Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ПЕРСОНАЛЬНОЕ ДЕЛО МАДАМ ГРИЦАЦУЕВА ВЗГРУСТНУЛА Но фестиволе юмора в марийском городе Козьмо- демьянске, но месте которо­ го, по Иль­ фу и Пет- ID о в у , ДОЛЖНЫ стоять зна- м е н и т ые В о с ю ки , роль сва­ д е б н о г о г е н е р а л а с ы г р а л а а к т р и с а Н а т а л ь я Крачковская, более извест­ ная как мадам Грицацуева. Рассказывают, что до нее ехать в сию глухомань звез­ ды соглашались лишь за очень большие доллары. Крачковскую же один мест­ ный коммерсант уговорил приехать всего за 10 тысяч рублей. Правда, выглядела известная комедийная акт­ риса грустной и все повто­ ряла: «Как же мы плохо жи­ вем...» КАШПИРОВСКИЙ ИЩЕТ, ГДЕ ГЛУПШЕ Уже позабывшийся росси­ янам Анатолий Кашпиров­ ский пытается закрепиться на у кр а и н - ской поч­ ве. Одна­ ко мест­ ные вла­ сти все ча­ ще отка- з ы в а ю т п с и х о т е ­ рапевту в п о м е щ е ­ ниях для п р о в е д е ­ ния сеансов «массового ис­ целения», а священнослужи­ тели так и норовят предать анафеме. Лишь в Ровно Каш­ пировскому удалось-таки вы­ бить разрешение на обще­ ние с горожанами - правда, в качестве члена редсовета киевской газеты «Бульвар». Тем не менее Кашпировский усыпил бдительность властей и провел «исцеление». ТРУТНЕВ НЕ СМОТРИТ НА СПИДОМЕТР Губернатор Пермской об­ ласти Юрий Трутнев, лихой автогонщик, вынужден был отказаться от старта на «Ураль­ ских уха­ бах»: в этих ' гон­ ках он уже приходил на финиш п е р вым , но устрои­ тели объя­ вляли, Что губернатор катается вне за­ чета. Поэтому Трутнев пере­ шел на всероссийский уро­ вень, И успешно: из 62 эки­ пажей, отстаивавших первен­ ство на дорогах Карелии, экипаж Трутнева вошел в тройку призеров. Максим БРУНОВ. А В ЭТОЙ ЗЕМЛЕ - НЕВИДАННОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. ДОСТАНУТСЯ ЛИ ОНИ РОССИИ, ОТКРЫВШЕЙ ШЕСТОЙ КОНТИНЕНТ? На д н я х в П е т е р б у р г п р и ­ бы л э к с п е д и ц и о н н ы й ф л а г ­ м а н « А к а д ем и к Ф е д о р о в » . С н о я б р я п р ош л о г о г о д а о н ст оял н а с у д о р е м о н т н о й в е р - $ и в г е р м а н с к о м Б р е м е р х а - е н е , ч ем си л ь н о о с л о ж н и л ж и з н ь р о сси й ск о й а н т а р к ти ­ ч е с к о й э к с п е д и ц и и . Вместо ледокола, проверенного пятнадцатью годами безупречной работы (во время швартовых испы­ таний полетел один из двух глав­ ных дизель-генераторов), россияне были вынуждены зафрахтовать не­ мецкое судно «Магдалена Олден- дорфф», явно неспособное к р а б о ­ те на шестом континенте. Но дру­ гого выхода не нашли. Ни Один владелец антарктического флота не соглашался посылать свои суда в Южный океан накануне зимы (да, да, когда у нас лето, в Антарктиде - разгар стужи). А бросить поляр­ ников б ез смены, продуктов и го­ рючего было невозможно. В итоге, напомним, маломощный корабль затерли льды. На помощь вызвали иностранные суда, экипаж и полярников пришлось эвакуиро­ вать. Но уже в конце сентября «Академик Федоров» с новыми зи­ мовочными отрядами, продовольст­ вием и топливом отправится в Ан­ тарктиду, на Мирный. А оттуда снарядят специальный санно-гусе­ ничный поезд в глубь континента, на станцию Восток. Если тамошние зимовщики не получат горючее до декабря, самую уникальную р ос­ сийскую станцию придется закон­ сервировать. Так что остается на­ деяться, что на этот раз корабль дойдет до берегов полюса холода б ез приключений и точно в срок. Тем не менее инцидент с «Маг­ даленой» заставил задуматься о том, зачем она нам нужна, эта Антарктида. Ведь она приносит столько хлопот! Средств у страны мало, зимовщики получают сущие копейки. Отечественной авиации, пригодной для работы на полюсе холода, нет, а корабль, способный прорваться через льды, всего один, да и тот может сломаться. Так же, как и авторитет некогда ведущей полярной державы, сделавшей не­ мало открытий у обоих полюсов Земли. А потому нынче, если нач­ нется раздел громадного конти­ нента с огромным количеством по­ лезных ископаемых, мы можем о с ­ таться не у дел. , Начальник 46-й антарктической экспедиции Виктор Вендерович рассказывает: - Русские не заявляют террито­ риальных претензий, хотя наряду с американцами открыли шестой континент. Наши мореплаватели - Беллинсгаузен и Лазарев нанесли на карту его берега, но и амери­ канские китобойцы в это время то­ же что-то рисовали. Ну ладно, со ­ чтемся славою. Однако именно россиянам при­ надлежат многие мировые откры­ тия, включая одно из самых круп­ ных: на шестом континенте нашли огромное подводное озеро . Еще академик Петр Капица обратил внимание на существование неко­ ей природной аномалии. А даль­ нейшие исследования подтвердили - да, на глубине 4 тысяч метров (!) плещется огромный резервуар пресной воды. Сразу началось глу­ бокое бурение, и к сегодняшнему дню осталось пройти каких-то 150 метров, чтобы получить доступ к этому чуду природы. А заодно - к тайнам природы и возможным с о ­ кровищам, спрятанным на дне о зера. Впрочем, сокровищ этих в Ан­ тарктиде и б ез того немерено. З а ­ пасы уже разведанных полезных ископаемых, включая ценные ме­ таллы, таковы, что Урал (тем более уже изрядно выпотрошенный) и ря­ дом не стоял! Так что наряду с чи­ сто научными интересами, прогно­ зом погоды и наблюдением за из­ менением климата континент пред­ ставляет собой настоящий сундук с кладом. И это оценили все страны, в том числе, а возможно, и в пер­ вую очередь, не слишком богатые. Протаранив торосы Южного моря, они застолбили «свою» льдину, осели рядом с пингвинами и тюле­ нями, чтобы в случае чего заявить о своих претензиях на кусок ан­ тарктического пирога. - Да здесь полно народу! - про­ должает Виктор Вендерович. - С а­ мая населенная станция - чилий­ ская, в 300 метрах от нас. В пяти километрах - китайская и уругвай­ ская, дальше - южнокорейская. Есть еще аргентинская, польская - до них подальше, порядка 60 кило­ метров. Есть индусы. И это все только на одном острове! А скоро Перу с Боливией сюда пожалуют. И лишь мы потихоньку сматыва­ емся. Раньше у нас в Антарктиду по 8 пароходов в год ходили, с а ­ молеты по 7 рейсов выполняли. На одной только Молодежной посто­ янно находились по 180 человек, а в антарктическое лето их числен­ ность доходила и до 600 полярни­ ков. А сейчас состав всех имею­ щихся у России станций - 90 чело­ век. Какой уж тут паритет? Единственные, кто утешает, - сами полярники, которые, вопреки всему, остаются на шестом конти­ ненте. Участник нескольких антарк­ тических экспедиций Владимир Стругацкий так описывал жизнь зи­ мовщиков на станции Русская: - Если Восток - это полюс холо­ да, то Русская - полюс ветров. Ве­ тры там до 80 метров в секунду. Причем дуют они не по дням или часам, а целым месяцам, так что если мороз за 30, в любой одежде задубеешь. Но у метеоролога вы­ бор а нет - четыре раза в день на­ до ходить на площадку и снимать показания приборов. От дома до нее полсотни метров, и, чтобы их преодолеть, уходит минут по двад­ цать. Еще на крыльце, тяжелым монтажным поясом закрепляешься к стальному тросу, натянутому от дома до площадки. О том, чтобы выйти «налегке», и думать нечего - ветер подхватит как щепку и уне­ сет в океан, как уносил громадные ящики, контейнеры, а порой р а з­ носил целые станции! Ну что, мой друг, грустишь? Но народ сюда ездит крепкий, и ветер им не страшен. Им страшно другое - закиснуть дома, на дива­ не. А что и может «разнести» стан­ ции, так это равнодушие чиновни­ ков к самой Антарктиде. Потеря этого лакомого, хоть и неласково­ го континента, обернется больши­ ми потерями в самом недалеком будущем. Другие станут совершать миро­ вые открытия, изучать климат, исто­ рию Земли, активно добывать по­ лезные ископаемые, включая золо­ то. А мы - кусать локти оттого, что бросили этот ледяной Клондайк и не сумели придумать ничего лучше­ го, как заработать на ввозе ра­ диоактивных отходов в собствен­ ную и б ез того загаженную страну. Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ВЫПУСК № 2 9 (3 8 2 ) 2 0 а в г у с т а 2 0 0 2 г о д а НОВОСТЬ ГРЕЕТ ВСЕ ПОД БОГОМ ЕЗДИМ В Екатеринбурге появи­ лись освященные такси. Три десятка ярко-желтых «Волг» с шашечками на боках освяти­ ли в церковном дворе Свято- Пантелеймоновского храма. Сделано это было по прось­ бе самих водителей таксо­ парка. Священник о.Евгений совершил специальный моле­ бен и окропил святой водой каждую машину, а потом по­ желал таксистам «ездить по правилам», «чтобы Господь хранил в дороге». Пожелал также «поменьше встречать­ ся со злыми гаишниками и пьяными пассажирами», со­ общает наш корреспондент Михаил МАРГЕЛОВ. Но неплохо бы еще сле­ довать совету известной пе­ сенки и крепче держаться за баранку! ИМ НЕ НУЖНЫ ДЕДУШКИ МАЗАИ В Коми зафиксирован стремительный рост числен­ ности зайцев-беляков. Уче­ ные из Института биологии Уральского отделения РАН уже четвертый год подряд от­ мечают эту тенденцию. Но вот беда - за подъемом все­ гда следует спад. В больших популяциях беляков резко увеличивается число забо­ левших особей. Болезни при­ водят к массовой гибели жи­ вотных. Охотникам Коми разрешено начать сезон на 18 дней раньше обычного, сообщает наш корреспон­ дент Владимир СЕМЕНОВ. А дедушку Мазая просят не беспокоиться, он этой осе­ нью может отдыхать. СТИХИ О ПАРТИИ, О ЛЕНИНЕ... В псковском книжном издательстве свет увидела ан­ тология... советской поэзии. Книга состоит из семи разде­ лов: «Романтика», «Дружба народов», «Советская женщи­ на», «Враги», «Война» и «На­ града». Есть еще произведе­ ния о Ленине и Сталине с ил­ люстрациями 20-30-х годов. Кроме того, подготовлен к пе­ чати сборник «Пропаганда», в котором собраны агитки времен СССР, а также стихи, «клеймящие капиталистиче­ ские ценности», сообщает наш корреспондент Андрей ПЕТРОВ. Вряд ли это перспектив­ ный бизнес. Миллионные со­ ветские тиражи до сих пор пылятся у многих на полках, так и не прочитанные. К А Р Т И Н К И И З Г Л У Б И Н К И С К А З К И N -С К О Г О Л Е С А Замечено, что иностранцы не уступают нам в развитии ни на йоту и ни на иену. Им почти все можно объяснить, и все же какой-нибудь Нисия- ма-сан не может постичь, как живет некий наш Сан Саныч- сан. Недавно два француза приезжали поохотиться в лес­ ной вятский край и на досуге заглянули в один из районных магазинов. Там они увидели на прилавке нечто такое, чего нет в лучших универмагах Па­ рижа и Марселя. Прямоуголь­ ное изделие из металлических спиц и деревянных колесиков переводчица, к их изумлению, охарактеризовала как счет­ ный механизм. - Это счеты, - пыталась объ­ яснить она, - можно сказать, русский калькулятор. - Пардон, - недоумевали французы, - мы не понимаем. Хотя вроде бы чего тут по­ нимать. На таких же, навер­ ное, счетах ихние гугеноты подсчитывали потери после Варфоломеевской ночи. В охотничьих рассказах по­ бывавших в России иностран­ цев счеты XXI века займут вид­ ное место, но, может, и не первое. Не так давно в Ма­ рийской республике охотились на тетеревов австрийцы. Боль­ шинство из них при этом про­ живало в санатории «Лесная сказка» со всеми в нашем по­ нимании удобствами. А не­ большую группу поселили в охотничьем домике, близ кото­ рого красовался туалет-скво­ речник. Как рассказывали еге­ ря, австрийцы на пару дней потеряли интерес к токующим тетеревам. Они без конца хо­ дили вокруг невиданного со­ оружения с видеокамерами и фотоаппаратами, и было яс­ но, что перед этой своеобраз­ ной «лесной сказкой» меркнут сказки венского леса. При случае хочу расска­ зать какому-нибудь иностран­ цу забавную историю из жур­ налистской жизни - интересно, что он поймет. Как-то случи­ лось мне переночевать в гос­ тинице провинциального го­ родка, и при заселении меня предупредили, что телевизор в номере есть, но он не работа­ ет. Ну, ладно, без этого мож­ но обойтись. Хуже другое: ут­ ром, когда я решил побриться, выяснилось, что в номере нет зеркала. Не оказалось ника­ кого зеркала ни в вестибюле, ни у дежурной. И тогда я на­ шел выход - побрился, глядя в тускло отражающий экран ис­ порченного телевизора. Застал бы меня за этим за­ нятием японец - он был бы по­ трясен: до какого техническо­ г о решения додумались в Рос­ сии, соединили конструктивно бритву с экраном! Ну а если я сумел бы ему объяснить, в чем тут дело, он безотлагательно сделал бы себе харакири. Борис БРОНШТЕЙН. А ВМЕСТО С Е РД Ц А - И НЕПЛОХАЯ У НАС МАЛАЯ АВИАЦИЯ. НО ЛЕТАЕТ ПОЧЕМУ? Устроители салона граждан­ ской авиации в Домодедово - люди большой мечты. Они на­ звали свой салон международ­ ным. На самом деле «варягов» прилетело очень мало. На вы­ ставочной домодедовской по­ лосе города стояли наши ма­ шины. Если быть точным до конца - советские. То еаь ста- В ые, всем известные Аны, Ту, 1и. Только присмотревшись, замечаешь за громадьем «Рус­ лана» линейку маленьких и со­ вершенно незнакомых аэро­ планов. До десятка конструк­ ций легкомоторных самолетов - вот единственное новое, чем разродился гражданский авиа- пром России за последние 10 лет. Очень разные модели, очень непохожие производители - от солидных авиазаводов Москвы, Екатеринбурга, Таганрога до полуподпольных цехов в аэро­ клубах Подмосковья. Однако есть одно общее, что объединя­ ет эти машины. На всех новых легкомоторных самолетах РФ стоят иностранные двигатели. Американские, английские, чешские по американской ли­ цензии. Нет ни одного отечест­ венного движка... Исторически сложилось, что в советские времена малую авиацию мы отдали братьям по лагерю: полякам, Чехослова­ кии, ГДР. Большой Союз строил большие самолеты. Самым ма­ леньким считался толстый и весьма неслабый «кукурузник» Ан-2. Учебно-тренировочные Яки погоды не делали. Сегодня иные времена. Ма­ лая авиация стала реальным сегментом российского рынка, большим и серьезным бизне­ сом. Спрос есть, иначе не поя­ вились бы в Домодедово имен­ но эти новинки. А между про­ чим, 70 процентов стоимости любого самолета - это стои­ мость двигателя. Самолетостроители из Та­ ганрогского авиакомплекса имени Г.М.Бериева прилетели в Москву на двухмоторной кра- савице-амфибии. Моторы аме­ риканские. Как ни обидно это нашей фирме, известной всему миру по разработкам в облас­ ти гидроавиации... - А что 7 азводят нас то­ ставить, руками таганрогцы, ких вообще нет. Уникальный по летным каче­ ствам, простоте и надежности аппарат «Авиатика-80 ОУ» Уральского завода граждан­ ской авиации тоже несет в не­ бо хороший, но чужой двига­ тель Rotax. Даже могучая фир­ ма Сухого поставила на двухки­ левой грузопассажирский Су- 80 движки «Дженерал Элект­ рик», а их новый самолет сель­ хозавиации летает на чешском моторе. Список можно продол­ жить... Похоже, засилье импортных «пламенных моторов» в совре­ менной легкомоторной авиа­ ции России стало чуть ли не от­ крытием для участников выстав­ ки, двигателестроителей СНГ. Например, знаменитый запо- Р о сси й ск и е и н ж е н е р ы с т а р а ю т с я , н о п о к а б е з у с п е ш н о : а в и а т о р ы п р е д п о ч и т а ю т ч у ж и е д в и г а т е л и . рожский завод «Мотор Сич» до 90 процентов своей продукции поставляет в Россию, снабжая весь наш вертолетный парк, все семейство АНов и другие солидные машины. Самый лег­ кий их двигатель - 400 л.с. Для малых самолетов это слишком сильно. Единственный, кто смог пока­ зать хоть что-то, - начальник научно-технического бюро ОКБ моторостроения из Воронежа Николай Авраменко. В не­ взрачной, затерявшейся на от­ шибе большого павильона вы­ ставочной секции-клетушке сто­ ял поршневой двигатель М-29. Два таких движка тянут четы­ рехместный гидросамолетик Ч- 22. Годятся они и на другие российские легкие самолеты. Воронежский двигатель гото­ во выпускать Казанское мото­ ростроительное объединение. Но, как всегда, есть одно «но». Необходима государственная сертификация. Знаете, сколько требуется времени, чтобы оформить документы на М-29, нужный малому авиапрому как воздух? Целый год!.. - И это еще быстро, - взды­ хает воронежец Авраменко. - Сколько ни пытались, мы не по­ лучили никакой помощи ни от правительства, ни от законода­ телей в Госдуме. Почему - не знаю. Парадокс - малая авиация России развивается на чужих моторах. Хотя каждая лошади­ ная сила тех же-американских двигателей стоит 200 долларов, а у нас получается в четыре раза дешевле. Естественно, массовый и недорогой отечест­ венный авиамотор смог бы сильно потеснить заокеанских конкурентов, отобрать у них рынок и деньги. Увы, это всего лишь предпо­ ложение. На выставке в Домо­ дедово таких моторов не было. Сергей ИЛЬЧЕНКО. И З П О Ч Т Ы « д в » СЛИШКОМ БРОНЗОВ ДЛЯ БОРЦА ЗА СЧАСТЬЕ Открываю газету - под рубрикой «Депутаты отдыхают» фо­ тоизображение лидера КПгФ Геннадия Зюганова. И такой сни­ мок знаковый: широко расставленные ноги, самодовольная улыбка, от всей фигуры веет уверенностью и мощью. Даже на черно-белом фото хорошо различим отдающий бронзой загар. А на плече - сокол (охота с хищными птицами снова в моде!). Неплохо выглядит непримиримый борец с «преступным режи­ мом», приведшим страну и народ к «полному обнищанию»! Лю­ бой из представителей обнищавшего пролетариата или рядо­ вых коммунистов может позавидовать. А в общем, удивляться нечему. Получается, что именно за последние 10-12 лет, в ра з­ гар «преступного режима», Геннадий Андреевич достиг много­ го: живет в элитном московском доме, на пленумы и съезды при­ езжает в иностранном лимузине, в сопровождении крутой ох­ раны... Вот и думаю: а нужна ли товарищу Зюганову победа в борьбе с проклятым режимом? Не потому ли она идет ни шат­ ко ни валко. Анатолий ЧЕРНОВ. СТАВРОПОЛЬ. О Н И - О Н А С О ДЕЛАХ СЕРДЕЧНЫХ «Свободная Европа»: «Исследование, проведенное Лозаннским университетом Швейцарии, выявило, что уровень смертности из-за бо­ лезней сердца и инсультов среди мужчин всех возрастов в России - один из самых вы­ соких в мире. Курение, упот­ ребление алкоголя и рацион питания с высоким содержа­ нием жиров, равно как и со­ циальные, политические и экономические потрясения последних десяти лет... Меж­ дународная помощь России могла бы содействовать орга­ низации системы здравоохра­ нения в стране, начиная с эф­ фективных кампаний по со­ кращению потребления алко­ голя и борьбе с курением». О КОСМИЧЕСКОЙ МЕЧТЕ «Вашингтон пост»: «Статуи, бюсты и плакаты с изображе­ нием Юрия Гагарина в штаб- квартире Российского авиа­ ционно-космического агентст­ ва поизносились. Орбиталь­ ная траектория космической станции «Мир», которая упа­ ла в воды Тихого океана в прошлом году, была удалена с контрольной карты разме­ ром с целую стену. Космиче­ ский аппарат, запущенный не­ давно, оказался потерянным. Однако ни один из этих при- ■ знаков потускневшей славы и I нынешних трудностей не за- ■ ставил померкнуть мечты Рос- I сии об исследовании космиче- " ского пространства. Сейчас I русские надеются возглавить • первый пилотируемый полет I на Марс. Единственная проб- ■ лема заключается в том - как I это обстоит со многими веща- 1 ми в России сегодня, - что эта I мечта, по-видимому, так меч­ той и останется». О МАСКАРАДАХ «Нью-Йорк тайме»: «В рос- I сийских газетах в эти дни не- * редко публикуются сообще- I ния об облавах, которые ми- ■ лиция устраивает в корпора- I циях, подозреваемых в нару- ■ шении закона. Вооруженные I сотрудники милиции в форме ■ сгоняют всех в одно место, I роются в файлах, выгоняют * менеджеров из их кабинетов. I Очень часто эти люди надева- ’ Ют маски, чтобы запугать сот- I рудников корпорации, и пото- 1 му в России такие налеты на- I зывают маскарадом. В дейст­ вительности эти люди действу- I ют в интересах не государст­ ва, а конкурентов фирмы. По I месту основнрй работы на го­ сударственной службе им ма- I ло платят и недостаточно це­ нят, поэтому они подрабаты- | вают, выполняя поручения за­ казчика, который платит го- | раздо больше».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz