Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
1АВГУСТА 2003 ПЯТНИЦА № 30(130) С О Ю З Беларусь-Россия В борьбе за свободу одной любви к Родине недостаточно С о ц и а л ь н а я с т а б и л ь н о с т ь — п ри ч и н а г и б ел и о б щ е с т в а д р е в н и х п р у с с о в история А р к а д и й М е д в е д е в МОСКВА 720 ЛЕТ НАЗАД, в 1283 году, Тевтонский Орден окончатель но разгромил конфедерацию прусских племен, в зародыше уничтожив западнобалтское го сударство пруссов. Территория нынешнего Калининградского края России надолго оказалась под немецким владычеством. Кто такие пруссы — искон ные обитатели Янтарного края? Как они жили, во что верили, почему потеряли свободу и не зависимость? Об этом подроб но рассказывается в книге док тора исторических наук Влади мира Кулакова «История Прус сии до 1283 года»,изданной в рамках научно-издательской программы Института археоло гии Российской академии наук «Живая история пруссов». В книге впервые освещены мно гие страницы истории юго-вос точной Балтии. Особенностью монографии является привле чение для реконструкции исто рии пруссов как письменных, так и археологических источни ков: ё научный оборот вводится уникальный археологический материал рубежа первого и второго тысячелетий нашей эры. В. Кулаков подробно описы вает культуру и быт древних пруссов, их повседневную жизнь, культовые воззрения, идеологию и социальную струк туру. По мнению ученого, имен но особенности идеологии и со циальной структуры прусского общества привели его к пора жению в борьбе с крестоносца ми. Распад родового строя шел у пруссов с V века, а в начале XIII столетия, считает В.Кула ков, сложились экономические основы (в виде единого меж племенного внутреннего рын ка) превращения прусской кон федерации племен в западно балтское государство. Кэтому вели и центростремительные этнические процессы, консоли дировавшие прусские племена. Однако в результате распада родового строя победу одержа ло прусское жречество. Власть и привилегии родовых вождей- жрецов были закреплены за выборными жрецами, кXIII веку составивших некую касту и опиравшихся на право насле дования должностей. Цент ральную власть осуществлял языческий первосвященник с ритуальным именем Криве- Кстати Кривайтис. Языческая идеоло гия сковала повседневную жизнь народа жесткими прави лами, а жрецы в своих решени ях руководствовались отнюдь не экономической или полити ческой целесообразностью. Как известно, в раннефеодаль ном государстве продукты тру да крестьян, ведущих основан ное на земледелии хозяйство,' поступают в виде налога в каз ну феодала и превращаются не только в предметы роскоши, но и способствуют расширению территории и экономической базы владения князя (графа, короля). Подати же, получае мые прусскими жрецами, тра тились в основном на приноше ние богам. Развитие феодальных отно шений, прогрессивных для того времени, подчеркивает В. Кула ков, под властью жрецов было невозможно. В прусском обще стве господствовала социаль ная стабильность. Ав результа те пруссы здорово отстали от своих соседей в технологиче ском плане, и прежде всего в производстве оружия, в воен ном искусстве. Снаряжение тевтонских крестоносцев соот ветствовало высшим достиже ниям оружейного мастерства Европы того времени. Рыцари Ордена имели лучшие мечи рейнских мастерских, мощные копья конного боя, отличные за щитные доспехи, эффективные арбалеты. Основная же масса прусских воинов практически не имела защитного снаряже ния, а вооружена была лишь легкими копьями, метательны ми дротиками, булавами и но жами. Единственными преиму ществами пруссов были их мно гочисленность и любовь к зем ле предков. Однако в борьбе за свободу этого явно недостаточ но. Поражению способствовало и предательство прусской ро довой знати — нобилей. Заин тересованные в юридическом упрочении прав на свои зе мельные владения, что в усло виях родовой общины и господ ства жрецов было невозможно, они переходили на сторону кре стоносцев. Янтарный край был завоеван крестоносцами, прус сы фактически истреблены или насильственно онемечены. Кто не желал носить рабское ярмо, вынужден был бежать в Литву или на Русь. Так, родоначаль ником русского царского рода Романовых стал один из таких прусских беглецов Андрей Прусс (Кобыла). Участнику штурма Кенигсберга, проживающему в Республике Беларусь, вручен знак почетного гражданина Калининграда. Представители мэрии Калининграда и городского совета депу татов на днях побывали в поселке Колодичи Минской облас ти. Там они посетили Волика Шпитальника — 85-летнего ве терана, участника штурма Кенигсберга, который в этом году стал почетным гражданином Калининграда, но по состоянию здоровья не смог приехать за наградой в День города. Кали нинградцы вручили ему знак «Почетного гражданина города Калининграда», герб, сложенный из кусочков янтаря, диплом, удостоверение и ленту. Почетному калининградцу доставили также видеомагнитофон и шесть тысяч рублей. Напомним, что в апреле 1945-го трое парламентеров, в том числе Волик Шпитальник, подошли к блиндажу Ляша с ультиматумом о капитуляции. Каждый их шаг мог оказаться последним. В ре зультате переговоров комендант подписал условия сдачи сво его гарнизона, а имена троих отважных воинов навсегда во шли в историю города. С е в е р И н ф о р м . Он все сказал. А мы? О художнике Гаврииле Гликмане земляки забыли к а к э т о бы л о А л е к с а н д р К а р л ю к е в и ч МИНСК ПОЗВОНИЛ недавно в Бешенко- вичи, что на Витебщине. В отдел культуры местного райисполко ма, а затем — в краеведческий музей. Хотел спросить, что соби раются сделать там для сохране ния памяти о художнике-земляке Гаврииле Гликмане, который ро дился в Бешенковичах 14 июля 1913 года, а умер совсем недав но, не дожив несколько месяцев до своего 90-летия. Увы, мой во прос повис в воздухе. Не знают там о таком художнике. Ивсе же, скульптора и худож- ника-графика Гавриила Гликма- на, в 1980 году эмигрировавшего из Ленинграда в Мюнхен, пом нят. Хотя и полуофициальная прижизненная выставка у него была всего одна— в ленинград ском отделении Союза компози торов. Тогда власти всех собак на художника повесили: «космо полит» было самым мягким ос корблением. Конечно же, уже сам подбор героев скульптуры и живописи Гликмана вызывал раздражение официальных лиц. Пастернак, Евтушенко, Анна Ах матова, Марина Цветаева, Михо- элс, Кафка—вот избранные бе- шенковичским мастером персо нажи мироздания. В Санкт-Петербургском му зее Федора Михайловича Дос тоевского — целая галерея гликмановских работ: автолито графия «Ф.М. Достоевский», портрет «Ф.М. Достоевский — автор «Бесов» (обе созданы в 1969 году), портрет «Ф.М. Дос тоевский» (1966 год). Высокую оценку этому сериалу дал всвое время композитор Дмитрий Шо стакович. Помнят уроженца Бе ларуси и в Саратове. В мае ны нешнего года там проходил оче редной Собиновский музыкаль ный фестиваль. Фойе городско го театра украшали произведе ния Гликмана. Ав июне в Сара товском художественном музее имени А.Н. Радищева откры лась первая посмертная вы ставка художника под названи ем «Я все сказал...» Вниманию зрителей было представлено около сотни его работ. Организаторы саратовской выставки в разговоре с коррес пондентом «СОЮЗа» отметили, что охотно помогли бы в увеко вечении памяти художника на его родине — в Бешенковичах, Витебске. Хорошо бы организо вать выставку Гавриила Гликма на в преддверие 60-летия Вели кой Победы. Ведь сам художник, уйдя на фронт добровольцем, закончил войну командиром ар тиллерийской батареи в Берли не у стен рейхстага. Итак случи лось, что в последние 23 года жизни Гавриила Давидовича приютила Германия: в Мюнхене прошло несколько выставок Гликмана, были изданы его аль бомы. права на опоздание ХОРОШАЯ НОВОСТЬ Добрая воля в Боре Окончание. Начало на стр. I. Кстати, следственно-опера тивная группа тоже жестко при вязана ксрокам. Так, ее прибы тие на место происшествия в го роде Минске, областных ирайон ных центрах, а также городах об ластного назначения должно ук ладываться в 30 минут. В сель ской местности согласно прика зу прибытие на расстояния впре делах 30 километров —до часа, свыше 30 километров—до 1 ча са 30 минут. Ипоявление группы на объектах, обслуживаемых ор ганами внутренних дел на транс порте, зависит от расписания движения поездов, но в макси мально короткие сроки. —Устанавливая эти сроки, — говорит министр внутренних дел Владимир Наумов, —мыисходи ли из реального положения дел. Можно было бы уменьшить этот норматив, нотогда быон стал не реальным. На экспериментах, проведенных в Минске и Мин ской области по реагированию на звонки граждан, мы просто произвели замеры иустановили реальные цифры. Хотя есть го родские поселки, — признается Наумов, —где нам будет доволь но сложно укладываться вуста новленные временные рамки. И это потребует новой тактики, но вой организации работы. Боль шинство экипажей станет патру лировать в машинах, чтобы опе ративно выехать и уложиться в норматив. На улице милиции м На такого стража порядка, будь то в России или в Беларуси, можно смело положиться! станет меньше, а вот реагирова ние на звонки будет быстрее. Р .З . О том, как в России дейст вуют следственно-опера тивные группы, как быстро прибывают они к месту пре ступления, читайте в следу ющем номере «СОЮЗа». 7—9 СЕНТЯБРЯ в городе Бор пройдет Северная конференция Малых Игр доброй воли. Уже сейчас «малая столица» готовит ся кприезду молодых спортсме нов итренеров из 16 районов Ни жегородской области. На сорев нования приедут свыше 500 уча стников — по 48 человек в каж дой делегации. В честь открытия праздника будет устроено грандиозное шоу с салютом, а сами соревнования начнутся 8 сентября. Спортсме ныбудут соревноваться по пяти видам спорта: футболу, волейбо лу, баскетболу, настольному тен нису илегкой атлетике. По окон чании Северной конференции Огонь Игр направится в следую щую «столицу» —Арзамас (кон ференция «Запад»), где главные спортивные события развернут ся 12—14 сентября. Ударим женским автопробегом по бездорожью В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ прибыл женский автопробег «Байкал— Балтика-2003». По словам члена женского экологического клуба «Байкальские амазонки» Елены Веселковой, «в автопробеге при нимают участие 14 женщин — членов клуба, которые на шести машинах едут по стране от Бай кала до Балтики». «Байкальские амазонки» выехали 8 июля из Улан-Удэ. Общая протяженность маршрута — 16 тысяч километ ров. Как отметила Елена Веселко ва, в крупных городах по марш руту члены клуба «Байкальские амазонки» знакомятся с женски ми организациями центральных городов России, уделяя особое внимание женским автомобиль нымклубам. Шашки к бою! ЧЕМПИОНАТЕвропыпо шашкам пройдет вМинске с 1по 7 августа. Около 200 юношей идевушек из 14 стран будут соревноваться на стоклеточной доске. Всоставе бе лорусской сборной — чемпион мира среди кадетов гомельчанин АндрейТолчиков. Звание чемпио на он завоевал месяц назад вНи дерландах. Несмотря на свой воз раст, а Андрею только 13, он уве ренно одержал победу в старшей возрастной группе. Перед очеред ным, решающим, «боем» белорус успешно выступает на олимпиаде вТаллине. В Смоленске возрождается «Страшный суд» СТАРИННУЮикону с изображе ниемСтрашного суда возвратили вСмоленск виюле 1945-го, в чис ле других музейных ценностей, вывезенных фашистами в годы войны. Во время многочисленных перевозок из города в город, из страны в страну икона «Страш ный суд» сильно пострадала. Се годня эта работа неизвестного русского иконописца находится в реставрационных мастерских Смоленского государственного музея-заповедника. Ранее икона принадлежалаМарииТенишевой, а смоленский музей-заповедник целенаправленно реставрирует предметыиз ее коллекции. Икону «оживляет» реставра тор Валентин Кожевников. Боль шая удача, что живописный слой уцелел впервозданном виде. Но реставрация иконыбудет прохо дить внесколько этапов: сначала к изображению прикладывают «компрессы» —укрепляют кра сочный слой. Далее с помощью специально подобранных компо нентов предстоит «раскрыть жи вопись», то есть снять потемнев шуюи частично разрушившуюся олифу. Спаси меня, фонтан Линия профессора Базыля В П о л ьш е р а с т е т и н т е р е с к р у с с к о м у я зы к у и в о с т о ч н о с л а в я н с к о й к уль тур е П е т р Б у р а к ВАРШАВА — ОЛЬШТЫН ПРЕДСТАВЛЯЯ своего собесед ника, не могу не вернуться мыс ленно на полтора десятилетия назад. Всложной ситуации конца 80-х—начала 90-х годов, когда в повернувшейся на Запад Поль ше возобладали антироссийские настроения, нашлись люди, кото рые сохранили в наших отноше ниях все, что только можно было сохранить, прикрыли назревшую пустоту. Из их когорты — профессор Базыль БЯЛОКОЗОВИЧ, рабо тающий ныне в Институте вос точного славяноведения универ ситета в Ольштыне. Он, почет ный доктор Санкт-Петербургско го и Нижегородского универси тетов, не изменил себе, своему делу, если хотите, своей линии жизни. Вот некоторые ее вехи: заведование кафедрой русской литературы Варшавского уни верситета, многолетняя работа в Польской академии наук, созда ние польского общества руси стов, вице-президент Междуна родной ассоциации преподава телей русского языка илитерату ры. Как исследователю, ему в равной степени интересны воп росы истории, философии, лите ратуры России и Польши, а так же Беларуси, Украины, в целом культурного взаимодействия ме жду этими странами. Издано бо лее пятисот научныхтрудов, сре ди которыхтакие фундаменталь ные, как «ЛевТолстой иего отно шение к Польше», «Из истории взаимных польско-российских литературных связей в XIX ве ке», «Родственность, преемст венность, современность», по священная опять-таки россий ско-польским литературным свя зям, «Между Западом и Восто ком». Он много исследовал твор чество Пушкина, Блока, других классиков русской, белорусской, украинской литературы. У него было много учеников. Много их и сейчас. — Существует расхожее мне ние, что после того, как распал ся социалистический лагерь, поляки забыли все русское, в том числе и язык, все то, что их связывало с восточными сосе дями. — Отчасти это так. Но лишь отчасти. В90-е годы прошедше го уже века, когда у нас восточ ный социализм сменился на за падный капитализм, интерес к русской, белорусской, украин ской филологии, истории резко сократился даже в польских уни верситетах. Абитуриенты, посту пившие на восточнославянские отделения, зачастую не знали кириллицы. В нашем вузе сту денты изучают русский язык только параллельно с англий ским или немецким и соответст венно получают дипломы с пра вом преподавания двух языков. Наблюдается общая тенденция вытеснения славянской культу рымассовой американской. Рус скуюпесню—также, каки бело русскую или украинскую, редко услышишь по радио, телевиде нию. Однако не будем сгущать краски. В польском обществе есть такие круги, которые вы ступают за сближение с восточ ными соседями. Есть школы, в том числе и частные, где к рус скому языку проявляют значи тельный интерес. Немало поля ков увлечено русской историей и литературой, очень внима тельно исследуют то, что проис ходило и происходит к востоку от Буга. Я знаю много молодых людей, которые ежегодно ездят в Сибирь, на Урал или на Кам чатку. Они восхищены красотой тех мест. Известный вПольше деятель «Солидарности» МариушВильк, послушав совет своего знакомо го американского профессора, решился-таки взяться за «освое ние» России. Ичто выдумаете? Уже несколько лет он живет на Соловках, пишет книги и гово рит, что чувствует себя на рос сийском Севере ничуть не хуже, чем в Гданьске илиЛодзи. —А университеты, находящие ся по обе стороны Буга, пыта ются как-то восполнить воз никшие пробелы, даже пустоты во взаимоотношениях? — Отвечу, ссылаясь на при мер нашего Варминьско-Мазур- ского университета в Ольшты не. Не так давно наш вуз завя зал знакомство, к чему прило жил усилия и ваш покорный слу га, с Нижегородским универси тетом. Кнему у меня особое от ношение. Там я учился на исто рико-филологическом факуль тете с 1951 по 1955 год. Когда Горький объявили закрытым го родом, заканчивал универси тетское образование в Ленин граде. Потом вернулся в Поль шу, но о студенческих годах в России до сих пор вспоминаю с большой теплотой. Что же каса ется контактов с университетом соседнего Калининграда, то они у нас налаженыдавно, более де сяти лет. Многое достигнуто. Мы исходим из того, что Варминь- ско-Мазурский регион нуждает ся в сотрудничестве как с Запа дом, так ис Востоком. Ипоэтому необходимо изучение не только западноевропейских языков, но иязыков наших восточных сосе дей. В университетском Инсти туте восточного славяноведе ния наряду со специальным изу чением белорусского и украин ского языков на первый план выходит русский. Он, как и в це лом культура восточнославян ских стран, в последнее время становится все более привлека тельным для поляков. Втом чис ле и для деловых людей. В этом немалая заслуга объединения «Польша— Восток», созданно го на базе Общества польско- советской дружбы. Помогая на лаживать экономические связи, оно организует курсы русского языка для предпринимателей. Внашем университете прохо дят славянские вечера, устраи ваем научные конференции по проблемам восточнославянской филологии. Загвоздка втом, что они требуют материальных за трати без помощи здесь не обой тись. Древние говорили: «Чело век человеку—волк». Потом по явилось христианское изречение «Человек человеку—брат». Те перь популярно выражение: «Че ловек человеку—спонсор». Вы кручиваемся, несмотря на огра ниченные материальные воз можности, имероприятия, посвя щенные, например, русской ли тературе, все равно проводим регулярно. Вот уже более десяти лет два ждывгод Калининградский госу дарственный университет орга низует учебно-языковую практи ку для студентов из Ольштына и Университета имени Коперника в городе Торунь. А русские сту- денты-полонисты тем временем проходят практику вПольше. На ши студенты во время практики получают уникальную возмож ность усовершенствовать свой русский язык на занятиях с рос сийскими преподавателями,по грузиться вживуюязыковуюсре ду во всей ее полноте, а также познакомиться с новейшей рус ской литературой. — Прожив несколько лет в Польше, я знаю, что у вас, ска жем, трудно найти театр, в ко тором не шли бы пьесы Чехова. Высоким авторитетом пользу ется Достоевский. — Кстати, в социалистиче ские времена многие читатели воспринимали его романы-пре достережения «Братья Карама зовы», «Бесы» как очень созвуч ные настроению демократиче ски мыслящихлюдей. — Как эти симпатии соотно сятся с тем, что, по словам Ни колая Бердяева, Достоевский недолюбливал поляков? — Яне уверен в правотефи лософа. Конечно, можно выре зать из контекста отдельные су ждения Достоевского о поляках иистолковать эти фразытак, что сложится неприятное впечатле ние. Но если глубоко вчитывать ся втексты, можно увидеть: рус ских Достоевский изображал иногда хуже, чем поляков. Сдру гой стороны, писатель часто сталкивался с приезжавшими в Россию проходимцами разных национальностей, были среди них и поляки. Какими их Досто евский увидел,такими нарисо вал—это его право. Авообще об авторе «Братьев Карамазовых» у нас много спорят. Кое-кто, на пример, доказывает, что он по ляк. Дед Достоевского был свя щенником вБеларуси. ВИванов ском районе Брестской области есть село Достоево, а Беларусь, Литва и Польша составляли еди ное государство... Хотя лично я в польских корнях Достоевского сомневаюсь. — А что, по-вашему, может сблизить наши народы сейчас? И, простите за тавтологию, больше, чем сейчас? —Для меня очевидно, что бо лее широкими должны быть кон такты в сфере культуры, науки. Немаловажно, намой взгляд, что у нас общая христианская рели гия. Папа Римский Иоанн Павел I призывает христиан к едине ниюи советует католикам учить ся духовности у православия, считая, что у него духовности больше. Другое дело, что сте пень сближения зависит от того, насколько благоприятны полити ческие отношения между госу дарствами. Немало поляков увлечено русской историей и ли тературой ,очень внимательно исследуют то, что происходило и происходит к востоку от Буга. Я знаю много молодых людей, которые ежегодно ездят в Сибирь, на Урал или на Камчатку. Они восхищены красотой тех мест. ■ « в изнуряющую жару, установившуюся в Москве, за прохладой ныряют даже в фонтаны... Площадь звезд в Могилеве ПЛОЩАДЬ звезд будет создана вМогилеве по примеру Москвы. Но в отличие от московской на местной площади звезд будет увековечена память не популяр ных в какие-то времена лично стей, а всех почетных граждан города, которые внесли огром ный вклад в борьбу за свободу Отечества, освобождение Моги лева от немецко-фашистских за хватчиков, послевоенное восста новление города, его экономиче ское икультурное развитие. Пла нируется, что площадь звезд разместится в центре города, у кинотеатра «Родина», рядом с создаваемой пешеходной ули цей. Втротуарную плитку будут вмонтированы пятиконечные звезды в латунном обрамлении, а в центре звезд — написаны имена 21 почетного гражданина Могилева. А слон — УНИКАЛЬНЫЕ слоненок и утка поселились в столичном сквере, который расположен на берегу Свислочи. Зверюшки являются воплощением идеи минских озе ленителей и были созданы спе циально к конкурсу цветочного оформления. Зеленые скульпту рыв городе появились впервые и сразу же стали всеобщими лю бимцами. Они сделаны из прово- зеленый... лочного каркаса, который запол нен землей имхом, а в специаль ные отверстия высажены расте ния, которые придают скульпту рам естественный и оригиналь ный вид. Озеленители говорят, что, возможно, в ближайшем бу дущем большая скульптура сло на, почти в натуральную величи ну, украсит один из минских пар ков отдыха. Рыцари бьют в набат ВЗАСЛАВЛЕначалась подготов ка к фестивалю средневековой традиции икультуры«Заславский набат», который пройдет в этом древнем городе в сентябре. На празднике, а он откроется торже ственнымпарадомс участиемры царских клубов, будет звучать му зыка минувших столетий, демон стрироваться стародавние бело русские ремесла исредневековая кухня. Ну и, конечно, какой сред невековый фестиваль обойдется без рыцарского турнира. На него уже втретий раз ожидают гостей из Беларуси, России иЛатвии. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz