Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
22 А В Г У С Т А 2002 Ч Е Т В Е Р Г № 32 (84 ) С О Ю З Б е л а р у с ь — Р о с с и я _____________________________________ — j Г о с с т р о й к а в е к а Окончание. Начало на стр. I Мы в Постоянном комитете Сою зного государства и в редакции газеты «СОЮЗ. Беларусь — Россия» однозначно воспринимаем недавнюю встречу как большой шаг вперед по пути интеграции двух государств. Вместе с этим продолжают появляться материалы, которые вызывают насторож енность у белорусов, россиян, граждан других государств. В этой связи можно только приветствовать инициативу газеты «СОЮЗ. Беларусь — Россия», «Российской газеты» и газеты «Советская Белоруссия» по проведению та ких «круглых столов», на которых можно было бы повести от кровенный и честный разговор. Сегодня зд е сь собрались специалисты — политологи, экономи сты, журналисты из Беларуси и России. Нам кажется, что по добного рода встречи необходим о проводить регулярно - не только в Москве и в Минске, но и в других местах в Белоруссии и России. Потому что тем, которые сегодня волнуют общ ест венность в связи с объединением двух государств, достаточно много. Это и экономика, п ереход на единую валюту, проблемы армии и безопасности, социальные вопросы . Н еобходимо по средством серии «круглых столов» и тех публикаций, которые последуют за ними, объяснить суть происходящих процессов нашим читателям. Они видят броские заголовки, хлесткие ф р а зы, которые не могут правдиво отразить реальность. Задача наших экспертов — помочь разобраться в проблемах россий ско-белорусской интеграции, снять ненужные волнения, вы званные кривотолками вокруг Сою зного государства. В дискуссии приняли участие: Депутат Палаты представителей Национального собрания Р ес публики Беларусь, пр едседатель Белорусского общ ественного объединения «Яблоко» Ольга Абрамова; Руководитель Аналитического центра «Стратегия» (Республика Беларусь) Л еонид Зайко; Заместитель главного редактора газеты «Советская Б елорус сия», первый зам еститель ш еф -редактора газеты «СОЮЗ. Б е ларусь—Россия» Александр Таранда; Вице-президент Российской ассоциации политической науки, член Экспертной группы по разработке Конституционного Акта Сою зного государства Игорь Яковлев; Экономический обозр евател ь «Российской газеты» Александр Величенков; Ш еф-редактор газеты «СОЮЗ. Беларусь—Россия» Александр Батыгин. Вел засед ан и е зам еститель главного редактора «Российской газеты» Виталий Дымарский. Виталий Дымарский: Зада- i димся первым вопросом: почему в последнее время начали воз никать новые варианты объеди нения двух стран? Что по этому поводу думает белорусская сто рона? Г о с у д а р с т в о и э в о л ю ц и я Ольга А брамова: Проблема в той плоскости, в какой ее по ставил Президент РФ в июне этого года в Санкт-Петербурге во время встречи с главой бело русского государства, нами в Бе ларуси ставилась уже давно. У этого вопроса есть некая преды стория. Еще в апреле 1996 года я задавала вопрос Президенту Беларуси: что за образование мы строим, объясните нам, по жалуйста? Ведь еще древние го ворили: определите исходные понятия, и вы избегнете многих заблуждений. Что это будет? Федерация, конфедерация, ка кое-то иное образование? Ока залось, от проблемы никуда не уйдешь. Определяться все рав но приходится. На мой взгляд, то, чем мы з а нимались все эти годы, имеет и положительные, и отрицатель ные стороны. Те десять лет, ко торые нахожусь в политике, я по следовательно отстаиваю необ ходимость особых отношений с Российской Федерацией. Но при этом считаю, что и политически, и экономически и для Беларуси, и для России выгоднее сосуще ствовать в качестве суверенных государств, которые имеют осо бые, предпочтительные отноше ния друг с другом. В первую оче редь это касается Беларуси. Что не исключает добрых, приязнен ных отношений с некоторыми другими мировыми центрами влияния. Но Россия стоит на пер вом месте. Достаточно бросить взгляд на географическую карту Европы, и наши потенциальные союзники становятся совершен но очевидны: в первую очередь Россия, во вторую — Германия. Сторонников такой точки зрения на уровне политической элиты в Беларуси немного. Но на уровне рядовых граждан их значитель но больше. Проведенный в 1999 году одной независимой лабора торией опрос по общереспубли канской выборке дал показа тельные результаты. Вопрос звучал так: какие предпочти тельные отношения для Белару си вы видите и с кем? Варианты были такие: Россия, альтернати вы — Запад, а также Россия и Запад одновременно. Впервые вопрос был сформулирован именно в такой постановке. От вет: Россия и Запад (под кото рым преимущественно имелась в виду Европа) набрал почти 40 процентов голосов опрошенных. Так вопрос раньше не ставился ни проправительственными со циологами, ни независимыми. Сейчас наступает, действи тельно, момент истины, как ска зал российский Президент. Мы должны определиться, каким пу тем двигаться дальше. Больше заговаривать эту проблему не возможно. Держать ее в таком рыхлом, подвешенном состоя нии тоже невозможно. Кроме то го, здесь есть и подводные тече ния, как я полагаю. Это, в част ности, связано с перспективой участия российских инвесторов в начинающейся белорусской приватизации и теми условиями, которые могут быть им предос тавлены. В.Д .: Можно небольшое уточ- I i нение? Когда вы говорите, что выступаете за то, чтобы у Бела руси были особые отношения с Россией, что конкретно имеете в виду? О.А.: Есть отдельные направ ления взаимодействия. Есть Экономический союз. Есть воп росы совпадения интересов в области обороны. Есть вопросы сотрудничества в области куль туры. Есть, наконец, координа ция деятельности во внешнепо литическом плане. Вот та сфера, где интересы по большинству позиций должны у нас совпа дать, если мы, действительно, ориентированы на то, как ставят вопрос и белорусский, и россий ский президенты, что это долж ны быть еще и интересы наро дов. То есть нужна кооперация, но самая широкая кооперация. Игорь Яковлев: Первый пункт, на котором я хотел бы за острить внимание. Очень часто в последнее время, знакомясь со средствами массовой инфор мации, создается впечатление, что мы как бы начинаем строить наши отношения с Беларусью с чистого листа. На самом деле нет. Слушая уважаемую Ольгу Михайловну, у меня невольно возникала мысль: как же так, разве не было договора 1999 го да, подписанного президентами наших государств? Был такой договор, и он действует. И в со ответствии с этим договором су ществуют и функционируют и Высший государственный совет Союзного государства, и Совет министров, и его Постоянный ко митет. Это — политические реа лии, но у этих реалий есть и своя предыстория. И то, что происхо дило недавно во взаимоотноше ниях между президентами на ших двух стран, является след ствием этой предыстории. В рамках Российской ассоци ации политической науки я зани маюсь вопросами компьютерно го моделирования политическо го процесса. Если нет возраже ний, я мог бы свое выступление проиллюстрировать на диаграм мах, и, может быть, некоторые вопросы, связанные с устройст вом Союзного государства, мы смогли бы снять. Мы говорим о степени консолидации государ ства в зависимости от его уст ройства. Возьмем две противо положные позиции (см. диаграм му № 1). С одной стороны, уни тарное государство типа Бела руси или жесткое консолидиро- ванйое государство типа Рос сийской империи. С другой сто роны, содружество, например британское Содружество наций. Мы знаем, что это вполне аморфное образование. Если мы пойдем сверху вниз по по рядку, то проследим элементы государственного устройства, плавно перетекающие друг в друга: унитарное государство, централизованная федерация типа СССР сталинских времен, кооперативная федерация типа ФРГ, конфедерация, например Швейцария или Канада, сооб щество — достаточно редко встречающаяся форма уже меж государственного объединения. И наконец то, о чем мы говорили с самого начала, содружество как наименее консолидирован ное образование. Рассмотрим, как изменялась степень консолидации россий ско-белорусского объединения за последнее столетие. До 1918 года Беларусь была частью уни тарного государства. Пропуска ем короткий промежуток време ни, когда в 1918 году у Беларуси и А. Величенков: Б ез приватизации и реальной интеграции Беларуси не обойтись. * Л. Зайко: Проливать сл езы по поводу того, что исчезнет белорусский рубль, нет необходим ости. Стелет» консолидации Р и с .1 . И з м е н е н и е с т е п е н и к о н с о л и д а ц и и б е л о р у с е к о - р о с с и й с к о г о о б ъ е д и н е н и я з а п о с л е д н е е с т о л е т и е . со ° « ж 5 о 5 со 2 И» £ О 2R «о а£ $ А в *5 03 № о П К О Ф о 5 2 s Н е , ! О) щ о Ео.о Унитарное го су д ар с т во Ц ентрали зо в а н н а я ф е д е р а ц и я К оопера ти вн а я ф е д е р а ц и я ^ К о н ф е д е р ац и я С ообщ е с тв о С одруж ество ©ИГ.Яооегш,кондгги*^ 2002 ©ЬИ(«К>лент-Г^вос», графив, 2X 2 По 1е>нолэт^МодСЬг1 Сою зное го суд ар ство по Д оговору 1999 _____ го д а Союз Б ел а р у си и России Российская Империя С ообщ ество Р оссии и Б елоруссии Г о д ы СНГ До 1917 1922 1991 1996 1997 1998 1999 2 0 0 0 2 0 0 1 Я н а 2 0 0 2 го с у д а р с т в о п о Д о го во р у 1999 г о д а С м ягч ен и е п ош и п и А .Лу*шшенш И ю н ьско е п р е д л ож е н и е | А.Лукашенко ст е п е н ь X И з м е н е н и е п о з и ц и и Б е л а р у с и и Р о с с и и е о т н о ш е н и и с т е п е н и к о н с о л и д а ц и и С о ю з н о г о г о с у д а р с т в а о 2 0 8 2 г . Июньская р е а к ц и я 8 . Путина У н и т а р н о е г о с у д а р с т в о п р ед л ож ен и е В.Путина: СГ — еди н ая Ц е н т р а л и - з о в а в н а я ф е д е р а ц и я Ш X ш х U X «s. cf <9 Ф Й а § " § К о о п е р а т и в н а я ф е д е р а ц и я К о н ф е д е р а ц и я П р едл ож ени е п о р е в и зи и Д о говор а 1999 го д а: СГ— Чмвж государствен- н о е о б р азо в ан и е н о в о г о типа” В о звр ат Г LЛукашенко к Д оговору 1999 г о д а , н о п р и у с л о в и и ’YioflHoro с у в е р е н и т е т а ” С о о б щ е с т в о С о д р у ж е с т в о Я н в . 2092 м а р т 2 0 0 2 Апр. 2 0 0 2 М аи 2 0 0 2 И ю н ь 2 0 0 2 И ю л ь 2 0 0 2 Авг. 2992 С е н т, 2 0 0 2 М ес. 1 9 т 2 0 0 0 2 0 0 1 2 0 0 2 ^ИГ.Я«с©яш,кощепн^ 2СШ ФШх^'}кхт~(г-ГХжс^, грэфиз.ЗЕШ По я Пояснение. На двух диаграммах показаны результаты компьютерного моделирования российско-белорусского интеграционного процесса, вы полненного на основе технологии ViewCont. З д есь изображ ено изм енение взглядов на степень консолидации белорусско-российского объ един е ния (вертикальная ось) во времени (горизонтальная ось). Степень консолидации представляет собой плавно переходящ ие друг в друга уровни ин теграции наших народов от содруж ества (1), представляющ его собой мягкую ф орм у межгосударственного образования, д о самой консолидиро ванной ф ормы государственного объединения — унитарного государства (6). Жирными стрелками обозначена траектория эволюции российско- белорусского объединения за п оследн ее столетие. Двойными стрелками показаны предложения белорусской стороны по ревизии договора 1999 года, предусматривающие откат с уровня государственного объединения д о м еж государственного образования. Пунктирными стрелками и зобра ж ена реакция российской стороны на изм енение белорусской позиции. была самостоятельность, был государственный суверенитет. В 1922 году Беларусь стала рес публикой Советского Союза, во шла в состав централизованной федерации, причем очень жест ко централизованной. Сталин ский СССР — это почти унитар ное государство. \Л продолжа лось это до 1991 года. Кстати, здесь тоже есть своеобразный момент: в 1991 году СССР, фор мально федерация, был на са мом деле уже почти конфедера цией. Крушение СССР в 1991 го ду привело к тому, что Россия и Беларусь вошли в состав СНГ, то есть мягкого межгосударст венного объединения. Но по скольку наши братские народы не могут существовать отдельно друг от друга, естественным об разом развернулись реинтрага- ционные процессы. И в 1996 го ду возникло сообщество Рос сия—Беларусь как мягкая фор ма с чертами менее консолиди рованными, чем у конфедера ции. Процесс реинтеграции про должался, и в 1997 году были подписаны документы о созда нии Союза Беларуси и России — уже не межгосударственного, а государственного объединения с чертами конфедерации. И на конец в 1999 году был подписан Договор о создании Союзного государства, которое по сути своей представляло и представ ляет, вообще говоря, мягкую форму федерации. В.Д.: А как вы рассматривае те в этом смысле Евросоюз? И.Я.: Это серьезный вопрос. На самом деле Евросоюз в ны нешнее время — уже почти ф е дерация, хотя и без писаной кон ституции. Но вернемся к Белару си и России. Итак, Союзное госу дарство в соответствии с дого вором просуществовало с янва ря 1999 года по январь 2002-го. И здесь начинаются интересные моменты. Что означает эта точка на диаграмме № 2? Это — ссылка на письмо бывшего за местителя руководителя адми нистрации Президента Белару си и сопредседателя белорус ско-российской группы по раз работке Конституционного Акта Леонида Козика. В соответствии с ним белорусская сторона начи нает интерпретировать Союзное государство уже не как федера цию и даже не как конфедера цию, а как межгосударственное образование нового типа. Мне с господином Козиком приходи лось неоднократно беседовать по этому поводу. И я ему зад а вал вопрос: «А что такое межго сударственное образрвание но вого типа?» В ф еврале 2002 года возник ла принципиальная новая ситуа ция при разработке Конституци онного Акта Союзного государ ства, когда в документальной форме была зафиксирована по зиция белорусской стороны,что Беларусь придерживается прин ципа построения Союзного госу дарства, но приблизительно на тех же основах, что и СНГ. Есте ственный вопрос, который воз ник у Президента Путина после того, как на июньской встрече в Санкт-Петербурге Президент Лукашенко озвучил это предло жение, заключался, в моем представлении, в следующем: а зачем нам еще одно СНГ? Когда в процессе переговоров одна из сторон делает невнятное пред ложение, в ответ на него такое же. С одной стороны, прозвуча ло: давайте превратим Союзное государство в некое подобие СНГ, то есть в аморфное межго сударственное образование. С другой стороны, последовало предложение — июньская реак ция Владимира Путина — о вхо ждении Беларуси в состав Рос сии. По-моему, это вполне нор мально и естественно в процес се переговоров. СМИ же начали интерпретировать переговорное предложение как уже устоявшу юся позицию Президента Пути на: мол, все, коллеги, мы закры ваем договор 1999 года, а вас, уважаемые белорусские братья, просим в наш российский дом. Приблизительно так. Н и о д н о г о с л о в а о в х о ж д е н и и в с о с т а в Р о с с и и п р о и з н е с е н о н е б ы л о Вот вам конкретная иллюст рация на диаграмме. Находящи еся друг от друга на таком рас стоянии позиции совместить просто невозможно. Естествен но, Лукашенко взял достаточно длительный тайм-аут. Были очень серьезные размышления. Врезультате речь пошла практи чески о возврате к договору 1999 года, но с достаточно рез кими утверждениями по поводу суверенитета Беларуси. На встрече в Москве позиции были зафиксированы достаточно чет ко. Президент Лукашенко пред ложил вернуться к договору 1999 года, но при условии сохра нения государственного сувере нитета. Президент Путин пред ложил считать Союзное государ ство федерацией. В чем тогда проблемы? В чем причина волны сенсаций, кото рую погнали СМИ? Да в том, что опять слова Путина интерпрети ровали как приглашение Бела руси войти в состав России. А это не так. Ни одного слова о вхождении в состав России про изнесено не было. Речь шла о той модели, по которой должно строиться Союзное государство. В данном случае, и, с моей точки зрения, психологически это вполне оправданно, была пред ложена модель российской кон ституции. То есть модель ф еде ративного государства. И Вла димир Владимирович вполне четко высказался по этому пово ду- Теперь вопрос в другом: что означает утверждение, что субъ екты Союзного государства должны быть равны? Здесь тоже есть достаточно резонные объ яснения. Одна из рассматривае мых моделей состояла в том, что в рамках Союзного государства должны быть созданы союзные округа. При этом эквивалентом союзных округов должны стать в России федеральные округа, а Беларусь входит как союзный округ в состав Союзного госу дарства, а не России. Мне кажет ся, такая модель является впол не логичной. Готов ее защищать. В.Д.: В таком случае, если я правильно вас понял, вы не ви дите принципиальной разницы между двумя предложениями: между образованием того ф еде ративного государства, о кото ром вы говорите, и второй моде лью, которая у нас условно назы вается «по типу Евросоюза». Вы считаете, что это одно и то же? И.Я.: Я не настолько наивен. Но если вы посмотрите докумен ты разработчиков договора 1999 года, то, по утверждениям неко торых из них, исходно этот дого вор создавался по моделям Ев росоюза. В.Д.: Белорусские коллеги, Какова ваша реакция на прозву чавшее мнение и почему возник ла такая схема, а не иная? Л еон и д Зайко: Здесь преж де всего надо сказать о том, что проблема сообщества, Союза с определенного времени пере стала быть монопольной темой, которую использовало белорус ское руководство. Если посмот реть на весь спектр мнений, ко торые высказывались различ ными белорусскими политолога ми, аналитиками и политиками, то, скажем, в 1992 году форму ла, с которой мы стартовали, звучала так: стратегическое партнерство. С тонки зрения ка кой-то долговременной перспек тивы не формулировались кон кретно в привязке к модели ф е дерации или конфедерации. Речь шла о том, чтобы создать нормальную объективную базу для сотрудничества, прежде всего экономического. Поэтому, когда наступил 1996 год и тема белорусско-рос сийской интеграции стала удар ной для белорусского руковод ства, получилось так, что пред лагаемые модели вроде бы от ражали мнение белорусского общества. Это не так. Потому что, когда в 1996 году обсужда лась проблема сообщества и Союза, среди белорусских спе циалистов четко сформирова лась как антитеза точка зрения, что возможный тип сотрудниче ства — модель Европейского со юза. Оппозиция придерживает ся этой точки зрения до сих пор. Потом наступил некий период романтизма, когда была пред принята попытка придать этому процессу какой-то совершенно уникальный характер, выходя щий за рамки точных формули ровок юридической или полито логической науки. Появился тер мин «образование нового типа». Дальше начинается то, что все гда имеет место в таких ситуаци ях, — процесс выяснения, что же все-таки может быть создано. В Беларуси период само идентификации, то есть уясне ния, что могло бы лечь в основу создаваемого союза, затянулся. Получился некий разрыв в дея тельности специалистов, экс пертов, ученых, включая широ кий спектр гражданского обще ства, когда понятийный и содер жательный диссонанс вылился в такое противоречие, которое по стоянно нарастало и к опреде ленному моменту, если говорить об июньской встрече, приобрело завершающий облик. Когда мы проводили анализ, связанный с процессом формирования Со юзного государства, для нас бы ло понятно, что в конце концов речь пойдет либо о вхождении в состав России, либо о варианте создания объединения, которое будет иметь в качестве своей модели или конфигурации Евро союз. Произошло то, что должно было произойти. | Если свести дело к неким простым понятиям, исходным моментам, получилось так, что процесс создания Конституци онного Акта оказался некой ото рванной от общественности те мой. В итоге мы столкнулись с тем, что возникла ситуация, ко гда надо самим для себя прояс нить, чего же мы хотим? Тут на чинаются и проблемы суверени тета, и таможенного союза, и единого экономического про странства и т.д. Когда мы подхо дим к ним, то думаем, что пози ция российского руководства связана со стратегическими ин тересами России в Европе — и геополитическими, и геоэконо- мическими. Если Россия идет на широкое сотрудничество с Евро союзом, очевидно, что она берет это в качестве некоей, условно говоря, базы для формирования вокруг себя некоего пространст ва, включая Украину, Казахстан и Беларусь. Это пространство будет если не идентично, то, по крайней мере, адекватно тому, что происходит в Евросоюзе. То есть изобретать какие-то новые формулы или создавать какие- то новые образования, очень невнятные, было бы контрпроду ктивно. С к о л ь к о с т о и т д р у ж б а ? Я думаю, что, наверное, для России более удачным вариан том было бы формирование на шего партнерства в тех формах и на тех реалиях, которые имеют место в Евросоюзе. Если же ид ти к тому, что называется коопе ративной федерацией, при кото рой Беларусь становится чле ном этой федерации, то это тоже будет контрпродуктивно, потому что есть логика движения Рос сии в будущее, логика ее взаи модействия с Евросоюзом, об разования нового экономиче ского и политического качества. В Евросоюзе очень важна си стема ценностей. А какие ценно сти лежат в основе нашего Сою за? Никто пока об этом не гово рит. Это что — славянское един ство, или социальные, культуро логические, исторические и дру гие ценности? В.Д .: Вы говорите, что Еврот союз рождался на основе неких общих ценностей. Но, по моим представлениям, разговор об общих ценностях начался тогда, когда действительно стали ре альными очертания самого Ев росоюза, потому что сама евро пейская интеграция начиналась с чисто экономических вещей, с общего рынка стали и угля. Мо жет быть, здесь в основе должны лежать экономические интере сы? Л.З.: Есть то, что называется экономическими императивами. Для Беларуси тоже есть такие насущные, совершенно практи ческие вещи, которые должны делать бизнес, государство, но на этом союз не построишь. Ес ли брать чисто экономическую составляющую, то трудно соз дать нормальный союз, если там нет этой ценностной базы. А л ек сан др В еличенков: В любом случае экономика оста нется основой наших взаимоот ношений на очень долгое время. И у нас всего два варианта ре шения этого вопроса. Или будет экономика единого государства, без таможенных пошлин, либо будут разные экономики. Нельзя совместить вещи, которые не со вместятся никогда. К примеру, полную независимость и внутри- российские цены на энергоноси тели. После нашего присоедине ния к ЕС и ВТО ни одна, ни вто рая структура не позволят нам никогда ни с кем поддерживать никаких особых отношений, только в рамках общепринятого международного правового до говорного порядка. Белорусов этот процесс не минует. В 1996 году, когда з а ключалось первое соглашение о содружестве, эти вопросы вооб ще не поднимали и не рассмат ривали. Договор 1999 года в этом случае вообще можно вос принимать как «последнее про сти» Ельцина. Он сделал такой жест: я развалил Союз, но я его восстанавливаю и начинаю с Бе ларуси. Но когда мы начинаем говорить о современной эконо мике, возникает простой вопрос. Мы все хотим дружить, но как считать деньги? Простой вопрос о валюте, простой вопрос о та можне. Желание в рамках сов местного государства иметь равные права по чеканке монет, по эмиссии денег — такого нет даже в такой конфедерации, как ЕС. Никакая страна не имеет ни каких особых прав в рамках Ев ропейского центрального банка. И.Я.: Идут споры про эмис сию. Понятно, что в рамках Ев росоюза существует единый эмиссионный центр, хотя я пом ню дискуссию на европейском уровне: мол, мы отдаем часть своего национального суверени тета некоему образованию, ко торое находится во Франкфур те... О.А.: И не все с этим согласи лись, зона евро не совпадает с зоной Евросоюза... И.Я.: Но вопрос заключается в том, что Евросоюз не имеет единого эмиссионного центра. В Евросоюзе есть Центральный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz