Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

1 августа 20 . Ш ИП ЕЦКАЯ •Ш газета С 1 О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАЛИ (Продолжение. Начало на 2-й стр.) ласти, публикует их в печати, выдает избранному главе адми­ нистрации области удостоверение об избрании; назначает повторное голосование и организует повторные выборы главы администрации области; рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; участвует в организации государственной системы регист­ рации (учета) избирателей и в осуществлении этой регистра­ ции (учета); осуществляет иные полномочия, предусмотренные феде­ ральными законами, настоящим Законом и иными законами области. Статья 18. Полномочия территориальных комиссий 1. Полномочия территориальных комиссий по выборам главы администрации области осуществляют территориальные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 2. Территориальная комиссия: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан при проведении выборов на соответствующей терри­ тории; обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий; осуществляет на соответствующей территории меры по со­ блюдению единого порядка установления итогов голосования; обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выбо­ ров, развитием избирательной системы в Российской Федера­ ции, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автома­ тизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссии и других организаторов выбо­ ров; составляет списки избирателей; осуществляет на соответствующей территории формирова­ ние участковых комиссий, оказывает им методическую и орга­ низационно-техническую помощь; распределяет средства областного бюджета, выделенные ей на подготовку и проведение выборов между участковыми из­ бирательными комиссиями, и контролирует их целевое исполь­ зование; заслушивает сообщения администрации области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготов­ кой и проведением выборов; обеспечивает доставку избирательных бюллетеней и дру­ гих избирательных документов участковым комиссиям; устанавливает на основе протоколов участковых комиссий итоги голосования на своей территории; передает протоколы об итогах голосования в избиратель­ ную комиссию области; обеспечивает передачу в избирательную комиссию области документов, связанных с подготовкой и проведением выбо­ ров; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий и принимает по указан­ ным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с федераль­ ными законами, настоящим Законом и иными законами обла­ сти. Статья 19. Порядок формирования и полномочия участ­ ковых комиссий 1. Участковые комиссии формируются не ранее чем за 30 и не позднее чем за 28 дней до дня голосования. Количество членов участковой комиссии устанавливается в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории из­ бирательного участка: до 1000 избирателей — 5-7 членов участковой комиссии с правом решающего голоса; от 1001 до 2000 избирателей — 7-11 членов участковой комиссии с правом решающего голоса; более 2000 избирателей — 10-15 членов участковой комис­ сии с правом решающего голоса. : 2. Формирование участковой комиссии осуществляется территориальной комиссией на основе предложений, указан­ ных в пункте 1 статьи 16 настоящего Закона, а также предло­ жений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Территориальная комиссия устанавливает срок приема пред­ ложений по составу участковой комиссии. Указанный срок не может составлять менее 10 дней. Решение территориальной комиссии, устанавливающее указанный срок, а также поря­ док представления предложений о кандидатурах в состав уча­ стковой комиссии подлежат опубликованию. 3. Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинув­ ших федеральные списки кандидатов, допущенные к распре­ делению депутатских мандатов в Государственной Думе Феде­ рального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинув­ ших списки кандидатов, допущенные к распределению депу­ татских мандатов в областном Совете депутатов. 4. Полномочия участковой комиссии прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) данной комис­ сии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется су­ дебное разбирательство. В случае обжалования или опротесто­ вания итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или су­ дом. 5. Участковая комиссия: информирует население об адресе и номере телефона учас­ тковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;. уточняет список избирателей, полученный от территори­ альной комиссии в соответствии с установленным порядком взаимодействия комиссий с органами местного самоуправле­ ния, организациями и учреждениями, осуществляющими ре­ гистрацию (учет) избирателей; производит ознакомление граждан со списком избирате­ лей, принимает и рассматривает заявления об обнаруженных ошибках и неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; выдает открепительные удостоверения; обеспечивает информирование избирателей о зарегистри­ рованных кандидатах на основе сведений, полученных из вы­ шестоящей комиссии; организует на избирательном участке голосование в день голосования; проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосова­ ния на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию; объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим на­ блюдение за ходом голосования; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (за­ явления) на нарушение федерального закона, настоящего За­ кона, иных законов и принимает по указанным жалобам (за­ явлениям) мотивированные решения; при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в со­ ответствии с законодательством об административных право­ нарушениях в правоохранительные органы или суд; обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комис­ сии документов, связанных с подготовкой и проведением вы­ боров; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. Статья 20. Организация деятельности комиссий 1. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально. 2. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее со­ став сформирован не менее чем на две трети от установленно­ го состава. 3. Комиссия, действующая на постоянной основе, собира­ ется на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с пра­ вом решающего голоса. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия ко­ миссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномо­ чий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания. 4. Организация деятельности избирательной комиссии об­ ласти, в том числе избрание председателя избирательной ко­ миссии области, заместителя председателя и секретаря,, осу­ ществляются в соответствий с Федеральным законом «Об ос­ новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом об­ ласти «Об избирательной комиссии Липецкой области». 5. Председатели территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом реша­ ющего голоса и освобождаются от должности непосредствен­ но вышестоящими комиссиями. 6. Заместитель председателя и секретарь комиссии избира­ ются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. 7. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 8. Член комиссии с правом решающего голоса обязан при­ сутствовать на всех заседаниях комиссии. 9. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 10. Комиссия по требованию любого ее члена, а также лю­ бого присутствующего на заседании члена вышестоящей ко­ миссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 11. Решения комиссии об избрании, о назначении на долж­ ность либо об освобождении от должности председателя, заме­ стителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесе­ нии предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о ре­ зультатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования и повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 15 настоящего Закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающе­ го голоса. Решения об освобождении от должности председа­ теля, заместителя председателя, секретаря комиссии, замеща­ ющих указанные должности в результате избрания, принима­ ются тайным голосованием (за исключением случая освобож­ дения от должности по личному заявлению), при этом назна­ чение нового председателя и избрание новых заместителя пред­ седателя и секретаря комиссии осуществляется в порядке, пре­ дусмотренном пунктами 5 и 6 настоящей статьи. 12. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов ко­ миссии с правом решающего голоса. 13. При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (пред­ седательствующего на заседании) является решающим. 14. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). 15. Члены комиссии с правом решающего голоса, несог­ ласные с решением, принятым комиссией, вправе в письмен­ ной форме высказать особое мнение, которое должно быть рас­ смотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложе­ но к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следу­ ющий за днем голосования, — незамедлительно. ' 16. Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, по гражданско-правовым договорам. Статья 21. Статус членов комиссий 1. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут О'бьшьайывнеромошин. —. .внэотомоупэст эн . тоояж а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации; .6). граждане,. признанные решением, суда, .вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособны­ ми; в) граждане, не достигшие возраста 18 лет; г) депутаты областного Совета депутатов, представитель­ ных органов местного самоуправления; д) выборные должностные лица; е) судьи, прокуроры; ж) кандидаты, их уполномоченные представители и дове­ ренные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов; з) члены комиссий с правом совещательного голоса; и) супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; к) лица, которые находятся в непосредственном подчине­ нии у кандидатов; л) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда; м) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке администра­ тивному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, — в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. 2. Под непосредственным подчинением в настоящем Зако­ не понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отно­ шении подчиненного властно-распорядительными полномочи­ ями, то есть имеет право приема на работу и увольнения под­ чиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязатель­ ные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания. 3. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса. 4. Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят. 5. Член комиссии с правом решающего голоса освобожда­ ется от обязанностей члена комиссии до истечения срока сво­ их полномочий по решению органа, его назначившего, в слу­ чае: а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 6* настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «м» пункта 1 настоящей статьи. 6. Полномочия члена комиссии с правом решающего голо­ са, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных подпунктом «и» пун­ кта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению со­ ответствующей комиссии, если такое приостановление не при­ ведет к тому, что комиссия останется в неправомочном соста­ ве. Если комиссия останется в неправомочном составе, полно­ мочия такого члена комиссии прекращаются по решению орга­ на, его назначившего. 7. Полномочия члена комиссии с правом решающего голо­ са прекращаются немедленно в случае: а) утраты членом комиссии гражданства Российской Феде­ рации; б) вступления в законную силу в отношении члена комис­ сии обвинительного приговора суда либо решения (постанов­ ления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; г) смерти члена комиссии; д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязаннос­ ти. 8. Полномочия члена комиссии с правом решающего голо­ са прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии со статьей 23 настоящего Закона. 9. Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комис­ сии в течение одного месяца, а в период избирательной кампа­ нии — в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сло­ жении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. 10. Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 5 и 7 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании — не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответ­ ствии с требованиями, установленными статьями 16 и 19 на­ стоящего Закона. В случае невыполнения данного требования нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных федеральным зако­ ном. 11. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожден­ ным на основании представления комиссии от основной рабо­ ты на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается ком­ пенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавлива­ ются избирательной комиссией области за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выбо­ ров. 12. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут ад­ министративным наказаниям, налагаемым в судебном поряд­ ке, без согласия прокурора области, а председатель избира­ тельной комиссии области — без согласия Генерального про­ курора Российской Федерации. 13. Член комиссии с правом решающего голоса до оконча­ ния срока своих полномочий, член комиссии с правом совеща­ тельного голоса в период избиратёльной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу. 14. Со дня представления документов для регистрации кан­ дидат, избирательное объединение, избирательный блок, выд­ винувшие кандидата, вправе назначить в избирательную ко­ миссию области и в нижестоящие комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Членами комис­ сий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и уч­ реждениях, судьи, прокуроры. 15. Член комиссии с правом совещательного голоса обла­ дает равными правами с членом комиссии с правом решающе­ го голоса по вопросам подготовки и проведения выборов за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюлле­ теней; в) составлять протокол об итогах голосования, о результа­ тах выборов; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комис­ сии, и подписывать решения комиссии. Положения настоящего пункта не могут служить основа­ нием для отказа члену комиссии с правом совещательного го­ лоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий. 16. Член комиссии с правом решающего голоса и член ко­ миссии с правом совещательного голоса*: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответству­ ющей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить пред­ ложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответству­ ющей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, бюллетенями), непосред­ ственно связанными с выборами, включая документы и мате­ риалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответ­ ствующей и. нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, от­ крепительных удостоверений, списков избирателей, подпис­ ных листов, иных документов и материалов, содержащих кон­ фиденциальную информацию, отнесенную к таковой в поряд­ ке, установленном федеральным законом), требовать завере­ ния указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спис­ кам избирателей числа лиц, принявших участие в голосова- •нии, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 17. Срок полномочий членов комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назна­ ченных кандидатами, которые были избраны, продолжается до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах главы администрации области. Полномочия остальных чле­ нов комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов, проводи­ мых на территории области. Полномочия членов остальных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются од­ новременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату отказано в регистрации или регистрация кандида­ та, выдвинутого политической партией, избирательным бло­ ком, отменена, полномочия назначенных ими членов комис­ сии с правом совещательного голоса прекращаются со дня от­ каза в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, а если решение об отказе в регистрации обжалова­ но в суд — со дня вступления в силу решения суда о законно­ сти отказа в регистрации. 18. Член комиссии с правом совещательного голоса в пери­ од, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия. 19. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены цо решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу. 20. За кандидатом, который был избран, в течение срока полномочий главы администрации области сохраняется право назначения членов комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших. Статья 22. Гласность в деятельности комиссий 1. На всех заседаниях комиссии, а также при осуществле­ нии участковой, территориальной комиссиями работы со спис­ ками избирателей, с бюллетенями, открепительными удосто­ верениями, протоколами об итогах голосования вправе при­ сутствовать члены вышестоящих комиссий, зарегистрирован­ ный кандидат или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с ука­ занными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обес­ печить оповещение и возможность свободного доступа указан­ ных лиц на свои заседания и к работе с указанными избира­ тельными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а так­ же при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подго­ товкой и проведением выборов, публикуются в государствен­ ных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены настоящим Законом. 3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышесто­ ящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избиратель­ ных участках вправе присутствовать лица, указанные в пунк­ те 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 4. При проведении выборов наблюдатель может быть на­ значен зарегистрированным кандидатом, избирательным объе­ динением, избирательным блоком, общественным объедине­ нием, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высо­ ком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выбор­ ные должностные лица, лица, находящиеся в их непосред­ ственном подчинении, судьи,прокуроры. 5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформиро­ ванной на избирательном участке, образованном в больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосова­ ния на этом избирательном участке должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пунк­ те 1 настоящей статьи, наблюдателям. 6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюда­ тели вправе присутствовать в иных комиссиях при установле­ нии итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосова­ ния, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. 7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрирован­ ным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объе­ динением, интересы которых представляет данный наблюда­ тель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избиратель­ ного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель на­ правляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандида­ том, его доверенным лицом и проставление печати не требу­ ются. Направление действительно при предъявлении докумен­ та, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 8. Документ, указанный в пункте 7 настоящей статьи, мо­ жет быть предъявлен в участковую комиссию в период, ука­ занный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную ко­ миссию или избирательную комиссию области — в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей терри­ тории. При этом не допускается одновременное осуществле­ ние полномочий наблюдателя в помещении комиссии, поме­ щении для голосования двумя и более наблюдателями, пред­ ставляющими интересы одного зарегистрированного кандида­ та, избирательного объединения, избирательного блока, обще­ ственного объединения. 9. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей; б) находиться в помещении для голосования соответствую­ щего избирательного участка в день голосования; в) присутствовать при голосовании избирателей вне поме­ щения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, по­ гашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов изби­ рателей на избирательном участке на расстоянии и в услови­ ях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюлле­ тенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполнен­ ным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протоко­ ла об итогах голосования и иных документов в период, ука­ занный в пункте 3 настоящей статьи; д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложе­ ниями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколами избирательной комиссии области, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о ре­ зультатах выборов и приложенными к ним документами, по­ лучать от соответствующей комиссии заверенные копии ука­ занных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблю­ дателя комиссия обязана выдать указанные копии или заве­ рить копии, изготовленные наблюдателем; ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фами­ лии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественной организации, направивших наблюдателя в комиссию; з) обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышесто­ ящую комиссию, избирательную комиссию области, Централь­ ную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; и) присутствовать при повторном подсчете голосов избира­ телей в соответствующих комиссиях. 10. Наблюдатель не вправе: а) выдавать избирателям бюллетени; б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; в) , ,защшнять за избирателя*., в этом чирде по его просьб бюллетени; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосова­ ния; д) принимать непосредственное участие в проводимом чле­ нами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллете­ ней; е) совершать действия, препятствующие работе комиссии; ж) проводить агитацию среди избирателей; з) участвовать в принятии решений соответствующей ко­ миссией. 11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах го­ лосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования или о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии копии указанных про­ токолов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации комиссия обяза­ на заверить копию протокола об итогах голосования или о результатах выборов. 12. Заверение копий протоколов и иных документов ко­ миссий производится председателем или заместителем пред­ седателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: «Вер­ но», расписываются, ставят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии. Статья 23. Расформирование комиссии 1. Избирательная комиссия области, территориальная или участковая комиссии могут быть расформированы судом в случаях и порядке, установленных федеральным законом. 2. Расформирование комиссии не влечет за собой прекра­ щение полномочий членов соответствующей комиссии с пра­ вом совещательного голоса. Глава IV. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ВЫДВИЖЕНИИ И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ Статья 24. Право выдвижения кандидатов 1. Кандидатами могут быть выдвинуты граждане, облада­ ющие пассивным избирательным правом. Выдвижение канди­ датов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выд­ вижения избирательным объединением, избирательным бло­ ком. 2. Гражданин Российской Федерации, замещавший долж­ ность главы администрации области и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия областным Советом депутатов либо отрешенный от указанной должности Президентом Российс­ кой Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выбо­ рах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. 3. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин, не обладающий пассивным избирательным правом. 4. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на од­ них и тех же выборах более чем одному инициатору выдвиже­ ния. Статья 25. Условия выдвижения кандидатов 1. О выдвижении кандидата в избирательную комиссию области представляется письменное уведомление. В уведомле­ нии о выдвижении должны быть указаны фамилия, имя, от­ чество, дата рождения, адрес места жительства кандидата. 2. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию области уведомления, указанного в пункте 1 насто­ ящей статьи, и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться. В этом заявлении указыва­ ются сведения биографического характера (фамилия, имя, от­ чество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсут­ ствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удос­ товеряющего личность, наименование или код органа, выдав­ шего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимо­ стях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иност­ ранного государства с указанием даты и оснований его приоб­ ретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом' главы администра­ ции области. Кандидат вправе заявить о своей принадлежнос­ ти не более чем к одному общественному объединению, заре­ гистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии пред­ ставления вместе с уведомлением, указанным в пункте 1 на­ стоящей статьи, документа, подтверждающего указанные све­ дения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. (Продолжение на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz