Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

й В ЭТИ ДНИ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЯТЬСОТ ЛЕТ С ТЕХ ПОР, КАК ДИОНИСИЙ С СЫНОВЬЯМИ ЗАВЕРШИЛ РАБОТУ НАД ВСЕМИРНО ЗНАМЕНИТЫМИ НЫНЕ ФРЕСКАМИ В ФЕРАПОНТОВО Я вышел из хр ам а , нашел скамейку у монастырской сте­ ны. Кружилась голова, и слиш­ ком сильно билось сердце . Позднее, вернувшись домой , я найду в одной из книг точное описание своих ощущений: «Первое, что пораж ает вошед­ шего в ферапонтовский храм , - это впечатление невесомости всех изображений: как бы вы­ рванны е из сферы земного притяжения...» О Ферапонтово очень тру­ дно писать - как обо всем не­ постижимо прекрасном , что дано нам от Бога. О звездном небе, о безбрежном море, о ребенке... Маленький монастырь на холме. Маленькое село, укры­ тое далью, спрятанное за еще недавно глухими лесами и не­ проезжими дорогами. Палом­ ничество в эти края и сегодня, во времена комфорта и скоро­ сти, . ограничено короткими летними месяцами. Надо одо ­ левать путь, надо чуть-чуть по­ терпеть и в дороге, и в ожида­ нии на паперти храма, пока музейная барышня выпустит из дверей одну группу паломни­ ков и экскурсантов и разрешит другой (не более десяти чело­ век) войти под дивные своды на дозволенные десять минут... Краткость этих минут трудно без ропота перенести тому, кто стремился сюда издалека. Можно, конечно, ворчать на строгие требования «темпера- рно-влажностного режима», о ведь можно увидеть в этих строгостях еще одно напоми­ нание о краткости нашего бы­ тия и принять эти десять минут благодарно и тихо... Нелегко понять, почему именно здесь, а не в престоль­ ной Москве, оставил свое з а ­ вещательное творение мастер, стоявший в то время в центре московской художественной жизни? Отчего на седьмом де ­ сятке лет, отклонив выгодные заказы, Дионисий отозвался на просьбу небогатого монастыря и отправился с сыновьями в долгий путь? Опасался ли он, что Москве суждены еще и по­ жары, и смуты, и нашествия?.. Впрочем, если фрески его бы­ ли завещанием , то ведь не на виду, не на ветру завещание оставляют. Его прячут до сро ­ ка. Срок оказался долгим. Только в XX веке тихий мона­ стырь на взгорке между двух о зер вдруг стал одним из ду­ ховных центров России. Цент­ ром с огромной' силой притя­ жения. В 1923 году в одном из па­ рижских журналов Павел Му­ ратов, выдающаяся личность русского Серебряного века, вспоминал о Ф ерапонтово : «Главное чудо нашей художе­ ственной древности - Ф е р а ­ понтов монастырь, с ф реска­ ми, каким- то счастьем почти целиком уцелевшими... Туда надо ехать из Рыбинска по Шексне на маленьком парохо­ де...» В восьмидесятые эмигрант­ ские годы и опять в Париже один русский поэт вспоминал: «...Не описать природу Ф е р а ­ понтова: его луга, рощи, бле- сткие о з е р а и островки... Зи­ мой архитектура еще прекрас­ нее: белое на белом - так изы­ сканно!..» А проще всех о том, что значит Ферапонтово для Рос­ сии, сказала безвестная ста­ рушка, сидевшая на скамейке у автостанции и глядевшая, как очередной автобус с туриста­ ми заворачивает с моста: «Зе­ мля у нас, видно, намоленная. Так ведь какие святые по ней ножками ходили!..» Нынче мы дождались того, что пятисотлетние фрески Дио­ нисия наконец-то признаны не только русским, но и всемир­ ным достоянием. Ансамбль Ф ерапонтова монастыря во­ шел в реестр всемирного на­ следия ЮНЕСКО. Его перво- зданность, нетронутость - н а ­ стоящее чудо. О собенно , если вспомнить сколько храмов и монастырей было снесено , в зорв ано , осквернено . При всех огромных утратах, поне­ сенных православными святы­ нями, именно на вологодской земле многое удалось сб е ­ речь. Великий Устюг сохранил почти все иконостасы в хр а ­ мах, а Вологда - все колокола на колокольне Софийского со ­ бор а . Вокруг же Ф ерапонтова мо­ настыря еще в конце XIX века сложился небольшой, но очень деятельный круг его защитни­ ков - церковных историков, священников, искусствоведов. Первый раз монастырь был закрыт ещ е в конце восемнад­ цатого века, а возрожден он был только в 1904 году благо­ даря усердию семьи. Бриллиан­ товых, живших в Ферапонтово , и ходатайству игуменьи Таи­ сии, глубоко образованной и Вот оно - чудо в Ферапонтово. деятельной сподвижницы Ио­ анна Кронштадтского. Именно игуменье Таисии принадлежит идея комплексной р ес тавр а ­ ции монастыря. В Ф ерапонто ­ во прибыла археологическая комиссия, которая несколько лет вела восстановительные работы. Был укреплен фунда­ мент Рождест Первой мировой войны дважды проводились всероссийские(!) сборы пожер­ твований на восстановление Ф ер ап о н то в а монастыря. Многим тогда были уже зн а ­ комы фрески Дионисия по вы­ шедшему в 1911 году прекрас­ ному альбому с цветными ил­ люстрациями. После революции м она­ стырь пытался разгромить от­ ряд, приехавший отнимать цер­ ковные ценности. Но ферапон- товские мужики заняли о б о р о ­ ну вокруг обители и ранили од­ ного из непрошеных гостей. Этого оказалось достаточно для закрытия монастыря и р ас ­ стрела всех его защитников. Поразительно, что и в этих ус­ ловиях реставраторы продол­ жали работать . Реставратор Александр Анисимов, с ужасом сообщая И З . Грабарю в 1918 году о бессудном расстреле в Ферапонтово игуменьи мона­ стыря, епископа и местных кре­ стьян, в конце того же письма пишет: «Кирилл Дионисия Глу- шицкого оказался подлинным портретом. В истории русской живописи это открытие перво­ степенной важности...» В начале тридцатых Алек­ сандра Ивановича Анисимова отправили на Соловки, потом на строительство Волго-Балта, в тридцать седьмом расстре­ ляли. Погиб и Иван Иванович Бриллиантов, летописец Ф ера - потова, историк и краевед, ко­ торому удалось спасти от уничтожения монастырские иконы. В 1919 году он читал лекции (с показом диапозити­ вов!) крестьянам о ферапон- товских древностях, внушая мысль об их исключительной ценности. В сохранившихся письмах к брату , написанных в старой орфографии, , Иван Бриллиантов (а это было уже в конце двадцатых годов) имел храбрость быть откровенным: «...О возможных перлюстрато- рах в черных кабинетах не сто­ ит беспокоиться... Пусть давят­ ся ненавистным ятем». Оставшийся бе з присмотра монастырь в 1934 году взяла под опеку Любовь Кирилловна Легатова , а с 1948 года и на тридцать долгих лет храните­ лем фресок стал вернувшийся из армии 26-летний инвалид войны Валентин Иванович Вьюшин. Вспоминают, что «за все годы его хранения не было ущерба росписям, даже м ало­ го. Сам он, жена его Анаста­ сия Ивановна и дочь их Зина днем и ночью охраняли Рожде­ ственский собор , который, по существу, стоял, как в поле...» До сих пор не утихают спо­ ры о том, какими красками пользовался Дионисий: привоз­ ными или его богатейшая па­ литра была извлечена из нату­ ральных пигментов с берегов местных о зер ? Впервые догад­ ку о местном происхождении большинства красок Дионисия высказал еще до войны худож­ ник Н.М. Чернышев. После войны об этом вспомнили в Москве, когда взя­ лись за реставрацию Успен­ ского соб о р а , расписанного Дионисием. Было решено сна­ рядить в Ферапонтово экспе­ дицию за красящими камнями. Комендант Кремля выделил ху- дожникам-реставраторам пяти­ тонную грузовую машину, двух водителей и двух бойцов для охраны . По воспоминаниям фотографа-художника Василия Робинова , экспедиции было приказано «города объезжать, в населенных пунктах не оста­ навливаться, с населением не общаться». Десятого июля 1946 года грузовик секретной экспедиции затормозил у во­ рот Ф ерапонтова монастыря. Несколько дней с утра до вечера собирали камешки и глины, а ночью спали на сене в монастыре. В Москву экспе­ диция вернулась с грузом об ­ щим весом больше тонны, но среди этой горы камешков не оказалось ни одного такого, из которого Дионисий мог бы по­ лучить свой излюбленный неж­ но-лазоревый цвет. Синих ка­ мешков не было. Позднее художник Николай Гусев з а тридцать лет самоот­ верженных трудов скопировал все шестьсот квадратных мет­ ров древней стенописи, ис­ пользуя красочные камни и глины с береговых отмелей фе- рапонтовских озер . Но все от­ тенки синего ему приходилось брать готовыми. Еще в восьмидесятых годах специалисты Научно-исследо­ вательского института рестав­ рации начали кропотливо ис­ следовать красочный слой рос­ писи Дионисия. Вскоре они о б ­ наружили, что и зеленые, и си­ ние пигменты не могли быть приготовлены из местных мине­ ралов: слишком сложен их со ­ став. Дальнейший анализ по­ казал, что и охры не могли быть приготовлены из местной о зерной гальки. Сенсацией прозвучало сообщение ученых о том, что многие краски Дио­ нисия сходны по составу с те­ ми, которыми пользовались ев­ ропейские мастера того вре­ мени. Напомню, что среди,них были и Л еонардо да Винчи, и Гольбейн Старший, и Джакомо Беллини... Новые открытия ничуть не унижают Дионисия, а лишь подтверждают его искушен­ ность в своем высоком ремес­ ле, прекрасную осведомлен­ ность о лучших европейских технологиях. Известный воло­ годский реставратор и искусст­ вовед Александр Рыбаков ус­ тановил несомненную связь древнерусского искусства вре­ мен Дионисия с романским ис­ кусством Северной Италии. Еще об одном поразитель­ ном открытии нельзя не вспом­ нить. Долго считалось, что а р ­ тель Дионисия трудилась над росписями в Ферапонтово два лета подряд - в 1501-м и в 1502-м годах. Несколько лет назад потомственный вологод­ ский р е с т а в р а т о р Николай Иванович Федышин убедитель­ но доказал , что собор Рожде­ ства Богородицы был расписан Дионисием и его мастерами всего за 34 дня - с 6 августа по 8 сентября 1502 года. ...В Ферапонтово время те­ ряет свою подавляющую власть, и хорошо представля­ ется, как, окончив труды, ико­ нописная дружина Дионисия вышла из монастырских ворот на дорогу. Первая, самая неж­ ная пора осени тронула теп лой охрой лес з а озером . Ар хиепископ И оасаф с немного­ численной братией вышел б л а ­ гословить путников. Он пообе­ щал, что монахи будут поми нать Дионисия и сыновей его, Феодосия, Владимира и Анд­ рея, «доколе монастырь стоит». Роспись со б о р а Рождества Бо­ городицы была вкладом семьи Дионисия в монастырь, за свою работу иконники имели лишь стол и кров... Поклони­ лись до земли и пошли по до­ роге на Кириллов. Деревен­ ские мальчишки провожали их до леса. А кто-то из сыновей Дионисия оглянулся, быть мо­ жет, на монастырь, на о зер о и небо: «Как бы глазами это ме­ сто забрать , да за пазуху...» Дмитрий ШЕВАРОВ. СЮЖЕТЫ ПРИКУСИЛИ язык С недавних пор в конторе с е л ьх о зк о о п ер а ти в а «Заря» , что в сел е Телешовка , дейст­ вует правило: закурил или вы­ ругался в стенах «офиса» - опускай пятерку в копилку-ур­ ну. «Драконовский закон» м е­ стного значения , который при­ думал п р ед с е д а т е л ь Алек­ сандр Крушатин, больнее все ­ го ударил по автору : б е з крепкого словца головы не обходилась ни одна планерка . З а т о , будучи прокопченным до мозга костей курильщиком, Крушатин наш ел в с е б е волю и курить бро си л . Н ед авно «черный ящик» вскрыли, н а ­ считав в нем несколько тысяч рублей. Тут же решили: деньги пойдут на подарки к 8 М арта . А женщины знай с е б е радуют­ ся: «М атеритесь, мужики, по­ чащ е - нам от этого только польза...» Шутки шутками, а в густо населенной Телешовке силь­ ный пол з а последние месяцы стал м ен е е разговорчивым - как бы чего не ляпнуть. Анатолий СТАРУХИН. Тамбовская область. БАБА ЛИЛЯ В РОЛИ ГАЗЗАЕВА Вдохновленная назначени ­ ем Валерия Георгиевича Газ­ з а е в а на пост главного тр ен е ­ р а сборной России, 75-летняя бабуш ка Лиля Тимохина, про ­ живающая в поселке С кур а ­ тов а , взялась возродить мест­ ную футбольную команду. Для н ач ал а пламенная энтузиаст­ ка кожаного мячо приняла м е ­ ры для спасения футбольного поля, пр евр ащ енно го в выгон для скота , зап и с ав в союзни­ ки главу администрации по­ селка Н аталью Платоновну Елизарову. Впрочем, никакой экзотики в этом нет. В м олодо ­ сти Тимохина была... футболь­ ным тр ен ером . И вот д оро с л а до главного. В ладислав АНИКЕЕВ. Тульская область. ВКНИЖНОМ МОРЕ К ЗВЕЗДАМ ДОБИРАЛСЯ ЧЕРЕЗ ШАРАШКУ ДОЧЬ ГЛАВНОГО КОСМИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА НАПИСАЛА ДВА ТОМА О СВОЕМ ОТЦЕ К сож алению , это аксиома : дети очень м ал о знают о сво­ их родителях . Слава Богу, есть исключения. В их числе - На­ талья С ергеевна К оро л ев а , дочь великого Сергея Павло­ вича Королева , свидетельст­ вом тому • д в а е е том а «Отец», выпущ енны е и зд а ­ тельством «Наука». Я знаком с Наташей Коро­ левой б о л е е тридцати лет. До­ водилось вместе бывать на всевозможных торжествах, вы­ ступать перед школьниками и студентами, на конференциях и семинарах . Всегда внима­ тельно слушал рассказы Н ата­ ши об отце, пытаясь выяснить для себя что-то новое , неожи­ данное , но чаще всего о бм а ­ нывался в своих ожиданиях. Д обро е , товарищ еское чувст­ во сохранялось к ней всегда - ведь дочь Королева! - и не более того. Хорошо было из­ вестно, что он а занимается медициной, славно себя там проявила, но к космонавтике, то есть делу своего отца, от­ ношения не имеет. Как же я ошибался и как радостно нынче мне призна­ ваться в своей ошибке! Скажу сразу: книга «Отец» потрясла меня не только сво­ ей искренностью и честно­ стью, но прежде всего той ги­ гантской исследовательской р аб о то й , которую п ровел а Наталья Королева. В е е р а с ­ сказе об отце столько нового, подчас неожиданного, что ди­ ву даешься: как это ей удалось разыскать, казалось бы, н а ­ всегда утерянное? Добрых четверть века я был свидетелем того, как рождался знаменитый «Королев» Яро­ слава Голованова (кстати, кни­ га была выпущена в той же «Науке» - честь и хвала изда­ тельству, которое своим при­ м ером доказывает, что книго­ издание существует у челове­ чества не только для наживы!). Ярослав постоянно сетовал на особые трудности с м атери а ­ лами, которые повествуют об архипелаге ГУЛАГ, в котором побывал Королев. Не было документов и об ар е с т е С ер ­ гея Павловича, о его борьб е з а освобождение, о подвиге матери Королева, которая не д ав ал а покоя ни прокурорам , ни руководителям НКВД, ни самому Сталину, доказывая невиновность сына. Наталья Королева приво­ дит в своей книге сотни доку­ ментов и писем, которые нын­ че хранятся в е е архиве и ко­ торые многие годы она тщ а­ тельно соби р ал а у всех, кто был причастен к жизни е е от­ ца. Некоторые из них дают четкое представление о тех драматических днях, которых так много было у Главного ко­ смического конструктора. Небольшой фрагм ент из «Заявления» от заключенного С.П. Королева, находящегося в Новочеркасской тюрьме НКВД: «27 сентября 1938 г. Воен­ ной Коллегией Верховного Су­ да в г. Москве я был пригово­ рен к 10 годам тюремного з а ­ ключения. Мне предъявлено обвинение в том, что я якобы состоял в антисоветской ор га ­ низации и вел вредительство по месту моей работы инже­ нером в НИИ № 3 НКОП в области ракетной авиации . Еще до суда я неоднократно писал н-ку УП отдела НКВД, наркому Ежову, Верховному прокурору Вышинскому, з а я ­ вил на суде председательст­ вовавшему Ульриху и еще р а з заявляю сейчас, что никогда, нигде ни в какой антисовет­ ской организации я не состо­ ял, никогда никаким вреди­ тельством я не занимался и ничего об этом не знал. Я осу­ жден, будучи соверш енно не­ виновным п ер ед Советской властью и моей Советской р о ­ диной, а обвинения, предъяв­ ленные мне, являются целиком ложными...» Наталья Королева приво­ дит многочисленные письма отца , протоколы допросов, свидетельства очевидцев, о б ­ ращения матери Королева, а также ответы из разных ве­ домств и организаций, прича­ стных к аресту отца. Эти т р а ­ гические .страницы книги нико­ го не могут оставить р авно ­ душными, потому что з а исто­ рией жизни С.П. Королева в полный рост встает та гигант­ с к а я машина насилия и б е с ­ правия , масш табы которой поистине безграничны. Высто­ ять в борьб е с ней могли не­ многие. К счастью, среди них о к а зал ся С ергей Павлович Королев. И его соратник по первым ракетным эксперимен­ там, а затем и по космонавти­ ке академик Валентин Петро­ вич Глушко. Даже в ш арашке они вместе мечтали о полетах в космос и к планетам , и что сам о е удивительное - все-таки смогли осуществить свои меч­ ты! Книга «Отец» вскрывает ис­ тинные, глубинные помыслы и надежды великого Главного конструктора XX века, и уже это само по с е б е относит е е к тем произведениям, бе з кото­ рых наша эпоха становится намного беднее. Хочу процитировать точные и верные слова академика Б.Е. Чертока, который вместе с С.П. Королевым прошел по всему космическому пути: «Наталья Сергеевна Коро­ лева - дочь Сергея Павловича - унаследовала от отца, поми­ мо прочих полезных качеств, исключительную р а б о т о с п о ­ собность и целеустремлен ­ ность. О н а задала сь целью изучить жизнь семьи и родного ей человека от далеких пред­ ков до последнего часа отца. И ей удалось заполнить мно­ гие белые пятна в биографии Королева. Мы получили в пол­ ном смысле из первоисточни­ ка соверш енно новую, иногда неожиданную информацию о внутреннем мире этого, к а з а ­ лось бы, уже хорошо знакомо­ го нам человека». Как истинный биограф Н а­ талья прошла по пути своего отца - от Житомира и до М а­ гадана , от Германии до Кали­ нинграда - нынешнего города Королев, от Капустина Яра и Байконура до Одессы и Кие­ ва. По крупицам она со б и р а ­ ла все, что имело отношение к жизни отца, и из мозаики ф а ­ ктов сложилась величествен­ ная картина удивительной судьбы человека , который су­ мел поднять человечество на космические высоты. В ладимир ГУБАРЕВ. ПО СТАРЫМ АДРЕСАМ КАШПИРОВСКИИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЛЕЧИТ МОЗГИ СВОЙ ПОРТРЕТ ЦЕЛИТЕЛЬ ПРИЗЫВАЕТ ПОВЕСИТЬ В ТУАЛЕТЕ. ЭТО ТА РЕКОМЕНДАЦИЯ, КОТОРОЙ СТОИТ ВЕРИТЬ ...Очередь занимали с ночи. Утром у Дворца культуры Национального авиа­ ционного университета, прикрываясь зонтиками от солнца, собралась такая толпа, что темнело в глазах. В основ­ ном, как принято выражаться, люди сре­ днего и выше среднего возраста. Сеан­ сыведь бесплатные! За десять лет (ров­ но столько Анатолий Михайлович не вы­ ступал в городе, откуда началось его триумфальное шествие) граждане успе­ ли расхвораться, медицина - стать ком­ мерческой, а вырезки из газет с портре­ том, который следовало прикладывать к больнымместам, - пожелтеть. Вход в помещение охраняли мало­ разговорчивые молодцы. Указывали на плакат: «Видеосъемка и аудиозапись за­ прещены! Штраф сто гривен плюс кон­ фискация всех материалов!» Правда, старушек с камерами наперевес, кото­ рые быноровили «на шару», запечатлеть целебное действо (откуда видику взяться, телевизор был старый итот сломался...), в очереди не наблюдалось. Хотя мнбгие делились шепотом: «Пенсию вот получи­ ла и всювзяла сюда...» Бабушки - народ опытный, понимали, что совсем бесплат­ ного здоровья не получишь. Зал вместил примерно треть желаю­ щих. Остальные остались дожидаться своего часа на улице и завидовать. Кашпировский возник на сцене без предисловий - весь в черном, с челоч­ кой, сводившей с ума еще миллионыте­ лезрительниц бывшего СССР. Зал за­ аплодировал и замер, как по свистку. - За всюисториючеловечества никто никогда никого не вылечивал от бронхи­ альной астмы. Знаете? А выже пришли за этим! За всю историю никто не изба­ влялся от больных сосудов! Однако вы знаете, что такое возможно - потому пришли. В нашем деле это вслух не го­ ворят... Но нервыне выдерживают, ихо­ чется сказать, чтоб поднять сначала ду­ шевные силы, а потом физические. Ник­ то из сидящих здесь не умрет от ин­ фаркта, будь он хоть четырежды ин­ фарктник! Стенокардия уйдет, плюс по­ роки сердца врожденные, приобретен­ ные, разных вариаций, аневризма аор­ ты- от нее еще Брежнев помер... Анатолий Михайлович чуть помор­ щился и продолжил: - Яодно время стеснялся. Сейчас уже не стесняюсь, Думайте - бизнес, не биз­ нес, что хотите! Мои помощники пред­ ложат... Для поддержки инагнетания ва­ шего лечебного процесса. Без этого уй­ ти не должны-ы... (Последняя фраза - знакомым тоном, как приказ «Спа-ать!») Тут внарод ринулась группа помощ­ ников с полиэтиленовыми мешками в руках и началась распродажа. Видео­ кассета с записью речи Кашпировского - сто гривен (двадцать долларов по кур­ су), книга о нем же - пятьдесят гривен, фотография - двадцатник ицветной пла­ кат с ликом А.М. - червонец. Кредито­ способная часть аудитории набирала добро, как говорится, пакетом, себе и родне из Жмеринки, остальные тянули пенсионные гривны и робко интересо­ вались: - А силы надолго хватит? < Анатолий Михайлович пресекал по­ добные вопросы на корню: - А сколько может быть годен ваш любовник? Ну сравните: что десять лет назад были и что сейчас... Эротическая тема то и дело уводила Анатолия Михайловича в сторону от столбовой дороги целительства. Может, сказывались всякие возрастные пере­ стройки в организме? Хотя, признаться, в свои шестьдесят выглядит Кашпиров­ ский божественно. Десять лет назад: Кашпировский на пике славы. Но и сегодня он имеет дивиденды с того бурного времени. - Я в Киеве мимолетом, должен где-то ночевать... Дамы, кто хочет забрать ме­ ня к себе? Все? Правда? Ну так з а б е ­ рите! Я страшно одинок. Но здоровье лошадиное. Не пью, не курю. В какой бы спортзал ни пришел, по брюшному прессу, ногам и спине равных среди му­ жиков нет. В прошлом году попал в тя­ желейшую автокатастрофу, сильно по­ бился, оторвало руки... Анатолий Михайлович выразительно взмахнул руками - двумя и целыми! - вздохнул, продолжил: - Но выжил! Все нормально. Уже че­ тыре автокатастрофы. И авиакатастро ­ фы четыре. Не везет мне в смерти, по­ везет в любви... Народ завороженно внимал. Войдя в раж, Кашпировский со о б ­ щил, что вторую жену взял моложе себя аж на пятьдесят лет. - И теща моложе годков на десять. О на меня сыночком называла. Волна изумления прокатилась по ря­ дам. Похоже, не все присутствовавшие забыли арифметику и теперь пытались сосчитать: жинка на пятьдесят лет моло­ же - третьеклассница, что ли? - Вот тут мне записки пишут. Муж из­ меняет, то, се... Женщины, запомните! Главное средство, чтобы удержать му­ жа, - надо мыться три, четыре, пять раз в день. В ванночку с содой садитесь обязательно. Потом пользуйтесь духами. Лучше всего «Шанель номер пять». Ни­ куда не уйдет! Пожилая пар а по соседству только вздохнула. Стилистика Анатолия Михайловича напоминала о Жириновском и персона­ жах одесских рассказов Бабеля одно­ временно. - Слушайте, я скоро уезжаю, а вы ос­ таетесь. Я страны меняю, как перчатки. Сорок две страны! В прошлом году в Штатах получил телевизионный канал, несколько раз выступал по Си-Эн-Эн для всего мира. Вы тоже должны со мной' постоянно встречаться глазами. Повесьте мое фото хоть в туалете! Стесняться не нужно, я же ничего не увижу. А то многие сидят в туалете и не знают, как опорожниться. Короче... У кого поносы - будут запоры, у кого з а ­ поры - будут поносы. Слушайте, это важные вещи. Желудочно-кишечный тракт, вы что?! Затем настал черед ранее излечен­ ных граждан. На сцену поднимались в основном женщины и рассказывали об отболевшем. После телепередач во­ семьдесят девятого года рассосались рубцы, прошла мастопатия. Правда, од­ ну зрительницу, заметившую, что энурез у дочери как рукой сняло, но девушка б е зоб р а зн о поправилась, маэстро тут же пресек: - Сядьте на место, мне это не инте­ ресно! Я сказал: только те, кому помог­ ло! Не вмешивайтесь в мой сценарий! Другую настырную больную, кото­ рая тоже желала поделиться не только радостными переменами в здоровье , препровождали на свой ряд чуть не си­ лой. - О храна , наведите порядок! - р а з ­ драженно махнул рукой Кашпировский. - Трудно работать! Зато тетя, признавшаяся как на духу, что несколько хворей рассеялось бл а ­ годаря телевизионным чудесам Анато­ лия Михайловича, заслужила награду. Шепнула Кашпировскому на ухо о б о ­ лячке, которая появилась недавно, тот кивнул, взял плакат со своим же изо­ бражение и сделал им тете «У!» - так, как пугают иногда друг друга дети. Гра­ жданка рухнула на пол и зам ерла в не­ естественной позе. - Следующий! - пригласил Анатолий Михайлович. - Э-энурез то-огда вы-ылечили, конеч­ но... - парень в голубых джинсах сму­ щенно отвернулся от микрофона. (Похо­ же, в Советском Союзе недержание мо­ чи носило массовый характер). - Понятно. У! Парень снопом рухнул рядом. Спустя минут пятнадцать сцена была усеяна те­ лами, как поле брани. Не выдержав на­ пряжения, с задних рядов побежали смельчаки: «И меня! И меня!» - Все, я сказал! - рявкнул Кашпиров­ ский. - По местам! Кому непонятно? Я пробудил в ваших телах собственную аптеку - гениальную, божественную. Наш сеанс приближается к концу, ува­ жаемые зрители. Охрана , наведите по­ рядок! Исцеленные поднимаются с пола и благодарят. Звучит чарующая музыка. Елена ОСОВСКАЯ. КИЕВ. НЕНОВОЙ УчредительиИздатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по д ел ам печати , т елерадиовещ ания и средств массовых коммуникаций Per. ПИNs77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральныйдиректор Главныйредактор Редакционныйсовет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. Ф .Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24 , 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257 -37 -92 . А.Бушвв, П.Вощанов, И.Елков, Е-Жирнов, Т елеф он /фак с отдела рекламы: (095) 257 -37 -83 . СЗаворотный, В.Качурин, М. Морозов, К. Сорокин. Интернет-сайт: h ttp : //in fo rm .ad i .n i . E-mail: vtornik@adi.ru ©«Деловойвторник». Перепечаткабезсогласованиясредакциейнедопускается. Приобретениеправ©наперепечаткуииспользованиематериаловтел./факс(095)257-37-83. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Рабочая газета» (Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Варта» (Нижневартовск), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Волжская коммуна» (Самара), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Вятскийкрай» (Киров), «Калининградская правда» (Калининград), «Коммунар» (Тула), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), “ 1 "" ^ ‘ 11 * ~ ‘ “ " ‘ " ' " ' Башкортостан» (Уфа), «РеспубликаТате (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь) правда» урск), «Липецкая газета» ( «На смену!» (Екатеринбург), «Нижегородские новости» (Н.Новгород), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Рабочий край» (Иваново), «Рабочий_путь» (Смоленск), «Республика Башкортостан» (Уфа), «РеспубликаТатарстан» (Казань), «Северныйкурьер» (Петрозаводск), «Сельская правда» (Малмыж, Кировскойобласти), «Тамбовскаяжизнь» (Тамбов), «ТГюменскаяправда» (Тюмень), «Челябинскийрабочий»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz