Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
КАДРЫ ОБОРОТНИ В ПОГОНАХ, В КОСТЮМАХ И ДАЖЕ В БУТСАХ И Т О Г И Н Е Д Е Л И П О Д В О Д И Т П О Л И Т И Ч Е С К И Й О Б О З Р Е В А Т Е Л Ь П А В Е Л В О Щ А Н О В Итак, Госкомстат России об народовал официальные дан ные о численности богатых и бедных россиян. Никакой сен сации: богатые стали еще бо гаче, а бедные - еще беднее. Говорю об этом вовсе не для того, чтобы возбудить люд скую зависть, на которой и без того политики играют буд то на гармошке. Просто ясно, почему большинство россиян очередной кавалерийский на скок власти на олигархов вос принимают как бальзам на ду шу. Правда, раз за разом обуз дывая «плохих» олигархов, Кремль, как и многие из видных российских политиков,всякий раз повторяет будто заклина ние: «Пересмотра итогов при ватизации не будет, это пря мой путь к гражданской вой не!». Звучит зловеще, хотя не вполне понятно, почему вдруг пенсионер из Сердобска пой дет с вилами на такого же го ремыку из Урюпинска, если, к примеру, Потанина заставить заплатить полную цену за но рильское редкоземелье, а Аб рамовича, швыряющего сотни миллионов долларов налево и направо, - за тюменские неф тяные богатства. Не думаю, что население легко поверило в эту страшилку, но идея воз врата недавней госсобствен ности не захватила массы и не стала главной в борьбе за го лоса электората на всевоз можных выборах. Все осталось на уровне политических причи таний. Даже коммунисты и их союзники на левом фланге по старались не пугать собствен ных инвесторов и не требова ли «вернуть народу то, что у него незаконно отнято». «Пересмотра итогов прива тизации не будет!» - это одно из первых заявлений Владими ра Путина в качестве главы го сударства. Потом он много кратно его повторил. Самый последний раз - не далее, как несколько дней назад , на встрече с Аркадием Вольским. «Заботливый дядька» россий ского капитала поспешил ус покоить братьев по классу: мол, ребята, все будет хоро шо, наберитесь терпения! Но события последних дней показывают, что терпеть при дется долго, пока не пройдет череда выборов. Пока народ не сходит к урнам, страсти во круг олигархов будут накалять ся, ибо другого, более надеж ного способа заручиться под держкой обворованных народ ных масс в нынешних условиях не существует. Последняя не деля это еще раз подтвержда ет, что кремлевские политтех- нологи непрочь перехватить инициативу у набирающих си лу коммунистов (а то, что они ее все-таки набирают, под тверждается из самых разных источников, в том числе свя занных со спецслужбами). Чем- то иным трудно объяснить, по чему четыре с лишним года ны нешнее руководство не пред принимало никаких решитель ных шагов, а за несколько ме сяцев до выборов так накали ло обстановку. Вдруг - именно вдруг! - про блемы возникли и у М.Ходор ковского, и у Р.Абрамовича, и у О.Дерипаски. А чего стоят истории с «оборотнями в пого нах»! Не знаю, как идет след ствие, но то, что новое выра жение в считанные дни стало поистине всенародным, о мно гом говорит. Так, футболистов ЦСКА, бездарно продувших дебютный матч в Лиге чемпио нов, сразу же окрестили «обо ротнями в бутсах». А тут сразу же новые «оборотни», на этот раз в Московской прокурату ре, которая, по высочайшим заверениям, оказалась прича стна к «большому столичному дележу». Дня не проходит, что бы по общенациональному те левидению не выступил ми нистр внутренних дел (он же лидер «Единой России») и не доложил россиянам об оче редной победе - там поймали, тут разоблачили... Если так дальше пойдет, то завтра Б.Грызлов станет рассказывать о краже крыжовника из сада гражданина Сидорова в де ревне Гадюкино. А когда появились сообще ния о претензиях Генпрокура туры к фирме, близкой к пре мьеру М.Касьянову, то все это вообще стало напоминать ка кую-то фантасмагорию. Конеч но, любой гражданин России, какой бы большой пост ни з а нимал, вроде бы несет равную ответственность перед зако ном. Но у нас этот тезис по убедительности спорит со э к ОН' сказками про волшебную па лочку и Карлсона на крыше. Принципиальность здесь не но чевала. Просто чем ближе к выборам, тем явственйее про тивоестественность политиче ского альянса, в результате ко торого и была сотворена ны нешняя власть. Рано или позд но интересы «творца» и «тво рения» должны были разой тись. Не только и не столько по идейным соображениям. Ку да важнее тот факт, что они представляют интересы разных кошельков. А рядовой избира тель здесь как зритель на три буне: матч кончится, страсти откипят, и он побредет со ста диона, оставшись при своих... Конечно,ничего не следует упрощать и оглуплять. То, что среди видных членов бывшей Семьи есть немало таких, кто желал бы Владимиру Путину как можно более серьезных проблем на пути ко второму президентскому сроку, - не се крет. В этом случае всенарод ный любимец мог бы спустить ся с небес рейтингов на греш ную землю и понять, что не следует отказываться от ста рых друзей. И все же разгово ры о каком-то мифическом з а говоре, которыми уже несколь ко недель морочат голову бу дущим избирателям, рассчита ны совсем уж на дураков. При рода этого пиара, сотворенно го в другом лагере, все та же: Путина при каждом удобном случае его сегодняшние сорат ники предупреждают об опас ностях. А то ведь президент может подумать: а на кой черт мне эти политические телохра нители? Интересно наблюдать, как чутко реагируют на ситуацию региональные руководители. Большинство из них тоже неод нократно высказывались за не зыблемость итогов приватиза ции (на минувшей неделе этот тезис повторили, например, Э.Россель и Д.Аяцков). по вот только у М.Ходорковского и его ЮКОСа возникли пробле мы с Генпрокуратурой (а стало быть, и с Кремлем), в Красно ярском крае был вчинен иск в отношении губернатора неф теносного Эвенкийского окру га, который до избрания р або тал именно в ЮКОСе. А в Брянске местный губернатор Ю.Лодкин обвинил все тот же злосчастный ЮКОС в необос нованном повышении цен на ГСМ. И это только начало. По тому что у нас всегда так про исходит: если Хозяин нахмурил брови, слуги выталкивают по павшего в опалу взашей. Мо жет, упреки в адрес нефтяной корпорации и справедливы, только вот ведь какая вещь: выдвинули их, только почувст вовав, что это с благосклонно стью и с благодарностью вос примут наверху. Кто бы что ни заявлял, а ме ханизм пересмотра итогов приватизации запущен. Но процесс этот очень трудно удержать под контролем. Уже в ряде регионов России (пос ледние случаи - в Приморье и в Иркутской области) осущест вляются захват приватизиро ванных предприятий и попытка силового изменения прав соб ственности. Масла в огонь на прошлой неделе подлил все тот же глава МВД, издав мало понятное распоряжение: в слу чае тяжбы из-за предприятия с него сразу же снимается вне ведомственная охрана. Боль шего подарка бандитам и рас хитителям трудно представить. Теперь все будет просто: нале тел на объект с судебным при ставом (кто не знает, что орга низовать это проще пареной репы?) и бери, чего душа по желает. З А Г А Д О Ч Н А Я Э К О Н О М И К А ВЫСОКО, НО ОЧЕНЬ т и х о Д Л Я Ч Е ГО П Р А В И Т Е Л Ь С Т В У П О Н А Д О Б И Л О С Ь У Ж Е С Т О Ч А Т Ь Э К О Л О Г И Ч Е С К И Е Н О Р М Ы О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н О Й А В И А Ц И И ? Начиная со следующей недели российская авиа-, ция угодит в эпицентр об щественной жизни стра ны. Вот список заплани рованных событий и сен саций: 13 августа - нача ло бессрочной всероссий ской акции протеста дис петчеров, с 19 по 24 авгу ста пройдет очередной авиационно-космический салон МАКС, через неде лю после его окончания правительство рассмот рит вопрос о резком уже сточении экологических и технических норм пасса жирской авиации. Диспетчера митингуют в надежде получить прибавку к жалованью, салон призван продемонстрировать, что и мы не лаптем щи хлебаем, а вот с авиационно-правительствен ной экологией дело темное. До сих пор каждое новое уже сточение экологических норм 1САО мы встречали в штыки и с пеной у рта доказывали, что таким образом коварная Ев ропа пытается получить конку рентное преимущество перед Россией на рынках авиапере возок. И даже предпринимали какие-то ответные меры. А теперь вот вдруг, насту пив на горло собственной песне, озаботились шумом двигателей. Попутно опять всплыли жутковатые цифры: самолетный парк России изно шен на 70-80 процентов. Пот ребность в перевозках год от года растет, а летать не на чем. К 2005 году ресурс пол ностью выработают 20 про центов самолетов и вертоле тов (сегодня их около 6 тысяч), к 2010 - половина. Катастро фа! Вообще-то рядовому пас сажиру дела нет до всех этих процентов и экологических норм. Он платит налоги, и по тому ломать голову над ука занными проблемами надле жит тем, кто эти налоги тратит. А оплатив билет на рейс, че ловек вправе думать лишь об одном: насколько велики его шансы благополучно взлететь и приземлиться? А потому си туация сама по себе окошма- рена до предела. Даже без публичных дискуссий о том, как скоро наши лайнеры нач нут падать. Дискуссии - вещь полезная, но вот аудитория выбрана яв но неудачно. Потому как те, от кого зависит решение воп роса, отлично знают состоя ние отрасли. А потенциальный пассажир в нашей стране - существо безропотное. Наглядный пример. В боль шом северном городе в конце 90-х с помпой провели испы тания новенького Ил-114: об летали машину в заполярном небе, обучили техников и по строили для него огромный ангар. Увы, узбеки (самолет на 98 процентов состоял из российских деталей, но соби рался в Ташкенте) не пожела ли отдавать машину ни в долг, Вот он, «трактор» отечественной гражданской авиации. ни принимать за нее в качест ве оплаты векселя и расписки. Даже с подписью тогдашнего российского премьера. В р е зультате Ил северяне так и не получили. Зато узнали, для че го, собственно, он им был ну жен. Все тамошние Ту-134, да и не только тамошние, устарели и морально (первый полет это го самолета состоялся летом 1963-го), и физически. Дело в том, что последний Ту-134 был выпущен в 1984 году, после чего модель сняли с конвейе ра. Справедливости ради на до отметить, что это отличная и очень надежная машина, на стоящая легенда авиации: ка тастроф было немного, и поч ти 99 процентов Ту-134 уми рало почетной и совершенно естественной смертью на зем ле. Но восхищаться легендами - это одно, а вот летать на жи вых легендах - совсем другое. Особенно, если знать, что в нашей авиации повсеместно используются запасные части с просроченным ресурсом и неизвестного происхождения. После неудачи с Ил-114 несколько северян-бизнесме- нов вдруг предложили автору этих строк опубликовать в га зете данные о возрасте всех местных «тушек». И выразили готовность платить на порядок дороже за билеты на самые малоизношенные лайнеры. Я вежливо отказался. Тогда лю ди пообещали, что на борт самолета больше ни ногой. И даже какое-то время ездили в столицу исключительно на джипах и поездами. А потом... опять стали летать самолета ми. С коньяком в качестве ан тидепрессанта. Кстати, самолетный парк этого областного центра об новить удалось буквально на днях, за счет.., взятия в долго срочную аренду белорусского Ту-134. Как было заявлено, перелет «тушки» в Россию благословил лично батька Лу кашенко. Обещ ано , что про служит она еще не меньше пя ти лет. Одновременно из Мин ска пришла жизнеутверждаю щая информация о том, что белорусская «Белавиа» с сен тября начнет эксплуатировать «Боинг-737». ...Информация к размышле нию. В небе России сегодня летают примерно две с поло виной сотни Ту-134. Самому молодому уже лет двадцать, а о возрасте «стариков» пасса жирам на трезвую голову луч ше даже не задумываться. Специально для замены Ту-134 и Ту-154 создан Ту- 334. Как это ни странно зву чит, но «раскручивает» его фирма «МиГ». Сначала пыта лись продать российским авиакомпаниям по 17-19 млн. долларов за штуку, но охотни ков не нашлось. Теперь вот производители придумали вы ход. Лайнеры будут стоить всего около 13 млн. (для ком паний это приемлемая сумма), за счет того, что попытаются освободить от ряда налогов. Разумеется, в качестве исклю чения и только на 5 лет. В этом случае производи тель обещает набрать боль шие заказы (а чем больше се рия, тем дешевле самолет) и - даст Бог - наконец-то накопит вожделенные оборотные сред ства. А авиакомпании к тому времени так привыкнут к оте чественным машинам, что и смотреть в сторону «боингов» и «эрбасов» не захотят. Полу чается почти идиллия. В эту схему очень удачно вписывается предстоящее правительственное ужесточе ние экологических и техниче ских норм эксплуатации пас сажирских самолетов. Парк самолетов в новых условиях хочешь - не хочешь, но сроч но придется обновлять. А тут - на тебе: недорогие отечест венные лайнеры, налоговые льготы. И все встанет на свои мес та. Вот только непонятно, так уж ли было необходимо пас сажиров до полусмерти запу гивать? Игорь ЕЛКОВ. конкурс: ПЕРЛЫшки I УГОЩАЙТЕСЬ, ВСЕ РАВНО ВЫБРАСЫВАТЬ I Зампредседателя Комитета Госдумы РФ по экономической I ■политике и предпринимательству, а по совместительству руко- * I водитель известной агрофирмы «Белая Дача» Виктор СЕМЕ-1 ■НОВ отчитался об успехах в снабжении экологически чистыми ■ | продуктами всех ветвей российской власти: | «И Кремль, и Белый дом у нас берут продукцию. Но мы | производим столько продукции в день, что ни Кремль, ни Бе-1 | лый дом, если даже очень напрягутся, все съесть не смогут». | 1 Р.5, Не обольщайтесь - смогут! В крайнем случае подкпю- I чатся едоки из Генпрокуратуры, МВД и других силовых орго - I АЛТАЙСКИЕ ВЕРШИНЫ Г Л А В А А Г Р А Р Н О Й П А Р Т И И Р О С С И И М И Х А И Л Л А П Ш И Н Н А П Р А К Т И К Е Р Е А Л И З У Е Т П А Р Т И Й Н Ы Е И Д Е И Михаил Лапшин - глава Республики Алтай и предсе датель здешнего правительст ва . А ещ е лидер Аграрной партии России. Как уживают ся теория и практика? Об этом можно судить по отно шению к Лапшину его земля- ков-алтайцев . Русские у в аж а ют его за крепость духа и знание земли . Алтайцы - ещ е и з а любовь к лош адям . * * * Михаил Иванович показы вает на горячего ахалтекинца: «Вот лучшее, что могла сотво рить природа!» Лариса Жадо- бина, директор конно-спор тивной школы, добавляет: только настойчивость главы помогла восстановить школу, стоявшую в руинах. Лапшин, сидящий в седле как влитой, показывает вокруг: «Скоро вы все это не узнаете. Тут будет конно-спортивный центр, ко торый никому не стыдно будет показать!» Часом ран ее в зале прави тельства республики Михаил Иванович рассказывал о том, какие сдвиги к лучшему уже происходят и какие предстоят в будущем. З а «валовым реги ональным продуктом», «сель- хоздотациями» (работающих на земле дотируют из бюдже та региона), «лизингом трак торов» (только за прошлый год республика выдала в пользование крестьянам 196 новеньких машин) вырастают крепкие люди, для которых «новая аграрная политика» - реальные дела. Лапшин - он в седле. Это знают все. (Я это почувствовал по тому, как не давно дружно приветствовали его трибуны в День республи ки, когда он принимал парад районов на красавце-скаку- не). * * * Маралы для республики - кладезь. Вернее, их молодые рога, панты, на которых дер жится 75 процентов регио нального бюджета. В Южной Корее с нетерпением ожида ют каждую очередную партию горно-алтайских пантов. Ана толий Соколов, глава Шеба- линского р ай о н а (именно здесь сосредоточены главные маральи «мощности») - акти вист АПР. ОПХ «Горно-Алтайское» - «передний край» садово-ого родных дел республики. 80 лет селекцией и производст вом занимаются. «Одних толь ко плодовых саженцев в про шлом году произвели 26,3 тыс. штук, - говорит директор Михаил Лапшин на коне сидит как влитой. ОПХ Владимир ЗерЮков. - Есть еще и ягоды, и мед фасу ем с фруктово-ягодными и травяными добавками...» * * * Досыпаем в автобусе по дороге на Чою. Если Горный Алтай - жемчужина Сибири, то Чемал - ее перламутром реки сверкающая раковина. Туризм, сельское хозяйство и активно возрождающ аяся промышленность - вот три вершины, на которых зао ст рено внимание руководства республики сегодня. Первые два столпа мы видели. К обеду прибыли к треть ему. Рудник «Веселый» в р а з работке 46 лет. Золото, медь, сер еб ро , другие богатства... Гендиректор АО Николай Стародубцев встречает нас в каске на фоне какого-то умо помрачительного гиганта из металла и бетона. Руководи тель строительства Вилен Амиров поясняет: к золоту и прочим ценностям в следую щем году добавится волласто- нитовый концентрат. Только разведанные запасы руды тя нут на 10 млн. тонн. Электро ника и автомобильная про мышленность, изоляция и л а кокрасочное производство - далеко не полный перечень того, что будут со временем делать из «веселовского» кон центрата. На деньги инвесторов от грохали в соседнем селе не школу - дворец. Где еще в глу бинке встретишь мраморные холлы, огромный спортзал , подвесные потолки в классах?! Аграрники агитируют за себя именно такими аргументами. Андрей КРАВЧУК. Республика АЛТАЙ. ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ЕШЬ АНАНАСЫ, РЯБЧИКОВ ЖУЙ... К А К У Ж И В А Ю Т С Я И З О Б И Л И Е Н А П Р И Л А В К А Х И У П А Д О К В Р О С С И Й С К О Й Д Е РЕВН Е ? Среди писем-откликов на мои публи кации в «ДВ» о сегодняшней ситуации в российском сельском хозяйстве есть и клеймящие меня как ретрограда. Про цитирую весьма показательное: «Уважаемый профессор Лисичкин! Вот вы все доказываете, что наше село в очередной раз подошло к краю пропас ти, что государство совсем перестало за ботиться о крестьянине... Но взглянем на проблему с другой стороны. Когда еще в российских магазинах наблюдалось та кое изобилие, как сейчас? Когда кусок колбасы, масла или рыбы был так досту пен россиянину? Только не надо воспо минаний о «докторской» по цене 2,20 руб. за кг. Люди среднего возраста еще хорошо помнят, как эта колбаса доста валась - по талонам-карточкам, в унизи тельных очередях или в «колбасных» элек тричках, шедших из Москвы. Теперь это вспоминается как страшный сон, а вы все с теми же стенаниями о гибнущей русской деревне. Мне, честно говоря, все равно, чьи продукты мы потребляем. Главное - они есть. Это и есть т.н. «про довольственная безопасность». А вот ко гда государство вбухивает миллиарды в крестьян, которые или не умеют, или не хотят нормально работать, а для милли онов людей в стране достать кусок ста новится смыслом жизни, - это и есть опасность для государства». Сергей ЕФИМЕНКО. Курская область. Ну что тут сказать? Хочется пожелать оппоненту приятного аппетита. А гово рить банальности на тему «не хлебом единым...» или доказывать, что без де ревни Россия окончательно вырождает ся, не стану. Замечу только, что челове ку вообще-то свойственно интересовать ся не только, сколько он ест, но и что именно. Поэтому адресую интересую щихся к лидеру Аграрной партии, главе республики Алтай Михаилу Лапшину. Он приводит такие данные: из-за рубе жа Россия завозит 80 процентов необ ходимой говядины, поскольку за десять лет поголовье крупного рогатого скота у нас сократилось втрое, с 45 млн. голов до 16. Оттуда же идет свыше половины продукции птицеводства. В целом рос сийский рынок уже наполовину заполнен импортным продовольствием. По Мин скому шоссе в столицу ежеминутно (!) ввозится 20 тонн западного продоволь ствия. Наконец, еще цифра: за послед нее десятилетие посевная площадь в России сократилась на 33 млн. гектаров - на площадь, равную пашне Украины. Как же это случилось? Автор этих строк еще в 1960-х актив но выступал за переход в сельском хо зяйстве на рыночные принципы. И вот те перь меня и моих единомышленников на до, пожалуй, камнями забросать за вре дительские рекомендации. Впрочем, не рынок погубил сельское хозяйство, а, на оборот, его отсутствие, следование тра диционной сталинской продотрядовской политике, лиШь слегка модернизирован ной. Раньше продотрядовцы выгребали из крестьянских амбаров зерно под угро зой штыков, сейчас то же самое делает ся с циничной ухмылочкой под видом по гашения задолженности, причем не госу дарству, а перекупщикам. А что это за задолженность? Она - результат смеш ной цены, например, на зерно. Так, в Воронеже в прошлом урожай ном году она составила 700-1000 руб лей за тонну, т.е. 1 кг зерна оказался дешевле стакана газировки без сиропа! Эти символы на селе ушли в прошлое, но суть государственной политики осталась прежней. Показательно и то, что крестьянин име ет 10 процентов от стоимости буханки хлеба, а торговля - 40. И такое творкит- Це 1 ся не только с ценами на зерно. ны на удобрения и горючее, электроэнер гию, оборудование просто запредель ные: за 1 кВт/час нужно отдать» 2 кг пшеницы, а за литр дизтоплива - целых десять. За трактор теперь надо отдать не 10, а уже 740 голов скота. И самое главное - у сегодняшнего крестьянина нет ни амбара , ни лошади, ни сбруи. Он голеньким прижат спекулянтом к стенке. Вот почему его теперь легче брать голыми руками, чем продотрядов- цам 75 лет назад. И никакие рекордные урожаи не способны изменить состоя ние дел в гибнущей отрасли. Об этом свидетельствует последний рекордный урожай: при росте производства сель хозпродукции в стране прибыль в отрас ли сократилась в 2,5 раза , а кредитор ская задолженность сельхозпредприятий повысилась на 60 млрд, рублей и дос тигла в общей сложности 350 млрд, рублей. Политика «военного коммуниз ма» вновь одерживает победу, несмотря на «рыночные» речи. Но дело не только в несоответствии цен на сельские и промышленные това ры. Продукция сельского хозяйства жест ко застряла на границах областей и республик РФ. Вот жалуется экс-премьер России, а ныне крупный предпринима тель Иван Силаев, вырастив богатый урожай ячменя в Курске, он по догово ренности направил свою продукцию на один московский пивной завод. Его груз притормозили на границе области. Быв ший шеф великой страны немедленно задействовал в конфликт губернатора, который, обрушив весь запас ругатель ных слов на «таможенников», дал коман ду немедленно пропустить товар по тер ритории суверенной России. Прошел день, два, три... Ячмень не смог выдер жать унижения и сгорел - видимо, от сты да... Сегодня рынок понимается как Тишин ская или самаркандская «толкучка» с ха отическим колоритом. До цивилизован ной торговой биржи нам еще топать и топать. А пока нет еще консолидирован ных торговых сквозных продуктовых бирж с долгосрочной торговой политикой. Ка ждый регион топчется на своем прими тивном пятачке-базаре, не ведая, какая ситуация будет с продовольствием завт ра. Вот почему закрома Родины оскуде ли, оказались вдруг пусты после двух ре кордных урожаев. И области вновь лома ют голову, где бы закупить за рубежом хлеб, повысив розничные цены. Панацея виделась кое-кому в приня тии Закона «Об обороте земель сель скохозяйственного значения». По нему каждый бывший колхозник получил пра во взять в полную свою собственность часть бывшей колхозной земли и рабо тать до одури в одиночку. Казалось бы, сбылась вековая мечта крестьянина о собственной землице. Но ликование бы ло преждевременным, поскольку и в де ревне нашлись вожди не глупее главно го городского приватизатора Чубайса. Чтобы обработать свой пай земли раз мером хотя бы до 10 га, нужна техника, а не традиционная мотыга и лопата. Ее у крестьянина нет и не будет, поскольку игрушечных машин для работы на зе мельном лоскуте никто не производит. Правда, можно увеличить свой надел за счет аренды земельных паев у соседей. Но о какой плате за аренду может ид ти речь у крестьянина, когда его месяч ный заработок колеблется от 900 до 1300 рублей. А ведь в арендованную землю надо вкладывать еще и немалые деньги, чтобы она приносила доход. А их на селе и вовсе нет. Тот, кто похит рее, прекрасно понимает эту элемен тарную истину. Сейчас в благодатных краях крестьяне продают свои земель ные черноземные паи новым хозяевам. Те или строят коттеджи, или берут зем лю «на свякий случай» - пусть будет, ведь футбольных команд в Англии на всех наших богатеев не хватит. И полу- дохлая деревня вынуждена идти по миру в поисках спонсора, помещика-кормиль- ца, скупающего за гроши тысячи, десят ки тысяч гектаров самой плодородной земли. А чтобы ухо не резало, новые помещики назвали свои латифундии то же по-заграничному - «холдинги» (а то чего доброго подумают на Западе, что у нас в сельском хозяйстве в XXI веке пытаются реанимировать английскую практику «огораживания» из средних ве ков). На самом деле создаются модер новые поместья с наемной рабочей си лой полукрепостных, бесправных кол хозников. Известно, что почти половина нашего населения живет за чертой бедности, люди перебиваются с хлеба на воду. Борьба с бедностью объявлена прези дентом в числе трех приоритетных задач на ближайшие годы. Это не благотвори тельность. Страна, где половина населе ния не в состоянии купить себе одежду, мебель, кухонно-садовый инвентарь, стройматериалы для ремонта прохудив шейся крыши, велосипед и тем более ав томобиль «Ока», никогда не встанет на ноги. Хозяин-хозяйка, домашний бюджет которых тратится почти целиком на хлеб и картошку, являются кровными, откры тыми, хотя и неосознанными врагами отечественного предпринимательства: они не покупают в магазинах даже то, что им жизненно необходимо, нарушая тем самым оборот капитала. Показа тельно, западные страны еще и потому так быстро развиваются, что их потреби тель на питание тратит от 11 до 20 про центов, т.е. он не враг своих крестьян, а разумный патриот. Экономика Запада строится на прочном фундаменте сель ского производства. Российская, совет ская, постсоветская экономика считает такие расходы архитектурными излише ствами. На экономии по этой статье мы имеем и миллиардные убытки, и ужасаю щую демографию. У Некрасова невыкошенная делянка «грустную думу наводит». Литераторы из лишне, видимо, эмоциональны. Невыко- шенные миллионы гектаров российской земли никого не трогают, пока «карась» вольготно живет на жирной иностранной наживке. Маркс в свое время, помимо капита лизма и феодализма, говорил об азиат ском способе производства. Там все бо гатства достаются не тем, кто эффектив но работает, а тем, кто ближе к хану. Та кое общество мы устремились строить сегодня у себя, коль скоро ни капита лизм, ни социализм на нашей почве не прививается. Ясно, что «лапотникам», т.е. крестьянам, вход в царскую ярангу за прещен. Геннадий ЛИСИЧКИН, доктор экономических наук. 5 АВГУСТА 2 0 0 3 ГОДА ВТОРНИК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz