задаем. Все занятия проходят вмес­ те с родителями, и родители не просто присутствуют, а самым активным обра­ зом включаются в происходящее. И очень часто именно в результате совме­ стной деятельности папы и мамы впер­ вые по-настоящему понимают, как не­ легко живется их больному ребенку, и учатся умно ему помогать. Кстати, родители таких детей неред­ ко и сами нуждаются в помощи, ведь генетика в психических отклонениях играет далеко не последнюю роль. По нашему глубочайшему убеждению (и не только нашему!), невроз возникает и развивается в семье, а потому лечиться должен тоже в семье. Скажем, повы­ шенно агрессивный ребенок почти каж­ дый день приходит из школы в синяках и с учительской записью в дневнике. В качестве промежуточного резуль­ тата можно добиться того, что агрессив­ ность будет проявляться гораздо реже и в более мягких формах. А в идеале такой ребенок при правильной работе превратится в защитника «униженных и оскорбленных», то есть будет драться с теми хулиганами, которые обижают слабых. Присущий ему от природы бое­ вой дух как бы меняет вектор, облаго­ раживается. Дети, всячески поощряемые нами, все с большей охотой совершенствуют­ ся в «актерском мастерстве» (их бук­ вально невозможно увести домой после двух часов напряженной работы!) и с нетерпением ждут второго этапа. Второй этап — это лечебный спек­ такль. Многим здоровым взрослым хо­ чется побыть на сцене, а представляете, как этого жаждет больной ребенок?! Для него вершиной пройденного пути будет, конечно, представление, на которое он пригласит родных и приятелей. Нам же гораздо важнее репетиции, где дети про­ живают данные им роли. Некоторые ре­ бята получают сразу несколько ролей, и, напротив, бывает, что мы одну роль распределяем между двумя, тремя, а то и четырьмя «артистами». Репетиции длятся около месяца, иногда полтора. Куклы, декорации, ко­ стюмы и прочие атрибуты участники спектакля делают сами. Пройдя первый этап, они, как правило, в состоянии справиться с довольно сложными зада­ чами. На втором этапе мы продолжаем, уже на более глубинном уровне, работу с па­ тологической доминантой. Здесь мож­ но наблюдать очень интересный пара­ докс. Казалось бы, если доводить какую- то отрицательную черту до карикатуры, то есть, условно говоря, если склонно­ му к подлости человеку дать роль отпе­ того негодяя, он, этот человек, вжив­ шись в роль, станет только еще хуже. Но почему-то именно усугубление, ока- рикатуривание типажа в пьесе ведет к освобождению от природной невротичес­ кой типажности. (Разумеется, такое па­ радоксальное воздействие возможно только через художественный образ и только если роль подобрана правильно, а правильно она может быть подобрана только специалистом-психотерапевтом.) Так вот, к концу второго этапа сквозь типаж проступает доминирующая лич­ ность. И даже лицо преображается. Это можно сравнить с гусеницей, которой надо сначала окуклиться, чтобы превра­ титься в бабочку. А потом, воспаряя, бабочка оставляет на земле ненужную ей больше оболочку-кокон. То же са­ мое происходит с'окрепшей, окрылен­ ной душой. Опыт показывает, что в случаях ис­ тинных неврозов (дело в том, что часто невроз можно спутать с более серьезны­ ми психическими отклонениями, в том числе и с шизофренией) двух этапов, а иногда и одного, бывает достаточно для полного исцеления. Рисунок Екатерины БЫЧКОВОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz