Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
1 3 а в г у с т а 2 0 0 3 г . , № 1 5 8 (2 2 0 3 6 ) ж ШИПЕЦКАЯ •/Ж газета ВСЕ АЕТИ — НАШИ! Найти Липецкий областной детский дом о к а зал о сь д ел ом нехитрым. Четырнадцатый трам вай до ве з меня до нужной остановки . Как-то не вписывается это симпатичное зд ан и е в понятие «сиротское учреждение» . Чистенькие дорож ки вокруг, больш ие светлые окн а с нарядными шторами . Чистота и уют. Все дышит д обром и благополучием . а НИХ ЕСТЬ ВСЕ, НЕТ Т О И М О Н А Н Ы . . . У нас есть все, что необ ходимо детям, — с улыбкой встретила меня директор Га лина Теселкина. И действительно, помеще ния оборудованы с особой тщательностью и любовью. В спаленках расположились удобные кроватки. Раздевал ки, по-хозяйски устроенные. В игровых комнатах — со временная мебель, цветные телевизоры, дорогие игруш ки. Комнаты для занятий по хожи на школьные классы, но оформлены с большим вкусом и мастерством. Ни пылинки. Со второго этажа слышались детские голоса. Младшие воспитанники ра зучивали новую песню вмес те с музыкальным руководи телем Галиной Маркиной. А старшие учатся в школах № 25 и 31. То, что учатся дет домовские ребята рядом с обычными, домашними, — хорошо. Сейчас каникулы. — У нас около семидеся ти ребят, — говорит Галина Николаевна, — все они ста рательны , трудолюбивы и очень дружны. И, что глав ное, каждый увлечен каким- нибудь интересным делом. Это заметно. Все комна ты, коридоры и подсобные « Е И «Ей было 15, 17 ем у ...» , а вот д а л е е все р а зви в а ется по сценарию , в после дние годы все б о л е е час то встречающемуся: он и он а создаю т молодую се мью . Ранний бр ак . Роди тели хватаются з а голову. С ам ф а к т ж е н и т ь б ы в столь юном возрасте ста новится животрепещущ ей темой для бабуш ек , кото ры е целыми днями сидят у п одъ е зд а . А счастливая п а р о ч к а ходи т по в е ч е р ам гулять з а ручку, целу ется и пытается играть в се м ейн ую ж и зн ь . Им енно играть, ведь , увы , уж е че р е з п ару недель после м е дово го м е сяц а сем ейн ая идиллия начинает рушить ся, к а к карточный домик... Д има был первой и един ственной любовью пятнад цатилетней Наташи. Как только Наташе исполнилось шестнадцать, они подали заявле ние в загс. Следующий месяц стал кошмаром: бесконечные скандалы с родителями, перего воры самих ошарашенных таким поворотом событий мам и пап па рочки и, наконец, ссоры между собой из-за множества матери альных и бытовых проблем. Ко дню свадьбы они рассорились в пух и прах. Наташа отказалась ехать в загс и вообще видеть Диму. Положение спас папа, не желающий дочке повторения ис тории Ромео и Джульетты. Дима и Наташа все-таки поженились, но только спустя шесть лет... «И правильно сделали!» — скажут свое веское слово психо логи, причем небезосновательно. Молодые люди, как это ни баналь но звучит, не готовы к столь от ветственному и решительному шагу. Они не способны в полной мере трезво оценить те жилищ ные, бытовые и материальные проблемы, которые встанут перед ними после свадьбы. В первую очередь, молодые не думают, где они будутжить. Ведь возможность купить отдельную квартиру есть далеко не у всех, а жить, хоть и неопытной, но все же семье вместе со «всезнающими» ро дителями ой как несладко! Бес конечные советы по обустрой ству быта со стороны беспокой ных папы и мамы и ведение двух хозяйств под одной крышей мо жет привести к спорам-ссорам, которые, как известно, до доб ра не доведут. Да еще и воз можность уединиться, побыть вместе без ощущения родитель ского присутствия, увы, почти не возможна. Не задумываются подростки и над таким немаловажным фак том, как деньги. Откуда они соби раются их брать, если в большин стве случаев сами нигде не рабо тают, а, скорее всего, даже не окончили школу? Жить за счет мамы с папой уже не получится —отдельная семья как-никак, а зарабатывать самим невозмож но в силу определенных обстоя тельств: на полный рабочий день можно устроиться по закону не раньше 18-ти. Вот так-то! Часто возникают у молодых проблемы и в интимной жизни, поскольку оба партнера не обла дают достаточным опытом. Конечно, есть и положитель ные моменты раннего брака: не полностью сформированные ха рактеры подростков позволяют им лучше «подстраиваться» друг под друга, быстрее достичь пси хологической совместимости, а маленькая разница в возрасте между молодыми родителями и ребенком позволяет прекрасно решать проблему отцов и детей. Но ведь это не повод к д ей ствию! Отцы и дети... Да-да, еще совсем недавно беззаботные подростки, без проблем гуляю щие в свое удовольствие, с со зданием семьи уже через год в 45 процентах случаев сталкива ются с еще одной проблемой — дети! Н е то чтобы Кристина хоте ла сегодняшней свадьбы, но по -дру гом у было помещения украшены краси выми поделками из природ ных материалов и рисунками. Место любой такой вещи — на выставке. Неужели ребя та сами создали такую кра соту? — Конечно, — прозвучал ответ, — но под руководством наших педагогов — Ларисы Савенковой и Нелли Торши ной. Вообще дети здесь приуче ны к любой домашней рабо те. Они умеют стирать и гла дить, наводить порядок и ус транять небольшие хозяй ственные неполадки. Сотруд ники детского дома постара лись научить их всему, что умеют сами. И, конечно, это правильно. Особая гордость детдомов цев — зимний сад. Здесь словно потрудился волшеб ник: отборные сорта комнат ных растений и пальм, их оригинальная форма, а рас положение продумано так тщательно. Между аккурат ными горшочками —г «доми ки» крошечных питомцев: ак вариумы с рыбками и черепа хой, клетки с птицами. — А живой уголок, — рассказывают педагоги до полнительного образования, — это в основном подарки ше фов... Их у детского дома нема ло: управление внутренних дел, липецкий «Водоканал», «Зеленхоз», «Липецкэлект- росвязь»... Работники этих организаций с теплом отно сятся к ребятишкам, «балу ют» их подарками. На праз дники, и тем более в Новый год, без внимания не остав ляют. Ребята сами готовят вкусные блюда, пекут пиро ги и торты, устраивают кон церты, ставят спектакли . Много талантливых детей. Они учатся в музыкальных школах, становятся лауреа тами областных конкурсов художественной самодея тельности, выступают с кон цертами во многих организа циях города. А помогают им руководитель танцевального кружка Александр Орлов, организатор Ирина Шачнева и другие педагоги. Кстати, повезло ребятам в том, что все сотрудники детдома — люди увлеченные, горячо любящие детей и свою рабо ту. Наверное, в этом и есть их ключик к сердцам обде ленных судьбой детишек. Концертные костюмы вос питанники готовят сами. — Многие очень любят УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ... нельзя! С Сашей она познакоми лась на вечеринке. Ему было 18, и для четырнадцатилетней девуш ки он был подобен кумиру. Они начали встречаться, и все ее под ружки просто умирали от завис ти: дружить с совершеннолетним, да еще и студентом вуза — это престижно. Через месяц Саша на чал склонять Кристину к интимной близости. Не то чтобы она этого хотела, но думала, что так надо, так все делают, и безропотно со гласилась. Еще через месяц вы яснилось, что Кристина беремен на. «Аборт невозможен!» —вынес «приговор» гинеколог. И вот се годня она выходила замуж за Сашу... Не то чтобы ей хотелось, но так было надо, так сказал папа, который и заставил жениться на ней Сашу. Таких и не только таких исто рий много, но исход у них один: многие вступают в ранний брак, расплачиваясь за ведение беспеч ной половой жизни. Практикую щий врач-гинеколог объяснил мне, что связано это с сексуаль ной неграмотностью подростков. Несмотря на современную пропа ганду здорового и защищенного секса, юноши и девушки в боль шинстве своем не знают о сред ствах защиты пологого акта, а если и знают, то по словам «опыт ных» друзей-подруг, не знают и о возможных последствиях ранней половой жизни. Возможность за ражения венерическими заболе ваниями в данном случае даже не самое страшное. Молодые девуш ки в силу своей детскости, узнав о свалившейся на их голову беде, начинают лить слезы в подушку и, по той же причине, боясь пока заться врачу, начинают проделы вать с собой ужасные вещи, пы таясь избавиться от нежеланного ребенка бабушкиными способа ми. Они боятся во всем признать ся родителям и предпочитают по резать вены или выброситься из окна. Но даже если девушка с парнем нашли в с е б е силы осознать происходящее и при знались в этом, не во всех слу чаях можно сделать аборт. Вболь шинстве своем «невесты» тринад цати-шестнадцати лет еще полно стью не сформировались и не подготовились к родам, а аборт может привести к летальному ис ходу. Хотя и сама беременность может дать большие осложнения для подросткового организма. Так и заключаются ранние браки, и чаще даже по настоянию родителей, а не по желанию де тей. ---- .ни настояли на нашей 1свадьбе, а я не хотела за тебя выходить! Это ВИ.'.. К- шить, — с удовольствием вступает в беседу руководи тель кружка кройки и шитья Антонина Гродовская, — вы видели халаты для бассейна, пижамы? Их сшили наши девочки. Ежегодно в детском доме проходит театрализованный показ, где юные модницы щеголяют друг перед другом в изысканных нарядах от... самих же «моделей». Впрочем, все детдомовцы одеваются хорошо. Руководи тели учреждения тратят нема лые деньги на индивидуаль ный пошив платьев и костюм чиков для ребят. Хочется же, чтобы их подопечные выгля дели не хуже других. — Вы, наверное, шутите, что из детдома, — недоуме вают порой водители «марш руток», когда ребята отправ ляются на очередную экскур сию в театры или на выстав ки. Они вообще много путе шествуют: ездят в другие города, посе щают исторические места. Каждый их день заполнен собы тиями до «о тка за» . Иногда обычные домашние дети даже завидуют такой насыщенной жизни. И завидовать есть чему. Не у каждого ведь ребенка есть дома бассейн, велико лепный спортзал со шведски ми стенками, тренажерами и современным спортивным ин вентарем. Не всякому под силу соорудить огромный, красиво оформленный музы кально-хореографический зал. А у детдомовцев все это есть. Частенько они могут со браться в просторной светлой столовой, где за чашкой чая обсуждают насущные пробле мы, какие-то свои достиже ния . Под стать всему ос тальному их ежедневное меню: разнообразие мясных и мо- л о ч н ы х б л ю д , изобилие овощей и фруктов... Каждый год в детском доме ремонтируют помеще ния, меняют интерьер. Каза лось бы, что еще нужно для счастливого полноценного детства?.. — Мама, мамочка! — вдруг выскакивает откуда-то из глубины коридора малыш и, подбежав, прижимается теплой щекой к моей ладони. Растерянно провожу рукой по его жиденьким черным волосикам и вдруг понимаю, что все, сказанное мною выше, теряет смысл... Татьяна ИВАНОВА. « О все из-за ТВОЕГО ребёнка...» — в очередной раз ссорилась 16- летняя Рита со своим мужем-ро- весником Колей. «Анечего было ЕГО вообще оставлять! Я за НИМ ухаживать не собираюсь. Они на стояли, пусть и разбираются сами!»—отвечал ей в том же духе молодой супруг. Через пару месяцев на голо ву Ритиной мамы свалился еще один младенец, помимо своей двухлетней малышки. А молодая парочка рассорилась окончатель но, гуляла по отдельности дни на пролет, практически не появляясь дома. Ранний брак — ранние дети, а дети, как известно, требуют внимания, привязывают родите лей к дому, ограничивают сво боду передвижения. Очень час то, уже будучи семейными людь ми, юноши и девушки понима ют, что многое прошло мимо них, и начинают наверстывать упущенное, перекладывая непо сильное родительское бремя на своих пап и мам. Они гуляют, ходят на дискотеки, живут жиз нью, которую они недожили и ко торую прервали необдуманным решением о вступлении в брак. Молодые безответственные роди тели совершенно забывают о сво их чадах, которые вынуждены ра сти под присмотром бабушек и дедушек, называя их мамами и папами. Такое воспитание трав мирует малыша. И один неверный шаг родителей в прошлом кале чит жизнь ребенка. Можете себе представить, каким будет следу ющее поколение, если оно будет расти из брошенных на попечение других и ненужных своим родите лям детей?!. Так что же такое ранний брак: приговор, нелепая случайность, безответственная выходка или счастливое продолжение люб ви? гатя дружила с Мишей с того самого дня, когда их мамы шосадили своих чад рядом в одну песочницу, предопределив тем самым их будущее. Они с дет ства играли в семью: представ ляли себя женихом и невестой, мужем и женой, отцом и матерью любимых детей. В 16 они поже нились. Их родители были только «за», ведь уже привыкли, что их дети всегда вместе, и другой судьбы им не желали. Молодоже нам было где жить, Мишины и Катины родители были довольно обеспеченными людьми и помога ли молодым, пока те получали об разование. Сейчас Миша и Катя живут вместе уже пятнадцать лет. Уних крепкая семья, дети. Эта счастли вая пара не знает, повезло им или На снимках: дом, в котором мы живём. Фото Николая ЧЕРКАСОВА. с .. т ПОСОБИЕ ДЛЯ «ТРУДНЫХ» РОДИТЕЛЕМ Б Е Л Ы Е В О Р О Н Ы Р у б р и к у ведет Елена ТАРАВКОВА. На этот р а з мы попросили наших постоянных ав торо в , ведущих эту рубрику , Ирину М едведеву и Татьяну Шишову, подробн ее рассказать об их м етоде лечения детских неврозов — том самом лечебном кукольном театре , о котором так много говорят и пишут. они сами всего добились и все смогли пережить, и даже не з а думывается об этом, ведь еще будучи подростками знали, что со зданы друг для друга. Но такой «барру епс!» ред кость, и чаще все складывается совсем иначе: разбитые сердца и судьбы... Чаще ранний брак—это тяжкий крест, который подростки бездумно взваливают на свои хрупкие плечи. Так что права рус ская поговорка: «Семь раз отмерь —один отрежь». О л ь г а С Т Р Е Л Ь Н И К О В А , с т у д е н т к а ф а к у л ь т е т а ж у р н а л и с т и к и Р о с с и й с к о г о у н и в е р с и т е т а Д р у ж б ы н а р о д о в . ГО РЬКИ Е Ц И Ф РЫ СТАТИСТИКИ : • В Р о с с и и о к о л о 2 м лн . м о л о ды х с е м е й ю н ош ей и д е в уш е к д о 18 лет. • 4 8 проц ент ов ранн и х б р а к о в ра сп адают ся в п е р вы й г о д совместной с ем ей н о й жиз ни и ещ е 2 0 проц ент ов н е жи вут вмест е. • 7 6 проц ент ов м о л о ды х с е м е й живут вм ест е с родит е лями , 15 процентов и з них сни мают к в а рт и р у , о ст а л ь н ы е имеют счаст ье в в и д е от дель ной квартиры. • 4 5 проц ент ов м о л о ды х с е м е й ч е р е з г о д оказы вают ся п е р е д п р о б л е м о й п о я в л ен и я собственных дет ей , 7 2 п р оц ен та таких с л у ч а е в заканчивают с я абортами . • Аборты р а з р еш е н ы в 5 4 странах м и ра . В 9 7 странах м ира оперативное пр е ры в а н и е б ер ем ен н о ст и находит ся в н е закона . • В м и р е еж е го д н о с о в е рш а ет ся 1 0 - 2 2 м л н . п о д п о л ьны х аборт ов , с р е д и ни х б о л е е п оловины приходится на д е в у ш е к в в о зр а ст е д о 18 лет. Д ети, с которыми мы имеем дело в своей психотерапевтической практике, — не совсем обычные. Но это и не те, кого принято на зывать душевнобольными, помешан ными, сумасшедшими. У таких детей не очень понятно, где кончается дур ной характер или дурное воспитание и начинается болезнь. В психиатрии это принято называть «пограничными состояниями». Понаблюдайте внима тельнее за детьми, к примеру, на елоч ном представлении. Вот мальчик, который стоит поза ди всей толпы и, судорожно стиснув мамину руку, смотрит в пол. Мама и так и сяк уговаривает его поучаство вать в общем веселье, сама вымучен но улыбается, чтобы подать ему при мер... Но он в ответ только набычива ется и бурчит: «Пойдем домой, мне на доело». А в самой гуще вы можете увидеть другого мальчика. Он так взволнован, так захвачен зрелищем, что утратил над собой контроль и лихорадочно гры зет ногти или сосет палец, а то и вре мя от времени, не чувствуя боли, вы рывает у себя на макушке волосы. Лицо такого ребенка бывает при этом обезображено судорогами. А теперь обратите внимание на ве селую девочку. Она жаждет рассказать стишок или спеть песенку, громко сме ется. Все бы хорошо, только мама по чему-то каждые десять минут водит ее в туалет и на всякий случай держит наготове сменные колготки. Казалось бы, что общего между этими детьми? А общий у них диаг ноз: все трое — классические невроти ки. На Западе их называют «исклю чительные дети», «дети с проблема ми». У нас же таких ребят называют «трудными», «странными» или даже «с приветом». Врач для успокоения ро дителей пропишет маленькому паци енту что-то из арсенала психотропных препаратов и скажет на прощание: «Ребенок у вас трудный. Будьте с ним очень осторожны». Но лекарство зачастую, кроме по вышенной сонливости, ничего не дает, а что значит «быть очень осторожным» — этого, скорее всего, не ведает и сам компетентный советчик. Трагизм сво его изгойства, своего аутсайдерства не которые дети ощущают рано. Семилет ний Виталик на вопрос «Каким тебя видят окружающие? » чуть слышно от ветил: «Мальчиком с опущенной го ловой». (Так мы и назвали свою пер вую лечебную пьесу: «История маль чика с опущенной головой».) Идея лечить невротиков с помощью кукольного театра возникла у нас слу чайно. В прошлом одна из нас — Та тьяна Шишова — педагог. Вторая — Ирина Медведева — работала психо логом в детской психиатрической кли нике. А потом мы вместе стали писать пьесы для театра кукол. И в этом ка честве (соавторов-драматургов) время от времени участвовали в разнообраз ных кукольных фестивалях. И вот од нажды обратили внимание на то, что актер может «в живом плане» (т.е. вы ходя на сцену без кукол) играть про сто ужасно, но — удивительное дело! — беря в руки куклу, он становится гораздо раскованнее, пластичнее. И тогда мы поняли, что кукла слу жит актеру своего рода защитой, опо рой. А если.это не актер, а болезненно застенчивый ребенок? Может, застен чивый, спрятавшись за стенку (т. е. за ширму), не боясь быть уличенным, ибо будет говорить от лица куклы, — мо жет, он получит уникальную возмож ность целительной исповеди? «Вот бы попробовать таким образом поработать с нервными детьми», — по думали мы. Потом случилось армянское землетрясение, и тяжело раненные люди лежали в известной московской клини ке в Абрикосовском переулке. И вот эти люди, потерявшие дом, семью, ноги и руки, неподвижные, беспомощные, на волоске от смерти, как ни странно, вспом нили, что скоро Новый год, у всех праз дник, а они тут... Пришлось срочно придумывать праз дник. 31-го вечером в больницу приехал художник театра Образцова Женя Сере гин, захватив с собой трех очарователь ных, трогательных марионеток. Ловко управляя ими, он показал незамысло ватые, но тоже очень трогательные кон цертные номера. И произошло удиви тельное (мы — свидетели!). Люди, кото рые три недели пребывали в состоянии психического анабиоза, заторможеннос ти, вдруг стали смеяться, плакать и даже взвизгивать, как маленькие дети. Но са мое потрясающее случилось после пред ставления: взрослые захотели попро щаться с куклами за руку! Потом, переваривая новогодние впе чатления, мы поняли, что произошло: скорее всего, больные во время концер та продемонстрировали явный психичес кий регресс, а попросту говоря, впали в детство. Но при этом вышли наконец из состояния шока! И мы подумали: если куклы имеют такую магическую власть над больным взрослым, то что же будет с больным ребенком, да еще при систем ном, длительном воздействии?! Сейчас у нас за плечами годы напря женной регулярной работы с небольши ми группами детей, страдающих повы шенной застенчивостью, демонстративно стью, страхами, агрессивностью, тиками, заиканием, энурезом, аутизмом (в лег кой форме), психопатиями, психотрав мами. Занимаемся мы и с астматиками, ведь астма часто имеет невротическую природу. Один из главных наших прин ципов — не лечение отдельного симпто ма или набора симптомов, а попытка про никнуть глубже, заглянуть в душу ре бенка, понять, чем же вызваны эти сим птомы, где «поломка», что данному кон кретному ребенку мешает жить? Мы это называем выявлением патологической доминанты. Однако дети не знают, что они при шли к нам лечиться, и это тоже один из важнейших принципов нашей работы. Наши дети считают, что они, придя к нам, учатся быть артистами, играют в кукольный театр. Идея использования театральных средств в психотерапии не нам первым пришла в голову. В 1940 году Якоб Леви Морено, выходец из Ру мынии, основал в США Институт социо метрии и психодрамы. Наша методика напоминает психо драму только по формальным призна кам: мы тоже пользуемся театральны ми средствами. Различия у нас гораздо более существенные, чем сходство. На чать с того, что сценарии мы всегда пи шем сами, давая детям возможность эк спромта. Клиники-стационара нет, а есть просторная комната, куда приходят дети и родители на 2-2,5 часа. Проживание конкретных травмирую щих ситуаций, что составляет основу пси ходрамы, для нас лишь первый, как бы верхний пласт. Мы убеждены, что мож но добиться гораздо более значительных результатов, облекая проблемы пациен тов в иносказательную, метафорическую форму. Особенно если пациенты —дети. Мы опираемся на «верхние этажи» лич ности, на сознание и сверхсознание. Опыт нашей работы показал, что воз вышенная личность впоследствии сама успешно справляется со своими «низа ми». Теперь о том, как строится наша ра бота. Она состоит из двух этапов. Пер вый условно называется «Лечебные этю ды». Большое внимание уделяется ра боте дома, где дети вместе с родителя ми репетируют те сценки, которые мы им задаем. Все занятия проходят вмес те с родителями, и родители не просто присутствуют, а самым активным обра зом включаются в происходящее. И очень часто именно в результате совме стной деятельности папы и мамы впер вые по-настоящему понимают, как не легко живется их больному ребенку, и учатся умно ему помогать. Кстати, родители таких детей неред ко и сами нуждаются в помощи, ведь генетика в психических отклонениях играет далеко не последнюю роль. По нашему глубочайшему убеждению (и не только нашему!), невроз возникает и развивается в семье, а потому лечиться должен тоже в семье. Скажем, повы шенно агрессивный ребенок почти каж дый день приходит из школы в синяках и с учительской записью в дневнике. В качестве промежуточного резуль тата можно добиться того, что агрессив ность будет проявляться гораздо реже и в более мягких формах. А в идеале такой ребенок при правильной работе превратится в защитника «униженных и оскорбленных», то есть будет драться с теми хулиганами, которые обижают слабых. Присущий ему от природы бое вой дух как бы меняет вектор, облаго раживается. Дети, всячески поощряемые нами, все с большей охотой совершенствуют ся в «актерском мастерстве» (их бук вально невозможно увести домой после двух часов напряженной работы!) и с нетерпением ждут второго этапа. Второй этап — это лечебный спек такль. Многим здоровым взрослым хо чется побыть на сцене, а представляете, как этого жаждет больной ребенок?! Для него вершиной пройденного пути будет, конечно, представление, на которое он пригласит родных и приятелей. Нам же гораздо важнее репетиции, где дети про живают данные им роли. Некоторые ре бята получают сразу несколько ролей, и, напротив, бывает, что мы одну роль распределяем между двумя, тремя, а то и четырьмя «артистами». Репетиции длятся около месяца, иногда полтора. Куклы, декорации, ко стюмы и прочие атрибуты участники спектакля делают сами. Пройдя первый этап, они, как правило, в состоянии справиться с довольно сложными зада чами. На втором этапе мы продолжаем, уже на более глубинном уровне, работу с па тологической доминантой. Здесь мож но наблюдать очень интересный пара докс. Казалось бы, если доводить какую- то отрицательную черту до карикатуры, то есть, условно говоря, если склонно му к подлости человеку дать роль отпе того негодяя, он, этот человек, вжив шись в роль, станет только еще хуже. Но почему-то именно усугубление, ока- рикатуривание типажа в пьесе ведет к освобождению от природной невротичес кой типажности. (Разумеется, такое па радоксальное воздействие возможно только через художественный образ и только если роль подобрана правильно, а правильно она может быть подобрана только специалистом-психотерапевтом.) Так вот, к концу второго этапа сквозь типаж проступает доминирующая лич ность. И даже лицо преображается. Это можно сравнить с гусеницей, которой надо сначала окуклиться, чтобы превра титься в бабочку. А потом, воспаряя, бабочка оставляет на земле ненужную ей больше оболочку-кокон. То же са мое происходит с'окрепшей, окрылен ной душой. Опыт показывает, что в случаях ис тинных неврозов (дело в том, что часто невроз можно спутать с более серьезны ми психическими отклонениями, в том числе и с шизофренией) двух этапов, а иногда и одного, бывает достаточно для полного исцеления. Рисунок Екатерины БЫЧКОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz