Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ВЕЧНО ЮНОЙ ХУДОЖНИЦЕ, ЧЬЕ ИМЯ ОЗАРИЛО ЦЕЛУЮ ЭПОХУ, ИСПОЛНЯЕТСЯ 50 ЛЕТ Надя Рушева... Мы-то буд­ то всегда з нали о ней, как з нали о Пушкине. Нам стран­ но, что наши дети о Наде не з нают. Впрочем, откуда им з нать, если последняя книга о Наде вышла более 20 лет назад, а редкие выставки ее рисунков проходят тихо и не­ заметно... Она навсегда осталась то­ ненькой близорукой девочкой. Биография в несколько строчек. Родилась в 1952 году в Улан-Ба­ торе, в столице Монголии рабо­ тали тогда родители Нади. Жила в Москве. Училась в самой обыч­ ной школе. В семь лет впервые побывало с родителями в Ленин­ граде. Очень любила этот город. А первая Надина выставка про­ шла в Москве в мое 1964 года, в редакции журнала «Юность». Тогда Надя училась в пятом клас­ се. Ираклий Андроников запи­ сал в книге отзывов: «То, что это сделала девочка гениальная, становится ясно с первого ри­ сунка...» Через два года Надя побыва­ ла в Варшаве. Там тоже прохо­ дила выставка ее рисунков. Во­ обще при жизни у Нади состоя­ лось 15 персональных выставок. Одна из последних - в Ленингра­ де, в Пушкинском музее на Мой­ ке. Вернувшись из Ленинграда, Надя почувствовала себя неваж­ но. Собираясь в школу мартов­ ским утром 1969 года, внезапно потеряла сознание. Ее не стало, когда ей было всего семнадцать. По стране прокатилась горе­ стная волна. О ней плакали и академики живописи, и северные неграмотные старухи. Вырезан­ ные из газет и журналов репро­ дукции ее рисунков можно было увидеть и в вагончине на комсо­ мольской стройке, и на стене сельской библиотеки. Космонавт Георгий Гречко взял с собой в полет иллюстрацию Нади к гай­ даровскому «Мальчишу-Кибаль- чишу». В 1975 году, в день рож­ дения Нади, Гречко показал ее рисунок в прямом эфире про­ граммы «Время». С экрана гля­ дел не тот розовощекий крепыш с сабелькой, которого все пом­ нили по детским книжкам, а гру­ стный худенький мальчишка с трагическими глазами беспри­ зорника, в нелепой буденновке... Один московский художник рассказывал мне, как в начале семидесятых, вернувшись на Ро­ дину после многолетней работы за границей, он в первые же дни рванул на машине куда-то на окраину, в Подмосковье, где проходила выставка Нади Руше- вой. «Сколько лет прошло, а за­ крою глаза и вижу Надины ри­ сунки, - вспоминает он, - в них не все было совершенно, но да­ же это несовершенство казалось прекрасным...» Песни Окуджавы, фильмы Тарковского, рисунки Рушевой были явлениями одного порядка. Этим жили, этим дышали, спаса­ ясь от удушливого официоза. Люди ехали со всей страны в те города, где проходили Надины выставки, выстаивали очереди, и это были счастливые очереди. 16-летняя школьница Ольга Г. писала тогда своей подруге: «Даже в физтехе, где учатся лишь заядлые физики и матема­ тики, студенты готовы пожертво­ вать многим, чтобы попасть на выставку Нади Рушевой и полу­ чить хотя бы один фотоснимок с ее работ...» Сейчас нам все это трудно постичь. Легче всего отмахнуться и сказать, что то был всего лишь феномен советской жизни, бед­ ной на события, на впечатления, на яркие краски. Но, кстати, На­ дины рисунки - это в основном графика. Люди приходили на ее вы­ ставки не столько поглядеть на Й исунки, сколько поговорить с адей о самом главном. Ее ран­ ний уход освещал рисунки траги­ ческим светом, и подростки ухо­ дили с ее выставок повзрослев­ шими и окрепшими в душе. Пос­ ле Надиных рисунков невозмож­ но готовиться к жизни, надо ско­ рее жить, творить... Рассказывает Евгения Алек­ сандровна Рапопорт, старший К роману «Мастер и Маргарита»: Берлиоз. Бездомный. Консультант. 1968 г. Автопортрет. 1968 г. научный сотрудник, хранитель фонда Нади Рушевой в Государ­ ственном музее А.С.Пушкина: - Надя не училась в художест­ венной школе. Ее рисунки во многом были импровизацией. У нее была прекрасная зрительная память и воображение. Так поя­ вился Пушкин, которого никто себе не представлял. Пушкин с детьми за столом, кормит с ло­ жечки ребенка... Знаменитый пушкинист Арнольд Гессен писал о Надиной «Пушкиниане», что его поразило ясновидящее про­ никновение в жизнь Пушкина. Никто, кроме Нади, таких рисун­ ков нарисовать бы не смог. Ос­ талось триста ее рисунков к Пушкину, четыреста к «Войне и миру», сто семьдесят иллюстра­ ций к «Мастеру и Маргарите»... Гляжу на рисунки Нади, и ви­ дится мне за этими летящими ли­ ниями, черными по белому, - пу­ стынный сад с дощатой дачей в глубине. Заснеженный сад, куда никто не заходит зимой. Нетро­ нутый глубокий снег. Черные вет­ ви. Сад забытых рисунков... Нет, не забытых. Просто занесенных временем. Дмитрий ШЕВАРОВ. P.S. В эти дни в Москве мож­ но увидеть выставку, на кото­ рой представлены рисунки На­ ди Рушевой но темы романов Л.Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина». Выставка открыта в Музее Л.Н.Толстого на Пречистенке и продлится до начала марта. А в апреле в Го­ сударственном музее А.С.Пуш­ кина планируется открыть вы­ ставку Надиной «Пушкиниа­ ны». Д О Б Р Ы Е Л И Ц А ЗАСНЕЖЕННЫЙ САД НАДИ РУШЕВОЙ СЮЖЕТЫ ХОРОШО ОТДОХНУЛ, НО УСТАЛ Житель Усинска Ильнур Ахметьянов стал путешест­ венником поневоле. Подоб­ но многим северянам, он отправился отдыхать на Ук­ раину. В первый же день от­ пуска в городе Приморске Запорожской области па­ рень пошел на рынок за фруктами. И влип в непри­ ятную историю - подрался с молодыми запорожцами. Очнулся побитый и без до­ кументов. Собравшись с духом и силами, усинец побрел в направлении Полярной звезды, на север. Шел три месяца - денег на проезд не было, и попутки не брали подозрительного юношу: одежда быстро'пре­ вратилась в лохмотья. Наконец, добрался до го­ рода Ельца Липецкой обла­ сти. Выручили журналисты местной газеты «Красное знамя»: связались по теле­ фону с Усинском, нашли мать Ильнура, и уже через пару дней пришел от нее перевод. Сейчас он вполне опра­ вился от своего отпуска, го­ ворит, что прошагал в об­ щей сложности свыше трех тысяч километров. А этим летом любознательный се­ верянин надеется посетить звезду Востока - Ташкент... Владимир ОВЧИННИКОВ. Республика Коми. ХОТЕЛИ ВЫПИТЬ ЗА ЗДОРОВЬЕ. А ПИТЬ ПРИШЛОСЬ ЗА УПОКОЙ Епифания Кузьминишна Н. из поселка Карасук гото­ вилась в феврале справить свое 104-летие. Уже и бражку поставила, но под­ вели новогодние праздники. Их оказалось много, а род­ ственников и соседей - еще больше... К Крещению объявился дальний родственник со своей бутылкой. Выпила и бабуся. Через четыре часа Епифания Кузьминишна скончалась от острого от­ равления алкогольным сур­ рогатом. С родственником все обошлось. Вячеслав НЕЧИПУРЕНКО. НОВОСИБИРСК. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Д И А Г Н О З - Н И К Т О Н Е Х О Т Е Л Р И С К О В А Т Ь ИЗ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ КЛИНИК РАЗБЕГАЮТСЯ ПОСЛЕДНИЕ МЕДСЕСТРЫ В так называемом «скво­ речнике», то есть в питерской психиатрической больнице им. И.И. Скворцо­ ва-Степанова, обитают те, кого не случайно прячут за высоким ж елезным за б о ­ ром. Здесь почти нет так на­ зываемых тихих помешан­ ных - приятных, улыбчивых людей, которым видятся маргаритки на деревьях или апельсины на столбах. Боль­ шинство пациентов - соци­ ально-опасные типы, лишь по болезни избежавшие н а­ казания за убийства, наси­ лия, грабежи, но попавшие на принудительное лечение. Понятно, что с такой пуб­ ликой надо держать ухо вос­ тро. И при этом ухаживать: давать лекарства, кормить, убирать в палатах, включать телевизор - словом, все вре­ мя находиться рядом. Эта не­ легкая доля выпала младше­ му и среднему медперсоналу. А зарплата у сестричек око­ ло двух тысяч рублей, у сани­ тарок - и того меньше. Тоже деньги, но небольшие и, без­ условно, не стоящие того ри­ ска, с которым они добыва­ ются. Таким образом, к сего­ дняшнему дню в «скворечни­ ке» работают всего две (!) из нескольких десятков, поло­ женных по штату медсестер. Психи остались без надзора, и, возможно, завтра их поти­ хоньку начнут выписывать. Чем это грозит горожанам, гадать не надо. Достаточно перелистать лишь одну исто­ рию болезни. ...Студент Виктор Исупов стоял на платформе станции метро «Технологический ин­ ститут» и ждал поезда. Вне­ запно почувствовал сильный удар в спину, не смог удер­ жаться на ногах и полетел вниз. Стремительно прибли­ жался локомотив. Вите сказоч­ но повезло - он попал в «ло­ ток» между рельсами, ему ос­ тавалось лишь пригнуть голо­ ву. Машинист резко затормо­ зил и с бьющимся сердцем выскочил из кабины. И, к сво­ ему огромному облегчению, нашел парня под вторым ва­ гоном живого и невредимого, хотя студент жаловался на боль в сильно ушибленной спине. Но кто его толкнул? Виктор не видел, а свидете­ лям, шокированным проис­ шедшим, не удалось задер­ жать преступника. К тому же шел двенадцатый час ночи и в метро было мало народу. По одной из милицейских версий, мотивом для убийст­ ва могли быть личные счеты. Но история получила огла­ ску, и в городе заговорили о появлении маньяка, толкаю­ щего людей под поезд. И что же? Прошло два с полови­ ной месяца, как оправдались самые мрачные прогнозы. На этот раз дело было днем на станции метро «Владимир­ ская». Грохот, сверкающие огни поезда, а потом - силь­ ный удар, толчок, и вот на рельсы падает мужчина сред­ них лет. Он не сумел спря­ таться в «лотке» и погиб ужасной смертью. Маньяк был схвачен и за­ держан. Им оказался 65-лет­ ний пенсионер Иван Панкра­ тов. Выяснилось, что он уже неоднократно лечился в пси­ хиатрической больнице от бреда преследования, воз­ никшего на почве беспро­ будной пьянки. В минуты обо­ стрения ему казалось, что со всех сторон подступают вра­ ги, норовящие схватить и от­ править «страдальца» к пра­ отцам. Тогда он искал убежи­ ща в людных местах, где лег­ ко затеряться среди толпы и уйти от погони. Вернее, так было, но до тех пор, пока Панкратов не решил: чем вечно трястись в ожидании расправы, лучше перебить их самому. По одиночке. Вскоре состоялся суд: «Применить к Панкратову принудительные меры меди­ цинского характера». Они применяются и поныне, но ясности в сознании не доба­ вляют. В декабре минувшего года комиссия продлила срок лечения еще на полгода, по­ скольку пациент по-прежнему «окружен врагами» и горячо убежден, что совершенно справедливо отправил на тот свет одного из них. Жаль, что со вторым не вышло, считает псих. Отечественными таблетка­ ми и инъекциями его спасти довольно трудно. Эти лекар­ ства лишь превращают боль­ ных в апатичных, полусонных лунатиков - до очередного обострения, - но не лечат. Импортные препараты, спо­ собные надолго, если не на­ всегда, блокировать приступ, нам не по карману. В резуль­ тате больных рано или позд­ но отпускают домой. Макси­ мум через три с половиной года - таков предельный срок содержания в психиатриче­ ской больнице. Эта норма ус­ тановлена, исходя из наличия койко-мест, а их количество и без того перекрыто вдвое или втрое. Таким образом, все, даже серийные убийцы и маньяки, признанные невме­ няемыми, будут своевремен­ но отпущены на свободу! Можно ли успеть снять самые опасные, самые страшные симптомы болезни? Вопрос неоднозначен. Не­ которые пациенты оказыва­ ются в состоянии взглянуть на себя критически и содрог­ нуться, вспомнив все, что на­ творили. Этому в некоторой 1 степени способствуют не только пилюли, но и правиль­ ный уход, в основе которого - добро, тепло, уважение к личности. Пациенты читают, смотрят телевизор, делают газету, вырезают по дереву, кормят рыбок. Врачи говорят, что это успокаивает, даже ле­ чит. И вдруг псих хватает в заложники женщину и требу­ ет открыть по ним огонь. - Я больше не могу. Нет, правда, - оправдывается мед­ сестра, покинувшая «сквореч­ ник» одной из последних. - Ус­ троилась сюда от безысход­ ности, казалось, перебьюсь - какой - никакой, а заработок. И людей несчастных жалко было. Но за эти месяцы столь­ ко страха натерпелась, что и не пересказать! Я ведь даже спать теперь не могу. Эти гла­ за, эти лица, их ярость звери­ ная... А еще хуже, что порой они такие обаятельные! Моя знакомая, тоже сестричка из «психушки» даже замуж за больного вышла, думала, лю­ бовь все вылечит. А он ее из окошка выбросил. Вот так-то! В общем, беглянка-медсе­ стра поступила абсолютно нормально. Возможно, что вскоре за ней последуют ос­ тавшиеся две. Ну а посколь­ ку нет больницы без персо­ нала, то и с пациентами при­ дется расстаться. Они поедут домой и для начала спустятся в метро... Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. МОЖНО «КУПИТЬ» НОВОЕ ЛИЦО, ФИГУРУ И УЛЫБКУ. НО ДОЛЖНО БЫТЬ ЕЩЕ НЕЧТО... Тезис «сделайте нам краси­ во» давно не символизирует мещанские устремления. 6б- рел прикладной, буквальный смысл: ведь действительно те­ перь женщине «делают» лицо, грудь, идеальную белозубую улыбку, убирают бедра, нара­ щивают волосы - были бы толь­ ко деньги... По сути, красота стала товаром, и очень даже раскупаемым. А как к этому от­ носятся мужчины? Ведь это все для них: и траты, и муки опера­ ций и диет, и новейшие техно­ логии. В эксперты пригласила Александра АДАБАШЬЯНА, фи­ гуру в искусстве почитаемую - за точность передачи блика и особенно рефлекса... Александр Артемович - в первую очередь профессио­ нальный художник, а уж потом талантливый сценарист, режис­ сер, актер. Знала: будет брюз­ жать. Так и случилось: «Какой из меня эксперт по женщинам? Вот если б речь шла о собаках или лошадях... О сухости или рыхлости конституции, масти и подуздоватости... А рассуждать о женском экстерьере, стати...» Но у него на рабочем столе - сама видела - лежала тол­ стенная книга его друга, теат­ рального художника и истори­ ка моды Александра Василье­ ва «Красота в изгнании» - о том времени, когда всемирные столицы моды с их непререкае­ мыми авторитетами и роскош­ ными дефиле, с кругом избран­ ных и строгим этикетом узнали еще одного законодателя - Россию. Так что рассуждать можно весьма предметно. - Все они были дамы, ари­ стократки, вроде бы воспитан­ ные в шелках и бархате. Но, попав после революции кто в Харбин, кто в Париж, без средств к существованию, не­ ожиданно проявили невероят­ ную жизнестойкость. Отнюдь не все начинали с крупнейших мо­ дельных агентств. Шили, зани­ мались мелкой торговлей, ра­ ботали подмастерьями - выкру­ чивались. Все оказались рука­ стыми, трудолюбивыми. Удиви­ тельно, что именно женщины куда ловчее встраивались в жизнь. - Естественно, женщина - су­ щество более конформное. А если она к тому же еще и кра­ сива, ей и карты в руки. - А если не красива? Не все же эксплуатировали свою внешность. Устраивались гувер­ нантками, уборщицами, рабо­ тали в двух-imex местах. У моих родителей была старенькая знакомая из последнего выпус­ ка Смольного института. Пред­ ставление советского ребенка о Смольном было таково, что там какие-то кисейные барыш­ ни, которых только и учили па­ деграсу, иностранным языкам и что они падали в обморок при виде мыши. Она мне порасска­ зала историй! Обучение совершенно ка­ зарменное: подъем в 7 утра, умывались только холодной во­ дой, никакой косметики, ника­ ких зеркал, гладкая прическа. Становились в кружок, и каж­ дая последующая заплетала предыдущей косу. Скудный зав­ трак, полдник - черный хлеб с солью. Дежурили по кухне, мы­ ли полы, убирали тротуары. Для тяжелой работы, естественно, была прислуга: печь не топили и воду на себе не таскали. И предметы были отнюдь не один французский и танцы, а мате­ матика, экономика, очень серь­ езный был предмет сельское хо­ зяйство. Их готовили к управле­ нию большим домом, возмож­ но, имением. И вот она, помню, меня потрясла рассказами о том (мои родители снимали ря­ дом с ней дачу), какие деревья с какими нельзя сажать. И что когда нужно сеять, что когда убирать... Знания были чрезвы­ чайно практические. И кулина­ рия, и шитье - все умели делать. Считалось, что руководить про­ цессом можно, лишь самому во всем хорошо разбираясь. Поэтому после революции она не просто выживала, а жила весьма неплохо благодаря зна­ ниям, полученным в кисейном институте. Жила в Брюсовом переулке в коммуналке и все время удивляла этой способно­ стью находить радость в сиюми­ нутных вещах. Вообще я доста­ точно много знал людей того поколения - бабушек моих ныне великовозрастных друзей. Вот мне интересно, что получится из нас в трудных обстоятельст­ вах, когда мы до этого возрас­ та дойдем. - Вы взяли крен в сторону школы выживания, о хотелось бы ближе к красоте... - Кррсота в изгнании - это же результат селекции. При за­ ключении браков отбирались лучшие из лучших, и дальше они развивались в максимально комфортных условиях: ухажива­ ли за собой, правильно пита­ лись, вели здоровый, размерен­ ный образ жизни. И так из по­ коления в поколение. Нужно было 1 0 0 - 2 0 0 лет, чтобы воз­ никла такая галерея лиц, кото­ рыми мы сегодня так восхища­ емся. И это только маленькая часть огромной страны, кото­ рая там мгновенно всплыла на поверхность и явила миру фе­ номен, называемый русскими красавицами. - Красота во все времена имело цену: и при царе-батюш- ке, и при коммунистах и тем бо­ лее в наши дни, когда откро­ венно сделалась товаром. Но, всегда оставалась «страшной силой», даже меняясь в 30-е го­ ды, 50-е, 60-е, наши дни. Кто, по-вашему, ее олицетворял? Орлова, Серова, Целиковская, Ларионова?... Или нынешние звезды? - Пожалуй, они-то как раз продолжали традицию героинь конца XIX века. Любовь Орло­ ва, кстати, происходит из очень благородного дворянского ро­ да. Из того рода Орловых, еще екатерининских фаворитов, убийц Петра II и Петра III. Не на колхозной ниве расцвела. В 60-е годы появилась категория лиц иного социума: Инна Мака­ рова, Надежда Румянцева. И, кстати, Николай Рыбников... Сегодня принципиально но­ вая эстетика - совершенно иной тип лиц. Причин много, но одна, веская, состоит в том, что в модельном бизнесе ныне пре­ обладают мужчины, причем оп­ ределенной ориентации. Пер­ вым на эту мысль меня навел Мастроянни лет 17 назад... Мы с ним сидели в ресторанчике и наблюдали за публикой. Жен­ щины в рубленых пиджаках, ко­ ротко стриженные, с агрессив­ ным макияжем и ярко выражен­ ной асексуальностью. «Видимо, они им, нетрадиционно ориен­ тированным главам модельных домов, так больше напоминают мужчин», - сказал Мастроянни. По логике действительно так, ведь мода - вещь чрезвы­ чайно эротичная и сексуальная. Вот сейчас появился новый мужской тип: огромные ребята с бычьими шеями и маленькими головками. Раньше атлеты были широкоплечие, с узкой талией, то есть имели трапециевидную форму фигуры - следствие фи­ зических упражнений. Нынеш­ ние же все поголовно напоми­ нают несгораемые сейфы. Мо­ жет, из-за анаболиков? - Популяция: охранник. ...По­ чему, когда разглядываешь ли­ ца представителей Серебряно­ го века, не канонических его представителей - Ахматову, Цветаеву, Блока, а просто лю­ дей того времени, у них потря­ сающие лица: сосредоточен­ ные, одухотворенные, светятся достоинством? - А это не только у нас. То же самое и с французскими, и с итальянскими лицами того времени. Действительно, они другие. Кстати, заметил: что-то и у нас сейчас происходит ин­ тересное. Вот смотрю моло­ дежный чемпионат мира по хоккею. Выиграли, обнимаются на льду, а я стал вглядываться в лица. Помню раньше нашу за­ мечательную, потрясающую сборную. Но разглядывать эти лица вне хоккейного контекста не пришло бы в голову. А тут ощущение, что набрали арти­ стов сыграть спортсменов. Нет угрюмых, ординарных. Может, это от внутренней раскрепо­ щенности - они уже выросли другими. - Так вы считаете, что краси­ вых людей стало больше? - Сейчас этот товар более востребован. Во многих газетах каждый день какая-нибудь деви­ ца имеет шанс опубликовать свою фотографию чуть ли не в первозданном виде. Раньше это было возможно разве только в строительной каске или с ткац­ ким станком в придачу. - Назовите несколько краси­ вых женщин. - Ой, не знаю... - Конечно, знаете. Я буду на­ зывать, а вы не соглашайтесь. Беата Тышкевич? В яблочко? Марина Влади? - Влади... Не знаю... - Ирина Купченко? - Купченко - действительно очень красивая женщина, хотя если взять просто ее фотогра­ фию и рассматривать вне того, что она делает, вряд ли ее мож­ но назвать красивой. - Вы, конечно, в метро не ез­ дите. Но разглядывать лица можно не только там. Любите это делать? РА ЗГО ВО Р НА ЧИСТОТУ Русские красавицы из эмиграции первой волны. Слева - Валентина Санина; справа - княжна Натали Палей, - С большим инте'ресом раз­ глядываю. Как будто разные ми­ ры сосуществуют. Публика в Доме кино на каком-нибудь скандальном просмотре, толпа на улице, на концерте в филар­ монии - не разрекламирован­ ном, когда билет стоит более тысячи и дело престижа пойти, или в церкви - опять же не в Елоховском соборе, когда мэр или президент приехали... Когда служил в армии, в го­ родке Кунгуре на Урале, где всех достопримечательностей и было-то шпалозавод да меха­ нический, в увольнении мы хо­ дили на танцы в клуб шпалоза­ вода. И видели там совершен­ но невероятные физиономии: лица молодых людей с беше­ ным желанием подраться. Или, помню, девицу, у которой пла­ тье было из подкладочной сар­ жи, а ворот, подол и манжеты оторочены поролоном, причем срезанным лезвием, чтооы по­ ходило на мех... - Вполне в духе современных минималистов или того же Бар­ теньева... - Возможно. Мне казалось, Что лицо города понятно и оно мало привлекательно. А одна­ жды нескольким выдающимся воинам, в том числе и мне, да­ ли билеты на филармониче­ ский концерт, потому что при­ ехал из Перми симфонический оркестр. И там я с изумлением увидел совершенно другой го­ род, другие лица. Красивые, хорошо одетые люди, отмечен­ ные печатью интеллекта, не­ принужденно общающиеся друг с другом. Другое общест­ во в полупустом зале самого большого клуба машзавода. Больше я этих лиц не видел, они растворились. Казалось, эти люди не ходили по улицам, тем более не посещали танцы. Социальное расслоение суще­ ствовало всегда: XIX век - это ведь тоже не исключительно тургеневские барышни, Лизы Калитины и Наташи Ростовы, их всего-то 0 ,8 процента насе­ ления. - Вы согласны с Чеховым, что в человеке должно быть все прекрасно? - Это не Чехов, а доктор Ас­ тров сказал. Что думал по это­ му поводу Антон Павлович, еще не известно. Почему-то фразу «Если бы у меня был ре­ бенок, я бы его зажарил и съел» относят к его персонажу Соленому, а все высокое при­ писывают Чехову. В идеале, ко­ нечно, все должно быть пре­ красно: и счет в банке, и гемо­ глобин, и анализы кала... Но, как показывает практика) как раз отклонение от нормы, от идеала вызывает ажиотаж. Лю- бят-то больше Настасий Фи­ липповен, а не Аглай. - Ваше отношение к проекту «Частная коллекция» Екатерины Рождественской в журнале «Ка­ раван историй», когда наших со­ временников стараются втиснуть в рамки героев совсем иной эпо­ хи, а значит, иной красоты? - Это как перевод поэзии на другой язык. Они стараются де­ лать подстрочник, а надо все- таки привносить свою поэзию, переводя с языка на язык. - Так вы, Александр Артемо­ вич, и не ответили, кого считае­ те красавицами. Если боитесь, что свои обидятся, назвали бы импортных. ...Тогда процитирую верхов­ ного муфтия России, стран Бал­ тии и СНГ Талгата Таджуддина: на вопрос, какую женщину счи­ тать красивой, он по-восточно­ му уклончиво и мудро ответил: красива та женщина, на кото­ рую ты посмотрел, и душа твоя возрадовалась. Беседовала Гузель АГИШЕВА. ВМЕСТО ПО СЛ ЕСЛО ВИЯ Это ей, Валентине Саниной, Александр Вертинский посвятил такие строки: Где теперь Вы вянете, старея? Годы ловят женщин в сеть морщин - Так в стакане вянет орхидея, Если в воду ей не бросить аспирин. Хорошо, что Вы не здесь, в Союзе, Что б Вы делали у нас теперь', когда Наши женщины - не вампы, не медузы. А разумно кончившие вузы Воины науки и труда! Учредитель иИздатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Изданиезарегистрировано МинистерствомРФподелам печати,телерадиовещания исредствмассовых коммуникаций Per. ПИ№ 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Г енеральны й д и р ек то р Главный р е д а к т о р Редакционны й совет: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. B.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. C.Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: http://inform.adi.ru. E-mail: vtornik@adi.ru «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. й ™ ™ РУ? н * выпуск), « Р а б о ч а я г а з е т а » (У кр аи н а), « С о в е т с к а я Б е л о р у с с и я » (Б е л ар у с ь), « Е в р о п а -Э к с п р е с с » (Г ер м ан и я), « А р х ан гел ьск » (А р х ан гел ьск), « Б е л г о р о д с к а я п р а в д а » (Б ел го р о д ), « Б р ян ски й р а б о ч и й : (Брянск), « В а р т а » (Н и ж н е в ар то в с к ), В е с тн и к -Н а ш а П е н з а » (П е н за ), « В о л ж ск ая к о м м у н а» (С а м а р а ), « В о л ьн ая К у б ан ь» (К р а с н о д а р ), «В ятский к р а й » (К и ров), « К а л и н и н гр а д с к а я п р а в д а » (К ал и н и н гр ад ), « К о м м у н а р » (Тула), «К урска: п р а в д а » (Курск) « Л и п ец к ая г а з е т а » (Л ипецк), « Н а см ен у!» Е к а т е р и н б у р г , « Н и ж е го р о д с к и е н о в о с ти » Н . Н о в г о р о д ), «П у л ь с А к с а о а й с к а » (А стп п хп нк) «РпЙ пчий „ р ^УМ ------- п ™ С Г Гк ТГ Г п и ^ ш и х - п и ш и и е н з и ,, в ,, в о 1^уРа , , , , , ( г) ( . о в го р о д ), ульс р р а а ь ), а б о к р а й » (И в а н о в о ), « Р а б о ч и й путь» (С м о л ен ск), « Р есп уб лике Б а ш к о р т о с т а н » (У фа), « Р е с п у б л и к а Т а т а р с т а н » (К азан ь), « С е в е р н ы й к у р ь ер » (П е т р о за в о д с к ), « С е л ь с к а я п р а в д а » (М алм ы ж , К и р о в с к о й о б л а с т и ), « Т а м б о в с к а я ж и зн ь» (Т ам б о в ), « Т ю м ен ск ая п р а в д а » (Тю м ень), « Ч ел яб и н ск и й р а б о ч и - ЯЯ I ЮрМЬ* (I IGpMbl. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz