Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

: Т Ж И П Е Ц К А Я ш)Ш газета К ; о ф и ц и а л ь н ы й отдал ■" ?;:Щч ■ » I 1 августа 2003 п ; Не 150 (22028) О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (Продолжение. Начало на 2—7-й стр.) ных бюллетенях, включая позицию ♦Против всех кандида­ тов*. е) сведения о количестве поступивших в участковую ко­ миссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя пред­ седателя, секретаря и других к ленов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи; з) дату и время подписания протокола; и) печать участковой комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносят­ ся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. 4. В протоколе об итогах голосования могут содержаться специальные строки, предназначенные для внесения в них данных, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 20 статьи 57 настоящего Закона. Статья 57. Порядок подсчета голосов избирателей и со­ ставления протокола об итогах голосования участковой ко­ миссией X. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в уве­ личенной форме протокола об итогах голосования последова­ тельно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комис­ сии с правом решающего голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюда­ тели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в феде­ ральные органы государственной власти, затем — в органы государственной власти области, затем — в органы местного самоуправления. 3. После окончания времени голосования члены участко­ вой комиссии с правом решающего голоса в присутствии на­ блюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 насто­ ящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый ниж­ ний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допуска­ ется повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки ♦Против всех кандидатов*), затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллете­ ней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. После этого члены участковой комиссии подсчитывают и оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений (при проведении повторного голосования также погашают неисполь­ зованные открепительные удостоверения) и вносят его в стро­ ку 13 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. При использовании технических средств подсчета го­ лосов полученные данные после их оглашения вносятся в стро­ ку 5 увеличенной формы протокола об итогах голосования. 4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией, а так­ же оглашает и вносит в строку 10 протокола голосования и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией. При использовании тех­ нических средств подсчета голосов полученные данные , после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы прото­ кола об итогах голосования. 5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирате­ лей члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: а) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета числа избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территори­ альной и участковой комиссиях, а также выбывших по дру­ гим причинам); б) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по чис­ лу подписей избирателей в списке избирателей); в) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосо­ вавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число открепительных удостоверений, выданных участ­ ковой комиссией избирателям на избирательном участке; д) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке; е) число открепительных удостоверений, выданных изби­ рателям территориальной комиссией. 6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их сум­ мирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю пред­ седателя или секретарю участковой комиссии и лицам, при­ сутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, опре­ деляемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель пред­ седателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вно­ сит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Ог­ лашенные данные вносятся в соответствующие строки прото­ кола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в слу­ чае использования технических средств подсчета голосов — только в соответствующие строки увеличенной формы прото­ кола: а) в строку 1 — число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования; б) в строку 3 — число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голо­ сования; в) в строку 4 — число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день го­ лосования. г) в строку 10 — число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией; д) в строку 11 — число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям на избиратель­ ном участке; е) в строку 12 — число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке; ж) в строку 13 — число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений; з) в строку 14 — число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной комиссией. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности про­ изведенного подсчета. 7. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи. Список избирателей на это вре­ мя убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирате­ лей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в поме­ щении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии. 8. Непосредственный подсчет голосов избирателей произ­ водится по находящимся в ящиках для голосования бюллете­ ням членами участковой комиссии с правом решающего голо­ са. 9. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона. 10. Непосредственный подсчет голосов избирателей произ­ водится в специально отведенных местах, оборудованных та­ ким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов ко­ миссии как с правом решающего, так и с правом совещатель­ ного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться пись­ менными принадлежностями, за исключением случая, предус­ мотренного пунктом 15 настоящей статьи. Лицам, присутству­ ющим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии. 11. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отде­ ляет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неуста­ новленной формы при подсчете голосов не учитываются. 12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскры­ тию переносных ящиков для голосования предшествует про­ верка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ве­ дется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосова­ ния. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 6 протокола об итогах голосо­ вания и его увеличенной формы. Если число бюллетеней уста­ новленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, со­ держащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюл­ летени, находившиеся в данном переносном ящике для голо­ сования, решением участковой комиссии признаются недей­ ствительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспе­ чивавших проведение голосования вне помещения для голо­ сования с использованием данного переносного ящика для го­ лосования. Число признанных в этом случае недействитель­ ными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюл­ летеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лице­ вой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, распо­ ложенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, позиции *Против всех кандидатов*, вносится запись о причи­ не признания бюллетеня недействительным, которая подтвер­ ждается подписями двух членов участковой комисии с пра­ вом решающего голоса и заверяется печатью участковой ко­ миссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете го­ лосов упаковываются отдельно, опечатываются и при даль­ нейшем подсчете не учитываются. 13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. 14. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для го­ лосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, од­ новременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней чле­ ны участковой комиссии с правом решающего голоса огла­ шают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем ли­ цам, присутствующим при непосредственном подсчете голо­ сов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюл­ летеней не допускается. 15. Недействительные бюллетени подсчитываются и сум­ мируются отдельно. Недействительными считаются бюлле­ тени, которые не содержат отметок в квадратах, расположен­ ных напротив фамилий кандидатов, позиции ♦Против всех кандидатов* или в которых число отметок в указанных квад­ ратах превышает число отметок, установленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявле­ ния избирателя этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия реша­ ет вопрос о действительности всех сомнительных бюллете­ ней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюл­ летеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подпися­ ми двух или более членов участковой комиссии с правом ре­ шающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присо­ единяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее чис­ ло недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллете­ ней, признанных недействительными в соответствии с пунк­ том 12 настоящей статьи) заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 16. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, позиции ♦Против всех кандидатов*. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный под­ счет бюллетеней из разных пачек не допускается. Получен­ ные данные заносятся в строку 15 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы. 17. Члены участковой комиссии с правом решающего го­ лоса подсчитывают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действитель­ ных бюллетеней. 18. Члены участковой комиссии с правом решающего го­ лоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюл­ летеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования. 19. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающе­ го голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. 20. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортиро­ ванными бюллетенями проводится проверка контрольных со­ отношений данных, внесенных в протокол об итогах голосо­ вания. Если указанные контрольные соотношения не выпол­ няются, участковая комиссия принимает решение о допол­ нительном подсчете по всем или отдельным строкам прото­ кола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования. 21. После завершения подсчета рассортированные бюлле­ тени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающе­ го голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пунк­ те 3 статьи 22 настоящего Закона и которым предоставляет­ ся возможность поставить на мешках или коробках свои под­ писи. 22. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей в присутствии членов участковой комиссии с правом совеща­ тельного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пун­ кте 3 статьи 22 настоящего Закона: а) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования тех­ нического средства подсчета голосов, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специаль­ ном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, от­ крывает такой ящик и все содержащиеся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким об­ разом, чтобы не нарушалась тайна голосования; б) участковая комиссия производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в по­ рядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, за­ тем все бюллетени опускаются в техническое средство под­ счета голосов, переключенное в режим подсчета голосов, из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голо­ сования; в) участковая комиссия вводит в техническое средство под­ счета голосов данные, полученные на этапе работы со спис­ ком избирателей, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 13 увеличенной формы протокола об ито­ гах голосования; г) участковая комиссия осуществляет распечатку прото­ кола об итогах голосования из технического средства подсче­ та голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 6, 7, 8, 9, 15 и последующие строки увеличенной фор­ мы протокола об итогах голосования; д) участковая комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голо­ сования. Если указанные контрольные соотношения не вы­ полняются, участковая комиссия принимает решение о до­ полнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополни­ тельном ручном подсчете бюллетеней. Если в результате до­ полнительного подсчета контрольные соотношения не выпол­ няются снова, участковая комиссия принимает соответству­ ющее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосова­ ния, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования. 23. При использовании технических средств подсчета го­ лосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исклю­ чением данных об общем числе проголосовавших избирате­ лей. 24. Участковая комиссия обязана рассмотреть поступив­ шие в день голосования до окончания подсчета голосов изби­ рателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при под­ счете голосов, и принять соответствующие решения, кото­ рые приобщаются к первому экземпляру протокола участко­ вой комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, ис­ пользовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосред­ ственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета вы­ явится разница более чем в один процент (определяемая де­ лением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полу­ ченными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 8, 9, 15 и последующих строк протокола участковой комиссии об ито­ гах голосования, по результатам ручного подсчета составля­ ется протокол об итогах голосования. Если указанная разни­ ца не выявится, подписывается протокол, полученный с по­ мощью технического средства подсчета голосов, и составля­ ется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторно­ го подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосо­ вания направляется в вышестоящую комиссию. 25. После проведения всех необходимых действий и под­ счетов участковая комиссия в обязательном порядке прово­ дит итоговое заседание, на котором рассматриваются жало­ бы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются ко­ пии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 22 на­ стоящего Закона. Протокол об итогах голосования заполня­ ется в двух экземплярах и подписывается всеми присутству­ ющими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, получен­ ный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указанного подписа­ ния. Не допускаются заполнение протокола об итогах голо­ сования карандашом и внесение в него каких-либо измене­ ний. Подписание протокола с нарушением этого порядка яв­ ляется основанием для признания этого протокола недействи­ тельным и проведения повторного подсчета голосов. 26. Если во время заполнения протокола об итогах голо­ сования некоторые члены участковой комиссии с правом ре­ шающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол явля­ ется действительным, если он подписан большинством от ус­ тановленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об ито­ гах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторон­ ним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного под­ счета голосов. 27. При подписании протокола об итогах голосования чле­ ны участковой комиссии с правом решающего голоса, несог­ ласные с содержанием протокола, вправе приложить к про­ токолу особое мнение, о чем в протоколе делается соответ­ ствующая запись. 28. По требованию члена участковой комиссии, наблюда­ теля, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить им возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее. Учас­ тковая комиссия отмечает факт выдачи копии в соответству­ ющем реестре. Лицо, получившее копию, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверяющее копию протокола об итогах голосования, несет ответственность за ее полноту и достоверность содержащихся в ней данных. 29. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присут­ ствующими членами участковой комиссии с правом решаю­ щего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имею­ щим право на получение этих копий, либо заверения этих копий незамедлительно направляется в территориальную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования при­ общаются особые мнения членов участковой комиссии с пра­ вом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голо­ сов избирателей жалобы (заявления) на нарушения закона, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения уча­ стковой комиссии и составленные участковой комиссией акты. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с при­ ложенными к нему документами доставляется в вышестоя­ щую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию. I 30. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным ли­ цам, указанным в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознаком­ ления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, включая бюллетени, а также печать участковой комиссии, передается в вышесто­ ящую комиссию для хранения. 31. Данные протокола об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, передаются в территориальную комиссию по техни­ ческим каналам связи (за исключением голосовых средств связи) в рамках государственной автоматизированной инфор­ мационной системы, а первый экземпляр протокола об ито­ гах голосования и вся избирательная документация, вклю­ чая бюллетени, при первой же возможности представляются в территориальную комиссию непосредственно. Статья 58. Обработка итогов голосования в территори­ альной комиссии 1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых комиссий немедленно после их подписания чле­ нами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их за­ веренных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо заверения этих копий поступают в территори­ альную комиссию в целях суммирования данных, содержа­ щихся в указанных протоколах, и установления итогов голо­ сования на определенной части территории области с после­ дующей передачей этих данных в избирательную комиссию области, устанавливающую итоги голосования в целом на территории области и определяющую результаты выборов главы администрации области. 2. Прием протоколов участковых комиссий, суммирова­ ние данных этих протоколов и составление протокола об ито­ гах голосования на соответствующей территории области осу­ ществляются в одном помещении, при этом все действия чле­ нов территориальной комиссии по приему протоколов участ­ ковых комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны нахо­ диться в поле зрения членов территориальной комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона. В указанном помещении должна нахо­ диться увеличенная форма сводной таблицы по соответству­ ющей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена участковой комис­ сии с правом решающего голоса с первым экземпляром про­ токола об итогах голосования заносятся данные этого прото­ кола с указанием времени их внесения. Председатель, секретарь или иной член участковой ко­ миссии с правом решающего голоса передает первый экземп­ ляр протокола участковой комиссии с приложенными к нему документами члену территориальной комиссии с правом ре­ шающего голоса, который проверяет правильность заполне­ ния протокола, полноту приложенных документов и выпол­ нение контрольных соотношений. Если протокол участковой комиссии об итогах голосова­ ния составлен с нарушением требований закона, предъявля­ емых к составлению протокола, указанная комиссия обязана составить повторный протокол в соответствии с требования­ ми пункта 8 настоящей статьи, а первоначально представ­ ленный протокол остается в территориальной комиссии. Если протокол участковой комиссии об итогах голосова­ ния составлен в соответствии с требованиями закона, предъяв­ ляемыми к составлению протокола, член территориальной комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу территориальной комиссии. Председатель, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, пере­ давший члену территориальной комиссии протокол об ито­ гах голосования, расписывается в увеличенной форме свод­ ной таблицы под данными протокола соответствующей ко­ миссии об итогах голосования. Суммирование данных, содержащихся в протоколах уча­ стковых комиссий об итогах голосования, осуществляют не­ посредственно члены территориальной комиссии с правом ре­ шающего голоса. 3. По данным протоколов участковых комиссий террито­ риальная комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о коли­ честве участковых комиссий на соответствующей территории области, количестве поступивших протоколов участковых ко­ миссий, на основании которых составляется указанный про­ токол, а также суммарные данные по строкам протокола уча­ стковой комиссии об итогах голосования, установленным пун­ ктом 2 статьи 56 настоящего Закона. Для подписания прото­ кола территориальная комиссия в обязательном порядке про­ водит итоговое заседание, на котором рассматриваются по­ ступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с про­ ведением голосования, подсчетом голосов и составлением про­ токолов участковых комиссий. После этого территориальная комиссия подписывает протокол об итогах голосования и вы­ дает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования со­ ставляется в двух экземплярах и подписывается всеми при­ сутствующими членами комиссии с правом решающего голо­ са, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого по­ рядка является основанием для признания протокола недей­ ствительным. 4. К протоколу об итогах голосования территориальной комиссии приобщается составляемая в двух экземплярах свод­ ная таблица об итогах голосования на соответствующей тер­ ритории, включающая в себя полные данные всех поступив­ ших в территориальную комиссию протоколов об итогах го­ лосования. Член комиссии с правом решающего голоса, ко­ торый не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов территориальной комиссии, а также посту­ пившие в комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения фе­ дерального закона и настоящего Закона и принятые по ука­ занным жалобам (заявлениям) решения. 6. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вме­ сте со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голо­ сования, списками членов территориальной комиссии с пра­ вом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, ука­ занных в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, присутство­ вавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, и с другой документацией хранится секретарем территориальной комиссии в охраняемом помещении. 7. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вме­ сте со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голо­ сования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам территориальной комиссии., наблюдателям, иным ли­ цам, указанным в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего оз­ накомления. 8. Если после подписания протокола об итогах голосова­ ния и (или) сводной таблицы об итогах голосования и на­ правления их первых экземпляров в избирательную комис­ сию области, территориальная комиссия в ходе предваритель­ ной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку, либо ошибку в сложении данных протоколов участковых комиссий), то территориальная комиссия вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в прото­ кол и (или) сводную таблицу. О принятом решении террито­ риальная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее ут­ вержденного протокола, а также представителей средств мас­ совой информации. В этом случае территориальная комис­ сия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: ♦Повторный». Указанный протокол неза­ медлительно направляется в избирательную комиссию Обла­ сти. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого прото­ кола недействительным. 9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности состав­ ления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из участковых и территориальных избирательных комиссий, из­ бирательная комиссия области вправе не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определе­ ния результатов выборов принять решение о проведении по­ вторного подсчета голосов избирателей нижестоящей комис­ сией либо о самостоятельном проведении повторного подсче­ та голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (чле­ нов) избирательной комиссии области с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или избирательной комиссией области, с обязательным извещением об этом членов соответ­ ствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблю­ дателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избиратель­ ная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет про­ токол об итогах голосования, на котором делается отметка: ♦Повторный подсчет голосов». Его заверенные копии выда­ ются (заверяются изготовленные копии) наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона. Протокол незамедлительно направляется в избирательную комиссию области. Статья 59. Порядок определения результатов выборов 1. Прием протоколов об итогах голосования ^от террито­ риальных комиссий, обработка итогов голосования осуще­ ствляется избирательной комиссией области в соответствии с порядком и требованиями, установленными статьей 58 на­ стоящего Закона для территориальных комиссий. 2. На основании первых экземпляров протоколов об ито­ гах голосования, полученных из территориальных комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в них данных определяет избирательная комиссия области. Члены избирательной комиссии области с правом решаю­ щего голоса устанавливают результаты выборов лично. О ре­ зультатах выборов составляются в двух экземплярах прото­ кол и сводная таблица, которые подписывают все присут­ ствующие члены данной комиссии с правом решающего го­ лоса. Кандидат признается избранным, если он набрал более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голо­ совании. 3. Выборы признаются избирательной комиссией области несостоявшимися в случае, если: а) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей (данный под­ пункт не применяется при проведении повторного голосова­ ния по кандидатурам, получившим наибольшее число голо­ сов избирателей); б) число голосов избирателей, поданных за кандидата, на­ бравшего наибольшее число голосов по отношению к друго­ му кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голо­ сов избирателей, поданных против всех кандидатов; в) все кандидаты выбыли при проведении повторного го­ лосования; г) а также в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 1 статьи 60 настоящего Закона. 4. Избирательная комиссия области отменяет свое реше­ ние о признании избранным кандидата, набравшего необхо­ димое для избрания число голосов избирателей, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опуб­ ликования общих результатов выборов не представил в изби­ рательную комиссию области копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со ста­ тусом главы администрации области, либо копии докумен­ тов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявле­ ния об освобождении от указанных обязанностей. 5. Избирательная комиссия области признает итоги голо­ сования, результаты выборов недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосова­ ния или установлении итогов голосования нарушения не по­ зволяют с достоверностью определить результаты волеизъ­ явления избирателей; б) в случае, если они признаны недействительными на час­ ти избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирате­ лей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования на территории области; в) по решению суда. (Окончание на 9-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz