Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
Р А З Г О В О Р Н А Ч И С Т О Т У С Ю Ж Е Т Ы Т Е М А С П Р О Д О Л Ж Е Н И Е М Н У ЛЮ Б И Т ОН В ГОСТЯХ У «Д В » - ЗАСЛУЖ ЕННЫЙ ЛЕТЧИК -ИСПЫ ТАТЕЛЬ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО С ОЮ ЗА В ЛАДИМ И Р СЕРГЕЕВИЧ ИЛЬЮШ ИН Фамилия у него самая что ни на есть летная, корни тоже, так что профессия была на ро ду написана. Впервые Илью шин поднялся в в о з д у х в пи лотской кабине в 1943-м, пер вым инструктором у него был великий летчик Владимир Константинович Коккинаки. А недавно Ильюшина поздрав ляли с 75-летним юбилеем. Вся жизнь в небе или рядом с взлетной полосой прошла... - В лад имир Сергеевич, в последние год ы о тн ош ен ие к авиации и к летчикам у нас в стране заметно изменилось: отвосторженного к тревожно опасливому. Чтоделать, само лет ы ч у ть л и не еженедельно бьются, летать боязно, пилот ы т о и дело ошибаются... Вам это обидно? - Обижаться не на что. Не думаю, что катастроф стало больше на общ ее число поле тов. Просто неизмеримо вы росла интенсивность движения в небе - человек торопится, привык к авиационным скоро стям. А потом, все ави акатаст рофы так широко освещаются в прессе, что иногда кажется, будто в мире ничего другого и не происходит. Раньш е, при знаемся, большинство ЧП и трагедий, связанных с авиаци ей, просто замалчивалось, в них только специалисты копа лись. А вообщ е на самолете передвигаться гораздо б е зо паснее, чем на автомобиле, особенно по московским до рогам. А то, что мальчишки пере стали мечтать о небе, о голу- KVfL б ы ) юнос т и? - Время есть время, надо учитывать его требования и капризы. Конечно, мне не слишком по душе, что нынче молодежь стремится в банки ры или, на худой конец, в юристы. Но ведь и в те врем е на, когда всем полагалось хо теть стать космонавтами, на орбиту летали только едини цы, самые-самые... Вот и сего дня есть прекрасные парни, которые твердо знают, что без неба им жизнь не в р а дость. И пробиваются в лет ные школы, находят свою тр о пинку. Я это сам вижу у нас на фирме. - Кстати, о фирме. В ы , Ил, дол гое время проработали в Сухс . Вал б ых курсантских погонах, как это ло во времена вашей «ОКБ о го», б ы л и шеф-пи- ом повезло с Гене ральным конструктором? - Сухой - гениальный конст руктор. Все самолеты, кото рые он задумывал, всегда бы ли на переднем крае, каждый его самолет - и довоенный, и после восстановления КБ (в 49-м году КБ закрыли, а в 52-м открыли снова) - был уникален. Это был интелли гентнейший человек. Он умел не только подчинять себ е лю дей, но и по-настоящему ува жать их. Его великолепная черта - умение слушать оди наково внимательно и подчи ненных, и коллег. Он мог сог ласиться с вами - даже если р ан ее высказывал другие мыс ли. Но не терпел сослагатель ного наклонения, обязательно требовал доказательств. - Он был крут? Мог повы сить голос? - Никогда! Он не ругал лю дей, он с ними разговаривал.. Если скажет: «Вы не правы», то объяснял, почему. Ведь у Генерального конструктора всегда больше информации, не только чисто авиационной, но и политической, экономиче ской, поэтому не всегда пря мое техническое решение бы вает лучшим. - А как относился к летчи кам? - Сухой считал, что летчики - это в полной м ере соавторы его замыслов. Если что-то слу чалось непредвиденное и лет чик выходил из положения до стойно, то он всегда благода рил, никогда не оставлял это незамеченным. Сухой слышал летчиков. Иначе, считал, про сто нельзя, самолет без мне ния пилота не может получить ся. Павел Осипович почти всегда бывал на первых выле тах, но никогда не лез к летчи ку перед взлетом с напутстви ями и вопросами. Ведь все бы вало реш ено значительно раньше, вот он и стоял где-то вдали у полосы. А на р а з б о рах после первого вылета бы вал всегда. Отвечать нужно было конкретно и доказатель но, он не терпел расплывчато сти. - Шеф -пилот КБ. Что это за должность? - Весьма почетная. Я под нял в воздух все «коренные» типы самолетов Сухого, моди фикации поднимал только «глубокие», все остальные поднимали другие летчики. Я знал, кому какую машину можно отдать, а когда меня назначили зам ом Главного конструктора по летным испы таниям, в мою компетенцию вошли ещ е и летчики наших смежных серийных заводов. Я знал их всех, поскольку все они учились в Школе летчи- ков-испытателей, а я летал там со слушателями. Кстати, у нас летает Игорь Соловьев - сын погибшего Жени Соловье ва. Он сначала хотел быть ин женером, но после гибели от ца решил стать летчиком-ис- пытателем, и стал им. Теперь летает у нас. Отличный пилот! - Владимир Сергеевич, в ы бл изко знали двух великих авиаконструкторов. Это ваш отец Сергей Ильюшин и Па вел Сухой. Скажите, они дру жили между собой? - Нет, не дружили. Зн ако мы, конечно, были. А дружил отец в основном с Яковлевым. Александр Сергеевич считал отца своим учителем. ДружиЬ с Поликарповым. Мы жили до войны в одном доме. Наша семья в квартире 36, над н а ми - Яковлев, под нами - По ликарпов. Вот такая верти каль... - Сколько самолетов в ы поднял и в воздух? Считали? - Опытных самолетов - 12. Поверьте, это много, а летал на 145 типах и их модифика циях самолетов и вертолетов. Как говорил Марк Л азаревич Галлай: «Летчик-испытатель должен великолепно летать на всем, что л е т а е д и немножеч ко на том, что в принципе ле тать и не должно». - Есть ли среди них люби м ый сам ол ет , за помн ившийся на всю жизнь? - Для того чтобы создать новую машину, иногда появля ется необходимость в экспери ментальных самолетах, летаю щих лабораториях. На них от рабатываю т проблемные з а дачи. Но они в серию не идут. Но бывает и так, что гениаль ный современнейший самолет не идет в серию по каким-то другим причинам. Такой сам о лет был, это Т-4 - «сотка», как его называли в КБ. Это удивительнейшая м а шина, самолет XXI века, хотя мы (я и штурман Коля Алфе ров) подняли его ровно 30 лет назад, 22 августа 1972 года. «Сотка» - это ударный сам о лет с крейсерской скоростью три маха (то есть больше трех тысяч километров в час), с дальностью 7.500 километров. Он был создан в противовес американцам, это был единст венный в то время самолет, который мог пройти и достать Америку. Т-4 в то время был неуязвим для любой ПВО не только благодаря скорости, но и уникальному радиоэлек тронному комплексу. У него все было о соб ое. Как говорил Главный конструктор этого с а молета: «Американцы не д ел а ют самолет, если у него более половины риска - новизны. Тут было 100 процентов риска, 100 процентов новизны». «Сотка» был сделан из титана и стали, потому что при такой скорости кинетический нагрев около 300 градусов, никакой алюминий держать не будет. Впервые в мире была устано влена электронная система дистанционного управления (СДУ) по всем осям и много, много чего ещё... - Так что же помешало з а пустить такое чудо в серию? - К сожалению , нам дали сделать на нем только десять полетов. Последний - в, январе 1974 года. Вышли постановле ние ЦУ и Совмина и соответ ствующий приказ министра авиапром а о продолжении ис пытаний с тем, чтобы в 1976 году выдать отчет об этом с а молете. Но усилиями Туполева А.Н. и министра авиапром а Дементьева П.В. полеты были остановлены. Приказ звучал так: «О создании самолета Ту-160» и далее - «Тему Т-4 закрыть...» - Неужели никто ничего не м ог сделать? - Все говорили и писали: надо продолжать испытания Т-4, в том числе заказы ваю щие управления Минобороны и ВВС. Тем более уже была полностью готова к полетам вторая машина. Первая - на которой я летал - была чисто аэродинамическая (без воору жения), а вторая - с полным комплексом. О н а не подня лась в воздух ни одного раза! Ее р азрезали на металлолом прямо в цехе. В результате Главный конструктор этого с а молета Наум Семенович Чер няков получил инфаркт. Павел Осипович был, конечно, р а с строен остановкой полетов. Он скончался в 1975 году. После этого уже никто не стал биться. Теперь первая маши на Т-4 стоит в Монинском му зее ВВС, вторая была р а з р е зан а, третья, сделанная в ме талле, но не начиненная ни чем, тоже Оыла ликвидирова на. - Чувствуется, что у ва с д о сих п ор болит душ а по п оводу «сотки»... - Конечно, болит. Ведь в ка ждое «изделие» очень много замечательных людей - умных, талантливых, сам о о тверж ен ных - вложили свою душу. Это, поверьте, не громкие слова. Помню, как создавали сь российские авианосцы. Я уча ствовал от фирмы «Су» в строительстве испытательной базы в Саках, где врыта в з е млю модель авианосца. На ней отрабатывались первые корабельные самолеты, а те перь это тренировочный комп лекс для летчиков корабель ной авиации. Тут и копия трамплина для взлета, и тро совые финишеры для отр аб о т ки посадки. Также принимал участие на б а зе ЦАГИ 6 о тр а ботке методики захода на по садку на авианосец, методику и форму поступления сигналов с посадочных систем... Должен сказать, что посадка на ав и а носец требует ювелирного пи лотирования. Американские летчики говорят: «Посадка на авианосец, особенно ночью - это запланированная катаст рофа». Первым посадил сам о лет на ави аносец наш выдаю щийся летчик-испытатель Вик тор Пугачев, он же и учил, и выпускал в самостоятельные полеты морских летчиков. Без спарки! Знаю , что эти проце дуры более волнительны, чем все это делать самому. Был я и в Л енинграде, где знакомился с проектирующи мися авианосцами. Один из них у нас сегодня в строю - «Адмирал Кузнецов». Был ещ е один. Стоял у стенки в Николаеве. Делал его весь бывший Сою з, а Украина его п р и в ати зи р о в ал а... Но по скольку он ей был не нужен - р а з р е з а л а его на металло лом, который никто не купил. «Съесть не съем, а надкусить надкушу»... - Владимир Сергеевич, как вам сейчас живется? Д енег хватает? - Нашли о чем спрашивать! Мы ведь с вами о высоком го ворим. А деньги... Я Герой С о ветского Сою за, всю жизнь при деле, так что грех ж ало ваться. - А прозвище у вас было? - Конечно, было. И до сих пор остается: Ил. Тут, по-мое му, без вариантов. Беседовала Ирина ТИМОФЕЕВА. М А Ш И Н К И ! Роковым оказался последний летний месяц для псковского храм а Василия-на-Горке. Стро ение, более пяти столетий р а довавш ее глаз жителей города и гостей, вдруг стало загорать ся с какой-то мифической час тотой. И всякий раз приезжав шие на вызов пожарные расче ты не находили следов поджога. Сбились с ног, отыскивая при чину напасти, пока вдруг не о б наружилось: церквушку с завид ной для своего возраста акку ратностью поджигал... семилет ний мальчик, по случайному совпадению именуемый Васили ем. Как чистосердечно при знался тезка храма, «проказни чал» он с единственной целью: чтобы полюбоваться слаженной работой пожарных. Уж больно нравится мальчишке смотреть на пожарные расчеты в деле. Вот и «делал кино», чтобы с а мому же его смотреть. Платить же за «кино» придется родите лям. Юрий МОИСЕЕНКО. ПСКОВ. У Г О Н Щ И Ц А ПОНЕВО ЛЕ ^ Светлана познакомилась с Сергеем на дискотеке. Предло жение симпатичного ухажера прокатиться «на тачке» Света приняла без оговорок, как, впрочем, и его приглашение попить дома кофе... Зато утром все попытки разбудить кавале ра окончились ничем - устал за ночь. А вот девушке было не до сна: ее ждала -работа в парик махерской на другом конце го рода. И тут Светлана вспомни ла о машине. Схватив лежав шие на тумбочке ключи, она бросилась к «Фольксвагену», хотя водила машину всего раз в жизни. Путешествие закончи лось вполне благополучно, если не считать слегка помятого кры ла, на работу подкатила во время. Тем временем проснув шийся ухажер, обнаружив про пажу, подал заявление на ро зыск авто. Редкий случай: м а шину тут же нашли вместе с «угонщицей». Теперь все зави сит от Сергея: если вспыхнув шее в тот вечер чувство к Свет лан е настоящее, то до суда де ло не дойдет. А иначе придется девушке вместо обручального кольца надевать наручники... Федор АНТОНОВ. ЧЕЛЯБИНСК. У , К Р О Л И К И ! Попытка использовать в рек лам е фотографию кроликов, занимающихся сексом, окончи лась для пермской фирмы «Озон» скандалом. Под нажи мом общественности щиты с фривольным изображ ением пришлось убрать. Зато теперь авторы проекта развесили по городу плакаты с изображени ем... маленьких крольчат. Намек удался: рекламу заметили, в го роде появилась м асса анекдо тов на «кроличью» тему. Все-та- ки кролики плодовиты. Евгений СТУПИН. ПЕРМЬ. АНДРЕИ ПРОСНУЛСЯ! ПОЧТИ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА РАНЕННЫЙ В ЧЕЧНЕ СТАРШ ИНА М И ЛИЦИ И АНДРЕЙ СМИРНОВ ПРОЛЕЖАЛ В КОМЕ . И ВОТ ОН НАКОНЕЦ ОТКРЫЛ ГЛА ЗА ... «Помогите Андрею про снуться» - так называлась пуб ликация в «Деловом вторнике» от 4 июня с.г. Звонок из МВД последовал моментально: га зету поблагодарили за внима ние к судьбе простого милици онера и обещали незамедли тельную помощь Андрею и его близким. А она была очень нужна. После осколочного ранения в голову, полученного 31 м ар та, когда отряд ростовской ми лиции во время боевого патру лирования на улицах Грозного подорвался на фугасе, старши на Смирнов потерял сознание и впал в кому. Злополучный ос колок хирургам извлечь уда лось, однако сознание к р а неному так и не вернулось. Случаи длительного пребы вания в коматозном состоянии в практике врачей, многое по видавших за годы этой нескон чаемой, тягучей войны на Кав казе, встречаются крайне ред ко. З а всю чеченскую эпопею это только второй. Как извест но, генерал Анатолий Романов с таким диагнозом через не сколько часов был доставлен в Москву в Центральный воен ный госпиталь имени Бурденко, где врачи уже седьмой год б о рются за его возвращение к жизни. Старшина Смирнов по пал в Москву из ростовского госпиталя через три с полови ной месяца - да и то только по сле публикации в газете. - Почему парня сразу не от правили в Москву, где есть опытные специалисты по выво ду из комы? - первым делом спросил я начальника ростов ского госпиталя Владимира Ва- таманюка. - Ведь теряется д р а гоценное время... За усталым взглядом началь ника просматривалась мысль неисправимая и жестокая: не тот случай, там был генерал, а тут старшина милиции... Спустя полтора месяца, в середине июля, в общем пото ке раненых врачи Центрально го госпиталя МВД обнаружили старшину Смирнова, находя щегося все так же в коме. С р а зу же, ночью, было проведено первое обследование больно го, создана бригада ведущих специалистов госпиталя по его спасению, назначено лечение. По счастливейшей случайности начальник реанимационного отделения Сергей Ефременко уже имел опыт лечения таких' больных. Это он принимал ге нерала Романова в Чкаловске, был его первым лечащим вра чом. Чудо произошло уже через неделю: Андрей открыл глаза. Первой увидел он жену Лену. Мужеству и преданности ее удивляются даже врачи. Хруп кая, совсем ещ е девчонка, вот уже пятый месяц не отходит она от койки раненого мужа. Ждет его выздоровления, ждет, когда проснется. Еще через не делю Андрюша поднял руку и погладил Ленины волосы. Уговорить Лену выйти из госпиталя, посмотреть Москву было непросто. - Вы знаете, у нас сегодня маленький юбилей: два года совместной жизни. Мечтали после свадьбы отправиться в свадебный круиз, в Москву по ехать, но не получилось. Анд рея сразу в Чечню направили. Команды на отправку сколачи вают с большим трудом, ж ела ющих нет, а он отказаться не мог. Потом была вторая Чечня, третья, Дагестан. Из команди ровок не вылезал, потому и де тей у нас нет, не успели. Здесь, в Москве, Лена даль ше госпитальных коридоров не выходила. И вот теперь реши ла: можно, Андрей очнулся. Первым делом попросилась в храм Христа Спасителя. Тогда, после трагедии, пер выми откликнулись друзья-со служивцы: кто пятьдесят, кто сто рублей дал. Деньги шли на лекарства. В ростовском УВД тоже обещали помочь, потре бовали заявление на матери альную помощь, подшили его к делу - да так оно там и оста лось. Кстати, чеки на купленные лекарства в УВД заб р али , деньги вернуть пообещали, но/ очевидно, опять забыли? Как и поставить милиционера в оче редь на жилье перед отправ кой в Чечню. А к награде пред ставить? Рано, мало ещ е пово евал... Зато взяли расписку с Лены в ростовском госпитале, мол, претензий к врачам не имеет, ведь лечили как могли все три месяца. Расписку с Лены не взял простой читатель «Делового вторника», отыскавший ее в госпиталях. Скромно предста вившись Александром, он пе редал жене раненого милицио нера конвертик и незаметно ускользнул. А деньги в такой ситуации ой как нужны! «Реч- турфлот» пригласил в круиз на теплоходе - после выздоровле ния, конечно. В то, что круиз для Лены с Андреем состоится, теперь можно верить. Геннадий ДИАНОВ. Фото автора. Первой, кого увидел старшина Смирнов, открыв глаза, была его жена Лена. Д О Б Р Ы Е Л И Ц А «НЕ ПЕРЕДАТЬ СЛОВАМИ, КАК Я ДОРОЖУ ДРУЖБОЙ...» НОРЕ ГАЛЬ, ПЕРЕВОДЧИЦЕ «М АЛ ЕН ЬКО ГО П РИНЦ А » , В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 9 0 ЛЕТ «Подать бы друг другу весть...» Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Она переводила книги, кото рые сразу становились нашими любимыми. Без этих книг невоз можно понять мальчишек 60-70-х годов. «Маленький принц», «Пла нета людей» Сент-Экзюпери. «Вино из одуванчиков» Рея Брэд бери. «Смерть героя» Олдингто- на. Фантастика Азимова, Клар ка, Саймака... Строчка мелким шрифтом «перевод Н. Галь» уже предвещала нечто фантастиче ское. Задолго до того как стать ее прославленным литературным псевдонимом, «Галь» было школьным прозвищем, просто от коловшимся кусочком фамилии Гальперина. ^ Нора Галь была воспитанни цей редакции журнала «Интерна циональная литература», где в конце 30-х годов работали луч шие переводчики. Потом их назо вут «школой Кашкина». Они еще до войны успели «открыть» совет скому читателю Хемингуэя. Сколько городских мальчиков, уходя на фронт, уносили с собой в вещмешках «Прощай, ору жие!»... Главной наставницей Норы Галь стала Вера Максимовна То- пер, автор перевода знаменитой «Фиесты» Хемингуэя. «У Веры Максимовны оба сына на фрон те, чего стоило ожидание писем, - вспоминала Нора Галь. - И од нако хватало душевной щедро сти - принять младших, поделить ся не только переводческим ду ховным опытом. Помню зимой работу при самодельной коптил ке, помню ночевки на полу...» Да, это была не тооько про фессиональная выучка, но и вос питание стоического отношения к трудностям. Дочь Норы Яковлев ны, литературный редактор Эд варда Кузьмина, вспоминает: «...Только в пятьдесят лет непре рывным трудом мама заработала отдельную квартиру. А перед этим... - страшная коммуналка на Варсонофьевском: десять семей, тридцать человек, десять столов в общей кухне. В нашей большой комнате... проходит фанерная пе регородка. За нею крики и дра ки... И подо все это мама раб о тает по 14-16 часов в сутки. Да еще учит переводу нескольких подшефных...» Читателю, даже самому про ницательному, трудно догадаться, сколько лет труда стоит за хоро шим переводом романа или по вести. Иногда нужны долгие годы, а то и полжизни, чтобы дорасти, дотянуться до понимания не толь ко буквы, но и духа текста. Первую книгу Экзюпери Нора Галь взахлеб прочитала еще в 1939 году. Это было француз ское издание «Планеты людей». Но только через двадцать лет она возьмется за перевод снача ла «Маленького принца», а по том лягут на бумагу и первые строки «Планеты людей». «Анри Гийоме, товарищ мой, тебе по свящаю эту книгу...» Остается загадкой, как сла бой, хрупкой женщине удалось передать самую суть фронтового товарищества? Как ей далась эта внешне скупая, но такая сильная интонация?.. «...Я сделал все, что мог. М ы оба сд е лал и все, что могли... Прево плачет. Хлопаю его по плечу. Говорю в утешение: - Под ыхать та к под ыхать... И он о твечает: - Да разве я о с ебе...» Одно время Нора Яковлевна переписывалась со школьниками из Артемовска. Однажды под Но вый, 1983 год ребята прислали ей анкет/, где спрашивали о том, что такое успех в жизни. В под робном ответе Норы Галь на этот вопрос есть и такие строчки: «Ус пех в жизни - когда находишь на стоящее дело, работу по душе, делаешь ее в полную силу, с лю бовью... Когда ты - это непремен но! - нужен людям и окружен друзьями, когда людям лучшег а не хуже от того, что ты есть на свете... Не передать словами, как я дорожу дружбой...» С конца 50-х годов Нора Яко влевна опекала тяжело заболев шего молодого переводчика Иго ря Воскресенского. Игорь и его родители, учителя жили далеко от Москвы, в селе Ильинском, под Вышним Волочком. Нора Галь доставала лекарства, договари валась о консультациях с врача ми, ходила на прием к министру здравоохранения, однажды прие хала к Игорю в деревню. Благо даря Норе Яковлевне прикован ный к постели юноша вырос в та лантливого переводчика. А ведь до этого Игорь, выпускник Инсти тута иностранных языков, вынуж ден был зарабатывать на жизнь вязкой бахромы для шелковых абажуров. Нора Яковлевна рассылала переводы, сделанные Игорем, по московским редакциям. Вот ее письмо в «Московский комсомо лец», написанное в апреле 1967 года: «Уважаемые товарищи! По сылаю вам рассказ Эрскина Кол дуэлла в переводе Игоря Воскре сенского... Несколько слов о пе реводчике... Он 15-летним школь ником помогал угонять от гитле ровцев колхозное стадо. Женщи ны и дети шли глубокой осенью, полураздетые, ночевали под от крытым небом, до Урала. Игорь заболел болезнью Николая Ост ровского... Заочно окончил Мос ковский иняз. Переводил расска зы Дж. Лондона... Помогает кол хозу, лежа перепечатывает вся кие документы и отчеты. Очень важно ему чувствовать, что он что-то может и кому-то нужен... Надеюсь, вы сочтете рассказ подходящим. Если нет, прошу не задерживая вернуть - предложу в другое место..,» Друзья Норы Галь становились друзьями Воскресенских. Участие в судьбе Игоря принимали Фри да Вигдорова, Корней Чуков ский... В письме Корнею Ивано вичу Нора Галь писала (3 нояб ря 1968 года): «Спасибо Вам ог ромное... Так вовремя Ваше доб рое слово, такая поддержка!.. Поистине многострадальная се мья. Игорь огромно талантлив... Месяц назад ему пришлось от нять ногу, он сейчас в Калинин ской больнице... Судьба Воскре сенских - это очень мое...» К кому только не обращалась Нора Галь, чтобы семье Воскре сенских поставили телефон. Со хранилось ее письмо к руковод ству Калининской области: «Му жество и выдержка Игоря пора зительны, жалоба в его письмах- величайшая редкость. Но без те лефона этой семье действительно невозможно...» Это был ее принцип - «не вы ражать сочувствие», а спешить к людям с реальной помощью. Как прав был Марк Галлай, сказав ший в прощальном слове о Норе Яковлевне: «Велик вклад Норы Галь в литературу. Но не меньше и ее, пусть незримый и не исчис ляемый в печатных листах, вклад в нравственную культуру нашего общества...» Сохранилась ее деловая пе реписка с издательствами - при мер щепетильности, самоотвер женности и того высочайшего профессионализма, который сей час стал редкостью. Когда Нора Галь однажды увидела, что рас сказ Брэдбери назван в коррек туре «Лекарство от меланхолии», она написала редактору: «Ме- ланхолия-вовсе никуда не годит ся. Нельзя оставлять иностранное слово, тут есть отличное русское, точное и выразительное, пушкин ское: короче, русская хандра тут нужна! Лекарство, конечно, от хандры!» Вокруг меланхолии разверну лось целое сражение, что вынуж дало Нору Яковлевну еще и еще раз настаивать на своем. «...Заг ляните хотя бы в словарь Ушако ва, - призывала переводчица ре дактора, - там очень ясно пока заны оттенки этих двух слов... Ни какой «грусти томной» тут не мо жет и не должно быть: настрое ние Брэдбери куда более горь кое и желчное. И если уж Пушкин не боялся оскорбить грубоватой «хандрой» нежные уши читатель ниц, так нам и вовсе странно этого бояться...» В конце 80-х - начале 90-х Нора Галь с болью увидела, как рассыпается братство перево дчиков, запросто попираются все писаные и неписаные законы пе реводческого ремесла. Она огорченно сетовала: «Отовсюду хлынули детективы и фантастика, подчас далеко не первого сорта, и переводят их зачастую непро фессионалы... Возвращаются к дословному переводу-кальке, к пресловутой букве вместо духа. Оно и понятно: переводить шко лярски, слово за словом куда лег че и проще, чем творчески пере- выразить мысль и чувство, инто нацию и стиль подлинника...» Давно уверен в том, что лю бовь к слову, бережное отноше нию к нему передаются по на следству, берут свое начало в детстве. Так получилось и в семье Норы Галь. Ее внук Дмитрий ди плом защищал по «Маленькому принцу». К недавнему столетию Сент-Экзюпери подготовил но вый перевод «Южного почтово го», сделал комментарии к не скольким изданиям писателя. Ему, тогда еще восьмилетне му, Нора Яковлевна писала в сентябре 1976 года: «Митюшка! Делаю перерыв в работе, чтобы написать тебе... Вот что я сейчас слышала по радио. Недавно от крыт новый астероид, каменная глыба около километра в попе речнике, назвали его Хелли. Сей час он уже удаляется от Земли и вернется через 20 лет... Так вот, чем бы ты в будущем ни занялся, поинтересуйся, пожалуйста, что там узнают про этот астероид, ладно? А вдруг это и есть планет- ка Маленького принца?..» Несколько лет назад в память Норы Галь ее именем была на звана малая планета № 4049. Теперь она так и называется: Но ра Галь. Дмитрий ШЕВАРОВ. ДЕЛОВОЙ d i Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическоеагентство «Деловойвторник» И здание зарегистрировано М инистерством РФ по д ел ам печати, телеради овещ ан и я и средств массовы х ком м уникаций Per. ПИ № 77-7161. Рас п р ос тран я етс яв качестве приложенияк газетам: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телеф он/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. СЗаворотный, В.Качурин, М.Морозов, «.Сорокин. Интернет-сайт: http://inform .adi.ru. E-mail: vtornik@adi.ru © «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Генеральныйдиректор Главныйредактор Редакционныйсовет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Рабочая газета» (Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Варта» (Нижневартовск), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Волжская коммуна» (Самара), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Вятскийкрай» (Киров), «Калининградская правда» (Калининград), «Коммунар» (Тула), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «На смену!» (Екатеринбург), «Нижегородские новости» (Н.Новгород), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Рабочий край» (Иваново), «Рабочий путь» (Смоленск), «Республика Башкортостан» (Уфа), «РеспубликаТатарстан» (Казань), «Северныйкурьер» (Петрозаводск), «Сельская правда» (Малмыж, Кировскойобласти), «Тамбовскаяжизнь»(Тамбов), «Тюменскаяправда» (Тюмень), «Челябинскийрабочий» (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь). __________________________________________________________________ »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz