Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

СОБЕСЕДНИК «ЛГ» Н Е И Г Р А Й Т Е Н О Т Ь Ц (О кончани е . Н ачало н а 1 -й с т р .) Ну а совпадение заседания Государственно го совета с юбилеем великого города на­ верняка не случайно. Его ос­ нователь когда-то чуть ли не насильно и боярских детей, и бедняков учил грамоте. Он дал мощный толчок для того, что­ бы Россия стала в будущем не просто цивилизованной евро­ пейской страной, но страной высочайшей культуры, науки, страной выдающихся и само­ бытных творцов, органично со ­ единивших и допетровскую ду­ ховность, и послепетровские искания, которые породнили нас с миром. Но вот то, что произошло с нами в конце минувшего века, переросло, я считаю, в глав­ ную угрозу самому существо­ ванию государства и народа. Слепое следование в фарва­ тере Запада, когда ориентиром были выбраны наиболее жал­ кие, стадные и безнравствен­ ные образцы масскульта, фак­ тический отказ от националь­ ной государственной культур­ ной политики и хроническая ни­ щета— это преддверие страш­ ного отката и упадка. Неуди­ вительно, что именно в провин­ ции первыми забили тревогу и начали действовать. В том чис­ ле и в нашей области. Так что Госсовет не застал нас врасплох, а разговор на нашем Совете был, собствен­ но, продолжением того, что уже обсуждалось и делалось в об­ л асти . П ри знаю сь : было у меня опасение, что все сведет­ ся к привычному выбиванию денег, когда каждый молотит свою копну. Но глава област­ ной администрации Олег Пет­ рович Королев направил дис ­ куссию в иное русло. Речь ве­ лась о стратегии, о долговре­ менной культурной политике. — Ч т о ж е д о л ж н о л е ч ь в е ё о с н о в у ? К а к в л а с т ь б у ­ д е т в л и я т ь н а с о с т о я н и е д е л ? — Ну не думаете же вы, что губернатор, депутаты или чи­ новники нашего управления будут учить режиссера, что да как ставить, а музыканта — что и когда играть. А вот созда­ вать условия для полноценно­ го творчества — наша задача и наша обязанность. И для это­ го необходимо, говорилось на Совете, поднять, наконец, зар­ плату деятелей культуры, стро­ ить клубы, поощрять поиск но­ вых форм организации досу ­ га. — О к о н т р а к т н о й с и с т е ­ м е о п л а т ы т р у д а , к о т о р у ю р е к о м е н д о в а л п р е з и д е н т , р е ч ь ш л а ? — Так контрактная систе­ ма для нас не новинка. Мы уже | заключили контракты с лиде­ рами академического театра | драмы и театра кукол, оркест­ ра русских народных инстру­ ментов и других профессио­ нальных кол л е кти во в . Это вполне закономерно. Профес­ сионалы и есть профессиона­ лы. Им сам Бог велел зараба­ тывать на развитие, на гаст­ рольные поездки, на солидные оклады и гонорары. Сложнее перевести на контракты не ру­ ководителей, а актеров, библио­ текарей, музейщиков — для это­ го необходимо изменить зако ­ нодательную базу. — Н е з а б у д е м : в о б л а с т и в е д ь е с т ь и с а м о д е я т е л ь н ы е к о л л е к т и в ы , и с п о л н и т е л и , п о у р о в н ю н е у с т у п а ю щ и е н е т о л ь к о м е с т н ы м п р о ф е с с и ­ о н а л а м , а и с т о л и ч н ы м . . . — А талант и мастерство не зависят от статуса профессио­ нала или непроф ессионала . Наше искусство всегда подпи­ тывали народные дарования, любительская сцена, эстрада. Наш знаменитый солист филар­ монии Анатолий Безденежный когда-то пел в художественной самодеятельности грязинских железнодорожников. И, навер­ ное, не предполагал, что придет срок, когда ему доведется выс­ тупать в Ватикане и на столич­ ных подмостках. И это, вы сами знаете, не единственный такой пример. Поэтому я против искусст­ венно навязываемой кое -кем дилеммы, кого поддерживать в первую очередь: профессиона­ лов или любителей. Это как со­ общающиеся сосуды. И как ни сложно, как, по мнению некото­ рых, ни накладно для казны, но самодеятельность надо финан­ сировать, беречь, стимулиро ­ вать. Чем мы и занимаем ся весьма настойчиво. Допустим, возродив Дни культуры городов и районов. Я не берусь сказать, какое событие минувшего года, объявленного по инициативе гу­ бернатора Годом культуры, было значительнее: этот длившийся несколько месяцев смотр или экспозиция коллекций «Эрмита­ жа»... — В ы х о т и т е с к а з а т ь , ч т о о д н о д р у г о м у н е п о м е х а , х о т я э т о и с т а р а л и с ь д о к а з а т ь с а м ы е н е п р и м и р и м ы е п р о ­ т и в н и к и в ы с т а в к и и з С а н к т - П е т е р б у р г а , н а к о т о р у ю , д е с ­ к а т ь , п о ш л и д е н ь г и , н е о б х о ­ д и м ы е д л я т е х ж е с е л ь с к и х к л у б о в ? — Мне не очень хочется воз­ вращаться к той полемике. По- моему, критики идеи приезда к нам «Эрмитажа» сами себе уже признались, что были не правы. Их неправоту показала жизнь. Как вы думаете, ну сколько из полуторамиллионного населения области побывали в «Эрмитаже» до его десятимесячных «гастро­ лей» в Липецке? Ну двести, ну триста, ну пятьсот, пусть даже тысяча человек. А экспозицию, развернутую в краеведческом музее, увидели 167 тысяч! И ведь на ней показаны были не какие- то крохи, а более тысячи ста бес­ ценных произведений искусст­ ва... — С р е д и п о с е т и т е л е й , о д н а к о , б ы л и н е т о л ь к о н а ш и з е м л я к и . . . — Вы полагаете, это плохо? Я думаю, напротив. Это работа­ ет на авторитет города и регио­ на, если они становятся центром паломничества из Воронежа, Курска, Тамбова, Рязани, Бел­ города, Тулы, Орла. И вообще — не настал ли срок прекратить делить Россию по хуторскому принципу? Да, мы сработали для всего Черноземья, и не только Черноземья. И это нормально. Слава Богу, восстанавливаются естественные контакты между соседями, начались культурный обмен, гастроли. Мы заключили соглашения о сотрудничестве с разными российскими региона­ ми, странами ближнего и даль­ него зарубежья. В том числе с Южным административным о к ­ ругом Москвы — этим связям уже четыре года. Я считаю, что наше крупное достижение — ставший очень популярным межрегиональный фестиваль народного творчества имени Андрея Мистю кова . А межрегиональный конкурс баль­ ных танцев «Петровский бал»? А получивший уже всероссийский статус конкурс-фестиваль юных пианистов имени Константина Игумнова? У него, кстати, есть перспектива перерасти в меж­ дународный. — Д а я в е д ь с в а м и н е с п о ­ р ю , Ф е д о р И л ь и ч . П р о с т о у э т о й п о л и т и к и е с т ь о п п о н е н ­ т ы . О н и п о л а г а ю т , ч т о о н а ч е р е с ч у р н а п р я г а е т б ю д ж е т , ч т о е с т ь , д е с к а т ь , н у ж д ы б о ­ л е е н а с у щ н ы е , в т о м ч и с л е и у к у л ь т у р ы . . . — Интересно, а они помнят мудрую и остроумную фразу Михаила Светлова: «Я могу про­ жить без необходимого, но не могу без лишнего»? И потом: что такое «лишнее», коли мы имеем в виду культуру? Для ко го -то вообще вся культура — лишнее. Хватит, мол, пока и того, что по­ казывают по телеящику. Лучше давайте расплатимся с кресть­ янами, прибавим учителям, вра­ чам, другим бюджетникам . И расплатиться, и прибавить — святое дело. Но мы же уже го­ ворили: нравственное, духовное одичание сводит на нет любые усилия по восстановлению эко­ номики, социальной сферы. Эко­ номия на культуре — а мы все еще экономим, хотя постепенно и увеличиваем расходы на нее, — обходится чересчур дорого. — О с о б е н н о д л я м о л о ­ д ы х . . . — Да, конечно. Потому-то на заседании Совета мы размыш­ ляли о резервах организации культурного досуга. Не стоит хва­ статься, будто тут все замеча­ тельно и безупречно, однако и обижать пренебрежительными оценками энтузиастов, подвиж­ ников этой работы неблагород­ но. Знаете, сколько в области уч­ реждений культурно-досугового профиля? Свыше пятисот . А клубных объединений без малого три тысячи. И в них занимаются более 49 тысяч человек. — А м н о г о л и т а м м о л о ­ д ы х ? — Немало. Но вы не сбра­ сывайте со счета и два училища искусств — имени Игумнова в Липецке и имени Хренникова в Ельце, 38 музыкальных и худо­ жественных школ и школ ис ­ кусств с 68 филиалами, где учат­ ся двенадцать с лишним тысяч ребят. В будущем году отметит свое первое десятилетие обла­ стная школа для одаренных де­ тей-. Ее воспитанники в России и за рубежом завоевывают десят­ ки почетных наград... — А с а м а ш к о л а д о с и х п о р н е и м е е т с в о е г о п о м е щ е н и я . . . — Вот тут вы ударили по больному. Без промаха. — Так ведь вам к а к р у ко ­ водителю управления д о с т а ­ ется не только за э ту ш колу , а и за б ездом ную филармо ­ нию , и за те сно ту в област ­ ной библиотеке . Причем не ­ ко торы е ж ур нал исты пиш ут , что у вас о той ж е ф илармо ­ нии вообще голова не болит, вы ни ра зу не ставили в о п ­ р о с о с трои тел ьстве здания для нее .. . — Бумага все стерпит. А те, кто не в курсе дела, могут и по­ верить. — Так это что , неправда? — Абсолютная неправда. Как любят говорить музыканты, не играйте ноты, а играйте музыку. То есть не надо из самого фак­ та отсутствия крыши у нашей филармонии или спецшколы на­ вязывать вывод, будто этим ник­ то не озабочен. Да я в первый же месяц моей работы в управ­ лении поехал на прием к Михаи­ лу Швыдкому! Объяснил, что се­ годня область не потянет рас­ ходы на это здание, просил по­ мочь. Министр развел руками: у него тоже нет денег. Позже и глава областной администрации Олег Петрович Королев, и пред­ седатель областного Совета де­ путатов Анатолий Иванович Са­ венков по тому же поводу обра­ щались к Швыдкому и Грефу. По просьбе губернатора этот воп­ рос взял на контроль полномоч­ ный представитель Президента по ЦФО. Вопрос о новом здании для филармонии не сходит с по­ вестки дня. Об этом говорю по­ чти на каждом совещании, вы­ ступая в прессе. Очень хочется все сделать немедленно, мы понимаем, как намыкались без своего помеще­ ния талантливые мастера филар­ монии, как это тормозит твор­ ческое движение коллектива... Но не получается. Пока не получа­ ется. Это наша общая беда. И писать о ней надо, но — только не спекулировать и не врать. — Д а уж , ино гда мои кол ­ л е ги бы ваю т че ре с ч у р б е с ­ церемонны и грубы . О собен ­ н о о т л и ч и л с я с о ч и н и т е л ь с т а т ь и «К ул ь т ур о в ерж ец » в га з е т е «М е талл ур г» . П осле нее , я слыш ал , д е с я т ки ра ­ б о т н и ко в кул ь т уры , п и с а т е ­ ли о б р а т и л и с ь к ж у р н а л и с ­ там с письм ом , призвав их к корре ктном у , без перед ер ги ­ ваний и н е за сл уж е н ны х о с ­ к о р б л е н и й , д и а л о гу по л ю ­ бым о с тры м тем ам . — Парадокс в том, что за культуру хлопочет журналист, явно обделенный элементарны­ ми культурными навыками. Да и профессиональной этикой не об- ременный. Но это, как я считаю, еще одна иллюстрация опасно­ сти одичания, утраты интеллиген­ тности даже людьми интеллиген­ тного труда. — Вы обижены? — Несправедливость и раз­ вязность всегда ранят. Другое дело — какая угодно острая, но обоснованная критика. Ее вос­ принимаешь, разумеется, без восторга, но она заставляет дей­ ствовать. — У меня в бло кноте еще с п о л д ю ж и н ы в о п р о с о в к в а м . А в р е м е н и д л я о т в е ­ т о в у в а с , к а ж е т с я , у ж е н е т . — А что вас еще интересу­ ет? — В ы п о ч т и н и ч е г о н е с к а з а л и о б и б л и о т е ч н ы х д е л а х , о б и с т о р и ч е с к и х п а ­ м я т н и к а х , к о т о р ы е н у ж д а - ю т с я в с р о ч н о й р е с т а в р а ­ ц и и , о д е я т е л ь н о с т и п р о ­ ф е с с и о н а л ь н ы х т е а т р о в , о з а р у б е ж н ы х г а с т р о л я х л и п ­ ч а н . — Видите, как обширна и м н о го о б р а зн а культурная жизнь. За один раз обо всем и не переговоришь, всего не расскажешь — ни о том, что || удается, ни о том, что пока не реализовано, что не получает-1| ся по разным причинам. По­ пробую обозначить кое-что вкратце. || Исторические памятники. Знаю, что не у всех вызывает • энтузиазм мысль об их при­ ватизации. Но, мне кажется, . надо быть реалистами. Госу­ дарство не в силах спасти, ре­ ставрировать, сберечь все. Выбор, собственно, невелик- либо мы просто потеряем уни­ кальные памятники истории и Щ культуры, либо у НИХ ПОЯВЯТСЯ I хозяева, чьи права и обязан­ ности будут строго регламен­ тироваться и контролировать­ ся. О вкладе творческих кол- | лективов в развитие культуры. Не стану перечислять, где, как и когда заставили с уважени­ ем говорить о нашем регионе, о Л ипец ке побывавш ие на крупных конкурсах, на з а р у -1 бежных гастролях академичес-1 кий театр имени Толстого, а н -1 самбль «Казаки России» или прекрасные самодеятельные коллективы «Раздолье», «Вос­ кресенье» и другие. Это з а м е - . чательно, но... Перед многими из них мы нынче в долгу. Ведь | что иногда происходит? Руко­ водитель очень ин тере сно го •' областного театра кукол народ­ ный артист России Вадим Ва­ сильевич Жуков стучится в чи-1| новничьи кабинеты , умоляя | снизить оплату за проезд в ав­ тобусах для школьников, кото­ рых организованно доставля- | ют на спектакли. Абсурд: б и - 1 лет в театр стоит 15 рублей, а провоз каждого ребенка обхо­ дится в 35 рублей. Стыдно! Так что мы отдаем себе отчет не только в успехах, но и в упущениях, в том, что недо стает средств, а подчас и про­ сто внимания к талантливым || людям и коллективам. К слову, на помянутом заседании Со­ вета такие проблемы, прорехи обсуждались, были обозначе-. ны конкретные меры, позволя­ ющие поправить дело. Подчер-1 кну: вовсе не ради экстренно­ го реагирования на установки из Центра. Мы сами осо зна -1 ем, что культура выдвигается в ряд главных социальных и го­ сударственных приоритетов. Здесь проходит, если угодно, передовая той войны с д у хов - . ной, нравственной разрухой, | которая уже нанесла огромный ущерб. И проиграть эту войну мы не имеем права. Б е с е д о в а л Юрий ДЬЯКОВ. штшё. — Ю р и й , т е б е н е к а ж е т ­ с я , ч т о в т в о и х в о л ь н ы х и н ­ т е р п р е т а ц и я х , к о г д а в и н с т ­ р у м е н т а л ь н о й ч а с т и п р е о б ­ л а д а е т с и н т е з а т о р с к о е з в у ­ ч а н и е , р а з м ы в а е т с я , р а с ­ п л ы в а е т с я с а м о п о н я т и е ж а н р а ? П о - т в о е м у , в ы х о д и т , ч т о р о м а н с — э т о в с е г о - н а ­ в с е г о л ю б а я п е с н я п р о н и к ­ н о в е н н о - л и р и ч е с к о й н а п р а в ­ л е н н о с т и ? — Исполняя романсы, я пе­ репробовал , кажется , все. У меня было классическое трио — фортепьяно, скрипка, виолон­ чель. Я выступал с большими составами. Эти записи есть в фонде Всесоюзного радио: Чай­ ковский, Балакирев, Рахманинов и так далее. Они сделаны в со­ вершенно традиционной,«иден­ тичной оригиналу» обработке. Но однажды я понял банальную вещь: романс, как и всякое ис­ кусство, не остается неподвиж­ ным, а вступает со временем в какие -то только им присущие отношения. Он начинает жить иначе, по-новому резонируя и в сердце исполнителя, и в сердце слушателя. Он ведь очень ги ­ бок, чуток, абсолютно лишён «музейности». Главное для пев­ ца — не оставить зал равнодуш­ ным, затронуть душевные стру­ ны. Романс — диалог с публи­ кой, эмоциональный контакт, а для этого нужно привносить в старый жанр что-то «сегодняш­ нее», созвучное изменившимся вкусам, если хотите, оригиналь­ ное, более сильное и даже не­ ожиданное. — О д н а к о к а к и е - т о г р а ­ н и ц ы р о м а н с о в о г о ж а н р а д о л ж н ы ж е б ы т ь ! И н а ч е т о г ­ д а р о м а н с — э т о и А л е к ­ с а н д р С е р о в , к о т о р о г о т ы т о ж е п о е ш ь , и к а к о й - н и б у д ь к р у т о й в а р и а н т « р у с с к о г о ш а н с о н а » , к о е г о п о к а , к с ч а ­ с т ь ю , в т в о е м р е п е р т у а р е н е т . . . — Здесь необходимо вспом­ нить о таком важном для вока­ листа «пустячке», как голос. Ког­ да я, учась и в Гнесинском учи­ лище, и в Воронеже, пел Ленс­ кого из «Евгения Онегина», так сказать, звуком облегченным, мне говорили: да прибавь в свой тенор, в свое исполнение дра­ матизма, спой Ленского «всем нутром». Но я не шел на это, берег голос, не перегружал его. Сейчас мне — сорок пять лет, и, тьфу-тьфу, с вокальными дан­ ными у меня в порядке. А зна­ чит, я могу распоряжаться ими по своему усмотрению. Иначе говоря — не подстраиваясь под репертуар, а сам выбирая, что ПИСАН БЫ ВЕРДИ м ю зи к лы ; Н е х о ч е т с я н а ч и н а т ь с ф р а з ы , н а в е р н я к а н е с а м о й п р и я т н о й д л я л ю б о г о а р т и с т а . Н о в с е ж е : с п е р в ы х ж е м и н у т к о н ц е р т а Ю р и я М е л е х и н а с о з д а е т с я в п е ч а т л е ­ н и е , ч т о о н с л и ш к о м о з а б о ч е н в н и м а н и е м п у б л и к и , с т а ­ р а е т с я н е п р е м е н н о и б е з о ш и б о ч н о е й п о н р а в и т ь с я . С о б с т в е н н о , в п р и н ц и п е в э т о м н е т н и ч е г о х у д о г о : е с л и н е х о ч е ш ь « з а в о е в а т ь » з р и т е л е й , з а ч е м в о о б щ е в ы х о ­ д и т ь к н и м ? Т ем б о л е е , ч т о М е л е х и н в ы с т у п а л н а о т ­ к р ы т о й в с е м в е т р а м э с т р а д е Н и ж н е г о п а р к а , о т н ю д ь н е р а с п о л а г а ю щ е й к к а м е р н о с т и , ч у т к о м у о т к л и к у с л у ш а ­ т е л е й . Т ем н е м е н е е р о м а н с п р е д п о л а г а л в с ё - т а к и н е с т о л ь н а с т о й ч и в у ю ф о р с и р о в а н н о с т ь п о д а ч и , м о д е р ­ н и з а ц и ю и х о б р а б о т к и . С н е у д о б н о г о в о п р о с а о б э т о м и н а ч а л а с ь м о я б е с е д а с п е в ц о м . Валерий СЕМЕН и как хочется сегодня исполнить. — П р я м о й , г р у б о в а т ы й в о п р о с п о с л е т в о е г о с л о в а « х о ч е т с я » : а в с е л и т ы с м о г с д е л а т ь и з т о г о , ч т о т е б е х о ­ т е л о с ь ? У с т р а и в а е т л и т е б я , и н ы м и с л о в а м и , к а к с к л а д ы ­ в а е т с я т в о я а р т и с т и ч е с к а я к а р ь е р а ? — Нет, она во многом скла­ дывается далеко не идеально. Сейчас я, к сожалению или нет, (не знаю) — сам по себе. С од­ ной стороны, и неплохо: неза­ висимость, свободный выбор того, что будешь петь. С дру ­ гой, конечно, обидно, что не уча­ ствую в каких-то больших, от­ ветственных проектах. По се ­ мейным причинам я покинул Москву, возвратился в родной Липецк, но в столице у меня остались друзья, знакомые, ко ­ торые всегда готовы обеспе ­ чить мои вы ступления не в сольных, конечно, но в «сбор­ ных» программах . Например, генеральный директор концерт­ но-театрального объединения «Овация» Валерий Маленков. А в Липецке меня охотно пригла­ шают в областной Дворец куль­ туры. Однако основная моя лет­ няя площадка — это Нижний парк (естественно, поэтому я очень благодарен его админис­ трации). Здесь я постоянно вы­ ступаю с сольными концертами. И романсы для них выбираю, разумеется, сам. Я, кстати, не склонен со «снисхождением» относиться к гуляющей там пуб­ лике, часть которой, вполне ве­ роятно, случайно задержалась возле эстрады, чтобы послу ­ шать. Чем они так уж отличают­ ся от посетителей филармони­ ческих концертов в закрытых по­ мещениях? Да ничем! — К с т а т и , в е с н о й т ы , с о д н и м а р т и с т о м м у н и ц и ­ п а л ь н о г о т е а т р а , д а в а л к о н ­ ц е р т в Д о м е о ф и ц е р о в . В е д ь э т о б ы л а я в н о н е с л у ч а й н а я « а к ц и я » ? — Да, мы делали ту, приуро­ ченную к первому апреля, раз­ нообразную и веселую програм­ му, чтобы привлечь на нее не только обычных зрителей, моих друзей и поклонников, но и по­ лучивших приглашения отдель­ ных начальников культуры. Но... никто из них на концерт не при­ шел. Нет, я не жалуюсь. Я про­ сто констатирую: да, всюду мои романсы принимают очень теп­ ло, но кого-то из тех, кто мог бы помочь с реализацией како­ го-либо проекта, моя програм­ ма никаким боком не «греет». — Н о в с е - т а к и я у в е р е н : в Л и п е ц к е т е б я р а н о и л и п о ­ з д н о о ц е н я т . . . А п о к а в е р ­ н е м с я к р о м а н с а м : т ы с а м д е л а е ш ь и х а р а н ж и р о в к и и л и з а к а з ы в а е ш ь к о м у - т о ? И в т о р о й в о п р о с : т ы е щ е к а к - т о п ы т а е ш ь с я п р о я в и т ь с в о ю , я в и ж у , б о л ь ш у ю и п о к а н е р а с т р а ч е н н у ю э н е р ­ г и ю ? — Над аранжировками для меня в основном работает Вла­ димир Трофимов, руководитель коллектива Валентины Толкуно­ вой, который подобным обра­ зом помогает многим извест­ ным певцам. А насчет того, куда я еще деваю свою энергию... С ущ ествует с недавних пор тво р че с ко -прои зв од с тве нное объединение «Студия». Я — за­ меститель ее директора Миха­ ила Васильевича Аксенова и ху­ дожественный руководитель. Сейчас основная задача «Сту­ дии» — создание фильмов о го ­ родах и районах Липецкой об­ ласти. Уже есть реальные пред­ ложения, есть интерес со сто­ роны и заказчиков, и телекана­ лов. Посмотрим, что получится. Но, конечно, главные мои надежды связаны с музыкой. Как ты, надеюсь, понял — я не «пуританин», для меня важны не столько стро го сть и чистота жанров, сколько возможность в современном контексте, на на- нешнем информативном, эсте­ тическом и прочих уровнях слу­ шать, воспринимать музыку — красивую, понятную, «классно» инструментованную. Я глубоко убежден: жил бы сегодня Джу­ зеппе Верди, он, как Эндрю Ллойд Уэббер, писал бы мюзик­ лы, то, что созвучно времени. И это отнюдь не потакание нынеш­ ней публике. И я ей тоже не потакаю, обхожусь без прими­ тивных решений. Я просто до ­ веряю собственным и зритель­ ским вкусам.* Планы? Я очень бы хотел со­ брать своих липецких и москов­ ских друзей-музыкантов и к осе­ ни подготовить с ними програм­ му, где были бы показаны дви­ жение, развитие романсов от их первоначальной до современ­ ных версий. Думаю, такая про­ грамма лишний раз убедила бы: все жанры хороши, кроме скуч­ ных — или поданных «дежурно», без вдохновения и поиска. Константин КЛЮТКИН. ИЗ ЛЕТНЕГО ДНЕВНИКА «МИГИ ВЕЧНОСТЬТОЛЬКОСОН...» Х у д о ж н и к и п о э т В а л е р и й С е м е н и х и н н е в п е р в ы й р а з п е ч а т а е т с я в «ЛГ» . О н с т о и т о с о б н я к о м с р е д и д р у г и х о д а р е н н ы х л и п е ц к и х а в т о р о в . Его с т и х и к а ж у т с я т о и з б ы т о ч н о с л о ж н ы м и , т р е б у ю щ и м и р а с ш и ф р о в к и , з н а к о м с т в а с ф и л о с о ф с к и м и , б о г о с л о в с к и м и , м и с т и ч е с к и м и т р у д а м и , т о н е о ж и д а н н о п р о з р а ч н ы м и , я с н ы м и , о ч е н ь н е п о с р е д с т в е н н ы м и . П р о ч и т а й т е , д о п у с т и м , п у б л и к у е м ы й в с е г о д н я ш н е й п о д б о р к е « Ж е л е з н ы й в е к » : « П о с т е л и с м я т ы е ц а р и ц , т у п ы е с к а л ь п е л и у ч е н ы х , л и т е р а т у р а о б р е ч е н н ы х , и с ч е з н о в е н ь е у т о н ч е н н ы х , д ы ш а в ш и х б л а г о р о д с т в о м л и ц . . . » И п о с л е д н и е ч е т ы р е с т р о ч к и : « Г д е н а м н а в с е х о д н о п а л ь т о д а н о в с м е р т е л ь н о м и з о б и л ь е , г д е в с е р е ш а е т т о л ь к о т о , к а к м ы л ю б и л и » . Ч т о у ж т у т р а с ш и ф р о в ы в а т ь , р а с т о л к о в ы в а т ь . Э то м ы , э т о п р о н а с — с г о р е ч ь ю , с о с т р а д а н ь е м и — в о п р е к и в с е м у — с т и х о й , у п р я м о й н а д е ж д о й . . . О С ЕН Ь НА ЗЕМЛЕ Листьев и лиц дочитаны станцы. Ветер столетий в пальцах твоих. Солнц золотые протуберанцы, тленных вселенных единый миг... Слышно, стучат, не переставая, оси Зодиакальных Колес... Вниз посмотри: под ногами сухая осыпь осенних ос. * * * — О, где Ты был, Возлюбленный? На страже стою я день и ночь, неутомим... —Я жил в тебе, незримо, от тебя же твоею темнотою охраним. —Любимый мой, за грубою судьбою я вдруг расслышал песню, что нежна... — Ты слишком занят был самим собою — свирель Моя в молчании слышна. — Нирваны я мечтал коснуться, либо пройти предел, где Солнца полынья.:. — Но Я всегда с тобою, где б ты ни был. И жизнь, и смерть, и что за ними — Я. СЕМЬ МИНУТ Та отрешенность в синих вечерах, когда недвижим остается разум. И только чувства открывают сразу — то золото в ладонях или прах. Вглядишься —декорации стоят, клюка судьбы их не коснулась будто. С ладони осыпаются под утро Нью-Йорк, Помпея, Фивы, Петроград... Мнут пальцы глину будущих имён, перемешав безумства и созвездья, где золотая новизна известий давно рассказана, как ход времён. Сойдут потопы, омывая Дух, пройдут, как слезы, как весною снеги, и ты зацепишь головой звезду, запутаются в волосах ковчеги. Послушай, миг и Вечность — только сон, игра ума в условную полярность. Но в сердце остаётся благодарность за этот невозвратный небосклон. За эти вечера, что отойдут, и канет в Лету то, что в них открылось, за то, что сердце во Вселенной билось семь маленьких минут. М О Л Ч А Н Ь Е Закон недвижных быстрых струй. Молчанье полногласных струн. Стремительный полет в Покой. Адам, как глина, под рукой. Изваянный столбец стихов — каких нездешних берегов едва намеченная кромка?.. Жизнь, проживи ее негромко для Господа твоих оков, твоей любви, — другое знанье из сердца вытащит игрун, и ты узнаешь, вещий лгун, всесилие беззвучных струн и нестерпимого молчанья. П ЕСО К В РУКЕ Когда проходит время битв, и жизнь — вне стадного теченья, — в том промежутке для молитв открой окно, где не болит, где пыль имеет назначенье. Увидишь Истину босой. Она смеется над тобой, по сердцу пальчиком проводит... И только логикой сухой невинности не трогай той — Она на цыпочках уходит. С ее уходом мир летит куда-то к черту на кулички, как ваша власть, убогий быт, умов разбойничьи привычки... Дитя, её наивность — щит. Она заботится о птичке. Когда приходит время Тьмы и носит души ветер Кармы, пусть даст вам силы свет тюрьмы и искупление казармой. ВотЖизнь —в руке речной песок, всегда игра, всегда на ощупь. Здесь держит тонкий волосок миры, изнизанные Мощью. ПОЛ ЁТ Есть опыт самых малых крох, назначенные к счастью лица, разорванный на части бог, потусторонние бойницы. Есть только крики в духоте, молитвенное море Духа, и выбор твой: не то, не те... И колокольчики вне слуха. Есть смысл над плясками плетей, где Крик низводит в сердце Китеж, где медленным полётом снимешь удушье трав и лебедей. Ж Е Л Е З Н Ы Й ВЕК Пусть этотмир — одни слова, и кукольная плоть — как плети, — я полюбил вас, дети, дети цивилизованного рва. Здесь Вий не поднимает век затем, что жил в Железный Век, где стыдно вглядываться в эти приметы оскуденья, сны растлений, искушений сети, где не случайно сочтены: постели смятые цариц, тупые скальпели ученых, литература обреченных, исчезновенье утонченных, дышавших благородством, лиц; где мы постимся, чтобы красть, и убиваем, чтобы верить, и тщимся Дух пробиркой мерить, и молимся, чтобы пропасть; где нам на всех одно пальто дано в смертельном изобилье, где все решает только то, как мы любили. Ч е т ы р н а д ц а т и л е т н и й м а л ь ч и к с т а н о ­ в и т с я п о б е д и т е л е м ф е с т и в а л я н а р о д н о ­ го т в о р ч е с т в а « 3 0 0 л е т м е т а л л у р г и и — 3 0 0 л е т г о р о д у Л и п е ц к у » и п о л у ч а е т о т НЛМК п о м и м о д р у г и х н а г р а д з а в е т н ы й г л а в н ы й п р и з — п о е з д к у в л е т н ю ю т в о р ч е с к у ю ш к о л у , о р г а н и з о в а н н у ю в Р у з е . К т о - т о с к а ж е т — п о в е з л о . О д н а к о э т о б у д е т н е ­ в е р н о . О л е г М а м а е в в п о л н о м с м ы с л е с л о в а з а с л у ж и л с в о ю н а г р а д у . И с у м е л и з в л е ч ь и з п у т е ш е с т в и я н а б е р е г а М о с к - в а - р е к и , н а р о д и н у и з в е с т н о г о х у д о ж н и ­ к а С. И в а н о в а , и з в с т р е ч и з а н я т и й с п р о ­ ф е с с о р а м и М о с к о в с к о й к о н с е р в а т о р и и , С у р и к о в с к о г о л и ц е я , и з о б щ е н и я с т а л а н ­ т л и в ы м и с в е р с т н и к а м и , п р е д с т а в л я в ш и ­ м и п я т н а д ц а т ь р о с с и й с к и х г о р о д о в , м а с ­ с у и н т е р е с н о г о и п о л е з н о г о . С р е б я т а м и з а н и м а л с я в и р т у о з н ы й м а с т е р В. Б о р и ­ с о в . Его у р о к и м н о г о м у н а у ч и л и н а ч и н а ­ ю щ и х х у д о ж н и к о в . О л е г у с п е л с д е л а т ь з а д в е н е д е л и с е м н а д ц а т ь э т ю д о в , ч е т ы р ­ н а д ц а т ь и з н и х э к с п о н и р о в а л и с ь н а и т о ­ г о в о й в ы с т а в к е , а т р и т е п е р ь у ж е о к а з а ­ л и с ь в ч а с т н ы х к о л л е к ц и я х м о с к о в с к и х с о б и р а т е л е й . Н о , к р о м е ж и в о п и с н ы х р а б о т , О л е г п р и в е з и з Р у з ы д н е в н и к . Н а м д у м а е т с я , н е к о т о р ы е е г о с т р а н и ц ы п р и в л е к у т в н и ­ м а н и е ч и т а т е л е й «ЛГ» , н е б е з р а з л и ч н ы х к с у д ь б е о д а р е н н ы х з е м л я к о в . 2 8 и ю н я . Сбор участников Школы в Москве, в Доме ветеранов кино. На автобусе прибыли в Дом творчества композиторов «Руза». У меня сра­ зу появился друг — Альберт Скуратов из Казани. Он скрипач. Мы будем жить в одном домике, у каждого — своя комната, прекрасная веранда, все удобства. Помещение нас встретило теплом на­ топленной печи. Приехали ребята из Альметьевска, Нориль­ ска, из города Ноябрьска Тюменской области... С нами будет заниматься преподаватель Московс­ кого академического художественного лицея Рос­ сийской академии художеств, член Союза худож­ ников Валентин Иванович Борисов. Жаль, мало взял своих работ, чтобы показать педагогу. Он очень строг в оценке. Сказал, что чувство цвета у меня есть, понравился ему натюрморт с тыквой (графика). После ужина делали наброски, гуляли по бе­ регу реки. 2 9 и ю н я . Дождь. Пробежка. Пленэр — с 9.30 до 22.00, с перерывом на обед и ужин. Писали под навесом. Итогом дня была фраза: «Мало сде­ лано». 3 0 и ю л я . Дождь. Зарядка. Пленэр — с 9.30 до 16.50. В полдень понял: страшно быстро летит время. Рисовали акварелью. Самые крепкие — опять под навесом. Девочки из Ноябрьска — с веранды. Пришлось потрудиться: Валентин Ива­ нович оставил всем по три краски (красную, жел­ тую, синюю) — боролись с «зеленкой», детально прорабатывали пейзаж. В 17.00 — торжественное открытие Летней творческой школы. Праздничный концерт. 1 и ю л я . Дождь. Ежедневно встаю в 7.00, про­ бежка, зарядка. 2 и ю л я . Экскурсия по пушкинским местам. В Вяземах, во дворце, увидели работы липецкого художника В.М. Лузанова в экспозиции «История семейства Ганнибалов». В 16.00 — пленэр на берегу реки. Пасмурно. Пейзаж с излучиной не закончил. 3 и ю л я . Пленэр — с 9.30 до 18.00. У музы­ кантов больше свободного времени, а нам при­ ходится трудиться, потому что 10 июля будет вы­ ставка наших работ. 4 и ю л я . Утром мы с Альбертом поздравили пианистку Женю Андрееву с шестнадцати летн­ ем. Традиционный пирог. Пленэр — до 18.00. 5 и ю л я . Экскурсия в Саввино — в Сторо- жевский мужской монастырь близ Звенигорода. Затем побывали в Доме-музее П.И. Чайковско­ го в Клину. Вечером наконец-то искупались в реке. Ужин. Пленэр до 22.00. Дописывал «излу­ чину», вдруг пошли облака, предгрозовое состо­ яние. Начинаю новый этюд. 6 и ю л я . Пленэр до обеда. День солнечный. Встреча с искусствоведом , профессором Московской консерватории Еленой Борисовной Долинской. Она стояла у истоков создания му­ зея консерватории. Интересно рассказывала о Прокофьеве, Шостаковиче, Плетневе. 7 и ю л я . Зарядка. Пленэр. В.И. Борисов и нас консультирует, и сам много работает. Учусь ком ­ позиции. Уже вторая работа без подсказок. К вечеру пошел дождь. Футбол отменяется. Взял этюдник и пошел под мост: можно писать ; грозу. 8 и ю л я . Искупался в реке, зарядка. Пленэр. Композиция моя одобрена Борисовым. Ура! Сто­ им под мостом. Гроза. Хорошо, захватил уголь­ ный карандаш, с удовольствием делал наброски, забравшись на бетонную опору моста. Борисов переписывал пейзаж на грозовой. Работали до 2 2 . 0 0 . 9 и ю л я . Валентин Иванович не устает повто­ рять: «Дети мои! Вот приедете домой — отдохне­ те; а пока — покой нам только снится». После обеда — опять гроза. Увлекся углем, сидел под мостом. Даже Борисов забрался наверх, посмот­ рел, спустился назад по траве, сказав: «На земле спокойней». Вечером сдаем работы для выстав­ ки. У меня 17 этюдов. 1 0 и ю л я . Экскурсия в Ярополец, где находит­ ся усадьба Н.Н. Гончаровой. В 19.00 открылась выставка. Очень понравились работы художниц из Ноябрьска. Моих работ отобрано 14. Скомпо­ нована выставка хорошо, все смотрелось. 1 1 и ю л я . День рождения. Как тепло поздра­ вили меня педагоги и руководители, пригласили на следующий сбор! А главным подарком был сборник двух репринтных изданий, выпущенных в начале и в середине XIX века — «Учебный рису­ нок, Москва — Берлин». В обед всех угощали о г ­ ромным пирогом с бананами. Пленэр. 1 3 и ю л я . Липецк. Дома! Звонок от Р . Е . Вико (член Союза художников Р Ф , профессор кафед­ ры художественной обработки материалов ЛГТУ, с ним Олег много занимался. — Прим, ред.у. «Олег! Жду в краеведческом музее. Практика про­ должается до 25-го». Да, прав Борисов: «Покой нам только снится!» Н а с н и м к е : п о с л е о ч е р е д н о г о п л е н э р а , О л е г М а м а е в — в т о р о й с л е в а . Ф о то Н икол ая ЧЕРКАСОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz