Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

ТЖИПЕЦКАЯ газета ЗАКОНЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ ОБ ОСНОВАХ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА И ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ ДОКУМЕНТОВ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (О к о н ч а н и е . Н а ч а л о н а 5 - й с т р . ) обязательный экземпляр документа области —экземпляры раз­ личных видов документов, изготовленных на территории области, ко­ торые подлежат передаче их производителями в соответствующие организации впорядке и количестве, установленных настоящим Зако­ ном; обязательный бесплатный экземпляр документа муниципального образования—экземпляры различных видов документов, изготовлен­ ныхна территории города, района, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации впо­ рядке иколичестве, установленных настоящим Законом. С т а т ь я 2 . С ф е р а д е й с т в и я н а с т о я щ е г о З а к о н а Действие настоящего Закона распространяется на библиотеки об­ ласти, финансируемые за счет средств областного бюджета исредств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов какчасти культурного наследия жителей области—на все библиотеки, независимо от их организаци­ онно-правовых форм иформ собственности, а также на производите­ лей и получателей обязательного экземпляра, предприятия области, осуществляющих издательскуюдеятельность, независимо от их орга­ низационно-правовых форм и форм собственности, на органы госу­ дарственной власти области, органыместного самоуправления и граж- дан-пользователей. С т а т ь я 3 . О с н о в н ы е в и д ы б и б л и о т е к 1. Библиотеки на территории области могут бытьучреждены орга­ нами государственной власти области, органами местного самоуправ­ ления, юридическими и физическими лицами. 2. Всоответствии с порядком учреждения иформами собственно­ сти выделяются следующие виды библиотек: —государственные библиотеки, учрежденные органами государ­ ственной власти области, втом числе: областная универсальная научная библиотека, областная детская библиотека, областная юношеская библиотека, областная специальная библиотека Всероссийского общества сле­ пых, областная научная медицинская библиотека; —муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления; —централизованные библиотечные системы, объединяющие цен­ тральнуюбиблиотеку района, города, библиотеки-филиалыдля детей и взрослых, районные и городские детские библиотеки—детские от­ делы централизованных библиотечных систем;. —библиотеки высшихучебных заведений, научно-исследователь­ ских и проектных институтов, образовательных учреждений; —библиотеки предприятий, учреждений, организаций; —библиотеки общественных объединений; —частные библиотеки. ГЛАВА II. П РАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО Д ЕЛ А С т а т ь я 4 . П р а в о н а б и б л и о т е ч н о е о б с л у ж и в а н и е 1. Каждый гражданин, независимо от пола, возраста, националь­ ности, образования, социального положения, политическихубеждений, отношения крелигии, имеет право на библиотечное обслуживание на территории области. 2. Право граждан на библиотечное обслуживание вобласти обес­ печивается созданием сети общедоступных библиотек, организован­ ныхпо территориальному (сельские, районные, городские, областные библиотеки), возрастному (детские, школьные, юношеские), отрасле­ вому (технические, медицинские и т.п.) принципу, а также специаль­ ные библиотеки для слабовидящих граждан. С т а т ь я 5 . П р а в о н а б и б л и о т е ч н у ю д е я т е л ь н о с т ь 1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на со­ здание библиотеки на территории области в соответствии с законо­ дательством Российской Федерации. 2. Граждане имеют право принимать участие вдеятельности попе­ чительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек. Эти объе­ динения могут работать в качестве совещательных органов при биб­ лиотеках. 3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслужи­ вания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав. 4. Граждане, имеющие в частной собственности собрания доку­ ментов, которые включают особо значимые коллекции, отнесенные к памятникам истории икультуры, имеют право на поддержку со сторо­ ныорганов государственной власти области иорганов местного само­ управления для обеспечения их сохранности при условии регистра­ ции этих собраний в качестве памятников истории и культурывадми­ нистрации области или органе местного самоуправления. С т а т ь я 6 . П р а в а п о л ь з о в а т е л е й б и б л и о т е к 1. Граждане имеют право доступа в библиотеки иправо свободно­ го выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и ин­ тересами. 2. Порядокдоступа кфондам библиотек, перечень основных услуг иусловия их предоставления библиотеками устанавливаются в соот­ ветствии с уставами библиотек, законодательством об охране госу­ дарственной тайныи законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации. 3. Пользователем общедоступной библиотеки может стать любой гражданин по предъявлениидокумента, удостоверяющего его личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет—на основании докумен­ тов, удостоверяющих личность их законных представителей. Вобщедоступных библиотеках граждане имеют право: —бесплатно получать полную информацию о составе библиотеч­ ныхфондов, о наличии в библиотеке конкретныхдокументов через си­ стему каталогов и картотек идругие формы библиотечного информи­ рования; —бесплатно получать консультационнуюпомощь впоиске и выбо­ ре источников информации; —бесплатно получать во временное пользование необходимыйдо­ кумент из библиотечных фондов; —получатьдокументы или их копии из других библиотек по меж­ библиотечному абонементу; —пользоваться другими видами услуг, втом числе платными, пе­ речень которых определяется правилами пользования библиотекой. 4. В государственных и муниципальных библиотеках области пользователи библиотек имеют право на обслуживание и получение документов на русском языке как государственном языке Российской Федерации. 5. Пользователь библиотеки может обжаловать всуддействия дол­ жностного лица библиотеки, ущемляющие его права. С т а т ь я 7 . П р а в а о с о б ы х г р у п п п о л ь з о в а т е л е й б и б л и о т е к 1. Кособым группам пользователей библиотек области относятся лица преклонного, детского июношеского возраста, слепые и слабо­ видящие, национальные меньшинства. 2. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслу­ живание иполучение документов на специальных носителях информа­ ции в специальных государственных библиотеках идругих общедос­ тупных библиотеках. 3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиоте­ кувсилу преклонного возраста ифизических недостатков, имеют пра­ во получатьдокументыиз фондов общедоступных библиотекчерез вне- стационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансирова­ нием за счет средств соответствующих бюджетов, федеральных, об­ ластных иместных программ. 4. Пользователи библиотекдетского июношеского возраста име­ ютправо на библиотечное обслуживание вобщедоступных библиоте­ ках, специализированных государственных, муниципальныхдетских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных уч­ реждений в соответствии с ихуставами. 5. Национальные меньшинства имеют право на получение докумен­ тов на родном языке через систему государственных имуниципальных библиотек посредством межбиблиотечного абонемента и доступа к внешним базам данных в соответствии с правилами данного вида об­ служивания. С т а т ь я 8 . О т в е т с т в е н н о с т ь п о л ь з о в а т е л е й б и б л и о т е к Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования биб­ лиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут инуюответственность вслучаях, предусмотренныхдействующим законодательством. С т а т ь я 9 . У ч р е д и т е л ь б и б л и о т е к и Учредительбиблиотекифинансируетее деятельностьиосуществляет контрольза этойдеятельностьювсоответствии с действующимзаконода­ тельством, атакже назначаетнадолжность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться втворческуюдея­ тельность библиотеки за исключением случаев, предусмотренных ее уставом идействующим законодательством. ГЛАВА III. СТАТУС БИБЛИОТЕК . О БЯ ЗАННОСТИ И П РАВА БИБЛИОТЕК С т а т ь я 1 0 . С т а т у с б и б л и о т е к Государственные имуниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получаютстатус юридического лица с момента их регистрации впорядке, установленномдействующим законодатель­ ством. Статус других библиотек определяется ихучредителями. С т а т ь я 1 1 . Ц е н т р а л ь н ы е б и б л и о т е к и Центральной государственной библиотекой области универсаль­ ного характера является Липецкая областная универсальная научная библиотека (далее—областная научная библиотека). Функции центральной библиотеки по отношению к библиотекам всех ведомств, организующих библиотечное обслуживание детей, вы­ полняет областная детская библиотека. Функции центральной библиотеки по отношению кбиблиотекам всех ведомств, организующих библиотечное обслуживание юношества, выполняет областная юношеская библиотека. Центральными муниципальными библиотеками являются: врайоне—центральная районная библиотека; в городе —центральная городская библиотека. Статусом специальных центральных библиотек по обслуживанию особых групп пользователей библиотек могут наделяться библиотеки, учрежденные органами государственной власти области или органа­ ми местного самоуправления. С т а т ь я 1 2 . С т а т у с о б л а с т н о й н а у ч н о й б и б л и о т е к и Областная научная библиотека является главнымгосударственным книгохранилищем универсального собрания документов с правом по­ лучения бесплатного обязательного экземпляра изданий идругихдо­ кументов, производимых на территории области ипо заказам произ­ водителей документов за ее пределами. Областная научная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов иоказывать методичес­ куюи практическуюпомощь библиотекам независимо от их организа­ ционно-правовых форм иформ собственности. Областная научная библиотека: —принимает участие в соответствии с настоящим Законом враз­ работке программ долгосрочного развития библиотечного дела в об­ ласти, правил библиотечного обслуживания; —создает на корпоративных началах автоматизированные базы данных, сводные электронные каталоги, библиографический учет до­ кументов о крае, осуществляет издательскуюдеятельность всоответ­ ствии с уставными задачами, выполняет функции регистрационной книжной палаты на территории области; —осуществляет координацию библиотечной деятельности вобла­ сти, является информационным, культурнымиобразовательным цент­ ром области, осуществляет научно-исследовательскую деятельность по вопросам библиотечного обслуживания населения, обеспечивает информационную поддержку органов государственной власти облас­ ти, принимает активное участие всоздании автоматизированной сис­ темы библиотек области и является головной по отношению кгосу­ дарственным и муниципальным общедоступным библиотекам. С т а т ь я 1 3 . О б я з а н н о с т и б и б л и о т е к 1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан на получение информации, установленныхФедеральным законом «Обиблиотечном деле». Библиотеки области обслуживают пользователей библиотек в соответствии с действующим законода­ тельством, уставами библиотек и правилами пользования библиоте­ ками. Не допускаются государственная или иная цензура, ограничиваю­ щая право пользователей библиотек на свободный доступ кбиблио­ течнымфондам, а также использование сведений о пользователях биб­ лиотек, читательскихзапросах, за исключением случаев, когда эти све­ дения используются для научных целей иорганизации библиотечного обслуживания. 2. Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм иформ собственности), которые имеют всвоих фондах особо значи­ мые издания иколлекции, отнесенные кпамятникам истории икульту­ ры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за ихсвое­ временный учет всводных каталогах, за регистрацию ихкакчасти куль­ турногодостояния народов Российской Федерации, а также за ихвклю­ чение вавтоматизированные базыданных в рамкахфедеральных про­ грамм сохранения и развития культуры. 3. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством иучредительнымидокументами биб­ лиотек. 4. Государственные библиотеки по требованию пользователей обя­ заны предоставлять им информацию о своей деятельности по форми­ рованию и использованиюфондов. С т а т ь я 1 4 . П р а в а б и б л и о т е к Библиотеки имеют право: —самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности всоответствии с целями и задачами, указанными в их уставах; —утверждать по согласованию с учредителями правила пользова­ ния библиотеками; —определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также вдругих случаях, определенных правилами пользо­ вания библиотеками; —определять всоответствии с правилами пользования библиоте­ ками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользовате­ лями библиотек; —осуществлять хозяйственнуюдеятельность вцелях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотекуслуг исоциаль­ но-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности; —определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими ифизическими лицами; —образовывать впорядке, установленном действующим законо­ дательством, библиотечные объединения; —участвовать на конкурсной или иной основе вреализации феде­ ральных, областных иместных программ развития библиотечногодела; —осуществлять вустановленном порядке сотрудничество с биб­ лиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных го­ сударств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке вмеждународные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ; —самостоятельно определять источники комплектования своих фондов; —изымать и реализовывать документы из своих фондов в соот­ ветствии с порядком исключения документов, согласованным с учре­ дителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки, независимо от ихорганиза­ ционно-правовыхформ иформ собственности, не имеют права списы­ вать и реализовывать документы, отнесенные кпамятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством; —совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству. Библиотеки области имеют преимущественное право на приобре­ тение документов, выпускаемых в соответствии с федеральными, об­ ластными иместными программами книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек. ГЛАВА IV. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО Д Е Л А С т а т ь я 1 5 . Г о с у д а р с т в е н н а я п о л и т и к а в о б л а с т и б и б л и о т е ч ­ н о г о д е л а Органы государственной власти области и органыместного само­ управления: —содействуют реализации федеральных законов «Обиблиотеч­ ном деле», «Об обязательном экземпляре документов» и настоящего Закона на территории области всоздании условий для всеобщей до­ ступности информации и культурныхценностей, собираемых ипредо­ ставляемых в пользование библиотеками; —выступают гарантами прав граждан и библиотечных учрежде­ ний, предусмотренных настоящим Законом, и не вмешиваются в про­ фессиональнуюдеятельность библиотек, за исключением случаев, пре­ дусмотренных законодательством Российской Федерации; —поддерживают развитие библиотечного дела путемфинансиро­ вания, проведения соответствующей налоговой политики; —поддерживают развитие библиотечного обслуживания наиме­ нее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности); —стимулируют путем материальной поддержки библиотеки него­ сударственных форм собственности, организующие бесплатное обще­ доступное обслуживание населения. С т а т ь я 1 6 . О б я з а н н о с т и о р г а н о в г о с у д а р с т в е н н о й в л а с т и о б л а с т и и о р г а н о в м е с т н о г о с а м о у п р а в л е н и я п о р а з в и т и ю б и б ­ л и о т е ч н о г о д е л а 1. Органы государственной власти области и органы местного са­ моуправления обеспечивают: —реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание; —гарантированное финансирование комплектования и обеспече­ ниясохранности библиотечныхфондов государственных имуниципаль­ ных библиотек; —разработку и реализацию областных, местных программ и нор­ мативов, направленных на развитие и совершенствование сети госу­ дарственных общедоступных библиотек; —определение принципов областной политики в вопросах пере­ подготовки кадров, установления социальных гарантий и льгот для работников библиотек за счет средств соответствующих бюджетов. 2. Органыгосударственной власти области и органыместного са­ моуправления не вправе принимать решения и осуществлятьдействия, которые влекутухудшение материально-технического обеспечения дей­ ствующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод впомещения, не соответствующие требованиям охранытруда, хранения библиотечныхфондов и библиотечного обслуживания. Решения указанных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, мо­ гут быть обжалованы всудебном порядке. С т а т ь я 1 7 . У ч а с т и е о р г а н о в г о с у д а р с т в е н н о й в л а с т и о б л а с ­ ти и о р г а н о в м е с т н о г о с а м о у п р а в л е н и я в к о о р д и н а ц и и и к о о п е ­ р а ц и и б и б л и о т е ч н о г о о б с л у ж и в а н и я Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек винформации, рационального использования фондов биб­ лиотек органы государственной власти области и органы местного самоуправления стимулируют взаимоиспользование их ресурсов. С этой цельюорганы государственной власти области финансируют де­ ятельность государственных библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию условий для взаимоиспользова- ния их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз данных). С т а т ь я 1 8 . У ч а с т и е т р у д о в ы х к о л л е к т и в о в и о б щ е с т в е н н о с ­ ти в у п р а в л е н и и о б щ е д о с т у п н ы м и б и б л и о т е к а м и Трудовые коллективыбиблиотек участвуют вуправлении библио­ теками через общее собрание, советы трудовых коллективов, советы библиотек, коллегиальные органыпо основным направлениямдеятель­ ности библиотек, иные формы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации иуставами библиотек. Попечительские, читательские советы, создаваемые при библио­ теках по согласованию с учредителями и руководителями библиотек, оказывают библиотекам содействие в ихдеятельности и осуществля­ ют общественный контроль за деятельностью библиотеки в соответ­ ствии с существующими положениями. ГЛАВА V . ОСОБЫ Е УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛ Ь ЗОВАНИ Я БИБЛИОТЕЧНОГО Ф ОН ДА , ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ КУЛЬТУРНЫМ ДОСТОЯНИЕМ С т а т ь я 1 9 . К о м п л е к т о в а н и е и и с п о л ь з о в а н и е б и б л и о т е ч н ы х ф о н д о в Комплектование библиотечныхфондов осуществляется всоответ­ ствии с профилем библиотек. Библиотеки самостоятельно определяют источники комплектова­ ния своих фондов. Учет, хранение и отчуждение библиотечныхфондов обеспечивает­ ся библиотеками всоответствии с действующим законодательством. С т а т ь я 2 0 . Б и б л и о т е ч н ы е ф о н д ы к ак к у л ь т у р н о е д о с т о я н и е н а р о д о в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обяза­ тельного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурнымдостоянием народов Россий­ ской Федерации и могут объявляться памятниками истории и культу­ рывсоответствии с законодательством Российской Федерации. Библиотечные фонды, отнесенные кпамятникам истории икульту­ ры, находятся на особом режиме охраны, хранения ииспользования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если библиотека не обеспечивает необходимые условия для со­ хранности идоступности фонда, отнесенного кпамятникам истории и культуры, этот фонд может быть изъят и передан всостав другой биб­ лиотеки решением собственника фонда по представлении специаль­ ного уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры. Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в каче­ стве памятников истории и культуры, может производиться собствен­ никами библиотек только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории икультурыс обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов. С т а т ь я 2 1 . Б и б л и о т е к и к ак ч а с т ь к у л ь т у р н о г о д о с т о я н и я н а ­ р о д о в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Библиотеки, отнесенные вустановленном порядке ккультурному достоянию народов Российской Федерации, включаются в перечень культурного достояния народов Российской Федерации и находятся на особом режиме охраны ииспользования всоответствии с действу­ ющим законодательством Российской Федерации. С т а т ь я 2 2 . С т р а х о в ы е б и б л и о т е ч н ы е ф о н д ы Вобласти создаются страховые библиотечные фонды на электрон­ ных идругих видах носителей информации в целях их сохранности и долговременного использования. Переносу на электронные идругие видыносителей информации в обязательном порядке подлежат: —местные периодические издания со дня их основания; —ценные и редкие издания, относящиеся кпамятникам истории и культуры. Координация деятельности библиотек по созданию страховых библиотечных фондов осуществляется областной научной библио­ текой. Создание страховых библиотечныхфондов осуществляется за счет средств областного бюджета впределах ассигнований, предусмотрен­ ных на содержание, развитие учреждений культуры. ГЛАВА VI. О БЯ ЗАТЕЛЬНЫЙ Э К ЗЕМ П Л Я Р ДОКУМЕНТОВ С т а т ь я 2 3 . Ц е л и ф о р м и р о в а н и я с и с т е м ы о б я з а т е л ь н о г о э к ­ з е м п л я р а Целями формирования системы обязательного экземпляра явля­ ются: —комплектование полного областного библиотечно-информацион­ ного фонда документов какчасти национального фонда документов Российской Федерации; —изучение исохранение истории области какчасти национальной истории Российской Федерации; —информационно-библиографическое и библиотечное обслужи­ вание населения области; —создание библиографических, статистических, справочныхииных типов баз данных областного значения; —библиографическая регистрация обязательного экземпляра; —комплектование фондов библиотек обязательным экземпляром; —иные цели всоответствии с действующим законодательством. С т а т ь я 2 4 . В и ды д о к у м е н т о в , в х о д я щ и х в с о с т а в о б я з а т е л ь ­ н о г о э к з е м п л я р а Всостав обязательного бесплатного экземпляра входят следую­ щие видыдокументов: —издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) — издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую об­ работку, полиграфически самостоятельно оформленная, имеющая вы­ ходные сведения; —официальные документы—документы, принятые органами госу­ дарственной власти области, органами местного самоуправления, нося­ щие обязательный, рекомендательный или информационныйхарактер. С т а т ь я 2 5 . З а т р а т ы н а п о д г о т о в к у , п у б л и к а ц и ю (в ы п у с к ) и р а с с ы л к у ( п е р е д а ч у , д о с т а в к у ) о б я з а т е л ь н о г о б е с п л а т н о г о э к ­ з е м п л я р а 1. Производители документов обязаны передавать обязательный бесплатный экземпляр получателямдокументов безвозмездно. Производители документов относят затраты на подготовку, публи­ кацию(выпуск) ирассылку (передачу, доставку) обязательных бесплат­ ных экземпляров на себестоимость документов, входящих в состав обязательного бесплатного экземпляра. Дефектные обязательные бесплатные экземплярыпо запросам по­ лучателей документов заменяются производителями документов вме­ сячный срок. 2. Получателидокументов имеют право докупать обязательные эк­ земпляры, недоставленные производителями документов, за счет пос­ ледних. С т а т ь я 2 6 . Д о с т а в к а о б я з а т е л ь н о г о э к з е м п л я р а и з д а н и й Производители документов доставляют через полиграфические предприятия, участки множительной техники обязательные экземпля­ ры всех видов изданий вдень выхода в свет первой партии тиража: —в областную научнуюбиблиотеку—два экземпляра; —вцентральные библиотеки муниципальных образований облас­ ти по месту производства издания—два экземпляра. С т а т ь я 2 7 . Д о с т а в к а о б я з а т е л ь н о г о э к з е м п л я р а о ф и ц и а л ь ­ ны х д о к у м е н т о в * 1. Органыгосударственной власти области доставляют всемиднев­ ный срок после утверждения ирегистрации вобластную научнуюбиб­ лиотеку по одному обязательному бесплатному экземпляру официаль­ ныхдокументов, которые включаются в списки рассылки документов несекретного характера. 2. Органы местного самоуправления доставляют в семидневный срок после утверждения и регистрации в центральные библиотеки муниципальных образований области по одному обязательному бес­ платному экземпляру официальныхдокументов, которые включаются в списки рассылкидокументов несекретного характера. 3. Обязательные экземпляры официальныхдокументов доставля­ ются независимо от их публикации в средствах массовой информа­ ции. С т а т ь я 2 8 . П р а в а и о б я з а н н о с т и о р г а н и з а ц и й , п о л у ч а ю щ и х о б я з а т е л ь н ы й б е с п л а т н ы й э к з е м п л я р Областная научная библиотека, центральные библиотеки муници­ пальных образований области (далее—получатели обязательного эк­ земпляра) осуществляют: — библиографический и статистический учет соответствующих видов документов обязательного экземпляра; —комплектование полного собрания ихранение соответствующих видов документов обязательного экземпляра; —распространение информации о соответствующих видах доку­ ментов обязательного экземпляра путем выпуска библиографических указателей, справочников, каталогов, подготовки реферативной инфор­ мации, других форм распространения, обеспечивающих доступ кин­ формационно-справочным системам; —оперативное предоставление информации о нарушении положе­ ний настоящего Закона ворган, осуществляющий контроль за достав­ кой обязательного экземпляра; —копирование всоответствии с требованиями действующего за­ конодательства обязательного экземпляра по запросам библиотек в целях пополнения ихфондов. С т а т ь я 2 9 . О т в е т с т в е н н о с т ь з а н а р у ш е н и е п о р я д к а д о с т а в ­ ки о б я з а т е л ь н о г о э к з е м п л я р а Нарушение порядкадоставки обязательного экземпляра произво­ дителямидокументов влечетналожение ответственности всоответствии с законодательством об административных правонарушениях. ГЛАВА VII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛ А С т а т ь я 3 0 . П о р я д о к у ч р е ж д е н и я б и б л и о т е к 1. Библиотека считается учрежденной и приобретает права юри­ дического лица со дня ее регистрации впорядке, установленном дей­ ствующим законодательством. Библиотеки, не обладающие правами юридического лица, в случае придания им статуса юридического лица проходят соответствующую регистрацию впорядке, предусмотренном действующим законодательством. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. 2. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические илиюридические лица, а также органыкультуры. Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению. Вуставе библиотеки должны быть закреплены ее юри­ дический статус, источники финансирования, основные задачи дея­ тельности библиотеки, условия ее доступности, имущественные отно­ шения между библиотекой иее учредителем, порядокуправления биб­ лиотекой. Имущественные ифинансовые отношения между библиотекой иее учредителем регулируются действующим законодательством иучре­ дительными документами. С т а т ь я 3 1 . И м у щ е с т в о г о с у д а р с т в е н н ы х и м у н и ц и п а л ь н ы х б и б л и о т е к 1. Вцелях обеспечения уставной деятельности государственные и муниципальные библиотеки имеют на правах оперативного управле­ ния следующее имущество: —закрепленное учредителем вустановленном порядке; —приобретенное библиотекой за счет имеющихся у нее финансо­ вых средств, в том числе доходов, получаемых от предусмотренной уставом предпринимательской деятельности; —полученное в форме дарения, пожертвований юридических и физических лиц, по завещаниям, договорам и на иных основаниях. 2. Государственные общедоступные библиотеки имеют право на выделение им впостоянное (бессрочное) пользование земельных уча­ стков и производственных помещений для улучшения библиотечного обслуживания населения. С т а т ья 3 2 . П о р я д о к р е о р г а н и з а ц и и и л и к в и д а ц и и б и б л и о т е к 1. Реорганизация библиотеки вформе слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить впоряд­ ке, установленномдействующим законодательством какпо инициати­ ве учредителя библиотеки, так и по инициативе библиотеки при со­ гласии всех сторон. 2. Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее собственника или учредителя, а также вслучаях, предус­ мотренных законодательством Российской Федерации. 3. Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, вобяза­ тельном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осу­ ществляющему государственную регистрацию юридических лиц, со­ здает ликвидационнуюкомиссию из представителей учредителя, про­ фессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки и публикуетвместной печати уведомление о решении не позднее чем за два месяца до намеченного срока ликвидации. При ликвидации библиотеки преимущественным правом приоб­ ретения ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти области, органыместного самоуправления и библиотеки соот­ ветствующего профиля. 4. Запрещается разгосударствление, приватизация государствен­ ных и муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в ко­ торых они расположены. 5. Неправомерное решение о ликвидации государственных биб­ лиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объеди­ нениями либо попечительскими (читательскими) советами всудебном порядке. С т а т ь я 3 3 . Г о с у д а р с т в е н н ы е и м е с т н ы е п р о г р а м м ы р а з в и ­ т и я б и б л и о т е ч н о г о д е л а Всоответствии с общими принципами государственной политики в области библиотечного дела органы государственной власти облас­ ти и органыместного самоуправления могут разрабатывать и прини­ мать областные и местные программы развития библиотечного дела. С т а т ь я 3 4 . Н а л о г о в ы е л ь г о ты в с ф е р е б и б л и о т е ч н о г о д е л а Библиотекам, входящим вединую сеть библиотек области иуча­ ствующим в выполнении областных государственных и местных про­ грамм развития библиотечного дела, могут предоставляться налого­ вые льготыв соответствии с действующим законодательством. С т а т ь я 3 5 . Ф и н а н с о в ы е р е с у р с ы б и б л и о т е к 1. Финансирование государственных и муниципальных библиотек осуществляется из средств областного и местных бюджетов. 2. Порядок использования финансовых средств библиотеки регла­ ментируется ее уставом идействующим законодательством. 3. Финансовые идругие средства, поступившие в библиотеку из дополнительных источников, не влекут за собой уменьшение бюджет­ ного финансирования. С т а т ь я 3 6 . Ф о н д ы р а з в и т и я б и б л и о т е к В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться фонды разви­ тия библиотек всоответствии с действующим законодательством. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, учреждений, организаций, бла­ готворительные взносы граждан и общественных объединений, дохо­ ды от проведения специальных лотерей, аукционов идругих коммер­ ческих мероприятий. Средства указанных фондов используются в целях финансирова­ ния областных иместных программ развития библиотечного дела, ко­ ординации и кооперации деятельности библиотек, на финансирова­ ние иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемых их учредителями. Средства фондов развития библиотек могут использоваться вцелях стимулирования деятельнос­ ти любых библиотек независимо от их форм собственности. С т а т ь я 3 7 . Т р у д о в ы е о т н о ш е н и я р а б о т н и к о в б и б л и о т е к . О п ­ л а т а т р у д а и л ь г о ты 1. Трудовые отношения работников библиотек регулируются зако­ нодательством Российской Федерации о труде. 2. В целях защиты социальных и профессиональных прав и инте­ ресов, содействия развитию библиотечного дела работники библио­ тек имеют право созывать съезды библиотечных работников, объеди­ няться впрофессиональные организации. 3. Работники библиотек, независимо от формы и порядка их уч­ реждения, пользуются равными правами в сфере трудовых отноше­ ний, социального страхования иобеспечения. 4. Работники библиотек подлежат периодической аттестации, осу­ ществляемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 5. Заработная плата персоналу государственных имуниципальных библиотек выплачивается за выполнение ими функциональныхобязан­ ностей иработ, предусмотренных трудовымдоговором. ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮ ЧИТЕЛЬНЫ Е ПОЛОЖЕНИЯ С т а т ь я 3 8 . В с т у п л е н и е в с и л у н а с т о я щ е г о З а к о н а Настоящий Закон вступает всилу со дня его официального опуб­ ликования. Г л а в а а д м и н и с т р а ц и и Л и п е ц к о й о б л а с т и О . КО РОЛ ЕВ . г. Липецк, 21.07.03 г. №62-03

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz