Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

2 2 a a r y i ~ r » , N »163 (21791) : : i. ЖИПЕЦКАЯ t/A газета h lilii * О Д Н О Э Т А Ж Н А Я Р О С С И Я : Ж И ЗН Ь КАК О Н А ЕСТЬ ЛЮБИТЬ И БИТЬ ПО-РУССКИ Нравится мн е такой ан ек дот . Д ер евенская св адь ба . Мужики приняли как сл еду ет, сидят, курят. Скучают. Наконец , один поднимается и со словами «Сиди н е сиди , а начинать н адо!» з а е зж а е т с о с е д у в у х о . Вообще фразу «И какая свадьба без драки?» восприни­ мают в провинции без всяких там аллегорий и смешков. Из- за чего дерутся? Спросите чего полегче — пес его знает! Наут­ ро, когда вчерашние бойцы ра­ зопьют *мировую», никто тол­ ком ничего не вспомнит. И на­ прягаться не станут — головой только небитый покрутит, а би­ тый фингал любовно потрога­ ет... Точно эту ситуацию опи­ сал Владимир Высоцкий: Потом у них была уха и заливные потроха, Потом поймали жениха и долго били... Потом пошли плясать в избе, Потом дрались не по злобе И все хорошее в себе доистребили... Может быть, тут народная генетика или особые тради­ ции, когда «добры молодцы», намаявшись на поденщине, «отрывались* в кулачных боях. Причем совершенно не­ существенно было, кто кому набьет физиономию: не побе­ да важна была, а участие! По­ мните сцену в «Сибирском цирюльнике»: гармонист, оз­ вучивающий драку «стенка на стенку», не выдерживает и тоже бросается в свалку, и с разбитой, но довольной ро­ жей возвращается к гармони, приговари­ вая: «Ах, хорошо!» При этом не стоит думать, что деревенс­ кие ристалища выгля­ дят молодецкой поте­ хой. Драка — дело се­ рьезное: могут и ко­ лом огреть, и цепью приголу­ бить. В задонском селе Гни- луша, рассказывали, когда-то была свара с нанесением... сабельных ударов! У нас со­ вершенно не действуют все эти интеллигентские штучки — «до первой крови», или кавказский обычай, когда женщина бросает платок между дерущимися, и те сра­ зу становятся «яко агнецы», нет, у нас и она получит, если подвернется под руку... Рус­ ская драка, как и русский бунт, бессмысленна и беспо­ щадна (по А. Пушкину). Еще когда знаменитый Тайсон под стол пешком ходил, а у Хо- лифилда было два уха, в За- донске уже имел место, так сказать, прецедент. Один то­ варищ другому откусил... нет, не ухо, а нос! Конечно, мордобой — яв­ ление сколь историческое, столь и социальное. Его ар­ шином общим не измерить, и разбор по географическому признаку не провести. Наве­ шать могут и в городе, и в деревне. Только мотивы бу­ дут разные. Вообразить скин­ хедов на деревенском выгоне или митингующего «лимо- новца* на бочке с соляркой просто невозможно. Буза в провинции никогда не прохо­ дит под лозунгами, а своро­ ченная на сторону скула к политике вообще отношения не имеет. Чтоб из-за проис­ ков НАТО вышел мужской разговор с последующими примочками? Глупости! Так­ же невозможно представить соседа с выдернутым колом из плетня, разгоряченного про­ блемами Шенгенской зоны... Драка в наших местах ча­ сто вообще не имеет мотива­ ции, если не считать таковою простой пьяный кураж. Вот почему главным моральным оправданием случившегося рукоприкладства для самого зачинщика (а не для суда) яв­ ляется чистосердечное, в об­ щем, признание: «Ничего не помню — пьяный был...» И вот парадокс: сам факт не­ трезвости на момент соверше­ ния правонарушения для на­ шего закона является обсто­ ятельством, отягчающим вину, а вот для самих граж­ дан — дудки, тут все наобо­ рот (и будут ли следовать это­ му самому закону присяжные заседатели, люди простые, знающие местные обычаи, — бабушка надвое сказала...). Много лет назад мой род­ ной дядька, работавший тогда на тракторном в Липецке, на­ вел подельников на... курятни­ ки в своем родном селе. Зло­ умышленников — непрохме- ленных и в перьях — повяза­ ли. Дело дошло до суда. Тут- то только и всполошилась об­ ворованная деревня: «За что ж его судить, он же пьяный был!» Но я отвлекся. Все-таки о мотивах разборок. Бывают, бывают исключения. По моим наблюдениям, кулачные бои в глубинке, кроме скромного и такого понятного желания просто дать кому-то по морде, нередко случаются и из-за баб (прошу прощения, но именно так именуют женщин в дерев­ не уже не одно столетие). В селе Введенка, что под Хлев- ным, один паренек рассказал мне свою «лавстори*. Была у него в Липецке любовь, от ко­ торой, как известно, до нена­ висти рукой подать. Она гла­ дила рубаху и что-то такое не­ лицеприятное высказывала ему. Утюг, само собой, был го­ рячий. Его он и прислонил к ее девичьей груди. Ответ был адекватный — бутылкой 0,7 литра по голове! Удивитель­ ное дело, но как-то быстро они помирились и, перевязанные, поехали в деревню. Там бои продолжились и он сломал- таки зазнобе руку аж в двух местах. После этого они жили долго и счастливо. Бывало, он запирался в ванной и вскры­ вал себе вены, она выбивала дверь и вызывала «Скорую*... Потом огонь угас, они расста­ лись. Кстати, в этом селе одно время вообще была мода та­ кая — «пилить* себе вены. Горячие парни из Введенки таким образом самоутвержда­ лись. Каждый уважающий себя пацан должен был иметь шрам на руке, чтобы, зака­ тав рукав, можно было при случае продемонстрировать... Один, самый горячий, сделал себе даже харакири... Потом как-то все улеглось и все спо­ койно продолжали пить, лю­ бить и бить по-русски. Хотя справедливости ради надо сказать, что суицид как яв­ ление в русской деревне дав­ но и прочно пустил корни. Сколько мужиков и баб (про­ стите снова) покончили с со­ бой посредством... стакана? Да кто ж считал! т ш т т ш м т т ш ат ш ш т т т ш т т Недавно в нашем дворе, на наших глазах произошла че­ ловеческая драма. Одна пен­ сионерка, хохотушка и часту­ шечница, привела в дом му­ жичка. Оказалось — «старая любовь*. В молодости она была по уши в него влюбле­ на. И было в кого: гармонист, весельчак, работяга и вообще первый парень на деревне. При этом: русый чуб и глаза — синие брызги... Но тогда не случилось —увела парня под­ руга-разлучница. И вот те­ перь... А что теперь? Это был уже не тот гармонист, а спив­ шийся жалкий мужичонка, от которого только и остались, что «синие брызги*. Увяли лютики. Мучилась она с ним, правда, недолго — водка по­ ставила в его жизни свою точ­ ку. Но что это меняет в судь­ бе, ведь она его (ну пусть того, другого, из своей молодости) любила... Любовь в глубинке, в от­ личие от города, застенчива: все на виду, а стало быть, все напоказ. Как там в песне: «От людей на деревне не спря­ чешься...» Это обстоятель­ ство, конечно, совсем не ис­ ключает шекспировских стра­ стей, просто начинаются они с переглядок, грубоватых (но совсем не обидных) шуточек и порой с задиристых часту­ шек. Ну а дальше — все по полочкам: знакомство буду­ щих сватов (всегда обставля­ емое так, будто они, живя через два дома, никогда друг друга не видели!), первая вы­ питая бутылка, вторая... Свадьба с гармошкой (и впол­ не вероятным мордобоем) и жизнь — долгая иль корот­ кая (это уж у кого как полу­ чится), но в любом случае трудная и бесхитростная, как сама русская деревня... Александр КОСЯКИН. ПОЭТ НЕ ОСТАЕТСЯ В ДОЛЖНИКАХ ... Вьюнки надежд, полынь разлуки... На кормите поэта прижизни, Должником он не станет Отчизне! Написав эти строчки, Вла­ дислав Зорин предусмотритель­ но поставил над ними название «Шутка». Чтобы не заподозрили, будто он бьет на жалость или, чего доброго, протягивает руку за милостыней. Но горечь, ко­ нечно, здесь присутствует. Ато и обида. И не столько за недо­ полученные гонорары, сколько за равнодушие. У Зорина давным-давно не выходили новые книги. Новые стихи были, писались, а книг не было, не издавались. Впрочем, зоринские строчки приходили к читателю на газетных страницах. Они убеждали: поэт живет, поэт работает, поэт не иссяк. Кроме стихотворений, печатались и его прозаические эссе —два цикла: к200-летию Пушкина и кюбилею Победы. Он не считал их отхожим промыслом для заработка. Не слу­ чайно в наконец увидевшую свет солидную книгу стихов и прозы «Вьюнки надежд, полынь раз­ лук...» полностью вошла пушкин­ ская серия, впервые опубликован­ ная в «Липецкой газете». Сборник ветерана нашего пи­ сательского цеха, однако, нельзя причислять китоговым. Автор не соблазнился шансом предъявить публике свое «избранное» в хро­ нологической его полноте—с мла­ дых ногтей до зрелости. Он соста­ вил книгу из стихов последних лет. Она буквально прошита ны­ нешними подробностями, раз­ мышлениями, злобой дня. Утопили Утопию В бурн ых волнах «У ра!» Н е по т опла У т оп ия - Опять у двора! Но вотбродитУтопия, Коммунизмуродня, В азиатской Европии, Вечн ым раемдра зня. Но в каком-то смысле «Вьюн­ ки надежд...» все-таки итог. Хотя бы потому, что даже актуальные поводы дают автору толчок не только для публицистических обобщений, но и для перелисты­ вания всей его жизни, поминове­ ния всего, что емудорого, всех, кто определил его судьбу и литератур­ ную, и человеческую. Интересно, что вместо автобиографии, рас­ сказа о себе, любимом, Зорин предпочел поместить в начале но­ веллу из детства. О деревенских женщинах, солдатках, вдовах, ко­ торым он, десятилетний, подыгры­ вал на гармони, когда они пели о несбывшемся. Пели-то вроде как частушки, но—все о тоске да раз­ луке. Наверное, у них он и научил­ ся вот так смешивать, перепуты­ вать горькое и насмешливое, пе­ чаль и упрямую, жесткую иронию. Собственно, Зорин как раз упорнее, неотступнее всего всмат­ ривается в надвигающуюся на каждого неизбежность конца. Он точно примеривает на себя небы­ тие, прикидывает, как там все по­ том будет. О старости и смерти у него есть пронзительно откровен­ ные признания. Вот четыре строч­ ки о ровеснике: Бредет он по тротуару Пенсионерской походкой. А в м ыс лях: какойже он стар ый , Забыв, ч т о ведь мы — одно годки. Или: Не задержишь, не остановишь дней размеренную череду... Словно бабочку молодость ловишь, а она заст ывает во льду. Но тут же, часто в соседней строфе, ерническое, почти кощун­ ственное подтрунивание над сво­ ей —и нашей общей —обречен­ ностью. Одно из стихотворений, например, иронически названо «Турпоход на тот свет». Ирайское блаженство видится в нем так: Иж ен щ инамздешний порядок По нраву в детали одной: Порхаютсебе без прокладок, А кр ы лыш ки за спиной. Поэт, как это водилось испо- кон веков у всех его предшествен­ ников и учителей, пройдя через «тот свет», через рай или ад, опять возвращается к своему дому, на свою землю, к любимым или не­ любимым, к здешней, докучной, раздражающей, но и чем-то милой, родной суете. Астрогое «Помни о смерти» не отравляет страниц кни­ ги пессимизмом, а становится мерой ценности вещей, людей, прошлого и настоящего. Акпрошлому и настоящему автор суров. О России он пишет с беспредельной любовью, но без умиления, без сусальной слащавости. Иногда прямо-таки приговор выносит—допустим, когда рассказывает о деревен­ ском кладбище: Влихом пространстве ветер свищет. Ему не до людских забот. Коль за селом могил ын ищи, Тонищ идухом здесь народ. Он не пугается лобовых, по­ чти газетных формул. Но умеет быть и тонким лириком, перед которым тысячу раз виденное, описанное, знакомое открывает­ ся свежо и заново: Листвапо земле моей всей — Лето сложило знамена, Осенние лапки гусей Похожи на листики клена. Снежинки-чаинки кружат В стаканекосмической сини, И, словно электроразряд, Черн ые вет ки осин ы. Не все зоринские стихи мо­ гут конкурировать с этими. Но книжку, в которой немало имен­ но таких строчек, право же, сто­ ит и прочитать, и перечитать. И. НЕВЕРОВ. СТРОЧКОЙ И ШТРИХОМ ДЕБЮТ ПОЛЕТЫ СКВОЗЬ ГРОЗУ Что тако е твоя первая книжка стихов? Я журналист, стихов н е пишу, поэтому н е зн аю , что д о лж ен чувствовать автор -дебю тант. Но вот м ол одая х у д ож н и ц а , пр еп одав атель В исования липецкой ср едн ей школы Ifi 72 Елена Б езрядина попросила меня помочь подготовить к печати е е поэтический сборник . Когда я эти стихи прочитала, то вместе с автором стала ж дать радости. ...Н акон ец со скл ада Липецкой типографии погруж ен в такси тираж б ел о сн еж н ой книжки, которую мы назвали «М ежду строк...» ...В детстве Лены Безрядиной были огромные вязы и самый старый дом в селе Никольском Ус- манского района —там она родилась. Потом, ког­ да ей было лет двенадцать, старый деревянный сменился на «типовой дом для сельской местнос­ ти» — из кирпича, с паровым отоплением. Но те вязы можно было обнимать, и они втроем —стар­ шая сестра, Лена и соседский мальчишка—своим маленьким хороводом словно обмеряли деревья, обхватывали их. А в доме —и в новом, и в старом —на окнах висели занавески со сказочными пер­ сонажами, вышитыми мамой, учителем немецкого языка. Иеще мама много читала вслух. УРОК РИСОВАНЬЯ Гул, топот, крики там и тут. Звонок —и в коридоре тише, тише. Урок и жизнь, и сорок пять минут, Отмеренных любезно кем-то свыше. Вот человек: рот, уши, нос, глаза. Вот человек—он ьожие творенье. Итридцать душ обманывать нельзя, Стремящихся запомнить наставленье. Перед доской. С указкою. Бледна. Взывая кобразам ушедших с репродукций, Яверю: человек—продукт труда И результат сложнейших эволюций. Его и отделяют от зверей Лишь те кусочки глины разноцветной, Которыми он вывел на скале Изображенье, ставшее бессмертным. Да, за века он мир себе создал, В котором всем нам трудно разобраться. Но в нем не только цены и базар, Аценности святые, совесть, братство. С какою меркой дети выйдут в свет, Такая им отмерится эпоха. Ана листе у каждого портрет... Иэто тоже, в общем-то, неплохо. Елена БЕЗРЯДИНА. Рисовать и писать стихи Елена начала очень рано. Как-то приехал из Москвы двоюродный брат, художник—вот он-то впервые разбирал ее рисун­ ки, а на прощание подарил коробку пастели. Потом она победила в конкурсе журнала «Юный художник» и поехала в Италию. Вообще у школьни­ цыЛены было много всяких успехов. Естественно, что она решила поступать на худо­ жественно-графический факультет Липецкого педа­ гогического университета (тогда еще института). Теперь его выпускница преподает изобразительное искусство, иллюстрирует учебники, журналы, в том числе и тот, что редактирую я—«Время колокольчи­ ков». Сама оформила свою первую книжку стихов. «Между строк...» я бы назвала лирическим днев­ ником, когда действительно не всё скажешь прямо. Есть, например, стихотворение с посвящением «Ане Горенко». А Горенко, напомню, девичья фамилия АнныАхматовой. Значит, Елене хотелось поговорить с нею — и не с тем великим поэтом (Ахматова не любила кокетливого слова поэтесса), а с юной Аней, писавшей когда-то в Царском Селе первые стихи. Посмотрите один из рисунков сборника и про­ чтите одно из стихотворений. Если понравится — позвоните по телефону 72-44-23. Мы с автором с удовольствием подарим вам эту книжку. Ольга КЛЕКОВКИНА, редактор журнала «Время колокольчиков» Международной Федерации детских организаций. г. Липецк. Самое, по-моему, симпатичное в книжке стихов «До последней строки о любви» —это то, что ее автор Анатолий Шестопалов не стесняется быть ровесником само­ му себе. Какой бы там постмодер­ низм-концептуализм ни определял рыночные цены поэзии, он не хо­ чет изменять своим учителям-ше- стидесятникам. То рассыпая стро­ фы маяковско-рождественской ле­ сенкой, то строго, по-жигулински, по-прасоловски, по-рубцовски, вы­ страивая их в традиционные стро­ ки, Шестопалов исповедует веру, гражданственный дух, романтику и любовь своей молодости. Испове­ дует и исповедуется: Каза лось, ч т омы в ечн ос т и сродни, Чтомир, как храм, необ ычайн о св ете л. Т е кутоднообразно хмуро дни - Итолько ветер в храмё, только ветер! Это не вчерашние стихи. Это сегодняшнее состояние битого жизнью, но не поддавшегося ей идеалиста, если хотите, принципи­ ального антициника. Это воспоми­ нания о юности, которая сперва усадила его в кабину самолета, а потом увела далеко на север. Пото­ му, наверное, и властвует в его книжке студеный, вольный ветер. Намотались на винт километр ы , Под к ры лом — п ерв обы тныместа... Инавер но, р ождаю тс я в етры Гд е - т о здесь , у за л ива Креста. Апотом—возвращение домой, в тишину и ворожбу черноземных июней, июлей, августов из вечных северных декабрей-январей: На исходе тихихдней Осень грустно манит. Нетжеланней и родней русской глухомани. Да. вольно или невольно у Шестопалова где-то начинается любование своей хемингуэевской мужественностью («Порою жизнь похожа на полеты сквозь грозу»). Да, автор чуть кокетничает принад­ лежностью кдворянской и литера­ турно-поэтической касте («Ястаре­ ющий русский поэт...», «Говорят, что я Богом отмечен...»).. Но глав­ ное все-таки не это, а яростное и безоглядное утверждение того, что теперь принято бестрепетно лишать и намека на ауру и тайну — утверждение любви. Помимо сильных северных стихов в сбор­ нике, особое внимание обраща­ ет на себя венок сонетов. Сплес­ ти такой венок —дело трудное, это безжалостная проверка на ма­ стерство. Шестопалов сплел. Мне кажется, в принципе у него полу­ чилось. В самых удачных сонетах он умудрился не пожертвовать изысканной форме искреннос­ тью, спонтанностью чувств. В ме­ нее удавшихся, правда, не обо­ шлось без банальных красивос­ тей и эмоционального форсажа. Вообще же по сравнению с пре­ дыдущей книгой в новых стихах Шестопалова ощущается больше напряженной энергии, строчки чаще обретают плотность и бла­ городную фактурность. Кроме собственно стихов, в книжке помещены стихи для пе­ сен —вместе с нотами. Музыку к ним сочинили композиторы Анатолий Астахов, Вячеслав Мельник, ОлегХодаков. Как ин­ формирует читателей автор, две песни «Молитва» (о липецких омоновцах, погибших в Чечне) и «Ангел-хранитель» вошли в ре­ пертуар Академического ансам­ бля песни и пляски Внутренних войск МВД РФ. И.Н. РЕП О РТАЖ И З О БЩ Е С Т В ЕН Н О Й П РИ ЕМ НО Й О ХОЛОДНОМ ОТНОШЕНИИ Все на Руси готовы об суж дать и д а ж е решать глобальны е вопросы от о зон овы х дыр д о м еж д у н а р о дн о г о т ерр ори зм а , но достаю т-то нас и зо дня в д ен ь не Бен Л а д ен , н е инопланетяне и д а ж е не московские политики, а житейские м ел очи . На них тратится столько нервов и врем ени . Вот вам простая, если угодно, скучная история. Мне ее рассказала Галина Дмитренко, когда пришла в общественную приемную «ЛГ». Пять лет она живет в квартире, где зимой ртуть в термометре не поднима­ ется выше 16 градусов. Приходится спать под дву­ мя одеялами. Ну сколько же можно?.. Вот и решила моя собеседница добиться, чтобы в доме наконец не нужно было кутаться. Пошла в родной ЖЭК, встретивший ее отнюдь не как родную и свою. Пиши­ те письменное заявление, сказали ей. Потом состави­ ли акт. Было очевидно: к домашнему теплу под кров­ лей у Дмитренко там отно­ сятся с прохладцей. Не до­ ждавшись дальнейших дей­ ствий, читательница отпра­ вилась по инстанциям. Но помощи не нашла нигде. Осталось лишь одно — об­ щественная приемная «ЛГ». Тем более, что здесь принимал посетителей за­ меститель начальника от­ дела жалоб МУП «Единый заказчик» Александр Стрельников. Дмитренко не теряет надежды. Особенно теперь, когда ее житейская проблема на контроле и в МУП «Единый заказчик», и в отделе писем «Липец­ кой газеты»! В тот день за два часа Александр Стрельников по­ говорил с девятью посети­ телями. Вообще к комму­ нальщикам у липчан всег­ да масса вопросов. А уж сейчас, когда идет реформа ЖКХ и, по слову классика, все перевернулось и только еще укладывается, их боль­ ше обычного. Сам Стрельников подвел итог первой половины встре­ чи так: —Люди жалуются на течь трубопроводов, кровли, не­ поладки с отоплением. Ко­ нечно, все это наша служба должна устранять в кратчай­ ший срок. И мы, конечно же, стараемся. Но жалоб все рав­ но хватает. И тут нет ничего неожиданного. Любому из­ вестно, какое хозяйство нам досталось в наследство. Се­ годня в тяжелом положении все системы жизнеобеспече­ ния ЖКХ. Даже ликвидиро­ вать мелкие аварии порою сложно по многим причинам, и прежде всего из-за нехват­ ки сантехников, сварщиков, которые к тому же работают за мизерную зарплату. Что еще беспокоит людей? Установка электросчетчиков и других приборов учета. Здесь возникают конфликты: хозяева хотели бы иметь электросчетчики прямо у себя в квартире. Но это осложня­ ет доступ к приборам специа­ листов энергонадзора, без ко­ торого, к сожалению, пока не обойтись. Целиком полагать­ ся на данные квартиросъем­ щиков службам ЖКХ вряд ли стоит. — Мне нередко, — про­ должает Александр Стрель­ ников, — приходится объяс­ нять, что некоторые услуги входят в перечень платных. Но не все это понимают, тре­ буя от нас, допустим, бес­ платно перенести мойку или ванну из одного угла в дру­ гой. Так что надо набирать­ ся терпения и растолковы­ вать: правила игры измени­ лись... А на следующий день об­ щественная приемная вновь наполнилась. Теперь шли к юристу Надежде Петровой. У нее, как теперь говорят, очень высокий, рейтинг популяр-:' ности среди ная~ ших читателей.* Для ожидающих стульев уже не хватало, и прихо­ дилось приносить их из разных ка­ бинетов... Как и у любого адвоката, для Петровой вре­ мя дорого, но она не покинет редак­ цию, пока не про­ к он сультирует всех. Но, пожалуй , самая большая очередь в день об­ ластного Пенсионного фон­ да. Люди собираются часа за полтора до начала при­ ема. Особенно когда хотят поговорить с Лидией Вла­ димировой — многолетним другом «Липецкой газеты» и ее читателей. Поэтому как театралы ходят на любимо­ го артиста, так и к Лидии Владимировне ходят как к самому компетентному и толковому и, что очень важ­ но, очень терпеливому кон­ сультанту по пенсиям . 2002-й год — это ведь еще и год пенсионной реформы. Кстати, среди посетителей есть и весьма молодые люди, которым до «заслу­ женного отдыха» далеко. Но у них тоже есть вопро­ сы. Реформа впервые серь­ езно озаботила, например, предпринимателей... Но эта тема заслуживает отдельно­ го и обстоятельного разго­ вора. В ближайшее время мы постараемся подгото­ вить такую публикацию. А в оставшиеся дни ав­ густа в приемной читателей будут ждать представители Фонда РФ по Липецкой об­ ласти, МУ «Центр комму­ нальных субсидий», Комите­ та по защите прав потреби­ телей администрации г. Ли­ пецка, городского управле­ ния здравоохранения и дру­ гие знающие специалисты. Судя по всему, общес­ твенная приемная, сущес­ твующая при редакции де­ сятки лет, сегодня особенно необходима людям. Уж больно запутанная и тревож­ ная жизнь за окном. И за­ путывают ее отнюдь не толь­ ко глобальные вопросы... Ольга БОЧКОВА. ДОСКА И МЕЛ - ВСЕХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДЕЛ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Да и педагог не должен чув­ ствовать себя узким специали- стом-предметником. От него ждут большего: мобильности, если угодно, универсальности, умения увидеть в ребенке парт­ нера, которого нужно не учить «по образцу и подобию», а сопровождать в его интеллек­ туальном, личностном разви­ тии. Это — теория. А какова практика в том же «экспери­ ментальном* Липецком рай­ оне? Здесь много интересно- го. Например, в Подгоренс- кой школе совместно с уче­ ными ЛГПУ разработана про­ грамма нравственно-эстети­ ческого воспитания старшек­ лассников, введен факульта­ тив «Основы саморазвития личности*. А в Ильинской школе большое внимание уделяется эколого-краеведчес­ кому воспитанию и образова­ нию школьников. В Боринс- кой сделали упор на новые компьютерные технологии в освоении курса физики... В процессе эксперимента обновляется методика и орга­ низация урока, усиливается его научно-практическая на­ правленность. Допустим, в Сырской школе стали ис­ пользовать новый проблем­ но-поисковый подход в изу­ чении русского языка и ли­ тературы. Урок-размышле­ ние, урок-исследование, урок -творческая лаборатория — ш м ж м ш ш т ж именно так строит занятия словесник, заслуженный учи­ тель РФ Анастасия Красиль­ никова. И вот уже ребята с удовольствием, а не под на­ жимом читают Бунина, Че­ хова, Пришвина, других ма­ стеров художественного сло­ ва. А самые увлеченные даже участвуют в педагогических чтениях и конференциях, проводимых учеными ЛГПУ. Есть что перенять колле­ гам и у биолога Юлии Ов­ чинниковой. Она вовлекает своих питомцев в самостоя­ тельную исследовательскую работу, побуждая их вклю­ чаться в диалог, аргументи­ ровать свою точку зрения. «Учение через общение» — таков девиз стипендиатки Гете-института Елены Уваро­ вой, преподающей здесь же немецкий язык. Ее воспитан­ ники великолепно «шпреха- ют» и могут дать фору мно­ гим городским сверстникам. И закономерно, что среди ре­ бят из Сырского уже есть по­ бедители и призеры предмет­ ных олимпиад не только ре­ гионального, но и общерос­ сийского масштаба. Продуктивность новшеств засвидетельствовал доклад начальника Липецкого роно Ивана Требунских: в минув­ шем учебном году успевае­ мость в школах Липецкого района составила 99,2 про­ цента. На «хорошо* и «от-, лично» освоили программу 40 процентов учащихся. Из 518 одиннадцатиклассников 35 получили золотые и сереб­ ряные медали, причем затем подтвердив свой статус на вступительных испытаниях в вузы и ссузы. Однако, под­ черкнул руководитель роно, обновление структуры и со­ держания образования не­ мыслимо без укрепления материально-технической базы учебных заведений. Речь о наглядных пособиях, компьютерах, современном лабораторном оборудовании. Власти стараются решать эти проблемы. Только на приоб­ ретение художественной ли­ тературы глава администра­ ции района выделил в новом учебном году 120 тысяч руб­ лей. Но бюджетных денег явно недостает. Вот почему, констатировал еще один уча­ стник дискуссии, заместитель директора Лубновской шко­ лы Елена Юшманова, глав­ ными «орудиями производ­ ства» для педагога по-пре­ жнему остаются доска и мел. А ведь на дворе — XXI век. И отставать от его достиже­ ний, требований, возможнос­ тей нельзя. Если мы не на словах, а на деле обеспокое­ ны будущим своей страны, ко­ торой, как записано в той же Концепции модернизации об­ разования, нужны современ­ ные, образованные, предпри­ имчивые люди... Елена ТАРАВКОВА. ПОЧЕМУ РАКИ КРАСНЕЮТ? Красный какрак—научное объяснение этому при­ вычному явлению нашли британские исследователи. С 1995 года они бились над вопросом, почему ракооб­ разные, опущенные в кипящую воду, меняют свой цвет —от черно-синего до красного. Кстати, первым этот вопрос на научный уровень поднял лауреат Нобелевс­ кой премии физиолог Джордж Уолд еще в 1948 году. Как сообщила руководитель исследовательской группы Наоми Чайн из Имперского колледжа вЛон­ доне, ключ к загадке — в структуре протеина бета- кристацианина, входящего в состав панциря рако­ образных. Под воздействием высокой температуры молекула меняет свою форму и одновременно меня­ ется форма прочно связанной с ней молекулы астак- сантина, «отвечающей» за темный цвет панциря. В ходе эксперимента были получены несколько чис­ тых кристаллов кристацианина, а затем с помощью рентгеноскопии была пострбена их трехмерная мо­ дель. Выяснилось, что в связанном состоянии ас- таксантин окрашивает панцирь в черно-синий цвет, но лишь только молекулярная связка разрушается, он становится красно-оранжевым. По мнению Наоми Чайн, это открытие может иметь практическое применение, например, астак- сантин можно использовать в качестве компонента для не растворимых в воде препаратов или для со­ здания новых пищевых красителей. (ИТАР-ТАСС, Лондон)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz