Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
ТЖИПЕЦКАЯ газета ЗАКОНЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ ОБ ОСНОВАХ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА И ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ ДОКУМЕНТОВ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (О к о н ч а н и е . Н а ч а л о н а 5 - й с т р . ) обязательный экземпляр документа области —экземпляры раз личных видов документов, изготовленных на территории области, ко торые подлежат передаче их производителями в соответствующие организации впорядке и количестве, установленных настоящим Зако ном; обязательный бесплатный экземпляр документа муниципального образования—экземпляры различных видов документов, изготовлен ныхна территории города, района, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации впо рядке иколичестве, установленных настоящим Законом. С т а т ь я 2 . С ф е р а д е й с т в и я н а с т о я щ е г о З а к о н а Действие настоящего Закона распространяется на библиотеки об ласти, финансируемые за счет средств областного бюджета исредств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов какчасти культурного наследия жителей области—на все библиотеки, независимо от их организаци онно-правовых форм иформ собственности, а также на производите лей и получателей обязательного экземпляра, предприятия области, осуществляющих издательскуюдеятельность, независимо от их орга низационно-правовых форм и форм собственности, на органы госу дарственной власти области, органыместного самоуправления и граж- дан-пользователей. С т а т ь я 3 . О с н о в н ы е в и д ы б и б л и о т е к 1. Библиотеки на территории области могут бытьучреждены орга нами государственной власти области, органами местного самоуправ ления, юридическими и физическими лицами. 2. Всоответствии с порядком учреждения иформами собственно сти выделяются следующие виды библиотек: —государственные библиотеки, учрежденные органами государ ственной власти области, втом числе: областная универсальная научная библиотека, областная детская библиотека, областная юношеская библиотека, областная специальная библиотека Всероссийского общества сле пых, областная научная медицинская библиотека; —муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления; —централизованные библиотечные системы, объединяющие цен тральнуюбиблиотеку района, города, библиотеки-филиалыдля детей и взрослых, районные и городские детские библиотеки—детские от делы централизованных библиотечных систем;. —библиотеки высшихучебных заведений, научно-исследователь ских и проектных институтов, образовательных учреждений; —библиотеки предприятий, учреждений, организаций; —библиотеки общественных объединений; —частные библиотеки. ГЛАВА II. П РАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО Д ЕЛ А С т а т ь я 4 . П р а в о н а б и б л и о т е ч н о е о б с л у ж и в а н и е 1. Каждый гражданин, независимо от пола, возраста, националь ности, образования, социального положения, политическихубеждений, отношения крелигии, имеет право на библиотечное обслуживание на территории области. 2. Право граждан на библиотечное обслуживание вобласти обес печивается созданием сети общедоступных библиотек, организован ныхпо территориальному (сельские, районные, городские, областные библиотеки), возрастному (детские, школьные, юношеские), отрасле вому (технические, медицинские и т.п.) принципу, а также специаль ные библиотеки для слабовидящих граждан. С т а т ь я 5 . П р а в о н а б и б л и о т е ч н у ю д е я т е л ь н о с т ь 1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на со здание библиотеки на территории области в соответствии с законо дательством Российской Федерации. 2. Граждане имеют право принимать участие вдеятельности попе чительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек. Эти объе динения могут работать в качестве совещательных органов при биб лиотеках. 3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслужи вания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав. 4. Граждане, имеющие в частной собственности собрания доку ментов, которые включают особо значимые коллекции, отнесенные к памятникам истории икультуры, имеют право на поддержку со сторо ныорганов государственной власти области иорганов местного само управления для обеспечения их сохранности при условии регистра ции этих собраний в качестве памятников истории и культурывадми нистрации области или органе местного самоуправления. С т а т ь я 6 . П р а в а п о л ь з о в а т е л е й б и б л и о т е к 1. Граждане имеют право доступа в библиотеки иправо свободно го выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и ин тересами. 2. Порядокдоступа кфондам библиотек, перечень основных услуг иусловия их предоставления библиотеками устанавливаются в соот ветствии с уставами библиотек, законодательством об охране госу дарственной тайныи законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации. 3. Пользователем общедоступной библиотеки может стать любой гражданин по предъявлениидокумента, удостоверяющего его личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет—на основании докумен тов, удостоверяющих личность их законных представителей. Вобщедоступных библиотеках граждане имеют право: —бесплатно получать полную информацию о составе библиотеч ныхфондов, о наличии в библиотеке конкретныхдокументов через си стему каталогов и картотек идругие формы библиотечного информи рования; —бесплатно получать консультационнуюпомощь впоиске и выбо ре источников информации; —бесплатно получать во временное пользование необходимыйдо кумент из библиотечных фондов; —получатьдокументы или их копии из других библиотек по меж библиотечному абонементу; —пользоваться другими видами услуг, втом числе платными, пе речень которых определяется правилами пользования библиотекой. 4. В государственных и муниципальных библиотеках области пользователи библиотек имеют право на обслуживание и получение документов на русском языке как государственном языке Российской Федерации. 5. Пользователь библиотеки может обжаловать всуддействия дол жностного лица библиотеки, ущемляющие его права. С т а т ь я 7 . П р а в а о с о б ы х г р у п п п о л ь з о в а т е л е й б и б л и о т е к 1. Кособым группам пользователей библиотек области относятся лица преклонного, детского июношеского возраста, слепые и слабо видящие, национальные меньшинства. 2. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслу живание иполучение документов на специальных носителях информа ции в специальных государственных библиотеках идругих общедос тупных библиотеках. 3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиоте кувсилу преклонного возраста ифизических недостатков, имеют пра во получатьдокументыиз фондов общедоступных библиотекчерез вне- стационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансирова нием за счет средств соответствующих бюджетов, федеральных, об ластных иместных программ. 4. Пользователи библиотекдетского июношеского возраста име ютправо на библиотечное обслуживание вобщедоступных библиоте ках, специализированных государственных, муниципальныхдетских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных уч реждений в соответствии с ихуставами. 5. Национальные меньшинства имеют право на получение докумен тов на родном языке через систему государственных имуниципальных библиотек посредством межбиблиотечного абонемента и доступа к внешним базам данных в соответствии с правилами данного вида об служивания. С т а т ь я 8 . О т в е т с т в е н н о с т ь п о л ь з о в а т е л е й б и б л и о т е к Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования биб лиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут инуюответственность вслучаях, предусмотренныхдействующим законодательством. С т а т ь я 9 . У ч р е д и т е л ь б и б л и о т е к и Учредительбиблиотекифинансируетее деятельностьиосуществляет контрольза этойдеятельностьювсоответствии с действующимзаконода тельством, атакже назначаетнадолжность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться втворческуюдея тельность библиотеки за исключением случаев, предусмотренных ее уставом идействующим законодательством. ГЛАВА III. СТАТУС БИБЛИОТЕК . О БЯ ЗАННОСТИ И П РАВА БИБЛИОТЕК С т а т ь я 1 0 . С т а т у с б и б л и о т е к Государственные имуниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получаютстатус юридического лица с момента их регистрации впорядке, установленномдействующим законодатель ством. Статус других библиотек определяется ихучредителями. С т а т ь я 1 1 . Ц е н т р а л ь н ы е б и б л и о т е к и Центральной государственной библиотекой области универсаль ного характера является Липецкая областная универсальная научная библиотека (далее—областная научная библиотека). Функции центральной библиотеки по отношению к библиотекам всех ведомств, организующих библиотечное обслуживание детей, вы полняет областная детская библиотека. Функции центральной библиотеки по отношению кбиблиотекам всех ведомств, организующих библиотечное обслуживание юношества, выполняет областная юношеская библиотека. Центральными муниципальными библиотеками являются: врайоне—центральная районная библиотека; в городе —центральная городская библиотека. Статусом специальных центральных библиотек по обслуживанию особых групп пользователей библиотек могут наделяться библиотеки, учрежденные органами государственной власти области или органа ми местного самоуправления. С т а т ь я 1 2 . С т а т у с о б л а с т н о й н а у ч н о й б и б л и о т е к и Областная научная библиотека является главнымгосударственным книгохранилищем универсального собрания документов с правом по лучения бесплатного обязательного экземпляра изданий идругихдо кументов, производимых на территории области ипо заказам произ водителей документов за ее пределами. Областная научная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов иоказывать методичес куюи практическуюпомощь библиотекам независимо от их организа ционно-правовых форм иформ собственности. Областная научная библиотека: —принимает участие в соответствии с настоящим Законом враз работке программ долгосрочного развития библиотечного дела в об ласти, правил библиотечного обслуживания; —создает на корпоративных началах автоматизированные базы данных, сводные электронные каталоги, библиографический учет до кументов о крае, осуществляет издательскуюдеятельность всоответ ствии с уставными задачами, выполняет функции регистрационной книжной палаты на территории области; —осуществляет координацию библиотечной деятельности вобла сти, является информационным, культурнымиобразовательным цент ром области, осуществляет научно-исследовательскую деятельность по вопросам библиотечного обслуживания населения, обеспечивает информационную поддержку органов государственной власти облас ти, принимает активное участие всоздании автоматизированной сис темы библиотек области и является головной по отношению кгосу дарственным и муниципальным общедоступным библиотекам. С т а т ь я 1 3 . О б я з а н н о с т и б и б л и о т е к 1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан на получение информации, установленныхФедеральным законом «Обиблиотечном деле». Библиотеки области обслуживают пользователей библиотек в соответствии с действующим законода тельством, уставами библиотек и правилами пользования библиоте ками. Не допускаются государственная или иная цензура, ограничиваю щая право пользователей библиотек на свободный доступ кбиблио течнымфондам, а также использование сведений о пользователях биб лиотек, читательскихзапросах, за исключением случаев, когда эти све дения используются для научных целей иорганизации библиотечного обслуживания. 2. Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм иформ собственности), которые имеют всвоих фондах особо значи мые издания иколлекции, отнесенные кпамятникам истории икульту ры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за ихсвое временный учет всводных каталогах, за регистрацию ихкакчасти куль турногодостояния народов Российской Федерации, а также за ихвклю чение вавтоматизированные базыданных в рамкахфедеральных про грамм сохранения и развития культуры. 3. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством иучредительнымидокументами биб лиотек. 4. Государственные библиотеки по требованию пользователей обя заны предоставлять им информацию о своей деятельности по форми рованию и использованиюфондов. С т а т ь я 1 4 . П р а в а б и б л и о т е к Библиотеки имеют право: —самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности всоответствии с целями и задачами, указанными в их уставах; —утверждать по согласованию с учредителями правила пользова ния библиотеками; —определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также вдругих случаях, определенных правилами пользо вания библиотеками; —определять всоответствии с правилами пользования библиоте ками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользовате лями библиотек; —осуществлять хозяйственнуюдеятельность вцелях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотекуслуг исоциаль но-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности; —определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими ифизическими лицами; —образовывать впорядке, установленном действующим законо дательством, библиотечные объединения; —участвовать на конкурсной или иной основе вреализации феде ральных, областных иместных программ развития библиотечногодела; —осуществлять вустановленном порядке сотрудничество с биб лиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных го сударств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке вмеждународные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ; —самостоятельно определять источники комплектования своих фондов; —изымать и реализовывать документы из своих фондов в соот ветствии с порядком исключения документов, согласованным с учре дителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки, независимо от ихорганиза ционно-правовыхформ иформ собственности, не имеют права списы вать и реализовывать документы, отнесенные кпамятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством; —совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству. Библиотеки области имеют преимущественное право на приобре тение документов, выпускаемых в соответствии с федеральными, об ластными иместными программами книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек. ГЛАВА IV. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО Д Е Л А С т а т ь я 1 5 . Г о с у д а р с т в е н н а я п о л и т и к а в о б л а с т и б и б л и о т е ч н о г о д е л а Органы государственной власти области и органыместного само управления: —содействуют реализации федеральных законов «Обиблиотеч ном деле», «Об обязательном экземпляре документов» и настоящего Закона на территории области всоздании условий для всеобщей до ступности информации и культурныхценностей, собираемых ипредо ставляемых в пользование библиотеками; —выступают гарантами прав граждан и библиотечных учрежде ний, предусмотренных настоящим Законом, и не вмешиваются в про фессиональнуюдеятельность библиотек, за исключением случаев, пре дусмотренных законодательством Российской Федерации; —поддерживают развитие библиотечного дела путемфинансиро вания, проведения соответствующей налоговой политики; —поддерживают развитие библиотечного обслуживания наиме нее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности); —стимулируют путем материальной поддержки библиотеки него сударственных форм собственности, организующие бесплатное обще доступное обслуживание населения. С т а т ь я 1 6 . О б я з а н н о с т и о р г а н о в г о с у д а р с т в е н н о й в л а с т и о б л а с т и и о р г а н о в м е с т н о г о с а м о у п р а в л е н и я п о р а з в и т и ю б и б л и о т е ч н о г о д е л а 1. Органы государственной власти области и органы местного са моуправления обеспечивают: —реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание; —гарантированное финансирование комплектования и обеспече ниясохранности библиотечныхфондов государственных имуниципаль ных библиотек; —разработку и реализацию областных, местных программ и нор мативов, направленных на развитие и совершенствование сети госу дарственных общедоступных библиотек; —определение принципов областной политики в вопросах пере подготовки кадров, установления социальных гарантий и льгот для работников библиотек за счет средств соответствующих бюджетов. 2. Органыгосударственной власти области и органыместного са моуправления не вправе принимать решения и осуществлятьдействия, которые влекутухудшение материально-технического обеспечения дей ствующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод впомещения, не соответствующие требованиям охранытруда, хранения библиотечныхфондов и библиотечного обслуживания. Решения указанных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, мо гут быть обжалованы всудебном порядке. С т а т ь я 1 7 . У ч а с т и е о р г а н о в г о с у д а р с т в е н н о й в л а с т и о б л а с ти и о р г а н о в м е с т н о г о с а м о у п р а в л е н и я в к о о р д и н а ц и и и к о о п е р а ц и и б и б л и о т е ч н о г о о б с л у ж и в а н и я Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек винформации, рационального использования фондов биб лиотек органы государственной власти области и органы местного самоуправления стимулируют взаимоиспользование их ресурсов. С этой цельюорганы государственной власти области финансируют де ятельность государственных библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию условий для взаимоиспользова- ния их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз данных). С т а т ь я 1 8 . У ч а с т и е т р у д о в ы х к о л л е к т и в о в и о б щ е с т в е н н о с ти в у п р а в л е н и и о б щ е д о с т у п н ы м и б и б л и о т е к а м и Трудовые коллективыбиблиотек участвуют вуправлении библио теками через общее собрание, советы трудовых коллективов, советы библиотек, коллегиальные органыпо основным направлениямдеятель ности библиотек, иные формы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации иуставами библиотек. Попечительские, читательские советы, создаваемые при библио теках по согласованию с учредителями и руководителями библиотек, оказывают библиотекам содействие в ихдеятельности и осуществля ют общественный контроль за деятельностью библиотеки в соответ ствии с существующими положениями. ГЛАВА V . ОСОБЫ Е УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛ Ь ЗОВАНИ Я БИБЛИОТЕЧНОГО Ф ОН ДА , ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ КУЛЬТУРНЫМ ДОСТОЯНИЕМ С т а т ь я 1 9 . К о м п л е к т о в а н и е и и с п о л ь з о в а н и е б и б л и о т е ч н ы х ф о н д о в Комплектование библиотечныхфондов осуществляется всоответ ствии с профилем библиотек. Библиотеки самостоятельно определяют источники комплектова ния своих фондов. Учет, хранение и отчуждение библиотечныхфондов обеспечивает ся библиотеками всоответствии с действующим законодательством. С т а т ь я 2 0 . Б и б л и о т е ч н ы е ф о н д ы к ак к у л ь т у р н о е д о с т о я н и е н а р о д о в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обяза тельного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурнымдостоянием народов Россий ской Федерации и могут объявляться памятниками истории и культу рывсоответствии с законодательством Российской Федерации. Библиотечные фонды, отнесенные кпамятникам истории икульту ры, находятся на особом режиме охраны, хранения ииспользования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если библиотека не обеспечивает необходимые условия для со хранности идоступности фонда, отнесенного кпамятникам истории и культуры, этот фонд может быть изъят и передан всостав другой биб лиотеки решением собственника фонда по представлении специаль ного уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры. Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в каче стве памятников истории и культуры, может производиться собствен никами библиотек только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории икультурыс обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов. С т а т ь я 2 1 . Б и б л и о т е к и к ак ч а с т ь к у л ь т у р н о г о д о с т о я н и я н а р о д о в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Библиотеки, отнесенные вустановленном порядке ккультурному достоянию народов Российской Федерации, включаются в перечень культурного достояния народов Российской Федерации и находятся на особом режиме охраны ииспользования всоответствии с действу ющим законодательством Российской Федерации. С т а т ь я 2 2 . С т р а х о в ы е б и б л и о т е ч н ы е ф о н д ы Вобласти создаются страховые библиотечные фонды на электрон ных идругих видах носителей информации в целях их сохранности и долговременного использования. Переносу на электронные идругие видыносителей информации в обязательном порядке подлежат: —местные периодические издания со дня их основания; —ценные и редкие издания, относящиеся кпамятникам истории и культуры. Координация деятельности библиотек по созданию страховых библиотечных фондов осуществляется областной научной библио текой. Создание страховых библиотечныхфондов осуществляется за счет средств областного бюджета впределах ассигнований, предусмотрен ных на содержание, развитие учреждений культуры. ГЛАВА VI. О БЯ ЗАТЕЛЬНЫЙ Э К ЗЕМ П Л Я Р ДОКУМЕНТОВ С т а т ь я 2 3 . Ц е л и ф о р м и р о в а н и я с и с т е м ы о б я з а т е л ь н о г о э к з е м п л я р а Целями формирования системы обязательного экземпляра явля ются: —комплектование полного областного библиотечно-информацион ного фонда документов какчасти национального фонда документов Российской Федерации; —изучение исохранение истории области какчасти национальной истории Российской Федерации; —информационно-библиографическое и библиотечное обслужи вание населения области; —создание библиографических, статистических, справочныхииных типов баз данных областного значения; —библиографическая регистрация обязательного экземпляра; —комплектование фондов библиотек обязательным экземпляром; —иные цели всоответствии с действующим законодательством. С т а т ь я 2 4 . В и ды д о к у м е н т о в , в х о д я щ и х в с о с т а в о б я з а т е л ь н о г о э к з е м п л я р а Всостав обязательного бесплатного экземпляра входят следую щие видыдокументов: —издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) — издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую об работку, полиграфически самостоятельно оформленная, имеющая вы ходные сведения; —официальные документы—документы, принятые органами госу дарственной власти области, органами местного самоуправления, нося щие обязательный, рекомендательный или информационныйхарактер. С т а т ь я 2 5 . З а т р а т ы н а п о д г о т о в к у , п у б л и к а ц и ю (в ы п у с к ) и р а с с ы л к у ( п е р е д а ч у , д о с т а в к у ) о б я з а т е л ь н о г о б е с п л а т н о г о э к з е м п л я р а 1. Производители документов обязаны передавать обязательный бесплатный экземпляр получателямдокументов безвозмездно. Производители документов относят затраты на подготовку, публи кацию(выпуск) ирассылку (передачу, доставку) обязательных бесплат ных экземпляров на себестоимость документов, входящих в состав обязательного бесплатного экземпляра. Дефектные обязательные бесплатные экземплярыпо запросам по лучателей документов заменяются производителями документов вме сячный срок. 2. Получателидокументов имеют право докупать обязательные эк земпляры, недоставленные производителями документов, за счет пос ледних. С т а т ь я 2 6 . Д о с т а в к а о б я з а т е л ь н о г о э к з е м п л я р а и з д а н и й Производители документов доставляют через полиграфические предприятия, участки множительной техники обязательные экземпля ры всех видов изданий вдень выхода в свет первой партии тиража: —в областную научнуюбиблиотеку—два экземпляра; —вцентральные библиотеки муниципальных образований облас ти по месту производства издания—два экземпляра. С т а т ь я 2 7 . Д о с т а в к а о б я з а т е л ь н о г о э к з е м п л я р а о ф и ц и а л ь ны х д о к у м е н т о в * 1. Органыгосударственной власти области доставляют всемиднев ный срок после утверждения ирегистрации вобластную научнуюбиб лиотеку по одному обязательному бесплатному экземпляру официаль ныхдокументов, которые включаются в списки рассылки документов несекретного характера. 2. Органы местного самоуправления доставляют в семидневный срок после утверждения и регистрации в центральные библиотеки муниципальных образований области по одному обязательному бес платному экземпляру официальныхдокументов, которые включаются в списки рассылкидокументов несекретного характера. 3. Обязательные экземпляры официальныхдокументов доставля ются независимо от их публикации в средствах массовой информа ции. С т а т ь я 2 8 . П р а в а и о б я з а н н о с т и о р г а н и з а ц и й , п о л у ч а ю щ и х о б я з а т е л ь н ы й б е с п л а т н ы й э к з е м п л я р Областная научная библиотека, центральные библиотеки муници пальных образований области (далее—получатели обязательного эк земпляра) осуществляют: — библиографический и статистический учет соответствующих видов документов обязательного экземпляра; —комплектование полного собрания ихранение соответствующих видов документов обязательного экземпляра; —распространение информации о соответствующих видах доку ментов обязательного экземпляра путем выпуска библиографических указателей, справочников, каталогов, подготовки реферативной инфор мации, других форм распространения, обеспечивающих доступ кин формационно-справочным системам; —оперативное предоставление информации о нарушении положе ний настоящего Закона ворган, осуществляющий контроль за достав кой обязательного экземпляра; —копирование всоответствии с требованиями действующего за конодательства обязательного экземпляра по запросам библиотек в целях пополнения ихфондов. С т а т ь я 2 9 . О т в е т с т в е н н о с т ь з а н а р у ш е н и е п о р я д к а д о с т а в ки о б я з а т е л ь н о г о э к з е м п л я р а Нарушение порядкадоставки обязательного экземпляра произво дителямидокументов влечетналожение ответственности всоответствии с законодательством об административных правонарушениях. ГЛАВА VII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛ А С т а т ь я 3 0 . П о р я д о к у ч р е ж д е н и я б и б л и о т е к 1. Библиотека считается учрежденной и приобретает права юри дического лица со дня ее регистрации впорядке, установленном дей ствующим законодательством. Библиотеки, не обладающие правами юридического лица, в случае придания им статуса юридического лица проходят соответствующую регистрацию впорядке, предусмотренном действующим законодательством. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. 2. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические илиюридические лица, а также органыкультуры. Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению. Вуставе библиотеки должны быть закреплены ее юри дический статус, источники финансирования, основные задачи дея тельности библиотеки, условия ее доступности, имущественные отно шения между библиотекой иее учредителем, порядокуправления биб лиотекой. Имущественные ифинансовые отношения между библиотекой иее учредителем регулируются действующим законодательством иучре дительными документами. С т а т ь я 3 1 . И м у щ е с т в о г о с у д а р с т в е н н ы х и м у н и ц и п а л ь н ы х б и б л и о т е к 1. Вцелях обеспечения уставной деятельности государственные и муниципальные библиотеки имеют на правах оперативного управле ния следующее имущество: —закрепленное учредителем вустановленном порядке; —приобретенное библиотекой за счет имеющихся у нее финансо вых средств, в том числе доходов, получаемых от предусмотренной уставом предпринимательской деятельности; —полученное в форме дарения, пожертвований юридических и физических лиц, по завещаниям, договорам и на иных основаниях. 2. Государственные общедоступные библиотеки имеют право на выделение им впостоянное (бессрочное) пользование земельных уча стков и производственных помещений для улучшения библиотечного обслуживания населения. С т а т ья 3 2 . П о р я д о к р е о р г а н и з а ц и и и л и к в и д а ц и и б и б л и о т е к 1. Реорганизация библиотеки вформе слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить впоряд ке, установленномдействующим законодательством какпо инициати ве учредителя библиотеки, так и по инициативе библиотеки при со гласии всех сторон. 2. Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее собственника или учредителя, а также вслучаях, предус мотренных законодательством Российской Федерации. 3. Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, вобяза тельном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осу ществляющему государственную регистрацию юридических лиц, со здает ликвидационнуюкомиссию из представителей учредителя, про фессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки и публикуетвместной печати уведомление о решении не позднее чем за два месяца до намеченного срока ликвидации. При ликвидации библиотеки преимущественным правом приоб ретения ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти области, органыместного самоуправления и библиотеки соот ветствующего профиля. 4. Запрещается разгосударствление, приватизация государствен ных и муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в ко торых они расположены. 5. Неправомерное решение о ликвидации государственных биб лиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объеди нениями либо попечительскими (читательскими) советами всудебном порядке. С т а т ь я 3 3 . Г о с у д а р с т в е н н ы е и м е с т н ы е п р о г р а м м ы р а з в и т и я б и б л и о т е ч н о г о д е л а Всоответствии с общими принципами государственной политики в области библиотечного дела органы государственной власти облас ти и органыместного самоуправления могут разрабатывать и прини мать областные и местные программы развития библиотечного дела. С т а т ь я 3 4 . Н а л о г о в ы е л ь г о ты в с ф е р е б и б л и о т е ч н о г о д е л а Библиотекам, входящим вединую сеть библиотек области иуча ствующим в выполнении областных государственных и местных про грамм развития библиотечного дела, могут предоставляться налого вые льготыв соответствии с действующим законодательством. С т а т ь я 3 5 . Ф и н а н с о в ы е р е с у р с ы б и б л и о т е к 1. Финансирование государственных и муниципальных библиотек осуществляется из средств областного и местных бюджетов. 2. Порядок использования финансовых средств библиотеки регла ментируется ее уставом идействующим законодательством. 3. Финансовые идругие средства, поступившие в библиотеку из дополнительных источников, не влекут за собой уменьшение бюджет ного финансирования. С т а т ь я 3 6 . Ф о н д ы р а з в и т и я б и б л и о т е к В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться фонды разви тия библиотек всоответствии с действующим законодательством. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, учреждений, организаций, бла готворительные взносы граждан и общественных объединений, дохо ды от проведения специальных лотерей, аукционов идругих коммер ческих мероприятий. Средства указанных фондов используются в целях финансирова ния областных иместных программ развития библиотечного дела, ко ординации и кооперации деятельности библиотек, на финансирова ние иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемых их учредителями. Средства фондов развития библиотек могут использоваться вцелях стимулирования деятельнос ти любых библиотек независимо от их форм собственности. С т а т ь я 3 7 . Т р у д о в ы е о т н о ш е н и я р а б о т н и к о в б и б л и о т е к . О п л а т а т р у д а и л ь г о ты 1. Трудовые отношения работников библиотек регулируются зако нодательством Российской Федерации о труде. 2. В целях защиты социальных и профессиональных прав и инте ресов, содействия развитию библиотечного дела работники библио тек имеют право созывать съезды библиотечных работников, объеди няться впрофессиональные организации. 3. Работники библиотек, независимо от формы и порядка их уч реждения, пользуются равными правами в сфере трудовых отноше ний, социального страхования иобеспечения. 4. Работники библиотек подлежат периодической аттестации, осу ществляемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 5. Заработная плата персоналу государственных имуниципальных библиотек выплачивается за выполнение ими функциональныхобязан ностей иработ, предусмотренных трудовымдоговором. ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮ ЧИТЕЛЬНЫ Е ПОЛОЖЕНИЯ С т а т ь я 3 8 . В с т у п л е н и е в с и л у н а с т о я щ е г о З а к о н а Настоящий Закон вступает всилу со дня его официального опуб ликования. Г л а в а а д м и н и с т р а ц и и Л и п е ц к о й о б л а с т и О . КО РОЛ ЕВ . г. Липецк, 21.07.03 г. №62-03
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz