Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ШШШШ& 2 8 а в г у с т а 2 0 0 2 г . , № 1 6 7 ( 2 1 7 9 5 ) i l l i i l l ЖИПЕЦКАЯ г а з е т а щтшшш i — Ольга Ильинична, как складывалась ваша творчес­ кая биография? — Я автор двух романов: «Мужской роман» и «Женский роман», они вышли в издатель­ стве «Вагриус» в серии «Женс­ кий почерк» в 2000 году, ряда повестей. В этом году стала председателем жюри по присуж­ дению премии Юрия Казакова на лучший русский рассказ. Эта пре­ мия учреждена редакцией наше­ го журнала при поддержке бан­ ка, она вручается третий год. Ее лауреатом в прошлом году был Виктор Астафьев. — Что привело вас в Ли­ пецкую область? —Уменя и моего коллеги, по­ эта и заведующего отделом про­ зы журнала «Октябрь» Виталия Буханова, две задачи. Первая — пропаганда «толстых» журналов. Было время, когда они выполня­ ли не только литературную функ­ цию, но и общественно-полити­ ческую, в них чувствовался пульс жизни, все передовое там отра­ жалось. Среди всех, несомненно, выделялись журналы «Новый мир» и «Знамя». Сейчас, в связи с экономи­ ческими потрясениями, наши журналы стоят очень дорого. А интеллигенция, точнее, прослой­ ка интеллигенции, на которую они рассчитаны, страшно обед ­ нела—учителя, врачи, работни­ ки культуры, музеев. В недавние времена стыдно было не читать «толстые» журналы, каждая семья выписывала по два, три, а то и больше. А сейчас, к сожалению, первое, в чем вынуждены отказы­ вать себе люди, —это в подпис­ ке на журналы, приобретении книг. А не дешевы они теперь потому, что раньше цены на бу­ магу, типо- графские услуги, до ­ ставку были иными... Вторая цель связана с дея­ тельностью фонда Филатова. Фонд реализует культурную про­ грамму поиска молодых дарова­ ний, то есть проводит ту работу, которую раньше выполнял Союз писателей. Каждый год Союз пи­ сателей «открывал» молодых про­ заиков, поэтов, драматургов, про­ водил совещания молодых писа­ телей. По итогам этих совещаний лучшие, самые талантливые ре­ комендовались кприему в СП. А он давал импульс для дальней­ шего продвижения: легче было печатать произведения, появля­ лась возможность безбедно су­ ществовать. Союз — довольно элитарная организация. Я бы сравнила ее с дворянством ста­ рой России. Сейчас СП как орга­ низующая сила полностью разва­ лился. Унего были и положитель­ ные, и отрицательные стороны, но с полной определенностью можно сказать, что писатели те­ перь лишились поддержки. Да, за эту поддержку они должны были «платить» творческой дисципли­ нированностью. Сейчас каждый абсолютно свободен в своем творчестве. Фонд Филатова на­ правляет работников редакций журналов, писателей в разные регионы страны. Они привозят из таких поездок рукописи, реко­ мендуют наиболее интересные к : Ш 1 !Ш Как уж е сообщ алось в «ЛГ», в гостях у липецких ли ­ тераторов не так д авн о побывали сотрудники столич­ ных журналов «Новый мир» и «Октябрь». Главная цель визита — поиск юных дарований и подготовка ко вто­ р ом у ф орум у м олоды х писателей России, и бо сегодня в литературе наблю дается опасная тенденция (напомина­ ющая экономику острова , на котором жители з а р а б а ­ тывают с е б е на х л е б , стирая бел ь е друг у друга): писате­ ли пишут для себя , происходит отрыв региональной ли­ тературы от столичной, бесконечный инфляционный про ­ цесс «сбивает» подписку на журналы . Всем памятны годы, когда литературно -худож ествен ­ ные и общ ественно-политические журналы были д у х о в ­ ной пищей самой читающей (тогда!) страны в мире . Д о ­ статочно вспомнить, что в январе 1989 года тираж «Но­ вого мира» составлял б о л е е полутора миллионов , а в сл ед ующ ем году намного превысил два с половиной миллиона! А затем «журнальная вселенная» начала р езк о сжи­ маться. В январе 1991 года в «Литературной газете» была опубликована статья Льва Гудкова с тревожным н а зв а ­ нием «Конец журнального бум а» .. . Бум уш ел в прош лое , журналы остались, но они н а ­ поминают воинские п одр а зд ел ен и я , которые с тяжелы­ ми боями вырвались из окруж ения , сохранив знамя . И ср еди них — ведущий ж урн ал «Новый мир». Как он себя чувствует в новом мире? В б е с е д е с нашим корр еспон ­ дентом на этот и другие вопросы ответила Ольга НОВИ­ КОВА — писатель, член р едколлегии , заместитель за в е ­ дующ его отделом прозы ж урн ал а «Новый мир». публикации. Организуются раз в год совещания молодых писате­ лей. —С чем приходят в редак­ цию молодые писатели, с ка­ кими темами? Что их волну­ ет? Что типично для их твор ­ чества? —Увы, наиболее типично са­ мокопание. Особенно у авторов до тридцати лет. Это полезно для становления собственной лично­ сти, но малопродуктивно для ли­ тературы. Литература в какой-то мере теряет связь с читателем. Яимею в виду Литературу с боль­ шой буквы. Современную литературу можно отчетливо разбить на три потока: массовая, или «глянце­ вая» — она существовала и ра­ нее, но не в такой открытой, на­ гло демонстрирующей себя фор­ ме; беллетристика, литература для чтения, написанная хорошим языком, но без серьезного духов­ ного поиска и глубокого философ­ ского содержания; литература настоящая, продолжающая тра­ диции Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова —всем извест­ ный классический ряд. «Толстые» журналы пытаются искать и печатать литературу вы­ сокого качества. Ну а для того, чтобы, как говорится, было что почитать, печатаем беллетристи­ ку. —Удается ли журналу вы­ держивать такую установку? — Не всегда. У нас есть оп­ ределенный коллектив авторов, который постоянно дает нам свои произведения. Но все равно, если человек заработал себе имя, то к нему предъявляются более строгие критерии, чем к абсолютно новому автору. Новый автор должен прийти с чем-то но­ вым—стилем, темой, формой, с тем новым, которое интересно не только ему. В «Новый мир» посту­ пают рукописи со всей России. Сохранилась, слава Богу, еще хо­ рошая традиция: каждый, кто считает себя достойным, стре­ мится опубликоваться в нашем журнале. Возможности для отбо­ ра у нас очень большие. — Из каких регионов, го­ родов поступает больше в с е ­ го рукописей? —По географии спектр очень большой, но больше всего из Москвы и Петербурга. — Там, видно , талантов писучих много? —Нет, просто пишущим бли­ же до редакции. Каждый писа­ тель хочет контакта. Приезжают по служебным командировкам из сибирских городов, выкраивают время, чтобы побывать у нас. —Резко ли отличаются по тематике произведения сто ­ личных и региональных авто­ ров? —Отличаются только тем, что произведения столичных авторов написаны более гладко, тщатель­ нее «причесаны». Но это отнюдь не значит, что они всегда лучше, потому что в произведениях пи­ сателей из глубинки, из села чув­ ствуется та «живая жизнь», ради которой редактору стоит порабо­ тать, помочь сочинителю, чтобы жизнь не прошла мимо страниц журнала. —Назовите, пожалуйста, авторов таких произведений. — Есть у нас автор Вячеслав Титов. Живет в станице, интерес­ ны его рассказы о деревне на сломе эпох. Есть замечательный писатель, наш постоянный автор Борис Екимов, член редколлегии, живет под Волгоградом. Нашим постоянным автором был покой­ ный Виктор Астафьев. Мы печа­ тали произведения многих лите­ раторов из Екатеринбурга. Сре­ ди них — Славникова, Сахновс- кий, Исхаков... —Другими словами , ваш журнал открыт для действи ­ тельно талантливой м олод е ­ жи? —Не только открыт, мы все­ гда рады ей. И даже если писа­ ля, отвлечет от наркотиков. Все пойдет в сторону духовного раз­ вития общества. В этом и будет заключаться социальная функция журнала. Кто-то усиленно распус­ кал слух, что журналы жируют за счет Фонда Сороса. Этот фонд ни­ когда не помогал журналам. Он давал деньги библиотекам на подписку. Сейчас библиотеки не подписываются на «толстые» жур­ налы. Это беда. За счет спонсор­ ских денег Министерство культу­ ры выписывает несколько сотен экземпляров, но этого мало, что­ бы изменить положение с под­ пиской. Сегодня тираж «Нового мира» —9300 экземпляров —са­ мый большой среди всех «тол­ стых» журналов. —Да этого и на одну Мос­ кву не хватит! —Да, журналы не попадают в провинцию. Настоящая литерату­ ра, живой процесс создания кни­ ги оторван от читателя. Я посе­ тила ваш книжный магазин — одна-две полки отведены для со­ временной литературы, а осталь­ ные оккупированы детективами, журналу сохранить свою не­ повторимость, отстоять свои позиции в конкурентной борь­ бе? —Трудно об этом судить. Мы пытаемся... Ужурнала есть своя ниша. События последних лет развели журналы по двум лаге­ рям —демократов и патриотов. «Новый мир» — мостик между ними. Мы считаем, что великая русская литература является единым процессом, и если про­ изведение написано хорошим русским языком, то идеология — это только материал для эстети­ ческого выражения. — Как вы о тн о си тес ь к произведениям , необычным по форм е , языку, стилю? —За новым скрывается очень часто обычное графоманство, пу­ стое желание афишировать себя, не имея за душой ни умной мыс­ ли, ни глубокой философии. —С творчеством каких ав­ торов журнал ознакомит чи­ тателей в ближайшем буду­ щем? —Публиковали и будем пуб­ С О Б Е С Е Д Н И К « Л Г » ВЫПИСАТЕЛЮ КЧИТАТЕЛЮ... тель из провинции выступает как бы на равных со столичным авто­ ром, мы отдаем предпочтение «провинциалу» — и возраст ав­ тора в этом случае не имеет зна­ чения. —Что вас тревожит в со ­ временном литературном про­ ц ессе? Каким, на ваш взгляд, он должен быть? —Волнует отрыв читателя от писателя. Мы уже говорили: люди перестали читать «толстые» журналы — это явление мне ка­ жется печально-симптоматичным. Литература сейчас находится в состоянии инвалида, которого надо поддержать. — Я активно читал «тол­ стые» журналы с 1975 до на­ чала 1991 года. Повышение цен на подписку оказалось бревном под ноги подписчи­ ку. Но по инерции многие не расставали сь с журналами. Очевидно, не только повыше­ ние цен привело к падению интереса , но и журналы во ­ время не сориентировались в изменившейся ситуации? —Виноваты и читатели, и пи­ сатели. Но прежде всего винова­ то государство. —Не поддержало? —В советские времена госу­ дарство поддерживало литерату­ ру. Но и литература выполняла социальный заказ государства. Есть художники, для которых вы­ полнение этого заказа органич­ но, они с удовольствием это д е ­ лают. А есть социальные худож­ ники, гражданского направления и звучания, для которых это не подходит. Сейчас литература осталась просто без поддержки, внимания и заботы государства. Настоя­ щая, высокая литература требу­ ет сосредоточенной умственной работы, напряжения духовных сил, она не может быть, по опре­ делению, коммерческой. Вот она нуждается в поддержке. Бывает, что банки и меценаты помогают какому-то отдельному прозаику или поэту... Но этого явно недо­ статочно, должна быть система. Только в этом случае государство получит от литературы очень мно­ гое. Представьте: если вернуть человека к книжке, то оторвать будет трудно — очень «зарази­ тельный» процесс чтения. Этот процесс уведет общество от б е ­ зудержного потребления алкого­ боевикам и , сочинениями на уровне «мыльной оперы». —Не получится ли так, что современное поколение разу­ чится читать серьезные кни­ ги? — Это большая опасность, и это большая б еда государства. Но оно пока не ощущает этого. —Не кажется ли вам, что истоки этой беды —в школь­ ных программах по литерату­ ре? — Раньше школьная програм­ ма была сугубо ограниченной. В мое время не изучали произве­ дения Достоевского, а если изу­ чали, то обзорно. Правда, были передовые учителя, которые, на свой страх и риск, знакомили уче­ ников с произведениями загра­ ничных авторов начала XX века. Таких учителей ожидали крупные неприятности... Сейчас наметился крен в дру­ гую сторону. Надо иметь в виду, что современные учителя находят­ ся в более выгодном положении, нежели их предшественники. Наш журнал является хорошим и надежным подспорьем для них, ибо содержит добротные статьи, списки рекомендуемой литерату­ ры для чтения школьниками. Школьная библиотека не должна «обкрадывать» учеников, необхо­ димо выписывать хотя бы один «толстый» журнал. —Произведения каких ав­ торов, по вашему мнению, следует включить в школьную программу по литературе? — Безусловно, классику — Пушкин, Лермонтов, Д остоевс­ кий, Толстой, Чехов. Из современ­ ных авторов —Астафьев, Солже­ ницын («Один день Ивана Дени­ совича», «Матренин двор»...), Ис­ кандер, Битов, Аксенов, Маканин, из более молодых —Антон Уткин, Андрей Волос, Андрей Дмитри­ ев. Если говорить о дебютантах — Аркадий Бабченко (повесть «Архангел» о чеченской войне). Совсем молодой — Сергей Шер- гунов. Это уже та проза, которая п у б л и к о в а л а сь в ж урн ал е «Юность». — Было время , когда «Юность» наступала на «пят­ ки» вашему журналу. — Да, но это хорошо, когда есть соперник, когда есть серь ­ езный конкурент. Это очень про­ дуктивно для литературы. — Удается ли вашему ликовать произведения Алексан­ дра Исаевича Солженицына. Про­ должаем печатать его очерки из­ гнания «Угодило зернышко про­ меж двух жерновов». Журнал ве­ рен этому автору. Но, конечно, не только ему. — Как говорят математи ­ ки, вы ознакомились в «пер­ вом приближении» с творче­ ством литераторов нашей об­ ласти . Каковы ваши впечат­ ления? —Мне показалось, что здесь — настоящая Россия. И всегда, когда я разговаривала с людьми, я ощущала тот настоящий патри­ отизм, который, мне кажется, мо­ жет служить основанием для уве­ ренности в том, что Россия ни­ когда не потеряется. В советское время было у провинциалов ощу­ щение какой-то «вторичности», а гордость подчас была агрессив­ ной. Сейчас все немножко утихо­ мирилось, успокоилось, люди по­ нимают, что жизнь есть и в Ли­ пецке, что ее можно обустроить... Наблюдается, и это радует, ощу­ щение самодостаточности в лю­ дях, есть ощущение, что они не зависят от Москвы. Несомненно, это хороший знак. Мы внимательно слушали стихи елецких, липецких, усман- ских поэтов. В них — ощущение камерности, изолированности от внешнего мира, одинаковость тем. Заметно стремление силово­ го выделения себя среди собра­ тьев по перу. Забывается при этом, что первый шаг, который должен сделать писатель, —по­ нять другого. Сначала пойми, что ты такой же, как все, а потом по­ пытайся сказать свое слово. А они агрессивно пытаются ска­ зать: «Нет, я не такой, как все». Этого шага —понимание друго­ го —я, к сожалению, не уловила. Но я увидела, что молодые поэты делают духовные усилия. И это будет полезно, независимо от того, кто станет поэтом, а кто — нет. Они понимают, что поэзия — способ духовной самореализа­ ции. И хорошо, что не пытаются сделать ее источником матери­ ального существования. — Будем надеяться , что наш разговор пробудит инте­ рес к «толстым» журналам у всех, кто «духовной жаждою томим...» Гостью расспрашивал Михаил КОРОЛЬКОВ. ВООРУЖЕНЫ И ОЧЕНЬ ОПАСНЫ Недавно Лебедянский район стал местом проведения подразделениями УВД области широкомасштабных опе­ ративно-розыскных мероприятий. Поднятые по тревоге крупные силы милиции были брошены на поиск трех бан­ дитов, совершивших в Лебедяни разбойное нападение на местного жителя. Угрожая оружием, они отобрали у него «Жигули» восьмой модели. Грабителей попытался задер­ жать патруль Госавтоинспекции, но, бросив у садоводчес­ кого товарищества «Любитель» автомобиль, налетчики сумели скрыться. Операцией по их поимке руководил вы­ ехавший в район начальник УВД генерал Аксенов, но про­ чесывание местности не принесло результатов. Повышенная активность милиции объяснялась тем об­ стоятельством, что разбойная группа вооружена и очень опасна. Скорее всего, это «гастролеры», на счету которых не одно преступление, совершенное в других регионах стра­ ны. Поиск бандитской троицы продолжается. ЭЛ ЕК Т РОП РО ВО Д с т о и м о с т ь ю в ж и з н ь Трагически закончилась для 35-летнего М., жителя Дол­ горуковского района, попытка совершить кражу проводов с линии электропередач на окраине села Долгуша. Охот­ ника за цветметаллом убило током. Тело мужчины нашли ночью возле опоры ЛЭП. Воору­ жившись плоскогубцами, он попытался снять электропро­ водку, но от высокого напряжения не спасли даже резино­ вые перчатки... МАШИНУ ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ ЛИПЧАН НАШЛИ У КОНЬ-КОЛОДЕЗЯ В первых числах августа пропали без вести трое лип­ чан (предприниматель М. со своим водителем и находив­ шаяся с ними женщина). Они уехали на «Жигулях» 93-й модели, и с тех пор о них ничего не было известно. К поиску пропавших подключилась милиция. И вот спустя почти две недели стражам порядка уда­ лось получить первую информацию о загадочном исчезно­ вении молодых людей. В Хлевенском районе в полукило­ метре от села Конь-Колодезь был найден сгоревший авто­ мобиль, на котором они уехали. Каких-либо следов самих липчан не обнаружено. РЕШЕТКА НЕ ПОМЕХА. СТОРОЖ ТОЖЕ... Наличие ведомственной охраны и преград в виде окон­ ных решеток не помешало неизвестным злоумышленни­ кам совершить кражу в Центре детского творчества, что находится в Липецке на улице Космонавтов. Ночью воры взломали металлическую решетку, разбили окно и забра­ лись в помещение. После их «визита» в Центре недосчитались двух ком­ пьютеров, трех аудиомагнитофонов и нескольких электро­ инструментов. ОТОБРАЛИ КЛЮЧИ И ОГРАБИЛИ КВАРТИРУ Неприятный инцидент произошел с липчанкой В. Жен­ щина находилась на своем садовом участке, когда на нее напали трое неизвестных мужчин. Отобрав у своей жерт­ вы 70 рублей и ключи от квартиры, грабители скрылись. Но не для того, чтобы замести следы преступления. Види­ мо, зная адрес проживания В., они направились на ее квар­ тиру. Воспользовавшись ключами, налетчики зашли в жилище и похитили 15 тысяч рублей. ОХОТНИК ПРОСТРЕЛИЛ СЕБЕ НОГУ. СЛУЧАЙНО... В Липецком районе на прошлой неделе случились два идентичных происшествия, в которых фигурировало ору­ жие, а их владельцы получили ранения. В селе Боринское в своем доме неработающий 37-летний Д. выстрелом из пневматической винтовки ранил себя в грудь. К счастью, не смертельно, хотя пуля прошла вблизи от сердца. По­ страдавшего, находившегося, по предварительной инфор­ мации, в нетрезвом состоянии, госпитализировали. Другой случай произошел в селе Круглое, откуда с ра­ нением в ногу из охотничьего ружья доставили в больни­ цу 29-летнего жителя Липецка. Обстоятельства случивше­ гося с ним выясняются. А чуть раньше из Добровского района в областную боль­ ницу скорой помощи поступил 51-летний охотник. Будучи на охоте, он по неосторожности прострелил себе ногу. КУРСКОГО г о с т я в з я л и с п о л и ч н ы м Житель Курской области некто Б., 1970 года рожде­ ния и без определенного рода занятий, на днях посетил на собственных «Жигулях» Добринский район. Уезжать с пустыми руками гость, видимо, не захотел, а потому ре­ шил наведаться в летний животноводческий лагерь СХПК им. К. Маркса. Время для «визита» приезжий товарищ выбрал самое подходящее — ночное. Пока местные животноводы отды­ хали от трудов праведных, бросив своих четвероногих по­ допечных на произвол судьбы, ушлый курянин загрузил в автомобиль двух буренок и попытался вывезти их «в не­ известном направлении». Спавших крепким сном скотников подстраховала бди­ тельная милиция. Похититель был задержан с поличным, ведется следствие. Служба новостей «Липецкой газеты». l i l l l l i l l i l l l i т т т т я я т т ш т ТРИ МОНОЛОГА О ПЕСНЕ К он с тан ти н ТАРАСОВ (Москва), автор и исполни­ тель, продюсер. —Авторская песня, зародив­ шаяся в России в пятидесятые годы, наш российский «эксклю­ зив» и приоритет, вплоть до д е ­ вяностых как бы зашифровыва­ ла, в расчете на следующие по­ коления, память интеллигенции. Эти были песни о том, о чем нельзя было сказать во всеуслы­ шанье, что, допустим, на теат­ ральной сцене у Юрия Любимо­ ва, Марка Захарова или Петра Фоменко уходило в намек, в под­ текст. Сейчас «шифровать» нече­ го и не к чему. Говорим и поем обо всем открыто. Порой — че­ ресчур открыто, вплоть до пошло­ вато-циничного оттенка. Для Рос­ сии ведь нехарактерна «золотая середина». То пятки лижем, то на­ оборот—нет ничего святого. Направленность авторской песни за несколько десятилетий изменилась. В качестве паралле­ ли стоит привести пример аме­ риканской музыки кантри. Посте­ пенно из прерии она перемести­ лась в бары, потом на огромные концертные площадки и теперь представляет собой мощную ветвь шоу-индустрии. Авторская песня, по крайней мере в столи­ цах, тоже коммерциализирова­ лась. Однако, слава Богу, до кан­ три в этом смысле ей еще дале­ ко. Заряд бардовской искренно­ сти не иссяк. Поэтому у нас со ­ хранилось уникальное свойство, когда сочинивший обязательно хочет поделиться сочиненным с другими, принесет ему это какие- то деньги или нет. И услышать эти песни всегда готовы и стар, и млад. Только крикни: «Костя Тарасов собирается устроить прослушивание!» —очередь воз­ никнет мгновенно. В других странах попробуй упросить любителя музыки вый- НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ... Как уж е знают читатели «ЛГ», в конце минувшей н е ­ дели состоялся V Липецкий открытый фестиваль-конкурс авторской песни. Сегодня мы п р едл а г а ем небольш и е интервью с его участниками. Это монологи о врем ени , о с е б е и бардовской песне вчера , сегодня и завтра . ти на сцену. Он, скованный не­ ловкостью, напрочь откажется... Унас авторскую песню-исповедь исполняют в охотку. Она стала со­ ставной частью нашей культуры. По-прежнему слушатели внимают «старой гвардии» —Юлию Киму, Вадиму Егорову, Виктору Берков­ скому, Сергею Никитину... Новое поколение, конечно, наступает, старается набрать очки за счет оригинальности (доходящей до эксцентричности)текстов, арти­ стизма, красивого исполнения. Потому что теперь, чего не наблю­ далось раньше, надо завоевы­ вать зрителей, быть немного шоуменами. Ксчастью, суть жан­ ра, повторяю, остается неизмен­ ной—спонтанное сочинительство «просто так». Лишь потом, воз­ можно, такая песня способна стать товаром. Но изначально она никоим образом не товар. И здесь кроется ее коренное отли­ чие от «попсы». В последние годы я активно занимаюсь различными проекта­ ми, работаю с радио- и телека­ налами и смею вас заверить: тем, кто связан сегодня с автор­ ской песней, живется совсем не­ плохо. Гонорары нередко сопос­ тавимы с «попсовыми». Прово­ дится масса фестивалей, даю­ щих шанс отличиться, заявить о себе . Хотя нельзя не заметить: авторская песня находится в ка­ ком-то переходном состоянии, в поиске иной эстетики. И ваш, липецкий, фестиваль, на который я приехал впервые, дает опреде­ ленную пищу для размышлений о том, чего следует ждать от бар­ довского творчества впредь. В принципе,чего угодно. Главное, чтобы осталась «интимная», лич­ ностная его основа. Александр ЕФРЕМОВ, кан­ дидат педагогических наук, директор Воронежского обла­ стного Центра народно­ го творчества, руково­ дитель юниорской м ас ­ тер ск ой на липецком фестивале. —В моей диссертации, которую я защитил в Во­ ронежском педагогичес­ ком университете, речь идет о значимости автор­ ской песни для молодежи. То есть исследование у меня получилось на стыке педагогики и культуры. И когда мне несколько меся­ цев назад предложили воз­ главить Центр народного творчества, я сразу согла­ сился. Разумеется, специ­ фика Центра, выраженная в его названии, осталась неизменной. Я лишь внес программу-минимум, каса­ ющуюся взаимодействия вуза и села. Ведь в нашем университете процентов восемьдесят студентов учится по направлениям из районов и сел, к себе домой они и возвращаются. Так разве не стоит помочь молодому специа­ листу получше сориентироваться в сфере культуры, чтобы стать ее проводником на селе, в школе? Мою программу поддержали. Уве­ рен, она будет реализована. Я всерьез занимаюсь автор­ ской песней, но лишь с недавних пор мои опыты стали меня удов­ летворять. Провожу вместе с мо­ ими товарищами городские ф е­ стивали учащейся молодежи — понятно, бардовские — и убеж­ даюсь: если человек шестнадца­ ти или семнадцати лет доволен своими первыми творческими опытами, если ему мнится, что он —потенциальная «звезда», то на­ верняка потом ничего путного у него не получится. Надо расти, не останавливаться, проявлять упорство. Вообще тема «молодежь и ав­ торская песня» связана с рядом культурных и социальных про­ блем. Буквально для каждого под­ ростка настает пора, когда он хо­ чет найти способ самореализа­ ции. И один из самых простых, вернее, естественных, вариантов взять гитару в руки и запеть. Но зачем этим заниматься в подъезде, подворотне? Лучше дать ребятам шанс показаться на том же фестивале. Авторскую песню я склонен считать панаце­ ей от многих наших культурно-му­ зыкальных бед — засилия «по­ псы», ложных кумиров, от, как сейчас говорят, гламурного, глянцево-мишурного, тусовочно­ го образа жизни. Ведь в основе такой песни —понимание красо­ тыязыка и музыки, слово, поэзия, и не на продажу, не для выгоды, а для души. Наш юниорский фестиваль, который мы проводим, — дело непростое, это не развлечение наподобие дискотеки. Стоило из­ вестных усилий за­ ручиться поддерж­ кой управления об­ разования, чтобы осуществить идею. До встречи с вами я разговаривал об этом с липецкими бардами, и они со ­ гласились, что фе­ стивали начинаю­ щих сочинителей-исполнителей надо организовывать и здесь. В чем я готов всячески помочь. Роман ДУБРОВИН, л ауре­ ат конкурса в авторской но­ минации. —Это неправда, что авторс­ кая песня устарела, неактуальна и никому сейчас не по силам встать вровень с ее «классиками». В хо­ рошей авторской песне по-пре­ жнему такая глубина содержания и чувств, в ней звучит душа ис­ полнителя — поэта с гитарой!.. «Попсовые» однодневки быстро приедаются, а авторская песня — не сиюминутная, потребность в ней, уверен, не исчезнет ни в коем случае. Да, среди моих 18-20-летних сверстников этот жанр особой популярностью не пользуется. Тем хуже для них. Значит, они пока не доросли до его понимания, кото­ рое предполагает и высокую сте­ пень личностного отношения кок­ ружающему, и уровень самооцен­ ки, наконец—интеллект. Для меня авторская песня —сугубо личное дело, одна из ипостасей челове­ ческого «я». Она —попытка всту­ пить в диалог о том, что меня вол­ нует, что для меня важно, но о чем я лучше могу сказать в песне, в стихах, нежели обычными слова­ ми. Она возникает вследствие внутреннего посыла. А раз появ­ лению песни сопутствуют радость, воодушевление, то отчего бы не поделиться ими со знакомыми и незнакомыми людьми? Я готов выступать перед любой аудитори­ ей — неважно, из двух или двух­ сот человек она состоит. С сентября я стану студентом театрального отделения Липецко­ го училища искусств имени Игум­ нова по специализации «режис­ сер массовых представлений». Между моей будущей специаль­ ностью и привязанностью кавтор­ ской песне нет никакого противо­ речия. Ито, и другое имеет отно­ шение к творчеству, кискусству, квовлечению в эту сферу слуша­ телей, зрителей. Певец — тоже режиссер своих песен. Он стре­ мится, в лучшем смысле слова, «подчинить» себе публику, убе­ дить ее, достичь встречного дви­ жения души... Константин КЛЮТКИН. Фото Виктора ДАВЫДОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz