Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ШШШШ& 2 8 а в г у с т а 2 0 0 2 г . , № 1 6 7 ( 2 1 7 9 5 ) illiill ЖИПЕЦКАЯ г а з е т а щтшшш i — О льга И льинична, как ск л ад ы в а л ас ь ваш а т в о р ч е с кая би ограф и я? — Я автор двух романов: «Мужской роман» и «Женский роман», они вышли в издатель стве «Вагриус» в серии «Женс кий почерк» в 2000 году, ряда повестей. В этом году стала председателем жюри по присуж дению премии Юрия Казакова на лучший русский рассказ. Эта пре мия учреждена редакцией наше го журнала при поддержке бан ка, она вручается третий год. Ее лауреатом в прошлом году был Виктор Астафьев. — Что при вело в а с в Л и пецкую область? —Уменя и моего коллеги, по эта и заведующего отделом про зы журнала «Октябрь» Виталия Буханова, две задачи. Первая — пропаганда «толстых» журналов. Было время, когда они выполня ли не только литературную функ цию, но и общественно-полити ческую, в них чувствовался пульс жизни, все передовое там отра жалось. Среди всех, несомненно, выделялись журналы «Новый мир» и «Знамя». Сейчас, в связи с экономи ческими потрясениями, наши журналы стоят очень дорого. А интеллигенция, точнее, прослой ка интеллигенции, на которую они рассчитаны, страшно обед нела—учителя, врачи, работни ки культуры, музеев. В недавние времена стыдно было не читать «толстые» журналы, каждая семья выписывала по два, три, а то и больше. А сейчас, к сожалению, первое, в чем вынуждены отказы вать себе люди, —это в подпис ке на журналы, приобретении книг. А не дешевы они теперь потому, что раньше цены на бу магу, типо- графские услуги, до ставку были иными... Вторая цель связана с дея тельностью фонда Филатова. Фонд реализует культурную про грамму поиска молодых дарова ний, то есть проводит ту работу, которую раньше выполнял Союз писателей. Каждый год Союз пи сателей «открывал» молодых про заиков, поэтов, драматургов, про водил совещания молодых писа телей. По итогам этих совещаний лучшие, самые талантливые ре комендовались кприему в СП. А он давал импульс для дальней шего продвижения: легче было печатать произведения, появля лась возможность безбедно су ществовать. Союз — довольно элитарная организация. Я бы сравнила ее с дворянством ста рой России. Сейчас СП как орга низующая сила полностью разва лился. Унего были и положитель ные, и отрицательные стороны, но с полной определенностью можно сказать, что писатели те перь лишились поддержки. Да, за эту поддержку они должны были «платить» творческой дисципли нированностью. Сейчас каждый абсолютно свободен в своем творчестве. Фонд Филатова на правляет работников редакций журналов, писателей в разные регионы страны. Они привозят из таких поездок рукописи, реко мендуют наиболее интересные к : Ш 1 !Ш Как уж е сообщ алось в «ЛГ», в гостях у липецких ли тераторов не так д авн о побывали сотрудники столич ных журналов «Новый мир» и «Октябрь». Главная цель визита — поиск юных дар ований и подготовка ко вто р ом у ф орум у м олоды х писателей России, и бо сегодня в литературе наблю дается опасная тенденция (напомина ющая экономику острова, на котором жители з а р а б а тывают с е б е на х л е б , стирая б ел ь е друг у друга): писате ли пишут для себя , происходит отрыв региональной ли тературы от столичной, бесконечный инфляционный про цесс «сбивает» подписку на журналы . Всем памятны годы, когда литературно-худож ествен ные и общ ественно-политические журналы были д у х о в ной пищей самой читающей (тогда!) страны в мире. Д о статочно вспомнить, что в январе 1989 года тираж «Но вого мира» составлял б о л е е полутора миллионов, а в сл ед ующ ем году намного превысил два с половиной миллиона! А затем «журнальная вселенная» начала р езк о сжи маться. В январе 1991 года в «Литературной газете» была опубликована статья Льва Гудкова с тревожным н а зв а нием «Конец журнального бум а» ... Бум уш ел в прош лое, журналы остались, но они н а поминают воинские п одр а зд ел ен и я , которые с тяжелы ми боями вырвались из окруж ения , сохранив знамя. И ср еди них — ведущий ж урн ал «Новый мир». Как он себя чувствует в новом мире? В б е с е д е с нашим корр еспон дентом на этот и другие вопросы ответила Ольга НОВИ КОВА — писатель, член р едколлегии , заместитель за в е дующ его отделом прозы ж урн ал а «Новый мир». публикации. Организуются раз в год совещания молодых писате лей. —С чем приходят в р ед ак цию м о л о ды е пи сатели , с к а кими т е м а м и ? Что их волну ет? Что типично д л я их тв о р ч е ств а? —Увы, наиболее типично са мокопание. Особенно у авторов до тридцати лет. Это полезно для становления собственной лично сти, но малопродуктивно для ли тературы. Литература в какой-то мере теряет связь с читателем. Яимею в виду Литературу с боль шой буквы. Современную литературу можно отчетливо разбить на три потока: массовая, или «глянце вая» — она существовала и ра нее, но не в такой открытой, на гло демонстрирующей себя фор ме; беллетристика, литература для чтения, написанная хорошим языком, но без серьезного духов ного поиска и глубокого философ ского содержания; литература настоящая, продолжающая тра диции Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова —всем извест ный классический ряд. «Толстые» журналы пытаются искать и печатать литературу вы сокого качества. Ну а для того, чтобы, как говорится, было что почитать, печатаем беллетристи ку. —У дается ли журналу вы д е рж и в ать такую установку? — Не всегда. У нас есть оп ределенный коллектив авторов, который постоянно дает нам свои произведения. Но все равно, если человек заработал себе имя, то к нему предъявляются более строгие критерии, чем к абсолютно новому автору. Новый автор должен прийти с чем-то но вым—стилем, темой, формой, с тем новым, которое интересно не только ему. В «Новый мир» посту пают рукописи со всей России. Сохранилась, слава Богу, еще хо рошая традиция: каждый, кто считает себя достойным, стре мится опубликоваться в нашем журнале. Возможности для отбо ра у нас очень большие. — Из каких регионов, го род о в поступ ает больш е в с е го рукописей? —По географии спектр очень большой, но больше всего из Москвы и Петербурга. — Т ам , в и д н о , та л а н то в писучих много? —Нет, просто пишущим бли же до редакции. Каждый писа тель хочет контакта. Приезжают по служебным командировкам из сибирских городов, выкраивают время, чтобы побывать у нас. — Р езк о ли отличаю тся по тем а ти к е п р о и зв е д е н и я с т о личных и региональны х ав то ров? —Отличаются только тем, что произведения столичных авторов написаны более гладко, тщатель нее «причесаны». Но это отнюдь не значит, что они всегда лучше, потому что в произведениях пи сателей из глубинки, из села чув ствуется та «живая жизнь», ради которой редактору стоит порабо тать, помочь сочинителю, чтобы жизнь не прошла мимо страниц журнала. — Н азови те, пож алуй ста, авто р о в таких п р о и звед ен и й . — Есть у нас автор Вячеслав Титов. Живет в станице, интерес ны его рассказы о деревне на сломе эпох. Есть замечательный писатель, наш постоянный автор Борис Екимов, член редколлегии, живет под Волгоградом. Нашим постоянным автором был покой ный Виктор Астафьев. Мы печа тали произведения многих лите раторов из Екатеринбурга. Сре ди них — Славникова, Сахновс- кий, Исхаков... — Другими сл о в ам и , ваш журнал открыт д л я д е й с т в и тел ьн о талан тли вой м о л о д е жи? —Не только открыт, мы все гда рады ей. И даже если писа ля, отвлечет от наркотиков. Все пойдет в сторону духовного раз вития общества. В этом и будет заключаться социальная функция журнала. Кто-то усиленно распус кал слух, что журналы жируют за счет Фонда Сороса. Этот фонд ни когда не помогал журналам. Он давал деньги библиотекам на подписку. Сейчас библиотеки не подписываются на «толстые» жур налы. Это беда. За счет спонсор ских денег Министерство культу ры выписывает несколько сотен экземпляров, но этого мало, что бы изменить положение с под пиской. Сегодня тираж «Нового мира» —9300 экземпляров —са мый большой среди всех «тол стых» журналов. —Д а этого и на одну М ос кву не хватит! —Да, журналы не попадают в провинцию. Настоящая литерату ра, живой процесс создания кни ги оторван от читателя. Я посе тила ваш книжный магазин — одна-две полки отведены для со временной литературы, а осталь ные оккупированы детективами, ж урналу сохрани ть свою н е п о вторим ость, отстоять свои позиции в конкурентной борь бе? —Трудно об этом судить. Мы пытаемся... Ужурнала есть своя ниша. События последних лет развели журналы по двум лаге рям —демократов и патриотов. «Новый мир» — мостик между ними. Мы считаем, что великая русская литература является единым процессом, и если про изведение написано хорошим русским языком, то идеология — это только материал для эстети ческого выражения. — Как вы о т н о с и т е с ь к п р о и зв е д е н и ям , необычным по ф о р м е , язы ку, стилю ? —За новым скрывается очень часто обычное графоманство, пу стое желание афишировать себя, не имея за душой ни умной мыс ли, ни глубокой философии. —С творчеством каких ав то р о в журнал озн аком и т чи т а т е л е й в ближ айш ем буду щ ем ? —Публиковали и будем пуб С О Б Е С Е Д Н И К « Л Г » ВЫ ПИСАТЕЛЮ К ЧИТАТЕЛЮ... тель из провинции выступает как бы на равных со столичным авто ром, мы отдаем предпочтение «провинциалу» — и возраст ав тора в этом случае не имеет зна чения. — Что вас тревож и т в с о временном литературном про ц е с с е ? Каким, на ваш взгляд, он долж ен бы ть? —Волнует отрыв читателя от писателя. Мы уже говорили: люди перестали читать «толстые» журналы — это явление мне ка жется печально-симптоматичным. Литература сейчас находится в состоянии инвалида, которого надо поддержать. — Я активно читал «тол стые» журналы с 1975 д о н а ч а л а 1991 го д а. П овыш ение ц ен на подпи ску о к а з а л о с ь б р евн ом под ноги п одп и счи ку. Но по инерции м ногие не р а с с т а в а л и с ь с ж у рн алам и . Очевидно, не только повыш е ние цен п ри вело к п адению и н те р е с а , но и журналы в о врем я не сори ен тировали сь в и зм ен и вш ей ся ситуации? —Виноваты и читатели, и пи сатели. Но прежде всего винова то государство. — Не п о д д ерж ал о ? —В советские времена госу дарство поддерживало литерату ру. Но и литература выполняла социальный заказ государства. Есть художники, для которых вы полнение этого заказа органич но, они с удовольствием это д е лают. А есть социальные худож ники, гражданского направления и звучания, для которых это не подходит. Сейчас литература осталась просто без поддержки, внимания и заботы государства. Настоя щая, высокая литература требу ет сосредоточенной умственной работы, напряжения духовных сил, она не может быть, по опре делению, коммерческой. Вот она нуждается в поддержке. Бывает, что банки и меценаты помогают какому-то отдельному прозаику или поэту... Но этого явно недо статочно, должна быть система. Только в этом случае государство получит от литературы очень мно гое. Представьте: если вернуть человека к книжке, то оторвать будет трудно — очень «зарази тельный» процесс чтения. Этот процесс уведет общество от бе зудержного потребления алкого боевикам и, сочинениями на уровне «мыльной оперы». —Не получится ли так, что современное поколение разу чится читать серьезные кни ги? — Это большая опасность, и это большая беда государства. Но оно пока не ощущает этого. —Не кажется ли вам, что истоки этой беды —в школь ных программах по литерату ре? — Раньше школьная програм ма была сугубо ограниченной. В мое время не изучали произве дения Достоевского, а если изу чали, то обзорно. Правда, были передовые учителя, которые, на свой страх и риск, знакомили уче ников с произведениями загра ничных авторов начала XX века. Таких учителей ожидали крупные неприятности... Сейчас наметился крен в дру гую сторону. Надо иметь в виду, что современные учителя находят ся в более выгодном положении, нежели их предшественники. Наш журнал является хорошим и надежным подспорьем для них, ибо содержит добротные статьи, списки рекомендуемой литерату ры для чтения школьниками. Школьная библиотека не должна «обкрадывать» учеников, необхо димо выписывать хотя бы один «толстый» журнал. —Произведения каких ав торов, по вашему мнению, следует включить в школьную программу по литературе? — Безусловно, классику — Пушкин, Лермонтов, Д остоевс кий, Толстой, Чехов. Из современ ных авторов —Астафьев, Солже ницын («Один день Ивана Дени совича», «Матренин двор»...), Ис кандер, Битов, Аксенов, Маканин, из более молодых —Антон Уткин, Андрей Волос, Андрей Дмитри ев. Если говорить о дебютантах — Аркадий Бабченко (повесть «Архангел» о чеченской войне). Совсем молодой — Сергей Шер- гунов. Это уже та проза, которая п убл и к ов ал ась в ж урн але «Юность». — Было в р ем я , ко гда «Юность» наступала на «пят ки» вашему журналу. — Да, но это хорошо, когда есть соперник, когда есть серь езный конкурент. Это очень про дуктивно для литературы. — У дается ли ваш ем у ликовать произведения Алексан дра Исаевича Солженицына. Про должаем печатать его очерки из гнания «Угодило зернышко про меж двух жерновов». Журнал ве рен этому автору. Но, конечно, не только ему. — Как говорят м а т е м а т и ки, вы о зн ак ом и л и сь в «пер вом приближ ении» с тв о р ч е ством ли тераторов нашей о б л ас ти . Каковы ваши в п еч ат л ен и я? —Мне показалось, что здесь — настоящая Россия. И всегда, когда я разговаривала с людьми, я ощущала тот настоящий патри отизм, который, мне кажется, мо жет служить основанием для уве ренности в том, что Россия ни когда не потеряется. В советское время было у провинциалов ощу щение какой-то «вторичности», а гордость подчас была агрессив ной. Сейчас все немножко утихо мирилось, успокоилось, люди по нимают, что жизнь есть и в Ли пецке, что ее можно обустроить... Наблюдается, и это радует, ощу щение самодостаточности в лю дях, есть ощущение, что они не зависят от Москвы. Несомненно, это хороший знак. Мы внимательно слушали стихи елецких, липецких, усман- ских поэтов. В них — ощущение камерности, изолированности от внешнего мира, одинаковость тем. Заметно стремление силово го выделения себя среди собра тьев по перу. Забывается при этом, что первый шаг, который должен сделать писатель, —по нять другого. Сначала пойми, что ты такой же, как все, а потом по пытайся сказать свое слово. А они агрессивно пытаются ска зать: «Нет, я не такой, как все». Этого шага —понимание друго го —я, к сожалению, не уловила. Но я увидела, что молодые поэты делают духовные усилия. И это будет полезно, независимо от того, кто станет поэтом, а кто — нет. Они понимают, что поэзия — способ духовной самореализа ции. И хорошо, что не пытаются сделать ее источником матери ального существования. — Б у д ем н а д е я т ь с я , что наш р азго в о р пробудит ин те р е с к «толстым» ж урн алам у всех , кто «духовной ж аждою томим ...» Гостью р ассп раш и вал Михаил КОРОЛЬКОВ. В О О Р У Ж Е Н Ы И О Ч Е Н Ь О П А С Н Ы Недавно Лебедянский район стал местом проведения подразделениями УВД области широкомасштабных опе ративно-розыскных мероприятий. Поднятые по тревоге крупные силы милиции были брошены на поиск трех бан дитов, совершивших в Лебедяни разбойное нападение на местного жителя. Угрожая оружием, они отобрали у него «Жигули» восьмой модели. Грабителей попытался задер жать патруль Госавтоинспекции, но, бросив у садоводчес кого товарищества «Любитель» автомобиль, налетчики сумели скрыться. Операцией по их поимке руководил вы ехавший в район начальник УВД генерал Аксенов, но про чесывание местности не принесло результатов. Повышенная активность милиции объяснялась тем об стоятельством, что разбойная группа вооружена и очень опасна. Скорее всего, это «гастролеры», на счету которых не одно преступление, совершенное в других регионах стра ны. Поиск бандитской троицы продолжается. ЭЛ ЕК Т РОП РО ВО Д с т о и м о с т ь ю в ж и з н ь Трагически закончилась для 35-летнего М., жителя Дол горуковского района, попытка совершить кражу проводов с линии электропередач на окраине села Долгуша. Охот ника за цветметаллом убило током. Тело мужчины нашли ночью возле опоры ЛЭП. Воору жившись плоскогубцами, он попытался снять электропро водку, но от высокого напряжения не спасли даже резино вые перчатки... М А Ш И Н У П Р О П А В Ш И Х Б Е З В Е С Т И Л И П Ч А Н Н А Ш Л И У К О Н Ь - К О Л О Д Е З Я В первых числах августа пропали без вести трое лип чан (предприниматель М. со своим водителем и находив шаяся с ними женщина). Они уехали на «Жигулях» 93-й модели, и с тех пор о них ничего не было известно. К поиску пропавших подключилась милиция. И вот спустя почти две недели стражам порядка уда лось получить первую информацию о загадочном исчезно вении молодых людей. В Хлевенском районе в полукило метре от села Конь-Колодезь был найден сгоревший авто мобиль, на котором они уехали. Каких-либо следов самих липчан не обнаружено. Р Е Ш Е Т К А Н Е П О М Е Х А . С Т О Р О Ж Т О Ж Е ... Наличие ведомственной охраны и преград в виде окон ных решеток не помешало неизвестным злоумышленни кам совершить кражу в Центре детского творчества, что находится в Липецке на улице Космонавтов. Ночью воры взломали металлическую решетку, разбили окно и забра лись в помещение. После их «визита» в Центре недосчитались двух ком пьютеров, трех аудиомагнитофонов и нескольких электро инструментов. О Т О Б Р А Л И К Л Ю Ч И И О Г Р А Б И Л И К В А Р Т И Р У Неприятный инцидент произошел с липчанкой В. Жен щина находилась на своем садовом участке, когда на нее напали трое неизвестных мужчин. Отобрав у своей жерт вы 70 рублей и ключи от квартиры, грабители скрылись. Но не для того, чтобы замести следы преступления. Види мо, зная адрес проживания В., они направились на ее квар тиру. Воспользовавшись ключами, налетчики зашли в жилище и похитили 15 тысяч рублей. О Х О Т Н И К П Р О С Т Р Е Л И Л С Е Б Е Н О ГУ . С Л У Ч А Й Н О ... В Липецком районе на прошлой неделе случились два идентичных происшествия, в которых фигурировало ору жие, а их владельцы получили ранения. В селе Боринское в своем доме неработающий 37-летний Д. выстрелом из пневматической винтовки ранил себя в грудь. К счастью, не смертельно, хотя пуля прошла вблизи от сердца. По страдавшего, находившегося, по предварительной инфор мации, в нетрезвом состоянии, госпитализировали. Другой случай произошел в селе Круглое, откуда с ра нением в ногу из охотничьего ружья доставили в больни цу 29-летнего жителя Липецка. Обстоятельства случивше гося с ним выясняются. А чуть раньше из Добровского района в областную боль ницу скорой помощи поступил 51-летний охотник. Будучи на охоте, он по неосторожности прострелил себе ногу. КУРСКОГО г о с т я в з я л и с п о л и ч н ы м Житель Курской области некто Б., 1970 года рожде ния и без определенного рода занятий, на днях посетил на собственных «Жигулях» Добринский район. Уезжать с пустыми руками гость, видимо, не захотел, а потому ре шил наведаться в летний животноводческий лагерь СХПК им. К. Маркса. Время для «визита» приезжий товарищ выбрал самое подходящее — ночное. Пока местные животноводы отды хали от трудов праведных, бросив своих четвероногих по допечных на произвол судьбы, ушлый курянин загрузил в автомобиль двух буренок и попытался вывезти их «в не известном направлении». Спавших крепким сном скотников подстраховала бди тельная милиция. Похититель был задержан с поличным, ведется следствие. Служба новостей «Липецкой газеты». l i l l l l i l l i l l l i т т т т я я т т ш т ТРИ МОНОЛОГА О ПЕСНЕ К о н с т а н т и н ТАРАСОВ (М осква), ав то р и и сп о л н и тел ь, продю сер. —Авторская песня, зародив шаяся в России в пятидесятые годы, наш российский «эксклю зив» и приоритет, вплоть до д е вяностых как бы зашифровыва ла, в расчете на следующие по коления, память интеллигенции. Эти были песни о том, о чем нельзя было сказать во всеуслы шанье, что, допустим, на теат ральной сцене у Юрия Любимо ва, Марка Захарова или Петра Фоменко уходило в намек, в под текст. Сейчас «шифровать» нече го и не к чему. Говорим и поем обо всем открыто. Порой — че ресчур открыто, вплоть до пошло вато-циничного оттенка. Для Рос сии ведь нехарактерна «золотая середина». То пятки лижем, то на оборот—нет ничего святого. Направленность авторской песни за несколько десятилетий изменилась. В качестве паралле ли стоит привести пример аме риканской музыки кантри. Посте пенно из прерии она перемести лась в бары, потом на огромные концертные площадки и теперь представляет собой мощную ветвь шоу-индустрии. Авторская песня, по крайней мере в столи цах, тоже коммерциализирова лась. Однако, слава Богу, до кан три в этом смысле ей еще дале ко. Заряд бардовской искренно сти не иссяк. Поэтому у нас со хранилось уникальное свойство, когда сочинивший обязательно хочет поделиться сочиненным с другими, принесет ему это какие- то деньги или нет. И услышать эти песни всегда готовы и стар, и млад. Только крикни: «Костя Тарасов собирается устроить прослушивание!» —очередь воз никнет мгновенно. В других странах попробуй упросить любителя музыки вый- НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ ... Как уж е знают читатели «ЛГ», в конце минувшей н е дели состоялся V Липецкий открытый фестиваль-конкурс авторской песни. Сегодня мы п р едл а г а ем небольш и е интервью с его участниками. Это монологи о врем ени , о с е б е и бардовской песне вчера, сегодня и завтра. ти на сцену. Он, скованный не ловкостью, напрочь откажется... Унас авторскую песню-исповедь исполняют в охотку. Она стала со ставной частью нашей культуры. По-прежнему слушатели внимают «старой гвардии» —Юлию Киму, Вадиму Егорову, Виктору Берков скому, Сергею Никитину... Новое поколение, конечно, наступает, старается набрать очки за счет оригинальности (доходящей до эксцентричности)текстов, арти стизма, красивого исполнения. Потому что теперь, чего не наблю далось раньше, надо завоевы вать зрителей, быть немного шоуменами. Ксчастью, суть жан ра, повторяю, остается неизмен ной—спонтанное сочинительство «просто так». Лишь потом, воз можно, такая песня способна стать товаром. Но изначально она никоим образом не товар. И здесь кроется ее коренное отли чие от «попсы». В последние годы я активно занимаюсь различными проекта ми, работаю с радио- и телека налами и смею вас заверить: тем, кто связан сегодня с автор ской песней, живется совсем не плохо. Гонорары нередко сопос тавимы с «попсовыми». Прово дится масса фестивалей, даю щих шанс отличиться, заявить о себе. Хотя нельзя не заметить: авторская песня находится в ка ком-то переходном состоянии, в поиске иной эстетики. И ваш, липецкий, фестиваль, на который я приехал впервые, дает опреде ленную пищу для размышлений о том, чего следует ждать от бар довского творчества впредь. В принципе,чего угодно. Главное, чтобы осталась «интимная», лич ностная его основа. Александр ЕФРЕМОВ, кан д и д а т п ед аго ги ч еск и х наук, директор Воронежского о б л а стного Центра н ародн о го тв о р ч е ств а, руково д и т ел ь юниорской м а с т е р с к о й н а л и п е ц к о м ф е сти в ал е. —В моей диссертации, которую я защитил в Во ронежском педагогичес ком университете, речь идет о значимости автор ской песни для молодежи. То есть исследование у меня получилось на стыке педагогики и культуры. И когда мне несколько меся цев назад предложили воз главить Центр народного творчества, я сразу согла сился. Разумеется, специ фика Центра, выраженная в его названии, осталась неизменной. Я лишь внес программу-минимум, каса ющуюся взаимодействия вуза и села. Ведь в нашем университете процентов восемьдесят студентов учится по направлениям из районов и сел, к себе домой они и возвращаются. Так разве не стоит помочь молодому специа листу получше сориентироваться в сфере культуры, чтобы стать ее проводником на селе, в школе? Мою программу поддержали. Уве рен, она будет реализована. Я всерьез занимаюсь автор ской песней, но лишь с недавних пор мои опыты стали меня удов летворять. Провожу вместе с мо ими товарищами городские ф е стивали учащейся молодежи — понятно, бардовские — и убеж даюсь: если человек шестнадца ти или семнадцати лет доволен своими первыми творческими опытами, если ему мнится, что он —потенциальная «звезда», то на верняка потом ничего путного у него не получится. Надо расти, не останавливаться, проявлять упорство. Вообще тема «молодежь и ав торская песня» связана с рядом культурных и социальных про блем. Буквально для каждого под ростка настает пора, когда он хо чет найти способ самореализа ции. И один из самых простых, вернее, естественных, вариантов взять гитару в руки и запеть. Но зачем этим заниматься в подъезде, подворотне? Лучше дать ребятам шанс показаться на том же фестивале. Авторскую песню я склонен считать панаце ей от многих наших культурно-му зыкальных бед — засилия «по псы», ложных кумиров, от, как сейчас говорят, гламурного, глянцево-мишурного, тусовочно го образа жизни. Ведь в основе такой песни —понимание красо тыязыка и музыки, слово, поэзия, и не на продажу, не для выгоды, а для души. Наш юниорский фестиваль, который мы проводим, — дело непростое, это не развлечение наподобие дискотеки. Стоило из вестных усилий за ручиться поддерж кой управления об разования, чтобы осуществить идею. До встречи с вами я разговаривал об этом с липецкими бардами, и они со гласились, что фе стивали начинаю щих сочинителей-исполнителей надо организовывать и здесь. В чем я готов всячески помочь. Роман ДУБРОВИН, л а у р е ат конкурса в авторской но минации. —Это неправда, что авторс кая песня устарела, неактуальна и никому сейчас не по силам встать вровень с ее «классиками». В хо рошей авторской песне по-пре жнему такая глубина содержания и чувств, в ней звучит душа ис полнителя — поэта с гитарой!.. «Попсовые» однодневки быстро приедаются, а авторская песня — не сиюминутная, потребность в ней, уверен, не исчезнет ни в коем случае. Да, среди моих 18-20-летних сверстников этот жанр особой популярностью не пользуется. Тем хуже для них. Значит, они пока не доросли до его понимания, кото рое предполагает и высокую сте пень личностного отношения кок ружающему, и уровень самооцен ки, наконец—интеллект. Для меня авторская песня —сугубо личное дело, одна из ипостасей челове ческого «я». Она —попытка всту пить в диалог о том, что меня вол нует, что для меня важно, но о чем я лучше могу сказать в песне, в стихах, нежели обычными слова ми. Она возникает вследствие внутреннего посыла. А раз появ лению песни сопутствуют радость, воодушевление, то отчего бы не поделиться ими со знакомыми и незнакомыми людьми? Я готов выступать перед любой аудитори ей — неважно, из двух или двух сот человек она состоит. С сентября я стану студентом театрального отделения Липецко го училища искусств имени Игум нова по специализации «режис сер массовых представлений». Между моей будущей специаль ностью и привязанностью кавтор ской песне нет никакого противо речия. Ито, и другое имеет отно шение к творчеству, кискусству, квовлечению в эту сферу слуша телей, зрителей. Певец — тоже режиссер своих песен. Он стре мится, в лучшем смысле слова, «подчинить» себе публику, убе дить ее, достичь встречного дви жения души... Константин КЛЮТКИН. Фото Виктора ДАВЫДОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz