Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

22 А В ГУ С ТА 2002 Ч Е Т В Е Р Г № 32 (84) С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я ------------ Ш I банк, который разрешает эмис­ сионным центрам в странах — участницах Евросоюза, коих бо­ лее десятка, осуществлять эмиссию. По поводу суверени­ тета. Фактически в рамках Ев­ росоюза просматривается не­ сколько конкурирующих моде­ лей государственного устройст­ ва. Есть французская модель с приоритетом исполнительной власти, германская модель, где существует приоритет консти­ туционного суда, который мо­ жет отменить абсолютно все ре­ шения. И есть английская мо­ дель — основанная на здравом смысле. Во взаимодействии этих трех моделей, а борьба в органах Евросоюза идет весьма острая и даже жесткая, начина­ ет превалировать французская модель. А это приводит к тому, что Евросоюз от сообщества по­ степенно переходит к стратегии федеративного устройства. Я с такой оценкой согласен, и она вписывается в рамки нашего представления и о Конституции РФ, и о Конституции Беларуси, и о Конституционном Акте, и о бу­ дущей конституции Союзного государства. Вторая ремарка. Так или ина­ че в наших словах проскальзы­ вает то, что мы как бы только го­ ворим о создании Союзного го­ сударства. Ничего подобного. Союзное государство как факт существует и действует. Я на этом настаиваю. С у в е р е н и т е т — н е р а з м е н н а я м о н е т а . И н е р а з м е н н ы й р у б л ь Теперь в отношении сувере­ нитета. Суверенитет не един по своей сути. Есть разные виды суверенитетов — государствен­ ный, национальный,народный. Таким образом, когда мы гово­ рим о необходимости соблюде­ ния суверенитета, это понятие необходимо дифференциро­ вать по конкретным моментам. В чем конкретно состоит, если оно есть, ущемление суверени­ тета? Чем участники Союзного государства должны поступить­ ся, какие полномочия они долж­ ны делегировать единому цент­ ру для нормального функциони­ рования государства? Послед­ ние полтора года мы постоянно общаемся с белорусскими кол­ легами, и я никогда не слышал, тем более сам никогда не произ­ носил слов по поводу того, что какие-то дополнительные пол­ номочия необходимо урвать для той или иной страны. Речь сей­ час идет о том, что есть некие реалии, которые сложились в отношениях между Россией и Беларусью, в частности в связи с подписанием договора 1999 года. Так в договоре черным по белому прописаны конкретные полномочия, которые делегиру­ ет не только Беларусь, но и Рос­ сия союзному центру. Речь идет о вопросах совместной оборо­ ны, о вопросах координации внешней политики. О создании единого экономического и тамо­ женного пространства. Но все это уже есть, это уже реаль­ ность. Или я не прав? В.Д.: Давайте по вопросам суверенитета послушаем бело­ русских коллег. На что готова пойти в этом плане Беларусь? О.А.: Конечно, референдум в этом отношении с корректно по­ ставленными вопросами очень многое бы прояснил в отноше­ нии того, на что готова пойти Бе­ ларусь. У наших граждан амби­ валентное сознание. Они хотят и того, и другого — и суверени­ тета, и дружбы с Россией. Но у нас есть одна особенность. Бе­ лорусская история очень прое­ цируется на современное пове­ дение. Если говорить о том, по^ чему стала получаться интегра­ ция, надо вернуться в период, когда распался Советский Со­ юз. Говоря коротко, не вдаваясь в причины, потому что они из­ вестны, белорусское руководст­ во с самого начала не имело ко­ лебаний. Как только возникло независимое государство, ори­ ентация во внешнеполитиче­ ском плане была взята на Рос­ сию. И это был безусловнейший приоритет. Асейчас ситуация достаточно противоречивая. То, что в начале создавалось сообщество двух .стран, затем перешли к Союзу, нечеткими были формулировки, прежде всего в Беларуси — все это привело к рождению самых разных определений. Это было связано и с политической конъ­ юнктурой, и со столкновением различных интересов.Ради­ кальная часть белорусской оп­ позиции трактовала это в пер­ спективе как начало реинтегра­ ции, проявление имперских ам­ биций со стороны России, в том числе включая возможную ин­ корпорацию Беларуси в ее со­ став. У нас этот термин на уров­ не оппозиции уже много лет культивируется. Правящая эли­ та вкладывала другое понима­ ние. Конъюнктурный момент был очень важен. Но это не оз­ начает, что общественное мне­ ние относится в большинстве своем некомплиментарно к Рос­ сии. Напротив, присутствует вы­ сокая степень комплиментарно- сти. Когда социологами ставит­ ся вопрос: если бы завтра пред­ стоял референдум, как бы вы проголосовали, большинство белорусских граждан отвечают «за» за создание единого госу­ дарства. Но когда начинается глубинный зондаж, обнаружива­ ются очень интересные вещи. Если посмотреть, какой бы люди хотели реально видеть эту инте­ грацию, то они предпочтитель­ ными направлениями называют самое тесное сотрудничество в экономической и военно-поли­ тической областях. З а это ста­ бильно высказывается доста­ точно высокий процент респон­ дентов. Политическая конъюнк­ тура здесь влияет мало. Эта цифра по Беларуси при респуб­ ликанской выборке приближа­ ется постоянно к 50 процентам. Хотя когда вопрос ставится в об­ щем плане, то цифра достигает порядка 60—70 процентов. До­ минирующее большинство про­ являет желание объединения с Россией. Но не вхождения в Рос­ сию. Может рассматриваться даже некая четвертая модель интеграции. Здесь возможен та­ кой вариант. С Россией особое сотрудничество на определен­ ных взаимоинтересных и взаи­ мовыгодных направлениях при гарантиях соблюдения интере­ сов Российской Федерации в Беларуси. С другой стороны, движение в направлении Евро­ союза, постепенное достижение евростандартов в самых р аз­ личных сферах. Это составит примерно 15—25-летний пери­ од движения в этом направле­ нии при постановке задачи вхо­ ждения в перспективе в Евросо­ юз. Это один из возможных ва­ риантов, который не проговари­ вается, но имеет право на жизнь. При сохранении близо­ сти с Россией, ибо ясно, что Бе­ ларусь находится и будет нахо­ диться в сфере притяжения Рос­ сии. А.В.: Проблема предельно простая. Россия боится повто­ рения 1991 года, когда у нас все, кто хотел, эмитировали безна­ личные рубли. У Беларуси прин­ ципиально другая экономиче­ ская политика, чем у России. Та­ кой и была все десять лет. Поли­ тика опиралась на сохранение собственной эмиссии денег. Пусть инфляция, но задержек зарплаты, пенсий нет. Экономи­ чески это — прямая противопо­ ложность тому, что делалось в России. В этом смысле отка­ заться от эмиссии в Беларуси достаточно трудно всем — и властям имущим,и населению. Все понимают, что может сло­ житься такая ситуация, как в России сейчас, когда налицо 32 миллиарда рублей задолженно­ сти по зарплате, хотя бюджет профицитен уже четвертый год. А бюджет Беларуси дефицитен до сегодняшнего дня. Вопрос прямой. Пусть это бу­ дет Союзное государство, пусть будет как угодно называться, но имеет ли право Беларусь эмити­ ровать деньги или нет? Обязаны наш Центробанк и Гознак д а ­ вать подкрепление под их эмис­ сию или нет? Вот какие вопросы всплывают. И из экономической области они переходят в полити­ ческую: равные права, равное количество голосов. В экономи­ ке не бывает того, чтобы в рам­ ках финансового учреждения все имели одинаковое количе­ ство голосов. Если вспомнить историю с МВФ, все его участ­ ники выступали за распределе­ ние голосов по количеству взно­ сов. Лишь Советский Союз до­ бивался распределения голосов по количеству стран. На этом наша история взаимоотноше­ ний с МВФ и закончилась. Если номических или материальных преимуществах интеграции с Российской Федерацией. Вы спросите: зачем тогда вам это объединение? Ответ простой: Р о с с и я б о и т с я п о в т о р е н и я 1 9 9 1 г о д а , к о г д а у н а с в с е , к т о х о т е л , э м и т и р о в а л и б е з н а л и ч н ы е р у б л и . У Б е л а р у с и п р и н ц и п и а л ь н о д р у г а я э к о н о м и ч е с к а я п о л и т и к а , ч е м у Р о с с и и . мы говорим о национальном банке и хотим считать деньги, то предельный вариант — это что- то вроде Центрального банка Франции, который позволял в рамках своих резервов афри­ канским государствам зоны франка чеканить свою валюту, которая, кстати, полностью обеспечивалась им самим. Ког­ да вопрос ставится так: отдайте нам половину голосов и полови­ ну эмиссии, его можно закрыть и больше к нему не возвращать­ ся. Значит, единой валюты не будет. Последний вариант с единой валютой выглядит таким обра­ зом. В последнее время появи­ лось много стран, которые сти­ хийно переходят на чужую ва­ люту. Последний пример — Чер­ ногория, которая изменила юго­ славскому динару и полностью с этого года перешла на евро. Бе­ ларусь может поступить точно так же. Грубо говоря, экономи­ ческим отношениям это не про­ тиворечит. Такой вариант тоже можно рассмотреть. Л.З.: Если мы сегодня посмо­ трим на карту мира в перспекти­ ве, то в недалеком будущем, на мой взгляд, останется 5—6 в а ­ лют. Так что проливать слезы по поводу того, что, возможно, ис­ чезнет белорусский рубль, счи­ таю, нет необходимости. Прав­ да, есть и другая точка зрения. К примеру, наши английские или немецкие коллеги заявля­ ют, что вместо того, чтобы соз­ давать новый суперрубль, мож­ но было бы ввести уже действу­ ющий евро. Но тут уже встает проблема суверенитета. А дело в том, что, на мой взгляд, в Б е­ ларуси еще не завершился про­ цесс национальной идентифи­ кации. Социологические иссле­ дования показывают, как про­ стой белорус делает свой вы­ бор в пользу России. Причем речь не идет о социальных, эко­ белорусы уверены, что с Росси­ ей нам будет лучше. Далее, мне кажется, стоит от­ дельно поговорить о суверени­ тете в военной области. Соглас­ но белорусскому законодатель­ ству, за пределами нашего госу­ дарства не может находиться ни один белорус в военной форме. И все же сейчас в Белоруссии ведется дискуссия о том, чтобы дать возможность нашим офи­ церам участвовать в междуна­ родных силах по поддержанию мира. Правда, тут же оппоненты начинают говорить о Чечне. Именно поэтому считаю, что ес­ ли в процессе создания Союзно­ го государства в итоге дело дой­ дет до отказа от военного суве­ ренитета, белорусы вряд ли сог­ ласятся служить в различных регионах России. Что же касается экономиче­ ского суверенитета, то большин­ ство белорусских ученых, пред­ ставителей политических пар­ тий, движений, правительства, на мой взгляд, прекрасно пони­ мают, что сегодня весь мир стро­ ится на совершенно нормаль­ ных, здоровых принципах конку­ ренции, глобализма и сотрудни­ чества. Поэтому надо просто во­ время уходить от таких понятий, как экономический суверенитет, за которыми скрывается жела­ ние тех или иных лоббистских групп оградить таможенными по­ шлинами свои предприятия и производства от конкурентов. Это в полной мере относится как к российской, так и к белорус­ ской экономикам. Лоббизм явля­ ется своего рода ограничителем, который сдерживает нормаль­ ную экономическую коопера­ цию. ...А п а р а з и т ы — н и к о г д а В.Д.: Провокационный воп­ рос: может ли быть политиче­ ское равноправие при экономи­ ческом неравенстве? О.А.: Я считаю, что на уровне массового сознания нет жела­ ния паразитировать на россий­ ских ресурсах. Существуют дру­ гие мотивы. Сторонники инте­ грации считают, что российский локомотив в силу несопостави­ мости наших экономик может подтолкнуть экономику Белару­ си вперед и перестроить е е ,з а ­ ставив наших законодателей изменить всю схему хозяйствен­ ной жизни. Так рассуждают лю­ ди, которые действительно не хотят паразитировать на рос­ сийских ресурсах. При этом они напоминают о том, что белору­ сы могут сами производить дос­ таточно много конкурентоспо­ собной продукции. Не стоит з а ­ бывать и еще одно немаловаж­ ное обстоятельство — малень­ кому государству легче манев­ рировать, чем большому. И все же сначала, на мой взгляд, необ­ ходимо синхронизировать зако­ нодательные базы наших госу­ дарств прежде всего в экономи­ ческой области. Мы живем в едином инфор­ мационном пространстве, и в Белоруссии видят и понимают все то, что происходит в России. Сегодня большинство белору­ сов считают, что, адаптировав наше законодательство под российское, мы сможем быст­ рее наладить достойную жизнь у себя на родине. Голоса сторон­ ников этой идеи постоянно зву­ чат и в белорусском парламен­ те. Я вхожу в депутатскую груп­ пу в Палате представителей, ко­ торая называется «Содействие экономическому развитию». Се­ годня одна из наших главных за ­ дач — синхронизация экономи­ ческого законодательства с РФ. Не спорю, пока мы недалеко продвинулись практически, но на теоретическом уровне мы продолжаем пытаться обходны­ ми маневрами протолкнуть на­ ши предложения. А.В.: Есть международные примеры, которые рельефно де­ монстрируют существование явной дискриминации в эконо­ мической сфере. Безусловно, при обсуждении политических вопросов никто и не скажет, что голос Австрии звучит куда тише, чем ФРГ. Мнение всех членов Евросоюза выслушивается и принимается во внимание. Иное дело экономика. Например, ав­ стрийские баржи по внутренним водным путям ФРГ пускаются совершенно по иным тарифам, чем собственные немецкие ко­ рабли. Так что политические и экономические аспекты союза, естественно, лежат в разных об­ ластях отношений между суве­ ренными государствами. Л.З.: К сожалению, все же су­ ществует определенная катего­ рия граждан, которая сегодня стремится паразитировать на российско-белорусских отноше­ ниях. Я имею в виду прежде все­ го определенную часть дирек­ торского корпуса государствен­ ных компаний. В Беларуси око­ ло 40 процентов предприятий остаются убыточными. В этом списке в основном находятся го­ сударственные заводы и фир­ мы. Их руководство, естествен­ но, заинтересовано, к примеру, в низких ценах на российский газ. Любой нормальный эконо­ мист в Беларуси понимает, что заниженные тарифы — это нар­ котик, к которому легко привя­ заться, но трудно отвыкнуть и начать жить и работать на ры­ ночных условиях. Правительство Беларуси яв­ ляется таким же бенефициаром и также пытается выторговать для себя в тех или иных момен­ тах те или иные льготы, те или иные выгодные тарифы. А это практически означает лишь то, что Россия по сути продолжает финансировать бесхозяйствен­ ность. Это очень плохо. Такая экономическая политика не вы­ годна ни России, ни Беларуси, ни нормально работающим хозяй­ ствам и предприятиям Союза. A. В.: Переход к реальным рыночным отношениям предос­ тавит Беларуси возможность вновь занять достойное место своеобразного сборочного цеха огромной страны. Возьмем, к примеру, тяжелую промышлен­ ность. Белорусские заводы сей­ час простаивают без серьезных заказов с Урала. Это же отно­ сится и к другим отраслям эко­ номики. Иного пути для Белару­ си просто нет. И чем дольше мы консервируем это промежуточ­ ное состояние, тем больше вре­ мени простаивают и устаревают белорусские мощности. Без приватизации и реальной инте­ грации тут не обойтись. B. Д.: Хотелось бы вернуться к исходному вопросу. Он форму­ лировался несколько иначе. Речь шла о весе российского и белорусского мандатов в рам­ ках Союза. И.Я.: С моей точки зрения, рассматривают политическую составляющую объединения О п п о н е н т ы н а ч и н а ю т г о в о р и т ь о Ч е ч н е . И м е н н о п о э т о м у с ч и т а ю , ч т о е с л и в п р о ц е с с е с о з д а н и я С о ю з н о г о г о с у д а р с т в а в и т о г е д е л о д о й д е т д о о т к а з а о т в о е н н о г о с у в е р е н и т е т а , б е л о р у с ы в р я д л и с о г л а с я т с я с л у ж и т ь в р а з л и ч н ы х р е г и о н а х Р о с с и и . еще и нижняя палата парламен­ та Союзного государства, в ко­ торой предполагается пропор­ циональное представительст­ во. Тем самым будут учтены ин­ тересы и территорий, и отдель­ ных граждан. Иные рассужде­ ния, на мой взгляд, необходимы лишь для того, чтобы опорочить некоторые идеи Союзного госу­ дарства. Не стоит забывать и вот еще что — помимо объективных причин, способствующих реин­ теграции, есть и причины,тор­ мозящие этот процесс. Напри­ мер, на чисто бытовом уровне. Я имею в виду поведение кон­ кретных простых людей. С мо­ ей точки зрения, они как раз за ­ интересованы в том, чтобы з а ­ морозить российско-белорус­ ские отношения на существую­ щем уровне. В настоящее вре­ мя в Беларуси сохранена сис­ тема социального обеспече­ ния, тогда как в России она подверглась серьезным рыноч­ ным реформам. При этом бело­ русские граждане находятся под надежной защитой этой си­ стемы. С другой стороны ,при открытых границах любой бе­ лорус может поехать в любую точку РФ. И тут возникает воп­ рос — а зачем что-то, собствен­ но говоря, менять, когда и так все хорошо? Граница ведь от­ крыта. толкнули, обернули, разделили, разбежались. Никто сегодня не хочет рассматривать варианты инвестирования в проекты ,ко­ торые должны окупиться через 6—10 лет. Л .З.: К сожалению, фунда­ мент российско-белорусского союза создавался на основе постсоветских стереотипов дей­ ствия и поведения. Не случайно ведь в белорусской аксиомати­ ке нередко звучит тезис о том, что надо восстановить все луч­ шее из того, что было в СССР. Вот население и считает, что ин­ теграция будет происходить по этой формуле. И все же при строительстве фундамента ис­ пользовались и перспективные элементы. Прежде всего я имею в виду российскую экономиче­ скую часть, которая, на мой взгляд, намного более эф ф ек­ тивна, чем предложения бело­ русов. Многие считают, что надо скорее интегрироваться с Рос­ сией, чтобы реформы шли бы­ стрее с учетом российской пра­ ктики. Правда, потребуется еще какое-то время для того, чтобы как минимум провести ревизию всех элементов бело­ русской экономики и выяснить, какие из них эффективны, а ка­ кие необходимо срочно рефор­ мировать. И второй момент — это в В конце 96-го — начале 97-го экспорт спиртного из Беларуси в Россию подскочил за два м е­ сяца в 43 раза! под таким углом лишь против­ ники Союза. Подтасовка ведь очевидна. В соответствии с до­ говором 1999 года законода­ тельная система Союзного го­ сударства строится на двухпа­ латной основе. Действительно, в верхней палате парламента и Россия, и Беларусь должны быть представлены в равной мере, то есть 50 на 50. С другой стороны, должна быть избрана В о с п о м и н а н и я о б у д у щ е м А лександр Таранда: Давай­ те исходить из того, что Союз­ ное государство существует как данность. Зачем что-то ломать, когда можно совершенствовать нашу работу в пределах сущест­ вующего документа о создании Союзного государства. На са­ мом деле ведь договор выпол­ няется далеко не в полном объе­ ме. Если брать экономическую составляющую, то максимум процентов на 20—30. Считаю, что читателям было бы интерес­ но услышать мнение уважаемых экспертов о том, что действи­ тельно мешает работать по этой интеграционной схеме? Где ре­ зервы? Пока же деньги из союз­ ного бюджета распыляются, а самодостаточными конкретные программы не становятся. И.Я.: Вы правы. Необходимо окончательно решить, что мы будем делать с уже вырытым котлованом. Начнем строить фундамент или оставим эту стройку и рядом начнем рабо­ тать по новому проекту. Мне ка­ жется, необходимо выработать некий сценарий, позволяющий в рамках конституционного про­ цесса Союзного государства да­ вать некие новые возможности, которые отвечали бы политиче­ ским реалиям. На мой взгляд, эта идея вполне реализуема. Некоторые новации по отноше­ нию к договору 1999 года могут быть предприняты с юридиче­ ской точки зрения. Что позволит стереть появившиеся сегодня шероховатости. И это не простые пожелания. Уже существуют хорошо прора­ ботанные проекты на уровне концепции. Один из них назвали так— «Принципы конституцион­ ного акта Союзного государст­ ва». Российская сторона также разрабатывала свои варианты. Я имею в виду конституционные принципы Союзного государст­ ва. Было предложено и несколь­ ко вариантов самого Конститу­ ционного Акта Союзного госу­ дарства. В частности, документ, разработанный российским парламентом. Есть целый ряд рекомендаций, которые были разработаны и белорусскими, и российскими политологами. Правда, в том, что эти докумен­ ты не всегда идут во благо, мы уже убедились на конкретных встречах. Зачастую звучащие за столом переговоров предло­ жения появляются в СМИ. В ито­ ге на страницах печати подобно­ го рода информация начинает носить совсем другой, порой да­ же пагубный для Союза харак­ тер. О.А.: Думаю, будет продол­ жена работа по отдельным на­ правлениям. Возможно, удастся найти взаимопонимание по от­ дельным отраслевым соглаше­ ниям. Проблема состоит в том, что в Беларуси интеграция ста­ ла активным политическим ло­ зунгом. А вот экономические ре­ формы так и не произошли. Хо­ тя многие понимают, что, к при­ меру, без.приватизации бело­ русских предприятий интегра­ ционные процессы так и не сдвинутся с места. А.В.: Грубо говоря, сегодня перед российскими и белорус­ скими политиками стоит один очень важный вопрос — какие деньги в какие карманы будут попадать. Если продолжают су­ ществовать два государства, то и кармана остается два. В инте­ грационных процессах все же главенствует не политика, а эко­ номика. Возьмем, к примеру, так называемые длинные инве­ стиции. Бизнес пока готов сот­ рудничать лишь на уровне быст­ рых конкретных сделок. Про- недостаточная информирован­ ность белорусского общества о том, какой представляет себе интеграцию российская сторо­ на. Мне кажется, необходимо выйти за рамки замкнутого кру­ га политиков. Сегодня настоль­ ко неопределенно и неясно представление об интеграции у белорусов, что любое, условно говоря, острое замечание со стороны президентов приводит к определенному стрессу среди обычных граждан. Люди просто не понимают того, что происхо­ дит. A. Т.: Действительно, звучат, публикуются совершенно про­ тиворечивые комментарии. Разброс мнений огромен. К примеру, в одной газете читаю, что «Москва сейчас предостав­ ляет Беларуси шанс выбраться из того болота, в которое з а ­ гнал ее «красный» Лукашен­ ко». Скажу вам прямо: белорус­ ская общественность далеко неоднозначно воспринимает такие слова. Я же считаю, что таким образом журналисты д е­ лают некую медвежью услугу своему государству, поскольку после подобных комментариев вполне возможна некая реакция отторжения у части белорусско­ го населения. Возможно, даже всплеск антироссийских настро­ ений. Б е л о в е ж с к а я Ш в е й ц а р и я B. Д.: Я бы хотел задать пос­ ледний вопрос. Мы сегодня по­ смотрели на все проблемы Сою­ за как с белорусской, так и с российской стороны. Но есть еще один аспект — европей­ ский. Изменит ли возможное объединение России и Беларуси политическую карту Европы? И.Я.: Фактически мы пока говорим лишь о том, что есть определенная тенденция. Так исторически получилось, что в Европе на смену одному колос­ су — Советскому Союзу, при­ шел другой — Европейский со­ юз. В модели биполярного мира место СССР постепенно занял ЕС. Ну а Россия и Беларусь в определенном смысле отбро­ шены на периферию этой гео­ политической системы. Объе­ динение России и Беларуси в рамках Союзного государства, а тем более присоединение к новому Союзу бывших респуб­ лик СССР, может создать прин­ ципиально новую триполярную систему. В любом случае консолида­ ция Союзного государства с приданием ему черт не межгосу­ дарственного образования, а го­ сударственного объединения, безусловно, повысит роль и зна­ чимость Беларуси и России как единого государства в рамках мировой системы. Мало того, поскольку очень часто речь идет о процессах более углубленного взаимодействия между Россией и Евросоюзом, Россией и НАТО, подобного рода консолидация может и способна создать но­ вую ситуацию в рамках перего­ ворного процесса по названным направлениям. Естественно, существуют и проблемы, связанные с неприня­ тием Беларуси в Совет Европы. Я не буду сейчас говорить о том, справедливо это или нет. Обсуж­ дению этой темы можно посвя­ тить отдельный совет экспертов. Пока же отмечу, что Союзное го­ сударство является шансом для Беларуси интегрироваться в еди­ ное политическое пространство объединенной Европы. А.В.: В Европе сейчас идет странный процесс, который в экономике принципиально нов. Речь идет о закрытии оффшор­ ных зон, ликвидации банков­ ской тайны и очень жестком дав­ лении на Швейцарию, в резуль­ тате чего ей пришлось принять общеевропейские правила иг­ ры. Сегодня, на мой взгляд, у Беларуси появляется возмож­ ность занять место Швейцарии в будущей Европе. Стать оф ф ­ шорной зоной, выйти из ООН. И жить спокойно в новой европей­ ской Швейцарии, в огромном проходном коридоре. Л .З.: Такой сценарий разви­ тия событий мы моделировали в 1993 году. В итоге мы пришли к выводу, что это будет очень трудно сделать, потому что Бе­ ларусь не является самодоста­ точным государством, не хвата­ ет энергетических ресурсов. Да и элита к этому не готова. Хотя вот бизнесмены рады были бы такую идею поддержать. Хочу также отметить, что существу­ ет определенная группа евро­ пейских политиков, политоло­ гов и экономистов, которые се­ годня анализируют ситуацию в Беларуси. Так вот, по их мне­ нию, россияне и белорусы должны войти в Европу вместе. Все зависит от способности элит суметь построить сбалан­ сированную систему интере­ сов. И мне кажется, что для России сейчас важно показать Западу (это отразится и на ка­ лининградской проблеме), что российская элита способна ра­ ботать в новом геополитиче­ ском и геоэкономическом про­ странстве таким образом, что­ бы все ее действия соответст­ вовали бы существующим сего­ дня в Евросоюзе ценностям и реалиям. И тогда никаких проб­ лем не будет. Записали Владимир МОРОЗОВ и Владислав ВОРОБЬЕВ. Приглашаем читателей продолжить разговор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz