Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
8 А В Г У С Т А 2 0 0 2 Ч Е Т В Е Р Г № 3 0 ( 8 2 ) С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я З а д а н и е н а о с е н ь В М и н с к е о б с у ж д е н п р о е к т п о в е с т к и д н я о ч е р е д н о г о з а с е д а н и я С о в е т а М и н и с т р о в С о ю з н о г о г о с у д а р с т в а накануне события Лариса Раковская М И Н С К НА СМЕНУ летнему зною и как следствие спаду деловой и поли тической активности пришли до жди и первые мысли об осени. Между тем новый политический сезон для Союзного государства «прохладным», похоже, не будет. Недавно в Представительстве Постоянного комитета Союзного государства в Минске прошло совещание, в котором приняли участие представители всех за интересованных министерств и ведомств. На нем обсуждался проект повестки дня предстоя щего заседания Совета Минист ров Союзного государства. Как рассказал в беседе с кор респондентом «СОЮЗа» руково дитель Представительства Сер гей ШУХНО, уже сегодня в про екте повестки дня более двадца ти вопросов экономического и правового характера. Кроме то го, отдельным блоком предпола гается рассмотреть вопросы, ка сающиеся выполнения союзных программ. — Анализ торгово-экономи ческого сотрудничества Белару си и России, — отметил С. Шух- но, — был центральной темой об суждения на недавней коллегии трех белорусских министерств (иностранных дел, экономики и торговли), в которой принимал участие и Александр Лукашенко. До сих пор не «развязана» проб лема взимания косвенных нало гов. Проект соответствующего соглашения подготовлен, но он все еще не согласован и снова будет рассматриваться на за се дании Совмина. В предварительной повестке — рассмотрение хода разработ ки Налогового кодекса Союзно го государства и обсуждение дальнейшего развития филиа ла Московского государствен ного социального университета в Минске. Вуз готовит специа листов в области социальной защиты — психологов, юристов и т.д. Опыт показывает, что учебное заведение прочно ут вердилось на рынке образова тельных услуг: его дипломы престижны не только в Белару си, но и в Российской Федера ции. Кстати, пока это единст венный вуз, работа которого финансируется из союзного бюджета. Кроме того, на за с е дании Совмина будет проанали зировано, как реализуются сов местные программы в области радиоэлектроники, космиче ских технологий. — Мы часто информируем наших читателей о сотрудни честве Беларуси и России в рамках реализации уже «рас крученных» программ —о де ятельности ФПГ «БелРусАв- то» и «Союзном телевизоре». А как с новыми проектами? Ведь в обоих государствах уже верстаются бюджеты на следующий год и продолжает ся работа над формированием пакета союзных программ. — Внимание к названным проектам объяснимо, ведь бело русские «МАЗы» с российскими двигателями и телевизоры, вы пущенные на белорусских и рос сийских предприятиях, — уже действительность. Кроме того, программы эти долгосрочные: на их исполнение отведено от трех до пяти лет. Есть еще и общие проекты в области швейного ма шиностроения и производства молочной продукции. Одна из са мых масштабных программ ны нешнего года — обустройство границ и строительство там та моженных терминалов. А недав но в Гродно представители Пос тоянного комитета знакомились с выполнением союзной про граммы по выпуску оборудова ния для химической промышлен ности. В проекте бюджета на 2003 год предусматривается десять новых союзных программ. Среди них выделил бы создание двух видов лекарственных препара тов нового поколения. — Планируется ли на сен тябрьском заседании Совми на обсуждение проекта кон цепции Конституционного ак та? — В соответствии с решением Высшего Госсовета проект кон цепции Конституционного акта и его структуры должен быть пред ставлен Высшему Госсовету в четвертом квартале этого года. Работа над документом ведется в строгом соответствии с этим графиком. На днях в Москве про шло заседание экспертного со вета по подготовке проекта кон цепции. В нем участвовали пред ставители российского и бело русского МИД, юристы — разра ботчики документа от обеих стран, парламентарии. На сентябрь назначено и оче редное заседание совместной белорусско-российской рабочей группы по созданию проекта Конституционного акта. У т р о м — к о н т а к т ы , в е ч е р о м — к о н т р а к т ы прямые связи Радик Амиров М О С КВ А — УФ А В НАЧАЛЕ следующей недели представительная делегация Тор гово-промышленной палаты (ТПП) Башкортостана, куда во шли руководители полутора д е сятков ведущих предприятий рес публики, посетит Беларусь. Визит состоится по приглашению бело русских коллег. Как сообщил корреспонденту «СОЮЗа» начальник управления межрегионального и междуна родного сотрудничества ТПП Башкортостана Рубен АДАМЯН, «есть вполне конкретные дело вые предложения как со стороны наших предприятий, так и со сто роны заинтересованных партне ров из Минска, Гомеля и Могиле ва». Всоставе делегации Башкор тостана — директора крупнейших заводов по таким отраслям, как автомобилестроение, нефтехи мия и энергетика. — Особое внимание нами уде ляется производителям сельско хозяйственной техники, — отме тил Р. Адамян. — Не по словам знаем качество минских тракто ров. Кроме того, нам известно, что выпущены новые, более усовер шенствованные модели. Ипотому попытаемся установить прямые контакты с руководством МТЗ, а также с Гомельским заводом сельхозтехники и другими пред приятиями Беларуси. Хотя в горо дах Башкортостана уже активно действуют представители бело русских заводов, для нас очень важно установить более устойчи вые, прямые связи с производите лями данной продукции. В таких поставках заинтересрваны и д е ловые круги Беларуси. Поэтому, как надеемся, уже в ходе визита мы подпишем ряд договоров. Для этого принимающая сторона ор ганизует специальные контактно кооперационные биржи. По словам Р. Адамяна, «никто не заставляет промышленников республики ехать в Беларусь в обязательном порядке. Инициати ва посещения Минска, Гомеля и Могилева исходила от самих руко водителей башкирских заводов. Значит, это в их интересах». — Наши контакты с Беларусью не прекращаются ни на день, — рассказали корреспонденту «СО ЮЗа» в стерлитамакском ОАО «Сода». — Многие белорусские предприятия, прежде всего произ водственники, не могут обходить ся без нашей продукции. А мы в свою очередь заинтересованы в постоянных деловых партнерах, способных вовремя рассчиты ваться и выполнять условия под писанных договоров. Кроме того, мы рассчитываем на расширение сети продаж стерлитамакской продукции в Беларуси. Крупней шее в Европе предприятие по вы пуску соды будет делать все, что бы наши связи поддерживались на высоком уровне. Стоит добавить, что экономи ческие взаимоотношения Баш кортостана и Беларуси активизи ровались после посещения Уфы несколько лет назад президен том Беларуси Александром Лука шенко. Тогда с руководством рес публики во главе с Муртазой Ра химовым были подписаны дого воры о сотрудничестве в сфере экономики, науки и культуры. Се годня они реально воплощаются в жизнь. Г а з п р и ш е л в Б о р и с о в трасса БЕЛТА ГАЗ Ямала дошел до реки Берези на в районе города Борисова. Ор ганизацией работ по вытеснению воздуха газом после окончания строительства участка на терри тории Беларуси занимались спе циалисты Оршанского и Крупско го управления магистральных га зопроводов предприятия «Бел- трансгаз». Им и предстоит эксплуатиро вать новую трассу. Качество по строенного газопровода от Смо ленска до реки Березина отвечает мировым стандартам: работы вы полнены в соответствии с требо ваниями международной систе мы качества ISO-9000. Примене ны современные высокие техно логии. Стройка отличалась и вы сокой культурой. В ходе работ не было нанесено экологического ущерба. На всем протяжении трассы проведена рекультивация земель, мелиоративные и ороси тельные системы полностью вос становлены, а на многих участках реконструированы. « A M А З » : т р а н з и т н а Т ю м е н с к и й С е в е р « н а у ч н о -п р о и з в о д с т в е н н а я к о м п а н и я Ю н и ц к о го » п р о в е л а и с п ы т а н и я п р и н ц и п и а л ь н о н о в о й м н о г о ф у н к ц и о н а л ь н о й с т р у н н о й т р а н с п о р т н о й с и с т е м ы в р а й ц е н т р е О з е р ы М о с к о в с к о й о б л а с т и . О н а п р е д н а з н а ч е н а д л я д в и ж е н и я п о н е й г р у з о в ы х и л и п а с с а ж и р с к и х к о л е с н ы х м а ш и н . Сергей Тиванов М И Н С К — Т Ю М Е Н Ь ___________________ В ИЮНЕ нынешнего года Михаил Лавринович, бывший тогда гене ральным директором ПО «Белав- тоМАЗ», подписал приказ о соз дании на Минском автозаводе ав тобусного производства. Это со бытие положило начало созданию новой отрасли белорусской про мышленности. Сегодня «АМАЗы» исправно колесят по дорогам Со юзного государства и СНГ. — Начинали практически с ну ля, — вспоминает первый замес титель гендиректора объедине ния «БелавтоМАЗ» Виктор Кале- чиц. — С малым багажом, но зато с большим оптимизмом. Многие тогда воспринимали наш проект как браваду, ведь на фоне общего краха хозяйственного комплекса Советского Союза и плановой со циалистической системы он вы глядел нереальным. В тот момент никакого опыта у белорусских автомобилестроите лей в области производства авто бусов и быть не могло. Десятки лет Беларусь в плановом порядке получала их по 500—600 ежегод но и горя не знала. Ав начале 90-х возник острейший дефицит транспортных средств. Беларусь за калийные удобрения могла приобрести в год всего ничего — не более двух десятков автобусов. Пассажирский перевозочный парк оказался на грани краха. — Тогда-то и вспомнили, — рассказывает руководитель ком пании «КомиМАЗсервис» Влади мир Куренков, — что еще в 1989 году на одном из заседаний Мин ского городского научно-техниче ского совета, который по сути яв лялся штабом по выработке стра тегии и тактики работы промыш ленных предприятий в новых ус ловиях хозяйствования,прозвуча ло робкое предложение по выпус ку собственных автобусов. Я как заместитель генерального дирек тора ПО «БелавтоМАЗ» по эконо мическим вопросам присутство вал на том заседании, и предло жение это запало мне в душу. — И оно было принято, — включается в разговор директор автобусного филиала Геннадий Синеговский. — Конечно, все ока залось очень непросто. При экс пертизе проекта были учтены вы сокий научно-технический и про изводственный потенциал бело русских автозаводцев и их смеж ников, возможность создания до полнительных рабочих мест и вы пуска импортозамещаемой про дукции, которая в конечном счете обеспечит приток валюты. Кроме того, в решении этой задачи пред полагалось участие не только Минского автомобильного и дру гих белорусских заводов, но и де сятков предприятий-смежников России, Украины, других стран СНГ. Короче, ставки были сдела ны, и, как показала жизнь, сдела ныверно. В те годы, считает Владимир Куренков, не было допущено серьезных просчетов или ошибок. Задача была поставлена таким образом, чтобы создать не одно предприятие, специализирующе еся на автобусном производстве, а разветвленную автомобильную подотрасль. Конечно, для того су ществовали определенные усло вия. В конструкторско-технологи ческом и производственном пла нах у белорусских автомобиле строителей имелось все необхо димое. Не было лишь ноу-хау в об ласти конструирования автобус ного кузова. Когда обсуждался вопрос, что брать за основу отече ственного автобуса, большинство транспортников, руководителей автопредприятий склонялись к привычному «Икарусу». Понятно, сказывались стереотип мышле ния, опыт эксплуатации хорошо известной техники. Но венгерский вариант создавался в начале 70-х, а техническое задание на него вы давалось и вовсе в середине 60-х. Такой подход явно обрекал проект на провал. Обратились к опыту ведущих западных фирм. Но и здесь с ходу не заладилось. Две зарубежные компании по очереди отказались от сотрудничества, третья предло жила откровенный «раритет» 50-х годов. В конце концов союзником стала немецкая фирма, которая не только открыла ворота для оз накомления с производственны ми процессами, но и согласилась продолжить контакты в области транша ноу-хау. В 1993 году по немецкой гиб кой технологии изготовления ку зова, позволяющей обходиться без штампованных деталей, были собраны шесть первых «Неопла нов». Все последующие машины — уже воплощение разработок белорусских конструкторов. Они, тщательно изучив опыт эксплуа тации тех первых машин, пришли к выводу: для наших климатиче ских и дорожных условий и пасса жиров нужны и специальные тех нические решения. За десять лет белорусскими автобусостроителями разработа но 10 моделей и более 50 их моди фикаций: городские «низкопо- лы», пригородный вариант, особо большой «трехосник» «МАЗ-107», междугородный и международ ный лайнер «МАЗ-152», туристи ческий вариант, восьмиметровый «малыш» среднего класса, трол лейбус... Этим машинам по-доб рому завидуют многие другие производители автобусов, по скольку по параметрам комфорт ности, качеству изготовления и дизайна, надежности узлов и аг регатов они практически вне кон куренции. Весьма интересна и послед няя разработка минских автобу- состроителей. Она предназначе на для приполярных условий экс плуатации. Во многих северных городах России — главного по требителя продукции «АМАЗа» — сегодня эксплуатируется 692 белорусских автобуса. Белорус ские автобусы знают в 51 городе Российской Федерации. Самые крупные поставки техники сдела ны в Москву, Санкт-Петербург, Тюмень, Ярославль, Новый Урен гой, Обнинск, Курск, Горно-Ал тайск. Недавно с участием мэра рос сийской столицы Юрия Лужкова было подписано весьма перспек тивное соглашение о сотрудниче стве, и сейчас ведется активная работа по его реализации. Са мые тесные контакты поддержи ваются и с российской Северной Пальмирой. В Санкт-Петербурге сегодня эксплуатируется свыше 150 белорусских автобусов. Пе реговоры с руководителями ре гиона на дальнейшее развитие сотрудничества продолжаются. Довелось в нем участвовать вместе с генеральным директо ром ПО «БелавтоМАЗ» Валенти ном Гуриновичем и заместителю председателя Комиссии по эконо мической политике Парламент ского Собрания Союза Беларуси и России Сергею Заболотцу. По его словам, на питерском заводе имени Кирова открываются не плохие перспективы в организа ции производства минских авто бусов. Хотя определенные труд ности возникают и там. И дело тут, конечно, не в том, что на пе тербургский рынок со своим авто бусным проектом вышла «Ска ния». Никакой неожиданности в этом нет, потому что, по словам Г. Синеговского, «новость» эта из вестна уже более трех лет и серь езного беспокойства не предста вляет. Ведь когда-то было сбо рочное производство «Икарусов» в Москве. Итам, где вчера соби рались венгерские автобусы, бу дут производиться белорусские. — Причем это перспективный, развивающийся проект, — гово рит Сергей Заболотец, — по скольку в его основе лежит преж де всего глубокая степень инте грации Беларуси и России в рам ках Союзного государства. Выйдя в 2000 году на заплани рованную проектную мощность — 500 автобусов в год, — завод имеет реальные перспективы поднять ее до 1500 единиц. При этом, уточняет Г. Синеговский, заканчивается постановка на производственный поток моде лей первого поколения, имеющих в своем номерном обозначении цифру «1». Уже в начале 2003 го да увидит свет первый автобус второго поколения — с улучшен ными техническими и эксплуата ционными параметрами, совре менным дизайном. Но это не оз начает, что лучшие достижения первого поколения машин не бу дут оптимально использованы. — Когда «МАЗ-15» создавал ся как междугородный автобус, призванный сменить «Икарусы», — говорит главный конструктор Александр Мышко, — мы понима ли, что эта серийная машина не сможет удовлетворить все запро сы потребителя. И сегодня, как ожидалось, спрос на наши меж дународные автобусы не велик. Но через год-полтора мы сможем предложить машину европейско го класса, созданную специально для туристических и международ ных перевозок с максимальной степенью комфорта. Ипоследнее. В одном россий ском регионе возникла потреб ность в ведомственном эксклю зивном автобусе. Минчане спра вились с капризным заданием на «пятерку», специально вы полнили салон-«купе», бизнес- столики..: Заказчики остались довольны. В е с ь м а и н т е р е с н а и п о с л е д н я я р а з р а б о т к а м и н с к и х а в т о б у с о с т р о и т е л е й . О н а п р е д н а з н а ч е н а д л я п р и п о л я р н ы х у с л о в и й э к с п л у а т а ц и и . В о м н о г и х с е в е р н ы х г о р о д а х Р о с с и и — г л а в н о г о п о т р е б и т е л я п р о д у к ц и и « А М А З » — с е г о д н я э к с п л у а т и р у е т с я 6 9 2 б е л о р у с с к и х а в т о б у с а . Н а д е ж н о . И ц е н а п о д х о д я щ а я ! сотрудничество САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ДЕЛЕГАЦИЯ Гомельской облас ти побывала в Ленинградской области и поздравила ленин градцев с семидесятилетним юбилеем. У гомельчан крепнут связи с ленинградцами. Важную роль сыграло то, что Ленинградская область, особенно в последние годы, серьезно занялась сель ским хозяйством. А поднять его б ез обновления машинно-трак торного парка нельзя. Не секрет, техника у сельхозпроизводите лей износилась. А у бывших сов хозов не хватает денег для ее об новления. В то же время в Бела руси успешно продолжают рабо тать предприятия сельхозмаши ностроения, выпускающие хоро шо зарекомендовавшие себя на небольших ленинградских полях трактора и комбайны. Техника эта недорога. И это главное. Ведь правительство Ленинград ской области покупает белорус скую технику из областного бюд жета, а потом предоставляет ее предприятиям в лизинг. Так тра- ктбра и комбайны становятся доступны для села. Недавно руководитель отде ления посольства Республики Беларусь в Санкт-Петербурге Василий Шолодонов обсуждал вопрос о закупке белорусской техники в областном «Агросна- бе». Ленинградская область в нынешнем году закупит около сотни минских тракторов. Хоро шие перспективы и у комбай нов «Гомсельмаша», особенно с учетом того, что гомельские комбайностроители приступа ют сейчас к реализации совме стного проекта с «Ростсельма шем» — основным производи телем комбайнов в России. Сейчас надо решить главную проблему: наладить хорошую сеть обслуживания техники. Наконец, Гомельскую и Ле нинградскую области связыва ют и личные связи. Ведь ны нешний губернатор Ленинград ской области родился в семье сельских учителей именно на территории Гомельской облас ти. Валерий Сердюков в про шлом году побывал с офици альным визитом у себя на роди не. Во время поездки подписа ли договор о взаимном сотруд ничестве двух областей. Те перь гомельчане приехали по здравить своего земляка с юби леем области. Н а д Б у г о м — к а к д о м а Око н ча н ие. Начало н а стр. I. — Работа с людьми —основ ная задача консульства. А как часто вам приходится иметь дело со сферой межгосудар ственных экономических вза имоотношений на уровне от дельных предприятий? Как вылично оцениваете качество конкретных хозяйственных связей? — Два месяца моей работы в Бресте — срок небольшой. Пока соприкасаться с проблемами та кого плана не приходилось, хотя знаю, что мой предшественник занимался по просьбе отдельных руководителей вопросами мар кетинга, помогал брестским предприятиям возвращать из России долги за отправленную туда продукцию. Для оказания подобных услуг в аппарате рос сийского МИД есть специальный экономический отдел, который с нашей подачи может заняться проблемами выхода конкретных белорусских производителей на российский рынок. Так что мы всегда готовы оказать белору сам подобное содействие. О каких-то глубоких личных аналитических выводах гово рить пока рано, но кое над чем уже размышляю. Еще до приез да в Брест слышал о тенденции уменьшения потока белорусских товаров на российский рынок. Мол, из-за разницы цен на энер гоносители белорусские произ водители уступают в конкурент ной борьбе россиянам. Но вот наблюдаю в Бресте такую карти ну. Россиянин закупает в здеш них магазинах партию трикота жа или ковровых изделий и ве зет поездом продавать их к себе домой. Естественно, не без при были для себя. Почему так не по лучается у белорусских пред приятий? Ведь, как и для частни ка, для них в торговле нет тамо женно-пограничных преград... — Какие еще особенности Брестчины привлекли ваше внимание? — Их множество. Поразила Брестская крепость. Не раз бы вал в Бресте проездом, но уви деть крепость все не удавалось. А ведь это место связано с мно говековыми пластами разных периодов истории России и сла вянских народов в целом. Тема Великой Отечественной ощуща ется в ее стенах пронзительно, как ни в каком другом месте. Здесь дрогнет сердце и русско го, и казаха, и грузина. Распола гает доброжелательность здеш них людей. О том, что им при шлось пережить в годы войны, довелось недавно узнать на празднике города, который был приурочен к освобождению от немецко-фашистских захватчи ков. Наконец, приятно удивил своим уютом и зеленью Брест. После бетонного громадья боль ших городов здесь просто отды хаешь. —Читаете ли вы газету «СО ЮЗ»? — Да, конечно. Ее тематика мне близка и понятна. Знаю, что это совместное издание «Рос сийской газеты» и «Советской Белоруссии». Хороший пример газетной интеграции и удачная творческая находка. Беседовал Федор МУХА. К т о о с т а л с я н а т р у б е ? В о п р о с о п р и н а д л е ж н о с т и м а г и с т р а л ь н ы х н е ф т е п р о в о д о в п о к а о т к р ы т есть вопрос Дмитрий Крят М И Н С К — М О С К В А ОТМЕНАВысшим хозяйственным судом Беларуси регистрации рос сийского частного производст венного унитарного предприятия «Запад-Транснефтепродукт» приняла скандальный характер. «Интерфакс» даже поспешил зая вить, что правительство Беларуси намерено национализировать республиканскую систему нефте- продуктопроводов, принадлежа щих российской компании «Транснефтепродукт». Такого же мнения, судя по распространен ной агентством информации, при держиваются и в самой компании. У белорусских же должностных лиц несколько иная точка зрения. Так, в концерне «Белнефте- хим» считают: речь идет исключи тельно об упорядочении работы «Запад-Транснефтепродукта». Президент концерна Иван Бамби- за заявляет, что «тарифы по пере качке нефтепродуктов по данной магистрали и выручка должны на ходиться на счетах Мозырского управления магистральных неф тепродуктов, а не оседать в Моск ве, как это есть сегодня на самом деле». В интервью «Интерфаксу» он подчеркнул, что Беларусь от деятельности «Запад-Транснеф тепродукта» не получает денег в государственный бюджет, чего нет ни в одном государстве. Правда, некоторая двусмыслен ность статуса предприятия может все же остаться. Мозырское упра вление в свое время входило в структуру российского Юго-За падного объединения магист ральных нефтепроводов. Однако ныне такой организации нет, по скольку она преобразована вОАО «Юго-Западтранснефтепродукт», учредившее в свое время ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт». Но как бы то ни было, с формальной точки зрения для решения проб лемы проигравшей стороне все го-то и нужно, так это подготовить новые, соответствующие закону учредительные документы и пройти регистрацию заново. Пока остается открытым вопрос воз можного предъявления финансо вых санкций. Документы предпри ятия признаны недействительны ми полностью с момента регист рации — 24 мая 2000 года. Таким образом, получается, что до выне сения судебного решения оно действовало незаконно, что впол не может повлечь за собой нало жение штрафов. Что касается вопросов собст венности, то здесь, похоже, точку ставить еще рано. Во всяком слу чае, в Министерстве иностранных дел Беларуси сообщили, что хоть эта проблема в нынешней ситуа ции и не ставилась, она все же станет предметом дальнейших переговоров. Причиной тому не которая разность взглядов на ис полнение положений Бишкекско- Х о т ь о д н о з н а ч н о г о р е ш е н и я п р о б л е м ы п о к а н е т , д р а м а т и з и р о в а т ь с и т у а ц и ю , а т е м б о л е е п р и д а в а т ь е й с к а н д а л ь н ы й о т т е н о к н е с т о и т . По иной информации, «Запад- Транснефтепродукт» доход бело русской казне все же приносит. Называется цифра в 5 млн. долла ров ежегодных налоговых отчис лений. Однако большинство оце нок сложившейся ситуации сво дится ктому, что белорусская сто рона якобы намеревается оспо рить право собственности росси ян на магистральные нефтепро- дуктопроводы, расположенные на территории республики. В беседе с корреспондентом «СОЮЗа» судья Высшего хозяй ственного суда Беларуси Людми ла Колесникова, рассматривав шая дело «Запад-Транснефте продукта», отметила, что речь не идет о вопросах признания права собственности или ликвидации предприятия. В иске белорусского Министерства экономики к пред приятию и Гомельскому облис полкому содержалось требование признать недействительными уч редительные документы ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт». Су дья, усмотрев в положениях доку мента ряд несоответствий дейст вующему законодательству, при няла решение о полном удовле творении исковых требований. Тем не менее это еще не озна чает, что система магистральных трубопроводов повисла где-то ме жду небом и землей без хозяина. «Запад-Транснефтепродукт» воз вращается к своему прежнему статусу Мозырского управления магистральных нефтепродукто- проводов, и, по имеющейся ин формации, после вынесения су дебного решения прокачка неф тепродуктов не останавливалась. го соглашения, подписанного в октябре 1992 года. Этот документ закреплял принципы разделения между вновь образованными го сударствами— членами СНГбыв шей собственности СССР. Со гласно ему все то имущество, что до момента распада Союза нахо дилось в союзной собственности, оставалось республикам, на тер ритории которых расположено. Объекты же республиканской собственности так у них и остава лись вне зависимости от места расположения. С магистральны ми нефтепродуктопроводами по лучается следующая ситуация. Россияне считают, что до распада СССР они принадлежали РСФСР, а следовательно, сегодня должны по праву России и принадлежать. Белорусская же сторона, судя по информации, полученной из МИД, считает, что еще до образо вания СНГ трубопроводы были переданы в союзное подчинение, а следовательно, должны теперь находиться в собственности рес публики. Хоть однозначного решения проблемы пока нет, драматизиро вать ситуацию, а тем более прида вать ей скандальный оттенок не стоит. Некоторые СМИ поспеши ли обнародовать информацию о том, что российский МИД напра вил белорусским коллегам офи циальную ноту протеста по пово ду отмены регистрации ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт». Од нако во внешнеполитическом ве домстве республики заверяют: никаких подобных документов от россиян не поступало. Будем ду мать, что и не поступит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz