Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
N e 1 6 5 ( 2 1 7 9 3 ) :: ■ ■ I . w mm I I Ш И П Б Ц К А Я W M г а з е т а n i ШШШ УШ ЩШ ШШштяяят ттттт — Евгений Петрович, следуя гоголевскому афориз му «Истинная националь ность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа», насколько ваша ла боратория помогает понять такой непостижимый и пол ный загадок для иноземцев, да идля нас самих «русский дух»? — Прежде всего я хотел бы сказать об обстоятельст вах, подтолкнувших к созда нию лаборатории. Прожив последнее десятилетие про шлого века, по сути дела, без «измов», в нашем обществе заговорили о национальном самосознании, националь ном самоопределении: ЧТО такое МЫ, куда должны идти. Размышляя над этим, ученые ЕГПИ, а теперь уже госуниверситета имени И. А. Бунина, все острее понима ли, сколь важно изучить то, что у нас уже есть, но не до конца освоено, усвоено, по нято. Многие вещи и усло вия стимулировали эту рабо ту, которая, собственно, дав но уже велась в стенах вуза. Яимеюввиду, впервуюоче редь, кафедру историко- культурного наследия, впер вые Розданную еще в Советс комСоюзе. Однако сотрудни ки кафедры должны препо давать, а надо же ведь и изу чать... Для этого и понадобилась лаборатория «Культурно-об разовательная среда Липец кой области*. Она — самос тоятельное структурное под разделение Липецкого инсти тута усовершенствования учителей, но на базе нашего вуза. Открылась четыре года тому назад и была поддержа на администрацией области, областным Департаментом образования и науки. Что ла боратория действует вЕльце, вполне объяснимо: это —ду ховный центр, а не просто город, второй в регионе по значению или по количеству населения, у него особая миссия. —Но готовыли ваши со временники воспринять и оценить ЗНАНИЕ, о котором выговорите? Да и востребо вано ли оно людьми без уче ных степеней? — По-моему, надо опа саться не нежелания что- либо изучать, а излишнего пустословия вокруг. Мырис куем попасть в некое модное течение, из-за чего произой дет подмена истинных цен ностей и неподдельного ин тереса. А всего-то и надо только четко уяснить, в ка кой мере наша среда будет культурно-образовательной или БЕСкультурной, БЕЗоб- разной? Это зависит от сте пени нашего личного учас тия, потому что мы сами и создаем ее. —Кому все-таки предна значены результаты науч ных исследований? И что может извлечь из изыска ний ученых тот же учитель- предметник? — В рамках вуза с пол ным основанием можно на звать лабораторию общеуни верситетской. Это интегриру ющий центр, в его исследо ваниях каждый факультет, кафедра может не только найти что-то полезное, но и определить точку приложе ния своих сил в нашей рабо те. А «конечное звено* в це почке, конечно, учитель у школьной доски. Через его профессиональное, обще гражданское сознание мымо жем выйти на детей, их ро дителей. Мы считаем, что действуем во имя учителя сегодняшнего и будущего. Нам важно только не опо здать подготовить выпускни ков так, чтобы они поняли, на какой земле живут и за что в ответе. Об уникальности нашего края сказано очень много. Но в научном осмыслении требуется понятие, которое позволит лучше разобраться в сути дела. Мыпредложили категорию «культурно-обра зовательная среда*. Оно объ единяет всех, Подчеркиваю, всех живущих на этой зем ле. Понимаем мы это или не понимаем, но все мыносите ли одной культуры, прежде всего традиционной. С дру гой стороны, мыза то, чтобы соединить культуру и обра зование. Образование «тран слирует*, передает культуру. Издесь своя роль —у отцов, матерей, дедов, которые сво им детям и внукам передают то, что сами знают и осозна ют. То есть речь не о фор мальной педагогической, академической науке, а о конкретном человеке, кото рый здесь живет, работает. — Что же вам удалось сделать? —Мы выбрали несколь ко направлений деятельнос ти. Ну, раз лаборатория на учная, значит, прежде всего научные изыскания, связан ные с архивными материала ми и с исследованиями ли тературного наследия пред- шественников-земляков. В первую очередь возник про ект «Земляки о земляках*. Для его успешного осущес твления есть все. Исследова ния ученых заканчиваются го, с красным лицом чело века, сидящего за кафед рой». Но от старшеклассни ков, среди которых был еще один будущий крупный духовный и общественный деятель, философ Сергий Булгаков, доходили слухи о необыкновенной учености и даровитости Розанова. И они-то усмиряли детское не приятие Розанова... — Да, он на самом деле был странным учителем! А менные студенты, будущие учителя, каким педагогом был Пришвин? Удастся ли им, как это посчастливилось нам, обнаружить в его днев никах черновик конспекта самого первого урока? Как он волновался, переживал, да просто боялся! Ведь он помнил о своем изгнании. Так вот, прочитал этот конс пект и подумал, что сегод няшние учителя с иной под готовкой, виной социальной просто пройти, обойти его молчанием. Но кто это зна ет, многие ли?» Евгений Петрович, разве в наше вре мя не звучит это же тревож ное: многие ли? —Действительно. Только душа у нас другой быть не может. Вот в чем дело. Мы впитали с молоком матери эту веру. От предков наших. Задумайтесь: почему Розанов считал Елец своей духовной родиной, основу семьи видел Г О Т О В И М С Я К Д Н Ю З Н А Н И Й : А В Г У С Т О В С К И Е Д И С К У С С И И НЕ ТОРОПИТЕСЬ ОСУЖДАТЬ УЧЕНИКА. НЕ ПОМИНАЙТЕ ПЕДАГОГА ВСУЕ защитой диссертации. Но этот факт для рядовых ель- чан или липчан мало что го ворит. А вот если им на тех же материалах предложат серьезную и одновременно увлекательную книгу о на шем земляке, это иное дело. — Но как превратить диссертацию с ее академи ческим стилем в литератур ное, просвещающее произве дение? —Интерес проекта в том и заключается, что ученые пишут на одну тему два раз личных по манере и жанру труда. Это огромная работа. Начали мы с Тихона Задо нского, известного святитедя, преданно любившего Елец, называвшего его «вторымСи оном». Сотрудникилаборато рии обнаружили факты, о которых до недавнего време ни никто и не догадывался. Речь о блестящей самобыт ной педагогической системе, созданной этим великим че ловеком. Онапостроена не на «западных* или «восточных* канонах, но на принципах, сформулированных в центре России, она по духу НАША, РУССКАЯ! Это послужило основой написания канди датской диссертации диако на Александра Иванова, ко торый впервые среди священ нослужителей защитил дис сертацию и стал кандидатом педагогических наук в ЕГУ. Не менее интересны две работы по Василию Розано ву. Это наш земляк в полном смысле слова. Именно Елец Розанов называл своей ду ховной родиной. Здесь он преподавал в мужской гим назии, оказал потрясающее влияние на всех учеников. — Но ведь и весьма не однозначное, как мы теперь знаем. Недаромже Пришвин в своих воспоминаниях о гимназической поре скажет, что малыши боялись «рыже Миша Пришвин, изгнанный из четвертого класса гимна зии и лишенный права по ступления в другие учебные заведения, спустя годывсво их дневниковых заметках с благодарностью и благого вением будет вспоминать это го «глубочайшего индивиду алиста и'самовольника». И один из полезных уроков, которые стоит извлечь из этой коллизии: НЕГОВОРИ ТЕ ВСУЕ ОБ УЧИТЕЛЕ. — Кстати, ведь именно Пришвин пророческипредрек горькую судьбу творческого наследия этого гениального писателя, когда в тех же дневниках написал: «Творе ния его и вся последующая литература погребены под камнями революции». — Но «освобожденья час» пробил! Вторая книга из серии «Земляки о земля ках» повествует о Розанове — елецком учителе геогра фии и гениальном русском философе. К слову: идею издания цикла монографий «Земля ки о земляках» поддержало руководство области и горо да, вступительные статьи к первым томам написаны мэ ром Ельца Виктором Соко вых и губернатором области Олегом Королевым. Ну а третья по счету кни га посвящена Михаилу При швину, чье 130-летие мыот мечаем в следующем году. И именно из его ученической судьбы, по-своему неудачной, мы можем извлечь второй урок: НЕ ТОРОПИТЕСЬ ОБ ВИНЯТЬ УЧЕНИКА. Много лет спустя Пришвин приехал в ту же гимназию и стал там преподавателем географии, как и изгнавший его когда- то Василий Васильевич Роза нов... Скажите: разве не инте ресно, не полезно всем нам это знать? А знают ли совре ситуации отученыотшироко го взгляда на тему, от фило софствования по поводу. При всемуважении к ним не могу не заметить: многие страда ют от узкодидактического по нимания предмета. А ведь в девятнадцатом веке заклады вались иные традиции в пе дагогике. И тому есть клас сические примеры. Нам не обходимо вспомнить и по мнить о них. — Евгений Петрович, вот какой вопрос. А как быть с максимой древних: «Живите только в настоя щем: прошлого УЖЕ нет, будущее ЕЩЕ не настало»? При том, что, как вы гово рите, мы все ОБРЕЧЕНЫ изучать наследие, истоки, не рискуем ли отодвинуть на обочину настоящее? —Давайте и вы, и я за дадим себе другой вопрос: «А сегодня что?» Только ответ будем искать в душе своей. Ведь истоки, согласитесь, они там, в самом сердце. По этому внашей духовности, я убежден, залог дня завтраш него. Да оглянитесь вокруг! Сама среда Ельца и его ок руги, она одухотворена, про никнута православием. Ког да мывсе больше узнаем осо бенности, познаем самость нашей земли, истории, куль туры, то естественным обра зом приходим к пониманию, что все хорошее, чем мывла деем, наполнено православи ем. Можно ли и нужно ли этот постулат обсуждать? Считаю, что спорить об этом могут лишь невежды. А мы хотим все-таки быть образо ванными людьми. —Вычуть ли не того же Розанова цитируете! Он ут верждал, что «религия есть самое важное, самое первое, самое нужное. Кто этого не знает, с тем не для чего про износить «А» споров, разго воров, мимо такого нужно К ак о в а р о л ь н аш а н а этой з е м л е , п о ч ем у мы о тры ваем ся от своих д у х о вны х ко р н ей и от веры п р е д к о в ? И м еем ли п р а в о им еноваться о б р а з о в а н ны м и лю дьм и ? Ибо, к а к гласит мудрость н а р о д н а я , ч ел о в е к , не помн ящ ий своего прош ло го , н е им еет п р а в а н а б у д ущ е е . А мы , ум е ем ли мы изучить и п е р е д а т ь своим п о том к ам то б о га т ейш е е д у х о вн о е н а с л е д и е , ч то о с т а в и л и в е л и к и е п р ащ у ры ? Об этом мы б е с е д у ем с д о к т о р о м п е д а г о г и ч е с к и х н а у к , п р оф ессо р ом ЕГУ им ени И. А. Буни н а , р у к о в о д и т е л ем единственной в России н аучной л а б о р а т о р и и кул ь т у р н о -о б р а зо в а т е л ь н о й среды Евге нием Б ел о зе р ц е вы м . в первую очередь в правос лавных заповедях и основах, а саму семью называл ма ленькой церковью?.. Обрати те внимание: как только рус ские начинают говорить о православии, их тут же об виняют чуть ли не во всех смертных грехах. Это идео логический парадокс! Амеж ду тем не морщиться мы до лжны, дескать, что ж это все об одном и том же, а вновь и вновь возвращаться к глав ному. И не случайно, что ключевымвдеятельности ла боратории стал цикл семи нарских занятий по основам православной культуры для преподавателей школ. Всвое время Министерст во образования иМосковская патриархия создали коорди национный центр по разра ботке принципиально новой программы «Основы правос лавной культуры». Мы при нимали участие в этой рабо те, однако не стали ждать, пока из Москвы пришлют уже законченный документ. Признаюсь: боимся опоздать. И свою программу подгото вили сами, не ожидая дирек тив. Кстати, вместе с учите лями. Потом обратились к педагогам с предложением не просто познакомиться с нею, но изучить всерьез. В итоге совместно с Институ том усовершенствования ор ганизовали курсы по изуче нию основ православной культуры. Это долгосрочный проект. Думаю, что жизнь внесет в него свои корректи вы. — Общеизвестно, что в Елец тянутся учителя не только со всей округи, но и из соседних областей. На Рождественских чтениях, семинарах, «круглых сто лах» с участием священно служителей и ученых идет диалог о русскомнациональ ном характере, о формиро вании основ русской культу рыи нравственности. На та ких встречах, по признанию педагогов, углубляются и их знания о православной вере. По большому счету — ру шатся представления о ре лигии как о чем-то застыв шем, закостенелом. Ивсе это происходит на фоне совре менного духовно-нравствен ного кризиса России. —Убежден: только обра щение к нравственным цен ностям православия поможет нам преодолеть этот кризис. На наших курсах мы видим, как важно говорить с учите лем. Учеба проходит на базе Елецкого университета, пра вославной гимназии в честь святителя Тихона Задонско го и историко-культурного центра «Прожектор». Акаде мические лекции сменяются беседами пастыря, дискусси ями за «круглым столом», видеоматериалами о Ельце, православии, нравственнос ти, новых образовательных технологиях и так далее. При нынешней бедности учебно-методической литера туры все-таки стараемся снабдить учителей ксероко пированными материалами, нужными изданиями, чтобы они возвращались в свои школы еще и с «веществен ным» багажом знаний. За эти два года слушате лями курсов были около ста человек —учителя Елецкого и Хлевенского районов, Ель ца. У них самих появляются новые идеи, своими замеча ниями или предложениями они делятся с нами, то есть, по сути, становятся соавтора ми, доработчиками, если можно сказать, проекта. —У нас на Руси есть пе чальный опыт, как самую хорошую идею сгубить на корню. Можно, конечно, учи теля напитать знаниями так, что он, окрыленный, полетит в родную школу, горя жела нием приобщать детей к нравственнымидеаламхрис тианства. Но разве не быва ет, что на пути учителя, как шлагбаум, может вырасти ретроград-директор, кото рый быстро остудит его пыл? Что вы об этом думаете? —Обратная связь во мно гом будет зависеть от адми нистрации школы. К счас тью, среди слушателей кур сов были и директора школ. Но ваше опасение я разде ляю. Несмотря на совмест ный документ Министерства образования РФ и Московс кой патриархии, стереотипы продолжают жить! Есть ру ководители, которые по-пре жнему придерживаются фор мального аргумента «цер ковь отделена от государст ва», забывая, что церковь никогда не была отделена от общества! А школа — есть часть общества. —Обратимся снова кРо занову. Он считал, что шко ла должна оценивать чело века в целом, и она должна оценивать его в будущем. «Серенькая, бедная, если онаделает это, она будет вос питательница, она будет ху дожественно-образующей, наконец, школою нацио нальною». А какой видится школа будущего вам? — Русская школа — школа, повторю, православ ная по духу. Вообще русский — значит православный. Иначе и быть не может. И тогда атмосфера школы, ее окрестности — та среда, о которой мы говорим, помо гут создавать условия, помо гающие человеку «собрать себя впучок», почувствовать да, наконец, понять себя как гражданина, как интел лигента, как личность. И каждый способен будет при вести вгармоничное соответ ствие свои волю, чувства, интеллект. Дело-то тут не в порядке следования слов. Главное, чтобыприсутствова ли все три составляющие, потеря одного из качеств приводит к утрате целостно сти личности. А на нашей земле примеров целостного проявления человеческой природы, широты натуры очень много. — Мы говорим «широ кая, загадочная, непостижи мая и всепрощающая рус ская душа». Но есть ли то единственное, что венчает этот, на самом деле беско нечный, ряд определений? —Безусловно. Но тут вот в чем дело. Если нация су ществует, развивается, то благодаря культуре, свой ственной именно этому наро ду. Мы будем существовать до тех пор, пока будем сохра нять ее основы. Ведь что по лучится, если попытаться изобразить на бумаге? Вер тикаль: север — монах, юг —казак, вольница. Горизон таль: с запада —Европа, на восток — Азия. Так вот, наша культура, находящая ся на пересечении потоков за падных и восточных течений, оказывалась вцентре креста. Под влияниемвсего этого она между тем всегда оставалась са-мо-быт-ной! И именно этимможет объясняться веч ное брожение умов и огром ное число талантов. Но ядро культуры нашей — христи анское. И именно правосла вие было и остается един ственной основой человечес ких отношений, хотим мы признавать это или не хотим, основой умения понимать и прощать друг другу ошибки. Беседовала МиладаФЕДЮКИНА. г. Елец. И З В Е К А В ВЕК А ЧЕХОВ УЕХАЛ НА С А Ш И Н . . . ПОДГОТОВКА К ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ В истории д ем о гр аф и ч е с ки х и ссл едов аний в Рос сии отм еч ен интересный ф ен ом ен : в п ер епи сях н а селени я всегда зн ачи тельн ую р о л ь и гр али д еятели н ау ки и культуры , в том числе — оч ен ь известные. Так, в московской пере писи 1882 года переписчи ком был Лев Толстой. Он выбрал для себя один из са мых сложных и трудных участков —Проточный пе реулок, где находилась ноч лежка. Это мрачное москов ское двухэтажное здание но сило название «Ржанова крепость». Получив распо ряжение думы, Толстой за несколько дней до перепи си начал обходить участок... Под свежим впечатлени ем от увиденного Лев Ни колаевич и написал свою знаменитуюстатью «Такчто же нам делать?». «Цель пе реписи —научная, —гово рится в ней. — Перепись есть социологическое иссле дование. Цель же науки со циологии—счастье людей». Толстой предлагал «вос пользоваться переписьюдля того, чтобы узнать нищету вМоскве и помочь ей делом и деньгами, и сделать так, чтобы бедных не было в Москве». Великий писатель на деялся вызватьу богатых со чувствие к людской нище те, собрать деньги, набрать людей, желающих помочь этому делу, и вместе с пере писью пройти все притоны бедности, пообщаться с не счастными, узнать их нуж ды и помочь —деньгами и работой, устроить детей в школы, а стариков и старух — в приюты и богадельни. Он утверждал —для обще ства интерес и значение пе реписи в том, что она даёт ему зеркало, в которое, хо чешь не хочешь, посмотрит ся всё общество и каждый из нас. А.П. Чехов пошёл ещё дальше, решив лично пере писать жителей на Сахали не. Антон Павлович был не только переписчиком, но и инициатором, и организато ром переписи водном лице. Обходя дома и заполняя пе реписные карточки, Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизни, причи ны ссылки и набирал бога тый материал для заметок. История этой переписи за печатлена в его книге «Ост ров Сахалин». Путевые за метки наглядно отобража ют жизнь обитателей остро ва и труд переписчика, ко торым стал на время Чехов. В роли переписчика Че хов был не только на Саха лине. Писатель принимал участие и в первой Всерос сийской переписинаселения 1897 года в Серпуховском уезде Московской губернии — в Мелихово. В письме к Суворину Чехов писал: «У нас перепись. С утра хожу по избам, с непривычки сту каюсь головой о притолоки, и, как нарочно, голова тре щит адски: и мигрень, и инфлюэнция. В одной избе девочка 9 лет, приёмышек из воспитального дома, горько заплакала оттого, что всех девочек в избе на зываютМихайловнами, а её по крёстному, Львовной. Я сказал: «Называйся Михай ловной». Все очень обрадо вались и стали благодарить меня. Это называется при обретать друзей богатством неправедным. ...Приходилось и счи тать, и писать до боли в пальцах, и читать лекции счётчикам. Счётчикиработа ли превосходно, педантично до смешного». Вразное время проявля ли интерес к демографичес кой статистике Глеб Успен ский, написавший цикл очерков «Живые цифры», актуальный до сих пор, ве ликий ученый Дмитрий Менделеев, сделавший в книге «КпознаниюРоссии» анализ роста населения на шей страны, исходя из раз ности рождаемости и смер тности. Перепись населения — составление ревизских ска зок —положена воснову ве ликого произведения Нико лая Гоголя «Мёртвые души». Инициатором же первой Всероссийской переписи на селения был наш выдаю щийся земляк, уроженец села Урусово Раненбургско- го, ныне Чаплыгинского, района Липецкой области, ученый-энциклопедист, пу тешественник и государ ственный деятель Пётр Пет рович Семёнов-Тян-Шанс- кий. Он хлопотал о всеоб щей переписи населения в правительстве страныоколо 30 лет. Пётр Петрович лич но разработал вопросник и провёл пробную перепись в собственном имении. На ос новании этих пробных лис тов были затем составлены особые формуляры, которые легли в основу проведения всеобщей переписи 1897 года. Небезынтересныличные впечатления Семёнова-Тян- Шанского от пробной пере писи. «Русский крестьянин, — говорил он, — открове нен до крайности, но не тер пит официальности и не любит, когда за ним запи сывают». Поэтому Петру Петровичу часто приходи лось полученные данные за поминать, а уже потом вно сить в опросные листы. Как.видим, работа по пе реписи населения всегда считалась в России не про сто важной и ответственной, но интересной и нужной. Ведь не поучаствуй в ней Толстой — не было бы ста тьи «Так что же нам де лать?», не прояви инициа тивы Чехов — не было бы «ОстроваСахалина». Без до стоверной информации о пе реписи населения Гоголь не написал бы «Мертвые души». История нашего на рода была бы намного бед нее... Юрий ЧЕКМАЧЁВ, председатель Липецкого областного комитета государственной статистики. Н А З А М Е Т К У КУДА ПОИТИ, ЧТО ПОСМОТРЕТЬ О бластн ая научная б и б л и о тек а {Кузнечная, 2). Проводятся выставки: «Об разование: концепции, содержа ние, структура», «Я с в ам и , люди» (к 65-летию А. Вампило ва). Областной краеведческий музей (Ленина, 25) Работает выставка «Эрми таж. Музей и коллекции». Д ом М астера (Ленина, 2) Выставка произведений на родного художника России Вик тора Сорокина. О бластн ая д е т с к а я б и б лиотека (Циолковского, 29) Выставки, видеопросмотры, посвященные Дню кино. Центр д е к о р ати в н о -п р и кладного и народного и скус ства (Космонавтов, 110) «Гиганты и сокровища тро пического мира». Выставка насе комых. • 9) Вы ставочный за л (Ленина, Выставка репродукций картин Рерихов. Научно-технический м узей АО «НЛМК» (пл. Металлургов, 2а) Выставка работ члена Союза художников России Дмитрия Ди- карева (живопись, графика). Нижний п ар к (Петровский проезд, 2) 24 августа. Концерт ансам- . бля народной песни «Зень». На чало в 17 часов. 18.30. «Русская песня». Кон церт с участием солистки Липец кой филармонии Т. Игнатьевой. 25 августа. Играет липецкий городской духовой оркестр. Нача ло в 18 часов. 719*00. «И счастлив лишь тот,: в ком сердце поет». Вечер лири ческой песни (И. Васильев). 2 1 .3 0 . Молодежная дискоте ка. КАК ПОЙМАТЬ м у з ы к у в с е т ь ? З в у к о р еж и с с ер -ж енщ и н а —это, согласитесь, б о л ьш а я редко сть (хотя п о ч ем у бы и нет?). Вот у ж е н еск о л ь ко лет Елена Л у к ь ян о в а усп еш но выступа ет в т ак ом кач е ств е. О н а —ш татный зв у к о р еж и с с ер Д в о р ц а культуры «Со кол» , а т ак к а к д ан ны й ДК —м ун и ци п ал ьн о е у ч р еж д е н и е , то Елену посто янно о тр яж аю т д л я уч астия в р азли чны х город ски х п р а з д н и к а х . То есть р еп у таци я у н е е — достаточн о вы сокая. К онечно, д е л о , ко то ры м Елена зан им а е т с я , в р я д ли п ричи слено к р а з р я д у престижны х, сильно ж е л а ем ы х с детства и юности. И все-таки , после уп о рны х зан ятий спортом (п л а в ан и е и восточны е еди н о б о р ств а) и т а н ц а ми в а н с ам б л е « Р а зд о л ь е » , о к он ч ан и я м еталл у р ги ч еск о го к о л л е д ж а и Во р он еж ско го ф и л и а л а М осковского государственно го института к ом м ерц ии (специальность —бух гал тер -п ро гр амм и ст-экон ом и ст-ауди тор ), Л ен а н аш л а себя, говоря о ж и зн ен н ом пути, в м и р е с а у н д тр ек о в , м и кш ер о в , к о л о н о к , п о д зв у ч ек , ф о н о гр ам м и п р о ч а я , п р о ч а я . Сама Елена, впрочем, не видит здесь ничего неожиданного, из ряда вон вы ходящего. Наоборот, наблюдается впол не логический ряд, выстроенный — за кономерно для сегодняшнего дня — на стыке творчества и технологий. Снача ла Елена детально освоилась в компь ютерах, затем (по сугубо личным при чинам: «Не для вашего диктофона» — говорит она мне) наступил период «во влечения» в музыку. Поэтому хоть за втра, при необходимых условиях и ап паратуре, Елена вполне готова выйти на уровень студии звукозаписи. В своей профессии для Елены пер востепенно важен, оказывается, эмоци ональный (по сути, вполне «женский») момент. Важно прочувствовать музы ку, проникнуться ею, поддерживать те чение концерта на должной «глубине» и столь объемно, чтобы артисты и пуб лика не испытывали ни малейшего зву кового дискомфорта —ощущали лишь радующие слух гармонию, соразмер ность. На первый взгляд, быть звукорежис сером нынче особых сложностей не со ставляет. «Живой» музыки на концер тах становится все меньше. На смену ей приходит так называемая «система мини-диск», аналогичная «минусовой» фонограмме. Сложность, однако, заклю чается в соблюдении, поддержании ба ланса между ними. Голос певца и ин струментальная запись должны пред ставлять собой единое целое. На поря док сложнее, когда и аккомпанемент частью реален, когда находящиеся на сцене занимаются не имитацией, а дей ствительно музицированием. «Поймать» звук, неразделимо свести его —вот за дача, каждый раз решаемая Еленой, которая погружается в музыку сполна, с головой, на пределе сосредоточеннос ти. Ее частенько приглашают «озвучи вать» популярных исполнителей, при езжающих в Липецк. Поют они всам делишно или понарошку, Елена об этом предпочитает не говорить. Корпоратив ная, знаете, солидарность. Ведь и ас систентки иллюзионистов ни за что не раскроют тайны фокусов. Задача. Еле ныи иже с ней —подготовить площад ку в точном соответствии с райдером, перечнем требований «звезды». Прав да, призналась Елена, бывает и такое: райдер безукоризненно выполнен по каждому пункту, а на концерте исполь зуется предельный минимум звуковых дорожек. «Сокол» — далеко не самый тех нически оснащенный ДК. Отчего тог да он Елену более чем устраивает? Она говорит, что предпочитает работать на том или ином мероприятии там, не жели подзаработать на стороне. (Кста- П Р О Ф Е С С И О Н А А Ы ти, в данную, отпускную для себя, пору Елена подзарабатывает ди-дже ем и певицей в одном из летних кафе возле Нижнего парка). Причина — «человеческий фактор». Елене очень импонирует деятельность нового ди ректора ДК Ольги Колыбельской, ее желание повернуть ситуацию в «Со коле» -к лучшему. «Куда Ольга Вла димировна —туда и я», —категорич но заявляет Елена. С другой стороны, она мыслит на редкость трезво, объективно и понима ет: такое положение устраивает ее лишь на данный момент, многое еще у нее впереди, многого еще надо достичь. Об ласть новейших музыкальных техноло гий обширна и Еленой, разумеется, да леко не полностью освоена. Она по-хо рошему завидует своим опытнейшим коллегам (в том же ДК НЛМК). Вот бы встать вровень с ними! Ну а дальше — дальше вероятны любые благоприят ные, заманчивые варианты... Константин КЛЮТКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz