Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
й В ЭТИ ДНИ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЯТЬСОТ ЛЕТ С ТЕХ ПОР , КАК Д ИОНИ СИЙ С СЫНОВЬЯМ И ЗАВЕРШ ИЛ РА БО ТУ НА Д ВСЕМИРНО ЗНАМ ЕНИ ТЫМ И НЫНЕ Ф РЕС КАМ И В Ф Е РАПОН ТО ВО Я выш ел из х р а м а , наш ел скам ей ку у м онастырской сте ны. К руж илась голова, и слиш ком си льн о би лось сер д ц е. П озднее, вернувш ись д ом о й , я н ай д у в одн ой из книг точное о п и сан и е своих ощ ущ ен и й : «П ервое, что п о р аж ает вош ед ш его в ф ерапонтовский х р ам , - это вп ечатлен и е невесомости всех и зоб раж ен и й : к ак бы вы р в а н н ы е из сф еры зем н о го притяж ения...» О Ф ер ап о н то в о очень тру дно писать - как о б о всем не постижимо п р ек р асн о м , что д ан о нам от Бога. О звездном н еб е, о б езб реж н ом м о р е, о ребенке... М аленький м онасты рь на холме. М аленькое село, укры тое далью , спрятанное за ещ е н едавн о глухими лесам и и не проезжими дорогами. П алом ничество в эти края и сегодня, во врем ен а комф орта и ск о р о сти, . о гр ан и ч ен о короткими летними месяцами. Н адо о д о левать путь, н адо чуть-чуть по терпеть и в дороге, и в ож ида нии на паперти хр ам а, пока музейная барышня выпустит из дверей одну группу паломни ков и экскурсантов и р азреш и т другой (не б о л ее десяти чело век) войти под дивные своды на до зво л ен ны е десять минут... Краткость этих минут трудно б ез роп ота перенести тому, кто стремился сю да издалека. Можно, конечно, ворчать на строгие требован и я «темпера- рно-влаж ностного режима», о ведь можно увидеть в этих строгостях ещ е одно напоми нание о краткости наш его бы тия и принять эти десять минут б л аго д ар н о и тихо... Н елегко понять, почем у именно здесь, а не в престоль ной М оскве, оставил свое з а вещ ательное творен и е м астер, стоявший в то время в центре м осковской худож ественной жизни? О тчего на седьмом д е сятке лет, отклонив выгодные заказы , Дионисий отозвался на просьбу н ебогатого монастыря и отправился с сыновьями в долгий путь? О п асал ся ли он, что М оскве суждены ещ е и по жары, и смуты, и нашествия?.. Впрочем, если фрески его бы ли завещ ан и ем , то ведь не на виду, не на ветру завещ ан и е оставляют. Его прячут д о ср о ка. С рок о к а за л с я долгим. Только в XX веке тихий м о н а стырь на взгорке между двух о зе р вдруг стал одним из ду ховных центров России. Цент ром с огромной' силой притя жения. В 1923 году в одном из п а рижских журналов П авел Му ратов, выдающаяся личность русского С ер еб р ян о го века, вспоминал о Ф е р ап о н то в о : «Главное чудо наш ей художе ственной древности - Ф е р а понтов монастырь, с ф р е ск а ми, каким- то счастьем почти целиком уцелевш ими... Туда н адо ехать из Рыбинска по Ш ексне на м аленьком п ар о х о де...» В восьмидесятые эмигрант ские годы и опять в П ариж е один русский поэт вспоминал: «...Не описать природу Ф е р а понтова: его луга, рощи, бле- сткие о з е р а и островки... Зи мой архитектура ещ е п р ек р ас нее: б е л о е на б елом - так изы сканно!..» А п рощ е всех о том, что значит Ф ер ап о н то в о для Рос сии, с к а зал а безвестн ая ста рушка, сидевш ая на скам ейке у автостанции и глядевшая, как очередной автобус с туриста ми зав о р ач и в ает с моста: «Зе мля у нас, видно, нам оленная. Так ведь какие святые по ней ножками ходили!..» Нынче мы дождались того, что пятисотлетние фрески Д ио нисия наконец-то признаны не только русским, но и всем ир ным достоян и ем . А н сам бль Ф е р ап о н то в а монастыря во шел в р еестр всемирного н а следия ЮНЕСКО . Его перво- зданность, нетронутость - н а стоящ ее чудо. О со б ен н о , если вспомнить сколько храм ов и м он асты р ей бы ло с н е с е н о , в зо р в а н о , о ск в ер н ен о . При всех огромных утратах, п о н е сенных православными святы нями, именно на вологодской зем ле м ногое удалось с б е речь. Великий Устюг сохранил почти все иконостасы в х р а мах, а Вологда - все колокола на колокольне С оф ийского с о б о р а . Вокруг же Ф ер ап о н то в а м о настыря ещ е в конце XIX века сложился небольш ой, но очень деятельный круг его защитни ков - церковных историков, священников, искусствоведов. Первый р а з м онастырь был закры т ещ е в конце во сем н ад цатого века, а возрож ден он был только в 1904 году б л аго д аря усердию семьи. Бриллиан товых, живших в Ф ер ап о н то в о , и ходатайству игуменьи Таи сии, глубоко о б р а зо в а н н о й и Вот оно - чудо в Ферапонтово. деятельной сподвижницы И о ан н а Кронш тадтского. Именно игуменье Таисии принадлежит идея комплексной р е с т а в р а ции м онастыря. В Ф е р ап о н то во прибы ла археологическая комиссия, которая несколько лет вел а восстановительны е работы . Был укреплен ф унда м ент Рождест П ервой мировой войны дваж ды п роводи ли сь всероссийские(!) сборы пож ер твований на восстан овлен и е Ф е р а п о н т о в а м он асты ря. Многим тогда были уже з н а комы ф рески Дионисия по вы шедш ему в 1911 году п р ек р ас ному альбом у с цветными ил люстрациями. П о сл е револю ции м о н а стырь пытался разгромить от ряд, приехавший отнимать ц ер ковные ценности. Но ф ер ап о н - товские мужики заняли о б о р о ну вокруг обители и ранили од ного из непрошеных гостей. Э того о к аза л о с ь достаточно для закрытия монастыря и р а с стрела всех его защитников. П орази тельн о, что и в этих ус ловиях реставр ато ры продол жали р аб о тать . Р еставр ато р А лександр Анисимов, с уж асом со о бщ ая И З . Г рабарю в 1918 году о бессудном р асстр ел е в Ф ер ап о н то в о игуменьи м о н а стыря, епископа и местных кре стьян, в конце того же письма пишет: «Кирилл Дионисия Глу- шицкого оказался подлинным портретом . В истории русской живописи это открытие п ерво степенной важности...» В н ач ал е тридцатых Алек сан д р а И вановича Анисимова отправили на Соловки, потом на строительство Волго-Балта, в тридцать седьмом р ас ст р е ляли. Погиб и Иван Иванович Бриллиантов, летописец Ф е р а - п отова, историк и краевед, ко то р о м у у д ал о сь спасти от уничтожения м он асты рски е иконы. В 1919 году он читал лекции (с п оказом диапозити вов!) крестьянам о ф ер ап о н - товских древн остях, внушая мысль о б их исключительной ценности. В сохранивш ихся письмах к бр ату , написанных в стар о й орф о гр аф и и , , Иван Бриллиантов (а это было уже в конце двадцатых годов) имел храб р о сть быть откровенным: «...О возможных перлю страто- рах в черных кабинетах не сто ит беспокоиться... Пусть давят ся ненавистным ятем». О ставш ийся б е з присмотра монастырь в 1934 году взяла под опеку Лю бовь Кирилловна Л егато ва, а с 1948 года и на тридцать долгих лет храните лем ф р есо к стал вернувшийся из арм ии 26-летний инвалид войны Валентин И ванович Вьюшин. Вспоминают, что «за все годы его хранения не было ущ ер б а росписям, даж е м ал о го. С ам он, ж ена его А н аста сия И ван овн а и дочь их Зина днем и ночью охраняли Рожде ственский со б о р , который, по существу, стоял, как в поле...» Д о сих пор не утихают спо ры о том, какими красками пользовался Дионисий: привоз ными или его богатейш ая п а литра бы ла извлечена из нату ральных пигментов с берегов местных о зе р ? Впервые догад ку о м естном происхождении большинства красок Дионисия высказал ещ е до войны худож ник Н.М. Чернышев. П о сл е войны о б этом вспомнили в М оскве, когда взя лись за р еставр ац ию Успен ского с о б о р а , расп и сан н ого Дионисием. Было р еш ен о сн а рядить в Ф ер ап о н то в о экспе дицию за красящими камнями. Комендант Кремля выделил ху- д ож н и кам -р еставр ато р ам пяти тонную грузовую машину, двух водителей и двух бойцов для охраны . П о воспом инаниям фотограф а-худож ника Василия Р о б и н о в а , экспедиции было п р и казан о «города объезж ать, в населенных пунктах не о ста навливаться, с н аселением не общ аться». Д есятого июля 1946 года грузовик секретной экспедиции заторм ози л у во рот Ф е р ап о н то в а монастыря. Н есколько дней с утра до веч ер а соб и рали камешки и глины, а ночью спали на сене в м онасты ре. В Москву экспе диция вернулась с грузом о б щим весом больш е тонны, но среди этой горы камешков не о к азал о сь ни одного такого, из которого Дионисий мог бы по лучить свой излюбленный неж но-лазоревы й цвет. Синих ка мешков не было. П озднее художник Николай Гусев з а тридцать лет сам о о т верженных трудов скопировал все шестьсот квадратных мет ров древн ей стенописи, ис пользуя красочны е камни и глины с береговы х отм елей фе- рапонтовских о зе р . Но все от тенки синего ему приходилось б рать готовыми. Еще в восьмидесятых годах специалисты Н аучно-исследо вательского института р естав рации начали кропотливо ис следовать красочный слой р о с писи Дионисия. Вскоре они о б наружили, что и зелены е, и си ние пигменты не могли быть приготовлены из местных мине ралов: слишком сложен их с о став. Дальнейший ан али з по казал, что и охры не могли быть приготовлены из местной о зе р н о й гальки. С ен сац и ей прозвучало сообщ ен и е ученых о том, что многие краски Дио нисия сходны по составу с те ми, которыми пользовались ев ропейские м аст ер а того в р е мени. Н апомню , что среди,них были и Л ео н ар д о д а Винчи, и Гольбейн Старший, и Дж акомо Беллини... Новые открытия ничуть не унижаю т Дионисия, а лишь п одтверж даю т его искуш ен ность в своем высоком р ем ес ле, п рекрасную осведом лен ность о лучших европейских технологиях. Известный воло годский р ес та в р ат о р и искусст вовед А лександр Рыбаков ус тан ови л н есом н ен н ую связь древнерусского искусства в р е мен Дионисия с ром анским ис кусством С еверн ой Италии. Еще о б одном п оразитель ном открытии нельзя не вспом нить. Долго считалось, что а р тель Дионисия трудилась над росписями в Ф ер ап о н то в о два лета подряд - в 1501-м и в 1502-м годах. Несколько лет н азад потомственный вологод ский р е с т а в р а т о р Н иколай Иванович Федышин убедитель но д о к азал , что с о б о р Рожде ства Богородицы был расписан Дионисием и его м астерам и всего за 34 дня - с 6 августа по 8 сентября 1502 года. ...В Ф ер ап о н то в о время те ряет свою подавляющ ую власть, и хорош о представля ется, как, окончив труды, ико нописная дружина Дионисия вышла из монастырских ворот на дорогу. П ервая, сам ая неж ная п о р а осени тронула теп лой охрой лес з а о зер ом . Ар хиепископ И о ас аф с немного численной брати ей вышел б л а гословить путников. О н п о о б е щ ал, что монахи будут поми нать Дионисия и сыновей его, Ф еодосия, Владимира и Анд рея, «доколе монастырь стоит». Роспись с о б о р а Рождества Бо городицы бы ла вкладом семьи Дионисия в м он асты рь, за свою р аб о ту иконники имели лишь стол и кров... Поклони лись до земли и пошли по д о роге на Кириллов. Д ер евен ские мальчишки провож али их до л еса. А кто-то из сыновей Дионисия оглянулся, быть м о жет, на монастырь, на о з е р о и небо: «Как бы глазами это м е сто за б р а ть , д а за пазуху...» Д м и три й ШЕВАРОВ. СЮЖЕТЫ ПРИКУСИЛИ я з ы к С н ед авн и х п о р в к о н то р е с е л ь х о з к о о п е р а т и в а « З а р я » , что в с е л е Т ел еш о в ка, д ей ст вует п р ав и л о : заку р и л или вы ругался в стен ах «оф и са» - оп ускай пятерку в копилку-ур ну. «Д ракон овски й зако н » м е стн ого зн ач ен и я , который при д у м ал п р е д с е д а т е л ь А л ек с а н д р Круш атин, б о л ь н е е в с е го у д ар и л по ав то р у : б е з к реп кого сл о в ц а головы не о б х о д и л ась ни о д н а п л ан ер к а. З а т о , будучи прокоп чен ны м д о м о зга костей курильщиком, Круш атин н аш ел в с е б е волю и курить б р о с и л . Н е д а в н о «черный ящик» вскрыли, н а считав в н ем н есколько тысяч рублей . Тут ж е реш или: деньги пойдут н а п о д ар к и к 8 М а р т а . А женщины зн а й с е б е рад ую т ся: «М атер и тесь, мужики, п о ч ащ е - н ам о т этого только п ольза...» Шутки ш утками, а в густо н ас ел е н н о й Т ел еш о вке силь ный пол з а п о сл ед н и е месяцы стал м е н е е р азго в о р ч и вы м - как бы чего не ляпнуть. А н ато л и й СТАРУХИН. Там бовская область. БАБА ЛИЛЯ В РОЛИ ГАЗЗАЕВА В дохн овлен н ая н а зн а ч е н и ем В алери я Г еорги еви ча Газ з а е в а н а п ост главн ого т р е н е р а сб о р н о й Р осси и , 75-летняя б а б уш к а Лиля Тимохина, п р о ж и ваю щ ая в п о сел ке С к у р а то в а , взялась во зр о д и ть м ест ную ф утбольную ком анду. Для н а ч а л а п л ам ен н ая эн тузи аст ка к ож ан о го м ячо при н яла м е ры для сп асен и я ф утб ольн ого поля, п р е в р ащ е н н о го в выгон для ск о та, з а п и с а в в сою зн и ки главу адм и н и страц и и п о се л к а Н атал ью П лато н о вн у Е ли зарову. В прочем , никакой экзотики в этом нет. В м о л о д о сти Тимохина бы ла... ф утб оль ным тр е н е р о м . И вот д о р о с л а д о главного. В л а д и с л а в АНИКЕЕВ. Тульская область. В К Н И Ж Н О М МО Р Е К ЗВЕЗДАМ ДОБИРАЛСЯ ЧЕРЕЗ ШАРАШКУ Д О Ч Ь ГЛАВНОГО КОСМИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА НАПИСАЛА ДВА Т ОМ А О СВОЕМ ОТЦЕ К сож ал ен ию , это ак си о м а: дети очен ь м а л о зн аю т о сво их р о д и тел ях . С л ава Богу, есть исклю чения. В их числе - Н а т а л ь я С е р геев н а К о р о л е в а , дочь вел и ко го Сергея П авл о ви ча К о р о л е в а, сви детельст вом то м у • д в а е е то м а «О тец», в ы п ущ е н н ы е и з д а тельством «Н аука». Я зн аком с Н аташ ей К оро левой б о л е е тридцати лет. Д о водилось вм есте бы вать на всевозможных торж ествах, вы ступать п ер ед школьниками и студентами, на конф еренциях и сем и н ар ах . Всегда вним а тельно слуш ал расск азы Н ат а ши о б отце, пытаясь выяснить для себ я что-то н о во е, неож и д ан н о е, но ч ащ е всего о б м а нывался в своих ожиданиях. Д о б р о е , то в ар ищ ес к о е чувст во сохран ялось к ней всегда - ведь дочь К оролева! - и не б о л е е того. Х орош о было из вестно, что о н а зан им ается м едициной, сл авн о себ я там прояви ла, но к косм онавтике, то есть делу сво его отц а, от ношения не имеет. Как ж е я ош и бался и как рад о стн о нынче мне п ри зн а ваться в своей ошибке! С каж у ср азу : книга «Отец» п отрясла меня не только св о ей искренностью и ч естн о стью, но п реж де всего той ги гантской и ссл ед о в ател ьск о й р а б о т о й , ко то р ую п р о в е л а Н аталья К ор о л ева. В е е р а с с к а зе о б отц е столько нового, п одчас неож и дан н ого, что ди ву даеш ься: как это ей удалось разы скать, к азал о сь бы, н а всегда утерян н ое? Д обры х четверть века я был свидетелем того, как рож дался знаменитый «К оролев» Я ро сл а в а Г олован ова (кстати, кни га бы ла выпущ ена в той же «Науке» - честь и хвал а и зд а тельству, к о то р о е своим при м ер о м д о к азы вает, что книго и зд ан и е сущ ествует у ч ел о ве чества не только для наживы!). Я рослав постоянно сето вал на о со б ы е трудности с м а т е р и а лам и, которы е повествую т о б арх и п ел аге ГУЛАГ, в котором побы вал К оролев. Не было докум ентов и о б а р е с т е С е р гея П авлови ча, о его б о р ь б е з а осво б ож д ен и е, о подвиге м атер и К о р о л ева, кото р ая не д а в а л а покоя ни п ро к у р о р ам , ни руководителям НКВД, ни сам ом у С талину, д оказы вая невиновность сына. Н аталья К о р о л ева приво дит в своей книге сотни доку м ентов и писем, которы е нын че хранятся в е е ар х и ве и ко торы е многие годы о н а тщ а тельно с о б и р а л а у всех, кто был причастен к жизни е е от ца. Н екоторы е из них даю т четкое п р ед ставл ен и е о тех драм атических днях, которых так много было у Главного ко смического конструктора. Н еб о л ьш о й ф р а гм ен т из «Заявления» от заклю ченного С.П. К о р о л ева, находящ егося в Н овоч еркасской тю рьм е НКВД: «27 сентября 1938 г. Воен ной Коллегией Верховного Су д а в г. М оскве я был пригово рен к 10 годам тю рем н ого з а ключения. М не п редъявлен о обви н ен и е в том, что я якобы состоял в анти советской о р г а низации и вел вредительство по м есту м оей р аб оты инже н ер ом в НИИ № 3 НКОП в о б л а ст и р ак е тн о й ави ац и и . Еще до суда я н ео д н ократн о писал н-ку УП о тд ел а НКВД, нарком у Ежову, Верховному п рокурору Вышинскому, з а я вил на суде п р ед сед ательст вовавш ем у Ульриху и ещ е р а з заявляю сей ч ас, что никогда, нигде ни в какой ан ти со вет ской орган и зац и и я не со сто ял, никогда никаким вреди тельством я не зан им ался и ничего о б этом не зн ал. Я осу жден, будучи со в ерш ен н о н е виновным п е р е д С о в етск о й властью и м оей С оветской р о диной, а обвинения, предъяв ленны е мне, являются целиком ложными...» Н аталья К о р о л ева п ри во дит м ногочисленны е письм а о тц а, протоколы д о п р о со в, свидетельства очевидцев, о б ращ ен и я м атери К о р о л ева, а такж е ответы из разны х в е домств и орган и зац и й , п ри ча стных к ар есту отца. Эти т р а гические .страницы книги нико го не могут оставить р а в н о душными, потому что з а исто рией жизни С.П. К о р о л ева в полный рост встает та гигант с к а я м аш и н а насилия и б е с п р ав и я, м асш таб ы к о то р о й поистине безграничны . Высто ять в б о р ь б е с ней могли н е многие. К счастью , среди них о к а з а л с я С е р гей П авлови ч К оролев. И его соратн и к по первым ракетным эксперим ен там , а затем и по косм он авти ке академ и к Валентин П етр о вич Глушко. Д аж е в ш ар аш к е они вм есте м ечтали о полетах в косм ос и к п лан етам , и что с а м о е удивительное - все-таки смогли осущ ествить свои м еч ты! Книга «О тец» вскры вает ис тинные, глубинные помыслы и надежды великого Главного конструктора XX века, и уже это са м о по с е б е относит е е к тем произведениям , б е з кото рых н аш а эпоха становится нам ного б едн ее. Хочу процитировать точные и верны е сл о в а ак ад ем и к а Б.Е. Ч ертока, который вм есте с С.П. Королевым п рош ел по всему космическому пути: «Н аталья С е р геев н а К оро л ев а - дочь С ергея П авловича - у н асл ед о в ал а от отц а, поми мо прочих полезных качеств, исклю чительную р а б о т о с п о со б н о сть и ц ел е у стр е м л е н ность. О н а за д а л а с ь целью изучить жизнь семьи и родного ей чел о века от далеких п ред ков до последнего ч а с а отца. И ей удалось заполнить м н о гие белы е пятна в би ограф и и К о ролева. Мы получили в пол ном смысле из первоисточни ка со в ерш ен н о новую , иногда неож иданную инф орм ацию о внутреннем м и ре этого, к а з а лось бы, уже хор ош о зн ак о м о го нам человека». Как истинный б и о гр аф Н а талья прош ла по пути своего отц а - от Ж итомира и д о М а гад ан а, от Германии до Кали нинграда - нынешнего го р о д а К оролев, от Капустина Я ра и Б ай кон ура до О дессы и Кие ва. По крупицам о н а с о б и р а л а все, что им ело отн ош ен и е к жизни отц а, и из м озаики ф а ктов слож илась величествен н ая к ар ти н а удивительной судьбы чел о века, который су мел поднять человечество н а космические высоты. В л а д и м и р ГУБАРЕВ. ПО СТАРЫМ АДРЕСАМ К А Ш П И Р О В С К И И П О -П Р Е Ж Н Е М У Л ЕЧИ Т М О З Г И СВОЙ ПОРТРЕТ ЦЕЛИТЕЛЬ ПРИ ЗЫВАЕТ ПОВЕСИТЬ В ТУАЛЕТЕ. ЭТО ТА РЕКОМ ЕНДАЦИЯ , КО ТО РОЙ СТОИТ ВЕРИТЬ ...Очередь занимали с ночи. Утром у Дворца культуры Национального авиа ционного университета, прикрываясь зонтиками от солнца, собралась такая толпа, что темнело в глазах. В основ ном, как принято выражаться, люди сре днего и выше среднего возраста. Сеан сыведь бесплатные! За десять лет (ров но столько Анатолий Михайлович не вы ступал в городе, откуда началось его триумфальное шествие) граждане успе ли расхвораться, медицина - стать ком мерческой, а вырезки из газет с портре том, который следовало прикладывать к больнымместам, - пожелтеть. Вход в помещение охраняли мало разговорчивые молодцы. Указывали на плакат: «Видеосъемка и аудиозапись за прещены! Штраф сто гривен плюс кон фискация всех материалов!» Правда, старушек с камерами наперевес, кото рые быноровили «на шару»,запечатлеть целебное действо (откуда видику взяться, телевизор был старый итот сломался...), в очереди не наблюдалось. Хотя мнбгие делились шепотом: «Пенсию вот получи ла и всювзяла сюда...» Бабушки - народ опытный, понимали, что совсем бесплат ного здоровья не получишь. Зал вместил примерно треть желаю щих. Остальные остались дожидаться своего часа на улице и завидовать. Кашпировский возник на сцене без предисловий - весь в черном, с челоч кой, сводившей с ума еще миллионыте лезрительниц бывшего СССР. Зал за аплодировал и замер, как по свистку. - За всюисториючеловечества никто никогда никого не вылечивал от бронхи альной астмы. Знаете? А выже пришли за этим! За всю историю никто не изба влялся от больных сосудов! Однако вы знаете, что такое возможно - потому пришли. В нашем деле это вслух не го ворят... Но нервыне выдерживают, ихо чется сказать, чтоб поднять сначала ду шевные силы, а потом физические. Ник то из сидящих здесь не умрет от ин фаркта, будь он хоть четырежды ин фарктник! Стенокардия уйдет, плюс по роки сердца врожденные, приобретен ные, разных вариаций, аневризма аор ты- от нее еще Брежнев помер... Анатолий Михайлович чуть помор щился и продолжил: - Яодно время стеснялся. Сейчас уже не стесняюсь, Думайте - бизнес, не биз нес, что хотите! Мои помощники пред ложат... Для поддержки инагнетания ва шего лечебного процесса. Без этого уй ти не должны-ы... (Последняя фраза - знакомым тоном, как приказ «Спа-ать!») Тут внарод ринулась группа помощ ников с полиэтиленовыми мешками в руках и началась распродажа. Видео кассета с записью речи Кашпировского - сто гривен (двадцать долларов по кур су), книга о нем же - пятьдесят гривен, фотография - двадцатник ицветной пла кат с ликом А.М. - червонец. Кредито способная часть аудитории набирала добро, как говорится, пакетом, себе и родне из Жмеринки, остальные тянули пенсионные гривны и робко интересо вались: - А силы надолго хватит? < Анатолий Михайлович пресекал по добные вопросы на корню: - А сколько может быть годен ваш любовник? Ну сравните: что десять лет назад были и что сейчас... Эротическая тема то и дело уводила Анатолия Михайловича в сторону от столбовой дороги целительства. Может, сказывались всякие возрастные пере стройки в организме? Хотя, признаться, в свои шестьдесят выглядит Кашпиров ский божественно. Десять лет назад: Кашпировский на пике славы. Но и сегодня он имеет дивиденды с того бурного времени. - Я в Киеве мимолетом, должен где-то ночевать... Дамы, кто хочет за б р а ть м е ня к се б е ? Все? П равд а? Ну так з а б е рите! Я страш н о одинок. Но здоровье лош адиное. Не пью, не курю. В какой бы спортзал ни пришел, по брюшному прессу, ногам и спине равных среди му жиков нет. В прош лом году попал в тя желейшую автокатастроф у, сильно по бился, о то р в ал о руки... Анатолий Михайлович выразительно взмахнул руками - двумя и целыми! - вздохнул, продолжил: - Но выжил! Все норм ально. Уже че тыре автокатастрофы . И ав и ак атастр о фы четыре. Не везет мне в смерти, по везет в любви... Н ар о д заво р ож ен н о внимал. Войдя в раж , Кашпировский с о о б щил, что вторую жену взял молож е себя аж на пятьдесят лет. - И тещ а молож е годков на десять. О н а меня сыночком назы вала. Волна изумления прокатилась по ря дам. Похоже, не все присутствовавшие забыли арифметику и теперь пытались сосчитать: жинка на пятьдесят лет м о ло же - третьеклассница, что ли? - Вот тут мне записки пишут. Муж из меняет, то, се... Женщины, запомните! Главное средство, чтобы удержать му жа, - н адо мыться три, четыре, пять р аз в день. В ванночку с содой садитесь обязательн о. Потом пользуйтесь духами. Лучше всего «Ш анель н ом ер пять». Ни куда не уйдет! Пожилая п а р а по соседству только вздохнула. Стилистика Анатолия Михайловича напом инала о Жириновском и п ер с о н а жах одесских р асск азо в Б абеля о дн о врем енно. - Слуш айте, я скоро уезж аю , а вы о с таетесь. Я страны меняю, как перчатки. С орок две страны! В прош лом году в Ш татах получил телевизионный канал, несколько р а з выступал по Си-Эн-Эн для всего мира. Вы тож е должны со мной' постоянно встречаться глазами. П овесьте м о е ф ото хоть в туалете! Стесняться не нужно, я же ничего не увижу. А то многие сидят в туалете и не знаю т, как опорожниться. Короче... У кого поносы - будут запоры , у кого з а поры - будут поносы. Слуш айте, это важ ны е вещи. Ж елудочно-киш ечный тракт, вы что?! З атем настал черед р а н е е излечен ных граждан. На сцену поднимались в основном женщины и рассказы вали об отболевш ем . После тел еп ер ед ач во семьдесят девятого года рассо сал и сь рубцы, прош ла м астопатия. П равд а, од ну зрительницу, заметившую , что энурез у дочери как рукой сняло, но девушка б е з о б р а з н о поправилась, м аэстро тут же пресек: - Сядьте на место, мне это не инте ресно! Я сказал: только те, кому помог ло! Не вмешивайтесь в мой сценарий! Другую настырную больную , кото р ая тож е ж ел ал а поделиться не только радостными п ерем ен ам и в зд о р о вье, преп ровож д али на свой ряд чуть не си лой. - О х р ан а , наведите порядок! - р а з драж ен н о махнул рукой Кашпировский. - Трудно работать! З ато тетя, признавш аяся как на духу, что несколько хворей р ассеялось б л а годаря телевизионным чудесам А нато лия Михайловича, заслужила награду. Шепнула Кашпировскому на ухо о б о лячке, которая появилась недавно, тот кивнул, взял плакат со своим же и зо б р аж ен и е и сделал им тете «У!» - так, как пугают иногда друг друга дети. Гра жданка рухнула на пол и за м е р л а в не естественной позе. - Следующий! - пригласил Анатолий Михайлович. - Э -энурез то-огда вы-ылечили, конеч но... - парень в голубых джинсах сму щенно отвернулся от м икроф она. (Похо же, в С оветском С ою зе н едерж ан и е м о чи носило массовый характер). - Понятно. У! П арен ь снопом рухнул рядом. Спустя минут пятнадцать сцена была усеяна те лами, как поле бран и . Не выдержав н а пряжения, с задних рядов побеж али смельчаки: «И меня! И меня!» - Все, я сказал! - рявкнул Кашпиров ский. - По местам! Кому непонятно? Я пробудил в ваших телах собственную аптеку - гениальную , бож ественную . Наш сеан с приближается к концу, у в а жаемые зрители. О х р ан а , наведите по рядок! Исцеленные поднимаются с пола и благодарят. Звучит чарующ ая музыка. Е лен а ОСОВСКАЯ. КИЕВ. НЕНОВОЙ УчредительиИздатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещ ания и средств массовых коммуникаций Per. ПИNs77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральныйдиректор Главныйредактор Редакционныйсовет: Номер подписан в 15.00. По граф ику в 15.00. О тпечатано в типограф ии «Л ипецкое издательство» 398055, гЛ и п ец к, ул.М осковская, 83. Общий ти р аж 1.411.715 экз. Ц ена - бесплатно. Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушвв, П.Вощанов, И.Елков, Е-Жирнов, Телеф он/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. СЗаворотный, В.Качурин, М. Морозов, К. Сорокин. Интернет-сайт: http://inform .adi.ni. E-mail: vtornik@adi.ru ©«Деловойвторник». Перепечаткабезсогласованиясредакциейнедопускается. Приобретениеправ©наперепечаткуииспользованиематериаловтел./факс(095)257-37-83. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Рабочая газета» (Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Варта» (Нижневартовск), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Волжская коммуна» (Самара), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Вятскийкрай» (Киров), «Калининградская правда» (Калининград), «Коммунар» (Тула), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), “ 1 "" ^ ‘ 11 * ~ ‘ “ " ‘ " ' " ' Башкортостан» (Уфа), «РеспубликаТате (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь) «На смену!» (Екатеринбург), «Нижегородские новости» (Н.Новгород), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Рабочий край» (Иваново), «Рабочий_путь» (Смоленск), «Республика арстан» (Казань), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Сельская правда» (Малмыж, Кировскойобласти), «Тамбовскаяжизнь» (Тамбов), «Тюменска Г яправда» (Тюмень), «Челябинскийрабочий»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz