Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

5 августа 2003 г., № 152 ЛИПЕЦКАЯ • И газета После публикации статьи «Не покупайте доктору конфеты» («ЛГ», 7 июня с.г.) мы, естественно, надеялись на официальную реакцию. Хотелось узнать, что думают чиновники и специалисты по поводу реальных зарплат врачей, на которые можно лишь с трудом выживать; когда у медиков появится возможность уделять пациенту необходимое внимание, вместо того, чтобы заполнять кипу бумаг; когда, наконец, изменятся устаревшие за десять лет медико-экономические стандарты. Да и по поводу многих других проблем, затронутых в статье, важно было выяснить мнение руководителей здравоохранения, призванных искать пути решения этих проблем. Однако материал вызвал отклик лишь у рядовых читателей. Правда, пришла и большая статья из Фонда обязательного медицинского страхования, которая хотя и не является прямым ответом на выступление газеты, но затрагивает те же вопросы, что и упомянутая статья. АВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ С ПОЗИЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ФОНДА ОМС МНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА щ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА Н есмотря на многообра ­ зи е форм организации м еди ­ цинской помощи , в настоя ­ щ ее время , видимо , нет ни Одной страны , которая была бы полностью удовлетворена с о с т о я н и е м с о б с т в е н н о г о зд р а в о о х р а н ен и я . Во в с е х странах продолжаются поис ­ ки эфф ективны х путей р е ­ формирования систем здр а ­ воохранения , направленные на повыш ение доступности для населения качественной и оптимальной медицинской помощи. Следует сказать , что за последние 10 лет в здравоох ­ ранении Российской Ф едера ­ ции (хотя и неравномерно) значительно улучшилась ма­ териально-техническая база, например, за счет приобрете­ ния современного дорогосто ­ ящего оборудования . В этом плане Л ипецкая область не является исклю ч ени ем . За последние несколько лет, при н еп о ср ед ств енн ом уч а стии областного Фонда обязатель ­ ного медицинского страхова­ ния , была значительно у к ­ реплена материально-техни ­ ческая база сельских л еч еб ­ ных учреждений: приобрете­ но соврем енное ди агн о сти ­ ческое и лечебное оборудова­ ние, что позволило оказывать сельским жителям м едицин ­ ск ую помощь на д олж н ом уровне , внедрить в практи ­ ческую м едицин у соврем ен ­ ные м едицин ски е т ехн ол о ­ гии , например , прим енение лазеротерапии при р а злич ­ ны х забол еваниях , лапаро ­ скопические и эндоскопичес­ кие исследования . Сельским жителям стали доступны та­ кие современные методы и с ­ сл едований , как ультразву ­ ковая диагностика , суточное мониторирование, допплерог­ рафия , то есть те виды ди аг ­ ностики , для проведения ко ­ торых ранее приходилось об ­ ращаться в лечебные уч р еж ­ д ен и я о бл а с тн о го ц ен т р а . Если несколько лет назад для диагностики и лечения таких забол еваний , как тяж елы е наруш ения сердечного рит ­ ма , пороки сердца , протека ­ ющие с явлениями сердечно­ сосудистой недостаточности, сельским жителям приходи ­ лось ехать в областной центр, то теперь лечение этих забо ­ леваний успеш но осущ еств ­ л я е т с я на б а зе р а й о н ны х больниц . Расширение лечеб ­ но-диагностической базы об­ ластных лечебных уч р еж д е ­ ний за счет п ри обр ет ения современного оборудования дало возможность липчанам, не выезжая за пределы обла­ сти , получать самые совре ­ менные методы л еч ения , в частности , эндоскопические операции , обследования на компьютерном томографе. В этом году исполнилось 10 лет системе ОМС. Что ж е удалось сделать за годы с у ­ щ ествования обязательного медицинского страхования? Эффект, полученный от внедрения в области этой си ­ стемы, можно условно разде ­ лить н а три блока : с о ц и ­ альный , эк он ом и ч еский и медицинский. Надо признать, что обяза ­ тельное медицинское страхо ­ вание стало одной и з форм социальной защиты , причем достаточно ад екватной п о ­ трясениям , вызванным пере­ ходом к рыночной эк он ом и ­ ке. Если бы с введением си с ­ темы обязательного медицин­ ского страхования зап о зд а ­ ли , то медицинское обслужи ­ вание в большинстве поли ­ клиник и больниц стало бы платным . Следствие этого было бы ужасным , ведь мно ­ гие и з -за б езд ен еж ья л иш и ­ лись бы м едицинской пом о ­ щи. Ощутима и реальная эко ­ номическая эффективность внедрения ОМС. Если рань ­ ш е здравоохранение финан ­ сировалось по остаточному принципу , то при введении страхового взноса можно сме­ ло сказать, что появился ста­ бильный и ритмичный источ­ ник финансирования. Точный расчет стоимости территори­ альной программы позволяет обесп ечить н еобходимы м и ресурсами органи зацию м е ­ дицинской помощи, гаранти­ рованный объем и повышение качества медицинской помо ­ щи всем гражданам области. Обязательное м едицин с ­ кое страхование в определен ­ ной степени является формой социальной защиты для м е ­ дицин ски х работников , так как гарантирует постоянство выплаты заработной платы . З а посл едние 5 лет заработ ­ ная плата м едицин ски х ра ­ ботников, работающих в сис ­ теме обязательного медицин ­ ского страхования , возросла в среднем в 3 раза . В настоящее время объем средств , проходящ и х через си с т ем у ОМС, со с т а в л я е т около 40% финансирования зд р а в о о х р а н ен и я обла сти ; Лечебные учреждения., рабо­ тающ ие в системе ОМС, р е ­ гулярно и в полном объеме получают оплату за реально оказанную и качественную м едицинскую помощь . А са ­ мое главное — удалось обес ­ печить нормальное м едицин ­ ское обслуж ивани е н асел е ­ ния и сохранить медицинские учреж дения . Последнее время большое внимание уделяется проведе­ нию в области мероприятий , направленных на профилак ­ тику и раннее выявление за ­ болеваний. П р и н еп о ср е д с т в ен н ом уч а стии областного ф он да ОМС на территории области проводилась В сероссийская д ет ск а я д и сп ан с ер и зац и я ; дети , д аж е в самых отдален ­ ны х сел ах , были осмотрены практически всеми специали­ стами. Прошедшие годы показа ­ ли , что финансовая п олити ­ ка , проводимая областным ф ондом , позволяет ем у все ­ гда выполнять свои о бя за ­ тельства п ер ед лечебными учреждениями, избежать сбо­ ев в финансировании поли ­ клиник и больниц. Н е менее заметен и м еди ­ цин ский эффект от внедре ­ ния ОМС. П оявил ся н езависимый субъ ект , который осущ еств ­ ляет вневедомственный кон ­ троль объ ем ов и к ач ества медицинской помощи, оказы­ ваемой населению . Это стра­ ховые медицинские организа­ ции. В их лице каждый граж ­ данин , обладающий полисом ОМС, приобрел н езависим о ­ го защ итника , который не только тщательно контроли ­ рует соблю дение стандартов лечения , но и при н еобходи ­ мости отстаивает права паци­ ента на качественную м еди ­ цин скую помощь в различ ­ ных инстанциях. Каковы сегодня пути с о ­ вершенствования м едицинс ­ кой помощи? Концепция раз­ вития российского здравоох ­ ранения определяет приори ­ тетным обеспечение качества и безопасности медицинских у сл у г . Один и з путей до сти ­ ж ени я этого — разработка и внедрение в практическую деятельность врача стандар ­ тов м едицин ских услуг . Это дает возможность бо ­ лее эффективно использовать им еющ иеся ресурсы , осущ е ­ ствлять планирование и кон ­ троль затрат на леч ени е и охр ан у здоровья населения; сформировать объем м еди ­ цинских услуг в рамках реа ­ л и з а ц и и т ерри тори альн ой программы ОМС, адекватно определить ее стоимость, ис ­ ходя и з им еющ ихся финан ­ совых средств . Следует отметить , что к введению стандартов отноше­ ни е не одн о зн ачн о е . Одни п о л а г аю т , ч то ст ан д ар ты ухудшат качество предостав­ ляемой м едицинской пом о ­ щи , поскольку заставят вра­ ча пользоваться своеобра з ­ ной «поваренной кни гой » медицины , другие считают внедрение стандартов еди н ­ ственно возможным способом предоставления пациенту га­ рантированного объема меди ­ цинской помощи . П ол ож и ­ тельной стороной внедрения стандартов является р еш е ­ ние ряда проблем , возника ­ ющ и х при ок а зании к ач е ­ ственной медицинской помо ­ щи: дублирование диагности­ ч е ск и х и с сл едований , за т ­ руднения при выборе альтер­ нативных лечебно-диагности­ ч ески х методов , н еадекват ­ ное использование дорогосто­ ящих методов диагностики и лечения , неэффективное и с ­ пользование имеющ ейся ди ­ агностической базы . У стра ­ ховых медицинских органи ­ заций появляется д ей ств ен ­ ный м ехани зм контроля за качеством и объемом м еди ­ цинской помощи, предостав­ ляемой лечебно-профилакти­ ческими учреждениями . Создание таких «унифици­ рованных наборов и объемов ди агн остич ески х лечебны х мероприятий» базируется на тысячелетнем опыте медици ­ ны. Однако соблю дение или нарушение стандартов лечеб­ но-диагностического процес­ са само по себе н еоднознач ­ но. Врач имеет право на твор­ чество , на прим енение соб ­ ственных методов л ечения , если при этом он добивается положительных результатов. Каковы перспективы раз­ вития системы ОМС? Ответ на этот вопрос свя ­ зан с экономической си туа ­ ци ей в стране . Н екоторы е политики предлагают умень­ ш ить взнос на социальное страхование . В этом случае перспективы у системы ОМС, мягко говоря, не очень хоро ­ ш и е , а социально -экономи ­ ческие последствия перечер ­ кнут сиюминутную выгоду , которую мож ет принести та­ кое реш ение . Следует отметить, что и в настоящее время часть взно ­ са н а социальное страхова ­ ние , передаваемая в систему ОМС, явно недостаточна. З а время сущ ествования этой системы стали ясны не только ее достоинства , но и недостатки , которые н еобхо ­ дим о исправлять. Р еформа ОМС невозможна без одновре­ менного пересмотра всей си ­ стемы социальной защиты населения . В настоящее вре­ мя до 30% госпитали заций лиц старше трудоспособного возраста не связано с н еоб ­ ходимостью л ечения , а вы з­ вано социальными причина ­ ми , в том числе — н еобходи ­ мостью ухода и дороговизной лекарств . Н уж н о в приори ­ тетн ом п оря дк е развивать си стем у социального ухода на дом у и увеличивать до с ­ т у п н о с т ь л е к а р с т в е н н ы х средств для пожилых людей. Р еф ормируя сущ ествую ­ щ ую систему , ОМС важно не допустить ухудш ени я м еди ­ цинского обслуживания па ­ циентов и , в частности, обес­ печить соблюдение конститу­ ционны х прав на получение бесплатной медицинской по ­ мощи. Н аруш ени е прав и ин те ­ ресов пациентов в систем е ОМС на нынешний день яв ­ ляется одной и з наиболее ос ­ тры х пробл ем . Обращения граж дан в областной фонд ОМС и страховые м едицин с ­ ки е органи зации — свид е ­ тельство того , что достаточ ­ но часты случаи ущ емления интересов. Характер жалоб и обращений граждан говорит о том , что они затрагивают практически все аспекты д е ­ ятельности л ечебно -профи ­ лактических учреждений . О д н а к о б о л ь ш и н с т в о . граждан либо ничего не зна- т ет о своих правах , либо ин- О формировано в недостаточной ^ мере. Кроме того, в ходе раз- ^ бора обращений специалисты ш ФОМС сталкиваются с не- ~г компетентностью в правовых о вопросах такж е и медицине- о ки х работников. Следствием * недостаточной информиро - 11 ванности граждан является и ^ то , что в случае наруш ения § своих прав застрахованный ^ не знает , куда обратиться за помощью. Пострадавший па ­ циент чувствует себя н е за ­ щищ енным и отчаявшимся . Все это формирует негатив ­ ное отнош ени е гр аж дан к медицинским учреждениям , к систем е обязательного м е ­ дицин ск ого страхования в целом. Сегодня каж ды й житель нашей области долж ен знать, что в системе обязательного м едицин ского страхования граждане России имеют пра ­ во на: получение м едицин с ­ кой помощи на всей террито­ рии РФ , в т .ч . за пределами постоянного м еста ж и т ел ь ­ ства; информированное доб ­ ровольное согласие на м еди ­ цинское вмешательство и от­ каз от него; выбор м едицин ­ ского учр еж д ения и врача; получение м едицин ски х у с ­ л у г , с о о т в е т с т в ую щ и х по объему и качеству условиям договора; получение инфор ­ мации о своих правах и обя ­ занн о стях и состоянии свое ­ го здоровья; сохранение вра­ чебной тайны. * К ак сл ед у е т по ступи ть паци енту в случае наруш е ­ ния его прав? При возникновении труд­ ностей не уходи те безропот ­ но , не бойтесь — отстаивай ­ те свои права. Если ж е в л е ­ чебном учреждении вы не до ­ бились правды, тогда нужно обратиться в страховую м е ­ дицинскую организацию, чей полис вы им еете (адреса и контактные телефоны указа ­ ны на вашем полисе или на информационных стендах в любом м едицинском уч р еж ­ дении), или в Фонд обязатель­ ного медицинского страхова­ ния , который расположен по адресу: г. Л ип ецк , ул . Горь­ кого , д . 2 . Телефоны: 77 -94 - 3 2 , 77 -6 5 -5 2 . Обратившимся гражданам оказывается необ­ ходимая помощь, проводятся консультации по возникшим вопросам. Для рассмотрения ж ал об привлекаются сп еци ­ алисты областного и городс ­ кого управлений здравоохра­ н ения . Результаты рассмот ­ рения обращ ений доводятся до св ед ен и я за я в и т ел ей в письменном виде. С т а н о в л е н и е с и с т ем ы ОМС проходило в нелегкое время исторических реформ, кри зи сны х потрясений , об ­ щественной и экономической нестабильности . Отсутствие отечественного опыта форми­ рования рыночных цивилизо­ ванных отнош ений в здраво ­ охранении , поиск оптималь­ ны х модел ей системы ОМС, е с т е с т в е н н ы е ош и б к и н а пути реформ — все это при ­ водит к разбросу мнений о систем е ОМС. На страницах периодической печати, на ра­ ди о и т ел еви д ении по сей день не умолкают дискуссии сторонников ОМС и и х оппо ­ нентов. Однако сегодня толь­ ко слепой может не заметить т ех позитивны х сдвигов, ко ­ торые произошли с введени ­ ем в наш ей стране м едицин ­ ского страхования. П р обл ем при вв ед ении системы ОМС на территории области и ее функционирова­ нии оказалось больш е, чем предполагалось . Тем не м е ­ нее сегодня, как никогда, мы уверены: система состоялась. П ав ел СЕЛЕЗНЕВ , директор Ф онда ОМС. ПРО СРЕДНЮЮ ТЕМПЕРАТУРУ ПО БОЛЬНИЦЕ Я не знаю, дорогой читатель, согла­ ситесь ли вы со мной, но Лично мне не лиш ённые, безусловно , интереса р а з ­ мышления директора Фонда всё-таки во многом напомнили победный самоотчет советских времен: все ура-ура и чуток самокритики в духе старой песенки: «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо , все хорошо» . Я даж е догады ­ ваюсь о причинах благодушия чиновни­ ков (разумеется, я имею в виду отнюдь не только и не столько сотрудников Фонда ОМС): заболевая, они, как мне ка­ ж ется , вряд ли испытывают на себе, каково реальное положение дел в их ж е сфере. Трудно представить, что им при ­ ходится выстаивать очереди в регист­ ратуру и у кабинетов врачей, вставать ни свет ни заря , чтобы заполучить вож ­ деленный талончик к специалисту . А статистические отчеты и цифры отра­ жают эту реальность весьма специфи ­ чески и не всегда адекватно. В одной ведомственной медсанчасти Липецка было профсоюзное собрание, на котором с высокой трибуны сообщили, что средняя зарплата врачей состави­ л а . . . шесть тысяч рублей! В ответ на это заявление зал разразился гомерическим хохотом , поскольку присутствовавшие знали , сколько получает руководство и откуда взялись эти средние показате­ ли . Это все равно, что средняя темпера­ тура по больнице 36,6°: у кого-то за со ­ рок и бред, а в холодильниках морга на уровне нуля. Моя, быть может, весьма субъектив­ ная точка зрения: чтобы доподлинно оценить «качественную медицинскую помощь», руководителям любого ранга и ведомства надо бы разок лечь в боль­ ницу инкогнито. Впрочем, о чем это я? Инкогнито они своей очереди в больни­ цу будут ждать ой как долго. Ладно , не стану говорить о формах и разм ерах «благодарности» при госпитализации . Что такие факты существуют — все зна ­ ют, но все предпочитают молчать. В кон­ це концов, здоровье дороже. В Москве, например, на сей счет уж е есть отла­ женный и очень дешевый способ: род­ ственники вызывают к больному «ско­ рую» и дают врачу 500 рублей , после чего занедужившего везут в деж урную больницу. Тоже выход. А как насчет того, чтобы человека после операции в течение недели ни разу не осмотрел врач? Это уж е факт из ж и з ­ ни моей семьи. Но ведь подобное встре­ чается на каждом шагу! Вот что пишет нам наша читательница Светлана Раши ­ това (если я правильно разобрала фами­ лию): «Случилось так, что меня забра­ ла «скорая» , но обращаться все равно пришлось в поликлинику , к участково­ му врачу. В больницу меня положить деж урная врач отказалась, мотивируя это тем , что у неё много стариков с ин ­ сультами. У меня началось головокру­ жение с рвотой. Я бы, может , отлежа ­ лась спокойно и дома, но как человек работающий была вынуждена обратить­ ся в поликлинику за больничным лис ­ том. Представляете мое состояние, ког­ да я со своей больной головой отстаива­ ла очереди, потом сдавала анализы кро­ ви, мочи и прочее в течение десяти дней, при этом не получая никакого лечения! Потом врач направил меня к невропато­ логу, куда , оказывается, не достать та­ лонов! Я решилась попросить врача при­ нять меня без талона, на что услышала отповедь на повышенных тонах: дескать, у нее тридцать пациентов в день, и она т ож е ч ел о в ек . Я в се -т аки остала сь ждать , и меня приняли. Но опять про лечение ни слова, опять назначения на анализы, теперь уж е профосмотр и флю- оро-графию. И все это не глядя на меня, раздраж енно и сердито! Мне даж е ее жалко стало: такая молодая, а нервы никуда. Так и пришлось мне заняться само­ лечением: уколы ходила делать сосед ­ ка-медсестра. ..» Наша читательница убеж дена , что со своим полисом ОМС она имеет право на внимание и качественное медицинс­ кое обслуживание . Врач справедливо полагает, что не в состоянии нормально работать, имея тридцать пациентов в день и такую зарплату. И обе правы. Вот только непонятно, где выход. Ох, не так все ладно в нашем коро­ левстве, как хотелось бы представить «верхам». Вот еще одно письмо, от лип- чанки Аллы Базылевой: «От имени 267 липчан, подписавших письмо главе ад­ министрации Липецкой области О.П. Королеву по поводу отказа в предостав­ лении дополнительных площадей для городской поликлиники № 1 и получен­ ного ответа на это письмо от Главного управления строительства и архитекту ­ ры Липецкой областной администрации, убедительно просим вас осветить в га­ зете эту проблему . Так как , на наш взгляд, этот ответ-отписка возмутите­ лен, унизителен для простых людей, ко­ торых, пока ещ е, большинство». Речь идет о том, что первая горпо- ликлиника давным-давно перегружена. Как известно, в этом престижном райо­ не постоянно строятся новые «элитные» дома. Население района увеличивается, а поликлиника все одна. Некогда уют ­ ная поликлиника превратилась в поме­ щение казарменного типа, так как все «зеленые уголки» убрали, чтобы соору­ дить какие-то кабинетики и создать хотя бы скудные условия для приёма боль­ ных. Первоначально было решено отдать под дневной стационар поликлиники освободившийся на улице Горького Дом ребенка. Однако ремонт его все затяги ­ вался, а потом здание и вовсе снесли, начав строить на ёго^ме&е выНсп&у. Од­ нако жителей успокоили: в проекте стро­ ительства запланировано и утверждено размещение упомянутого дневного ста­ ционара и стоматологического кабине­ та. Из того ж е письма: « ...Дневной ста­ ционар очень необходим тем, кто не мо­ ж ет надолго оставлять семью, да и в наше время непросто попасть в больни­ цу на стационарное лечение , а инвали­ дам , пенсионерам преклонного возрас­ та — практически н евозможно ...» Гадалки обычно предсказывают, чем сердце успокоится. А я вам сейчас рас­ скаж у , почему ж е никак не хотят успо ­ коиться авторы этого письма, почему после писем в администрацию стали об­ ращаться в газету . Вот какой ответ они получили из Главного управления стро­ ительства и архитектуры администра­ ции Липецкой области: «Встроенные по­ мещения в жилом доме по улице Горь­ кого, 18 по согласованию с департамен­ том здравоохранения г. Липецка пред­ полагается на конкурсной основе про­ дать для размещ ения в них частной по­ ликлиники того ж е профиля, что и по­ ликлиника № 1. Полученные от прода­ жи средства будут направлены на стро­ ительство онкологической больницы . Начальник Главного управления Н .П . Дашков». Видите, как хорошо все получается? Будет вам внимание к пациентам , не будет драки за талоны, не будет диких очередей в кабинеты. Правда, один воп­ рос остается открытым: а всем ли по карману посещение платной поликлини­ ки? Никто не спорит, областная онко ­ логическая больница давным-давно нуж ­ дается в новых помещ ениях . Но поче­ му у нас опять все решается в ущерб самым обездоленным? Почему на праз­ дновании юбилея города можно было в буквальном смысле «выбросить на воз­ дух» колоссальные средства и почему их невозможно найти на дневной стаци­ онар и онкобольницу? И ведь заметьте: чиновники м ежду собой живут в полном согласии' и взаи ­ мопонимании. Не возражает городской департамент здравоохранения, поддер­ живает Главное управление строитель­ ства и архитектуры областной админи ­ страции. Мир и дружба . Вот только по­ чему-то люди пишут в газету о своих нескончаемых бедах и проблемах. И в этих письмах все далеко не так радуж ­ но, как в официальных ответах. Елена БРЕДИС. Р.8. Кстати, после опубликования статьи «Не покупайте доктору конфе­ ты» мне звонили с благодарностью именно врачи. И не потому, что им вме­ сто конфет понесли деньги. А просто потому, что газета выступила в их за­ щиту... ОТ РЕААКЦИИ ---------------------------------------------------------------------- Меньше всего нам бы хотелось, чтобы «мнение журна­ листа», основанное, прежде всего, на читательской почте, выглядело как «накат» на Фонд ОМС. Мы охотно верим, что его сотрудники в пределах их компетенции добросовест­ но делают свое дело. И по достоинству оцениваем готов­ ность руководителя Фонда к диалогу (это теперь большая редкость), в частности его статью, переданную в «ЛГ» и, безусловно, содержащую полезную информацию, которая по­ может пациентам защитить свои права. Не ставим мы под сомнение и усилия, предпринимаемые на местах для улуч­ шения материальной базы лечебных учреждений. Более того: многие проблемы здравоохранения обусловлены отнюдь не нежеланием того же Фонда, каких-либо иных структур и ведомств устранить их. Однако порою «программируются» они не в регионах, а на самом верху, в министерстве, в правительстве. Взять, допустим, жесткие предписания вра­ чам касательно набора обязательных стандартов. Право же, иногда кажется, что куда эффективнее подобной регламен­ тации была бы элементарно нормальная оплата труда прак­ тикующих медиков. Да и законодательная ветвь власти тут, похоже, не без греха: говорят, в Госдуме уже не первый год маринуется новый законопроект о страховой медицине. Не устареет ли он, пока у депутатов найдется для него время? А сейчас все-таки очевидно: на медицинском фронте до благополучия, мягко выражаясь, далеко. И странно было бы ожидать, что человек, у которого болит, и человек, кото­ рый призван облегчить эту боль, станут разбираться, кто больше виноват: законодатели, исполнители на местах, пра­ вительство или региональные власти. 'Впрочем, у врачей имеются свои соображения и предположения на сей счет. И родились они не в кабинетной тишине, а в процессе нелег­ кой работы с нуждающимися в помощи и исцелении. Но вот услышат ли практиков те, кто придумывает инструкции, законы, стандарты и т.д.? Достигнет ли «глас народа» вер­ хнего этажа власти, будет ли принят во внимание? Вероят­ но, это как раз и зависит от местных исполнителей, органи­ заторов здравоохранения, которым, как говорится, сам Бог велел взять на себя функцию защитников интересов своих земляков в Центре.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz