Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

: i . С Т Р А Д А «БУКЕТЫ» ДЛЯ КОЛЛЕГ На одно из недавних совещаний директор елецкого сельхозпредпри­ ятия «Воронецкое» Сергей Алексеев по просьбе районного начальства привез сноп тучных колосьев. Рыжи­ ми «букетиками» он щедро наделил всех интересующихся — смотрите, смекайте... А привез-то Сергей Алек­ сеевич гибрид ржи и пшеницы под названием «тритикале» — к уборке его как раз приступили в хозяйстве. Культура не новая. Лет десять тому назад ее возделывали в тогдашних елецких совхозах. Но потом сеять пе­ рестали и напрочь о ней позабыли. Оказалось, зря... Культура эта более техническая, нежели продовольственная. Но для воронецкого отца- учредителя агрофирмы «Бахус» очень даже нуж­ ная. Из обычной пшеницы выход спирта 45 про­ центов, а из «тритикале» —до шестидесяти! Площади под этим гибридом в «Воронецком» сегодня составляют 200 гектаров. —Под зиму засеем шестьсот, —сообщил мне директор. —Урожайность?.. Не менее ше­ стидесяти центнеров с гектара в эту страду по­ лучим. Культура весьма неприхотливая, моро­ зоустойчивая... Аубиваем мы тем самым сразу двух зайцев, —продолжал Сергей Алексеевич. —Гибрид —отличное сырье для производства спирта. Ну а по весне —отменная «зеленка» для коров. Уже десятого мая мы ее в кормушки засыпаем. Если в каждом хозяйстве «тритика­ ле» хотя бы по двадцать гектаров засевать — молоко, поверьте, не ручейком польется. Я Алексееву верю. В первом квартале хо­ зяйство в районной сводке надоев занимало седьмую строчку —в столбце посередке. Для некогда провального кооператива (а он был та­ ковым, пока его не взял под свое крыло «Ба­ хус»)—уже неплохо. Но сейчас Воронецкие жи­ вотноводы занимают третье место. За два квар­ тала надоили 2142 килограмма молока от коро­ вы. — Год, надеюсь, закончим с результатом четыре с половиной тысячи килограммов моло­ ка от буренки. Адоярки чернышовской фермы получат более пяти тысяч, —директор говорит уверенно, он в итогах не сомневается. Нет, «тритикале» для сельхозпредприятия «Воронецкое» и его закоперщика «Бахуса» не панацея (впрочем, в производстве спирта — возможно). Рост молочного животноводства обеспечивается комплексом мер. Однако и вос­ кресший на полях хозяйства гибрид в качестве «зеленки» сыграл свою роль... ...А«букетики» злака председатели хозяйств увезли с собой. В качестве наглядного пособия. Будет о чем подумать. Сев озимых не за гора­ ми. Александр ДЕ МЕНТЬЕВ, с о б . корр. «Липецкой газеты». Елецкий район. ПОКА В ТОПКАХ ЗАГАШЕН О Г О Н Ь . . . (Окончание. Начало на 1-й стр.) Особенно сложная ситуация в этом от­ ношении складывалась в феврале-мар­ те, когда задолженность по текущим платежам превысила 100 миллионов рублей. Основные суммы задолженнос­ ти приходились на «Липецкэнерго», му­ ниципальные тепловые сети и ЖКХ, «Коммунтеплоэнерго», промышленные предприятия, поставляющие тепло насе­ лению, и на объекты соцкультбыта. До настоящего времени с газовиками не рас­ платились МП «Грязинские тепловые сети», МПП ЖКХ Данкова и Данковс- кого района, ООО «Грязигазмаш», ОАО «Литмашприбор», ОАО «Чаплыгинский завод агрегатов». Следует отметить, что потребление газа теплоснабжающими предприятиями области составляет 27,5 процента от об­ щего уровня, а их долги доходят до 64,5 процента от общей суммы задолженнос­ ти. Своевременно расплачиваются за газ предприятия пищевой и перерабатываю­ щей промышленности. К сожалению, сельхозпроизводители числятся в долж­ никах. Более 3 млн. рублей задолжали областные государственные унитарные предприятия сельского хозяйства, на­ пример, долг ЗАО «Куйбышевское» со­ ставляет более 780 тысяч рублей. Руководству «Липецкрегионгаза» уда­ лось утвердить заявки предприятий и организаций области на поставки необ­ ходимых объемов газа в осенне-зимний период. Но в случае непогашения задол­ женности эти объемы поставок могут быть сокращены. Поэтому будут ли уже в скором времени работать стабильно предприятия нашего региона —этот воп­ рос остается открытым. Не исключено, что из-за снижения объемов поставок газа в нашу область, злостным непла­ тельщикам будет прекращена подача «го­ лубого топлива». Юрий ВЕТРОВ. Ш И П Е Ц К А Я • I г а з е т а РУССКИЕ ВАЛЕНКИ ОПЯТЬ В ЦЕНЕ! : + «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». Десятки пи сем при­ шли в ООО «Елецкая сапоговаляльная ф а б р и ­ ка» п осл е н ед ав н его пок аза этого пр едприя­ тия в одн ой и з телевизионны х п ер ед ач ОРТ, касающихся пр обл ем м алого б и зн е са . А др еса отп р ав и тел ей : Х абар овск и й , К расноярский край, Архангельская, Тверская, Р остовская, Волгоградская и д р уги е о бл асти . В каждом письм е просьба: изготовить валенки! — П остараем ся полностью выполнить з а ­ казы как местных, так и иногородних п отр еби ­ телей, — комментирует ситуацию директор ф а б ­ рики В. Александров. — В прошлом с е з о н е мы изготовили 3 6 6 0 пар валяной обуви , в п р е д ­ стоящ ем намерены превзойти этот показатель. Хочется верить, что на предприятии сп р а ­ вятся с программой, которую нам етили. Поло­ ж ение з д е с ь довольно-таки сложн ое (изнош ен­ ное оборудование, велики затраты на газ, элек ­ троэнергию , почти непосильны нынешние на­ логи), но коллектив не оп уск ает рук. Сейчас в ед ет ся основательная подготовка к с езо н у , который начнется с сен тябр я. О трем онтиро­ ваны котельная, значительная часть о б о р у д о ­ вания. АФГАНИСТАН НАПОМИНАЕТ О С Е Б Е - + «ВПЕРЕД». В Воловском районном ко­ м и ссар и ате ж ен е ум ерш его в прошлом году война-аф ганца Владимира С ергеевича Болы- чева была п ер ед ан а высокая награда Родины . С сентября по д ек абр ь 1 9 8 8 года прапор­ щик Болычев в с о ст а в е 1 2 0 истребител ьного авиационного полка В оенно-В оздуш ны х Сил 4 0-й общ евойсковой армии Туркестанского во­ енного округа выполнял интернациональный долг в республике Афганистан. З а умелы е, ини­ циативные дей стви я, сп особствующ и е усп еш ­ ном у выполнению б о ев о й за д а ч и , он и был п р едставл ен к м ед ал и «За боевы е заслуги». Эта награда нашла героя только ч ер ез 13 л е т ... «ДРУЖБА» ГОРОЖАН ПРОКОРМИТ + .ГРЯЗИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ.. Сегодня в Яр- луково можно встретить грузовы е автомобили и з Москвы и Архангельска, Нижнего Н овгоро­ д а и д аж е Воркуты. Удивляться тут нечему: горож ане хотят видеть на своем<столе св еж и е овощ и. А как липчане? Они в первую о ч ер ед ь обслуживаются «Дружбой». Хозяйство выигра­ ло т ен д ер на о б е сп еч ен и е овощ ами закрытых учреждений, детских садиков, интернатов. 180 тонн св еж ей капусты сам овы в озом уж е д о с ­ тавлено в областн ой центр. Но не еди н ой капустой, пусть она д аж е с а ­ мая ранняя, жив ч еловек. С пол ей «Дружбы» отправляется горож анам м ол од ая картошка ранних сортов, бурак, кабачки и, конечно, с в е ­ жие огурцы —д а не парниковые, а из открыто­ го грунта. ХОДИЛИ МЫ ПОХОДАМИ ... + «В КРАЮ РОДНОМ». Туристы Елецкого района приняли участие в чемпионате Р оссии . На соревнования в Тульскую обл асть по т ех ­ нике п еш еходн ого тури зм а отправились д в е команды: взр осл ая и ю нош еская. Защ ищ али не только честь рай она, но и в сей Липецкой обл асти . Отработав четыре вида сор ев н о в а ­ ний на дистанции пятого, высшего класса слож ­ ности, сборная педагогов ЦДЮТур вошла в д е ­ сятку сильнейших туристических групп России. А пр еп одаватель дополнительного о б р а з о ­ вания центра Александр Байкевич на д и ст а н ­ ции лично-командной техники выполнил н ор­ матив кандидата в м астер а спорта по турмно- гоборью. — Он пока единственный в наш ей обл асти обл ад ат ел ь такого звания, — уточнила м е т о ­ д и ст центра Н. Б ор один а. — Б езусл ов н о, у с ­ пеху А лександра р адовали сь в се. Несколько слов о юнош еской сборн ой . Она впервые наравне с о взрослыми соревновалась на дистанции такого кл асса слож н ости . Р еб я ­ та очень стар али сь. II эти состязан ия стали для ельчан хорош ей школой м астер ства. ФИЛ ЬМ О ЗАДОНСКЕ IU + «ЗАДОНСКАЯ ПРАВДА». В З ад он ск е сни м ается новый ви деоф ильм о г о р о д е . Съемки ведут проф есси ональны е липецкие ж урналис­ ты, а инициатива созд ан и я фильма пр ин адл е­ жит районной администрации. Сюжет фильма касается как соврем енн ости , так и богатой з а ­ донской истории. В ознакомлении с п оследн ей существенную помощь операторам оказали с о ­ трудники м естн ого кр аеведч еск ого м у зея , ко­ торые специально организовали обстоятельную экскурсию . Предполагается; что новый в и д е о ­ фильм стан ет с в о его р о д а «визитной карточ­ кой» гор ода. Подготовил Юрий КУЛИНИЧ. ■■ ■ ... " ' ' , " i , ''г '/ - 7 августа 2002 г., № 152 (21780) Х Л Е Б К А К З Е Р К А Л О Н О В Ы Х О Т Н О Ш Е Н И Й В Р У С С К О Й Д Е Р Е В Н Е (Окончание. Начало на 1-й стр .) За последние 4-5 лет внесе­ ние в среднем на гектар мине­ ральных удобрений в лебедянс­ ких хозяйствах увеличилось с 15- 17 килограммов действующего вещества почти до 100 килограм­ мов. До ста тысяч тонн в год до­ ведена вывозка органики на поля. Но и это не все. На все больших площадях идут под запашку мно­ голетние травы, в том числе пер­ вого года пользования. В этом году впервые в районе на боль­ ших площадях применены сиде- раты, такие как горох, горчица... Не удержался я и задал Ми­ хаилу Мицуку прямой вопрос: «Откуда деньги на все это?» Отчасти, заметил Михаил Иванович, выручает получаемая хозяйствами прибыль. В том же ОАО «Романовское» получили ее 3,5 млн. рублей. Водятся сред­ ства в агрофирме «15 лет Октяб­ ря», СХПК «Агроном», АО «Мок­ рое», «Рассвет», где эффектив­ ность производства куда выше. Помогают, понятно, и «спонсо­ ры», которые, к слову, сегодня есть едва ли не у всех реоргани­ зованных в процессе нынешних аграрных реформ лебедянских сельхозпредприятий. ОАО «Ко- пыльский», к примеру, в этом году получил уже, ни много ни мало, 25 млн. рублей вложений со стороны. Но дело не только в этих вложениях. Вуспехах лебедянцев, особо подчеркнул в разговоре Михаил Иванович, едва ли не решающая роль принадлежит кадрам руково­ дителей, корпус которых сформи­ ровался в последние годы в усло­ виях, исключающих иждивенче­ ство и безответственность. Сер­ гей Дьяченков из «Рассвета», Алек­ сандр Сериков из «Мокрого», Александр Копенкин с сахзавода, Владимир Межевой из «Ольховс­ кого», та же Клавдия Чертовских из «Романовского», не говоря уже об Александре Кычакове из «Аг­ ронома» или Николае Еремееве из «15 лет Октября», ведут дело ис­ ключительно грамотно, расчетли­ во, с перспективой. В добрых лебедянских пере­ менах, очевидно, на первое место следует поставить и реорганиза­ цию хозяйств, планомерную и хо­ рошо продуманную. Процедуре этой подверглось уже абсолютное большинство сельхозпредприя­ тий, хотя это подчас и непросто дается. Трудно пришлось, напри­ мер, с реорганизацией тех же «Ко- пыльского», «Первомайского». Но и они реформированы, обрели, как выражаются на селе, своих «спонсоров», которые требуют, чтобы выделяемые средства ис­ пользовались по назначению, с высокой отдачей, особенно на главном, хлебном, поле. Вдни страды наиболее полно проявлют себя и рядовые хлебо­ робы, и руководители. Кчести ле­ бедянцев они сумели так наладить каждый уборочный агрегат, так заинтересовать людей и так «ра­ зогреть» их энтузиазм, что не до­ пустили ни дня, ни часа промед­ ления на жатве, где уже на пер­ вом этапе появились десятки на­ стоящих ее героев. Многих мы уже в газете называли. Это иАна­ толий Болдин из «Рассвета», и Борис Богословский из агроце­ ха гормолзавода, и Василий Со- седов из «Агронома». Список этот можно продолжать. Большой хлеб, как бы труд­ но он ни давался, всегда раду­ ет. Эта радость была бы еще светлее, если бы не «горчинка», о которой говорила выше Клав­ дия Чертовских. Увы, ситуация парадоксальная: чем больше крестьяне получают хлеба, тем серьезнее становятся сбытовые проблемы. И помощников здесь особенно нет. Нет ни в области, ни в районах настоящей марке­ тинговой службы. Не помешали бы тут и зерновые биржи, и ко­ тировка цен, и государственная интервенция на зерновом рын­ ке, и субсидирование закупок фу­ ражного хлеба... Да мало ли еще что можно предпринять в условиях рынка. Надо только действовать! Пока же действуют, как правило, спе­ кулянты, которые с мешками де­ нег то там, то тут наваливаются на село, обманывают его, грабят. Разве это дело? Иван ЛЕСНИКОВ, сп ец . корр. «Липецкой газеты». Липецк— Лебедянь —Липецк. к а к и о Ф У Г И —ГеннадийДемьянович, часть наших читателей на­ верняка даже и не сталки­ валась с такой аббревиату­ рой — ПЭП. Давайте рас­ шифруем, что за ней стоит? —Пассажирские перевоз­ ки—довольно сложный про­ цесс, состоящий из несколь­ ких звеньев. Подготовка ав­ тобусов, трамваев и троллей­ бусов к работе на линии, их ремонт и обслуживание — эта работа возложена на транспортные предприятия. ЗадачаПЭПдругая —состав­ ление расписания и органи­ зация движения на маршру­ тах. Как самостоятельная структура ПЭП существует уже 10 лет. Спервых же дней наше предприятие взяло курс на освоение передовых тех­ нологий пассажирских пере­ возок. Результаты не заста­ вили себя ждать. Вот уже многие годырасписание дви­ жения транспорта составля­ ется не вручную, а при по­ мощи компьютера. Специа­ листы отдела автоматизиро­ ванных систем управления создали и внедрили програм­ му визуального наблюдения на троллейбусных маршру­ тах и программу «Вектор* — на автобусных. Учет выпол­ ненных рейсов теперь ведет­ ся автоматически при помо­ щи сигналов, которые пере­ дают 35 «электронных* кон­ трольных пунктов, располо­ женных на автобусных оста­ новках, и 32 маркера, уста­ новленных в различных точ­ ках троллейбусной сети. Но даже передовые техно­ логий не спасают от проблем. Управлять движением город­ ского транспорта год от года становится все сложнее. При­ чина одна —катастрофичес­ кий износ подвижного соста­ ва. Бывают случаи, когда на линию выходят 60-70 про­ центов машин от запланиро­ ванного числа. И никакие опыт, знания и умение дис­ петчеров не помогают сохра­ нить заданный интервал дви­ жения. Приведу такие циф­ ры: только в 2001 году из-за постоянной нехватки транс­ порта диспетчерамиПЭПосу­ ществлено 6250 переключе­ ний автобусов с маршрута на маршрут, 8630 переключе­ нии троллейбусов и трамва­ ев, более тысячи раз привле­ кались автобусыдля перевоз­ ки пассажиров взамен сто­ ящих трамваев и троллейбу­ сов. — Быть может, выйдя из-под опеки главногоуправ­ ления городского транспор­ та, ПЭП сможет более эф­ фективно решать свои зада­ чи? — Депутаты предлагают сделать то, от чего всвое вре­ мя мы были вынуждены от­ казаться. А дело всё в том, что ПЭП—не контролирую­ щий орган, а звено единого технологического процесса П Р О Д О Л Ж А Е М Р А З Г О В О Р Вряд ли кто всерьез решится советовать сталевару, как лучше варить сталь. Зато бросить камень в городской пассажирский транспорт может каждый, а с некоторых пор поучать водителя стало даже престижно. Оно и понятно: выплавка стали — процесс мудрёный и сложный, а пассажирский транспорт —вот он, под рукой —до предела изношенный, вечно раздражающий спешащего человека. Вот тут-то и можно отвести душу... Очередной проект по улучшению пассажирских перевозок на этот раз родили городские депутаты. На недавней сессии они так и решили: рекомендовать липец­ кому мэру,_ чтобы пассажирское эксплуатационное предприятие (ПЭП) стало само­ стоятельной структурой, не подконтрольной главному управлению городского транс­ порта. Насколько целесообразна подобная реорганизация? Об этом корреспондент «ЛГ» беседует с заместителем директора ПЭП, заслуженным автотранспортником Генна­ дием АГАПОВЫМ. пассажирских перевозок. И его просто невозможно будет вычленить без ущерба для целого. Никому и вголову не при­ дет над сталеваром поставить двух начальников, каждый из которых будет давать не­ согласованные, а то и взаи­ моисключающие команды. Увы, с городским пассажир­ ским транспортом хотят по­ ступить именно так. В начале девяностых го­ дов пассажирское эксплуата­ ционное предприятие высту­ пало в роли единого заказ­ чика городских пассажирс­ ких перевозок. Уже тогда нам пришлось столкнуться со множеством трудностей. Отношения между ПЭПи транспортными предприяти­ ями были далеко не безоб­ лачными. Порой создавалось впечатление, что сторонысо­ знательно чинят друг другу препятствия, чтобы затем тратить огромные силына их преодоление. Даже подписа­ ние договора между ПЭП и транспортным предприятием затягивалось на 2-3 месяца. Разногласия не носили прин­ ципиального характера, но каждый стоял на своем. Вре­ зультате возникала объемная переписка, содержащая вза­ имные упреки и обвинения, отнимающая много времени у специалистов. Договор, о которомшла речь, закреплял за транспортнымпредприяти­ ем строго определенные мар­ шруты, работа на которых оценивалась по индивидуаль­ ному тарифу, утвержденному главнымуправлением город­ ского транспорта. В этой си­ туации для диспетчера было настоящей проблемой пере­ ключить автобусы одного предприятия на маршруты другого, либо послать авто­ бус, к примеру, чтобывывез­ ти людей, отработавших в ночнуюсмену, со стана-2000, шестой доменной печи. Все противоречия и слож­ ности отпали, как только глава администрации Липец­ ка Александр Сергеевич Ко­ робейников своим распоря­ жением передал функции единого заказчика главному управлению городского транспорта, а ПЭП заняло свое место главного органи­ затора пассажирских перево­ зок в единой технологичес­ кой цепи. Об эффективности реформпринято судить по ре­ зультатам. Так вот, только за последние два года главному управлению городского транспорта удалось организо­ ватьукороченные маршруты, упорядочить работу автобу­ сов, отвлекаемых для выпол­ нения разовых перевозок и для обслуживания массовых городских мероприятий. Нельзя не сказать и о 20 организованных в этом году платных маршрутах, обслу­ живаемых частниками. Кроме того, в штат ПЭП из автопредприятий были переданыдиспетчеры, работа­ ющие на конечных пунктах автобусных маршрутов. Как результат — под контролем оказались автобусы, обслу­ живающие маршруты, не ох­ ваченные системой АСУ, а также микроавтобусы част­ ных предпринимателей. В конце 2001 года решен наконец-то такой наболев­ ший для ПЭП вопрос, как объединение всех служб под одну крышу. Почти 10 лет предприятие было раздробле­ но —часть отделов распола­ галась в здании на улице Га­ гарина, а диспетчерские службы — по другому адре­ су. Сейчас все подразделения собраны в одном здании, что на улице Доватора. —Идею сделать ПЭПса­ мостоятельным подразделе­ ниемобосновывают, какпра­ вило, тем, что главное управ­ ление городского транспор­ та одновременно является и заказчиком, и исполните­ лем, и контролером... А ка­ ково ваше мнение? —Служба движения ни­ когда контролем на линии не занималась. Просто, когда создавалось ПЭП, нам заод­ но из расформированного областного транспортного управления передали и кон- трольнотревизорский отдел (КРО). Такчто пришлось сво­ ими силами налаживать кон­ троль за работой водителей налинии вусловиях бесплат­ ного проезда. Был разработан и утвер­ жден целый пакет докумен­ тов, которые регулировали отношения контролеров и водителей иклассифицирова­ ли линейные нарушения по степени их тяжести. Но и до настоящего времени вопрос этот до конца не отработан, ведь на маршрутах все ввоз­ растающем количестве появ­ ляется платный транспорт. Длительное время между ПЭПи транспортными пред­ приятиями велся спор о дос­ товерности выявленных на­ рушений и правомерности их классификации. Витоге глав­ ному управлению городско­ го транспорта пришлось из­ менить методику контроля. Теперь в составе бригады контролеров ПЭП в обяза­ тельном порядке по утверж­ денному графику работает представитель транспортного предприятия. Все это позво­ лило резко сократить поток взаимных упреков. Вообще-то контроль за работой водителей —далеко не главная функция ПЭП. Раньше этим занимались спе­ циалисты КРО, которые не участвовали в технологичес­ ком цикле организации пе­ ревозок и подчинялись мос­ ковскому главку «Югавто- транс». Кроме того, каждое транспортное предприятие имеет свой штат контроле­ ров. Поэтому, если уж депута­ ты будут стоять на своем, то вполне возможно передать отдел линейного контроля в ведение другой городской структуры или же создать на его базе единуюконтрольную службу на транспорте. Про­ цесс организации перевозок от этого не пострадает. Глав­ ное, чтобытолько остальные подразделения ПЭП продол­ жали работать в прежнем режиме. —ГеннадийДемьянович, проблем год от года стано- витсярсе больше. И это, по­ жалуй, главный аргумент сторонников нововведений?.. — Без срочного обновле­ ния изношенного и разбито­ го парка машин никакие ре­ формы улучшить пассажир­ ское обслуживание в городе не помогут. Многие наверня­ ка не знают, что все городс­ кие пассажирские предприя­ тия давно уже превратились в маленькие ремзаводы, на которых организован ремонт не только мелких узлов и деталей, но и сложных —та­ ких как двигатель, коробка передач, задний мост и даже кузов. Конечно, все это мож­ но сделать на специализиро­ ванных заводах. Но простой подсчет показывает, что ре­ монт своими силами обходит­ ся в 3-4 раза дешевле. В ус­ ловиях урезанного финанси­ рования, только благодаря этому транспортники пока и выживают, поддерживая в рабочем состоянии букваль­ но рассыпающиеся от старо­ сти машины. Так что винить их в плохой работе, по край­ ней мере, несправедливо. По оценкам специалис­ тов, городу ежегодно требу­ ется как минимум 100 авто­ бусов большой вместимости и не менее 20 троллейбусов. Но даже при таких темпах обновления подвижного со­ става улучшений в работе транспорта следует ждать года через три-четыре. Не­ лишне также напомнить, что еще пять-семь лет назад сот­ ни мелких предприятий го­ рода имели ведомственные автобусы, которые возили персонал на работу и обрат­ но, теперь такие организации можно пересчитать по паль­ цам. А работники этих пред­ приятии влились вармиюго­ родских пассажиров, увели­ чив нагрузку на и без того перегруженный городской транспорт. Привлекаемые на городс­ кие маршруты «ГАЗели» не смогут решить даже части проблем. Слишком уж мала их вместимость. А реформы? Они, возмож­ но, нужны, но главное, что­ бы от них была польза, а не вред... Беседовал Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. V I нжеперы не сдаются! или Зачем ельчанам следует учить норвежский i . Собластного семинара по норвежско-российской программе «Чистое производство» заместитель на­ чальника отдела госконтроля за природопользова­ нием главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Липецкой области Алла Автономова возвращалась с одной мыслью: непременно использовать в родном Ельце интерес­ ное «ноу-хау». Ей хорошо знакомы проблемы горо­ да, на чью долю приходится 70 процентов вредных промышленных выбросов. «Предотвращение загрязнения выгодно» — это девиз программы, разработанной в 80-х годах про­ шлого столетия в США и получившей развитие в Норвегии. Она уже внедрена вряде стран, где убеди­ лись: предотвратить образование загрязнения мож­ но и путем разумного снижения потребления сырье­ вых ресурсов. Количество отходов при этом умень­ шается, а качество продукции и условия труда улуч­ шаются. Казалось бы, ничего тут нового нет. Нодело­ то не в новизне, а в реальной отдаче. Норвежцынаучились и учат других, как, не вкла­ дывая огромные средства в оборудование, научные исследования, не привлекая аудиторов, из массыидей находить одну —самую стоящую, умную. И во гла­ ву угла, естественно, ставить экологию и экономи­ ку. Программа «Чистое производство» подразумева­ ет коллективнуюработу. Всех —от директора до ра­ бочего. Вот с чем вернулась домой главный городской эколог Автономова. И втянула в учебу одиннадцать елецких специалистов. Они первыми внашей облас­ ти прошли интерактивную программу обучения «от инженера к инженеру». После шестимесячных кур­ сов успешно защитили проекты и даже получили дипломы соответствующего образца. Вчисле слушателей был и зам. главного инжене­ ра ОАО «Сахарный завод», ответственный за водо­ пользование Николай Романов. Онтакже выбралдля своего проекта наиболее актуальные темы и приоб­ щил к делу коллег. Две группы независимо друг от друга занимались двумя проблемами. Первая —оп­ тимизацией работы известкового отделения. Эта работа и сейчас продолжается, завершит ее реконст­ рукция обжигательной печи. Вторая группа пыта­ лась разрубить «гордиев узел* на участке сатурации. Там за сезон сахароварения выбрасывалось в атмос­ феру свыше семисот тонн оксида углерода —ядови­ того газа, не прибавляющего здоровья людям. Да, в существующие нормы завод укладывался, но выбро­ сы, между тем, ежегодно прирастали на сотую долю процента. Проверяющие озабоченно хмурили брови и грозили пальцем: ох, вытам смотрите, поосто­ рожнее. И выдавали пакет обязательных для ис­ полнения мероприятий. На заводе брали под ко­ зырек, ежегодно приглашали липецких монтаж­ ников, перебиралиоборудование. Но наступал сле­ дующий сезон —и в принципе ничего не меня­ лось. Романов собирал статистику, «прокатывал» ее через норвежскую методику, считал, строил гра­ фики. Нет, он не открыл Америку, а просто уви­ дел, что, много делая, в том числе методом «тыка», интуитивно —его коллеги действовали порознь. И в этом была их беда. Романов понял: дело не в сатурации как таковой, надо смотреть на все в комплексе —и на контроль сырья, и на организацию труда, и еще на многое другое. Когда по предложению главного инженера Владимира Квитко начали заниматься отсевом мелкой фракции из известкового камня и довели его до 20 процентов, работа обжигательной печи значительно улучшилась, а затраты резко сокра­ тились. Сделали и кое-что еще. Когда же просчи­ тали данные по норвежской методике, то, кудив­ лению, обнаружили экономический эффект в 50 тысяч долларов в год. Об экологическом и гово­ рить не приходится. Однако завод его ощутит при условии, если и на остальных участках сэконом­ ленные деньги не будут спущены вканализацию. —Норвежская методика, собственно, проста, как таблица умножения, —говорит заместитель главного инженера Федор Мурашкин. —Хлопо­ ча об экономической стороне дела, мы никогда не думали об экологической. И напрасно. Романов азартно доказывал мне, что все ге­ ниальное —просто. Можно катить мешок на тач­ ке, а можно тащить и на горбу—результат будет один, эффект разный. Очень часто в одном выиг­ рываешь, а в другом проигрываешь, теряешь. Поэтомуметодикаметодикой, но главное—люди. Как заметил когда-то известный журналист Ана­ толий Аграновский, мастер всегда будет масте­ ром, и его не изменишь, не заставишь работать плохо, как пчелу не заставишь не делать мед. Начальник цеха КиП и автоматики, лучший рационализатор сахарной отрасли Анатолий Со- лодОв из такой породы. На заводе он 38 лет — пришел за три месяца до его пуска, и с тех пор, несмотря на свой без малого семидесятилетний возраст, вызывает добрую зависть у тех, кто по­ моложе, энергией, смекалкой и упертостью. Один пример. Даже педантичные немцы, чьи линии установленына елецком сахзаводе, не смогли най­ ти удобного и надежного способа замера плотнос­ ти сиропа, а ведь от этого на 65 процентов зависит качество сахара. Солодов посидел, подумал, нари­ совал и сделал несложную систему «переливате- лей-успокоителей». Утер, что называется, нос ино­ странцам. Кстати, немецкие приборы, поставлен­ ные сорок лет назад под присмотром Анатолия Александровича, по сей день служат, как часы. «Киповский прибор —штука тонкая, на него ды­ шать нельзя», —наставляет молодежь Солодов. Последнее его детище — внушительного раз­ мера щит на самом видном месте первого этажа. Посмотрела я на графики, диаграммы, горящие лдмпочки и стрелки на вроде бы неказистом со­ оружении и подумала, что японцы бы наверняка все параметры перевели на «крутые» компьюте­ ры. «Так с компьютерами любой сможет, —оби­ делись на мою реплику стоящие вокруг солодовс- кого «ноу-хау» инженеры. —Попробовали быони на наших, три раза списанных станках микроны поймать». Почти четыре года назад после работыАнато­ лийАлександрович собиралщит ипродолжает его совершенствовать. Коллеги говорят, что ему цены нет, потому что теперь, как на ладони, видна ра­ ботаобжигательной печи и водопотребление. Рань­ ше по этажам бегали, чтобы проверить парамет­ ры. Теперь все показания водном месте и за ними следит каждый, независимо от должности. «Вот тут ваша прогрессивка», —говорит Солодов и ин­ женерам, ирабочим. Если наманометре упало дав­ ление, тосразу вопрос: почему? Ктолишнююструй­ ку открыл? Зачем? То же самое с печью. Каждо­ му благодаря стенду ясно, как она загружается и выгружается, а прежде процесс велся вслепую. Солодов придумал диаграмму, на которой легко отследить непрерывность потока. Появился про­ пуск — объясни! Прозевал нужную температур­ нуюотметку и вывел 36-метровуюмахину из строя —отвечай! К коллективной работе —одному из постула­ тов программы «Чистое производство»—елецкий рационализатор Солодов, наверное, добавил бы: коллективная ответственность. За цех, завод. И —за окружающую среду, за воздух, которым ды­ шим мы, наши дети и внуки. г. Елец. ТамараФЕ.ЦЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz