Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
1 августа 20 . Ш ИП ЕЦКАЯ •Ш газета С 1 О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАЛИ (Продолжение. Начало на 2-й стр.) ласти, публикует их в печати, выдает избранному главе адми нистрации области удостоверение об избрании; назначает повторное голосование и организует повторные выборы главы администрации области; рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; участвует в организации государственной системы регист рации (учета) избирателей и в осуществлении этой регистра ции (учета); осуществляет иные полномочия, предусмотренные феде ральными законами, настоящим Законом и иными законами области. Статья 18. Полномочия территориальных комиссий 1. Полномочия территориальных комиссий по выборам главы администрации области осуществляют территориальные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 2. Территориальная комиссия: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан при проведении выборов на соответствующей терри тории; обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий; осуществляет на соответствующей территории меры по со блюдению единого порядка установления итогов голосования; обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выбо ров, развитием избирательной системы в Российской Федера ции, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автома тизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссии и других организаторов выбо ров; составляет списки избирателей; осуществляет на соответствующей территории формирова ние участковых комиссий, оказывает им методическую и орга низационно-техническую помощь; распределяет средства областного бюджета, выделенные ей на подготовку и проведение выборов между участковыми из бирательными комиссиями, и контролирует их целевое исполь зование; заслушивает сообщения администрации области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготов кой и проведением выборов; обеспечивает доставку избирательных бюллетеней и дру гих избирательных документов участковым комиссиям; устанавливает на основе протоколов участковых комиссий итоги голосования на своей территории; передает протоколы об итогах голосования в избиратель ную комиссию области; обеспечивает передачу в избирательную комиссию области документов, связанных с подготовкой и проведением выбо ров; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий и принимает по указан ным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с федераль ными законами, настоящим Законом и иными законами обла сти. Статья 19. Порядок формирования и полномочия участ ковых комиссий 1. Участковые комиссии формируются не ранее чем за 30 и не позднее чем за 28 дней до дня голосования. Количество членов участковой комиссии устанавливается в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории из бирательного участка: до 1000 избирателей — 5-7 членов участковой комиссии с правом решающего голоса; от 1001 до 2000 избирателей — 7-11 членов участковой комиссии с правом решающего голоса; более 2000 избирателей — 10-15 членов участковой комис сии с правом решающего голоса. : 2. Формирование участковой комиссии осуществляется территориальной комиссией на основе предложений, указан ных в пункте 1 статьи 16 настоящего Закона, а также предло жений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Территориальная комиссия устанавливает срок приема пред ложений по составу участковой комиссии. Указанный срок не может составлять менее 10 дней. Решение территориальной комиссии, устанавливающее указанный срок, а также поря док представления предложений о кандидатурах в состав уча стковой комиссии подлежат опубликованию. 3. Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинув ших федеральные списки кандидатов, допущенные к распре делению депутатских мандатов в Государственной Думе Феде рального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинув ших списки кандидатов, допущенные к распределению депу татских мандатов в областном Совете депутатов. 4. Полномочия участковой комиссии прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) данной комис сии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется су дебное разбирательство. В случае обжалования или опротесто вания итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или су дом. 5. Участковая комиссия: информирует население об адресе и номере телефона учас тковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;. уточняет список избирателей, полученный от территори альной комиссии в соответствии с установленным порядком взаимодействия комиссий с органами местного самоуправле ния, организациями и учреждениями, осуществляющими ре гистрацию (учет) избирателей; производит ознакомление граждан со списком избирате лей, принимает и рассматривает заявления об обнаруженных ошибках и неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; выдает открепительные удостоверения; обеспечивает информирование избирателей о зарегистри рованных кандидатах на основе сведений, полученных из вы шестоящей комиссии; организует на избирательном участке голосование в день голосования; проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосова ния на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию; объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим на блюдение за ходом голосования; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (за явления) на нарушение федерального закона, настоящего За кона, иных законов и принимает по указанным жалобам (за явлениям) мотивированные решения; при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в со ответствии с законодательством об административных право нарушениях в правоохранительные органы или суд; обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комис сии документов, связанных с подготовкой и проведением вы боров; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. Статья 20. Организация деятельности комиссий 1. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально. 2. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее со став сформирован не менее чем на две трети от установленно го состава. 3. Комиссия, действующая на постоянной основе, собира ется на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с пра вом решающего голоса. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия ко миссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномо чий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания. 4. Организация деятельности избирательной комиссии об ласти, в том числе избрание председателя избирательной ко миссии области, заместителя председателя и секретаря,, осу ществляются в соответствий с Федеральным законом «Об ос новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом об ласти «Об избирательной комиссии Липецкой области». 5. Председатели территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом реша ющего голоса и освобождаются от должности непосредствен но вышестоящими комиссиями. 6. Заместитель председателя и секретарь комиссии избира ются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. 7. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 8. Член комиссии с правом решающего голоса обязан при сутствовать на всех заседаниях комиссии. 9. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 10. Комиссия по требованию любого ее члена, а также лю бого присутствующего на заседании члена вышестоящей ко миссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 11. Решения комиссии об избрании, о назначении на долж ность либо об освобождении от должности председателя, заме стителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесе нии предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о ре зультатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования и повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 15 настоящего Закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающе го голоса. Решения об освобождении от должности председа теля, заместителя председателя, секретаря комиссии, замеща ющих указанные должности в результате избрания, принима ются тайным голосованием (за исключением случая освобож дения от должности по личному заявлению), при этом назна чение нового председателя и избрание новых заместителя пред седателя и секретаря комиссии осуществляется в порядке, пре дусмотренном пунктами 5 и 6 настоящей статьи. 12. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов ко миссии с правом решающего голоса. 13. При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (пред седательствующего на заседании) является решающим. 14. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). 15. Члены комиссии с правом решающего голоса, несог ласные с решением, принятым комиссией, вправе в письмен ной форме высказать особое мнение, которое должно быть рас смотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложе но к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следу ющий за днем голосования, — незамедлительно. ' 16. Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, по гражданско-правовым договорам. Статья 21. Статус членов комиссий 1. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут О'бьшьайывнеромошин. —. .внэотомоупэст эн . тоояж а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации; .6). граждане,. признанные решением, суда, .вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособны ми; в) граждане, не достигшие возраста 18 лет; г) депутаты областного Совета депутатов, представитель ных органов местного самоуправления; д) выборные должностные лица; е) судьи, прокуроры; ж) кандидаты, их уполномоченные представители и дове ренные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов; з) члены комиссий с правом совещательного голоса; и) супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; к) лица, которые находятся в непосредственном подчине нии у кандидатов; л) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда; м) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке администра тивному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, — в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. 2. Под непосредственным подчинением в настоящем Зако не понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отно шении подчиненного властно-распорядительными полномочи ями, то есть имеет право приема на работу и увольнения под чиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязатель ные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания. 3. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса. 4. Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят. 5. Член комиссии с правом решающего голоса освобожда ется от обязанностей члена комиссии до истечения срока сво их полномочий по решению органа, его назначившего, в слу чае: а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 6* настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «м» пункта 1 настоящей статьи. 6. Полномочия члена комиссии с правом решающего голо са, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных подпунктом «и» пун кта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению со ответствующей комиссии, если такое приостановление не при ведет к тому, что комиссия останется в неправомочном соста ве. Если комиссия останется в неправомочном составе, полно мочия такого члена комиссии прекращаются по решению орга на, его назначившего. 7. Полномочия члена комиссии с правом решающего голо са прекращаются немедленно в случае: а) утраты членом комиссии гражданства Российской Феде рации; б) вступления в законную силу в отношении члена комис сии обвинительного приговора суда либо решения (постанов ления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; г) смерти члена комиссии; д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязаннос ти. 8. Полномочия члена комиссии с правом решающего голо са прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии со статьей 23 настоящего Закона. 9. Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комис сии в течение одного месяца, а в период избирательной кампа нии — в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сло жении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. 10. Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 5 и 7 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании — не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответ ствии с требованиями, установленными статьями 16 и 19 на стоящего Закона. В случае невыполнения данного требования нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных федеральным зако ном. 11. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожден ным на основании представления комиссии от основной рабо ты на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается ком пенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавлива ются избирательной комиссией области за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выбо ров. 12. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут ад министративным наказаниям, налагаемым в судебном поряд ке, без согласия прокурора области, а председатель избира тельной комиссии области — без согласия Генерального про курора Российской Федерации. 13. Член комиссии с правом решающего голоса до оконча ния срока своих полномочий, член комиссии с правом совеща тельного голоса в период избиратёльной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу. 14. Со дня представления документов для регистрации кан дидат, избирательное объединение, избирательный блок, выд винувшие кандидата, вправе назначить в избирательную ко миссию области и в нижестоящие комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Членами комис сий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и уч реждениях, судьи, прокуроры. 15. Член комиссии с правом совещательного голоса обла дает равными правами с членом комиссии с правом решающе го голоса по вопросам подготовки и проведения выборов за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюлле теней; в) составлять протокол об итогах голосования, о результа тах выборов; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комис сии, и подписывать решения комиссии. Положения настоящего пункта не могут служить основа нием для отказа члену комиссии с правом совещательного го лоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий. 16. Член комиссии с правом решающего голоса и член ко миссии с правом совещательного голоса*: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответству ющей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить пред ложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответству ющей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, бюллетенями), непосред ственно связанными с выборами, включая документы и мате риалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответ ствующей и. нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, от крепительных удостоверений, списков избирателей, подпис ных листов, иных документов и материалов, содержащих кон фиденциальную информацию, отнесенную к таковой в поряд ке, установленном федеральным законом), требовать завере ния указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спис кам избирателей числа лиц, принявших участие в голосова- •нии, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 17. Срок полномочий членов комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назна ченных кандидатами, которые были избраны, продолжается до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах главы администрации области. Полномочия остальных чле нов комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов, проводи мых на территории области. Полномочия членов остальных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются од новременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату отказано в регистрации или регистрация кандида та, выдвинутого политической партией, избирательным бло ком, отменена, полномочия назначенных ими членов комис сии с правом совещательного голоса прекращаются со дня от каза в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, а если решение об отказе в регистрации обжалова но в суд — со дня вступления в силу решения суда о законно сти отказа в регистрации. 18. Член комиссии с правом совещательного голоса в пери од, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия. 19. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены цо решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу. 20. За кандидатом, который был избран, в течение срока полномочий главы администрации области сохраняется право назначения членов комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших. Статья 22. Гласность в деятельности комиссий 1. На всех заседаниях комиссии, а также при осуществле нии участковой, территориальной комиссиями работы со спис ками избирателей, с бюллетенями, открепительными удосто верениями, протоколами об итогах голосования вправе при сутствовать члены вышестоящих комиссий, зарегистрирован ный кандидат или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с ука занными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обес печить оповещение и возможность свободного доступа указан ных лиц на свои заседания и к работе с указанными избира тельными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а так же при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подго товкой и проведением выборов, публикуются в государствен ных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены настоящим Законом. 3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышесто ящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избиратель ных участках вправе присутствовать лица, указанные в пунк те 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 4. При проведении выборов наблюдатель может быть на значен зарегистрированным кандидатом, избирательным объе динением, избирательным блоком, общественным объедине нием, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высо ком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выбор ные должностные лица, лица, находящиеся в их непосред ственном подчинении, судьи,прокуроры. 5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформиро ванной на избирательном участке, образованном в больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосова ния на этом избирательном участке должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пунк те 1 настоящей статьи, наблюдателям. 6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюда тели вправе присутствовать в иных комиссиях при установле нии итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосова ния, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. 7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрирован ным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объе динением, интересы которых представляет данный наблюда тель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избиратель ного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель на правляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандида том, его доверенным лицом и проставление печати не требу ются. Направление действительно при предъявлении докумен та, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 8. Документ, указанный в пункте 7 настоящей статьи, мо жет быть предъявлен в участковую комиссию в период, ука занный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную ко миссию или избирательную комиссию области — в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей терри тории. При этом не допускается одновременное осуществле ние полномочий наблюдателя в помещении комиссии, поме щении для голосования двумя и более наблюдателями, пред ставляющими интересы одного зарегистрированного кандида та, избирательного объединения, избирательного блока, обще ственного объединения. 9. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей; б) находиться в помещении для голосования соответствую щего избирательного участка в день голосования; в) присутствовать при голосовании избирателей вне поме щения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, по гашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов изби рателей на избирательном участке на расстоянии и в услови ях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюлле тенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполнен ным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протоко ла об итогах голосования и иных документов в период, ука занный в пункте 3 настоящей статьи; д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложе ниями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколами избирательной комиссии области, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о ре зультатах выборов и приложенными к ним документами, по лучать от соответствующей комиссии заверенные копии ука занных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблю дателя комиссия обязана выдать указанные копии или заве рить копии, изготовленные наблюдателем; ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фами лии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественной организации, направивших наблюдателя в комиссию; з) обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышесто ящую комиссию, избирательную комиссию области, Централь ную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; и) присутствовать при повторном подсчете голосов избира телей в соответствующих комиссиях. 10. Наблюдатель не вправе: а) выдавать избирателям бюллетени; б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; в) , ,защшнять за избирателя*., в этом чирде по его просьб бюллетени; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосова ния; д) принимать непосредственное участие в проводимом чле нами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллете ней; е) совершать действия, препятствующие работе комиссии; ж) проводить агитацию среди избирателей; з) участвовать в принятии решений соответствующей ко миссией. 11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах го лосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования или о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии копии указанных про токолов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации комиссия обяза на заверить копию протокола об итогах голосования или о результатах выборов. 12. Заверение копий протоколов и иных документов ко миссий производится председателем или заместителем пред седателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: «Вер но», расписываются, ставят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии. Статья 23. Расформирование комиссии 1. Избирательная комиссия области, территориальная или участковая комиссии могут быть расформированы судом в случаях и порядке, установленных федеральным законом. 2. Расформирование комиссии не влечет за собой прекра щение полномочий членов соответствующей комиссии с пра вом совещательного голоса. Глава IV. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ВЫДВИЖЕНИИ И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ Статья 24. Право выдвижения кандидатов 1. Кандидатами могут быть выдвинуты граждане, облада ющие пассивным избирательным правом. Выдвижение канди датов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выд вижения избирательным объединением, избирательным бло ком. 2. Гражданин Российской Федерации, замещавший долж ность главы администрации области и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия областным Советом депутатов либо отрешенный от указанной должности Президентом Российс кой Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выбо рах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. 3. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин, не обладающий пассивным избирательным правом. 4. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на од них и тех же выборах более чем одному инициатору выдвиже ния. Статья 25. Условия выдвижения кандидатов 1. О выдвижении кандидата в избирательную комиссию области представляется письменное уведомление. В уведомле нии о выдвижении должны быть указаны фамилия, имя, от чество, дата рождения, адрес места жительства кандидата. 2. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию области уведомления, указанного в пункте 1 насто ящей статьи, и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться. В этом заявлении указыва ются сведения биографического характера (фамилия, имя, от чество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсут ствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удос товеряющего личность, наименование или код органа, выдав шего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимо стях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иност ранного государства с указанием даты и оснований его приоб ретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом' главы администра ции области. Кандидат вправе заявить о своей принадлежнос ти не более чем к одному общественному объединению, заре гистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии пред ставления вместе с уведомлением, указанным в пункте 1 на стоящей статьи, документа, подтверждающего указанные све дения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. (Продолжение на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz