Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
7 АВГУСТА 2 003 ЧЕТВЕРГ №31 ( 131 ) С О Ю З Б е л а р у с ь — Р о с с и я А л е к с а н д р Л у к а ш е н к о : Д л я н а с Р о с с и я — н е п р о с т о с о с е д . Э т о н а ш а Р о с с и я Окончание. Начало на стр. I. Если только, не дай Бог, что- то случится в России, мы будем в этой же яме вслед за Россией. Помните, когда в 1998 году об валился российский рубль? Мы три года карабкались , а может быть, даже и четыре, чтобы вы лезти, и только в прошлом году смогли преодолеть эти тенден ции. Страшная была ситуация в Беларуси. Вот, пожалуйста , зави си мость. Поэтому для нас Россия — это не просто сосед. Это не просто страна . Это наша Рос сия, за которую мы боролись и всегда будем бороться, потому что мы от нее зависим . Вот наш там интерес. И я, ка к глава госу дарства, должен это понимать. Если у меня есть какие -то каче ства к этому, я должен исполь зовать их для того , чтобы обес печить интересы нашего бело русского народа и государства. О л о б б и р о в а н и и и н т е р е с о в б и з н е с а Мне эта политика неприем лема. Несколько раз меня обви няли в том , что у меня «где-то миллиарды долларов на сче тах». На что я очень просто ска зал: давайте счет, банк, и я вам пишу доверенность, забирайте мои деньги. Публично объявил. Никто, правда, не пришел за до веренностью . Вы знаете , если бы только я в ка ком -то запад ном банке или в российском имел счет и деньги, меня бы тут же за горло взяли . Д аже бы не шевельнулся. Так со всеми коры столюби выми политиками поступают. И становятся они послушными , идут туда, куда надо, делая то, что велят. У меня ни на каком счете ника ких денег нет. Если у меня спросят: что, и не предла гали? Да предложений и наме ков — воз и маленькая тележка. Только тонко , конечно . Но это было поначалу. Сейчас все зна ют — бесполезно . Купить его невозможно . Извините , что я в какой -то степени о себе это го ворю, якобы хвастаюсь. Но это действительно так . И это тоже мой самый большой актив. Зна ете, чужое всегда вылезает бо ком. Чужо го не надо, если ты можешь заработать это сам. Поэтому я не буду лоббировать ничьих интересов . А если и бу ду, то только в интересах своего народа и своего государства. О ч ер н о бы л ь с ко й п р о б л ем е Мы перестали раздавать так называемую «помощь» по дол лару, по два, которую когда -то людям давали, и все были успо коены тем, что вот мы, дескать, «помогаем». Мы эти средства с согласия людей а ккум улирова ли. Для чего? Вот, скажем, у нас в тех ре гионах большое содер жание железа в воде, значит, нужны очистные станции. Мы приняли целую программу и строим эти очистные станции, приводим в порядок города и села. Это очень важно . То есть деньги мы а ккумулируем и на правляем на более важные объ екты , не, распыляя их. При этом тратим средств на преодоление последствий чернобыльской ка тастрофы в размере четверти нашего бюджета . Вот пример. Вы знаете , что в Гомеле еще в советские времена начали строить огромный медицинский центр, который должен был об служивать всю чернобыльскую зону Украины , Беларуси, Рос сии. Развалился Советский Со юз, и будущий центр нам оста вили в виде фундамента и двух стен, никому это не оказалось нужным . Я боролся, чтобы по могли. Увы... Но в прошлом году мы его сдали. Я прямо говорил : этот центр белорусы воздвигли не только для лечения ,восстанов ления здоровья , ведения науч но -исследовательских работ, но для всех, к то пострадал от чернобыльской аварии. Из Брянской, Тульской , Чернигов ской , Киевской областей туда приезжаю т люди и м о гу т ле читься. Сейчас прошу: вы нам не много помогите средствами, по тому что мы бесплатно лечим, за счет бюджета Беларуси. Нам н а гр уз ку эту очень сложно не сти. А ведь это люди, их же нельзя не пустить , человек-то страдает. У нас было много слу чаев, когда украинские женщ и ны приезжали и на границе ро жали , чтобы попасть в наши больницы. И деньги за это мы не спрашиваем... О ф е д е р а л ь н ы х СМИ Мы хорошо понимаем , что происходит в российских сред ствах массовой информации и почему они та к освещают собы тия в нашей стране. Если о при чинах говорить , то их очень много. Может, и мы в чем-то ви новаты. Но ка к бы мы ни были виноваты, обижать народ нель зя. Можно Лукашенко бить, кри тиковать . Политик, президент — он должен терпеть. Но народ за что? Вы побывали в Белару си, я убежден, за сутки поняли, что не за что белорусов оби жать. Абсолютно не за что. В К а л у ж с к о й о б л а с т и с т р о я т д о р о г и М о г и л е в с к и е с п е ц и а л и с т ы А ещ е они участвую т в с тр ои т ел ь с тв е к о см о д р ом а в П лесецке сотрудничество Михаил К узьм ин МОСКВА КА К СООБЩАЕТ пресс-служба посольства Беларуси в России, на строительство ш оссейной доро ги в Кал уж с кую область выехал отряд Могилевского от кры того акционерного общ ест ва «Дорожно -строительный трест № 3» . С администрацией ро ссий ского региона заключен первый кон тра кт на 20 миллионов руб лей. Могилевчане будут уча ст вовать в сооружении одного из участков 38 -километровой до роги между районными центра ми Думиничи—Ульяново. У Могилевского треста на ко плен богатый опы т строи тел ь ства доро г ре сп убл и ка н с ко го значения. Силами это го колле ктива построены обходные д о ро ги в о кр у г Могилева и Боб руйска . Сейчас сооружается одиннадцатикилометровая ас фальтированная трасса вокру г Климовичей. Да и в России хорошо знают почер к М о гилевских д орож н и ков. В различных ре гионах они работаю т уже в течение че ты рех лет. Помо гали строить об ходную доро гу в о кру г Калуги , в Смоленской области у ч а с тв о вали в сооруж ении од но го из уча стков ма гистрали Брест— Москва. Сейчас одна из бри гад т р у дится на строительстве ро с сий с ко го космодрома в городе Плесецке Архан гельской обла сти, где ведет у кл а д к у бетона на аэродроме. Сам ф а кт уча стия б елор ус ских рабочих в этом строитель стве свидетельствует, кстати, о расширении прямого сотрудни чества наших стран-соседей. В Р о с с и и г р о д н е н с к а я п р о д у к ц и я п о л ь з у е т с я с п р о с о м Е е о тли ч а е т вы сокое к ач ество и технический уровень прямы е свя зи БЕЛТА БОЛЬШУЮ партию карданных валов изготовит и поставит до конца текуще го года гроднен ское предприятие для крупной российской компании. Белорусские карданные ва лы на российском рынке отли чает высокое качество и техни ческий уровень. Однако по це нам на продукцию белор ус ским производителям по срав нению с российскими кон кури ровать становится все слож нее. Тем не менее заказы грод ненское предприятие получает. В числе основных потребите лей — российские компании и тракторные заводы. Кроме того, недавно грод ненский завод получил заказ от иностранной фирмы, кото рая разместилась в Калинин градской области и занимается сборкой джипов. Для нее будут поставлены несколько тысяч карданных валов. Г е н е р а л ы г о р н ы х к а р ь е р о в Р е а л и з а ц и и н о в о г о п р о м ы ш л е н н о г о п р о е к т а С о ю з н о г о г о с у д а р с т в а — п р о и з в о д с т в а м о щ н ы х б о л ь ш е г р у з н ы х с а м о с в а л о в — с н е т е р п е н и е м ж д у т о т е ч е с т в е н н ы е г о р н я к и союзные программы Аркадий Медведев МОСКВА 29—30 ИЮНЯ в Старом Осколе Белгородской области прошел пресс-тур, организованный Де партаментом информации Посто янного комитета Союзного госу дарства. Участники тура познако мились с современными техноло гиями добычи полезных ископае мых на Стойленском горно-обога тительном комбинате, обсудили с профессионалами место бело русских и российских производи телей карьерного транспорта, за действованных в совместной про грамме «Карьерный транспорт», на союзном и международном рынках, приняли участие в дис куссии о механизмах государст венной поддержки отечественно го тяжелого машиностроения. Как явствует из самого назва ния союзной программы «Карьер ный транспорт», она предусмат ривает совместное производство российскими и белорусскими предприятиями мощных больше грузных самосвалов для горно- обогатительных предприятий и запчастей к ним. Кстати, произ водство запчастей имеет важней шее самостоятельное значение. Дело в том, что Россия ежегодно тратит на закупку комплектующих для карьерного транспорта около полумиллиарда долларов. При этом 350 миллионов долларов приходится на закупку непосред ственно комплектующих, 70 мил лионов долларов — на закупку запчастей, еще 40 миллионов долларов — на закупку шин для карьерных самосвалов, посколь ку на территории стран СНГ нет производства шин, необходимых крупнотоннажным машинам тако го типа. На рынке комплектующих для карьерного транспорта на се годняшний день лидируют амери канские и японские производите ли. Изменить ситуацию может объединение усилий российских и белорусских производителей, в частности, турбомоторного заво да в Екатеринбурге, завода по производству дизельных двигате лей в Балакове Саратовской об ласти, санкт-петербургского предприятия, изготавливающего электротрансмиссии, и знамени того БелАЗа, который сегодня яв ляется единственным предпри ятием, выпускающим карьерный транспорт на территории СНГ. Участники встреч в Старом Ос коле пришли к выводу: главные проблемы тяжелой автопромыш ленности такие же, как и у ле гко вого автопрома — дефицит инве стиций и возрастающая конкурен ция иномарок. Российский рынок теряется как для собственных производителей, так и для БелА За, который хотя еще держит за собой треть мирового рынка са мосвалов грузоподъемностью 80 — 120 тонн, однако начинает стал киваться с проблемами. Произво дитель только осваивает выпуск машин с двигателем стандарта «Евро-2», в то время как в Европе давно действуют стандарты «Ев ро-3», а вскоре станет обязатель ным еще более высокий экологи ческий стандарт «Евро-4». Кроме того, быстро растет потребность в машинах иного класса — грузо подъемностью 135—320 тонн (только они становятся эффек тивными в условиях углубления карьеров и удлинения расстояний транспортировки пород). Ведь для того чтобы обеспечить рост добычи угля, урановой руды и прочих полезных ископаемых, горнякам приходится все глубже вгрызаться в землю (уже есть карьеры, где приходится извле кать ценные породы с 600-метро вой глубины). В проекте программы «Карь ерный транспорт» заложено соз дание производства дизельных двигателей мощностью до 2100 киловатт для карьерных самосва лов грузоподъемностью 135—320 » В С т а р о м О с к о л е х о р о ш о з н а ю т н а д е ж н у ю б е л о р у с с к у ю т е х н и к у . тонн. Стоимость программы со ставляет 8 миллиардов 76 милли онов рублей, причем 24 процента от этой суммы будет профинанси ровано из бюджета Союзного го сударства. Вся программа, к сло ву, рассчитана на 5 лет и предпо лагает существенную модерниза цию выпускаемой техники и соз дание новых моделей самосвалов грузоподъемностью 135— 320 тонн для эксплуатации в глубоких карьерах. Стоимость самосвалов, произведенных по программе, предположительно должна быть на 30 процентов ниже, чем зару бежных аналогов. Однако из-за несогласованно сти действий национальных мини стерств Беларуси и России реали зация этой программы тормозит ся. Ка к сообщил начальник Де партамента информации Посто янного комитета Павел Лысов, длительная процедура согласова ния препятствует реализации и ряда других союзных программ, в частности, таких, как «Самолето строение», «Дизельное автомо билестроение», «Союзный теле визор». По словам П. Лысова, ес ли эти программы не будут дейст вовать, то все мы в результате по теряем еще больше. Ведь тем са мым фактически будет поставлен крест не только на этих програм мах, но и на планах развития всей российской экономики, о которых так много говорят в последнее время. С т о и м о с т ь п р о г р ам м ы «К а р ь ер ны й т р а н с п о р т » — 8 м и л л и а р д о в 7 6 м и л л и о н о в р у б л е й , п р и ч ем 2 4 п р о ц е н т а о т э т о й с ум м ы б у д е т п р оф и н а н си р о в а н о и з бю дж е т а С о ю з н о г о г о с у д а р с т в а . П о е д и н о м у з а к о н у П р а в о в о е р е г у л и р о в а н и е д е я т е л ь н о с т и а к ц и о н е р н ы х о б щ е с т в в Б е л а р у с и н о с и т п о к а ф р а г м е н т а р н о - у с е ч е н н ы й х а р а к т е р мнение Констан тин Санин ЮРИСТ МОСКВА УНИФИКАЦИЯ законодатель ной базы России и Беларуси в та ких областях, ка к нало гооб ложение , государственная ре гистрация юридических лиц, ли цензирование , рынок ценных бумаг, играет важнейшую роль в строительстве Союзного госу дарства . К настоящему време ни в основном унифицированы положения гражданских код е к сов наших государств . Однако до сих пор существенно отлича ются многие российские и бело русские законы , регулирующие имущественные и связанные с ними неимущественные отно шения. Так, имеются явные от личия в законодательстве об акционерных обществах. В Российской Федерации ос новными нормативно -правовы ми актами, регулирующими де ятельность в акционерных об ществах, являются Граждан ский кодекс и Федеральный за кон «Об акционерных общ ест вах», в Беларуси — Граждан ский кодекс и Закон «Об акцио нерных обществах, обществах с ограниченной ответственно стью и обществах с дополни тельной ответственностью». Однако правовое регулиро вание деятельности акционер ных обществ в Беларуси носит, с моей точки зрения, фрагментар но-усеченный характер . Бело русское законодательство прак тически не содержит норм, регу лирующих порядок подготовки, созыва и проведения общего со брания акционеров. Также от сутствуют нормы, гарантирую щие акционерам право на дос туп к информации об АО и его финансово-хозяйственной дея тельности, на получение диви дендов. Владельцы привиле ги рованных акций не имеют права голоса на общем собрании акци онеров. В России, к примеру, привилегированные акции об щества становятся голосующи ми, если на последнем годовом общем собрании независимо от основания не было принято ре шение о выплате дивидендов по привилегированным акциям или было принято решение о непол ной выплате дивидендов по при вилегированным акциям этого типа. Кроме того , а к ц и о н е р ы - владельцы привилегированных акций участвуют в голосовании по вопросу о реорганизации или ликвидации общества и по воп росу о внесении в устав общест ва изменений или дополнений, ограничивающих права акцио неров— владельцев этого типа привилегированных акций. Все это направлено на защиту инте ресов владельцев привилегиро ванных акций В отличие от российского за конодательства белорусское не знает института кумулятивного голосования при избрании сове та директоров. Поэтому минори тарные акционеры, в совокупно сти владеющие, например, 49,9 процента голосующих акций и голосующие консолидированно, не смо гут избирать ни одного члена совета директоров. Тем самым права миноритарных а к ционеров существенно ущемля ются. В России кумулятивное го лосование зарекомендовало себя ка к наиболее демократич ный способ избрания членов совета директоров , позволяю щий при определенных обстоя тельствах группе миноритар ных акционеров а ккум улиро вать свои голоса и провести в состав совета своих представи телей. Поэтому Госдума РФ приняла во втором чтении зако нопрое кт , согласно которому предлагается установить кум у лятивное голосование при вы борах членов совета д ире к то ров для акционерных обществ с любым числом акционеров . Кроме того, законопроект уста навливает минимальную чис ленность совета директоров (не более 5 членов), что позво лит мелким акционерам, владе ющими в совокупности 20 и бо лее процентами голосующих акций общества , избрать в со вет директоров по крайней ме ре одного члена, в то время ка к при обычном голосовании эти акционеры не см о гут избрать ни одно го члена совета д ир е к торов . В России общее собра ние акционеров правомочно , если в нем приняли участие а к ционеры , обладающие в сово купности более чем половиной голосов размещенных голосую щих акций общества. В Беларуси для проведения общего, собрания акционеров достаточно, чтобы на нем при сутствовали акционеры,облада ющие 50 процентами голосов. Такая формулировка закона на практике может привести к ситу ации, при которой две конфлик тующие группы акционеров мо гу т провести одновременно ле гитимные соб рания (50 процен тов акционеров на одном и 50 процентов акционеров на дру гом) и принять абсолютно проти воположные решения. Поэтому скорейшее принятие закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах», развивающего нормы белорус ско го Гражданского кодекса и усиливающего гарантии прав акционеров, инвесторов и кре диторов, несомненно, будет спо собствовать увеличению прито ка инвестиций во все отрасли белорусской экономики. С н а ч а л а — в е р н ы е д р у з ь я , д е н ь г и — п о т о м Сою зное го судар ство с точки зр ени я ч ело в еч еско го и зм ер ени я п р я м а я р е ч ь В ПРОЦЕССЕ строительства Со юзного государства немало гово рится об унификации правовой базы, проблемах собственности, бюджета и т.д. А насколько сов местимо наше гуманитарное пространство? Что его объединя ет? Об этом доктор политических наук Елена БАРАНОВА беседует с председателем Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Нацио нального Собрания Республики Беларусь, доктором социологи ческих наук Игорем КОТЛЯРО ВЫМ. —Игорь Васильевич, харак теризуя гуманитарное про странство наших стран, мож но ли говорить о его идентич ности? — У нас общие исторические корни, христианская религия, культура — все то, что составля ет основу национального мента литета. Видные ученые, напри мер, лауреат Нобелевской пре мии Жорес Алферов, любимые артисты, каким был недавно ушедший из жизни Владимир Му- лявин, являются детьми обоих народов. Нам удается развивать научное сотрудничество — есть целый комплекс профильных программ — поддерживать взаи мообмен специалистами, по скольку упрощено взаимопод- тверждение научных дипломов, а вузовские вообще такого под тверждения не требуют, мы рас ширяем информационное поле и вместе отдыхаем, например, на традиционном «Славянском ба заре». —Но, согласитесь, последнее десятилетие реформ по-сво ему откорректировало и миро воззренческий строй,и образ жизни наших народов. Харак тер же и настроения общест венной среды проявляются прежде всего в гуманитарном пространстве, не такли? — Свободный человек, а тем более свободные народы вправе сами определять свои мировоз зренческие ориентиры. Здесь ка к раз не требуются унифика ции. Что же касается социальных характеристик, то в Беларуси, ка к и в России, происходит по строение гражданского общест ва. В соответствии с белорус ским законодательством дейст вуют десятки общественных объ единений, в том числе научных ассоциаций и творческих союзов, политические партии. Многоук- ладность экономики проявляется и в гуманитарной сфере: открыто функционируют ка к официаль ные, так и частные СМИ, в рав ных исходных условиях находят ся гимназии и вузы ка к бюджет ного, та к и внебюджетного фи нансирования. Конечно, ощути мая разница есть, например, в притоке студентов, тиражах пе риодических изданий и т.д. Но это уже вопрос мастерства Ъпе- циалистов и вкусов самого насе ления. Ка к социолог, я убежден: гуманитарное пространство — важнейшая составная часть гра жданского общества. — Гражданское общество предполагает не только мно гообразие его субъектов, но не в меньшей мере способность их прийти к консенсусу. В Бе ларуси центром консолидации общественных сил становится само государство. С этим вза имосвязано и становление в республике идеологии бело русской государственности. Что выдумаете по этому по воду? — Государство ориентирова но прежде всего на поддержку гражданского общества, причем многие целевые программы ка саются гуманитарной сферы. Об этом я сужу и как ученый, и как председатель парламентской ко миссии. Взять общеобразова тельную реформу, цель которой — развитие дифференцирован ного обучения с учетом индиви дуальных особенностей каждого ребенка. Отпускается немало средств на компьютеризацию школ, в ближайшие годы плани руется создание национально информационного образова тельного пространства. Конкурс в средние специальные учебные заведения республики ежегодно повышается. Например, на гума нитарные и экономические спе циальности он достигает 17 чело век на место. Невольно замеча ешь, ка к молодеют улицы боль ших городов с началом учебного года. Это и неудивительно, если на 10 тысяч населения Беларуси приходится 340 студентов, что сопоставимо с показателями наиболее развитых стран Евро пы. И еще немаловажный штрих: с середины прошлого десятиле тия число белорусских аспиран тов увеличилось более, чем вдвое. Одновременно речь идет о повышении уровня преподава ния в вузах. Не случайно при об суждении законопроекта о выс шем образовании в нашей ко миссии вносились предложения о том, чтобы основные вузовские дисциплины читались исключи тельно профессорами и доцента ми. Постановлением Правитель ства страны утвержден пере чень государственных научных программ по реализации наибо лее значимых экономических и социальных задач. Наукоем- кость ВВП по расчетам должна составить в 2005 году 1,8 про цента. Крупномасштабная про грамма посвящена и развитию белорусской культуры. В ее ос нове — впервые созданная в Бе ларуси специальная законода тельная база. Она регламенти рует взаимодействие государ ства и культурной среды в ос новных направлениях: охране историко-культурного наследия, музейной, библиотечной, гаст рольно-концертной деятельно сти, развитии народного творче ства и т.д. Продолжают действо вать специальные фонды Пре зидента по поддержке культуры и искусства и по поддержке т а лантливой молодежи. Только за два минувшие года за счет их средств выделены гранты для реализации творческих прое к тов на сумму около 2 млрд, руб лей, а именными стипендианта- ми стали 220 человек. Состав лен государственный список ис торико-культурных ценностей Беларуси. Здесь мы надеемся на тесное сотрудничество с ЮНЕСКО. Во всяком случае, Бе ларусь уже внесла свое предло жение включить «Культурное пространство Восточного Поле сья» в список «Всемирного при родного наследия ЮНЕСКО. При содействии ЮНЕСКО раз рабатывается концепция созда ния международного культурно го центра на базе двух белорус ских замковых комплексов. —Ценностные ориентиры го сударства базируются на ос нове традиционного для бело русского народа обществен ного мнения. Вспомним, среди героев белорусской классики были, например, гусляр, скри пач, школьный учитель... На род никогда не гнался за «длинным рублем», превыше денег всегда ценил образова ние, воспитанность, культуру. Даже в период застоя социо логи не отмечали среди насе ления резкой девальвации традиционных ценностей. А как ситуация складывается сегодня? — «Желтое колесо», говоря словами Солженицына, не заде ло Беларусь и в ходе реформ. На учное, культурное, образова тельное пространство страны обеспечивает нравственное здо ровье, в том числе и подрастаю щего поколения. Вот с какими на строениями вступают в жизнь школьники Бреста. К наивысшим социальным ценностям они отно сят счастливую семью (67 про центов опрошенных), наличие хо роших и верных друзей (59), ин тересную творческую работу (43), образованность, широту кругозора (36 процентов). Харак терно, что лишь после названных приоритетов школьники упоми нают о «наличии большого коли чества денег» (30 процентов оп рошенных). А что более всего они ценят в своих ровесниках: надеж ную дружбу (70 процентов), спо собность «быть всегда самим со бой» (49), стремление «понять другого» (36 процентов). Моло дежь, как известно, всегда отра жает совесть и душу народа. Что же удивительного, если народ предъявляет соответствующие требования к политикам? По ре зультатам обобщенных нами со циологических исследований,ус тойчивый электорат имеют те по литики, которые, во-первых, наи лучшим образом уже зарекомен довали себя в работе, во-вторых, накопили политический опыт и ведут здоровый образ жизни. Примерно идентичные ответы дали представители различных социальных групп, причем про живающие ка к в белорусской столице, так и в регионах. А в м е с т о с е р д ц а — п л а м е н н ы й м о т о р В России р а ст е т спрос на д ви гат ели Минского моторного з а в о д а че сть марки Борис Д убов М О С К ВА КАК СООБЩИЛА нашей газете пресс-служба посольства Белару си в России, Минский моторный завод в первом полугодии 2003 года увеличил общий объем экс портных поставок на 10 процен тов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост объемов экспорта произошел благодаря увеличению спроса на двигатели у основных российских потребителей. Так, Павловский автобусный завод в январе— ию не 2003 года приобрел 869 двига телей против 877 за весь 2002 год, Горьковский автозавод — 574 двигателя против 426 за весь про шлый год, АМО «ЗИЛ» — 3465 против 6000.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz