Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
2 2 a a r y i ~ r » , N »163 (21791) : : i. ЖИПЕЦКАЯ t/A газета h lilii * О Д Н О Э Т А Ж Н А Я Р О С С И Я : Ж И ЗН Ь КАК О Н А ЕСТЬ ЛЮБИТЬ И БИТЬ ПО-РУССКИ Нравится мн е такой ан ек дот . Д ер евенская св адь ба . Мужики приняли как сл еду ет, сидят, курят. Скучают. Наконец , один поднимается и со словами «Сиди н е сиди , а начинать н адо!» з а е зж а е т с о с е д у в у х о . Вообще фразу «И какая свадьба без драки?» восприни мают в провинции без всяких там аллегорий и смешков. Из- за чего дерутся? Спросите чего полегче — пес его знает! Наут ро, когда вчерашние бойцы ра зопьют *мировую», никто тол ком ничего не вспомнит. И на прягаться не станут — головой только небитый покрутит, а би тый фингал любовно потрога ет... Точно эту ситуацию опи сал Владимир Высоцкий: Потом у них была уха и заливные потроха, Потом поймали жениха и долго били... Потом пошли плясать в избе, Потом дрались не по злобе И все хорошее в себе доистребили... Может быть, тут народная генетика или особые тради ции, когда «добры молодцы», намаявшись на поденщине, «отрывались* в кулачных боях. Причем совершенно не существенно было, кто кому набьет физиономию: не побе да важна была, а участие! По мните сцену в «Сибирском цирюльнике»: гармонист, оз вучивающий драку «стенка на стенку», не выдерживает и тоже бросается в свалку, и с разбитой, но довольной ро жей возвращается к гармони, приговари вая: «Ах, хорошо!» При этом не стоит думать, что деревенс кие ристалища выгля дят молодецкой поте хой. Драка — дело се рьезное: могут и ко лом огреть, и цепью приголу бить. В задонском селе Гни- луша, рассказывали, когда-то была свара с нанесением... сабельных ударов! У нас со вершенно не действуют все эти интеллигентские штучки — «до первой крови», или кавказский обычай, когда женщина бросает платок между дерущимися, и те сра зу становятся «яко агнецы», нет, у нас и она получит, если подвернется под руку... Рус ская драка, как и русский бунт, бессмысленна и беспо щадна (по А. Пушкину). Еще когда знаменитый Тайсон под стол пешком ходил, а у Хо- лифилда было два уха, в За- донске уже имел место, так сказать, прецедент. Один то варищ другому откусил... нет, не ухо, а нос! Конечно, мордобой — яв ление сколь историческое, столь и социальное. Его ар шином общим не измерить, и разбор по географическому признаку не провести. Наве шать могут и в городе, и в деревне. Только мотивы бу дут разные. Вообразить скин хедов на деревенском выгоне или митингующего «лимо- новца* на бочке с соляркой просто невозможно. Буза в провинции никогда не прохо дит под лозунгами, а своро ченная на сторону скула к политике вообще отношения не имеет. Чтоб из-за проис ков НАТО вышел мужской разговор с последующими примочками? Глупости! Так же невозможно представить соседа с выдернутым колом из плетня, разгоряченного про блемами Шенгенской зоны... Драка в наших местах ча сто вообще не имеет мотива ции, если не считать таковою простой пьяный кураж. Вот почему главным моральным оправданием случившегося рукоприкладства для самого зачинщика (а не для суда) яв ляется чистосердечное, в об щем, признание: «Ничего не помню — пьяный был...» И вот парадокс: сам факт не трезвости на момент соверше ния правонарушения для на шего закона является обсто ятельством, отягчающим вину, а вот для самих граж дан — дудки, тут все наобо рот (и будут ли следовать это му самому закону присяжные заседатели, люди простые, знающие местные обычаи, — бабушка надвое сказала...). Много лет назад мой род ной дядька, работавший тогда на тракторном в Липецке, на вел подельников на... курятни ки в своем родном селе. Зло умышленников — непрохме- ленных и в перьях — повяза ли. Дело дошло до суда. Тут- то только и всполошилась об ворованная деревня: «За что ж его судить, он же пьяный был!» Но я отвлекся. Все-таки о мотивах разборок. Бывают, бывают исключения. По моим наблюдениям, кулачные бои в глубинке, кроме скромного и такого понятного желания просто дать кому-то по морде, нередко случаются и из-за баб (прошу прощения, но именно так именуют женщин в дерев не уже не одно столетие). В селе Введенка, что под Хлев- ным, один паренек рассказал мне свою «лавстори*. Была у него в Липецке любовь, от ко торой, как известно, до нена висти рукой подать. Она гла дила рубаху и что-то такое не лицеприятное высказывала ему. Утюг, само собой, был го рячий. Его он и прислонил к ее девичьей груди. Ответ был адекватный — бутылкой 0,7 литра по голове! Удивитель ное дело, но как-то быстро они помирились и, перевязанные, поехали в деревню. Там бои продолжились и он сломал- таки зазнобе руку аж в двух местах. После этого они жили долго и счастливо. Бывало, он запирался в ванной и вскры вал себе вены, она выбивала дверь и вызывала «Скорую*... Потом огонь угас, они расста лись. Кстати, в этом селе одно время вообще была мода та кая — «пилить* себе вены. Горячие парни из Введенки таким образом самоутвержда лись. Каждый уважающий себя пацан должен был иметь шрам на руке, чтобы, зака тав рукав, можно было при случае продемонстрировать... Один, самый горячий, сделал себе даже харакири... Потом как-то все улеглось и все спо койно продолжали пить, лю бить и бить по-русски. Хотя справедливости ради надо сказать, что суицид как яв ление в русской деревне дав но и прочно пустил корни. Сколько мужиков и баб (про стите снова) покончили с со бой посредством... стакана? Да кто ж считал! т ш т т ш м т т ш ат ш ш т т т ш т т Недавно в нашем дворе, на наших глазах произошла че ловеческая драма. Одна пен сионерка, хохотушка и часту шечница, привела в дом му жичка. Оказалось — «старая любовь*. В молодости она была по уши в него влюбле на. И было в кого: гармонист, весельчак, работяга и вообще первый парень на деревне. При этом: русый чуб и глаза — синие брызги... Но тогда не случилось —увела парня под руга-разлучница. И вот те перь... А что теперь? Это был уже не тот гармонист, а спив шийся жалкий мужичонка, от которого только и остались, что «синие брызги*. Увяли лютики. Мучилась она с ним, правда, недолго — водка по ставила в его жизни свою точ ку. Но что это меняет в судь бе, ведь она его (ну пусть того, другого, из своей молодости) любила... Любовь в глубинке, в от личие от города, застенчива: все на виду, а стало быть, все напоказ. Как там в песне: «От людей на деревне не спря чешься...» Это обстоятель ство, конечно, совсем не ис ключает шекспировских стра стей, просто начинаются они с переглядок, грубоватых (но совсем не обидных) шуточек и порой с задиристых часту шек. Ну а дальше — все по полочкам: знакомство буду щих сватов (всегда обставля емое так, будто они, живя через два дома, никогда друг друга не видели!), первая вы питая бутылка, вторая... Свадьба с гармошкой (и впол не вероятным мордобоем) и жизнь — долгая иль корот кая (это уж у кого как полу чится), но в любом случае трудная и бесхитростная, как сама русская деревня... Александр КОСЯКИН. ПОЭТ НЕ ОСТАЕТСЯ В ДОЛЖНИКАХ ... Вьюнки надежд, полынь разлуки... На кормите поэта прижизни, Должником он не станет Отчизне! Написав эти строчки, Вла дислав Зорин предусмотритель но поставил над ними название «Шутка». Чтобы не заподозрили, будто он бьет на жалость или, чего доброго, протягивает руку за милостыней. Но горечь, ко нечно, здесь присутствует. Ато и обида. И не столько за недо полученные гонорары, сколько за равнодушие. У Зорина давным-давно не выходили новые книги. Новые стихи были, писались, а книг не было, не издавались. Впрочем, зоринские строчки приходили к читателю на газетных страницах. Они убеждали: поэт живет, поэт работает, поэт не иссяк. Кроме стихотворений, печатались и его прозаические эссе —два цикла: к200-летию Пушкина и кюбилею Победы. Он не считал их отхожим промыслом для заработка. Не слу чайно в наконец увидевшую свет солидную книгу стихов и прозы «Вьюнки надежд, полынь раз лук...» полностью вошла пушкин ская серия, впервые опубликован ная в «Липецкой газете». Сборник ветерана нашего пи сательского цеха, однако, нельзя причислять китоговым. Автор не соблазнился шансом предъявить публике свое «избранное» в хро нологической его полноте—с мла дых ногтей до зрелости. Он соста вил книгу из стихов последних лет. Она буквально прошита ны нешними подробностями, раз мышлениями, злобой дня. Утопили Утопию В бурн ых волнах «У ра!» Н е по т опла У т оп ия - Опять у двора! Но вотбродитУтопия, Коммунизмуродня, В азиатской Европии, Вечн ым раемдра зня. Но в каком-то смысле «Вьюн ки надежд...» все-таки итог. Хотя бы потому, что даже актуальные поводы дают автору толчок не только для публицистических обобщений, но и для перелисты вания всей его жизни, поминове ния всего, что емудорого, всех, кто определил его судьбу и литератур ную, и человеческую. Интересно, что вместо автобиографии, рас сказа о себе, любимом, Зорин предпочел поместить в начале но веллу из детства. О деревенских женщинах, солдатках, вдовах, ко торым он, десятилетний, подыгры вал на гармони, когда они пели о несбывшемся. Пели-то вроде как частушки, но—все о тоске да раз луке. Наверное, у них он и научил ся вот так смешивать, перепуты вать горькое и насмешливое, пе чаль и упрямую, жесткую иронию. Собственно, Зорин как раз упорнее, неотступнее всего всмат ривается в надвигающуюся на каждого неизбежность конца. Он точно примеривает на себя небы тие, прикидывает, как там все по том будет. О старости и смерти у него есть пронзительно откровен ные признания. Вот четыре строч ки о ровеснике: Бредет он по тротуару Пенсионерской походкой. А в м ыс лях: какойже он стар ый , Забыв, ч т о ведь мы — одно годки. Или: Не задержишь, не остановишь дней размеренную череду... Словно бабочку молодость ловишь, а она заст ывает во льду. Но тут же, часто в соседней строфе, ерническое, почти кощун ственное подтрунивание над сво ей —и нашей общей —обречен ностью. Одно из стихотворений, например, иронически названо «Турпоход на тот свет». Ирайское блаженство видится в нем так: Иж ен щ инамздешний порядок По нраву в детали одной: Порхаютсебе без прокладок, А кр ы лыш ки за спиной. Поэт, как это водилось испо- кон веков у всех его предшествен ников и учителей, пройдя через «тот свет», через рай или ад, опять возвращается к своему дому, на свою землю, к любимым или не любимым, к здешней, докучной, раздражающей, но и чем-то милой, родной суете. Астрогое «Помни о смерти» не отравляет страниц кни ги пессимизмом, а становится мерой ценности вещей, людей, прошлого и настоящего. Акпрошлому и настоящему автор суров. О России он пишет с беспредельной любовью, но без умиления, без сусальной слащавости. Иногда прямо-таки приговор выносит—допустим, когда рассказывает о деревен ском кладбище: Влихом пространстве ветер свищет. Ему не до людских забот. Коль за селом могил ын ищи, Тонищ идухом здесь народ. Он не пугается лобовых, по чти газетных формул. Но умеет быть и тонким лириком, перед которым тысячу раз виденное, описанное, знакомое открывает ся свежо и заново: Листвапо земле моей всей — Лето сложило знамена, Осенние лапки гусей Похожи на листики клена. Снежинки-чаинки кружат В стаканекосмической сини, И, словно электроразряд, Черн ые вет ки осин ы. Не все зоринские стихи мо гут конкурировать с этими. Но книжку, в которой немало имен но таких строчек, право же, сто ит и прочитать, и перечитать. И. НЕВЕРОВ. СТРОЧКОЙ И ШТРИХОМ ДЕБЮТ ПОЛЕТЫ СКВОЗЬ ГРОЗУ Что тако е твоя первая книжка стихов? Я журналист, стихов н е пишу, поэтому н е зн аю , что д о лж ен чувствовать автор -дебю тант. Но вот м ол одая х у д ож н и ц а , пр еп одав атель В исования липецкой ср едн ей школы Ifi 72 Елена Б езрядина попросила меня помочь подготовить к печати е е поэтический сборник . Когда я эти стихи прочитала, то вместе с автором стала ж дать радости. ...Н акон ец со скл ада Липецкой типографии погруж ен в такси тираж б ел о сн еж н ой книжки, которую мы назвали «М ежду строк...» ...В детстве Лены Безрядиной были огромные вязы и самый старый дом в селе Никольском Ус- манского района —там она родилась. Потом, ког да ей было лет двенадцать, старый деревянный сменился на «типовой дом для сельской местнос ти» — из кирпича, с паровым отоплением. Но те вязы можно было обнимать, и они втроем —стар шая сестра, Лена и соседский мальчишка—своим маленьким хороводом словно обмеряли деревья, обхватывали их. А в доме —и в новом, и в старом —на окнах висели занавески со сказочными пер сонажами, вышитыми мамой, учителем немецкого языка. Иеще мама много читала вслух. УРОК РИСОВАНЬЯ Гул, топот, крики там и тут. Звонок —и в коридоре тише, тише. Урок и жизнь, и сорок пять минут, Отмеренных любезно кем-то свыше. Вот человек: рот, уши, нос, глаза. Вот человек—он ьожие творенье. Итридцать душ обманывать нельзя, Стремящихся запомнить наставленье. Перед доской. С указкою. Бледна. Взывая кобразам ушедших с репродукций, Яверю: человек—продукт труда И результат сложнейших эволюций. Его и отделяют от зверей Лишь те кусочки глины разноцветной, Которыми он вывел на скале Изображенье, ставшее бессмертным. Да, за века он мир себе создал, В котором всем нам трудно разобраться. Но в нем не только цены и базар, Аценности святые, совесть, братство. С какою меркой дети выйдут в свет, Такая им отмерится эпоха. Ана листе у каждого портрет... Иэто тоже, в общем-то, неплохо. Елена БЕЗРЯДИНА. Рисовать и писать стихи Елена начала очень рано. Как-то приехал из Москвы двоюродный брат, художник—вот он-то впервые разбирал ее рисун ки, а на прощание подарил коробку пастели. Потом она победила в конкурсе журнала «Юный художник» и поехала в Италию. Вообще у школьни цыЛены было много всяких успехов. Естественно, что она решила поступать на худо жественно-графический факультет Липецкого педа гогического университета (тогда еще института). Теперь его выпускница преподает изобразительное искусство, иллюстрирует учебники, журналы, в том числе и тот, что редактирую я—«Время колокольчи ков». Сама оформила свою первую книжку стихов. «Между строк...» я бы назвала лирическим днев ником, когда действительно не всё скажешь прямо. Есть, например, стихотворение с посвящением «Ане Горенко». А Горенко, напомню, девичья фамилия АнныАхматовой. Значит, Елене хотелось поговорить с нею — и не с тем великим поэтом (Ахматова не любила кокетливого слова поэтесса), а с юной Аней, писавшей когда-то в Царском Селе первые стихи. Посмотрите один из рисунков сборника и про чтите одно из стихотворений. Если понравится — позвоните по телефону 72-44-23. Мы с автором с удовольствием подарим вам эту книжку. Ольга КЛЕКОВКИНА, редактор журнала «Время колокольчиков» Международной Федерации детских организаций. г. Липецк. Самое, по-моему, симпатичное в книжке стихов «До последней строки о любви» —это то, что ее автор Анатолий Шестопалов не стесняется быть ровесником само му себе. Какой бы там постмодер низм-концептуализм ни определял рыночные цены поэзии, он не хо чет изменять своим учителям-ше- стидесятникам. То рассыпая стро фы маяковско-рождественской ле сенкой, то строго, по-жигулински, по-прасоловски, по-рубцовски, вы страивая их в традиционные стро ки, Шестопалов исповедует веру, гражданственный дух, романтику и любовь своей молодости. Испове дует и исповедуется: Каза лось, ч т омы в ечн ос т и сродни, Чтомир, как храм, необ ычайн о св ете л. Т е кутоднообразно хмуро дни - Итолько ветер в храмё, только ветер! Это не вчерашние стихи. Это сегодняшнее состояние битого жизнью, но не поддавшегося ей идеалиста, если хотите, принципи ального антициника. Это воспоми нания о юности, которая сперва усадила его в кабину самолета, а потом увела далеко на север. Пото му, наверное, и властвует в его книжке студеный, вольный ветер. Намотались на винт километр ы , Под к ры лом — п ерв обы тныместа... Инавер но, р ождаю тс я в етры Гд е - т о здесь , у за л ива Креста. Апотом—возвращение домой, в тишину и ворожбу черноземных июней, июлей, августов из вечных северных декабрей-январей: На исходе тихихдней Осень грустно манит. Нетжеланней и родней русской глухомани. Да. вольно или невольно у Шестопалова где-то начинается любование своей хемингуэевской мужественностью («Порою жизнь похожа на полеты сквозь грозу»). Да, автор чуть кокетничает принад лежностью кдворянской и литера турно-поэтической касте («Ястаре ющий русский поэт...», «Говорят, что я Богом отмечен...»).. Но глав ное все-таки не это, а яростное и безоглядное утверждение того, что теперь принято бестрепетно лишать и намека на ауру и тайну — утверждение любви. Помимо сильных северных стихов в сбор нике, особое внимание обраща ет на себя венок сонетов. Сплес ти такой венок —дело трудное, это безжалостная проверка на ма стерство. Шестопалов сплел. Мне кажется, в принципе у него полу чилось. В самых удачных сонетах он умудрился не пожертвовать изысканной форме искреннос тью, спонтанностью чувств. В ме нее удавшихся, правда, не обо шлось без банальных красивос тей и эмоционального форсажа. Вообще же по сравнению с пре дыдущей книгой в новых стихах Шестопалова ощущается больше напряженной энергии, строчки чаще обретают плотность и бла городную фактурность. Кроме собственно стихов, в книжке помещены стихи для пе сен —вместе с нотами. Музыку к ним сочинили композиторы Анатолий Астахов, Вячеслав Мельник, ОлегХодаков. Как ин формирует читателей автор, две песни «Молитва» (о липецких омоновцах, погибших в Чечне) и «Ангел-хранитель» вошли в ре пертуар Академического ансам бля песни и пляски Внутренних войск МВД РФ. И.Н. РЕП О РТАЖ И З О БЩ Е С Т В ЕН Н О Й П РИ ЕМ НО Й О ХОЛОДНОМ ОТНОШЕНИИ Все на Руси готовы об суж дать и д а ж е решать глобальны е вопросы от о зон овы х дыр д о м еж д у н а р о дн о г о т ерр ори зм а , но достаю т-то нас и зо дня в д ен ь не Бен Л а д ен , н е инопланетяне и д а ж е не московские политики, а житейские м ел очи . На них тратится столько нервов и врем ени . Вот вам простая, если угодно, скучная история. Мне ее рассказала Галина Дмитренко, когда пришла в общественную приемную «ЛГ». Пять лет она живет в квартире, где зимой ртуть в термометре не поднима ется выше 16 градусов. Приходится спать под дву мя одеялами. Ну сколько же можно?.. Вот и решила моя собеседница добиться, чтобы в доме наконец не нужно было кутаться. Пошла в родной ЖЭК, встретивший ее отнюдь не как родную и свою. Пиши те письменное заявление, сказали ей. Потом состави ли акт. Было очевидно: к домашнему теплу под кров лей у Дмитренко там отно сятся с прохладцей. Не до ждавшись дальнейших дей ствий, читательница отпра вилась по инстанциям. Но помощи не нашла нигде. Осталось лишь одно — об щественная приемная «ЛГ». Тем более, что здесь принимал посетителей за меститель начальника от дела жалоб МУП «Единый заказчик» Александр Стрельников. Дмитренко не теряет надежды. Особенно теперь, когда ее житейская проблема на контроле и в МУП «Единый заказчик», и в отделе писем «Липец кой газеты»! В тот день за два часа Александр Стрельников по говорил с девятью посети телями. Вообще к комму нальщикам у липчан всег да масса вопросов. А уж сейчас, когда идет реформа ЖКХ и, по слову классика, все перевернулось и только еще укладывается, их боль ше обычного. Сам Стрельников подвел итог первой половины встре чи так: —Люди жалуются на течь трубопроводов, кровли, не поладки с отоплением. Ко нечно, все это наша служба должна устранять в кратчай ший срок. И мы, конечно же, стараемся. Но жалоб все рав но хватает. И тут нет ничего неожиданного. Любому из вестно, какое хозяйство нам досталось в наследство. Се годня в тяжелом положении все системы жизнеобеспече ния ЖКХ. Даже ликвидиро вать мелкие аварии порою сложно по многим причинам, и прежде всего из-за нехват ки сантехников, сварщиков, которые к тому же работают за мизерную зарплату. Что еще беспокоит людей? Установка электросчетчиков и других приборов учета. Здесь возникают конфликты: хозяева хотели бы иметь электросчетчики прямо у себя в квартире. Но это осложня ет доступ к приборам специа листов энергонадзора, без ко торого, к сожалению, пока не обойтись. Целиком полагать ся на данные квартиросъем щиков службам ЖКХ вряд ли стоит. — Мне нередко, — про должает Александр Стрель ников, — приходится объяс нять, что некоторые услуги входят в перечень платных. Но не все это понимают, тре буя от нас, допустим, бес платно перенести мойку или ванну из одного угла в дру гой. Так что надо набирать ся терпения и растолковы вать: правила игры измени лись... А на следующий день об щественная приемная вновь наполнилась. Теперь шли к юристу Надежде Петровой. У нее, как теперь говорят, очень высокий, рейтинг популяр-:' ности среди ная~ ших читателей.* Для ожидающих стульев уже не хватало, и прихо дилось приносить их из разных ка бинетов... Как и у любого адвоката, для Петровой вре мя дорого, но она не покинет редак цию, пока не про к он сультирует всех. Но, пожалуй , самая большая очередь в день об ластного Пенсионного фон да. Люди собираются часа за полтора до начала при ема. Особенно когда хотят поговорить с Лидией Вла димировой — многолетним другом «Липецкой газеты» и ее читателей. Поэтому как театралы ходят на любимо го артиста, так и к Лидии Владимировне ходят как к самому компетентному и толковому и, что очень важ но, очень терпеливому кон сультанту по пенсиям . 2002-й год — это ведь еще и год пенсионной реформы. Кстати, среди посетителей есть и весьма молодые люди, которым до «заслу женного отдыха» далеко. Но у них тоже есть вопро сы. Реформа впервые серь езно озаботила, например, предпринимателей... Но эта тема заслуживает отдельно го и обстоятельного разго вора. В ближайшее время мы постараемся подгото вить такую публикацию. А в оставшиеся дни ав густа в приемной читателей будут ждать представители Фонда РФ по Липецкой об ласти, МУ «Центр комму нальных субсидий», Комите та по защите прав потреби телей администрации г. Ли пецка, городского управле ния здравоохранения и дру гие знающие специалисты. Судя по всему, общес твенная приемная, сущес твующая при редакции де сятки лет, сегодня особенно необходима людям. Уж больно запутанная и тревож ная жизнь за окном. И за путывают ее отнюдь не толь ко глобальные вопросы... Ольга БОЧКОВА. ДОСКА И МЕЛ - ВСЕХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДЕЛ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Да и педагог не должен чув ствовать себя узким специали- стом-предметником. От него ждут большего: мобильности, если угодно, универсальности, умения увидеть в ребенке парт нера, которого нужно не учить «по образцу и подобию», а сопровождать в его интеллек туальном, личностном разви тии. Это — теория. А какова практика в том же «экспери ментальном* Липецком рай оне? Здесь много интересно- го. Например, в Подгоренс- кой школе совместно с уче ными ЛГПУ разработана про грамма нравственно-эстети ческого воспитания старшек лассников, введен факульта тив «Основы саморазвития личности*. А в Ильинской школе большое внимание уделяется эколого-краеведчес кому воспитанию и образова нию школьников. В Боринс- кой сделали упор на новые компьютерные технологии в освоении курса физики... В процессе эксперимента обновляется методика и орга низация урока, усиливается его научно-практическая на правленность. Допустим, в Сырской школе стали ис пользовать новый проблем но-поисковый подход в изу чении русского языка и ли тературы. Урок-размышле ние, урок-исследование, урок -творческая лаборатория — ш м ж м ш ш т ж именно так строит занятия словесник, заслуженный учи тель РФ Анастасия Красиль никова. И вот уже ребята с удовольствием, а не под на жимом читают Бунина, Че хова, Пришвина, других ма стеров художественного сло ва. А самые увлеченные даже участвуют в педагогических чтениях и конференциях, проводимых учеными ЛГПУ. Есть что перенять колле гам и у биолога Юлии Ов чинниковой. Она вовлекает своих питомцев в самостоя тельную исследовательскую работу, побуждая их вклю чаться в диалог, аргументи ровать свою точку зрения. «Учение через общение» — таков девиз стипендиатки Гете-института Елены Уваро вой, преподающей здесь же немецкий язык. Ее воспитан ники великолепно «шпреха- ют» и могут дать фору мно гим городским сверстникам. И закономерно, что среди ре бят из Сырского уже есть по бедители и призеры предмет ных олимпиад не только ре гионального, но и общерос сийского масштаба. Продуктивность новшеств засвидетельствовал доклад начальника Липецкого роно Ивана Требунских: в минув шем учебном году успевае мость в школах Липецкого района составила 99,2 про цента. На «хорошо* и «от-, лично» освоили программу 40 процентов учащихся. Из 518 одиннадцатиклассников 35 получили золотые и сереб ряные медали, причем затем подтвердив свой статус на вступительных испытаниях в вузы и ссузы. Однако, под черкнул руководитель роно, обновление структуры и со держания образования не мыслимо без укрепления материально-технической базы учебных заведений. Речь о наглядных пособиях, компьютерах, современном лабораторном оборудовании. Власти стараются решать эти проблемы. Только на приоб ретение художественной ли тературы глава администра ции района выделил в новом учебном году 120 тысяч руб лей. Но бюджетных денег явно недостает. Вот почему, констатировал еще один уча стник дискуссии, заместитель директора Лубновской шко лы Елена Юшманова, глав ными «орудиями производ ства» для педагога по-пре жнему остаются доска и мел. А ведь на дворе — XXI век. И отставать от его достиже ний, требований, возможнос тей нельзя. Если мы не на словах, а на деле обеспокое ны будущим своей страны, ко торой, как записано в той же Концепции модернизации об разования, нужны современ ные, образованные, предпри имчивые люди... Елена ТАРАВКОВА. ПОЧЕМУ РАКИ КРАСНЕЮТ? Красный какрак—научное объяснение этому при вычному явлению нашли британские исследователи. С 1995 года они бились над вопросом, почему ракооб разные, опущенные в кипящую воду, меняют свой цвет —от черно-синего до красного. Кстати, первым этот вопрос на научный уровень поднял лауреат Нобелевс кой премии физиолог Джордж Уолд еще в 1948 году. Как сообщила руководитель исследовательской группы Наоми Чайн из Имперского колледжа вЛон доне, ключ к загадке — в структуре протеина бета- кристацианина, входящего в состав панциря рако образных. Под воздействием высокой температуры молекула меняет свою форму и одновременно меня ется форма прочно связанной с ней молекулы астак- сантина, «отвечающей» за темный цвет панциря. В ходе эксперимента были получены несколько чис тых кристаллов кристацианина, а затем с помощью рентгеноскопии была пострбена их трехмерная мо дель. Выяснилось, что в связанном состоянии ас- таксантин окрашивает панцирь в черно-синий цвет, но лишь только молекулярная связка разрушается, он становится красно-оранжевым. По мнению Наоми Чайн, это открытие может иметь практическое применение, например, астак- сантин можно использовать в качестве компонента для не растворимых в воде препаратов или для со здания новых пищевых красителей. (ИТАР-ТАСС, Лондон)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz