Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
письмо АФИША I V С О Ю 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я . 2 9 А В Г У С Т А 2 0 0 2 Ч Е Т В Е Р Г № 33 (8 5 ) “СОЮЗ Беларусь-Россия» Периодическое издание СоветаМинистров Союзного государства Газета зарегистрирована вМинистерстве поделам печати, телерадиовещания исредств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный №77-1880. Тиражпо РФ: 431399 Тиражпо РБ: 301643 Тираж«СОЮЗа.Беларусь— Россия» вРФиРБ: 733042 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) | Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь—Россия»: Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: I Издательство: ЗАО«Информационно-издательский концерн «Российская газета» I ОТПЕЧАТАНО в ООО«Объединенный издательский дом I Распространяется по всем подписным индексам: I По графику: 16.00 Первый заместитель Москва, А-40, ГСП-3125993, улица Правды, 24. Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номер подписан: 16.00. шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е- mail: juravleva@f 9 .ru Б. Хмельницкого, 10а. Тел, ифакс: 232-1432 Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати. Москва-137, ул. Правды, 24. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889. •СОЮЗБеларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске,Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске. Казани, Калининфаде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, МинеральныхВодах, Москве, Мурманске, НижнемНовгороде, Новосибирске,Омске, Оренбурге, Пензе, Перми. Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге, Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелорусе*»»печатаетсявг.Минске. К а к н е м е ц р у с с к и х и б е л о р у с о в о б ъ е д и н и л Т е л е к а м е р ы Подготовил Егор ТИТОВ Виться над обезображенными мертвыми— удел воронья. Это не людской удел. Британская журналистика — одна из лучших в мире, если не сказать — лучшая. Мало кто мо жет опередить здешних репорте ров в стремительности прибытия к эпицентру событий, мало кто спо собен столь виртуозно вести разо блачительные расследования, до бывая сокрытую информацию. И мало кто способен так уважать чувства своего зрителя и читате ля. Когда в Британии случаются аварии и катастрофы, сколь ма лое число жертв они бы ни повлек ли (здесь, как и влюбой цивилизо ванной стране, исповедуют прин цип: любой погибший британец — трагическая потеря для страны), репортеры новостных каналов ве щают с места события практиче ски круглосуточно, нередко — не сколько суток, иногда — несколь ко недель, как это было в процессе поисков Холли иДжессики. Но ни когда — подчеркиваю, никогда! — камера не приближается к телам погибших, к носилкам с окровав ленными и искалеченными по страдавшими. Именно на этот не зыблемом принципе строилось освещение всех пяти железнодо рожных катастроф, случившихся в Англии в последние несколько лет, именно так, а не иначе ведут ся репортажи с места серьезных автомобильных аварий, пожарищ, стихийных бедствий. Исключения из этого правила могут делаться разве что при репортажах с места терактов, с театра военных дейст вий, чтобы дать представление общественности о жестокости и варварстве агрессора. Однако во всех случаях, как уже было сказа но выше, перед демонстрацией подобного сюжета диктор вобяза тельном порядке скажет пример но следующее: «Предстоящая к показу сцена может расстроить вас» или «Это будет огорчитель ный материал»... Впрочем, жестокостью и наси лием, кажется, объелись сегодня даже те, кто когда-то самолично культивировал его. «Хочу ли, что бы мои дети наблюдали насилие и жестокость? Нет! С подобными вещами нужно быть очень осто рожным!» Именно так заявил... кто бы выдумали? Непревзойден ный супермен всех времен и наро дов Арнольд Шварценеггер, ис кромсавший на куски и покосив ший на экране сонмища врагов. Нынче примерный семьянин, лю бящий родитель, Шварценеггер не только призвал Голливуд уме рить пыл по части жестокости и насилия, но и выставил подобное требование, касающееся крова вых сцен, при подписании контра кта на съемки очередного филь ма. С подобным же воззванием выступил Рэмбо-Сталлоне, по обещавший зрителю покончить с собой в образе мускулистой ма шины для битья. А создатель «Крестного отца» режиссер Мар тин Скорцезе, в чьем фильме кровь льется рекой, вдруг при знал, что насилие на экране (и к телеэкрану это имеет не меньшее отношение) достигло такого уров ня, когда оно совершается — и на блюдается! — с душеледенящим спокойствием и равнодушием... И, надо думать, это равнодушие куда Юлия Малахова В ЦЕНТРАЛЬНОМ доме художни ка в Москве открылась выставка «Этот чудесный мир». Четыре жи вописца — Людмила Шемелева, Владимир Литышев, Игорь Рима- шевский, Алексей Хусточко из разных городов России и Белорус сии выставились вместе. Жаль, но подобных совместных экспозиций зритель видит все меньше. А зна чит, и возможностей сравнить, чем дышат художники на постсо ветском пространстве, становится все меньше. Эта выставка в ЦДХ необычна — ведь представляет творчество белорусов и русских... немецкая галерея. А начиналось все так. Бизнесмен РейнхардЮнг из го родка Весслинг, что в Баварии, ез дил в командировки в Минск— он программист и об искусстве, да еще чтобы стать галеристом, даже не думал. А увидев работы бело русских художников, всю свою жизнь перекроил, думает теперь совсем о другом. Юнга потрясли искренние и мастерские холсты, выставленные вминских галереях, — он начинает знакомиться с ху дожниками, ездит по мастерским, покупает ц пя себя их картины. Так рождается страстное желание у технократа Рейнхарда Юнга про пагандировать современное бело русское искусство на Западе, где его практически не знают. Особен но поразили немца работы в так называемом наивном стиле— это когда лодочки, любовь, лебеди и коты с огромными ресницами. Бе лорусский наив силен — так и в Москве мало кто умеет живопи сать повседневную прелесть бу- ден. А у белорусов выходит изящ но, искренне, с озорством. Икаж дый художник — чуть-чуть Мале вич:то тут, то там летают влюблен ные, покосившиеся церквушки лю буются своим отражением в вод ной глади, дети и птицы играют, цветы воспевают гимн жизни, а люди все— особенные. Они, даже делая обычные дела, почему-то счастливы, и нет хмурых лиц, и все на планете Земля устроено по-хо рошему. Таковы работы и двух ху дожников, что представляют сего дня Белоруссию на выставке не мецкой галереи вМоскве. Людмила Шемелева совер шенно независима от каких-либо стилей инаправлений вискусстве. Она стремится выразить себя в живописи через собственные эмо ции и ощущения. Не случайно сю жеты многих ее картин связаны с жизньюженщины, где главным яв ляется ощущение свежести, чис тоты, тепла. Людмила Шемелева родилась в 1960 году в Минске. Окончила Минское художествен ное училище. С 1979 года участву ет в выставках в Белоруссии (втом числе в Белорусском художест венном музее), России и за рубе жом. Живет и работает в Минске. Игорь Римашевский родился в 1959 году в Минске. Окончил Мин ское художественное училище имени Глебова, а затем Белорус скую академию искусств. Его ра боты находятся в Белорусском ху дожественном музее, а также в ча стных коллекциях многих стран мира. Игорь Римашевский — лирик, воспринимающий повседневную жизнь через ностальгические вос поминания по утраченному раю детства. В его картинах едва уло вима грань между миром реально сти и вымысла. Узнаваемость близких сердцу сюжетов, кажуща яся простота стиля иудивительная мудрость характеризуют работы этого талантливого художника. Влюбившись в работы масте ров чужой ему страны, два года назад Юнг решает создать свою галерею WebKunsthaus. Иначина ет «двойную» жизнь— совмещает свою основную работу по постав ке компьютерных программ с та ким непростым «хобби»— он не только продает картины наших ху дожников, но и ездит по России и Белоруссии, разыскивая талант ливых, но никому не известных в Германии художников. Так они встретились с новоси бирцем Алексеем Александрови чем Хусточко— человеком уважа емым в Сибири, крепким реали стом без новомодных изысков — русские поля, деревца, реки, цве ты— казалось, сколько уж их пи сано! И все-таки у Хусточко они свои, особенные — и краски ярки необыкновенно, и очень уж жизне утверждающая у него живопись, светлая такая лирика нашей зем ли. Юнг увидел работы Хусточко впервые на Сибирской ярмарке в Мюнхене, потом взял да имахнул в Сибирь — с художниками знако миться. Теперь их картины в Гер мании выставляет. Спрашиваю у художника: «Как, покупают немцы ваши русские березки и поля с пшеницей?» Хусточко красноре чиво проводит рукой по горлу: «В- вот как покупают! Все разобрали! Унихже не мастера— они по отти скам пару мазочков сделают — уже картина. А мы-то правильно работаем, как надо в живописи— так в Европе разучились, все торо пятся...» Заслуженный художник Рос сии Алексей Хусточко родился в 1931 году в деревне Крешенка (Новосибирская область). Окон чил Красноярское художествен ное училище имени В.И.Сурикова. Член Союза художников России с 1966 года. Участник многочислен ных выставок в России и за рубе жом. Живет и работает в Новоси бирске. Каждое полотно Алексея Хус точко— это гимн красоте и совер шенству природы. Его пейзажи по строены на тонкой игре цвета и света, а композиция словно подчи нена музыкальному ритму. Мас терство в передаче состояний при роды, оттенков ее настроения и ощущение гармонии характерно для творчества этого художника. А вот москвич работает совсем вдругой манере— экспрессивной, где каждый мазок цвета лепит форму. Владимир Литышев ро дился в 1959 году в Красноярске, Окончил художественно-графиче ский факультет МГПИ имени В.И.Ленина. Член Международ ной федерации художников при ЮНЕСКО. Участник республикан ских и международных выставок. Картины Владимира похожи на фантастические сны, где жизнен ные реалии и сказочные мечты удивительным образом перепле таются между собой. Свет, воздух и движение наполняют каждое по лотно художника. Так получилось, что белорус ские и российские художники не знали о существовании друг друга до тех пор, пока не увидели свои работы рядом в галерее Юнга под Мюнхеном. Апотом их вместе при няла Москва. Но все-таки удиви тельно— поведать о красоте этого мира такие разные живописцы смогли лишь при помощи герман ской стороны. Вот я и думаю— по больше бытехнократов кнам при езжало, можно не только из Гер мании... ВЫ С Т А В К А До 2 сентября в Национальном художественном музее Республики Беларусь проходит выставка «Пейзажи Марка Шагала». На ней представлены работы из собра ний наследников художника. Ко дню рождения Леонардо да Винчи приурочена вы ставка «Великий ученик опыта», проходящая в Москов ском государственном дарвиновском музее. «Нет формы глиняной прекрасней...» — выставка, про ходящая в Московском государственном музее керами ки усадьбы Кусково. Т Е А Т Р 2 сентября в московском театре «Новая опера» состоит ся гала-концерт, который приурочен к открытию нового театрального сезона. К О Н Ц Е Р Т Вечера бардовской песни на этой неделе состоятся в московском клубе «Гнездо глухаря». 31 августа здесь будут выступать группа «Белая гвардия» и певица Зоя Ященко, а на следующий день —Александр Калмыков и Игорь Луньков. п р о с и м о т в е р н у т ь с я У т р а г е д и и е с т ь с в о и ж е р т в ы и т а й н ы , а у ч е л о в е ч е с к о й п с и х и к и — п р е д е л ы ■ Погибшие девочки Холли и Джессика останутся в памяти британцев живыми. Полиция позаботилась, чтобы никто не увидел их останков. Ольга Дмитриева « Р О С С И Й С К А Я Г А З Е Т А » С П Е Ц И А Л Ь Н О Д Л Я « С О Ю З а » Л О Н Д О Н Я не боюсь российских олигархов —у меня нет своего пивно го заводика, и никто у меня ничего не скупит. Я не боюсь рус ского языка — он для меня такой же родной, как и белорус ский. Я не боюсь сокращения чиновничьих штатов — я не чи новник, и мне терять нечего, если две армии чиновников объе динятся в одну и кого-то надо будет убирать. Уменя есть дети, и я не хочу, чтобы им довелось воевать в Чечне и исправлять чужие ошибки чужих политиков. Я не боюсь ничего, кроме Чечни, преступности и всего, что я каждый вечер вижу в теле визионных новостях из России. Ведь это страшно: кровь, тру пы, дети в завалах... Ирина Касперович Гродно все мои коллеги, передавала в те дни один за другим материалы и репортажи об этой трагедии в ре дакцию газеты, в которой работа ла в ту пору. И я хорошо помню один из первых вопросов, обра щенных ко мне моим тогдашним московским редактором: «В ка ком состоянии лицо Дианы? Оно обезображено или нет? Ее будут хоронить в открытом гробу или за крытом? Это очень интересует на ших читателей!» К счастью, лицо принцессы не было обезображено, и тем не ме нее Диану хоронили в закрытом гробу. Здесь практически всех и всегда хоронят в закрытом гробу, чтобы любопытствующие не смог ли подглядеть за теми, кто уже бессилен укрыться от посторон них взглядов. В этой трагедии бри танцы продемонстрировали выс шую меру своего благородства и деликатности, когда на предложе ние бульварной немецкой газеты ЛЮБОЙ сбой или отклонение в этом механизме травмирует со циальное благополучие куда серьезнее, чем инвалидность физическая. Что означает на д е ле забота о психическом здоро вье нации? Она означает выработку систе мы юридических законов и этиче ских нормативов, которые запре щают проявление психической аг рессии. Шок, потрясение, ужас, отчаяние и страх — это и есть на силие над психикой. К великому сожалению, этой агрессии под вергает нас в моменты обрушив шихся бед, катастроф и несчастий сама жизнь. Но шок, ужас и кровь, выпавшие на долю пострадавших, страшнее, чем любой силы ду шевная боль и страдание, потому что если сильнейший стресс есть угроза психическому здоровью, то полное безразличие есть знак не излечимого заболевания души. Каким образом, однако, дости гается полный консенсус в испо ведании теми же британскими СМИ заповеди не навреди, когда речь идет о тех репортажах, сюже тах и комментариях, которые мо гут травмировать или развра щать? Приведу лишь небольшой ряд примеров, показывающих, как реагировали и обществен ность и государственные институ ты на то, что выходило за рамки этики. Пять с половиной лет назад ли дер популярной на ту пору британ ской поп-группы «East 17» Брайан Харви заявил с телеэкрана о том, ва, такова его этика. Разумеется, над ее утверждением работают и «карательные» институты, и ин ституты цензуры, и масса общест венных, и религиозных организа ций — например, существуют Британская комиссия по теле- и радиовещательным стандартам,' Комиссия по рассмотрению жа лоб, касающихся публикаций в прессе; специальные группы об щественных наблюдателей за де ятельностью телевидения и прес сы; Общество по борьбе с сексом инасилием на телеэкране... Ивсе- таки общество в целом руководст вуется не одними лишь законопо ложениями и циркулярами, когда решает, что стыдно и недостойно, а что благородно и в высшем по нимании слова — человечно. На верное, это и есть выпестованные столетиями и никогда не подвер- А п о т о м о ч е н ь м я г к о и о ч е н ь в е ж л и в о , к а к э т о у м е ю т д е л а т ь а н г л и ч а н е , п о л и ц е й с к и й и н с п е к т о р п о б л а г о д а р и л ж у р н а л и с т о в з а и х с а м о о т в е р ж е н н у ю р а б о т у и п о п р о с и л т е л е к а м е р ы о т в е р н у т ь с в о и о б ъ е к т и в ы о т С о э м а , ч т о б ы н е н а р у ш а т ь т и ш и н у с к о р б и . И в с е с о т н и т е л е к а м е р у ш л и . Д и а н у х о р о н и л и в з а к р ы т о м г р о б у . З д е с ь п р а к т и ч е с к и в с е х и в с е г д а х о р о н я т в з а к р ы т о м г р о б у , ч т о б ы л ю б о п ы т с т в у ю щ и е н е с м о г л и п о д г л я д е т ь з а т е м и , к т о у ж е б е с с и л е н у к р ы т ь с я о т п о с т о р о н н и х в з г л я д о в . — должны ли они тиражироваться на десятки, миллионы остальных, калеча и травмируя и их психику тоже? Возможно, на этот счет суще ствуют разные точки зрения. Есть страны, где и по сей день в качест ве массовых публичных зрелищ используются смертные казни. Есть страны, где «нагулявших» внебрачного ребенка женщин са мой публике предлагается забить камнями. Но есть страны, где ти ражирование сцен на крови не практикуется вовсе. Где показ же сткой сцены насилия на телевизи онном экране является табу или же, отредактированный с макси мальной пощадливостью, цензу рируется предупредительным сиг налом, чтобы родители успели от вести детей и чтобы те, кому от кровавых сцен становится плохо, смогли отвернуться сами. Где со страдание и деликатность в отно шении человеческого горя— пре выше репортерского приза «за са мую громкую сенсацию». Одна из таких стран— Британия. ...Сегодня, в канун пятой годов щины со дня трагической гибели Дианы, британцы задаются вопро сом о том, не стала ли гибель «на родной принцессы» самым знаме нательным событием за всю пос леднюю историю страны. Я, как и выкупить у нее снимки Дианы на месте аварии в парижском тонне ле Альма ответили категориче ским отказом. Предложение о пуб ликации этих, без спору, сенсаци онных снимков было бойкотиро вано всеми редакторами всех бри танских газет. Когда буквально на днях бри танская судмедэкспертиза высту пила с публичным сообщением о результатах патологоанатомиче ского исследования двух обнару женных в лесу трупов, которые, как оставалось предположить, и являлись останками двух пропав ших 4 августа десятилетних дево чек, эксперты предельно сдер жанно констатировали лишь тот факт, что тела найденных — это на самом деле оплаканные всей нацией Холли Уэллс и Джессика Чэпмэн. Адалее последовала та кая фраза: «Мы не будем давать комментариев относительно того, в каком состоянии были их тела, ограничимся лишь одним — они были в состоянии разложения». Любого рода спекуляции, которых логично было бы ожидать после того, как экспертиза в течение пя тидней не могла доподлинно уста новить идентичность трупов, — в каком, стало быть, состоянии должны были находиться эти тела! — были тем самым пресечены. что наркотик «экстази» не вредит здоровью, а, напротив, делает лю дей еще лучше. С осуждением этого заявления выступил лично тогдашний премьер-министр Джон Мейджор, а четырнадцать (!) теле- и радиостанций наложили запрет на выпуск в эфир записей группы, демонстрируя тем самым неприятие ее вредоносной обще ству морали. Когда на экраны те леканала «Чэннэл 1» вышла про грамма, именуемая «Гомики как народ», посвященная экскурсу в мир гомосексуалов, не было прак тически ни одной серьезной газе тыв Британии, которая не вырази ла бы своего возмущения по пово ду вышедшей в эфир сцены, изо бражавшей совращение геями 15- летнего подростка. «Дело» об этой передаче рас следовалось Национальной ассо циацией телезрителей и радио слушателей. В свое время муни ципальный совет Вестминстера, крупнейшего центрального рай она Лондона, запретил демонст рацию и показ в тридцати своих кинотеатрах фильма «Авария», красочно изображавшего присту пы сексуального голода как реак цию на смерть и крушения на до рогах в результате аварии. Устами главы муниципалитета было при этом решительно заявлено: «Хва тит с нас насилия». Когда три с лишним года назад тогдашний тренер национальной сборной Англии по футболу Гленн Ходцл ни с того ни с сего разразил ся в одном из своих газетных вы ступлений весьма странным заяв лением о том, что инвалиды несут наказание за некие грехи своей прошлой жизни, — он в одночасье перестал быть тренером: общест во, потрясенное циничностью это го высказывания, потребовало его отставки. Такова мораль этого общест- гавшиеся надругательству и наси лию культура итрадиции. Как в из вестной английской притче про са мую зеленую в мире траву: «Как ее вырастить? Да очень просто! Надо было лишь начать— триста лет назад». ...Самым сенсационным, са мым сильно освещаемым собы тием последних месяцев — страшным, трагическим событи ем — стало убийство двух ма леньких невинных девочек Холли и Джессики, которые ушли одна жды теплым воскресным вече ром погулять, а может быть, ку пить в деревенской лавочке слад ких конфет — и больше никогда не вернулись. Две бесконечные недели ждали мы, сидя у экранов телевизоров и следя за каждым словом измученных бессонницей полицейских и репортеров, их возвращения. Кажется, телека меры всего мира были прикованы к этому маленькому английскому поселку по имени Соэм и глазами телекамер высматривали мы, не появятся ли счастливо найден ные Холли и Джессика. А потом полицейский инспектор вышел к затаившим дыхание миллионам людей, сидевших у своих экранов и сказал, что Холли и Джессики больше нет. И все склонили голо вы в горе и скорби. А потом очень мягко и очень вежливо, как это умеют делать англичане, поли цейский инспектор поблагодарил журналистов за их самоотвер женную работу и попросил теле камеры отвернуть свои объекти вы от Соэма, чтобы не нарушать тишину скорби. Ивсе сотни теле камер ушли. Помните потрясающую по сво ей силе финальную шекспиров скую фразу в «Гамлете»? «Даль нейшее — молчание». Трагедия свершилась. Занавес должен упасть. Н а э т о й н е д е л е м ы с о о б щ а . . . ...отметим в В. Третьяк. ...ВСПОМНИМ об образовании 70 лет назад, в 1932 году, на базе аэродинамического отделе ния Казанского университета от крыт Казанский авиационный ин ститут. С 1995 года — Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. Кроме того, в этот день отме чается православный праздник Донской иконы Божьей Матери. Праздник отмечается в память из бавления Москвы от армии крым ского хана Казы-Гирея в 1591 Г О ДУ- ...о б успехах на хоккейных площадках 30 лет назад, 2 сентября 1972 года, советские хоккеисты наго лову разбили канадских профес сионалов — 7:3, причем на их ро дине — Канаде! Развеян миф о непобедимости родоначальников хоккея! Ворота сборной СССР за щищал легендарный Владислав Третьяк. Апосле матча, по словам 125 лет назад, 30 августа, французский изобретатель-само учка Эмиль Рейно получил патент на аппарат под странным назва нием праксиноскоп. Что за аппа рат?! Если бы его не было, мы бы не знали, какая это замечатель ная вещь — мультипликация! А 120 лет назад в Камергер ском переулке в Москве открылся частный театр Ф.А. Корша. Премьерным показом в тот день стал спектакль Н.В. Гоголя «Реви зор» . В 1932 году власти театр ли квидировали. Видимо, герои про изведений Николая Васильевича одинаково не нравились ни цар скому, ни советскому режимам. ...ПОМНИМ В последний день лета, 31 ав густа — день памяти русской поэ тессы Марины Цветаевой (1892 — 1941). Вскоре после Октябрьской революции она уехала за границу. Прожив там несколько лет, верну лась на родину. Жизнь Цветаевой трагически оборвалась в неболь шом городе Епабуге. В этот же день ровно пять лет назад в парижском тоннеле погиб ла Диана (1961 — 1997), принцес са Уэльская. А 2 сентября 1937 года умер барон Пьер де Кубертен, основа тель современных Олимпийских игр. В 1894— 1896 гг.— генераль ный секретарь, в 1896— 1916, 1919—1925 гг. — президент, а в 1925 — 1937 гг. — почетный пре зидент Международного олим пийского комитета. ...читаем 4 сентября 1942 года началась публикация поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин». Как подчеркивают некоторые ли тературоведы, это произведение до сих п.ор считается лучшей поэ мой о Великой Отечественной войне. автора первого гола в ворота про фессионалов Евгения Зимина, Валерию Харламову профессио налы обещали один миллион дол ларов, если он останется играть в Канаде. Валерий предложение не принял. ...в военном деле В 1812 году 5 сентября во вре мя Отечественной войны у дерев ниШевардино русские войска под командованием генерал-лейте нанта А.И. Горчакова вступили в бой с превосходящими силами противника. К концу дня русские войска оставили редут и отошли к сбоим позициям. Тем самым наши воины обеспечили завершение оборонительных работ для пред стоящего Бородинского сраже ния. Спустя полтора века в этот же день, в 1962 году, произведен пер вый пуск из района Забайкалья баллистической ракеты средней дальности с ядерной боеголовкой. выставка этика календарь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz