Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

8 А В Г У С Т А 2 0 0 2 Ч Е Т В Е Р Г № 3 0 ( 8 2 ) С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я З а д а н и е н а о с е н ь В М и н с к е о б с у ж д е н п р о е к т п о в е с т к и д н я о ч е р е д н о г о з а с е д а н и я С о в е т а М и н и с т р о в С о ю з н о г о г о с у д а р с т в а накануне события Лариса Раковская М И Н С К НА СМЕНУ летнему зною и как следствие спаду деловой и поли­ тической активности пришли до­ жди и первые мысли об осени. Между тем новый политический сезон для Союзного государства «прохладным», похоже, не будет. Недавно в Представительстве Постоянного комитета Союзного государства в Минске прошло совещание, в котором приняли участие представители всех за ­ интересованных министерств и ведомств. На нем обсуждался проект повестки дня предстоя­ щего заседания Совета Минист­ ров Союзного государства. Как рассказал в беседе с кор­ респондентом «СОЮЗа» руково­ дитель Представительства Сер­ гей ШУХНО, уже сегодня в про­ екте повестки дня более двадца­ ти вопросов экономического и правового характера. Кроме то­ го, отдельным блоком предпола­ гается рассмотреть вопросы, ка­ сающиеся выполнения союзных программ. — Анализ торгово-экономи­ ческого сотрудничества Белару­ си и России, — отметил С. Шух- но, — был центральной темой об­ суждения на недавней коллегии трех белорусских министерств (иностранных дел, экономики и торговли), в которой принимал участие и Александр Лукашенко. До сих пор не «развязана» проб­ лема взимания косвенных нало­ гов. Проект соответствующего соглашения подготовлен, но он все еще не согласован и снова будет рассматриваться на за се­ дании Совмина. В предварительной повестке — рассмотрение хода разработ­ ки Налогового кодекса Союзно­ го государства и обсуждение дальнейшего развития филиа­ ла Московского государствен­ ного социального университета в Минске. Вуз готовит специа­ листов в области социальной защиты — психологов, юристов и т.д. Опыт показывает, что учебное заведение прочно ут­ вердилось на рынке образова­ тельных услуг: его дипломы престижны не только в Белару­ си, но и в Российской Федера­ ции. Кстати, пока это единст­ венный вуз, работа которого финансируется из союзного бюджета. Кроме того, на за с е ­ дании Совмина будет проанали­ зировано, как реализуются сов­ местные программы в области радиоэлектроники, космиче­ ских технологий. — Мы часто информируем наших читателей о сотрудни­ честве Беларуси и России в рамках реализации уже «рас­ крученных» программ —о де­ ятельности ФПГ «БелРусАв- то» и «Союзном телевизоре». А как с новыми проектами? Ведь в обоих государствах уже верстаются бюджеты на следующий год и продолжает­ ся работа над формированием пакета союзных программ. — Внимание к названным проектам объяснимо, ведь бело­ русские «МАЗы» с российскими двигателями и телевизоры, вы­ пущенные на белорусских и рос­ сийских предприятиях, — уже действительность. Кроме того, программы эти долгосрочные: на их исполнение отведено от трех до пяти лет. Есть еще и общие проекты в области швейного ма­ шиностроения и производства молочной продукции. Одна из са­ мых масштабных программ ны­ нешнего года — обустройство границ и строительство там та­ моженных терминалов. А недав­ но в Гродно представители Пос­ тоянного комитета знакомились с выполнением союзной про­ граммы по выпуску оборудова­ ния для химической промышлен­ ности. В проекте бюджета на 2003 год предусматривается десять новых союзных программ. Среди них выделил бы создание двух видов лекарственных препара­ тов нового поколения. — Планируется ли на сен­ тябрьском заседании Совми­ на обсуждение проекта кон­ цепции Конституционного ак­ та? — В соответствии с решением Высшего Госсовета проект кон­ цепции Конституционного акта и его структуры должен быть пред­ ставлен Высшему Госсовету в четвертом квартале этого года. Работа над документом ведется в строгом соответствии с этим графиком. На днях в Москве про­ шло заседание экспертного со­ вета по подготовке проекта кон­ цепции. В нем участвовали пред­ ставители российского и бело­ русского МИД, юристы — разра­ ботчики документа от обеих стран, парламентарии. На сентябрь назначено и оче­ редное заседание совместной белорусско-российской рабочей группы по созданию проекта Конституционного акта. У т р о м — к о н т а к т ы , в е ч е р о м — к о н т р а к т ы прямые связи Радик Амиров М О С КВ А — УФ А В НАЧАЛЕ следующей недели представительная делегация Тор­ гово-промышленной палаты (ТПП) Башкортостана, куда во­ шли руководители полутора д е­ сятков ведущих предприятий рес­ публики, посетит Беларусь. Визит состоится по приглашению бело­ русских коллег. Как сообщил корреспонденту «СОЮЗа» начальник управления межрегионального и междуна­ родного сотрудничества ТПП Башкортостана Рубен АДАМЯН, «есть вполне конкретные дело­ вые предложения как со стороны наших предприятий, так и со сто­ роны заинтересованных партне­ ров из Минска, Гомеля и Могиле­ ва». Всоставе делегации Башкор­ тостана — директора крупнейших заводов по таким отраслям, как автомобилестроение, нефтехи­ мия и энергетика. — Особое внимание нами уде­ ляется производителям сельско­ хозяйственной техники, — отме­ тил Р. Адамян. — Не по словам знаем качество минских тракто­ ров. Кроме того, нам известно, что выпущены новые, более усовер­ шенствованные модели. Ипотому попытаемся установить прямые контакты с руководством МТЗ, а также с Гомельским заводом сельхозтехники и другими пред­ приятиями Беларуси. Хотя в горо­ дах Башкортостана уже активно действуют представители бело­ русских заводов, для нас очень важно установить более устойчи­ вые, прямые связи с производите­ лями данной продукции. В таких поставках заинтересрваны и д е­ ловые круги Беларуси. Поэтому, как надеемся, уже в ходе визита мы подпишем ряд договоров. Для этого принимающая сторона ор­ ганизует специальные контактно­ кооперационные биржи. По словам Р. Адамяна, «никто не заставляет промышленников республики ехать в Беларусь в обязательном порядке. Инициати­ ва посещения Минска, Гомеля и Могилева исходила от самих руко­ водителей башкирских заводов. Значит, это в их интересах». — Наши контакты с Беларусью не прекращаются ни на день, — рассказали корреспонденту «СО­ ЮЗа» в стерлитамакском ОАО «Сода». — Многие белорусские предприятия, прежде всего произ­ водственники, не могут обходить­ ся без нашей продукции. А мы в свою очередь заинтересованы в постоянных деловых партнерах, способных вовремя рассчиты­ ваться и выполнять условия под­ писанных договоров. Кроме того, мы рассчитываем на расширение сети продаж стерлитамакской продукции в Беларуси. Крупней­ шее в Европе предприятие по вы­ пуску соды будет делать все, что­ бы наши связи поддерживались на высоком уровне. Стоит добавить, что экономи­ ческие взаимоотношения Баш­ кортостана и Беларуси активизи­ ровались после посещения Уфы несколько лет назад президен­ том Беларуси Александром Лука­ шенко. Тогда с руководством рес­ публики во главе с Муртазой Ра­ химовым были подписаны дого­ воры о сотрудничестве в сфере экономики, науки и культуры. Се­ годня они реально воплощаются в жизнь. Г а з п р и ш е л в Б о р и с о в трасса БЕЛТА ГАЗ Ямала дошел до реки Берези­ на в районе города Борисова. Ор­ ганизацией работ по вытеснению воздуха газом после окончания строительства участка на терри­ тории Беларуси занимались спе­ циалисты Оршанского и Крупско­ го управления магистральных га­ зопроводов предприятия «Бел- трансгаз». Им и предстоит эксплуатиро­ вать новую трассу. Качество по­ строенного газопровода от Смо­ ленска до реки Березина отвечает мировым стандартам: работы вы­ полнены в соответствии с требо­ ваниями международной систе­ мы качества ISO-9000. Примене­ ны современные высокие техно­ логии. Стройка отличалась и вы­ сокой культурой. В ходе работ не было нанесено экологического ущерба. На всем протяжении трассы проведена рекультивация земель, мелиоративные и ороси­ тельные системы полностью вос­ становлены, а на многих участках реконструированы. « A M А З » : т р а н з и т н а Т ю м е н с к и й С е в е р « н а у ч н о -п р о и з в о д с т в е н н а я к о м п а н и я Ю н и ц к о го » п р о в е л а и с п ы т а н и я п р и н ц и п и а л ь н о н о в о й м н о г о ф у н к ц и о н а л ь н о й с т р у н н о й т р а н с п о р т н о й с и с т е м ы в р а й ц е н т р е О з е р ы М о с к о в с к о й о б л а с т и . О н а п р е д н а з н а ч е н а д л я д в и ж е н и я п о н е й г р у з о в ы х и л и п а с с а ж и р с к и х к о л е с н ы х м а ш и н . Сергей Тиванов М И Н С К — Т Ю М Е Н Ь ___________________ В ИЮНЕ нынешнего года Михаил Лавринович, бывший тогда гене­ ральным директором ПО «Белав- тоМАЗ», подписал приказ о соз­ дании на Минском автозаводе ав­ тобусного производства. Это со­ бытие положило начало созданию новой отрасли белорусской про­ мышленности. Сегодня «АМАЗы» исправно колесят по дорогам Со­ юзного государства и СНГ. — Начинали практически с ну­ ля, — вспоминает первый замес­ титель гендиректора объедине­ ния «БелавтоМАЗ» Виктор Кале- чиц. — С малым багажом, но зато с большим оптимизмом. Многие тогда воспринимали наш проект как браваду, ведь на фоне общего краха хозяйственного комплекса Советского Союза и плановой со­ циалистической системы он вы­ глядел нереальным. В тот момент никакого опыта у белорусских автомобилестроите­ лей в области производства авто­ бусов и быть не могло. Десятки лет Беларусь в плановом порядке получала их по 500—600 ежегод­ но и горя не знала. Ав начале 90-х возник острейший дефицит транспортных средств. Беларусь за калийные удобрения могла приобрести в год всего ничего — не более двух десятков автобусов. Пассажирский перевозочный парк оказался на грани краха. — Тогда-то и вспомнили, — рассказывает руководитель ком­ пании «КомиМАЗсервис» Влади­ мир Куренков, — что еще в 1989 году на одном из заседаний Мин­ ского городского научно-техниче­ ского совета, который по сути яв­ лялся штабом по выработке стра­ тегии и тактики работы промыш­ ленных предприятий в новых ус­ ловиях хозяйствования,прозвуча­ ло робкое предложение по выпус­ ку собственных автобусов. Я как заместитель генерального дирек­ тора ПО «БелавтоМАЗ» по эконо­ мическим вопросам присутство­ вал на том заседании, и предло­ жение это запало мне в душу. — И оно было принято, — включается в разговор директор автобусного филиала Геннадий Синеговский. — Конечно, все ока­ залось очень непросто. При экс­ пертизе проекта были учтены вы­ сокий научно-технический и про­ изводственный потенциал бело­ русских автозаводцев и их смеж­ ников, возможность создания до­ полнительных рабочих мест и вы­ пуска импортозамещаемой про­ дукции, которая в конечном счете обеспечит приток валюты. Кроме того, в решении этой задачи пред­ полагалось участие не только Минского автомобильного и дру­ гих белорусских заводов, но и де­ сятков предприятий-смежников России, Украины, других стран СНГ. Короче, ставки были сдела­ ны, и, как показала жизнь, сдела­ ныверно. В те годы, считает Владимир Куренков, не было допущено серьезных просчетов или ошибок. Задача была поставлена таким образом, чтобы создать не одно предприятие, специализирующе­ еся на автобусном производстве, а разветвленную автомобильную подотрасль. Конечно, для того су­ ществовали определенные усло­ вия. В конструкторско-технологи­ ческом и производственном пла­ нах у белорусских автомобиле­ строителей имелось все необхо­ димое. Не было лишь ноу-хау в об­ ласти конструирования автобус­ ного кузова. Когда обсуждался вопрос, что брать за основу отече­ ственного автобуса, большинство транспортников, руководителей автопредприятий склонялись к привычному «Икарусу». Понятно, сказывались стереотип мышле­ ния, опыт эксплуатации хорошо известной техники. Но венгерский вариант создавался в начале 70-х, а техническое задание на него вы­ давалось и вовсе в середине 60-х. Такой подход явно обрекал проект на провал. Обратились к опыту ведущих западных фирм. Но и здесь с ходу не заладилось. Две зарубежные компании по очереди отказались от сотрудничества, третья предло­ жила откровенный «раритет» 50-х годов. В конце концов союзником стала немецкая фирма, которая не только открыла ворота для оз­ накомления с производственны­ ми процессами, но и согласилась продолжить контакты в области транша ноу-хау. В 1993 году по немецкой гиб­ кой технологии изготовления ку­ зова, позволяющей обходиться без штампованных деталей, были собраны шесть первых «Неопла­ нов». Все последующие машины — уже воплощение разработок белорусских конструкторов. Они, тщательно изучив опыт эксплуа­ тации тех первых машин, пришли к выводу: для наших климатиче­ ских и дорожных условий и пасса­ жиров нужны и специальные тех­ нические решения. За десять лет белорусскими автобусостроителями разработа­ но 10 моделей и более 50 их моди­ фикаций: городские «низкопо- лы», пригородный вариант, особо большой «трехосник» «МАЗ-107», междугородный и международ­ ный лайнер «МАЗ-152», туристи­ ческий вариант, восьмиметровый «малыш» среднего класса, трол­ лейбус... Этим машинам по-доб­ рому завидуют многие другие производители автобусов, по­ скольку по параметрам комфорт­ ности, качеству изготовления и дизайна, надежности узлов и аг­ регатов они практически вне кон­ куренции. Весьма интересна и послед­ няя разработка минских автобу- состроителей. Она предназначе­ на для приполярных условий экс­ плуатации. Во многих северных городах России — главного по­ требителя продукции «АМАЗа» — сегодня эксплуатируется 692 белорусских автобуса. Белорус­ ские автобусы знают в 51 городе Российской Федерации. Самые крупные поставки техники сдела­ ны в Москву, Санкт-Петербург, Тюмень, Ярославль, Новый Урен­ гой, Обнинск, Курск, Горно-Ал­ тайск. Недавно с участием мэра рос­ сийской столицы Юрия Лужкова было подписано весьма перспек­ тивное соглашение о сотрудниче­ стве, и сейчас ведется активная работа по его реализации. Са­ мые тесные контакты поддержи­ ваются и с российской Северной Пальмирой. В Санкт-Петербурге сегодня эксплуатируется свыше 150 белорусских автобусов. Пе­ реговоры с руководителями ре­ гиона на дальнейшее развитие сотрудничества продолжаются. Довелось в нем участвовать вместе с генеральным директо­ ром ПО «БелавтоМАЗ» Валенти­ ном Гуриновичем и заместителю председателя Комиссии по эконо­ мической политике Парламент­ ского Собрания Союза Беларуси и России Сергею Заболотцу. По его словам, на питерском заводе имени Кирова открываются не­ плохие перспективы в организа­ ции производства минских авто­ бусов. Хотя определенные труд­ ности возникают и там. И дело тут, конечно, не в том, что на пе­ тербургский рынок со своим авто­ бусным проектом вышла «Ска­ ния». Никакой неожиданности в этом нет, потому что, по словам Г. Синеговского, «новость» эта из­ вестна уже более трех лет и серь­ езного беспокойства не предста­ вляет. Ведь когда-то было сбо­ рочное производство «Икарусов» в Москве. Итам, где вчера соби­ рались венгерские автобусы, бу­ дут производиться белорусские. — Причем это перспективный, развивающийся проект, — гово­ рит Сергей Заболотец, — по­ скольку в его основе лежит преж­ де всего глубокая степень инте­ грации Беларуси и России в рам­ ках Союзного государства. Выйдя в 2000 году на заплани­ рованную проектную мощность — 500 автобусов в год, — завод имеет реальные перспективы поднять ее до 1500 единиц. При этом, уточняет Г. Синеговский, заканчивается постановка на производственный поток моде­ лей первого поколения, имеющих в своем номерном обозначении цифру «1». Уже в начале 2003 го­ да увидит свет первый автобус второго поколения — с улучшен­ ными техническими и эксплуата­ ционными параметрами, совре­ менным дизайном. Но это не оз­ начает, что лучшие достижения первого поколения машин не бу­ дут оптимально использованы. — Когда «МАЗ-15» создавал­ ся как междугородный автобус, призванный сменить «Икарусы», — говорит главный конструктор Александр Мышко, — мы понима­ ли, что эта серийная машина не сможет удовлетворить все запро­ сы потребителя. И сегодня, как ожидалось, спрос на наши меж­ дународные автобусы не велик. Но через год-полтора мы сможем предложить машину европейско­ го класса, созданную специально для туристических и международ­ ных перевозок с максимальной степенью комфорта. Ипоследнее. В одном россий­ ском регионе возникла потреб­ ность в ведомственном эксклю­ зивном автобусе. Минчане спра­ вились с капризным заданием на «пятерку», специально вы­ полнили салон-«купе», бизнес- столики..: Заказчики остались довольны. В е с ь м а и н т е р е с н а и п о с л е д н я я р а з р а б о т к а м и н с к и х а в т о б у с о с т р о и т е л е й . О н а п р е д н а з н а ч е н а д л я п р и п о л я р н ы х у с л о в и й э к с п л у а т а ц и и . В о м н о г и х с е в е р н ы х г о р о д а х Р о с с и и — г л а в н о г о п о т р е б и т е л я п р о д у к ц и и « А М А З » — с е г о д н я э к с п л у а т и р у е т с я 6 9 2 б е л о р у с с к и х а в т о б у с а . Н а д е ж н о . И ц е н а п о д х о д я щ а я ! сотрудничество САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ДЕЛЕГАЦИЯ Гомельской облас­ ти побывала в Ленинградской области и поздравила ленин­ градцев с семидесятилетним юбилеем. У гомельчан крепнут связи с ленинградцами. Важную роль сыграло то, что Ленинградская область, особенно в последние годы, серьезно занялась сель­ ским хозяйством. А поднять его б ез обновления машинно-трак­ торного парка нельзя. Не секрет, техника у сельхозпроизводите­ лей износилась. А у бывших сов­ хозов не хватает денег для ее об­ новления. В то же время в Бела­ руси успешно продолжают рабо­ тать предприятия сельхозмаши­ ностроения, выпускающие хоро­ шо зарекомендовавшие себя на небольших ленинградских полях трактора и комбайны. Техника эта недорога. И это главное. Ведь правительство Ленинград­ ской области покупает белорус­ скую технику из областного бюд­ жета, а потом предоставляет ее предприятиям в лизинг. Так тра- ктбра и комбайны становятся доступны для села. Недавно руководитель отде­ ления посольства Республики Беларусь в Санкт-Петербурге Василий Шолодонов обсуждал вопрос о закупке белорусской техники в областном «Агросна- бе». Ленинградская область в нынешнем году закупит около сотни минских тракторов. Хоро­ шие перспективы и у комбай­ нов «Гомсельмаша», особенно с учетом того, что гомельские комбайностроители приступа­ ют сейчас к реализации совме­ стного проекта с «Ростсельма­ шем» — основным производи­ телем комбайнов в России. Сейчас надо решить главную проблему: наладить хорошую сеть обслуживания техники. Наконец, Гомельскую и Ле­ нинградскую области связыва­ ют и личные связи. Ведь ны­ нешний губернатор Ленинград­ ской области родился в семье сельских учителей именно на территории Гомельской облас­ ти. Валерий Сердюков в про­ шлом году побывал с офици­ альным визитом у себя на роди­ не. Во время поездки подписа­ ли договор о взаимном сотруд­ ничестве двух областей. Те­ перь гомельчане приехали по­ здравить своего земляка с юби­ леем области. Н а д Б у г о м — к а к д о м а Око н ча н ие. Начало н а стр. I. — Работа с людьми —основ­ ная задача консульства. А как часто вам приходится иметь дело со сферой межгосудар­ ственных экономических вза­ имоотношений на уровне от­ дельных предприятий? Как вылично оцениваете качество конкретных хозяйственных связей? — Два месяца моей работы в Бресте — срок небольшой. Пока соприкасаться с проблемами та­ кого плана не приходилось, хотя знаю, что мой предшественник занимался по просьбе отдельных руководителей вопросами мар­ кетинга, помогал брестским предприятиям возвращать из России долги за отправленную туда продукцию. Для оказания подобных услуг в аппарате рос­ сийского МИД есть специальный экономический отдел, который с нашей подачи может заняться проблемами выхода конкретных белорусских производителей на российский рынок. Так что мы всегда готовы оказать белору­ сам подобное содействие. О каких-то глубоких личных аналитических выводах гово­ рить пока рано, но кое над чем уже размышляю. Еще до приез­ да в Брест слышал о тенденции уменьшения потока белорусских товаров на российский рынок. Мол, из-за разницы цен на энер­ гоносители белорусские произ­ водители уступают в конкурент­ ной борьбе россиянам. Но вот наблюдаю в Бресте такую карти­ ну. Россиянин закупает в здеш ­ них магазинах партию трикота­ жа или ковровых изделий и ве­ зет поездом продавать их к себе домой. Естественно, не без при­ были для себя. Почему так не по­ лучается у белорусских пред­ приятий? Ведь, как и для частни­ ка, для них в торговле нет тамо­ женно-пограничных преград... — Какие еще особенности Брестчины привлекли ваше внимание? — Их множество. Поразила Брестская крепость. Не раз бы­ вал в Бресте проездом, но уви­ деть крепость все не удавалось. А ведь это место связано с мно­ говековыми пластами разных периодов истории России и сла­ вянских народов в целом. Тема Великой Отечественной ощуща­ ется в ее стенах пронзительно, как ни в каком другом месте. Здесь дрогнет сердце и русско­ го, и казаха, и грузина. Распола­ гает доброжелательность здеш ­ них людей. О том, что им при­ шлось пережить в годы войны, довелось недавно узнать на празднике города, который был приурочен к освобождению от немецко-фашистских захватчи­ ков. Наконец, приятно удивил своим уютом и зеленью Брест. После бетонного громадья боль­ ших городов здесь просто отды­ хаешь. —Читаете ли вы газету «СО­ ЮЗ»? — Да, конечно. Ее тематика мне близка и понятна. Знаю, что это совместное издание «Рос­ сийской газеты» и «Советской Белоруссии». Хороший пример газетной интеграции и удачная творческая находка. Беседовал Федор МУХА. К т о о с т а л с я н а т р у б е ? В о п р о с о п р и н а д л е ж н о с т и м а г и с т р а л ь н ы х н е ф т е п р о в о д о в п о к а о т к р ы т есть вопрос Дмитрий Крят М И Н С К — М О С К В А ОТМЕНАВысшим хозяйственным судом Беларуси регистрации рос­ сийского частного производст­ венного унитарного предприятия «Запад-Транснефтепродукт» приняла скандальный характер. «Интерфакс» даже поспешил зая­ вить, что правительство Беларуси намерено национализировать республиканскую систему нефте- продуктопроводов, принадлежа­ щих российской компании «Транснефтепродукт». Такого же мнения, судя по распространен­ ной агентством информации, при­ держиваются и в самой компании. У белорусских же должностных лиц несколько иная точка зрения. Так, в концерне «Белнефте- хим» считают: речь идет исключи­ тельно об упорядочении работы «Запад-Транснефтепродукта». Президент концерна Иван Бамби- за заявляет, что «тарифы по пере­ качке нефтепродуктов по данной магистрали и выручка должны на­ ходиться на счетах Мозырского управления магистральных неф­ тепродуктов, а не оседать в Моск­ ве, как это есть сегодня на самом деле». В интервью «Интерфаксу» он подчеркнул, что Беларусь от деятельности «Запад-Транснеф­ тепродукта» не получает денег в государственный бюджет, чего нет ни в одном государстве. Правда, некоторая двусмыслен­ ность статуса предприятия может все же остаться. Мозырское упра­ вление в свое время входило в структуру российского Юго-За­ падного объединения магист­ ральных нефтепроводов. Однако ныне такой организации нет, по­ скольку она преобразована вОАО «Юго-Западтранснефтепродукт», учредившее в свое время ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт». Но как бы то ни было, с формальной точки зрения для решения проб­ лемы проигравшей стороне все­ го-то и нужно, так это подготовить новые, соответствующие закону учредительные документы и пройти регистрацию заново. Пока остается открытым вопрос воз­ можного предъявления финансо­ вых санкций. Документы предпри­ ятия признаны недействительны­ ми полностью с момента регист­ рации — 24 мая 2000 года. Таким образом, получается, что до выне­ сения судебного решения оно действовало незаконно, что впол­ не может повлечь за собой нало­ жение штрафов. Что касается вопросов собст­ венности, то здесь, похоже, точку ставить еще рано. Во всяком слу­ чае, в Министерстве иностранных дел Беларуси сообщили, что хоть эта проблема в нынешней ситуа­ ции и не ставилась, она все же станет предметом дальнейших переговоров. Причиной тому не­ которая разность взглядов на ис­ полнение положений Бишкекско- Х о т ь о д н о з н а ч н о г о р е ш е н и я п р о б л е м ы п о к а н е т , д р а м а т и з и р о в а т ь с и т у а ц и ю , а т е м б о л е е п р и д а в а т ь е й с к а н д а л ь н ы й о т т е н о к н е с т о и т . По иной информации, «Запад- Транснефтепродукт» доход бело­ русской казне все же приносит. Называется цифра в 5 млн. долла­ ров ежегодных налоговых отчис­ лений. Однако большинство оце­ нок сложившейся ситуации сво­ дится ктому, что белорусская сто­ рона якобы намеревается оспо­ рить право собственности росси­ ян на магистральные нефтепро- дуктопроводы, расположенные на территории республики. В беседе с корреспондентом «СОЮЗа» судья Высшего хозяй­ ственного суда Беларуси Людми­ ла Колесникова, рассматривав­ шая дело «Запад-Транснефте­ продукта», отметила, что речь не идет о вопросах признания права собственности или ликвидации предприятия. В иске белорусского Министерства экономики к пред­ приятию и Гомельскому облис­ полкому содержалось требование признать недействительными уч­ редительные документы ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт». Су­ дья, усмотрев в положениях доку­ мента ряд несоответствий дейст­ вующему законодательству, при­ няла решение о полном удовле­ творении исковых требований. Тем не менее это еще не озна­ чает, что система магистральных трубопроводов повисла где-то ме­ жду небом и землей без хозяина. «Запад-Транснефтепродукт» воз­ вращается к своему прежнему статусу Мозырского управления магистральных нефтепродукто- проводов, и, по имеющейся ин­ формации, после вынесения су­ дебного решения прокачка неф­ тепродуктов не останавливалась. го соглашения, подписанного в октябре 1992 года. Этот документ закреплял принципы разделения между вновь образованными го­ сударствами— членами СНГбыв­ шей собственности СССР. Со­ гласно ему все то имущество, что до момента распада Союза нахо­ дилось в союзной собственности, оставалось республикам, на тер­ ритории которых расположено. Объекты же республиканской собственности так у них и остава­ лись вне зависимости от места расположения. С магистральны­ ми нефтепродуктопроводами по­ лучается следующая ситуация. Россияне считают, что до распада СССР они принадлежали РСФСР, а следовательно, сегодня должны по праву России и принадлежать. Белорусская же сторона, судя по информации, полученной из МИД, считает, что еще до образо­ вания СНГ трубопроводы были переданы в союзное подчинение, а следовательно, должны теперь находиться в собственности рес­ публики. Хоть однозначного решения проблемы пока нет, драматизиро­ вать ситуацию, а тем более прида­ вать ей скандальный оттенок не стоит. Некоторые СМИ поспеши­ ли обнародовать информацию о том, что российский МИД напра­ вил белорусским коллегам офи­ циальную ноту протеста по пово­ ду отмены регистрации ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт». Од­ нако во внешнеполитическом ве­ домстве республики заверяют: никаких подобных документов от россиян не поступало. Будем ду­ мать, что и не поступит.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz