Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
П Р О Г Р А М М А ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ П ост ановление тринадцатой с е с с и и Л ипецко го областного Совета депутатов третьего со зы ва № 2 8 5 -п с от 10 .07 .2003 г. О В Н Е С Е Н И И И ЗМ Е Н Е Н И Й И Д О П О Л Н Е Н И Й В П Р О Г Р А М М У И П О Т Е Ч Н О Г О Ж И Л И Щ Н О Г О К Р Е Д И Т О В А Н И Я Л И П Е Ц К О Й О Б Л А С Т И новлением Липецкого областного Совета депутатов от 26 октября 2000 г. № 523-пс (в ред. постановлений областного Совета депу татов от 18.04.2001 № 605-лс, от 26.12.2002 № 180-пс), изложив ее в новой редакции (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опуб ликования. П р е д с е д а т е л ь о б л а с т н о г о С о в е т а д е п у т а т о в А . САВЕН КО В . Рассмотрев обращение главы администрации области о вне сении изменений и дополнений в Программу ипотечного жилищ ного кредитования Липецкой области, в целях конкретизации от дельных положений Программы и определения порядка предос тавления бюджетных субсидий, а также учитывая решение коми тета по экономике, областной Совет депутатов постановляет : 1. Внести изменения и дополнения в Программу ипотечного жилищного кредитования Липецкой области, утвержденную поста- 1. О сновны е полож ения 1. Программа ипотечного жилищного кредитования Липецкой области (далее — Программа) разработана в соответствии с Кон цепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правитель ства Российской Федерации № 28 от 11 января 2000 г. 2. Цель Программы — создание системы обеспечения доступ ным по стоимости жильем населения Липецкой области (далее — области) и увеличения объемов жилищного строительства путем оказания финансовой поддержки гражданам и совершенствования рынка жилья с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. 3. Исполнители Программы: ОАО «Липецкая ипотечная корпорация» и ОГУП «Свой дом» (да лее — исполнители Программы). 4. Сроки реализации Программы: 2000-2010 гг. Основные приоритетные направления Программы и ее ресурс ное обеспечение с 2003 по 2010 гг. определяются в приложении № 1 к Программе. 5. Задачи Программы: — разработка и внедрение единых норм и правил ипотечного жилищного кредитования, развертывание системы ипотечного жи лищного кредитования на территории области; — создание инфраструктуры, обеспечивающей функционирова ние системы ипотечного жилищного кредитования; — формирование первичного и вторичного рынков ипотечного жилищного кредитования; — формирование финансовых ресурсов для реализации Про граммы; — создание резервного (отселенческого) фонда для временно го проживания граждан, не справившихся с погашением ипотечно го кредита; — организация информационного обеспечения Программы; — взаимодействие исполнителей Программы с операторами вторичного рынка ипотечных кредитов (агентств по ипотечному жилищному кредитованию) — специализированных организаций, осуществляющих рефинансирование кредитов, выдающих долго срочные ипотечные жилищные кредиты населению; — организация взаимодействия с ОАО «Агентство по ипотечно му жилищному кредитованию», г. Москва; — внедрение системы ипотечного жилищного кредитования по различным схемам (новое, вторичное жилье) с привлечением бюд жетных, внебюджетных источников, кредитов, заемных средств, средств инвесторов, юридических и физических лиц. 6. Порядок приема и рассмотрения заявлений на получение и предоставление целевых займов на приобретение жилья под залог недвижимости (ипотеки), а также порядок предоставления безвоз мездной бюджетной субсидии приобретателям жилых помещений определяются соответственно в приложениях № 2 и № 3 к Про грамме. 2 . О р га н и зац и я с и с тем ы и п о те чн о го ж и л ищ н о го кред и то в а н и я 1. Участники Программы и их функции: 1.1. В функции Липецкого областного Совета депутатов и адми нистрации области входит: — создание нормативной правовой базы; — создание резервного (отселенческого) фонда для временно го проживания граждан, не справившихся с погашением ипотечно го кредита; — государственная поддержка, в том числе путем финансиро вания из областного бюджета, предоставление гарантий, налого вых льгот и инвестиционных налоговых кредитов; — регулирование рынка жилья, формирование системы ипо течного жилищного кредитования и жилищного строительства в области; — предоставление государственных бюджетных субсидий, це левых займов; — внесение предложений по изменению действующего феде рального законодательства; — разработка единых норм и правил ипотечного жилищного кредитования и контроль за их соблюдением; — координация мероприятий Программы с федеральными про граммами «Свой дом», «Государственные жилищные сертифика ты», «Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «Строитель ство жилья для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Социальное раз витие села до 2010 года» на основе широкого использования ме ханизмов ипотечного жилищного кредитования; — обобщение и распространение опыта по внедрению ипотеч ного жилищного кредитования и модернизации базы стройиндуст рии на основе отечественных и зарубежных передовых технологий с целью удешевления строительства и создания новых рабочих мест; — стандартизация и унификация схем ипотечного жилищного кредитования; — содействие созданию для всех участников ипотечного рынка единого информационного поля, формированию единой информа ционной системы для обмена информацией об имеющемся жилье и условиях его приобретения в рамках системы ипотечного жи лищного кредитования на территории области. 1.2. В функции органов местного самоуправления входит: — выявление и постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; — регистрация льготных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; — предоставление бюджетных субсидий за счет местных бюд жетов для приобретения жилья, разработка в этих целях норма тивной базы; — участие в финансировании мероприятий Программы на со ответствующей территории муниципального образования с привле чением средств местного бюджета; — выявление объектов жилья, строительство которых приоста новлено застройщиками из-за финансовых трудностей, и осуще ствление мероприятий по передаче исполнителям Программы для завершения и дальнейшей их реализации в соответствии с насто ящей Программой; — создание условий для увеличения объемов жилищного стро ительства, комплексного освоения территорий, поддержка застрой щиков и других участников Программы, в том числе путем предос тавления налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, разработка и реализация в этих целях соответствующих местных программ. 1.3. Исполнители Программы выполняют функции аккумулиро вания областных финансовых средств с целью их дальнейшего направления на ипотечное жилищное кредитование и являются ко ординаторами Программы на территории области. В целях решения задач, поставленных Программой, исполните ли Программы: — осуществляют предоставление целевых займов и бюджет ных субсидий на приобретение жилья под залог недвижимости (ипо теку) и продажу жилья в рассрочку в порядке, установленном Про граммой; — выполняют функции безналогового проводника финансовых ресурсов с целью удешевления стоимости жилья; — выступают стороной по договорам долевого участия в стро ительстве жилья или заказчиком строящегося жилья; — используют средства для приобретения жилья на вторичном рынке недвижимости или самостоятельно приобретают недвижи мость у продавцов. 1.4. Уполномоченное кредитное учреждение (в случаях привле чения внебюджетных кредитных ресурсов): — выступает агентом исполнителей Программы; — выдает ипотечные кредиты приобретателям жилья (заемщи кам) на основании оценки их платежеспособности и кредитоспо собности и осуществляет последующее обслуживание данных ипо течных кредитов. Срок кредита определяется кредитным договором в зависимо сти от финансовых возможностей соответствующего банка и ис полнителей Программы, а также других причин (наличия имеюще гося жилья, подлежащего продаже в счет погашения кредита; средств, полученных в виде субсидий; жилищных сертификатов и т.д.), на срок до 20 лет. 1.5. Приобретатель жилья, реализуемого в соответствии с Про граммой (заемщик), — главный участник Программы. Заемщиками выступают физические лица, добровольно предоставившие уже имеющееся у них в собственности жилье в залог (возможен залог третьих лиц) или приобретаемое за счет целевого займа или бюд жетной субсидии жилье, способные внести текущие платежи при приобретении жилья. 1.6. Поручитель — юридическое или физическое лицо, поручив шееся за приобретателя жилья (заемщика), несущее имуществен ную ответственность по обязательствам приобретателя жилья (за емщика). 1.7. Уполномоченный оценщик — юридическое или физическое лицо, имеющее право на осуществление профессиональной оцен ки недвижимости. Выполняет по поручению исполнителей Програм мы оценку стоимости предметов залога при ипотечном жилищном кредитовании и жилья на вторичном рынке. 1.8. Уполномоченный риэлтер по договору с исполнителями- Программы оказывает помощь в заключении сделок по купле-про даже недвижимости. 1.9. Оператор вторичного ипотечного рынка жилья — юридичес кое лицо, осуществляющее выкуп ипотечных кредитов у первичных кредиторов в порядке, предусмотренном действующим законода тельством. 1.10. Инвестор — юридическое или физическое лицо, инвести рующее свободные денежные средства на развитие ипотечного рынка в области путем их перечисления исполнителям Програм мы, а также приобретающее ценные бумаги операторов вторично го ипотечного рынка жилья. 1.11. Страховая организация — страховая компания, имеющая лицензию на страховую деятельность. По соглашению с исполни телями Программы выполняет имущественное страхование (стра хование ипотеки), личное страхование заемщиков и страхование гражданско-правовой ответственности участников Программы. 1.12. Застройщик — организация, осуществляющая строитель ство жилых домов. 1.13. Орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридическое лицо, обеспечивающее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, одной из функций которого является регистрация договоров ипотеки и права ипотеки. 2. Основные требования к предмету ипотеки: Предметом ипотеки является жилое помещение, то есть от дельная квартира в многоквартирном доме, а также отдельно сто ящий жилой дом (коттедж для постоянного проживания), на кото рые в установленном порядке оформлено право собственности и расположенные на территории области. Право собственности на жилое помещение должно быть под тверждено Свидетельством о государственной регистрации, офор мленным в соответствии с требованиями действующего законода тельства. Жилое помещение должно отвечать следующим основным тре бованиям: иметь отдельную от других квартир кухню и санузел (т.е. ком мунальные квартиры в залог не принимаются); быть подключенным к электрическим, паровым или газовым системам отопления, обеспечивающим подачу тепла на всю пло щадь жилого помещения; быть обеспеченным горячим (в том числе с использованием газовых систем отопления) и холодным водоснабжением в ванной комнате и на кухне; иметь в исправном состоянии сантехническое оборудование, двери, окна, а также для квартир на последних этажах — крышу. Здание, в котором расположено жилое помещение, являющее ся предметом ипотеки, должно иметь железобетонный, каменный или кирпичный фундамент; металлические, железобетонные или смешанные перекрытия (за исключением деревянных). Не может быть предметом ипотеки жилое помещение, распо ложенное в здании, находящемся в аварийном состоянии, а также состоящее на учете по постановке на капитальный ремонт. Передаваемое в ипотеку жилое помещение должно быть сво бодно от каких-либо ограничений (обременении) прав на нее, в том числе прав третьих лиц, за исключением прав членов семьи собственника-залогодателя. Стоимость предмета залога недвижимости определяется на основе оценки уполномоченного оценщика, являющегося членом Общества оценщиков, имеющего лицензию или сертификат в со ответствии с действующим законодательством. Оценщик должен предоставить подробное описание имущества и оценку его рыноч ной стоимости, т.е. цены, которую покупатель готов заплатить про давцу на свободном рынке, цена должна соответствовать техни ческим и иным потребительским свойствам жилого помещения. -нг'Ч ' и ! З.Схемы ипотечного кредитования жилья Схема № 1. П риобретение вновь по с тр ое нн о го жилья Исполнители Программы за счет бюджетных средств (для ра ботников бюджетной сферы, молодых семей, малоимущих граж дан и других льготных категорий населения) и средств заемщиков приобретают вновь построенное или вводимое в строй жилье (квар тиры) у застройщиков, в том числе на основе долевого участия в строительстве этого жилья. Приобретатели жилья заключают договоры с исполнителями Программы на приобретение жилья из предлагаемых ими квартир на следующих условиях: а) на общих основаниях: 30% — первоначальный взнос заемщика; 70% — целевой заем до 20 лет; б) для работников бюджетной сферы, молодых семей (семьи, в которых обоим супругам менее 30 лет): 30% — единовременный взнос при выделении средств на при обретение жилья из бюджета (местный, областной) на безвозв ратной основе; 25% — первоначальный взнос заемщика; 45% — целевой заем до 20 лет, при этом погашение процент ной ставки обслуживания ипотечного кредита осуществляется в порядке: 50% — за счет средств бюджета (местный, областной) на безвозвратной основе в порядке, определяемом администрацией области, 50% — собственные средства заемщика; в) жилье для малоимущих граждан и других льготных категорий населения: 45% — единовременный взнос при выделении средств на при обретение жилья из бюджета (местный, областной) на безвозв ратной основе; 45% — средства внебюджетных источников либо целевой заем до 20 лет, при этом погашение процентной ставки обслуживания ипотечного кредита осуществляется в порядке: 50%— за счет средств бюджета (местный, областной) на безвозвратной основе в поряд ке, определяемом администрацией области; 50% — собственные средства заемщика; 10% — первоначальный взнос заемщика. В целях стимулирования рождаемости и сохранения семьи це левой заем погашается за счет средств соответствующего бюд жета на безвозвратной основе из расчета стоимости 18 кв. м об щей площади приобретенного жилого помещения на каждого ре бенка, родившегося после заключения договора об ипотеке. Выполнение условий целевого займа обеспечивается залогом недвижимого имущества, имеющего ликвидность на рынке жилья, путем заключения договора ипотеки. Возврат целевого займа начинается после передачи приобре таемого жилья в пользование заемщика. Приобретаемое жилье оформляется в собственность приоб ретателя жилья с обременением приобретаемого жилья. Схема № 2. Улучшение жилищных условий с р еали зацией имеющ егося в собственности жилья Данная схема применяется в случае намерения приобретателя жилья, нуждающегося в улучшении жилищных условий, продать имеющееся в его собственности жилье в счет погашения стоимо сти жилья, вновь приобретаемого в целях улучшения жилищных условий, и осуществляется на следующих условиях: а) стоимость старого жилья составляет примерно 50—60% сто имости нового жилья; б) первоначальный взнос приобретателя жилья: — 25% — на общих основаниях; — 10 % — для льготной категории населения; в) 10—30% — предоставляется рассрочка на условиях целевого займа под процент со сроком возврата до 20 лет. Приобретатель жилья осуществляет продажу старого жилья третьему лицу на условиях передачи средств от продажи старого жилья в счет оплаты нового жилья, после передачи приобретаемо го жилья в пользование заемщика. Приобретаемое жилье оформляется в собственность приоб ретателя жилья с обременением приобретаемого жилья. 4 . Основные стандарты и требования к ипотечным кредитам или целевым займ ам 1. Методика предоставления долгосрочных ипотечных жилищ ных кредитов, разработанная в Программе, основана на законнос ти и обеспечении возвратности долгосрочных ипотечных жилищ ных кредитов. Долгосрочный ипотечный жилищный кредит — это кредит или целевой заем, предоставленные на срок до 20 лет соответственно кредитной организацией (банком) или некредитной организацией — юридическим лицом физическому лицу (гражданину) для приоб ретения жилья под залог недвижимости в качестве обеспечения обязательства (далее — кредит или целевой заем). 2. Основные требования: — кредит или целевой заем и проценты по нему выплачиваются в форме ежеквартального платежа, рассчитанного равными частя ми по основной задолженности; — приобретенное в кредит жилье служит обеспечением по воз врату кредита и, в случае неисполнения заемщиком своих обяза тельств, осуществляется обращение взыскания на жилье с после дующей реализацией для погашения долга перед кредитором. Ос тавшаяся после погашения кредита сумма за вычетом расходов, связанных с процедурой обращения взыскания и продажи жилья, возвращается бывшему заемщику; — переданное в ипотеку жилье не должно быть обременено предшествующими обязательствами; — приобретенное за счет средств кредита или целевого займа жилье должно быть использовано исключительно для проживания заемщика и его семьи. 3. Подтверждение платежеспособности приобретателя жилья обеспечивается следующим: — оплатой первоначального взноса денежными средствами; — залогом имущества заемщиками или третьими лицами в ин тересах заемщиков, которое находится под залогом до выплаты заемщиком полной его стоимости; — поручительство не менее двух физических лиц, имеющих по стоянный и достаточный для погашения займа источник дохода; — поручительство предприятия — работодателя заемщика. — величина среднемесячного платежа по кредиту не должна превышать 35—40% процентов в месяц совокупного семейного дохода заемщика за предыдущие 12 месяцев. При определении платежеспособности приобретателя жилья исполнителями Программы в обязательном порядке учитываются стоимость имущества, переданного в залог, доходы поручителей. В процедуре оценки вероятности погашения кредита кредитор использует официально подтвержденную информацию о текущих доходах приобретателя жилого помещения и членов его семьи. 4. Страхование рисков: — страхование жизни и здоровья приобретателей жилого по мещения из группы повышенного риска. Для лиц пожилого возра ста, а также имеющих опасную профессию или серьезные заболе вания, страхование потери платежеспособности обязательно; — страхование ответственности приобретателей жилого поме щения, имеющих детей. В случае потери кормильца или утраты им трудоспособности или работы оставшаяся сумма долга вносится страховой компанией. Страхование производится за счет средств приобретателя жи лого помещения. 5 . О с н о в н ы е э т а п ы и п о р я д о к п р е д о с т а в л е н и я и п о т е ч н ы х ж и л и щ н ы х к р е д и т о в и л и ц е л е в ы х з а й м о в Кредит или целевой заем предоставляются на условиях плат ности, возвратности и целевого использования. Основным обес печением возвратности кредитных средств служит залог имеюще гося жилья и другого имущества. Предоставление исполнителями Программы или уполномочен ным кредитным учреждением, банком кредита или целевого займа осуществляется в соответствии с условиями заключенного между исполнителями Программы или уполномоченным кредитным учреж дением, банком и приобретателем жилого помещения договора о кредите или целевом займе и составленного между сторонами до говора об ипотеке жилья, приобретаемого за счет кредита или це левого займа. В кредитном договоре (договоре займа) стороны предусматри вают условия о сумме и сроке предоставляемого кредита, о раз мере процентов, очередность погашения кредита и процентов, ос нования досрочного расторжения договора и взыскания по нему. В договоре об ипотеке стороны включают условия о предмете ипотеки, о цене предоставляемой в залог недвижимости, существо основного обязательства, требования по страхованию, основания обращения взыскания на заложенное имущество и иные положе ния, предусмотренные действующим законодательством. При предоставлении кредита до окончания строительства в за лог оформляется имеющееся в собственности заемщика жилье с обязательным нотариальным удостоверением согласия заемщика и взрослых членов его семьи на выселение в случае невозврата кредита кредитору. 6 . С т р а х о в а н и е в с и с т е м е и п о т е ч н о г о ж и л и щ н о г о к р е д и т о в а н и я Кредиторы, исполнители Программы, осуществляющие креди тование населения на приобретение жилья в рамках Программы, могут использовать в качестве одного из видов обеспечения спе циальную страховую программу. Объектами страховой программы при ипотечном кредитовании являются: — имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью приобретателя жилья, — личное страхование; — имущественные интересы, связанные с владением, пользо ванием, распоряжением имуществом, — имущественное страхова ние. Заемщик является страхователем по договору страхования, осуществляемому за счет его средств. Первым выгодоприобрета телем по договорам страхования является кредитор, исполнители Программы, предоставившие кредит или целевой заем на приоб ретение жилого помещения. В случае уступки прав требования по кредитному договору на вторичном ипотечном рынке жилья, права первого выгодоприобретателя переходят к новому кредитору. Сумма страхового возмещения должна быть не меньше обя зательств по основному договору, обеспеченному ипотекой. Срок действия договора страхования должен быть не менее срока кредитования или целевого займа либо должен заключаться на срок не менее 12 месяцев с последующим продлением. Кредитор, исполнители Программы осуществляют контроль за исполнением заемщиком обязательств по выплате страховых пре мий по договорам страхования, являющихся обеспечением по ипо течному кредиту или целевому займу. 7 . О ц е н к а ж и л ы х п о м е щ е н и й , н а х о д я щ и х с я в и п о т е к е Оценка жилых помещений, приобретаемых на заемные сред ства, осуществляется уполномоченными оценщиками. При этом необходимо учитывать особенность и специфику целей, для кото рых оценка производится. Специфика заключается в том, что дан ное имущество рассматривается, прежде всего, как обеспечение возвратности предоставляемых заемщику средств или рассрочки платежа по договору купли-продажи, обремененному ипотекой. Оценка жилого помещения должна определять величину ры ночной стоимости на текущий момент с учетом долгосрочного ха рактера основного обязательства. Кредитор, исполнители Программы на основе оценки, предос тавленной уполномоченным оценщиком, определяют достаточность данного обеспечения с точки зрения величины предоставляемого кредита или рассрочки. 8 . С у б с и д и и г р а ж д а н а м л ь г о т н ы х к а т е г о р и й Государственная поддержка граждан, относящихся к льготным категориям населения и желающих получить жилье, организуется через систему предоставления целевых займов и бюджетных суб сидий для оплаты жилья, которые должны быть не менее 90% его стоимости и 10% собственных средств заемщика. К льготным категориям населения относятся: — лица, имеющие право на предоставление жилых помещений в первоочередном и внеочередном порядке в соответствии со ст. 36, 37 Жилищного кодекса РСФСР; — малоимущие семьи — семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожи точного минимума, установленного в области; — лица, проживающие более 3-х лет в общежитиях. В отношении льготных категорий населения применяются льгот ные условия выдачи целевых займов или бюджетных субсидий, предусмотренные п.п. «в» схемы № 1 Раздела 3 Программы. 9 . Р е с у р с н о е о б е с п е ч е н и е П р о г р а м м ы Финансирование Программы осуществляется из следующих источников: — средств, предусмотренных областным бюджетом на ипотеч ное жилищное кредитование; — дополнительных бюджетных средств, полученных в связи с введением законодательных актов в сфере налогообложения; — средств федерального бюджета, выделенных субъекту Рос сийской Федерации на развитие, в том числе на возвратной осно ве, ипотечного жилищного кредитования; — средств муниципальных бюджетов, участвующих в реализа ции Программы; — средств граждан — участников ипотечного жилищного креди тования; — пожертвований юридических лиц; — средств кредитных организаций, предоставляющих льготный кредит исполнителям Программы; — средств кредитных организаций, участвующих в реализации Программы и предоставляющих кредиты в счет собственных средств; — средств инвесторов. Финансирование Программы может осуществляться за счет рефинансирования кредиторов через механизм выпуска ипотечных облигаций под залог закладных (ипотечных кредитов) через опера торов вторичного ипотечного рынка жилья. Приложение № 1 О сновны е пр и о р и т е т ны е направл ения П ро граммы и п о те чно го ж и л ищ н о го кред и то вания в Л и п е ц ко й области и ее ре сурсное обе спечение с 20 03 по 2 0 10 годы Предоставление благоустроенного жилья: I этап 2003 год — 80 тыс. кв. м 2004 год — 160 тыс. кв. м 2005 год — 200 тыс. кв. м 2006 год — 300 тыс. кв. м II этап 2007 год — 400 тыс. кв. м 2008 год — 400 тыс. кв. м 2009 год — 400 тыс. кв. м 2010 год — 400 тыс. кв. м Для достижения основной цели Программы предусматривает ся заключить 3-4 тысячи договоров на приобретение жилья. Конкретные объемы финансирования будут определяться при формировании соответствующих бюджетов на очередной финан совый год. Общая сумма бюджетных средств распределяется по городам и районам пропорционально численности населения города, райо на. Распределение бюджетных средств по подпрограммам осуще ствляется органами местного самоуправления. Приложение № 2 ПОРЯДОК ПРИЕМА ЗАЯВЛЕНИЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ЗАЙМОВ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ПОД ЗАЛОГ НЕДВИЖИМОСТИ (ИПОТЕКИ) 1. Общая часть Право приобретения жилых помещений на условиях ипотечного кредитования с выделением бюджетной субсидии предоставляет ся гражданам, зарегистрированным по месту жительства в Липец кой области и состоящим на учете нуждающихся в улучшении жи лищных условий. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее квадратных метров; б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совме стное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохра нения) в одной квартире невозможно; г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две или более семьи при отсутствии родственных отношений или в однокомнатной квартире лица разного пола старше 9 лет; д) проживающие в общежитиях; е) проживающие на условиях поднайма в домах государствен ного или муниципального жилого фонда либо в домах, принадле жащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади в данном населенном пункте; ж) проживающие в служебных жилых помещениях. Целевой заем предоставляется на срок до 20 лет в зависимо сти от возраста заемщика. При соблюдении условий, указанных в пункте 3 Раздела 4 Про граммы, исполнители Программы принимают решение о предос тавлении целевого займа без учета возраста заемщика. Процентная ставка устанавливается исполнителями Програм мы по согласованию с уполномоченной кредитной организацией, банком, юридическим лицом, предоставившим исполнителям Про граммы заем либо осуществляющим рефинансирование ипотеч ных кредитов, займов. Платежи по возврату целевого займа осуществляются заем щиком не реже одного раза в квартал равными долями в сроки, установленные договором, начиная со следующего месяца после предоставления жилого помещения. Сумма и срок целевого займа, размер ежеквартального плате жа устаавливаются конкретным договором. 2 . О р ганизация работы по пр ием у заявлений о т граждан на получение целево го займ а и бю дж е тной с уб сидии 1. Всю необходимую работу по информированию граждан об условиях и порядке получения целевого займа, бюджетной субси дии и последующего приобретения жилых помещений осуществля ют исполнители Программы. Они же дают консультации и разъяс нения при приеме граждан и в средствах массовой информации при осуществлении рекламных кампаний. 2. Граждане, принявшие решение о приобретении жилого по мещения из предложенных вариантов и претендующие на получе ние целевого займа на общих основаниях, заполняют и передают исполнителям Программы заявления. Поступление заявлений ре гистрируется в журнале приема заявлений с указанием фамилии, имени, отчества, места регистрации претендентов и даты подачи заявлений. 3. Работники бюджетной сферы, молодые семьи, малоимущие граждане и другие льготные категории населения, определенные в разделе 8 Программы, желающие приобрести жилое помещение по Программе ипотечного жилищного кредитования и нуждающие ся в улучшении жилищных условий, подают заявления исполните лям Программы, либо в жилищные комиссии по месту работы, либо администрации городов, районов по месту жительства, а так же впоследствии исполнителям Программы. Списки лиц, принявших решение о приобретении жилого поме щения и претендующих на получение целевого займа и бюджетной субсидии из числа работников бюджетной сферы, молодых семей, малоимущих граждан и других льготных категорий, формируются исполнителями Программы на основании списков, представлен ных администрацией области либо органами местного самоуправ ления. Для регистрации заявлений приобретатели жилья представля ют следующие документы: — паспорт или документ, заменяющий паспорт; — справку с места работы о доходах всех членов семьи; — страховое свидетельство. При необходимости могут быть истребованы иные документы при определении платежеспособности, определяемой в соответ ствии с п. 3 раздела 4 Программы. Приложение № 3 ПОРЯДОК пред о с та вле н ия б е з в о зм е зд н о й бю дж е тн о й с уб с и д и и п р ио б ре та те л ям ж и лы х пом ещ е н и й 1. Правом на получение бюджетной субсидии однократно пользуются работники бюджетной сферы, молодые семьи, мало имущие граждане и другие льготные категории населения. 2. Исполнителями Программы при условии заключения догово ра ипотечного кредитования на строительство или приобретение жилья, а также при условии внесения приобретателем жилья пер воначального взноса оформляется бюджетная субсидия, которая перечисляется в счет оплаты стоимости квартиры непосредствен но продавцу жилья, застройщику, заказчику жилья в случае доле вого участия в строительстве этого жилья. 3. Перечисление бюджетной субсидии осуществляется в соот ветствии со списками, представленными администрацией области, органами местного самоуправления по заявлению приобретателя жилья. 4. Единовременный взнос из областного бюджета на безвозв ратной основе (безвозмездная субсидия) определяется исходя из: — общей площади типового жилого помещения; — стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения. Общая площадь типового жилого помещения опреде ляется в зависимости от количества членов семьи: — на семью из одного человека — 37 м2; — на семью из двух и трех человек — 54 м2; — на семью из четырех человек — 63 м2; — на семью из пяти и более человек — 72 м2. Стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения определяется Главным управлением строительства и архитектуры администрации области. Расчет бюджетной субсидии производится на дату заключения договора о приобретении жилого помещения с приобретателем жилья. Размер бюджетной субсидии, выделенной приобретателю на приобретение жилого помещения для работников бюджетной сфе ры, молодых семей, рассчитывается по формуле: Р ( р у б . ) = ( С х Н ) х 0 , 3 0 ; размер бюджетной субсидии, выделенной приобретателю на приобретение жилого помещения льготной категории населения, рассчитывается по формуле: Р ( р у б . ) = (С хН ) х 0,45, где С — стоимость одного квадратного метра жилой площади; Н — общая площадь типовой квартиры; 0,30 (0,45) — размер средств, предоставляемых за счет бюд жета. 5. В случае, если стоимость квадратного метра ниже размера, установленного Главным управлением строительства и архитекту ры администрации области, субсидия рассчитывается из факти ческой стоимости квадратного метра. 6. В случае если приобретатель жилого помещения желает при обрести жилое помещение по площади, превышающей норму, установленную пунктом 4 настоящего приложения, то бюджетная субсидия выдается в пределах установленной нормы исходя из общей площади типового жилого помещения. 7. В случае если приобретатель жилья оставляет в собствен ности имеющееся жилое помещение, то бюджетная субсидия рас считывается с учетом требований, указанных в пункте 4 настояще го приложения исходя из размера необходимой жилой площади.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz