Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
: i . С Т Р А Д А «БУКЕТЫ» ДЛЯ КОЛЛЕГ На одно из недавних совещаний директор елецкого сельхозпредпри ятия «Воронецкое» Сергей Алексеев по просьбе районного начальства привез сноп тучных колосьев. Рыжи ми «букетиками» он щедро наделил всех интересующихся — смотрите, смекайте... А привез-то Сергей Алек сеевич гибрид ржи и пшеницы под названием «тритикале» — к уборке его как раз приступили в хозяйстве. Культура не новая. Лет десять тому назад ее возделывали в тогдашних елецких совхозах. Но потом сеять пе рестали и напрочь о ней позабыли. Оказалось, зря... Культура эта более техническая, нежели продовольственная. Но для воронецкого отца- учредителя агрофирмы «Бахус» очень даже нуж ная. Из обычной пшеницы выход спирта 45 про центов, а из «тритикале» —до шестидесяти! Площади под этим гибридом в «Воронецком» сегодня составляют 200 гектаров. —Под зиму засеем шестьсот, —сообщил мне директор. —Урожайность?.. Не менее ше стидесяти центнеров с гектара в эту страду по лучим. Культура весьма неприхотливая, моро зоустойчивая... Аубиваем мы тем самым сразу двух зайцев, —продолжал Сергей Алексеевич. —Гибрид —отличное сырье для производства спирта. Ну а по весне —отменная «зеленка» для коров. Уже десятого мая мы ее в кормушки засыпаем. Если в каждом хозяйстве «тритика ле» хотя бы по двадцать гектаров засевать — молоко, поверьте, не ручейком польется. Я Алексееву верю. В первом квартале хо зяйство в районной сводке надоев занимало седьмую строчку —в столбце посередке. Для некогда провального кооператива (а он был та ковым, пока его не взял под свое крыло «Ба хус»)—уже неплохо. Но сейчас Воронецкие жи вотноводы занимают третье место. За два квар тала надоили 2142 килограмма молока от коро вы. — Год, надеюсь, закончим с результатом четыре с половиной тысячи килограммов моло ка от буренки. Адоярки чернышовской фермы получат более пяти тысяч, —директор говорит уверенно, он в итогах не сомневается. Нет, «тритикале» для сельхозпредприятия «Воронецкое» и его закоперщика «Бахуса» не панацея (впрочем, в производстве спирта — возможно). Рост молочного животноводства обеспечивается комплексом мер. Однако и вос кресший на полях хозяйства гибрид в качестве «зеленки» сыграл свою роль... ...А«букетики» злака председатели хозяйств увезли с собой. В качестве наглядного пособия. Будет о чем подумать. Сев озимых не за гора ми. Александр ДЕ МЕНТЬЕВ, с о б . корр. «Липецкой газеты». Елецкий район. ПОКА В ТОПКАХ ЗАГАШЕН О Г О Н Ь . . . (Окончание. Начало на 1-й стр.) Особенно сложная ситуация в этом от ношении складывалась в феврале-мар те, когда задолженность по текущим платежам превысила 100 миллионов рублей. Основные суммы задолженнос ти приходились на «Липецкэнерго», му ниципальные тепловые сети и ЖКХ, «Коммунтеплоэнерго», промышленные предприятия, поставляющие тепло насе лению, и на объекты соцкультбыта. До настоящего времени с газовиками не рас платились МП «Грязинские тепловые сети», МПП ЖКХ Данкова и Данковс- кого района, ООО «Грязигазмаш», ОАО «Литмашприбор», ОАО «Чаплыгинский завод агрегатов». Следует отметить, что потребление газа теплоснабжающими предприятиями области составляет 27,5 процента от об щего уровня, а их долги доходят до 64,5 процента от общей суммы задолженнос ти. Своевременно расплачиваются за газ предприятия пищевой и перерабатываю щей промышленности. К сожалению, сельхозпроизводители числятся в долж никах. Более 3 млн. рублей задолжали областные государственные унитарные предприятия сельского хозяйства, на пример, долг ЗАО «Куйбышевское» со ставляет более 780 тысяч рублей. Руководству «Липецкрегионгаза» уда лось утвердить заявки предприятий и организаций области на поставки необ ходимых объемов газа в осенне-зимний период. Но в случае непогашения задол женности эти объемы поставок могут быть сокращены. Поэтому будут ли уже в скором времени работать стабильно предприятия нашего региона —этот воп рос остается открытым. Не исключено, что из-за снижения объемов поставок газа в нашу область, злостным непла тельщикам будет прекращена подача «го лубого топлива». Юрий ВЕТРОВ. Ш И П Е Ц К А Я • I г а з е т а РУССКИЕ ВАЛЕНКИ ОПЯТЬ В ЦЕНЕ! : + «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». Десятки пи сем при шли в ООО «Елецкая сапоговаляльная ф а б р и ка» п осл е н ед ав н его пок аза этого пр едприя тия в одн ой и з телевизионны х п ер ед ач ОРТ, касающихся пр обл ем м алого б и зн е са . А др еса отп р ав и тел ей : Х абар овск и й , К расноярский край, Архангельская, Тверская, Р остовская, Волгоградская и д р уги е о бл асти . В каждом письм е просьба: изготовить валенки! — П остараем ся полностью выполнить з а казы как местных, так и иногородних п отр еби телей, — комментирует ситуацию директор ф а б рики В. Александров. — В прошлом с е з о н е мы изготовили 3 6 6 0 пар валяной обуви , в п р е д стоящ ем намерены превзойти этот показатель. Хочется верить, что на предприятии сп р а вятся с программой, которую нам етили. Поло ж ение з д е с ь довольно-таки сложн ое (изнош ен ное оборудование, велики затраты на газ, элек троэнергию , почти непосильны нынешние на логи), но коллектив не оп уск ает рук. Сейчас в ед ет ся основательная подготовка к с езо н у , который начнется с сен тябр я. О трем онтиро ваны котельная, значительная часть о б о р у д о вания. АФГАНИСТАН НАПОМИНАЕТ О С Е Б Е - + «ВПЕРЕД». В Воловском районном ко м и ссар и ате ж ен е ум ерш его в прошлом году война-аф ганца Владимира С ергеевича Болы- чева была п ер ед ан а высокая награда Родины . С сентября по д ек абр ь 1 9 8 8 года прапор щик Болычев в с о ст а в е 1 2 0 истребител ьного авиационного полка В оенно-В оздуш ны х Сил 4 0-й общ евойсковой армии Туркестанского во енного округа выполнял интернациональный долг в республике Афганистан. З а умелы е, ини циативные дей стви я, сп особствующ и е усп еш ном у выполнению б о ев о й за д а ч и , он и был п р едставл ен к м ед ал и «За боевы е заслуги». Эта награда нашла героя только ч ер ез 13 л е т ... «ДРУЖБА» ГОРОЖАН ПРОКОРМИТ + .ГРЯЗИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ.. Сегодня в Яр- луково можно встретить грузовы е автомобили и з Москвы и Архангельска, Нижнего Н овгоро д а и д аж е Воркуты. Удивляться тут нечему: горож ане хотят видеть на своем<столе св еж и е овощ и. А как липчане? Они в первую о ч ер ед ь обслуживаются «Дружбой». Хозяйство выигра ло т ен д ер на о б е сп еч ен и е овощ ами закрытых учреждений, детских садиков, интернатов. 180 тонн св еж ей капусты сам овы в озом уж е д о с тавлено в областн ой центр. Но не еди н ой капустой, пусть она д аж е с а мая ранняя, жив ч еловек. С пол ей «Дружбы» отправляется горож анам м ол од ая картошка ранних сортов, бурак, кабачки и, конечно, с в е жие огурцы —д а не парниковые, а из открыто го грунта. ХОДИЛИ МЫ ПОХОДАМИ ... + «В КРАЮ РОДНОМ». Туристы Елецкого района приняли участие в чемпионате Р оссии . На соревнования в Тульскую обл асть по т ех нике п еш еходн ого тури зм а отправились д в е команды: взр осл ая и ю нош еская. Защ ищ али не только честь рай она, но и в сей Липецкой обл асти . Отработав четыре вида сор ев н о в а ний на дистанции пятого, высшего класса слож ности, сборная педагогов ЦДЮТур вошла в д е сятку сильнейших туристических групп России. А пр еп одаватель дополнительного о б р а з о вания центра Александр Байкевич на д и ст а н ции лично-командной техники выполнил н ор матив кандидата в м астер а спорта по турмно- гоборью. — Он пока единственный в наш ей обл асти обл ад ат ел ь такого звания, — уточнила м е т о д и ст центра Н. Б ор один а. — Б езусл ов н о, у с пеху А лександра р адовали сь в се. Несколько слов о юнош еской сборн ой . Она впервые наравне с о взрослыми соревновалась на дистанции такого кл асса слож н ости . Р еб я та очень стар али сь. II эти состязан ия стали для ельчан хорош ей школой м астер ства. ФИЛ ЬМ О ЗАДОНСКЕ IU + «ЗАДОНСКАЯ ПРАВДА». В З ад он ск е сни м ается новый ви деоф ильм о г о р о д е . Съемки ведут проф есси ональны е липецкие ж урналис ты, а инициатива созд ан и я фильма пр ин адл е жит районной администрации. Сюжет фильма касается как соврем енн ости , так и богатой з а донской истории. В ознакомлении с п оследн ей существенную помощь операторам оказали с о трудники м естн ого кр аеведч еск ого м у зея , ко торые специально организовали обстоятельную экскурсию . Предполагается; что новый в и д е о фильм стан ет с в о его р о д а «визитной карточ кой» гор ода. Подготовил Юрий КУЛИНИЧ. ■■ ■ ... " ' ' , " i , ''г '/ - 7 августа 2002 г., № 152 (21780) Х Л Е Б К А К З Е Р К А Л О Н О В Ы Х О Т Н О Ш Е Н И Й В Р У С С К О Й Д Е Р Е В Н Е (Окончание. Начало на 1-й стр .) За последние 4-5 лет внесе ние в среднем на гектар мине ральных удобрений в лебедянс ких хозяйствах увеличилось с 15- 17 килограммов действующего вещества почти до 100 килограм мов. До ста тысяч тонн в год до ведена вывозка органики на поля. Но и это не все. На все больших площадях идут под запашку мно голетние травы, в том числе пер вого года пользования. В этом году впервые в районе на боль ших площадях применены сиде- раты, такие как горох, горчица... Не удержался я и задал Ми хаилу Мицуку прямой вопрос: «Откуда деньги на все это?» Отчасти, заметил Михаил Иванович, выручает получаемая хозяйствами прибыль. В том же ОАО «Романовское» получили ее 3,5 млн. рублей. Водятся сред ства в агрофирме «15 лет Октяб ря», СХПК «Агроном», АО «Мок рое», «Рассвет», где эффектив ность производства куда выше. Помогают, понятно, и «спонсо ры», которые, к слову, сегодня есть едва ли не у всех реоргани зованных в процессе нынешних аграрных реформ лебедянских сельхозпредприятий. ОАО «Ко- пыльский», к примеру, в этом году получил уже, ни много ни мало, 25 млн. рублей вложений со стороны. Но дело не только в этих вложениях. Вуспехах лебедянцев, особо подчеркнул в разговоре Михаил Иванович, едва ли не решающая роль принадлежит кадрам руково дителей, корпус которых сформи ровался в последние годы в усло виях, исключающих иждивенче ство и безответственность. Сер гей Дьяченков из «Рассвета», Алек сандр Сериков из «Мокрого», Александр Копенкин с сахзавода, Владимир Межевой из «Ольховс кого», та же Клавдия Чертовских из «Романовского», не говоря уже об Александре Кычакове из «Аг ронома» или Николае Еремееве из «15 лет Октября», ведут дело ис ключительно грамотно, расчетли во, с перспективой. В добрых лебедянских пере менах, очевидно, на первое место следует поставить и реорганиза цию хозяйств, планомерную и хо рошо продуманную. Процедуре этой подверглось уже абсолютное большинство сельхозпредприя тий, хотя это подчас и непросто дается. Трудно пришлось, напри мер, с реорганизацией тех же «Ко- пыльского», «Первомайского». Но и они реформированы, обрели, как выражаются на селе, своих «спонсоров», которые требуют, чтобы выделяемые средства ис пользовались по назначению, с высокой отдачей, особенно на главном, хлебном, поле. Вдни страды наиболее полно проявлют себя и рядовые хлебо робы, и руководители. Кчести ле бедянцев они сумели так наладить каждый уборочный агрегат, так заинтересовать людей и так «ра зогреть» их энтузиазм, что не до пустили ни дня, ни часа промед ления на жатве, где уже на пер вом этапе появились десятки на стоящих ее героев. Многих мы уже в газете называли. Это иАна толий Болдин из «Рассвета», и Борис Богословский из агроце ха гормолзавода, и Василий Со- седов из «Агронома». Список этот можно продолжать. Большой хлеб, как бы труд но он ни давался, всегда раду ет. Эта радость была бы еще светлее, если бы не «горчинка», о которой говорила выше Клав дия Чертовских. Увы, ситуация парадоксальная: чем больше крестьяне получают хлеба, тем серьезнее становятся сбытовые проблемы. И помощников здесь особенно нет. Нет ни в области, ни в районах настоящей марке тинговой службы. Не помешали бы тут и зерновые биржи, и ко тировка цен, и государственная интервенция на зерновом рын ке, и субсидирование закупок фу ражного хлеба... Да мало ли еще что можно предпринять в условиях рынка. Надо только действовать! Пока же действуют, как правило, спе кулянты, которые с мешками де нег то там, то тут наваливаются на село, обманывают его, грабят. Разве это дело? Иван ЛЕСНИКОВ, сп ец . корр. «Липецкой газеты». Липецк— Лебедянь —Липецк. к а к и о Ф У Г И —ГеннадийДемьянович, часть наших читателей на верняка даже и не сталки валась с такой аббревиату рой — ПЭП. Давайте рас шифруем, что за ней стоит? —Пассажирские перевоз ки—довольно сложный про цесс, состоящий из несколь ких звеньев. Подготовка ав тобусов, трамваев и троллей бусов к работе на линии, их ремонт и обслуживание — эта работа возложена на транспортные предприятия. ЗадачаПЭПдругая —состав ление расписания и органи зация движения на маршру тах. Как самостоятельная структура ПЭП существует уже 10 лет. Спервых же дней наше предприятие взяло курс на освоение передовых тех нологий пассажирских пере возок. Результаты не заста вили себя ждать. Вот уже многие годырасписание дви жения транспорта составля ется не вручную, а при по мощи компьютера. Специа листы отдела автоматизиро ванных систем управления создали и внедрили програм му визуального наблюдения на троллейбусных маршру тах и программу «Вектор* — на автобусных. Учет выпол ненных рейсов теперь ведет ся автоматически при помо щи сигналов, которые пере дают 35 «электронных* кон трольных пунктов, располо женных на автобусных оста новках, и 32 маркера, уста новленных в различных точ ках троллейбусной сети. Но даже передовые техно логий не спасают от проблем. Управлять движением город ского транспорта год от года становится все сложнее. При чина одна —катастрофичес кий износ подвижного соста ва. Бывают случаи, когда на линию выходят 60-70 про центов машин от запланиро ванного числа. И никакие опыт, знания и умение дис петчеров не помогают сохра нить заданный интервал дви жения. Приведу такие циф ры: только в 2001 году из-за постоянной нехватки транс порта диспетчерамиПЭПосу ществлено 6250 переключе ний автобусов с маршрута на маршрут, 8630 переключе нии троллейбусов и трамва ев, более тысячи раз привле кались автобусыдля перевоз ки пассажиров взамен сто ящих трамваев и троллейбу сов. — Быть может, выйдя из-под опеки главногоуправ ления городского транспор та, ПЭП сможет более эф фективно решать свои зада чи? — Депутаты предлагают сделать то, от чего всвое вре мя мы были вынуждены от казаться. А дело всё в том, что ПЭП—не контролирую щий орган, а звено единого технологического процесса П Р О Д О Л Ж А Е М Р А З Г О В О Р Вряд ли кто всерьез решится советовать сталевару, как лучше варить сталь. Зато бросить камень в городской пассажирский транспорт может каждый, а с некоторых пор поучать водителя стало даже престижно. Оно и понятно: выплавка стали — процесс мудрёный и сложный, а пассажирский транспорт —вот он, под рукой —до предела изношенный, вечно раздражающий спешащего человека. Вот тут-то и можно отвести душу... Очередной проект по улучшению пассажирских перевозок на этот раз родили городские депутаты. На недавней сессии они так и решили: рекомендовать липец кому мэру,_ чтобы пассажирское эксплуатационное предприятие (ПЭП) стало само стоятельной структурой, не подконтрольной главному управлению городского транс порта. Насколько целесообразна подобная реорганизация? Об этом корреспондент «ЛГ» беседует с заместителем директора ПЭП, заслуженным автотранспортником Генна дием АГАПОВЫМ. пассажирских перевозок. И его просто невозможно будет вычленить без ущерба для целого. Никому и вголову не при дет над сталеваром поставить двух начальников, каждый из которых будет давать не согласованные, а то и взаи моисключающие команды. Увы, с городским пассажир ским транспортом хотят по ступить именно так. В начале девяностых го дов пассажирское эксплуата ционное предприятие высту пало в роли единого заказ чика городских пассажирс ких перевозок. Уже тогда нам пришлось столкнуться со множеством трудностей. Отношения между ПЭПи транспортными предприяти ями были далеко не безоб лачными. Порой создавалось впечатление, что сторонысо знательно чинят друг другу препятствия, чтобы затем тратить огромные силына их преодоление. Даже подписа ние договора между ПЭП и транспортным предприятием затягивалось на 2-3 месяца. Разногласия не носили прин ципиального характера, но каждый стоял на своем. Вре зультате возникала объемная переписка, содержащая вза имные упреки и обвинения, отнимающая много времени у специалистов. Договор, о которомшла речь, закреплял за транспортнымпредприяти ем строго определенные мар шруты, работа на которых оценивалась по индивидуаль ному тарифу, утвержденному главнымуправлением город ского транспорта. В этой си туации для диспетчера было настоящей проблемой пере ключить автобусы одного предприятия на маршруты другого, либо послать авто бус, к примеру, чтобывывез ти людей, отработавших в ночнуюсмену, со стана-2000, шестой доменной печи. Все противоречия и слож ности отпали, как только глава администрации Липец ка Александр Сергеевич Ко робейников своим распоря жением передал функции единого заказчика главному управлению городского транспорта, а ПЭП заняло свое место главного органи затора пассажирских перево зок в единой технологичес кой цепи. Об эффективности реформпринято судить по ре зультатам. Так вот, только за последние два года главному управлению городского транспорта удалось организо ватьукороченные маршруты, упорядочить работу автобу сов, отвлекаемых для выпол нения разовых перевозок и для обслуживания массовых городских мероприятий. Нельзя не сказать и о 20 организованных в этом году платных маршрутах, обслу живаемых частниками. Кроме того, в штат ПЭП из автопредприятий были переданыдиспетчеры, работа ющие на конечных пунктах автобусных маршрутов. Как результат — под контролем оказались автобусы, обслу живающие маршруты, не ох ваченные системой АСУ, а также микроавтобусы част ных предпринимателей. В конце 2001 года решен наконец-то такой наболев ший для ПЭП вопрос, как объединение всех служб под одну крышу. Почти 10 лет предприятие было раздробле но —часть отделов распола галась в здании на улице Га гарина, а диспетчерские службы — по другому адре су. Сейчас все подразделения собраны в одном здании, что на улице Доватора. —Идею сделать ПЭПса мостоятельным подразделе ниемобосновывают, какпра вило, тем, что главное управ ление городского транспор та одновременно является и заказчиком, и исполните лем, и контролером... А ка ково ваше мнение? —Служба движения ни когда контролем на линии не занималась. Просто, когда создавалось ПЭП, нам заод но из расформированного областного транспортного управления передали и кон- трольнотревизорский отдел (КРО). Такчто пришлось сво ими силами налаживать кон троль за работой водителей налинии вусловиях бесплат ного проезда. Был разработан и утвер жден целый пакет докумен тов, которые регулировали отношения контролеров и водителей иклассифицирова ли линейные нарушения по степени их тяжести. Но и до настоящего времени вопрос этот до конца не отработан, ведь на маршрутах все ввоз растающем количестве появ ляется платный транспорт. Длительное время между ПЭПи транспортными пред приятиями велся спор о дос товерности выявленных на рушений и правомерности их классификации. Витоге глав ному управлению городско го транспорта пришлось из менить методику контроля. Теперь в составе бригады контролеров ПЭП в обяза тельном порядке по утверж денному графику работает представитель транспортного предприятия. Все это позво лило резко сократить поток взаимных упреков. Вообще-то контроль за работой водителей —далеко не главная функция ПЭП. Раньше этим занимались спе циалисты КРО, которые не участвовали в технологичес ком цикле организации пе ревозок и подчинялись мос ковскому главку «Югавто- транс». Кроме того, каждое транспортное предприятие имеет свой штат контроле ров. Поэтому, если уж депута ты будут стоять на своем, то вполне возможно передать отдел линейного контроля в ведение другой городской структуры или же создать на его базе единуюконтрольную службу на транспорте. Про цесс организации перевозок от этого не пострадает. Глав ное, чтобытолько остальные подразделения ПЭП продол жали работать в прежнем режиме. —ГеннадийДемьянович, проблем год от года стано- витсярсе больше. И это, по жалуй, главный аргумент сторонников нововведений?.. — Без срочного обновле ния изношенного и разбито го парка машин никакие ре формы улучшить пассажир ское обслуживание в городе не помогут. Многие наверня ка не знают, что все городс кие пассажирские предприя тия давно уже превратились в маленькие ремзаводы, на которых организован ремонт не только мелких узлов и деталей, но и сложных —та ких как двигатель, коробка передач, задний мост и даже кузов. Конечно, все это мож но сделать на специализиро ванных заводах. Но простой подсчет показывает, что ре монт своими силами обходит ся в 3-4 раза дешевле. В ус ловиях урезанного финанси рования, только благодаря этому транспортники пока и выживают, поддерживая в рабочем состоянии букваль но рассыпающиеся от старо сти машины. Так что винить их в плохой работе, по край ней мере, несправедливо. По оценкам специалис тов, городу ежегодно требу ется как минимум 100 авто бусов большой вместимости и не менее 20 троллейбусов. Но даже при таких темпах обновления подвижного со става улучшений в работе транспорта следует ждать года через три-четыре. Не лишне также напомнить, что еще пять-семь лет назад сот ни мелких предприятий го рода имели ведомственные автобусы, которые возили персонал на работу и обрат но, теперь такие организации можно пересчитать по паль цам. А работники этих пред приятии влились вармиюго родских пассажиров, увели чив нагрузку на и без того перегруженный городской транспорт. Привлекаемые на городс кие маршруты «ГАЗели» не смогут решить даже части проблем. Слишком уж мала их вместимость. А реформы? Они, возмож но, нужны, но главное, что бы от них была польза, а не вред... Беседовал Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. V I нжеперы не сдаются! или Зачем ельчанам следует учить норвежский i . Собластного семинара по норвежско-российской программе «Чистое производство» заместитель на чальника отдела госконтроля за природопользова нием главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Липецкой области Алла Автономова возвращалась с одной мыслью: непременно использовать в родном Ельце интерес ное «ноу-хау». Ей хорошо знакомы проблемы горо да, на чью долю приходится 70 процентов вредных промышленных выбросов. «Предотвращение загрязнения выгодно» — это девиз программы, разработанной в 80-х годах про шлого столетия в США и получившей развитие в Норвегии. Она уже внедрена вряде стран, где убеди лись: предотвратить образование загрязнения мож но и путем разумного снижения потребления сырье вых ресурсов. Количество отходов при этом умень шается, а качество продукции и условия труда улуч шаются. Казалось бы, ничего тут нового нет. Нодело то не в новизне, а в реальной отдаче. Норвежцынаучились и учат других, как, не вкла дывая огромные средства в оборудование, научные исследования, не привлекая аудиторов, из массыидей находить одну —самую стоящую, умную. И во гла ву угла, естественно, ставить экологию и экономи ку. Программа «Чистое производство» подразумева ет коллективнуюработу. Всех —от директора до ра бочего. Вот с чем вернулась домой главный городской эколог Автономова. И втянула в учебу одиннадцать елецких специалистов. Они первыми внашей облас ти прошли интерактивную программу обучения «от инженера к инженеру». После шестимесячных кур сов успешно защитили проекты и даже получили дипломы соответствующего образца. Вчисле слушателей был и зам. главного инжене ра ОАО «Сахарный завод», ответственный за водо пользование Николай Романов. Онтакже выбралдля своего проекта наиболее актуальные темы и приоб щил к делу коллег. Две группы независимо друг от друга занимались двумя проблемами. Первая —оп тимизацией работы известкового отделения. Эта работа и сейчас продолжается, завершит ее реконст рукция обжигательной печи. Вторая группа пыта лась разрубить «гордиев узел* на участке сатурации. Там за сезон сахароварения выбрасывалось в атмос феру свыше семисот тонн оксида углерода —ядови того газа, не прибавляющего здоровья людям. Да, в существующие нормы завод укладывался, но выбро сы, между тем, ежегодно прирастали на сотую долю процента. Проверяющие озабоченно хмурили брови и грозили пальцем: ох, вытам смотрите, поосто рожнее. И выдавали пакет обязательных для ис полнения мероприятий. На заводе брали под ко зырек, ежегодно приглашали липецких монтаж ников, перебиралиоборудование. Но наступал сле дующий сезон —и в принципе ничего не меня лось. Романов собирал статистику, «прокатывал» ее через норвежскую методику, считал, строил гра фики. Нет, он не открыл Америку, а просто уви дел, что, много делая, в том числе методом «тыка», интуитивно —его коллеги действовали порознь. И в этом была их беда. Романов понял: дело не в сатурации как таковой, надо смотреть на все в комплексе —и на контроль сырья, и на организацию труда, и еще на многое другое. Когда по предложению главного инженера Владимира Квитко начали заниматься отсевом мелкой фракции из известкового камня и довели его до 20 процентов, работа обжигательной печи значительно улучшилась, а затраты резко сокра тились. Сделали и кое-что еще. Когда же просчи тали данные по норвежской методике, то, кудив лению, обнаружили экономический эффект в 50 тысяч долларов в год. Об экологическом и гово рить не приходится. Однако завод его ощутит при условии, если и на остальных участках сэконом ленные деньги не будут спущены вканализацию. —Норвежская методика, собственно, проста, как таблица умножения, —говорит заместитель главного инженера Федор Мурашкин. —Хлопо ча об экономической стороне дела, мы никогда не думали об экологической. И напрасно. Романов азартно доказывал мне, что все ге ниальное —просто. Можно катить мешок на тач ке, а можно тащить и на горбу—результат будет один, эффект разный. Очень часто в одном выиг рываешь, а в другом проигрываешь, теряешь. Поэтомуметодикаметодикой, но главное—люди. Как заметил когда-то известный журналист Ана толий Аграновский, мастер всегда будет масте ром, и его не изменишь, не заставишь работать плохо, как пчелу не заставишь не делать мед. Начальник цеха КиП и автоматики, лучший рационализатор сахарной отрасли Анатолий Со- лодОв из такой породы. На заводе он 38 лет — пришел за три месяца до его пуска, и с тех пор, несмотря на свой без малого семидесятилетний возраст, вызывает добрую зависть у тех, кто по моложе, энергией, смекалкой и упертостью. Один пример. Даже педантичные немцы, чьи линии установленына елецком сахзаводе, не смогли най ти удобного и надежного способа замера плотнос ти сиропа, а ведь от этого на 65 процентов зависит качество сахара. Солодов посидел, подумал, нари совал и сделал несложную систему «переливате- лей-успокоителей». Утер, что называется, нос ино странцам. Кстати, немецкие приборы, поставлен ные сорок лет назад под присмотром Анатолия Александровича, по сей день служат, как часы. «Киповский прибор —штука тонкая, на него ды шать нельзя», —наставляет молодежь Солодов. Последнее его детище — внушительного раз мера щит на самом видном месте первого этажа. Посмотрела я на графики, диаграммы, горящие лдмпочки и стрелки на вроде бы неказистом со оружении и подумала, что японцы бы наверняка все параметры перевели на «крутые» компьюте ры. «Так с компьютерами любой сможет, —оби делись на мою реплику стоящие вокруг солодовс- кого «ноу-хау» инженеры. —Попробовали быони на наших, три раза списанных станках микроны поймать». Почти четыре года назад после работыАнато лийАлександрович собиралщит ипродолжает его совершенствовать. Коллеги говорят, что ему цены нет, потому что теперь, как на ладони, видна ра ботаобжигательной печи и водопотребление. Рань ше по этажам бегали, чтобы проверить парамет ры. Теперь все показания водном месте и за ними следит каждый, независимо от должности. «Вот тут ваша прогрессивка», —говорит Солодов и ин женерам, ирабочим. Если наманометре упало дав ление, тосразу вопрос: почему? Ктолишнююструй ку открыл? Зачем? То же самое с печью. Каждо му благодаря стенду ясно, как она загружается и выгружается, а прежде процесс велся вслепую. Солодов придумал диаграмму, на которой легко отследить непрерывность потока. Появился про пуск — объясни! Прозевал нужную температур нуюотметку и вывел 36-метровуюмахину из строя —отвечай! К коллективной работе —одному из постула тов программы «Чистое производство»—елецкий рационализатор Солодов, наверное, добавил бы: коллективная ответственность. За цех, завод. И —за окружающую среду, за воздух, которым ды шим мы, наши дети и внуки. г. Елец. ТамараФЕ.ЦЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz