Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

N e 1 6 5 ( 2 1 7 9 3 ) :: ■ ■ I . w mm I I Ш И П Б Ц К А Я W M г а з е т а n i ШШШ УШ ЩШ ШШштяяят ттттт — Евгений Петрович, следуя гоголевскому афориз­ му «Истинная националь­ ность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа», насколько ваша ла­ боратория помогает понять такой непостижимый и пол­ ный загадок для иноземцев, да идля нас самих «русский дух»? — Прежде всего я хотел бы сказать об обстоятельст­ вах, подтолкнувших к созда­ нию лаборатории. Прожив последнее десятилетие про­ шлого века, по сути дела, без «измов», в нашем обществе заговорили о национальном самосознании, националь­ ном самоопределении: ЧТО такое МЫ, куда должны идти. Размышляя над этим, ученые ЕГПИ, а теперь уже госуниверситета имени И. А. Бунина, все острее понима­ ли, сколь важно изучить то, что у нас уже есть, но не до конца освоено, усвоено, по­ нято. Многие вещи и усло­ вия стимулировали эту рабо­ ту, которая, собственно, дав­ но уже велась в стенах вуза. Яимеюввиду, впервуюоче­ редь, кафедру историко- культурного наследия, впер­ вые Розданную еще в Советс­ комСоюзе. Однако сотрудни­ ки кафедры должны препо­ давать, а надо же ведь и изу­ чать... Для этого и понадобилась лаборатория «Культурно-об­ разовательная среда Липец­ кой области*. Она — самос­ тоятельное структурное под­ разделение Липецкого инсти­ тута усовершенствования учителей, но на базе нашего вуза. Открылась четыре года тому назад и была поддержа­ на администрацией области, областным Департаментом образования и науки. Что ла­ боратория действует вЕльце, вполне объяснимо: это —ду­ ховный центр, а не просто город, второй в регионе по значению или по количеству населения, у него особая миссия. —Но готовыли ваши со­ временники воспринять и оценить ЗНАНИЕ, о котором выговорите? Да и востребо­ вано ли оно людьми без уче­ ных степеней? — По-моему, надо опа­ саться не нежелания что- либо изучать, а излишнего пустословия вокруг. Мырис­ куем попасть в некое модное течение, из-за чего произой­ дет подмена истинных цен­ ностей и неподдельного ин­ тереса. А всего-то и надо только четко уяснить, в ка­ кой мере наша среда будет культурно-образовательной или БЕСкультурной, БЕЗоб- разной? Это зависит от сте­ пени нашего личного учас­ тия, потому что мы сами и создаем ее. —Кому все-таки предна­ значены результаты науч­ ных исследований? И что может извлечь из изыска­ ний ученых тот же учитель- предметник? — В рамках вуза с пол­ ным основанием можно на­ звать лабораторию общеуни­ верситетской. Это интегриру­ ющий центр, в его исследо­ ваниях каждый факультет, кафедра может не только найти что-то полезное, но и определить точку приложе­ ния своих сил в нашей рабо­ те. А «конечное звено* в це­ почке, конечно, учитель у школьной доски. Через его профессиональное, обще­ гражданское сознание мымо­ жем выйти на детей, их ро­ дителей. Мы считаем, что действуем во имя учителя сегодняшнего и будущего. Нам важно только не опо­ здать подготовить выпускни­ ков так, чтобы они поняли, на какой земле живут и за что в ответе. Об уникальности нашего края сказано очень много. Но в научном осмыслении требуется понятие, которое позволит лучше разобраться в сути дела. Мыпредложили категорию «культурно-обра­ зовательная среда*. Оно объ­ единяет всех, Подчеркиваю, всех живущих на этой зем­ ле. Понимаем мы это или не понимаем, но все мыносите­ ли одной культуры, прежде всего традиционной. С дру­ гой стороны, мыза то, чтобы соединить культуру и обра­ зование. Образование «тран­ слирует*, передает культуру. Издесь своя роль —у отцов, матерей, дедов, которые сво­ им детям и внукам передают то, что сами знают и осозна­ ют. То есть речь не о фор­ мальной педагогической, академической науке, а о конкретном человеке, кото­ рый здесь живет, работает. — Что же вам удалось сделать? —Мы выбрали несколь­ ко направлений деятельнос­ ти. Ну, раз лаборатория на­ учная, значит, прежде всего научные изыскания, связан­ ные с архивными материала­ ми и с исследованиями ли­ тературного наследия пред- шественников-земляков. В первую очередь возник про­ ект «Земляки о земляках*. Для его успешного осущес­ твления есть все. Исследова­ ния ученых заканчиваются го, с красным лицом чело­ века, сидящего за кафед­ рой». Но от старшеклассни­ ков, среди которых был еще один будущий крупный духовный и общественный деятель, философ Сергий Булгаков, доходили слухи о необыкновенной учености и даровитости Розанова. И они-то усмиряли детское не­ приятие Розанова... — Да, он на самом деле был странным учителем! А менные студенты, будущие учителя, каким педагогом был Пришвин? Удастся ли им, как это посчастливилось нам, обнаружить в его днев­ никах черновик конспекта самого первого урока? Как он волновался, переживал, да просто боялся! Ведь он помнил о своем изгнании. Так вот, прочитал этот конс­ пект и подумал, что сегод­ няшние учителя с иной под­ готовкой, виной социальной просто пройти, обойти его молчанием. Но кто это зна­ ет, многие ли?» Евгений Петрович, разве в наше вре­ мя не звучит это же тревож­ ное: многие ли? —Действительно. Только душа у нас другой быть не может. Вот в чем дело. Мы впитали с молоком матери эту веру. От предков наших. Задумайтесь: почему Розанов считал Елец своей духовной родиной, основу семьи видел Г О Т О В И М С Я К Д Н Ю З Н А Н И Й : А В Г У С Т О В С К И Е Д И С К У С С И И НЕ ТОРОПИТЕСЬ ОСУЖДАТЬ УЧЕНИКА. НЕ ПОМИНАЙТЕ ПЕДАГОГА ВСУЕ защитой диссертации. Но этот факт для рядовых ель- чан или липчан мало что го­ ворит. А вот если им на тех же материалах предложат серьезную и одновременно увлекательную книгу о на­ шем земляке, это иное дело. — Но как превратить диссертацию с ее академи­ ческим стилем в литератур­ ное, просвещающее произве­ дение? —Интерес проекта в том и заключается, что ученые пишут на одну тему два раз­ личных по манере и жанру труда. Это огромная работа. Начали мы с Тихона Задо­ нского, известного святитедя, преданно любившего Елец, называвшего его «вторымСи­ оном». Сотрудникилаборато­ рии обнаружили факты, о которых до недавнего време­ ни никто и не догадывался. Речь о блестящей самобыт­ ной педагогической системе, созданной этим великим че­ ловеком. Онапостроена не на «западных* или «восточных* канонах, но на принципах, сформулированных в центре России, она по духу НАША, РУССКАЯ! Это послужило основой написания канди­ датской диссертации диако­ на Александра Иванова, ко­ торый впервые среди священ­ нослужителей защитил дис­ сертацию и стал кандидатом педагогических наук в ЕГУ. Не менее интересны две работы по Василию Розано­ ву. Это наш земляк в полном смысле слова. Именно Елец Розанов называл своей ду­ ховной родиной. Здесь он преподавал в мужской гим­ назии, оказал потрясающее влияние на всех учеников. — Но ведь и весьма не­ однозначное, как мы теперь знаем. Недаромже Пришвин в своих воспоминаниях о гимназической поре скажет, что малыши боялись «рыже­ Миша Пришвин, изгнанный из четвертого класса гимна­ зии и лишенный права по­ ступления в другие учебные заведения, спустя годывсво­ их дневниковых заметках с благодарностью и благого­ вением будет вспоминать это­ го «глубочайшего индивиду­ алиста и'самовольника». И один из полезных уроков, которые стоит извлечь из этой коллизии: НЕГОВОРИ­ ТЕ ВСУЕ ОБ УЧИТЕЛЕ. — Кстати, ведь именно Пришвин пророческипредрек горькую судьбу творческого наследия этого гениального писателя, когда в тех же дневниках написал: «Творе­ ния его и вся последующая литература погребены под камнями революции». — Но «освобожденья час» пробил! Вторая книга из серии «Земляки о земля­ ках» повествует о Розанове — елецком учителе геогра­ фии и гениальном русском философе. К слову: идею издания цикла монографий «Земля­ ки о земляках» поддержало руководство области и горо­ да, вступительные статьи к первым томам написаны мэ­ ром Ельца Виктором Соко­ вых и губернатором области Олегом Королевым. Ну а третья по счету кни­ га посвящена Михаилу При­ швину, чье 130-летие мыот­ мечаем в следующем году. И именно из его ученической судьбы, по-своему неудачной, мы можем извлечь второй урок: НЕ ТОРОПИТЕСЬ ОБ­ ВИНЯТЬ УЧЕНИКА. Много лет спустя Пришвин приехал в ту же гимназию и стал там преподавателем географии, как и изгнавший его когда- то Василий Васильевич Роза­ нов... Скажите: разве не инте­ ресно, не полезно всем нам это знать? А знают ли совре­ ситуации отученыотшироко­ го взгляда на тему, от фило­ софствования по поводу. При всемуважении к ним не могу не заметить: многие страда­ ют от узкодидактического по­ нимания предмета. А ведь в девятнадцатом веке заклады­ вались иные традиции в пе­ дагогике. И тому есть клас­ сические примеры. Нам не­ обходимо вспомнить и по­ мнить о них. — Евгений Петрович, вот какой вопрос. А как быть с максимой древних: «Живите только в настоя­ щем: прошлого УЖЕ нет, будущее ЕЩЕ не настало»? При том, что, как вы гово­ рите, мы все ОБРЕЧЕНЫ изучать наследие, истоки, не рискуем ли отодвинуть на обочину настоящее? —Давайте и вы, и я за­ дадим себе другой вопрос: «А сегодня что?» Только ответ будем искать в душе своей. Ведь истоки, согласитесь, они там, в самом сердце. По­ этому внашей духовности, я убежден, залог дня завтраш­ него. Да оглянитесь вокруг! Сама среда Ельца и его ок­ руги, она одухотворена, про­ никнута православием. Ког­ да мывсе больше узнаем осо­ бенности, познаем самость нашей земли, истории, куль­ туры, то естественным обра­ зом приходим к пониманию, что все хорошее, чем мывла­ деем, наполнено православи­ ем. Можно ли и нужно ли этот постулат обсуждать? Считаю, что спорить об этом могут лишь невежды. А мы хотим все-таки быть образо­ ванными людьми. —Вычуть ли не того же Розанова цитируете! Он ут­ верждал, что «религия есть самое важное, самое первое, самое нужное. Кто этого не знает, с тем не для чего про­ износить «А» споров, разго­ воров, мимо такого нужно К ак о в а р о л ь н аш а н а этой з е м ­ л е , п о ч ем у мы о тры ваем ся от своих д у х о вны х ко р н ей и от веры п р е д ­ к о в ? И м еем ли п р а в о им еноваться о б р а з о в а н ны м и лю дьм и ? Ибо, к а к гласит мудрость н а р о д н а я , ч ел о в е к , не помн ящ ий своего прош ло го , н е им еет п р а в а н а б у д ущ е е . А мы , ум е ­ ем ли мы изучить и п е р е д а т ь своим п о том к ам то б о га т ейш е е д у х о вн о е н а с л е д и е , ч то о с т а в и л и в е л и к и е п р ащ у ры ? Об этом мы б е с е д у ем с д о к т о р о м п е д а г о г и ч е с к и х н а у к , п р оф ессо р ом ЕГУ им ени И. А. Буни ­ н а , р у к о в о д и т е л ем единственной в России н аучной л а б о р а т о р и и кул ь ­ т у р н о -о б р а зо в а т е л ь н о й среды Евге­ нием Б ел о зе р ц е вы м . в первую очередь в правос­ лавных заповедях и основах, а саму семью называл ма­ ленькой церковью?.. Обрати­ те внимание: как только рус­ ские начинают говорить о православии, их тут же об­ виняют чуть ли не во всех смертных грехах. Это идео­ логический парадокс! Амеж­ ду тем не морщиться мы до­ лжны, дескать, что ж это все об одном и том же, а вновь и вновь возвращаться к глав­ ному. И не случайно, что ключевымвдеятельности ла­ боратории стал цикл семи­ нарских занятий по основам православной культуры для преподавателей школ. Всвое время Министерст­ во образования иМосковская патриархия создали коорди­ национный центр по разра­ ботке принципиально новой программы «Основы правос­ лавной культуры». Мы при­ нимали участие в этой рабо­ те, однако не стали ждать, пока из Москвы пришлют уже законченный документ. Признаюсь: боимся опоздать. И свою программу подгото­ вили сами, не ожидая дирек­ тив. Кстати, вместе с учите­ лями. Потом обратились к педагогам с предложением не просто познакомиться с нею, но изучить всерьез. В итоге совместно с Институ­ том усовершенствования ор­ ганизовали курсы по изуче­ нию основ православной культуры. Это долгосрочный проект. Думаю, что жизнь внесет в него свои корректи­ вы. — Общеизвестно, что в Елец тянутся учителя не только со всей округи, но и из соседних областей. На Рождественских чтениях, семинарах, «круглых сто­ лах» с участием священно­ служителей и ученых идет диалог о русскомнациональ­ ном характере, о формиро­ вании основ русской культу­ рыи нравственности. На та­ ких встречах, по признанию педагогов, углубляются и их знания о православной вере. По большому счету — ру­ шатся представления о ре­ лигии как о чем-то застыв­ шем, закостенелом. Ивсе это происходит на фоне совре­ менного духовно-нравствен­ ного кризиса России. —Убежден: только обра­ щение к нравственным цен­ ностям православия поможет нам преодолеть этот кризис. На наших курсах мы видим, как важно говорить с учите­ лем. Учеба проходит на базе Елецкого университета, пра­ вославной гимназии в честь святителя Тихона Задонско­ го и историко-культурного центра «Прожектор». Акаде­ мические лекции сменяются беседами пастыря, дискусси­ ями за «круглым столом», видеоматериалами о Ельце, православии, нравственнос­ ти, новых образовательных технологиях и так далее. При нынешней бедности учебно-методической литера­ туры все-таки стараемся снабдить учителей ксероко­ пированными материалами, нужными изданиями, чтобы они возвращались в свои школы еще и с «веществен­ ным» багажом знаний. За эти два года слушате­ лями курсов были около ста человек —учителя Елецкого и Хлевенского районов, Ель­ ца. У них самих появляются новые идеи, своими замеча­ ниями или предложениями они делятся с нами, то есть, по сути, становятся соавтора­ ми, доработчиками, если можно сказать, проекта. —У нас на Руси есть пе­ чальный опыт, как самую хорошую идею сгубить на корню. Можно, конечно, учи­ теля напитать знаниями так, что он, окрыленный, полетит в родную школу, горя жела­ нием приобщать детей к нравственнымидеаламхрис­ тианства. Но разве не быва­ ет, что на пути учителя, как шлагбаум, может вырасти ретроград-директор, кото­ рый быстро остудит его пыл? Что вы об этом думаете? —Обратная связь во мно­ гом будет зависеть от адми­ нистрации школы. К счас­ тью, среди слушателей кур­ сов были и директора школ. Но ваше опасение я разде­ ляю. Несмотря на совмест­ ный документ Министерства образования РФ и Московс­ кой патриархии, стереотипы продолжают жить! Есть ру­ ководители, которые по-пре­ жнему придерживаются фор­ мального аргумента «цер­ ковь отделена от государст­ ва», забывая, что церковь никогда не была отделена от общества! А школа — есть часть общества. —Обратимся снова кРо­ занову. Он считал, что шко­ ла должна оценивать чело­ века в целом, и она должна оценивать его в будущем. «Серенькая, бедная, если онаделает это, она будет вос­ питательница, она будет ху­ дожественно-образующей, наконец, школою нацио­ нальною». А какой видится школа будущего вам? — Русская школа — школа, повторю, православ­ ная по духу. Вообще русский — значит православный. Иначе и быть не может. И тогда атмосфера школы, ее окрестности — та среда, о которой мы говорим, помо­ гут создавать условия, помо­ гающие человеку «собрать себя впучок», почувствовать да, наконец, понять себя как гражданина, как интел­ лигента, как личность. И каждый способен будет при­ вести вгармоничное соответ­ ствие свои волю, чувства, интеллект. Дело-то тут не в порядке следования слов. Главное, чтобыприсутствова­ ли все три составляющие, потеря одного из качеств приводит к утрате целостно­ сти личности. А на нашей земле примеров целостного проявления человеческой природы, широты натуры очень много. — Мы говорим «широ­ кая, загадочная, непостижи­ мая и всепрощающая рус­ ская душа». Но есть ли то единственное, что венчает этот, на самом деле беско­ нечный, ряд определений? —Безусловно. Но тут вот в чем дело. Если нация су­ ществует, развивается, то благодаря культуре, свой­ ственной именно этому наро­ ду. Мы будем существовать до тех пор, пока будем сохра­ нять ее основы. Ведь что по­ лучится, если попытаться изобразить на бумаге? Вер­ тикаль: север — монах, юг —казак, вольница. Горизон­ таль: с запада —Европа, на восток — Азия. Так вот, наша культура, находящая­ ся на пересечении потоков за­ падных и восточных течений, оказывалась вцентре креста. Под влияниемвсего этого она между тем всегда оставалась са-мо-быт-ной! И именно этимможет объясняться веч­ ное брожение умов и огром­ ное число талантов. Но ядро культуры нашей — христи­ анское. И именно правосла­ вие было и остается един­ ственной основой человечес­ ких отношений, хотим мы признавать это или не хотим, основой умения понимать и прощать друг другу ошибки. Беседовала МиладаФЕДЮКИНА. г. Елец. И З В Е К А В ВЕК А ЧЕХОВ УЕХАЛ НА С А Ш И Н . . . ПОДГОТОВКА К ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ В истории д ем о гр аф и ч е с ки х и ссл едов аний в Рос­ сии отм еч ен интересный ф ен ом ен : в п ер епи сях н а ­ селени я всегда зн ачи тельн ую р о л ь и гр али д еятели н ау ки и культуры , в том числе — оч ен ь известные. Так, в московской пере­ писи 1882 года переписчи­ ком был Лев Толстой. Он выбрал для себя один из са­ мых сложных и трудных участков —Проточный пе­ реулок, где находилась ноч­ лежка. Это мрачное москов­ ское двухэтажное здание но­ сило название «Ржанова крепость». Получив распо­ ряжение думы, Толстой за несколько дней до перепи­ си начал обходить участок... Под свежим впечатлени­ ем от увиденного Лев Ни­ колаевич и написал свою знаменитуюстатью «Такчто же нам делать?». «Цель пе­ реписи —научная, —гово­ рится в ней. — Перепись есть социологическое иссле­ дование. Цель же науки со­ циологии—счастье людей». Толстой предлагал «вос­ пользоваться переписьюдля того, чтобы узнать нищету вМоскве и помочь ей делом и деньгами, и сделать так, чтобы бедных не было в Москве». Великий писатель на­ деялся вызватьу богатых со­ чувствие к людской нище­ те, собрать деньги, набрать людей, желающих помочь этому делу, и вместе с пере­ писью пройти все притоны бедности, пообщаться с не­ счастными, узнать их нуж­ ды и помочь —деньгами и работой, устроить детей в школы, а стариков и старух — в приюты и богадельни. Он утверждал —для обще­ ства интерес и значение пе­ реписи в том, что она даёт ему зеркало, в которое, хо­ чешь не хочешь, посмотрит­ ся всё общество и каждый из нас. А.П. Чехов пошёл ещё дальше, решив лично пере­ писать жителей на Сахали­ не. Антон Павлович был не только переписчиком, но и инициатором, и организато­ ром переписи водном лице. Обходя дома и заполняя пе­ реписные карточки, Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизни, причи­ ны ссылки и набирал бога­ тый материал для заметок. История этой переписи за­ печатлена в его книге «Ост­ ров Сахалин». Путевые за­ метки наглядно отобража­ ют жизнь обитателей остро­ ва и труд переписчика, ко­ торым стал на время Чехов. В роли переписчика Че­ хов был не только на Саха­ лине. Писатель принимал участие и в первой Всерос­ сийской переписинаселения 1897 года в Серпуховском уезде Московской губернии — в Мелихово. В письме к Суворину Чехов писал: «У нас перепись. С утра хожу по избам, с непривычки сту­ каюсь головой о притолоки, и, как нарочно, голова тре­ щит адски: и мигрень, и инфлюэнция. В одной избе девочка 9 лет, приёмышек из воспитального дома, горько заплакала оттого, что всех девочек в избе на­ зываютМихайловнами, а её по крёстному, Львовной. Я сказал: «Называйся Михай­ ловной». Все очень обрадо­ вались и стали благодарить меня. Это называется при­ обретать друзей богатством неправедным. ...Приходилось и счи­ тать, и писать до боли в пальцах, и читать лекции счётчикам. Счётчикиработа­ ли превосходно, педантично до смешного». Вразное время проявля­ ли интерес к демографичес­ кой статистике Глеб Успен­ ский, написавший цикл очерков «Живые цифры», актуальный до сих пор, ве­ ликий ученый Дмитрий Менделеев, сделавший в книге «КпознаниюРоссии» анализ роста населения на­ шей страны, исходя из раз­ ности рождаемости и смер­ тности. Перепись населения — составление ревизских ска­ зок —положена воснову ве­ ликого произведения Нико­ лая Гоголя «Мёртвые души». Инициатором же первой Всероссийской переписи на­ селения был наш выдаю­ щийся земляк, уроженец села Урусово Раненбургско- го, ныне Чаплыгинского, района Липецкой области, ученый-энциклопедист, пу­ тешественник и государ­ ственный деятель Пётр Пет­ рович Семёнов-Тян-Шанс- кий. Он хлопотал о всеоб­ щей переписи населения в правительстве страныоколо 30 лет. Пётр Петрович лич­ но разработал вопросник и провёл пробную перепись в собственном имении. На ос­ новании этих пробных лис­ тов были затем составлены особые формуляры, которые легли в основу проведения всеобщей переписи 1897 года. Небезынтересныличные впечатления Семёнова-Тян- Шанского от пробной пере­ писи. «Русский крестьянин, — говорил он, — открове­ нен до крайности, но не тер­ пит официальности и не любит, когда за ним запи­ сывают». Поэтому Петру Петровичу часто приходи­ лось полученные данные за­ поминать, а уже потом вно­ сить в опросные листы. Как.видим, работа по пе­ реписи населения всегда считалась в России не про­ сто важной и ответственной, но интересной и нужной. Ведь не поучаствуй в ней Толстой — не было бы ста­ тьи «Так что же нам де­ лать?», не прояви инициа­ тивы Чехов — не было бы «ОстроваСахалина». Без до­ стоверной информации о пе­ реписи населения Гоголь не написал бы «Мертвые души». История нашего на­ рода была бы намного бед­ нее... Юрий ЧЕКМАЧЁВ, председатель Липецкого областного комитета государственной статистики. Н А З А М Е Т К У КУДА ПОИТИ, ЧТО ПОСМОТРЕТЬ О бластн ая научная б и б ­ л и о тек а {Кузнечная, 2). Проводятся выставки: «Об­ разование: концепции, содержа­ ние, структура», «Я с в ам и , люди» (к 65-летию А. Вампило­ ва). Областной краеведческий музей (Ленина, 25) Работает выставка «Эрми­ таж. Музей и коллекции». Д ом М астера (Ленина, 2) Выставка произведений на­ родного художника России Вик­ тора Сорокина. О бластн ая д е т с к а я б и б ­ лиотека (Циолковского, 29) Выставки, видеопросмотры, посвященные Дню кино. Центр д е к о р ати в н о -п р и ­ кладного и народного и скус­ ства (Космонавтов, 110) «Гиганты и сокровища тро­ пического мира». Выставка насе­ комых. • 9) Вы ставочный за л (Ленина, Выставка репродукций картин Рерихов. Научно-технический м узей АО «НЛМК» (пл. Металлургов, 2а) Выставка работ члена Союза художников России Дмитрия Ди- карева (живопись, графика). Нижний п ар к (Петровский проезд, 2) 24 августа. Концерт ансам- . бля народной песни «Зень». На­ чало в 17 часов. 18.30. «Русская песня». Кон­ церт с участием солистки Липец­ кой филармонии Т. Игнатьевой. 25 августа. Играет липецкий городской духовой оркестр. Нача­ ло в 18 часов. 719*00. «И счастлив лишь тот,: в ком сердце поет». Вечер лири­ ческой песни (И. Васильев). 2 1 .3 0 . Молодежная дискоте­ ка. КАК ПОЙМАТЬ м у з ы к у в с е т ь ? З в у к о р еж и с с ер -ж енщ и н а —это, согласитесь, б о л ьш а я редко сть (хотя п о ­ ч ем у бы и нет?). Вот у ж е н еск о л ь ко лет Елена Л у к ь ян о в а усп еш но выступа­ ет в т ак ом кач е ств е. О н а —ш татный зв у к о р еж и с с ер Д в о р ц а культуры «Со­ кол» , а т ак к а к д ан ны й ДК —м ун и ци п ал ьн о е у ч р еж д е н и е , то Елену посто­ янно о тр яж аю т д л я уч астия в р азли чны х город ски х п р а з д н и к а х . То есть р еп у таци я у н е е — достаточн о вы сокая. К онечно, д е л о , ко то ры м Елена зан им а е т с я , в р я д ли п ричи слено к р а з ­ р я д у престижны х, сильно ж е л а ем ы х с детства и юности. И все-таки , после уп о рны х зан ятий спортом (п л а в ан и е и восточны е еди н о б о р ств а) и т а н ц а ­ ми в а н с ам б л е « Р а зд о л ь е » , о к он ч ан и я м еталл у р ги ч еск о го к о л л е д ж а и Во­ р он еж ско го ф и л и а л а М осковского государственно го института к ом м ерц ии (специальность —бух гал тер -п ро гр амм и ст-экон ом и ст-ауди тор ), Л ен а н аш л а себя, говоря о ж и зн ен н ом пути, в м и р е с а у н д тр ек о в , м и кш ер о в , к о л о н о к , п о д зв у ч ек , ф о н о гр ам м и п р о ч а я , п р о ч а я . Сама Елена, впрочем, не видит здесь ничего неожиданного, из ряда вон вы­ ходящего. Наоборот, наблюдается впол­ не логический ряд, выстроенный — за­ кономерно для сегодняшнего дня — на стыке творчества и технологий. Снача­ ла Елена детально освоилась в компь­ ютерах, затем (по сугубо личным при­ чинам: «Не для вашего диктофона» — говорит она мне) наступил период «во­ влечения» в музыку. Поэтому хоть за­ втра, при необходимых условиях и ап­ паратуре, Елена вполне готова выйти на уровень студии звукозаписи. В своей профессии для Елены пер­ востепенно важен, оказывается, эмоци­ ональный (по сути, вполне «женский») момент. Важно прочувствовать музы­ ку, проникнуться ею, поддерживать те­ чение концерта на должной «глубине» и столь объемно, чтобы артисты и пуб­ лика не испытывали ни малейшего зву­ кового дискомфорта —ощущали лишь радующие слух гармонию, соразмер­ ность. На первый взгляд, быть звукорежис­ сером нынче особых сложностей не со­ ставляет. «Живой» музыки на концер­ тах становится все меньше. На смену ей приходит так называемая «система мини-диск», аналогичная «минусовой» фонограмме. Сложность, однако, заклю­ чается в соблюдении, поддержании ба­ ланса между ними. Голос певца и ин­ струментальная запись должны пред­ ставлять собой единое целое. На поря­ док сложнее, когда и аккомпанемент частью реален, когда находящиеся на сцене занимаются не имитацией, а дей­ ствительно музицированием. «Поймать» звук, неразделимо свести его —вот за­ дача, каждый раз решаемая Еленой, которая погружается в музыку сполна, с головой, на пределе сосредоточеннос­ ти. Ее частенько приглашают «озвучи­ вать» популярных исполнителей, при­ езжающих в Липецк. Поют они всам­ делишно или понарошку, Елена об этом предпочитает не говорить. Корпоратив­ ная, знаете, солидарность. Ведь и ас­ систентки иллюзионистов ни за что не раскроют тайны фокусов. Задача. Еле­ ныи иже с ней —подготовить площад­ ку в точном соответствии с райдером, перечнем требований «звезды». Прав­ да, призналась Елена, бывает и такое: райдер безукоризненно выполнен по каждому пункту, а на концерте исполь­ зуется предельный минимум звуковых дорожек. «Сокол» — далеко не самый тех­ нически оснащенный ДК. Отчего тог­ да он Елену более чем устраивает? Она говорит, что предпочитает работать на том или ином мероприятии там, не­ жели подзаработать на стороне. (Кста- П Р О Ф Е С С И О Н А А Ы ти, в данную, отпускную для себя, пору Елена подзарабатывает ди-дже­ ем и певицей в одном из летних кафе возле Нижнего парка). Причина — «человеческий фактор». Елене очень импонирует деятельность нового ди­ ректора ДК Ольги Колыбельской, ее желание повернуть ситуацию в «Со­ коле» -к лучшему. «Куда Ольга Вла­ димировна —туда и я», —категорич­ но заявляет Елена. С другой стороны, она мыслит на редкость трезво, объективно и понима­ ет: такое положение устраивает ее лишь на данный момент, многое еще у нее впереди, многого еще надо достичь. Об­ ласть новейших музыкальных техноло­ гий обширна и Еленой, разумеется, да­ леко не полностью освоена. Она по-хо­ рошему завидует своим опытнейшим коллегам (в том же ДК НЛМК). Вот бы встать вровень с ними! Ну а дальше — дальше вероятны любые благоприят­ ные, заманчивые варианты... Константин КЛЮТКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz