Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
1 0 а в г у с т а 2 0 0 2 г .# № 1 5 5 ( 2 1 7 8 3 ) ШШ ТЖИПЕЦКАЯ • ■ г а з е т а А Л О Г О В Ы Й № 5 5 Выпускподготовле н пресс-службой Управле н ияМНСРоссиипоЛипецкойобласти РЕГИСТРАЦИЯ ЮРЛИЦ — . ПРИНЦИП «ОДНОГО ОКНА» Н А Ч И Н А Е Т Д Е Й С Т В О В А Т Ь С 1 июля 2002 года, как известно, нйлоговые орга ны приступили к государственной регистрации юри дических лиц. 9 июля 2002 года на пресс-конферен ции в инспекции Министерства Российской Ф едера ции по налогам и сборам по Центральному району г. Липецка подводились итоги первых десяти дней реги страции. Всего за это время было принято 70 заявле ний с различными причинами регистрации: о созда нии юридического лица, о ликвидации, уведомления от организаций, которые были зарегистрированы до введения в действие нового закона. Невысокая активность юридических лиц объясня ется их плохой информиро ванностью: многие до сих пор не ознакомились с но вым порядком государствен ной регистрации и новыми формами документов. За явители пока несп еш но «изучают нормативные пра вовые акты, а также меры ответственности за наруше ние установленного поряд ка». ' И такую позицию за явителей понять можно. За кон «О государственной ре гистрации ю ридич еских лиц» был подписан прези дентом 8 августа 2001 года, однако вступил в силу толь ко 1 июля 2002 года. Юри дическим лицам, для кого, собственно, этот закон и предназначался, соответ ствующие документы стали доступны лишь 26 июня 2002 года (дата их официаль ного опубликования). Принцип «одного окна» при госрегистрации компа ний налоговыми органами более удобен и значительно экономит время. Закон обя зал инспекции МНС РФ вы дать свидетельство за пять дней. До 1 июля зарегистриро вать юридическое лицо было крайне хлопотно. Эта про цедура занимала не менее ме сяца. Прежде чем получить свидетельство о регистрации в территориальных регистра ционных палатах, представи телю компании нужно было стать на учет в налоговую ин- сп екцию , в П ен сионны й фонд, фонды медицинского и социального страхования, а также в Госкомстат. Теперь же юридические лица не должны специально регис трироваться в этих государ ственных органах, а также вставать на учет в налого вой инспекции; все это про исходит автоматически при осущ ествл ении го с у д ар ственной регистрации. Министерство по нало гам и сборам и Минэконом развития планируют подго товить поправки в законы «О Пенсионном фонде РФ» и «Об обязательном соци альном страховании», цель которых — отмена дополни тельной регистрации юриди ческих лиц в указанных фондах. Налоговой службой Рос сии будет создан Единый го сударственный реестр юри дических лиц, содержащий основные сведения о дея тельности компании (назва ние, адрес, сведения об уч редителях, размер уставно го капитала, сведения о ли цензиях и проч.) и находя щийся в свободном доступе, кроме сведений об индиви дуальном номере налого плательщика (ИНН) и пас портных данных учредите лей. ПОСТАВИЛ ККМ - И Н Е Т П Р О Б Л Е М ! Помните ли вы, уважаемые читатели, времена, ког да от липецкого кинотеатра «Спутник» к Петровскому рынку за вожделенной покупкой толпы наших земля ков добирались пешком, а в редкие автобусы набива лись гак, что двери не закрывались? Много воды утек ло с тех пор. Теперь только немногие любители пеших прогулок идут до рынка на своих двоих. Большинство же пользуется услугами маршрутных такси, которые со всех концов города доставляют сюда потенциальных покупателей. С большой долей вероят ности можно утверждать, что со среды по воскресенье для водителей такси — это один из самых прибыльных мар шрутов в городе.В последнее время по нему ходят и габа ритные «Икарусы», и ма ленькие юркие «газельки», в которых количество пассажи ров строго соответствует ко личеству посадочных мест. Транспортные услуги оказы вают и муниципальные пред приятия, и различные ООО, и индивидуальные предпри ниматели. Но, заботясь о количе стве рейсов и перевозимых пассажиров, водители «забы вают» об одном небольшом нюансе: транспортные услу ги, согласно действующему российскому законодатель ству, они обязаны оказывать с применением контрольно- кассовых машин, и пассажи ры, отдав деньги, должны получить чек. Установка кассовой ма шины позволяет контролиро вать выручку, получаемую от пассажироперевозок, чек же гарантирует гражданам за щиту их потребительских прав. Мало ли что случится?! К примеру, в пути следования можно безнадежно испачкать любимый костюм или, не при веди, конечно, Господи, в ава рию попасть... В таких случа ях именно чек позволит предъявить претензии к пере возчику. Если на «Икарусах» кас сы худо-бедно имеются и временами, по просьбам пас сажиров, водитель даже и чеки выдает, то в небольших маршрутках кассовый аппа рат отыскать сложнее. Контролирующие функ ции по применению ККМ возложены на налоговые ин спекции. С этой целью нало говые инспекторы регулярно проводят рейды, проверяя, как на практике таксистами соблюдается законодательство. ...Высадившись довольно внушительным десантом у входа на Петровский рынок, инспекторы сразу начали проверку п одъ езж ающ и х такси. И в первом же транс портном средстве не обнару жили и малейших признаков существования кассового ап парата. Попросив водителя отъе хать немного подальше, что бы не затруднять движение паркующимся машинам, ин спекторы приступили к со ставлению протокола. На растерянном лице водителя явно читалась мысль: «Вот это я влип». Как и положе но в таких случаях, его по просили письменно объяс нить причину отсутствия кассового аппарата. Выясни лось, что работал водитель у индивидуального предприни мателя по трудовому догово ру. ККМ имелась, но храни лась у хозяина дома. Что ж , теперь «запасливому» пред принимателю придется само лично явиться в налоговую инспекцию для объяснений. Примерно такая же сце на наблюдалась и в другой машине. Только в этом слу чае водитель объяснил отсут ствие кассового аппарата тем, что его работодатель не успела его приобрести. Пос ле просьбы назвать пример ную сумму заработанного за утро он явно схитрил, утвер ждая, что подвез до рынка только пятерых пассажиров и заработал двадцать рублей. Пока составляли прото кол, сотрудники налоговой инспекции решили прове рить еще одну маршрутку, стоявшую неподалеку, с таб личкой «24 микрорайон — «Спутник» — вещевой ры нок. Проезд — 5 рублей». При приближении инспекто ров водитель хотел ретиро- А Н Е К Д О Т Ы П О П О В О Д У Налоговая реформа в текущем году уменьшила налоговое бремя для производителя. В частности, на треть снижены ставки налога на прибыль и значительно расширен перечень расходов предприятия, уменьшающих налоговую базу. Эти изменения уж е ре ально проявились. Так, за полугодие объем производ ства предприятий черной ме таллургии в нашей области возрос на 12 процентов, пи щевой промышленности — на 42 процента, но налоги пи щевики заплатили лишь не значительно больше — рост менее одного процента, а по черной металлургии платежи даже на 25 процентов сокра тились. Чтобы не допустить спа да поступлений в бюджет, налоговые органы области усилили работу по всем на правлениям контроля за по ступлением налогов и иных обязательных платежей. В итоге по сравнению с первым полугодием прошло го года в территориальный бюджет поступило налогов на 7 процентов больше. Воз рос и удельный вес средств, оставшихся на территории области. Если год назад это составило 68 процентов, то сейчас — 71 процент. Из 4 миллиардов 858 миллионов рублей в областную казну поступило 3 миллиарда 443 миллиона. ПОЛГОДА ПО НОВЫМ СТАВКАМ ш ш ш ш ш тж ж Значительное увеличение платежей в территориальный бюджет отмечается в Крас- нин ск ом , Л еб е д я н ск ом , Елецком, Тербунском, Чап- лыгинском районах. В то же время в Данковском, Добров- ском , Задонском , Станов- лянском, Усманском, Хле- венском районах рост значи тельно ниже среднеобластно го, который без учета плате жей от ОАО «НЛМК» соста вил 30 процентов. А в горо де Липецке за счет уменьше ния платеж ей комбината произошло общее снижение налоговых поступлений к уровню прошлого года на 4,7 процента. Основным источником формирования местных бюд- ваться с рабочего места, но не успел. Какие же причины побудили «законопослушно го» перевозчика к бегству? Выяснилось, что классичес кое отсутствие ККМ усугуб лялось в данном случае еще и отсутствием свидетельства предпринимателя. По словам водителя, ни каких пассажиров он и не собирался перевозить. Про живает в г. Грязи, едет на техосмотр, а на рынок заехал за товарищем. На вполне уместный вопрос: «Зачем в таком случае табличку по ставил?» последовал доста точно забавный ответ: «Что бы не придирались к тому, что остановился в неполо женном месте». Однако таких «диких» предпринимателей осталось немного. Мало-помалу ры нок услуг по перевозке пас сажиров входит в цивилизо ванное русло. Да и конт рольно-кассовые машины со временем установят все, осо знав необходимость и спра ведливость этого требования. В пользу такого вывода говорит красноречивый факт: во время проверки к налого вым инспекторам подскочил один из водителей. Как ока залось, старый знакомый, которого однажды уже нака зывали за отсутствие ККМ. Поговорив о том о сем, он как бы между прочим заметил: — А я себе кассу купил. — Что это ты вдруг наду мал? — изумились инспек торы. — Ну да вы постоянно ходите проверяете, а мне что, все время прятаться? Надое ло. Вот и решил: лучше кас су куплю и спокойно рабо тать буду. Мне одного раза вот так хватило, — и он выразительно провел ладо нью по шее. ...Постепенно поток мар шруток заметно поредел, да и у вновь подъезжающих были установлены ККМ — лишнее доказательство того, как хорошо работает систе ма оповещения у таксистов. Стало ясно, что дальнейшее пребывание на Петровском рынке излишне, так как в ближайшие 3-4 часа водите ли будут работать образцово- показательно. Да ведь на це лый день к каждому водите лю налогового инспектора не приставишь. И здесь прихо дится в очередной раз взы вать к совести водителей и напоминать пассажирам : «Граждане, требуйте чеки!» Светлана ШАДРИНА. жетов является налог на до ходы физических лиц. Его поступления составили за полугодие 913 миллионов, что на 38 процентов больше, чем в I полугодии прошлого года. Это несколько опережа ет темп роста заработной пла ты. Превышение достигнуто за счет снижения задолжен ности по налогу на доходы физических лиц. Поступление акцизов от предприятий алкогольной отрасли увеличилось на 16 процентов и составило 297 миллионов рублей, в том числе в территориальный бюджет — 157 миллионов. В то же время критичес кая ситуация с уплатой ак цизов сложилась на «Ста- ПРОФЕССИОНАЛЫ — i Людмилу Николаевну Татаринову в контрольном отделе УМНС России по Липецкой области, где она работает главным госналогинспектором, не только любят за добрый, отзывчивый характер, но и ценят как профессионального специалиста, сравнивая ее дея тельность с работой бойцов невидимого фронта. И это сравнение часто соответствует сути: ведь за десять лет работы в налоговых органах Людмила Николаевна в совершенстве овладела методами контрольной работы и потому ее регулярно направляют на проверки самых крупных и проблемных налогопла тельщиков, таких как Новолипецкий металлургический комбинат, Добринский сахар ный завод, облгаз и другие. И всегда после ее проверок в бюджет доначисляются значительные суммы, которые не перечислил сам налогоплательщик. Фото Геннадия ЛУКИНА. ИЗМЕНЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Ш ТРАФ СУЩЕСТВЕННО П О Д Р О С С введением в действие с первого июля 2002 г. Ко декса Российской Федерации об административных правонарушениях произошли некоторые изменения в ст. 7 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с насе лением». Прежде всего, они коснулись видов наруше ний законодательства, за которые предусмотрены на казания, и размеров штрафных санкций. Согласно ст. 14.5 Кодек са РФ «Об административ ных правонарушениях» по- прежнему продажа товаров, выполнение работ или оказа ние услуг юридическими и физическими лицами без применения в установленных зак он ом сл уч ая х к о н т рольно-кассовых машин вле чет наложение администра тивного штрафа. Но его раз меры несколько изменились. С 1 июля 2002 г. штрафные санкции, применяемые по от ношению к гражданам, со ставляют от 15 до 20 мини мальных размеров оплаты труда (1 ,5 -2 ,0 тысячи руб лей). Штраф в отношении должностных лиц может со ставить более солидную сум му — от 30 до 40 МРОТ (3-4 тысячи рублей), а для юри дических лиц — от 300 до 400 МРОТ (30-40 тысяч руб лей). Кроме того, согласно ст. 15.1 Кодекса РФ «Об адми нистративных правонаруше ниях» нарушение предприя тиями порядка работы с де нежной наличностью, выра зившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, влечет наложение админист ративного штрафа на долж ностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных разме ров оплаты труда, на юриди ческих лиц — от 400 до 500 МРОТ. А д м и н и с т р а т и в н ы й штраф, наложенный на на рушителя закона РФ руково дителем (заместителем руко водителя) инспекции МНС России, должен быть уплачен лицом, привлеченным к ад министративной ответствен ности, не позднее тридцати дней со дня вступления по становления о наложении административного штрафа в законную силу. В том случае если в указанный срок нару шителем штраф не уплачива ется, постановление направ ляется судебному приставу- исполнителю для обращения административного взыска ния на имущество, принад лежащее юридическому или физическому лицу. Виталий БОЙКО, начальник отдела ИМНС России по Центральному району г. Липецка. КУРИЛКА Два налоговых инспектора до поздней ночи сво дят баланс. Один у другого спрашивает: — Сколько месяцев в году? — Десять... без НДС. *** В отделе ККМ раздался звонок. Доброжелатель сообщил, что на рынке спекулируют глиняной по судой бессовестные хохлы. Трубку взял начальник отдела, который днем раньше с бригадой сам проверял этих хохлов и выяснил, что торгуют они на законном основании. Им выдали зарплату натуральным продуктом, то бишь посудой. На Украине ее навалом, Товар кра сивый и недорогой. Идет нарасхват. Все это в краткой форме он и изложил бдитель ному гражданину. Такой ответ явно не устроил зво нившего, и со скандальной ноткой в голосе аноним потребовал назвать фамилию говорившего с ним налогового работника. — Тищенко, начальник отдела, — представился тот. После легкого замешательства незнакомец с вы зовом потребовал позвать другого налогового ра ботника. — Петренко, подойди, пожалуйста, к телефону, — позвал начальник отдела работавшего с ним в одном кабинете заместителя. Долгая пауза и гудки отбоя в трубке... НАЛОГОВАЯ РАЗЪЯСНЯЕТ КАКНАЧИСЛИТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ До 1 ян варя 20 0 2 года д л я индивидуальных п р е д п ри н им ател ей , прим ен яю щих упрощ енную с и с тем у н алогооблож ени я, при и с числении единого со ц и ал ь ного н алога объектом н ал о гообложения являлся доход, о п р ед ел яем ы й и з сто и м о с ти п атен та. Т еп е р ь ж е, в с о о т в е т ствии с а б з.2 п. 2 ст. 2 36 НК РФ , д л я и н д и в и д у ал ьны х предприним ателей , п рим е няющих упрощенную си с те му налогообложения, при ис числении единого со ц и ал ь ного налога (в дальн ейш ем — ЕСН) базой является в а ловая выручка, определяемая в соответствии с Ф ед ер ал ь ным законом от 29.12.1995 г. № 222-Ф З «Об упрощенной си с тем е налогооблож ения, у ч е т а и о т ч е т н о с т и д л я субъектов малого предпри нимательства», с учетом по ложений п. 3 ст. 237 НК РФ. К ром е того, у стан о вл е но, что д л я таких п р ед п р и н им ател ей налоговая б а за о п р ед ел я е тс я как п р о и зв е д ен и е валовой выручки и ко эф ф и ц и е н та 0 , 1. С огласно п. 3 ст. 3 Закон а № 2 2 2 -Ф З валовая выручка и счи сляет ся как сумм а выручки, по лученной от реали зац и и то вар о в, от продажной цены имущ ества, реализованного з а отчетный п ери од , и вн е реализационных доходов. Р асч ет сумм авансовы х платеж ей по ЕСН, п о д л еж а щих уп лате в течен и е 2 0 0 2 го д а, д л я индивидуальных п редп ри н им ателей , п р им е няющих упрощенную си с те му налогообложения, произ водится налоговым органом, исходя и з налоговой базы данного налогоплательщика з а преды дущ ий налоговый п ериод (произведение вало вой выручки з а 2001 год и коэфф ици ен та 0,1) и ставок н алога, указанных в п. 3 ст. 241 НК РФ. При этом д л я налогопла тельщ иков, у которых н ало го вая б а з а у д о в л етв о р я ет критерию от 100001 рубля и выше, налоговые органы при расчете авансовых платежей на текущий налоговый пери о д вп р аве использовать р е гресси вны е ставки налога. Татьяна КОВРИЖКИНА, начальник о тд ел а ИМНС России по Л евобереж ному району г. Липецка. новлянском спиртзаводе» и «Воскресенском спиртоводоч ном заводе». Решением Ар битражного суда на этих предприятиях введена проце дура наблюдения, а это фак тически последний шаг к банкротству. Поступления акцизов по предприятиям табачной от расли, несмотря на увеличе ние в этом году их ставок, уменьшились по сравнению с прошлым годом на 7 про центов и составили 39,3 мил лиона рублей. Причина — снижение объемов производ ства и реализации табачной продукции. Изменения и дополнения к Налоговому кодексу, при нятые Госдумой 24 мая, так же направлены на дальней шее снижение налоговой на грузки на предприятия, что в перспективе должно при вести к оживлению произ водства, росту его объемов и, как следствие, к увеличению налоговых отчислений. Но это — в ожидаемом бу дущем. А в настоящем мно гие крупные налогоплатель щики не только в полной мере используют все возмож ности снижения налоговой базы, предоставленные зако нодательством, но и пользу ются тем, что главой 25 На логового кодекса не предус мотрены меры воздействия за несвоевременное внесение авансовых платежей по нало гу на прибыль. Так, в марте от ОАО «НЛМК» с задержкой поступила вся сумма начис ленного налога на прибыль, в июне — более четверти. То же отношение к свое временному внесению плате жей в бюджет области про явил в феврале и июне и дру гой крупный плательщик налога — ЗАО «Завод холо дильников «Стинол». Кроме несвоевременной уплаты налогов, негативное влияние на поступления в бюджет оказывает стремле ние отдельных руководите лей занизить налоговую базу. В 68 процентах проверенных предприятий выявлены нару шения. За полугодие дона числено, с учетом санкций и пени, 619 миллионов руб лей. Липецкая область по-пре жнему имеет один из самых высоких показателей по мо билизации средств в террито риальный бюджет среди об ластей Центрально-Черно земной ассоциации. Так, на 1 июня он составил к соот ветствующему показателю по Тамбовской области — 208, Курской — 151, Орловской — 142, Белгородской — 107, Воронежской — 83 процен та. Недоимка к поступлени ям платежей в бюджеты всех уровней по Липецкой облас ти самая низкая по Цент рально-Черноземной ассоци ации — 5,5 процента, в то время как по Воронежской области — 74,3, Курской — 76,5, Белгородской и Там бовской — 33,7, Орловской — 8,4 процента. Пресс-служба областного Управления МНС России. КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ И В ТОРГОВЛЕ «Наша ^о^кроме^этого^в^ипец'кеу’нас тоже ведем торговлю. Но, кроме > ли оно обособ- леннымНстр> ^у р н ь/м П о д р азд ел ен и ем наш ей органи зации? в СЕРГЕЕВ, г. Грязи» — Обособленным под разделением организации признается любое террито риально обособленное от нее подразделение, по мес ту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ). Признание обособлен ного подразделения органи зации производится неза висимо от того, отражено или не отражено его созда ние в учредительных или иных организационно-рас порядительных документах организации, и от полномо чий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место счи- Iтается стационарным, если Iоно создается на срок бо- | лее одного месяца. Статья 1 Федерального зак он а от 1 7 .0 7 .1 9 9 9 № 181-ФЗ «Об основах ох раны труда в Российской Федерации» определяет ра бочее место как место, в ко тором работник должен на ходиться или в которое ему | необходимо прибыть в свя-1 зи с его работой и которое i прямо или косвенно цахо- дится под контролем рабо тодателя. Согласно ст. 83 НК РФ для проведения налогового контроля налогоплатель щики подлежат постановке i на учет в налоговых орга нах по месту нахождения обособленных подразделе ний, и не имеет значения | создание одного или не скольких рабочих мест, тер риториально отделенных о т : основной организации. Поэтому создание орга низацией рабочего места вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в нало говом органе организации по месту нахождения обо собленного подразделения. ВСТРЕЧНАЯ ПРОВЕРКА: НЕ ТАК СТРАШЕН ЧЕРТ... .Как определяет понятие *встречная проверка. На логовыйкбдекс Р оссийской федерации? логоеыи код ПОНОМАРЕВА, г. Данков». — Возможность прове дения встречной проверки предусмотрена ч. 2 ст. 87 Налогового кодекса Россий ской Федерации. Проверка подразумевает возможность получения до кументов о деятельности проверяемого налогопла тельщика от других лиц, чтобы сопоставить их дан ные с данными, отраженны ми в документах самого про веряемого, для оценки их достоверности. В связи с этим налого вые органы могут требовать у контрагента проверяемо го н ал огопл ательщ ик а (плательщика сбора) и дру гих лиц (независимо от того, в каком налоговом органе они стоят на учете) документы о деятельности проверяемого налогопла тельщика (плательщика сбора), имеющие отноше ние к предмету налоговой проверки. Встречная проверка яв ляется самостоятельной формой налогового контро ля и не относится к катего рии камеральной и выезд ной. Камеральные и выезд ные проверки согласно ст.ст. 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федера ции могут проводиться лишь в отношении налого плательщиков, плательщи ков сборов и налоговых агентов. Если необходимо прове сти встречную проверку не посредственно у лица, распо лагающего документами, от носящимися к деятельности проверяемого налогопла тельщика, то она может быть проведена в процессе выездной налоговой провер ки этого лица как налого плательщика, плательщика сбора и налогового агента на основании решения о ее про ведении, принятого руково дителем налогового органа. КАК ПРИВЛЕЧЬ ЭКСПЕРТА? .Каков л о р яд о * " P ^ r l ^ e ^ t T n l T o r Z i r a T o - I гового контроля в рамках вы д I верки? д ПАСТУХОВА, г. Елец». Я _ I■..пикш 1 П 1 Ч 1 У 1 П 1 П 1 ШШШМ р — В необходимых слу чаях для участия в прове- ! дении конкретных действий | по осуществлению налого- | вого контроля, в том числе ! при проведении выездных | налоговых проверок, на до- . говорной основе мож ет . быть привлечен эксперт (ст. | 95 часть I НК Российской | Федерации). Экспертиза может про- ! изводиться экспертами co if! ответствующих учреждений 1 или другими специалиста- ! ми, обладающими специ- | альными знаниями в дан- I ной области и имеющими I соответствующую квалифи кацию , подтвержденную | квалификационным аттес татом, лицензией, дипло- ! мом и т.д. | Перед привлечением эк- I сперта налоговым органам необходимо убедиться в от с у т с т в и и обстоятельств, свидетельствующих о его заинтересованности в ре зультатах проверки: напри мер, эксперт — физическое (юридическое) лицо являет ся учредителем (участником) или руководителем налого плательщика, в отношении которого проводится провер ка, или состоит с должност ными лицами проверяемо го налогоплательщика в близком родстве или свой стве, а также другие воз можные обстоятельства. Все действия проводят ся на основании постанов ления должностного лица налогового органа о привле чении эксперта(экспертной организации) к проведениюI экспертизы. Дмитрий СОКОЛОВ, специалист по правовой работе ИМНС России по Левобережному району г. Липецка. >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz