Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
Ш И П Е Ц К А Я • ■ г а з е т а I В л а дим и р у ПЕТРОВУ ДАВАЙ, д р у ж о к , ЗА МАРКСА ТИХО СЯДЕМ? Уважаемый Владимир Петров! Выписываю «Липецкую газету» много лет. Думаю, «ЛГ* в сравнении с другими СМИ всё-таки более чест ная и объективная. Потому именно к Вам и обращаюсь с двумя вопросами. Первый. Всоветское время нас учи ли экономике в соответствии с «Капи талом» К. Маркса. Теперь же о Марк се забыли. Но разве «прибавочная сто имость», «эксплуатация» и т.д. —это чушь? На какие же деньги, позвольте спросить, предпринимателивозводят то тут, то там свои многоэтажные коттед жи? КарлМаркс совсемуж неправиль но описывал природу капитализма? Кроме того, нас учили, что после ОТ РЕДАКЦИИ . капитализма следует новая формация — социализм, а за ним коммунизм. Отчего же у нас теперь снова звери ный капитализм? Второй вопрос. Вот мыкаждый год отмечаем День независимости. Но от кого и от чего Россия стала независи мой? По-моему, мы стали гораздо бо лее зависимы —хотя бы от Америки! Право же, это какой-то фарс: была еди ная, сильная страна, потом ее раздро били и после этого решили, что она стала независимой... Суважением Виктор СЛУШНИК, художник. Н а т акие вопросы современная российская политическая н а ук а пока «не наш ла времени» ответить. Х от я ответить бы стоило. Конечно же, такой ф ундамент альный труд, к а к «К апит ал», раскры вш ий сущность отношений между трудом и капит алом , сегодня ран о списы ват ь со счетов. Н о надо помнить, что возник он более столетия назад. И за это время в мире слишком многое изменилось. Например, вопреки выводам М аркса и других социалистов, мы поняли: дале ко не всякое обобществление средств производства автоматически прекраща ет эксплуатацию . Все зависит не от того, в чьих р у к а х собственность, а от того, насколько справедливо распределяются доходы, прибыль. Н а Западе, на пример, менеджеры научились т ак распределять доходы между предпринима телями, рабочими и государством, что эксплуат ация там почти исчезла, пре- | образовавшись в нормальное (для любой нормальной сист емы ) разделение тру- J да. Каждый из субъектов ры нка выполняет , в соответствии с квалификацией, | определенную работ у. З а которую и получает достойное вознаграждение. В России же государство, добровольно отказавшись от собственных средств производства, превратилось, как ни парадоксально, в бесстыдного эксплуатато- ра. Оно изымает в виде налогов львиную долю наших с вами доходов. Скажем, по \ сравнению с 1990 годом фискальный гнёт на граждан России стал выше чуть ли \ не на порядок. В 1990 году т аких налогов, к ак НДС — 20%, налог с продаж — 5% , налог на содержание милиции, на имущество, на пользование автодорогами и т.д. просто не было. Социальный налог (отчисления во внебюджетные фонды) был меньше в несколько раз. Д а и подоходный в размере 13 %, о котором теперь т ру бят, что он самый низкий в Европе, был в 1990 году на 1 % меньше. Вот и возникает мысль: а может, огромное большинство населения о к а за лось за чертой бедности не столько из-за алчности новых хозяев, сколько по вине самого же государст ва, которое в 1992 году ограбило и продолжает гра бить народ? Элементы эксплуат ации, безусловно, присут ст вуют и в деят ель ности бизнесменов, но, в сравнении с государст венными, они гораздо меньше влияют на уровень жизни ост альных граждан. Что же касает ся последовательности в смене общественно-политических ормаций — капит али зм а социализмом, а зат ем коммунизмом , то для S an a ti этот вы вод марксист ской теории, к а к ни ст ранно звучит , вполне а кт у а лен. И сходя из основного экономического закон а социализма, утверждающего, что целью социалистического производст ва являет ся не извлечение прибыли, а максимальное удовлет ворение мат ериальны х и к ул ьт урны х потребностей общества, получает ся, что те же США в какой-то момент просто ст али более социалистическими, чем СССР. Ведь потребности американцев удо вл ет ворялись в большей степени, нежели у нас. Более того: в р езул ьт ат е рост а производительности труда и, к а к следствие, значит ельного увеличения то варной массы на Зап а де уже склады вает ся сит уация, когда реали зует ся прин цип: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Россия вернулась, а вернее р ухн ул а , в дикий капит ализм лишь потому, что властная элит а перестала думать самостоятельно. Став независимой от дру зей, она попала в зависимость от недругов, которые действуют по принципу: «Разделяй и власт вуй». И пока мы позволяем им это, жизнь в России лучш е не станет . А эксплуат ация и нас, и наших недр, наших лесов будет продожаться... А л е к с а н д р у КОСЯКИНУ ОРДЕН ДЛЯ МИТРОПОЛИТА Уважаемый Александр Косякин! Хорошо, что вывсвоей статье «Все свое упование на помощь Всевышне го...» в газете от 11 июля припомни ли историю, связанную со спасением Ленинграда в годы войны. Вынаписа ли о малоизвестном факте, когда осаж денную столицу на Неве облетел са молет, на борту которого была Икона Божьей Матери. Мне дорого, что вы так настойчиво возвращаетесь к пра вославной теме, к вере наших пред ков, всегда спасавшей Россию. Но мне бы хотелось рассказать о том эпизоде подробнее и уточнить важные момен ты. Полагаю, сегодня наши люди, осо бенно дети, школьники, недополуча ют очень многое по историиОтечества. УРоссии отнимают саму историюРос сии. Это недоброе, страшное дело. Ког да-то братья Джон и Аллен Даллесы, соответственно госсекретарь и дирек тор ЦРУ, после поражения фашистс кой Германии высказали такуюмысль: «Немцы допустили ошибку, что сра жались с Иванами. Мы подождем, пока в России будут жить Ваньки». Похоже, наши СМИ, да и Минобразо вания как раз и пытаются нынче Ива нов превратить в Ваньков. И этому нужно всеми силами воспротивиться. Всеми силами и всеми средствами. Прежде всего — правдой о том, что было, как мы жили, трудились, стра дали, воевали, побеждали. Вот поче му я и взялся за перо. С волнением много раз смотрел я видеофильм о Митрополите Гор Ли ванских Илие Караме. Боюсь, боль шинству россиян это имя ничего не скажет. В Москве в киосках РПЦ эту бесценную кассету я примечал, но до Липецка она, наверное, не дошла. По ТВ один-единственный раз показали в позднее время отрывки —этот фильм ведь не из американских боевиков, ко торые у нас готовы крутить сутками Вгазетах, кроме православных, оМит рополите я тоже ничего не встречал А между тем убежден: об этом челове ке должен знать каждый русский. Так вот, в самые страшные дни 1941 года, после фашистского напа дения на СССР, когда немцы вплот ную подошли к Москве, а Ленинград был уже фактически вблокаде, по при казу И. В. Сталина два самолета, дей ствительно, облетели две наши столи цы. На борту первого находилась Тих винская Икона Божьей Матери, на борту второго —Казанская Икона Бо жьей Матери. А вскоре Сталин встре тился с руководством Русской Право славной Церкви. Тогда были приняты следующие решения: отозваныс фрон тов, освобождены из лагерей все вы жившие священники, открылось мно го ранее закрытых храмов, духовных семинарий. Начали выходить газеты Русской Православной Церкви, до того по существу находившейся в полупод- полье. Была разрешена деятельность Церкви в полном объеме на всей тер- Ё итории СССР. Что же случилось? ючему Сталин пошел на это? Маленькое отступление: первые ос новные центры Православия в мире были Константинополь, Александрия, Антиохия, Финикия-Ливан. Первый Креститель Руси в 988 году был родом из Гор Ливанских —Митрополит Ми хаил Сирин, он и крестил киевлян в Днепре. Ливан —страна Георгия По бедоносца. Вошел висториюПравосла вия и Антиохийский Молитвен ник Митрополит Гор Ливанских Илия Карам. Он родился 20 июня 1903 года, умер 10 апреля 1969 года. Антиохийским Молитвенни ком его назвали потому, что он много месяцев после нападения гитлеровской Германии на СССР провел в одиночестве в молитвах о спасении России. Свои мысли и пожелания через дипломатические каналы он передал И.В. Сталину. И тот в принципе все его советы выполнил, включая и решение об обороне Ленинграда. Все досужие рассуждения о бессмысленных жертвах во время блокады лише нысмысла, поскольку Гитлерпла нировал Москву и Ленинград раз рушить — на их месте должны были возникнуть искусственные водоемы. А людей он намеревал ся поголовно уничтожить. Такчто советМитрополита сыграл особую роль в сохранении великого горо да на Неве. Усилия Илии Карама были высоко оценены в СССР: он получил орден, ему была вручена Сталинская премия. В послевоен ное время Митрополит дважды по сещал СССР, был принят руковод ством страны. Митрополит Илия Карам один из высокочтимых Святых на своей родине. Во время внутриливанских волнений дом Митрополита был поврежден, но подаренная ему в СССР по его просьбе Икона Казан ской Божьей Матери уцелела. Эта Икона —один из многочисленных списков с подлинника, который еще до революции украли из Хра ма. Йодлинник ныне хранится в Ватикане. И могила Илии Карама уцелела. А вот память о нем в Рос сии стерлась. И настало время ее возродить. Не годится быть небла годарными заступнику России. г. Липецк. ЮрийКАВЕРИН. ОТ Р Е Д А К Ц И И . -------------------------------------------------------------- Мы р а зны е. Это аксиома. Н о что следует из нее? Н аш а непохо жесть делает нас друг для друга интересными и даже необходимыми или инакомыслие ближнего раздраж ает , злит , докучает? В России пока берет верх раздражение. Н евидимые баррикады и баррикадки изрезали ст рат / вдоль и поперек. Одна из них ра зд ели ла верующих и неверующих. «Липецкую га зет у» читают по обе стороны этой барри кады . О чем мы судим по нашей почте, по телефонным звонкам . То несколько десятков жителей Задонска требуют переменить все со вет ские названия улиц в их городе к а к безбожные и оскорбительные для Православия. То их оппоненты-атеисты шлют сердитые письма, вопрошая, с какой ст ати свет ская общеполитическая газет а заним а ется пропагандой религии. Н ам кажется, публикация педагога-ветерана Юрия Васильевича Каверина — пуст ь не впрямую — объясняет , что к чему. Даже в годы официального, государст венного ат еизма все обстояло не т ак одно значно, как теперь представляется. Тысячелетнее Православие, пережив гонения и запреты , продолжало подспудно определять многое даже в деяниях отвергнувшей его власти, не говоря уже о жиз ни народа. Мат ери провожали на фронт сыновей-безбожников и надевали им на шею крестики. А Сталин предпринимал в самые страшные времена шаги к при мирению с церковью, прислушивался к словам Митрополита Илии Карама. Д р у гой вопрос, что и до, и после этого были и совсем иные повороты в отношении к народной вере, которые ни отрицать, ни замалчивать нечестно. Но, может быть, письмо Юрия Каверина, вновь напомнившего о той давней истории, для кого-то ст анет толчком, чтобы иначе оценить события дней ми нувших и нынешних? Может быть, кто-то попытается начать разбират ь т у самую баррикаду — пуст ь сперва хотя бы в душе своей? В любом случае жизнь и деяния Илии Карам а, сыгравш его поразит ельную роль в истории войны, заслуживают — прав наш читатель, — чтобы их зн али и помнили. Наталье АРКАТОВОЙ Я ВАМ НЕ СКАЖУ ЗА ВСЮ ОДЕССУ, НО ПРО СЕВАСТОПОЛЬ РАССКАЖУ... Долго не был на малой своей роди не. А этим летом выбрался. Навестил село Степное в Задонском районе, отку да весь мой род пошел. Очень интересно было, как живут мои земляки. Так же ли, как мы, москали, в Украине? А тут попала в руки ваша газета. Оказывается, вы о наших украинских делах пишете, они не безразличны ва шим читателям. В номере за 25 июля —статья НатальиАркатовой «Два лика моей Украины», в другом — за 7 ав густа — еще одна серьезная публика ция Александра Косякина. Может, вас заинтересуют и мои наблюдения? Боль шая часть жизни у меня прошла в Ук раине. 30 лет —в Севастополе. Все, о чем пишут ваши авторы, вижу своими глазами, многое больно отзывается в сердце. Йримите же эту «исповедь мос каля из Севастополя». Сейчас у нас много разговоров о язы ке. Но мы в городе-герое знаем: языко вая проблема —это дымовая завеса. А за ней другая цель: ссорить соседские, братские славянские народы, прививать ненависть ко всему русскому. По новейшей «незалежной» истории, Богдан Хмельницкий, присоединивший Украину к России, —предатель, а на стоящий предатель, изменник ИванМа зепа, —герой. Кгероямпричисленыпан Петлюра иСтепанБендера. «Щирые ук раинцы» не жалеют сил, чтобы их со отечественники отвернулись от России и повернулись к Западу. Уже сегодня по военным полигонам Крыма и Льво ва «гуляют» солдаты НАТО. Украинс кие политики послушно подчиняются натовским командам. Российские, впрочем, тоже далеко не всегда сильно упираются. В общем, наши националисты исто во выполняют заказ США и рассчиты вают на соответствующую плату... Вот и держим мывСевастополе, городе рус ской славы, третью за его историю обо рону— против верных наследниковМа зепы и Бендеры... Всередине девяностых годовпрошло го столетия вСевастополе вышло из сво его «схрона* общество «щирых украин цев» под названием «Просвита» имени Шевченко. Вообще-то членыего в городе с полумиллионным населением, среди которого владеющих «украинскоймовой» вряд ли наберется тысяча — как будто быкапля вморе. Но действуют они чрез вычайно активно, а вернее агрессивно. Казалось бы, нет ничего худого, если в Севастополе начинается издание га зеты на украинском языке. Но стоит заглянуть в «Дзвшь Севастополя», как на тебя, русского, обрушиваются про клятия за все: за освобождение Украи ны от польского гнета, за освобожде ние от турецко-татарской зависимости, за освобождение от немецкой оккупа ции. Русские всегда, везде и во всем плохи, они враги. Звучат бендеровские призывык депортации их из Украины. Авторами статей и заметок являются и националисты местного пошиба, и со чинители из Западной Европы, Кана- Елене БРЕДИС ды, Австралии и США. Пока тираж га зетки невелик. Но это, боюсь, пока, до наступления времени «Ч»... А вы знаете, земляки, что у нас ук рали День Победы? 9 мая в Украине уже не «красный день календаря». И называют его иначе. Как это мог допу стить народ, который вместе с русски ми солдатами, воинами других нацио нальностей защищал Одессу и Севасто поль, штурмовал рейхстаг? Хочу напомнить, что Крым отошел во владение России согласно Кучук-Кай- наджикскому договору. Внемчетко ого ворено: «...бессрочно, без права переда чи третьей стороне...» Однако на Чер номморе теперь, по сути, нет нироссий ского, ни украинского военных флотов. Зато вложение турецких капиталов в крымские территорииогромно. Когдавы будете ехать из Симферополя вЯлту, то по сторонам дороги увидите огромные новостройки. Чьи они? Официальные лица долго будут темнить. Но крымча нам давно известно: все построено на деньги из Турции. Унее уже немало соб ственности здесь. Ох, как бывто самое время «Ч* не пришлось иукраинцам, и русским бежать до Перекопа напере гонки, как бежали наши соотечествен ники из Таджикистана и Киргизии по сла развала Союза... Но националисты на сей счет не задумываются. Ненависть к русским и русскому глаза застит. Конечно, неприязнь возникла не на пустом месте. И отнюдь не всегда, как говорится, «старший брат» был прав и справедлив к «младшему». А «младший» был капризным, хитрым и свободолюби вым, к тому же злопамятным... Вот сей час все и вышло наружу. Но ведь даже ожесточенно воевавшие между собой со седи после заключения мира находят до статочномудростиидальновидности, что бы сотрудничать, жить не прошлым, а настоящим и думать о будущем. А мы все-таки не просто соседи, мы, в самом деле, братья —по крови, по корням, по духовным устоям. Что же так не мудры, так близоруки украинские политики и идеологи, положившие воснову своейде ятельностиантирусские, антироссийские взгляды и программы? Местом митингов в Севастополе все гда была площадь Нахимова, над кото рой возвышается памятник флотоводцу. Здесь начинается Графская пристань. Позади памятника все еще стоятшколь ники на посту № 1. Сторонники всех партий и движений приходят сюда зая вить о своих требованиях. Все, кроме «щирых украинцев». Может, ждут, ког да вместо фигуры Нахимова появится, как на одной из украинских купюр, гет ман Мазепа? А может, Петлюра или Бендера? Или вообще какой-нибудь американский президент или натовский генерал, чьиустановки, сознательно или неосознанно, выполняют такие лжепат- риотыУкраины, какчлены «Просвиты»? Петр ГОЛОВИН, пенсионер, житель г. Севастополя. ПРО «ДВОЙКУ» И «ПЯТЕРКУ» УЧИТЕЛЮ На меня сильное впечатление про извела публикация Елены Бредис «За что ставят «двойку* учителю?» в «ЛГ* от 20 апреля. И я невольно вспомнил о своемучителе, которому поставила «пя терку» сама жизнь. Мне хочется о нем рассказать. Когда этот человек впервые вошел в нашне самый благополучный класс, где неуспевающих по русскому было боль ше половины, и поздравил нас с тем, что мы стали семиклассниками, все от кровенно захохотали. Предмет, который должен был преподавать Иван Петро вич Гусев, мы не любили. Под наш хохот кто-то «выстрелил» ввоздух за жженной спичкой. Причем даже не стал прятать свою «ракетницу», а не без вызова вертел ее в руках. И тут Иван Петрович подошел к доске и начал спокойно рисовать на ней сперва самодельный пистолет-ра кетницу, а потом настоящую косми ческуюракету. Мыпритихли. Намста ло любопытно. Учитель стер тряпоч кой мел с пальцев и сказал: —Быть может, кто-то из вас ког да-нибудь поднимется на ракете вкос мос. Если, конечно, захочет всерьез учиться. А кто-то не пойдет дальше вот этой пародии, —и он ткнул в спи чечную «ракетницу». Так он завоевал первые минутыти шины. Таким был неожиданный про лог к уроку русского языка. ИванПетрович идальше умел удив лять. И не только необычным построе нием урока, способностью интересно говорить, казалось бы, о таких скучных вещах, как частицы «не» и «ни*. Он появился в классе в середине второй четверти. Погодауже стояланенастная, дождливая. И вот один из семикласс ников как раз перед уроком Гусева на рочно прогулялся по партам в грязных ботинках. Иван Петрович спросил, чья эта работа. Естественно, все помалки вали. Потомс места раздался голос, что нельзя выдавать своего товарища. —Товарищей выдают врагу, —воз разил Иван Петрович. —Вы считаете меня врагом? Больше он не допытывался о ви новнике, а принес воду и тряпку и стал... мыть парты. Обескураженно мы какое-то время смотрели на него. Пер- что же, выми не выдержали девчонки, а затем и мальчишки —бросились помогать. А дальше—дальше былидиктанты. Почтивсезапервыйполучили «двойки*. Но Иван Петрович тут же объяснил нам правила правописания причастий и пре дупредил, что после новогодиктантавы ставит отметки только за знание этого правила, остальные ошибки не всчет. И вот представьте, что завзятые двоечни ки, второгодники вдруг обнаружили в тетрадках нечто казавшееся им немыс лимым —хорошие оценки. Так мы и занимались, шаг за шагом усваивая пропущенное, невыученное, привыкая, что и «четверка», и «пятерка» отнюдь не что-то недосягаемое. Гусев преподавал у нас неполный учебный год —ушел на пенсию. Ведь ему было уже 65, он воевал, получил тяжелое ранение. Но сделать для нас успел очень много. Он изменил наше отношение к учебе, а не только к рус скому языку, повлиял на наши харак теры. Экзамены по языку и литерату ре за седьмой класс мы сдали на «хо рошо» и «отлично». Без всяких натя жек и послаблений. Для иных из моих однокашников встреча с ним опреде лила выбор жизненного пути — они стали филологами. А вообще четыр надцать из шестнадцати ребят нашего выпуска получили высшее образова ние, есть среди них и крупные руково дители, ипрофессор. Вотчто такое учи тель. И вот каких учителей недостает в нынешней школе. А дело-то все в них, а не в реформах и министерских указаниях. Владимир АЛЕХИН, член союза журналистов России. ОТ РЕДАКЦИИ . Усиление конфликтности в отношениях между педагогами, учениками и родит елями — весьма беспокоящий симптом в современной школе. Видимо, не стоит удивлят ься, что история об учит ельской «двойке», рассуж дения о том, справедлива она или нет, задели читателей. Одни, к а к Владимир Ал ехин, от кликн ули сь рассказом о любимых преподават елях, точно «моделируя» с помощью воспоминаний, каким же должен быть настоящий, если угодно, иде альный, наст авник. Д р уги е поделились опытом и попытались объяснить, по чему т аки х учит елей ст ановит ся меньше. Д а , разум еет ся, пишет педагог с 35-летним стажем А н н а Васильевна Пименова, дети изменились. А главное, воспитывать-то иной р а з мы вынуждены не только их, но и родит елей, когда те пробуют жалобами, претензиями, давлением на учит еля исправить от мет ки своих чад. Н о вот самой Анн е Васильевне удает ся убедит ь озабочен ны х мамаш и папаш , что «четверку» или «пят ерку» надо все-т аки за ра б а ты вать, а не выклянчиват ь и не вымогать. Она приглашает их на уроки, она с факт ами — точнее с т етрадками — в р у к а х демонстрирует им сильные и слабые стороны ребят . П равда, ей в какой-то мере легче найти с родит елями общий язы к: ведь многие в свое время тоже были ее учениками. Естественно, все это сопряжено с огромными душевными зат ратами. И пойти rib них готовы лишь преданные школе люди. Н о много ли их сегодня? «Одна моя бывшая ученица, — не без горечи рассказы вает читательница, — после сельхозинстит ута зарабаты вает в совхозе «Тепличный» 3200 рубл ей чистыми. А я при нагрузке 24 часа — 2400. И это с моей-то высшей категорией. Получается, хороший учитель востребован обществом, но не больно-то нужен нашему государству. Вот и утешаемся поговоркой, что терпение и т руд все перетрут. А вознаграждение остается одно, хотя именно оно и дает силы т ру диться, — встречи с выпускниками былы х лет. Иногда — из слабых, плохо успевавших. Они приезжают в отпуск из армии, из других городов и первым делом идут в школу, к учителям, которых, оказывается, помнят и любят. Это трогает до слез. П раво же, ради этого стоит работ ат ь и терпеть». Ивану:ЛЕСНИКОВУ ШЕЛЕСТЯ СТРАНИЦАМИ ГАЗЕТ... Уважаемый Иван Тимофеевич! 23 июля под заголовком «Как консоли дировались Владимир Георгиевич с Виктором Григорьевичем» в «Липец кой газете» опубликованы письма с комментарием вашего агропромыш ленного отдела о купле-продаже зем ли и обороте сельхозугодий. Я урожденная липчанка, горожан ка, тем не менее не могу оставаться равнодушной, если речь о земле —кор милице России. Доводынынешних ре форматоров далеко не убедительны. Боюсь, может получиться, что плода ми очередных преобразований опять воспользуется кто угодно, только не крестьяне. Сегодня не любят поми нать, чем обернулись практически все реформы последнего десятилетия. Но ведь, не проанализировав их, снова наломаем дров. Вотпочему решилапослатьвамсти хи, в которых рассказана история ре ального совхоза, теперь уже бывшего, ставшегожертвойреформ. Для меняэто больно и тревожно. Потому и сложи лись стихи, хотя я, конечно, не поэт... ...Бабушки карт ош ку копают в огороде. Тихо умирает древнее село, В выходной не слышно чьих-то хороводов, Н е бывает танцев — все давно прошло. Ц ерковь разруш ает ся,проданы коровники. Только лишь М акары ч — наш веселый дед — Временами ищет, кто ж беды виновники, Шелестя страницами пестрыми газет. В н ук ему газеты привезет и в хат е Т ут же прочитает . Д е д начнет взды хат ь: «К ак же т ак удум али наши депут аты , Что землицу, пашню надоть продавать?» Д ед в пы лу просыпал т абачок на палец. Слово грубоват ое вымолвил в сердцах. Может, в Д ум е этой только иностранцы Р азвалит ь Россию «хочут» до конца?.. Еще раз простите за слог. С наи лучшими пожеланиями всем журна листам г. Липецк. Надежда ЦЫПЛАКОВА. Галине К АЙДАШКО НЕ ТОЛЬКО О СИРЕНЕВОМ ТУМАНЕ... В областных газетах в последнее время опубликованы два материала о композиторе Юрии Липатове: один из них мой, а второй написала жур налистка «Липецкой газеты* Галина Кайдашко. Очерк ею назван «Да не рассеется «Сиреневый туман». Явесь ма признателен редакции и автору. Но мой отец сочинил не только популяр ное дорожное танго «Прощание» — тот самый «Сиреневый туман»... У него остались и другие песни, в том числе «Липецкая Магнитка» на сло ва Викулина, «Край наш липецкий* на слова Нефедова, замечательный «Липецкий вальс» на слова Тумаров- ской, а также «Липецкая лиричес кая» на слова Батракова... Первые две, предназначенные для народного хора, в отцовском архиве есть. Вот только текст «Магнитки* (или «Песни липецких металлургов») излишне, я думаю, идеологизирован, его бы надо изменить... К сожалению, в бумагах отца нет стихов «Липецкого вальса*. Сохрани лось только письмо Аллы Тумаровс- кой, где она просит композитора при слать ей ноты. Выполнил ли отец ее просьбу, не знаю... Не исключено, что в архиве липецкой поэтессы, который теперь находится вкраеведческом му зее, стихи «Вальса» все же отыщут ся. Но поскольку я очень хотел его исполнить, то сочинил для него свой текст. Песня с этими словами звучала и здесь, на родине автора, на вечере его памяти, и в Рязани, и в Санкт- Петербурге. Вот что я предложил вза мен утраченного: Тихо вет ер спадет , Словно на ли к вуаль... В этот час к нам сойдет Светлый свадебный вальс. г. Чаплыгин. Весь я мир обниму В этот миг золотой. И рассеем мы тьму Чистотой, Красотой! Воспарим мы с тобой К той рассвет ной звезде, Что зовет ся судьбой И сияет везде. П уст ь божественный зв у к В озвыш ает сердца. М илый друг, верный друг От венца... Н ет , не будет конца!.. Теперь о «Липецкой лирической*. Я не обнаружил ни нот ее, ни текста. Помнятся лишь начальные строки: П од липами вет вистыми Встречались мы с тобой... Может быть, автор стихов Иван Батраков поможет восстановить все остальное? В любом случае хочу сделать два предложения. Они связаны с 300-лет ним юбилеем Липецка. Первое. Я го тов был бы исполнить песни отца на праздничном концерте. Второе —два года назад в передаче о Липатове по «Радио России* было сказано, что у меня написана повесть об отце, хро ника нашей музыкальной семьи. Не сочтут ли властиЛипецка вчисле раз ных юбилейных начинаний полезным ее издание? Ведь это рассказ о компо зиторе, таклюбившемэтот город. Кста ти, некоторымлипчанам, вероятно, из вестны отрывки из моей повести, на печатанные в книге «Липчане —Ве ликой Победе*. Суважением Михаил ЛИПАТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz