Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
НАКАНУНЕ О Т Г И М Н А З И И К . . . Г И М Н А З И И 1 3 0 л е т з в е н и т з д е с ь ш к о л ь н ы й з в о н о к Гимназия N 9 1 — старейшая школа Липецка. Ей исполнилось 130 лет! И хотя теперь у н е е д р у г о е , со в р ем ен н о е зд а н и е (п р еж н ее — дв у х эт аж н о е из красного кирпича — располагалось на Канавной улиц е), зд есь д о сих пор о с о б ая а у р а . Идешь по е е вестибюлю , к ори д ор ам , классам , а мы сленно представляешь старинные зе р к а л а , витую чудо -л естниц у , по которой ст еп енн о спускались б л а г о р о дны е девицы — наши п р а б а б уш к и , огромный за л , о тк уда в еч ерам и плыла н а д п р удом м ел одия старинного вальса... В разное время это учебное заведение по-разному именова лось: женская гимназия, школа второй ступени, девятилетка с педагогическим уклоном, фаб рично-заводская, просто сред няя школа и, наконец, пять лет назад, снова гимназия № 1. Кстати, первая она не только по счету, но и по многим, офици ально говоря, показателям. Учи тель начальных классов Екате- вание с учетом индивидуальных способностей и природных на клонностей. С ними занимаются не только свои педагоги, но и препо даватели ЛГПУ, ЛГТУ, ИУУ. Резуль таты впечатляют: ежегодно 80 про центов выпускников гимназии по ступают в престижные вузы стра ны. —Мыориентируемся на ребят с высоким интеллектЪм, —говорит директор гимназии, отличник про- легко. Раньше государство выде ляло на образование больше д е нег, но купить на них было нечего —даже нитки с иголками, и те д е фицит. Сейчас в магазинах есть все, но теперь у школ нет средств. —Одна швейная машинка сто ит четыре с половиной тысячи руб лей, —разводит руками Размоло- дина. —Ау меня в группе все дев чонки хотят освоить портняжное дело. Какбыть? Но более всего ее тревожит не это, а отношение к предмету, как необязательному, второстепенному. Новой програм мой на него предусмотрено два часа в неделю. Что можно успеть? Правда, воспитанницы Размоло- диной успевают—шьют, вышива ют, осваивают лоскутную технику, бисероплетение, учатся делать прически, наносить макияж. Да еще и побеждают во всевозмож ных конкурсах! Кпримеру, в про шлом учебном году Нина Никола евна подготовила трех призеров городской, одного областной и об щероссийской олимпиад по свое му предмету. —В отличие от разработчиков программ мои девочки относятся ктруду очень серьезно. Им так хо чется освоить рукоделие, всякие прочие традиционно женские уме ния. И— никаких пропусков без уважительной причины! Вообще дисциплина в гимна зии железная. Ровно без пятнад цати восемь утра школьные две- ся), девочки — блузки'и юбочки (никаких брюк!). Кстати, последнее распространяется на всех пред ставительниц женского пола: учи тельницу, облаченную в джинсы, здесь, мягко говоря, не поймут. Но не надо думать, что гимна зия —казарма или монастырь. На против, здесь царит настоящая демократия. Кпримеру, стало тра дицией организовывать День дуб лера. Это когда дети заменяют учи телей, завучей, библиотекарей, методистов и так далее, а взрос лые послушно сидят на уроках. Даже кресло директора оказыва ется на несколько часов вакант ным. На него претендуют ученики с ярко выраженными организатор скими способностями. По словам В гимназии есть свой герб, на котором изображены перо, чернильница, цифры 1871 и 1 (дата основания гимназии и ее номер). Когда он создавался, среди старшеклассников был объявлен творческий конкурс. Все варианты вывешивались на стендах, а потом всей школой выбирались лучшие из лучших. Преподаватели и ученики гимназии все делают сообща: вместе учатся, вместе отдыха ют, вместе выступают... Здесь, например, страшно популярный ежегодный конкурс «Мисс гим назия». Ничего общего с ба нальным показом мод! Претен дентки проходятжесткий отбор, учитываются не столько вне- рина Алексеевна Рассказова в 1938 году первой среди липец ких педагогов получила звание «Заслуженный учитель РСФСР». Первой золотой медалисткой в городе в 1949 году стала выпус кница этой школыЛидия Бров- кова. В 1998 году в гимназии был открыт первый в Липецке информационно-аналитический. центр... Несмотря на свой почтен ный возраст, она идет в ногу со временем, чутко реагируя на запросы сегодняшнего дня. Стране нужны современные, образованные, предприимчи вые люди, отличающиеся мо бильностью и динамизмом? И педагоги внедряют новые тех нологии, развивающее и диф ференцированное обучение. Сегодня в гимназии четыре профиля — математический, политехнический, химико-био логический и гуманитарный. Так что у ребят есть все шансы получить качественное образо- ПЕРВЫЙ ЮБИЛЕЙ1Ш свещения Виктор Михайлович Цопа. —А значит, и сами должны быть всегда на уровне. В школе—десять методичес ких кафедр и объединений, кото рые занимаются вопросами повы шения квалификации учителей. Этой же цели служат педагогичес кие мастерские, творческий лабо ратории,-открытые уроки, семена-1 ры с участием директоров й учи телей липецких школ по пробле мам диагностики знаний учеников, школьной аттестации, организа ции внеклассной работы. Из 115 педагогов гимназии 37 имеют выс шую квалификационную катего рию, 18 —первую. Для таких, как Нина Николаев на Размолодина, гимназия поис тине стала судьбой. 35 лет учи тельского стажа! Девчонкой пере ступила она ее порог и до сих пор трудится. Предмет, который пре подает Размолодина, —труд (по- новому — технология) считается легким, «разгрузочным», но это — для детей. Аучителю все равно не- ри закрываются. Задержался на минуту-другую—рискуешь не по пасть на занятия. Где-нибудь со образительные ученики обернули бы столь строгий распорядок в свою пользу: мол, извините, не попал на урок, не пустили... Но в гимназии это исключено. Тут опоз дание, а тем более прргул—ред кое ЧП. Тебя осудят не только учи теля, но и твои товарищи. В каж дом классе есть так называемый дисциплинарный дневник, где на против каждой фамилии фиксиру ется любое отклонение от правил. А за каждого нарушителя даются штрафные баллы. Класс, набрав ший по итогам четверти меньшее количество этих «очков», поощря ется загородной экскурсией. Хо роший стимул, не правда ли? В гимназии есть свой кодекс, где, помимо всего, предписан стиль одежды педагогов и ребят —деловой. Предпочтение отдает ся черно-белому варианту. Маль чики носят только костюмы (сви тера, трико и прочее исключают- заместителя ди ректора Светла ны Валерьевны Тюниной, такой «обмен» полезен обеим сторонам: ребята в ситуа ции выбора са мостоятельно принимают ре шения, а педаго ги, в свою оче редь, определя ют их наклонно сти и возможности, «вычисляют» лидеров. Кстати, распределением ролей занимается совет гимнази стов, а итоги подводятся в конце рабочего дня за «круглым столом». Любопытно проходит в гимна зии и День учителя. Ребята сами пекут пирожки, блинчики, торты, накрывают для своих наставников «сладкий» стол. Анакануне обяза тельно поинтересуются насчет лю бимых мелодий. Весь день потом гремит на переменах по школьно му радио «музыка в подарок». Ра строганные такими неожиданнос тями педагоги двоек в журнал не ставят, и у любого ученика есть до полнительный шанс подучить ве чером домашние уроки. А в День святого Валентина ребята пишут педагогам записки, которые опус кают в специальный ящик. В них- —не только любовные признания, но и дружеская критика, советы, пожелания. Допустим, какинтерес нее построить урок или куда луч ше отправиться всем классом на каникулах. шние данные, сколько музы кальные, литературные и дру гие способности, уровень ин теллекта. А в подготовке уча ствует вся школа: кто-то пишет сценарий, кто-то шьет костюмы, кто-то оформляет сцену. В гимназии —9 кружков, 2 клуба, 4 спортивные секции, в которых занимается более 600 детей. Недавно справил свое десятилетие фольклорный кол лектив «Веснушки». Он ведет настоящую исследовательскую работу, изучает музыку родно го края. Вместе со своим руко водителем Татьяной Всеволо довной Смоляковой ребята от правляются в экспедиции по селам области, разучивают рус ские песни и частушки, собира ют редкие вещи. И, конечно, дают концерты. «Веснушки» — неоднократный участник город ских и областных праздников, лауреат и дипломант регио нальных и международных фе стивалей и конкурсов. Вот так и живет гимназия, бережно храня традиции про шлого, уверенно шагая в завт рашний день. Елена ТАРАВКОВА. На снимках: гимназия сегодня; учительница пер вая моя —Лариса Никити на; урок истории с Галиной Ручкиной; не интегралом единым... Фото Николая ЧЕРКАСОВА и из школьного архива. Ч Т О Х Р А Н И Т Ровно год н а за д , то есть в День знаний, вышел первый ном ер газеты Елецкого государственного университета имени Бунина «Талисман». Вообщ е-то сама по с е б е газета с тем ж е названием у ж е существова ла несколько лет. И все-таки теперь это было соверш енно новое и здани е с новой редакцией , новой тематикой, новой а у д и торией. Так решили редакторат «Липецкой газеты» и ректорат ЕГУ. Журналисты, о д н а ко, не просто подарили свое прилож ение вузу. Они продолжаю т его выпускать, естественно, при сам ом активном участии профессоров, преподавателей и студентов. Да и статус «Талисмана» не поменялся — это по-прежн ем у прилож ени е к «ЛГ», но выхо дящ ее специально для ельчан. Его журналисты скромно говорят, что студенческий «Талисман» пока переживает этап становления. Но он уж е обратил на себя внимание. Директор одного из елецких заводов д аж е позавидовал: эх, вот бы и нам издавать свою , р абочую , многотираж ку. Да и гости из других вузов России просто диву даются: и как это ельчанам удается делать столь необычную , н е п охож ую на все другие университетские издания, газету... Мы поздравляем р едакцию «Талисмана» и его читателей с первым (даст Бог, не последним) ю бил еем и предлагаем «р ецен зию» на эту газету нашего коллеги, р едакто ра ж урнала «Время колокольчиков» Ольги Клековкиной. Итак, «Талисман» —приложение к «Липецкой газе те» —с прошлого года стал газетой Елецкого государ ственного университета. Самое замечательное, что он не обернулся этаким унылым ведомственным изданием — здесь и об очередном заседании ректората напишут так, что прочитать интересно и нужно даже студенту-перво- курснику. Но дело не в том, что «Талисман»—просто интерес ная газета. Сейчас поясню. От профессора-физика Сергея Петровича Капицы (это уже не Елец, а знаменитый физтех, Москва) я впер вые услышала об одной из ведущих проблем, которыми занят Римский клуб—движение ученых, озабоченных про блемами будущего человечества. Так вот, проблема: че ловек не может постоянно существовать в негативном пространстве. Капица имел в виду то негативное про странство, которое в нашей стране создается сейчас средствами массовой информации. На первый взгляд, все очень правдиво: сообщается о каждом убийстве, о любой политической интриге, о всякой интимной под робности. Но это не только напряженная картина дей ствительности. На самом деле действительность иска жена. Ведь жизнь состоит не только из этого. Не думай те, что я «забрела» слишком далеко. Это о нас вами. А что, разве не так? Я внимательно читала каждый из четырнадцати вы пусков «Талисмана» (столько их на сегодняшний день). И, знаете, мне захотелось в Елец. Настолько добрый пор- "Х р а н и м ен я , м о й талисман... (Л.С.Пушкин ). Л Л И С М Л Н трет нового классического университета создали авто ры газеты. О практике в школе (Елена Карпухина): «Мы радова лись вместе с ними... одним словом, всему, чему раду ются дети и нормальные взрослые». О большой перемене —задорно, когда «послушники учения» вырываются на центральную улицу города, и ули ца, и все на ней преображаются... О навязчивой телевизионной рекламе: «Пусть за «Клинским» идет самый глупый». «Талисман» старается не пропустить событий в ду ховной жизни маленького города. Й вот появляется ин тервью прославленного Тихона Николаевича Хреннико ва и его фотография с ельчанками, на лавочке у возрож денного дома детства композитора. И—люди менее знаменитые, но более близкие сту дентам — сотрудники университета. Каждый из них — целый мир, им есть чем поделиться с молодыми людь ми из своего жизненного опыта. Доцент Софья Василь евна Краснова вспоминает о своем учении на филфаке МГУ: «Бывало, сидишь в воскресенье в читальном зале и видишь: несколько человек куда-то на несколько часов пропадают. Потом возвращаются. Оказывается, ходили в консерваторию слушать Пятую симфонию Чайковско го. Сначала меня это удивляло. Апотом задело: да что ж я такой отсталый, серый человёк? Стала регулярно хо дить на концерты. На следующий день вместе с други ми обсуждала их. Иуже не была профаном. На равных вела разговор». Про действительную «серость», которая встречает ся в любом вузе, в «Талисмане» пока не пишут. Я бы сказала, что это очень мудро. Раза два-три встретилось: «таких студентов отчисляем...» Или: «пришлось отчис лить»... Уотчисленных-то свои жизненные установки, ко торые их и довели до потери университета (негативное пространство — может, слишком часто за «Клинским» ходили...). Они и «Талисман»-то, скорее всего, не чита ют. Заставлять же нормальных студентов влезать в под робности существования «серости» вряд ли разумно. Думаю, что со временем в «Талисмане» появится какой- нибудь обстоятельный материал о том, как человек по пал в Елецкий университет и как он его лишился. И, на верное, это будет поучительная история. Но пока—рано. Не с этого надо начинать, создавая на газетной полосе образ учебного заведения, воспитывая в читателях ува жение ксебе и ксвоему университету. Как профессиональному журналисту мне приятны в «Талисмане» еще две вещи: хороший язык (притом раз нообразный, потому что разные же авторы) и полное от сутствие тех «сужденческих» клише, которыми полны пресса и электронные средства массовой информации. Например, когда среднему российскому журналисту надо сказать о том, что кто-то кого-то предал, наготове имя Павлика Морозова. Для меня удивительно не только то, что это нетворчески — повторять одно и то же. Ох, не верьте версии, которая процветала в советские времена и которая, вывернутая наизнанку, процветает теперь. На самом деле отец не был кулаком и хлеба не прятал. Исын доносами не занимался. Впрочем, тут тема совершенно другой статьи, но мне важно сейчас сказать о мудрости' моих юных коллег из «Талисмана» — не зная обстоя тельств, о которых я только что вкратце упомянула, они и не пользуются ни этим, ни другими нынешними стерео типами. Зато сколько творческих находок! Например, такой за головок: «Откровенные размышления на открытии ново го корпуса ЕГУ». Так в редакции назвали статью канди дата исторических наук Виталия Палабугина. Или полоса «Пристеночек», где представлена одноименная (интерес нейшая!) газета исторического факультета. Или (пожа луй, это даже можнб назвать новым жанром) —увлечен ное изложение, на целом газетном развороте, выступле ний и докладов Пришвинских чтений и чтений Рождествен ских. Сформировавшаяся (не сразу, конечно) первая по лоса «Талисмана» — рассуждение на заданную тему. И когда студенты читают обращенное к ним: «Сегодня ваш черед быть... надеждой и молодостью», то, наверное, это способно пробудить в человеке то чувство достоинства и общественной ответственности, которое, увы, многие те перь потеряли или закопали. ...Что есть университет в малом городе? Мне нетрудно представить, пожалуй, высшую форму такого учебного заведения, потому что, еще учась в МГУ, я побывала в командировке от «Комсомольской правды» в эстонском городе Тарту. Ходила улочками, которыми ходил профессор Юрий Михайлович Лотман. Видела его деревянный дом. Бродила по библиотечным зданиям — не так уж они роскошны, но внутри шла умная, напряжен ная жизнь. Жила в студенческом общежитии Тартуского университета, и отличие его от наших вузов было в иде альной чистоте, которую поддерживали сами же студен ты, и вообще в высокой бытовой культуре. Видела зна менитый театр «Ваннемуйне» (а в Ельце ведь тоже те перь свой профессиональный театр, что, как говорится, дорогого стоит). Ихотя в дни моей эстонской команди ровки в «Ваннемуйне» по какой-то причине спектакли не шли, я все равно понимала, что этот театр, как и все в Тарту, —кафедра. Своеобразная кафедра, благодаря ко торой образовываются, учатся жить, радуются жизни и находят себя. Так вот, «Талисман» назову я кафедрой тоже. Светлое начало у студенческой газеты, названной так по словуАлек сандра Сергеевича Пушкина («Храни меня, мой талис ман...»—ее эпиграф). Да сохранит он в студентах и вы пускниках Елецкого университета все лучшее и доброе. Ольга КЛЕКОВКИНА, редактор журнала «Время колокольчиков», Международная федерация детских организаций. ПОЭТИЧЕСКИЙ ОСТРОВОК В и к гд ]3 О С КО Л КО В «ВСЯ НАША ЖИЗНЬ - СКОРОГОВОРКА...» От этих разгульных утех. Душа уже просит покоя, И в лес меня ноги несут, Где леший хохочет и воет И ведьмы бесстыжие льнут. Родную с пеленок Россию Я силюсь узнать в темноте... Не те —перелески глухие, Илешие —тоже не те. ПОЧКА Ну и зима была —держись! Но, ко всему готова, Она в себе спасала жизнь, Дрожа порой суровой. Зиме подстать весна пришла — Холодная, скупая. Ипочка все ждала тепла, Зародыш согревая. То оттепель, то снова лед... Итрепетала почка: Как угадать, когда придет Черед ее листочку? Но потеплели вечера Исолнце засияло. Тогда, отважившись, — «Пора», — Она себе сказала. Зеленый клейкий огонек Над нею засветился, Имир, что темен и жесток, В тот миг преобразился. Она ж, пробитая насквозь, Молила, погибая: «Не погуби его, мороз, Он—плоть моя живая!» ★ * * Яникогда на годы не скупился, Транжиря их, как купчик в кабаке. И вот к последней стойке притащился С какой-то медью в грязном кулаке. Язакажу хотя б бутылку кваса, Чтоб скрасить горечь близкого конца. А может, хватит этого запаса На добрую бутылочку винца? Кабак мой —мир, Поляна эта —столик. Весна и первой зелени пушок. Прожженный мот и старый алкоголик, Здесь выпью сам с собой на посошок. Я отрезвею за чертою вечной, А здесь я пьян был, постоянно пьян: То женщиной, то степью бесконечной, То звездочкой, закутанной в туман. Меж тем на дне все меньше оставалось. Мой пробил час. Я встал из-за стола. Но Ты меня у входа дожидалась Имилостыню снова подала. Вся наша жизнь —скороговорка. Мы не умеем нашу речь В минуты гнева и восторга В слова достойные облечь. Мы, вперемешку с пантомимой, Бубним одно и то же вновь, А между тем проходят мимо «Ижизнь, и слезы, и любовь»... ЭКСКУРСИЯ Не казаки —свободные птицы — Нынче снова гуляют по Дону, Азалетные из-за границы Знаменитые люди ученые. По-над речкой, в автобусе узком, Где за окнами —пыли завеса, Я стихи им читаю на русском, На котором они —ни бельмеса. Под чужие невнятные звуки — Будто все остальное забыл он — Призадумался узник науки, Слава Оксфорда, гений, светило. Идругие сидят, как мальчишки, Словно с детства весь век понимали Те слова из затрепанной книжки Об осенней щемящей печали. Белый ангел кружится над степью — Вестник чудных, неведомых знаний, Испадают незримые цепи Предрассудков, и наций, и званий... ЗОЛОТОИСКАТЕЛИ Там, где медведи да лоси, Дикий сосняк да кедрач, Там их нелегкая носит В поисках зыбких удач. Там по чащобам и кручам Гонит их древний азарт. Редко, как солнце из тучи, Им улыбается фарт. Моют лотками и драгой, Горы лопатят песка, Чтобы сверкнула наградой Блестка на днище лотка. Тяжкую эту работу Сам я когда-то знавал, Видел фартовых, но что-то В золоте их не встречал. В городе никнет, тушуется Этот неробкий народ... ... Но посмотрите —по улице Вот она —краля —идет. Вся в ожерельях и кольцах, Гибкая, звонкая вся. Клипсы звенят колокольцами, Броши, как звезды, висят. Золото, золото, золото! Золотом жив человек. Волны душевного холода Веют с прищуренных век... НЕЗНАКОМКЕ За что ты меня ненавидишь, сестра? За то, что тебя оскорбили с утра? Что груб твой начальник, Что болен ребенок, Что муж разменялся на бойких девчонок? Что сил твоих тает последний запас, Что сетка морщинок густеет у глаз? Что в круге: работа-прилавок-семья Еще не истрачена нежность твоя? Что бедность не скрыть под накидкой дешевой, Что редко ты слышишь душевное слово, А сердце все просит любви и добра... За что ты меня ненавидишь, сестра? ДАНТЕС К 1 65-летию гибели А. С. Пушкина Убить великого поэта, Нимало не скорбя о том, И, как и прежде, в вихре света Порхать беспечным мотыльком. Приобрести и вес, и силу, Слыть добрым малым, остряком... И ничего—земля носила, Не разразил небесный гром. Служить, добраться до сената В стране, где гений был чужим, Седин прилизанную вату Носить с достоинством тупым. И посещать дворцы и ложи, Вельможей стать — И ничего?! Нет, покарал жестоко все же Бог долголетием его... НЕТЛЕННЫЕ СЛОВА «Унылая пора! Очей очарованье!» Пусть душу бередит,осенняя тоска. В созвучье этих слов — Угасших звезд мерцанье, Дошедшее до нас сквозь Дали и века. Как много было тех, В которых зуд осенний Вновь кжизни пробуждал Рифмованный дурман. Казалось им в пылу: Нет выше вдохновенья, Все созданное ранее —обман. Ия, подобно им, Не ведая стыда, Лесов осенних нарушал молчанье, Забыв, что сказано давно и навсегда: «Унылая пора! Очей очарованье!» Зацветают сады по весне, Грезит степь —ни конца ей, ни края... Это мир поселился во мне, Безоглядно душою играя. Тихо звезды дрожат в вышине, Что-то сонная речка бормочет, — Это мир поселился во мне Иникак выселяться не хочет. Околдует он светом берез — Итотчас разразится грозою. Он порою мне дорог до слез, Он жесток и враждебен порою. То меня он возносит до звезд, То упрячет в глубокую нору. О, изменчив и очень непрост Постояльца загадочный норов! Не спросясь, не узнав о цене, Он нежданно в квартиру вломился Инавек поселился во мне — До того, как я в нем поселился. 31 января 2002 г. ОТТЕПЕЛЬ Бездумно, с жадным нетерпеньем, Гурьбой на цыпочки привстав, Осинки рвутся прочь из тени, Февраль апрелем посчитав. Уже стволы позеленели Изабродили соки в них, Ипочки, вздувшись, как в апреле, Готовы лопнуть каждый миг. Но черен древний мудрый тополь, В тепло поверить не спешит. Ему велит суровый опыт Порывы сдерживать души. Он знает: Холода нагрянут За потеплением вослед, Иэти выскочки увянут. Не зря он прожил двести лет. БЫЛО ВСЕ КАК ВСЕГДА... Было все как всегда. Не предвиделось близкой печали. Икакая беда, Если рядом собаки дичали? Под прибой площадей, Где победные марши играли, Табуны лошадей Потихоньку в селе вымирали. Было все как всегда, Ипути были ясны и прямы, Лишь мутнела вода Да ветшали забытые храмы. Култыхали в ночи Старики на своих деревяшках, Иссякали ручьи К ;*;' В заповедных Зеленых овражках... И обрушился свод, Изаполнили мир отголоски... Итеперь у ворот Одичалые бродят подростки. Разрослись пустыри Вместо нив и садов изобильных, Ошалев, дикари Хлещут водку на плитах могильных. И пронзит, как булат В беспощадной руке супостата, Ненавидящий взгляд Твоего земляка и собрата... БУРЯ Океан с цепи сорвался, Смыл зеленый островок. Мне незыблемым казался Мой игрушечный мирок. А теперь в стихии синей Я, барахтаясь, тону. С треском рушатся твердыни Иуходят в глубину. И плывут стропила зданий, Бочки, мачты кораблей... Все слизало с оснований, Посрывало с якорей. Робко вдаль бросаю взоры, В теле немощь, в сердце —страх. Не могу найти опоры Ни в воде, ни в небесах. Все, во что когда-то верил, Увлекло в водоворот. То ли выбросит на берег, То ли в море унесет? Где за далью непогоды Та блаженная страна? Тяжки взбешенные воды, Мутно небо, ночь черна. ЗИМНЕЕ ЗАТИШЬЕ Все пустынно, недвижимо Уреки, живой когда-то. Над трубой —не клубы дыма, А медведь стоит косматый. И, блестя подобно призме, Воздух плавится от стужи. Воду лед лишает жизни, Навалившись тяжкой тушей. Ипускай остервенело Надрывается светило, — Этот сон оцепенелый Ионо прервать не в силах. Лишь в обрыве у плотины В приглушенном слышно вое, Что затишье только мнимо, Что в природе нет покоя. ГОЛОЛЕД Беспросветный,гнилой февраль — Не бывает погоды хуже! Скрыло солнышко свой янтарь, Нам оставило лед да лужи. Днем и ночью бубнит капель, Льют потоки с небес шальные... Опрокинул Господь купель, Чтобы смыть с нас грехи земные. Скользко, сыро, озноб берет, До нутра пробирает ветер... Гололед кругом, гололед — Мга и морось на целом свете. Гололед до мозга костей, От крыльца до глубин Вселенной. Ядуши не узнал своей: Не парит, а ползет смиренно. Зазевался —костыль готовь. Удержи меня, сделай милость, Будь хоть ты, поводырь-любовь, Мне опорой в туман и сырость. 10 января 2001 года. ПУРГА На голову небо обрушив, Меня закружила пурга. Ветра заложили мне уши, Глаза залепили снега. Блужу по равнинам знакомым Вслепую, как будто во сне. Дороги к родимому дому Не видно в густой пелене. Пурга разошлась не на шутку: Вот-вот опрокинет на снег, На сердце тревожно и жутко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz