Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
СОБЕСЕДНИК «ЛГ» Н Е И Г Р А Й Т Е Н О Т Ь Ц (О кончани е . Н ачало н а 1 -й с т р .) Ну а совпадение заседания Государственно го совета с юбилеем великого города на верняка не случайно. Его ос нователь когда-то чуть ли не насильно и боярских детей, и бедняков учил грамоте. Он дал мощный толчок для того, что бы Россия стала в будущем не просто цивилизованной евро пейской страной, но страной высочайшей культуры, науки, страной выдающихся и само бытных творцов, органично со единивших и допетровскую ду ховность, и послепетровские искания, которые породнили нас с миром. Но вот то, что произошло с нами в конце минувшего века, переросло, я считаю, в глав ную угрозу самому существо ванию государства и народа. Слепое следование в фарва тере Запада, когда ориентиром были выбраны наиболее жал кие, стадные и безнравствен ные образцы масскульта, фак тический отказ от националь ной государственной культур ной политики и хроническая ни щета— это преддверие страш ного отката и упадка. Неуди вительно, что именно в провин ции первыми забили тревогу и начали действовать. В том чис ле и в нашей области. Так что Госсовет не застал нас врасплох, а разговор на нашем Совете был, собствен но, продолжением того, что уже обсуждалось и делалось в об л асти . П ри знаю сь : было у меня опасение, что все сведет ся к привычному выбиванию денег, когда каждый молотит свою копну. Но глава област ной администрации Олег Пет рович Королев направил дис куссию в иное русло. Речь ве лась о стратегии, о долговре менной культурной политике. — Ч т о ж е д о л ж н о л е ч ь в е ё о с н о в у ? К а к в л а с т ь б у д е т в л и я т ь н а с о с т о я н и е д е л ? — Ну не думаете же вы, что губернатор, депутаты или чи новники нашего управления будут учить режиссера, что да как ставить, а музыканта — что и когда играть. А вот созда вать условия для полноценно го творчества — наша задача и наша обязанность. И для это го необходимо, говорилось на Совете, поднять, наконец, зар плату деятелей культуры, стро ить клубы, поощрять поиск но вых форм организации досу га. — О к о н т р а к т н о й с и с т е м е о п л а т ы т р у д а , к о т о р у ю р е к о м е н д о в а л п р е з и д е н т , р е ч ь ш л а ? — Так контрактная систе ма для нас не новинка. Мы уже | заключили контракты с лиде рами академического театра | драмы и театра кукол, оркест ра русских народных инстру ментов и других профессио нальных кол л е кти во в . Это вполне закономерно. Профес сионалы и есть профессиона лы. Им сам Бог велел зараба тывать на развитие, на гаст рольные поездки, на солидные оклады и гонорары. Сложнее перевести на контракты не ру ководителей, а актеров, библио текарей, музейщиков — для это го необходимо изменить зако нодательную базу. — Н е з а б у д е м : в о б л а с т и в е д ь е с т ь и с а м о д е я т е л ь н ы е к о л л е к т и в ы , и с п о л н и т е л и , п о у р о в н ю н е у с т у п а ю щ и е н е т о л ь к о м е с т н ы м п р о ф е с с и о н а л а м , а и с т о л и ч н ы м . . . — А талант и мастерство не зависят от статуса профессио нала или непроф ессионала . Наше искусство всегда подпи тывали народные дарования, любительская сцена, эстрада. Наш знаменитый солист филар монии Анатолий Безденежный когда-то пел в художественной самодеятельности грязинских железнодорожников. И, навер ное, не предполагал, что придет срок, когда ему доведется выс тупать в Ватикане и на столич ных подмостках. И это, вы сами знаете, не единственный такой пример. Поэтому я против искусст венно навязываемой кое -кем дилеммы, кого поддерживать в первую очередь: профессиона лов или любителей. Это как со общающиеся сосуды. И как ни сложно, как, по мнению некото рых, ни накладно для казны, но самодеятельность надо финан сировать, беречь, стимулиро вать. Чем мы и занимаем ся весьма настойчиво. Допустим, возродив Дни культуры городов и районов. Я не берусь сказать, какое событие минувшего года, объявленного по инициативе гу бернатора Годом культуры, было значительнее: этот длившийся несколько месяцев смотр или экспозиция коллекций «Эрмита жа»... — В ы х о т и т е с к а з а т ь , ч т о о д н о д р у г о м у н е п о м е х а , х о т я э т о и с т а р а л и с ь д о к а з а т ь с а м ы е н е п р и м и р и м ы е п р о т и в н и к и в ы с т а в к и и з С а н к т - П е т е р б у р г а , н а к о т о р у ю , д е с к а т ь , п о ш л и д е н ь г и , н е о б х о д и м ы е д л я т е х ж е с е л ь с к и х к л у б о в ? — Мне не очень хочется воз вращаться к той полемике. По- моему, критики идеи приезда к нам «Эрмитажа» сами себе уже признались, что были не правы. Их неправоту показала жизнь. Как вы думаете, ну сколько из полуторамиллионного населения области побывали в «Эрмитаже» до его десятимесячных «гастро лей» в Липецке? Ну двести, ну триста, ну пятьсот, пусть даже тысяча человек. А экспозицию, развернутую в краеведческом музее, увидели 167 тысяч! И ведь на ней показаны были не какие- то крохи, а более тысячи ста бес ценных произведений искусст ва... — С р е д и п о с е т и т е л е й , о д н а к о , б ы л и н е т о л ь к о н а ш и з е м л я к и . . . — Вы полагаете, это плохо? Я думаю, напротив. Это работа ет на авторитет города и регио на, если они становятся центром паломничества из Воронежа, Курска, Тамбова, Рязани, Бел города, Тулы, Орла. И вообще — не настал ли срок прекратить делить Россию по хуторскому принципу? Да, мы сработали для всего Черноземья, и не только Черноземья. И это нормально. Слава Богу, восстанавливаются естественные контакты между соседями, начались культурный обмен, гастроли. Мы заключили соглашения о сотрудничестве с разными российскими региона ми, странами ближнего и даль него зарубежья. В том числе с Южным административным о к ругом Москвы — этим связям уже четыре года. Я считаю, что наше крупное достижение — ставший очень популярным межрегиональный фестиваль народного творчества имени Андрея Мистю кова . А межрегиональный конкурс баль ных танцев «Петровский бал»? А получивший уже всероссийский статус конкурс-фестиваль юных пианистов имени Константина Игумнова? У него, кстати, есть перспектива перерасти в меж дународный. — Д а я в е д ь с в а м и н е с п о р ю , Ф е д о р И л ь и ч . П р о с т о у э т о й п о л и т и к и е с т ь о п п о н е н т ы . О н и п о л а г а ю т , ч т о о н а ч е р е с ч у р н а п р я г а е т б ю д ж е т , ч т о е с т ь , д е с к а т ь , н у ж д ы б о л е е н а с у щ н ы е , в т о м ч и с л е и у к у л ь т у р ы . . . — Интересно, а они помнят мудрую и остроумную фразу Михаила Светлова: «Я могу про жить без необходимого, но не могу без лишнего»? И потом: что такое «лишнее», коли мы имеем в виду культуру? Для ко го -то вообще вся культура — лишнее. Хватит, мол, пока и того, что по казывают по телеящику. Лучше давайте расплатимся с кресть янами, прибавим учителям, вра чам, другим бюджетникам . И расплатиться, и прибавить — святое дело. Но мы же уже го ворили: нравственное, духовное одичание сводит на нет любые усилия по восстановлению эко номики, социальной сферы. Эко номия на культуре — а мы все еще экономим, хотя постепенно и увеличиваем расходы на нее, — обходится чересчур дорого. — О с о б е н н о д л я м о л о д ы х . . . — Да, конечно. Потому-то на заседании Совета мы размыш ляли о резервах организации культурного досуга. Не стоит хва статься, будто тут все замеча тельно и безупречно, однако и обижать пренебрежительными оценками энтузиастов, подвиж ников этой работы неблагород но. Знаете, сколько в области уч реждений культурно-досугового профиля? Свыше пятисот . А клубных объединений без малого три тысячи. И в них занимаются более 49 тысяч человек. — А м н о г о л и т а м м о л о д ы х ? — Немало. Но вы не сбра сывайте со счета и два училища искусств — имени Игумнова в Липецке и имени Хренникова в Ельце, 38 музыкальных и худо жественных школ и школ ис кусств с 68 филиалами, где учат ся двенадцать с лишним тысяч ребят. В будущем году отметит свое первое десятилетие обла стная школа для одаренных де тей-. Ее воспитанники в России и за рубежом завоевывают десят ки почетных наград... — А с а м а ш к о л а д о с и х п о р н е и м е е т с в о е г о п о м е щ е н и я . . . — Вот тут вы ударили по больному. Без промаха. — Так ведь вам к а к р у ко водителю управления д о с т а ется не только за э ту ш колу , а и за б ездом ную филармо нию , и за те сно ту в област ной библиотеке . Причем не ко торы е ж ур нал исты пиш ут , что у вас о той ж е ф илармо нии вообще голова не болит, вы ни ра зу не ставили в о п р о с о с трои тел ьстве здания для нее .. . — Бумага все стерпит. А те, кто не в курсе дела, могут и по верить. — Так это что , неправда? — Абсолютная неправда. Как любят говорить музыканты, не играйте ноты, а играйте музыку. То есть не надо из самого фак та отсутствия крыши у нашей филармонии или спецшколы на вязывать вывод, будто этим ник то не озабочен. Да я в первый же месяц моей работы в управ лении поехал на прием к Михаи лу Швыдкому! Объяснил, что се годня область не потянет рас ходы на это здание, просил по мочь. Министр развел руками: у него тоже нет денег. Позже и глава областной администрации Олег Петрович Королев, и пред седатель областного Совета де путатов Анатолий Иванович Са венков по тому же поводу обра щались к Швыдкому и Грефу. По просьбе губернатора этот воп рос взял на контроль полномоч ный представитель Президента по ЦФО. Вопрос о новом здании для филармонии не сходит с по вестки дня. Об этом говорю по чти на каждом совещании, вы ступая в прессе. Очень хочется все сделать немедленно, мы понимаем, как намыкались без своего помеще ния талантливые мастера филар монии, как это тормозит твор ческое движение коллектива... Но не получается. Пока не получа ется. Это наша общая беда. И писать о ней надо, но — только не спекулировать и не врать. — Д а уж , ино гда мои кол л е ги бы ваю т че ре с ч у р б е с церемонны и грубы . О собен н о о т л и ч и л с я с о ч и н и т е л ь с т а т ь и «К ул ь т ур о в ерж ец » в га з е т е «М е талл ур г» . П осле нее , я слыш ал , д е с я т ки ра б о т н и ко в кул ь т уры , п и с а т е ли о б р а т и л и с ь к ж у р н а л и с там с письм ом , призвав их к корре ктном у , без перед ер ги ваний и н е за сл уж е н ны х о с к о р б л е н и й , д и а л о гу по л ю бым о с тры м тем ам . — Парадокс в том, что за культуру хлопочет журналист, явно обделенный элементарны ми культурными навыками. Да и профессиональной этикой не об- ременный. Но это, как я считаю, еще одна иллюстрация опасно сти одичания, утраты интеллиген тности даже людьми интеллиген тного труда. — Вы обижены? — Несправедливость и раз вязность всегда ранят. Другое дело — какая угодно острая, но обоснованная критика. Ее вос принимаешь, разумеется, без восторга, но она заставляет дей ствовать. — У меня в бло кноте еще с п о л д ю ж и н ы в о п р о с о в к в а м . А в р е м е н и д л я о т в е т о в у в а с , к а ж е т с я , у ж е н е т . — А что вас еще интересу ет? — В ы п о ч т и н и ч е г о н е с к а з а л и о б и б л и о т е ч н ы х д е л а х , о б и с т о р и ч е с к и х п а м я т н и к а х , к о т о р ы е н у ж д а - ю т с я в с р о ч н о й р е с т а в р а ц и и , о д е я т е л ь н о с т и п р о ф е с с и о н а л ь н ы х т е а т р о в , о з а р у б е ж н ы х г а с т р о л я х л и п ч а н . — Видите, как обширна и м н о го о б р а зн а культурная жизнь. За один раз обо всем и не переговоришь, всего не расскажешь — ни о том, что || удается, ни о том, что пока не реализовано, что не получает-1| ся по разным причинам. По пробую обозначить кое-что вкратце. || Исторические памятники. Знаю, что не у всех вызывает • энтузиазм мысль об их при ватизации. Но, мне кажется, . надо быть реалистами. Госу дарство не в силах спасти, ре ставрировать, сберечь все. Выбор, собственно, невелик- либо мы просто потеряем уни кальные памятники истории и Щ культуры, либо у НИХ ПОЯВЯТСЯ I хозяева, чьи права и обязан ности будут строго регламен тироваться и контролировать ся. О вкладе творческих кол- | лективов в развитие культуры. Не стану перечислять, где, как и когда заставили с уважени ем говорить о нашем регионе, о Л ипец ке побывавш ие на крупных конкурсах, на з а р у -1 бежных гастролях академичес-1 кий театр имени Толстого, а н -1 самбль «Казаки России» или прекрасные самодеятельные коллективы «Раздолье», «Вос кресенье» и другие. Это з а м е - . чательно, но... Перед многими из них мы нынче в долгу. Ведь | что иногда происходит? Руко водитель очень ин тере сно го •' областного театра кукол народ ный артист России Вадим Ва сильевич Жуков стучится в чи-1| новничьи кабинеты , умоляя | снизить оплату за проезд в ав тобусах для школьников, кото рых организованно доставля- | ют на спектакли. Абсурд: б и - 1 лет в театр стоит 15 рублей, а провоз каждого ребенка обхо дится в 35 рублей. Стыдно! Так что мы отдаем себе отчет не только в успехах, но и в упущениях, в том, что недо стает средств, а подчас и про сто внимания к талантливым || людям и коллективам. К слову, на помянутом заседании Со вета такие проблемы, прорехи обсуждались, были обозначе-. ны конкретные меры, позволя ющие поправить дело. Подчер-1 кну: вовсе не ради экстренно го реагирования на установки из Центра. Мы сами осо зна -1 ем, что культура выдвигается в ряд главных социальных и го сударственных приоритетов. Здесь проходит, если угодно, передовая той войны с д у хов - . ной, нравственной разрухой, | которая уже нанесла огромный ущерб. И проиграть эту войну мы не имеем права. Б е с е д о в а л Юрий ДЬЯКОВ. штшё. — Ю р и й , т е б е н е к а ж е т с я , ч т о в т в о и х в о л ь н ы х и н т е р п р е т а ц и я х , к о г д а в и н с т р у м е н т а л ь н о й ч а с т и п р е о б л а д а е т с и н т е з а т о р с к о е з в у ч а н и е , р а з м ы в а е т с я , р а с п л ы в а е т с я с а м о п о н я т и е ж а н р а ? П о - т в о е м у , в ы х о д и т , ч т о р о м а н с — э т о в с е г о - н а в с е г о л ю б а я п е с н я п р о н и к н о в е н н о - л и р и ч е с к о й н а п р а в л е н н о с т и ? — Исполняя романсы, я пе репробовал , кажется , все. У меня было классическое трио — фортепьяно, скрипка, виолон чель. Я выступал с большими составами. Эти записи есть в фонде Всесоюзного радио: Чай ковский, Балакирев, Рахманинов и так далее. Они сделаны в со вершенно традиционной,«иден тичной оригиналу» обработке. Но однажды я понял банальную вещь: романс, как и всякое ис кусство, не остается неподвиж ным, а вступает со временем в какие -то только им присущие отношения. Он начинает жить иначе, по-новому резонируя и в сердце исполнителя, и в сердце слушателя. Он ведь очень ги бок, чуток, абсолютно лишён «музейности». Главное для пев ца — не оставить зал равнодуш ным, затронуть душевные стру ны. Романс — диалог с публи кой, эмоциональный контакт, а для этого нужно привносить в старый жанр что-то «сегодняш нее», созвучное изменившимся вкусам, если хотите, оригиналь ное, более сильное и даже не ожиданное. — О д н а к о к а к и е - т о г р а н и ц ы р о м а н с о в о г о ж а н р а д о л ж н ы ж е б ы т ь ! И н а ч е т о г д а р о м а н с — э т о и А л е к с а н д р С е р о в , к о т о р о г о т ы т о ж е п о е ш ь , и к а к о й - н и б у д ь к р у т о й в а р и а н т « р у с с к о г о ш а н с о н а » , к о е г о п о к а , к с ч а с т ь ю , в т в о е м р е п е р т у а р е н е т . . . — Здесь необходимо вспом нить о таком важном для вока листа «пустячке», как голос. Ког да я, учась и в Гнесинском учи лище, и в Воронеже, пел Ленс кого из «Евгения Онегина», так сказать, звуком облегченным, мне говорили: да прибавь в свой тенор, в свое исполнение дра матизма, спой Ленского «всем нутром». Но я не шел на это, берег голос, не перегружал его. Сейчас мне — сорок пять лет, и, тьфу-тьфу, с вокальными дан ными у меня в порядке. А зна чит, я могу распоряжаться ими по своему усмотрению. Иначе говоря — не подстраиваясь под репертуар, а сам выбирая, что ПИСАН БЫ ВЕРДИ м ю зи к лы ; Н е х о ч е т с я н а ч и н а т ь с ф р а з ы , н а в е р н я к а н е с а м о й п р и я т н о й д л я л ю б о г о а р т и с т а . Н о в с е ж е : с п е р в ы х ж е м и н у т к о н ц е р т а Ю р и я М е л е х и н а с о з д а е т с я в п е ч а т л е н и е , ч т о о н с л и ш к о м о з а б о ч е н в н и м а н и е м п у б л и к и , с т а р а е т с я н е п р е м е н н о и б е з о ш и б о ч н о е й п о н р а в и т ь с я . С о б с т в е н н о , в п р и н ц и п е в э т о м н е т н и ч е г о х у д о г о : е с л и н е х о ч е ш ь « з а в о е в а т ь » з р и т е л е й , з а ч е м в о о б щ е в ы х о д и т ь к н и м ? Т ем б о л е е , ч т о М е л е х и н в ы с т у п а л н а о т к р ы т о й в с е м в е т р а м э с т р а д е Н и ж н е г о п а р к а , о т н ю д ь н е р а с п о л а г а ю щ е й к к а м е р н о с т и , ч у т к о м у о т к л и к у с л у ш а т е л е й . Т ем н е м е н е е р о м а н с п р е д п о л а г а л в с ё - т а к и н е с т о л ь н а с т о й ч и в у ю ф о р с и р о в а н н о с т ь п о д а ч и , м о д е р н и з а ц и ю и х о б р а б о т к и . С н е у д о б н о г о в о п р о с а о б э т о м и н а ч а л а с ь м о я б е с е д а с п е в ц о м . Валерий СЕМЕН и как хочется сегодня исполнить. — П р я м о й , г р у б о в а т ы й в о п р о с п о с л е т в о е г о с л о в а « х о ч е т с я » : а в с е л и т ы с м о г с д е л а т ь и з т о г о , ч т о т е б е х о т е л о с ь ? У с т р а и в а е т л и т е б я , и н ы м и с л о в а м и , к а к с к л а д ы в а е т с я т в о я а р т и с т и ч е с к а я к а р ь е р а ? — Нет, она во многом скла дывается далеко не идеально. Сейчас я, к сожалению или нет, (не знаю) — сам по себе. С од ной стороны, и неплохо: неза висимость, свободный выбор того, что будешь петь. С дру гой, конечно, обидно, что не уча ствую в каких-то больших, от ветственных проектах. По се мейным причинам я покинул Москву, возвратился в родной Липецк, но в столице у меня остались друзья, знакомые, ко торые всегда готовы обеспе чить мои вы ступления не в сольных, конечно, но в «сбор ных» программах . Например, генеральный директор концерт но-театрального объединения «Овация» Валерий Маленков. А в Липецке меня охотно пригла шают в областной Дворец куль туры. Однако основная моя лет няя площадка — это Нижний парк (естественно, поэтому я очень благодарен его админис трации). Здесь я постоянно вы ступаю с сольными концертами. И романсы для них выбираю, разумеется, сам. Я, кстати, не склонен со «снисхождением» относиться к гуляющей там пуб лике, часть которой, вполне ве роятно, случайно задержалась возле эстрады, чтобы послу шать. Чем они так уж отличают ся от посетителей филармони ческих концертов в закрытых по мещениях? Да ничем! — К с т а т и , в е с н о й т ы , с о д н и м а р т и с т о м м у н и ц и п а л ь н о г о т е а т р а , д а в а л к о н ц е р т в Д о м е о ф и ц е р о в . В е д ь э т о б ы л а я в н о н е с л у ч а й н а я « а к ц и я » ? — Да, мы делали ту, приуро ченную к первому апреля, раз нообразную и веселую програм му, чтобы привлечь на нее не только обычных зрителей, моих друзей и поклонников, но и по лучивших приглашения отдель ных начальников культуры. Но... никто из них на концерт не при шел. Нет, я не жалуюсь. Я про сто констатирую: да, всюду мои романсы принимают очень теп ло, но кого-то из тех, кто мог бы помочь с реализацией како го-либо проекта, моя програм ма никаким боком не «греет». — Н о в с е - т а к и я у в е р е н : в Л и п е ц к е т е б я р а н о и л и п о з д н о о ц е н я т . . . А п о к а в е р н е м с я к р о м а н с а м : т ы с а м д е л а е ш ь и х а р а н ж и р о в к и и л и з а к а з ы в а е ш ь к о м у - т о ? И в т о р о й в о п р о с : т ы е щ е к а к - т о п ы т а е ш ь с я п р о я в и т ь с в о ю , я в и ж у , б о л ь ш у ю и п о к а н е р а с т р а ч е н н у ю э н е р г и ю ? — Над аранжировками для меня в основном работает Вла димир Трофимов, руководитель коллектива Валентины Толкуно вой, который подобным обра зом помогает многим извест ным певцам. А насчет того, куда я еще деваю свою энергию... С ущ ествует с недавних пор тво р че с ко -прои зв од с тве нное объединение «Студия». Я — за меститель ее директора Миха ила Васильевича Аксенова и ху дожественный руководитель. Сейчас основная задача «Сту дии» — создание фильмов о го родах и районах Липецкой об ласти. Уже есть реальные пред ложения, есть интерес со сто роны и заказчиков, и телекана лов. Посмотрим, что получится. Но, конечно, главные мои надежды связаны с музыкой. Как ты, надеюсь, понял — я не «пуританин», для меня важны не столько стро го сть и чистота жанров, сколько возможность в современном контексте, на на- нешнем информативном, эсте тическом и прочих уровнях слу шать, воспринимать музыку — красивую, понятную, «классно» инструментованную. Я глубоко убежден: жил бы сегодня Джу зеппе Верди, он, как Эндрю Ллойд Уэббер, писал бы мюзик лы, то, что созвучно времени. И это отнюдь не потакание нынеш ней публике. И я ей тоже не потакаю, обхожусь без прими тивных решений. Я просто до веряю собственным и зритель ским вкусам.* Планы? Я очень бы хотел со брать своих липецких и москов ских друзей-музыкантов и к осе ни подготовить с ними програм му, где были бы показаны дви жение, развитие романсов от их первоначальной до современ ных версий. Думаю, такая про грамма лишний раз убедила бы: все жанры хороши, кроме скуч ных — или поданных «дежурно», без вдохновения и поиска. Константин КЛЮТКИН. ИЗ ЛЕТНЕГО ДНЕВНИКА «МИГИ ВЕЧНОСТЬТОЛЬКОСОН...» Х у д о ж н и к и п о э т В а л е р и й С е м е н и х и н н е в п е р в ы й р а з п е ч а т а е т с я в «ЛГ» . О н с т о и т о с о б н я к о м с р е д и д р у г и х о д а р е н н ы х л и п е ц к и х а в т о р о в . Его с т и х и к а ж у т с я т о и з б ы т о ч н о с л о ж н ы м и , т р е б у ю щ и м и р а с ш и ф р о в к и , з н а к о м с т в а с ф и л о с о ф с к и м и , б о г о с л о в с к и м и , м и с т и ч е с к и м и т р у д а м и , т о н е о ж и д а н н о п р о з р а ч н ы м и , я с н ы м и , о ч е н ь н е п о с р е д с т в е н н ы м и . П р о ч и т а й т е , д о п у с т и м , п у б л и к у е м ы й в с е г о д н я ш н е й п о д б о р к е « Ж е л е з н ы й в е к » : « П о с т е л и с м я т ы е ц а р и ц , т у п ы е с к а л ь п е л и у ч е н ы х , л и т е р а т у р а о б р е ч е н н ы х , и с ч е з н о в е н ь е у т о н ч е н н ы х , д ы ш а в ш и х б л а г о р о д с т в о м л и ц . . . » И п о с л е д н и е ч е т ы р е с т р о ч к и : « Г д е н а м н а в с е х о д н о п а л ь т о д а н о в с м е р т е л ь н о м и з о б и л ь е , г д е в с е р е ш а е т т о л ь к о т о , к а к м ы л ю б и л и » . Ч т о у ж т у т р а с ш и ф р о в ы в а т ь , р а с т о л к о в ы в а т ь . Э то м ы , э т о п р о н а с — с г о р е ч ь ю , с о с т р а д а н ь е м и — в о п р е к и в с е м у — с т и х о й , у п р я м о й н а д е ж д о й . . . О С ЕН Ь НА ЗЕМЛЕ Листьев и лиц дочитаны станцы. Ветер столетий в пальцах твоих. Солнц золотые протуберанцы, тленных вселенных единый миг... Слышно, стучат, не переставая, оси Зодиакальных Колес... Вниз посмотри: под ногами сухая осыпь осенних ос. * * * — О, где Ты был, Возлюбленный? На страже стою я день и ночь, неутомим... —Я жил в тебе, незримо, от тебя же твоею темнотою охраним. —Любимый мой, за грубою судьбою я вдруг расслышал песню, что нежна... — Ты слишком занят был самим собою — свирель Моя в молчании слышна. — Нирваны я мечтал коснуться, либо пройти предел, где Солнца полынья.:. — Но Я всегда с тобою, где б ты ни был. И жизнь, и смерть, и что за ними — Я. СЕМЬ МИНУТ Та отрешенность в синих вечерах, когда недвижим остается разум. И только чувства открывают сразу — то золото в ладонях или прах. Вглядишься —декорации стоят, клюка судьбы их не коснулась будто. С ладони осыпаются под утро Нью-Йорк, Помпея, Фивы, Петроград... Мнут пальцы глину будущих имён, перемешав безумства и созвездья, где золотая новизна известий давно рассказана, как ход времён. Сойдут потопы, омывая Дух, пройдут, как слезы, как весною снеги, и ты зацепишь головой звезду, запутаются в волосах ковчеги. Послушай, миг и Вечность — только сон, игра ума в условную полярность. Но в сердце остаётся благодарность за этот невозвратный небосклон. За эти вечера, что отойдут, и канет в Лету то, что в них открылось, за то, что сердце во Вселенной билось семь маленьких минут. М О Л Ч А Н Ь Е Закон недвижных быстрых струй. Молчанье полногласных струн. Стремительный полет в Покой. Адам, как глина, под рукой. Изваянный столбец стихов — каких нездешних берегов едва намеченная кромка?.. Жизнь, проживи ее негромко для Господа твоих оков, твоей любви, — другое знанье из сердца вытащит игрун, и ты узнаешь, вещий лгун, всесилие беззвучных струн и нестерпимого молчанья. П ЕСО К В РУКЕ Когда проходит время битв, и жизнь — вне стадного теченья, — в том промежутке для молитв открой окно, где не болит, где пыль имеет назначенье. Увидишь Истину босой. Она смеется над тобой, по сердцу пальчиком проводит... И только логикой сухой невинности не трогай той — Она на цыпочках уходит. С ее уходом мир летит куда-то к черту на кулички, как ваша власть, убогий быт, умов разбойничьи привычки... Дитя, её наивность — щит. Она заботится о птичке. Когда приходит время Тьмы и носит души ветер Кармы, пусть даст вам силы свет тюрьмы и искупление казармой. ВотЖизнь —в руке речной песок, всегда игра, всегда на ощупь. Здесь держит тонкий волосок миры, изнизанные Мощью. ПОЛ ЁТ Есть опыт самых малых крох, назначенные к счастью лица, разорванный на части бог, потусторонние бойницы. Есть только крики в духоте, молитвенное море Духа, и выбор твой: не то, не те... И колокольчики вне слуха. Есть смысл над плясками плетей, где Крик низводит в сердце Китеж, где медленным полётом снимешь удушье трав и лебедей. Ж Е Л Е З Н Ы Й ВЕК Пусть этотмир — одни слова, и кукольная плоть — как плети, — я полюбил вас, дети, дети цивилизованного рва. Здесь Вий не поднимает век затем, что жил в Железный Век, где стыдно вглядываться в эти приметы оскуденья, сны растлений, искушений сети, где не случайно сочтены: постели смятые цариц, тупые скальпели ученых, литература обреченных, исчезновенье утонченных, дышавших благородством, лиц; где мы постимся, чтобы красть, и убиваем, чтобы верить, и тщимся Дух пробиркой мерить, и молимся, чтобы пропасть; где нам на всех одно пальто дано в смертельном изобилье, где все решает только то, как мы любили. Ч е т ы р н а д ц а т и л е т н и й м а л ь ч и к с т а н о в и т с я п о б е д и т е л е м ф е с т и в а л я н а р о д н о го т в о р ч е с т в а « 3 0 0 л е т м е т а л л у р г и и — 3 0 0 л е т г о р о д у Л и п е ц к у » и п о л у ч а е т о т НЛМК п о м и м о д р у г и х н а г р а д з а в е т н ы й г л а в н ы й п р и з — п о е з д к у в л е т н ю ю т в о р ч е с к у ю ш к о л у , о р г а н и з о в а н н у ю в Р у з е . К т о - т о с к а ж е т — п о в е з л о . О д н а к о э т о б у д е т н е в е р н о . О л е г М а м а е в в п о л н о м с м ы с л е с л о в а з а с л у ж и л с в о ю н а г р а д у . И с у м е л и з в л е ч ь и з п у т е ш е с т в и я н а б е р е г а М о с к - в а - р е к и , н а р о д и н у и з в е с т н о г о х у д о ж н и к а С. И в а н о в а , и з в с т р е ч и з а н я т и й с п р о ф е с с о р а м и М о с к о в с к о й к о н с е р в а т о р и и , С у р и к о в с к о г о л и ц е я , и з о б щ е н и я с т а л а н т л и в ы м и с в е р с т н и к а м и , п р е д с т а в л я в ш и м и п я т н а д ц а т ь р о с с и й с к и х г о р о д о в , м а с с у и н т е р е с н о г о и п о л е з н о г о . С р е б я т а м и з а н и м а л с я в и р т у о з н ы й м а с т е р В. Б о р и с о в . Его у р о к и м н о г о м у н а у ч и л и н а ч и н а ю щ и х х у д о ж н и к о в . О л е г у с п е л с д е л а т ь з а д в е н е д е л и с е м н а д ц а т ь э т ю д о в , ч е т ы р н а д ц а т ь и з н и х э к с п о н и р о в а л и с ь н а и т о г о в о й в ы с т а в к е , а т р и т е п е р ь у ж е о к а з а л и с ь в ч а с т н ы х к о л л е к ц и я х м о с к о в с к и х с о б и р а т е л е й . Н о , к р о м е ж и в о п и с н ы х р а б о т , О л е г п р и в е з и з Р у з ы д н е в н и к . Н а м д у м а е т с я , н е к о т о р ы е е г о с т р а н и ц ы п р и в л е к у т в н и м а н и е ч и т а т е л е й «ЛГ» , н е б е з р а з л и ч н ы х к с у д ь б е о д а р е н н ы х з е м л я к о в . 2 8 и ю н я . Сбор участников Школы в Москве, в Доме ветеранов кино. На автобусе прибыли в Дом творчества композиторов «Руза». У меня сра зу появился друг — Альберт Скуратов из Казани. Он скрипач. Мы будем жить в одном домике, у каждого — своя комната, прекрасная веранда, все удобства. Помещение нас встретило теплом на топленной печи. Приехали ребята из Альметьевска, Нориль ска, из города Ноябрьска Тюменской области... С нами будет заниматься преподаватель Московс кого академического художественного лицея Рос сийской академии художеств, член Союза худож ников Валентин Иванович Борисов. Жаль, мало взял своих работ, чтобы показать педагогу. Он очень строг в оценке. Сказал, что чувство цвета у меня есть, понравился ему натюрморт с тыквой (графика). После ужина делали наброски, гуляли по бе регу реки. 2 9 и ю н я . Дождь. Пробежка. Пленэр — с 9.30 до 22.00, с перерывом на обед и ужин. Писали под навесом. Итогом дня была фраза: «Мало сде лано». 3 0 и ю л я . Дождь. Зарядка. Пленэр — с 9.30 до 16.50. В полдень понял: страшно быстро летит время. Рисовали акварелью. Самые крепкие — опять под навесом. Девочки из Ноябрьска — с веранды. Пришлось потрудиться: Валентин Ива нович оставил всем по три краски (красную, жел тую, синюю) — боролись с «зеленкой», детально прорабатывали пейзаж. В 17.00 — торжественное открытие Летней творческой школы. Праздничный концерт. 1 и ю л я . Дождь. Ежедневно встаю в 7.00, про бежка, зарядка. 2 и ю л я . Экскурсия по пушкинским местам. В Вяземах, во дворце, увидели работы липецкого художника В.М. Лузанова в экспозиции «История семейства Ганнибалов». В 16.00 — пленэр на берегу реки. Пасмурно. Пейзаж с излучиной не закончил. 3 и ю л я . Пленэр — с 9.30 до 18.00. У музы кантов больше свободного времени, а нам при ходится трудиться, потому что 10 июля будет вы ставка наших работ. 4 и ю л я . Утром мы с Альбертом поздравили пианистку Женю Андрееву с шестнадцати летн ем. Традиционный пирог. Пленэр — до 18.00. 5 и ю л я . Экскурсия в Саввино — в Сторо- жевский мужской монастырь близ Звенигорода. Затем побывали в Доме-музее П.И. Чайковско го в Клину. Вечером наконец-то искупались в реке. Ужин. Пленэр до 22.00. Дописывал «излу чину», вдруг пошли облака, предгрозовое состо яние. Начинаю новый этюд. 6 и ю л я . Пленэр до обеда. День солнечный. Встреча с искусствоведом , профессором Московской консерватории Еленой Борисовной Долинской. Она стояла у истоков создания му зея консерватории. Интересно рассказывала о Прокофьеве, Шостаковиче, Плетневе. 7 и ю л я . Зарядка. Пленэр. В.И. Борисов и нас консультирует, и сам много работает. Учусь ком позиции. Уже вторая работа без подсказок. К вечеру пошел дождь. Футбол отменяется. Взял этюдник и пошел под мост: можно писать ; грозу. 8 и ю л я . Искупался в реке, зарядка. Пленэр. Композиция моя одобрена Борисовым. Ура! Сто им под мостом. Гроза. Хорошо, захватил уголь ный карандаш, с удовольствием делал наброски, забравшись на бетонную опору моста. Борисов переписывал пейзаж на грозовой. Работали до 2 2 . 0 0 . 9 и ю л я . Валентин Иванович не устает повто рять: «Дети мои! Вот приедете домой — отдохне те; а пока — покой нам только снится». После обеда — опять гроза. Увлекся углем, сидел под мостом. Даже Борисов забрался наверх, посмот рел, спустился назад по траве, сказав: «На земле спокойней». Вечером сдаем работы для выстав ки. У меня 17 этюдов. 1 0 и ю л я . Экскурсия в Ярополец, где находит ся усадьба Н.Н. Гончаровой. В 19.00 открылась выставка. Очень понравились работы художниц из Ноябрьска. Моих работ отобрано 14. Скомпо нована выставка хорошо, все смотрелось. 1 1 и ю л я . День рождения. Как тепло поздра вили меня педагоги и руководители, пригласили на следующий сбор! А главным подарком был сборник двух репринтных изданий, выпущенных в начале и в середине XIX века — «Учебный рису нок, Москва — Берлин». В обед всех угощали о г ромным пирогом с бананами. Пленэр. 1 3 и ю л я . Липецк. Дома! Звонок от Р . Е . Вико (член Союза художников Р Ф , профессор кафед ры художественной обработки материалов ЛГТУ, с ним Олег много занимался. — Прим, ред.у. «Олег! Жду в краеведческом музее. Практика про должается до 25-го». Да, прав Борисов: «Покой нам только снится!» Н а с н и м к е : п о с л е о ч е р е д н о г о п л е н э р а , О л е г М а м а е в — в т о р о й с л е в а . Ф о то Н икол ая ЧЕРКАСОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz