Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
1 Ж И 1 1 Е Ц К А Я • / Я г а з е т а Н Е О Б Х О Д И М О Е П Р Е Д И С Л О В И Е «НЫНЕШНИЕ ШКОЛЬНИКИ - УРОДЫ И МУТАНТЫ ...»! Кого не повергли в шок эти строки из письма молодого рабочего, которое было опубликовано в «Комсомолке» 31 января этого года? Неужели наши дети такие? И в то же время — это был крик души.^ Скинхеды, которые ставят себе це лью каждый день убивать по негру (читай: лю бого, кто не русский), наркоманы, потерявшие стыд и совесть девчонки-путаны, калечащие за «просто так» человека малолетки — разве все это мы видим только в западных боевиках? Да нет, это уже рядом, здесь, у нас! Но ведь есть же другая молодежь! В одном из откликов уже 4 февраля в «Комсомолке* автор просил показать ему подростков, у которых и нравственные ценности, и образ жизни, и взгля ды иные... Так в нашем журналистском классе «Жур- ка* родилась идея: собрать уже имевшиеся у нас очерки наших авторов в сборник «Не могу мол чать!» и отправить в «Комсомолку*. Книгу сде лали, но отправили не в Москву, а в Липецк, в «Золотой ключик», на конкурс, который так и назывался — «Не могу молчать!» Авторы очерков вышли в число дипломантов, получили свои награды. Но главное в другом. В чем, вы поймете, прочитав очерки выпускниц это го года Ксени Жевняк и Наташи Фурсовой. С чи стой совестью мы провожаем в большую жизнь наших ^воспитанниц, которые восприняли от ро дителей и наставников все лучшее и рано поня ли, что патриотизм не просто слово, а стремле ние жить, учиться, работать с мыслью о том, что бы на твоей малой родине становилось светлее, а души людей — чище. Та же Наташа Фурсова, которая была нашим активнейшим юнкором, победителем многих об ластных журналистских конкурсов (в том числе и взрослого конкурса 2001 года — областных СМИ по молодежной тематике), а сегодня уже зачислена на факультет журналистики ВГУ по итогам олимпиады, старалась в каждом своем материале пробудить сознание, достучаться до сердец сверстников. Это ли не подтверждение того, что нам есть на кого надеяться, кому пере дать эстафету Разумного, Доброго, Вечного? Александра СМЕТАНИНА, руководитель журкласса, сотрудникдобровскойЪайонной газеты «Знамя Октября», член Союза журналистов России. --------- Р Е ЗО Н А Н С Н Е П Л О Д И И ВШЦОВЩИНУ! Уважаемая редакция! В последнем выпуске «Оча га* была опубликована ста тья студентки Юлии Кол- паковой «Брак по обязанно сти?» В целом я согласна с ее доводами, но хотела бы добавить кое-что по вопро су семейных неурядиц и разводов. Мне есть что ска зать: у меня большой опыт в семейной жизни — в про шлом году мы с мужем справили 50-летний юбилей совместной жизни. Кроме того, я более сорока лет проработала учителем в школе. Видела всякие се мьи и знаю, как страдали дети при разводе родите лей, особенно мальчики. Им всегда не хватало отца. Да и семья без мужчины, без хозяина — сирота. Чаще всего дети, оставшиеся с матерью после развода, ста новились неуправляемыми, а подчас и хулиганами. Одной матери трудно воспитать ребенка, хотя и бывают исключения. Ко нечно, пьяница, дебошир — плохой отец, лучше, когда его совсем нет. Но ведь он не был таким, когда женил ся, вступал в брак! А поче му стал таким? Может, за ели семейная рутина, одно образие, тоска? От нас, жен щин, ведь многое зависит. Мы — хранительницы се мейного очага. Но это — особая тем а. Вернусь к тому, с чего начала. Пра вильно подметила Юлия: у нас в последнее время мно гие «создают семью по од ной и той же причине — должен родиться ребенок». Вот тут-то я хочу добавить и возразить: а зачем рань ше времени, без свидетель ства о браке вступать в по ловую связь? Ведь забере менеть можно быстро, а вот вырастить и воспитать ре бенка, не имея ни специаль ности, ни самостоятельных средств к существованию, очень нелегко. Одна моя знакомая, за ведующая ДК, где прохо дят дискотеки, как-то по жаловалась: «Посмотрели бы родители, что вытворя ют их дети: в полутемном зале, теперь так модно, прямо во время танцев со вершают половые акты. А уборщицы после такого ве чера выметают шприцы — наркоманы здесь же колют ся». Конечно, когда мы рос ли, не было дискотек, а о наркомании мы и не слы шали. Случаи рождения детей до брака были, но редко. Мы в то время мно го работали, учились, по лучали специальность, за н и м а л и с ь р у к о д е л и ем , спортом. И не позволяли себе вступать в связь рань ше времени. Организовы вали вечера в клубах, на улице, на которые пригла шали соседей, родителей. Мы их стеснялись и уважа ли. Даже поцеловаться с любимым при людях боя лись. Мы не ходили по тем ным углам, у нас была доб рая, честная дружба. Когда я получила дип лом учителя, то по распре д ел ен ию о ч у т и л а с ь н а Дальнем Востоке. Там я встретила свою настоящую любовь, будущего мужа. Дружили, через год поже нились. Мне было 20, ему — 22. Сейчас нам обоим за семьдесят. Мы прожили счастливую жизнь. Конеч но, бывало всякое. В моло дости однажды даже хоте ли развестись, но вовремя одумались. Построили свой дом, вырастили детей. А молодым людям я со ветую: не спешите всту пать в брак без любви и тем более в безбрачную связь. Убедитесь, что искренне любите друг друга. Не пло дите безотцовщину. Семья это святое, берегите ее. Анна КОКОРЕВА. г. Липецк. . . . И К А Ж Д Ы Й л и с т н а д е р е в е . а к а ж д ы й г л о т о к в о з д у х а - Э Т О я а ж • • • Холодно и хмуро, солнца не видно, вместо него — махровые тучи. Окна автобуса, в который я сажусь на городском автовок зале, разрисовывает мелкими штрихами дождь. Впереди час- полтора унылой дороги. Согре вает одна мысль: я еду домой. Но до черно-белой таблички с надписью «Борисовка» еще д а леко. Пока же — гудение мото ра, заливаемое дождем авто бусное окно и мои мысли. Не так часто повторяем сло во «родина», что порой даже забываем о его значении. Сло восочетание же «малая родина» мне вообще кажется не очень понятным. Оно наводит на мысль, что кроме «малой», есть еще родина большая и что это разные вещи. Вся страна или даже весь земной шар — это великая ро дина, а твое село, город, твой дом —то же в миниатюре. Но я не стала бы проводить этой гра ницы. Родина не может быть ни малой, ни большой — она одна, она просто есть, своя у каждо го. Не люблю торжественно высоких слов «патриотизм», «Отчизна», особенно когда их выкрикивают. Родина и патрио тизм — понятия такие тонкие, что, говоря о них, легко сбить ся на фальшь, покривить душой. Невозможно любить всю огромную, необъятную Россию. Для того чтобы выразить любовь ко всей стране, нужно любить в ней что-то вроде точки приложе ния чувств. Эта точка и есть то, что называют «малой родиной». В ней, маленькой, концентрируется все дорогое и близкое для нас в огромной России. Для меня «малой родиной» был и даже остается большой дубовый бабушкин шкаф, ста рый, по-особому, волшебно пах нущий и, как мне казалось в детстве, а порой даже и теперь, дышащий. Когда была совсем маленькой, мы с сестрой зале зали в него: он был нашим до мом, там мы играли и «жили». Я любила сидеть в шкафу и одна, мечтать о чем-то, пред ставлять себя взрослой тетей или всемогущей волшебницей, или Мальвиной, или Марьей-кра- сой из какой-нибудь сказки. Од нажды я уснула там, среди пла тьев, а мои родители в поисках меня обегали все село, заглянув в каждый колодец. Сейчас, при касаясь к этим стенкам, я чув ствую, как по всему моему телу разливается тепло, тепло из мое го детства. Этот шкаф для меня —воплощение самого сокровен ного, нежного, радостного: дет ства, дома, всего родного и близ кого... За мутным от дождя окном потянулись серо-желтые поля и голые березовые посадки. Сра зу вспомнилось школьное: лю бить родину — значит любить родную природу. Пушкин, Лер монтов, Блок, Есенин. Я закры ваю глаза и представляю свое, такого нигде и ни у кого нет: в воздухе пахнет весной, скоро Вербное Воскресенье, и мы с подружкой топаем по грязной и сырой, а кое-где еще снежной апрельской дороге. Мы идем в «Райский уголок» за пушисты ми вербушками. «Райский уго лок» —так назвали это место — посадки и маленький ручеек в них—года три-четыре назад бо рисовские мальчишки, мои ро весники, и название прижилось. В этом уголке есть все: весной мы рвем здесь вербу, летом едим землянику и жжем кост ры, а ближе к осени собираем грибы. Не знаю, откуда взялось это чувство, но порой мне кажется, будто я, как деревце или цве ток, проросла именно отсюда, будто тут я, сидя на наклонив шемся над водой дереве и гля дя на неглубокий прозрачный ручеек, научилась видеть, как все вокруг красиво. А меж тем все ближе и бли же родное село. Это уже не «точка», а целая «плоскость» приложения моей любви к Рос сии. Года три назад я и еще несколько человек из нашего района ездили в Липецк на олимпиаду. Нам пришлось про жить в школе-интернате, где нас разместили, три дня, и мы, ко нечно же, познакомились с ре бятами из других районов. «При вет, мы из Волова, — как-то раз подошли к нам три веселые дев чонки. — А вы что за делега ция?» Все «наши» отвечали: «Из Доброго». А я вдруг решитель но заявила: «Я не из Доброго — я из Борисовки». Все засмея лись. В этом нет ничего удиви тельного: Борисовка —село ма ленькое, и сказать человеку из другого района, что ты «борисов ская» (так, кстати, иногда назы вают меня некоторые мои друзья из других сел, что мне очень даже приятно), значит не сказать ниче го. Но для меня-то мое село было и остается самым главным... Лет семь назад мы всей се мьей собирались уезжать навсег да. Помню, что тогда от перепол няющих меня тоски и тяжести я ревела ревмя, наивно заявляя ро дителям, что не поеду никуда и останусь дома одна, без них. Сей час не плачу, хотя, как почти взрос лый и здравомыслящий человек, понимаю, что уехать придется, может, и навсегда. В последнее время меня часто не бывает дома, поэтому, наверное, именно сейчас я стала понимать, как Борисовка мне дорога. Аеще почувствовала вот что: в детстве я «жила» в шка фу, теперь он, шкаф, в моей душе. И каждый лист на дереве, каждый глоток воздуха — это я. Все это во мне, и я, даже уехав отсюда, не расстанусь с родиной никогда, потому что для меня родина —это не столько родной дом, село, сколько внутреннее чувство села и дома. Не хочу описывать ни лес, ни речку, ни свой дом, ни школу и магазины. Все это есть вез де, а вот моей Борисовки, моей родины нет, кроме меня, ни у кого, она только моя. Я оптимистка, всегда стара юсь радоваться жизни, поэтому многие мои знакомые говорят, что я смотрю на мир сквозь розовые очки. Это не так: я вижу вокруг ' себя не только хорошее, но и пло хое. Порой, оглянувшись, просто прихожу в ужас, как много вокруг бедности, грубости, пьянства. Я хочу, чтобы Борисовка стала луч ше, красивее, чтобы жизнь в ней преобразилась. Но недавно я пой мала себя на мысли: я люблю, принимаю Борисовку и такой, ка кая она сейчас... Может быть, это из-за того, что она моя родина, а родное мы любим вопреки все му?.. Автобус проносится мимо черно-белой таблички, и я вижу дом моей бабушки, дорогу, где я летом ходила босиком по го рячему песку, поляну, на кото рой мы с друзьями жжем кос тер. Вижу и понимаю, что без всего этого меня бы не было, вернее, я не стала бы такой, какая я есть, не стала бы со бой. Моя остановка. Я иду домой: туда, где стоит дубовый шкаф и из окон виден «Райский уголок», туда, где меня ждут, где мне рады, где встретит меня мама — самый родной человек на ро дине. Я у себя дома. Наташа ФУРСОВА, 17 л ет. с. Борисовка, Добровский район. Ш 1 шщ. у Я У;:У:;У:У ;уУ ' '" ’■И У „ 'А :sagSS&v . S Ш 1 : Мама привела к нам на кон сультацию своего двенадцати летнего сына. Принялась пе речислять: — Замкнутый, очень стес нительный, глаза на мокром месте... И всё так близко к сер дцу принимает! Мы с моей ма мой частенько ругаемся —зна ете, старый человек, — так он места себе не находит. «Мама, — говорит, — зачем ты бабуш ку обижаешь? Она ведь с о всем беспомощная, неужели тебе её не жалко?» Женщина замолчала, но мы чувствовали, что ей ещё хочет ся чем-то поделиться. И по могли вопросом: — Больше ничего? И тут она, до этого гово рившая достаточно спокойно, сделалась пунцовой и сбивчи во затараторила: — Ой, вы знаете... даже не знаю, как вам сказать... Уж я и так, и сяк, и угрозами, и уго ворами... Ничего не помогает... Может, переходный возраст? Мы (уже нетерпеливо, в два голоса): — Да что? Что? Скажите толком, не стесняйтесь! (Мы призвали её не стесняться, по тому что заподозрили у её сына какой-то тайный порок, о кото ром она не в силах говорить даже со специалистами.) И, наконец, потупившись, она еле слышно пролепетала: — Ну, в общем, у него... патриотизм... — Вымолвив с таким трудом это «страшное» слово, мама немного успокои лась и добавила: — Боюсь я за него. Не представляю , как он, такой, жить будет? В наше-то время... Всё это звучало настолько анекдотично, что, когда за жен щиной закрылась дверь, мы расхохотались. А потом заду мались... И чем больше мы ду мали, тем меньше нам хоте- П О С О Б И Е Д Л Я « Т Р У Д Н Ы Х » Р О Д И Т Е Л Е Й Е С Л И В А Ш Р Е Б Ё Н О К О бщ ени е с д етьм и и р оди тел ям и у б еж д а е т н аш й х а в то р о в — м о сков ски х психологов Ирину М ед в ед е в у и Татьяну Ш ишову — в том , что д етски е н е в р о зы ф о рм и руются и р азви в аю тся главным о б р а з о м в сем ь е и п р е д уп р еж д а ть с я д о лж ны в п ервую о ч е р е д ь в сем ь е. лосъ смеяться. Ещё недавно от казённого патриотизма некуда было деваться. Песни, лозун ги, газетные заголовки, плака ты, уроки патриотического вос питания в школе... Теперь про пагандистский маятник качнул ся в другую сторону. Наша ис тория — сплошная роковая ошибка, мы самые отсталые, у нас рабская психология, Рос сия — проклятая, обречённая страна, и было бы великим счастьем, если бы хоть какая- нибудь мало-мальски прилич ная, цивилизованная держава взяла её под свою спаситель ную опеку... А как же в такой ситуации должен чувствовать себя ребё нок, в прямом смысле с рожде ния усваивающий, что его дом, его родина —хуже всех? Аон сам —жалкий, ни на что не годный «совок»? — Да ладно вам нагнетать и подбрасывать! —поморщится кто-нибудь. — Вы посмотрите вокруг! Весёлые нарядные дети, едят бананы, жуют жвачку, а главное —они свободны! Вопрос о духовной свободе мы сейчас рассматривать не будем. Что, какие факторы на неё влияют — это особая и очень сложная тема. Но одно можно сказать с уверенностью: даже самое свободное воспи тание не в силах освободить детей от родовой памяти. Воз никает чувство раздвоенности и как бы двойного страдания. «Раз мою страну ругают, зна чит, она плохая. И мне здесь будет плохо. Поэтому её надо покинуть. Но она же своя, а остальны е чужие. Чужие — значит страшные. Значит, вра ги!» Такие одновременные, но противоположно направленные чувства психологи называют амбивалентностью . Амбива лентность как постоянный фактор разрушительно влияет на психи ку. Как, по-вашему, будет чув ствовать себя человек, страда ющий комплексом неполноцен ности, если окажется в большой компании незнакомых людей? Принесёт ли это радость ему? Доставит ли он удовольствие компании? Что-что, а эту ситуа цию мы имеем возможность на блюдать каждый раз, когда зас тенчивые дети впервые приходят на наши занятия. Одни сидят, не поднимая головы и чуть не пла чут, у других, наоборот, прояв ляется какая-то невиданная аг рессивность, третьи на любой вопрос, на любую просьбу отве чают только отказом, четвёртые кривляются, пятые... Поверьте, нам очень легко продолжить этот ряд. Но мы лучше прервём пе речисление и подчеркнём дру гое. Если с первого момента не выстроить правильно отношения в группе (а мы уже не раз писа ли, что в основе нашей методи ки лежит психоэлевация, возвы шение личности ребёнка), то дети с комплексом неполноцен ности не получат ничего, кроме О С О К Р О В Е Н Н О М ...Иду по просторному осеннему лесу. Воздух чист и свеж, пахнет смолой, сы ростью. Ветер насвистыва ет какую-то загадочную ме лодию, очень знакомую тво ему сердцу и в тот же мо мент непонятную для твое го ума, и помогает окунуть ся в тот мир, который при надлежит только тебе. Сол нечные лучи будто погла живают вершины деревьев. Вот показались малень кие деревца, которые со всем недавно саж али мы всем классом. Тогда была весна... И сами собой рождались стихи. Рано утром на рассвете Я в знакомый лес иду. Вижу: серые растенья Зеленеют на ходу. И деревья надевают Теплый лиственный сюртук. Вдруг я слышу на опушке Дятла осторожный стук. А сегодня все другое: Иней гладит по стволу. Видно, осень приглашает Зиму к своему столу. Посмотришь в небо: там своя жизнь. Облака играют в прятки, Растворяясь в вышине. Неизвестные творенья Словно в тайном дальнем сне. То вулкана изверженье Нагоняет тайный страх, То цветок необъяснимый )г увидишь в небесах... зот такой необъяснимый цветок — наша жизнь. Над этим словом тайн а веет. Жили мои дедушка и ба бушка и не знали, что там впереди. Встретились укра инка Евгения Банных и рус ский Петр Прус. В семье Жени было шестеро детей, в год ее рождения — 1933 — был голод, жили в ма леньком домике, где стояли две лавки и стол, спали на полу. На столе картошка — значит, праздник. Выжили благодаря козе, которую на звали Чудо. Выросла Ж еня, замуж вышла. Жили на Урале, а потом в Таджикистан поеха ли строить Нурекскую ГЭС. Дочка Светлана стала моей мамой. В то р ая моя б аб уш к а Роза — татарка. Когда она выходила замуж за белору са В ладимира Ж е в н я к а , смеясь, говорили, что Роза покорила Белоруссию. Дело в том, что в далеком про шлом татары пытались заво евать эту страну, но им не удалось. А вот Роза сумела. Она была очень трудолюби ва. У нее было четверо детей и куча проблем. мы вот не можем понять, что нашим бабушкам и де душкам было во много раз труднее, чем нам. Да и мама моя жила не в достатке. Ее детские игрушки можно по пальцам пересчитать. Много работала с детства. Мама ро дила троих детей. Хотя она и училась в школе на «4»и «5», потом училась в Моск ве, но жизнь сложилась так, что не пригодились отличные знания. Судьба выпала на ее долю нелегкая. Как это труд но — уехать с тремя малень кими детьми в неизвестность! Я сейчас, как сон, вспо минаю этот поселок, со всех сторон окруженный горами. Они почти всегда были трех цветов: серые, зеленые, бе лые, а вот весной, все усы п ан ны е п о д с н еж н и к ам и , тюльпанами, маками, стано вились фиолетовыми, алыми, голубыми. У нас был простенький домик, окруженный деревь ями. У забора рос большой орешник. Орехи осенью мы собирали мешками. Однажды соседские ребя тишки нам помогали, а мой братик Денис — ему было два с половиной года — бегал вок руг и кричал: «Не трогайте наши олехи! Это мои!» Инте ресно, чьи теперь эти орехи? Вскоре после этого меня, пятилетнюю, отвезли к ба бушке Жене на Урал. Пока мы с ней так хорошо прово дили время: гуляли, рвали крыж о вн и к , который так больно колол своими шипами и мне не нравилось его соби рать, — в Таджикистане го товились к войне. Разве когда-нибудь я мог ла подумать об этом? Напро тив! Наш детсад был интер национальным. Нас в группе было 17 человек. Родным язы ком для каж дого был свой. Разговаривали на рус ском, таджикском , узбекс ком. Но общались без труд ностей. Дети не понимали, что они разные. Для нас цвет кожи не имел значения. И мы любили друг друга. Однажды мама спросила меня, с кем я играю в детса ду. «С Саидмуродом», — от ветила я. «С Саидом?» — дополнительной травмы. Увы, предпосылки к этому уже нали цо. Что означает биение себя в грудь и бесконечные восклица ния типа «мы хуже всех, мы са мые отсталые, самые несчаст ные»? Это искажённая, выверну тая наизнанку мания величия. Пусть глупые, бездарные, несча стные. Зато самые. Вот оно, клю чевое слово! — В конце концов, какая разница? — пожмёт плечами неутомимый оппонент. — На лицо или наизнанку...' Важно, что это мания, психическое от клонение. А когда все кричали: «Великая страна»? Это что, не мания была? Тоже мне, Верх няя Вольта с ракетами! Тут всегда было помешательство на величии... Конечно, какая-то правда в этом есть. Скажем точнее: она относится к слову «кричали». Шумный патриотизм напоми нает пылкую женщину, которая уж если кого полюбит, то с пеной у рта всем доказывает, что её возлюбленный — насто ящий гений, красавец, благо роднейший человек и т.п. И опять-таки, в самой идеализа ции объекта любви нет ничего ненормального. Ведь не по хо рошему мил, а по милу хорош. Ненормально другое: публич но, назойливо и даже агрес сивно (дескать, попробуй не признай!) заявлять об этом (чем, кстати, и была противна советская пропаганда). А во- обще-то утверждать, что Рос сия — сам ая обыкновенная страна и что, мол, пора с этим смириться, значит, утверждать ложь. В чём обычно выража ется мания величия? Напри мер, в том, что карлик мнит себя великаном. Или бездарь — гением всех времён и наро дов. Но Россия-то на самом деле великая, огромная стра на с бескрайними просторами, с бездонными ресурсами, с под линными, а не вымышленными гигантами в самых разных обла стях науки и искусства. И совет ский период тоже дал нашей стране, да и всему миру вели кую культуру. Вспомните, пожалуйста, как обычно ведут себя сильные и рослые мужчины? Со спокой ным добродушием. С чувством собственн о го до стоин ства. Зная свою силу, они не лезут в драку. Чего им себя показы вать? Их и так видно. Мы очень советуем вам, родителям, вос питывать в ваших детях имен но такое — нормальное, спо койное —чувство патриотизма. Ибо к мании величия ведёт как раз чувство собственного нич тожества. Между прочим, мы очень легко справились с не дугами того мальчика-патрио- та, мама которого не знала, как он будет жить дальше, в отли чие от мамы, мы об р адова лись, услышав о его патрио тических чувствах. Ухватились за это, как за сохранное, и подчеркнули его патриотизм как достоинство. Мы никогда не забывали спросить маль чика о последних политических событиях, а выслушав, неиз менно заключали: — Вырастешь — будем за тебя голосовать. Только на тебя вся надежда. Если ты ста нешь президентом —за судьбу России можно не волноваться. Конечно, мы говорили это с юмором, и «будущий президент» в ответ тоже смеялся. Но у него распрямились плечи и уже не лихорадочно, а гордо блестели глаза. Не дожидаясь одобрения министерств и ведомств, пере ходим к рекомендациям. Изыми те из обращения формулировки типа «хуже нас нет». Славосло вить всё подряд, конечно, тоже не следует. Главное, чтобы в разговорах с ребёнком о загра- переспросила мама. «Нет, с Саидмуродом», — повтори ла я. Нас учили называть друг друга полным именем, уважительно. А еще у меня было два друга: Азиз и Се режа. Азиз, Саидмурод, Даша, Давид, Данила, Ахмед — все они перед моими глаза ми. Наши отцы, когда объя вили комендантский час в нашем тихом красивом по селке, начали создавать дру жины. Русские вместе с тад жиками охраняли по ночам жилища. А началось все с того, что таджики начали гнать армян. Потом стали грабить их дома и после этого пере шли на русских. Начали вводить свои порядки. Было даже так, что один район воевал с другим. И вот мы в Большом Хо- мутце. Мало кто мог понять нас. Было много проблем. Начиная с того, что мы, при выкшие к горной местнос ти, не умели обрабатывать землю. Но у нас появилось мно го друзей. Мама всегда учи ла меня, что все люди — братья. Если у человека горе, его национальность не имеет значения — ему надо протянуть руку помощи. Таков мой друг Виталик. Он находит именно те слова, которые нужны . К ак-то, когда у меня были непри ятности, он напомнил мне слова из Библии: «Возлюби ближнего своего, как само го себя». Друзья мои — разного возраста. Есть мои ровесни ки, есть люди старше моих родителей. Они заставляют меня поверить, что мир не без добрых людей. Если бы у меня не было моих дру зей, моя жизнь была бы бес смысленной. Говорят: «Мой дом — моя крепость». Я бы сказа ла по-другому: «Мои дру зья — моя крепость». И вот я иду сейчас по лесу, вспоминаю прошлое, думаю о настоящем, трево жусь за будущее. Ах, если бы ветер донес мои мысли до моих товарищей детских лет! Азиз, Саидмурод, Да вид — где вы сегодня?.. Ксеня ЖЕВНЯК, 17 лет. с. Большой Хомутец, Добровский район. нице не звучал завистливо-вос хищённый лейтмотив «живут же люди». Как (может, не очень складно) сказал один наш зна комый эстонский режиссёр: «Живут не где лучше, а где дома». И это на самом деле так. Давайте ребёнку понять, что зна чит «дома». Обращайте его вни мание на всякие подробности, которые милы вашему сердцу. Тут и природа, и обычаи, и сти хи, и песни (среди них есть про сто прекрасные, и пусть дети их знают). Объясняйте детям, что ругать свою страну в присут ствии иностранцев —это преж де всего ронять себя. Человек думает, что он пожалуется, рас скажет, какая у него страна ужас ная, и его пожалеют. Для види мости, может, и пожалеют. А в душе будут презирать. Нужно научиться отделять землю, где мы родились, выросли и роди ли детей, от её правителей. Это связано, но не тождественно. Правители приходят и уходят, а Россия остаётся. Она оставалась любимой даже для эмигрантов «первой волны», у которых новая власть в прямом смысле слова отняла всё, разрушила их мир. Большевистский режим они не навидели и проклинали, но их неизбывная ностальгия стала легендарной. И напоследок буквально пара фраз о слове «совок». По жалуйста, не произносите этого слова — лучше совсем, но при детях особенно. Мало того, что это слово унизительное, так у ребёнка orfo наверняка ещё и вызывает законную ассоциацию с пластмассовым совочком, с иг рушкой, которая всегда в чьих- то руках, причём с игрушкой чи сто функциональной и настоль ко невзрачной, что её часто за бывают в песочнице... В психо логии это называется «конкрет но-образное мышление».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz